|
|||
| |||
Агентство РОСНО-Интернейшнл |
Агентство в МО «Замоскворечье» |
Агентство в Новокосино
Агентство «Центральное»
Агентство в Митино
Агентство «Черемушки»
Агентство «Сокол»
Агентство «Чертаново»
Агентство РОСНО-Арбат
Агентство РОСНО-Ока
Агентство в г.Чехове
Агентство в г.Щелково
Агентство в г.Сергиев-Посад
Агентство в г.Клин
Агентство в г.Электросталь
Агентство Черноголовка
Агентство в г.Мытищи
Агентство в г.Дмитров
Агентство в г.Истра
Агентство в г.Воскресенск
Агентство в г.Коломна
Агентство в г.Шатура
Агентство в г.Руза
Агентство в г.Раменское
Агентство в г.Юбилейный
Солнечногорское агентство
ЦЕНТР ОБУЧЕНИЯ
Как мы видим из схемы организационной структуры предприятия, центр обучения можно создать практически при любом департаменте. Но, на мой взгляд, для этого идеально подходит центр агентских продаж. Мы сможем сделать это с минимальными затратами и наибольшей эффективностью. Трудоустраивать наших стажеров мы сможем в нашем же центре, в региональных агентствах. Для начала, нам необходимо определиться, в каких средствах массовой информации мы планируем размещать нашу рекламу и, в какую сумму нам это обойдется. Выберем, исходя из статистических данных, два самых популярных издания по поиску работы. Самыми популярными являются «Работа для Вас» и «Работа и зарплата».
Газета «Работа для Вас» выходит четыре раза в неделю, в месяц это будет нам стоить 13680 рублей. Рекламная полоса в неделю стоит 4.500 рублей * 4 недели – 24% (скидка, на продолжительную аренду полосы) = 13680.
Другая газета, где мы решили разместить наше рекламное объявление «Работа и зарплата», выходит раз в неделю. Полоса рекламы стоит 2390 рублей * 4 – 35 % (скидка) = 6214руб. в месяц.
В общем, у нас получается, что на рекламу в месяц мы тратим 19894 рубля.
Далее необходимо провести собеседование, подходит ли нам тот или иной соискатель. Собеседование мы будем проводить в два этапа, первый заполнение анкет, второй непосредственное общение с рекрутером. На этом этапе будут отсеиваться около 10 % от общего числа обратившихся в поисках работы. Для начала нам необходимо набрать около 50 человек.
После того как мы набрали группу для обучения, необходимо сразу провести психологическое тестирование, так называемый, ассессмент, который выявит наиболее способных и пригодных для данной работы людей.
Мы должны делать ставку не на количестве выпускаемых стажеров, а на качестве. Группу мы должны набрать около 50 человек.
Также нам необходимо разработать методические материалы для обучения наших студентов.
Студентам необходимо прочесть курс лекций по основным продуктам РОСНО и научить рассчитывать страховую стоимость. Ниже перечислены основные страховые продукты компании. Преподавать будут директора агентств.
Пускай это, будет первая ступень нашего обучения. На этом этапе инструктор – специально обученный сотрудник для подготовки кадров (в нашем случае, это будет несколько человек психолог, рекрутер и специалист по страховым продуктам) знакомится с вновь прибывшими работниками, подготавливает их психологически, создает непринужденную дружественную атмосферу. Рассказывает о компании, о перспективах карьерного роста, величине заработка и так далее.
Вторая ступень – это представление и отбор, на этом этапе инструктор знакомит обучающихся с внутренней структурой компании, также на данном этапе проводится серия деловых игр, способствующая выявлению наиболее подходящих кандидатов для продолжения обучения. На второй ступени отсеивается приблизительно около 10 человек.
Третья ступень – теоретическое и практическое обучение, тренинги продаж, лекции, раздача методического материала, решение задач, проверка усвоенного материала.
Завершается учебный процесс общим экзаменом по всему усвоенному материалу.
Процесс первичной подготовки занимает в среднем около двух недель.
В течение всего процесса обучения выбывает еще около 20 человек, в итоге мы выпускаем примерно 20 человек теоретически подготовленных стажеров, для работы в агентствах. Общее количество стажеров составляет 40 человек в месяц, учитываю что затраты на обучение в месяц составляют 150326,08 рублей, мы получаем стоимость обучения одного работника = 3758,15 руб., это без стоимости стажировки.
