Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского об...
-
обеспечение оперативной связи со всеми потребителями статистической
информации;
-
обеспечение надежности и
безопасности передачи данных;
-
защита информации от несанкционированного
доступа;
-
создание предпосылок для введения полностью автоматизированной системы документооборота.
Решение данных проблем должно проводиться на
коммерческой основе, но не таким образом, как это делается сейчас - путем
покупки статистических сборников или дискет в органах Агентства Республики
Казахстан по статистике, а путем перегонки необходимой информации по запросам
потребителей через услуги электронной почты. Нужно учитывать опыт Запада,
который устремился в дебри электронного бизнеса и таким же образом получает
необходимую информацию. По мнению Gartner
Group, к 2005 году 25 процентов
потребительских расходов и 70 процентов управленческой информации, включая
статистические данные, в экономически развитых странах будет проходить с
использованием Internet. Республика Казахстан не должна отставать в
этом вопросе, так как его значение хорошо отражено в выступлении генерального
секретаря ООН на 48-й сессии Организации Объединенных наций, посвященной
50-летию ООН: «Разработка экономической политики во всех ее аспектах непременно
требует надежного информационного фундамента. Участие населения в
экономической, социальной и политической жизни может быть полнокровным только
тогда, когда население хорошо информировано, его знания базируются на точной и
самой свежей информации, включая объективные и наиболее полные статистические
данные. Не располагая адекватной информационной базой, страны в своих
двухсторонних и многосторонних переговорах оказываются в неблагоприятных
условиях. Их доступ к информации о международных экономических, демографических,
социальных и экологических процессах имеет первостепенное значение не только
для принятия продуманных решений, но и для обеспечения конкурентоспособности
и эффективности операций на международных рынках.
Эти высказывания не только отражают значение статистического учета,
который в совокупности с бухгалтерским и оперативным и создает подобную
информационную базу, но и отражает необходимость оперативности такой
информации. Однако действующая в Казахстане система пока этому требованию не
отвечает, постоянно запаздывая от текущего момента.
Единая система информации себя полностью
оправдает лишь в том случае, когда данные будут оперативными. Исследование
полезности статистической информации, рациональности ее информационного
потока - депо многосложное: постоянно уточняются взаимосвязи экономических
процессов и явлений, иногда меняются традиционные представления о связях между
хозяйственными показателями; осуществляется их критическая переоценка. Однако
ясно одно: без хорошо отлаженной системы получения, обработки, использования
объективной и качественной статистической информации не может существовать ни
одна предпринимательская структура, ни одно государство. Статистика для них
является разведывательной системой, позволяющей выжить в этом нестабильном,
постоянно изменяющемся мире. В перспективе эта роль будет еще больше
усиливаться, что потребует усиления внимания, как со стороны государства, так и
со стороны хозяйствующих субъектов к ее функционированию и совершенствованию
на новой технологической и организационной основе с учетом требований мирового
рынка и геоэкономического пространства. Только подобный подход позволит не
только усилить системность получаемых данных, но и даст возможность принимать
более обоснованные решения в менеджменте
[6].
2.4 Совершенствование региональной структуры
государственных органов статистики
Существующая в странах СНГ территориальная
структура национальных статистических служб досталась в наследство от бывшего
Советского Союза и отражала потребности централизованного планирования в
условиях применения метода сплошного статистического наблюдения. Она
неоднократно менялась в процессе совершенствования структуры государственного
управления и полностью отражала административно-территориальное деление
страны,
В развитых странах официальная статистика
стала необходимым элементом информационной системы демократического общества,
обеспечивая правительство, экономические круги и общественность данными об
экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении. Такая
роль официальной статистики закреплена в составе первого из десяти принципов
официальной статистики в специальном документе Статистической комиссия ООН,
принятом единогласно на специальной сессии 11-15 апреля 1994 года. Высокая
значимость статистики соответствует переживаемому в настоящее время переходу
человеческой цивилизации от индустриальной экономики к экономике
информационной, в которой основным потребляемым ресурсом становится информация.
