бесплатные рефераты

Свободные экономические зоны, их роль в развитии экономики

ОЭЗ в Калининградской области

Территория

г. Находка и Партизанский район Приморского края, площадь ок. 4600 кв. км

Калининградская область, площадь ок. 15000 кв. км

Специализа-

ция

Добыча и глубокая переработка местных ресурсов (биоресурсов океана, леса, лекарственных трав, стройматериалов), судоремонт, машиностроение, электронная промышленность, международный туризм, отрасли агропромышленного комплекса, в перспективе - легкая промышленность.

Радиоэлектроника и электронная промышленность, судостроение, производство оборудования для пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности, глубокая пере работка рыбы и других морепродуктов, производство товаров народного потребления, международный туризм.

Преимущества региона для создания свободной экономической зоны

1. Выгодное экономико-географическое положение: близость от крупнейших центров Азиатско-Тихоокеанского региона, России со странами региона.
2. Развитая транспортная инфраструктура - крупные незамерзающие порты, оконечный пункт Транссибирской магистрали.
3. Наличие некоторого промышленного потенциала города.
4. Хорошие климатические условия для сельского хозяйства.
5. Опыт внешнеторговой деятельности.

1. Выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой.
2. Наличие незамерзающего морского порта.
3. Уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов).
4. Высококвалифицированная рабочая сила, высокая концентрация учебных заведений.
5. Наличие машиностроительных производств высоких технологий (в составе Военно-промышленного комплекса).
6. Наличие предпосылок для создания курортно-туристического комплекса международного значения
7. Наличие некоторого опыта внешнеэкономической деятельности (в качестве СЭЗ "Янтарь").

Недостатки региона для создания свободной экономической зоны

1. Недостаточная степень развития транспортно-дорожной инфраструктуры (необходимость реконструкции портов и железной дороги от Хабаровска до Находки).
2. Удаленность от центральных районов России, высокие транспортные издержки на доставку экспортных и импортных грузов.
3. Неразвитость легкой промышленности.
4. Наличие в регионе уже действующих СЭЗ (Китай, Тайвань, Юж.Корея, Гонконг, Сингапур), привлекательных для потенциальных инвесторов.
5. В перспективе возможна конкуренция местным портам со стороны модернизируемого порта Зарубино, предоставляющего выход к морю, в том числе,

севеверо-восточным провинциям Китая.

1. Использование для военных нужд большей части территории.

2.Узкая специализация на рыбной промышленности (40% объема производства), большая доля ресурсоемких производств (переработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность), легкой промышленности.
3.. Изношенный и технологически устаревший парк промышленного оборудования.
4. Повышенная транспортоемкость хозяйства из-за зависимости области от удаленных регионов России и стран СНГ по снабжению сырьем и комплектующими (до 90% ввоза) и по сбыту продукции (более 70% вывоза).
5.. Неразвитость транспортно-дорожной, жилищной инфраструктуры.
6.. Дефицит электроэнергии, зависимость от Литвы в сфере энерго- (80%) и газоснабжения (100%).
7. Наличие сильных конкурентов местному порту (страны Балтии, в перспективе - новый российский порт в Финском заливе) для обслуживания экспортно-импортных потоков грузов.

 

 

 

Алтай - зона экономического благоприятствования

  Существующая зона экономического благоприятствования  «Алтай» получила право на существование в 1991 году, когда Совет Министров РСФСР Постановлением от 08.11.1991 № 595 «О первоочередных мерах по развитию Эколого-экономической зоны «Горный Алтай»» утвердил Положение об эколого-экономической зоне «Горный Алтай» (ЭЭЗ «Горный Алтай»).

Это Положение определяло правовые и экономические основы хозяйственной деятельности, а также регулировало отношения в области охраны и использования природных ресурсов в ЭЭЗ «Горный Алтай», расположенной в административных границах Горно-Алтайской ССР и являющейся неотъемлемой частью территории РСФСР.

