С точки зрения Адлера, это утверждение - просто фикция, потому что те, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что заслуживают. Другими примерами фиктивных убеждений, способных оказывать влияние на ход нашей жизни, служат следующие «Честность - лучшая политика», «Все люди созданы быть равными», «Мужчины стоят выше женщин».
Таким образом, стремление к превосходству как к фиктивной цели, являясь субъективно понимаемым идеалом, имеет огромное значение. Когда фиктивная цель индивидуума известна, все последующие действия наполняются смыслом, и его «история жизни» приобретает дополнительное объяснение.
Наше поведение направляется осознанием фиктивной жизненной цели. Эта цель существует не в будущем, а в нашем актуальном восприятии будущем. Хотя фиктивных целей объективно не существует, они тем не менее, оказывают колоссальное влияние на наше стремление к превосходству, совершенству и целостности.
СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Гиперкомпенсация. Форма компенсации, с помощью которой достигается нечто большее, чем просто избавление от чувства недостаточности: гиперкомпенсация ведет к превосходству или выдающемуся достижению. При гиперкомпенсации человек действует так, будто он чувствует свое превосходство над другими, что указывает на наличие комплекса превосходства.
Индивидуальная психология. Теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки и стремятся к достижению жизненных целей.
Компенсация. Попытки человека замещать чувство неадекватности чувством адекватности посредством развития физических или интеллектуальных умений и навыков.
Комплекс неполноценности. Глубокое всепроникающее чувство собственной неполноценности по сравнению с другими людьми. Часто сопровождается дефектными, ошибочными установками и поведением.
Комплекс превосходства. В теории Адлера -- тенденция преувеличивать собственную значимость, чтобы преодолевать постоянное ощущение неполноценности.
Неполноценность органа. Врожденная слабость или недостаточность органа (например, дефект зрения), являющаяся причиной появления чувства неполноценности у индивидуума. Согласно Адлеру, неполноценность органа часто приводит индивидуума к значительным победам в жизни.
Порядок рождения. Порядковая позиция индивидуума в семье (например, первый ребенок), играющая важную роль в формировании его стиля жизни.
Социальный интерес. Чувство эмпатии по отношению к человечеству, проявляющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими, скорее во имя общественного блага, чем ради личных целей. Согласно Адлеру, социальный интерес является полезным психологическим критерием психического здоровья.
Стиль жизни. Уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов совладания с реальностью, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство этого поведения.
Стремление к превосходству. Стремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала. Адлер рассматривал его как мощную движущую силу, лежащую в основе поведения человека.
Творческое «Я». Концепция, использованная Адлером для выражения его убежденности в том, что у каждого человека есть возможность активно формировать свою личность.
Фикционный финализм. Термин, предложенный Адлером и обозначающий, что поведение человека направляется воображаемыми, или фиктивными целями, которые невозможно ни проверить, ни подтвердить практикой.
Чувство неполноценности. Ощущение собственной неполноценности, неуместности и неспособности, которое возникает в детстве и в дальнейшем служит основой для борьбы за превосходство.
КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Карл Густав Юнг известен как выдающийся психолог и психиатр, почетный профессор Гарвардского и Оксфордского университетов, создавший огромное количество научных работ. Его наследие, опубликованное в 20-томном издании, переведено на многие языки мира.
Он родился в Швейцарии в 1875 году в семье пастора. В детстве отличался тихим, спокойным характером. Много времени в школьные годы посвящал мечтаниям, видениям, фантазиям. В юношеском возрасте отдавал предпочтение философской и религиозной литературе.
Изучал медицину в Базельском университете и получил медицинскую степень по специальности «психиатрия» в 1900 году. Работал в цюрихском госпитале для душевнобольных под руководством профессора Эжена Блейера.
Поиск ответов на вопросы, связанные с психическим состоянием своих пациентов заставил обратиться его к работам З. Фрейда. В 1906 году между ними началась регулярная переписка, в 1907 году состоялась первая встреча, после которой Фрейд воспринял Юнга как своего преемника, которому предстоит наследовать и развивать психоаналитическое направление. В 1910 году была основана Международная психоаналитическая ассоциация, и Юнг стал ее первым президентом, занимая этот пост до 1914 года. Несовпадение взглядов Фрейда и Юнга по многим вопросам привело к тому, что Юнг оставил сначала пост президента, а затем вышел из ассоциации. Юнг отвергал «пансексуализм» Фрейда и стал создавать собственную психоаналитическую теорию, разрабатывая свой метод психотерапии, получивший затем название - аналитической психологии.
