Совершенствование системы адаптации персонала в образовательном учреждении
Выводы: в ходе выполнения работы были решены задачи:
·
проанализированы теоретические аспекты адаптации,
определены ее цели, задачи и основные компоненты, выделены этапы и
методы адаптации; рассмотрены особенности управления адаптацией;
·
проанализирован процесс адаптации персонала в ГОУ
СПО «ОХПК» и сделаны выводы о его стихийном и формальном характере при наличии
положительных наработок в этой области;
·
предложен комплекс работ по выстраиванию системы
адаптации персонала колледжа, разработана ее структура, обоснованы методы и
технология адаптации;
·
предложены практические рекомендации по созданию
системы адаптации в колледже, включающие программное обеспечение, план
подготовки сотрудников, сроки и затраты на внедрение системы.
Таким образом, цель работы через реализацию поставленных задач выполнена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
КНИГИ
1.
Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. –
М., 1998.
2.
Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент. – М.,
1996.
3.
Карастелин С.А., Поляк Г.Б. Социальное развитие
трудовых коллективов. – М., 1998.
4.
Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.,
2005.
5.
Малуев П.А., Мелихов Ю.Е. Управление персоналом. –
М., 2005.
6.
Половинко В.С. Управление персоналом: системный
подход и его реализация. – М., 2002.
7.
Управление персоналом: Учебник \ Под ред.
Т.Ю.Базарова. – М., 2002.
СТАТЬИ
8.
Волина В. Методы адаптации персонала // Управление
персоналом. – 2000. - № 7.
9.
Ивлева В. В. Системный подход к адаптации сотрудников
// МИКСПЕРСОНАЛ.–2006. - № 3-4.
10.
Махина Т.А. Адаптация новичков: слагаемые
эффективности // Кадровый менеджмент. – 2003. - № 3.
11.
Адаптация персонала. // Организация работы службы
персонала: Методическое пособие \ приложение к журналу «Справочник кадровика».
– 2006. - № 4.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
1
Положение
об адаптации сотрудников
государственного
образовательного учреждения среднего профессионального образования
«Омский
художественно-промышленный колледж»
- Общие положения
Настоящее
положение разработано с целью определения подходов к системе адаптации новых
сотрудников (назначенных на новую должность), регулирования и управления
процессом адаптации персонала колледжа.
Адаптация сотрудников ГОУ СПО «ОХПК» представляет собой комплекс мероприятий,
направленных на приспособление вновь принятых работников к содержанию,
условиям, режиму труда, социальной среде колледжа и того подразделения
(службы), где они работают.
Адаптация является важным элементом системы управления персоналом колледжа и
предназначена решать проблемы формирования у новых сотрудников требуемого
уровня результативности труда в наиболее короткие сроки.
В процессе адаптации участвуют:
·
линейный руководитель –
непосредственный руководитель наставника и адаптанта;
·
инспектор по кадрам –
руководитель процесса адаптации в колледже;
·
наставник - квалифицированный
сотрудник, имеющий достаточный опыт работы в конкретной должности
(специальности);
·
адаптант – вновь
принятый сотрудник либо работник, переведенный на другую работу (новую
должность);
·
психолог – сотрудник
колледжа, владеющий примами создания комфортного микроклимата и методами разрешения
конфликтных ситуаций.
- Цель и задачи адаптации
Цель адаптации – помочь новому
сотруднику успешно освоиться в колледже, войти в должность, формировать
профессионально важные качества.
Задачами адаптации являются:
- сокращение
текучести кадров;
·
снижение факторов стресса, озабоченности и
неопределенности у новых работников;
·
экономия времени руководителей и сотрудников при
решении организационных вопросов;
·
развитие позитивного отношения к работе,
удовлетворенности работой у адаптантов.
- Организация адаптации
3.1 Работу по адаптации новых сотрудников
возглавляет инспектор по кадрам. Он организует взаимодействие всех участников,
подготовку и проведение процесса.
3.2 Для каждого нового сотрудника составляется
(на основе базовой) и утверждается Программа адаптации. Разработку Программы
возглавляет и организует его (сотрудника) непосредственный руководитель:
- заместитель директора по научно-методической
работе – для руководящих работников;
- заведующие отделениями - для преподавателей
и учебно-вспомогательного персонала учебной части;
- старший мастер - для мастеров
производственного обучения и учебно-вспомогательного персонала
учебно-производственной службы;
- комендант общежития - для работников
общежития;
- инспектор по кадрам – для других работников.
В состав
рабочей группы по созданию Программы адаптации кроме линейного руководителя
входят наставник молодого специалиста и психолог.
3.3 Адаптация персонала колледжа проходит в четыре этапа и имеет
продолжительность для руководящих и инженерно-педагогических работников - один
год; для всех остальных категорий – от одного до трех месяцев.
3.3.1
Первый этап «Общая ориентация» сотрудника включает
знакомство с организационными и функциональными особенностями колледжа,
системой коммуникаций, правилами поведения - осуществляет инспектор по кадрам.
3.3.2
Второй этап «Вхождение в должность» включает
практическое знакомство нового сотрудника со своими обязанностями и
предъявляемыми к нему требованиями – осуществляет непосредственный
руководитель.
3.3.3
Третий этап «Действенная адаптация» включает
практическое освоение необходимых для выполнения работы знаний, умений и
навыков – осуществляет наставник.
3.3.4
Четвертый этап «Функционирование» завершает процесс
адаптации, является переходом к стабильной работе, включает анализ показателей
адаптации – осуществляет непосредственный руководитель.
