|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационные основы свободных экономических зон.
1.Нормативно-правовая база. На исходе ХХ века мир накопил огромный опыт в создании, становлении и функционировании свободных экономических зон. Массовость этих экономических структур на всех континентах обусловили возникновение Всемирной ассоциации зон экспортного производства. Руководство этой ассоциации детально изучает механизм образования и функционирования зон во всемирном масштабе. Изучая опыт различных стран эксперты « Всемирной ассоциации зон» (Р. Болин и Р. Хейвуд) подготовили рекомендации для разработки законопроектов о свободных экономических зонах. Их документ состоит из нескольких глав: цель и область применения закона, учреждение и регулирование свободных экономических зон, право на участие в свободных экономических зонах. Для создания свободной экономической зоны и достижения результатов необходимо подготовить соответствующую законодательную базу. Для управления зоной следует организовать Административный совет с соответствующими правами и обязанностями. Закон о свободных экономических зонах должен включать детально разработанный раздел о льготах.
2.Этапы и последовательность создания свободных экономических зон. Создавая свободную экономическую зону, следует учитывать, что она в любом случае остается неотъемлемой частью национальной экономики. Любая модель зоны предполагает взаимосвязь с экономикой страны, где она будет функционировать. Деятельность зоны основывается на прочной правовой базе и должна обеспечить: - динамичное развитие экономики за счет привлеченных новых технологий, производственного капитала и передового опыта управления; - внедрение в материальное производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок; - увеличение рабочих мест и сокращение безработицы. Серьезное значение имеет и месторасположение свободной экономической зоны. Она должна создаваться в наиболее выгодных географических условиях: в портах, воздушных гаванях, вдоль железных дорог и автомобильных магистралей страны. Изучая зарубежный опыт создания зон, экономисты обосновали механизм организации этих экономических формирований, включающих ряд периодов: предынвистиционный, инвестиционный и операционный (Т.Данько, З. Окрут). Предынвестиционный период по времени делится на два этапа. На первом ведутся предварительные исследования: маркетинговые, экономико-географические, финансовые и другие работы. Разрабатывается размер, тип, местоположение и специализация зоны. Второй этап, связывается с уточнением данных, полученных на первом этапе. С помощью экономических и финансовых расчетов определяют эффективность капиталовложений, а также ведут поиск инвестиций. Инвестиционный период по времени и этапности совпадает с первым периодом. Первый этап этого периода называют условно переговорным. Ведутся переговоры с местными властями и центром о профиле, размере зоны и ее расположении. Необходимо вести переговоры с местным населением, которое может проявлять недовольство в связи с застройкой их жизненного пространства. На втором этапе инвестиционного периода предполагается возведение инфраструктурных сооружений, а также объектов энерго-, водо-, теплоснабжения. Все создаваемое на месте будущей свободной экономической зоны может повлиять на привлечение инвестиций национальных и зарубежных предпринимателей. Операционный период, как и предыдущие, делится на два этапа. Его ученые называют самым трудным и непредсказуемым. Различают стартовый этап и этап саморазвития зоны. Начинается процесс производственной деятельности.
Развитие и становление свободных экономических зон (СЭЗ) в постсоветских странах (СНГ).