В течение нескольких лет после разрыва с Фрейдом переживал тяжелый духовный кризис, погружаясь в мир собственных фантазий и сновидений. Лишь к концу второй мировой войны он смог прервать путешествие по лабиринтам внутреннего мира, чтобы создать новый подход к изучению личности человека.
Юнг уделял большое внимание изучению бессознательного и его динамике, но его представления радикально отличались от фрейдовских. Психика, по Юнгу - это комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергии между ними. Для него бессознательное не было «психобиологической свалкой» отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательно ассимилированных запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим индивида со всем человечеством, природой и Космосом. Опираясь на анализ сновидений, исследования мифов разных народов, трудов восточных, позднеантичных и средневековых философов, Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психике человека коллективного бессознательного. Содержания коллективного бессознательного не приобретаются в прижизненном опыте человека, они существуют в душе уже при рождении в виде архетипов, которые унаследованы от предков.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Юнг разработал сложную и не общепринятую структуру личностиЛичность в понимании Юнга, или душа, состоит из нескольких взаимосвязанных систем: Эго, личное бессознательное и его комплексы; коллективное бессознательное и его архетипы, Персона, Анимус, Анима, Тень, Самость.
Эго - центр сферы сознания. Он включает в себя мысли, чувства, воспоминания, ощущения, объединяет все в единое целое. Эго служит основой для самосознания человека. Это комплекс, конструированный общей осведомленностью относительно своего существования теперь и данными памяти. У человека есть идея о его прошлом, определенные наборы памяти. Эти две составляющие и есть главные конституэнты Эго.
Этот комплекс обладает огромной энергией притяжения, как магнит. Он притягивает содержание из бессознательного, из темной Неве домой области. Эго притягивает впечатления извне, и когда они входят в связь с Эго, то осознаются. Эго - центр сознания, заботливо взращиваемый. Если Эго раскалывается, как это случается , при шизофрении, то исчезает возможность сознательного управления действиями, рушатся моральные критерии.
Личное бессознательное. Бессознательное у Фрейда сводится в основном к инфантильным тенденциям, которые вытесняются вследствие несовместимости друг и другом. Это психотравмирующие для личности события, которые кажутся забытыми , подавленными. В него входят те чувственные впечатления, которые вследствие недостаточной силы не могут быть осознаны. В отличие от Фрейда, бессознательное для Юнга - это комплексы, или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его личного опыта или из опыта его рода, т.е. наследственного опыта. Эти комплексы имеют очень сильное влияние на поведение человека. Однажды сформировавшись, комплекс может влиять на всю жизнь человека. Например, человек с комплексом власти будет строить свою жизнедеятельность таким образом, чтобы добиваться власти.
У бессознательного, по Юнгу, есть еще одна сторона: в его объем входит не только вытесненное содержание, но и весь тот психический материал, который не достигает пороговой отметки сознания.
Важнейшим достижением для психотерапии является то, что материал личного бессознательного доступен для осознания, и человек, осознавая деструктивную часть комплекса, может отказаться от него.
Коллективное бессознательное - это более глубокий слой в структуре личности, в котором скрыта вся память человечества. «В коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, которое возродилось в структуре мозга каждого индивида», писал - К.Г.Юнг. Существует расовое коллективное бессознательное, являющееся проявлением созидательной космической силы. Мифы и религия - уникальные источники информации о коллективных аспектах бессознательного. Если Фрейд считал, что мифы можно интерпретировать с точки зрения характерных конфликтов детского возраста, то Юнг видел в мифах, сформировавшихся в незапамятные времена, образ мира. В этом образе постепенно с течением времени выкристаллизовывались определенные черты, так называемые архетипы или доминанты. Это господствующие силы, боги, образы доминирующих законов человеческого бытия.
Архетипы - это врожденные идеи или воспоминания, предрасполагают воспринимать события и людей, участвующих в них, определенным образом. Под влиянием этих идей люди предъявляют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какое-либо событие.
