бесплатные рефераты

Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского об...

Одним из преимуществ не сплошных наблюдений является возможность получения информации в более короткие сроки и с меньшими затратами ресурсов, чем при сплошном наблюдении. Это связано с меньшим объемом собираемой информации, а следовательно, с более низкими затратами на ее получение, проверку достоверности, обработку, анализ.

Существует несколько видов не сплошного наблюдения. Одно из них – выборочное обследование. Это довольно распространенный вид, основанный на принципе случайного отбора тех единиц изучаемой совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению. При правильной организации выборочное обследование дает достаточно точные результаты, вполне пригодные для характеристики всей исследуемой совокупности. В этом состоит достоинство выборочного обследования по сравнению с другими видами не сплошного наблюдения.

Численность выборочной совокупности зависит от природы (характера) исследуемого социально-экономического явления. В выборочной совокупности должны быть представлены все типы единиц, имеющиеся в исследуемой совокупности. В противном случае выборочная совокупность не будет точно воспроизводить пропорции и зависимости, характерные  для совокупности во всем ее объеме.

Разновидностью выборочного обследования является метод моментных наблюдений. Суть его состоит в том, что информация собирается путем регистрации значений признаков у единиц выборочной совокупности в некоторые заранее определенные моменты времени. Поэтому метод моментных наблюдений предполагает отбор не только единиц исследуемой совокупности (выборку в пространстве), но и моментов времени, в которые проводится регистрация состояния исследуемого объекта (выборка во времени).

Этот вид наблюдения применяется при проведении обследований доходов населения.

Следующий вид не сплошного наблюдения – это метод основного массива. При нем обследованию подвергаются самые существенные, обычно наиболее крупные единицы изучаемой совокупности, которые по основному (для конкретного исследования) признаку имеют наибольший удельный вес в совокупности. Именно этот вид используется для организации наблюдения за работой городских рынков.

Монографическое обследование представляет собой вид не сплошного наблюдения, при котором тщательному обследованию подвергаются отдельные единицы изучаемой совокупности, обычно представители каких-либо новых типов явлений. Оно проводится с целью выявления имеющихся или намечающихся тенденций в развитии данного явления.

Монографическое обследование, ограничиваясь отдельными единицами наблюдения, изучает их с высокой степенью детализации, которой нельзя достигнуть при сплошном или даже выборочном обследовании. Детальное статистико-монографическое изучение одного завода, фермы, бюджета семьи и так далее позволяет уловить те пропорции и связи, которые ускользают из поля зрения при массовых наблюдениях.

Таким образом, при монографическом обследовании статистическому наблюдению подвергаются отдельные единицы совокупности, причем они могут представлять собой как действительно единичные случаи, так и совокупности малого размера. Монографическое обследование часто проводится для составления программы нового массового наблюдения. Можно сказать, что существует тесная связь между сплошным (или выборочным) и монографическим наблюдениями. С одной стороны, для отбора единиц наблюдения, которые должны быть подвергнуты монографическому изучению, используют данные массовых обследований. С другой – результаты монографических обследований дают возможность уточнить структуру исследуемой совокупности и, что очень важно, связь между отдельными признаками, характеризующими изучаемое явление. Это позволяет уточнить программу массового наблюдения, характерные черты и основные признаки объекта исследования [3].

Точностью статистического наблюдения называют степень соответствия величины какого-либо показателя (значение какого-либо признака), определенной по материалам статистического наблюдения, действительной его величине.

Расхождение между расчетным и действительным значением изучаемых величин называется ошибкой наблюдения.

Точность данных – это основное требование, предъявляемое к статистическому обследованию. Чтобы избежать ошибок наблюдения, предупредить, выявить и исправить их возникновение, необходимо:

- обеспечить качественное обучение персонала, который будет проводить обследование;

- организовать специальные частичные или сплошные контрольные проверки правильности заполнения статистических формуляров;

- провести логический и арифметический контроль полученных данных после окончания сбора информации.

