|
||||||||||||||||||||
Понятия менеджмент и социальное управление являются синонимами. Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Но управление выступает более широким понятием по отношению к руководству. Руководство – это частный случай управления, это основная функция руководителя, связанная с управлением людьми при достижении поставленной цели. Его основные отличия в том, что руководство: - ограничивается воздействием на людей и их общности; - предполагает взаимодействие руководителя с подчиненными; - призвано вызвать чью-то деятельность соответственно намерениям руководителя. Руководитель – лицо, которое руководит кем-либо или чем-либо (руководитель учреждения, организации, научный руководитель, руководитель государства, классный руководитель). Управление – древнейшее искусство и новейшая наука. Понятие об управлении как искусстве, т.е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности, когда границы искусства и науки не осознавались отчетливо. В современном мире понимание менеджмента как искусства базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, управление которыми требует учета огромного числа факторов внешней и внутренней среды. Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку, только в конце 19 в. Управление как наука основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьезный научно-методический фундамент. Теория управления имеет свой, только ей присущей предмет исследований – она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические приемы соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Во всех сферах человеческой деятельности наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. В управлении, когда любое решение отличается от альтернативных вариантов, умение найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства управляющего. На самом деле, не каждому дано полностью овладеть искусством управления, так как для этого необходим в первую очередь талант, но знать основы искусства управления, стараться применять его важнейшие принципы и методы должен каждый руководитель. Но одного таланта недостаточно - необходимо знание науки управления, без которого добиться успеха невозможно. Менеджер должен иметь острый, неординарный ум, эрудицию во всех сферах жизни и знаний, владеть искусством общения, убеждения диалога. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан владеть обширными гуманитарными, человековедческими знаниями. Теория управления не может дать готовые рекомендации для конкретных жизненных ситуаций, и каждый человек принимает решения, основываясь на интуиции и собственном опыте. Но любая импровизация опирается на глубокое знание законов, научно-обоснованных и понятых человеком методов мастерства. Знания принципов управления делает выбор методов искусства управления более обоснованным и результативным. Искусство управления – способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и времени. В основе его лежат методология и принципы науки управления, которая, в свою очередь, является дисциплиной периода интеграции наук и опирается на достижения теории автоматического регулирования, теории информации, кибернетики, экономики, реагирует на политическую ситуацию. В то же время искусство управления впитало в себя мировые достижения психологии, логики, риторики, этики, философии, религии, права, социологии.
«Генеалогическое древо» искусства управления[1]:
Для эффективного управления необходимо знать его теоретические основы, иметь практический опыт и уметь творчески использовать теорию и практику, т.е. владеть искусством управления.
Функции и принципы управления. Говоря, что организация функционирует, имеется в виду, что в ее рамках люди осуществляют определенные действия. Большинство людей планирует свою деятельность на день (месяц, год), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед они сравнивают то, что сделали, с целями и задачами, поставленными ранее. Такая повседневная работа затрагивает ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления. Изучение процесса управления с точки зрения его функций позволяет установить объемы работ по каждой из функций, определить потребность в трудовых ресурсах, сформировать структуру и организацию системы управления. Каждая управленческая функция наполнена характерным для нее объемом и содержанием работ и имеет специфическую структуру, в рамках которой она реализуется. Функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Ведь управление – это искусство вещи посредством людей. В процессе управления выполняются следующие основные функции: | ||||||||||||||||||||
Планирование |
à |
Организовывание |
||||||||||||||||||
|
╲ ╱ |
|
||||||||||||||||||
↑ |
Координация |
↓ |
||||||||||||||||||
|
╱ ╲ |
|
||||||||||||||||||
Контроль |
ß |
Мотивация |
Эти функции называют общими, так как они входят составными частями в любой процесс управления независимо от особенностей той или иной организации.
Они определяют деятельность, направленную на организацию выполнения мероприятий по управлению объектом. Основная цель, содержание любой управленческой функции состоит из двух компонентов:
1. анализа состояния системы, контроля ее основных параметров, количественного определения тех факторов, которые выводят систему из состояния равновесия, и причин их появления.
2. Определения состава мероприятий, направленных на оптимизацию процесса управления.
Функции управления имеют специфический характер и могут осуществляться самостоятельно, быть как несвязанными между собой, так и неразрывно связанными, проникающими друг в друга. В системе управления все управленческие функции объединены в единый процесс (что показано на схеме). Функция координации помещена в центр, потому что она обеспечивает согласованное взаимодействие всех остальных управленческих действий.
Менеджер, желающий обеспечить эффективную работу своей организации, постоянно должен осуществлять все управленческие функции. Причем начинать необходимо с планирования. Если работа спланирована, то она должна быть и организована, а работники подготовлены для ее выполнения. Качество труда в большой степени зависит от побуждающих мотивов, предложенных менеджером. А для того, чтобы определить точность выполнения планов, надо контролировать процесс труда. Отсюда видно, что функции взаимосвязаны и что руководителю нельзя пренебрегать какими-либо из них и рационально оценивать и выделять время необходимое для выполнения каждой из них.