Участие
психолога в процессе адаптации носит консультативный характер.
3.4 Приказом директора колледжа, изданным на основании служебной записки,
подготовленной непосредственным руководителем адаптанта, за каждым новым
сотрудником закрепляется наставник из числа наиболее опытных и
квалифицированных работников подразделения (службы). Линейный руководитель
определяет перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучаемый
с помощью наставника,
3.5 Участники процесса адаптации руководствуются в своей деятельности
нормативными документами, регламентирующими деятельность колледжа, настоящим
Положением, Положением о наставничестве, Программой адаптации, должностной
инструкцией и др.
3.6 Методическое обеспечение адаптации осуществляется за счет средств
колледжа. Оплата труда организаторам адаптации новых сотрудников производится в
виде надбавок за составление программ адаптации, разработку методических
материалов, обучение и наставничество. Размер надбавок устанавливается
Положением об оплате труда.
3.7 По итогам адаптации непосредственный руководитель нового сотрудника
проводит собеседование и анализирует отчеты наставника и адаптанта, после чего
принимает решение о снятии наставничества и включении сотрудника в текущие
программы. Итоговый отчет передается инспектору по кадрам и хранится в личном
деле сотрудника.
- Права и обязанности участников адаптации
4.1 Инспектор по кадрам, непосредственный руководитель
адаптанта, (далее по тексту Руководители адаптации) имеют право:
·
запрашивать у наставника и адаптанта необходимые
документы и информацию для оценки результатов и коррекции их деятельности в
пределах своей компетенции;
·
проводить собеседования с наставником, психологом и
адаптантом, анкетирование новых сотрудников с целью получения обратной связи;
·
проводить диагностику качества профессиональной
деятельности вновь принятых сотрудников;
·
контролировать процесс адаптации с целью выявления
проблемных областей в пределах своей компетенции;
·
вносить изменения в Программу адаптации;
·
решать вопрос о замене наставника в части
подготовки служебной записки вышестоящему руководству.
4.2
Руководители адаптации обязаны:
·
владеть нормативно-правовой базой адаптации, строго
соблюдать требования настоящего Положения и других нормативных документов;
·
владеть технологией адаптации, формами и методами
получения и анализа информации;
·
обеспечивать системность, гибкость, открытость
процесса адаптации;
·
контролировать соблюдение сроков адаптации и
анализировать причины отклонений;
·
соблюдать профессиональную этику и доброжелательное
отношение ко всем участникам процесса.
4.3
Наставник и психолог (далее по тексту Организаторы
адаптации) имеют право:
·
запрашивать у адаптанта информацию о выполнении
заданий в пределах своей компетенции;
·
осуществлять контроль и коррекцию деятельности
адаптанта;
·
вносить предложения по совершенствованию процесса
адаптации;
·
участвовать в разработке адаптационных мероприятий.
4.4
Организаторы адаптации обязаны:
·
выполнять план обучения и программу адаптации;
·
соблюдать нормы профессиональной этики;
·
качественно исполнять возложенные функции адаптации
нового работника;
·
обеспечивать необходимый уровень профессиональной
деятельности, закрепленного сотрудника.
·
не наносить ущерба своей основной профессиональной деятельности.
4.5
Адаптант имеет право:
·
участвовать в обсуждении и решении вопросов
организации адаптации;
·
получать всю необходимую информацию о деятельности
колледжа и особенностях своей профессиональной деятельности;
·
получать своевременную квалифицированную помощь
Руководителей и Организаторов адаптации в различных видах профессиональной
деятельности;
·
ходатайствовать о замене наставника в случае
неисполнения последним своих обязанностей.
4.6
Адаптант обязан:
·
выполнять план обучения и Программу адаптации
согласно установленным срокам;
·
соблюдать нормы профессиональной этики и правила
внутреннего распорядка;
·
качественно исполнять обязанности, изложенные в
должностной инструкции и других нормативных документах, регламентирующих
деятельность сотрудников колледжа.
- Контроль адаптации
Контроль процесса адаптации осуществляется заместителями директора колледжа
(руководителями служб) и линейными руководителями (п.3.3 настоящего Положения)
в соответствии с планом внутреннего контроля, утвержденным директором колледжа.
Приложение
2
Положение
о наставничестве
в
государственном образовательном учреждении среднего профессионального
образования
«Омский
художественно-промышленный колледж»
- Общие положения
Настоящее Положение разработано с целью регулирования отношений между новым
сотрудником и квалифицированным специалистом по передаче профессиональных
знаний, умений и навыков.
Наставничество – профессиональное обучение нового сотрудника (назначенного на
новую должность) на рабочем месте путем его закрепления за квалифицированным
специалистом (наставником) с целью овладения знаниями, умениями и навыками,
необходимыми для выполнения поставленных организационных задач.
Наставничество является важным элементом системы адаптации персонала колледжа и
предназначено формировать у новых сотрудников совокупность знаний о колледже,
умений и навыков профессиональных и социальных действий, направленных на
достижение поставленных целей.
В процессе наставничества участвуют:
·
линейный руководитель –
непосредственный руководитель наставника и адаптанта (далее по тексту
обучаемого);
·
наставник - квалифицированный
сотрудник, имеющий достаточный опыт работы в конкретной должности
(специальности);
·
обучаемый – сотрудник,
впервые приступивший или осваивающий особенности новой для него
профессиональной деятельности;
·
психолог – сотрудник
колледжа, владеющий примами создания комфортного микроклимата и методами
разрешения конфликтных ситуаций.
