Совершенствование системы адаптации персонала в образовательном учреждении
Как видно из таблицы 2.10 эффективность участия того или иного должностного
лица в адаптации новых сотрудников снижается в зависимости от иерархического
уровня между адаптантом и ответственным за адаптацию. Другими словами,
респонденты сходятся во мнении, что адаптацией новых сотрудников должны
заниматься профессионалы, для которых эта деятельность является одной из
функциональных обязанностей и кто непосредственно связан с рабочим местом
нового сотрудника.
Таблица 2.11 Оценка респондентами эффективности используемых
критериев адаптации
(в % от числа упомянутых)
Предмет
оценки
|
Оценка
эффективно
|
Оценка
неэффективно
|
Затруднились
оценить
|
Результаты выполнения поставленных задач
|
75
|
0
|
25
|
Уровень знаний
|
74
|
5
|
21
|
Освоение функциональных обязанностей
|
71
|
5
|
24
|
Иное
|
65
|
4
|
31
|
С точки зрения респондентов наиболее эффективной является оценка результатов
выполнения новыми сотрудниками поставленных задач – 75% и фактический уровень
знаний- 74%, а также то, на сколько новичок освоил свои функциональные
обязанности – 71%.
Вывод: основные проблемы политики управления кадрами в колледже связаны с
недооценкой социальной и психологической стороны организационных отношений.
Адаптацией в ОХПК занимаются отдельные работники разных подразделений, но
контроль процесса адаптации практически не осуществляется, данные не собираются
и не анализируются. Проблемы текучести кадров на аппаратных совещаниях не
обсуждаются. В колледже практически не используются иные, кроме материальных,
способы стимулирования сотрудников, что также представляется существенным
фактором, влияющим на текучесть новых работников и общее «старение»
коллектива.
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ В ГОУ СПО «ОХПК»
3.1. Методика проектирования системы адаптации
персонала
Методика проектирования системы адаптации определяет:
·
выбор подхода к
созданию системы адаптации с учетом потребностей, ресурсов и потенциала
колледжа;
·
формирование структуры
процесса адаптации;
·
разработку необходимой документации;
·
планирование внедрения
системы адаптации персонала.
Указанная методика
позволяет реализовать на практике теоретические положения, изложенные в главе 1
выпускной работы.
Весь комплекс
работ по выстраиванию системы адаптации, согласно данной методике, условно
делится на пять блоков: предпроектная подготовка, разработка
документов и предложений, обучение, мониторинг, корректировка [9; 75-77].
Содержание блоков рассматривается в таблице, приведенной ниже.
Таблица
3.1. Построение системы адаптации персонала
№
п/п
|
Наименование
блока
|
Содержание
работ
|
Результаты
|
1
|
Предпроектная подготовка
|
Определение цели и ожидаемых результатов
внедрения программы адаптации.
Разработка плана работ по внедрению
программы.
Определение круга специалистов, войдущих в
рабочую группу. Закрепление руководителя процесса адаптации.
|
·
определены цели и разработан подробный план
внедрения программы;
·
сформирована рабочая группа;
·
определен руководитель процесса.
|
2
|
Разработка документов и предложений
|
Выстраивание логики всей процедуры адаптации
– от подготовки к приходу до завершения адаптационного периода.
Описание последовательности процесса
адаптации с определением всех необходимых форм и приложений. Разработка
Положения об адаптации и справочных материалов об организации.
|
·
Положение об адаптации новых сотрудников;
·
систематизированы все существующие элементы
адаптации;
·
разработаны необходимые приложения (формат плана,
справочники, буклеты, программа адаптационного семинара).
|
3
|
Обучение
|
Разъяснение руководству актуальности
внедрения процедуры адаптации и ее роли в решении существующих проблем
управления персоналом.
Проведение ряда обучающих семинаров для
линейных руководителей и наставников с целью освоения ими инструментов
адаптации.
|
·
проведены обучающие семинары;
·
руководители понимают и поддерживают программу
адаптации.
|
4
|
Мониторинг
|
Запуск программы адаптации персонала.
