бесплатные рефераты

Свободные экономические зоны, их роль в развитии экономики

Азия

20.

Панама

71,1

2200

Независимое государство

Сев.Америка

21.

Россия

17100,0

147600

Независимое государство

Европа, Азия

22.

Сингапур

0,619

2600

Независимое государство

Азия, архипелаг

23.

Тайвань

35,989

19200

Независимое государство

Азия, архипелаг

24.

Турция

779,4

51400

Независимое государство

Азия, Европа

25.

Филиппины

299,7

59000

Независимое государство

Азия, архипелаг

26.

Швейцария

41,29

6600

Независимое государство

Европа

27.

Ямайка

11,5

2400

Независимое государство

Юж.Америка, архипелаг

 

  

 

Организационные основы свободных экономических зон.

                                                                                    

1.Нормативно-правовая база.

  На исходе ХХ века мир накопил огромный опыт в создании, становлении и функционировании свободных экономических зон. Массовость этих экономических структур на всех континентах обусловили возникновение Всемирной ассоциации зон экспортного производства. Руководство этой ассоциации детально изучает механизм образования и функционирования зон во всемирном масштабе. Изучая опыт различных стран эксперты « Всемирной ассоциации зон» (Р. Болин и Р. Хейвуд) подготовили рекомендации для разработки законопроектов о свободных экономических зонах.

  Их документ состоит из нескольких глав: цель и область применения закона, учреждение и регулирование свободных экономических зон, право на участие в свободных экономических зонах. Для создания свободной экономической зоны и достижения результатов необходимо подготовить соответствующую законодательную базу. Для управления зоной следует организовать Административный совет с соответствующими правами и обязанностями. Закон о свободных экономических зонах должен включать детально разработанный раздел о льготах.

 

2.Этапы и последовательность создания свободных экономических зон.

Создавая свободную экономическую зону, следует учитывать, что она в любом случае остается неотъемлемой частью национальной экономики. Любая модель зоны предполагает взаимосвязь с экономикой страны, где она будет функционировать. Деятельность зоны основывается на прочной правовой базе и должна обеспечить:

-         динамичное развитие экономики за счет привлеченных новых технологий, производственного капитала и передового опыта управления;

-         внедрение в материальное производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок;

-         увеличение рабочих мест и сокращение безработицы.

Серьезное значение имеет и месторасположение свободной экономической зоны. Она должна создаваться в наиболее выгодных географических условиях: в портах, воздушных гаванях, вдоль железных дорог и автомобильных магистралей страны.

    Изучая зарубежный опыт создания зон, экономисты обосновали механизм организации этих экономических формирований, включающих ряд периодов: предынвистиционный, инвестиционный и операционный (Т.Данько, З. Окрут).

   Предынвестиционный период по времени делится на два этапа. На первом ведутся предварительные исследования: маркетинговые, экономико-географические, финансовые и другие работы. Разрабатывается размер, тип, местоположение и специализация зоны. Второй этап, связывается с уточнением данных, полученных на первом этапе. С помощью экономических и финансовых расчетов определяют эффективность капиталовложений, а также ведут поиск инвестиций.

   Инвестиционный период по времени и этапности совпадает с первым периодом. Первый этап этого периода называют условно переговорным. Ведутся переговоры с местными властями и центром о профиле, размере зоны и ее расположении. Необходимо вести переговоры с местным населением, которое может проявлять недовольство в связи с застройкой их жизненного пространства.

  На втором этапе инвестиционного периода предполагается возведение инфраструктурных сооружений, а также объектов энерго-, водо-, теплоснабжения. Все создаваемое на месте будущей свободной экономической зоны может повлиять на привлечение инвестиций национальных и зарубежных предпринимателей.

    Операционный период, как и предыдущие, делится на два этапа. Его ученые называют самым трудным и непредсказуемым. Различают стартовый этап и этап саморазвития зоны. Начинается процесс производственной деятельности.

 

Развитие и становление свободных экономических зон (СЭЗ) в постсоветских странах (СНГ).