Настоящее Положение
распространяется на всех сотрудников ГОУ СПО «ОХПК».
- Цель и задачи наставничества
Целью наставничества является
профессиональное становление сотрудника в новых для него условиях,
способствующее успешной деятельности соответствующего подразделения (службы) и
колледжа в целом.
Задачи наставничества:
·
помощь в планировании и сопровождение
профессиональной деятельности обучаемого;
·
оценка уровня овладения обучаемым специфическими
знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения должностных
обязанностей;
·
обеспечение взаимосвязи и преемственности
профессиональной деятельности разных поколений сотрудников.
- Организация наставничества
3.1 Основанием для закрепления наставника является
приказ директора колледжа, изданный на основании служебной записки,
подготовленной непосредственным руководителем обучаемого:
· заместитель директора по научно-методической работе – для руководящих
работников;
·
заведующие отделениями - для преподавателей и
учебно-вспомогательного
персонала
учебной части;
·
старший мастер- для мастеров производственного
обучения и учебно
вспомогательного
персонала учебно - производственной службы;
· комендант общежития - для работников общежития;
· инспектор по кадрам – для других работников.
3.2
Период наставничества для руководящих и
инженерно-педагогических работников составляет один год; для всех остальных
категорий сотрудников – от одного до трех месяцев.
3.3
Наставником может быть сотрудник, имеющий высокий
уровень теоретических и практических знаний умений и навыков (как правило,
подтвержденных высшей либо первой квалификационной категорией) и стаж работы по
данной специальности (в данной должности) не менее пяти лет. За наставником
может быть закреплено не более четырех новых сотрудников одновременно.
3.4
На период наставничества линейным руководителем
определяется перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть
обучаемый с помощью наставника, продолжительность обучения и план работы с
новым сотрудником.
3.5
Участники процесса наставничества руководствуются в
своей деятельности нормативными документами, регламентирующими деятельность
колледжа, настоящим Положением, Положением об адаптации, Программой адаптации;
должностной инструкцией и др.
3.6
Источником финансирования оплаты наставничества
является фонд оплаты труда. Оплата производится в виде надбавок за обучение и
наставничество. Размер надбавок устанавливается Положением об оплате труда.
3.7
В процессе обучения наставник может быть заменен в
случаях:
·
увольнения наставника;
·
перевода на другую работу обучаемого или наставника;
·
неисполнения наставником своих обязанностей;
·
привлечения наставника к дисциплинарной
ответственности.
- Права и обязанности участников процесса наставничества
4.1 Наставник имеет право:
·
запрашивать у адаптанта сведения о выполнении
заданий в пределах своей компетенции;
·
привлекать работников методической службы для
оказания соответствующей помощи;
·
осуществлять контроль и коррекцию деятельности
адаптанта;
·
вносить предложения по совершенствованию процесса
наставничества, программ, форм и методов адаптации;
·
участвовать в разработке адаптационных мероприятий.
4.2
Наставник несет ответственность:
·
за выполнение плана обучения и Программы адаптации;
·
за соблюдение норм профессиональной этики;
·
за качественное исполнение возложенных на него
функций обучения нового работника;
·
за обеспечение необходимого уровня профессиональной
деятельности, закрепленного за ним сотрудника.
4.3
Обучаемый имеет право:
·
участвовать в обсуждении и решении вопросов
организации обучения через наставничество;
·
получать всю необходимую информацию об особенностях
профессиональной деятельности;
·
получать своевременную квалифицированную помощь
наставника в различных видах профессиональной деятельности;
·
ходатайствовать о замене наставника в случае
неисполнения последним своих обязанностей.
4.4
Обучаемый несет ответственность:
·
за выполнение плана обучения и Программы адаптации
согласно установленным срокам;
·
за соблюдение норм профессиональной этики и правил
внутреннего распорядка;
·
за качественное выполнение обязанностей, изложенных
в должностной инструкции и других нормативных документах, регламентирующих
деятельность сотрудников колледжа.
- Контроль процесса наставничества
Контроль процесса наставничества
осуществляется заместителями директора колледжа (руководителями служб) и
линейными руководителями, указанными в п.3.1 настоящего Положения. Указанные
лица имеют право продлить (не более 6 месяцев) или сократить срок обучения,
внести изменения в его программу и заменить наставника.
Основной формой контроля является
проведение руководством «круглых столов» с участием наставников и обучаемых.
Приложение 3
Программа адаптации
преподавателя
государственного образовательного учреждения среднего профессионального
образования
«Омский
художественно-промышленный колледж»
Программа адаптации новых сотрудников предназначена для введения единой
процедуры адаптации во всех подразделениях (службах) колледжа. Программа
адаптации направлена на обеспечение более быстрого приспособления вновь
принятых работников к содержанию, условиям, режиму труда, социальной среде
колледжа и того подразделения (службы), где они работают.
Данную программу используют в своей работе:
·
директор ГОУ СПО «ОХПК»;
·
заместители директора;
·
руководители служб;
·
инспектор по кадрам;
·
сотрудники колледжа, назначаемые наставниками вновь
принятых сотрудников.
Программа адаптации новых сотрудников состоит из двух основных частей – общей и
индивидуальной. В целом и общая, и индивидуальная части программы адаптации
рассчитаны на период испытательного срока, в колледже он составляет месяц для
специалистов и шесть месяцев для руководителей, но особенности и содержание
педагогического труда, а также практика адаптации специалистов в организации
показывают необходимость «ведения» новых сотрудников в течение года.
