|
||||||||||||
Ассоциация менеджеров России провела опрос 460 руководителей и управляющих российских компаний по вопросам: какие качества отличают бизнес лидера сегодня? И какими он должен обладать завтра, чтобы оставаться лидером? [23] В ходе исследования были опрошены руководители высшего звена крупных российских компаний. Среди них 273 занимают посты президентов и генеральных директоров, 67 – финансовых директоров, 64 – коммерческих директоров и 56 – директоров по персоналу. Участникам исследования было предложено оценить относительную важность следующих управленческих качеств: — способность налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними сторонами (партнеры, государство, общество); — способность к ведению переговоров и убеждению в своей позиции; — стратегическое видение развития бизнеса; — умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса; — способность принимать решения в условиях неопределенности; — формирование управленческой команды; — умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов; Были получены следующие результаты (в скобочках место качества через 3 года): Автопортрет генерального директора: 1. формирование управленческой команды (3) 2. стратегическое видение развития бизнеса (1) 3. умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса (2) 4. способность принимать решения в условиях неопределенности (9) 5. самодисциплина и организованность (5) 6. умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов (4) 7. способность налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними сторонами (партнеры, государство, общество) (6) 8. умение налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива (7) 9. детальное знание внутренних бизнес-процессов и производственной специфики предприятия (отрасли) (8) 10. способность к ведению переговоров и убеждению в своей позиции (10). Автопортрет директора по персоналу: 1. стратегическое видение развития бизнеса (1) 2. формирование управленческой команды (3) 3. умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса (2) 4. способность принимать решения в условиях неопределенности (6) 5. умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов (4) 6. самодисциплина и организованность (9) 7. детальное знание внутренних бизнес-процессов и производственной специфики предприятия (отрасли) (8) 8. способность налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними сторонами (партнеры, государство, общество) (5) 9. умение налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива (10) 10. способность к ведению переговоров и убеждению в своей позиции (7) Автопортрет коммерческого директора: 1. стратегическое видение развития бизнеса (1) 2. формирование управленческой команды (3) 3. умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса (2) 4. умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов (4) 5. способность принимать решения в условиях неопределенности (10) 6. самодисциплина и организованность (6) 7. детальное знание внутренних бизнес-процессов и производственной специфики предприятия (отрасли) (7) 8. умение налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива (8) 9. способность налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними сторонами (партнеры, государство, общество) (5) 10. способность к ведению переговоров и убеждению в своей позиции (9) Автопортрет финансового директора: 1. формирование управленческой команды (1) 2. стратегическое видение развития бизнеса (2) 3. способность принимать решения в условиях неопределенности (10) 4. умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса (3) 5. способность налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними сторонами (партнеры, государство, общество) (4) 6. умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов (5) 7. детальное знание внутренних бизнес-процессов и производственной специфики предприятия (отрасли) (6) 8. самодисциплина и организованность (8) 9. способность к ведению переговоров и убеждению в своей позиции (7) 10. умение налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива (9) В рамках исследования был проведен анализ ответов топ-менеджеров всех рангов по принципу специализации их компаний. Формирование управленческой команды считается наиболее существенным для достижения успеха в следующих отраслях: финансовый сектор, легкая промышленность, лесная и лесоперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, машиностроение, связь, транспорт, строительство, топливный комплекс и электроэнергетика. Руководители