Шпаргалки по Трудовому праву Украины
распоряжении после уплаты налогов и сборов (других обязательных платежей),
хотя они прямо предприятиями и не признаются, как прямо не признается и
распространение на них Закона "О предприятиях в Украине". Финансируемые из
бюджета учреждения и организации правом, установленном частью второй ст. 91
КЗоТ, не пользуются.
7. Генеральные, отраслевые и региональные соглашения: порядок заключения,
содержания, сфера действия, юридическая природа и юридическая сила.
Статья 8. Содержание соглашений
«О коллективных договорах и соглашениях»
Статья 1. Коллективный договор и соглашение
Коллективный договор, соглашение заключаются на основании действующего
законодательства, принятых сторонами обязательств с целью регулирования
производственных, трудовых и социально-экономических отношений и
согласования интересов трудящихся, собственников и уполномоченных ими
органов.
Статья 2. Сфера заключения коллективных договоров, соглашений
Соглашение заключается на государственном, отраслевом,
региональному уровнях на двухсторонней основе.
Сторонами генерального соглашения выступают:
профессиональные союзы, которые объединились для ведения коллективных
переговоров и заключения генерального соглашения;
собственники или уполномоченные ими органы, которые объединились
для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения,
на предприятиях которых занято большинство наемных работников
государства.
Сторонами соглашения на отраслевом уровне являются собственники,
объединения собственников или уполномоченные ими органы и профсоюзы
объединение ли профсоюзов или других представительских организаций
трудящихся, которые имеют соответствующие полномочия, достаточные для
ведения переговоров, заключения соглашения и реализации ее норм на
большинстве предприятий, которые входят в сферу их действия.
Соглашение на региональном уровне заключается между местными органами
государственной власти или региональными объединениями предпринимателей,
если они имеют соответствующие полномочия, и объединениями профсоюзов или
другими уполномоченными трудовыми коллективами органами.
Статья 8. Содержание соглашений
Соглашением на государственном уровне регулируются основные принципы и
нормы реализации социально-экономической политики и трудовых отношений, в
частности по:
гарантиям труда и обеспечении производительной занятости;
минимальным социальным гарантиям оплаты труда и доходов всех групп и
слоев населения, которые обеспечивали бы достаточный уровень жизни;
размеру прожиточного минимума, минимальных нормативов;
социальному страхования;
трудовым отношениям, режиму работы и отдыха;
условиям охраны труда и окружающей природной среды;
удовлетворению духовных потребностей населения;
условиям роста фондов оплаты труда и установления межотраслевых
соотношений в оплате труда. ( Часть первая статьи 8 дополнена абзацем
девятым в соответствии с Законом N 20/97-ВР от 23.01.97 )
Соглашением на отраслевом уровне регулируются отраслевые нормы, в
частности по:
нормированию и оплате труда, установлению для предприятий отрасли
(подотрасли) минимальных гарантий заработной платы в соответствии с
квалификацией на основании единой тарифной сетки по минимальной границе и
минимальными размерами доплат и надбавок с учетом специфики, условий труда
отдельных профессиональных групп и категорий работников отрасли
(подотрасли);
установлению минимальных социальных гарантий, компенсаций, льгот в
сфере труда и занятости;
трудовым отношениям;
условиям и охране труда;
жилищно-бытовому, медицинскому, культурному обслуживанию,
организации оздоровления и отдыха;
условиям роста фондов оплаты труда; ( Часть вторая статьи 8 дополнена
абзацем седьмым в соответствии с Законом N 20/97-ВР от 23.01.97 )
установлению межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате
труда. ( Часть вторая статьи 8 дополнена абзацем восьмым в соответствии с
Законом N 20/97-ВР от 23.01.97 )
Отраслевое соглашение не может ухудшать положение трудящихся по
сравнению с генеральным соглашением. Соглашения на региональном уровне
регулируют нормы социальной защиты наемных работников предприятий, включают
высшие по сравнению с генеральным соглашением социальные гарантии,
компенсации, льготы.
Статья 9. Действие коллективного договора, соглашения
Стороны, которые заключили соглашение, должны информировать граждан через
средства массовой информации об изменении соглашения и ходе его реализации.