Индивидуальная часть программы адаптации соответствует периоду испытательного
срока и фиксируется в индивидуальном плане прохождения испытательного срока и делится
на две части:
·
вхождение в должность (профессию);
·
работа в должности (профессии).
№
п/п
|
Наименование
мероприятия
|
Содержание
мероприятия
|
Ответствен
-ный
|
1. О Б Щ А Я Ч А С Т Ь
|
ЭТАП 1
|
1.1
|
Вводное ориентационное собеседование
|
9.
Место колледжа на рынке образовательных услуг
(реализуемые виды и формы образования, виды образовательных программ).
10. Ближайшие и долгосрочные цели развития.
11. История развития колледжа.
12. Сведения о функциональных подразделениях.
13. Система управления колледжем (разграничение полномочий, порядок
принятия решений).
14. Система материального и морального стимулирования (полная информация
о размере заработной платы).
15. Система обучения и развития персонала.
16. Охрана труда и техника безопасности.
|
Инспектор отдела кадров
|
ЭТАП 1
|
1.2
|
Личное ознакомление с колледжем и его
сотрудниками
|
4.
Представление преподавателя персоналу
отделения дизайна.
5.
Показ основных помещений.
6.
Показ расположения основных служб.
|
Инспектор по кадрам
|
ЭТАП 2
|
1.3
|
Ознакомление с рабочим местом
|
9.
Детальное описание организации образовательного
процесса на отделении; связей подчинения.
10. Должностные обязанности и ответственность преподавателя:
a.
учебная работа;
b.
методическая работа;
c.
внеучебная работа;
d.
саморазвитие и самообразование.
11. Описание текущей работы преподавателя и ожидаемых результатов.
12. Разъяснение важности должности преподавателя спецдисциплин.
13. Показатели качества педагогической деятельности и способы ее
оценивания.
14. Расписание и режим рабочего дня:
·
в обычном режиме;
·
в каникулярное время.
15. Виды отчетной документации преподавателя и правила ее заполнения.
16. Дополнительные ожидания:
- условия замены отсутствующего работника;
- участие в учебно -производственных
программах.
|
Заведую-щий отделении-ем
|
ЭТАП 2
|
1.4
|
Ориентацион-ное собеседование с
непосредствен-ным руководителем
|
4.
Разъяснение задач и требований к педагогической
деятельности.
5.
Ответы на вопросы.
6.
Обсуждение предложений (пожеланий) нового
сотрудника.
|
Заведую-щий отделении-ем
|
2. И Н Д И В И Д У А Л Ь Н А Я Ч А
С Т Ь
|
ЭТАП 2
|
2.1
|
Вхождение в должность
|
3.
Освоение видов деятельности:
·
образовательной;
·
методической;
·
организационной.
4.
Освоение норм и правил поведения в организации и
коллективе.
|
Наставник,
председатель ЦМК
|
ЭТАП 3
|
2.2
|
Назначение наставника
|
3.
Помощь в планировании и сопровождении
педагогической деятельности.
4.
Оценка деятельности нового преподавателя по
основным направлениям.
5.
Помощь в решении организационных и методических
вопросов.
6.
Мониторинг взаимодействия преподавателя и
наставника
|
Заведую-щий отделении-ем
|
ЭТАП 3
|
2.3
|
Включение в программу «Школа молодого
педагога»
|
3.
Участие преподавателя в адаптационных семинарах,
посвященных организационным, методическим и коммуникационным проблемам
образовательного процесса.
4.
Получение обратной связи.
|
Методист,
психолог,
заведую-щий отделении-ем
|
3. С О С Т А В Л Е Н И Е О Т Ч Е Т А
|
ЭТАП 4
|
3.1
|
Составление отчетов по итогам адаптации
|
3.
Отчет о степени адаптированности нового
сотрудника.
4.
Отчет о выполнении заданий.
|
Наставник,
преподаватель
|
За десять рабочих
дней до окончания испытательного срока инспектору по кадрам подается отчет руководителя
и наставника с оценкой, отзывом и предложениями по дальнейшей работе
сотрудника.
За семь
рабочих дней до окончания испытательного срока все документы с заключением и
рекомендациями инспектора по кадрам подаются директору колледжа для
рассмотрения и принятия окончательного решения.
При
успешном прохождении сотрудником испытательного срока, непосредственный
руководитель информирует его устно о продолжении трудовых отношений.
В
случае выявления несоответствия сотрудника занимаемой должности,
непосредственный руководитель оформляет служебную записку. Записку
регистрирует инспектор по кадрам и визирует директор колледжа.
Неудовлетворительный итог прохождения сотрудником испытательного срока и
невозможность продолжения трудовых отношений сообщается ему не позднее, чем за
три дня до истечения испытательного срока в письменной форме под подпись. После
этого происходит процедура увольнения сотрудника.
Приложение 4
План мероприятий на период адаптации
преподавателя
государственного образовательного учреждения среднего профессионального
образования
«Омский
художественно-промышленный колледж»
Ф.И.О. Лцвшиц
Наталия Ивановна
Должность преподаватель
Дисциплина основы
проектной графики
Наименование и год
окончания образовательного учреждения Омский государственный институт
сервиса, 2005г.
Стаж работы 8
месяцев, 2 недели, 4 дня
Педагогический стаж
отсутствует
Дата начала
адаптационного периода 03. 04. 06.