В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации – это отклонения между значением показателя, полученного в ходе статистического наблюдения, и фактическим, действительным его значением. Этот вид ошибок может быть и при сплошном, и при не сплошном обследованиях.

Систематические ошибки регистрации всегда имеют одинаковую тенденцию либо к увеличению, либо к уменьшению значения показателей по каждой единице наблюдения, и поэтому величина показателя по совокупности в целом будет включать в себя накопленную ошибку. Примером статистической ошибки регистрации при проведении социологических опросов населения может служить округление возраста населения, как правило, на цифрах, оканчивающихся, на пять и ноль. Многие опрашиваемые, например, вместо 48-49 и 51-52 лет говорят, что им 50 лет.

В отличие от ошибок регистрации ошибки репрезентативности характерны только для не сплошного обследования. Они возникают потому, что отобранная и обследованная совокупность недостаточно точно воспроизводит (репрезентирует) всю исходную совокупность в целом.

Отклонение значения показателя обследованной совокупности от его величины по исходной совокупности называется ошибкой репрезентативности.

Ошибки репрезентативности также бывают случайные и систематические. Случайные ошибки возникают, если отобранная совокупность неполно воспроизводит всю совокупность в целом. Ее величина может быть оценена.

Систематические ошибки репрезентативности появляются вследствие нарушения принципов отбора единиц из исходной совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению. Для выявления и устранения, допущенных при регистрации ошибок может применяться счетный и логический контроль собранного материала, репрезентативности (так же, как и ошибки регистрации) могут быть случайными и систематическими.

Счетный контроль заключается в проверке точности арифметических расчетов, применявшихся при составлении отчетности или заполнении формуляров обследования.

Логический контроль заключается в проверке ответов на вопросы программы наблюдения путем их логического осмысления или путем сравнения полученных данных с другими источниками по этому же вопросу.

Примером логического сопоставления могут служить листы переписи населения. Так, например, в переписном листе двухлетний мальчик показан женатым, а девятилетний ребенок – грамотным. Ясно, что полученные ответы на вопросы неверны. Подобные записи требуют уточнения сведений и исправления допущенных ошибок. Примером сравнения могут быть сведения о заработной плате работников промышленного предприятия, которые имеются в отчете по труду и в отчете по себестоимости продукции. В торговле примером такого логического контроля может служить сопоставление сведений о фонде оплаты труда, содержащихся как в отчетности по труду, так и в отчете по издержкам обращения.

После получения статистических формуляров следует, прежде всего, провести проверку полноты собранных данных, то есть определить, все ли отчетные единицы заполнили статистические формуляры, и значения всех ли показателей отражены в них. Следующим этапом контроля точности информации является арифметический контроль. Он основывается на использовании количественных связей между значениями различных показателей. Например, если среди собранных данных имеются сведения о численности промышленно-производственного персонала, выработке товарной продукции в среднем на одного работающего и стоимости товарной продукции, то произведение первых двух показателей должно дать значение третьего показателя. Если арифметический контроль покажет, что данная зависимость не выполняется, это будет свидетельствовать о недостоверности собранных данных. Поэтому в программу статистического обследования целесообразно включать показатели, которые дают возможность провести арифметический контроль.

Обычно для исправления ошибок, выявленных в ходе логического контроля, требуется повторно обратиться к источнику сведений [2].




2 ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА И ОБОБЩЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

 

 

2.1 Исторический аспект деятельности статистических органов республики Казахстан


Слово «статистика» происходит от латинского слова «status», что означает состояние, положение явлений. От этого корня возникли слова «stato» (государство). «statista” (статистик - знаток государства), «statistica» (статистика - определенная сумма знаний, сведений о государстве). Термин «статистика» пережил столетия, хотя содержание его неоднократно менялось.

