В этот период опасно , если мать любит «хорошего» ребенка и не любит «плохого». Тогда ребенок разделяет мать на «хорошую» и «плохую», еще не успев ее объединить внутри себя. Это момент проявления расщепления. Во взрослой жизни это может проявляться как идеализация и девальвация, обесценивание объекта. Например, при нарциссизме, пограничных расстройствах личности. Если мать ровно принимает ребенка, к трем годам в норме он соединяет ее.
Фиксация на анальной фазе проявляется как одновременное совмещение в психической реальности двух противоположностей: удовлетворения и депривации (любовь и наказание). Например, при акте дефекации неожиданные, нестандартные реакции - другое психическое наполнение. В дальнейшем это может привести к определенному характеру: сверхаккуратность, обязательность, бережливость, педантичность. Ситуация сверхконтроля проявляется в бережливости (удовольствие от накопления), жадности, скупости, расточительности (удовольствие от траты), расчетливости, упрямстве, накапливании отрицательных эмоций с неожиданной разрядкой.
3. Фаллическая стадия (3-6 лет). Инфантильно-генитальная фаза. На предыдущих стадиях еще нет идентификации себя (только с другими людьми, мамой, игрушкой). Интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются на область гениталий. Появляется различие полов, соотнесение себя с полом, тенденция к использованию гениталий. С точки зрения Фрейда появляется интерес фаллосу (наличие или отсутствие). В современном психоанализе считается, что девочка приобретает опыт эротической чувственности через манипуляции клитора и вагины. (женская аноргазмия - отсутствие этого опыта). Для мальчика 3 - 4 года - это кульминация эксгибиционистких тенденций. У мальчика появляется зависть к пенису отца, у девочки - к груди матери.
Задача в этом периоде: половая идентификация, выстраивание отношений с родителями на основе выбранной половой роли. Мальчик обнаруживает отсутствие пениса у мамы, делает бессознательный вывод о ее ущербности «кастрированности».
Эдипов комплекс - этодоминирующий конфликт на этой стадии.В сущности, этот комплекс заключается в неосознанном желании ребенка обладать родителем противоположного пола (применительно к девочкам этот комплекс называется комплексом Электры), одновременно устранить родителя одного с ним пола и страх соперника, ненависть. Любовь и ненависть на этой фазе заряжают либидо.
Мальчик боится отца как соперника, появляется кастрационная тревога (у мамы уже нет пениса), одновременно хочет быть похожим на отца, чтобы завоевать мать. Конфликт заключается в одновременной потребности и невозможности. В действительности ребенок испытывает сексуальные чувства к обоим родителям, но с каждым соревнуется за любовь к другому.
Одновременно проявляются две формы переживания эдипова комплекса
положительная
отрицательная
Либидо направляется на противоположный пол, родитель своего пола воспринимается как соперник
Боязнь потерять любовь родителя своего пола из-за желания (фантазии) к другому.
Родитель своего пола идеализируется
Родитель своего пола тоже становится объектом либидо, следовательно, родитель противоположного пола - соперник
Полный эдипов комплекс - это сочетание и баланс положительной и отрицательной форм.
Чувства, возникающие к матери:
· позитивные (либидный объект);
· негативные (обесценил ее из-за отсутствия пениса);
· страх, т.к. мать - первый источник кастрации (страх телесного ущерба со стороны матери появился раньше в ситуациях телесного насилия - манипуляции с телом в младенчестве, приход к врачу…)
Чувства к отцу:
· позитивные (как к идеалу, объекту для идентификации);
· негативные (как к сопернику, источнику кастрации);
Чувства к себе:
· позитивные (я всемогущ, т.к. похож на отца);
· негативные (я ничего не могу, т.к. отец сильнее, только он может быть таким);
· вина как следствие желания устранить отца.
