|
||||||||||||||||||||||||
Таблица наглядно показывает примерную доходность различных фондов. Совершенно понятно, что в 2005 году средние показатели доходности различных видов фондов, будут несколько отличаться от вышеперечисленных данных. Если при падении стоимости портфеля, процентов на пять, вы готовы рвать на голове волосы, а при десятипроцентной просадке вешаться, то наиболее оптимальным решением для вас будет фонд облигаций. Если же падение стоимости активов вы воспринимаете более-менее спокойно, и даже готовы докупить объект инвестирования пока тот упал в цене, то лучшим вариантом вложений будет фонд акций. У акций значительна величина стандартного отклонения (в краткосрочном периоде). Сегодня они могут подорожать на 10 процентов, а завтра “упасть” на 20. Стандартное отклонение рынка облигаций ниже, чем у акций и, соответственно, стоимость облигаций “прыгает” не так сильно как стоимость акций. Убедиться в этом можно следующим образом. Рассмотрим динамику изменения стоимости паев Фонда Акций и Фонда Облигаций под управлением УК “Пиоглобал Эссет Менеджмент” с 27 января по 4 апреля 2004 года. «Изменения стоимости паев Фонда Акций и Фонда Облигаций» Таблица № 1.2. | ||||||||||||||||||||||||
Дата |
Стоимость пая |
Прирост стоимости с предыдущей даты |
||||||||||||||||||||||
Фонд Акций |
||||||||||||||||||||||||
27/01 |
1437,19 рублей |
|
||||||||||||||||||||||
06/03 |
1661,34 рублей |
+15,59% |
||||||||||||||||||||||
04/04 |
1514,61 рублей |
– 8,83% |
||||||||||||||||||||||
Фонд Облигаций |
||||||||||||||||||||||||
27/01 |
34,77 рублей |
|
||||||||||||||||||||||
06/03 |
36,94 рублей |
+ 6,24% |
||||||||||||||||||||||
04/04 |
37,99 рублей |
+ 2,84% |
Обратите внимание на относительные показатели. Как видно из примера, стоимость пая ФО изменяется не так сильно как стоимость пая ФА. В то время как акции могут “прыгать” вверх-вниз, облигации, в большинстве случаев, медленно, но верно “растут”.
1.8. Инфраструктура ПИФов
С целью защиты интересов инвесторов при функционировании ПИФа создана комплексная система разделения функций владения, управления, учета и контроля. Система отношений между организациями, участвующими в управлении и обслуживании паевого инвестиционного фонда, и владельцами инвестиционных паев следующая:
«Система отношений между организациями и паевым инвестиционным фондом»
Таблица № 1.3.
ПИФ
лицензии
ФКЦБ
Управляющая компания
Специализированный депозитарий
Размещение
и выкуп паев
договора
Специализированный регистратор
ИНВЕСТОР
Аудитор
Управляющая компания управляет имуществом фонда. Управляющая компания, имеющая лицензию ФКЦБ России на осуществление деятельности по доверительному управлению имуществом паевых инвестиционных фондов, является инициатором создания фонда, заключая договоры с остальными структурами, предоставляющими услуги фонду и, регистрируя правила фонда и проспект эмиссии инвестиционных паев фонда, играет главную роль в его работе. Она выдает и погашает паи, совершает операции с активами Фонда.
Управляющий фондом за счет имущества, составляющего фонд не в праве:
§ приобретать производные ценные бумаги
§ покупать ценные бумаги управляемым им фондов
§ приобретать ценные бумаги выпущенной им, его аффилированными лицами, депозитарием, аудитором и оценщиком.
§ предоставлять кредиты и займы
§ привлекать заемные средства иначе как с целью использования этих средств для выкупа инвестиционных паев и на сумму не большую 10% стоимости чистых активов.
Как уже говорилось, факт создания ПИФа рассматривается с момента регистрации в ФКЦБ проспекта эмиссии инвестиционных паев. Для регистрации проспекта эмиссии управляющая компании должна иметь договор с депозитарием, с аудитором и с независимым оценщиком.