В странах переходного периода реформирование
официальной статистики также сопровождается повышением ее роли в
информационном обеспечении потребностей общества, что наряду с другими
внешними и внутренними факторами приводят к соответствующим институциональным
преобразованиям в системе органов государственной статистики, в том числе их
структуры на территориальном уровне.
В Казахстане на начало 1992 года в двадцати
территориальных органах статистики - областных (Алматинского городского)
управлениях по статистике и анализу - численность руководящих работников и специалистов,
занятых экономической работой составляла 2896 человек. Кроме того, аппарат
управления территориальных органов статистики составлял 884 единицы. Районные отделы
статистики (райстаты) имели статус самостоятельного юридического лица, а
начальник райстата входил в общий лимит численности аппарата управления территориальных
органов статистики.
В 1995 году происходит коренная реорганизация
структуры государственной статистики. Аппарат управления территориальных
органов статистики уменьшается с 752 до 513 единиц за счет сокращения
численности аппарата управления райстатов. Последние за небольшим исключением
теряют статус самостоятельного юридического лица, а их начальники становятся
начальниками местных отделов областных управлений статистики. За счет части
сокращаемой численности аппарата управления на уровне районов численность
Государственного комитета по статистике и анализу увеличивается (до 278 единиц),
а его Головной вычислительный центр упраздняется.
Практика показала, что эта реорганизация системы государственной
статистики была ошибкой. В результате ее на районном уровне был потерян аппарат
управления в ранге государственных служащих, что усилило нагрузку на областной
уровень. На республиканском уровне центральный аппарат начал выполнять
несвойственные для государственных органов функции, что приводило к ухудшению
качества работы по координации статистической деятельности в стране,
организации работ по совершенствованию государственной статистики и анализу
данных о социально-экономическом развитии республики. Последующие сокращения
центрального аппарата Госкомстата привели к необходимости уже через два года
заново образовать Информационно-вычислительный центр.
На начало 1999 года численность сотрудников
территориальных органов статистики (в четырнадцати областях и городах Алматы и
Астана) составила соответственно 1882 руководящих работников и специалистов
по обработке данных и 371 единица государственных служащих, а на 1 апреля
после сокращения расходов из республиканского бюджета - 1406 и 371 единица.
Средняя численность персонала областных (городов
Астана и Алматы) управлений статистики в это время составляла 125 единиц
(вместе с младшим обслуживающим персоналом).
В их числе 23 единицы являлись государственными
служащими, занимающимся организацией статистической деятельности в регионе,
анализом статистических данных и обеспечением их доступности для
пользователей. Примерно 6 единиц относились к функциональному персоналу (отдел
кадров, бухгалтерия, канцелярия, архив). 70 человек было занято сбором и
обработкой данных, в том числе 24 являлись регистраторами цен и интервьюерами
домашних хозяйств. 10 единиц персонала представляли программистов, инженеров-электронщиков
и операторов и 14 единиц составлял младший обслуживающий персонал (технички,
вахтеры, рабочие, водители).
Часть персонала областного органа статистики
была размещена в районных центрах и городах областного подчинения - в среднем
по 36 единиц, в том числе 33 единицы заняты непосредственно сбором
статистической информации (включая регистраторов цен и интервьюеров домашних
хозяйств). В среднем на один район и город областного подчинения приходилось
по 2,7 единицы персонала областных органов статистики (половина из которых
были регистраторами цен и интервьюерами домашних хозяйств).
В целом численность персонала территориальных
органов статистики снизилась в 1999 году до крайне низкого предела, что привело
к отмене выполнения ряда статистических работ, переходу по части из них от
месячных к квартальным наблюдениям, а также к сокращению круга обследуемых
единиц статистического наблюдения.
В 1999 году в связи с внесением изменений в
Закон Республики Казахстан «О бюджетной системе», а также принятием Закона «О
республиканском бюджете на 1999 год» и постановления Правительства от 25
декабря 1998 года № 1335
«Вопросы учреждений - администраторов программ, финансируемых из
республиканского бюджете» была проведена реорганизация государственных органов
и подведомственных им организаций.