Разрешение эдипова комплекса заключается в том, что мальчик подавляет свои сексуальные желания в отношении матери (уступая перед отцом) и начинает идентифицировать себя с отцом (идентификация с агрессором), противоположные чувства постепенно гасятся. Укрепляется функция Эго, т.е. функция достижения компромисса. В результате нормального разрешения эдипова комплекса часть либидо направляется против отца, часть - на идентификацию с ним, а часть - на теплые чувства к маме.
Процесс идентификации выполняет несколько функций: во-первых мальчик перенимает совокупность ценностей, моральных норм, установок и моделей поведения, обрисовывающих для него - что значит быть мужчиной (развивается Супер-эго как заменитель реального родителя), во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви, поскольку теперь он обладает тем же набором качеств, которые мать ценит в отце. Аналогичные процессы происходят при разрешении комплекса Электры.
Таким образом, корни Супер-эго лежат в запрещенных желаниях Ид, которые бессознательное превращает в реактивное образование - совесть. Вина и жалость к себе - результат эдипова комплекса, а, значит, возможность развития.
4. Латентная стадия (6-12 лет). Время подготовки к взрослению, когда сексуальный инстинкт «дремлет». Либидо ребенка направлено, посредством сублимации на виды деятельности, не связанные с сексуальностью (учёба, спорт, отношения со сверстниками и т.д.). Однако З. Фрейд считал, что явная сексуальность вытесняется, но выступает как интеллектуализация и социализация. Это время формирования стыда, правил, культурных норм. Но сексуальность присутствует в виде фантазий, бессознательных желаний.
К этому периоду Эго одержало верх над Ид:
· ребенок подавил эдипальные желания;
· сознательно и более последовательно воспринимает родительские требования и ожидания;
· ярче стыд и вина;
· Эго посвящает себя вхождению в социум.
В этом периоде на поведение ребенка влияют две базовые латентные фантазии.
1) Бессознательная фантазия семейного романа:
· мои родители не настоящие;
· просто я живу с ними;
· своих родителей еще надо разыскать
Например, мальчик, чтобы найти настоящих родителей, должен «убить дракона» (в сказках описан этот момент), дети убегают из дома бессознательно искать других родителей.
Роль этой фантазии заключается в защите от эдипальных инцестуозных желаний, от одновременного проявления любви и агрессии.
2) Фантазия близнецов (более поздняя).
· у меня есть двойник - моя противоположность;
· ему можно всё - мне нельзя;
· он природен - я социален;
· он счастлив - я нет.
Например, Том Сойер и Гек Фин, Малыш и Карлсон. Отличники выбирают в качестве друга хулигана.
Роль этой фантазии в проекции плохой части во внешний мир, в становлении социально приемлемым.
Задачи латентного периода социализация, обретение навыков, получение удовольствия от завершения. Проявление скуки и лени заключается в бессознательном страхе ответственности, неумении получать удовольствие от завершения. В этом периоде родители как референтная группа отходят на второй план, значимыми становятся латентные группы сверстников, где можно обмениваться навыками, учиться распределять ответственность, укреплять собственную идентичность через идентификацию через идентификацию с ними. Однополые группы укрепляют половую идентичность.
Таким образом, главная цель - заменить родительское Супер-эго на своё.
5. Генитальная (12 - 22 года). Результатом физиологических изменений в организме является усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Вступление в генитальную стадию отмечено возможность наиболее полного удовлетворения сексуального инстинкта. Предыдущие, так или иначе неудовлетворенные, сексуальные стремления (оральные, анальные, фаллические) могут начать формировать черты характера, сублимируются в увлечения и хобби, вытесняются. Половое влечение становится альтруистическим. Подросток заботится как о своём удовлетворении, так и об удовлетворении объекта.
Выделяют два периода генитальной фазы: предподростковый и подростковый.
Предподростковый начинается с появления вторичных половых признаков. Задача заключается в том, чтобы психологически справиться с физиологическими изменениями тела. В связи с увеличением импульсов из Ид, найти нарушенное равновесие между Эго и Ид. Для этого периода возможно появления дисморфофобии (непринятие внешнего вида).