Если УК обанкротится, средства будут возвращены пайщикам, потому что в ПИФе все средства остаются собственностью пайщиков. Они могут либо увеличиваться при успешной работе и хорошей ситуации на рынке, либо наоборот, уменьшаться. Но превышения обязательств над объемом имеющихся средств наступить не может. За 7 лет работы ПИФов не было случаев обмана пайщиков или мошенничеств. В том случае, если, например, после дефолта фонд не мог работать с государственными бумагами, то средства возвращались пайщикам.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг действует как федеральный орган исполнительной власти, которому Законом "О рынке ценных бумаги Положением о ФКЦБ вменено в обязанности:
§ лицензировать деятельность инвестиционных фондов, деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов;
§ определять стандарты деятельности инвестиционных (в том числе паевых) фондов и их управляющих компаний;
§ обеспечивать раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, о деятельности, связанной с управлением имуществом паевых инвестиционных фондов, о профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг.
Специализированный депозитарий - осуществляет учет и хранение имущества, составляющего фонд, выступает в качестве номинального держателя по ценным бумагам, составляющим имущество ПИФа, осуществляет контроль над соблюдением управляющей компанией законодательства и Правил Фонда. Депозитарий фонда должен иметь лицензию федеральной комиссии. Лицензия выдается на срок 3 года. Банки могут выполнять функции депозитариев ПИФов при регистрации их в качестве депозитария в территориальном управлении ЦБР.
Депозитарий может выполнять функцию депозитария нескольких паевых фондов. Запрещено участие управляющего в уставном капитале депозитария. Депозитарий не в праве выступать в качестве гаранта и кредитора фонда. Депозитарий может одновременно выполнять функцию регистратора фонда (вести реестр владельцев паев).
К основным обязанностям спецдепозитария относятся следующие:
§ вести отдельный независимый учет имущества каждого ПИФ, не допуская его смешения, в том числе с имуществом, принадлежащим спецдепозитарию или управляющей компании;
§ осуществлять контроль за распоряжением имуществом ПИФ в соответствии с основными его документами - Правилами фонда и Проспектом эмиссии инвестиционных паев;
§ обеспечивать своевременность расчета и возврата денежных средств инвесторам, предъявившим требования о выкупе инвестиционных паев.
§ в качестве одной из важнейших функций, выполняемых спецдепозитарием, может быть выделено номинальное держание ценных бумаг, составляющих имущество фонда. Выполнение этой функции включает:
§ осуществление регистрации в реестрах владельцев именных ценных бумаг соответствующих эмитентов и у другого депозитария;
§ передачу управляющей компании информации и документов, поступающую от эмитентов ценных бумаг;
§ выполнение всех необходимых действий для обеспечения перечисления эмитентами и зачисления на счет фонда дивидендов, процентов и иных платежей по ценным бумагам;
§ осуществление операций с ценными бумагами, связанные с изменением эмитентами условий выпуска ценных бумаг;
§ составление списка владельцев ценных бумаг для проведения общих собраний акционеров, осуществления доходных выплат;
Специализированный депозитарий ПИФа обязан осуществлять контроль за соблюдением управляющей компанией этого паевого инвестиционного фонда Закона об инвестиционных фондах, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов ФКЦБ и Правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом.
В случае неисполнения этой обязанности специализированный депозитарий несет солидарную ответственность с управляющей компанией перед владельцами инвестиционных паев ПИФа.
Спецдепозитарий вправе и должен требовать от управляющей компании предоставления всех документов о совершении сделок с имуществом, составляющим ПИФ, а также отчетов об исполнении этих сделок.
Независимый аудитор проверяет правильность ведения учета и отчетности управляющей компании фонда, расчета стоимости чистых активов и стоимости инвестиционного пая. Аудитор фонда должен проводить ежегодные и внеплановые аудиторские проверки. Внеплановые проверки проводятся с целью определения правильности расчета стоимости чистых активов и, следовательно, цен продажи и выкупа паев. Заключение аудитора по результатам внеплановых проверок управляющий должен направить в федеральную комиссию в трехдневный срок по ее окончании.