Для поведения курса лекций нам необходимо шесть преподавателей, отдельный по каждому виду продукта, это позволит свести к минимуму отвлечение преподавателей от своей непосредственной работы. Также нам необходимо подключить к обучению рекрутера и психолога, всего получается восемь преподавателей.
Расписание программы обучения.
Дата |
Количество часов |
Программа обучения |
Способы обучения |
Специалист (инструктор) |
1-й день |
8 |
Вводная лекция |
Лекция Assessment [5] Презентация Деловые игры |
Психолог Рекрутер Ведущий специалист |
2-й день |
4
|
ОС АГО, АГО РОСНО |
Лекции |
Ведущий специалист |
3 |
«Формула» |
Лекции |
Ведущий специалист |
|
3-й день |
4 |
«Подворье» |
Лекции |
Ведущий специалист |
3 |
«Мегаполис» |
Лекции |
Ведущий специалист |
|
4-й день |
4 |
Отработка «Формулы», ОС АГО и АГО РОСНО |
Деловые игры Рассмотрение кейсов Практические занятия |
Психолог |
3 |
Тестирование |
Самостоятельная работа |
Рекрутер |
|
5-й день |
8 |
НС, УСЖ |
Лекции |
Ведущий специалист |
6-й день |
4 |
Отработка «Подворье» и «Мегаполис» |
Деловые игры Рассмотрение кейсов Практические занятия |
Психолог
|
3 |
Отработка НС, УСЖ |
|||
7-й день |
8 |
Тренинг продаж |
Инновационные игры Деловые игры |
Психолог |
8-й день |
8 |
Добровольное медицинское страхование |
Лекции |
Ведущий специалист |
9-й день |
8 |
Тренинг продаж |
Ансамблевые игры Имитационные и ролевые игры |
Психолог |
10-й день |
8 |
Тренинг продаж |
Психолог |
|
11-й день |
4 |
Зачет |
Проверка усвоенных знаний |
Психолог |
Давайте теперь подробно, по дням рассмотрим нашу программу обучения.
1-й день.
На вводной лекции рассказывается о том, что представляет из себя компания РОСНО, какие перспективы карьерного роста предусмотрены для страховых агентов. После вводной лекции проводится процедура Assessment. Assessment - это процедура подтверждения квалификации, которую должен пройти каждый соискатель (Skilled). Это позволяет увидеть насколько тот или иной кандидат соответствует нашим требованиям. Позже психолог предлагает кандидатам провести презентацию самого себя, рассказать о своих навыках достижениях положительных и отрицательных качествах, объяснить почему компании будет выгодно иметь такого сотрудника, как он. На этом этапе отсеивается около 10 человек.
2-й день.
ЛЕКЦИЯ является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. В ходе лекции, представляющей собой монолог инструктора, аудитория воспринимает учебный материал на слух. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок. Позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты. Лекции чрезвычайно эффективны с экономической точки зрения. Поскольку один инструктор работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами слушателей (если используется видео). Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего – лекция не предполагает практических действий со стороны обучающихся, их роль ограничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала. В результате практически отсутствует обратная связь, инструктор не контролирует степень усвояемости материала и не может внести коррективы в ход обучения.
Страховой продукт «РОСНО – Формула».
«РОСНО – Формула» - это элитный страховой продукт по доступной цене. Владелец данного продукта может быть уверен в том, что его автомобиль будет быстро и качественно восстановлен после страхового случая.
Для тех, кто застраховал свой автомобиль стоимостью от 35000$, со сроком эксплуатации 0-3 года, бесплатно предоставляется пакет VIP-обслуживания. Это означает, что в случае ДТП достаточно только позвонить с места происшествия на круглосуточный пульт РОСНО:
-на место ДТП выезжает Аварийный комиссар РОСНО, который помогает оформить заявление о страховом случае, составляет акты осмотра повреждений автомобилей участников ДТП, фотографирует место ДТП, получает справку ГИБДД без участия клиента, выписывает на месте ДТП предварительное направление на СТОА, куда и сопровождает (если это необходимо) автомобиль для оперативного ремонта;
-восстановление и ремонт автомобиля производится в лучших сервисных центрах официальных дилеров Москвы, а контроль качества ремонта машины осуществляется под строгим наблюдением сотрудников Центра страхования автотранспорта РОСНО. По окончании ремонта сотрудник компании сообщает клиенту о возможности забрать отремонтированный автомобиль.
Страховой продукт АГО – РОСНО.
