Потребности безопасности включают в себя потребности в стабильности условий жизнедеятельности, уверенности в завтрашнем дне, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в избежании страха, хаоса, болезней. Они влияют на поведение людей, что выражается в предпочтении стабильной работы с хорошим заработком, открытии сберегательных счетов, приобретении страховки, чтобы обеспечить себя на случай болезни, безработицы или в старости;
Потребности привязанности и любви. Маслоу выделял два вида любви взрослых: дефицитарная, или Д-любовь, основанная на дефицитарной потребности - любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения, секса или общества того, с кем мы не чувствуем себя одинокими, то есть это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Бытийная или Б-любовь - она не собственническая, не назойливая, без желания использовать или изменить другого человека, это любовь «бытия» другого, несмотря на его несовершенства. Но она поощряет в другом человеке его позитивные представления о себе и позволяет ему расти и совершенствоваться;
Потребность в самоуважении и уважении другими. Самоуважение включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя престиж, признание, репутацию, статус, принятие, то есть нам важно знать, что то, что мы делаем признается и оценивается значимыми другими;
Потребность в развитии личности и самореализации. Побуждение в реализации наших потенциалов естественно и необходимо, но все же только малая часть людей достигают ее. В части случаев люди не видят своего потенциала и не понимают пользы самосовершенствования. Некоторые склонны сомневаться или даже бояться своих способностей. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы, он характеризуется страхом успеха. В других случаях социальное и культурное окружение подавляют тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения. Примером тому является культурный стереотип мужественности, когда такие человеческие качества, как сочувствие, доброта, мягкость у мужчин осуждаются или высмеиваются, так как рассматриваются как «немужественные». И последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, - это негативное влияние, исходящее из потребности в безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Таким образом, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и его тенденцию возврату к поиску безопасности и защиты.
Первые два типа потребностей в своей иерархии Маслоу назвал первичными (врожденными), остальные - вторичными (приобретенными). При этом процесс повышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. И неважно, насколько высоко продвинулся человек в этой иерархии, если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока они не будут в достаточной степени удовлетворены. Следует также заметить, что потребности никогда не могут быть удовлетворены по принципу «все или ничего». Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности в следующей степени: 85% - физиологические, 70% - в безопасности, 50% - в любви и привязанности, 40% - в уважении, 10% - в самоактуализации. К тому же люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться по этой лестнице, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
МОТИВАЦИИ
Маслоу предложил теорию человеческой мотивации, в которой различал две категории мотивов: дефицитарные мотивы или Д-мотивы и мотивы роста или «бытийные» Б-мотивы. Первые включают в себя базовые потребности - это потребности в пище, безопасности, привязанности, самоуважении и т.п. Наше поведение часто направлено на удовлетворение этих базовых потребностей, иначе возникает состояние фрустрации, напряжения. Мотивы роста определяются наличием у человека метапотребностей - потребностей в справедливости, доброте, красоте единстве и т.п. Они обогащают, расширяют жизненный опыт и, в отличие от дефицитарных мотивов, не снимают напряжение, а увеличивают его посредством нового волнующего и разнообразного опыта. Базовые потребности в большинстве случаев сильнее метапотребностей и организованы иерархически. Метапотребности не имеют иерархии, они одинаково сильны и могут легко замещаться одна другой. Метапотребности также инстинктивны или врожденны, как и базовые и, когда они не удовлетворяются, человек заболевает.
МЕТАПАТОЛОГИИ
Маслоу считал, что, когда люди не удовлетворяет свои метапотребности, у них развиваются психические отклонения, которые он назвал метапатологиями. К ним он относил апатию, отчуждение, депрессию, цинизм. Он предположил также, что некоторые формы поведения, связанные с накопительством, ориентацией на потребление, также свидетельствуют о наличии метапатологий, которые проявляются в таких симптомах, как неспособность кого-то глубоко любить, в стремлении жить сегодняшним днем, нежелании видеть что-либо ценное и достойное в жизни, неумении ценить настойчивость в поисках личного совершенствования, неэтичном поведении. Маслоу размышлял о том, что метопатологии могут быть ответственными за искажение ценностного развития. Он чувствовал, что многие люди путают правильное и неправильное, например, не осуждая пьянство, наркотики, войну. Это происходит потому, что они лишены метапотребностей совершенствования, доброты, честности и справедливости, а это приводит к оскудению социальных чувств, неуважению к правам других и равнодушию к таким этическим ценностям, как благородство и сострадание
ИЗУЧЕНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Маслоу полагал, что если психология будет изучать исключительно ущербных невротичных людей, то она обречена быть «искалеченной» психологией. Чтобы создать более полную и всеобъемлющую науку о человеке, психологи также обязаны изучать людей, в полной мере реализовавших свой потенциал. В своем неформальном исследовании Маслоу обрисовал людей, которых он считал самоактуализирующимися. Это были люди, которые по всем общепринятым стандартам достигли полной зрелости. Хотя он вынужден был признать, что самоактуализирующихся людей немного, он обнаружил их среди исторических персонажей таких как Линкольн, Джефферсон, Уолт Уитмен, Торо, Бетховен. Некоторые были живы во время исследования - Элеонор Рузвельт, Эйнштейн. В группу исследованных вошли также друзья и знакомые ученого, студенты колледжа. Всего было обследовано 48 человек, отнесенных к самоактуализирующимся личностям. Маслоу поставил перед собой цель найти и описать в обследованных черты, которые отличают их от большинства людей. Этими отличительными чертами оказались: 1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней; 2) принятие себя, других людей и природы такими, какие они есть; 3) спонтанность, естественность поведения; 4) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, проблему; 5) отстраненность, потребность в уединении; 6) автономность, самостоятельность суждений; 7) новизна, свежесть восприятия, открытость новому опыту; 8) различение целей и средств, зла и добра («не всякое средство хорошо для достижения цели»); 9) наличие глубоких духовных или мистических переживаний; 10) большие творческие ресурсы; 11) готовность к решению новых проблем, к подлинному пониманию своих возможностей; 12) чувство юмора не агрессивно, а философично; 13) близкие отношения с некоторыми особенно любимыми людьми не поверхностны, а глубоки и эмоциональны; 14) ценности и отношения демократичны.
Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании каких-либо произведений. Родитель, спортсмен, студент, рабочий - все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают. Специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Самоактуализирующиеся люди, по словам Маслоу, «так или иначе посвящают себя поиску того, что я назвал ценностями Бытия, поиску главных, вечных, лежащих в основании всего ценностей, которые не могут быть подчинены никаким другим, более важным. Их около четырнадцати этих высших ценностей, ценностей Бытия, в их числе Истина, Красота и Добродетель...». По определению Маслоу, самоактуализирующийся человек - это психически здоровый человек, сумевший полностью раскрыть свой потенциал.
ОЦЕНКА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Хотя, Маслоу представил широкую и убедительную концепцию мотивов человека, именно самоактуализация привлекла его интерес и завладела воображением. Пытаясь дать точное описание тех личностей, которые наиболее полно проявили свои способности, он пытался помочь людям увидеть важность самоактуализации. И неудивительно, что попытки, направленные на эмпирическое подтверждение гуманистического направления в теории личности, сконцентрировались почти исключительно на самоактуализации. В 1964 году Shostrom разработал «Опросник личностной ориентации» (Personal Orientation Inventory ,POI), который дал возможность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией. POI - это опросник самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу. Он состоит из 150 утверждений вынужденного выбора. Из каждой пары респондент должен выбрать то, которое лучше его характеризует. Опросник состоит из двух основных шкал и десяти субшкал. Первая основная шкала измеряет то, в какой степени человек является направленным на себя, а не на других в поисках ценностей и смысла жизни. Очевидно, никто не может функционировать эффективно в обществе без чувства направленности на других, но тем не менее от самоактуализирующихся людей следует ожидать большей направленности на себя, чем от людей, которые самоактуализируются в меньшей степени. Вторая шкала называется компетентность во времени. Она измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем. Субшкалы включают в себя ценности самоактуализации, экзистенциальность, эмоциональную реактивность, спонтанность, заботу о своих интересах, самоприятие, природу человека, синергизм, приятие агрессии и способность к близким отношениям. Тест с успехом используется, для измерения позитивного уровня психического здоровья человека, позволяет оценить его уровень самоактуализации.
«ПИКОВЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ»
Маслоу исследовал природу того, что он называл «пиковые переживания». Отчеты были получены в ответ на просьбу подумать о своих самых замечательных переживаниях в жизни. Было обнаружено, что самоактуализирующиеся люди часто переживают мгновения благоговейного трепета, экстаза. Так бывает, что они настолько погружаются в определенную деятельность, что теряют чувство времени и пространства. Как правило, люди, подверженные пиковым переживаниям, чувствуют большую интеграцию, единство с миром, владение собой, спонтанность, более восприимчивы и т.д. Для измерения наклонности к пиковым переживаниям наиболее часто используется «Шкала пиковых переживаний» Mathas. В исследованиях с использованием этой шкалы, состоящей из 70 пунктов, были получены данные в поддержку взглядов Маслоу. Например, люди, получившие высокие показатели по шкале, сообщали о случаях трансцендентных, мистических переживаний и ощущении большого счастья. Высокие показатели также соответствовали образу жизни, ориентированному на «бытийные» ценности, какие как истина, красота и справедливость.
УТОПИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - ЭУПСИХЕЯ
Маслоу полагал, что человек может сделать выбор из двух стилей жизни дефицитарного или бытийного. Дефицитарная (Д-жизнь) - это в основном стремление удовлетворить существующий дефицит или требования окружения, характеризуется рутиной и однообразием, стремлением заниматься вещами несложными, но приятными. Такой стиль жизни имеют большинство людей в современном обществе: с 9 утра до 6 вечера работают на фабрике или в офисе, вечером приходят домой, ужинают, укладывают детей спать и весь вечер сидят перед телевизором. Маслоу сказал бы, что люди, которые живут так, скучны, пусты и живы только наполовину. Ничто не вдохновляет их, счастье для них состоит только в том, что они испытывают ощущение безопасности и удовлетворения. Совершенно другой является бытийная или мета-жизнь (Б-жизнь) - это усилие или рывок, когда человек использует все свои возможности и способности в полную силу, оказывается более собранным, непосредственным, творческим и открытым для переживаний. Такие моменты редки в жизни среднего человека, но это наиболее счастливые и волнующие эпизоды человеческого существования, эпизоды величайшей зрелости, индивидуальности и наполненности. Маслоу считал, что общество, в котором живет человек, может как способствовать, так и препятствовать его стремлению к метажизни. К сожалению, общество, в котором живем мы, по мнению Маслоу, только подавляет человека, а не способствует удовлетворению его высших потребностей, его стремления к самосовершенствоанию и самоактуализации. Маслоу мечтал об утопическом обществе, которое могла бы основать на пустынном острове тысяча здоровых семей, приехавших туда с целью самим определить свою судьбу. Он назвал это утопическое сообщество Эупсихея. Оно должно быть организовано на идеях анархизма, т.е. правительство не должно ограничивать свободу индивида, людям позволяли бы самим делать какой угодно выбор. В Эупсихеи был бы полный синергизм, или работа вместе. Общество ценило бы простоту и бескорыстие, с уважением относилось к потребностям и метапотребностям своих членов. Жители Эупсихеи были бы честны, добры, бескорыстны и великодушны друг к другу.
Гуманистически ориентированные труды Маслоу нашли поддержку и понимание со стороны многих психологов в1960-е годы. Для многих его подход, подчеркивающий изучение радости, любви, творчества и самореализации оказался оптимистической альтернативой тому, что они рассматривали как механистические и дегуманизированные модели поведения человека. Хотя с тех пор популярность гуманистического направления несколько снизилась, его влияние на основные тенденции развития психологии и теории личности все еще очевидно. В большой степени подверглись влиянию идей Маслоу такие области, как консультирование, социальная работа, образование, медицина, управление в бизнесе и маркетинг.
СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Б-любовь - бытийная любовь, в которой человек ценит другого за то, что он есть, без какого- либо желания изменить или использовать его.
Д-любовь - дефицитарная любовь или эгоистический тип любви, когда человек больше хочет получить, чем отдать любви другому.
Дефицитарные мотивы - Д-мотивы. Направлены на удовлетворение биологических потребности и потребностей в безопасности, снимают состояние напряжения и фрустрации.
Иерархия потребностей - расположение потребностей человека от низших к высшим в смысле их предпочтения или необходимости.
Компетентность во времени - главная шкала «Опросника личностной ориентации», которая оценивает тенденцию человека жить в настоящем, а не концентрироваться на прошлом или будущем.
Комплекс Ионы - страх и сомнение в своей способности достичь самоактуализации.
Метапатология - термин, используемый Маслоу для обозначения психических расстройств, развивающихся в результате фрустрации метапотребностей.
Мотивы роста - включают потребности высшего уровня (метапотребности), связаны с врожденным побуждением актуализировать свой потенциал.
Пиковое переживание - состояние сильного возбуждения или, наоборот, умиротворения, при этом возникает ощущение гармонии с миром, утрачивается чувство времени и места, люди теряют ощущение своего «Я» или выходят за его пределы.
Самоактуализация - процесс, постулированный Маслоу, включает в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно.
Утопия - неологизм Т. Мора, допускающий двойную интерпретацию первого из греческих корней: u, т.е. нет, либо eu, т.е. благо. В сочетании со вторым слогом topos - вместо он, таким образом обозначает либо «Нигдея», либо «Блаженная страна».
Эупсихея - гуманистическая утопия Маслоу, общество, характеризующееся свободным выбором, социальной гармонией и психическим здоровьем.
ГЛАВА 7.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Феноменологическое направление теории личности основывается на том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Предполагается, что именно внутренняя система отсчета человека (субъективная способность постигать действительность) играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Утверждается, что материальная или объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени.
Другой важный тезис феноменологического направления заключается в том, что человек способен сам определять свою судьбу. Феноменологи полагают, что люди свободны в решении, какой должна быть их жизнь в контексте врожденных способностей и ограничений. Самоопределение является существенной частью природы человека. Следовательно, люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют.
Последний тезис, характеризующий феноменологический подход к личности, заключается в том, что люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. В частности, предполагается, что люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости. Концепция роста, сконцентрированная на процессе реализации внутренних возможностей и личностного потенциала человека, четко отражает позитивный и оптимистический взгляд на человечество. Общепризнанно, что концепция и положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее прямо выражены в работах Карла Роджерса.