ряда отраслей в качестве ключевой характеристики успешного менеджера выделяют стратегическое видение развития бизнеса (химическая промышленность, цветная металлургия, пищевая промышленность, профессиональные услуги, торговля). Представители черной металлургии назвали первостепенной особенностью умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса, а руководители предприятий сервиса — детальное знание бизнес-процессов и производственной специфики предприятия (отрасли). Таким образом, приоритет формирования управленческой команды над другими характеристиками руководителя нельзя считать универсальным и общепризнанным. Это можно объяснить тем, что отрасли, где больше всего ценится стратегическое видение развития бизнеса, находятся на стадии более активного структурно-организационного переоформления. Другими словами, в этих отраслях более активно изменяется структура собственности и распределение рыночных долей, поэтому стратегические видение в этих сферах особенно важно. В пищевой промышленности, например, происходит активное продвижение крупных московских компаний в сферу агробизнеса, в торговле — экспансия на российский рынок западных игроков, в цветной металлургии — реструктуризация крупнейших горно-металлургических компаний. А ситуация в черной металлургии может быть связана с поиском новых рынков сбыта после того, как изменятся условия торговли с зарубежными странами. Предприятия сервиса, вероятно, отстают от общих тенденций в экономике. Это объясняется меньшим масштабом этих предприятий, а также относительно медленным приходом в отрасль крупного капитала. Последний всегда несет с собой четкое разделение функций собственности и управления, и поэтому его медленное проникновение в сервис приводит к «консервации» представлений о том, что необходимо детально знать производственную специфику отрасли. Руководители предприятий легкой промышленности, которая тоже страдает от отсутствия интереса со стороны крупного капитала, то же самое качество — детальное знание специфики — ставят на второе по значимости место. Умение налаживать контакты с внешними сторонами оценивается более высоко, чем умение вести переговоры, во всех отраслях, за исключением пищевой промышленности, сельского хозяйства, топливного комплекса и торговли. Что объединяет эти, казалось бы, разнородные отрасли? Оказывается, высокое постоянство установившихся деловых и технологических связей. Например, в пищевой промышленности у каждого переработчика есть круг связанных с ним (в первую очередь географически) поставщиков — предприятий сельского хозяйства. Эта технологическая связка переносит центр внимания руководителей с количества внешних контактов на их качество, что повышает важность переговоров. Эффективность работы в упомянутых отраслях зависит не столько от налаживания и поддержания новых внешних связей, сколько от распределения выигрыша при работе с традиционными партнерами. Наконец, показательны личностные характеристики, которым в разных отраслях придается меньше всего значения. В легкой промышленности это способность принимать решения в условиях неопределенности, умение вести переговоры и управлять стратегическими изменениями в бизнесе. Вероятная причина такого положения уже указывалась: более низкие темпы развития в сравнении с целым по рынку. Те же самые факторы как наименее значимые указывают менеджеры предприятий машиностроения. В данном случае, вероятно, дело в том, что крупные финансово-промышленные холдинги только недавно начали проникать в сектор машиностроения, и большинство руководителей в этом секторе — управленцы старшего поколения. Необычной выглядит низкая оценка (девятое место), которую получила важность формирования конструктивных отношений внутри коллектива в секторе профессиональных услуг. Этот показатель можно объяснить тем, что в данном сегменте рынка для оказания услуг обычно требуется совместная работа относительно небольшого количества сотрудников (зачастую одного-двух), и результат деятельности компании зависит не от совокупных усилий всех сотрудников вместе, а от результатов работы каждой такой группы. Поэтому и роль отношений в коллективе оказывается невысокой. Для сельского хозяйства небольшое значение имеет такое качество, как умение управлять стратегическими изменениями. Очевидно, главная причина — высокая инертность отрасли. Для финансового сектора меньше всего значит способность к ведению переговоров. В отличие от других отраслей роль переговорных навыков невысока из-за снижения общей рентабельности банковского