бесплатные рефераты

Социальное страхование

1999

2000

Изменение

1. Среднесписочная численность работников

134

156

116%

2. Фонд заработной платы на который начисляются страховые взносы

2019429

5062275

250%

Продолжение таблицы 2.1 Состояние расчетов предприятия по фондам социального страхования


 
3. Начислено

109049

273362

250%

4. Перечислено

53993

153302

284%

5. Перечислено/начислено

49,5%

56%



В 2000 г. (приложение А,Б,В,Г,Д) начислено в фонды социального страхования было в 2,5 раза больше, чем в 1999 г. Это произошло из-за того, что увеличилась средняя списочная численность работников на 16% и соответственно увеличился фонд заработной платы на 150%. Перечислений в фонды проводилось почти в 3 раза больше. Но эта тенденция не является положительной, так как из суммы начисленных средств в 1999 г. перечислено было всего 49,5%, а в 2000 г – 56% (включая выплату штрафов и задолженностей за прошлый год).

Начисление взносов в пенсионный фонд РФ производится от суммы фактически начисленного фонда оплаты труда.

Таблица 2.2 - Состояние расчетов предприятия по страховым взносам в пенсионный фонд РФ

Показатели

1999

2000

Изменение

1. Остаток задолженности

772466

-


2. Начислено

1505160

2078723

138%

3. Перечислено

975170

553964

58,6

4. Перечислено/начислено

64,8%

26,6%



При анализе состояния расчетов по взносам в пенсионный фонд РФ на предприятие (приложение Е,Ж,И,К,Л,М) также наблюдается не благоприятная тенденция. Остаток задолженности на 1.01.99 составлял 772466 руб. В 1999 г. было начислено 1505160 руб., а перечислено всего 64,8% (без учета задолженности), а если подсчитать состояние платежей с учетом неуплаченных штрафов и задолженности, то этот показатель составляет всего 43%. В 2000 г. состояние расчетов с пенсионным фондом ни сколько не улучшилось.

Государственный фонд занятости населения РФ является государственным внебюджетным фондом и федеральной собственностью РФ и предназначен

Таблица 2.3 - Состояние расчетов предприятия с фоном занятости

Показатели

1999

2000

Изменение

1. Фонд заработной платы на который начисляются взносы

2030019

5062275

249%

2. Начислено

50452

75933

150%

3. Причитается к уплате

81792

77849

95%

3. Перечислено

79876

55547

69,5%

4. Перечислено/ причитается к уплате

98%

71%



В 2000 г. фонд заработной платы на который начисляются взносы в фонд занятости увеличился почти в 2 раза (приложение Н,П), при этом начислено всего в 1,5 раза больше – это является следствием того, что в фонд заработной платы было включено больше сумм, которые не включаются в состав доходов, от которых отчисляются средства в фонд занятости (Например: по авторским договорам, единовременная материальная помощь в остальных случаях (включая безвозвратные ссуды и суммы, выданные работнику для погашения кредитов), денежные награды, присуждаемые за призовые места на соревнованиях, смотрах, конкурсах и т. п.)

Таблица 2.4 - Состояние расчетов предприятия по страховым взносам в фонд ОМС

Показатели

1999

2000

Изменение

1. Фонд заработной платы на который начисляются взносы

2005388

5025475

251%

2. Начислено

72195

180917

251%

3. Причитается к уплате

223177

267816

120%

4. Перечислено

166300

840580

505%


Самая благоприятная картина на предприятие наблюдается по расчетам с фондом ОМС – здесь сумма перечисленных средств увеличилась в 5 раз (приложение Р,С,Т,У). Хотя фонд заработной платы (как и по другим фондам увеличился в 2,5 раза)

Таблица 2.5 - Направление расходования средств фонда социального страхования

Направления использования

1999

2000

сумма

уд. вес

сумма

уд. вес

1. Пособия по временной нетрудоспособности

21718

81,7%

67712

43,5%

2. По уходу за детьми-инвалидами

1170

4,4%

3382

2,2%

3. Внешкольное обслуживание детей

3690

13,9%

6660

4,3%

4. Премирование страхового актива

-

-

77754

50%

Итого:

26579,5

100%

155508

100%


В 1999 г. большая часть средств фонда социального страхования расходовалась на выплату пособий по временной нетрудоспособности – 81,7%.