Отраслевые и региональные соглашения подлежат уведомительной регистрации
Министерством труда Украины
Статья 13. Подписания коллективного договора, соглашения
Соглашение (генеральное, отраслевое, региональное) подписывается
уполномоченными представителями сторон не позже чем через 10 дней после
завершения коллективных переговоров.
Что касается ген. Соглашения заключённого в 99 году между Каб. Министров У.
И всеукраинским объединением предпринимателей на 99-2000г продлено до 2001
года. В нём каб мин-в выполнял 2 функции: 1. представлял собственника гос
собственности. 2. В содержании выступал как 3-я сторона (хотя представлено
2). Что соответствует международным документам.
На комунальную собственность ген. Соглашение не распространяется. Равовая
природа: Специфические общеобязательные правила обязательность которых
установлена «Коллективных договорах и соглашениях».
8. Коллективные договоры: содержание и порядок заключения.
Статья 7. Содержание коллективного договора
Статья 13. Содержание коллективного договора
Содержание коллективного договора определяется сторонами в пределах их
компетенции.
В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по
регулированию производственных, трудовых, социально-экономических
отношений, в частности:
изменению в организации производства и труда;
обеспечению продуктивной занятости;
нормированию и оплате труда, установлению форм, системы, размеров
заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и
пр.);
установлению гарантий, компенсаций, льгот;
участию трудового коллектива в формировании, распределении и
использовании прибыли предприятия, учреждения, организации (если это
предусмотрено уставом);
режиму работы, продолжительности рабочего времени и отдыха;
условиям и охране труда;
обеспечению жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания,
организации оздоровления и отдыха работников;
гарантиям деятельности профсоюзной или иных представительных организаций
трудящихся;
условий регулирования фондов оплаты труда и установления
межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда.
Коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с
действующим законодательством и соглашениями гарантии, социально-бытовые
льготы.
3. Часть вторая ст. 13 КЗоТ повторяет положение ст. 10 КЗоТ, в
соответствии с которой коллективный договор регулирует производственные,
трудовые и социально-экономические отношения. По существу, любые вопросы,
связанные с трудом, производством, социальным положением работников и
членов их семей могут решаться в коллективном договоре.
Ст. 13 КЗоТ не содержит исчерпывающего перечня вопросов, которые должны
регулироваться коллективными договорами. Но перечисленные в этой статье
положения должны включаться в коллективный договор обязательно.
Статья 14. Коллективные переговоры, разработка и заключение коллективного
договора, ответственность за его выполнение
Заключению коллективного договора предшествуют коллективные переговоры.
Сроки, порядок ведения переговоров, разрешение разногласий, возникающих при
их ведении, порядок разработки, заключения и внесения изменений и
дополнений в коллективный договор, ответственность за его выполнение
регулируются Законом Украины "О коллективных договорах и соглашениях".
Статья 10. Коллективные переговоры
Заключению коллективного договора, соглашения предшествуют коллективные
переговоры.
Любая из сторон не раньше чем за три месяца до окончания срока действия
коллективного договора, соглашения или в сроки, определенные этими
документами, письменно сообщает другие стороны о начале переговоров.
Вторая сторона в течение семи дней должна начать переговоры.
Порядок ведения переговоров по вопросам разработки, заключения или
внесения изменений в коллективный договор, соглашения определяется
сторонами и оформляется соответствующим протоколом.
Для ведения переговоров и подготовки проектов коллективного договора,
соглашения образовывается рабочая комиссия из представителей сторон.
Состав этой комиссии определяется сторонами.
Стороны могут прерывать переговоры с целью проведения консультаций,
экспертиз, получения необходимых данных для выработки соответствующих
решений и поиска компромиссов.
Стороны коллективных переговоров обязаны предоставлять участникам
переговоров всю необходимую информацию по содержанию коллективного
договора, соглашения. Участники переговоров не имеют права разглашать
данные, являющийся государственной или коммерческой тайной, и
подписывают соответствующие обязательства.
Рабочая комиссия готовит проект коллективного договора, соглашения с
учетом предложений, которые поступили от работников, трудовых коллективов
отраслей, регионов, общественных организаций, и принимает решение,
которое оформляется соответствующим протоколом.
