Совершенствование системы адаптации персонала в образовательном учреждении
Таблица 2.6 Возрастной состав персонала.*
Категория персонала
|
Всего
(чел.)
|
По возрасту (человек)
|
До
35 лет
|
До
40 лет
|
41-50
лет
|
51- 65
лет
|
65
лет
|
Сред-
ний
воз-
раст
|
Административно-управленческий
персонал
|
17
|
1
|
3
|
8
|
4
|
1
|
47,1
|
Профессорско-преподавательский
персонал
|
56
|
17
|
6
|
13
|
20
|
-
|
43,9
|
Инженерно-педагогические
работники
|
15
|
7
|
2
|
3
|
3
|
-
|
39
|
Учебно-вспомогательный
персонал
|
28
|
10
|
6
|
4
|
7
|
1
|
41,5
|
Обслуживающий
персонал
|
26
|
3
|
-
|
8
|
11
|
4
|
51,8
|
Всего
|
142
|
38
|
17
|
36
|
45
|
6
|
44,6
|
* Данные в таблице
приведены с учетом совместителей.
Довольно велик удельный вес работников
пенсионного возраста. Кадровый состав по подразделениям свидетельствует, что
число работающих пенсионеров в административно-управленческом аппарате
составляет 11%, в профессорско-преподавательском составе – 17,8%, среди
инженерно-педагогических работников – 27%, в научно –методической службе – 28%
и наибольшее число лиц пенсионного возраста в административно – хозяйственной
службе 42%.
Как следует из таблицы 2.6, средний возраст
профессорско-преподавательского состава составляет 43,9 лет. Тенденция старения
коллектива в основном объясняется достаточно низким показателем средней
заработной платы и непопулярностью отрасли. В 2004-2005 учебном году средняя
заработная плата составляла 4997,46 рублей с учетом более высокого уровня
зарплаты руководителей колледжа. Другими словами заработная плата многих
работников ниже приведенной величины.
Число принятых на работу в 2004 -2005 учебном
году составляет 28%, а удельный вес уволенных – 23,9% от общего числа
работников (с учетом совместителей). Текучесть кадров довольно высока. По
данным статистических отчетов колледжа за рассматриваемый период из каждых пяти
принятых один уже уволился, что составляет 20% всех принятых.
Проведенный анализ показывает, что кроме низкой
заработной платы и непопулярности отрасли очевидно наличие серьезных проблем в
системе адаптации персонала в ГОУ СПО «ОХПК».
2.2
Анализ системы управления ГОУ СПО
«ОХПК»
Согласно Уставу, колледж создан в целях удовлетворения
потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии
посредством получения среднего профессионального образования и удовлетворения
потребностей общества в квалифицированных специалистах со средним
профессиональным образованием.
Задачам колледжа соответствует его организационная структура
линейно-функционального типа. Такая структура в достаточной мере сочетает
линейные подразделения, выполняющие основной объем деятельности со службами,
реализующими непосредственно функции управления. Функциональное разделение
управленческой деятельности колледжа позволяет руководству решать задачу
рационального взаимодействия с внешней и внутренней средой.
Общее руководство образовательным учреждением осуществляет
Совет колледжа, избранный на общем собрании трудового коллектива.
Непосредственное управление деятельностью колледжа осуществляет директор. В
соответствии с Уставом в образовательном учреждении создан педагогический
совет, объединяющий педагогический коллектив и работников административно –
управленческого аппарата.
В колледже сформированы структурные подразделения на основе
группировки осуществляемых в колледже функций, определяющих содержание его
деятельности по осуществлению образовательного процесса.
