бесплатные рефераты

Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского об...

Одной из первых задач, которую поставили пе­ред собой статистики независимого Казахстана, стала разработка долгосрочной Программы совершенство­вания статистики. Курс на рыночные преобразова­ния экономики требовал адекватных преобразова­ний во всех сферах. Первые контакты с зарубеж­ными коллегами и беглое знакомство с принятой там системой статистики показали, что перед нами стоят сложные и масштабные задачи, для решения которых требуются годы целенаправленной работы.

Сегодня в Казахстане накоплен определенный опыт планирования статистической деятельности. В настоящее время в республике осуществляется уже третья Программа совершенствования государствен­ной статистики. Поэтому не только итоги выполне­ния Программ, но и опыт их разработки, а также опыт совершенствования системы планирования в целом может быть интересен для всех, кто интере­суется статистикой.

При разработке многолетних программ  Статагентство руководствовалось общепринятыми прин­ципами планирования. Исходя из текущих условий и прогнозов по кадровому и финансовому обеспе­чению статистики, определялась генеральная цель, и формулировались задачи, которые необходимо решить для ее реализации (таблица 5). Если в первой программе ставились задачи создания новых для нас отраслей статистики, то третья программа на­целена на наиболее полное удовлетворение по­требностей пользователей на основе внедрения современных методов статистических наблюдений, анализа и распространения данных.

В соответствии со своей цепью и задачами каждая программа содержит краткое описание всех приоритетных направлений работы и план основ­ных мероприятий, которые необходимо выполнить для решения поставленных задач. За последние десять лет по мере изменения задач менялись приоритеты (таблица 6). Накануне принятия последней программы в соответствии с приоритетными на­правлениями в структуре Статагентства было со­здано два новых подразделения: по координации (вопросы внедрения классификаций, регистров и новых методов) и по анализу и публикационной деятельности.


Таблица 5 - Планирование цели


Программа на период:

Условия разработки программы

Цель программы

1992-1996

Казахстан стал независимым государством, взят курс на рыночные реформы в экономике     à

Создание условий для эффективного государст­венного регулирования эконо­мики и оценки ее места в мировом сообществе

1996-1998

Сформированы отрасли статистики, соответствующие рыночной экономике, происходят динамичные рыночные изме­нения в экономике      à

Получение полной и адекватной информации, харак­теризующей переходную экономику

1999-2005

Создан регистр предприятий, осуществлен переход на международные классификации NACE, СРА .

à

Наиболее полное удовлетво­рение потребностей прави­тельства, деловых кругов и общественности в объек­тивной статистической информации


Таблица 6 - Планирование приоритетов


1992-1996

1996-1998

1999-2005

1. Система показателей

1. Система показателей

1. Классификации

2. СНС

2. СНС

2. Регистр

3. Финансовая, банков­ская и бюджетная статистика

3. Финансовая, банковская и бюджетная  статистика

3. Методы статисти­ческого наблюдения

1992-1996

1996-1998

1999-2005

4. Платежный баланс

4. Платежный баланс

4. Система показателей

5. Статистика цен и внешней торговли

5. Статистика внешней

торговли

5. Анализ

6. Первичный учет

6. Регистр

6. Информационные технологии

7. Регистр

7. Классификации

7. Публикации

8. Классификации

8. Информационные технологии

8. Кадры

9. Штриховое кодиро­вание продукции

9. Методы статистического наблюдения

9. Международное сотрудничество

10. Кадры

10.Кадры



11. Международное сотрудничество






Практически реализовать указанные простые прин­ципы планирования не всегда удается в полной мере. Проект программы проходит длительную про­цедуру согласования со всеми заинтересованными министерствами, в ходе которых в него вносятся изменения и дополнения. В процессе согласова­ния может нарушиться логическая увязка между разделами программы. Учитывая опыт разработки первых программ, рассматривая последующие разработки, автор постарался  выявить ошибки каждого периода и найти улучшения в планировании (таблица 7).


Таблица 7 - Ошибки и улучшения в планировании

1992-1996

1996-1998

1999-2005

ОШИБКИ

ДОСТИЖЕНИЯ

ДОСТИЖЕНИЯ

Много целей: одна главная

Одна цель. Более

Впервые сформулирована

и пять не главных. Много

четко определены

концепция программы.

задач: одиннадцать. Не

задачи.

Жесткая увязка «цель-

все цели конкретизированы

Исключены задачи,

задачи – мероприятия».

