Учет, анализ и аудит операций по заработной плате
Определение даты выплат и иных
вознаграждений (получения доходов)
Дата осуществления выплат и иных вознаграждений (получения
доходов) для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется в
прежнем порядке (ст.242 НК РФ):
как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу
работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для
выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками;
день фактического получения соответствующего дохода - для
доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также
связанных с этой деятельностью иных доходов.
Датой выплат для физических лиц с 1 января 2002 г. признается
день выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются
выплаты.
Пример. Физическое лицо (заказчик) в июне заключило
договор гражданско-правового характера с физическим лицом (подрядчиком), по
которому последний обязуется произвести установку забора. По данному договору
работы должны быть закончены в июне, в июне же должны быть произведены расчеты
по договору. Однако заказчик производит расчет с подрядчиком только в августе.
Учитывая, что с 1 января 2002 г. применяется новый порядок определения доходов
физических лиц, если заказчик произведет выплаты по договору в августе, уплата
ЕСН в соответствии со ст.243 НК РФ должна быть им произведена до 15
сентября.
Порядок исчисления и уплаты ЕСН
налогоплательщиками-работодателями
С 1 января 2002 г. выплата базовой части трудовой пенсии
финансируется за счет сумм ЕСН, зачисляемых в федеральный бюджет, а выплата
страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств ПФР. В связи
с этим в ст.243 НК РФ (с учетом изменений и дополнений) предусмотрен новый
порядок исчисления и уплаты налога. Так, сумма налога уменьшается
налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов
(авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное
страхование (налоговые вычеты) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из
тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом N 167-ФЗ. При этом
сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму налогового
платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот
же период.
С 1 января 2002 г. установлен единый для всех
налогоплательщиков срок уплаты налога - не позднее 15 числа месяца, следующего
за месяцем, в котором произведены выплаты, получен доход.
Однако порядок уплаты страховых взносов в ПФР на финансирование
страховой и накопительной частей трудовой пенсии (налоговый вычет) определяется
Законом N 167-ФЗ. Введена обязанность, в соответствии с которой
налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым
периодом, представляет в территориальный орган ПФР копию налоговой декларации
по налогу с отметкой налогового органа или иного документа, подтверждающего
представление декларации в налоговый орган. Все остальные сведения и документы
налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по обязательному
пенсионному страхованию, представляют в ПФР в соответствии с Законом N 167-ФЗ.
Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс,
расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических
лиц, исполняют обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а
также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по
месту своего нахождения. Сумма налога (авансового платежа по налогу),
подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется
исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному
подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации,
в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между
общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной
суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения ее обособленных
подразделений.
Порядок исчисления и уплаты ЕСН
налогоплательщиками,
не являющимися работодателями
Неизменной осталась норма, в соответствии с которой налоговый
орган исходя из налоговой базы налогоплательщика, не являющегося работодателем,
за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в п.3 ст.241 НК РФ,
если иное не предусмотрено пп.2 и 6 ст.244, производит расчет
сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Кроме того, введена норма, согласно которой для исчисления
суммы налога (авансового платежа по налогу) ставки налога, подлежащего уплате в
федеральный бюджет, уменьшаются на величину тарифа страхового взноса по
обязательному пенсионному страхованию, подлежащего уплате в ПФР. Указанные
ставки не могут быть ниже, чем 50% ставок по налогу, установленных для данной
категории налогоплательщиков п.3 ст.241 (с учетом их изменения) при
применении регрессивной шкалы.
Данные о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам)
представляются налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с
представлением расчетов и (или) налоговой декларации.
Следует обратить внимание на то, что п.2 ст.28 Закона
N 167-ФЗ для индивидуальных предпринимателей и адвокатов вместо тарифов
страховых взносов установлен размер фиксированного платежа по страховым
взносам. Вместе с тем в соответствии с п.7 ст.244 НК РФ для исчисления
суммы ЕСН, подлежащего уплате данными налогоплательщиками, ставки налога,
подлежащего уплате в федеральный бюджет, должны быть уменьшены на величину
тарифа страхового взноса [29, стр. 45].
В результате сложилась ситуация, при которой в федеральный
бюджет подлежит зачислению вся сумма ЕСН, исчисленная по ставке 19,2%, без
учета налогового вычета.
Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов по-прежнему
будут осуществляться коллегиями адвокатов (их учреждениями) в порядке,
предусмотренном ст.243 НК РФ. При этом налоговый вычет на сумму
страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) на обязательное
пенсионное страхование предоставляется адвокатам в порядке, аналогичном
порядку, изложенному в п.2 ст.243.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную
систему налогообложения, изменен объект налогообложения: теперь им является
валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом от
29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства", с учетом положений п.3
ст.237 НК РФ, т.е. налоговая база определяется как произведение валовой
выручки и коэффициента 0,1. Согласно п.3 ст.3 этого Закона валовая
выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ,
услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и
внереализационных доходов.
Остальные индивидуальные предприниматели и адвокаты исчисляют
налоговую базу по ЕСН исходя из доходов от предпринимательской либо иной
профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Пунктом 3 ст.3 Закона N 222-ФЗ определено, что состав расходов, принимаемых к
вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется
в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленному для
плательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25.
В заключение следует отметить, что в целом изменения и
дополнения к главе 24, предусмотренные Законом N 198-ФЗ,
направлены на облегчение налогового бремени налогоплательщика с предоставлением
ему возможностей для развития его производственной базы. Так, с 2002 г.
значительно снижена налоговая нагрузка прежде всего благотворительных и подобного
рода организаций (в частности, выведены из-под налогообложения подлежащие
налогообложению в 2001 г. благотворительная помощь, призы, подарки, в том числе
в пользу детей).
Значительные изменения претерпели нормы, касающиеся
применения ставок налогообложения. Длительное время при взимании страховых
взносов в государственные внебюджетные социальные фонды сохранялся высокий
уровень процентных отчислений. С целью устранения тенденций сокрытия реально
получаемых доходов работниками и увеличения объемов выплат неучтенными
наличными средствами или переведения их в доходы, не подлежащие
налогообложению, при определении ставок ЕСН в основу был положен регрессивный
подход. В 2001 г. организация имела право применять регрессивные ставки
налогообложения при условии выплаты достаточно высокой средней заработной платы
своим работникам в предыдущем году и сохранении ее на минимально допустимом
уровне в текущем году. С 2002 г. предусмотрено сокращение числа этих условий,
снижена величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на
количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, с 4200 до 2500 руб.
Поэтому уже многие организации смогут воспользоваться в течение года
регрессивными ставками налогообложения и, следовательно, снизить уровень своих издержек.
3.3. Аудит расчетов по оплате
труда
Цели и задачи аудита. Целью аудита является
установление соответствия применяемой в организации методики учета и
налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в
Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того
чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на
достоверность бухгалтерской отчетности.
Основные задачи аудита:
оценка существующей в организации системы расчетов с
персоналом и ее эффективности;
оценка состояния синтетического и аналитического учета
операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом
периоде;
оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском
учете;
проверка соблюдения организацией налогового законодательства
по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;
проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам
с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.
Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности,
разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые
требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее
именуется - аудит), применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор
проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения
аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить
процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в
настоящем правиле (стандарте).
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее
именуются - аудитор) обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была
проведена эффективно.
Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии
и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему
аудиторских процедур.
Планирование работы
Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы
важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены
потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами,
качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять
работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а
также координировать такую работу.
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов
деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным
лицом, а также знания особенностей его деятельности.
Получение информации о деятельности аудируемого лица является
важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции
и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на
финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана
аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами
совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения
эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала
аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную
разработку общего плана и программы аудита.
Общий план аудита
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий
план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской
проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы
служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и
содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и
специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных
методик, применяемых аудитором [2, стр. 15].