Подростковый период девушками и юношами воспринимается по-разному. Появление менструация для девушек не является чем-то совсем неизвестным (в литературе, на телевидении, в рекламах уделено достаточно внимания этому явлению), для юношей же спонтанные первые эякуляции являются менее изученными, это явление не поддается контролю, в связи с этим пугает. Поэтому для юношей характерно снижение мужественности и вербализации.
Таким образом, конфликт этого периода характеризуется как:
· нарушение равновесия между Эго, Ид и Супер-эго в силу нового, мощного проявления сексуального, агрессивного драйва;
· возрождение вытесненных конфликтов предыдущих стадий, адекватно не разрешенных.
Все желания переживаются подростками как угрожающие. Возросшие желания, требующие удовлетворения стереотипно, по инерции подавляются из-за необходимости социализации. Как следствие возрастает различного рода тревожность. Подросток начинает «бросаться» из крайности в крайность (от природности к социализации). Однако, в силу лабильности аффекта в этом возрасте, подросток способен справляться с тревогой.
Для родителей, в связи с этим, предоставляется последняя возможность помочь, дать детям то, что недостаточно дали в предыдущие периоды.
СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ:
Агрессия- тенденция или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном поведении или фантазировании, цель которых состоит в том, чтобы повредить другому человеку, уничтожить, унизить. Агрессия может проявляться не только в прямом действии разрушения или насилия. Любое поведение, как негативное, ( например, отказ от помощи), так и позитивное ( например, ирония) может выполнять функцию агрессии. Фрейд обнаружил в основе агрессивности единый субстрат всех влечений - влечение к смерти.
Анальная стадия. Вторая стадия психосексуального развития, которая характеризуется ведущим положением анальной зоны. Объектное значение на этом этапе насыщено значениями, связанными с функцией дефекации (удержание-выталкивание) и символической ценностью фекалий. Овладение мышечными действиями ставится в связь с утверждением садомазохизма.
Бессознательное - понятие, обозначающее в психоанализе совокупность содержаний, не присутствующих в актуальном поле сознания Аспект психики, содержащий социально неприемлемые конфликты и желания.
Вторичный процесс. В теории психоанализа - когнитивно-перцептивные навыки, дающие возможность индивидууму удовлетворять инстинктивные потребности, не подвергая опасности себя и других.
Генитальная стадия. Четвертая стадия психосексуального развития, в ходе которой формируются зрелые гетеросексуальные отношения.
Защитные механизмы. Неосознанные реакции, защищающие индивидуум от таких неприятных эмоций, как тревога и чувство вины.
Идентификация. Процесс, посредством которого ребенок присваивает характеристики другого лица, обычно родителя, чтобы освободиться от собственной тревоги и ослабить внутренние конфликты.
Инстинкт. Врожденное, локализующееся на уровне тканей организма, состояние возбуждения, стремящееся выразиться вовне и привести к снятию напряжения.
Инстинкт жизни. Идея Фрейда о том, что люди стремятся к самосохранению.
Инстинкт смерти. Идея Фрейда о том, что люди движимы побуждениями саморазрушения и смерти.
Комплекс Электры. Женская версия эдипова комплекса в теории Фрейда.
Латентный период. Период, на протяжении которого энергия либидо «дремлет».
Оральная стадия. Первая стадия психосексуального развития, на которой основным источником интереса и удовольствия является рот.
Первичный процесс. Психологический феномен, благодаря которому у индивида уменьшается напряжение при формировании в фантазии образа объекта желания.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА
БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Альфред Адлер родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он был сыном еврея-торговца, принадлежавшего к среднему классу общества.