Таблица
2.7 Содержание организационной структуры ГОУ СПО «ОХПК»
Наименование
подразделений колледжа
|
Руководители
подразделений
|
Состав
подразделений по должностям
|
Научно – методическая служба
|
Заместитель директора по научно –
методической работе
|
·
заведующий научно-методическим центром;
·
методист;
·
председатели цикловых методических комиссий;
·
руководители временных проектных групп.
|
Учебно – производственная служба
|
Заместитель директора по учебно –
производственной работе
|
1)
учебные мастерские:
·
старший мастер;
·
мастера производственного обучения;
2)
производственные мастерские:
- заведующий мастерскими;
- инструментальщик;
- мастера производственного обучения.
|
Учебная часть
|
Заместитель директора по учебной работе
|
- заведующие отделениями;
- заведующий практикой;
- преподаватели;
- библиотекарь.
|
Организационно- воспитательная служба
|
Заместитель директора по организационно –
воспитательной работе
|
1)
учебно – воспитательный сектор:
·
педагоги дополнительного образования;
·
кураторы групп;
·
руководитель физвоспитания;
2)
социально – психологический сектор:
- социальный педагог:
- педагог – психолог;
- секретарь приемной комиссии;
3)
социально – бытовой сектор:
- комендант общежития;
- воспитатели общежития;
- рабочие из числа обслуживающего персонала.
|
Экономическая служба
|
Главный бухгалтер
|
- бухгалтеры;
- кассир.
|
Административно – хозяйственная служба
|
Заместитель директора по административно-
хозяйственной части
|
- медицинский работник;
- комендант корпуса;
- кладовщик;
- рабочие из числа обслуживающего персонала.
|
Общее руководство деятельностью подразделений осуществляет директор колледжа,
непосредственное – руководители подразделений. Координация деятельности
осуществляется посредством проведения периодических совещаний руководителей
подразделений.
Административно – управленческий аппарат колледжа в основном имеет
педагогическое образование. С одной стороны это позволяет руководству хорошо
разбираться в специфике образовательной деятельности, а с другой ограничивает
спектр управленческих и организационных возможностей. В частности, в
организации практически не находят применения научные методы и современные
технологии управления. Управленческие решения в большинстве случаев носят
интуитивный характер. Действующие с колледже системы управленческого учета,
контроля и финансирования не обеспечивают достаточного качества управления.
Наглядно организационная структура государственного образовательного
учреждения среднего профессионального образования «Омский художественно –
промышленный колледж» представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Организационная структура ГОУ СПО
«Омский художественно – промышленный колледж»
2.3 Анализ
системы управления персоналом
Система управления персоналом в колледже не
имеет четкой формально закрепленной структуры ввиду небольшой численности персонала
(115 человек) и наличия единственного кадрового работника – инспектора по
кадрам. Традиционно сложилось так, что основные функции управления персоналом закреплены
за руководителями подразделений, а кадровый документооборот – за инспектором по
кадрам. Такой подход направлен на то, чтобы высшее руководство - директор и его
заместители решали стратегические задачи, задавали цели, а линейные
руководители – заведующие отделениями, старший мастер, методисты отвечали за
персонал и результаты деятельности. Специфика деятельности колледжа и его
персонала требуют дифференцированного подхода к управлению различными
категориями и группами сотрудников, что также влияет на кадровую политику
организации.
Очевидно, что эффективность такого управления
зависит от персонального фактора, то есть от линейных руководителей и
непосредственно от работников.
В обобщенном виде структура управления
персоналом колледжа представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Организационная структура управления персоналом ГОУ СПО
«ОХПК».
Для функций управленческого цикла,
представленных в рисунке 2, выполняемых руководством колледжа определено
следующее содержание:
- подбор и расстановка кадров – привлечение необходимого персонала и его распределение по
подразделениям и службам;
- организация труда –
определение содержания и объема трудовых функций работников, требований к
качественным и количественным показателям труда, обеспечение условий
труда;
- развитие персонала
– организация обучения, оценки, аттестации и продвижения сотрудников;
- стимулирование персонала – создание механизмов материального и нематериального
удовлетворения потребностей сотрудников с целью формирования необходимых
норм трудового поведения;
- кадровый документооборот – нормативно-правовое обеспечение, учет и контроль
трудовых взаимоотношений с сотрудниками.
