Совершенствование системы адаптации персонала в образовательном учреждении
Совершенствование системы адаптации персонала в образовательном учреждении
Федеральное агентство по образованию
Омский государственный университет им. Ф.М.
Достоевского
Центр делового образования
Выпускная работа
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
(НА ПРИМЕРЕ ГОУ СПО «ОХПК»)
Выполнила слушатель
____________________
(подпись)
Научный руководитель:
Ларионова Т.М., к.э.н., доцент
_____________________
(подпись)
Омск – 2006г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………3
Глава 1. АДАПТАЦИЯ
ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ.
ОСНОВЫ
ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ………………………………..5
1.1. Сущность и типология адаптации……………………………………………………..5
1.2. Этапы, методы и программы адаптации………………………………………………7
1.3. Особенности управления системой адаптации……………………………………….9
Глава 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
В ГОУ СПО «ОХПК» …………………………………………………………………10
2.1. Общие сведения об организации……………………………………………………10
2.2. Анализ системы управления ГОУ СПО «ОХПК»………………………………….14
2.3. Анализ системы управления персоналом…………………………………………..18
2.4. Анализ системы адаптации персонала в ГОУ
СПО «ОХПК»……………………..22
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ В ГОУ СПО
«ОХПК»…..24
3.1. Методика проектирования системы адаптации
персонала………………………..24
3.2. Определение функций управления адаптацией……………………………………26
3.3. Программа адаптации сотрудников ГОУ СПО
«ОХПК»………………………….28
3.4. План реализации проекта……………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………..35
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях управление персоналом играет ключевую роль в любой
организации, так как эффективность использования трудового потенциала
предприятия обусловливает его рыночную устойчивость, успешность
функционирования и перспективы развития.
Необходимым звеном системы управления персоналом является адаптация сотрудников
на рабочем месте. Правильно выстроенный процесс адаптации с одной стороны
снимает многие негативные факторы внутренней среды организации, а с другой -
является хорошим мотивационным инструментом.
В современной России не уделяется достаточно внимания вопросу адаптации
персонала и связанным с ним проблемам. Многие государственные предприятия и
коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. Это справедливо
и для системы среднего профессионального образования, в которой осуществляет
свою деятельность государственное образовательное учреждение среднего
профессионального образования «Омский художественно – промышленный колледж»,
выбранное нами для анализа, проектирования и внедрения системы адаптации
персонала. Общая ситуация в профессиональной школе характеризуется
противоречием между количеством, качеством труда и его вознаграждением.
Социально-экономический кризис российского образования отражается в первую
очередь на кадрах ССУЗов. Массовый отток молодых и перспективных специалистов в
другие сферы, общее старение персонала требуют актуализации основных ресурсов
управления образовательными организациями.
Цель выпускной работы – разработка проекта совершенствования системы
адаптации в ГОУ СПО «ОХПК».
Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:
·
проанализировать теоретические аспекты адаптации;
·
изучить и оценить данный процесс в ГОУ СПО «ОХПК»;
·
обосновать методы и технологию адаптации
сотрудников в ГОУ СПО «ОХПК»;
·
выработать практические рекомендации по созданию
системы адаптации в колледже.
Объектом исследования является адаптация персонала в государственном образовательном
учреждении среднего профессионального образования «Омский
художественно-промышленный колледж».
Предметом исследования выступает управление системой адаптации персонала в ГОУ СПО «ОХПК».
Методологическую основу выпускной работы
составляют важнейшие положения системного подхода к управлению персоналом (Л.
фон Берталанфи, В.П. Половинко, И. Пригожин, В.П. Симонов), которые
рассматривают адаптацию как объективный элемент системы, взаимодействующий с
другими элементами в динамике их развития.
Информационной базой выпускной работы являются
фактические материалы, опубликованные в научной литературе, научно-популярных
изданиях и периодической печати.
При изучении системы адаптации в колледже
использовались следующие методы: анализ статистической информации, анкетирование
различных категорий персонала организации, наблюдение за трудовым поведением
сотрудников, анализ кадровой документации колледжа.
Глава 1. АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ.
ОСНОВЫ
ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ
1.1.
