бесплатные рефераты

Учет, анализ и аудит операций по заработной плате

Таким образом, общая сумма стандартных налоговых вычетов в 2002 г. составит:

(400 руб. + 600 руб.) х 4 мес. = 4000 руб.

Сумма налога на доход  в год составит [(60 000 – 4000 ) х 13%] = 7280 руб.

Работник имеет на своем иждивении 2 детей.

Таблица 16

Расчета удержаний

Виды выплат

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Заработная плата

Премия


5000

-

5000

-

5000

-

5000

-

5000

 И Т О Г О:

5000

5000

5000

5000

5000

Подлежат исключению:

      до 20 000 рублей один минимальный размер оплаты труда;      расходы на содержание детей (300 руб. счел.).

     




400


600




400


600




400


600




400


600





-


-

ИТОГО:

4000

4000

4000

4000

5000

 

Подлежит удержанию НДФЛ  в сумме:

За январь 520 руб. (4000*0,13);

За февраль 520 руб. (4000*0,13);

За март 520руб.  (4000*0,13);

За апрель 520 руб. (4000*0,13);

За май 650 руб. (5000*0,13).

Как и ранее, такие категории налогоплательщиков, как "чернобыльцы", инвалиды, участники боевых действий, будут иметь более существенные льготы.

Если в течение налогового периода по какой-либо причине стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем это предусмотрено ст.218*, то по окончании налогового периода и на основании заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы.

Социальные налоговые вычеты

В ст.219 НК РФ предусмотрены три вида вычетов, уменьшающих налоговую базу, в сумме соответствующих расходов, произведенных в отчетном налоговом периоде на благотворительность, обучение и лечение налогоплательщика и членов его семьи, к которым относятся супруг (супруга), родители и дети налогоплательщика в возрасте до 24 лет (для расходов на обучение) либо в возрасте до 18 лет (для расходов на лечение и медицинское обслуживание). Вычеты предоставляются только на основании заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации, представляемой по окончании налогового периода в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика.

Расходы на обучение:

предельный размер вычета по расходам на обучение налогоплательщика составляет 25 000 руб. независимо от формы обучения и по 25 000 руб. на каждого ребенка налогоплательщика - учащегося дневной формы обучения в общей сумме на обоих родителей;

расходы должны быть оплачены учебным заведениям, имеющим лицензии на оказание соответствующих образовательных услуг, либо иные документы, подтверждающие статус учебного заведения, расположенного как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами;

расходы на обучение на территории Российской Федерации подтверждаются Справкой об оплате обучения, выдаваемой по запросу налогоплательщика по форме, утвержденной приказом МНС России от 27.09.01 г. N БГ-3-04/370 "О реализации подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации", с приложением первичных документов (договоров на обучение и платежных документов);

при перечислении (внесении в кассу) учебному заведению сумм за обучение налогоплательщика (ребенка налогоплательщика) необходимо указывать в платежном документе фамилию, имя и отчество налогоплательщика, предполагающего подать заявление на получение социального налогового вычета.

Расходы на медицинское обслуживание и приобретение лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и (или) членам его семьи, оплаченные налогоплательщиком:

предельный размер вычета по расходам на медицинское обслуживание и приобретение лекарственных средств составляет 25 000 руб., по расходам на дорогостоящие виды лечения вычет производится в сумме оплаченных расходов в пределах дохода налогоплательщика, облагаемого по ставке 13%;

виды медицинских услуг, дорогостоящих видов лечения и лекарственных средств, осуществление расходов на оплату которых за счет средств налогоплательщика предоставляет право на получение стандартного налогового вычета, предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.01 г. N 201, порядок реализации которого определен совместным приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.01 г. N 289/БГ-3-04/256;

подтверждением расходов налогоплательщика являются справки об оплате медицинских услуг, выдаваемые медицинскими учреждениями по запросам налогоплательщиков на основании представленных документов о произведенной оплате соответствующих медицинских услуг или дорогостоящих видов лечения, форма которых утверждена указанным совместным приказом Минздрава России и МНС России, с приложением первичных платежных документов и документов, подтверждающих родственные отношения между налогоплательщиками и членами семьи, расходы по лечению которых оплачены налогоплательщиком;

для подтверждения расходов на приобретение лекарственных средств, включенных в перечень, утвержденный постановлением N 201, следует представить рецепты на эти средства, выписанные лечащим врачом на рецептурных бланках ф. N 107/у с проставлением штампа "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика", с приложением кассовых и товарных чеков (товарные чеки необходимо прилагать в случае отсутствия наименования лекарственного средства на кассовых чеках);

медицинские услуги и лечение должны быть получены налогоплательщиком и (или) членами его семьи в медицинских учреждениях на территории Российской Федерации, имеющих лицензии на оказание соответствующих видов медицинских услуг, включая санаторно-курортные медицинские учреждения [32, стр. 28].

