Управление "человеческим капиталом" в условиях спада деловой активности
Источниками информации при анализе использования трудовых
ресурсов служат данные форм годовой и квартальной отчетности, материалы
наблюдений - хронометражей и фотографий рабочего дня, сведения о мероприятиях,
направленных на эффективное использование рабочего времени, снижение трудоемкости
продукции и повышение производительности труда, данные бизнес-планов
предприятия. Важно привлекать и дополнительную информацию по использованию
трудовых ресурсов: материалы специальных социологических исследований,
производственных совещаний и т.д..
Человеческий капитал (human capital): чистая дисконтированная величина
прироста объема производства, за счет дополнительного опыта и квалификации
персонала, по сравнению с объемом производства неквалифицированного труда.
Человеческий капитал может быть создан в результате профессионального обучения
или накопленного производственного опыта (learningbydoing – обучение в
процессе деятельности). Он подвержен технологическому или моральному износу,
также как и материальные активы. Однако он не может быть продан или передан
другому лицу (фирме), а значит, не может служить залогом в обеспечение
кредита.
Различные
авторы предпринимали попытки дать классификацию организационных знаний. Р.
Санчез считал, что по крайней мере, три категории знания имеют место на
фирме: «знать как» (практическое знание), «знать почему» (теоретическое
знание) и «знать что» (стратегическое знание) [12]. М. Уайтхил в
качестве типологии знания выбрал такую классификацию: «знать что»
(закодированное), «знать как» (привычное), «знать почему» (научное) и т.д.
[13]. М. Димарест заострил внимание на коммерческом знании, которое
является явно развитой и управляемой сетью императивов, образцов, правил и
сценариев, включенных в некоторые аспекты фирмы, и распределенных повсюду на
фирме, что обеспечивает результативность ее действий фирмы на рынке [14].
Рисунок 1. Колесо
управления знаниями
Известно, что
хранилища информации о предметной области бизнеса существуют уже давно и
компании накопили существенный опыт по их организации и использованию. Они
стали основой такого интеллектуального бизнеса как управленческий консалтинг
(McKenzie, Boston Consulting Group), аудит и РБП (компании большой
пятерки) или высокие технологии (Hewlett Packard, Cisco). Некоторые
хранилища информации существуют на рынке как отдельный брэнд и обладают
высокой стоимостью: Global Best Practices (Arthur Andersen), Knowledge
Links (Hewlett Packard).
Руководителям
организаций здесь необходимо понимать, что накопление байтов информации не
означает прямого накопления знаний. И речь здесь идет не только о большом
количестве накопляемого информационного «мусора» или о времени поиска
информации. А о том, что книга в руках не означает обладания знаниями даже,
если эта книга – авторитетный справочник. Чтение книги далеко не означает
извлечение знаний. Собственно, по этой причине результаты деятельности
бизнес-консультантов не следует измерять томами документации. Знания – это
продукт специфических интеллектуальных усилий. Они могут быть извлечены или
сформированы только посредством логического вывода, совершаемого индивидом
или вычислительной машиной. Для этого потребляемая информация должна быть организована
определенным образом. Организационное знание формируется тогда, когда индивидуальное
знание формализуется и хранится в определенном формате. Такое технологическое
знание может затем распространиться в пределах организации, а в ограниченном
объеме и вне ее.
Поэтому,
используя термин «хранилище информации» вместо «база знаний», мы акцентируем
внимание на то, что, строго говоря, «хранилища информации» чаще всего являются
всего лишь высоко развитыми предметными базами данных [15]. Знания, которые
они содержат, относятся, как правило, к типу «знать где», «знать кто». Для
получения технологичных знаний («знать как», «знать почему», «знать что») от
пользователя таких систем потребуются дополнительные усилия по преобразованию
(форматированию) предоставляемой ему информации.
Сегодня
строительством баз знаний, а также систем управления ими охвачено гораздо
больше компаний из других индустрий. Знания становятся товаром [16]. Т.