Теория Роджерса уделяет пристальное внимание концепции самости и переживаниям, связанным с самостью, а также потому, что в ней подчеркивается важность тенденций, способствующих росту, присущих всем людям.
КАРЛ РОДЖЕРС. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) родился в предместье Чикаго, штат Иллинойс, в 1902 году. Провел детские годы в сельской местности, в религиозной семье. В школе Роджерс хорошо учился и очень интересовался науками. «Я считал себя Недолгое время он преподавал В Американском интернациональном университете в Сан-Диего, но оставил его из-за несогласия с президентом относительно прав студентов.одиночкой, не таким как другие; у меня было мало надежды найти себе место в мире людей. Я был социально неполноценен, способен лишь на самые поверхностные контакты.» После школы намеревался стать фермером.
В 1919 г. поступил в Висконсинский университет, в качестве предмета изучения выбрал научное земледелие; начиная со второго курса, увлекся религиозной деятельностью и готовился стать пастырем. В 1922 г. в числе десяти американских студентов был избран для поездки на конференцию Всемирной студенческой христианской федерации в Пекине. Жизнь на Востоке коренным образом изменила взгляды Роджерса, что заставило его даже усомниться в христианской вере.
Он возвратился в Висконсин и получил степень бакалавра по истории в 1924 г. Прошел только один (заочный) курс по психологии. После окончания университета и женитьбы переехал в Нью-Йорк. Учился в либеральной Объединенной теологической семинарии, в конце второго года учебы, окончательно разочаровавшись в религиозной деятельности, сменил семинарию на Учительский колледж Колумбийского университета, чтобы получить образование в области клинической и педагогической психологии. Получил степень магистра в 1928 г. и степень доктора по клинической психологии в 1931 г. С 1931 г. занял должность психолога в Отделении исследования детей Общества по предотвращению жестокости к детям в Рочестере, Нью-Йорк.
В течение следующего десятилетия занимался с деликвентными и неблагополучными детьми. Организовал и возглавил Рочестерский центр направляющей помощи. В 1940 г. вернулся в Колумбийский университет, чтобы начать новую карьеру; получил в этот период широкое признание в сфере клинической психологии. В 1945 г. перешел в Чикагский университет, на должность профессора психологии и директора университетского консультативного центра. Наиболее плодотворный период его деятельности в 1945-1957 годах.
В 1957 году Роджерс вернулся в Висконсинский университет, где вел работу в отделениях психологии и психиатрии. В 1963 году Роджерс оставил должность профессора и стал сотрудником Западного института бихевиоральных наук в Ла-Джолле, штат Калифорния - благотворительной организации, занимающейся гуманистически ориентированными исследованиями по межличностным отношениям. В 1968 году перешел в центр изучения человека - свободного объединения представителей терапевтических профессий. В последние двенадцать лет деятельности Роджерса в Калифорнии, где он мог свободно экспериментировать, реализуя свои идеи без помех со стороны социальных институтов и академических кругов, развернулась его работа с группами.
Позже Роджерс занялся изучением современных тенденций в области брака. Недолгое время он преподавал в Американском интернациональном университете в Сан-Диего, но оставил его из-за несогласия с президентом относительно прав студентов и до самой своей кончины в 1987(скончался от сердечного приступа во время операции по поводу перелома бедра) году полностью был занят в Центре изучения личности. Он писал, читал лекции, работал в своем саду. У него хватало времени поговорить с молодыми коллегами и побыть с женой, детьми и внуками. По итогам деятельности Карла Роджерса можно сказать, что со времен Фрейда никто не имел большего влияния на практику психологического консультирования и психотерапии, чем Роджерс.
Основные работы: «Клиническое лечение проблемного ребенка»(1939), «Консультирование и психотерапия»(1942), «Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и теория»(1951), «Психотерапия и изменение личности» в соавторстве с Р.Даймондом(R.Dymond)(1954), «Становление личности: взгляд психотерапевта»(1961), «От человека к человеку: проблема человеческого бытия» в соавторстве с Б.Стивенсом(R.Stevens)(1967), «Свобода учиться: чем может стать образование»(1969), «Карл Роджерс о группах встреч»(1970), «Партнерство: брак и его альтернативы»(1972), «Карл Роджерс о человеческих возможностях»(1977), «Способ бытия»(1980), «Свобода учиться: 80-е годы»(1983).
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Теоретические обобщения Роджерса возникли, прежде всего, из его собственного клинического опыта. Он полагал, что сохранял объективность, избегая отождествлений с какой- либо частной школой или традицией. «Я никогда на самом деле не принадлежал ни к какой профессиональной группе. Я учился в близком общении с психологами, психоаналитиками, социальными работниками, учителями, религиозными деятелями, но никогда не считал себя в общем смысле принадлежащим к какой либо из этих групп. Позже Роджерс обнаружил параллели своей работе в восточных учениях, особенно в дзен буддизме и у Лао Цзы. И хотя безусловно Роджерс испытывал влияние последних, сам он является без сомнения порождением американской национальной почвы.