 

   Экономика постсоветских стран, как известно, является переходной. Но она значительно отличается от переходной экономики стран Центральной Восточной Европы. Если взять Польшу, то в так называемой социалистической экономике этой страны во многих отраслях доминировал частный сектор: 80% сельскохозяйственного производства так и не стало общественной собственностью. В Чехии, Словакии, Румынии и Венгрии частный сектор экономики был несколько меньшим по сравнению с Польшей, но эти страны свою хозяйственную деятельность уже в конце 70-х годов активно связывали со странами Западной Европы. Создавая, например, совместные предприятия с иностранным капиталом, они задолго до падения «Берлинской стены» использовали зарубежные инвестиции, приобщались к новым технологиям и передовым методам управления. Постсоветские страны такими возможностями не располагали. Эти и другие причины серьезно сказались на экономике постсоветских стран. Политическая стабильность не устойчива. Все это и выделило из группы стран переходной экономики постсоветские, процесс формирования и развития свободных экономических зон в которых имеет свои особенности. Во многих республиках бывшего СССР эти зоны рассматривают как средство для выживания.

   Идея создания свободных экономических зон совпала с началом экономических реформ в бывшем Советском Союзе. Не имея опыта в организации и функционировании СЭЗ, советское правительство разработало единую концепцию свободных зон, которая предусматривала создание таких экономических структур в ряде регионов.

    В результате уже в конце ноября 1990г. в Алма-Ате был принят специальный Закон «О свободных экономических зонах Казахской ССР», определивший общие принципы, правовые и экономические основы организации и функционирование СЭЗ. Этот же закон зафиксировал, что «свободная экономическая зона – это специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения  иностранного капитала, зарубежных технологий управленческого опыта для ускорения социально-экономического развития территории зоны».

   В СЭЗ разрешены любые виды деятельности (хозяйственной, финансовой и др.) республиканскими и иностранными юридическими лицами и гражданами, за исключением производства продукции военного значения, а также тех видов деятельности, которые запрещены законом Республики.

   В след за Казахстаном в начале 1991г. власти РСФСР приняли ряд документов, учредивших в Республике 11 свободных экономических зон, которые адресовались Ленинграду, Алтайскому краю, Находке, Сахалинской, Новгородской, Кемеровской, Читинской, Калининградской и другим областям.

В состав зон РСФСР входили обширные области и целые края, обеспечить инфраструктурное обустройство которых российское правительство было не в состоянии.

   После развала СССР создание СЭЗ на территориях суверенных государств (СНГ) активизировалось. В числе наиболее значимых свободных экономических зон созданных на территории СНГ, была и зона «Брест». Она была  создана по Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 1992 года.  Целью создания этой зоны объявлялось развитие регионального и научно-технического потенциала с привлечением иностранного капитала, передовых технологий и опыта управления для решения следующих задач: обеспечения благоприятных условий для ускорения экономического развития Республики Беларусь и Брестского региона, в том числе:

     -    привлечение иностранных инвестиций;

-         обеспечение занятости населения;

-         расширение производства потребительских товаров и услуг;

-         увеличение экспорта и решения других социально-экономических задач.

 

   В декабре 1992 года вышел закон Республики Кыргызстан «О свободных экономических зонах». Он определил не только цели и задачи СЭЗ, но указал и на конкретные типы этих структур, которые наиболее полно смогут реализовываться в условиях республики. В первой статье этого закона СЭЗ рассматриваются как «обособленные участки», специально выделенные на территории отдельных областей, районов и городов Республики Кыргызстан для:

-         обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта;

-         создания современной производственной и социальной инфраструктуры;

-         насыщение внутреннего рынка продукцией и товарами потребительского и производственного значения;

-         повышения уровня жизни населения.