В 2000 г. структура расходов несколько изменилась – 50% было израсходовано на премирование страхового актива, а на выплату пособий по временной нетрудоспособности  только – 43,5%, что почти в 2 раза меньше, чем в 1999 г.

Данная тенденция является положительной, так как снижается удельный вес выплат по больничным листам, что говорит об улучшении здоровья работников и улучшается материальная сторона за счет выплаты премий.


2.3 Особенности расчетов по социальному страхованию и обеспечению с 1.01.2001

В соответствии со ст. 234 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) единый социальный налог предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан Российской Федерации на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Налогоплательщиками единого социального налога (далее -- налог) являются работодатели--организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые (семейные) общины малочисленных народов Севера, адвокаты, физические лица, производящие выплаты наемным работникам. Исключением являются организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

Индивидуальные предприниматели и адвокаты будут платить налог не только с сумм, выплачиваемых наемным работникам, но и с доходов от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, предусмотренных п. 1 ст. 221 НК РФ.

Глава 24 части второй НК РФ расширила круг плательщиков, а именно: плательщиками единого социального налога стали физические лица, выступающие в качестве работодателей и производящие выплаты наемным работникам.

Теперь законодательно закреплена норма (п. 2 ст. 235), в соответствии с которой, если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию, а именно: индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты являются плательщиками социального налога как со своего дохода, так и с дохода, начисленного в пользу наемных работников.

В главе 24 сохранена норма, в соответствии с которой не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативными (правовыми) актами субъектов Российской Федерации на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности.

В соответствии со ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для работодателей будут являться выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты.

Исключение: не будут являться объектом налогообложения различные выплаты физических лиц в пользу других физических лиц, не связанных с данным налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским и лицензионным договором.

Кроме того, выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме (сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей) признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб., в расчете на календарный месяц.

Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом обложения будет являться доход, определенный исходя из стоимости патента.

При определении налоговой базы будут учитываться все доходы (кроме тех, которые не подлежат налогообложению), начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных работникам материальных, социальных и иных благ или в виде материальной выгоды.

Необходимо отметить, что по данному налогу предлагается довольно широкий перечень сумм, не подлежащих налогообложению, в основном он содержит все выплаты, на которые сейчас не начисляются страховые взносы.

Так, в соответствии со ст. 238 НК РФ не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению, государственные пособия (пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком, по безработице, беременности и родам и т. д.), компенсационные выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Также в этот перечень входят такие социально значимые доходы, как суммы, полученные в связи с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных мероприятиях, возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников.

Не подлежат налогообложению суммы, уплаченные работодателями:

- документально подтвержденные расходы на лечение и медицинское обслуживание работников, их супругов, родителей или детей, которые оплачиваются из средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, при обязательном условии -- наличие у медицинских учреждений соответствующих лицензий;

- суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые работникам бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета, направленным на работу за границу (в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации);

- суммы страховых платежей (пенсионных взносов), выплачиваемых организацией по договорам добровольного страхования своих работников (договорам добровольного пенсионного обеспечения), заключенным со страховщиками и негосударственными пенсионными фондами, соответственно за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации.

Главой 24 предусмотрено, что при определении налоговой базы налогоплательщиками (работодателями) учитываются любые доходы (за исключением доходов, указанных в ст. 238 НК РФ), начисленные работникам в денежной или натуральной форме, в виде материальных, социальных и иных благ или в виде иной материальной выгоды.

Статья 237 содержит совершенно новую норму, в соответствии с которой вышеуказанные выплаты [выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков (работодателей) в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором] не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Новым является и то, что выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, а также выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, не признаются объектом налогообложения в части сумм, не превышающих 1000 рублей в расчете на календарный месяц.