Дата окончания
адаптационного периода 03. 04.07.
Ф.И.О. заведующего
отделением дизайна Корзун Раиса Владимировна
Ф.И.О. наставника преподаватель
Печенко Татьяна Анатольевна
№
п/п
|
Наименование
работы
|
Срок
выполнения
|
Форма
работы
|
Ответственный
исполнитель
|
Ответственный
соиспонитель
|
Ожидаемые
результаты
|
1
Э Т А П О Б Щ Е Й О Р И Е Н Т А Ц И И
|
1.1
|
Введение в организацию. Знакомство с
руководством колледжа
|
03.04.06
|
Собеседование
|
Инспектор
по кадрам
|
-
|
Представление заместителю директора по
учебной работе и заведующему отделением
|
1.2
|
Ознакомление с историей, стратегией, местом
колледжа на рынке образовательных услуг, основными видами деятельности и
структурой организации
|
03.04.06
|
Просмотр
DVD ролика о колледже с комментариями руководителя
|
Заместитель
директора по учебной работе
|
-
|
Изучение материалов, понимание структуры
организации и ее перспектив
|
1.3
|
Изучение системы управления колледжем
|
03.04.06
|
Беседа
с раздаточным материалом
|
Заместитель
директора по учебной работе
|
Заведующий
отделением
|
Понимание кому подчиняется и с кем решает
вопросы организационного, учебного, методического характера
|
1.4
|
Ознакомление с инструкциями по охране труда
и технике безопасности
|
03.04.
06
|
Инструктаж
|
Инженер
по охране труда
|
Инспектор
по кадрам
|
Изучение материалов, понимание
|
1.5
|
Формирование учебной нагрузки
|
04.04.
06
|
Анализ
учебной нагрузки
|
Заведующий
отделением
|
Заведующий
учебной частью
|
Знание своей учебной нагрузки по
качественному (перечень дисциплин) и количественному (учебные часы) составу
|
1.6
|
Ознакомление с системой оплаты труда
|
04.04.
06
|
Беседа
с ответами на вопросы
|
Бухгалтер
|
Инспектор
по кадрам
|
Знание точного размера заработной платы
|
1.7
|
Показ помещений и расположения основных
служб
|
04.04.
06
|
Экскурсия
|
Инспектор
по кадрам
|
Председатель
ЦМК
|
Ориентация в учебно-производственных
корпусах и хозяйственно-бытовых помещениях
|
1.8
|
Представление сотрудника персоналу отделения
|
04.04.06
|
Заседание
ЦМК
|
Заведующий
отделением
|
Председатель
ЦМК
|
Знакомство с коллегами
|
2
Э Т А П В Х О Ж Д Е Н И Я В Д О Л Ж Н О С Т Ь
|
2.1
|
Ознакомление с режимом рабочего времени
|
05.04.06
|
Работа
с Правилами внутреннего распорядка
|
Заведующий
отделением
|
Заведующий
учебной частью
|
Знание продолжительности рабочего дня и
рабочей недели
|
2.2
|
Изучение должностных обязанностей
|
05.04.06
|
Работа
с должностной инструкцией
|
Заведующий
отделением
|
Инспектор
по кадрам
|
Понимание своих прав и ответственности
|
2.3
|
Детальное изучение организации
образовательного процесса на отделении дизайна
|
05.04.06
|
Работа
с графиком учебного процесса и расписанием, экскурсия по учебным кабинетам
|
Заведующий
отделением
|
Заведующий
учебной частью
|
Ориентация в расписании учебных занятий,
понимание видов и форм учебных занятий
|
2.4
|
Ознакомление с правилами организации
образовательного процесса
|
05.04.06
|
Работа
с учебным планом и программами дисциплин
|
Заведующий
отделением
|
Председатель
ЦМК
|
Понимание принципов организации учебного
процесса по специальности
|
2.5
|
Разъяснение особенностей текущей работы и
ожидаемых результатов
|
06.04.06
|
Беседа
|
Заведующий
отделением
|
Методист,
председатель ЦМК
|
Понимание содержания и требований к
педагогической деятельности
|
2.6
|
Ознакомление с видами отчетной документации
|
07.04.06
|
Беседа
|
Заведующий
учебной частью
|
Заведующий
отделением
|
Знание отчетности
|
2.7
|
Изучение критериев оценки профессиональной
деятельности
|
07.04.06
|
Работа
с документацией
|
Заведующий
учебной частью
|
Заведующий
учебной частью, методист
|
Знание показателей и критериев оценки
профессиональной деятельности
|
2.8
|
Обсуждение итогов деятельности за
отработанный период
|
07.04.06
|
Собеседование
|
Заведующий
отделением
|
Психолог
|
Обратная связь о ходе адаптации
|
2.9
|
Включение в расписание дисциплины
«Основы проектной графики»
|
08.04.06
|
Консультация
|
Заведующий
учебной частью
|
Диспетчер
по расписанию
|
Проведение учебных занятий
|
3
Э Т А П Д Е Й С Т В Е Н Н О Й А Д А П Т А Ц И
И
|
3.1
|
Знакомство с основами педагогики и методики
|
с
10.04.06 по 21.04.06
(ежедневно)
|
Индивидуальные
консультации
|
Методист
|
Председатель
ЦМК
|
Понимание принципов подготовки и проведения
учебных занятий
|
3.2
|
Изучение критериев оценки, принятых в ЦМК
|
10.04.06
|
Работа
с учебно-методической документацией
|
Заведующий
отделением
|
Председатель
ЦМК, наставник
|
Составление критериев оценки по дисциплине
«Основы проектной графики»
|
3.3
|
Ознакомление с учебно-методическим обеспечением
образовательного процесса
|
11.04.06
|
Семинар-практикум
|
Методист
|
Председатель
ЦМК
|
Составление рабочей учебной программы по
дисциплине «Основы проектной графики»
|
3.4
|
Изучение видов планирования
образовательного процесса
|
12.04.06
|