 

  В1993 году был издан закон Республики Молдова «О зонах свободного предпринимательства». Закон разрешал создавать СЭЗ различных типов, включая экспортно-производственные и технологические, торговые и складские, транзитные и туристские, банковские и страховые. Законом определены не только цели, задачи СЭЗ, но и указано на источники финансирования, включающие в себя:

-         иностранные инвестиции;

-         собственные средства предприятий резидентов зоны;

-         банковские и бюджетные кредиты;

-         средства от выпуска ценных бумаг, а также не запрещенные законодательством источники финансирования.

 

   В начале 1992 года в странах СНГ были отпущены цены на товары широкого потребления. В этих условиях механизм СЭЗ власти рассматривали как дело, которое своими льготными режимами может некоторых участников рынка в неравные стартовые условия. В результате к началу 1993 г. в Федеральном правительстве России возобладало направление на ликвидацию «суперзон» и на упразднение всех льготных режимов. Это диктовалось курсом на стабилизацию государственного бюджета, часть которого ранее планировалось использовать на обустройство свободных экономических зон. Под давлением регионов, заинтересованных в развитии у них СЭЗ, правительство России подготовило в мае 1993г. законопроект «О свободных экономических зонах», который так и не дошел до стадии обсуждения в парламенте: последний был распушен осенью 1993г. В1994г. ряд регионов, не дождавшись правительственных решений, начали интенсивную работу по созданию точечных (на уровне отдельных предприятий) и таможенных зон. Такой региональной инициативе обязаны своей деятельностью СЭЗ «Находка», «Шереметьево», «Гавань» (Санкт-Петербург) и другие. Через два года, в 1996г., вновь появились указы и распоряжения правительства Российской Федерации о создании новых свободных экономических зон в новых регионах.

   В конце 1998г. Украина учредила ряд СЭЗ, две из которых в Донецкой области (район Мариуполя), которым этот статус дается на период в 60 лет. Цель организации этих особых экономических зон – привлечь инвесторов и обеспечить в Донецком бассейне новых рабочих мест. В связи с трудным положением в угольной промышленности эта область страдает от острых проблем. Для ряда шахт и некоторых предприятий закрытие неизбежно. На начало 1999г. число безработных в области составило 260 тыс.  

16 октября 2001г. премьр-министр Украины Анатолий Кинах заявил, что правительство намерено поддерживать и укреплять развитие свободных  экономических зон (СЭЗ), поскольку они являются эффективным методом привлечения инвестиций и решения сложных социально-экономических проблем Украины, - заявил премьер-министр Анатолий Кинах во время своего пребывания в Донецкой области.

По его словам, он "запретил членам правительства и тем, кто имеет к этому отношение, вести дискуссию относительно целесообразности существования СЭЗ". По его мнению, "это вопрос, несущий в себе составляющую государственной экономической безопасности". Необоснованные дискуссии о перспективности или неперспективности тех или иных СЭЗ ухудшают инвестиционный климат в СЭЗ и повышают уровень недоверия инвесторов, вызывая у них сомнения в стабильности нормативов, действующих на территории СЭЗ считает А.Кинах.

При этом он отметил, что правительство будет осуществлять жесткий мониторинг и анализ деятельности каждой конкретной СЭЗ и специальная комиссия будет принимать решения только на основе этого анализа.

Донецкая область, по словам А.Кинаха, в вопросе работы СЭЗ  "лидирует в хорошем смысле этого слова". В первом полугодии 2001 г. объем поступлений в местные и центральный бюджеты Украины от СЭЗ и ТПР региона на 52 млн.грн. превысил объем предоставленных льгот. По заключению А.Кинаха, в области "начался эффективный экономический процесс привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, повышения эффективности экономики на этих территориях". Эти результаты, по мнению премьера, необходимо углублять, поэтому правительство будет рассматривать деятельность СЭЗ "не только в разрезе приостановления их работы, но и совершенствования их деятельности". В связи с этим, считает он, следует изменить ряд моментов в законодательстве, начиная с требований к граничному объему инвестиций и заканчивая номенклатурой приоритетных видов деятельности.