Планирование — это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов и служб. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимых для достижения поставленных целей. Планирование как процесс включает:
• установление целей и задач (с содержанием этой части процесса мы познакомились); разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;
• определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;
• доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.
Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки и использовать систему показателей, необходимую для последующего контроля результатов. Планирование укрепляет взаимодействие руководителей разных уровней и служб организации.
Планирование — это непрерывный процесс использования новых путей и способов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей окружающей среды, анализа сильных сторон, возникновения новых условий и факторов.
Организовывание — задачей этой функции является формирование структуры организации, а также обеспечение работы всем необходимым — персоналом, материалами, оборудованием, помещениями, денежными средствами и т.п. Организовывание включает разделение на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. Часто это связано с перестройкой структуры организации и ее системы управления для повышения их гибкости и приспособляемости к требованиям рыночной экономики. В структуру вводятся новые звенья, в том числе связанные с необходимостью изучения рынка, и разработкой стратегии организации.
Другая важная задача функции организовывания — создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всех работников ценностям. Здесь главное — это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления, поддержка работников предпринимательского склада, проявляющих способность к творчеству и нововведениям, умеющих брать на себя риск и ответственность за решение проблем предприятия.
Мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать трудовой коллектив и каждого работающего в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах. В процессе мотивации:
• устанавливаются или оцениваются неудовлетворенные потребности;
• формулируются цели, направленные на удовлетворение потребностей;
• определяются действия, необходимые для удовлетворения потребностей.
Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. В настоящее время менеджеры внимательно относятся к таким факторам, как:
• разнообразие работы по содержанию;
• рост и расширение профессиональной квалификации работающих;
• удовлетворение от работы и ее результатов;
• повышение ответственности;
• условия для проявления инициативы;
• осуществление самоконтроля.
Контроль — это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. В ней выделяют два главных направления:
• контроль за выполнением работ, намеченных планами;
• принятие мер по корректировке всех значительных отклонений от плана или самого плана.
Главные инструменты выполнения этой функции — наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. По результатам контроля производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и стандартов. В современных условиях организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, и это создает условия для существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В итоге контроль становится менее жестким и более экономичным.
Координация — это функция, обеспечивающая бесперебойность и непрерывность процесса управления. Главная задача координации — достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Для ее выполнения могут использоваться:
• документальные источники (отчеты, докладные записки, аналитические материалы);
• результаты обсуждений возникающих проблем (на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т.п.).
Большую роль играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ, устанавливать взаимодействие между подсистемами, осуществлять маневрирование ресурсами и согласовывать все стадии процесса управления.
Менеджеры различного уровня затрачивают неодинаковую часть своего времени на основные управленческие функции. Управление подразделяется на 3 уровня:
- институциональный уровень (управление высшего звена)
- управленческий уровень (управление среднего звена)
- технический уровень (управление низового звена)
Менеджеры высокого уровня большую часть своего рабочего времени тратят на осуществление функций планирования и контроля, а более низкого уровня (линейные менеджеры) больше заняты подбором кадров, организацией их труда. Однако на всех уровнях управления они в определенной мере используют и выполняют все функции управления.
Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда. Они объективны, не зависят от воли и желаний отдельных людей, но их нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, который позволяет подсказать руководителю, как лучше и эффективнее воздействовать на объект управления и какую реакцию следует ожидать на управляющее воздействие. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире принципы управления изменяются и совершенствуются. Время вносит в них свои коррективы.
Искусство управления не может опираться только на интуицию, талант руководителя. Оно основывается на теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизацией, - на принципах, законах управления.
Впервые принципы рационального управления были сформулированы в 1911 г. американским менеджером Ф. Тейлором. Он сформулировал четыре принципа научного менеджмента в своей книге «Принципы и методы научного менеджмента», которые осуществлялись применительно к отдельному предприятию и вся система была направлена на рационализацию труда. В 1912 г. американский менеджер Г. Эмерсон в книге «Двенадцать принципов производительности» сформулировал принципы рационального управления. Однако один из основоположников научной организации труда, создатель «теории администрирования» А. Файоль высказал мысль о том, что число принципов управления неограниченно, поскольку всякое правило занимает свое место среди принципов, во всяком случае на все то время, пока опыт подтверждает его эффективность. В начале 20-х годов Файоль выделил 14 принципов управления, которые глубоко изучаются специалистами:
Этими принципами предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента.
Принципы управления разрабатывались представителями всех школ управления, также они разрабатывались и в нашей стране. В своей курсовой работе я хотела бы привести некоторые, на мой взгляд, наиболее важные принципы управления на сегодняшний день:
Принцип
Содержание принципа
Цель
Каждое действие должно иметь ясную и определенную цель.