Подведение промежуточных итогов и
отслеживание контрольных точек, из которых поступает информация о ходе и
проблемах процесса.
Анализ всех элементов процедуры адаптации на
основе обратной связи новых сотрудников, их руководителей и наставников.
Коллективное обсуждение участниками процесса
промежуточных итогов адаптации.
|
·
каждый новый сотрудник встречается и адаптируется
по новым правилам;
·
получена обратная связь по процедуре адаптации;
·
подведены промежуточные итоги;
·
выработаны решения проблемных моментов.
|
5
|
Корректировка
|
Введение в программу адаптации необходимых
изменений.
|
·
индивидуализация отдельных элементов процедуры
адаптации.
|
Формируемая структура системы адаптации персонала в ГОУ СПО
«ОХПК» основывается на стандарте адаптации персонала, включающем
четыре этапа:
1.
Этап общей ориентации – знакомство с организационными и
функциональными особенностями колледжа, корпоративной этикой, системой
коммуникаций, правилами поведения (осуществляет инспектор отдела кадров);
2.
Этап вхождения в должность – практическое знакомство нового сотрудника
со своими обязанностям и предъявляемыми к нему требованиями; непосредственным
руководителем проводится общая программа адаптации, включающая
информацию по направлениям:
- общее представление о колледже;
- политика колледжа;
- оплата труда;
- дополнительные льготы;
- охрана труда и соблюдение техники безопасности;
- отношения работников с профсоюзом;
- служба быта;
- экономические факторы.
После общей программы проводится специализированная,
включающая следующие вопросы:
- функции подразделения;
- трудовые обязанности и ответственность;
- требуемая документация и отчетность;
- процедуры, правила, предписания.
3. Этап действенной адаптации
– за новым сотрудником закрепляется наставник.
4. Этап функционирования – завершает процесс адаптации, является переходом к стабильной работе,
предполагает анализ показателей адаптации.
Стандарт адаптации
является единым для всех категорий работников колледжа, а содержание
адаптационных программ может быть различным.
Разработка
необходимой документации позволяет систематизировать негласно
существующие и поддерживаемые в организации элементы адаптации и транслировать
их единые стандарты, существенно облегчая тем самым процедуру внедрения новой
системы адаптации.
Таблица
3.2. Документы, сопровождающие адаптационный процесс
Локальные
акты
|
Методические
материалы
|
Положение об адаптации персонала;
Программа адаптации персонала;
инструкция по введению в должность.
|
справочники;
планы работы с новыми сотрудниками;
анкеты обратной связи.
|
3.2.
Определение функций управления адаптацией
Создание службы адаптации
персонала или введение такой должности избыточно для масштабов ГОУ СПО «ОХПК».
Управление процессом адаптации здесь может быть построено на введении в
функциональные взаимосвязи подразделений элементов организации труда для того,
чтобы создать необходимые условия трудовой адаптации на конкретных рабочих
местах и в организации в целом. Кроме того, управление адаптацией требует
отлаженной системы морального и материального стимулирования труда.
Функциональные взаимосвязи в управлении адаптацией персонала отражены в
таблице 3.3. шифры руководителей и подразделений организации даны в
соответствии с шифрами, принятыми нами в таблице 2.8.