Для справки. Закон о СЭЗ в Донецкой обл. действует с 1998 г. На сегодня Советом по вопросам СЭЗ и специального режима инвестиционной деятельности в Донецкой области одобрен 141 инвестпроект на общую сумму $1 073,2 млн.

За первое полугодие 2001 г. Совет по вопросам СЭЗ и специального режима инвестиционной деятельности в Донецкой области одобрил 25 инвестпроектов на общую сумму $276,3 млн. Реализация одобренных в первом полугодии инвестпроектов обеспечит создание в регионе 5 679 новых рабочих мест, будет сохранено 2 529 уже имеющихся рабочих мест.

Россия.

Развитие свободных экономических зон в России началось в конце 80-х годов. Тогда СЭЗ рассматривались как элемент государственной внешней политики и способ стимулирования межгосударственных связей с иностранными партнерами. СЭЗ должны были стать компактными территориями  с большим количеством предприятий и с участием иностранного капитала.

 

Свободная экономическая зона «Находка».

 Первое конкретное предложение о создании свободной экономической зоны высказано в проекте «Находка». В этом документе предлагалось на территории города Находки создать особую экономическую зону. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990г. Находке и  примыкающему к ней Партизанскому району был предоставлен статус свободной экономической зоны с льготным налоговым и таможенным режимом и упрощенным порядком экспортно-импортных операций. Спустя месяц было принято постановление Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны г.Находки».

   Указанные документы о СЭЗ «Находка» определили четкие гарантии зарубежным инвесторам от национализации и других форм принудительных изъятий их собственности, определены возможные формы инвестиций, а также установили долгосрочную аренду земли (сроком на 70 лет). «Находка» получила льготный налоговый режим: для предприятий с иностранными инвестициями, доля средств которых в их уставном фонде составляет 30%, установлен 10% налог на прибыль, перечисляемый в бюджет, 10% налог на прибыль, вывозимую иностранным инвестором за рубеж. Предусмотрены льготы и для российских предпринимателей. Самой «Находке» было дано право оставлять в своем распоряжении в течении пяти лет все выплаты предприятий зоны в бюджет на условиях возврата этих средств с процентами. Таможенный режим СЭЗ «Находка» предусматривал освобождение от уплаты таможенной пошлины товаров, импортируемых на территорию зоны и экспортируемую из этой территории.

   Становление и развитие «Находки» тесно связано с экономическими реформами России. Кризисы и обвалы экономики целой страны негативно сказывались на функционировании зоны. После создания этой зоны в 1990 г. государственные власти неоднократно принимали решения по стимулированию развития «Находки»: от 8 сентября 1994г. постановление Совмина Российской Федерации «О некоторых мерах по развитию СЭЗ Находка», которое было направлено на восстановление правового и таможенного режима. 1996 году Президент РФ издал указ «О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в свободной экономической зоне». На развитие «Находки» были затрачены большие суммы бюджетных средств.     

 

 В конце апреля Гос.дума приняла в третьем чтении "Закон о свободных экономических зонах".. Свое мнение о нем   высказала заместитель председателя административного комитета СЭЗ "Находка" Светлана Вихорева.

- За шесть с половиной лет существования СЭЗ "Находка" было принято несколько президентских указов и правительственных постановлений по организации новых и работе "старых" свободных экономических зон России.

С помощью этих "точек роста" планировалось вытащить из экономического кризиса как отдельные области, так и целые регионы. Однако правительство одной рукой давало "зеленый свет", а другой сдерживало налоговые и финансовые льготы для СЭЗ. Это привело к тому, что вместо притока в Находку иностранных инвестиций здесь прекратили свою деятельность 60 СП.

Хорош закон или плох? Большой плюс уже то, что он легализует в России такое понятие, как свободные экономические зоны. До этого было много шума по СЭЗ, а законодательной базы и конкретного решения: быть или не быть у нас СЭЗ? - достигнуто не было. Второе. Закон дает возможность развивать свободные экономические зоны за счет федеральных инвестиций. Ведь если заглянуть в историю, ни одна зона мира не строилась за счет кредитов. А мы все эти годы просто были вынуждены пользоваться ими, прекрасно понимая, что наша СЭЗ "благодаря" такой поддержке успеха никогда не достигнет.

