Цель: научить пониманию основных положений психоаналитической теории З. Фрейда с точки зрении ее влияния на психодинамическое направление в теории личности.
Задачи: сформировать представление
· об основных исследованиях в области бессознательного до психоаналитической теории З. Фрейда.
· об основных фактах биографии З. Фрейда и об этапах развития его научно-практической деятельности.
· о структуре личности по З.Фрейду как единства трех взаимосвязанных компонентов: Оно (ID); Я (EGO); Сверх - Я (SUPER-EGO)
· об инстинктах жизни и смерти (либидо и мортидо) в теории З. Фрейда.
· о функции тревоги в концепции психоанализа З.Фрейда.
Фрейд Зигмунд - австрийский психиатр, психоаналитик. Родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия (на территории современной Чехии), большую часть жизни прожил в Вене. Получил классическое образование. В 1873 году поступил на медицинский факультет Венского университета. Во время учебы испытал влияние знаменитого психолога Эрнста Брюкке, идеи которого позднее получили свое развитие во взглядах Фрейда на динамику психического функционирования. Фрейд отличался чрезвычайным честолюбием, которое толкало его к совершению какого-нибудь открытия, которое могло бы принести ему известность уже в студенческие годы.
После получения медицинской степени в 1881 году Фрейд занял должность в Институте анатомии мозга, где занялся изучением морфофизиологии центральной нервной системы.
В 1885 году Фрейд, благодаря полученной исследовательской стипендии, стажируется в Париже у одного из наиболее выдающихся неврологов того времени Жана Шарко. Используя внушение и гипноз, Шарко добивался появления или, наоборот, исчезновения истерических симптомов у своих пациентов. Эти клинические демонстрации произвели на Фрейда сильное впечатление. Он вернулся в Вену и переключился на исследования в области психопатологии.
Первая работа Фрейда появилась в 1895 году. Она была посвящена теме возникновения истерических симптомов из подавленных детских травматических переживаний. Этот момент можно назвать годом основания психоанализа и начала формирования психоаналитической теории.
Утверждения Фрейда о том, что в основе многих психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью, привели к его исключению из Венского университета. В промежутке между 1860 и 1900 годами, Фрейд углубляется в интенсивный самоанализ, результатом которого стал не только личностный рост, но и появление первого и наиболее революционного труда, основанного на собственном опыте. Книга «Толкование сновидений» была проигнорирована консервативным научным сообществом, но это не остановило Фрейда на пути дальнейшего развития психоаналитической концепции. Период 1901 - 1905 годы стал особенно творческим. Было опубликовано ряд работ, посвященных исследованию сексуальности, психопатологии и структуре личности.
В 1909 году стал триумфальным для Фрейда. Цикл лекций, прочитанных в США, был воспринят очень хорошо и открыл путь психоаналитической концепции к международному признанию. Фрейд достиг огромной известности, его фигура стала поистине культовой. Пациенты практически со всего света записывались на его консультации. Тем не менее, смерть его 26-летней дочери и страх за судьбу двух сыновей, воевавших на фронте, омрачили его триумфальное шествие. Отчасти под влиянием атмосферы первой мировой войны, 64-х летний Фрейд дополняет свою теорию существованием универсального человеческого инстинкта - стремления к смерти. Книги того периода расходятся огромными тиражами по всему миру: «Будущее одной иллюзии», «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно». Фрейд был исключительно одаренным писателем, о чем свидетельствует награждение его премией Гете по литературе в 1930 году.
Усиление антисемитизма в 1930-х годах также оказало сильное влияние на его взгляды о социальной природе человека. Вскоре после вторжения в Вену гитлеровцев, Фрейд бежит в Англию.
Последние годы жизни Фрейда были тяжелыми. С 1923 года он страдал раковой опухолью глотки и челюсти, но упорно отказывался от, каких бы то ни было, лекарственных средств, в то же время, выкуривая в день до 20 кубинских сигар.