По страхованию добровольной гражданской ответственности в РОСНО был разработан специальный страховой продукт «АГО РОСНО». Этот страховой продукт дает возможность юридическим и физическим лицам расширить страховое покрытие по полису обязательного страхования автогражданской ответственности с 400000 руб., до 25000$ или даже 25000$, менее чем за 100$. Преимущества «АГО – РОСНО»:
· страховая сумма не уменьшается после произведенных выплат;
· количество обращений страхователя по страховым событиям в течение срока страхования не лимитировано;
· полис действует и на страхователя, и на любое лицо, допущенное к управлению ТС в установленном законодательством РФ порядке;
· для удобства своих клиентов специалисты РОСНО разработали специальную программу, позволяющую приобрести полис в кредит.
3-й день.
«Подворье» - страхование загородных строений.
Продукт «Подворье» - это оптимальная страховая защита для дома или дачи, а также хозяйственных построек и сооружений, расположенных на приусадебном участке. Также по этой программе можно застраховать и движимое имущество, находящееся в доме.
Варианты страхового покрытия:
-базовое покрытие: страхование от рисков «Пожар», «Взрыв», «Удар молнии»;
-оптимальное покрытие: риски по базовому покрытию плюс стихийные бедствия: ураган, смерч, наводнение, давление снега, град, снегопад, дождь, противоправные действия третьих лиц;
-расширенное покрытие: включает страхование от рисков, входящих в оптимальное покрытие, плюс риск залив в результате аварии систем жизнеобеспечения.
Дополнительно имущество может быть застраховано от падения летательных аппаратов, наезда транспортных средств, падения деревьев, финансовых расходов, связанных с расчисткой территории.
Страховая сумма устанавливается в размере, не превышающем действительной стоимости имущества.
Для строений и сооружений – это стоимость строительства аналогичного строения или сооружения, ландшафтного сооружения в месте страхования с учетом его фактического состояния на дату заключения договора страхования.
Для движимого имущества – это рыночная стоимость аналогичного имущества на дату заключения договора.
«Мегаполис» - страхование квартир.
Продукт «Мегаполис» - это надежная страховая защита квартиры, которая включает страхование квартиры (может быть застрахована как квартира с внутренней отделкой и инженерным оборудованием, так и отдельно внутренняя отделка или только конструктивные элементы без внутренней отделки), домашнего имущества и гражданской ответственности за причинение вреда соседям при эксплуатации квартиры.
Варианты страхового покрытия при страховании квартиры:
-базовое покрытие: страхование от рисков «Пожар», «Взрыв», «Удар молнии»;
-расширенное покрытие: включает риски по базовому покрытию плюс противоправные действия третьих лиц, залив;
-полное покрытие: включает в себя страхование от рисков по расширенному покрытию, плюс стихийные бедствия.
Страховая сумма на квартиру и имущество устанавливается в размере, не превышающем действительной (страховой) стоимости имущества.
Для квартиры действительная стоимость определяется исходя из сложившихся в данной местности на момент заключения договора страхования цен на рынках недвижимости, подрядных работ и строительных материалов.
Для движимого имущества действительная стоимость определяется исходя из рыночной стоимости аналогичного имущества на момент заключения договора страхования. Если клиент затрудняется в определении стоимости своего дома или иного имущества, эксперты РОСНО бесплатно производят оценку.
При страховании гражданской ответственности страховая сумма устанавливается по соглашению страхователя и РОСНО.
4-й день.
Рассмотрение ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ (КЕЙСОВ) позволяет в определенной степени преодолеть этот недостаток. Данный метод обучения предполагает анализ и групповое обсуждение конкретных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, групповое обсуждение конкретных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. Для успешного использования метода практических ситуаций от участников требуется определенный уровень профессионализма и теоретических знаний, которые должны быть развиты на рабочем месте или с помощью других методов обучения.
При выборе методов обучения организация должна, прежде всего, руководствоваться эффективностью их воздействия на конкретную группу обучающихся. При этом необходимо учитывать принципы обучения взрослых людей. Таких принципов четыре:
· Актуальность. То, о чем говорится во время обучения. Должно иметь отношение к профессиональной или частной жизни обучающегося. Взрослые плохо воспринимают отвлеченные и абстрактные темы.
· Участие. Обучающиеся должны активно участвовать в учебном процессе и непосредственно использовать новые знания и навыки уже в ходе обучения.
· Повторение. Оно помогает новому закрепиться в памяти и превращает приобретенные навыки в привычку.
· Обратная связь. Обучающимся нужно постоянно предоставлять информацию о том, насколько они продвинулись вперед. Наличие такой информации позволяет им скорректировать свое поведение для достижения более высоких результатов.