Таблица
3.3 Функциональные взаимосвязи в управлении адаптацией персонала
Выполняемые
функции
|
Подразделения
- исполнители
|
Работы
утверждают
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
2.1
|
2.2
|
2.3
|
3.1
|
3.2
|
4.1
|
4.2
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Е
|
Ж
|
З
|
Назначение руководителя
процесса адаптации
|
У
|
У
|
|
|
У
|
|
|
|
У
|
У
|
Р
К
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
О
|
Назначение наставников
|
У
|
О
|
У
|
У
|
О
|
У
|
О
|
У
|
У
|
О
К
|
С
|
Р
К
|
Р
К
|
Р
К
|
Р
К
|
Р
К
|
С
К
|
С
|
Совершенствование
материального стимулирования работников
|
О
|
У
|
У
|
У
|
У
|
У
|
У
|
У
|
У
|
У
|
Р
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
П
К
|
С
|
Разработка и корректировка
программ адаптации
|
У
|
О
|
У
|
У
|
О
|
У
|
О
|
У
|
П
|
О
|
С
|
С
К
|
С
К
|
С
К
|
С
К
|
С
К
|
С
К
|
Р
К
|
Обучение работников
и руководителей основам адаптации в коллективе
|
О
|
П
|
У
|
У
|
П
|
У
|
П
|
У
|
П
|
П
|
Р
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
О
К
|
Осуществление
мониторинга
|
У
|
О
|
У
|
У
|
О
|
У
|
О
|
У
|
П
|
О
|
Р
|
С
К
|
С
К
|
С
К
|
С
К
|
С
К
|
С
К
|
О
К
|
При разработке и внедрении системы адаптации необходимо учесть ряд существенных
моментов:
1)
обязательно формально закрепить руководителя
процесса адаптации, отвечающего за процесс, разъяснение и продвижение
процедуры адаптации новых сотрудников в организации;
2)
успешность внедрения системы адаптации во многом
зависит от степени вовлеченности (осознания своей роли и задач) линейных
руководителей;
3)
важно выстроить оптимальным образом информационные
потоки внутри организации,
чтобы
необходимые данные своевременно предоставлялись всем участникам программы
адаптации.
Наглядно систему управления адаптацией персонала колледжа можно показать в виде
организационной схемы, представленной на рисунке 2.
Адаптация сотрудника к работе
|
|
Профессиональная адаптация
|
|
Рисунок
3. Система управления адаптацией персонала колледжа
3.3 Программа
адаптации сотрудников ГОУ СПО «ОХПК»
Программа
адаптации новых сотрудников содержит две части – общую и индивидуальную и
завершается подробным отчетом о результатах деятельности обеих сторон.
В целом и общая, и индивидуальная части программы
адаптации рассчитаны на период испытательного срока, в колледже он составляет
месяц для специалистов и шесть месяцев для руководителей, но особенности и
содержание педагогического труда, а также практика адаптации специалистов в
организации показывают необходимость «ведения» новых сотрудников в течение
года. В особую категорию адаптантов можно выделить специалистов– практиков, выработавших
на производстве определенный профессиональный стаж, но незнакомых с
особенностями образовательной деятельности, так как для них возникает
необходимость обучения основам педагогики и методики.
Эти проблемы в колледже решает Школа молодого педагога,
действующая постоянно согласно ежегодно утверждаемым планам работы, под
руководством методиста.
Таблица 3.4 Программа адаптации сотрудников в ГОУ СПО «ОХПК»
№
п/п
|
Наименование
мероприятия
|
Содержание
мероприятия
|
Ответствен
-ный
|
1. О Б Щ А Я Ч А С Т Ь
|
ЭТАП 1
|
1.1
|
Вводное ориентационное собеседование
|
1.
Место колледжа на рынке образовательных услуг
(реализуемые виды и формы образования, виды образовательных программ).
2.
Ближайшие и долгосрочные цели развития.
3.
История развития колледжа.
4.
Сведения о функциональных подразделениях.
5.
Система управления колледжем (разграничение
полномочий, порядок принятия решений).
6.
Система материального и морального стимулирования
(полная информация о размере заработной платы).
7.
Система обучения и развития персонала.
8.
Охрана труда и техника безопасности.
|
Инспектор отдела кадров
|
ЭТАП 1
|
1.2
|
Личное ознакомление с колледжем и его
сотрудниками
|
1.
Представление сотрудника персоналу
подразделения.
2.
Показ основных помещений.
3.
Показ расположения основных служб.
|
Инспектор по кадрам
|
ЭТАП 2
|
1.3
|
Ознакомление с рабочим местом
|
1.
Детальное описание образовательного процесса и
внутренних функциональных взаимосвязей.
2.