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо
принимать во внимание:
а) деятельность аудируемого лица, в том числе:
общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на
деятельность аудируемого лица;
особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое
состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности,
включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
общий уровень компетентности руководства;
б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том
числе:
учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
влияние новых нормативных правовых актов в области
бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности
результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
планы использования в ходе аудиторской проверки тестов
средств контроля и процедур проверки по существу;
в) риск и существенность, в том числе:
ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств
контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
установление уровней существенности для аудита;
возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет)
существенных искажений или мошеннических действий;
выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе
таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например,
при подготовке оценочных показателей;
г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
относительную важность различных разделов учета для проведения
аудита;
влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и
ее специфических особенностей;
существование подразделения внутреннего аудита аудируемого
лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
д) координацию и направление работы, текущий контроль и
проверку выполненной работы, в том числе:
привлечение других аудиторских организаций к проверке
филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
привлечение экспертов;
количество территориально обособленных подразделений одного
аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
количество и квалификацию специалистов, необходимых для
работы с данным аудируемым лицом;
е) прочие аспекты, в том числе:
возможность того, что допущение о непрерывности деятельности
аудируемого лица может оказаться под вопросом;
обстоятельства, требующие особого внимания, например,
существование аффилированных лиц;
особенности договора об оказании аудиторских услуг и
требования законодательства;
срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании
сопутствующих услуг аудируемому лицу;
форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу
заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами
(стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского
задания (см. табл. 18).
Таблица
18
Общий план аудита операций по
оплате труда и расчетам
с персоналом организации
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
|Проверяемая
организация |ООО "ТОРГЛЕС" |
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
|Период
аудита |с 1.01.02 по 31.12.02 |
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
|Количество
человеко-часов |88 |
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
|Руководитель аудиторской
группы |Петров П.Н. |
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
|Планируемый уровень
существенности|1) качественно - соответствие|
|
|действующему законодательству |
|
|
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
|Планируемые виды
работ | Период | Исполнители |
|
| проведения | |
|——————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|
|1. Аудит оформления
первичных| 5.01.03 |Петров П.Н. |
|документов
| |Самарин В.И. |
|——————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|
|2. Аудит системы
начислений| 5.01.03 |Петров П.Н. |
|заработной
платы | |Самарин В.И. |
|——————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|
|3. Аудит обоснованности
льгот| 7.01.03 |Петров П.Н. |
|и удержаний из заработной
платы | |Самарин В.И. |
|——————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|
|4. Аудит
тождественности| 8.01.03 |Петров П.Н. |
|показателей
бухгалтерской| |Самарин В.И. |
|отчетности и
регистров| | |
|бухгалтерского
учета | | |
|——————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|
|5. Аудит расчетов по
начислению| 8.01.03 |Петров П.Н. |
|платежей во внебюджетные
фонды | |Самарин В.И. |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Руководитель
аудиторской фирмы Семин А.В. _________________________
Программа аудита
Аудитору необходимо составить и документально оформить
программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных
аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.
Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего
проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.
В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки
финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время,
запланированное на различные области или процедуры аудита [5, стр. 4].
В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан
принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств
контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен
при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и
процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается
получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или
экспертов. В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы,
указанные в пункте 9 настоящего правила (стандарта) (см. табл. 19).
Таблица
19
Программа аудита
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
|Проверяемая
организация |ООО "ТОРГЛЕС" |