Сущность и типология адаптации
Прямым продолжением процессов отбора и приема новых
сотрудников в организацию является процесс адаптации. Вхождение работника в
новые условия труда ставит его перед необходимостью включения в систему
внутриорганизационных отношений. Организация, в свою очередь, заинтересована в
том, чтобы принятый на работу в оптимальный срок освоил свои функциональные
обязанности и начал работать с максимальной отдачей. Решить эти проблемы,
призваны процедуры адаптации.
Адаптация – это взаимное
приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной
врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и
организационно-экономических условиях труда [4; 176].
С позиции системного подхода адаптация как элемент системы
управления персоналом
выполняет внутрисистемные функции [6; 78]:
·
определение темпа роста результативности труда;
·
формирование микрогрупп;
·
формирование социальной роли адаптанта.
реализует принципиальные цели:
·
уменьшение стартовых издержек;
·
снижение озабоченности и неопределенности у новых
работников, сокращение текучести рабочей силы;
·
экономия времени руководителя и сотрудников;
·
развитие позитивного отношения к работе,
удовлетворенности работой [4; 181].
способствует интеграции работника в организацию.
В самом общем виде задача адаптации – сбалансировать,
привести в соответствие взаимные нормы и ценности, а также требования,
предъявляемые организацией и сотрудником друг к другу. Типология
адаптации может быть представлена в виде таблицы [5; 103]:
Таблица 1.1 Типология адаптации
№
п/п
|
Критерии
типологии
|
Типы адаптации персонала
|
1
|
Компоненты системы адаптации персонала
|
Профессиональная(производственная),
психофизиологическая, организационная, социально-психологическая,
экономическая, внеорганизационная
|
2
|
Наличие опыта профессиональной или служебной
деятельности
|
Первичная, вторичная
|
3
|
Сферы адаптации
|
Адаптация в новой организации, адаптация в
новой должности
|
4
|
Субъекты
адаптации
|
Адаптация
работника, адаптация работы к человеку
|
- Компоненты системы адаптации:
- профессиональная(производственная)адаптация – освоение сотрудником своих функциональных обязанностей на
рабочем месте; цель – формирование профессионально важных качеств
личности;
- психофизиологическая адаптация – приспособление работника к психофизиологическим нагрузкам и
условиям труда; цель – приведение в соответствие возможностей работника и
условий труда;
- организационная адаптация – формирование представлений о роли и статусе рабочего места
(должности) в организационной структуре компании; цель – усвоение
сотрудником стандартов, формальных и неформальных норм и правил компании;
- социально – психологическая адаптация – вовлечение нового сотрудника в систему взаимоотношений
коллектива; цель – преодоление сотрудником неуверенности в новой
организации;
- экономическая адаптация – формирование удовлетворенности системой оплаты труда и
материальных поощрений;
- внеорганизационная адаптация – общение с коллегами в нерабочее время по нерабочим вопросам.
- Наличие опыта профессиональной деятельности:
- первичная адаптация – приспособление молодых кадров, не имеющих опыта
профессиональной деятельности;
- вторичная адаптация – приспособление работников, имеющих опыт профессиональной
деятельности.
- Сферы адаптации:
- адаптация в новой организации – приспособление работников, впервые устроившихся в организацию,
независимо от занимаемой должности;
- адаптация в новой должности – приспособление сотрудников:
- работающих в организации
и получивших новую должность;
-
занимающих в новой организации, какую - либо должность впервые в своей профессиональной
деятельности.
- Субъекты адаптации:
- адаптация работника – освоение профессиональной деятельности;
- адаптация работы к сотруднику – организация рабочего места в соответствии с эргономическими
требованиями, регулирование режима и условий труда.
Из приведенной типологии видно, что компоненты
системы адаптации взаимосвязаны, взаимозависимы и выполняют свои функции в
постоянном взаимодействии. Выстраивая в организации процесс адаптации
сотрудников, необходимо учитывать все типы адаптации и влияние ее компонентов
на такие целевые объекты управления персоналом, как отношение к труду, трудовое
поведение и результативность труда.
В.Р. Веснин отмечает, что
сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия
деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды,
индивидуально-психологических свойств личности [1; 207].
1.2.
Этапы, методы и программы адаптации
Современные теории управления адаптацией
выделяют в указанном процессе четыре ключевых этапа [7; 240].
1.Этап оценки уровня подготовленности новичка позволяет разработать наиболее эффективную программу адаптации,
учесть опыт профессиональной деятельности работника в других компаниях для
коррекции срока адаптации.