Статья 11. Разрешение разногласий
Для урегулирования разногласий во время ведения коллективных переговоров
стороны используют примирительные процедуры.
Если в ходе переговоров стороны не пришли к согласию по независимым от
них причинам, то составляется протокол разногласий, в который вносятся
окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для
устранения этих причин, а также о сроках возобновления переговоров.
В течение трех дней после составления протокола разногласий стороны
проводят консультации, формируют из своего состава примирительную
комиссию, а в случае недостижения согласия обращаются к посреднику,
избранному сторонами.
Примирительная комиссия или посредник в срок до семи дней рассматривает
протокол разногласий и выносит рекомендации по сути спора.
В случае недостижения согласия между сторонами относительно внесения
рекомендации допускается организация и проведение забастовок в порядке,
который не противоречит законодательству Украины.
Для поддержки своих требований во время проведения переговоров по
разработке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения
профсоюзы, другие уполномоченные работниками органы могут проводить в
установленном порядке собрания, митинги, пикетирование, демонстрации.
9. Регистрация коллективных договоров и соглашений.
Статья 15. Регистрация коллективного договора
Коллективные договоры подлежат уведомительной регистрации местными
органами государственной исполнительной власти.
Порядок регистрации коллективных договоров определяется Кабинетом
Министров Украины.
1. Коллективные договоры подлежат уведомительной регистрации в местных
органах государственной исполнительной власти. Коллективный договор,
соглашение представляются на регистрацию в трех экземплярах (первый, второй
и копия). Вместе с коллективным договором, соглашением представляются все
приложения к нему, а также информация о составе полномочных представителей
сторон, которые принимали участие в коллективных переговорах.
2. Порядок уведомительной регистрации коллективных договоров установлен
постановлением Кабинета Министров Украины "О порядке уведомительной
регистрации отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров"
от 5 апреля 1994 г. № 225. Хотя это постановление и обязывает Министерство
труда и социальной политики Украины вместе с иными центральными и местными
органами исполнительной власти осуществлять контроль за соответствием
отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров
законодательству и генеральному соглашению, в случае выявления нарушений
принимать соответствующие меры, все же регистрация указанных соглашений и
коллективных договоров носит уведомительный характер. Это означает, что
регистрирующий орган вправе проверять законность коллективного договора,
соглашения, но отказать в его регистрации он не вправе, даже при условии
выявления несоответствия коллективного договора, соглашения
законодательству. Отказать в уведомительной регистрации можно только в том
случае, если поданные на регистрацию экземпляры и копия коллективного
договора, соглашения не будут аутентичными, то есть не будут
соответствовать тексту, принятому в установленном порядке. Отсутствие
аутентичности может проявляться и в несоответствии текста одного экземпляра
другому или копии.
3. Поскольку отказать в регистрации можно только по основанию, указанному
выше, достаточно трудно добиться, чтобы предприятия выполняли следующие
установленные названным постановлением требования к представляемым на
регистрацию коллективному договору, соглашению:
1) они должны содержать информацию об источниках финансирования мер по
предоставлению дополнительных (по сравнению с законодательством) социальных
льгот и гарантий;
2) они должны соответствовать требованиям законодательства о языках и
излагаться в соответствии с общими нормами правописания;
3) они не должны противоречить законодательству и условиям соглашений
более высокого уровня.
4. Коллективные договоры регистрируются районными государственными
администрациями, районными в городах Киеве и Севастополе государственными
администрациями, исполкомами сельских, поселковых, городских советов.
Соглашения подлежат уведомительной регистрации в Министерстве труда и
социальной политики Украины.
5. Целью регистрации является обеспечение возможности учесть условия
коллективного договора, соглашения при разрешении коллективных или
индивидуальных трудовых споров.
6. Регистрация заключается во внесении соответствующей записи в реестр.
Одновременно на обоих экземплярах коллективного договора или соглашения,
представленного на регистрацию, и на его копии делается надпись
установленного образца. Информация об уведомительной регистрации
коллективного договора, соглашения публикуется в официальном издании
(печатном средстве массовой информации) регистрирующего органа.