Особенностью единого социального налога является то, что работодатель должен будет определять налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Пунктом 2 ст. 237 части второй НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей (то есть по нескольким местам работы).

Если работник получает налогооблагаемые доходы от нескольких работодателей и совокупная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, подпадает под иную ставку социального налога, право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога не возникает. Это обусловлено тем, что плательщиком единого социального налога является не сам работник, а работодатель. При этом производится начисление налога на выплаты в пользу работника, а не его удержание с заработной платы, как в подоходном налоге.

Что касается налоговой базы для индивидуальных предпринимателей, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, то при ее исчислении имеется отсылочная норма к отдельным статьям главы 23 “Налог на доходы физических лиц” НК РФ, в соответствии с которой к расходам могут быть отнесены только “профессиональные налоговые вычеты” (ст. 221). Отнесение к расходам “стандартных налоговых вычетов” (ст. 218 главы 23 НК РФ), “социальных налоговых вычетов” (ст. 219) и “имущественных налоговых вычетов” (ст. 220), которые участвуют в расчете подоходного налога, при расчете единого социального налога законом запрещено (п. 3 ст. 237 главы 24 НК_РФ).

Новым является еще и то, что с введением в действие главы 24 НК РФ налоговая база расширяется на сумму дополнительной материальной выгоды, к которой, в частности относятся:

— дополнительная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника;

— дополнительная выгода от приобретения работником и (или) членами его семьи у работодателя товаров (работ, услуг) на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами);

— материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 212 НКРФ;

— материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 9 п. 1 ст. 238 НК РФ), в случае если страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем.

Особо хочется отметить, что до введения единого социального налога его противники говорили, что “социальный налог” может всех оставить без пособий по государственному социальному страхованию, что у ФСС есть сейчас право расходования начисленных страховых взносов 'на выплату пособий по временной нетрудоспособности и других пособий непосредственно на предприятии, а в ФСС перечислять только разницу. Не будет ли означать введение социального налога отмену такого права, не придется ли потом работающим на предприятии идти еще в какие-то учреждения, стоять в очереди за получением своих денег?

Так вот, в главе 24 части второй НК РФ сохранен “остаточный принцип” определения налоговой базы по ФСС, а именно: сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиками на произведенные ими самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 243).

Налоговым периодом единого социального налога признан календарный год.

НК РФ определяет, что налогоплательщики-работодатели должны представлять налоговую декларацию один раз в год, а в течение года производить уплату авансовых платежей по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

Кроме того, банк не вправе выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не представил платежных поручений на перечисление налога.

В свою очередь, налогоплательщики, не являющиеся работодателями, будут обязаны производить уплату авансовых платежей на основании налоговых уведомлений:

а) за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

б) за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

в) за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период, подлежащих уплате налогоплательщиками, не являющимися работодателями, за исключением адвокатов, будет производиться налоговым органом в порядке, определенном главой 24.

Следует особо отметить, что несмотря на то, что налогоплательщики должны теперь представлять отчетность по единому социальному налогу налоговым органам, в НК РФ предусмотрена норма, в соответствии с которой за ними (налогоплательщиками) также закреплена обязанность представлять сведения в:

— ПФР — в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования;

— ФСС — о суммах, использованных на выплаты по государственному социальному страхованию.

Необходимость представления данных сведений в ФСС продиктована тем, что по ФСС в законодательстве заложен “остаточный” принцип зачисления части суммы социального налога, подлежащей зачислению в данный фонд, о котором говорилось ранее.

Единый налог исчисляется по регрессивной шкале ставок. Согласно ст. 241 НК РФ для налогоплательщиков, выступающих в качестве работодателей (кроме организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции), установлена следующая шкала ставок (приложение  ).

С введением единого социального налога на налогоплательщика-работодателя ложится обязанность по исчислению данного налога в расчете на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года по регрессивной шкале по ставкам, установленным ст. 241 главы 24 для различных категорий плательщиков.

