|
||||||||||||||||||||||
В таблицах видны некоторые национальные различия, однако у этих стран есть и общее, что ставит их в один ряд: основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения. Эти страны отражают три уровня существующего в мире оффшорного налогообложения: обычный, низкий и льготный. Оффшорные компании обязаны уплатить лишь разовый регистрационный сбор и оплачивать годовой сбор, ставки которого обычно фиксированы и не зависят от их коммерческой деятельности. Все эти страны, как и многие другие, объединяет еще один признак: оффшорному бизнесу они запрещают заниматься на национальных территориях коммерческими операциями.
2.Проблемы связанные с оффшорными зонами. Зарубежные оффшорные зоны - не только крупный источник, питающий международную организованную преступность, но и один из каналов вывоза из страны капиталов, отмывания незаконных доходов и уклонения от уплаты налогов. Так, по данным Счетной палаты России, только на Кипре российскими гражданами было создано около 4 тыс. предприятий, из которых лишь 40 внесены в реестр Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики России. Всего же по оценкам специалистов этого министерства в оффшорных зонах создано около 60 тыс. предприятий с российским участием, на счетах которых концентрируется нелегально вывезенный из России капитал. Чтобы противостоять оттоку капитала из страны, Центробанк вынужден прибегать к жестким мерам. Одной из последних стала борьба с расчетами через оффшоры. Принятие Указания ЦБР No. 606-У от 13 июля 1999 г. позволило ЦБ ввести 50-процентное резервирование под операции с оффшорами. В результате, по данным заместителя Председателя ЦБ, объем операций хотя и уменьшился, однако ежемесячно из России переводится в оффшорные зоны около 400 млн. долларов. В настоящее время, по оценкам экспертов МВФ, ежегодный объем отмывания денег составляет около 500 млрд. долларов. До принятия законов о противодействии отмыванию денег преступники умело пользовались несовершенством законодательства, и основная часть таких доходов легализовывалась путем неконтролируемого "ввода" в легальные отрасли коммерческой деятельности, что существенно влияло на экономическое состояние государств. Оффшорные зоны в деле отмывания денег играют главную роль. Именно в этих зонах "грязные" деньги отделяются от источника происхожденияВ качестве примера можно привести Закон об экономическом развитии Сейшельских островов (1996 г.). В соответствии с ним инвесторы, разместившие на Сейшельских островах сумму не менее 10 млн. долларов США, освобождались от уголовного преследования за легализацию доходов и приобретали защиту имущества от конфискации, если только не совершали насильственных преступлений или преступлений, связанных с наркотиками, непосредственно на Сейшелах. В 1989 г. в Париже по решению совещания на высшем уровне стран "Большой семерки" была создана "Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег" (сокращенно FATF). В настоящее время членами FATF являются 26 государств. Основные направления деятельности Комиссии - разработка и совершенствование системы мер, направленных на борьбу с отмыванием денег, выработка и распространение рекомендаций. В 1998 г. между Центральным банком РФ и FATF подписан Меморандум, многие рекомендации FATF учтены ЦБ при разработке нормативных актов.Наиболее эффективным путем противодействия транснациональным криминальным корпорациям является подрыв финансовой основы их деятельности путем оказания давления на оффшорные зоны со стороны мирового сообщества В России специального законодательства, регулирующего оффшорное направление, нет. Что же касается регистрации оффшорных компаний и самих финансовых потоков в оффшорные финансовые центры, то эти процедуры предусмотрены определениями валютных операций, сформулированными в Законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Так, регистрация резидентами компаний в странах со льготным режимом налогообложения, покупка акций и взносы в уставные капиталы иностранных предприятий, открытие