бесплатные рефераты

Психологическая характеристика трудностей, возникающих при изучении иностранного языка на среднем этапе обучения

По продолжительности запоминания и сохранения материала в память делится на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память, обслуживающую непосредственно осуществляемые человеком действия [33; 27].

Особое внимание следует обратить на процессы памяти, каждый из которых подчиняется особым закономерностям. К их числу относятся:

· запоминание, протекающее в трех формах: запечатление, определяемое как кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд; непроизвольное запоминание- сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала; преднамеренное запоминание (заучивание) - запоминание с целью сохранения материала в памяти.;

· сохранение - более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений;

· воспроизведение - представляет собой воссоздание сохраненного в памяти материала, протекающее на нескольких уровнях: узнавание, или воспроизведение при опоре на восприятие; собственно воспроизведение, не вызывающее затруднений; припоминание, требующее волевого усилия.

В процессе изучения иностранного языка память играет важную роль. Можно предположить, что такие виды памяти как образная память, словесно-логическая память, непроизвольная и произвольная память имеет большое значении при овладении иностранным языком и должны развиваться во всех видах речевой деятельности.
Выводы.
Можно предположить, что в условиях специализированной подготовки темперамент играет ведущую роль. На процесс усвоения знаний могут оказать влияние такие его свойства как: скорость восприятия, длительность сосредоточения внимания, психический темп и ритм. Не менее важную роль могут играть также направленность психической деятельности, например, экстраверт, стремится к новым контактам, к общению с людьми, и эмоциональная окраска речи, например, выраженность эмоций при общении.
Таким образом, в процессе усвоения иностранного языка внимание имеет большое значение. Можно предположить, что обозначенные свойства внимания играют особую роль в усвоении иностранного языка. Ученику важно быть сосредоточенным, правильно выделять слова и вычленять грамматические структуры, уметь переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой.

Можно отметить, что в усвоении иностранного языка существенную роль играют такие характеристики восприятия как избирательность (особенно проявляется в говорении и аудировании), структурность (говорении, чтении), целостность (в аудировании).

В процессе изучения иностранного языка память играет важную роль. Можно предположить, что такие виды памяти как образная память, словесно-логическая память, непроизвольная и произвольная память имеет большое значении при овладении иностранным языком и должны развиваться во всех видах речевой деятельности.
Глава 3. Экспериментальное исследование индивидуально-психологических особенностей подростков, определяющих характер усвоения иноязычной речи
§ 1. Исследование особенностей темперамента подростков, обучающихся в лингвистической гимназии
Характер учебной деятельности определяется индивидуально-психологическими свойствами человека. Одним из главных показателей индивидуально-психологических особенностей является темперамент. В соответствии с данным в предыдущей главе определением, темперамент - совокупность устойчивых, индивидуально своеобразных свойств психики человека, опре-деляющих динамику его психической деятельности. [27;81].
1.1. С целью изучения особенностей темперамента были использованы следующие методики: методика Ганса Айзенка (см. Приложение 1) - направлена на выявление типа темперамента, при помощи определения степени экстраверсии и невротизма. По этой методике выделяется 4 типа темперамента: сангвиник-экстраверт, холерик-экстраверт, флегматик-интроверт, меланхолик-интроверт. Для подкрепления полученной информации был проведен опросник Смирнова (см. Приложение 1). С помощью этого опросника уточняются индивидуальные свойства темперамента личности, такие как: экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакции, активность.
Исследование проводилось в сентябре-ноябре 2001 года в Псковской лингвистической гимназии. В исследовании принимало участие 20 учеников 7го класса. Результаты исследования представлены в таблицах:

Таблица 1

Психологическая характеристика темперамента по каждому ученику по методике Ганса Айзенка

Ф.И.О.

Экстраверсия

Невротизм

Тип темперамента

1. Яна Б.

8

7

флегматик

2. Юля Б.

15

22

холерик

3. Женя В.

10

6

флегматик

4. Настя Г.

17

14

холерик

5. Света Г.

16

14

холерик

6. Арина И.

18

22

холерик

7. Никита К.

16

9

сангвиник

8. Наташа К.

18

23

холерик

9. Кристина К.

19

21

холерик

10. Юля К.

15

15

холерик

11. Лиза К.

9

8

флегматик

12. Леша Л.

4

10

флегматик

13. Маша М.

7

9

флегматик

14. Саша М.

19

21

холерик

15. Аня Н.

8

7

флегматик

16. Павел П.