Пример. Работник ООО «ТОРГЛЕС» произвел затраты на платное обучение своего ребенка в образовательном учреждении на сумму 22 000 руб. Эта сумма в полном объеме будет вычтена при исчислении налога, и сумма налога уже составит 4420 руб. Однако если он затратит в новом году на эти же цели 30 000 руб., то сумма налога составит 4030 руб. [(60 000 - 25 000 - 4000) х 13%]. Таким образом, социальные затраты ограничиваются суммой в 25 000 руб., которые налогоплательщик вправе востребовать при вычетах.

Более того, вместо оплаты образовательных услуг гражданин вправе истратить эту же сумму (до 25 000 руб.) на лечение себя, своих детей или родителей. Предусмотрена возможность истратить ее на приобретение медикаментов для указанных выше целей. Правда, главным условием этого вычета должно быть четкое соблюдение утвержденного перечня лекарственных средств и медучреждений. Важно, что налоговые вычеты могут применяться лишь в пределах налогового периода. Иными словами, при превышении суммы вычетов над исчисленным доходом полученная разница не может быть перенесена на следующий налоговый период (ч.2 п.3 ст.210). Социальные и имущественные вычеты будут предоставляться гражданам только в налоговой службе по поданным ими заявлению и декларации. Переплаченный налог будет возвращен. Однако, если гражданин готов пожертвовать льготами, он вправе декларацию не заполнять при любых суммах дохода.

Имущественные налоговые вычеты

В п.1 ст.220 НК РФ установлено два вида имущественных налоговых вычетов:

1. Налоговые вычеты по суммам доходов, полученных от продажи имущества, находившегося в собственности налогоплательщика.

2. Налоговые вычеты по расходам, произведенным налогоплательщиком в связи со строительством или приобретением на территории Российской Федерации жилого дома или квартир.

Вычеты по суммам доходов, полученных от продажи имущества:

вычеты могут быть предоставлены налогоплательщику на основании заявления при подаче налоговой декларации по окончании налогового периода налоговым органом, за исключением доходов, полученных от продажи ценных бумаг во исполнение договоров на брокерское обслуживание, доверительного управления ценными бумагами, договоров комиссии и поручения на продажу ценных бумаг в интересах налогоплательщика - физического лица, налогообложение которого с учетом предоставления имущественного налогового вычета производится налоговым агентом (брокером, доверительным управляющим, комиссионером, поверенным или иным лицом, совершавшим операции купли-продажи ценных бумаг во исполнение договора, заключенного в пользу налогоплательщика);

налоговые вычеты предоставляются в зависимости от видов проданного имущества и периодов владения таким имуществом, определенных п.п.1 п.1 ст.220 НК РФ, за исключением доходов от продажи ценных бумаг, особенности налогообложения которых определены ст.214.1 НК РФ;

по желанию налогоплательщика имущественный налоговый вычет, предоставляемый в фиксированном размере (до 125,0 тыс. руб. или в размере не свыше 1,0 млн руб. в зависимости от вида имущества), может быть заменен на вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов налогоплательщика, связанных с получением дохода от реализации имущества;

имущественные налоговые вычеты по суммам доходов, полученных от продажи имущества, могут быть предоставлены налогоплательщику за каждый налоговый период, в течение которого были получены эти доходы;

налогоплательщик, получивший доход от продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности, обязан подать налоговую декларацию по окончании налогового периода независимо от размера полученного дохода в соответствии с п.п.2 п.1 ст.228 НК РФ.