В результате клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна и реалистична. Человек - это активное существо, ориентированное на определенные цели и способное вести себя к ним, а не создание, раздираемое силами, находящимися вне его контроля.
Резко расходясь с фрейдовской традицией, Роджерс постулировал естественное развитие людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей.
Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение человека вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность». Таким образом, важнейший мотив жизни человека - это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным конструктом, постулированным Роджерсом. В поведении человека, как считал Роджерс, ничего нельзя объяснить, постулируя специфические мотивы, такие как голод, половое влечение, безопасность. Так, например, голод традиционная психология рассматривала как отдельное влечение или мотив, вещь в себе. В системе взглядов Роджерса голод является только одним из специфических выражений господствующего мотива, лежащего в основе нашего существования, а именно - он необходим, чтобы «сохранить» человека, если вы в это не верите, прекратите есть. Меньше чем через неделю вы в это поверите или умрете. Если рассматривать половое влечение как мотив - оно служит для «интенсифицирования» человека. Или потребность достижения - желание отличиться, выполнить трудную задачу. С точки зрения Роджерса, данную потребность можно трактовать как одно из выражений тенденции актуализации. Стремление человека к достижениям является способом совершенствования внутреннего потенциала.
Роджерс полагал, что при отсутствии значительных внешних ограничений или антагонистических воздействий тенденция актуализации естественно выразится посредством разнообразных форм поведения. Тенденция актуализации представляет собой «один центральный источник энергии в организме человека». Во-первых, она берет начало в физиологических процессах организма (то есть это биологический факт, а не психологическая тенденция). На организменном уровне тенденция актуализации выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. А мотивационная сила, с которой тенденция актуализации действует на психические процессы, относящиеся к самости, имеет еще большее значение. Тенденция актуализации является основным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинание, исследование, перемены в окружении, игра или творчество. Она ведет человека в направлении автономии и самодостаточности.
Тенденция актуализации не просто нацелена на снижение напряжения (сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя). Она также подразумевает повышение напряжения. Вместо того чтобы считать конечной целью любого поведения уменьшение напряжения, Роджерс полагал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, и в котором его личностей потенциал приводится к реализации. Эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни - она присуща не только человеку, но и всему живому. Это - сущность жизни.
Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с точки зрения того, насколько он служит тенденции актуализации. Эта установка отражается в другом термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: организмический оценочный процесс. Это словосочетание отражает идею о том, что люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие личности и развивающие ее. Люди испытывают чувство удовлетворения от таких позитивных переживаний. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации. Организмический оценочный процесс позволяет людям оценивать переживания с точки зрения того, насколько они способствуют тенденции актуализации или препятствуют ей.
Тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и участвуя в ней.
Самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным.
Фундаментальной предпосылкой теоретических представлений Роджерса является предположение, что в своем самоопределении люди опираются на собственный опыт. В основной теоретической работе «Теория терапии, личности и межличностных отношений», Роджерс определяет ряд понятий, на которых основывает теорию личности, методы терапии, представления об изменениях личности и межличностных отношениях.
Поле опыта. Каждый человек имеет уникальное поле опыта или «феноменальное поле», которое содержит «все, происходящее в любой данный момент внутри оболочки организма и потенциально может осознано».Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек может быть, не сознает. Но мог бы осознавать, если бы сосредоточился на них. Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой объективной реальности.
Самость. В поле опыта находится самость. Не будучи ни устойчивой, ни неизменной, она кажется такой, если рассматривать ее в каждый данный момент. Самость- это организованный связанный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации.
Самость - это не «стоп - кадр», останавливающий процесс, а сам лежащий за всеми такими стоп-кадрами подвижный процесс. Другие теоретики используют термин «самость» для обозначения того аспекта личной самотождественности , которой неизменен, устойчив, даже вечен, Роджерс же - применительно к самому процессу распознавания. Этот акцент на изменении и текучести лежит в основе его теоретических представлений и веры способность человека к росту, изменению и развитию. Самость или представление человека о себе основывается на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.
Идеальная самость. Идеальная самость- это «то представление о себе, каким человек более всего хотел бы располагать, которому он придает наибольшую ценность для себя. Как и самость, это подвижная изменяющая структура, постоянно подверженная переопределению. То, в какой мере самость отличается от идеальной самости, - один из показателей дискомфорта, неудовлетворенностей, невротических трудностей. Принятие себя таким, каков человек на самом деле, а не таким каким бы он хотел быть, - признак душевного здоровья. Такое принятие не есть покорность, сдача позиции, это способ быть ближе к реальности, к своему актуальному состоянию. Образ идеальной самости, в той мере, в какой он сильно отличается от реального поведения и ценности человека - одно из препятствий для развития человека.