Экономика постсоветских стран, как известно, является переходной. Но она значительно отличается от переходной экономики стран Центральной Восточной Европы. Если взять Польшу, то в так называемой социалистической экономике этой страны во многих отраслях доминировал частный сектор: 80% сельскохозяйственного производства так и не стало общественной собственностью. В Чехии, Словакии, Румынии и Венгрии частный сектор экономики был несколько меньшим по сравнению с Польшей, но эти страны свою хозяйственную деятельность уже в конце 70-х годов активно связывали со странами Западной Европы. Создавая, например, совместные предприятия с иностранным капиталом, они задолго до падения «Берлинской стены» использовали зарубежные инвестиции, приобщались к новым технологиям и передовым методам управления. Постсоветские страны такими возможностями не располагали. Эти и другие причины серьезно сказались на экономике постсоветских стран. Политическая стабильность не устойчива. Все это и выделило из группы стран переходной экономики постсоветские, процесс формирования и развития свободных экономических зон в которых имеет свои особенности. Во многих республиках бывшего СССР эти зоны рассматривают как средство для выживания. Идея создания свободных экономических зон совпала с началом экономических реформ в бывшем Советском Союзе. Не имея опыта в организации и функционировании СЭЗ, советское правительство разработало единую концепцию свободных зон, которая предусматривала создание таких экономических структур в ряде регионов. В результате уже в конце ноября 1990г. в Алма-Ате был принят специальный Закон «О свободных экономических зонах Казахской ССР», определивший общие принципы, правовые и экономические основы организации и функционирование СЭЗ. Этот же закон зафиксировал, что «свободная экономическая зона – это специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения иностранного капитала, зарубежных технологий управленческого опыта для ускорения социально-экономического развития территории зоны». В СЭЗ разрешены любые виды деятельности (хозяйственной, финансовой и др.) республиканскими и иностранными юридическими лицами и гражданами, за исключением производства продукции военного значения, а также тех видов деятельности, которые запрещены законом Республики. В след за Казахстаном в начале 1991г. власти РСФСР приняли ряд документов, учредивших в Республике 11 свободных экономических зон, которые адресовались Ленинграду, Алтайскому краю, Находке, Сахалинской, Новгородской, Кемеровской, Читинской, Калининградской и другим областям. В состав зон РСФСР входили обширные области и целые края, обеспечить инфраструктурное обустройство которых российское правительство было не в состоянии. После развала СССР создание СЭЗ на территориях суверенных государств (СНГ) активизировалось. В числе наиболее значимых свободных экономических зон созданных на территории СНГ, была и зона «Брест». Она была создана по Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 1992 года. Целью создания этой зоны объявлялось развитие регионального и научно-технического потенциала с привлечением иностранного капитала, передовых технологий и опыта управления для решения следующих задач: обеспечения благоприятных условий для ускорения экономического развития Республики Беларусь и Брестского региона, в том числе: - привлечение иностранных инвестиций; - обеспечение занятости населения; - расширение производства потребительских товаров и услуг; - увеличение экспорта и решения других социально-экономических задач.
В декабре 1992 года вышел закон Республики Кыргызстан «О свободных экономических зонах». Он определил не только цели и задачи СЭЗ, но указал и на конкретные типы этих структур, которые наиболее полно смогут реализовываться в условиях республики. В первой статье этого закона СЭЗ рассматриваются как «обособленные участки», специально выделенные на территории отдельных областей, районов и городов Республики Кыргызстан для: - обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта; - создания современной производственной и социальной инфраструктуры; - насыщение внутреннего рынка продукцией и товарами потребительского и производственного значения; - повышения уровня жизни населения.
В1993 году был издан закон Республики Молдова «О зонах свободного предпринимательства». Закон разрешал создавать СЭЗ различных типов, включая экспортно-производственные и технологические, торговые и складские, транзитные и туристские, банковские и страховые. Законом определены не только цели, задачи СЭЗ, но и указано на источники финансирования, включающие в себя: - иностранные инвестиции; - собственные средства предприятий резидентов зоны; - банковские и бюджетные кредиты; - средства от выпуска ценных бумаг, а также не запрещенные законодательством источники финансирования.