Вычеты по расходам на новое строительство или приобретение жилого дома или квартиры на территории Российской Федерации, а также по суммам процентной платы за пользование ипотечным кредитом, полученным на эти цели в банках Российской Федерации:

вычет предоставляется независимо от получения налогоплательщиком вычета по расходам на строительство (приобретение) жилого дома или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации;

предельный размер вычета ограничен 600,0 тыс. руб. по расходам на строительство (приобретение) без учета расходов на погашение процентов по ипотечным кредитам в целом на объект (жилой дом или квартиру) в течение всего периода пользования льготой независимо от количества застройщиков (покупателей);

количество лет (налоговых периодов) использования налогового вычета не ограничено, повторное предоставление вычета по другому объекту не допускается;

вычет предоставляется только после регистрации права собственности на жилой дом (квартиру). В случае продажи объекта (жилого дома или квартиры) до использования права на налоговый вычет по расходам на его приобретение (строительство) предоставление налогового вычета не производится;

вычет предоставляется на основании заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет (месту жительства) налогоплательщика с приложением документов, подтверждающих право собственности на жилой объект и расходы налогоплательщика по его приобретению (строительству);

не производится предоставление налогового вычета в случае совершения сделки купли-продажи жилого дома или квартиры между взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в судебном порядке на основании п.2 ст.20 НК РФ.

Профессиональные налоговые вычеты

Статьей 221 НК РФ предусмотрены профессиональные налоговые вычеты, предоставляемые:

налогоплательщикам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и являющимся плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от занятия такой деятельностью, а также частным нотариусам и другим лицам, занимающимся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой;

налогоплательщикам, получающим доходы от выполнения работ или оказания услуг во исполнение договоров гражданско-правового характера;

налогоплательщикам, получающим авторские вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждения за открытия, изобретения и промышленные образцы, на которые налогоплательщиками получены в установленном порядке документы, подтверждающие их авторские права (патенты и лицензии).

Профессиональные налоговые вычеты могут быть предоставлены индивидуальным предпринимателям и иным лицам, занимающимся в установленном законодательством порядке частной практикой, в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль организаций в соответствии с положениями главы 25, либо в размере 20% общей суммы доходов, полученных от осуществления профессиональной деятельности в течение налогового периода. Указанные налоговые вычеты предоставляются налоговым органом на основании заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации по месту его учета.

Вычеты по доходам, полученным от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, могут быть предоставлены как источником выплаты дохода, признаваемым налоговым агентом, так и на основании налоговой декларации, представляемой в налоговый орган по окончании налогового периода по месту учета (месту жительства) налогоплательщика. В любом случае налогоплательщик должен представить заявление и документы, подтверждающие фактически произведенные расходы, связанные с извлечением дохода по названным договорам.

Налогоплательщики, получающие доходы по авторским договорам, включая соглашения на использование открытий, изобретений и промышленных образцов, подают заявление на получение налоговых вычетов у источника выплаты дохода в размере фактически произведенных расходов либо по нормативам, установленным ст.221 НК РФ для таких видов доходов.

Порядок исчисления и уплаты единого социального налога

С 1 января 2002 г. введены существенные изменения и дополнения в порядок исчисления и уплаты единого социального налога (ЕСН). В первую очередь это связано с проводимой реформой пенсионной системы и вступлением в силу Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", что не могло не отразиться на порядке исчисления и уплаты ЕСН, следствием чего явилось принятие Федерального закона от 31.12.01 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты о налогах и сборах".

С принятием указанных Законов налогоплательщики наряду с уплатой ЕСН обязаны производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые поступают в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и направляются на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. При этом доля ЕСН, ранее зачисляемая в ПФР, теперь поступает в федеральный бюджет и выделяется на финансирование базовой части трудовой пенсии. В связи с этим установлен новый порядок расчета налогоплательщиками сумм ЕСН.

Плательщики ЕСН

Введенные изменения коснулись плательщиков единого налога на вмененный доход и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так, с 1 января 2002 г. плательщики единого налога на вмененный доход (организации и индивидуальные предприниматели) уплачивают ЕСН в порядке, установленном главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в редакции Закона N 198-ФЗ (далее - глава 24). Это связано с тем, что ст.2 Закона N 198-ФЗ в Федеральный закон от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" внесены изменения, касающиеся исключения платежей в государственные социальные внебюджетные фонды (ЕСН) из состава единого налога на вмененный доход. Согласно ст.10 Закона N 198-ФЗ этот Закон вступил в силу с 1 января 2002 г., за исключением абзаца девятого п.11 ст.1, который вступил в силу с 1 января 2003 г.

Федеральным законом от 29.12.01 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" введена система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Этот налог устанавливается НК РФ и вводится в действие соответствующим законом субъекта Российской Федерации. До введения на территории субъекта Российской Федерации единого сельскохозяйственного налога организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, уплачивают единый социальный налог на общих основаниях.