Анимус и анима - воплощение женского начала в мужском бессознательном и мужского начала в женском бессознательном. Это психологическая бисексуальность есть отражение того биологического факта, что преобладающее количество мужских или женских генов является решающим фактором в определении пола. Меньшая часть генов не несет в себе сексуального качества. Она образует в человеке соответствующие проявления психики, в обычных условиях остающихся бессознательными. Юнг писал, что каждый мужчина носит в себе вечный образ женщины. Этот определенный женский образ бессознателен. Это наследственный фактор, запечатленный в живущей органической системе человека, отпечаток или архетип всего наследственного опыта, хранилище всех отпечатков когда-либо запечатленных женщин. Так как этот образ бессознателен, то он проектируется на предмет любви и является одной из главных причин для страстного увлечения или отвращения. Символы Анимы - Дева Мария, мать, женщина.
В своей исходной бессознательной форме Анимус является соединением спонтанных непреднамеренных взглядов, которые оказывают мощное влияние на эмоциональную жизнь женщины. Символы Анимуса - Иисус Христос, Бог, мужчина, отец.
Естественная функция Анимуса и Анимы - пребывать между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. Они функционируют, как мост или дверь, ведущие в коллективное бессознательное, в то время, как Персона является дверью в мир.
Персона. В переводе с латыни означает «маска» - это наше публичное лицо, то есть то, какими мы предстаем перед другими людьми. Персона обозначает то огромное количество социальных ролей, которые мы проигрываем в течение жизни. Персона как архетип необходим для того, чтобы устанавливать отношения с другими людьми в процессе жизнедеятельности. Она помогает человеку скрыть истинные чувства, намерения, производить хорошее впечатление. При чрезмерной активизации Персоны, человек оказывается поверхностным, неглубоким.
Тень. Вытесненная, подавленная животная сторона личности. Тень содержит наши темные фантазии, агрессивные и сексуальные импульсы, социально не приемлемые. Положительная функция тени в том, что при направлении энергии в конструктивном русле, обуздании разрушительной энергии, можно добиться успехов в творчестве, и жить в гармонии с собой и другими людьми.
Самость. Один из важнейших архетипов в концепции Юнга. Это самая сердцевина личности, вокруг которой объединены все остальные элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек испытывает внутреннюю гармонию, единство. Развитие самости - главное предназначение человека, основная цель человеческой жизни. Символ завершенности поисков и обретение самости является фигуры мандалы, круга, нимба святого. Достижение гармонии внутреннего мира обычно происходит в зрелом возрасте, когда наступает интеграция и гармония всех сознательных и бессознательных аспектов души.
ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Юнг внес большой вклад в исследование психологических типов личности. Его книга «Психологические типы» - плод его двадцатилетней работы. Юнг выделил восемь типологических групп. В основе классификации - две личностные установки: экстраверсия -интроверсия и вторая ось - четыре психических функции: мышление, ощущение, чувство, интуиция, каждая из которых может действовать экстравертным либо интровертным образом.
Экстраверсия-интроверсия.
Согласно теории Юнга, две установки экстраверсия и интроверсия существуют в человеке одновременно, но одна из них становится доминантной, а другая вспомогательной. Термином «экстраверсия» Юнг обозначает определенную, признаваемую Фрейдом, тенденцию либидо, которая характеризуется открытостью, или даже уязвимостью субъекта по отношению к объекту. Это склонность в своих мыслях, чувствованиях и действиях подчиняться требованиям объекта, ориентироваться на него. Это склонность иметь друзей и знакомых, не очень тщательно выбирая их, и в конечном итоге сильной привязанностью к выделенной для себя фигуре, и, следовательно, мощной тенденцией демонстрировать себя самого. Психическая жизнь экстраверта разыгрывается снаружи, как реакция на окружающую среду.
Экстравертная установка в чистом виде проявляется у детей. Экстраверт характеризуется большой социальной активностью, выступая навстречу ситуации, в которой он находится. Он открыт внешнему миру, доверчив, без внутреннего напряжения обращается к незнакомым людям. Он активен в любой ситуации, не боится попасть впросак, у него нет проблем в общении.