Практикум
|
Методист
|
Наставник
|
Составление перспективно-тематического плана
изучения дисциплины и планов занятий по дисциплине
|
5.5
|
Изучение правил заполнения журнала учета
теоретического обучения
|
13.04.06
|
Практикум
|
Заведующий
учебной частью
|
Заведующий
отделением
|
Заполнение журналов учета теоретического
обучения
|
3.6
|
Ознакомление с правилами учета учебной
нагрузки
|
24.04.06
|
Консультация
|
Заведующий
учебной частью
|
Заведующий
отделением
|
Заполнение справки о прочитанных часах
|
3.7
|
Посещение занятий ведущих специалистов
отделения
|
1 раз
в
2
недели
(постоянно
до 10.06.06)
|
Анализ
занятий
|
Заведующий
отделением
|
Наставник
|
Знание видов и форм организации
образовательного процесса
|
3.8
|
Посещение занятий адаптанта
|
1 раз
в месяц
(постоянно
в течение года)
|
Анализ
занятий
|
Заведующий
отделением
|
Наставник
|
Оценка результативности педагогической
деятельности преподавателя
|
3.9
|
Посещение заседаний ЦМК
|
1 раз
в месяц
(постоянно)
|
Работа
в методическом объединении
|
Председатель
ЦМК
|
Наставник
|
Взаимодействие с коллегами по отделению и
комиссии
|
3.10
|
Посещение Школы молодого педагога
|
1 раз
в месяц
(постоянно
в течение года)
|
Курс
семинаров
|
Методист
|
Наставник
|
Получение педагогических знаний, умений и
навыков; взаимодействие с коллегами – молодыми специалистами
|
3.11
|
Диагностика уровня обученности студентов
дисциплине
«Основы проектной графики»
|
17.05.06
|
Контрольный
срез знаний студентов
|
Заведующий
отделением
|
Председатель
ЦМК
|
Получение информации о качестве
образовательной деятельности адаптанта. Анализ проблемных областей
|
3.12
|
Ознакомление с видами годовой отчетности
|
24.05.06
|
Консультация
|
Заведующий
отделением
|
Заведующий
учебной частью, наставник
|
Понимание правил составления годового отчета
|
3.13
|
Подготовка к окончанию учебного года
|
с
29.05.06 по 10.06.06
|
Самостоятельная
работа
|
Заведующий
отделением
|
Наставник
|
Подведение итогов педагогической
деятельности
|
3.14
|
Сдача годового отчета
|
с
13.06.06 по 21.06.06
|
Анализ
профессиональной деясельности
|
Заведующий
отделением
|
Наставник
|
Заполнение бланков отчета, сдача отчета
|
3.15
|
Обсуждение итогов деятельности за отработанный
период
|
23.06.06
|
Собеседование
|
Заведующий
отделением
|
Психолог
|
Обратная связь о ходе адаптации
|
3.16
|
Разработка номера для праздничного
концерта, посвященного окончанию учебного года
|
с 26
06.06 по 28.06.06
|
Работа
в творческой группе
|
Заведующий
отделением
|
Наставник
|
Участие в «капустнике», посвященном
окончанию учебного года
|
3.17
|
Участие в августовских педчтениях
|
29.08.06
|
Выступление
|
Председатель
ЦМК
|
Наставник
|
Мини-отчет о работе в прошедшем учебном году
|
3.18
|
Формирование учебной нагрузки
|
До
04.09. 06
|
Анализ
учебной нагрузки
|
Заведующий
отделением
|
Заведующий
учебной частью
|
Знание своей учебной нагрузки по
качественному (перечень дисциплин) и количественному (учебные часы) составу
|
3.19
|
Планирование работы на год
|
с 30
08.06 по 15.09.06
|
Работа
с документацией
|
Заведующий
отделением,
методист
|
Наставник
|
Планы учебной, методической, внеучебной
работы на год, работы по самообразованию
|
3.20
|
Посещение Школы молодого педагога
|
1 раз
в месяц (до конца года)
|
Курс
семинаров
|
Методист
|
Наставник
|
Получение педагогических знаний, умений и
навыков; взаимодействие с коллегами – молодыми специалистами
|
3.21
|
Участие в предметных неделях ЦМК
|
Октябрь-2006;
декабрь-
2006;
февраль-
2007;
апрель-
2007
|
Мини-проекты
|
Председатель
ЦМК
|
Наставник
|
Разработка и представление творческих
отчетов о деятельности в ЦМК
|
3.22
|
Выставочная деятельность
|
Постоянно
|
Разработка
экспозиции
|
Заведующий
отделением
|
Наставник
|
Участие в выставках, организуемых колледжем
|
3.23
|
Подготовка мероприятий к календарным
праздникам
|
Октябрь,
декабрь, февраль, март, май
|
Работа
в творческих группах
|
Заведующий
отделением
|
Наставник
|
Участие в мероприятиях, посвященных
календарным праздникам
|
3.24
|
Диагностика уровня обученности студентов
дисциплине
«Основы проектной графики»
|
Декабрь-
2006
|
Контрольный
срез знаний студентов
|
Заведующий
отделением
|
Председатель
ЦМК
|
Получение информации о качестве
образовательной деятельности адаптанта. Анализ проблемных областей
|
3.25
|
Подготовка к научно-практической конференции
|
Январь
– февраль 2007
|
Обобщение
собственного опыта
|
Методист
|
Наставник
|
Выступление на научно-практической
конференции
|
3.26
|
Обсуждение итогов деятельности за
отработанный период
|
Март
- 2007
|
Собеседование
|
Заведующий
отделением
|
Психолог
|
Обратная связь о ходе адаптации
|
4
Э Т А П Ф У Н К Ц И О Н И Р О В А Н И Я
|
4.1
|
Подготовка к творческому отчету
|
Апрель-
2007
|
Творческое
задание
|
Адаптант
|
Наставник
|
Творческий отчет по итогам работы за год
|
Приложение
5
Уважаемые
коллеги!