Адлер описывал свое детство, как трудное и несчастливое время. Он наслаждался материнской любовью в течение первых дух лет жизни, но пора нежности закончилась с рождением младшего брата. Потом он приобрел особое расположение отца, чьим любимцем оставался в течение всего детства. В ранние годы его постоянно окружали смерть и болезни - когда ему было три года, его младший брат умер в постели, стоявшей рядом с его постелью. Вдобавок к этому он дважды с трудом избежал перспективы быть убитым в уличных происшествиях. В пять лет он заболел тяжелой формой пневмонии и был очень близок к смерти. Позднее он приписывал свое желание стать врачом этому почти фатальному заболеванию.
В первых классах школы Адлер учился весьма без интереса. Он не успевал по математике и вынужден был остаться на второй год. Учитель посоветовал его отцу забрать сына из школы и отдать в ученики к сапожнику, так как он, видимо, не способен ни на что другое. Однако отец побудил сына продолжать учебу, и благодаря упорству и напряженной работе Адлер стал лучшим учеником по математике в классе.
В 18 лет Адлер поступил в Венский университет, бывший в то время одним из ведущих европейских медицинских центров. Вокруг бурлила жизнь театра, музыки и политической философии социалистов, в связи с чем город прославился как «красная» Вена. В студенческие годы Адлер самозабвенно окунулся в политику. Он увлекся социализмом и участвовал во многих политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену, Раису Эпштейн, студентку из России, которая тоже училась в Венском университете. В 1897 году они поженились.
Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. Некоторое время после этого он специализировался в офтальмологии, работая в захудалой части города. Затем, после прохождения практики по общей медицине, он стал психиатром. С 1902 по 1911 годы он был активным членом кружка, образовавшегося вокруг Зигмунда Фрейда. Но Адлер скоро начал развивать идеи, отличавшиеся от идей Фрейда и сторонников его теории. Его взгляды становились все более несовместимыми с позицией Фрейда. В 1911 году Адлер сложил с себя обязанности президента Венского психоаналитического общества и вышел из него. Одновременно Общество покинули 9 из 23 членов, с которыми он и основал Общество свободного психоанализа -- большей частью из желания досадить Фрейду и некоторым из его преданных единомышленников. В следующем, 1912 году название адлеровского общества было изменено, и оно стало Обществом индивидуальной психологии.
С середины 20-х годов Адлер все больше времени посвящает поездкам по Европе и Соединенным Штатам. Когда с приходом к власти Гитлера по Европе прокатилась волна тоталитаризма, он предугадал катастрофу и понял, что если психология где-нибудь и выживет, то только в Америке. В 1935 году Адлер с женой обосновались в Нью-Йорке. Вскоре после этого он получил должность практикующего профессора медицинской психологии в медицинском колледже в Лонг-Айленде.
Адлер был неутомимым лектором. Он читал свои лекции непринужденно и пользовался большой популярностью. 28 мая 1937 года во время лекционного турне Адлер внезапно скончался в шотландском городе Абердине.
Идеи Адлера оказывают мощное влияние на современные исследования в клинической и индивидуальной психологии. Акцент, сделанный в его теории на социальном интересе как существенном критерии психического здоровья, способствовал появлению концепции ценностных ориентаций в психотерапии. Кроме того, его внимание к осознанным, рациональным процессам стимулировало появление эго-психологии. Его концепция о существенной роли социальных сил в развитии личности узнаваема в более поздних работах Эриха Фромма, Карен Хорни и Гарри Стэка Салливана - всех, кто отмечал в теории Фрейда отсутствие социологической ориентации. Соответственно, особое подчеркивание волевых и творческих аспектов личности оказало прямое или косвенное влияние на таких выдающихся психологов, как Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Ролло Мей, Виктор Франкл и Альберт Эллис.
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Адлера часто представляют как ученика Фрейда, взбунтовавшегося в конце концов против своего учителя и начавшего создавать свои собственные концепции. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что на самом деле он был коллегой Фрейда, и ни в коем случае не следует воспринимать его как «неофрейдиста». В его ранних работах, где угадываются ростки будущих теорий, он весьма критично характеризует период сотрудничества с Фрейдом. Ниже представлены основные тезисы индивидуальной психологии Адлера.