бизнеса. Ценовая конкуренция становится все менее возможной. Соответственно, и деловой успех связан с неценовыми параметрами маркетинговой стратегии — важнее не индивидуальные переговоры, а общий набор предлагаемых услуг. Следует отметить, что представления российских менеджеров о качествах бизнес-лидеров в недалеком будущем отличаются от мнений о том, что необходимо современному руководителю. Однако принципиальных сдвигов в оценках нет. Это говорит о том, что взгляды руководителей достаточно стабильны и принципиальной замены сегодняшних лидеров не предвидится. Судя по их собственным прогнозам, они имеют все шансы адаптироваться к требованиям будущего. Из данного исследования видно, что общие качества в зависимости от специфики деятельности руководителя той или иной отрасли, имеют разную значимость. И именно, управленец должен суметь определить, выяснить важность того или иного качества для себя, чтобы эффективно осуществлять свою деятельность. В этом также заключается его искусство. В отличие от лидера менеджер выполняет главным образом тактические задачи. Он практически пытается реализовать в конкретных делах то, что в перспективе было обрисовано лидером. Его стихия – распоряжение конкретными исполнителями и контролирование их работы. Лидер и менеджер отличаются друг от друга способами воздействия на своих подчиненных. Если лидер влияет непосредственно силой своих убеждений и других положительных нравственных качеств, то менеджеру для выполнения своих обязанностей приходится применять власть, т.е. совершать определенные действия, которые могут как повышать, так и понижать жизненные ресурсы вверенных ему работников. Власть, которой пользуются руководители внутри организаций, имеет различные формы. Фрэнч и Рейвен предложили свою классификацию форм власти: 1. Власть, основанная на принуждении. 2. Власть основанная на вознаграждении. 3. Экспертная власть. 4. Эталонная власть. 5. Законная (традиционная) власть. Отличия свойств менеджера и лидера приведены в таблице[3]: | ||||||||||||
Менеджер |
Лидер |
|||||||||||
Администратор Поручает Работает по целям других Основа действий – план Полагается на систему Использует доводы Контролирует Поддерживает движение Профессионален Принимает решения Делает дело правильно Уважаем |
Инноватор Вдохновляет Работает по своим целям Основа действий – видение перспективы Полагается на людей Использует эмоции Доверяет Дает импульс движению Энтузиаст Превращает решения в реальность Делает правильное дело Обожаем. |
В идеале организация должна управляться тандемом, состоящим из лидера и менеджера, каждый из которых оказывается сильным в своих собственных сферах. Если лидер делает правильные вещие (обдумывает новые рынки сбыта, планирует ресурсы, разрабатывает новую структуру организации и т.д.), то менеджер делает эти же самые вещи правильно (организует выпуск нового товара, распределяет ресурсы и нагрузку среди членов организации и т.д.). Некоторые специалисты считают, что «для успешности и цивилизованности бизнеса важным является усиление роли лидерства в управлении» [5]. Сама жизнь постоянно предъявляет все новые и новые требования к современным руководителям. Наступивший век требует нового типа руководителя. Для эффективного управления современному руководителю необходимо быть лидером, способным предвидеть грядущие перемены, уметь определять и вовремя корректировать направления развития бизнеса [5].
Считается, что
лидер на руководящей должности способен вдохновить сотрудников на достижение
результата и сделать компанию успешной. Но партнер консалтинговой фирмы ACM
Professional Services Дмитрий Маришкин утверждает, что это неверное мнение.
Амплуа лидера – роли "второго плана", и назначать его начальником –
большая ошибка.
Текст: НАТАЛЬЯ ОБУХОВА
СЕКРЕТ ФИРМЫ:
Чем плох человек с качествами лидера на месте руководителя?
ДМИТРИЙ МАРИШКИН: В моем понимании руководитель – это человек, который
следит за рабочим процессом, поддерживает его в порядке и проводит
необходимые изменения в соответствии со стратегией компании. Он должен
оперировать рациональной логикой и конкретными знаниями. У лидера, как я
считаю, развиты принципиально иные способности – это человек, который может
организовать других людей для решения неких временных задач, требующих
сверхусилий, а для этого ему не обязательно занимать какую-то менеджерскую
должность. Он пользуется своим умением произвести впечатление на окружающих.
СФ: Но ведь
считается, что мотивация сотрудников – это обязанность руководителя,
менеджера...