счетов в банках за пределами РФ являются валютными операциями, связанными с движением капитала, и должны осуществляться в порядке, устанавливаемом Банком России. Им в целях ограничения вывоза капитала из страны установлен разрешительный порядок на совершение указанных операций. Такой же порядок определен Банком России на основании п. 2 ст. 5 Закона и для открытия счетов в банках за пределами РФ российскими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами (последними - за исключением открытия счетов во время пребывания за границей). При совершении указанных сделок без лицензии Банка России они признаются недействительными, а все полученные по ним доходы изымаются в доход государства на основании ст. 14 указанного Закона. 5 июля 1999 г. Президентом РФ подписан Закон о внесении дополнения в ст. 28 ФЗ "О банках и банковской деятельности", которым установлено, что кредитные организации устанавливают корреспондентские отношения с иностранными банками, зарегистрированными на территории оффшорных зон иностранных государств в порядке, определяемом Банком России. Во исполнение этого Закона издано Указание ЦБ от 26 августа 1999 г. No. 634-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками - нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)". Казалось бы, и порядок установлен, и меры ответственности предусмотрены, однако не работает ни то, ни другое. За все время действия Закона Банком России выданы единицы лицензий, а из страны ежегодно продолжают утекать миллиарды долларов без всяких лицензий. Определенная надежда возлагалась на Уголовный кодекс, где впервые предусматривается уголовная ответственность за преступления, связанные с легализацией (отмыванием) денежных средств, приобретенных незаконным путем (ст. 174), и невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193). Однако пока не работают и эти статьи Таким образом, действующее российское законодательство не содержит какого-либо правового определения внутреннего российского оффшора. На практическом же (не правовом) уровне к оффшорам прежде всего относят действующие в России свободные экономические зоны (СЭЗ) и закрытые административно - территориальные объединения (ЗАТО).
3.Крупнейшие оффшорные центры мира.
| ||||||||||||||||||||||
№ |
Страна или территория |
Площадь (тыс.) |
Население (тыс.чел.) |
Статус
|
Географическое положение |
|||||||||||||||||
1. |
Багамские о-ва |
13,9 |
240 |
Независимое государство |
Юж. Америка архипелаг |
|||||||||||||||||
2. |
Белиз |
23,0 |
170 |
Независимое государство |
Юж.Америка |
|||||||||||||||||
3. |
Вайоминг
|
253,6 |
509,0 |
Штат США |
Сев.Америка |
|||||||||||||||||
4. |
Вануату |
14,8 |
135,6 |
Независимое государство |
Океания, архипелаг |
|||||||||||||||||
5. |
Великобритания |
244,1 |
56900 |
Независимое государство |
Европа, остров |
|||||||||||||||||
6. |
Венгрия
|
93,0 |
10600 |
Независимое государство |
Европа |
|||||||||||||||||
7. |
Гонконг |
1,066 |
5500 |
Территория в составе Китая |
Азия |
|||||||||||||||||
8. |
Греция |
131,99 |
9900 |
Независимое государство |
Европа |
|||||||||||||||||
9. |
Израиль |
14,1 |
4400 |
Независимое государство |
Азия |
|||||||||||||||||
10. |
Ирландия |
70,0 |
3500 |
Независимое государство |
Европа, остров |
|||||||||||||||||
11. |
Калифорния |
411,0 |
23400 |
Штат США |
Сев.Америка |
|||||||||||||||||
12. |
Кипр |
9,251 |
677 |
Независимое государство |
Азия, остров |
|||||||||||||||||
13. |
Коста-Рика |
51,9 |
2700 |
Независимое государство |
Юж.Америка |
|||||||||||||||||
14. |
Либерия |
111,4 |
2350 |
Независимое государство |
Африка |
|||||||||||||||||
15. |
Маврикий |
2,04 |
1000 |
Независимое государство |
Африка, остров |
|||||||||||||||||
16. |
Монако |
41,2 |
14700 |
Независимое государство |
Европа |
|||||||||||||||||
17. |
Нидерланды |
41,2 |
14700 |
Независимое государство |
Европа |
|||||||||||||||||
18. |
Нью-Йорк |
128,4 |
17700 |
Штат США |
Сев.Америка |
|||||||||||||||||
19. |
Объединенные Арабские Эмираты |
78,0 |
1600 |
Независимое государство |
|