Уже в этом положении предусматривалось, что деятельность предприятий должна вестись именно на территории ЭЭЗ "Горный Алтай". К примеру, на территории ЭЭЗ «Горный Алтай» действовал особый таможенный режим, но эти льготы распространялись не на все виды торговли и производства товаров (работ, услуг). Транзит или перепродажа товаров, не подвергшихся переработке в зоне, через территорию ЭЭЗ «Горный Алтай» в другие регионы РСФСР, а также поставки товаров на экспорт из других регионов РСФСР осуществлялись без каких-либо тарифно-таможенных льгот. Товар считается произведенным в ЭЭЗ «Горный Алтай», если величина добавленной стоимости обработки составляет не менее 20 процентов.

Изучая нормативную базу, можно отметить, что деятельность предприятий должна вестись именно на территории ЭЭЗ «Горный Алтай» (в последствии переименованной в ЭЭР «Алтай»), отраженное практически во всех документах, регулирующих правовой режим ЭЭЗ «Горный Алтай» (ЭЭР «Алтай»).

В июле 1995 года Совет Федерации РФ внес в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект Федерального закона «Об эколого-экономическом регионе «Алтай» (в границах Республики Алтай)». Так как на федеральном уровне обещалась и планировалась указами Президента, постановлениями правительства различная поддержка, но конкретных действий производилось достаточно мало, то эту проблему стали решать на уровне субъекта Федерации - Республики Алтай.

В 1996 году ЭЭЗ "Горный Алтай" поменял свое наименование на Эколого-экономический регион "Алтай", когда Постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.03.1996 № 12-22 было утверждено Положение "Об Эколого-экономическом регионе "Алтай"", разработанное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1993 г. № 309 "О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Республики Алтай".

Согласно Закону Республики Алтай "О совершенствовании правовой и экономической основ функционирования Эколого-экономического региона "Алтай" от 27.05.98 органы государственной власти гарантируют защиту инвестиций участников ЭЭР "Алтай", а также стабильность юридических и экономических условий их деятельности.

Сегодня Эколого-экономический регион "Алтай" (г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) – пожалуй, самая комфортная российская зона пониженного налогообложения. Деятельность ЭЭР "Алтай" ведется в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом, федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 N 154-ФЗ", "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.97 N 126-ФЗ, "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 N 2118-1, другими федеральными нормативными актами. Особый статус ЭЭР "Алтай" признан ЮНЕСКО, что свидетельствует об особом положении на международном уровне.

Эти обстоятельства указывают на правомочность по установлению существующего в ней налогового режима, а также режима регистрации и функционирования в ней юридических лиц.

ЭЭР "Алтай" функционирует в соответствии с Законом Республики "Алтай" "О совершенствовании правовой и экономической основы функционирования Эколого-экономического региона “Алтай" N 4-14 от 27.05.98. Деятельность ЭЭР "Алтай ведется в строгом соответствии с законом, умело используя который, ЭЭР "Алтай" создает своим участникам действительно благоприятный климат для бизнеса..

Таким образом, регистрируя свое предприятие в ЭЭР "Алтай", Вы получаете абсолютно легальную базу для оптимизации Ваших корпоративных финансов и налогового планирования.

На основании принятых законов Дирекции "Алтай" дано право освободить на пять лет с момента регистрации предприятия, банки, филиалы (российские, совместные и иностранные), осуществляющие инвестиционную деятельность направленную на развитие экономики и социальной сферы региона Алтай от уплаты всех налогов, платежей и сборов (включая НДС и акцизы) подлежащих зачислению в бюджет Республики.

На 10 лет от уплаты налогов, сборов и платежей освобождаются компании, занимающиеся строительством и эксплуатацией объектов энергетики, средств связи, аэропортов, автодорог, газопроводов, восстановлением экосистем, строительством объектов социальной инфраструктуры, производством и переработкой промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительством гостиниц, туристических комплексов, производством и внедрением ресурсосберегающих и безотходных технологий.

 

Эвенкийский автономный округ (ЭАО)

24 сентября 1998 года Законодательным Собранием (Сугланом) ЭАО был принят Закон Об особенностях налоговой системы в Эвенкийском автономном округе, который установил на территории Эвенкии режим налогового благоприятствования.

Предприятие или организация, географически находясь в любой точке России и становясь на налоговый учет на территории Эвенкийского округа, за небольшую фиксированную плату получает освобождение от региональных и местных налогов , оставаясь плательщиком только федеральной части налоговых платежей. Установленный размер фиксированных платежей составляет 70 минимальных размеров оплаты труда в квартал. Эти средства направляются во Внебюджетный фонд Администрации Эвенкийского автономного округа на реализацию социально-экономических программ развития Эвенкии.