ДМ: Это верно в том случае,
если под словом "руководить" понимать "вести": впереди
идет вожак, а за ним следует стая. Но я под руководством подразумеваю иное:
условно говоря, руководитель идет не впереди коллектива, а позади него. А
люди при этом делают то, что ему нужно. Идеальный руководитель вообще ничего
не делает. Он сидит и спокойно себе думает. Руководить означает не вести за
собой, а ставить цели. А вести – означает лидировать.
СФ: И эти две
задачи несовместимы?
ДМ: Как правило, нет. Лидер
принимает решения, исходя из своих личных впечатлений. Чаще всего с проблемой
такой несовместимости сталкиваются предприниматели – лидеры по своей сути,–
которые сами руководят своим бизнесом. Как управляющие они представляют, что
необходимо для развития компании. Однако зачастую принимают решения на
основании эмоций, своего личного отношения к собственности, по принципу
"мне кажется", а не на основе холодного расчета. Например, многие
из них могут сказать, что нанимать в компанию родственников неправильно. И,
тем не менее, сами, особенно когда дело касается финансовых вопросов,
предпочитают брать к себе родственников, а не специалистов со стороны.
Руководствуясь при этом совершенно иррациональным мотивом, что "свой"
не украдет. Он, может, и не украдет, но, скорее всего, окажется таким
работником, что потери будут гораздо больше.
СФ: Но во многих
компаниях на руководящие должности назначают именно лидеров.
ДМ: И это неверный подход.
По какому принципу обычно ищут кандидатов на руководящую должность?
"Выбрать самого заметного". Самый заметный – тот, кто показывает
лучшие результаты, а значит, привлекает внимание окружающих. На какое-то
время он становится образцом для других, коллеги начинают ему подражать. То
есть появляется лидер. Но, если такой человек становится начальником, ему
нужно использовать уже другие методы общения с коллективом, поскольку коллеги
превратились в подчиненных. А он к этому, как правило, не готов. Тем не
менее, ситуацию, когда, например, "самый лучший продавец"
назначается супервайзером, мы наблюдаем сплошь и рядом. В результате компания
теряет хорошего продавца и не факт, что получает хорошего менеджера.
СФ: Почему так
происходит?
ДМ: Потому что решения о
назначениях принимаются на основе эмоционального критерия – "он лучше
других работает", тогда как выбор менеджера по определению должен
опираться только на холодный расчет – "он знает, как управлять
другими".
СФ: Хорошо,
тогда какое место вы определяете для лидера?
ДМ: Менеджер должен
выбирать лидера для каких-то определенных целей. Приведу пример из военной
истории – Суворов сам по полям сражений не скакал, он умел поставить лидера
на каждый бой и каждую военную кампанию. Так и менеджеру в какой-то
конкретный момент нужен человек, который идеальным образом будет вести
коллектив к определенной цели – за счет своего авторитета, а не формальных
полномочий. Но прежде нужно создать условия для того, чтобы такой человек
выделился. Как только он выделился – он лидер. Любой человек, помести его на
постамент, в конце концов, начнет размахивать руками и показывать, куда надо
идти. И люди будут к нему прислушиваться только потому, что он стоит выше.
СФ: То есть
лидером можно сделать кого угодно? Каким же образом?
ДМ: Очень просто. Допустим,
у меня в подчинении 20 человек. Например, я считаю, что на данном этапе мне
нужно получить как можно больше новых клиентов. У меня есть сотрудник,
который умеет убеждать. И я начинаю ставить его в пример другим, говорю:
"Вот как нужно работать". Все начинают этого человека копировать.
Дела идут, клиентов становится много... Возникает новая задача – всех их как
можно лучше обслуживать. Теперь мне нужен другой человек на роль лидера. Я
нахожу самого кропотливого, самого трудолюбивого и говорю: "Вот он –
самый лучший". Начинаю с ним регулярно общаться, всем о нем
рассказывать. В конце концов, он станет лидером, к нему начнут
прислушиваться. Все станут более кропотливыми, а я выполню очередную задачу.
СФ: Существует
ли дилемма "лидер или менеджер" на Западе?