Наиболее распространенной формой обратной связи являются выставляемые преподавателем оценки. Однако при этом следует быть предельно внимательным: несоответствующие ожиданиям оценки могут оказать демотивирующее действие на обучаемых. Более эффективными могут быть такие средства обратной связи как подведение итогов соревнования между участниками, определение процента выполнения задания и т.п. В обратной связи взрослые ценят не столько абсолютную оценку, сколько возможность сделать предложения по усовершенствованию, "быть услышанными".
Как показывают исследования, успех программы профессионального обучения на 80% зависит от ее подготовки и только на 20% от желания и способности обучающихся. Обучение будет в одинаковой степени неэффективно в случае отношения к нему как к "оплачиваемым каникулам" или как к "наказанию". Поэтому отдел человеческих ресурсов должен уделить особое внимание созданию соответствующего отношения к планирующемуся обучению. Следующие факторы могут мотивировать сотрудников на активное участие в программе профессионального обучения:
· Стремление сохранить работу, остаться в занимаемой должности;
· Желание получить повышение или занять новую должность;
· Заинтересованность в повышении заработной платы;
· Интерес к самому процессу овладевания новыми знаниями и навыками;
· Желание установить контакты с другими участниками программы.
Тестирование - в кадровой работе - метод отбора кандидатов для выполнения работы. Различаются две категории тестов:
- тесты, созданные для оценки эффективности исполнения работы;
- тесты, созданные для оценки черт характера и свойств, которые способствуют эффективному исполнению работы.
Оценка эффективности программ обучения является центральным моментом управления профессиональным обучением в современной компании. Все чаще затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в развитие персонала организации. Эти капиталовложения должны принести отдачу в виде повышения эффективности деятельности организации. Так, многие экономические организации ожидают от профессионального обучения дополнительной прибыли. Корпорация Х считает желательным 10% отдачу на вложенный капитал. Потратив на профессиональное обучение 100 000 долларов, корпорация рассчитывает получить дополнительную прибыль по крайней мере в 10 000 долларов (10% капиталовложений).
Оценить эффективность каждой отдельной программы, таким образом достаточно сложно, поскольку далеко не всегда удается определить ее влияние на конечные результаты деятельности всей организации. В таком случае эффективность может оцениваться по степени достижения стоявших перед программой целей.
Некоторые программы обучения создаются не для выработки конкретных профессиональных навыков, а для формирования определенного типа мышления и поведения (характерно для программ, направленных на профессиональное развитие персонала, например молодых сотрудников организации). Эффективность такой программы довольно сложно измерить напрямую, поскольку ее результаты рассчитаны на долговременный период и связаны с поведение и сознанием людей, которые не поддаются точной оценке. В подобных случаях можно использовать косвенные методы:
· тесты, проводимые до и после обучения и показывающие насколько увеличились знания обучающихся;
· наблюдение за поведением прошедших обучение сотрудников на рабочем месте;
· наблюдение за реакцией обучающихся в ходе программы;
· оценку эффективности программы самими обучающимися с помощью анкетирования или в ходе открытого обсуждения.
В любом случае критерии оценки должны быть установлены до обучения и доведены до сведения обучающихся, обучающих и управляющих процессом профессионального обучения в организации. После завершения обучения и проведения его оценки результаты сообщаются в отел человеческих ресурсов, руководителям обучавшихся сотрудников и самим сотрудникам, а также используются при дальнейшем планировании профессионального обучения. Очень полезным является проведение повторной оценки эффективности обучения путем анализа изменений в результатах работы прошедших его сотрудников через определенный период времени (полгода или год), что дает возможность оценить долгосрочный эффект программы.
5-й день.
Страхование жизни от несчастных случаев.
РОСНО стремится максимально защитить своих клиентов от непредвиденных обстоятельств, предлагая в качестве одного из способов защиты полис добровольного страхования жизни или полис страхования от несчастных случаев. Владелец такого полиса может не только застраховать свою жизнь и жизнь своих близких и родственников, но и накопить солидную сумму к выходу на пенсию или позаботиться о материальном обеспечении своего ребенка в будущем.
ОАО РОСНО предлагает широкий выбор программ по страхованию жизни и страхованию от несчастных случаев:
· страхование от несчастных случаев;
· досрочное рисковое страхование жизни;
· страхование жизни с накоплением;
· страхование жизни в пользу детей.