Правовая защищенность управленческого решения
Необходимость знания руководителем действующего законодательства и принятия управленческих решений только с учетом соответствия этих решений действующим правовым актам.
Делегирование полномочий
Передача руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.
Соответствие
Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя.
Первый руководитель
При выполнении важного производственного задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем предприятия.
Одноразовый ввод информации
Один раз введенная в память компьютера информация может неоднократно использоваться для решения целого комплекса информационно связанных задач.
Автоматическое замещение отсутствующего
Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально.
Оптимизация управления
Оптимизация управления повышает эффективность управляемой системы: централизация управления – при решении глобальных, стратегических проблем, децентрализация – для стимулирования инициативы, соблюдение нормы управляемости и так далее.
Повышение квалификации
Обязательное повышение квалификации всех сотрудников, занятых в производственном процессе, независимо от занимаемой должности.
Честность
Честное отношение и доверие к людям.
Иерархичность и обратная связь
Создание многоступенчатой структуры управления, при которой нижние звенья управляются своим же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня; постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи.
Сочетание прав, обязанностей, ответственности
Каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.
«монтера Мечникова»
Любое управленческое решение должно быть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовые документы) и материально
Научная обоснованность управления
Все управленческие действия должны осуществляться на базе применения научных методов и подходов.
Желая выяснить, что думают российские директора о принципах корпоративного управления, какие правила отношений с акционерами они считают наиболее важными для повышения инвестиционной привлекательности своих компаний, российский институт директоров совместно с Ассоциацией менеджеров России организовал исследование под названием «Готовность российских компаний к внедрению Кодекса корпоративного поведения». [24]
Под термином «корпоративное управление» разработанный ФКЦБ России кодекс подразумевает правила и принципы руководства деятельностью коммерческих предприятий (прежде всего акционерных обществ) – начиная с процедур принятия важнейших решений и заканчивая механизмом распределения прибыли. В идеале практика корпоративного управления должна обеспечивать всем акционерам независимо от величины их доли реальную возможность осуществлять свои права, а совет директоров и менеджмент компании обязаны выстраивать свою работу в соответствии с их интересами.
Были получены следующие результаты о значимости рекомендаций кодекса с точки зрения российских директоров:
С моей точки зрения это исследование показывает сильное различие мнений руководителей по их выбору того, каких принципов следует придерживаться, а каких - нет. В данном случае это можно заметить например на оценке директорами значимости такой рекомендации как «наличие комитета по урегулированию корпоративных конфликтов»: примерно равное число голосов было в ее пользу и против, значительно большая часть оценила ее как необходимую в «некоторой степени». Организаторы же исследования преследовали другие цели, с их результатом можно ознакомиться в статье.
Методы управления.
В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Под методами управления понимается совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей управленческой деятельности.
Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей. Использование системы методов при изучении новых проблем управления позволяет увеличивать знание об управлении и о закономерностях протекающих в нем процессов и явлений, способствуя этим развитию теории управления.
Основу системы методов составляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный подход к решению проблем, применение таких методов как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, экономико-математические и социологические измерения и т.д.
Системный подход применяется как способ упорядочения управленческих проблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение. При этом подходе эффективность управления рассматривается как результирующая всех его составляющих. Применение его к управлению позволяет руководителям увидеть всю организацию в единстве и взаимосвязи составляющих ее частей. Организация представляет собой открытую систему, то есть она взаимодействует с внешней средой.
Комплексный подход является специфической формой конкретизации системности, так как его основу составляет рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. Он является важнейшим условием эффективного решения проблем управления в многоцелевой открытой системе, активно взаимодействующей с внешней средой. Если системный подход представляет собой, в первую очередь, способ видения объекта или проблемы, то комплексность – это форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности.
В изучении и решении проблем управления важная роль отводится конкретно-историческому подходу, в соответствии с которым каждое явление должно рассматриваться в динамике.
Общенаучная методология составляет фундамент, на котором располагаются все методы управления. На сегодняшний день существует множество методов менеджмента и разные подходы к их классификации, что усложняет задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач.
Классификация методов по трем основным направлениям выделяет методы:
- управления функциональными подсистемами (эти методы отражают специфику функциональных подсистем в постановке целей и определении состава работ, необходимых для их выполнения);
- выполнения функций управления (они связаны с выполнением функций, которые составляют содержание процесса управления; этот подход позволяет сгруппировать и создать фонды методов, используемых организацией для выполнения любой из функций менеджмента, вне зависимости от того в какой подсистеме она реализуется);
- методы принятия управленческих решений (это направление классификации основывается на представлении процесса управления как совокупности этапов и процедур, необходимых для разрешения проблем; здесь выделяют методы: постановки проблем, решения проблем, выбора решений, организации выполнения принятых решений).