7. Срок для регистрации коллективного договора, соглашения установлен
продолжительностью две недели. Не позднее следующего дня после регистрации
первый и второй экземпляры коллективного договора, соглашения
регистрирующий орган возвращает сторонам, которые его подписали.
8. Изменения и дополнения, вносимые сторонами коллективного договора,
соглашения, в установленном законодательством и коллективном договоре,
соглашении порядке, регистрируются так же, как и сами коллективный договор,
соглашение.
10. Примирительные процедуры при разрешении коллективных трудовых споров
(Конфликтов).
Закон "о порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" -
указывается предмет регулирования - социально-трудовые отношения, то есть
отношения, участниками которых являются по крайней мере определенные
категории работников предприятий или их структурных подразделений либо
более крупные социальные группы работников.
Ст. 3 Закона определяет более конкретно стороны коллективных трудовых
споров (конфликтов) на трех уровнях - производственном, отраслевом
(территориальном) и национальном.
На производственном уровне стороной коллективного трудового спора
(конфликта) признаются наемные работники (отдельные категории наемных
работников) предприятия, учреждения, организации, их структурных
подразделений. Профсоюзная организация, иная уполномоченная наемными
работниками организация признается не только представителем наемных
работников в коллективном трудовом споре, но и самостоятельной стороной в
этом споре.
На отраслевом и территориальном уровнях стороной коллективного трудового
спора (конфликта) могут быть наемные работники предприятий, учреждений,
организаций одной или нескольких отраслей, административно-территориальных
единиц. Указывается (ст. 3 Закона), что стороной таких споров могут быть и
работники определенных профессий отрасли (отраслей) или административно-
территориальной единицы (административно-территориальных единиц). Профсоюзы
и их объединения признаются и здесь не только в качестве представителей
наемных работников, но и как самостоятельная сторона коллективного
трудового спора (конфликта). На этом уровне стороной коллективных трудовых
споров также признаются уполномоченные наемными работниками органы,
которыми могут быть не только профсоюзные органы, но и другие созданные и
уполномоченные наемными работниками органы, в том числе и не имеющие иных
статуса и прав, кроме предусмотренных Законом.
На национальном уровне стороной коллективного трудового спора (конфликта)
также являются наемные работники одной или нескольких отраслей (профессий)
или профсоюзы, их объединения. На этом уровне также не исключается создание
наёмными работниками специального органа, который признаётся стороной
спора.
19 Для разрешения возникшего коллективного трудового спора
используются примирительные процедуры. Ни одна из Сторон спора не вправе
уклоняться от участия в примирительных процедурах.
20. Примирительная комиссия - это создаваемый представителями спорящих
сторон орган, предназначенный для выработки решения по коллективному
трудовому спору (конфликту). Примирительная комиссия создается из равного
количества представителей спорящих сторон. Каждая из сторон самостоятельно
определяет своих представителей в комиссию. Примирительная комиссия
создается на производственном уровне в трехдневный срок, на отраслевом и
региональном уровнях - в 5-дневный, а на национальном уровне - в 10-дневный
срок со дня возникновения коллективного трудового спора.
21. Компетенция примирительной комиссии ограничивается рассмотрением и
разрешением коллективных трудовых споров по вопросам установления новых или
изменения существующих социально-экономических условий труда и
производственного быта, а также заключения или изменения коллективного
договора, соглашения. Вопросы, касающиеся выполнения коллективного
договора, соглашения, их отдельных положений, нарушения законодательства о
труде, выходят за пределы полномочий примирительной комиссии.
22. Установлены следующие правила, касающиеся работы примирительной
комиссии:
- на время ведения переговоров и подготовки решения члены примирительной
комиссии освобождаются от исполнения трудовых обязанностей с сохранением
средней заработной платы;
- примирительная комиссия консультируется со сторонами конфликта,
центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного
самоуправления и другими органами;.