На уплату единого сельскохозяйственного налога переводятся не все сельскохозяйственные товаропроизводители, а только удовлетворяющие критерию, установленному Законом N 187-ФЗ. Согласно этому критерию организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся в соответствии с главой 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" данного Закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, переводятся на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях (объектах налогообложения в соответствии со ст.346.3 НК РФ), в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70%.

Перевод организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога производится независимо от численности работников.

Следует иметь в виду, что организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога, после введения в действие закона субъекта Российской Федерации о едином сельскохозяйственном налоге не будут являться налогоплательщиками ЕСН. При этом они продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении в общеустановленном порядке.

Объект налогообложения и налоговая база

В главе 24 НК РФ введено понятие лиц, производящих выплаты физическим лицам, вместо ранее используемого термина "работодатель-работник". Очевидно, это связано с приведением в соответствие положений главы 24 и ст.11 части первой НК РФ.

Одним из наиболее существенных изменений, внесенных в главу 24, является исключение из объекта налогообложения выплат в виде материальной помощи и иных безвозмездных выплат в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым, гражданско-правовым либо авторским договором. Из объекта налогообложения ЕСН исключены вознаграждения по лицензионным договорам. Таким образом, выплаты, начисленные и производимые по заключенным в 2001 г. лицензионным договорам, после 1 января 2002 г. не признаются объектом обложения ЕСН.

Нормами абзаца первого ст.236 НК РФ определено, что объектом обложения ЕСН с 2002 г. для лиц, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а для организаций и индивидуальных предпринимателей - также выплаты по авторским договорам [10,стр. 33].

В 2001 г. не признавались объектом налогообложения выплаты, производимые за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

С 1 января 2002 г. названная норма изложена следующим образом: выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В соответствии с п.1 ст.237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст.238) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в п.п.7 п.1 ст.238). Перечень выплат, поименованных в п.1 ст.237, не является исчерпывающим.

Согласно п.3 ст.236 НК РФ указанные в п.1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В случае если организация осуществляет деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, то доход (расходы) от реализации товаров и оказания услуг признается доходом (расходами) организации в соответствии с положениями главы 25 НК РФ (далее - глава 25). Поэтому выплаты, начисленные работникам обслуживающих производств и хозяйств и относимые в соответствии с главой 25, например, на расходы по оплате труда (ст.255 НК РФ), подлежат обложению ЕСН в общеустановленном порядке, так как относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организации.

Пунктом 1 ст.236 НК РФ (в ред. Закона N 198-ФЗ) введена новая норма, согласно которой выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), не признаются объектом налогообложения. К таким договорам относится, например, договор аренды. Статьей 606 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Соответственно вознаграждения по договору аренды имущества не признаются объектом обложения ЕСН. То же относится к выплатам по договору аренды здания, заключенному между организацией и физическим лицом [26,стр. 23].

Особенности договора аренды транспортного средства с экипажем покажем на примере.

Пример. ООО заключило договор аренды с экипажем, согласно которому ООО по истечении каждого месяца производит начисление вознаграждения физическому лицу за услуги по управлению и эксплуатации автомобиля в размере 5000 руб. и платы за аренду автомобиля 3000 руб. Налоговая база и сумма ЕСН определяются по итогам каждого месяца. В налоговую базу по этому налогу (в части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации) не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг). Следовательно, налоговая база по ЕСН за январь должна определяться от вознаграждения физическому лицу за услуги по управлению и эксплуатации автомобиля в размере 5000 руб.

Предположим, сумма страховых взносов, поступающих в бюджет ПФР на финансирование накопительной и страховой части трудовой пенсии (далее - сумма страховых взносов в ПФР), составит 14%, т.е. 5000 x 14% = 700 руб.

Сумма ЕСН в федеральный бюджет составит 5000 х 28% - 700 = 1400 - 700 = 700 руб. Сумма ЕСН в ФФОМС составит 5000 x 0,2% = 10 руб. Сумма ЕСН в ТФОМС составит 5000 x 3,4% = 170 руб.

Итого сумма ЕСН за январь составит 880 руб.

Порядок расчета сумм ЕСН в следующих месяцах аналогичен расчету за январь.