ДМ: Если говорить о
развитых странах, то для них это давно пройденный этап. Там для
предпринимателя-лидера главная цель – вывести компанию на фондовый рынок и в
идеале вообще продать свой бизнес, чтобы получить большие деньги и
наслаждаться жизнью. Для реализации мечты нанимается менеджер, который четко
понимает, куда необходимо вести данную компанию. Поскольку в западной
корпоративной культуре все процедуры отработаны до автоматизма, люди с
лидерскими амбициями просто не попадают на топ-менеджерские позиции. Таких
людей наемный менеджер выбирает на конкретные проекты и меняет по мере
необходимости. А как поступают у нас? Я знаком с руководителем одной
компании, которая запускает в среднем по два крупных инвестиционных проекта
ежегодно. Естественно, в каждом случае в рамках управления проектом возникает
лидер. И вот в тот день, когда этот проект должен быть закрыт, к руководителю
приходит лидер и говорит, что ему нужен еще месяц, и тогда все будет еще
лучше. Хотя по всем правилам этот проект стоит завершить, деньги тратятся еще
целый месяц и буквально впустую.
СФ: А почему
наши руководители не действуют по "правильной" схеме?
ДМ: Одна из проблем в том,
что в российских компаниях до сих пор не отработаны жесткие процедуры
принятия и исполнения решений. Русский человек вообще это дело не очень-то
любит – монотонность всегда неприятна. А предприниматели сами занимают
руководящие должности помимо прочего потому, что на рынке труда очень мало
профессиональных менеджеров – они предпочитают работать на стабильных рынках
с гарантированно высокими зарплатами. Самые профессиональные из них – либо за
границей, либо в больших западных компаниях.
СФ: Разве
лидерские качества не помогают менеджеру делать карьеру?
ДМ: С точки зрения
профессиональной репутации менеджер рискует, если будет решать конкретные
задачи на основании каких-то интуитивных догадок и вдохновения. Это ничего не
добавит к его квалификации. Менеджер, повторюсь, должен относиться к себе
очень трезво – то есть принимать решения на основе четких расчетов и логики.
В этом случае он будет работать эффективно – например, делегировать
полномочия действительно способным людям и правильно распределять задания
среди подчиненных.
СФ: Бывают ли
случаи, когда лидер может быть эффективен в роли менеджера?
ДМ: Только на каких-то
временных, например венчурных, проектах. Когда перед ним стоит задача с
известной долей риска, а нужно убедить людей работать с большой долей
уверенности в успехе. Но в любом случае наемные работники чувствуют себя
более комфортно, когда функции менеджера и лидера разделены. Идти за лидером,
конечно, здорово, но у рядовых сотрудников существуют и какие-то личные цели.
И им далеко не все равно, чем может закончиться для всех очередной лидерский
демарш. Персонал должен знать, что в случае чего на чересчур увлекшегося
"вожака" есть спокойный, хладнокровный менеджер. В компаниях, где
управление поставлено таким образом, по моим данным, текучка кадров гораздо
ниже, чем там, где роли менеджера и лидера отождествляются.
Было бы идеальным для руководителя совместить в себе лидера и менеджера и в зависимости от ситуации использовать те или иные качества - решилась бы масса проблем руководителя: увидеть перспективы развития, выступать в роли стратега, решать тактические задачи, выполнять все функции управления, повлечь за собой подчиненных не прибегая к должностной власти и т.д. Но это невозможно, так как эти два понятия содержат противоречия, которые нельзя совместить в одной голове и реализовывать их одновременно. С моей точки зрения на руководяще должности должен стоять менеджер, умеющий применять свои способности, данную ему власть, свой авторитет эффективно и в нужном направлении.
Роль
Описание
Характер деятельности по материалам обследования работы руководителей.