Статистика как практическая деятельность имеет многовековую историю. Ее возникновение относится к периоду образования классового общества и государства. Хозяйственные и военные нужды уже в древний период человечества вызывали необходимость учета мужского населения, способного носить оружие, а затем и численности всего населения, его состава, характера занятий, подсчета результатов хозяйственной деятельности и т.д. В связи с этим в древние и  средние века от случая к случаю проводились, хотя и примитивные, крупные статистические работы - учеты населения, земель, имущества - в первую очередь для обложения населения всевозможными податями и повинностями.

Такие работы проводились в древнем Египте, Китае, Вавилоне, Риме и древней Греции.

Развитие статистики в России тесным образом связано с созданной после отмены крепостного права земской статистикой, которая пользовалась заслуженным авторитетом за объективность и профессионализм.

После октябрьского переворота в России, встала задача о создании централизованной системы государственной статистики на базе земской статистики. Состоявшийся в июне 1918 года Всероссийский съезд статистиков разработал проект «Положения о государственной статистике». В июле 1918 года было подписано Положение о Государственной статистике, оформившее организацию единого общегосударственного органа - Центрального статистического управления (ЦСУ).

В первые годы своего сосуществования ЦСУ выполнило крупные статистические работы, осуществленные в значительной мере путем переписей. Такой, например, была проведенная уже в 1918 году Всероссийская промышленная перепись, положившая начало организации текущей статистики. В 1920 году была проведена первая советская перепись населения, которая явилась частью целого цикла переписей, в который входила сельскохозяйственная перепись и последовавшая за ней перепись учреждений народного образования. Все эти и другие крупные статистические работы имели большое значение в  период перехода к новой экономической политике, при составлении первого  плана развития народного хозяйства.

Декретом СНК РСФСР от 10 июля 1919 года был учрежден Военно-революционный комитет по управлению Киргизским (Казахским) краем, куда вошли Акмолинская, Семипалатинская, Тургайская, Уральская области и часть Астраханской губернии.

В связи с этим было образовано статистическое управление при указанном Кирревкоме на правах его отдела.

На базе территории, находившейся под управлением Кирревкома согласно  декрета СНК РСФСР от 26 августа 1920 года была образована Киргизская (Казахская) Автономная социалистическая Республика в составе РСФСР. В связи с образованием Киргизской (Казахской) АССР ее Правительство (СНК) своим постановлением от 8 ноября 1920 года утвердило «Положение о государствен­ной статистике в Казахской АССР», а статотдел Кирревкома был преобразован в статистическое управление Казахской ССР.

Согласно этого положения Статуправление было определено высшим ста­тистическим органом в Каз.АССР, которое должно объединять, согласовывать и руководить деятельностью всех статистических органов на территории Рес­публики. Местные органы Статуправпения Каз.АССР были представлены гу­бернскими и уездными статистическими бюро.

На статистическое управление Казахской АССР возлагалось общее руко­водство учетом и статистикой, организация общегосударственных статистичес­ких работ, утверждение планов и программ статистических обследований, ве­дение демографической и моральной статистики, а также статистики здравоох­ранения и санитарии, труда, промышленности и сельского хозяйства, распре­деления и потребления, выпуск ежегодников и других периодических изданий, сборников и обзоров по отдельным вопросам из экономической и социальной жизни республики.

Образование в июле 1923 года Центрального статистического управления при Совете Народных Комиссариатов СССР (ЦСУ СССР) положило начало ве­дению единого для всей страны статистического учета и отчетности на основе единых принципов, единой методологии и организации.

ЦИК и СНК Каз.АССР 23 июня 1928 года утвердили новое положение об организации государственной статистики, по которому ЦСУ действовало на правах объединенного наркомата Каз.АССР. Решением ЦИК Каз.АССР от 11 февраля 1930 года ЦСУ упраздняется, а его функции передаются Госплану рес­публики, где был образован сектор народнохозяйственного учета.

Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1931 года сектор нархозучета Госплана был реорганизован в Управление нархоэучета (УНХУ) при Госплане Каз.АССР.

В 1932 году в связи с созданием областей в республике были образованы областные управления нархоэучета. Местные статорганы слились с местными плановыми комиссиями, а сеть добровольных корреспондентов упразднилась: в районах создали экспертные комиссии, в аулсоветах - ввели уполномоченных по статистике.