В соответствии с постановлением Правительства
от 15 мая 1999 года №577 областные (городов Астаны и Алматы) управления
статистики были реорганизованы путем разделения на два государственных
учреждения. Целью реорганизации было отделение от государственного органа,
осуществляющего управленческие и контрольно-надзорные функции, других,
несвойственных государственному органу, функций.
Первое из этих учреждений - управление статистики
соответствующего региона - является государственным органом (в количестве от
20 до 26 единиц в регионе, всего 371 единица), осуществляющим организацию
статистической деятельности в регионе, внедрение новых методов статистического
наблюдения, организацию расчетов региональных статистических показателей и обеспечение
доступности статистических данных пользователям.
Второе учреждение (в количестве от 60 до 158 единиц,
всего 1563 единицы) с районными подразделениями - информационно-статистический
центр (ИСЦ) соответствующего региона - не является государственным органом и
его основной функцией является сбор, обработка статистических данных и их
представление управлению статистики региона и республиканскому государственному
предприятию «Информационно-вычислительный центр» Агентства Республики Казахстан
по статистике.
Позднее в соответствии с постановлением Правительства
Республики Казахстан от 1 июля 1999 года
№ 910
в целях обеспечения технического и технологического функционирования единой
информационно-вычислительной системы статистических органов страны во всех
регионах созданы дочерние государственные предприятия (ДГП) Информационно-вычислительного
центра (ИВЦ) Агентства Республики Казахстан по статистике на правах
юридического лица.
В том же году постановлением Правительства
Республики Казахстан от 27 апреля 1999 года № 479 помимо
Информационно-вычислительного центра создано еще одно Республиканское государственное
предприятие «Казстатинформ», подведомственное Агентству по статистике, с
возможностью создания филиалов без образования юридического лица в областных
центрах и городах Астана и Алматы. Основной задачей данного предприятия является
распространение статистических данных разным группам пользователей.
Таким образом, общая структура системы Агентства
Республики Казахстан, даже не считая входящего в нее Алматинского института
экономики и статистики с девятью филиалами в областях, стала представлять
достаточно сложную систему. В целях обеспечения скоординированной работы на
региональном уровне в положении об управлении статистики региона было записано,
что оно обеспечивает организацию деятельности других региональных
статистических служб, в том числе являющихся территориальными подразделениями
республиканских статистических служб (ИВЦ и Казстатинформа) (рисунок 2)
управление
статистики региона
ИСЦ региона ДГП ИВЦ филиал
«Казстатинформа»
Рисунок 2 – Общая структура системы Агентства
Республики Казахстан
В 2000 году в условиях, когда большая часть
средств, отвлекаемая ранее на проведение Переписи населения 1999 года, была
направлена на восстановление текущих статистических наблюдений по Плану
статистических работ, лимит численности работников, занятых сбором и
обработкой статистических данных (ИСЦ регионов), увеличился до 2750 единиц.
Однако в условиях довольно низкого норматива затрат на одну единицу (всего 200
тыс. тенге в год) реальная численность ИСЦ регионов примерно на 25 процентов
ниже лимита.
Территориальная структура национальной статистической
организации, доставшаяся Казахстану в наследство от бывшего Советского Союза,
имела ряд недостатков:
- предполагала поэтапную обработку
статистических данных с получением сводов на каждом уровне (районе, области,
страны в целом). Это не позволяло контролировать правильность агрегации данных
на предыдущем уровне, а также проводить необходимые дорасчеты на полноту
охвата. В настоящее время, в связи с внедрением новых методов и технологий
сбора и обработки данных, этот недостаток на районном уровне практически снят;
- своды для районного уровня делаются на
областном уровне централизовано. То же самое справедливо и для областного
уровня: расчеты данных по области делаются на республиканском уровне с учетом
всех досрасчетов на основе первичных данных, представленных территориальным
органом статистики;
- ограничивала возможности совершенствования
технической подготовки персонала в связи с тем, что необходимо было готовить
высококвалифицированных специалистов по каждой отрасли статистики для каждого
территориального органа по всем уровням. Эта проблема в настоящее время снята
для районного уровня, поскольку весь находящийся на этом уровне персонал
является по существу полевыми работниками, занимающимися только сбором статистических
данных;
- приводила к увеличению себестоимости статистических
работ и снижению эффективности всей системы статистического наблюдения. В
настоящее время районные подразделения областных органов статистики не
являются самостоятельными юридическими лицами, что не требует расходов на
содержание функционального персонала. Доля же функционального персонала в целом
по области составляет порядка 10-12 процентов лимита персонала ИСЦ.