При исчислении суммы социального налога не пользуется величина налоговой базы в среднем на одного работника, а затем производится расчет суммы налога в зависимости от того, в какой уровень регрессивной шкалы попала налогооблагаемая база, то есть: — до 100 000 рублей; — от 100 001 рубля до 300 000 рублей; — от 300 001 рубля до 600 000 рублей; — свыше 600 000 рублей. Следует отметить, что НК РФ предусмотрены следующие необходимые условия для использования регрессивной шкалы налогоплательщиками - работодателями, а именно:

— в предыдущем налоговом периоде величина налоговой базы в среднем на одного работника должно превышать 50 000 тыс. рублей.

Если налогоплательщик осуществляет деятельность менее одного налогового периода, но не менее трех месяцев, в целях расчета величины налоговой базы в среднем на одного работника накопленная за последний квартал величина налоговой базы в среднем на одного работника должна быть умножена на четыре.

Кроме того, при расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника в организациях с численностью работников свыше 30 человек не должны учитываться 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) — 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы;

— на момент уплаты налога за истекший месяц накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника должна быть больше суммы, ровной 4200 рублям, умноженным но количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде.

В случае невыполнения вышеназванных условий расчет социального налога производится по ставкам, установленным для величины налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 рублей (в данном Федеральном законе они являются максимальными), независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

При введении регрессивной шкалы преследуется цель выведения из “тени” части заработной платы, так как с увеличением начислений в пользу работника снижается размер отчислений единого социального налога, а введение определенных условий ее применения направлено на то, чтобы высокая заработная плата (выплаты в пользу работника) на предприятии выплачивались всем работникам, а не определенной группе лиц либо только руководящему составу.

Необходимо отметить, что с введением в действие главы 24 возникает множество вопросов, связанных с введением единого социального налога, которые должны найти отражение в дополнительных нормативных актах. Должны также быть решены вопросы взаимодействия налоговых органов и органов государственных внебюджетных фондов, а также налогоплательщиков с данными органами.

В заключение следует отметить, что отдельные положения главы 24 требуют существенной доработки, и в настоящее время проводится работа по внесению в нее дополнений и изменений.


3. Аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению

3.1 Понятие и сущность аудита

Слово “аудитор” — латинского происхождения и в переводе на русский язык означает “слушатель”. Так в духовных учебных заведениях называли отлично успевающего ученика, который по поручению учителя производил доверительную проверку других учащихся (слушал их) на предмет усвоения ими пройденного материала и выполнения задания.

Такого рода доверительные отношения существуют в аудиторской деятельности (аудите), в первооснове представляющей собой процесс проверки аудиторами (аудиторскими фирмами или товариществами) правильности ведения бухгалтерского учета, осуществляемого экономическими субъектами.

Под экономическими субъектами согласно Постановлению Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355 понимаются независимо от организационно-правовых форм и видов собственности предприятия, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения, банки и другие кредитные учреждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность, а также аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно.

Приведенное определение аудиторской деятельности не является исчерпывающим, поскольку оно отражает лишь одно, хотя и важнейшее, направление — бухгалтерский аудит.

Между тем в аудиторской деятельности значительное место занимают и другие виды работ, прежде всего консультационные услуги, в частности, консультации по правовым вопросам и налогообложению, а также менеджменту, маркетингу и информационной технологии.

Аудиторские фирмы нередко принимают на себя и бухгалтерские функции: составление финансовой отчетности на хозяйствующих субъектах, ведение бухгалтерской документации.

Сфера аудиторской деятельности непрерывно расширяется, включая в себя новые виды работ и услуг, выполняемых в интересах заказчиков, в том числе в сфере бухгалтерского учета, организации труда и заработной платы, оценки материальных ценностей и т.д.

Аудиторская служба в России находится пока в начальном периоде развития и еще не завоевала должного авторитета ни среди предпринимателей, ни среди государственных органов и общественности.

Отметим некоторые основные этапы истории развития аудиторской деятельности. Аудит и соответственно профессия бухгалтера-аудитора как таковые появились первоначально в Англии в середине прошлого века, а затем, через незначительный промежуток времени, еще в ряде экономически развитых стран — США, Германии, Франции и некоторых других.