1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру само согласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. В этой концепции более чем в какой-либо другой, выражена его попытка рассматривать человека как единое целое.
2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед - они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.
3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум - нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. А именно, он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, - свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.
Именно эта убежденность в творческой природе и свободе человека более, чем что либо другое, побуждает многих психологов считать Адлера предвестником современной гуманистической психологии.
4. Социальная принадлежность индивидуума
Адлеровское целостное видение природы человека было всеобъемлющим. Он понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как интегральную составную часть больших систем - семьи, сообщества: “Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него”. Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес -- врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Таким образом, индивидуальная психология полагает необходимой гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между ними считает неестественным.
5. Индивидуальная субъективность
Твердо придерживаясь феноменологической традиции, Адлер считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Люди живут в ими же созданном мире, в соответствии с их собственной “схемой апперцепции”. Далее Адлер доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями -- личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Например, человек может в своей жизни руководствоваться кредо “честность -- лучшая политика” или “каждый за себя”, или уверенностью в том, что в загробной жизни добродетель будет вознаграждена, а порок наказан. Адлер полагает, что люди ведут себя в соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того, являются они объективно реальными или нет:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ
Адлер сформулировал очень экономичную теорию личности в том смысле, что в основании всего теоретического сооружения лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов. Последние можно подразделить на семь пунктов:
чувство неполноценности и компенсация;
стремление к превосходству;
стиль жизни;
социальный интерес;
творческое «Я»;
порядок рождения;
фикционный финализм.
Комплекс неполноценности и его истоки
Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве. Он объяснял это следующим образом: ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности. Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основой любой мотивационной силой в жизни человека.
Таким образом, согласно Адлеру, фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Однако ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности - преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.
Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей. Во-первых, у детей с какой-либо врожденной физической неполноценностью может развиться чувство психологической неполноценности. С другой стороны, дети, родители которых чрезмерно их балуют, потворствуют им во всем, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, потому что за них всегда все делали другие. Их беспокоит глубоко укоренившееся чувство неполноценности, так как они убеждены, что сами не способны преодолевать жизненные препятствия. Наконец, родительское пренебрежение детьми, отвержение может стать причиной появления у них комплекса неполноценности по той причине, что отвергаемые дети в основном чувствуют себя нежеланными. Они идут по жизни без достаточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми и оцененными по достоинству другими людьми. Как мы увидим далее, |каждый из этих трех видов страданий в детстве может сыграть решающую роль в возникновении неврозов в зрелые годы. Однако, независимо от обстоятельств, играющих роль почвы для появления чувства неполноценности, у индивидуума может в ответ на них появиться гиперкомпенсация и, таким образом, развивается то, что Адлер назвал комплексом превосходства.Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности
Стремление и превосходству
Адлер полагал, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности. Но какова же конечная цель, ради которой мы боремся, и которая обеспечивает меру постоянства и целостности нашей жизни. Движет ли нами потребность попросту избавиться от чувства неполноценности? Или мы мотивированы стремлением безжалостно доминировать над другими? Или быть может, нам нужен высокий статус
В последние годы жизни Адлер пришел к выводу о том, что стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни; это «нечто, без чего жизнь человека невозможно представить». Эта «великая потребность возвыситься от минуса до плюса, от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы развита у всех людей». Трудно переоценить значение, которое Адлер придавал этой движущей силе. Он рассматривал стремление к превосходству (достижение наибольшего из возможного), как главный мотив в своей теории.
Адлер был убежден в том, что стремление к превосходству является врожденным, и что мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь. Тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим реализовать свой человеческий потенциал. От рождения оно присутствует у нас в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Каждому из нас остается лишь осуществить эту возможность своим собственным путем. Адлер полагал, что этот процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как фокус нашего стремления к превосходству. Будучи неясной и в основном неосознанной в начале своего формирования в детские годы, эта жизненная цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл.
Стиль жизни
Стиль жизни по Адлеру включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.