Наряду с недостатками, влияние которых все более уменьшается,
современная территориальная структура Агентства Республики Казахстан по статистике
имеет и ряд достоинств:
- она позволяет работать с большей частью респондентов в
непосредственном контакте, а не через почту, что очень важно в условиях быстро
растущего числа хозяйствующих субъектов и обширной территории Казахстана,
когда отдельные хозяйствующие субъекты разделены большими расстояниями даже в
пределах одного района. До тех пор, пока процесс образования и ликвидации хозяйствующих
субъектов не стабилизируется и не будет отработана возможность получения данных
от респондентов электронным способом, работа с респондентами в непосредственном
контакте является наиболее эффективной с точки зрения качества статистических
отчетов и своевременности их представления;
- она позволяет оперативно обеспечивать
исполнительные местные органы на всех уровнях требуемой статистической
информацией. Необходимость в этом связана с повышением роли исполнительных
местных органов государственного управления в реализации республиканских и региональных
программ.
Миссия государственных территориальных статистических
служб заключается в обеспечении сбора и обработки статистической информации в
регионе, ее представлении на республиканский уровень и обеспечении
потребностей местных органов власти, деловых кругов и общественности в
объективной статистической информации.
Следует ожидать, что на довольно длительном
переходном периоде роль государственных территориальных статистических служб
для местных органов государственного управления будет особенно значима. Это
связано с тем, что Правительство, начиная с 1998 года, в рамках трехлетних
программ приступило к претворению в жизнь долгосрочной «Стратегии 2030:
процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». В
целях реализации трехлетних планов на уровне республики и регионов предусматривается
осуществить соответствующую комплексную информатизацию центральных и исполнительных
местных органов, формирование единого информационного пространства государственного
управления. Ядром единых информационных ресурсов должна стать государственная
статистика.
В перспективе различные факторы по-разному будут
влиять на роль государственных территориальных статистических служб. В
конечном итоге их структура может радикально измениться. Все факторы можно
разбить на две группы: внутренние и внешние.
К внутренним факторам можно отнести:
- техническое оснащение и переоснащение территориальных
статистических служб, и изменение технологии сбора, обработки и представления
данных;
- переход к выборочным методам статистического
наблюдения;
- перераспределение функций между статистическими
службами разных уровней.
К внешним факторам относятся следующие:
- повышение роли исполнительных местных органов государственного
управления в реализации программ и планов, что вызывает потребность в
оперативном получении объективной статистической информации;
- резкое увеличение числа объектов статистического
наблюдения в связи с развитием предпринимательства, в особенности малого;
- ухудшение отчетной дисциплины хозяйствующих
субъектов.
В 1995 году государственные органы статистики
в условиях отсутствия запасных частей к большим ЭВМ серии ЕС были вынуждены
прекратить обработку данных на них и сразу же столкнулись с проблемой обработки
статистической информации. Имеющиеся в то время персональные компьютеры типа
"Искра-226" и IBM XT и AT были маломощными, а их количество было явно
недостаточным. Это приводило к тому, что на обработку данных составлялись
круглосуточные графики работы на персональных ЭВМ, а ряд статистических отчетов
обрабатывался с использованием специальных разработочных таблиц на обычных
настольных калькуляторах.
Первый этап технического переоснащения государственных
органов статистики был осуществлен в рамках полученного во втором полугодии 1998
года займа Всемирного Банка на сумму 2,3 млн. долларов США. Это позволило в
1999 году получить средства вычислительной техники и расширить локальную
вычислительную сеть (ЛВС) в Агентстве по статистике и его ИВЦ с подключением
практически всех рабочих мест, а также создать и внедрить ЛВС во всех
территориальных статистических органах. В текущем году завершается техническое
переоснащение Агентства по статистике за счет средств этого займа на оставшуюся
сумму в пределах 200 тыс. долларов США.