в задачах и мероприятиях

далекие от ста­тистики.

Учитывались связи между

(например, публикационная


Приоритетными направле-

Деятельность определена


 ниями «классификаторы -

только как цель).

ОШИБКИ

Регистры –статметоды».

Не все задачи непосредст­венно

Содержит мероприятия,­

Более качественно был

 Относятся к совершенствованию­

 которые не свя­заны

проведен анализ итогов

 Статистики

с задачами

Предыдущей программы.

(например,  штриховое

программы


Кодирование товаров)






В Современное состояние планирования статис­тики в основном обеспечивает организацию и уп­равление статистической деятельностью на всех уровнях. Система планирования включает долго­срочные, среднесрочные и текущие планы. Долго­срочное планирование представлено Программой совершенствования государственной статистики, ко­торая согласовывается со всеми заинтересованны­ми министерствами и ведомствами и утверждается постановлением Правительства. Программа разра­батывается на период не менее 3-х лет и содержит основные мероприятия по каждому из приоритет­ных направлений статистической деятельности.

Исполнителями Программы являются все заинтересованные министерства  и ведомства, национальный Банк.

В целях выполнения Программы ежегодно разра­батывается организационный план, в котором по каждому мероприятию, предусмотренному Програм­мой, указывается, что именно должно быть сдела­но в отчетном году. Таким образом, по мероприя­тиям, выполнение которых запланировано на не­сколько лет ежегодно планируется выполнение очередного этапа работ. Отчет о выполнении орга­низационного плана представляется Правительству.

Среднесрочное планирование в основном на­правлено на решение отдельных важных вопросов межотраслевого характера и представлено плана­ми действий Правительства, Например, в текущем году на основе Плана действий Правительства на период 2000-2002 годы были выполнены такие ме­роприятия, как подготовка и распространение че­рез Интернет метаданных по системе GDDS, вне­дрение единых идентификационных кодов предпри­ятий, которые используются в статистическом реги­стре, в базы данных других министерств, передача от органов статистики Национальному Банку функ­ций по сбору данных по платежному балансу и др.

Текущее планирование наряду с ежегодными планами по выполнению Программы совершенство­вания включает ежегодные производственные пла­ны по проведению статистических наблюдений. Эти планы также согласовываются с министерствами и ведомствами и утверждаются Правительством. Производственные планы являются основной для планирования работы Информационно-вычислитель­ного центра и региональных органов статистики.

Действующая система планирования наряду с отмеченными достоинствами имеет и недостатки. В частности, долгосрочное планирование в условиях переходного периода является сложной задачей и уже через год, как правило, возникает потребность внесения определенных изменений и дополнения в Программу.

На наш взгляд, можно улучшить действующую систему планирования, если отработать механизм увязки работ в рамках международных проектов с нашими Программами и планами. В таблице 8 показана текущая ситуация соответствия проектов «ТАСИС» приоритетным направлениям действую­щей Программы. В целом соответствие имеется, Но практически при разработке Программы не было полной информации о том, какие проекты, на ка­кой срок и с каким финансированием будут дей­ствовать в период до 2005 года. Было бы полезно обеспечить координацию между периодами дей­ствия Программ и циклами проведения проектов «ТАСИС». С другой стороны, планирование в рам­ках каждого проекта «ТАСИС» осуществляется ав­тономно, при этом задачи Программы и ориента­ция разных проектов на достижение общей цели не всегда учитываются в полной мере.

Аналогичная ситуация складывается с планирова­нием прикладных научных исследований. Практи­чески план научно-исследовательских работ разра­батывается автономно без достаточного анализа потребностей Программы. Соответствие тем иссле­дований приоритетам программы показано в таб­лице 9.








Таблица 8 - Приоритеты  Программ совершенствования государственной статистики в РК на 1999-2005 годы и проекты ТАСИС


                           Приоритеты

                           Программы

Проекты ТАСИС

Классификации

Стандарты и классификации

Регистры

Регистр

Методы статистического наблюдения и переход на статистику предприятий

Статистика предприятий Структурная статистика

Региональная структура статсистемы

Система показателей

Услуги

Транспорт и коммуникации Внешняя торговля Инвестиции

Тенденции деловой  активности

Теневая экономика Социальная статистика

Рынок труда

Анализ

Информационные технологии

Информационные технологии

Публикации

Публикации и распространение данных

Кадры

Центр обучения



Таблица 9 - Приоритеты совершенствования государственной статистики и темы научных исследований

Приоритеты

Программы

Научно – исследовательские работы

Классификации .