Несомненно, что возникновение аудита как новой доверительной формы проверки финансово-экономической деятельности экономических субъектов вызвано появлением новых организационно-правовых форм этих субъектов и, прежде всего таких, как акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, всякого рода совместные предприятия и компании. При этом управление новыми экономическими субъектами собственники предприятий все чаще и чаще стали доверять профессионалам — экономистам, юристам, менеджерам.

Понятно, что действительные собственники (отошедшие отдел капиталисты, держатели акций, облигаций и других ценных бумаг) были заинтересованы в получении достоверной информации о финансово-экономическом положении “родных” предприятий и организаций, обоснованных заключений по их ближайшей и долговременной перспективе. Безусловно, владельцы предприятий не могли мириться с потерей своих капиталов в результате внезапных банкротств “опекаемых” предприятий, количество которых (банкротств) возрастало.

Мировой экономический кризис 1929—1933 гг., вызвавший массовые банкротства предприятий и организаций различных экономических и управленческих форм и структур, а особенно акционерных обществ, явился мощным стимулом дальнейшего развития аудиторской деятельности, которая в последующие годы совершенствовалась в направлении организационно-правовых основ. В частности, решались вопросы разделения “сфер влияния” с государственными органами финансового контроля, развивались организационные структуры органов аудита (от одиночных самостоятельных бухгалтеров-аудиторов до аудиторских фирм, в том числе транснациональных); устанавливались в правовом отношении такие виды аудита, как аудит внешний и внутренний, обязательный и добровольный, отрабатывались соответствующие методики проведения проверок; повышались требования к квалификации и компетентности аудиторов и их ответственности за качество проведенных проверок, обоснованности выданных рекомендаций. Особое внимание уделялось формированию этических и поведенческих норм во взаимоотношениях аудиторов с клиентами, соблюдению принципа доверительности и конфиденциальности, как в процессе проведения проверки, так и после выдачи заключения по ее результатам.

Необходимо отметить, что аудиторская деятельность как таковая порождена рыночной экономикой и является составной частью механизма этой экономики.

В настоящее время в экономически развитых странах аудиторские организации осуществляют свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, значительной насыщенности рынка оказываемых услуг, постоянно расширяя их ассортимент и наращивая объемы. Это позволяет удержаться на “плаву” и получать достаточно высокие прибыли.

В мировой практике аудиторский контроль подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний аудит по ряду признаков вполне можно назвать внутрихозяйственным аудитом, являющимся составной частью внутриведомственного контроля. С другой стороны, внутренний аудит имеет много общего с внешним аудитом по содержанию и методам проведения, и в значительной мере является информационной базой для аудита внешнего, выполняемого независимыми аудиторскими фирмами и аудиторами, работающими самостоятельно.

При должной организации внутреннего аудита на предприятии существенно сокращаются объем и содержание внешнего аудита, проводимого в предусмотренных действующим порядком случаях.

Вместе с тем между внутренним и внешним аудитом имеются существенные различия. Это прежде всего различия в уровнях независимости. Органы внутреннего аудита организуются на самих предприятиях, подчиняются его руководству и находятся полностью на их содержании. В связи с этим независимая деятельность органов внутреннего аудита возможна, как правило, только в отношении структурных подразделений предприятия, деятельность которых подвергается проверке.

Что касается органов внешнего аудита, то они полностью как материально, так и организационно независимы от аудируемого предприятия и осуществляют свою деятельность на договорной основе.

Очень важно, чтобы деятельность органов (групп) внутреннего аудита на предприятии была четко регламентирована соответствующим Положением, предусматривающим их права и обязанности, а также гарантии руководства предприятий по обеспечению их эффективной работы.

Практика показывает целесообразность сокращения численности постоянного состава сотрудников органов внутреннего аудита и привлечения в необходимых случаях (например, при более глубоких внеплановых ревизиях) специалистов со стороны, что должно заранее быть оговорено.

Существенные различия между внутренним и внешним аудитом вытекают также из их основных задач и из времени выполнения работы.