Дэвенпорт, известный специалист в области РБП и управления знаниями,
говорит о необходимости введения штатной позиции CKO (Chief Knowledge Officer,
Директор по знаниям) в организациях [17]. Он определяет эту позицию как
ключевого проводника структурированных знаний компании посредством
информационных технологий, способного извлечь знания из тех, кто их имеет,
сгруппировать их в виде, доступном к использованию другими сотрудниками компании
и периодически обновлять и редактировать знания.
Следуя Р.
Куинну, наиболее успешные организации сегодня могут рассматриваться как
интеллектуальные предприятия, способные развивать у себя базовые способности,
основанные на знаниях. [18]. Управление знаниями связано с генерацией знаний
(как у отдельных сотрудников, так и у организации в целом), формализацией и
сохранением знаний, распространением знаний, их координацией и контролем.
Эффективное управление знаниями зависит от организационной структуры,
инфраструктуры и коммуникаций и, следовательно, является производной культуры
организации. Накопление знаний в современном производстве уже не считается
«издержкой», а является неотъемлемой его частью. Иначе говоря, обучение
становится новой формой производственного процесса.
Явное знание –
это знание, содержание которого выражено четко, детали которого могут быть
записаны и сохранены. Неявное знание чаще всего не выражается и основывается
на индивидуальном опыте, что делает его трудным для записи и хранения [14].
Обе формы знания возникают изначально как индивидуальное знание, но для того,
чтобы быть использованными для существенного улучшения деятельности
организации, они должны быть преобразованы в организационное знание.
Практически глобальное распространение в мире с конца 1970-х получила форма
представления знаний в виде правил продукции «ЕСЛИ…, ТО…». Обратный
логический вывод позволяет на основе таких правил получать знания «знать
как», «знать почему», «знать что». Однако, самое важное, это то, что
«продукционные знания» идеально выполняет функцию информационного обеспечения
систем ситуационного управления (ССУ). В силу своих функциональных свойств
ССУ помимо поддержки принятия управленческих решений обеспечивает превращение
индивидуальных знаний в знание организационное.
Для оценки
человеческого капитала предприятия необходимо, прежде всего, определить
численность и состава работников предприятия. Наиболее распространена следующая
точка зрения: оценка производственных возможностей предприятия не может быть осуществлена
без учета всех работающих, вне зависимости от их статуса. То есть в состав работников
при измерении их численности включают весь работающий персонал, заключивший
трудовые договора (соглашения) или иным образом получающий оплату за свой труд
на предприятии, а также персонал, зачисленный на временную работу и командированный
на другие предприятия. Однако на предприятии за отчетный период постоянно
происходят изменения численности работающих, есть также работники, занятые неполное
рабочее время. В этом случае, если изменение численного состава работников за
отчетный период незначительно, число работников с неполным рабочим днем также
незначительно, то можно удовлетвориться приблизительной формулой полусуммы
значений численного состава на начало и конец отчетного периода:
Lсп =
Lн+Lк
2
(1)
Особый интерес
представляет собой анализ структуры работающих на предприятии. На
больших предприятиях, весь персонал подразделяется на лиц, занятых в основной
деятельности, и вспомогательный персонал. Но, независимо от сферы приложения труда
весь персонал предприятия подразделяется на категории, среди которых, в
настоящее время принято выделять следующие: рабочие, служащие, специалисты
и руководители.
По социальным категориям рабочих можно разделить: на
работников высокой квалификации, средней, малой квалификации или
неквалифицированных; на работников сферы производства или вспомогательных сфер
(обслуживание, склады, упаковка, транспорт и т.п.); на работников,
осуществляющих автоматизированные, механизированные операции и работников ручного
(физического) труда.
При решении вопросов о принципах инвестиционной политики на
предприятии (задачах и направлениях реконструкции и технического перевооружения
производства) в качестве ориентира можно использовать данные о распределении
рабочих по уровням механизации и автоматизации труда. При такой группировке в
качестве основы используют типовой перечень профессий, а также определяют
коэффициент механизации и автоматизации труда (Кm).