Становление и развитие статистики нашей Алматинской облас­ти тесно переплетается с развитием статистики в целом по стране.

На основании декрета Совнаркома о местных статистических учреждениях  от 20 мая 1920 года состоялось заседание представителей губернского Совета по делам статистики, городского статбюро. уездных и волостных статистичес­ких организаций о созыве конференции статистиков. Исполнительное бюро гу­бернского Совета по делам статистиков было избрано в составе трех человек. Гу­бернское статистическое бюро в 1924 году состояло из девяти отделов с общей чис­ленностью работающих - 41 человек. На 1 января 1925 года в связи с неудоб­ством управления отделами структура статбюро стала состоять из четырех отделов: общего, демографической статистики, экономической статистики, сельскохозяйственной статистики, с численностью работающих - 33 человека.

По Постановлению ВЦИК СССР в 1932 году было организовано управление народнохозяйственного учета Алматинской области со структу­рой в двенадцать секторов (Облнархозучет).

В 1941 году облнархозучет был переименован в статистическое управле­ние Алматинской области с функциями проведения на территории области учета по отраслям народного хозяйства, а также с осуществлением руководства горинспектурой и пятнадцатью районными инспектурами.

В 1960 году Статистическое управление было разделено на основной аппа­рат и аппарат машиносчетной станции при статуправлении, которая в связи с оснащением новых ЭВМ М - 5000 была преобразована в Вычислительный центр статуправления.

В 1983 году с созданием Казахского Республиканского объединения ЦСУ Каз.ССР по информационно - вычислительному обслуживанию (Казахмашинформ), создано Алматинское областное объединение статистического управле­ния Алматинской области Каз.ССР по информационно - вычислительному обслу­живанию (Алматыобпмашинформ) на хозрасчетной основе со следующей структурой: ВЦ и четырнадцать районных информационно - вычислительных станций.

Во второй половине 1987 года статистическое управление Алматинской обла­сти, Алматымашинформ и ВЦ были упразднены, и на их базе было создано Алматинское областное управление статистики.

С октября 1987 года районные информационно-вычислительные станции были преобразованы в районные отделы статистики в составе Алматинского об­ластного управления статистики.

С марта 1991 года Алматинское областное управление статистики преобра­зовано в Алматинское областное управление по статистике и анализу.

В июне 1999 года в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан «О реорганизации территориальных органов Агентства Республики Казахстан по статистике» управ­ление разделено на: управление статистики (являющейся государственным органом) и информационно - статистический центр, основной функцией кото­рого является выполнение работ по сбору, обработке статистических данных и представлении Управлению.

Все эти изменения организационной структуры органов государственной статистики сыграли положительную роль, прежде всего в том, что их работа была теснее увязана с работой органов планирования. За это время органы государственной статистики провели целый ряд работ, имевших большое госу­дарственное значение.

Централизация учета и статистики, создание машиносчетных станций, вы­числительных центров, внедрение в учет и статистику вычислительной техники открыли возможность расширения программы разработки, совершенствования статистического и экономического анализа, что позволило органам государствен­ной статистики провести весьма сложные и крупные статистические работы,

Статуправление Каз.АССР и его органы на местах провели в 1927 году десяти процентную выборочную сельскохозяйственную перепись, в этом же году было проведено большое обследование размещения и путей перекочевки ка­захского населения, на 15 декабря 1927 года была проведена Всесоюзная школь­ная перепись. В 1922 году проведена сплошная перепись совхозов и колхозов, в 1929 году - перепись мелкой промышленности. Проведены переписи скота 1934, 1935, 1936, 1938 годов, которые показали развернутую картину состояния животноводства в республике.

В 1950 - 1990 годах статистические органы Казахстана, несмотря на свою по­стоянную перегруженность, подготовили и провели Всесоюзные переписи населения 1959, 1970, 1979, 1989, 1999годв, а также проводились переписи жилищного фонда, оборудования, машин, плодово-ягодных насаждений и другие.