Регистры


Методы статистического наблюдения и переход на статистику предприятий

Проект перехода к институциональной статистике Выборочные обследования

Система показателей

Баланс трудовых ресурсов

Экология

Межотраслевой баланс

Шкалы для исчисления доходов,

расходов, потребления

Оценка бедности

Строительство

Скрытые объемы товарооборота

Баланс сельхозпродукции

Анализ



Информационные технологии



Публикации



Кадры





Регистр населения

Влияние сезонных составляющих на цены



Важным стимулом к пересмотру действующей сис­темы планирования является внедрение в нашей республике новых принципов бюджетного планиро­вания. Расходы бюджета при этом подразделяются на целевые и функциональные. В свою очередь, целевые расходы подразделяются на капитальные и текущие. Такой подход позволяет выделить и финансировать в виде отдельной бюджетной про­граммы затраты на выполнение приоритетных ра­бот, предусмотренных Программой совершенство­вания статистики.

Статагентство в текущем году является администратором шести бюджетных программ. Среди этих программ две непосредственно (целе­вые программы) и две косвенно (функциональные программы) связаны с отдельными приоритетами долгосрочной Программы. На следующий год вне­сено предложение еще по трем целевым програм­мам (таблица 10).


Таблица 10 - Финансовое обеспечение программ


Приоритеты                                    Программы

Целевые бюджетные программы

2000

2001

Классификаторы





Регистры





Методы статистического наблюдения

Прикладные научные исследования

Прикладные научные исследования

Система показателей

Анализ

Информационные технологии



Системы централизо­ванной обработки

Публикации





Кадры

Кадры

Кадры



Перепись населения

Сельскохозяйственная перепись

Перепись населения


Указанный подход усиливает внимание к финансо­вому обеспечению наших Программ и планов. Раньше детальное финансовое обоснование требо­валось только для текущего плана статистических работ. Для долгосрочных Программ определялась только примерная общая оценка ожидаемых зат­рат. При этом, в связи с дефицитом бюджета, це­левое выделение средств на выполнение Програм­мы, как правило, не осуществлялось и мероприя­тия выполнялись в рамках текущего финансирова­ния. В этих условиях неоценимое значение для статистики имели проекты «ТАСИС».

С цепью приведения действующей системы пла­нирования в соответствие с принципами бюджет­ного планирования нам потребуется:

рассматривать планируемые мероприятия в ком­плексе "ресурсы-результаты";

сопоставлять ожидаемые результаты с суммар­ными затратами из всех источников (госбюджет, международные проекты, гранты и др.);

определять наиболее эффективные направления использования выделенного лимита бюджетных средств;

планировать ресурсное обеспечение наших Прог­рамм на более длительный срок.

Если раньше в Министерство финансов представ­лялось обоснование затрат только на предстоящий год, то начиная с текущего года обоснование по­требности в финансировании составляется на сред­несрочный (трехлетний) период.

Таким образом, предполагается и дальше уде­лять большое внимание планированию, как важно­му инструменту организации и реформирования статистической деятельности [5].

 3.4 Пути совершенствования и развития управления сбором  и обобщением статистических данных

Для улучшения работы в области государственной статистики необходим переход от функциональной (отрасле­вой) статистики к институциональной, или статисти­ке предприятий. Статистика предприятий - это методологический подход к сбору и обработке дан­ных о производстве товаров и услуг, при котором экономические процессы изучаются с точки зре­ния объектов, а не самого процесса. Институцио­нальный подход широко используется в странах с рыночной экономикой, так как позволяет получать ка­чественные статистические данные в условиях боль­шого числа хозяйствующих субъектов.

Для внедрения статистики предприятий требует­ся большая подготовительная работа: создать ре­гистр предприятий, содержащий актуальный и пол­ный набор статистических единиц наблюдения, вне­дрить международные классификации видов деятель­ности, продукции и услуг, освоить методику опреде­ления основного вида деятельности предприятия (с учетом отраслевой специфики), освоить методику проведения выборочных обследований, разработать новые формы отчетности и схемы ее сбора и другое.