(2)
Кm =
Lm
Lсп
где Lm – число
рабочих, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, а также наблюдающие
за работой автоматического оборудования, чел..
Анализ квалификации служащих позволит оценить выполняемые работы с
учетом их сложности и необходимости специального образования для кадров высшего,
среднего и низких уровней.
Квалификация рабочих определяется исходя из тарифного разряда,
присвоенного каждому из них по итогам периодически проводимых испытаний.
Государство в законодательном порядке устанавливает только минимальный уровень
оплаты труда, который должен быть обеспечен работнику при выполнении им требуемых
функций. Такой минимальный уровень устанавливается в настоящее время как
минимальный размер месячной заработной платы (МРОТ – минимальный размер оплаты
труда – принятое в нормативных документах сокращение), но при необходимости,
исходя из принятого режима работы, нетрудно рассчитать как дневную, так и
часовую минимальную ставку оплаты труда.
Различия
персонала по отношению к продукции, т.е. между «прямым» и «косвенным»
(вспомогательным) персоналом следует рассматривать в связи с бухгалтерской концепцией
затрат. Речь идет, в основном, об организационной структуре (в большей степени
о системе мотивации поведения и информации). Увеличение численности персонала,
непосредственно занятого в производстве, может привести к увеличению
заинтересованности работников в делах предприятия и в достигнутых результатах.
С этой точки зрения информация о персонале (основном и/или вспомогательном)
представляется полезной для объяснения поведения работников.
Представление
о наличии и движении кадров в целом и по категориям и группам персонала может
дать баланс движения кадров (баланс ресурсов рабочей силы), который включает в
себя следующую систему показателей:
Характеристика
наличия и движения кадров:
Киоп
=
Lп
Коэффициент
интенсивности оборота по приему; (3)
Lсп
Ков
=
Lп
Коэффициент
оборота по выбытию; (4)
Lсп
Кв
=
Lвт
Коэффициент
выбытия;
(5)
Lсп
Кз
=
Lп- Lв
Коэффициент
замещения; (6)
Lсп
Кпк
=
Lпост
коэффициент
постоянства кадров. (7)
Lспк
Список сокращений: Lп – число принятых за
период работников, чел.; Lсп – среднесписочная численность рабочих,
чел.; Lв – число
выбывших за период работников, чел.; Lвт – число выбывших за
период работников по причинам, относимым к текучести кадров, чел.; Lпост – число
работников, проработавших весь отчетный период, чел.; Lспк - число
работников, на конец отчетного периода, чел..
Анализ
движения численного состава работников предприятия должен дополнить анализ
персонала в целом, чтобы выявить основные тенденции его развития как фактора
производства.
Данные о численности работников могут характеризовать размер предприятия,
но они не дают представления о фактическом или возможном уровне использования
ресурсов рабочей силы. Для получения более полной информации об использовании
рабочего времени рассчитывают величины соответствующих фондов времени.
Определение средней списочной численности работников, базируется
на общей величине календарного фонда времени, измеряемого в человеко-днях. Календарный
фонд времени работников как в целом, так и по отдельным категориям и
группам может быть определен двояко: суммированием списочного числа работников
за все календарные дни периода, либо умножением уже известного среднего
списочного числа работников на число календарных дней в том же периоде, за который
было определено среднее списочное число.
Структура календарного фонда времени работников по предприятию в
целом включает в себя табельный фонд, максимально возможный фонд рабочих
человеко-дней и в его составе явочный фонд и неявки (величина фактически отработанных
человеко-дней получается вычитанием числа прогулов из явочного фонда).
Под производительностью живого труда принято понимать его
способность производить в единицу времени определенное количество продукции.
Производительность труда можно характеризовать либо прямым показателем —
выработкой продукции в единицу затраченного рабочего времени, либо обратным показателем
— трудоемкостью (затратами рабочего времени на единицу произведенной
продукции).