Фрейд умер 23 сентября 1939 года в Лондоне, оставив после себя многочисленных учеников и одну из наиболее революционных психологических теорий.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ
В течение длительного времени Фрейд применял топографическую модель личности, в которой выделял три основных компонента: сознание, подсознание, бессознательное. Сознание - ощущения и переживания, которые осознаются человеком в данный конкретный момент времени. Область подсознательного - совокупность опыта, не осознаваемого на данный момент, но потенциально активируемая сознательным усилием. Бессознательное - совокупность примитивных инстинктов, эмоций и воспоминаний, подспудно, неосознанно влияющих на поведение человека.
В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: Ид, Эго, Суперэго. Причем предполагается, что эти три компонента являются скорее не структурными единицами, а параллельно протекающими процессами.
Хотя каждая из этих областей личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, они взаимодействуют столь тесно, что трудно и даже невозможно распутать линии их влияния и взвесить их относительный вклад в человеческое поведение. Поведение почти всегда выступает как продукт взаимодействия этих трех систем; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других.
Оно(ид) - совокупность врожденных, примитивных инстинктов (драйвов), наполняющих любое поведение энергией. Фрейд рассматривал Ид как посредника между соматическими и психическими процессами в организме, черпающего энергию из телесных процессов и питающих этой энергией психику.
Идесть изначальная система личности: это матрица, в которой впоследствии дифференцируются Эго и Суперэго. Ид включает все то психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Ид - резервуар психической энергии и обеспечивает энергию для двух других систем. Ид тесно связано с телесными процессами, откуда черпает свою энергию. Фрейд назвал Ид «истинной психической реальностью», поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности.
Когда энергия нарастает, Ид не может этого выдерживать, что переживается как дискомфортное состояние напряжения. Следовательно, когда уровень напряжения организма повышается - либо в результате внешней стимуляции, либо вследствие внутреннего возбуждения - Ид действует таким образом, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм на удобный постоянный и низкий энергетический уровень. Принцип редукции напряжения, на основе которого действует Ид, называется принципом удовольствия.
Для того, чтобы выполнить свою задачу - избежать боли, получить удовольствие, - Ид располагает двумя процессами. Это рефлекторное действие и первичный процесс. Рефлекторные действия представляют собой врожденные автоматические реакции типа чихания и мигания; они обычно сразу снимают напряжение. Организм снабжен рядом таких рефлексов для того, чтобы справляться с относительно простыми формами возбуждения. Первичный процесс предполагает более сложную реакцию. Он пытается высвободить энергию через создание образа объекта, в связи с чем, энергия переместится. Например, первичный процесс даст голодному человеку ментальный образ пищи. Галлюцинаторное переживание, в котором желаемый объект представлен как образ памяти, называется исполнение желания. Лучшим примером первичного процесса у здорового человека является сновидение, которое, по Фрейду, всегда представляет исполнение или попытку исполнения желания. Галлюцинации и видения психотиков - также примеры первичного процесса. Ярко окрашено действием первичного процесса аутистическое мышление. Эти исполняющие желания ментальные образы являются единственной реальностью, известной Ид.
Очевидно, что сам по себе первичный процесс не способен снять напряжение. Голодный не может съесть образ еды. Следовательно, развивается новый, вторичный психический процесс, и с его появлением начинает оформляться вторая система личности - Эго.
Эго (Я) - компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремиться удовлетворить потребности организма в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого - сохранение целостности организма, путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достижения разрядки напряжения подходящим способом. Этот процесс Фрейд назвал вторичным процессом.
Эго появляется в связи с тем, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с миром объективной реальности. Голодный человек должен искать, найти и съесть пищу прежде, чем будет снижено напряжение голода. Это означает, что человек должен научиться различать образ пищи, существующий в памяти, и актуальную перцепцию пищи, существующей во внешнем мире. Когда эта дифференциация осуществлена, необходимо преобразовать образ в перцепцию, что осуществляется как определение местонахождения пищи в среде. Иными словами, человек соотносит существующий в памяти образ пищи с видом или запахом пищи, приходящими через органы чувств. Основное различие между Ид и Эго заключается в том, что Ид знает только субъективную реальность, в то время как Эго различает внутреннее и внешнее.