Анализ функциональных взаимосвязей в
управлении персоналом колледжа приведен в таблице 2.8. Как видно из рисунка 2
и таблицы 2.8 структура управления персоналом ориентирована на поддержание
функциональных подразделений и служб колледжа.
В схеме функциональных взаимосвязей подразделений ГОУ СПО «ОХПК»,
представленной в таблице 2.8, применены следующие шифры:
·
руководящие должности:
А – директор колледжа;
Б – заместитель по научно-методической работе;
В – заместитель по учебно-производственной
работе;
Г – заместитель по учебной работе;
Д – заместитель по организационно –
воспитательной работе;
Е – заместитель по административно –
хозяйственной части;
Ж – главный бухгалтер;
З – инспектор по кадрам;
·
коды подразделений:
1.
Финансовая
служба
2.
Учебная часть
Заведующие отделениями
Заведующий практикой
Заведующий учебной частью
2.
Учебно-производственная служба
Старший мастер
Инженер-инструментальщик
4
Научно-методическая служба
4.1
Методисты
4.2
Председатели цикловых методических комиссий
5
Психолог
6
Комендант общежития.
·
Условные обозначения в таблице:
О – отвечает за выполнение данной функции;
П – предоставляет исходные данные, информацию
для выполнения функции;
У – участвует в выполнении данной функции;
Р – принимает решения, подписывает документ;
С – согласовывает подготовленный документ или
отдельные вопросы в процессе выполнения функции;
К – контролирует выполнение функции.
Как видно из таблицы 2.8 деятельность инспектора по кадрам интегрируется во все
функции управления персоналом ГОУ СПО «ОХПК».
Таблица 2.8 Функциональные взаимосвязи
подразделений и служб ГОУ СПО «ОХПК» в управлении персоналом
Выполняемые функции
|
Подразделения - исполнители
|
Работы утверждают
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
2.1
|
2.2
|
2.3
|
3.1
|
3.2
|
4.1
|
4.2
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Е
|
Ж
|
З
|
Планирование потребности в персонале
|
П
|
П
|
П
|
П
|
П
|
П
|
П
|
П
|
П
|
П
|
Р
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
О
|
Отбор и деловая оценка персонала
|
У
|
О
|
У
|
У
|
О
|
У
|
О
|
У
|
У
|
О
|
Р
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
П
|
Организация и проведение обучения
|
У
|
П
|
У
|
У
|
П
|
У
|
О
|
У
|
П
|
П
|
Р
|
О/К
|
С
|
С
|
С
|
С
|
О
|
С
|
Планирование и
реализация служебных перемещений
|
У
|
П
|
У
|
У
|
П
|
У
|
П
|
У
|
У
|
П
|
Р/К
|
О
|
О/К
|
О/К
|
О/К
|
О/К
|
О/К
|
С
|
Определение содержания результатов труда
|
У
|
О
|
П
|
П
|
О
|
П
|
О
|
П
|
У
|
П
|
Р
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
Организация и проведение аттестации
|
У
|
П
|
П
|
П
|
П
|
П
|
О
|
П
|
П
|
П
|
Р
|
О/К
|
У
|
У
|
У
|
У
|
О
|
С
|
Адаптация
персонала к профессиональной деятельности
|
У
|
О
|
У
|
У
|
О
|
У
|
О
|
У
|
У
|
О
|
Р
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
О
|
Обеспечение
безопасности труда
|
У
|
О
|
У
|
У
|
О
|
У
|
У
|
У
|
У
|
О
|
Р/К
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Правовое
регулирование трудовых взаимоотношений
|
У
|
П
|
У
|
У
|
П
|
У
|
У
|
П
|
-
|
П
|
Р/К
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
О/К
|
О/К
|
Управление
мотивацией персонала
|
О
|
О
|
У
|
У
|
О
|
У
|
О
|
У
|
У
|
О
|
Р/К
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
С
|
Высвобождение
персонала
|
П
|
П
|
П
|
П
|
П
|
П
|
П
|
П
|
-
|
П
|
Р
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
С/К
|
О/К
|
Учет и статистика персонала
|
У
|
П
|
П
|
П
|
П
|
П
|
П
|
П
|
П
|
П
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С/К
|
О/К
|
Информирование
коллектива по кадровым вопросам
|
У
|
У
|
П
|
П
|
У
|
П
|
У
|
П
|
П
|
У
|
Р/К
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
О/К
|
Формирование кадровой политики
|
У
|
У
|
П
|
П
|
У
|
П
|
У
|
П
|
П
|
У
|
Р/К
|
О
|
О
|
О
|
О
|
О
|
С
|
О
|
2.4. Анализ системы адаптации персонала в ГОУ СПО «ОХПК»
Система адаптации персонала в ГОУ
СПО «ОХПК» сформирована в виде отдельных элементов, таких как обучение и
консультирование новых сотрудников и ориентирована только на
профессорско-преподавательский состав и инженерно-педагогических работников.