Выделяют три метода измерения производительности труда:
1) Стоимостной
- результат оценивается в денежном выражении как выручка, полученная от
реализации продукции, или же результатом может быть так называемая условно-чистая
продукция (= стоимость товарной продукции – материальные затраты (включая
амортизацию)) или добавленная стоимость.
2) Натуральный - результат (выпуск)
измеряется в натуральных единицах.
3) Трудовой
- результат (выпуск) измеряется в единицах трудозатрат. Такой метод часто
применяется, если предприятие производит однородную продукцию. В качестве
фактической величины результата, в этом случае используется фактическая величина
трудоемкости единицы продукции, а базой для сравнения является нормативная
трудоемкость единицы продукции или трудоемкость единицы продукции в базовом периоде.
Предприятие во всех случаях, когда речь идет об использовании
наемной рабочей силы, заинтересовано в более полном использовании максимально
возможного фонда рабочего времени. Оценка эффективности трудозатрат (затрат
труда на выпуск заданного количества однотипной продукции) осуществляется с
помощью сравнительного анализа данных отчетных балансов рабочего времени в
человеко-днях (за определенный период), а также сопоставления доступных данных
об эффективности использования рабочей силы в других подразделениях
предприятия и в среднем по отрасли. Получить эту информацию можно с помощью
хронометражных наблюдений и фотографий рабочего дня.
Представив
человеческий капитал как некий универсальный (неспецифический) ресурс, выделим
его существенные характеристики. Первая среди них - стоимость, включающая в
себя следующие элементы:
а)
начальная стоимость – чистая приведённая стоимость расходов, необходимых для
организации найма и обучения работников. Следует добавить, что эта стоимость
должна быть уменьшена на величину выгод, получаемых вследствие преимущества фирмы
в координации по сравнению с набором индивидуальных контрактов;
б) цена замены – стоимость ресурсов, которые выводятся из
экономической деятельности в результате формирования (роста) человеческого капитала[2][6];
в)
альтернативная стоимость– ценности, которые могли бы быть получены с помощью
трудовых ресурсов в наилучшем из оставшихся возможных вариантов их применения;
г)
чистая приведенная стоимость будущих доходов, которые предприятие будет получать
дополнительно за счет человеческого капитала.
После
приема сотрудника на работу, как правило, необходимы затраты на его обучение.
Человека знакомят со спецификой профессиональной деятельности. Он должен
воспринять культуру организации, освоить рутинные процессы, сориентироваться.
Большую часть затрат в этом случае составляет зарплата работника, которую он
получает в течении периода обучения. Следует также учитывать альтернативную стоимость
времени, потраченного наставниками и контролерами, а также снижение
производительности труда других работников, которые вынуждены исправлять
возможные ошибки новичка.
Различают
обучение общепрофессиональное (creativetraining) и специальное (competitivestrategytraining). Затраты на
общепрофессиональное обучение имеют целью поднять общий уровень подготовки работника
в рамках определенной профессии. Необходимость такого обучение обусловлена
развитием профессии, научно-техническим прогрессом, инновациями и требованиями
инвестиционного проектирования в рамках организации.
Специальное
обучение имеет целью обеспечить конкурентные преимущества предприятия в коротком
периоде. Обычно это – знания, умения и навыки, необходимые для работы с
конкретным типом продукта (специализированная компьютерная программа,
электронное устройство, определенный тип оборудования и т.п.). В этом случае
затраты на обучение могут быть отнесены к переменным.
Перечислим основные характеристики человеческого капитала
квалифицированного рабочего наших дней.
Основные умения: техническая
грамотность – умение понимать и излагать (на бумаге и устно) тексты по своей
специальности; компьютерная грамотность – умение собирать и анализировать
информацию с целью решения производственных задач.
Технические навыки: способность в
короткие сроки переучиваться – осваивать новые оборудование, компьютерные
программы, телекоммуникационные сети, системы получения, обработки и передачи
данных[3][10].
Организационные способности: работа в
команде над решением нестандартных задач; аналитические и творческие
способности; коммуникабельность; самоорганизованность; лидерские качества.