Говорят, что эго подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности - предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения «обслуживается» именно принцип удовольствия. Принцип реальности связан с вопросом об истинности или ложности опыта - то есть, обладает ли он внешним существованием, -- в то время как принцип удовольствия заинтересован лишь в том, приносит ли опыт страдание или наоборот.
Вторичный процесс - это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса эго формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке - как правило, некоторым действием, - чтобы выяснить, срабатывает ли он. Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью. Чтобы удовлетворительно играть свою роль, эго контролирует все когнитивные и интеллектуальные функции; эти высшие ментальные процессы обслуживают вторичный процесс.
Эго называют исполнительным органом личности, так как оно открывает двери действию, отбирает из среды то, чему действие должно соответствовать, и решает, какие инстинкты и каким образом должны быть удовлетворены. Осуществляя эти чрезвычайно важные исполнительские функции, Эго вынуждено стараться интегрировать часто противоречивые команды, исходящие от Ид, Супер-эго и внешнего мира. Это непростая задача, часто держащая Эго в напряжении.
Однако следует иметь в виду, что Эго - эта организованная часть ид - появляется для того, чтобы следовать целям Ид и не фрустрировать их и что вся его сила черпается из Ид. Эго не обладает существованием, отдельным от Ид, и в абсолютном смысле всегда зависимо от него. Его главная роль - быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды; его высшая цель - поддерживать жизнь организма и увидеть, что вид воспроизводится.
Суперэго (Сверх-Я) - третья и последняя развивающаяся система личности, интернализованная модель общественных норм и стандартов поведения. Это морально - этическая структура, которая появляется, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно», результат воспитания и социального обучения. Каждый поступок человека оценивается этим «внутренним цензором».
Суперэго - внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Суперэго - это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия, Его основная задача - оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.
Суперэго как сопровождающий человека интернализированный моральный арбитр развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей. То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, инкорпорируется в совесть -- одну из подсистем Суперэго. То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в его эго-идеал - другую подсистему Суперэго, Механизм обоих процессов называется интроекция. Ребенок принимает, или интроецирует, моральные нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, эго-идеал награждает его, наполняя гордостью. С формированием Суперэго на место родительского контроля встает самоконтроль.
Основные функции самоконтроля: 1) препятствовать импульсам Ид, в частности, импульсам сексуального и агрессивного плана, ибо проявления их осуждаются обществом; 2) «уговорить» Эго сменить реалистические цели на моральные и 3) бороться за совершенство. Таким образом, Суперэго находится в оппозиции к Ид и к Эго и пытается строить мир по своему образу. Однако Суперэго подобно Ид в своей иррациональности и подобно Эго в стремлении контролировать инстинкты. В отличие от Эго Суперэго не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей, оно их постоянно блокирует.
В заключение этого краткого рассмотрения следует сказать, что Ид, Эго и Суперэго не следует рассматривать как неких человечков, управляющих нашей личностью. Это не более чем наименования для различных психических процессов, подчиняющихся системным принципам. В обычных обстоятельствах эти принципы не противоречат друг другу и не перечеркивают друг друга. Напротив, они работают как единая команда под руководством Эго. Личность в норме функционирует как единое целое, а не как нечто трехчастное.
В общем смысле Ид может рассматриваться как биологическая составляющая личности, Эго - как психологическая составляющая, Суперэго - как социальная составляющая.
ИНСТИНКТЫ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА ОБЩЕСТВА
Фрейд развивался под влиянием философии детерминизма и позитивизма девятнадцатого века и считал человеческий организм сложной энергетической системой, черпающей энергию из потребляемой пищи и расходующей ее на столь различные вещи, как кровообращение, дыхание, мышечные усилия, восприятие, мышление, память. Фрейд не видел причин считать, что энергия, обеспечивающая дыхание или пищеварение, обладает какими-либо отличиями, кроме отличий по форме, от энергии, обслуживающей мышление и память. В конце концов -- и на этом твердо настаивали физики девятнадцатого века - энергия должна определяться с точки зрения осуществляемой работы. Если работа представлена психической активностью, например, мышлением, то правомерно, по мысли Фрейда, назвать эту форму энергии психической энергией. В соответствии с принципом сохранения энергии энергия может трансформироваться из одного состояния в другое, но не может исчезать в рамках тотальной космической системы. Из этого следует, что психическая энергия может трансформироваться в физиологическую, и наоборот. Местом встречи, «мостиком» между энергией тела и энергией личности выступает Ид и Эго.