Независимый оценщик - специализированная организация, осуществляющая оценку имущества фонда в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. В основном, это оценка недвижимости и ценных бумаг, не имеющих общепризнанных котировок. Сроки оценки устанавливаются правилами фонда, но не реже одного раза в год. Оценщик должен иметь лицензию на право работы в качестве оценщика, которая выдается федеральной комиссией сроком на один год при соблюдении следующих условий:
§ наличие в штате не менее трех профессиональных оценщиков;
§ опыт практической работы на рынке недвижимости не менее одного года;
§ доля государства и местных органов самоуправления в уставном капитале оценщика не должна превышать 10%.
Агенты - управляющая компания может передать функции по приему заявок на приобретение, погашение и обмен инвестиционных паев специализированной организации - профессиональному участнику рынка ценных бумаг, имеющему лицензию на осуществление брокерской деятельности.
Агент организует пункты выдачи и погашения инвестиционных паев, где принимает заявки на приобретение паев, заявки на погашение паев и заявки на обмен паев.
Агенты имеют право устанавливать надбавку к цене продаже пая и скидку с цены из выкупа. Надбавка и скидка не может превышать 5% от стоимости пая. Управляющая компания не имеет права устанавливать надбавку к цене продажи, но может установить скидку с цены выкупа, руководствуясь тем же ограничением.
1.9. Налогообложение ЗПИФН и связанных с ним операций
Налогообложение имущества и доходов инвестиционных фондов напрямую зависит от гражданско-правового регулирования их деятельности. Как отмечено выше, существует противоречие между положениями ГК РФ и Закона касательно вопросов собственности на имущество, составляющее ЗПИФН.
Согласно п.1 ст. 1012 ГК РФ, передача имущества в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности на него к доверительному управляющему. В то же самое время, согласно п.2 ст. 11 Закона, имущество, составляющее ПИФ, является общим имуществом владельцев паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности.
Налогообложение взносов в ЗПИФН
НДС
Передача имущества в состав ЗПИФН при его формировании, является инвестиционным вложением. Это следует как из Закона, так и из самого названия ЗПИФН.
Согласно пп.4 п.3 ст.39 и пп.1 п.2 ст.146 НК РФ, передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер, не признается реализацией товаров (работ, услуг), соответственно, обязанность по уплате НДС при передаче имущества в состав ЗПИФН не возникает.
С данной позицией в своих разъяснениях по индивидуальным запросам соглашаются и налоговые органы: «…Передача учредителем доверительного управления имущества в доверительное управление ЗПИФН не подлежит обложению НДС…»
Однако необходимо отметить, что поскольку напрямую операция по внесению имущества в состав ЗПИФН в п.3 ст.39 НК РФ не указана, на практике могут возникать спорные ситуации.
Ранее для инвестора, передающего имущество в ЗПИФН, существовала проблема «восстановления» уже возмещенного НДС. Налоговые органы настаивали на таком «восстановлении», ссылаясь на пп.4 п.3 ст. 170 НК РФ: «…если выбытие имущества, ранее приобретенного для производственной деятельности, связано с осуществлением операций, не признаваемых объектом налогообложения…, то суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету, подлежат восстановлению». В настоящее время указанная проблема благополучно разрешена. Высший Арбитражный Суд РФ решением № 4052/04 от 15 июня 2004 года признал некоторые нормы «Инструкции МНС по заполнению декларации по НДС» недействующими и указал, что «налоговым кодексом не установлена обязанность налогоплательщика восстанавливать в декларации суммы налога на добавленную стоимость и уплачивать их в бюджет в отношении имущества, ранее приобретенного для осуществления операций, облагаемых НДС, и в последствии переданного в качестве вклада в уставный капитал…». Очевидно, что если это правило действует для вклада в уставный капитал, то эта же логика должна присутствовать и при передаче имущества в ЗПИФН.
Таким образом, НДС при внесении имущества в ЗПИФН не возникает и не «восстанавливается».
Налог на прибыль
Ст.277 НК РФ в редакции закона № 124-ФЗ от 4.10.2004, действующей с 01.01.2003 г., регулирует особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда). В наименовании данной статьи перечисляется операция по передаче имущества в имущество фонда, что полностью подпадает под понятие «имущества, передаваемого в паевые инвестиционные фонды» (ст.13 Закона).