Были внедрены новые информационные технологии:
«клиент-сервер», Интернет и Интранет. Осваиваются передовые технологии доступа
к базам данных, интеллектуального анализа данных, организации сети передачи
данных в звене «район-область».
Однако техническая оснащенность государственной
статистики остается пока еще недостаточной. Только на республиканском уровне
оснащенность компьютерами приближается к полной. На областном уровне она
составляет около одной трети, а на районном - только в каждом пятом райстате
есть компьютеры. Поэтому в ИСЦ регионов сохраняются почасовые графики обработки
статистической информации, а в пиковые периоды - и по сменам. Следует учесть
также, что компьютерная техника очень быстро устаревает. Поэтому, в целях дальнейшего
развития технической базы государственной статистики подготовлен проект по второму
этапу технического и программно-технологического перевооружения
государственной статистики.
Такое революционное изменение информационной технологии окажет
соответствующее влияние на внутреннюю структуру государственных территориальных
статистических служб. Вначале, в условиях нехватки компьютерной техники, может
вырасти общая численность персонала, занятого выполнением плана статистических
работ. В дальнейшем она, возможно, будет сокращаться, при некотором увеличении
подразделений, обеспечивающих переход на новые информационные технологи
сбора, обработки и передачи данных по уровням район – область - республика.
Создание на базе Административного регистра
Статистического регистра, а также Реестра индивидуальных предпринимателей и
Регистра сельскохозяйственных товаропроизводителей позволяет начать переход к
проведению выборочных статистических наблюдений. Разрабатываются и внедряются
методики по организации сводных расчетов на республиканском и областном уровнях
на основе сплошных и выборочных наблюдений.
Переход на выборочные методы обследования позволит не увеличивать
численность отраслевых подразделений ИСЦ регионов в связи с ростом числа
объектов статистического наблюдения. Однако он вызовет рост числа занятых в
подразделениях, занимающихся актуализацией регистров и реестров. В целом не
следует ожидать значительного роста территориальных статистических служб в
связи с ростом числа объектов статистического наблюдения.
Функции районных подразделений ИСЦ регионов
сводятся к работе с объектами статнаблюдения, сбору и передаче первичных
статистических данных в центральные офисы территориальных статистических
служб. В перспективе они должны выполнять функции по обучению респондентов, а
также по оказанию услуг органам управления, коммерческих структурам и общественности.
За счет расширения работ по оказанию услуг
следует ожидать определенного развития районных и городских подразделений ИСЦ
регионов. Кроме того, учитывая относительную близость их к месту нахождения
респондентов, им будут в максимально возможном объеме переданы функции по работе
с респондентами и, соответственно, необходимое финансирование на выполнение
этой работы.
Центральные офисы ИСЦ регионов организуют
работу своих местных подразделений, ввод, контроль и корректировку первичной
информации, ее разработку на региональном уровне и передачу на республиканский
уровень. Кроме того, они осуществляют функции по оказанию услуг органам управления,
коммерческим структурам и общественности. Платные услуги осуществляются
дочерними предприятиями ИВЦ и филиалами Казстатинформа.
В центральных офисах ИСЦ регионов следует
ожидать:
- сокращения численности отраслевых подразделений
в случае передачи функций по вводу, контролю и корректировке первичной
информации на уровень местных подразделений;
- развития подразделений, занимающихся формированием
данных в распределенной по территории Казахстана системе баз данных, а также
оказывающих информационно-статистические услуги.
Необходимость реализации Стратегии-2030 не только на республиканском,
но и на региональном уровне в рамках среднесрочных и текущих программ повышает
роль исполнительных местных органов государственного управления. Это вызывает
потребность в оперативном получении необходимой статистической информации.
Появляется потребность в разработке и получении
специфической информации, которая объективно приводит к развитию региональной
статистики, финансируемой за счет местных бюджетов. В результате в
организационной структуре территориальных статистических служб следует ожидать
появления и развития подразделений, занимающихся региональной статистики,
организацией и методологией статистических работ и наблюдений.