- на стороны конфликта возлагается обязанность предоставлять
примирительной комиссии информацию, необходимую для ведения переговоров;
- членам примирительной комиссии запрещено разглашать сведения,
являющиеся государственной или иной защищенной законом тайной;
- организационное и материально-техническое обеспечение работы
примирительной комиссии осуществляется по соглашению сторон, а если
соглашение не достигнуто - в равных долях;
- в случае необходимости примирительная комиссия привлекает независимого
посредника. Независимый посредник определяется по совместному выбору
спорящих сторон. Он способствует взаимодействию спорящих сторон, проведению
переговоров, принимает участие в выработке примирительной комиссией
взаимоприемлемого решения.
23. Срок для рассмотрения спора не должен превышать в производственной
примирительной комиссии пяти дней, в отраслевой или территориальной
примирительной комиссии - 10 дней, в примирительной комиссии на
национальном уровне - 15 дней после создания соответствующей комиссии. По
согласию сторон эти сроки могут быть продлены.
24. Само название комиссии как примирительной, указание в абзаце втором
части второй ст. 11 Закона на "непринятие примирительной комиссией
согласованного решения" дают основание для вывода о том, что примирительная
комиссия принимает решение не большинством голосов, а путем согласования
решения представителями сторон, назначенными в комиссию спорящими
сторонами. Решение примирительной комиссии оформляется протоколом. Оно
имеет обязательную силу для спорящих сторон и исполняется в порядке и
сроки, установленные решением.
После принятия решения примирительная комиссия прекращает работу, а
коллективный трудовой спор считается разрешенным.
Если примирительная комиссия не смогла принять согласованное решение,
коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже. О причинах
разногласий с изложением позиций сторон примирительная комиссия в
письменной форме сообщает спорящим сторонам.
25. Трудовые арбитражи рассматривают коллективные трудовые споры
(конфликты), если они не были разрешены примирительными комиссиями, а также
непосредственно споры по вопросам выполнения коллективных договоров,
соглашений, отдельных их положений, а также невыполнения требований
законодательства о труде.
Количественный и персональный состав трудового арбитража определяется по
соглашению сторон коллективного трудового спора. В состав трудового
арбитража законодатель предписывает включать привлекаемых сторонами
специалистов, экспертов и иных лиц. Специально указывается, что в состав
трудового арбитража могут входить народные депутаты Украины, представители
органов государственной власти и другие лица.
Председатель трудового арбитража избирается составом арбитража из числа
его членов.
26. Трудовой арбитраж рассматривает коллективный трудо
вой спор с обязательным участием спорящих сторон, а в случае потребности -
представителей других заинтересованных органов и организаций. Трудовой
арбитраж обязан принять решение по существу спора в течение 10 дней после
его образования. По решению трудового арбитража этот срок может быть
продлен до 20 дней.
Решение по существу коллективного трудового спора выносится большинством
голосов его членов и подписывается всеми его членами. Из этого последнего
указания ст. 12 Закона можно сделать вывод о том, что решение трудовым
арбитражем может быть принято при условии присутствия на его заседании всех
его членов.
Решение трудового арбитража является обязательным для сторон
коллективного трудового спора, если его стороны предварительно об этом
договорились. Закон допускает и такую возможность, что трудовой арбитраж не
сможет вынести решение по существу коллективного трудового спора. Тогда он
обязан в письменной форме сообщить сторонам о причинах разногласий в
трудовом арбитраже.
27. Национальная служба примирения и посредничества создается Президентом
Украины. Цели деятельности этой службы заключаются в содействии улучшению
трудовых отношений, предотвращении коллективных трудовых споров
(конфликтов), их прогнозировании, содействии их разрешению, осуществлении
посредничества при разрешении таких споров. Национальная служба примирения
и посредничества создает свои отделения в Автономной Республики Крым и
областях.
Национальная служба примирения и посредничества имеет статус
государственного органа, поэтому в соответствии со ст. 19 Конституции
Украины она вправе действовать только на основании, в пределах компетенции
и способом, предусмотренными Конституцией Украины и законами.
Ст. 15 Закона относит к компетенции Национальной службы примирения и
посредничества следующие вопросы:
- осуществление регистрации выдвинутых наемными работниками требований;
- анализ требований, выявление и обобщение причин коллективных трудовых
споров (конфликтов), подготовка предложений по их устранению;
- подготовка посредников и арбитров, специализирующихся на разрешении
коллективных трудовых споров (конфликтов);
- формирование списков арбитров и посредников. Однако, это отнюдь не
означает, что стороны коллективного трудового спора обязаны выбирать
посредников и членов трудовых арбитражей только из этих списков;
- проверка в случае необходимости полномочий представителей сторон
коллективного трудового спора (конфликта);
- посредничество в разрешении коллективного трудового спора (конфликта);
- привлечение к участию в примирительных процедурах народных депутатов
Украины, представителей государственной власти, органов местного
самоуправления.