Абзац 4 п.1 ст. 277 НК РФ четко устанавливает для юридических лиц порядок определения стоимости приобретаемых паев для целей 25 главы НК РФ: «…стоимость приобретаемых акций (долей, паев) признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества (имущественных прав)…». Законодатель устанавливает, что стоимость передаваемого в фонд имущества определяется «на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права)». В соответствии с п.2 ст. 11 Закона пайщик передает имущество Управляющей компании для включения его в состав ЗПИФН с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления. Имущество, составляющее ЗПИФН, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. То есть происходит переход права собственности на имущество, вносимое в ЗПИФН, от отдельных физических и юридических лиц ко всем пайщикам ЗПИФН. Право общей долевой собственности на имущество ЗПИФН возникает у пайщика с момента внесения приходной записи в реестр и выдачи инвестиционных паев.
Таким образом, стоимость паев будет учтена у пайщика - юридического лица, передающего имущество в ЗПИФН при его формировании, по остаточной стоимости передаваемого имущества. В дальнейшем при реализации инвестиционных паев пайщик – юридическое лицо уплатит налог на прибыль с учетом дохода «новой стоимости» (переоценки) внесенного в состав фонда имущества.
Налогообложение операций с инвестиционными паями
1. Выпуск паев
Государственная пошлина. Поскольку согласно п.2 ст.14 Закона, пай не является эмиссионной ценной бумагой государственная пошлина при выпуске паев предусмотренная п.44 ст.333.33 НК РФ не уплачивается.
Отметим, что в соответствии с п.47 ст.333.17 НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины за регистрацию Правил ЗПИФН, а также за внесение изменений и дополнений, вносимых в Правила ЗПИФН.
НДС. Обязательство по уплате НДС не возникает при выпуске ценных бумаг в виду отсутствия объекта налогообложения НДС.
Налог на прибыль. Российское налоговое законодательство не устанавливает каких-либо налоговых обязательств для учредителей доверительного управления, ЗПИФН или доверительного управляющего (т.е. Управляющую компанию) в связи с выпуском паев.
2. Передача паев
НДС. Согласно пп.12 п.2 ст.149 НК РФ, реализация на территории РФ ценных бумаг, в том числе паев ПИФов, не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС. Таким образом, операции по переходу права собственности на паи в ЗПИФН третьим лицам не будут облагаться НДС.
Налог на прибыль. В соответствии с п.2 ст.280 НК РФ, доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом.
При передаче (реализации) или погашении пая ЗПИФН в случае, если указанный пай не обращается на организованном рынке, рыночной ценой признается расчетная стоимость пая, определяемая в порядке, установленном законодательством РФ об инвестиционных фондах.
Таким образом, учредители доверительного управления, внесшие собственное имущество в ЗПИФН и ставшие владельцами паев, полностью включают доходыот реализации таких паев третьим лицам в состав доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
3. Погашение паев
В соответствии со ст.25 Закона, выплата денежной компенсации в связи с погашением паев осуществляется за счет денежных средств, составляющих ЗПИФН. Паи будут считаться погашенными с момента прекращения ЗПИФН и выплаты денежной компенсации пайщикам ЗПИФН пропорционально их участию в ЗПИФН. Доходы, полученные от реализации имущества ЗПИФН, будут распределяться между пайщиками ЗПИФН путем произведения соответствующих выплат пайщикам ЗПИФН при погашении паев. Такие доходы подлежат включению в состав доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Налогообложение имущества ЗПИФН
Субъектом налогообложения (налогоплательщиками) в соответствии со статей 373 НК РФ являются только организации, т.е. юридические лица.
ЗПИФН не является плательщиком налога, поскольку не является юридическим лицом. Пайщики ЗПИФН, являющиеся юридическими лицами, потенциально могут быть налогоплательщиками по налогу на имущество.
Статьей 378 НК РФ для налогообложения имущества, переданного в доверительное управление, установлены особенности, в соответствии с которыми имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления.
Указанная норма входит в противоречие с нормами Закона об инвестиционных фондах, определяющими статус и порядок обособления имущества, переданного в ЗПИФН, а также статус имущества, приобретаемого в процессе доверительного управления. Пайщики ЗПИФН являются владельцами инвестиционных паев - ценных бумаг, удостоверяющих долю каждого учредителя доверительного управления в праве собственности на имущество, составляющее ЗПИФН.