Если основной задачей внутреннего аудита является подготовка информационных материалов о финансово-экономическом состоянии данного предприятия для руководства, то главная задача внешнего аудита — подготовка соответствующего заключения для внешних заинтересованных пользователей — акционеров, инвесторов, налоговой службы, банков, партнеров, органов власти и т.д.

Внутренний аудит, являясь составной частью внутрихозяйственного контроля на предприятии, осуществляется непрерывно, внешний аудит проводиться периодически, как правило, один раз в год.

В международной практике аудит подразделяется на обязательный и добровольный. Подобного рода деление наметилось и в России.

Согласно Временным правилам аудиторские проверки могут быть обязательными и инициативными.

Обязательные проверки экономических субъектов проводятся в случаях, прямо установленных актами законодательства РФ, а также по поручению органов дознания и следователей при наличии санкции прокурора, суда и (или) арбитражного суда, данному в соответствии с процессуальным законодательством РФ аудитору (аудиторской фирме). Во исполнение упомянутых выше Указов Президента РФ от 22 декабря

1993 г. № 2263 и от 24 декабря 1994 г. № 1355 утверждены “Основные критерии (система показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке”. Данным Постановлением Правительства РФ также определено понятие “экономический субъект”, установлены сроки введения обязательного аудита для групп экономических субъектов (начиная с отчета за

1994 г. или за 1995 г.), даны соответствующие поручения Министерству финансов РФ и Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Согласно указанным основным критериям деятельности подлежат обязательной ежегодной проверке следующие группы экономических субъектов:

а) По организационно-правовой форме: акционерные общества открытого типа, при наличии на конец отчетного года свыше 100 участников (акционеров) — начиная с отчета за 1994 г.;

б) По виду деятельности:

- банки и другие кредитные учреждения;

- страховые организации и общества взаимного страхования;

- товарные и фондовые биржи;

- инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);

- внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;

- благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;

- другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена Федеральными Законами, Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ.

Обязательная аудиторская проверка перечисленных экономических субъектов введена начиная с отчета за 1994 г.

в) По источникам формирования уставного капитала (уставного фонда) — экономические субъекты, в чьем уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

Обязательная аудиторская проверка введена начиная с отчета за 1994 г.

г) По финансовым показателям деятельности — экономические субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

- объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 000 раз установленный законодательством РФ минимальный месячный размер оплаты труда (в среднегодовом исчислении за отчетный год);

- суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 000 раз установленный законодательством РФ минимальный месячный размер оплаты труда (в среднегодовом исчислении за отчетный год). Обязательная аудиторская проверка вводится начиная с отчета за 1995 г. “Временными правилами” предусмотрены значительные штрафы за уклонение экономических субъектов от проведения обязательных аудиторских проверок, либо препятствование их проведению, взыскиваемые установленным порядком в доход бюджета РФ (в сумме до 500-кратного размера установленной Законом минимальной оплаты труда — с экономического субъекта и до 100-кратного — с руководителей).

Инициативные проверки проводятся по решению самих экономических субъектов.

Так, если предприятия и организации (особенно малые фирмы), сочтут целесообразным получить более объективную и беспристрастную оценку своего финансово-экономического положения, то с этой целью могут обратиться в аудиторскую фирму.

Можно предположить, что по мере развития рыночной экономики, усиления конкуренции и усложнения партнерских связей практика инициативных проверок существенно расширится. Хозяйствующим субъектам будет экономически выгодно подвергнуться аудиту, нежели потерять выгодные партнерские связи и сделки.

Решению задачи повышения эффективности аудиторских проверок в Российской Федерации будет способствовать дальнейшее насыщение рынка аудиторами и аудиторскими организациями, число которых пока еще невелико, что практически исключает конкурентную борьбу между ними и поэтому не обеспечивает должного качества работы.


3.2 Проверка правильности бюджетных и внебюджетных платежей предприятия

Как известно, в настоящее время налоговая политика в Российской Федерации крайне несовершенна и в значительной мере способствует искусственному банкротству предприятий, изъятию у них практически большей части прибыли, полученной от хозяйственной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