В противоположность этому, интроверсия - это тенденция, которая характеризуется концентрацией интересов в самом субъекте: склонность мыслить чувствовать и действовать главным образом исходя из собственных интересов, намерений, целей, соображений. Интроверт всегда делает шаг назад перед ситуацией, тщательно продумывает прежде, чем что-то сделать, так как испытывает чувство стеснения, неуверенности. У него есть чувство недоверия, настороженности. Прежде, чем задать вопрос, он подумает, как его задать, какую он может вызвать реакцию окружающих. Он не будет стягивать на себя внимание, как это делает экстраверт, который находится в более выгодном положении, чем интроверт. Интроверты учатся быть экстравертами, так как большая часть профессий требует умения устанавливать психологические контакты с другими людьми, адаптироваться в социальной среде. В связи с этим интровертам приходится постоянно находиться в напряжении, и компенсация индивидуальных свойств идет за счет энергетических потерь. Затрачивая постоянно энергию на ситуации, которые для них являются сложными, они находятся в хроническом стрессе, поэтому количество психосоматических заболеваний у интровертов больше.
Психологические функции.
Юнг утверждал, что только с помощью концепции экстра-интроверсии невозможно объяснить все многообразие отношений людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции: мышление, ощущение, чувство и интуицию. Функции обеспечивают сознание возможностью получать ориентиры из области эктопсихики и эндопсихических факторов.
Эктопсихика - это система связей между содержанием сознания и фактами (данными), идущими из внешней среды. Это система ориентации, которая имеет дело с внешними фактами, получаемыми посредством органов чувств. К эктопсихической сфере относятся ощущения, мышление, чувства, интуиция.
Эндопсихика - это система связей между содержанием сознания и процессами, идущими в бессознательном: память, субъективные компоненты, аффекты, вторжения.
Юнг выделил две рациональные функции (мышление и чувство) и две иррациональные (ощущение и интуиция).
Ощущения - это иррациональная психическая функция, постигающая реальность с помощью органов чувств. Под ощущениями понимается то, что составляет результат осведомленности человека о внешних фактах, получаемых через функции сознания. Ощущения говорят человеку, что «нечто» есть, они не говорят ему, что это, но свидетельствуют, что это нечто присутствует.
Мышление - это рациональная психическая функция. Это умственный процесс интерпретации того, что воспринято. Оно говорит, ч т о есть присутствующая вещь, дает имя вещи.
Чувство - это психическая функция, которая информирует нас о ценности вещей. Оно говорит субъекту, ч т о тот или иной предмет стоит для него, какую ценность он представляет. Человеку трудно подумать о чем-то без чувственной реакции. Чувство, как и мышление - рациональная функция. Вместе с тем, это означает, что человек, у которого ведущая функция - мышление, - вытесненная функция -чувство.
Интуиция - иррациональная психическая функция, информирующая нас о возможностях, которые несет в себе настоящее. Интуиция достигается за счет бессознательного, т.е. вспышек озарения, инсайта неизвестного происхождения.
Экстравертированный мыслительный (логический) тип. Открытый, направленный вовне, как все экстравертированные типы. Особенность характера состоит в том, что он любит создавать формулы, правила, мыслительные конструкты, ориентируясь на объективную реальность, текущую действительность. Большое значение придает реальным фактам, которые привязаны к практике. Придуманные им схемы обычно не меняются, и ригидность является неприятной особенностью характера. У него сложно складываются отношения с другими людьми, ригидность и приверженность жестким схемам делают его очень конфликтным и труднопереносимым в личных отношениях. Поскольку вытесненная функция у него - эмоциональная (чувственная), для него свойственна неконтролируемость эмоций, вспышки гнева разрушительного характера. Плохо разбираясь в людях, он часто оказывается в ситуации, когда его подводят, и у него развивается подозрительность. Его отличает консервативность, ориентация на прошлое, а не на настоящее.