Объектом налогообложения для российских организаций в соответствии со статьей 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В Совместном письме МНС России и Минфина России от 10.06.2004 и некоторых других письмах МНС изложена позиция налоговых органов в отношении налога на имущество организаций, которая состоит в следующем: налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении имущества, составляющего ЗПИФН, являются организации, признаваемые учредителями доверительного управления - владельцы инвестиционных паев. Владельцы инвестиционных паев производят исчисление и уплату налога на имущество организаций в отношении имущества, переданного ими в ЗПИФН.
В отношении имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе деятельности ЗПИФН, исчисление и уплата налога производится организациями - владельцами инвестиционных паев пропорционально стоимости их инвестиционных паев (его доли в общем имуществе пайщиков).
Данный подход не является бесспорным по следующим причинам:
Как уже указывалось выше, налог на имущество организаций уплачивается при наличии объектов движимого и недвижимого имущества, учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Термин «основные средства», а также порядок отнесения имущества к основным средствам изложены в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н). При этом п.1 ПБУ 6/01 указано, что оно применяется всеми юридическими лицами, за исключением кредитных учреждений и бюджетных учреждений. Информация о стоимости основных средств отражается на счете 01 (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Согласно Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной этим же приказом, План счетов используется организациями.
ЗПИФН не является юридическим лицом (п.1 ст.10 Закона), следовательно, и требования ПБУ 6/01 и Плана счетов (вместе с Инструкцией по его применению) на него не распространяются.
Имущество, являющееся объектом налогообложения для российских организаций в соответствии с п.1 статьи 374 НК РФ, переданное в доверительное управление, не учитывается на балансе организаций - учредителей доверительного управления, а также на балансе Управляющей компании ЗПИФН в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Объекты недвижимого имущества, приобретенные в состав ЗПИФН, не отвечают единовременно условиям Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, необходимым для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств.
В соответствии с инвестиционной декларацией ЗПИФН недвижимое имущество может не использоваться в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; может не использоваться в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; реальной представляется последующая перепродажа данных активов. Следовательно, объекты недвижимого имущества, внесенные и/или приобретенные в состав имущества ЗПИФН, не отвечают единовременно условиям, установленным для основных средств ПБУ 6/01. Таким образом, имущество, составляющее ЗПИФН, не является объектом налогообложения.
НК РФ устанавливает, что налоговая база рассчитывается в соответствии со статьей 373 НК РФ и определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, которая рассчитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
В совместном письме МНС РФ и Минфина от 10.06.2004 г. (далее – Совместное письмо) указано, что Управляющая компания обязана сообщать владельцам паев данные об остаточной стоимости имущества, составляющего ЗПИФН. Вместе с тем в НК РФ такой обязанности на УК не возложено, что и логично, так как УК не ведет реестр владельцев инвестиционных паев и не знает: кто в данный момент является пайщиком ЗПИФН, каким количеством паев владеет пайщик (ведь пай – это ценная бумага, вторичное обращение которой не ограничено).
Кроме того, Управляющая компания не может выполнить требование Совместного письма по информированию пайщиков об остаточной стоимости имущества, так как не обладает такой информацией. Нормативными документами, регламентирующими деятельность ЗПИФН, не установлено, что при ведении учета имущества ЗПИФН необходимо рассчитывать «остаточную стоимость» имущества. Действующие нормативные документы, в частности п.3.4 Постановления ФКЦБ России от 22.10.2003 № 03-41/пс и п.3.6. Постановления ФКЦБ России от 22.10.2003 № 03-42/пс, устанавливают, что стоимость недвижимого имущества на конец отчетного периода определяется исходя из оценочной стоимости по данным оценщика ЗПИФН.
По тексту Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» под термином «баланс» понимается бухгалтерский баланс, то есть форма отчетности о составе и структуре имущества организации и ее обязательствах. Управляющая компания ЗПИФН вместо бухгалтерского баланса формирует баланс имущества, составляющего ЗПИФН, в соответствии с п.2.1 Постановления ФКЦБ России от 22.10.2003 № 03-41/пс. Соответственно, для Управляющей компании не представляется возможным определить налоговую базу по налогу на имущество организаций.