В соответствии с принятым Законом на территории Эвенкии созданы благоприятные условия не только для предприятий и организаций, оптимизирующих свои налоговые платежи, но и для тех, кто заинтересуется развитием бизнеса на территории округа (за исключением сферы деятельности по недропользованию). Для таких структур Законом предусмотрены целевые налоговые льготы. Они предоставляются юридическим лицам, выполняющим особо важные заказы по социально-экономическому развитию округа либо оказывающим особо важные услуги населению округа. Целевые налоговые льготы устанавливаются в любой форме и предоставляются в пределах сумм, зачисляемых в бюджет округа и местные бюджеты. Такие льготы можно получить на основе налогового соглашения с Администрацией Эвенкийского автономного округа.

Эвенкия как территория льготного налогообложения поможет предприятиям, зарегистрированным на ее территории и испытывающим временные финансовые трудности, воспользоваться налоговым кредитом, т.е. отсрочкой уплаты налоговых платежей с последующей поэтапной уплатой налоговых сумм и небольших процентов. Налоговый кредит может предоставляться как на короткий срок (6—13 месяцев), так и на долгосрочную перспективу (от 2 до 5 лет) в зависимости от целевого назначения.

Для организаций любой организационно-правовой формы на основании закона Эвенкийского автономного округа "Об особенностях налоговой системы в Эвенкийском автономном округе" внешние инвесторы (предприятия, зарегистрированные на территории ЭАО, но не ведущие там деятельности и не являющиеся недропользователями на территории округа) освобождаются от всех местных и региональных налогов в том числе:

- налога на прибыль (доход), кроме части ставки, зачисляемой в федеральный бюджет Российской Федерации;

- налога на имущество в части, зачисляемой в бюджет Округа и местные бюджеты;

- налога с владельцев транспортных средств;

- налога на приобретение автотранспортных средств;

- налога на совокупный доход (валовую выручку) для субъектов малого предпринимательства в части, зачисляемой в бюджет Округа и местные бюджеты;

- внешние инвесторы уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд по ставке, пониженной на 50% от ставки федерального налога.


Представительные органы местного самоуправления Эвенкийского автономного округа на основании данного Закона могут устанавливать льготы аналогичного характера в части платежей, поступающих в местный бюджет.

Условием использования внешним инвестором налоговых льгот является направление им на программы социально-экономического развития Округа и инвестиционные программы, утверждаемые Законодательным Собранием (Сугланом) Эвенкийского автономного округа, суммы, равной 70 минимальных размеров оплаты труда ежеквартально (в соответствии с изменением закона Эвенкийского автономного округа "Об особенностях налоговой системы в Эвенкийском автономном округе"). Организациям, направляющим средства на указанные инвестиционные программы в порядке, установленном в соответствии с настоящим Законом, Администрация присваивает статус "участника инвестиционных программ Округа".

Базовые льготы: отсутствие всех региональных и местных налогов.


Дополнительные возможности:

- налоговый кредит до 5 лет от 0% годовых;

- представительства иностранных компаний - те же условия льгот;

- перевод компаний с налоговыми долгами и предоставление долгосрочного налогового кредита или реструктуризация задолженности.  

Для субъектов малого предпринимательства также созданы благоприятные условия для развития бизнеса при регистрации на территории Эвенкийского автономного округа. Законом “Об особенностях налоговой системы в Эвенкийском автономном округе” предусмотрены две альтернативные формы уплаты единого налога по желанию предприятия — с валовой выручки (10%) или с совокупного дохода (30%).

 

 

Налоговый оазис в Республике Калмыкия.  

Среди трудностей, которые преодолевают нынешние российские предприниматели, непомерный налоговый пресс – одна из самых значительных. Не счесть уловок, которые были изобретены, чтобы правдами и неправдами уменьшить поборы. Среди методов оптимизации налоговых платежей до сих пор преобладали весьма сложные, рискованные, а иногда и просто спорные. С появлением налоговых оазисов на территории Российской Федерации, в том числе в Республике Калмыкия возможности для законного снижения налоговых выплат значительно расширились. В начале 1994 г. cоздание первой российской оффшорной зоны в Калмыкии было сенсацией..