В 1960-1961 годах и 1972 -1973годах статорганы подготовили и провели инвентаризацию и переоценку основных фондов во всем народном хозяйстве, которые по своим объемам и сложностям почти равны переписи населения.

Большую работу статистические органы республики проводили по изданию для широкого круга читателей статистических сборников, официальных и отдельных сообщений на страницах печати. Периодически выпускались юбилейные и специальные статсборники, в которых приводились итоги развития экономики и культуры в республике и регионе. Часто они издавались как отраслевые и по отдельным темам.

В декабре 1992 года постановлением правительства была утверждена государственная программа по перестройке статистики первичного и бухгалтерского учета. В результате реализации этой программы была сформирована на­чальная статистическая система, соответствующая статусу независимого государства,

Правительство в рамках своей программы действий на 1998 - 2000 годы приступило к претворению в жизнь долгосрочной Стратегии Республики Казахстан - «Стратегия - 2030», в целях реализации этой программы на уровне республики и регионов предусматривается осуществить соответствующую комплексную информатизацию центральных и исполнительных местных органов, формирование единого информационного пространства государственного управления. Ядром единых информационных ресурсов должна стать государственная статистика [4].





 2.2 Реформирование и планирование статистической деятельности в Казахстане


Реформирование государственной статистики началось с принятия в конце 1992 года Государ­ственной программы по перестройке статистики и первичного бухгалтерского учета.

В рамках данной программы в 1993-1996 годах были сделаны первые шаги по формированию на­циональной статистики в реальном секторе эконо­мики, финансовой и банковской сферах. Был осу­ществлен комплекс мероприятий, заложивших ос­нову для перехода на систему национальных сче­тов СНС, для создания новых для республики раз­делов статистики: внешнеэкономической деятель­ности, платежного баланса, цен (таблица 1).

Это позволило начать расчеты валового внутрен­него продукта (ВВП) и других макроэкономических показателей, составление платежного баланса рес­публики, создать сеть по регистрации цен и тари­фов для развития статистики цен. Начались регу­лярные наблюдения за деятельностью малых пред­приятий и других новых рыночных структур, В этот же период был сформирован государственный ре­гистр хозяйствующих субъектов как инструмент ста­тистики рыночной экономики. Осуществлен пере­ход с больших ЭВМ на персональные компьютеры.

В результате реализации программы была сфор­мирована национальная статистическая система, соответствующая статусу независимого государства. В целях дальнейшего совершенствования госу­дарственной статистики на основе внедрения при­знанных международной практикой методов и ме­тодологии, а также современных информационных технологических средств обработки данных и пуб­ликаций, в 1996 году в соответствии с программой действий Правительства по углублению реформ была принята Программа совершенствования государ­ственной статистики на 1996-1998 годы.




Таблица 1 - Основные итоги реформирования статистики


1992-1996

1996-1998

1999-2000

Заложены основы новых

отраслей статистики:

СНС, внешнеэконо­мической       деятельности, платежного баланса, цен. Сформирован регистр хозяйствующих субъектов. Начато международное сотрудничество. Осуществлен переход с больших ЭВМ на ПК.

В основном завершено формирование СНС.

Улучшена система показателей во всех отраслях статистики. Осуществлен переход на централизованную обработку первичных отчетов. Начат процесс использования международных классификаторов. Использование телекоммуникационных каналов, включая Интернет.

Внедрены три государ­ственных классификатора (ОКЭД, КПВЭД, ОКПО). Начался переход  на статистику предприятий в отраслях статистики реального сектора. Начало реформ в социальной статистике. Завершен первый этап технического перевооружения, созданы региональные ЛВС, обработка данных «клиент – сервер», начато создание сети передачи данных «район – область».

­


На втором этапе реформирования статистики завершилось в основном создание системы нацио­нального счетоводства и началось реформирова­ние отраслевых статистик на методологической основе СНС. С этой цепью осуществлен переход с отраслевых каталогов на единый Регистр хозяй­ствующих субъектов. При этом значительным ша­гом вперед стало использование современных международных классификаций видов экономичес­кой деятельности и продукции и услуг вместо уста­ревших общесоюзных классификаций.