Главный руководитель
Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера
Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства
Лидер
Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности
Фактически все управленческие действия с участием подчиненных
Связующее звено
Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации. Которые предоставляют информацию и оказывают услуги
Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами
Информационные роли
Приемник информации
Ведет поиск и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую успешно использует в интересах дела; выступает как «нервный центр» внешней и внутренней информации, поступающей в организацию.
Обработка почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки)
Распространи-тель информации
Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации
Рассылка почты по организациям с целью получения информации. Вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы)
Представитель
Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли
Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления (включая передачу информации во внешние организации и другим лицам)
Предприни-матель
Изыскивает возможности внутри организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию». Приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов
Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуаций, включающие инициирование или разработку проектов совершенствования деятельности
Устраняющий нарушения
Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений
Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы
Распредели-тель ресурсов
Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации
Составление графиков, запросы полномочий: действия, связанные с составлением и исполнением бюджетов; программирование работы подчиненных
Ведущий переговоры
Ответственный за представительство организации на всех важных переговорах
Ведение переговоров.
Также Г. Минтцберг сделал выводы, касающиеся основных умений и способностей лидера:
1. Искусство быть равным, т. е. способность устанавливать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
2. Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
3. Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
4. Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
6. Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
7. Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
8. Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.
Анализ «ролей по Минцбергу» показал, что по своей идее ролевая методология имеет смысл в том случае, если она может каким-либо образом способствовать совершенствованию практической деятельности конкретных руководителей (менеджеров), а не ограничивается «методологией ради методологии» [3].
Исследование [3]:
В этой связи Комаровым Е. Было проведено исследование ролей, исполняемых руководителями вузовских издательств самых разных регионов Российской Федерации. При этом методология исследования имела прагматическую ориентацию или нахождение таких подходов, которые позволили бы оценить количество ролей, качество их исполнения, предпочтения и возможности совершенствования профессиональной деятельности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛЕЙ
Путем предварительного устного опроса исследователь выявил тринадцать характерных ролей, свойственных работе руководителей вузовских издательств. Для углубленного анализа был разработан специальный опросник «Роли руководителя в издательской деятельности», с помощью которого в декабре 1998 года был проведен опрос 33 руководителей, повышавших квалификацию в Московском государственном университете печати.
Им предлагалось произвести самооценку исполнения ролей по четырем признакам:
1. Частота исполнения (цифра 1 - эпизодическое исполнение; 2 - периодическое; 3 – постоянное).
2. Роли, которые хотелось бы исполнять лучше.
3. Роли, которые нравятся больше всего.
4. Роли, которые даются с большим трудом.
Опросник содержал также предложение по добавлению (расширению) предложенного перечня ролей.
В результате к тринадцати ролям, содержащимся в опроснике, было добавлено еще пятнадцать! В их числе: проситель, культмассовик, угодник, оратор, главный редактор, редактор, корректор, художник, отец, бухгалтер, делопроизводитель, грузчик, верстальщик, исполнитель различных работ и ... клоун.
Вузовские издательские подразделения относятся к так называемым малым коллективам, для которых характерно большее совмещение каждым работником разных ролей по сравнению со средними и большими коллективами. Это, как выяснилось, имеет следующие практические следствия.
Во-первых, большее количество ролей и с более высоким качеством, исполняемое каждым работником (включая и руководителя подразделения), как бы увеличивает численность коллектива (группы). Однако это увеличение имеет свои пределы, обусловленные физическими возможностями человека и системой стимулирования.
Во-вторых, для практической деятельности характерны самые разнообразные ситуации, выход из которых находится благодаря ролям, которые способен исполнять руководитель. Можно сказать по-другому - именно конкретные ситуации и подталкивают руководителя и работников подразделения к освоению необходимых ролей.
И, наконец, в-третьих, количество ролей - это один из показателей требуемой компетенции как применительно к отдельной должности, так и подразделению в целом. Коль скоро возникает необходимость в исполнении той или иной роли, значит, практическая деятельность востребует соответствующие знания, навыки или умения. Роль не возникает сама по себе, она появляется в соответствии с определенными потребностями.