Другой внешний фактор, который будет влиять на
организационную структуру территориальных статистических служб, связан с резким
увеличением числа объектов статистического наблюдения. Институциональные
преобразования в экономике Казахстана привели к пятикратному увеличению числа
реально действующих хозяйствующих субъектов (на 1 июля 2000 года их число
составляло 98 тысяч).
Следует ожидать, что для 15-миллионного населения
Казахстана эта цифра может многократно возрасти и с учетом последнего фактора -
ухудшения отчетной дисциплины хозяйствующих субъектов - стать проблемой перед
местными подразделениями территориальных статистических служб в части сбора
статистических данных.
В конечном итоге, несмотря на внедрение выборочных
методов обследования, это приведет к необходимости укрепления местных
подразделений территориальных статистических служб, которые будут проводить
гораздо больший объем работы, чем раньше. Территориальные статистические службы
будут осуществлять также больший объем работ с регистрами и реестрами, что вызовет
необходимость укрепления этих служб.
Таким образом, в средне- и долгосрочной
перспективе различные факторы по-разному будут влиять на роль и
организационную структуру территориальных статистических служб. Помимо
республиканского бюджета, все большую долю будет занимать в общем объеме финансирования
оплата работ по проведению специальных региональных обследований за счет
местных бюджетов, а также финансирование за счет удовлетворения информационных
потребностей исполнительных местных органов власти, предпринимательских
структур и общественности.
В конечном итоге, при, возможно, не сократившемся
или незначительно увеличившемся персонале, к 2005 году структура
территориальных статистических служб может радикально измениться.
Численность персонала местных подразделений
территориальных статистических служб в районах и городах областного подчинения,
по-видимому, увеличится, что будет связано с необходимостью проведения большего
объема работ с респондентами, в частности, с резко увеличившимся числом
субъектов малого бизнеса, и информационным обслуживанием потребителей информации.
В центральных офисах территориальных статистических
служб увеличится удельный вес подразделений, связанных с функционированием
новых информационных технологий, ведением регистров и реестров, региональной
статистики и обслуживанием потребителей статистической информации. В то же
время техническое перевооружение региональных статистических служб и внедрение
новых информационных технологий будет ограничивать рост персонала территориальных
статистических органов в целом.
Перенос тяжести реформ с республиканского
уровня на областной уровень будет объективно повышать роль территориальных
статистических служб. Поэтому сокращение численности персонала, связанное с
переходом на новые методы статистического наблюдения, новые информационные
технологии сбора и обработки данных, будет сопровождаться его увеличением для
целей информационного обеспечения исполнительных местных органов [7,8].
3 ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ
И ОБОЩЕНИЕ ДАННЫХ НА ПРИМЕРЕ АЛМАТИНСКОГО ОБЛАСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ СТАТИСТИКИ
3.1 Алматинское областное управление статистики как
субъект сбора и обобщения статистической информации
В своей деятельности Алматинское областное
управление статистики (АОУС) руководствуется нижеследующими положениями.
Управление статистики Алматинской области является государственным учреждением
и территориальным органом Агентства Республики Казахстан по статистике,
уполномоченным на выполнение функций государственного управления и контроля в
области государственной статистики.
Управление создано постановлением
Правительства Республики Казахстан от 15 мая 1999 года № 577 «О реорганизации
территориальных органов Агентства Республики Казахстан по статистике»
Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией
и законами Республики Казахстан, актами Президента, Правительства Республики
Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
Управление является юридическим лицом, имеет
печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки
установленного образца, а также в соответствии с законодательством счета в
банках.
Управление вступает в гражданско-правовые
отношения от собственного имени.
Структура и предельная штатная численность
Управления утверждается Агентством Республики Казахстан по статистике.
Юридический адрес Управления:
480090, город Алматы, улица Маркова, 44
Полное наименование
территориального государственного органа – Алматинское областное управление
статистики.
Учредителем Управления является государство в
лице Агентства Республики Казахстан по статистике.
Учредительными документами Управления является
акт о создании Управления и настоящее Положение.
Финансирование деятельности Управления
осуществляется только из государственного бюджета.