Экстравертированный чувствующий тип - обычно это добродушные люди, легко приобретают друзей. Оценивая ситуацию, они с легкостью жертвуют собой ради других, Чувство является ведущей функцией. Под чувствами Юнг понимает не саму эмоцию, а чувственную оценку. «Я чувствую, что это хорошо» или наоборот - плохо. Чувственные оценки отличаются общепринятостью. Он оценивает хорошо то, что одобряется большинством. В отличие от логического типа, ведет отбор людей на подсознательном уровне, является душой общества. Отрицательные качества в том, что он поверхностен, не способен к глубоким эмоциональным контактам. Такие люди чаще занимаются общественной работой, на дом у них не хватает времени. Женщины этого типа трудно входят в глубокие проблемы своих детей, могут дать советы общего характера. Если возникает что-то серьезное, здесь идет отбрасывание, непонимание, она может оперировать категорией долга. Вследствие того, что вытесненная фунция - логическая, этот тип легко подвергается индокринации, увлекаясь новомодными течениями. При этом часто возникает ощущение собственной недостаточности.
Экстравертированный сенсорный тип - ориентирован обычно на восприятие и ощущение того, что его окружает. Он воспринимает все таким, как есть, и в этом восприятии не участвует воображение. Сенсорный экстравертированный тип фокусируется на текущем моменте,и не любит вспоминать, что было в прошлом и думать о будущем. Он ориентирован на получение удовольствия - гедонистические мотивации: хорошая еда, красиво накрытый стол, изысканные вина, стремление красиво одеваться, производить впечатление. Для него характерно отсутствие интроспекции. Вытесненная функция - интуиция, и связи с этим вытесненная интуиция, прорываясь в сферу сознания, дает ложную интуицию. Могут появляться ошибочные интуитивные ощущения, что все потеряно, близится катастрофа. Это на какое - то время вызывает беспокойство, но затем внимание снова концентрируется на привычных ощущениях, доставляющих удовольствие.
Экставертированный интуитивный тип. Для этого типа свойственно схватывать какие-то явления, минуя осмысление. В отличие от сенсорного типа, интуитивный тип направлен за горизонт, в будущее. В привычной обстановке эти люди чувствуют себя плохо. Когда все стабилизируется и медленно меняется, этот тип ищет возможности все изменить. Он способен собирать вокруг себя людей, убеждать и увлекать их, оказывать социально активизирующее действие. Но при этом, зажигая и организуя других людей, он сам обычно не доводит начатое дело до конца, и бросает, как только дело налаживается. Тип сеятеля, но не пожинателя. Как правило, семейная ситуация ему быстро надоедает. Экстравертированные интуитивные люди встречаются очень редко, их обычно надолго запоминают. Подавленная функция - сенсорная. Поэтому могут возникать соматические галлюцинации: шевеление внутри тела, ощущение постороннего предмета в голове. Он выглядит отрешенным от реальности, но его идеи всегда звучат захватывающе и интригующе.
Интроверсия и четыре функции. связывается с объектами и данными внешнего мира, является ориентация на внутренние личностные факторы.
Мышление в интровертной установке обусловлено субъективным фактором. Фокусируется ли мыслительный процесс на конкретных или абстрактных объектах, его мотивация исходит изнутри. Интровертные мыслители, по определению не являются практически мыслящими, они склонны быть теоретиками (Кант, Шопенгауэр, Ницше, Дарвин). Обычно это создатели новых теорий, концепций, оторванные от реальности, являющиеся мало активными в социальном отношении. Как правило, их личная жизнь складывается неудачно, поскольку самым слабым местом у этого типа является подчиненная функция, т.е. экстравертное чувство. Их чувства часто бывают причудливыми и капризными. Иногда эти люди сами не знают, что они чувствуют, но иногда чувства оказываются неконтролируемыми и направленным на случайный объект. Они внушаемы , суггестивны по-детски доверчивы, наивны в личных вопросах, и часто бывают обманутыми. Но во всем, что касается их идей, они несгибаемы, неконформны, бескомромиссны.
Интровертированный чувствующий тип. Преобладание этого типа имеется главным образом среди женщин, для характеристики которых может быть применена пословица «Тихая вода глубока». Они молчаливы, эмоционально непонятны, не стремятся блистать и привлекать к себе внимания. Они всегда руководствуются своими субъективными чувствами, и их истинные мотивы оказываются скрытыми от окружающих. Внешне они выглядят индифферентыми, бесстрастными. По отношению к другому объекту проявляется холодное до пренебрежения отношение, и окружающие отказывают им во всякой эмоции. Но в реальности эмоции этого типа развиваются не экстенсивно, а вглубь.