2. Этап ориентации включает работника в
практическое знакомство с компанией, подразделением, общими требованиями и
своими функциональными обязанностями.
3. Этап действенной адаптации помогает сотруднику приспособиться к своему статусу, начать строить
отношения с коллегами и руководителем, от теоретической ориентации перейти к
практической.
4. Этап функционирования
завершает процесс адаптации, преодолеваются производственные и межличностные
проблемы, происходит переход к стабильной работе.
Тщательно разработанная процедура введения
нового сотрудника в организацию может нивелировать проблемы, связанные с
временным периодом вхождения в должность, производительностью труда и социально
– психологическим издержками.
Рассматривая этапы трудовой адаптации нельзя не
сказать о факторах, влияющих
на ход, сроки, темпы и результаты этого процесса. С.А.
Карастелин и Г.Б. Поляк делят их
на две группы: личностные и производственные [3; 200].
Таблица 1.2 Факторы адаптации
Личностные
|
Производственные
|
Социально –
демографические
(стаж, возраст,
образование, квалификация, социальное происхождение)
|
Профессиональные
(содержание
трудовой деятельности)
|
Социально-гигиенические
(условия труда и
правила внутреннего распорядка, организация труда, руководство)
|
Психологические
(уровень
притязаний, восприятие самого себя)
|
Организационно-управленческие (возможности повышения квалификации , участия
в обсуждении принимаемых решений)
|
Социологические
(степень
профессионального интереса, степень материальной заинтересованности, наличие
установки на обучение, знание производственных перспектив)
|
Виды, способы и
продолжительность передвижения на работу
|
Экономические
(система оплаты
труда и материального стимулирования)
|
Социально –
психологические
(климат в
коллективе, стиль руководства, система нематериальных поощрений)
|
Существует большое разнообразие методов
адаптации, которые можно разделить на три основные группы.
- Экономические методы обеспечивают предоставление льгот в первые месяцы работы в виде
понижения:
- норм выработки для рабочих;
- требований для специалистов и управленческих
работников.
- Организационно – административные методы устанавливают контроль хода адаптации работника и применение
корректирующих действий.
3.
Социально – психологические методы вовлекают работника в различные связи и взаимодействия в коллективе,
способствуют более быстрому введению в должность.
Применяемые в организациях адаптационные программы
делятся на общие и специализированные [4; 185].
Общая программа адаптации касается в целом всей организации и дает представление о компании, ее
политике, структуре, оплате труда, дополнительных льготах, охране труда,
профсоюзе, службе быта.
Специализированная программа адаптации охватывает вопросы, связанные с конкретным подразделением, рабочим
местом и формирует представления о производственных функциях, обязанностях и
ответственности, правилах и предписаниях.
А.Я. Кибанов отмечает, что при составлении
программ адаптации, следует учитывать такие категории работников, как
специалисты без опыта работы, сотрудники старшего поколения, инвалиды,
вернувшиеся с учебных курсов, вышедшие из отпуска по уходу за ребенком женщины,
так как им зачастую труднее вписаться в должность и коллектив.
1.3.
Особенности управления системой адаптации
Под управлением адаптацией понимается процесс
целенаправленного воздействия на факторы, определяющие эффективность взаимного
приспособления работника и организации. Разработка механизма управления
адаптацией строится по трем основным направлениям:
·
закрепление структурных функций управления
адаптацией – подразумевает
создание службы адаптации или назначение ответственного работника с целью
организации, координации и контроля процесса; возможные варианты:
-создание соответствующего
подразделения в структуре системы управления
персоналом;
- распределение специалистов, осуществляющих адаптацию по подразделениям;
-осуществление наставничества.
·
разработка технологии процесса управления адаптацией – определяет, кто и каким образом будет
использовать различные методы, формы и инструменты адаптации на основных этапах
процесса;
·
информационное обеспечение управления
адаптацией – включает сбор и
оценку показателей степени и продолжительности адаптации; к таким показателям
относятся:
-объективные – характеризуют эффективность профессиональной деятельности работника;
-субъективные – определяют удовлетворенность работника своей профессией, условиями
труда и коллективом.