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
|Период
аудита |с 1.01.02 по 31.12.02 |
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
|Количество
человеко-часов |88 |
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
|Руководитель аудиторской
группы |Петров П.Н. |
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
|Состав аудиторской
группы |Петров П.Н., Самарин В.И. |
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
|Планируемый уровень
существенности|1) качественно - соответствие |
|
|действующему законодательству |
| |
|
| |
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
| Перечень |
Период |Исполнители | Проверяемые |
| аудиторских процедур
|проведе-| | документы |
| |
ния | | |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| 1. Аудит оформления первичных
документов
|
|———————————————————————————————————————————|
|1.1 Определение
степени|5.01.03 |Петров П.Н. |Приказы о приеме|
|унификации
первичных| |Самарин В.И.|на работу, увольнении,|
|документов по
учету| | |перемещении, табели|
|персонала и
рабочего| | |учета использования|
|времени
| | |рабочего времени,|
| |
| |личные карточки,|
|
| | |коллективный договор |
|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|
|1.2 Проверка
правильности|5.01.03 |Петров П.Н. |Табели учета|
|учета рабочего времени
| |Самарин В.И.|использования рабочего|
|
| | |времени, |
|
| | |график-календарь |
|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|
|1.3 Проверка
правильности|5.01.03 |Петров П.Н. |Расчетно-платежные |
|оформления
| |Самарин В.И.|ведомости, расчетные|
|расчетно-платежных | |
|ведомости, платежные|
|документов
| | |ведомости, расходные|
|
| | |кассовые ордера |
|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|
|1.4 Проверка
правильности|5.01.03|Петров П.Н. |Книга учета|
|учета
депонированной| |Самарин В.И.|депонированной |
|заработной платы
| | |заработной платы,|
| |
| |депонентские карточки,|
|
| | |расходные кассовые|
|
| | |ордера |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| 2. Аудит системы начислений
заработной платы |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————
|2.1 Проверка
|7.01.03 |Петров П.Н. |Приказы руководителя,|
|обоснованности
начислений| |Самарин В.И.|табели учета|
|за особые условия труда:
| | |использования рабочего|
|а) сверхурочные
работы| | |времени, |
|и работу в ночное время;
| | |расчетно-платежные |
|б) работу в
выходные| | |ведомости, лицевые|
|и праздничные дни;
| | |счета (а, б) |
|
| | |Табели учета рабочего|
| |
| |времени, |
|
| | |Перечень работ|
|
| | |(постановление Минтруда|
|
| | |России от 27.05.94 г. |
|
| | |N 41), |
|
| | |расчетно-платежные |
|
| | |ведомости, личные|
| |
| |карточки (в) |
|
| | |Расчетно-платежные |
|
| | |ведомости, табели учета|
|
| | |рабочего времени,|
|
| | |личные карточки (г) | |
|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|
|
|
|2.2 Проверка
правильности|10.01.03|Петров П.Н. |Приказы руководителя,|
|расчета
среднего| |Самарин В.И.|заявления работников,|
|заработка для
различных| | |расчетно-платежные |
|целей
| | |ведомости, личные|
|
| | |карточки |
|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|
|2.3 Проверка
правильности|10.01.03|Петров П.Н. |Заявления работников|
|расчета
пособий,| |Самарин В.И.|на выплату пособий,|
|выплачиваемых за
счет| | |листки |
|средств ФСС РФ
| | |нетрудоспособности, |
|
| | |путевки на|
|
| | |санаторно-курортное |
|
| | |лечение, счета|
| | |
|организаций, |
|
| | |оказывающих услуги,|
|
| | |расчетно-платежные |
|
| | |ведомости, личные|
|
| | |карточки |
|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|
|2.6 Проверка
правильности|12.01.03|Петров П.Н. |Личные карточки,|
|определения налоговой |Самарин
В.И.|расчетно-платежные |
|базы для
целей| | |ведомости, сведения|
|налогообложения
| | |о полученных доходах |
|физических лиц
| | |работников, подаваемые |
|
| | |в налоговую инспекцию |
|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|
|2.7 Проверка
правильности|12.01.03|Петров П.Н. |Журналы-ордера N 10 |
|образования |
|Самарин В.И.|10/1, 10а, 12, |
|и корректировки
резервов:| | |ведомости N 12, 13,|
|на предстоящую
оплату| | |13а, 15, 18 |
|отпусков
работников;| | | |
|на выплату
ежегодного| | | |
|вознаграждения за
выслугу| | | |
|лет; на
выплату| | | |
|вознаграждений по
итогам| | | |
|года
| | | |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| 3. Аудит
обоснованности применения льгот |
| и удержаний из заработной платы
|
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|3.1 Проверка
|12.01.03|Петров П.Н. |Личные карточки,|
|правомерности
применения| |Самарин В.И.|расчетно-платежные |
|вычетов и
льгот| | |ведомости, сведения|
|для
исчисления| | |о полученных доходах,|
| налога на доходы физиче
ских лиц
| | |подаваемые в налоговую|
|
| | |инспекцию |
|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|
|3.2 Определение
|12.01.03 Петров П.Н. |Личные карточки,|
|соответствия
применяемых| |Самарин В.И.|расчетно-платежные |
|ставок налога на доходы
| | |ведомости, расчетные|
|действующему
| | |ведомости, сведения|
|законодательству
| | |о полученных доходах|
|
| | |работников, подаваемые|
|
| | |в налоговую инспекцию |
|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|
|3.3 Проверка
правильности|12.01.03|Петров П.Н. |Исполнительные листы,|
|удержаний
| |Самарин В.И.|расчетно-платежные |
|по исполнительным
листам| | |ведомости, расчетные|
|
| | |ведомости |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| 4. Аудит тождественности
показателей бухгалтерской отчетности |
| и регистров бухгалтерского учета