Существующая система носит формальный характер, так как отсутствует детально
разработанная технология адаптации и необходимая к ней документация, не
закреплен руководитель процесса адаптации, не определен круг специалистов,
вовлеченных в систему адаптации.
Для выявления наиболее эффективных форм воздействия на адаптантов в колледже
было проведено небольшое исследование. В ходе исследования выяснялась
необходимость формализации и содержание адаптационных программ, степень участия
должностных лиц в адаптационных процедурах, а также критерии оценки
эффективности адаптации. В исследовании участвовали руководители всех
подразделений и служб, руководители цикловых методических комиссий и
сотрудники, работающие в колледже менее года – всего 63 человека.
Согласно полученным данным все респонденты (100%) признают необходимость
разработки формализованной программы адаптации.
Изучение эффективности ознакомления новых сотрудников с различными аспектами
нового места работы (должности) выявило, что новичка, прежде всего, интересует
социально-экономическая сфера и в меньшей степени нормы и правила, регламентирующие
основную деятельность колледжа (таблица 2.9).
Таблица 2.9 Оценка респондентами информации, необходимой адаптанту
(в % от числа упомянутых)
Содержание
информации
|
Оценка
эффективно
|
Оценка
неэффективно
|
Затруднились
оценить
|
Система оплаты
труда
|
75
|
17
|
8
|
Традиции колледжа
|
74
|
3
|
23
|
Функциональные
обязанности
|
70
|
3
|
27
|
Система
социального обеспечения
|
68
|
15
|
17
|
Неформальные
правила поведения
|
65
|
12
|
23
|
Правила
внутреннего распорядка
|
65
|
8
|
27
|
Характеристика
коллектива
|
65
|
4
|
31
|
Охрана труда
|
59
|
17
|
24
|
Техника
безопасности
|
51
|
25
|
24
|
Структура и
система управления
|
48
|
12
|
40
|
История колледжа
|
41
|
21
|
38
|
Из таблицы видно, что для новичков
по значимости на первые места выходит информация, необходимая для нормального
самоощущения и чувства сопричастности –система оплаты труда и традиции колледжа
(соответственно 75 и 74%). Затем необходима информация о непосредственной
деятельности - функциональных обязанностях – 70%. Далее опять выходит на первый
план «социальный блок» - система социального обеспечения – 68%, неформальные и
формальные правила поведения в коллективе – по 65% в каждом случае. Информация,
касающаяся охраны труда, техники безопасности, структуры и системы управления, истории
колледжа по эффективности для новичков менее важны (соответственно 59, 51, 48 и
41 %).
Таблица 2.10 Оценка респондентами эффективности участия должностных
лиц в адаптации
(в % от числа упомянутых)
Ответственный
|
Оценка
эффективно
|
Оценка
неэффективно
|
Затруднились
оценить
|
Инспектор по кадрам
|
55
|
2
|
43
|
Непосредственный руководитель
|
75
|
12
|
13
|
Директор
|
41
|
10
|
49
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|