Внедрение статистики предприятий уже началось еще в рамках первой программы совершенствования статистики (1992-1996года). В настоящее время основные элемен­ты статистики предприятий осваиваются, и до 2005 года планируется завершить переход на институциональ­ную статистику. При этом сфера применения фун­кциональной статистики будет ограничена теми отраслями статистики, в которых применение ста­тистики предприятий не целесообразно.

Среди крупномасштабных мероприятий особое место занимает первая национальная перепись в области сельского хозяйства. Последняя сельскохо­зяйственная перепись была проведена в Советс­ком Союзе еще в 20-х годах. В этой связи сельскохозяйственная пе­репись является особенно актуальной. Результаты такой переписи необходимы для проведения эф­фективной государственной политики в агропро­мышленном комплексе.

В 2000 году проводилась выборочная про­верка учета в похозяйственных книгах, который ведется сельскими и аульными акиматами. А с этого года вводится улучшенный макет книги похозяйственного учета, которая, как и прежняя, будет служить пять лет. Данная книга является одним из основных источников статистической ин­формации о социально-экономическом положении сельчан. Поэтому качество учета в похозяйственных книгах имеет большое значение для достовер­ности статистики сельского хозяйства.

Важной работой является создание Регистра населения. Материалы переписи населения обычно используются в течение десяти лет. Однако уже на второй год после проведения переписи достовер­ность информации начинает снижаться и через десятилетие необходимо проводить новую пере­пись. Стоимость национальных переписей очень высока и многие страны стремятся решить пробле­му учета населения через создание современных регистров. Например, в Норвегии создан не только регистр населения, но даже регистр крупного рога­того скота. Каждая корова, которая рождается, получает свой идентификационный код.

Стоимость ведения регистров несравнимо ниже, чем проведение переписей. Но в отличие от пере­писей регистры позволяют ежегодно иметь полную и достоверную информацию о населении страны.

Чтобы снизить затраты на создание регистра населения, важно начать эту работу сейчас, пока материалы последней переписи населения имеют высокую степень достоверности. Первые шаги по созданию регистра населения уже предпринимают­ся. В этом году проведена выборочная проверка состояния учета актов гражданского состояния, ко­торые заполняются органами Загса, подведомствен­ными Министерству юстиции. В дальнейшем в рабо­ту по созданию регистра населения надо вовлечь другие государственные органы. В целом, это крупномасштабная работа, которая окажет позитив­ное влияние на многие сферы учета и регистрации в системе государственного управления.

Статагентство в настоящее время готовит орга­низационный план создания регистра населения, определяет объемы ресурсов, которые потребуются для проведения этой работы, и необходимые зако­нодательные нормы, которые надо будет принять. В рамках совершенствования государственной статистики на 1999-2005 годы должны быть выдвинуты новые задачи и требования к предос­тавлению статистической информации, приоритет­ными из которых являются:

- внедрение системы национальных статистических классификаций;

- совершенствование методов статистического наблюдения и переход на статистику предприятий;

- совершенствование комплексного анализа со­циально-экономического развития регионов;

- внедрение новых информационных технологий сбора и разработки статистической информации;

- совершенствование системы публикаций и рас­пространения статистических данных;

- совершенствование и повышение уровня знаний кадров в области статистики и информационных технологий.

Улучшение качества статистической информации - одна из главных задач деятельности всех статорганов, особенно регионального звена. Это связано с обеспечением пользователей достоверными статданными, характеризующими объективную ситуа­цию в стране, ее регионах в период становления и развития рыночных отношений.

В настоящее время в вопросах обеспечения качества статинформации, благодаря внедрению компьютерной техники и новых информационных технологий постигнуты определенные успехи, одна­ко, многое еще предстоит сделать в этом направ­лении.

Автор видит следующие основные направления в этой деятельности:

- Это, прежде всего, обеспечение полноты охва­та хозяйствующих субъектов статочтетностью. Ре­шение этого вопроса во многом зависит от каче­ства статистического регистра, насколько он акту­ализирован и систематизирован.  Далее, это пере­ход к статистике предприятий.

- Пересмотр и совершенствование форм статотчетностей и системы показателей, удовлетворяю­щих потребности пользователей.

- Повышение актуальности и оперативности. Вопрос этот очень сложный, связанный с необхо­димостью сокращения сроков сбора, разработки и выпуска статинформации, так как, если информа­ция за предыдущий год представляется во второй половине текущего года, то она естественно теряет свою ак­туальность и значимость. В связи с этим местные органы управления, в основном, пользуются опе­ративными статистическими данными, а если тако­вых по отдельным показателям нет, то запрашива­ют их через районные акиматы.