Специфические умения и
навыки: изменения внешней среды обусловливают необходимость постоянных
изменений, инноваций практически для каждой компании.
Таблица 1- Сферы управленческой
деятельности, направленной на развитие культурного и организационного
разнообразия организации
Сферы деятельности
Постановка и решение
проблем
Организационная
культура
Оценка этнокультурных и
психологических особенностей работников;
Выявление превалирующих
ценностей и доминирующих представлений;
Учет особенностей в
стратегических планах развития организации;
Развитие представлений
о необходимости разнообразия
Насколько разнообразие
является проблемой, а насколько преимуществом?
Проблема только названа
или уже решается?
Насколько доминируют
представления большинства?
Следует ли с ними
бороться или поддерживать?
Продолжение таблицы 1
Непредвзятая кадровая политика
Набор;
Обучение и повышение
квалификации;
Информирование о
деятельности организации;
Компенсации и премии;
Продвижение.
Культурные различия
Распространение знаний
о различных культурах, принятие особенностей;
Использование
преимуществ, которые дает культурное разнообразие.
Предоставление возможностей
карьерного роста женщинам
Разрешение конфликта
семья-работа;
Устранение дискриминации
по половому признаку;
Образовательные программы
Подготовка
административного персонала к восприятию культурных различий.
Устранение расовых, этнических
и национальных различий
Подход к разрешению
конфликтов с точки зрения морали;
Выработка организационных
стандартов во взаимодействиях;
Искоренение предвзятого
отношения к представителям других национальностей (этноцентризм).
Бухгалтерский учет и
анализ экономических эффектов политики, направленной на повышение качества
социального капитала
На предприятии,
действующем в условиях рыночной экономики, применение методик расчета заработной
платы, только исходя из значений тарифного разряда и МРОТ[4][14], будет выглядеть, по меньшей мере,
архаично. Безусловно, опора на нормативные документы необходима в качестве
отправной точки в бухгалтерских расчетах, но, если иметь в виду организационную
политику, ориентированную на формирование человеческого капитала (и других
видов капитала) высокого качества, этого будет явно недостаточно. Рассмотрим
основные принципы, на которые может опираться администрация предприятия в своей
политике по определению заработной платы работников.
Достаточно
очевиден классический вывод о том, что низкооплачиваемый труд не может быть
эффективным. Следовательно, абсолютная величина заработной платы должна быть
достаточной, чтобы обеспечить работнику достойный уровень жизни.
Таблица 2-Мотивационные
предпочтения рабочих и менеджеров российских предприятий в порядке убывания
Рабочие:
Менеджеры:
1.
улучшение оплаты труда;
2.
социальные льготы и доплаты;
3.
проявление максимальной заботы о нуждах работников;
4.
улучшение условий труда
1.
улучшение оплаты труда;
2.
участие в распределении прибыли;
3.
привлечение работников к управлению;
5. развитие хозрасчетной
ответственности подразделений;
6. повышение престижа предприятия;
7. моральные стимулы.
4.
повышение требовательности, угроза безработицы;
5. повышение престижа предприятия;
6. моральные стимулы;
7. социальные льготы и
доплаты.
Результаты
другого исследования[5][22]
подтверждают предположение о существование двух основных типов руководителей,
каждый из которых имеет специфический подход к определению политики в отношении
заработной платы и занятости работников.
Один
из многих. Эти руководители идентифицируют себя с коллективом и к числу
наиболее значимых проблем относят сохранение кадров. В оплате труда исходят,
прежде всего, из ее воспроизводственной функции, фактически не уделяя внимания
дифференциации заработков по трудовому вкладу. В отношении к высвобождению
излишней численности работников придерживаются следующей позиции: предпочитают
не увольнять работников, даже если признают наличие «скрытой» безработицы и
достаточно трезво оценивают ее масштабы.