Правовой статус налоговых льгот у Калмыкии уникален: он на 100% основан на республиканском законодательстве. Все остальные территориальные льготы имеют в своей основе федеральный закон, Калмыкия снизила налоги не трогая федеральных налогов, а отменив часть своих. Республиканская часть налога на прибыль была отменена полностью (остались федеральные 11%), вовсе был отменен налог на имущество, на приобретение транспортных средств, на рекламу, на содержание жилья и все местные налоги..

 

Льготная налоговая зона в Республике Калмыкии существует более 6 лет и до настоящего момента является самой стабильной из подобных зон в Российской Федерации.

За это время в регионе зарегистрировано и действует более 10 000 предприятий различных форм собственности, в том числе и предприятия с иностранными инвестициями, а также кредитно-финансовые организации. 

 

На основании Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» Хуралом Республики Калмыкия был принят Закон «О предоставлении льгот отдельным категориям плательщиков» от 19 января 1995 года с изменениями и дополнениями от 20 февраля 1996 года, который освобождает от уплаты местных налогов предприятия, зарегистрированные в Республике Калмыкия, но ведущие фактическую деятельность в других регионах России.

Полностью освобожден от уплаты местный налог на прибыль предприятий и организаций, налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог с владельцев транспортных средств, налог на имущество предприятий, налог с продаж.

Вместо местных налогов предприятия платят сбор в фонд социально-экономических программ Республики Калмыкия в размере 300$ в квартал. Кроме того, существуют льготы и для юридических лиц – субъектов малого предпринимательства. Они могут выплачивать 3,33% от валовой выручки и стоимости патента.

Длительный срок функционирования СЭЗ в Калмыкии и федеральная поддержка создают дополнительные гарантии ее надежности. Привлекательной стороной этой СЭЗ является и довольно хорошо развитая система секретарских и сопутствующих услуг.

 

Сравнительная таблица налоговых льгот и расходов на эксплуатацию компаний в зонах льготного налогообложения  РФ

 

 

 

Виды основных налогов

СЭЗ Калмыкия г.Элиста

СЭЗ Эвенкия пос.Тура

ЭЭЗ Алтай г.Горноалтайск

По РФ

НДС

10% и 20%

10% и 20%

10% и 20%

10% и 20%

Налог на прибыль предприятий и организаций

11%

11%

11%

До 35%

Налог на пользователей автодорог

1%

 

1%

1%

До 24%

Плата за загрязнение окружающей среды

Согласно инструкции

 Согласно инструкции

Согласно инструкции

Согласно инструкции

Налог на имущество предприятий

-

         -

          -

         2%

Налог с продаж

-

-

5%

5%

Налог на доходы от поката видео-, аудиокассет

-

-

-

70%

Налог на приобретение автотранспортных средств

-

-

-

     5-20%

Налог с владельцев автотранспортных средств

-

-

-

От мощности двигателя

Налог на содержание милиции и на благоустройство территории

-

-

-

3%

Налог на рекламу

-

-

-

5%

Налог на перепродажу автотранспортных средств, вычислительной техники и персональных компьютеров

-

-

-

10% от суммы сделки

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

        -

-

-

По ставкам Субъектов Федерации от выручки или от валового дохода

Единый налог по упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства

3,33% от валовой выручки или 10% от совокупн. дохода

3,33% от валовой выручки или 10% от совокупн. дохода

3,33% от валовой выручки или 10%(только для строит.компаний)  от совокупн. дохода

10%от валовой выручки или 30% от совокупн. дохода

Стоимость услуг по получению патента

250у.е.

150у.е.

200у.е.

-

Стоимость регистрации

1350у.е.

1000у.е.

1500у.е.

-

Срок регистрации

10 дней

2 недели

2 недели

-

Стоимость секретарского обслуживания

200у.е. в квартал

200у.е. в квартал

200у.е. в квартал

-

        Акцизы, единый социальный налог и подоходный налог с физических лиц для всех зон платятся по общероссийским ставкам.
        Налог на доходы от долевого участия в деятельности других предприятий и на доходы в виде дивидендов по акциям, облигациям и ценным бумагам лиц для всех зон взимаются по общероссийской ставке 15%.