- Точность, достоверность и объективность ин­формации, которые не всегда обеспечиваются как по объективным, так и субъективным причинам. Это получение заведомо искаженной первичной информации.

Если в советское время предприятия старались завышать показатели с цепью сглаживания нега­тивной экономической ситуации, то теперь возник­ла проблема их занижения респондентами с цепью сокращения налоговых платежей. Кроме того, су­ществует проблема учета теневой экономики.

Надо предусмотреть наиболее полное обес­печение органов управления, деловых кругов и общественности объективной статистической инфор­мацией о социально-экономическом развитии как страны в целом, так и ее регионов.

Поэтому, одной из важнейших функций статорганов является поддержание регулярных отноше­ний со средствами массовой информации (СМИ).

Если раньше доступ к социально-экономической информации имели, в основном, органы государ­ственного управления и партийные органы, то сей­час статинформация одинаково доступна как для вышеназванных органов, официальных СМИ, так и для коммерческих структур и других пользователей из частного сектора. Всем им предоставляется любая информация открытого характера.

Необходимо продолжить про­ведение работ по переходу на международные классификации в отдельных отраслях статистики, в частности, в области образования, здравоохране­ния, труда и так далее. Это важное направление работ межотраслевого характера. Здесь необходи­мо участие всех заинтересованных министерств и ведомств.

В связи с расширением использования неком­мерческих источников энергии (незарегистрирован­ные источники энергии, самообеспечивающиеся домашние хозяйства, организации) необходимо решить статистические проблемы в части совер­шенствования системы учета и отчетности, а также охвата энергетической статистики,

В целях дальнейшего развития технической базы государственной статистики подготовить проект бюджетной программы  технического и программно-технологического перевооружения статистики. В силу выполняемых функций техническая оснащенность органов госу­дарственной статистики должна быть показателем уровня компьютеризации и использования передо­вых телекоммуникационных технологий, достигну­того в стране.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основание данной работы автор делает нижеследующие выводы.

Статистика как практическая деятельность относится к периоду образования классового общества и государства. В России учет населения начался при Петре Первом в 1724 году. До 1917 года в Казахстане не было единой статистической организации, следовательно, не велись регулярные статистические работы. В советский период статистические органы республики должны были стать органами социалистического строительства, проверки, контроля, учета.

В декабре 1992 года была утверждена программа по перестройке статистики, результатом которой стало формирование статистической системы, соответствующей статусу независимого государства. В рамках данной программы в 1992-1996 годах были сделаны первые шаги по формированию национальной статистики в реальном секторе экономики, финансовой и банковской сферы. На втором этапе реформирования статистики (1996-1998 года) завершилось в основном создание системы национального счетоводства и началось реформирование отраслевых статистик на методологической основе Системы национальных счетов (СНС). В рамках третьего этапа программы (1999-2005 года) выдвинуты новые задачи, в частности внедрение новых информационных технологий, совершенствование комплексного анализа, улучшение методов статистических наблюдений и прочее. Причем это реформирование идет не ради самого процесса (есть статистика ради статистики). Чтобы выжить и развиваться дальше предприятиям республики необходимо иметь полную и объективную картину происходящих явлений во внешней среде. Без наличия определенных статистических данных ни один уровень управления не может сделать правильный выбор своих дальнейших действий. В странах переходного периода реформирование официальной статистики сопровождается повышением ее роли в информационном обеспечении потребностей общества, что приводит к преобразованиям в системе органов государственной статистики, в том числе их структуры на  региональном уровне. Перенос тяжести реформ с республиканского на областной уровень будет объективно повышать роль территориальных статистических служб.

Так как Алматинское областное управление статистики является подразделением областного уровня, все вышеизложенное применимо к данной организации. Успехи, достигнутые казахстанскими статистиками, в значительной степени обусловлены тем, что проведение реформ основывалось на програмно-целевом планировании и при этом уделялось должное внимание всем видам планирования – от стратегических до текущих.

Кроме улучшения планирования необходимо обеспечить качество и достоверность статистической информации. Для этих целей рекомендуется:

              - обеспечить полноту охвата хозяйствующих субъектов статистической отчетностью;

- пересмотреть и совершенствовать формы статотчетности;

- повысить актуальность и оперативность статистических данных;

- соблюдать точность, достоверность и оперативность информации.  