С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте 4 или 5 лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это, в сущности, является только совершенствованием и развитием основной структуры, заложенной в раннем детстве. Представим в качестве примера женщину, стремящуюся к превосходству путем расширения своих интеллектуальных возможностей. С позиции теории Адлера, ее стиль жизни предсказуемо предполагает сидячий образ жизни. Основной акцент она сделает на интенсивное чтение, изучение, размышления - то есть на все, что может послужить цели повышения ее интеллектуальной компетентности. Она может распланировать свой распорядок дня с точностью до минут - отдых и хобби, общение с семьей, друзьями и знакомыми, общественная активность опять-таки в соответствии со своей основной целью.
Другой человек, напротив, работает над своим физическим совершенствованием и структурирует жизнь таким образом, чтобы цель стала достижимой. Все, что он делает, нацелено на достижение превосходства в физическом плане. Очевидно, что в теории Адлера все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Интеллектуал запоминает, размышляет, рассуждает, чувствует и действует совсем не так, как атлет, поскольку оба они представляютсобой психологически противоположные типы', если говорить о них в терминах соответствующих стилей жизни.
Социальный интерес
Еще одна концепция, имеющее решающее значение в индивидуальной психологии Адлера -- это социальный интерес.Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, -- социально-культурный контекст, в котором мы живем.
Предпосылки социального интереса являются врожденными.Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали, Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.
Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди - прежде всего мать, а затем остальные члены семьи - способствуют процессу его развития.
Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений - качеств, которые Адлер считал тесно переплетенными. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку - любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.
Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе,~ Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов позже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.
Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.
Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Он ссылался на него, как на «барометр нормальности» - показатель, который можно использовать при оценке качества жизни человека, То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам, и даже тем, кто еще не родился.
У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен не достаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение - они поглощены своими интересами и самозащитой.
Творческое «Я»
Концепция творческого «Я» является самым главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением как персонолога. Когда он открыл и ввел в свою систему этот конструкт, все остальные концепции заняли по отношению к нему подчиненное положение. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей значимость. Именно это искал Адлер. Он утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Иными словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, функции и сны, она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом.
Предполагая существование творческой силы, Адлер не отрицал влияния наследственности и окружения на формирование личности. Каждый ребенок рождается с уникальными генетическими возможностями, и он очень скоро приобретает свой уникальный социальный опыт. Однако люди -- это нечто большее, чем просто результаты действия наследственности и окружающей среды. Люди являются созидательными существами, которые не только реагируют на свое окружение, но и воздействуют на него, а также получают от него ответные реакции. Человек использует наследственность и окружение как строительный материал для формирования здания личности, однако в архитектурном решении отражается его собственный стиль. Поэтому в конечном счете только сам человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру.
Тем не менее, их присутствие дает нам возможность создавать наш собственный уникальный стиль жизни, исходя из способностей и возможностей, данных наследственностью и окружением.
В адлеровской концепции творческого «Я» отчетливо звучит его убежденность в том, что люди являются хозяевами своей собственной судьбы.
Порядок рождения
Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же нет идентичного социального окружения. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей - все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.
По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее значение. Особенно важно восприятие ситуации, что, скорее всего, сопутствует определенной позиции. То от того, какое значение придает ребенок сложившейся ситуации, зависит, как влияет порядок его рождения на стиль жизни. Более того, поскольку это восприятие субъективно, у детей, находящихся в любой позиции, могут вырабатываться, любые стили жизни. Однако в целом определенные психологические особенности оказались характерными именно для конкретной позиции ребенка в семье.
Первенец (старший ребенок). Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он - единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка, и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было «как полагается». Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие драматическим образом меняет положение ребенка и его взгляд на мир.
Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка как положение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение за возвращение прежней нейтральной позиции в семейной системе с самого начала обречено на неудачу - прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием. В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.
Фикционный финализм
Адлер развивал мысль о том, что наши основные цели представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из того, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогают достичь почти всего.