КОНГРУЕНТНОСТЬ И НЕКОНГРУЕНТНОСТЬ
Конгруентность определяется как степень между тем, что человек говорит и тем, что он переживает. Она характеризует различие между опытом и сознанием. Высокая степень конгруентности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознание (то, что вы замечаете) одинаковы. Ваше наблюдение и наблюдение внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу.
Маленькие дети демонстрируют высокую конгруентность. Они выражают свои чувства сразу же и всем своим существом.
Конгруентность хорошо соответствует дзен - буддийской формуле: « Когда я голоден , я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю».
Неконгруентность имеет место, когда есть различие между сознаванием, опытом и сообщением об опыте. Если человек явно сердит (сжатые кулаки, повышенная интонация голоса, агрессивная стилистика), но при этом говорит, что совершенно не сердится: если люди, что прекрасно проводят время, когда на самом деле они скучают, чувствуют себя одинокими, или им нездоровится, - это неконгруентность. Она определяется как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт. Неконгруентность между сознаванием и опытом называется вытеснением (repression). Человек просто не осознает, что он делает.
Неконгруентность между сознаванием и коммуникацией означает, что человек не выражает то, что он в действительности думает, чувствует или переживает. Такого рода неконгуентность часто воспринимается как лживость, неискренность, нечестность. Неконгруентность может ощущаться как напряжение, тревога, в более серьезном случае - как внутреннее замешательство.
Неконгруентность проявляется в таких высказываниях, как «Я не могу принять решения », «Я не знаю, чего хочу», «Я никогда не могу остановиться чем-нибудь определенным». Путаница возникает в различных стимулах, которые к нему приходят.
Различие своих побуждений и возможность опираться на различные чувства в различные моменты действительно может представлять проблему. Амбивалентность не является ни необычной, ни нездоровой; но неспособность увидеть ее и справится с ней, может порождать тревогу.
ТЕНДЕНЦИЯ К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруентности и более реалистическому функционированию. «Это стремление, которое видно во всякой органической человеческой жизни - расширяться, распространяться, становиться автономным, развиваться, достигать зрелости, - стремление выразить и реализовать все способности организма, в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость». Роджерс полагал, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным насколько, насколько это биологически для нас возможно, Как растение стремится быть здоровым растением, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так человек движим побуждением становиться целостным, полным, самоактуализирующим человеком.
Влияние трудов Роджерса общеизвестно и не ограничено сферой теоретической психологии. Он играл ключевую роль в развитии групп встреч как средства помощи людям из всех слоев общества достичь улучшения и обогащения своих межличностных отношений. Его идеи имели влияние на такие сферы, как социальная работа, уход за больными, семейное консультирование, групповая динамика и образование. Трудно переоценить огромное влияние Роджерса на формирование терапевтических и образовательных стратегий, используемых сегодня профессионалами.
ГЛАВА 8.
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
В 1931 г. Л.С. Выготский писал, что «до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема психологии - проблема личности и ее развития». Примерно в это же время, в 1937 году Г. Олпорт в своей книге «Личность: психологическая интерпретация» приводит более 50 различных определений личности. Попытка их синтезировать оказалась неудачной, и Олпорт вынужден был отказаться от определения личности.
К.К. Платонов отмечает, что за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить четыре доминирующие теории личности:
1917-1936 гг.- личность как профиль психических черт;
1936-1950 гг.- личность как опыт человека;
1950-1962 гг.- личность как темперамент и возраст;
1962-1970 гг.- личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.
С середины 60-х годов предпринимаются попытки выяснения общей структуры личности. В 1969 году состоялся Всесоюзный симпозиум по проблемам личности, который прошел под знаком понимания личности как биосоциального существа и структурного подхода.
К концу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного подхода, требующего выделения системообразующих признаков личности.
В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологиче-ской и изучается, по существу, всеми общественными науками. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования лич-ности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту -- общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформу-лирован личностный принцип, который требует исследовать пси-хические процессы и состояния личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).
Приступая к обзору основных отечественных концепций психологии личности, следует отметить, что в содержательном плане все же доминирует структурный, а впоследствии сменивший его системно-структурный подход. Наибольшую известность приобрели концепции личности в школах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, К.К. Платонова (Москва); А.Ф. Лазурского - В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева (С-Петербург).
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА (1889-1960)
Зависимость психических процессов от личности, по мнению С.Л. Рубинштейна, выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в отличии от их индивидуальных (личностных) особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.
Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности.
В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т.е. психические процессы становятся психическими функциями личности.
Следующее важное положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий.
Для понимания психологии личности, с точки зрения С.Л. Рубинштейна важны следующие положения:
психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются и формируются;
психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:
Чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.
Что может личность? Это вопрос о способностях, об одаренности.
Выделив эти аспекты психического облика личности, Л.С. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки переходят затем в характер и закрепляются там в виде свойств. Наличие интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей стимулирует интерес к работе.