13

15

холерик

17. Оля Р.

9

13

меланхолик

18. Таня С.

9

6

флегматик

19. Кирилл Ф.

9

5

флегматик

20. Юля Ш.

7

10

флегматик

Согласно приведенным в таблице сведениям, среди 20 учеников было выявлено 9 человек с холерическим темпераментом, 9 - с флегматическим, 1- с сангвиническим и 1 - с меланхолическим.

Таблица 2

Психологическая характеристика темперамента по каждому ученику по методике Смирнова

Ф.И.О.

Экстра

версия

Эмоциональная возбудимо

сть

Темп реакции

Активно

сть

Ригидно

сть

Тип темперамента

1. Яна Б.

8

5

10

11

8

Флегматик

2. Юля Б.

14

20

10

15

22

Холерик

3. Женя В.

10

2

11

11

8

Флегматик

4. Настя Г.

17

14

7

9

14

Холерик

5. Света Г.

25

5

21

28

11

Холерик

6. Арина И.

20

18

17

19

10

Холерик

7. Никита К.

18

7

18

23

11

Сангвиник

8. Наташа К.

24

18

19

20

10

Холерик

9. Кристина К.

20

17

17

20

11

Холерик

10. Юля К.

25

15

16

16

11

Холерик

11. Лиза К.

9

3

13

10

8

Флегматик

12. Леша Л.

9

10

9

4

10

Флегматик

13. Маша М.

7

5

15

5

11

Флегматик

14. Саша М.

20

17

17

20

11

Холерик

15. Аня Н.

8

2

13

11

7

Флегматик

16. Павел П.

22

11

18

3

8

Холерик

17. Оля Р.

2

3

6

5

8

Меланхолик

18. Таня С.

9

17

11

6

10

Флегматик

19. Кирилл Ф.

9

17

15

5

10

Флегматик

20. Юля Ш.

7

19

12

10

13

флегматик

Результаты, представленные в таблице 2, подтверждают полученную классификацию темперамента. Согласно этим сведениям, учащиеся, имеющие холерический темперамент, обладают повышенной экстраверсией, эмоциональной возбудимостью, темпом реакции в отличие от учащихся с флегматическим типом темперамента.

1.2. На втором этапе исследования мы соотнесем полученные результаты с успеваемостью учащихся. Результаты этого этапа представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Соотнесение типов темперамента учащихся с их успеваемостью по иностранному языку.

Тип темперамента

Ф.И.О.

Успеваемость по иностранному языку

Холерики

Юля Б.

Настя Г.

Света Г.

Арина И.

Наташа К.

Кристина К.

Юля К.

Саша М.

Паша П.

4

5

5

4

5

5

4

4

5

Сангвиник

Никита К.

5

Флегматики

Яна Б.

Женя В.

Лиза К.

Леша Л.

Маша М.

Аня Н.

Таня С.

Кирилл Ф.

Юля Ш.

3

4

4

3

4

4

3

3

3

Меланхолик

Оля Р.

4

Анализируя результаты, представленные в таблице, можно сказать, что учащиеся, имеющие холерический и сангвинический темперамент, более успешны в учебе, имеют больше отличных оценок, чем учащиеся с флегматическим и меланхолическим темпераментом.

§ 2. Особенности когнитивной деятельности учащихся в процессе усвоения иностранного языка

Большую роль в усвоении иностранного языка играют когнитивные процессы: внимание, восприятие, память.

2.1. Исследование внимания учащихся.

При исследовании внимания учащихся применялась методика ''Корректурная проба'' (см. Приложение 2). С помощью этого теста можно изучить степень работоспособности, переключаемости внимания учащихся по корректурным таблицам. В итоге, переключаемость внимания, работоспособность оценивается в баллах производительности по девятибальной системе.

2.2. Исследование восприятия учащихся.

Для исследования восприятия учащихся были проведены следующие тесты (см. Приложение 3):

№ 1. ''Прием информации''. Этот тест позволил определить эффективность приема информации учащимися. Было зачитано в быстром темпе 32 слова, а учащиеся должны были эти слова классифицировать и записать сокращенно в 5 колонок. При количестве записанных слов равном 32 - прием информации эффективен, 31-29 - посредственный прием, если ниже 28 прием информации затруднен, человек не успевает за средним темпом подачи информации.