Управлению запрещается вступать в договорные
отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей,
являющихся контрольными и надзорными функциями Управления.
Функции и основные задачи управления. Управление в соответствии с
законодательством осуществляет следующие функции:
1)
обеспечивает доступность сводной статистической информации для юридических и физических
лиц;
2)
принимает участие в осуществлении программ по совершенствованию статистики в Республике
Казахстан;
3)
организует актуализацию информационно-статистических баз данных о
социально-экономическом положении регионов страны;
4)
организует работу по ведению Государственного статистического регистра;
5)
проводит анализ о социально-экономическом положении региона и выпускает экономические
обзоры и другие статистические материалы;
6)
обеспечивает сохранность государственных и коммерческих тайн, конфиденциальность
первичной статистической информации;
7)
осуществляет иные функции, возложенные на него законодательством Республики
Казахстан.
Основными задачами Управления являются:
1) проведение государственной политики в области
государственной статистики;
2)
обеспечение функционирования и совершенствования единой статистической
информационной системы на основе научной методологии и международных стандартов;
3)
обеспечение целостности, достоверности и достаточности статистических
показателей;
4)
всестороннее и объективное изучение, обобщение и анализ происходящих в стране
экономических и социальных процессов и тенденций их развития.
Управление для реализации возложенных на него
задач и осуществления своих функций имеет право в установленном
законодательством порядке:
1)
в пределах своих полномочий осуществлять контроль за постановкой первичного
учета и статистической отчетности в организациях, проверять достоверность представленных
ими данных;
2)
привлекать должностных лиц организаций к приведению государственных статистических
наблюдений;
3)
рассматривать дела об административных правонарушениях по вопросам государственной
статистики в установленном законодательством порядке;
4)
осуществлять работу с потребителями статистической информации, обеспечивая
доступность сводной статистической информации для юридических и физических
лиц и разъясняя методику их расчетов;
5)
разрабатывать табель (график) представления статистической информации;
6)
реализовывать установленные Агентством Республики Казахстан по статистике
мероприятия по созданию информационных систем и других средств автоматизации и
компьютеризации;
7)
проводить совещания, семинары, конференции по вопросам, входящим в компетенцию
Управления;
8)
вносить в государственные органы предложения об отмене или изменении принятых
ими нормативных правовых актов, препятствующих реализации государственной политики
в области статистики;
9)
организовывать и проводить статистические работы по профильной и иной тематике;
10)
осуществлять иные права, предоставленные законодательством.
Управление имеет на праве оперативного
управления обособленное имущество.
Имущество Управления формируется за счет
имущества, переданного ему государством в лице Агентства Республики Казахстан
по статистике, и состоит из основных фондов и оборотных средств, а также иного
имущества, стоимость которых отражается в балансе Управления.
Имущество, закрепленное за Управлением,
относится к республиканской собственности.
Управление не вправе самостоятельно отчуждать
или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом.
Управление возглавляет Начальник, назначаемый
на должность и освобождаемый от должности Председателем Агентства Республики
Казахстан по статистике.
Заместители Начальника, а также главный
бухгалтер назначаются и освобождаются Председателем Агентства Республики
Казахстан по статистике по представлению Начальника Управления.
Начальник организует и руководит работой
Управления и осуществляет контроль за деятельностью
«Информационно-статистического центра Алматинской области».
В этих целях Начальник Управления:
1)
определяет полномочия и обязанности своих заместителей, руководителей структурных
подразделений Управления;
2)
в соответствии с законодательством назначает на должность и освобождает от должности
работников Управления;
3)
представляет Управление во всех государственных органах и других организациях в
соответствии с действующим законодательством;
4)
утверждает положения о структурных подразделениях Управления;
5)
в установленном законодательством порядке налагает дисциплинарные взыскания на
сотрудников Управления;
6)
подписывает акты Управления;
7)
утверждает структуру «Информационно-статистического центра Алматинской области»
в пределах утвержденных Агентством Республики Казахстан по статистике
предельной штатной численности и объема финансирования;
8)
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
В Управлении образуется консультативно -
совещательный орган - коллегия в составе Начальника Управления, его
заместителей, руководителей структурных подразделений, а также в состав
коллегии могут быть включены иные лица.