Интровертированный ощущающий тип. Это тип людей, которые руководствуются не разумным рассуждением, он ориентируется на интенсивность субъективных ощущений, вызванных объективными раздражителями. Этот тип напоминает высокочувствительную фотографическую пленку Эмма Юнг описывает этот тип так: «Когда кто-то входит в комнату, такой тип замечает манеру, с которой он вошел, волосы, выражение лица, одежду, каждая деталь усваивается. Впечатление происходит от объекта к субъекту, все глубже и глубже. Внешне интровертный ощущающий тип бесстрастным, как кусок дерева». Свои субъективные ощущения от мира наиболее полно смогли выразить художники модернисты: кубисты, экспрессионисты и др.
Интровертированный интуитивный тип. Интровертная интуиция направлена на содержание бессознательного. Интровертный интуитив видит происходящее за гранью происходящего в реальности, устремляет туда свой взор, очаровывается теми внутренними образами, которые приносятся в его жизнь. У этого типа удивительная сверхъестественная способность предчувствовать будущее, предвидеть ситуации и возможности. Но поскольку интуиция направлена вовнутрь, такие способности обнаруживаются среди пророков, ясновидящих, шаманов, передающих веление бога своему племени. В обыденной жизни этот тип встречается как мистический мечтатель.
Он постоянно пребывает в недоразумении, имея недостаточно хорошее мнение о самом себе. Этот тип склонен пренебрегать обычными физическими нуждами и часто бывает, что реальность для него совершенно не существует - эти люди просто затеряны в бесплодных фантазиях. Характерно, что интровертные интуитивы имеют смутное представление о подробностях реального мира. Они легко теряются в незнакомых городах, кладут свои вещи не на место, имеют привычку до конца доводить дело кое-как. Их поведение раздражает другие типы. Сами они остаются равнодушными, считая, что детали-не самое главное.
СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Анима( лат. душа) -бессознательная женская сторона личности мужчины. Персонифицируется в сновидениях образами женщин. Идентификация с Анимой делает мужчину сверхчувствительным, утратившим мужественность.
Анимус (лат. дух) - бессознательная мужская сторона личности женщин. Идентификация с Анимусом делает женщину жесткой и самоуверенной.
Архетипы - коллективные универсальные паттерны (модели), возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифов, легенд, сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах.
Ассоциация - спонтанный поток взаимосвязанных мыслей и образов, вращающийся вокруг одной специфической идеи.
Интуиция - одна из четырех психических функций. Это иррациональная функция, информирующая нас о том, что несет в себе настоящее и будущее. Интуиция достигается за счет бессознательного, вспышки озарения, инсайта.
Коллективное бессознательное - самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших человеческих и человекообразных предков.
Комплекс - психические фрагменты, выделившиеся в отдельные констелляции образов и идей в результате психических травм или конфликтов. Комплексы влияют на поведение человека и сопровождаются аффектом, вне зависимости от того, сознает ли их присутствие в себе человек или нет.
Констелляция - сильная эмоциональная реакция на какую-либо ситуацию, в которой активирован комплекс.
Личное бессознательное - элемент структуры личности в теории Юнга. Личное бессознательное состоит из подавленных воспоминаний и забытых переживаний или материала, который не стал достаточно ярким, чтобы быть пережитым в сознании
Мышление - одна из четырех психических функций, используемых для психологической ориентации. Умственный процесс для интерпретации того, что воспринято.
Паттерн - функциональная единица, состоящая из различных частей, но действующая как единое целое.
Персона - ( лат. маска) - социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте. Развитое Эго взаимодействует с внешним миром с помощью гибко меняющейся Персоны. Идентификация с отдельной Персоной (учитель, врач, актер) мешает психологическому развитию.
Самость - архетип целостности, регулирующий центр личности. Юнг пишет о самости, что она включает не только сознательное, но и бессознательное психическое бытие. Самость-центр суммативной личности, подобно тому, как эго - центр сознания. Самость является целью нашей жизни, завершенное выражение того, что мы называем индивидуальностью. Самость переживается как трансличностная сила, превосходящая Эго, например Бог.
Тень - обозначает бессознательную противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в своем сознании; сумма всех личностных психических элементов, не допущенная к жизненному проявлению. Тень всегда выступает компенсаторно по отношению к сознанию.