Также тесно связаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость и решительность, или, напротив, самомнение и беспечность.
Таким образом, в жизни все стороны психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.Н. МЯСИЩЕВА (1892-1973)
Анализируя взгляды В.Н. Мясищева на личность, следует отметить два положения, значимых для теоретического осмысления проблемы личности.
Первое из них то, что он стал первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. «Структурная характеристика освещает нам человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций». Это принципиальное положение, по-видимому, и определило специфику его взглядов на структуру личности, где нет отдельных составляющих, но есть - отношения, замыкающие на себя все другие психологические характеристики личности. Именно отношение по мысли В.Н. Мясищева является интегратором этих свойств, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последователь- ность поведения личности. Что касается направленности, то она по мнению В.Н. Мясищева «выражает доминирующее отношение, или его интеграл». Эмоциональность представлена одним из компонентов в структуре отношения.
Второе положение - понятие «отношение».
Отношение личности - это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действитель- ности. По мысли В.Н. Мясищева, отношение - это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом.
В.Н.Мясищев выделяет в отношении «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную, познавательную) и «конактивную» (поведенческую) стороны. Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми.
Эмоциональный компонент способствует формирова- нию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе.
Познавательный (оценочный) компонент способству- ет восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя.
Поведенческий (конативный) компонент способст- вует осуществлению выбора стратегии и тактики поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе.
Личность - это система ее отношений, а процесс развития личности обусловливается ходом развития ее отношений. В.Н. Мясищев указывает, что первоначальный период возрастающей избирательности поведения человека характеризуется «предотношением», в котором отсутствует элемент сознательности. Нечто, что человек не осознает, побуждает его к деятельности (неосознаваемая мотивация поведения).
В дальнейшем, у 2-3 летнего ребенка развивается выраженная избирательность отношения - к родителям, воспитателям, сверстникам.
В школьном возрасте увеличивается число отношений, возникают внесемейные обязанности, учебный труд, необходимость в произвольном управлении своим поведением.
В старшем школьном возрасте формируются принципы, убеждения, идеалы.
Отношения и установки В.Н. Мясищев рассматривает в качестве интегральных психических образований, которые возникают в процессе индивидуального опыта. Установка бессознательна и потому она безлична, а отношение сознательно, хотя, как подчеркивает В.Н. Мясищев, мотивы или источники их могут не осознаваться. Другое отличие отношения от установки заключается в том, что отношение характеризуется избирательностью, а установка - готовностью. Отношение представляет самостоятельный класс психологических понятий.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ К.К. ПЛАТОНОВА (1906-1984)
Данная концепция наиболее яркий пример реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека
К.К. Платонов понимал личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.
В которой выделял следующие подструктуры:
Направленность и отношения личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому эта подструктура может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, мировоззрение. К.К. Платонов рассматривает отношение не как свойство личности, а как «атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющим различные проявления его активности». По К.К. Платонову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне.
Опыт: «знания, умения, навыки и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности». Закрепление их в процессе обучения, делает их типичными, это и позволяет их считать свойствами личности. Качества этой подструктуры рассматриваются на психолого-педагогическом уровне.
Индивидуальные особенности психических процессов (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли). К.К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура на индивидуально-психологическом уровне.
Биопсихические свойства, в которые входят «половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент)». Процесс формирования черт этой подструктуры осуществляется путем тренировки. «Свойства личности, входящие в эту подструктуру, больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют». Активность этой подструктуры определяется силой нервной системы и изучается она на психофизиологическом и нейропсихологическом уровне.
Таким образом, по мнению К.К. Платонова, в эти подструктуры «могут быть уложены все известные свойства личности. Причем, часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, другие лежат на пересечении подструктур и являются результатом взаимосвязей различных собственных подструктур».
Основной недостаток этого подхода состоял в том, что общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей. В результате, главной проблемой в психологии личности становилась проблема соотношения социального и биологического в личности.
К концу 70-х, ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией к применению системного подхода.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Б.Ф. ЛОМОВА (1927-1989)
Видный отечественный психолог Б.Ф. Ломов, развивая системный подход к пониманию сущности личности, пытается вскрыть всю сложность и неоднозначностьпроблемы соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на эту проблему сво-дятся к следующим основным положениям. Исследуя развитие индивида, психология, конечно, не ограничивается ана-лизом только отдельных психических функций и состояний, ее прежде всего интересует формирование и развитие лич-ности человека. В этой связи проблема соотношений биоло-гического и социального выступает преимущественно как про-блема организм и личность. Одно из этих понятий сформиро-валось в контексте биологических, другое -- социальных на-ук, но и то и другое относится к индивиду как представите-лю вида «человек разумный» и как члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека: в понятии организм -- структура человече-ского индивида как биологической системы, в понятий лич-ность -- его включенность в жизнь общества. Исследуя формирование и развитие личности, отече-ственная психология исходит из марксистского положения о личности как социальном качестве индивида. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений индивид -- общество не может быть понято. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в котором он живет и развивается. В глобальном плане формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение со-циальных программ, сложившихся в данном обществе на дан-ной исторической ступени. При этом нужно иметь в виду, что этот процесс направляется обществом при помощи спе-циальных социальных институтов, в первую очередь систе-мы воспитания и образования.