В результате несчастного случая человек может потерять трудоспособность. Потребуется много времени и денег, чтобы оплатить лечение, пройти курс реабилитации, восстановить силы и поддерживать прежний уровень жизни. В такой ситуации именно страховое обеспечение по полису страхования от несчастных случаев позволит оплатить непредвиденные расходы, компенсировать потерю в заработке.
6-й день.
Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. Деловые игры бывают как глобальными (управление компанией), так и локальными (проведение переговоров, подготовка бизнес-плана). Использование этого метода позволяет обучающимся исполнять различные профессиональные функции и за счет этого расширить собственное представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников.
Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Игра представляет собой совокупность мероприятий, в ходе которых команде обучающихся «игроков» предлагается решить определенную игровую задачу, отражающую реальные проблемы предприятия.
В условиях деловых игр создаются исключительно благоприятные возможности включения участников творчески и эмоционально в отношения, подобные действительным отношениям в производстве. В игре происходят быстрое пополнение знаний, дополнение их до необходимого минимума, практическое освоение навыков проведения расчетов и принятия решений в условиях реального взаимодействия с партнерами.
В отличие от конкретной ситуации, где воспроизводится момент производственной обстановки, в деловой игре обстановка выражается в динамике, процесс производства – в развитии. Воспроизвести производство в динамике и включить в него участников – две сложные проблемы использования игрового метода, которые заключаются в том, чтобы достаточно точно передать характеристики и условия производства, а также, помимо технологических параметров и экономических факторов, социально-психологические факторы. В этой связи привлекательна идея использовать в деловой игре в качестве модели реальное производство. Таким образом, мы видим, что игровые методы обучения не имеют четкой границы с методами практического освоения.
Возможны два варианта использования реального производства в качестве учебного поля. Первый вариант: все работающие остаются на своих местах. В условиях текущего производства ставится учебно-тренировочная задача и участники предпринимают действия по ее решению.
Во втором варианте сохраняется текущая производственная обстановка, но меняются участники. Их задача заключается в том, чтобы обеспечить нормальное функционирование текущего производства.
Однако в своей работе я буду рассматривать деловые игры, которые проводятся с отрывом от производства. На мой взгляд, этот разряд игр наиболее полно обеспечивает подготовку персонала и позволяет обучать людей, не имеющих опыта работы на производстве. В то же время, отрывая людей от производства, мы можем моделировать такие ситуации, которые в реальной жизни возникают нечасто, но при возникновении, которых мы должны быть уверены в адекватной реакции персонала.
Соответственно, в зависимости от того какую задачу мы ставим перед обучающимися или какую ситуацию мы хотим смоделировать, выбирается вид игры.
Разновидности деловых игр.
Существует множество разновидностей деловых игр: организационно -деятельностные (ОДИ), проектные, организационно-мыслительные, продуктно - ориентированные, практически-деловые, рекреационные и т.д. У каждой из этих игр своя задача, но большинство из них связано скорее с решением каких-либо производственных задач, нежели с образованием персонала. Несомненно, служащие компании выносят из этих игр новые знания и драгоценный опыт, но это скорее является «побочным продуктом», нежели запланированным результатом. Отсюда следует также невозможность направлять обучение сотрудников в нужное русло.
Следует отметить еще и такой важный момент, как необходимость наличия определенного навыка у служащего с точки зрения компании. Как уже говорилось ранее, для компании наиболее важным для выживания и успешной конкуренции является умение персонала мыслить нестандартно и интеграция персонала с компанией и как такового. Причем от персонала требуется не просто объединение в команды, а еще и умение работать в команде.
По этим двум важным признакам следует выделить два основных вида игр, несущих наибольшую образовательную нагрузку, так как все остальные являются производными от них. Этими видами являются инновационные игры и ансамблевые игры.
Отдельно следует выделить имитационные или ролевые игры, поскольку этот вид позволяет обучать персонал практически с нуля, методом практики, в то время как два предыдущих вида больше связаны с обучением персонала в смысле его развития.
Все три вида различаются по целям проведения, постигровым эффектам и у каждого вида есть свои особенности, достоинства и недостатки.
7-й день.
Инновационные игры.
Метод инновационных игр (ИНИ) был предложен В.С. Дудченко в 1981 году. Его группой к 1990 году было проведено около 70 игр, в ходе которых ставились задачи разработать стратегию развития отрасли, перехода организации на хозрасчет, внедрения системы подготовки и продвижения руководителей, концепцию производственно-экономической учебы и т.д.
При разработке методик были использованы следующие научно-практические направления:
1. Инноватика.