Началось внедрение выборочных методов ста­тистического наблюдения малых предприятий, как основного метода обследования, используемого в условиях рыночной экономики.

Проведена работа по техническому переосна­щению органов статистики современными средства­ми вычислительной техники и телекоммуникаций, включая Интернет.

Большое значение приобрело сотрудничество с международными организациями: Евростатом, Статотделом ООН, МВФ, Всемирным банком организа­ции экономического сотрудничества и развития ОСР со статистическими службами Германии, Нидерландов, Франции и других. Главной целью такого сотрудничества является содействие статистичес­ким органам Казахстана по переходу на междуна­родные стандарты, обучение специалистов.

О казахстанской статистике узнали в других стра­нах. Ежегодно направляется в адрес всех между­народных организаций информация о социально-экономическом положении страны по более чем 40 вопросникам. Результатом этой работы являет­ся включение статистических данных республики в такие международные публикации, как демографи­ческий ежегодник, международная финансовая ста­тистика, международный справочник по промыш­ленности и так далее.

Третий этап реформирования осуществляется в соответствии с Программой совершенствования государственной статистики в Республике Казах­стан на 1999-2005 годы. В отличие от первых пре­дыдущих двух программ Правительством утвержде­ны более долгосрочные задачи - на семилетний период.

С начала реализации третьей программы со­вершенствования статистики разработаны и утвер­ждены в Госстандарте три новых государственных стандарта. Это общий классификатор видов эконо­мической деятельности (ОКЭД), который является национальной версией международной классифи­кации всех видов экономической деятельности Европейского сообщества. Второй стандарт - это классификатор продукций и услуг по видам эконо­мической деятельности КП ВЭД, который представ­ляет собой аутентичный перевод классификации продукции и услуг Европейского сообщества. Тре­тий - это общий классификатор предприятий и орга­низаций (ОКПО), который представляет собой уни­кальные идентификационные коды для каждого юридического лица, филиала и представительства.

Постановление Правительства «О внедрении классификатора предприятий и организаций в государственных органах» позволит уже в этом году завершить внедрение классификатора ОКПО в ос­новные государственные регистры и реестры юри­дических лиц. Это значительно повысит качество информации о количестве и структуре предприятий в экономике, упростит обмен информацией между государственными органами, станет важным ша­гом на пути формирования единого информацион­ного пространства в республике.

Практические результаты от использования стан­дартных кодов юридических лиц можно продемон­стрировать на примере сотрудничества статисти­ческих и налоговых органов. В конце прошлого года нами подписано соглашение с Министерством государственных доходов об обмене данными из регистров между нашими территориальными орга­нами. В результате налоговые органы имеют воз­можность представлять статистику налогов в раз­резе видов деятельности, не затрачивая усилий на определение и кодирование вида деятельности для каждого юридического лица. В процесс регулярно­го обмена электронными базами данных сейчас подключаются таможенные и юридические органы. Такое взаимодействие не требует существенных дополнительных финансовых средств и повышает эффективность работы государственных органов. Конечная цель этого процесса заключается в стан­дартизации и объединении всей информации, кото­рая имеется в различных министерствах и ведом­ствах на базе единой национальной системы клас­сификации, кодирования.

 В этом году начались подготовительные работы по проведению крупномасштабных работ в сфере социальной статистики. Утвержден новый инстру­ментарий для обследования домашних хозяйств и осуществлен дизайн выборочной сети, отвечающей всем современным требованиям. На основе новой сети домашних хозяйств будет проводиться ежек­вартальный мониторинг уровня жизни и профиля бедности населения республики. Кроме того, уже в этом году начнется пилотное обследование заня­тости населения при участии экспертов из Герма­нии. Обследование планируется по ротационной сети из 18 тысяч домохозяйств и обеспечит ежек­вартальное получение достоверной и полной ин­формации о занятости населения и уровне безра­ботицы. Такой разносторонний подход значительно улучшит информационное обеспечение государствен­ной программы по борьбе с бедностью и безрабо­тицей.