Таким образом, детерми-нация развития индивида имеет системный характер и отлича-ется высокой динамичностью. Она необходимо включает как социальные, так и биологические детерминанты. Попытки пред-ставить ее как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов -- это очень грубое упрощение, искажающее суть дела. Относительно связей биологического и психического вряд ли целесообразно пытаться сформулировать некоторый универсаль-ный принцип, справедливый для всех случаев. Эти связи многоплановы и многогранны. При одних обстоятельствах биоло-гическое выступает по отношению к психическому как его ме-ханизм, в других -- как предпосылка, в -третьих -- как содержа-ние психического отражения, в -четвертых -- как фактор, влия-ющий на психические явления, в-пятых -- как причина отдель-ных актов поведения, в шестых -- как условие возникновения психических явлений и т.д.
Еще более многообразны и многоплановы отношения пси-хического к социальному. Все это создает очень большие труд-ности в изучении триады биологическое -- психическое -- социальное. Соотношение социального и биологического в психике человека многомерно, многоуровнево и динамично. Оно опре-деляется конкретными обстоятельствами психического разви-тия индивида и по-разному складывается на разных ступенях этого развития и на разных его уровнях. Вернемся к вопросу о понимании психологической сущности личности. Охарактери-зовать, что такое личность, именно в ее содержательном психо-логическом плане» оказалось не простой задачей. И решение этого вопроса имеет свою историю.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА (1903-1979)
В отличие от многих отечественных концепций личности эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. Суть ее в том, что , по мнению А.Н. Леонтьева «личность человека производится - создается общественными отношениями». Очевидно, что в основе представлений о личности лежит марксистский постулат о ней как о совокупности общественных отношений. На первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку «именно деятельности субъекта являются исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность». Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в онтогенезе. А.Н. Леонтьев не относил к личности, прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, аффективность, природные задатки, а так же прижизненно приобретенные навыки, знания и умения, в том числе и профессиональные. Все перечисленное составляет индивидуальные свойства человека. А.Н. Леонтьеву удается разграничить понятия индивид и личность. Если индивид - это целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающего его от других представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся. Личность не обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформируемые, они так и остаются индивидуальными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формирования. Личность тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Итак, положение о деятельности как единице психологического анализа - это первый принципиально важный теоретический постулат А.Н. Леонтьева.
Другой столь же важный постулат - это обращенное А.Н. Леонтьевым положение С.Л. Рубинщтейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А.Н. Леонтьев полагал: если субъект жизни обладает «самостоятельной силой реакции» (активностью), то тогда справедливо: «внутренне (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».
Итак, развитие личности - процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит в «отвязанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности»- отмечает А.Н. Леонтьев.
Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А.Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них.
По сути, потребность замещается мотивом, т.о. иерархия деятельностей превращается в иерархию мотивов.
В рамках деятельностного подхода эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и «механизмом» ее движения. Особенность эмоций, - говорит А.Н. Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношение между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации деятельности субъекта. «Они (эмоции) возникают вслед за актуализацией мотива до рациональной оценки субъектом своей деятельности». Рациональная оценка, следующая за переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности. Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям. Таким образом, место мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие вводимое А.Н. Леонтьевым.
Иерархия мотивов составляет мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А.Н. Леонтьева. По его мнению «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы общий психологический профиль личности».
Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:
широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);
степень иерархизованности этих связей, преобразованных в иерархию смыслообразующих мотивов (смыслов-целей);
общая структура этих связей, мотивов-целей.
Процесс становления личности по А.Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».
Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашел свое развитие в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Б.Г. АНАНЬЕВА (1907-1972)
По мнению Б.Г. Ананьева единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.
Носителем биологического в человеке является главным образом индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека.
Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что индивид в ходе жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидуальных структур.
Человек - это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности.
Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности - как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.
Однако, очевидно, что мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т.д. Поэтому используется понятие индивидуальности. Индивидуальность - это неповторимое сочетание в человеке его черт из трех подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) психики.
Поэтому, приступая к психологической характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.В. ПЕТРОВСКОГО
Определение личности, которое дает А.В. Петровский в своем учебнике по Общей психологии: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».
Понятие личность относится к определенным свойствам, принадлежащим индивиду, причем имеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т.е. индивидуальность. Понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.
Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме отношения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. При более конкретном рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект -субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредовании какими-то объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому индивиду опосредуется объектом деятельности (субъект - объект - субъект).
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Итак, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4) Аверин В.А. Психология личности. СПб., 1999.
5) Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 1968.