Должностные обязанности и ответственность
(отдельно – виды деятельности).
3.
Описание текущей работы и ожидаемых результатов.
4.
Разъяснение важности данной должности и того, как
она соотносится с другими в подразделении и в организации в целом.
5.
Нормативы качества выполняемой работы и способов
ее оценивания.
6.
Расписание и режим рабочего дня (отдельно в
каникулярное время).
7.
Виды отчетной документации и правила ее
заполнения.
8.
Дополнительные ожидания (замена отсутствующего
работника, участие в учебно -производственных программах).
|
Заведующие отделениями для преподава-телей;
старший мастер для мастеров
производственного обучения;
директор для руководителей;
инспектор по кадрам для остальных.
|
ЭТАП 2
|
1.4
|
Ориентацион-ное собеседование с
непосредствен-ным руководителем
|
1.
Разъяснение задач и требований к работе.
2.
Ответы на вопросы.
3.
Обсуждение предложений (пожеланий) нового
сотрудника.
|
По схеме, указанной в п.1.3
|
2. И Н Д И В И Д У А Л Ь Н А Я Ч А С Т Ь
|
ЭТАП 2
|
2.1
|
Вхождение в должность
|
1.
Освоение видов деятельности:
·
образовательной;
·
методической;
·
организационной.
2.
Освоение норм и правил поведения в организации и
коллективе.
|
Наставник,
председатель ЦМК
|
ЭТАП 3
|
2.2
|
Назначение наставника
|
1.
Помощь в планировании и сопровождении работы.
2.
Оценка деятельности нового специалиста.
|
По схеме, указанной в п.1.3
|
ЭТАП 3
|
2.3
|
Включение в программу «Школа молодого
педагога»
|
1.
Участие в адаптационных семинарах, посвященных
организационным, методическим и коммуникационным проблемам.
2.
Получение обратной связи.
|
Методист,
психолог,
заведующие отделениями, ст. мастер
|
3. С О С Т А В Л Е Н И Е О Т Ч Е Т А
|
ЭТАП 4
|
3.1
|
Составление отчетов по итогам адаптации
|
1.
Отчет о степени адаптированности нового
сотрудника.
2.
Отчет о выполнении заданий.
|
Наставник,
адаптант
|
3.4. План
реализации проекта
Представленный проект может быть внедрен в течение года. Такой
временной период обусловлен необходимостью решить следующие вопросы:
- создать программу и
систему управления адаптацией;
- закрепить у
сотрудников позитивное отношение к внедрению системы;
- разработать схему
финансовой поддержки проекта;
- обеспечить проект
методическими материалами.
Таблица
3.5. План – график внедрения проекта в 2006г. в ГОУ СПО «ОХПК»
Месяц
|
Мероприятие
|
Ответственный
|
Сентябрь
|
Подбор и назначение руководителя процесса
адаптации и закрепление за ним функций.
|
Директор
|
Октябрь
|
Утверждение стандарта адаптации. Создание рабочей
группы и разработка программ адаптации.
|
Руководитель
процесса адаптации
|
Ноябрь
|
Учреждение наставничества. Обучение
наставников.
|
Линейные
руководители
|
Декабрь – август
|
Создание методических материалов; разработка
схемы материального и морального стимулирования адаптационных программ;
разъяснительная работа в коллективе; обратная связь сотрудников колледжа о
готовности к внедрению системы; запуск системы.
|
Руководитель
процесса адаптации
|
Проект не требует капитальных затрат. Вся сумма затрат за год составит 35380
рублей. Это объясняется тем, что в проекте предложены наиболее экономичные
способы внедрения системы адаптации в ГОУ СПО «ОХПК».
Вместо введения специалиста по адаптации мы предлагаем расширить функции
инспектора по кадрам, назначив ему доплату 800 рублей в месяц.
Доплаты за наставничество будут производиться четырем наставникам в размере 200
рублей ежемесячно, что составит 7% от средней заработной платы работников за 2004
год.