Основой успешной реализации поставленных задач будет дальнейшее совершенствование про­граммно-целевого планирования. Это обеспечит динамичное развитие во всех сферах статистичес­кой деятельности: от разработки и внедрения ме­тодологии до публикации и распространения стати­стической информации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1.      Елесеева М.А. Общая теория статистики. М.: Статистика 1988. С.59-62.

2.      Л.П. Статистика. М.: ИНФРА – М 1997. С.18-20, 104-108.

3.       Башет К.В. Статистика коммерческой деятельности. М.: Финансы и статистика. Харченко 1996. С.27-28,42-43.

4.    Хамзин А.Д. Государственной статистики Казахстана – 80лет./Юбилейный сборник.     Алматы.2000. С.128-131.

5.    Смаилов А.А., Султанова З.М. Опыт реформирования и планирования статистической деятельности в Казахстане // Экономика и статистика - №3, 2000. С.14-15, 19.

6.    Калмурзаев С.С. Статистика – важнейший механизм системы государственного управления // Экономика и статистика - №3, 2000. С.4-5.

7.      Шокаманов Ю.К. Региональная структура государственных органов статистики // Экономика и статистика - №3, 2000. С.26-30.

8.      Пак А.Д. О деятельности региональных органов статистики Казахстана // Статистическое обозрение Казахстана - №2, 2001. С.31-33.

9.      Положение об Алматинском областном управлении статистики. Утверждено Председателем Агентства Республики Казахстан по статистики Кулекеевым Ж. От 10 июня 1999 года.

10.  Кривко Н.И. Выборочное обследование домашних хозяйств // Вопросы статистики - №5, 2000. С.49-50

11.  Шокаманов Ю.К. Адаптация индекса нищеты населания ПРООН применительно к Казахстану // Экономика и статистика - №4, 2000. С.40-41.

12.  Осокина В.И. К измерению уровня бедности // Экономика и статистика - №4, 2000.С.42-45.

АННОТАЦИЯ

 

В условиях рыночной экономики предприятиям для того, чтобы выжить и развиваться дальше, необходимо иметь полную и объективную картину происходящих явлений во внешней среде. Без наличия определенных статистических данных ни один уровень управления не может сделать правильный выбор своих дальнейших действий. Наполненная объективными данными статистическая информация становится инструментарием анализа и оценки управления предприятием.

В данной работе изучаются теоретические аспекты  организации сбора и обобщения статистических данных, проблемы целостности, достоверности и доступности статистической информации.

По данным Агенства по статистике Республики Казахстан изучаются проблемы реформирования и планирования статистической деятельности в республике, роль статистики в менеджменте, совершенствование региональной структуры.

На примере Алматинского областного управления статистики рассмотрены вопросы сбора и обобщения статистических данных в Республике Казахстан, опыт и проблемы планирования. Даются рекомендации по улучшению качества и достоверности выпускаемой статистической информации.

Die Inhaltsangabe

 


Unter Umstдnden der Marktцkonomik den Betrieben dafьr, um sich weiter ьberzuleben und zu entwickeln, braucht man das volle und objektive Bild der geschehenden Erscheinungen auf die дusserliche Umgebung zu haben. Ohne Vorhandensein der bestimmten statistischen Daten kann kein Niveau der Verwaltung nicht die richtige Wahl der eigenen weiteren Aktionen machen. Die statistische mit den objektiven Daten angefьllte Information wird инструментарием der Analyse und der Einschдtzung der Verwaltung des Betriebes.

In der gegebenen Arbeit werden die theoretischen Aspekte der Organisation der Gebьhr und die Verallgemeinerungen der statistischen Daten, die Probleme der Ganzheit, der Richtigkeit und der Zugдnglichkeit der statistischen Information studiert.

Nach den Daten Агенства nach Statistik der Republik Kasachstan werden die Probleme реформирования und der Planung der statistischen Tдtigkeit in der Republik, die Rolle Statistik im Management, das Vervollkommnen der regionalen Struktur studiert.

Auf dem Beispiel Аlmatinskogo gebiet der Verwaltung Statistik sind die Fragen der Gebьhr  und die Verallgemeinerungen der statistischen Daten in der Republik Kasachstan, die Erfahrung und das Problem der Planung untersucht. Es werden die Empfehlungen nach der Verbesserung der Qualitдt und der Richtigkeit der ausgegebenen statistischen Information gegeben.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