 

 

 Заключение.

 

В современной ситуации, сложившейся в нашей стране СЭЗ могли бы сыграть одну из главных ролей в восстановлении и развитии экономического потенциала России. Для этого необходимо создать и законодательно оформить необходимую проработанную правовую базу, разработанную с учётом мирового опыта создания СЭЗ (в том числе в развивающихся странах и странах с переходной экономикой), и с учётом российских особенностей.
Важнейшим аспектом функционирования свободных экономических зон является  система льгот, предоставляемых иностранным и национальным инвесторам. Налоговые льготы являются весьма существенными для инвестора, поскольку налоговое бремя в странах рыночной экономики достаточно велико и налоги могут составлять более половины от получаемого дохода. Обычно выделяют 4 основные группы льгот. Внешнеторговые льготы предусматривают введение упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций и снижение или отмену экспортно-импортных пошлин. Финансовые льготы – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование землей и производственными помещениями, предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов. Фискальные льготы связаны с налоговым стимулированием предпринимательства. Административные льготы предоставляются администрацией данной свободной зоны для упрощения режима въезда и выезда иностранных граждан, процедур регистрации предприятий, оказания различных услуг. Все эти льготы могут применяться в различных комбинациях.

Повсеместное распространение в мире свободных экономических зон вызвало интерес к ним России. В самом начале реформ российские политики и экономисты поставили задачу создать в стране сеть таких зон. Они рассматривали зоны как очень эффективное средство по переходу к рыночной экономике.

Свободные экономические зоны можно рассматривать как эффективный механизм по минимизации налогов. Классические оффшоры (зарубежные «налоговые гавани») обычно ориентируются на предоставление стандартного комплекса услуг и льгот. Свободные экономические зоны (часто называемые «внутренними оазисами») часто ориентируются на предоставление преимуществ национальным налогоплательщикам. Количество льготных территорий в России и странах СНГ постоянно возрастает.  

 Мировой опыт функционирования СЭЗ свидетельствует, что без постоянной государственной поддержки и координации зоны не могут эффективно развиваться, особенно на начальной стадии. В большинстве стран мира, где действуют СЭЗ, созданы специальные государственные органы, занимающиеся вопросами их развития. И в нашей стране должен быть подобный полномочный государственный орган. В его функции могли бы входить: разработка и реализация государственной политики в области формирования СЭЗ, внесение в Правительство предложений об их создании, контроль и координация работ по развитию СЭЗ и привлечению в них иностранных инвестиций и др.

 

Ответ на вопрос: есть ли перспективы у свободных экономических зон в России - может быть положительным. Эффективные формы развития СЭЗ могут осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

 

·   разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;

·   организации СЭЗ на ограниченной территории;

·   взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;

·   возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;

·   создания на федеральном уровне специального органа управления, осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами, их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;

·   предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

 

Создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1.Благодатин А.А., Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А.     Финансовый справочник. – М: ИНФРА-М, 2001г.

2.Друзик Я.С.  Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства. Учебное пособие.-Мн: «ФУАинформ», 2000г.

  3.Данько Т.П., Окрут З.М.  Свободные экономические зоны. 1998г.

4.Ушаков Д.Л.       Оффшорные зоны в практике российских налогоплатильщиков.-М: Юрист, 2001г.

5.Уолл Н., Маркузе Я., Лайнз Д., Мартин Б.  Экономика и бизнес. Словарь- справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М: ФАИР_ПРЕСС, 1999.

6.Журнал «Экономика и жизнь» №10 2001.

 «У нас в России есть все условия».Валерий Зубов член комитета по бюджету и налогам Гос. думы

7. Журнал «Экономика России: XXI век» №10 2001

«Быть или не быть свободным экономическим зонам России». 

  Ярослав Швыряев

заместитель Председателя Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям

Игорь Динес

член Комитета по бюджету и налогам

Вячеслав Володин

первый заместитель руководителя фракции «Отечество — вся Россия», член Комитета по законодательству

Георгий Боос

заместитель Председателя Государственной Думы


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