|
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|4.1 Проверка
правильности|14.01.03|Петров П.Н. |Журналы-ордера |
|отражения
оборотов| |Самарин В.И.|N 10, 10/1, 10а, |
|по счетам и
субсчетам| | |ведомости N 12, 13,|
|Главной
книги| | |13а, 15, 18, |
|с
аналогичными| | |Главная книга |
|показателями
регистров| | | |
|синтетического учета
| | | |
|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|
|4.2 Проверка
|14.01.03|Петров П.Н. |Журналы-ордера |
|правомерности
отнесения| |Самарин В.И.|N 10, 10/1, 10а, |
|на себестоимость | |
|ведомости N 12, 13,|
|продукции (работ,
услуг)| | |13а, 15, 18, |
|выплат,
начисленных| | |Главная книга, приказы|
|персоналу организации
| | | |
|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|
|4.3 Проверка
правильности|14.01.03|Петров П.Н. |Журналы-ордера |
|отнесения
страховых| |Самарин В.И.|N 9, 10, 10/1, 10а,|
|взносов во внебюджетные|
| |Главная книга |
|фонды на
себестоимость| | | |
|продукции (работ, услуг)
| | | |
|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|
|4.4 Проверка
|14.01.03|Петров П.Н. |Журналы-ордера |
|обоснованности
расходов| |Самарин В.И.|N 10, 10/1, 10а, |
|организации по
подготовке| | |ведомости N 12, 13,|
|и переподготовке
кадров,| | |13а, 15, 18, |
|правильности
отнесения| | |Главная книга,|
|таких
выплат| | |приказы, первичные|
|на
себестоимость| | |документы (договоры|
|продукции (работ, услуг)
| | |на обучение, акты|
|
| | |о выполненных работах) |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| 5. Аудит расчетов по начислению платежей
во внебюджетные фонды |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|5.1 Проверка
правильности|15.01.03|Петров П.Н. |Разработочная таблица|
|исчисления страховых|
|Самарин В.И.|"Сводка начисленной|
|взносов во
внебюджетные| | |заработной платы|
|фонды и
своевременность| | |по составу и категориям|
|их перечисления
| | |работников, учета|
|по назначению
| | |расчетов с работниками|
|
| | |по страхованию|
|
| | |и распределение|
| |
| |заработной платы|
|
| | |(с вкладным листом)",|
|
| | |журналы-ордера N 10,|
|
| | |10/1, 10а, |
|
| | |ведомости N 12, 13, 15,|
|
| | |отчетные декларации|
|
| | |по расчетам с органами|
| |
| |социального страхования|
|
| | |и обеспечения |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Руководитель
аудиторской фирмы Семин А.В.
Изменения
в общем плане и программе аудита
Общий план аудита и программа аудита должны по мере
необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование
аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени
выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или
неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур.
Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны
быть документально зафиксированы.
Методы
получения аудиторских доказательств
При проведении аудита операций по соблюдению трудового
законодательства и расчетов по оплате труда используют следующие методы и
приемы:
проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);
проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных
операций, подтверждение;
устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и
независимой (третьей) стороны;
проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.
Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет)
используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по
оплате труда персонала и точности отражения их в бухгалтерских записях.
Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных
операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными
работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда.
Подтверждение используется для получения информации о
реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда бюджетом и внебюджетными
фондами.
Устный опрос используется в ходе получения ответов на
вопросник аудитора при предварительной оценке состояния учета расчетов с
персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у
специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.
Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности
определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в
бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того
первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность
выполнения этой операции.
Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов
по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным
в Главной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.
Аналитические процедуры используются при сопоставлении фонда
заработной платы отчетного периода с данными предыдущих периодов.
Оформление результатов аудита и предложения для аудиторского
заключения. Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Порядок
составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности"
определяет, что аудиторское заключение представляет собой мнение аудиторской
фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности, выражающее оценку ее соответствия
во всех существенных аспектах нормативному акту, регулирующему бухгалтерский
учет и отчетность в Российской Федерации [25, стр. 301].
Соблюдая принцип существенности, используя вышеизложенные
аудиторские процедуры и их результаты, можно выразить мнение для составления
условно положительного аудиторского заключения.
3.3.1. Методика проверки расчетов с персоналом по оплате
труда и начислений во внебюджетные фонды
Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные
документы, регистры синтетического и аналитического учета и отчетность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|