28. Рассмотрение коллективного трудового спора в Национальной службе
посредничества и примирения не является обязательным. Сторонам спора лишь
дается право обращения в эту службу, которая в десятидневный срок
направляет сторонам свои рекомендации. Если втребованиях наемных работников
содержатся вопросы, разрешение которых относится к компетенции центральных
или местных органов государственной власти, органов самоуправления,
названная служба направляет свои рекомендации, а также соответствующие
материалы этим органам, которые обязаны о принятых по таким вопросам
решениях в семидневный срок проинформировать спорящие стороны и
Национальную службу примирения и посредничества.
11. Забастовки.
29.Ст.44 Конституции Украины признает за теми, кто работает, право на
забастовку в целях защиты экономических и социальных интересов. "Те, кто
работает" - это формулировка, которая не дает права на забастовку каждому
работнику, взятому в отдельности. Но из приведенной формулировки вытекает
право любой группы работников проводить в установленном порядке забастовки
.ЗОднако указание в той же ста-тье^аГ необходимость' соблюдения
установленного порядка может трактоваться и так, что право на забастовку
те, кто работает, могут осуществлять только в составе стороны коллективного
спора, как она определена ст. 3 Закона, или в составе субъекта права на
забастовку, как он определен в части первой ст. 17 Закона
Ст. 17 Закона право на забастовку признает за работниками предприятия,
учреждения, организации (структурного подразделения).
Наемные работники в соответствии со ст. 44 Конституции Украины могут
проводить забастовки для защиты не только прав, но и интересов. Интересы -
это гораздо более широкое понятие, чем права. Поэтому при соблюдении
конкретных запретов и установленных процедур наемные работники вправе
проводить забастовки всегда, когда существует перспектива добиться
удовлетворения своих требований. В то же время часть вторая ст. 17 Закона
определяет забастовку как крайнюю меру разрешения коллективного трудового
спора (конфликта), когда все другие возможности исчерпаны, спор не был
разрешен в рамках примирительных процедур, а собственник отказывается
удовлетворить требования наемных работников или выполнить решение,
достигнутое при разрешении коллективного трудового спора.
Забастовка - это временное добровольное прекращение работы работниками с
целью разрешения коллективного трудового спора. Прекращение работы может
проявляться в невыходе на работу или невыполнении трудовых обязанностей.
30. Решение об объявлении забастовки на предприятии принимается общим
собранием (конференцией) наемных работников. Оно считается принятым, если
за него проголосовало большинство наемных работников предприятия или не
менее двух третей делегатов конференции. Решение принимается по
представлению профсоюзной или иной организации наемных работников,
уполномоченной представлять их интересы еще в начале коллективного
трудового спора. Решение об объявлении забастовки оформляется протоколом.
Нарушение каждого из изложенных требований является основанием для
признания забастовки незаконной (п. "в" ст. 22 Закона).
Аналогичным образом принимается решение об объявлении забастовки и
наемными работниками структурного подразделения предприятия.
31. Если проводится отраслевая или территориальная забастовка, то на
отраслевом или региональном уровнях принимаются рекомендации об этом.
Рекомендации об объявлении или необъявлении забастовки принимаются на
конференции, собрании, пленуме или ином выборном органе представителей
наемных работников, профсоюзов или на совместном форуме названных выборных
и профсоюзных органов и направляются соответствующим трудовым коллективам,
профсоюзам.
Наемные работники предприятий отрасли или административно-территориальной
единицы с учетом полученных рекомендаций сами принимают решения об
объявлении или необъявлении забастовки на своем предприятии.
Забастовка считается отраслевой или региональной, если на предприятиях,
где она объявлена, количество работающих составляет более половины общего
количества работающих соответствующей отрасли или административно-
территориальной единицы. Квалификация забастовки как отраслевой или
территориальной имеет значение для определения сторон коллективного
трудового спора.