№ 2. ''Зависимость запоминания от установки личности''. С помощью этого теста можно было определить влияние установки преподавателя на запоминание. Учащимся были зачитаны слова (16 слов), которые нужно было записать по окончании чтения одно под другим, независимо от их порядка в ряду. Затем были зачитаны еще 16 слов, и из них учащиеся должны были записать, независимо от порядка в ряду, слова, содержащие букву О.

№ 3. ''Осмысленность восприятия в запоминании''. Этот тест позволил выявить, насколько осмыслено происходило запоминание слов учащимися. Учащимся было предложено прослушать пары слов, которые они должны были запомнить. Затем преподаватель прочитывал только первое слово каждой пары, а студенты должны были записать второе.

2.3. Исследование памяти учащихся.

Для исследования особенностей памяти учащихся были проведены следующие тесты (см. Приложение 4):

№ 4. ''Оценка продуктивности вербальной памяти''. Этот тест позволил оценить продуктивность вербальной памяти. В течение пяти минут учащимся нужно было воспроизвести как можно больше слов, относящихся к теме ''Иностранный язык''.

№ 5. ''Непроизвольная память''. Этот тест позволил определить уровень непроизвольной памяти. При проведения этого теста учащихся попросили вспомнить слова, которые они записали в тесте ''Прием информации''. На воспоминание слов давалось 5 минут. Затем вычислялся показатель непроизвольной памяти по формуле: НП = (П-М)/32*100% , где НП - уровень непроизвольной памяти, П - количество вспомненных слов, М- придуманные слова. При НП =70% - очень высокий уровень непроизвольной памяти, НП=51-69% - высокий, выше среднего; НП = 41-50% - хорошая средняя норма НП; НП=31-40% - посредственная норма; НП=15-30%-низкий уровень; НП=10 и ниже - дефект памяти.

№ 6. ''Объем кратковременной памяти''. Этот тест позволил определить объем кратковременной памяти учащихся. Для этого им были вначале зачитаны ряды чисел с постоянно нарастающим количеством цифр, а ученики должны были по команде записать запомнившиеся цифры в том же порядке, как они были предъявлены. Затем учащимся были зачитаны 10 слов. После команды они должны были записать запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

№ 7. ''Метод образной визуализации''. Этот метод позволил выяснить также объем кратковременной памяти и одновременно он позволяет повысить эффективность кратковременной памяти. Учащимся было предложено закрыть глаза и представить 10 картин, названия которых произносил учитель. Затем учащиеся должны были вспомнить и записать названия визуализированных картинок.

№ 8. ''Исследование объема кратковременной памяти''. Этот тест применялся, чтобы выявить особенности развития памяти учащихся. В течение пяти секунд учащимся были по очереди предъявлены строки цифр для запоминания, а затем учащиеся должны были воспроизвести, то, что им удалось запомнить в письменном виде.

Таблица 4.

Сводная таблица особенностей когнитивных процессов учащихся.

Ф.И.О.

Тип темпера

мента

Внимание

Восприятие

№1№2 №3

Память

№4 №5 №6 №7 №8

Успеваемость

1. Яна Б.

Флегматик

1

25 4/3 6

11 28 5/1 5 15/13

3

2. Юля Б.

Холерик

1

19 7/2 14

17 43 6/1 8 24/16

4

3. Женя В.

Флегматик

1

19 9/4 8

20 46 5/0 7 22/13

4

4. Настя Г.

Холерик

4

31 10/3 12

38 65 6/6 9 25/0

5

5. Света Г.

Холерик

4

28 9/3 15

24 62 5/2 9 26/23

5

6. Арина И.

Холерик

1

23 10/4 12

25 50 8/1 8 25/20

4

7. Никита К.

Сангвиник

2

6 9/4 10

15 12 7/7 8 30/30

5

8. Наташа К.

Холерик

1

19 8/4 8

28 34 5/0 8 27/23

5

9. Кристина К.

Холерик

4

30 6/3 11

23 34 4/1 7 25/24

5

10. Юля К.

Холерик

2

25 7/5 11

22 30 5/3 8 23/27

4

11. Лиза К.

Флегматик

1

19 8/4 12

13 46 6/2 8 24/21

4

12. Леша Л.

Флегматик

2

17 7/4 10

11 46 4/3 7 27/27

3

13. Маша М.

Флегматик

3

24 9/3 7

17 31 4/1 6 28/25

4

14. Саша М.

Холерик

2

18 9/3 7

7 34 6/4 4 30/30

4

15. Аня Н.

Флегматик

1

21 8/5 10

10 45 6/5 7 23/26

4

16. Павел П.

Холерик

5

20 6/4 11

21 46 7/4 6 30/27

5

17. Оля Р.