Просим
Вас принять участие в нашем исследовании, направленном на определение
направлений совершенствования системы адаптации новых сотрудников в ГОУ СПО
«Омский художественно-промышленный колледж».
Результаты данного опроса будут использованы в обобщенном виде, ФИО можно не
указывать.
Заранее
благодарим Вас за участие!
- Укажите срок
работы в данной организации____________
- Укажите
занимаемую должность_______________________________________________
- Оцените
существующую в колледже систему адаптации новых сотрудников, обведя в
кружок соответствующий ответ:
a)
эффективна;
b)
неэффективна;
c)
затрудняюсь оценить.
- Считаете ли вы
своевременным и актуальным разработку и внедрение в колледже официальных
программ адаптации новых сотрудников (обведите в кружок соответствующий
ответ)?
- )
a)
да;
b)
нет;
c)
затрудняюсь ответить.
- Оцените
значимость содержания информации о колледже для адаптации нового
сотрудника, поставив знак «+» в графе с соответствующей оценкой.
Содержание
информации
|
Оценка
эффективно
|
Оценка
неэффективно
|
Затруднились
оценить
|
Система оплаты
труда
|
|
|
|
Традиции колледжа
|
|
|
|
Функциональные
обязанности
|
|
|
|
Система
социального обеспечения
|
|
|
|
Неформальные
правила поведения
|
|
|
|
Правила
внутреннего распорядка
|
|
|
|
Характеристика
коллектива
|
|
|
|
Охрана труда
|
|
|
|
Техника
безопасности
|
|
|
|
Структура и
система управления
|
|
|
|
История колледжа
|
|
|
|
- Оцените
эффективность руководства адаптацией новых сотрудников должностными
лицами, поставив знак «+» в графе с соответствующей оценкой.
Ответственный
|
Оценка
эффективно
|
Оценка
неэффективно
|
Затруднились
оценить
|
Инспектор по кадрам
|
|
|
|
Непосредственный руководитель
|
|
|
|
Директор
|
|
|
|
- Оцените
эффективность критериев оценки степени адаптированности новых сотрудников,
поставив знак «+» в графе с соответствующей оценкой.
Предмет
оценки
|
Оценка
эффективно
|
Оценка
неэффективно
|
Затруднились
оценить
|
Результаты выполнения поставленных задач
|
|
|
|
Уровень знаний
|
|
|
|
Освоение функциональных обязанностей
|
|
|
|
Иное
|
|
|
|
- Какие
мероприятия, на Ваш взгляд, помогут новому сотруднику быстрее включиться в
работу?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за участие в опросе!
Приложение 11
АНКЕТА
обратной связи
- Укажите срок работы в колледже______________________________________________
- Ваше место учебы (работы) до прихода в
колледж _______________________________
______________________________________________________________________________
- В какие периоды Вам больше всего необходима
помощь руководителя?_____________
______________________________________________________________________________
- Как часто Вам нужна помощь
коллег?__________________________________________
______________________________________________________________________________
- В какой период Вашей деятельности Вы
почувствовали уверенность в своих профессиональных
навыках?__________________________________________________
- в какой период Вы почувствовали, что вошли в
коллектив?________________________
- Устраивает ли Вас занимаемое место в
коллективе?______________________________
- Бывают ли у Вас конфликты с руководителями и
(или) коллегами?__________________
- Кто оказал Вам наиболее ощутимую помощь в
процессе адаптации?________________
______________________________________________________________________________
- Какие адаптационные мероприятия помогли Вам
освоиться в колледже?_____________
______________________________________________________________________________
- Оцените по 5 – балльной шкале выраженность в
Вашей работе указанных факторов:
№
п/п
|
Факторы
профессиональной деятельности
|
Оценка
|
«1»
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
1
|
Интерес к делам и перспективам колледжа
|
|
|
|
|
|
2
|
Интерес к делам и перспективам коллектива
|
|
|
|
|
|
3
|
Интерес к событиям напрямую связанным с
профессиональной деятельностью
|
|
|
|
|
|
4
|
Важность участия в принятии решений
|
|
|
|
|
|
5
|
Чувство принадлежности к коллективу
|
|
|
|
|
|
6
|
Соответствие работы профессии
|
|
|
|
|
|
7
|
Соответствие квалификации работе
|
|
|
|
|
|
8
|
Соответствие характера работы способностям и
склонностям
|
|
|
|
|
|
9
|
Возможность профессионального роста в
колледже
|
|
|
|
|
|
10
|
Возможность продвижения в колледже
|
|
|
|
|
|
11
|
Хороший уровень заработной платы
|
|
|
|
|
|
12
|
Помощь и поддержка руководителя
|
|
|
|
|
|
13
|
Хорошие отношения с администрацией
|
|
|
|
|
|
14
|
Хорошие взаимоотношения с коллегами
|
|
|
|
|
|
15
|
Удачный режим работы
|
|
|
|
|
|
Приложение
7
Должностная
инструкция руководителя процесса адаптации
Руководитель процесса адаптации должен знать организационную структуру ГОУ СПО
«Омский художественно-промышленный колледж», особенности организации
профессионально-образовательного процесса, потребности учреждения,
организационные требования к труду и профессиональной этике,
социально-психологические особенности первичной и вторичной адаптации.