В начале 1992 года в странах СНГ были отпущены цены на товары широкого потребления. В этих условиях механизм СЭЗ власти рассматривали как дело, которое своими льготными режимами может некоторых участников рынка в неравные стартовые условия. В результате к началу 1993 г. в Федеральном правительстве России возобладало направление на ликвидацию «суперзон» и на упразднение всех льготных режимов. Это диктовалось курсом на стабилизацию государственного бюджета, часть которого ранее планировалось использовать на обустройство свободных экономических зон. Под давлением регионов, заинтересованных в развитии у них СЭЗ, правительство России подготовило в мае 1993г. законопроект «О свободных экономических зонах», который так и не дошел до стадии обсуждения в парламенте: последний был распушен осенью 1993г. В1994г. ряд регионов, не дождавшись правительственных решений, начали интенсивную работу по созданию точечных (на уровне отдельных предприятий) и таможенных зон. Такой региональной инициативе обязаны своей деятельностью СЭЗ «Находка», «Шереметьево», «Гавань» (Санкт-Петербург) и другие. Через два года, в 1996г., вновь появились указы и распоряжения правительства Российской Федерации о создании новых свободных экономических зон в новых регионах. В конце 1998г. Украина учредила ряд СЭЗ, две из которых в Донецкой области (район Мариуполя), которым этот статус дается на период в 60 лет. Цель организации этих особых экономических зон – привлечь инвесторов и обеспечить в Донецком бассейне новых рабочих мест. В связи с трудным положением в угольной промышленности эта область страдает от острых проблем. Для ряда шахт и некоторых предприятий закрытие неизбежно. На начало 1999г. число безработных в области составило 260 тыс. 16
октября 2001г. премьр-министр Украины Анатолий Кинах заявил, что правительство намерено поддерживать и
укреплять развитие свободных экономических зон (СЭЗ), поскольку они являются
эффективным методом привлечения инвестиций и решения сложных социально-экономических
проблем Украины, - заявил премьер-министр Анатолий Кинах во время своего
пребывания в Донецкой области. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Россия. Развитие свободных экономических зон в России началось в конце 80-х годов. Тогда СЭЗ рассматривались как элемент государственной внешней политики и способ стимулирования межгосударственных связей с иностранными партнерами. СЭЗ должны были стать компактными территориями с большим количеством предприятий и с участием иностранного капитала.
Свободная экономическая зона «Находка». Первое конкретное предложение о создании свободной экономической зоны высказано в проекте «Находка». В этом документе предлагалось на территории города Находки создать особую экономическую зону. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990г. Находке и примыкающему к ней Партизанскому району был предоставлен статус свободной экономической зоны с льготным налоговым и таможенным режимом и упрощенным порядком экспортно-импортных операций. Спустя месяц было принято постановление Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны г.Находки». Указанные документы о СЭЗ «Находка» определили четкие гарантии зарубежным инвесторам от национализации и других форм принудительных изъятий их собственности, определены возможные формы инвестиций, а также установили долгосрочную аренду земли (сроком на 70 лет). «Находка» получила льготный налоговый режим: для предприятий с иностранными инвестициями, доля средств которых в их уставном фонде составляет 30%, установлен 10% налог на прибыль, перечисляемый в бюджет, 10% налог на прибыль, вывозимую иностранным инвестором за рубеж. Предусмотрены льготы и для российских предпринимателей. Самой «Находке» было дано право оставлять в своем распоряжении в течении пяти лет все выплаты предприятий зоны в бюджет на условиях возврата этих средств с процентами. Таможенный режим СЭЗ «Находка» предусматривал освобождение от уплаты таможенной пошлины товаров, импортируемых на территорию зоны и экспортируемую из этой территории. Становление и развитие «Находки» тесно связано с экономическими реформами России. Кризисы и обвалы экономики целой страны негативно сказывались на функционировании зоны. После создания этой зоны в 1990 г. государственные власти неоднократно принимали решения по стимулированию развития «Находки»: от 8 сентября 1994г. постановление Совмина Российской Федерации «О некоторых мерах по развитию СЭЗ Находка», которое было направлено на восстановление правового и таможенного режима. 1996 году Президент РФ издал указ «О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в свободной экономической зоне». На развитие «Находки» были затрачены большие суммы бюджетных средств. В конце апреля Гос.