Чувство - одно из черырех психических функций. Это рациональная функция, оценивающая значимость взаимоотношений и ситуаций. Следует отличать чувство от эмоции, соответствующей активированному комплексу.
Эго - центральный комплекс в области сознания. Сильное Эго может объективно связываться с активированными содержаниями бессознательного (то есть с другими комплексами), а не просто идентифицироваться с ними.
Экстраверт - интроверт - типы личностной ориентации. Экстраверту присуще обращение интересов вовне, в окружающий его социальный и природный мир, к другим людям, в то время, как интроверт в большей мере поглощен внутренними заботами, мыслями, чувствами собственного «Я»
Психологический словарь. Под ред. В. П.Зинченко, Б. Г. Мещерякова.-2 е изд., перераб., доп.-М.: Педагогика - Пресс, 1996.-440с.
Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. Пер. с англ. И.Б. Гриншпун.- М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999.-592с., С 79-115.
Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. ( Основные положения, исследование и применение)- СПб.: Питер Пресс, 1997.- 608 с., С.197-213
Человек и его символы. Под ред. К.Г. Юнга. Пер. с англ. - СПб.: Б.С.К.,1996.- 454с., С.451-453
Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: теория и практика-Киев: СИНТО, 1995.-VII, 236с., С. 8-15, 209-226.
Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного /Пер. с нем.-М.: Канон, 1994.- 320с., С 253-281.
ГЛАВА 2.
ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ НАПРАВЛЕНИЯ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
ЭРИК ЭРИКСОН: ТЕОРИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ
Развитая Эриком Гомбургером Эриксоном психоаналитическая теория идентичности -другая ветвь дерева психоаналитического познания. Эриксон заявил о ней в 1956 году на английском языке, а в 1961 на немецком языке вышла книга «Детство и общество».
В отличие от классического психоанализа, он включил в теорию развития личности и окружающий человека мир. Он ввел понятие кризиса и развил теорию, из которой следует, что когда, критические точки развития индивидуальной жизни соответствуют развитию общества, то эти моменты могут стать для истории знаменательными. Понятие идентичности, введенное Эриксоном, до сих пор оказывает влияние на современный психоанализ.
БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Эрик Гомбургер Эриксон родился в 1902 году в Германии, недалеко от Франкфурта. После окончания школы Эриксон не получил формального высшего образования. Он учился в «гуманистической гимназии», после окончания гимназии, Эриксон отправился в путешествие по Центральной Европе. Годом позже он поступил в художественную школу, не окончив ее отправился в Мюнхен для обучения в Академии художеств. После двух лет обучения Эриксон опять путешествует.
В 1927 году Эриксон был приглашен в Вену преподавателем в маленькую экспериментальную школу, которой руководил Питер Блос - его школьный товарищ. Школа была основана Анной Фрейд для детей, чьи родители обучались психоанализу. Под руководством Анны Фрейд с 1927 по 1933 год Эриксон изучает психоанализ. Это становится его единственным формальным академическим образованием.
Во время обучения Эриксон женился на канадке Джоан Серсон, которая также посещала школу Анны Фрейд. В 1933 году Эриксон, его жена и двое сыновей отправились в Копенгаген, где Эриксон попытался получить гражданство и помочь созданию в этой стране центра обучения психоанализу. Когда стало ясно, что идея неосуществима, семья эмигрировала в Соединенные Штаты, где уже было основано психоаналитическое общество. Следующие два года Эриксон практиковал в Бостоне, специализируясь на лечении детей.
В 1936 году Эриксона приняли на должность преподавателя в медицинскую школу Йельского университета. В 1938 году он предпринял экспедиционную поездку в резервацию Пайн-Ридж в Южной Дакоте с целью наблюдения за воспитанием детей у индейцев племени сиу. С этого момента начался интерес Эриксона к изучению влияния культуры на развитие ребенка как одного из доминирующих факторов в формировании личности. Эта тема будет интересовать его и в дальнейшем.
В 1939 году Эриксон отправился в Калифорнию, где подвел итоги своей аналитической работы с детьми и углубился в антропологию и историю. С 1942 года Эриксон - профессор психологии в Университете Беркли, штат Калифорния. С этого момента начался период глубоких клинических наблюдений; Эриксон становится главной фигурой в области психоанализа.