Меланхо

лик

4

27 7/4 12

22 43 6/1 8 30/25

4

18. Таня С.

Флегматик

4

23 9/5 14

32 43 7/1 7 28/27

3

19. Кирилл Ф.

Флегматик

2

16 7/6 11

11 46 4/1 8 30/21

3

20. Юля Ш.

Флегматик

2

14 7/4 10

11 21 5/0 7 26/23

3

При анализе данных таблицы, можно предположить, что у холериков и сангвиника развитие таких познавательных процессов, как внимание, восприятие, память, происходит более эффективно, чем у флегматиков и меланхолика. У холериков была выявлена высокая продуктивность вербальной памяти, высокий уровень непроизвольной памяти. В целом, эти учащиеся успевают за средним темпом подачи информации, прием информации эффективен, без установки они запоминают слова лучше, чем с установкой. У флегматиков отмечен низкий уровень продуктивности вербальной памяти, средний и низкий объем кратковременной памяти.

§ 3. Индивидуально-психологическая характеристика экспериментальной группы подростков, изучающих иностранный язык в условиях билингвистической школы

В исследовании, как было сказано, принимало участие 20 учеников:

Автору данной работы хотелось бы представить интерпретацию результатов тестов и опросников, о которых было рассказано в предыдущем параграфе, по каждому испытуемому.

Янина Б. Любимый предмет - физика. Нелюбимый - немецкий язык. Английским языком Яне заниматься нравится, язык учит пятый год, занимается языком дополнительно дома по 30-40 минут в день. В языке легче всего ей дается чтение, а испытывает трудности в грамматике, аудировании, заучивании новых слов. Хочет продолжать заниматься английским языком в будущем. По опроснику Айзенка было выявлено, что у Яны флегматический тип темперамента, т.к. экстраверсия составила 18 баллов, невротизм - 9 баллов. По опроснику Смирнова:

Экстраверсия - высокая - 22 балла

Ригидность - средняя - 10 баллов

Эмоциональная возбудимость - уравновешенность - 5 баллов

При оценке восприятия было выявлено, что у Яны затруднительный прием информации, она не успевает за средним темпом подачи информации, без установки запоминает слова лучше, чем с установкой, в целом восприятие слов для запоминания не осмысленно.

При оценке памяти были получены следующие результаты: низкая продуктивность вербальной памяти (11 слов), низкий уровень непроизвольной памяти (28,12 %), низкий объем кратковременной памяти 15, 13 знаков из 30).

При оценке внимания была выявлена низкая производительность (количество правильно отмеченных букв = 337).

Юля Б. Любимые предметы - английский язык, ОБЖ. Нелюбимые - немецкий язык. Английским языком Юле заниматься нравится, язык учит два года, дополнительно языком занимается, когда есть свободное время. Юле легче всего в английском языке дается чтение и заучивание новых слов, испытывает трудности в аудировании, общении на языке, грамматике и письме. Она хочет продолжать заниматься английским языком в будущем. По опроснику Айзенка было выявлено, что у Юли холерический тип темперамента, т.к. экстраверсия составила 15 баллов, а невротизм - 22 балла. По опроснику Смирнова: экстраверсия - средняя - 14 баллов

Ригидность - очень высокая - 22 балла

Эмоциональная возбудимость - очень высокая - 20 баллов

Темп реакции - средний - 10 баллов

Активность - средняя - 15 баллов

При оценке восприятия было выявлено, что у Юли затруднительный прием информации, она не успевает за средним темпом подачи информации, без установки запоминает слова лучше, чем с установкой, в целом восприятие слов для запоминания более менее осмысленно (14 слов).

При оценке памяти были получены следующие результаты: низкая продуктивность вербальной памяти (17 слов), хороший средний уровень непроизвольной памяти (43,75 %), средний объем кратковременной памяти 24, 16 знаков из 30).

При оценке внимания была выявлена низкая производительность (количество правильно отмеченных букв = 453).

Женя В. Любимый предмет - литература. Нелюбимый - физкультура. Несмотря на это Жене нравится изучать английский язык. Учит его шестой год, дополнительно не занимается, потому что нет времени. Жене дается легко грамматика и общение на языке, а трудности есть в заучивании новых слов и письме. Она хочет заниматься языком после окончания школы. По опроснику Айзенка было выявлено, что у Жени флегматический тип темперамента, т.к. экстраверсия составила 11 баллов, а невротизм - 16 баллов. По опроснику Смирнова:

Экстраверсия - очень высокая - 22 балла

Ригидность - средняя - 8 баллов.