Инстинкт определяется как врожденная психологическая репрезентация внутреннего соматического источника возбуждения. Психологическая репрезентация называется желанием; телесное возбуждение, из которого оно возникает, называется потребностью. Таким образом, состояние голода может быть описано с точки зрения физиологии как состояние дефицита питания в тканях тела, тогда как психологически оно представлено желанием есть, желание действует как мотив поведения. Голодный ищет пищу. В связи с этим инстинкты считаются движущими факторами личности. Они не только побуждают поведение, но и определяют его направленность. Иными словами, инстинкт осуществляет избирательный контроль над поведением, повышая сензитивность к определенному виду стимулов. Голодный более чувствителен к пищевым стимулам, сексуально возбужденный человекс большей вероятностью отреагирует на эротические стимулы.
Кстати, можно видеть, что организм также может активизироваться и внешней стимуляцией.
Однако Фрейд полагал, что источники возбуждения, находящиеся в среде, менее важны для динамики личности, чем врожденные инстинкты. В целом внешние стимулы возлагают на организм меньше требований и требуют менее сложных форм удовлетворения, чем потребности. Внешнего стимула можно избежать, но от потребности убежать невозможно. Хотя Фрейд отводил внешней стимуляции вторые роли, он никогда не отрицал ее значение в определенных условиях. Например, чрезмерная стимуляция в ранние годы жизни, когда незрелое Эго не способно связать огромное количество свободной энергии (напряжения), может иметь на личность решающее влияние, как мы увидим при обсуждении представлений Фрейда отревоге.
Инстинкт - это квант психической энергии или, как это обозначил Фрейд, «мера запроса на работу ума». Вместе взятые, инстинкты составляют суммарную психическую энергию, находящуюся в распоряжении личности. Как уже сказано, Ид представляет резервуар этой энергии и местоположение инстинктов. Ид может быть уподоблено динамо-машине, поставляющей психическую энергию для всего многообразия действий личности. Разумеется, энергия извлекается из телесных метаболических процессов.
Инстинкт имеет источник, цель, объект и импетус. Источник мы уже определили как телесное состояние или потребность. Цель состоит в устранении телесного возбуждения. Цель пищевого инстинкта, например, состоит в устранении пищевого дефицита, что достигается, разумеется, актом еды. Вся активность между появлением желания и его исполнением относится к объектy. Иначе говоря, объект - это не только конкретный предмет или условие, удовлетворяющее потребности; он также включает поведение, направленное на поиск необходимого предмета или условия. Например, когда человек голоден, он должен предпринять некоторые действия для того, чтобы достичь цели- насыщения. Импетус - этосила инстинкта, определяемая интенсивностью потребности. С ростом пищевого дефицита, вплоть до возникновения физической слабости, соответственно возрастает сила инстинкта.
Рассмотрим кратко некоторые последствия такого подхода к инстинктам. Прежде всего, предлагаемая Фрейдом модель - это модель «напряжения-редукции». Поведение человека активируется внутренними побудителями, и активность убывает по мере того, как соответствующие действия отменяют или снижают возбуждение. Это означает, что цель инстинкта по характеру своему регрессивна, так как возвращает человека к предшествующему состоянию, состоянию до проявления инстинкта. Состояние, в которое возвращается человек, относительно статично. Инстинкт следует также считать консервативным, так как его цель - сохранить равновесие организма посредством снятия возбуждения. Таким образом, мы можем обрисовать инстинкт как процесс, повторяющийся с той же частотой, что и круг явлений, начиная с возникновения возбуждения и завершая отдыхом. Этот аспект инстинкта Фрейд назвал навязчивое повторение.