Что касается безработицы, то такое прямое обследование домашних хозяйств по безработице внедряется впервые. Традиционно использовалась методология составления баланса трудовых ресур­сов, который позволял получать показатели безра­ботицы расчетным путем.

В нашей республике проведение обследования занятости осложняется несовершенством законо­дательной базы. В действующем законодательстве безработными являются лица в трудоспособном возрасте, не имеющие работу и готовые трудиться. Однако, по международной методологии и в миро­вой практике, по рекомендациям Международной организации труда для того, чтобы безработный считался безработным, он должен не только не иметь работу и быть готовым к труду, он должен активно искать работу, а именно этого важного критерия нет в этом определении. Необходимо ускорить разработку адекватной законодательной базы, чтобы данные наших обследований были со­поставимы на мировом уровне.

3a последние годы произошли большие измене­ния в аналитической и публикационной работе статистиков. Задачи по улучшению этого аспекта статистической деятельности ставились еще в рам­ках первой программы совершенствования, но добиться существенных результатов удалось только сейчас. Благодаря повышению профессионального уровня специалистов и современным техническим средствам резко увеличились объем аналитичес­кой работы и тематика аналитических материалов, а также их оформление. Еженедельно несколько аналитических записок направляется в адрес Пра­вительства и соответствующих министерств и ве­домств. Статистический ежегодник Казахстана 1999 года был отмечен на международной выставке в Германии.

Казахстан первым из стран СНГ внедрил Гене­ральные стандарты распространения данных (GDDS) МВФ. В соответствии с этими стандартами мета­данные по основным экономическим показателям, характеризующим нашу республику, размещены не только на сайте Агентства по статистике, но и на сайте МВФ.

В области внедрения новых информационных технологий завершен первый этап технического перевооружения статистических органов. В систему статистики вычислительная техника поступает глав­ным образом за счет международных организаций, но ее количество не удовлетворяет потребностей нашей системы. В настоящее время более полови­ны вычислительного парка областных и, в особенно­сти, районных управлений статистики составляют морально устаревшие, физически изношенные ком­пьютеры. Причем степень оснащенности: в областях - один компьютер примерно на три человека, а в районах - один компьютер на пятерых. Несмотря на это, удалось добиться широкого использования са­мых современных компьютерных технологий не только на республиканском, но и на областном уровне, где созданы и функционируют локальные вычислитель­ные сети. В текущем году началось внедрение со­временной сети передачи данных на районном уровне и разработана концепция применения распреде­ленных баз в статистике. В области международного сотрудничества на­чались работы в рамках третьего этапа комплекс­ного проекта TACIS «Реформирование официаль­ной статистики». Первые два этапа успешно реали­зованы. Третий этап комплексного проекта, как и два предыдущих, включает пакет проектов по при­оритетным направлениям реформирования статис­тики. Каждый проект предусматривает также повы­шение квалификации кадров. Такие же проекты на стадии реализации имеются с Фондом народонасе­ления ООН, МВФ, Евростатом, Турецкой организа­цией по международному сотрудничеству, Обще­ством технического содействия Германии. Расши­рение международного сотрудничества обеспечи­вает представительство Казахстана в информаци­онном статистическом пространстве, освоение «ноу-хау» по всем направлениям статистической деятельности, а также, что особенно важно, расшире­ние инвестиций в человеческий капитал. Важно, что такое широкое международное сотрудничество финансируется не из государственного бюджета, а за счет грантов [5].



2.3  Роль статистики в эффективном менеджменте


Необратимые изменения хозяйственных, экологи­ческих, технологических и социальных сфер нашей жизни, накладываясь друг на друга, образуют слож­ную картину взаимодействия и влияния на конк­ретные предприятия. Чтобы выжить и развиваться дальше, им необходимо иметь полную и объектив­ную картину происходящих явлений во внешней среде, оценка которых позволяет принимать и ре­ализовывать сознательные хозяйственные решения.