дума приняла в третьем чтении "Закон о свободных экономических зонах".. Свое мнение о нем высказала заместитель председателя административного комитета СЭЗ "Находка" Светлана Вихорева. - За шесть с половиной лет существования СЭЗ "Находка" было принято несколько президентских указов и правительственных постановлений по организации новых и работе "старых" свободных экономических зон России. С помощью этих "точек роста" планировалось вытащить из экономического кризиса как отдельные области, так и целые регионы. Однако правительство одной рукой давало "зеленый свет", а другой сдерживало налоговые и финансовые льготы для СЭЗ. Это привело к тому, что вместо притока в Находку иностранных инвестиций здесь прекратили свою деятельность 60 СП. Хорош закон или плох? Большой плюс уже то, что он легализует в России такое понятие, как свободные экономические зоны. До этого было много шума по СЭЗ, а законодательной базы и конкретного решения: быть или не быть у нас СЭЗ? - достигнуто не было. Второе. Закон дает возможность развивать свободные экономические зоны за счет федеральных инвестиций. Ведь если заглянуть в историю, ни одна зона мира не строилась за счет кредитов. А мы все эти годы просто были вынуждены пользоваться ими, прекрасно понимая, что наша СЭЗ "благодаря" такой поддержке успеха никогда не достигнет. Если говорить в общем о влиянии закона на СЭЗ "Находка" или другие зоны, до реального воплощения идеи еще очень длинный путь. Мы не решили главную проблему: процедуру, временные рамки образования и становления СЭЗ, выделение средств и т. д. Закон эти нюансы не предусматривает. Если говорить о льготах, то в число значимых можно включить снятие налога на прибыль. Дебатируется в Думе и пункт о 50-процентном освобождении от налога на добавленную стоимость на товары, которые будут отправляться из СЭЗ на внутренний рынок. Это, безусловно, ставит отечественного производителя, который находится за пределами зоны, в неравные условия, что может привести к неприятным последствиям. Но налоговые льготы - это еще не все. Кроме прочего, от нас самих требуется доброжелательное отношение к иностранным инвесторам и бизнесменам, которое складывается из налоговых, таможенных и других процедур. В этих сферах нам надо много поработать. Есть масса примеров, когда налоговая и таможенная службы безо всяких объяснений делали непредусмотренные поборы с совместных предприятий. Эти службы должны уяснить одно: они не карательные органы. Другой нюанс. Те социальные условия, которые мы предлагаем иностранцам, просто ужасны. Были случаи, когда приезжали делегации и, проведя в Находке холодную и темную ночь, уезжали утром, не дожидаясь переговоров. Извините, говорили они, в специальных экономических зонах такого не бывает. Давайте дадим возможность развиваться малому и среднему бизнесу, чтобы работали и хоть как-то аккумулировались эти деньги. Пусть предприниматели сделают сеть ресторанов. В первую очередь они потребуют льготные кредиты. Более того, им надо предоставить и льготную аренду помещений. В будущем потребуется пакет документов, который должен регламентировать деятельность СЭЗ. Но это будет более высокая ступень понимания свободных экономических зон в России. А пока достаточно того, что СЭЗ вышла из подполья. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Калининград: особая экономическая зона. Идея создания Калининградской СЭЗ была предложена в конце 80-х годов. Но реализация этой идеи была немного позднее. В 1994г. Совет Министров России утвердил «Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области», получившей название «Янтарь». Цели создания зоны: - решение задач социально-экономического роста Калининградской области; - повышение жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами; - обеспечение условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, увеличение экспортных возможностей региона; - отработка форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.
В дальнейшем свободная экономическая зона «Янтарь» была трансформирована в особую экономическую зону (ОЭЗ). Основным законодательным актом является федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996 года. ОЭЗ создана в пределах Калининградской области, за исключением территорий и объектов, имеющих стратегическое значение для РФ. Экономика Калининградской области тесно связана с уникальными месторождениями янтаря, где сосредоточено 85% мировых запасов этой ископаемой смолы хвойных пород. Имеются и другие полезные ископаемые. Эта область благоприятствует развитию курортно-туристическому комплексу. Географическое положение связывает область с Восточной Европой, Прибалтикой и западными странами континента. Западные эксперты считают, что ОЭЗ Калининградской области может успешно развивать связи с Европейским Союзом, например по таким направлениям, как: - сотрудничество в области экологии; - совершенствование морских стоянок рыболовных судов и улучшение рыбообрабатывающей промышленности; - участие европейских банков в реконструкции Калининградского аэропорта и морского порта; - модернизация системы железных дорог с европейской. Особенность ОЭЗ «Калининград» уникальна. Она не имеет общей государственной границы с остальной частью РФ. А поэтому процесс становления и развития ОЭЗ длительный и сложный. . Сравнительные характеристики СЭЗ "Находка" и ОЭЗ в Калининградской области
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные характеристики |
СЭЗ "Находка" |
|