Согласно новому законодательству при расчете налоговой базы по ЕСН выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) не на день их получения, а на день их выплаты. Другими словами, с 1 января 2002 г. организации должны производить начисление ЕСН в день их выплаты работнику. Порядок определения стоимости товаров (работ, услуг) остался прежним, т.е. основывается на их рыночных ценах (тарифах), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - на государственных регулируемых розничных ценах. В стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров - и сумма акцизов. С 2002 г. в стоимость товаров (работ, услуг) не включается налог с продаж.

Пример. Руководство организации, занимающейся производством холодильников, по договоренности с работником произвело расчет по заработной плате холодильником, себестоимость которого составляет 7000 руб. Рыночная стоимость холодильника данной марки на день передачи физическому лицу холодильника составляет 8400 руб. (включая НДС). Таким образом, сумма выплаты физическому лицу в счет зарплаты равна 8400 руб. (7000 руб. - себестоимость холодильника, 1400 руб. - НДС), и, следовательно, налоговая база по ЕСН составляет 8400 руб.

Предположим, что организация не имеет права применять регрессивные ставки налогообложения. Пусть сумма страховых взносов в ПФР составляет 8400 x 14% = 1176 руб.

Тогда сумма ЕСН в федеральный бюджет составит:

8400 x 28% - 1176 = 1176 руб. Сумма ЕСН в ФСС РФ составит 8400 x 4% = 336 руб. Сумма ЕСН в ФФОМС составит 8400 x 0,2% = 17 руб. Сумма ЕСН в ТФОМС составит 8400 x 3,4% = 286 руб.

Итого сумма ЕСН составляет 1815 руб.

Следует отметить, что порядок определения налогооблагаемой базы в части, касающейся авторского договора, остается прежним.

Пример. Физическое лицо заключило авторский договор с издательской фирмой на подготовку и публикацию в журнале трех статей. Фирма производит начисление вознаграждения в момент подписания журнала в печать, а выплачивает вознаграждение за каждую статью после ее опубликования. За первую статью автору начислено вознаграждение в размере 2800 руб. 15 января, за вторую - в размере 5400 руб. 11 февраля, за третью - в размере 1300 руб. 20 февраля.

Согласно ст.242 НК РФ датой осуществления выплат и иных вознаграждений признается день начисления выплат и иных вознаграждений (а не дата фактического осуществления таких выплат и вознаграждений). Налоговая база и сумма ЕСН определяются по итогам каждого отчетного периода (месяца). При исчислении налоговой базы по авторским вознаграждениям учитываются профессиональные налоговые вычеты в размере норматива. В соответствии с п.3 ст.221 НК РФ норматив расходов, связанных с созданием литературных произведений, составляет 20% суммы начисленного вознаграждения.

С начала года налоговая база по авторскому вознаграждению за январь (за первую статью) составляет 2240 руб. : 2800 - (2800 x 20%). Налоговая база по авторскому вознаграждению за февраль (по второй и третьей статьям) составляет 5360 руб. : 5400 + 1300 - (5400 + 1300) x 20%).

При исчислении ЕСН по авторскому вознаграждению следует применить ставки налога, установленные ст.241 НК РФ, а именно для налоговой базы до 100 000 руб.

Учитывая, что вознаграждения по авторским договорам не подлежат обложению ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ, сумма налога за январь составляет 395 руб., в том числе:

в федеральный бюджет 2240 x 28% - 314 = 314 руб.;

в ФФОМС 2240 x 0,2% = 5 руб.;

в ТФОМС 2240 x 3,4% = 76 руб.

при условии, что сумма страховых взносов в ПФР 314 руб. (2240 x 14%).

Сумма ЕСН за февраль составляет 944 руб., в том числе:

в федеральный бюджет 5360 x 28% - 751 = 751 руб.;

в ФФОМС 5360 x 0,2% = 11 руб.;

в ТФОМС 5360 x 3,4% = 182 руб.

при условии, что сумма страховых взносов в ПФР составит 751 руб. (5360 x 14%).

Что касается налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, то она определяется как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных п.1 ст.236 НК РФ. Обращаем внимание читателя на то, что в тексте Закона N 198-ФЗ ошибочно указан п.2 вместо п.1. Неизменной осталась норма, в соответствии с которой в 2002 г., как и в 2001 г., налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Суммы, не подлежащие налогообложению

Законом N 198-ФЗ расширена норма п.п.2 п.1 ст.238 НК РФ - перечень в части компенсационных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, связанных с бесплатным предоставлением питания и продуктов.