Личность вынуждена вновь и вновь повторять неизбежный цикл возбуждения и покоя. (Термин «навязчивое повторение» используется также при описании персеверативного поведения, когда средства удовлетворения потребности не вполне адекватны. Ребенок персеверирует, сося палец в состоянии голода.)
В соответствии с фрейдовой теорией инстинктов источник и цель инстинкта остаются постоянными на протяжении жизни, хотя физическое созревание меняет или устраняет источник. С развитием новых телесных потребностей могут появляться новые инстинкты. По контрасту с постоянством источника и цели, объект или средства удовлетворения потребности могут в течение жизни существенно варьировать - что и происходит. Эти вариации в выборе объекта возможны, так как психическая энергия способна смещаться; она может разряжаться различными путями. Следовательно, если тот или иной объект недоступен - либо потому, что отсутствует, либо в силу наличия внутриличностных барьеров, - энергия может вкладываться в другой объект. Если он также окажется недоступным, возникнет новое перемещение, и так далее, пока не будет найден подходящий объект. Иными словами, объекты могут заменяться, чего определенно не может быть с источником и целью инстинкта.
Когда энергия инстинкта более или менее постоянно вкладывается в замещающий объект, соответствующее поведение называется производным от инстинкта. Так, если первым избранным ребенком сексуальным объектом является манипулирование собственными половыми органами, и он вынужден отказаться от этого удовольствия в пользу более безобидных форм телесной стимуляции - например, сосания пальца или игры с игрушками, - замещающие активности производны от инстинкта. Цель сексуального инстинкта нисколько не меняется: идет поиск сексуального удовлетворения.
Перемещение энергии из одного объекта в другой - наиболее важная характеристика динамики личности. Она объясняет очевидную пластичность человеческой натуры и замечательное разнообразие человеческого поведения. Практически все интересы, предпочтения, вкусы, привычки взрослого человека представляют перемещение энергии от оригинальных инстинктивных объект-выборов. Почти все они производны от инстинкта. Теория мотивации Фрейда основана на допущении, что инстинкты - это единственные источники человеческого поведения.
Не претендуя на знание общего числа инстинктов, Фрейд, тем не менее, предположил, что все они могут быть объединены в две большие группы, названные «инстинкты жизни» и «инстинкты смерти».
Инстинкты жизни служат целям выживания индивида и размножения. Под эту категорию подпадают голод, жажда, секс. Форма энергии, посредством которой воплощаются инстинкты жизни, называется либидо.
Инстинкт жизни, которому Фрейд уделяет наибольшее внимание, - сексуальный инстинкт, и на заре психоанализа почти все, что совершает человек, приписывалось действию этого вездесущего инстинкта. На самом деле сексуальный инстинкт не един. Иначе говоря, существует ряд отдельных телесных потребностей, побуждающих эротические желания. Каждое из этих желаний имеет источник в особом телесном регионе; последние называются эрогенными зонами. Эрогенная зона - это участок кожи или слизистой, высоко чувствительный к раздражению; если им определенным образом манипулировать, это снимает напряжение и вызывает удовольствие. Одну из таких зон образуют губы и ротовая полость, другую - анальная область, третью - половые органы. Сосание вызывает оральное удовольствие, испражнения - анальное удовольствие, массирование или трение в области половых органов - генитальное удовольствие. В детстве сексуальные инстинкты относительно независимы друг от друга, но при достижении пубертата имеют тенденцию к смешению и совместному служению репродуктивной цели.
Инстинкты смерти, или, как иногда называл их Фрейд, деструктивные инстинкты, проявляются не столь заметно, как инстинкты жизни, по этой причине известно о них немного, но они неизбежно выполняют свою миссию. Каждый человек, в конце концов, умирает - факт, давший начало знаменитому афоризму Фрейда: «Цель жизни - смерть». Фрейд, в частности, полагал, что у человека есть желание - разумеется, обычно бессознательное, - умереть. Он не пытался определить соматические источники инстинктов смерти, хотя кто-то, быть может, захочет связать их с катаболическими или разрушительными процессами в организме. Не дал он и название энергии, посредством которой осуществляют свою работу эти инстинкты (в последствии неофрейдисты назвали эту энергию мортидо, по аналогии с либидо).