Источниками информации о показателях адаптации
служат документация организации (отчеты о движении рабочей силы, количественном
и качественном составе работников, причинах движения работников и т.д.) и
результаты опросов адаптантов и их непосредственных руководителей (об
удовлетворенности работой, выполнении норм, качестве труда, дисциплине и т.д.).
Очевидно, что функции управления адаптацией в
организации распределяются между линейным руководителем, наставником и службой
управления персоналом. При этом значительная часть обязанностей и полномочий
лежит на руководителе и наставнике. За
службой управления персоналом остается функция
администрирования и контроля процесса
адаптации [11; 31].
Вывод: адаптация как подсистема системы
управления персоналом имеет четкую структуру, обладает экономически и социально
обусловленными технологиями воздействия на персонал. Адаптация несет
значительную нагрузку в сфере кадрового обеспечения организации и тесно
связана со всеми остальными элементами системы управления персоналом. Ее
содержание выработано в процессе практики работы с кадрами и включает основные
принципы функционирования и развития целостной системы управления персоналом.
Глава 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
В ГОУ СПО «ОХПК»
2.1. Общие сведения об организации
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования «Омский художественно – промышленный
колледж» был создан в 1973 году как среднее профессионально – техническое училище
№66. За тридцатитрехлетнюю историю учреждение претерпело три реорганизации: в
1992 году – объединение с СПТУ №8; в 1996году – преобразование в художественный
лицей; в 2002 году – в художественно – промышленный колледж.
Колледж является юридическим лицом, имеет в
оперативном управлении обособленное имущество, имеет самостоятельный баланс,
лицевые счета, для учета операций по исполнению расходов федерального и других
бюджетов, а также средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей
доход деятельности.
Учредителем ГОУ СПО «ОХПК» является Федеральное
агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации.
Отношения между колледжем и учредителем регламентируются действующим
законодательством Российской Федерации, а также заключаемым между ними
договором.
В ГОУ СПО «ОХПК» ведется подготовка по трем
специальностям среднего профессионального и четырем профессиям начального
профессионального образования.
Колледж осуществляет образовательную
деятельность:
а) подготовку специалистов по программам среднего и
начального профессионального образования за счет бюджета государственных
заданий (контрольных цифр);
б) подготовку специалистов по программам среднего и
начального профессионального образования сверх финансируемых за счет бюджета
государственных заданий (контрольных цифр) в пределах, установленных лицензией;
в) платные дополнительные услуги, не предусматриваемые
соответствующими образовательными программами и государственными
образовательными стандартами.
Колледж осуществляет предпринимательскую
деятельность:
а) сдача в аренду основных фондов и имущества;
б) реализация различных видов услуг и производственной
продукции, полученной в результате учебно-производственной деятельности;
в) оказание информационно-консультационных услуг.
Финансирование колледжа осуществляется из
Федерального бюджета и из внебюджетных источников.
Таблица 2.1 Источники и объемы финансирования
ГОУ СПО «ОХПК»
Года
|
Средства Федерального бюджета
(тыс. руб.)
|
Средства дополнительного финансирования, полученные в виде арендной
платы
(тыс. руб.)
|
Внебюджетные средства
(тыс. руб.)
|
2003
|
8897,9
|
146,6
|
898,5
|
2004
|
13794,3
|
191,1
|
2205,1
|
2005
|
14460,5
|
187,4
|
3173,5
|
Таблица 2.2 Источники и объемы внебюджетных
средств колледжа
Года
|
Платные образовательные услуги
(тыс. руб.)
|
Добровольные пожертвования
(тыс. руб.)
|
Прочие поступления (тыс. руб.)
|
2003
|
356,6
|
310,8
|
231,2
|
2004
|
1585,8
|
139,0
|
400,3
|
2005
|
2099,8
|
664,7
|
409,0
|
Внебюджетные средства формируются за счет
поступающей платы за оказываемые образовательные услуги и за счет добровольных
пожертвований юридических и физических лиц.
Средства Федерального бюджета и внебюджетных
источников расходуются на обеспечение образовательного процесса, согласно
утвержденным на финансовый год сметам доходов и расходов.