В 1950 году Эриксон опубликовал свою первую книгу «Детство и общество», благодаря которой получил мировое признание как представитель эго-психологии. В течение следующего десятилетия его труды и исследования вылились в теорию психосоциального развития.
Несмотря на уже немолодой возраст, Эриксон до своей смерти продолжал активно работать. Умер Эрик Эриксон в Харвиче, штат Массачусетс (США) в 1994 году в возрасте 92 лет.
Хотя Эриксон настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее развитие концепции Фрейда о психосексуальном развитии, он решительно отошел от классического психоанализа. Во-первых - это решительный сдвиг акцента от Ид в сторону Эго. С позиции Эриксона, именно Эго и его адаптивные способности составляют основу поведения и функционирования человека. Эго является автономной системой и взаимодействует с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Эго-психология описывает людей как более рациональных, принимающих осознанные решения, сознательно решающих жизненные проблемы.
Во-вторых, Эриксон подчёркивает значимость исторических условий формирования Эго у ребёнка, а не родительского влияния, как считал Фрейд. Здесь он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам. Развитие Эго неизбежно и тесно связано с особенностями социальных предписаний и системой ценностей того общества, в котором живет человек.
В-третьих, теория Эриксона о развитии Эго охватывает все жизненное пространство индивидуума от младенчества до старости.
Стоит отметить, что существуют вопросы, по которым между Эриксоном и Фрейдом существует согласие. Например, оба сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон принимает фрейдовскую структурную модель личности (Ид, Эго, Супер-эго). Если в какой-то момент нашей повседневной жизни, писал он, мы остановимся и спросим себя, о чем мы только что мечтали, то нас ожидает ряд неожиданных открытий: мы с удивлением замечаем, что наши мысли и чувства совершают постоянные колебания то в ту, то в другую сторону от состояния относительного равновесия. Уклоняясь в одну сторону от этого состояния, наши мысли порождают ряд фантастических идей относительно того, что нам хотелось бы сделать; уклоняясь в другую сторону, мы внезапно оказываемся под властью мыслей о долге и обязанностях, мы думаем уже о том, что мы должны сделать, а не о том, что нам хотелось бы; третье положение, как бы «мертвую точку» между этими крайностями, вспомнить труднее. Здесь, где мы менее всего осознаем себя, по мнению Эриксона, мы более всего и являемся собою. Таким образом, когда мы хотим - это «Оно», когда мы должны - это «Сверх-Я», а «мертвая точка» - это «Я».
ЭПИГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
Центральным положением в теории развития Эго является положение о том, что человек в течение всей жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом. Принцип гласит, что личность развивается ступенчато, двигаясь в направлении дальнейшего роста, осознанного расширения сознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия, причем процесс этот инициируется отчасти и самим обществом. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество способствует сохранению этой тенденции, поддержанию её темпа и последовательности развития.
Эриксон разделил жизнь человека на восемь стадий психосексуального развития Эго - на «восемь возрастов человека»). Эпигенетическая концепция базируется на представлении о том, что:
Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»);
Полноценная личность формируется только путем последовательного прохождения всех стадий;
Каждая стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни индивидуума, когда возникает конфликт между достигнутым уровнем психического развития и новыми требованиями, которые предъявляет общество. Иначе, каждая стадия содержит в себе специфичную эволюционную задачу - проблему, которая предъявляется индивидууму обществом. Разрешение этой задачи является предпосылкой дальнейшего развития личности, т.е. перехода на следующую стадию. Решение задачи, согласно Эриксону, зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет. Решение каждой из этих задач, по Э. Эриксону, сводится к установлению определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами. Развитие личности - результат борьбы этих крайних возможностей, которая не затухает при переходе на следующую стадию развития. Эта борьба на новой стадии развития подавляется решением новой, более актуальной задачи, но незавершенность дает о себе знать в периоды жизненных неудач.
Задача младенческого возраста - формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Задача раннего возраста - борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность. Задача игрового возраста - развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания. В период обучения в школе встает новая задача - формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности. В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании собственного «Я» («диффузия идентичности»). Задача конца юности и начала зрелости - поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества. Задача зрелого периода - борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется становлением окончательного, цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.