Должен
владеть основами психологии адаптации, способностями убеждения, навыками
распознавания проблем адаптации и причин их возникновения.
Должен
уметь выявлять и разрешать конфликтные ситуации, не допуская кризиса,
результатом которого может стать увольнение работника, ухудшение трудовой
дисциплины и эффективности труда; обнаруживать внутренние резервы действенной
адаптации новых сотрудников в коллективе.
Должен
контролировать ход процессов адаптации сотрудников в различных подразделениях
(службах) колледжа, проводить организационно-разъяснительную работу,
формировать позитивное отношение к системе адаптации у всех работников
колледжа.
1.
Общие положения
1.1.
Служба – отдел кадров
1.2.
Руководитель процесса адаптации подчинен и получает
приказы и распоряжения от директора колледжа.
1.3.
Дополнительные распоряжения получает от
заместителей директора и руководителей служб.
1.4.
Руководитель процесса адаптации дает распоряжения и
методические указания в части организации адаптации всем подразделениям и
службам колледжа в пределах своей компетенции.
2.
Цели
2.1.
Организация и текущее регулирование мероприятий по адаптации персонала.
2.2.
Консультирование работников и должностных лиц по проблемам адаптации.
3.
Функции
№
п/п
|
Перечень
функций
|
Периодичность
и срок исполнения
|
1.
|
Организация обучения руководителей
подразделений и служб по проблемам адаптации
|
По мере необходимости, но не реже двух раз в
год
|
2.
|
Консультирование работников по всем аспектам
и вопросам адаптации
|
По мере необходимости в индивидуальном и
групповом порядке
|
3.
|
Составление планов мероприятий по адаптации
персонала
|
Ежегодно – в конце учебного года на
следующий учебный год
|
4.
|
Составление отчета о результатах
деятельности
|
Ежеквартально либо по запросу директора
колледжа или одного из его заместителей
|
4.
Взаимосвязи с другими подразделениями
(службами)
4.1.
Руководитель процесса адаптации, выполняя свои
должностные обязанности, организует обмен информацией со всеми подразделениями
(службами).
Получение
информации
|
Передача
информации
|
Содержание
|
Форма
|
Срок
и периодичность получения
|
Содержание
|
Форма
|
Срок
и периодичность передачи
|
1. Уведомление о наличии проблем или
конфликтов в воплощении плановых мероприятий по адаптации
|
Служеб- ная записка
|
По мере необходимости
|
1. План мероприятий в рамках программы
адаптации
|
План меропри-ятий
|
Ежегодно - в начале учебного года
|
2. Просьба о проведении обучения
|
Запрос
|
По мере необходимости
|
2. Сведения об оптимизации процессов
адаптации новых работников для подразделений и служб
|
Рекомен- дации, методи- ческие материа- лы
|
По мере необходимости
|
3. Сведения о показателях успешности
адаптации
|
Отчет
|
По мере необходимости, но не реже одного
раза в квартал
|
3. Отчет о проделанной работе и результатах
|
Отчет
|
По мере необходимости, но не реже одного
раза в квартал
|
4. Просьба о консультации работника
|
Устная
|
По мере необходимости
|
4. Ответы на вопросы сотрудников
|
Устная и письмен- ная
|
По мере необходимости
|
4.2.
Руководитель процесса адаптации ведет журнал
обращений работников за консультацией, журнал мероприятий в рамках программы
адаптации новых работников с отражением в них проделанной работы.
5.
Права
Руководитель
процесса адаптации имеет право:
5.1.
Предлагать мероприятия в рамках программы адаптации
персонала колледжа.
5.2.
Инициировать рассмотрение руководством проблем
адаптации.
5.3.
Организовывать обучение кадров.
5.4.
Перенимать опыт других организаций.
5.5.
Разрабатывать и выдвигать на рассмотрение
руководству методические материалы по проблемам адаптации.
5.6.
Инициировать наложение дисциплинарных взысканий на
работников и должностных лиц, препятствующих процессам адаптации новых
сотрудников.
6.
Ответственность
6.1.
Руководитель процесса адаптации несет
ответственность за слабую работу и задержки в реализации установленных целей,
неполное использование предоставленных прав.
6.2.
Работу руководителя процесса адаптации оценивает директор
колледжа на основе данных о текучести кадров, количестве и содержательности
проведенных мероприятий.
7.
Дополнения и изменения *
№
п/п
|
Изменяемый
пункт должностной инструкции
|
Новая
редакция
|
Дата
изменения
|
Утверждаю
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*Пункт 7 заполняется по мере внесения
в действующую инструкцию изменений и дополнений.
Должностную
инструкцию составил: _______________________________________________
Должностную
инструкцию утвердил: _______________________________________________
«_____» _____________200_ г.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|