Представление Фрейда относительно существования инстинкта смерти основано на принципе постоянства, сформулированном Фехнером. Согласно этому принципу, все жизненные процессы стремятся к возвращению к стабильности неорганического мира. Жизнь, говорит Фрейд, это окольный путь к смерти. Потревоженная в своем стабильном существовании, органическая материя стремится вернуться к статичному состоянию. Стремление к смерти у человека - психологическая репрезентация принципа постоянства.
Важным дериватом инстинктов смерти является агрессивное побуждение. Агрессивность - это саморазрушение, обращенное вовне и направленное против замещающих объектов. Человек сражается с другими и является деструктивным потому, что желание смерти блокируется силами жизненных инстинктов и другими обстоятельствами внутри личности, противостоящими инстинктам смерти. Война 1914 - 1918 гг. убедила Фрейда, что агрессия - такой же важный мотив, как и сексуальный. Инстинкты жизни и смерти и их дериваты могут смешиваться, нейтрализовывать, замещать друг друга.
В конечном итоге динамика личности состоит во взаимодействии сил побуждения, катексиса, и сил сдерживания, антикатексиса. Все внутриличностные конфликты могут быть сведены к оппозиции этих двух силовых систем. Продолжительное напряжение связано с противодействием сил сдерживания силам побуждения. Будет ли это антикатексис Эго, противостоящий катексису Ид, или антикатексис Суперэго, противостоящий катексису Эго, результат в смысле напряжения будет тот же. Как любил говорить Фройд, психоанализ - это такое понимание динамики, «которое сводит ментальную жизнь к взаимодействию сил, друг другу помогающих и друг друга сдерживающих».
Таким образом, согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения группы примитивных инстинктов, самый мощный из которых - сексуальный (либидо). Фрейд рассматривал Ид как посредника между соматическими и психическими процессами в организме, черпающего энергию из телесных процессов и питающего этой энергией психику.
Ко второй группе инстинктов принадлежит танатос (мортидо) - инстинкт смерти, лежащий в основе всех проявлений жестокости и агрессии. Согласно Фрейду, все устройство современной цивилизации является продуктом сублимации сексуальной и агрессивной энергии. Не имея возможности снимать напряжение, вызываемое инстинктами напрямую, люди научились смещать (сублимировать) свою инстинктивную энергию на других людей, другие предметы, другую деятельность.
ТРЕВОГА
Одним из важнейших понятий в психоанализе является тревога. Тревога является функцией Эго, и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать ее о надвигающейся угрозе.
Фрейд различал три вида тревоги: реальную тревогу, невротическую тревогу и моральную тревогу, или чувство вины. Основной тип - реальная тревога или страх реальных опасностей внешнего мира; от нее производны два других. Невротическая тревога представляет страх того, что инстинкт выйдет из-под контроля и заставит человека сделать нечто, за что последует наказание. Невротическая тревога - не столько страх инстинктов, как таковых, сколько страх наказания, которое последует за его удовлетворением. Невротическая тревога имеет основу в реальности, поскольку в лице родителей или других авторитарных фигур мир наказывает ребенка за импульсивные действия. Моральная тревога - это страх совести. Люди с хорошо развитым Суперэго чувствуют вину, совершая нечто противное моральному кодексу или даже думая об этом. О них говорят, что они терзаются муками совести. Моральная тревога также в основе реалистична: в прошлом человека наказывали за нарушения морального плана, могут наказать и опять.
Функции тревоги - предостеречь человека о надвигающейся опасности; это сигнал для Эго о том, что, хотя приняты соответствующие меры, опасность может возрастать, и Эго может потерпеть поражение.