Расходы на разработку трех программ (две специализированных – для
преподавателей и мастеров производственного обучения и одна общая часть)
определены из расчета 420 рублей, что составит 15% от средней заработной платы
работников за 2004 год.
На разработку и изготовление методических материалов выделяется 3000 рублей
один раз в год.
Расходы на совершенствование системы материального стимулирования определены
оценочно, так как этот процесс связан с системой премирования. На обучение
отпущено 1920 рублей в год. Из них 420 рублей – разовая выплата за разработку
программы обучения и 1500 рублей на само обучение, которое будет проводиться в
колледже.
Смета расходов на внедрение системы адаптации и удельный вес каждой из статей
расходов представлены в таблице 3.6.
Таблица 3.6. Затраты на реализацию проекта
№
п/п
|
Наименование
операции
|
Затраты,
руб.
в год
|
Удельный
вес статьи затрат, %
|
1
|
Назначение
ответственного за адаптацию
|
9600
|
27.13
|
2
|
Разработка
методического сопровождения адаптации
|
4260
|
12.01
|
3
|
Назначение
наставников
|
9600
|
27.13
|
4
|
Совершенствование
системы материального стимулирования
|
10000
|
28.3
|
5
|
Обучение
|
1920
|
5.43
|
ВСЕГО
|
35380
|
100
|
Затраты, приведенные в таблице,
являются примерными, без учета налоговых отчислений.
Подготовка персонала к внедрению проекта заключается в формировании позитивного
отношения к внедрению системы адаптации у всех работников колледжа и готовности
принять участие в реализации проекта.
Таблица
3.7. План подготовки персонала к внедрению проекта
№
п/п
|
Мероприятие
|
Ответственный
исполнитель
|
Сроки
|
1
|
Назначение руководителя процесса адаптации
|
Директор
|
Первая стадия внедрения проекта
|
2
|
Утверждение стандарта адаптации
|
Инспектор отдела кадров
|
Первая стадия внедрения проекта
|
3
|
Утверждение инструкции по адаптации.
Разработка и утверждение программ адаптации.
|
Директор, инспектор отдела кадров;
линейные руководители, руководитель процесса
адаптации
|
Первая стадия внедрения проекта
|
4
|
Учреждение наставничества.
Обучение наставников
|
Инспектор отдела кадров; руководитель
процесса адаптации
|
Первая стадия внедрения проекта
|
5
|
Разъяснительная работа в колледже
|
Руководители подразделений, руководитель процесса
адаптации
|
Постоянно
|
6
|
Методическое обеспечение системы адаптации
персонала в колледже
|
Руководитель процесса адаптации
|
Постоянно
|
7
|
Совершенствование материальной
заинтересованности в труде
|
Директор, Главный бухгалтер, руководитель
процесса адаптации
|
Постоянно
|
8
|
Обеспечение обратной связи с работниками на
предмет их готовности к внедрению системы
|
Руководитель процесса адаптации
|
Постоянно
|
Вывод: в современных условиях существование стабильной и экономически
эффективной организации невозможно без продуманной и хорошо отлаженной системы
адаптации. Как всякая система, система управления персоналом не поддается
расчленению и «исправлению» по частям. Поэтому подсистему адаптации нужно
строить исходя из целостности управления, учитывая взаимосвязи с другими
элементами и процессы изменений всей системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения выпускной работы разработан проект построения системы адаптации
персонала в ГОУ СПО «Омский художественно – промышленный колледж». Цель
проекта – создание эффективной системы адаптации кадров в организации.
Задачами проекта стали:
1) снижение влияния негативных факторов
на удовлетворенность трудом у сотрудников колледжа;
2)
обеспечение колледжа квалифицированными кадрами;
3)
снижение текучести кадров;
4) разработка механизма адаптации новых
работников к коллективу и профессиональной деятельности;
5)
общее повышение эффективности деятельности ГОУ СПО «ОХПК».
Использование отработанных в колледже форм и методов
адаптации, возможность ограничиться собственными ресурсами, низкая
затратность проекта делают его внедрение вполне приемлемым
для организации.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|