Собственник. Такой тип
руководителя абсолютизирует производственную функцию. Он отдает предпочтение
стимулирующей функции оплаты труда, идет на массовые увольнения, объясняя, что
без ликвидации «скрытой» безработицы преодолеть кризис невозможно. Однако
стремится сохранить работников с высокой квалификацией, часто предоставляя им
свободный режим рабочего времени. Это позволяет им, числясь на основном месте
работы, иметь дополнительный заработок и получать уровень доходов, который в
настоящий момент предприятие обеспечить не может.
1.3 Задачи управления персоналом в период
экономического спада
Большинство
компаний в условиях экономического кризиса сталкивается
с необходимостью оптимизировать затраты, в том числе — затраты
на персонал. Идеальный вариант — если удается сделать это без
значительного снижения бизнес-возможностей компании.
В отраслях,
особо чувствительных к экономическому кризису, задачи управления персоналом
еще сложнее: чтобы сохранить компанию на плаву, им приходится «консервировать»
бизнеc, до предела сокращая объемы деятельности компании до окончания
спада.
1.3.1Антикризисные стратегические сессии
Сессии для высшего
руководства компании (топ-менеджеров и аккционеров), посвященные выработке
стратегии работы в ситуации экономического спада.
Коллективный анализ и единое понимание ситуации, угроз, возможностей
и сценариев развития будущего.
- Выбор и проработка оптимальной
бизнес-стратегии на период кризиса / спада.
- Договоренность о важнейших
решениях и взаимодействии. Прекращение «метаний» и преодоление несогласованности.
- Единая позиция топ-менеджеров
компании относительно информирования сотрудников.
Замена «офисного планктона»
на специалистов существенно более высокого уровня изнутри компании или
с рынка труда.
Сокращение затрат на персонал ,
за счет того, что работу, которую ранее выполняли два или три человека
средней квалификации, теперь будет выполнять высококвалифицированный сотрудник.
Существенный выигрыш в результатах деятельности за счет более
высокой квалификации сотрудников.
Пользуясь ситуацией «остывания» рынка труда, компания привлекает
на работу высококвалифицированных работников, которых раньше не могла
себе позволить или найти. Такие работники станут центром ускоренного
восстановления и развития компании, когда экономический спад сменится
подъемом.
Этап 1.
- Выявить
должности, для которых выигрыш в квалификации сотрудника может обеспечить
существенный прирост результатов деятельности.
- Выявить группы
из нескольких должностей, функционал которых может выполнять один человек
с более высокой квалификацией.
Этап 2.
Фасилитировать работу кадрового комитета для решения задач поиска сотрудников,
соответствующих профилю,
внутри компании, или/и формирования стратегии поиска и привлечения таких
кандидатов на рынке труда.
Антикризисное реформирование системы
мотивации для снижения финансовых рисков компании, включая создание
простой антикризисной системы
управления эффективностью.
Снижение фонда оплаты труда (ФОТ) без сокращений или
с минимальными сокращениями персонала. Снижение финансовых рисков, которые
берет на себя компания в связи с существующей системой мотивации. Удержание
ценных сотрудников. Сохранение кадрового
потенциала, который обеспечит быстрый рост компании при возникновении
позитивного рыночного тренда.
Этап 1. Оценить риски существующей системы мотивации (размер выплат, баланс
постоянной и переменной части, периодичность выплат, критерии начисления
и т.п.).
Этап 2. Разработать концепцию и инструменты обновленной системы
мотивации (уменьшение размера выплат, снижение доли постоянной части
в пользу переменной, сокращение периодичности премиальных выплат
и т.п.).
Этап 3. Оценить риски реформирования системы мотивации (нарушение
законодательства, потеря ценных сотрудников и пр.) и разработать меры
по их снижению.
Этап 4. Разработать план внедрения
обновленной системы мотивации и фасилитировать процесс внедрения.
«Умное» сокращение
персонала, минимально травматичное для бизнеса компании. Снижение ФОТ
за счет дифференцированного сокращения персонала при минимальном снижении
производственных возможностей компании.