Тревога представляет собой состояние напряжения; это - побуждение, подобное голоду или сексуальному побуждению, но возникает не во внутренних тканях, а изначально связано с внешними причинами. Возросшая тревога мотивирует человека к действиям. Он может уйти из опасного места, сдержать импульс, подчиниться голосу совести.
Тревога, с которой невозможно эффективно справиться, называется травматической. Она возвращает человека к состоянию инфантильной беспомощности. Фактически прототипом более поздней тревоги является травма рождения. Мир обрушивает на новорожденного стимулы, к которым тот не готов и не может адаптироваться. Ребенку необходимо убежище, чтобы эго имело шанс развиться настолько, чтобы справиться с сильными внешними стимулами. Если эго не в состоянии справиться с тревогой рационалистически, оно вынуждено вернуться к нереалистическим методам. Это и есть защитные механизмы.
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Основная психодинамическая функция тревоги - помогать человеку избегать осознанного выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение этих импульсов надлежащими способами и в подходящее время. Защитные механизмы Эго помогают в исполнении этих функций, а также охранять человека от захлестывающей его тревоги. По сути дела это стратегия, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов Ид и встречного давления Суперэго. Все защитные механизмы ведут либо к блокировке импульса Ид, либо к его искажению, уменьшающему его энергию. Защитные механизмы действуют на неосознанном уровне и искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности.
Вытеснение. Наиболее распространенный механизм. Удаление из осознания мыслей, вызывающих страдание. В результате действия этого механизма, индивидуумы не осознают своих вызывающих тревогу конфликтов. Однако вытесненные конфликты не теряют энергию и для предотвращения их «прорыва» в сознание, человеку приходится затрачивать массу своих ресурсов, которые могли бы быть потрачены на конструктивное, творческое поведение.
Проекция. Приписывание собственных неприемлемых мыслей и чувств, другим людям. Проекция позволяет приписать свои промахи и неудачи своему окружению. Классический пример - студент, не подготовившийся как следует к зачету, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию.
Замещение. Переадресация инстинктивного импульса от более угрожающего объекта менее угрожающему. Наглядный пример - ребенок, которого отругали родители, толкает свою младшую сестру или ломает ее игрушки.
Рационализация. Путем ложной аргументации иррациональное поведение представляется вполне разумным и оправданным в глазах окружающих. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно не привлекательна.
Реактивное образование. Иногда Эго может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Он проявляется двухступенчато: сначала запретный импульс подавляется, затем проявляется противоположный. Например, многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.
Регрессия. Возврат к ребяческим, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Примером может служить сосущий палец десятилетний мальчик (см. выше).
Отрицание. Этот механизм действует, когда человек отказывается признавать, очевидный случившийся факт. Отрицание особенно характерно для маленьких детей и индивидуумов со сниженным интеллектом.
Сублимация. Согласно Фрейду, это единственный конструктивный защитный механизм, повышающий социальную адаптацию человека. Он заключается в изменении своего инстинктивного импульса социально приемлемым способом, без сдерживания его проявления. Сублимация сексуальных импульсов послужила главным толчком для великих достижений в современной культуре.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ
Психоаналитическая теория развития личности основывается на двух предпосылках. Первая предпосылка делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте (до пяти лет). Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии, которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий. В термине психосексуальный подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой (с психологической компонентой) в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение.
Логика теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и сверхзаботливости. В первом случае психосексуальные потребности, соответствующие определенной стадии развития пресекаются (фрустрируются) родителями и поэтому не находят оптимального удовлетворения, во втором со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможности самому управлять своими внутренними функциями. В обоих случаях происходит своеобразное застревание (фиксация) на определенной стадии психосексуального развития. Например, у десятилетнего мальчика упорное сосание пальца является явным признаком оральной фиксации. Фрейд отстаивал точку зрения, согласно которой серьезные конфликты во взрослой жизни - следствие нарушения адекватного прохождения фаз психосексуального развития.
СТАДИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
1. Оральная стадия (0-18 мес.) Зона сосредоточения либидо - рот, так как рот в этот период наиболее тесно связан с удовлетворением биологических потребностей. Однако удовлетворение оральных потребностей - это, прежде всего:
· удовлетворение либидо (сосание) как получение удовольствия;
· удовлетворение голода;
· удовлетворение потребности соотнесения себя с объектом (матерью).
Особенность заключается в том, что эти потребности должны удовлетворяться вместе.
С момента рождения появляется желание подтвердить себя, свои границы:
1) В материнской утробе ребенок воспринимает мир и свои собственные границы слитно, как некое космическое состояние, и переживает «океаническое чувство».
2) После родов эти границы подтверждают пеленки как границы внутри матери.
Появляется ценность удовлетворения.
3) Возникающее у ребенка напряжение снижается через сосание материнской груди, вследствие чего ребенок получает удовольствие как оргазмическое чувство. Однако если мама не подходит сразу (идеальных матерей не бывает) и не обозначает собою ребенка (т. к. мать и ребенок еще неразрывны), он испытывает фрустрацию и подтверждает отсутствие себя, свою «плохость».
Поскольку Ид и Эго еще нераздельны, в этот момент появляется Эго как реакция на фрустрацию, как:
· сила, инстанция на границе с миром;
· возникающая из ощущений с телом;
· создающая защитные механизмы от фрустрации;
· возникающая из Ид во внешнем слое, выносящая в мир напряжение.
Таким образом, Эго защищает Ид через удовлетворение, а не удовольствие, т. к. удовольствие достигается при немедленной разрядке. Повторяющиеся неизбежные фрустрации расширяют границы между внутренним и внешним миром. Выделяется функция Эго как защиты от внешнего мира и от внутреннего, как от слишком сильного напряжения в Ид. Но при слишком сильных фрустрациях зачаточное Эго не может с ними справиться, ребенок фиксируется, «запоминает» неприятные ощущения и защищает себя сам. Например, пососать свой собственный палец.
4) Ребенок начинает экспериментировать с грудью - кусать, то есть:
· входить в контакт с объектом;
· наделять мать волей.
В этот период формируется либо базовое доверие миру, либо недоверие.
Таким образом, в каждом инстинктивном удовлетворении потребностей:
· познание реальности;
· овладевание реальностью;
· эмоциональное взаимодействие;
· тактильный контакт с телом матери.
К 6 - 12 месяцам появляется новая форма орального удовлетворения. Появление зубов обусловливает садистические желания - кусать (в т.ч. мамину грудь). Удовлетворение голода и исследование мира через рот объединены совместным проявлением любви и агрессии. Вырисовывается мир реальных объектов. Теряется чувство продолжения его самого.
К 7 - 12 месяцам появляются признаки гнева четко на мать, как реакция на фрустрацию, однако гнев долго не живет. Это признаки орально-садистической стадии.
Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Это момент всегда связан с фиксацией. Поскольку в норме любой ребенок всегда желает мамину грудь, не хочет бросать.
Согласно Фрейду, у человека, который получал в этот период недостаточную стимуляцию, сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности (ожидание «материнского отношения к себе», поиск одобрения любой ценой, требовательность, зависимость, пессимизм…).
2. Анальная стадия (1-3 года). Первый урок цивилизации. Мама впервые выдает запреты, становится карающей, страшной инстанцией. Эрогенная зона на другой стороне кишечника (анус).
Ребенок начинает улавливать напряжение в прямой кишке сначала бессознательно, затем сознательно. Появляется первое проявление воли - управление сфинктером. Впервые входит в объектные отношения, где акт дефекации - это манипуляция, ощущение всемогущества, месть. Задача ребенка получить любовь через дефекацию, когда «делаю» - любовь, «не делаю» - не любовь, «сдерживаю» - любовь, «не сдерживаю» - не любовь. Ребенок может манипулировать, чтобы вызвать желаемое от мамы. В изобилии направляется не нее агрессия. Именно теперь ребенок в играх хочет завладеть игрушкой, во что бы то ни стало. Идентифицируясь с агрессором, - мамой -демонстрируют такое же поведение и со сверстниками.