Кроме того, собственники имущества, передающие это имущество в ЗПИФН, отражают на балансе организации ценные бумаги (инвестиционные паи), удостоверяющие их долю в общих активах ЗПИФН. В соответствии с п.2 статьи 11 Закона выдел доли из имущества фонда в натуре не допускается. Пункт 5 статьи 14 Закона запрещает ограничение свободного обращения инвестиционных паев после формирования паевого инвестиционного фонда. Указанные нормы будут нарушаться, если определение налоговой базы для учредителя доверительного управления ЗПИФН, будет осуществляться в порядке, предусмотренном статьями 382, 383 НК РФ, включая порядок уплаты авансового платежа, а также уплату налога по месту нахождения имущества.
Из вышеизложенного следует, что налог на имущество, входящее в состав ЗПИФН, не уплачивается в связи с отсутствием объекта налогообложения и невозможности рассчитать налоговую базу.
Теперь обратимся к вопросу уплаты налога на имущество физическими лицами.
Налог на имущество физических лиц уплачивается при наличии в собственности у физического лица жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений в соответствии с п.1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Пункт 2 статьи 5 данного Закона устанавливает, что налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Сведения о собственниках недвижимости представляются учреждением юстиции налоговому органу, на территории которого находится недвижимость (п.1, 3 ст.7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации права недвижимое имущество и сделок с ним»). При этом сведения о конкретных собственниках (юридических и физических лицах) сообщаются на основе информации из реестра владельцев паев (данную информацию обязан представить в учреждение юстиции регистратор ЗПИФН в соответствии с п.2 ст.15 Закона «Об инвестиционных фондах»).
Таким образом, у налоговых органов имеются полномочия по выявлению собственников недвижимости, составляющей ЗПИФН. Однако необходимо учитывать, что инвестиционные паи, которыми владеет пайщик – это инструмент фондового рынка, который может покупаться и продаваться ежедневно. Такая продажа производится без внесения изменений в ЕГРН, кроме того, инвестиционные паи могут учитываться на счетах номинального держателя. Таким образом, данные реестра на 1 января года не дают корректную информацию о физических лицах-пайщиках ЗПИФН.
На Управляющую компанию ЗПИФН ни Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ни Федеральный закон № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», ни Закон Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», ни глава 30 НК РФ “Налог на имущество организаций” не возлагают обязанности по сообщению каких-либо сведений пайщикам ЗПИФН или органам юстиции.
Таким образом, поскольку при рассмотрении вопроса об уплате налога на имущество физических лиц невозможно корректно определить налогоплательщиков, объект налогообложения и налоговую базу, налог уплачиваться не может.
В настоящее время отсутствует практика применения разъяснений Минфина и МНС РФ, отсутствует также судебная практика по спорам, вытекающим из их применения или отказа от их применения. В таких обстоятельствах не представляется возможным описать процедуру уплаты организациями и гражданами налога на имущество, входящее в состав ЗПИФН.
1.10. Налогообложение операций с имуществом ЗПИФН
НДС
Отметим, что ни ЗПИФН, ни Управляющая компания, ни владелец инвестиционных паев не выделены в Налоговом кодексе РФ как плательщики налога на добавленную стоимость по операциям с имуществом ЗПИФН. Для указанных выше операций в НК РФ не предусмотрены какие-либо особенности. Таким образом, при решении вопроса о налогообложении операций с имуществом ЗПИФ должны применяться общие нормы налогового законодательства.
Налоговые органы придерживаются позиции о необходимости уплаты НДС Управляющей компанией, при этом высказываются две точки зрения относительно источника уплаты НДС:
а) Управляющая компания при управлении имуществом ЗПИФН исчисляет и уплачивает НДС за счет имущества ЗПИФН;
б) Управляющая компания уплачивает НДС как налогоплательщик независимо от источника финансирования операций.
Пунктом 6 статьи 3 НК РФ закреплено, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения», а «акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить». Соответственно, необходимо применительно к ЗПИФН рассмотреть такие элементы налога, как объект налогообложения, налоговая база, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, и проверить, действуют ли при налогообложении операций с имуществом ЗПИФН установленные НК РФ принципы.