Численный состав коллегии утверждается
Агентством Республики Казахстан по статистике.
Персональный состав коллегии утверждается
Начальником Управления.
Управление, как юридическое лицо, несет
ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на него
задач в соответствии с нормами гражданского законодательства Республики Казахстан.
Персональную ответственность за выполнение
возложенных на Управление задач и осуществление им своих функций несет
Начальник Управления.
Распределение обязанностей между начальником
Управления и его заместителями.
Начальник Управления статистики Алматинской
области. Общее руководство деятельностью аппарата управления,
координация и контроль работы «Информационно-статистического Центра»
Алматинской области, ДГП «Вычислительного центра по статистике Алматинской
области» и районных, городских отделов статистики.
Общие и текущие вопросы бухгалтерского учета,
материально-техническое обеспечение, расстановка кадров, секретного
делопроизводства в системе статорганов области. Организация работы по
совершенствованию анализа, публикаций, сборников и статистических сводок.
Руководство коллегией Управления статистики
Алматинской области. Организация работ и осуществление контроля за исполнением
законодательных и нормативных актов Президента, Парламента и Правительства РК,
постановлений и приказов Агентства РК по статистике, постановлений и решений
Акима области и областного маслихата.
Руководство и организация гражданской обороны
в областном управлении и в целом по системе статорганов области, решение
вопросов, связанных с чрезвычайными ситуациями.
Вопросы работы:
- информационно-статистического
центра Алматинской области;
- вычислительного
центра по статистике Алматинской области:
- отдела
организации сводных работ;
- ведения
бухгалтерского учета и отчетности;
- службы
при начальнике управления (делопроизводство, кадры, юридические службы);
- региональных
отделов статистики: Енбекшиказахского, Талгарского, Жам-былского, Карасайского,
Алакольского, Аксуского.
Заместитель начальника облуправления
статистики отвечает за общие и текущие вопросы Программы совершенствования
государственной статистики РК на 1999-2006 годы. Выполнения плана
статистических работ на очередной год. Вопросы статистики финансов, сельского,
лесного и рыбного хозяйства, транспорта и связи, промышленности, строительства,
торговли и услуг экономики, труда и социальной статистики.
Руководство деятельностью канцелярии, архива,
экспертной комиссии, вопросов делопроизводства защиты сведений, составляющих
государственную тайну,
Вопросы работы:
- отдела
сводных работ и контроля за исполнением документов;
- отдела
статистики финансов и межотраслевого баланса;
- отдела
статистики услуг, внешней и внутренней торговли;
- отдела
статистики труда;
- отдела
социальной статистики;
- отдела
индустриального сектора экономики и инвестиций;
- отдела
статистики аграрного сектора и транспорта;
- отдела
ведения статистических регистров;
- региональных
отделов статистики: Илийского, Панфиловского, Коксуского, Уйгурского, г. Капчагай,
г. Текели;
- единовременные
работы по всем отраслям статистики выполняемые, как Госзаказ, через ДГП «ВЦС».
Второй заместитель начальника облуправления
статистики занимается общими и текущими вопросами отраслей статистики
управления и информационно - статистического центра Алматинской области.
Вопросы работы:
- переписи
населения;
- отдела
демографической статистики;
- первой
национальной сельскохозяйственной переписи;
- отдел
статистики цен;
- отдел
информационных технологий;
- отдел
статистики домашнего хозяйства;
- отдела
оперативной полиграфии;
- региональных
отделов статистики: Балхашского, Кербулакского, Саркандского, Каратальского,
Ескельдинского, Райымбекского, г. Талдыкоргана.
Структура АОУС департаментализирована и имеет
шестнадцать отделов и подотделов, деятельность двенадцати из которых относятся
непосредственно к статистике.
Отдел социальной и демографической статистики
является самостоятельным структурным единицей Управления статистики Алматинской
области, осуществляющим организацию данных по социальной и демографической
статистике, социологических обследований по вопросам социально-демографическом
положении региона.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|