Если говорить в общем о влиянии закона на СЭЗ "Находка" или другие зоны, до реального воплощения идеи еще очень длинный путь. Мы не решили главную проблему: процедуру, временные рамки образования и становления СЭЗ, выделение средств и т. д. Закон эти нюансы не предусматривает.

Если говорить о льготах, то в число значимых можно включить снятие налога на прибыль. Дебатируется в Думе и пункт о 50-процентном освобождении от налога на добавленную стоимость на товары, которые будут отправляться из СЭЗ на внутренний рынок. Это, безусловно, ставит отечественного производителя, который находится за пределами зоны, в неравные условия, что может привести к неприятным последствиям.

Но налоговые льготы - это еще не все. Кроме прочего, от нас самих требуется доброжелательное отношение к иностранным инвесторам и бизнесменам, которое складывается из налоговых, таможенных и других процедур. В этих сферах нам надо много поработать. Есть масса примеров, когда налоговая и таможенная службы безо всяких объяснений делали непредусмотренные поборы с совместных предприятий. Эти службы должны уяснить одно: они не карательные органы. Другой нюанс. Те социальные условия, которые мы предлагаем иностранцам, просто ужасны. Были случаи, когда приезжали делегации и, проведя в Находке холодную и темную ночь, уезжали утром, не дожидаясь переговоров. Извините, говорили они, в специальных экономических зонах такого не бывает.

Давайте дадим возможность развиваться малому и среднему бизнесу, чтобы работали и хоть как-то аккумулировались эти деньги. Пусть предприниматели сделают сеть ресторанов. В первую очередь они потребуют льготные кредиты. Более того, им надо предоставить и льготную аренду помещений. В будущем потребуется пакет документов, который должен регламентировать деятельность СЭЗ. Но это будет более высокая ступень понимания свободных экономических зон в России. А пока достаточно того, что СЭЗ вышла из подполья.

 

   Калининград: особая экономическая зона.

Идея создания Калининградской СЭЗ была предложена в конце 80-х годов. Но реализация этой идеи была немного позднее. В 1994г. Совет Министров России утвердил «Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области», получившей название «Янтарь». Цели создания зоны:

-         решение задач социально-экономического роста Калининградской области;

-         повышение жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами;

-         обеспечение условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, увеличение экспортных возможностей региона;

-         отработка форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.

 

   В дальнейшем свободная экономическая зона «Янтарь» была трансформирована в особую экономическую зону (ОЭЗ). Основным законодательным актом является федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996 года. ОЭЗ создана в пределах Калининградской области, за исключением территорий и объектов, имеющих стратегическое значение для РФ. 

  Экономика Калининградской области тесно связана с уникальными месторождениями янтаря, где сосредоточено 85% мировых запасов этой ископаемой смолы хвойных пород. Имеются и другие полезные ископаемые. Эта область благоприятствует развитию курортно-туристическому комплексу. Географическое положение связывает область с Восточной Европой, Прибалтикой и западными странами континента.

   Западные эксперты  считают, что ОЭЗ Калининградской области может успешно развивать связи с Европейским Союзом, например по таким направлениям, как:

-         сотрудничество в области экологии;

-         совершенствование морских стоянок рыболовных судов и улучшение рыбообрабатывающей промышленности;

-         участие европейских банков в реконструкции Калининградского аэропорта и морского порта;

-         модернизация системы железных дорог с европейской.

  Особенность ОЭЗ «Калининград» уникальна. Она не имеет общей государственной границы с остальной частью РФ. А поэтому процесс становления и развития ОЭЗ длительный и сложный.

. Сравнительные характеристики СЭЗ "Находка" и ОЭЗ в Калининградской области

 

Основные характеристики

СЭЗ "Находка"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