Эмоциональная возбудимость - очень высокая эмоциональная уравновешенность - 2 балла.

Темп реакций - средний - 11 баллов

Активность - низкая - 11 баллов.

При оценке восприятия было выявлено, что у Жени затруднительный прием информации, она не успевает за средним темпом подачи информации, без установки запоминает слова лучше, чем с установкой, в целом восприятие слов для запоминания не осмысленно.

При оценке памяти были получены следующие данные: низкая продуктивность вербальной памяти (20 слов), хороший средний уровень непроизвольной памяти (46,8 %), низкий объем кратковременной памяти 22, 13 знаков из 30).

При оценке внимания была выявлена низкая производительность (количество правильно отмеченных букв = 432).

Настя Г. Любимого предмета нет. Нелюбимые - английский и русский языки, алгебра, геометрия. Английский язык Настя учит 10 лет, он ей очень нравится, но дополнительно языком Настя не занимается, т.к. нет времени это делать. При изучении языка ей все дается легко кроме грамматики. По опроснику Айзенка было выявлено, что у Насти холерический тип темперамента, т.к. экстраверсия составила 17 баллов, а невротизм - 14 баллов. По опроснику Смирнова: экстраверсия - средняя - 17 баллов

Ригидность - высокая - 14 баллов.

Эмоциональная возбудимость - высокая - 14 баллов.

Темп реакций - медленный - 7 баллов

Активность - низкая - 9 баллов.

При оценке восприятия было выявлено, что у Насти посредственный прием информации, она успевает за средним темпом подачи информации, но не слишком хорошо; без установки запоминает слова лучше, чем с установкой, в целом восприятие слов для запоминания более менее осмысленно (12 слов).

При оценке памяти были получены следующие данные: высокая продуктивность вербальной памяти (38 слов), высокий, выше среднего уровень непроизвольной памяти (65,5%), средний объем кратковременной памяти 25, 20 знаков из 30).

При оценке внимания была выявлена средняя производительность (количество правильно отмеченных букв = 1367).

Света Г. Любимый предмет - физкультура. Нелюбимый - русский язык. Английский язык Свете изучать нравится, в изучении языка все дается легко. Язык изучает девятый год, несмотря на то, что при изучении языка Света ни с какими трудностями не сталкивается, дома она также не занимается английским дополнительно. В будущем она хочет продолжить заниматься языком. По опроснику Айзенка было выявлено, что у Светы холерический тип темперамента, т.к. экстраверсия составила 16 баллов, а невротизм - 14 баллов. По опроснику Смирнова: экстраверсия - очень высокая - 25 баллов

Ригидность - средняя - 11 баллов

Эмоциональная возбудимость - низкая - 5 баллов

Темп реакции - очень быстрый - 21 балл

Активность - очень высокая - 28 баллов.

При оценке восприятия было выявлено, что у Светы затруднительный прием информации, она не успевает за средним темпом подачи информации, без установки запоминает слова лучше, чем с установкой, в целом восприятие слов для запоминания более-менее осмысленно (15 слов).

При оценке памяти были получены следующие данные: средняя продуктивность вербальной памяти (24 слова), высокий, выше среднего уровень непроизвольной памяти (62,5%), высокий объем кратковременной памяти 26, 23 знаков из 30).

При оценке внимания была выявлена средняя производительность (количество правильно отмеченных букв = 1387).

Арина И. Любимый предмет - литература. Нелюбимый - русский язык. Английским языком Арине заниматься нравится. Учит его десятый год, дополнительно занимается по необходимости около 1 часа в день. Арине легко дается общение на языке, понимание речи на слух, заучивание новых слов. Трудности испытывает в грамматике и чтении. Она хочет заниматься языком после окончания школы. По опроснику Айзенка было выявлено, что у Арины холерический тип темперамента, т.к. экстраверсия составила 18 баллов, а невротизм - 22 балла. По опроснику Смирнова:

Экстраверсия - высокая- 20 баллов

Ригидность - средняя - 10 баллов

Эмоциональная возбудимость - высокая - 18 баллов

Темп реакций - быстрый - 17 баллов

Активность - средняя - 19 баллов

При оценке восприятия было выявлено, что у Арины затруднительный прием информации, она не успевает за средним темпом подачи информации, без установки запоминает слова лучше, чем с установкой, в целом восприятие слов для запоминания более-менее осмысленно (12 слов).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