2. Метод ОДИ.
3. Тренировка групповых отношений по методу Лоренса и Гордона.
4. Метод интенсивного обучения иностранным языкам с использованием «психологического погружения», разработанный болгарским психологом Г. Лозановым.
5. Социально-психологический тренинг; одним из его создателей считается американский психолог С. Роджерс.
Общие признаки инновационных игр таковы:
1. Участники работают над решением «размытой», а не жестко структурированной задачи.
2. Основой игры является групповая работа, в процессе которой вырабатывается непредсказуемый интеллектуальный продукт.
3. В ходе игры возникает феномен групповой сплоченности как ориентация на совместные ценности.
4. В группах постоянно формируется установка на инновационное поведение.
5. В процессе выработки инновационного проекта резко возрастает интерес участников к своим собственным профессиональным проблемам, решение которых они находят в работе группы.
6. Возникают навыки совместного решения инновационных проблем.
7. Формируется потребность в деловом и межличностном общении участников игры.
Цели проведения
Под инновационной игрой подразумевается совокупность мероприятий, направленных, прежде всего, на обучение персонала мыслить перспективно, нестандартно, также обучить специальным методам приемам ориентирования в нестандартных ситуациях. Игра помогает обрести навыки системного анализа ситуации, группового метода работы и умению активно взаимодействовать с окружающими.
Вообще, этот вид игр на сегодняшний день является самым важным для компаний. Особенно важен он для компаний, занимающихся новейшими технологиями, поскольку именно там нужен инновационный подход. Инновационный подход ориентирует участников на создание и выявление того нового, что появляется на каждом этапе работы. Игра называется инновационной, потому что ориентирует людей на выработку новых, нестандартных идей и подходов. Однако не новизна становиться самоцелью. Важно другое – найти оптимальный способ разрешения возникших трудностей.
Особенности организации и проведения.
Для организации ИНИ необходимо выполнение следующих условий:
1. Участие руководителя высшего уровня.
2. Проведение игры в непривычной для участников обстановке.
3. Не разрешается опоздание к началу работы и досрочный отъезд.
4. Общая численность участников игры – 35-50 человек вместе с консультантами (по одному на каждые 7 игроков).
5. Численность группы не более 9 человек. Число групп 3 – 6.
6. Участники распределяются по группам равномерно, с таким расчетом, чтобы творческий потенциал групп был примерно равным. Группы комплектуются с учетом пола, возраста, статуса, уровня образования. Желательно объединять в одной группе конфликтующих участников.
7. Обычный день на игре включает следующие фазы: групповая работа, дискуссия, общение в «клубном» режиме. В последней фазе организуются лекции и рекреационные формы деятельности.
8. Этапы игры: а) диагностика проблемы; б) анализ ситуации; в) формулирование проблемы; г) определение целей; д) выработка решений; е) разработка проблемы; ж) формирование программы реализации проекта.
Организация инновационной игры предполагает также следующие принципы:
1. Системность, заключающуюся в программировании и развертывании ее как целостной системы человеческой деятельности: выработка решений, группообразование, обучение.
2. Коллективную ответственность консультантов и заказчиков за организацию и результат игры.
3. Единоначалие руководителя игры.
4. Самопрограммирование, позволяющее по ходу проведения вводить новые «правила», выбирать «формы и методы работы».
5. Саморазвитие. ИНИ как метод, учитывая развитие социальной среды и специфику конкретных задач, «выращивает» себя для решения все более сложных проблем. Каждая последующая игра не похожа на предыдущую.
6. Принцип контролируемой борьбы, заключающийся в конкурсности и соревновательности групп.
7. Принцип развивающего обучения ориентирует участников не на расширение объема знаний, а на освоение, разработку и поиск новых решений проблемных ситуаций. Задача консультантов не найти решение проблемы, а научить этому игроков.
Важно понимать отличие ИНИ от традиционной системы образования. Традиционная система дает определенный минимум знаний, а потом учится применять их на практике. Изначальный изъян этой системы в том, что обучающийся не имеет представления о том, какие именно и в каком объеме знания потребуются ему для последующей деятельности. Этим и объясняется низкая эффективность лекций как метода обучения (см. п. 1.1.). В ИНИ делается упор на выработку у обучающегося потребности в знаниях. Поэтому с первого дня участники включаются в сложную работу, и только на второй день им читают лекции о том, как можно преодолеть встреченные трудности. То есть схема обучения такова: сначала деятельность – потом знания, которые тут же находят применение на практике.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8