Согласно п.п.7 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом суммы:

страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;

платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

При применении данной нормы следует иметь в виду, что суммы страховых платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, не подлежат налогообложению, если договор заключен на срок не менее одного года. Ранее данный критерий отсутствовал.

Следует особо отметить, что, если налогоплательщик производит перечисление средств в пользу физических лиц за их обслуживание напрямую лечебному учреждению, а не в страховую компанию, данные суммы подлежат налогообложению.

Что касается договоров добровольного личного страхования работников, предусматривающих выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая, то освобождение сумм страховых взносов происходит не по всем договорам добровольного личного страхования, а только в случае наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Существенных изменений в редакции ст.239 "Налоговые льготы" не произошло.

Вместе с тем п.1 ст.239 НК РФ дополнен нормой, согласно которой от уплаты налога освобождаются российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений. Следует заметить, что введение данной нормы не несет смысловой нагрузки, так как данные выплаты уже в соответствии со ст.236 НК РФ не являются объектом налогообложения.

Налоговый и отчетный периоды

В целях сокращения отчетности изменен отчетный период с месяца на квартал (ст.240 НК РФ). Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налогоплательщик должен представлять авансовые расчеты по ЕСН не ежемесячно, а по истечении I квартала, полугодия и девяти месяцев.

Ставки налога и порядок исчисления

По новому законодательству осталось только одно условие (критерий) применения регрессивных ставок ЕСН. Если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 руб., то налог уплачивается по максимальной ставке, предусмотренной п.1 ст.241 НК РФ, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. При этом условии налогоплательщик не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Таким образом, снижен минимальный уровень величины налоговой базы в среднем на одно физическое лицо.

Пример. В организации работают 100 человек. За второе полугодие 2002  г. им были начислены выплаты, с которых уплачивались страховые взносы, в общей сумме 3 672 000 руб. Из этой суммы было начислено за последние шесть месяцев:

директору организации - 84 000 руб.;

главному бухгалтеру - 60 000 руб.;

остальным 98 работникам - 3 528 000 руб. (по 36 000 руб. каждому).

Чтобы определить, сможет ли организация в 2003 г. использовать регрессивную шкалу ставок ЕСН, необходимо определить сумму выплат 10% работников (т.е. десяти работникам), имеющих наибольшие по размеру выплаты. В данном случае это выплаты директору, главному бухгалтеру и восьми работникам на общую сумму 432 000 руб. (84 000 + 60 000 + (8 х 36 000). Таким образом, средний размер выплат на одного работника за второе полугодие 2002 г. составит:

(3 672 000 руб. - 432 000 руб.) : (100 чел. - 10 чел.) = 36 000 руб.

Поскольку эта сумма превышает установленный предел в 25 000 руб., то организация вправе в 2001 г. использовать регрессивную шкалу ставок ЕСН [6, стр. 23].

Если средний размер выплат на одного работника не превышает 25 000 руб., то налогоплательщики-работодатели должны будут уплачивать ЕСН по ставкам, установленным для доходов до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого работника.

Следует отметить, что для исчисления и уплаты ЕСН установлена регрессивная шкала налоговых ставок и ставок распределения платежей между различными фондами в зависимости от величины выплаченных доходов (до 100 000 руб., от 100 001 до 300 000 руб., от 300 001 до 600 000 руб. и свыше 600 000 руб.).





   Таблица 17

Ставки ЕСН в рублях

Настоящая база наростающим итогом с начала года


Пенсионный фонд

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Фонд социального страхования РФ

 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

 

1

2

3

4

5

6

 

До 100000


28,0 %

0,2 %

3,4 %

35,6 %

4,0 %


От 100001 до 300000

28000 + 15,8 % с суммы, превышающей 100000

200 + 0,1 % с суммы, превышающей 100000

3400 + 1,9 % с суммы, превышающей 100000

35600 + 20 % с суммы, превышающей 100000

4000 +

2,2 % с

суммы,

превышающей

100000



От 300001 до 600000

59600 + 7,9 % с суммы, превышающей 300000

400 + 0,1 % с суммы, превышающей 300000

7200 + 0,9 % с суммы, превышающей 300000

75600 + 10,0% с суммы, превышающей 300000

8400 +

1,1 % с

суммы

превышающей

300000



Свыше 600000

83300 + 2,0 % с суммы, превышающей 600000

700

9900

61400 + 2,0 % с суммы, превышающей 600000

11700


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 РЕФЕРАТЫ