Без наличия определенных статистических дан­ных, служащих информационной основой таких решений, ни один уровень управления не может сделать правильный выбор своих дальнейших дей­ствий. Наличие статистических данных позволяет найти прагматический подход в ситуации, ослож­ненной переходным периодом и формированием новой хозяйственной системы. Таким образом, на­полненная объективными данными статистическая информация становится инструментарием анализа и оценки управления предприятием, исходя из ус­ловий функционирования внешней среды и госу­дарства в целом.

Такой инструментарий служит одновременно компасом и ориентиром для руководителя, чтобы определять, где находится предприятие в данный момент времени и как обстоят дела с его положе­нием на том или ином рынке. С усилением конку­ренции потребность в подобной информационной базе резко возрастает, так как ни менеджеры, ни маркетологи отдельной фирмы не способны само­стоятельно, без помощи статистических органов получить истинную картину состояния и развития покупательских доходов населения и эластичности спроса, без которых невозможно сформировать правильно объемы и ассортимент производства. Отсутствие или недостаточная объективность этих, очень необходимых данных, ведет к излишним зат­ратам и банкротству отдельных фирм. В настоящее время можно поспорить с классиками экономичес­кой науки, считающими, что производственные ресурсы состоят из материальных, трудовых ресур­сов и производственно-технологической базы. Как показывает опыт, особенно в условиях трансфор­мирующейся экономики, без финансовых ресурсов и достаточной информации все остальные ресурсы становятся порой просто бесполезными. Причем информационные ресурсы в этой ситуации играют наиболее важную роль. Следовательно, информа­ция - это не только часть производительных сил любого государства и предприятия, но и наиболее важная их часть. Статистика в данных условиях, что бы она ни отражала, играет роль наибольшего количества существующей информации и составля­ет большую часть информационных потоков, прохо­дящих через систему управления, с помощью кото­рых можно управлять потоками товаров и другими реальными потоками, включая денежные.

Роль статистических данных для существования и развития предприятия можно проследить из сле­дующей схемы (рисунок 1)

В настоящее время мир все более обретает черты информационного общества, в котором статисти­ческие данные становятся основным фактором умелого менеджмента наряду с маркетинговой и внутренней информацией, включаясь в понятие «экономическая информация». Статистические данные в этом процессе обеспечивают следующую циркуляцию:

1)0тношение в данной управляющей системе в виде входных данных;

2)Признак времени, обеспечивающий учетные дан­ные;

3)Функциональный признак, определяющий конк­ретную информацию об определенных процессах.

Таким образом, статистическая информация ста­новится определенным компонентом - активом лю­бой фирмы, ее стратегического развития, наиболь­шую выгоду, из которой умеют извлекать лидеры рынка, уменьшая этим степень риска некоторых инвестиций.

Наличие государственных статистических служб позволяет фирмам экономить на трудовых и мате­риальных затратах по сбору информации, более качественно проводить анализ бизнес процессов




                                                                                  

          

                   Торговые

        предприятия-поставщики                                 государство


    


частные


банки                       предприятия                       предприятия


 


                                                                                             


                   промышленные                                      предприятия сферы

                      предприятия                                                   услуг  





денежные потоки,


материальные потоки,


информационные потоки.


Рисунок 1 - Роль информационных потоков в деятельности предприятия


Любые недоработки статистических служб очень опасны для компаний и могут поставить их в кри­тическое положение, поэтому статистические дан­ные тогда хороши, когда они объективны.

К сожалению, в Казахстане многие фирмы этого не понимают и предоставляют порой неверные сведения или не предоставляют их вообще, что значительно снижает качество работы статистических органов на территории республики. Видимо назрело время создания в Казахстане нового закона «О статистике», обязательного для всех юридических лиц, действующих на данной территории. Одновременно внедрение новых информационных технологий требует от статистических органов решения таких проблем, как:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