Таблица 2.3 Статьи расходов
Статьи расходов
|
Процент от общих расходов
|
20003
|
2004
|
2005
|
Заработная плата
Начисления на заработную плату
|
36
13,0
|
29,7
10,6
|
35,9
9,4
|
Стипендия
|
7,3
|
8,2
|
7,1
|
Питание, обмундирование
|
12,8
|
19,1
|
7,3
|
Оздоровление студентов
|
-
|
0,3
|
1,4
|
Коммунальные услуги
|
17,6
|
12,3
|
12,0
|
Учебные расходы
|
2,1
|
0,6
|
1,7
|
Хозяйственные расходы
|
2,9
|
1,2
|
3,5
|
Ремонт
|
3,7
|
7,0
|
11,0
|
Транспорт
|
2,4
|
6,2
|
5,1
|
Развитие материально-технической базы (приобретение основных средств)
|
2,2
|
4,8
|
5,6
|
ГОУ СПО «ОХПК» осуществляет все виды
оперативного учета, отчетности и контроля, установленные законодательством
Российской Федерации для бюджетных учреждений.
Специфика деятельности колледжа делает основным
его ресурсом кадры. Анализ персонала показывает, что во всех группах
сотрудников доминируют женщины (таблицы 2.4 и 2.5).
Таблица 2.4 Численность персонала по подразделениям и службам.*
Подразделение
(служба)
|
Всего на конец 2005 года
|
В том числе
|
Пенсионеры
|
Женщины
|
Мужчины
|
Женщины
|
Мужчины
|
Административно
– управленческий персонал
|
17
|
13
|
4
|
1
|
1
|
УЧЕБНАЯ ЧАСТЬ
|
Профессорско-преподавательский
состав
|
28
|
21
|
7
|
5
|
3
|
Учебно –
вспомогательный персонал
|
12
|
11
|
1
|
-
|
-
|
УЧЕБНО – ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СЛУЖБА
|
Инженерно-
педагогические работники
|
13
|
13
|
-
|
3
|
-
|
Учебно –
вспомогательный персонал
|
3
|
1
|
2
|
-
|
1
|
ОРГАНИЗАЦИОННО – ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА
|
Педагоги
дополнительного образования
|
3
|
3
|
-
|
-
|
-
|
Социально –
психологическая служба
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
Воспитатели
общежития
|
3
|
2
|
1
|
-
|
-
|
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
|
Методист
|
1
|
1
|
-
|
1
|
-
|
АДМИНИСТРАТИВНО – ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СЛУЖБА
|
Рабочие из числа
обслуживающего персонала по учебному корпусу
|
14
|
13
|
2
|
1
|
2
|
Рабочие из числа
обслуживающего персонала по общежитию
|
12
|
9
|
3
|
4
|
2
|
Учебно –
вспомогательный персонал
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
|
Бухгалтерия
|
3
|
3
|
-
|
-
|
-
|
ВСЕГО
|
115
|
94
|
21
|
15
|
9
|
*Данные в таблице
приведены без учета совместителей.
Таблица 2.5 Сведения о движении персонала.
Контингент сотрудников
|
Сентябрь 2004г.
(2004-2005 уч. г.)
|
Прибыло
|
Выбыло
|
Август 2005г.(2004-2005 уч.г.)
|
Всего
|
Женщин
|
Мужчин
|
Всего
|
Женщин
|
Мужчин
|
Пенсионе-
ры
|
Женщин
|
Мужчин
|
Руководители
+ совместители
|
15
-
|
13
-
|
2
-
|
3
-
|
1
-
|
17
-
|
13
-
|
4
-
|
1
-
|
1
-
|
Преподаватели
+ совместители
|
29
27
|
23
19
|
6
8
|
10
8
|
11
7
|
28
28
|
21
18
|
7
10
|
4
3
|
1
2
|
Мастера п/о
+ совместители
|
11
-
|
11
-
|
-
-
|
4
2
|
2
-
|
13
2
|
13
1
|
-
1
|
3
-
|
-
-
|
Учебно-вспомогательный
персонал
+ совместители
|
26
-
|
25
-
|
1
-
|
9
-
|
7
-
|
28
-
|
25
-
|
3
-
|
5
-
|
1
-
|
Обслуживающий
персонал
+ совместители
|
28
-
|
25
-
|
3
-
|
4
-
|
6
-
|
26
-
|
20
-
|
6
-
|
6
-
|
5
-
|
Всего
+ совместители
|
109
27
|
97
19
|
12
8
|
30
10
|
27
7
|
112
30
|
92
19
|
20
11
|
19
3
|
8
2
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|