Сокращение именно в тех функциональных группах, где численность была
завышена и есть наибольшая «жировая прослойка». Предотвращение ситуации
«перетекания» избыточной численности из одного подразделения
в другое.
Сокращение именно тех сотрудников, чье участие в процессе создания
ценности минимально и которые меньше всего востребованы в ситуации
спада.
Этап 1. Провести статистическое моделирование численности персонала
по функциональным вертикалям. Метод позволяет точно определить допустимые
масштабы сокращений в различных частях организации с учетом плановых
бизнес-показателей.
Этап 2. Провести экспресс-оценку
персонала методом «социометрия востребованности». Метод позволяет
очертить круг ключевых (незаменимых) для организации сотрудников, опираясь
на анализ мнения самих сотрудников.
Этап 3. Разработать план проведения оптимизации и оценить его
риски. Разработать меры по снижению рисков.
Изменение структуры организации,
одновременно ведущее к снижению затрат и повышению управляемости
(отдачи от управленческих усилий).
Снижение административно-управленческих расходов за счет устранения
дублирующих функций, перераспределения ответственности, сокращения избыточных
уровней и элементов управления.
Повышение эффективности операционной деятельности компании. Снижение затрат
на операции, не приводящие к созданию ценности.
Этап 1. Адаптировать бизнес-модель компании (цели
и бизнес-процессы верхнего уровня) к изменившейся ситуации.
Этап 2. Организовать процесс перераспределения ответственности.
Этап 3. Разработать инструменты и план перехода на новую
оргструктуру.
- Люди работают
на тех должностях, где требования позиции максимально совпадают
с их сильными сторонами.
- Продвигаются
и обучаются именно те люди, которые больше всего нужны компании
и представляют для нее наибольшую ценность.
- У менеджмента
компании есть понимание и план дальнейшего перемещения людей
в организации.
В реальной жизни:
- Сильные люди
не всегда находят применение своим способностям и покидают компанию,
не сумев принести ей максимальную пользу.
- Слабые люди
занимают ответственные должности, а у компании нет рычага для
их смещения или ресурсов для их замены.
- Организация
вкладывает средства в обучение и развитие «не тех» людей,
затраты на персонал возрастают, а эффективность работы сотрудников —
нет.
Резюме:
1.
Необходимость учета и анализа человеческого капитала для предприятия определяется
тем, что люди представляют из себя ценность, потому что они производят
количественно измеряемые товары и услуги.
2. Человеческий капитал может быть
создан в результате профессионального обучения или накопленного
производственного опыта (learningwhiledoing – обучение в процессе деятельности). Он
подвержен технологическому или моральному износу, также как и материальные
активы. Однако он не может быть продан или передан другому лицу (фирме), а
значит, не может служить залогом в обеспечение кредита.
3. В традиционном анализе, при
измерении численности работников, учитывают всех получающих оплату за свой труд
на предприятии, а также зачисленных на временную работу и командированных на
другие предприятия.
4. Влияние производительности труда
на экономический результат оценивают как рост (снижение) выпуска при данном
количестве работников и/или как количество высвобождаемых (вовлекаемых в
производство) работников при данном выпуске.
5. Человеческий капитал, как
универсальный (неспецифический) ресурс, имеет следующие характеристики: начальная
стоимость (в том числе promotion), цена замены, альтернативная стоимость, чистая
приведенная стоимость будущих доходов, которые предприятие будет получать
дополнительно за счет человеческого капитала. Историческую стоимость человеческого
капитала составляет приобретенный ранее физический, интеллектуальный и
профессиональный потенциал работника, который повышается в процессе обучения.
6. Затраты на общепрофессиональное
обучение работников повышают конкурентные преимущества предприятия и
способствуют увеличению прибыли в долгосрочном периоде. Специальное обучение
имеет целью обеспечить конкурентные преимущества предприятия в коротком периоде.
7. В условиях спада деловой активности
компании необходимо оптимизировать численность персонала, выявлен дефицит ___узкоспециализированных кадров
в среднесрочной и долгосрочной ___перспективе,
использовать кадровый потенциал компании.