Порядок объявления забастовки на национальном уровне не предусмотрен.
Законодатель, очевидно, полагает, что на таком уровне коллективные трудовые
споры должны разрешаться в рамках примирительных (дозабастовочных) процедур
либо исходит из того, что такая забастовка должна проводиться по аналогии с
региональной забастовкой.
32. При принятии решения об объявлении забастовки определяется орган
(лицо), возглавляющий забастовку (координирующий ее проведение). Поскольку
уполномоченный наемными работниками на представление орган является единым
полномочным представителем наемных работников до момента прекращения
коллективного трудового спора (конфликта), определение органа (лица),
возглавляющего (координирующего) забастовку, не должно вести к изменению
органа, уполномоченного наемными работниками на представительство в
процессе коллективного трудового спора (конфликта).
Орган, возглавляющий забастовку, обязан письменно предупредить
собственника (объединение собственников) или его представителя не позднее
чем за семь дней до начала забастов
ки, а на непрерывном производстве - за пятнадцать дней. Орган,
возглавляющий забастовку, определяет по согласованию с собственником
местонахождение работников во время забастовки. В случае проведения
мероприятий (собраний, митингов, пикетов) за пределами предприятия орган
(лицо), возглавляющий забастовку, должен уведомить местный орган
исполнительной власти или орган местного самоуправления не позднее чем за
три дня.
33. Ст. 21 Закона возлагает на стороны коллективного трудового спора
(конфликта) обязанность использовать все имеющиеся возможности для
разрешения коллективного трудового спора и во время проведения забастовки.
Соглашение о разрешении коллективного трудового спора подписывается
представителем органа, возглавляющего забастовку и собственником,
уполномоченным им органом, представителем собственника (объединения
собственников).
34. В ряде случаев проведение забастовки запрещено (ст. 24 Закона):
1) запрещается проведение забастовок работников (кроме технического и
обслуживающего персонала) органов прокуратуры, суда, государственной
власти, безопасности и правопорядка, а также Вооруженных Сил Украины;
2) автоматически наступает запрещение проведения забастовок с момента
объявления военного положения до его отмены;
3) при объявлении чрезвычайного положения Верховная Рада или Президент
могут запретить проведение забастовок на срок, не превышающий одного
месяца. Дальнейшее запрещение забастовок должно быть одобрено общим актом
Верховной Рады и Президента Украины;
4) запрещается проведение забастовки при условии, что прекращение
работниками работы создает угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде
и создает препятствия предотвращению стихийных бедствий, аварий, катастроф,
эпидемий, эпизоотии или ликвидации их последствий.
35. В перечисленных случаях, когда проведение забастовки запрещено, после
отклонения рекомендаций Национальной службы посредничества и примирения
последняя обращается с заявлением о разрешении коллективного трудового
спора (конфликта) соответственно в Верховный Суд Автономной Республики
Крым, областной, Киевский или Севастопольский городской суд.
36. Собственник или уполномоченный им орган при наличии оснований вправе
обратиться в суд с заявлением о признании забастовки незаконной. Дело по
такому заявлению должно быть рассмотрено не позднее семидневного срока,
включая время подготовки дела к судебному разбирательству. Решение суда о
признании забастовки незаконной обязывает участников забастовки принять
решение о прекращении или отмене объявленой забастовки, а работников -
начать работу не позднее следующих суток после вручения копии решения суда
органу (лицу), возглавляющему забастовку.
37. Основаниями для признания забастовки незаконной являются:
1) объявление забастовки с требованиями об изменении конституционного
строя, государственных границ и административно-территориального устройства
Украины, а также с требованиями, нарушающими права человека;
2) объявление забастовки без соблюдения наемными работниками, профсоюзом,
объединениями профсоюзов или уполномоченными ими органами требований
Закона, касающихся:
- возможности начала коллективного трудового спора только по вопросам,
указанным в ст. 2 Закона (установление или изменение социально-
экономических условий труда и производственного быта; заключение или
изменение коллективного договора, соглашения; невыполнение коллективного
договора, соглашения или его отдельных положений; невыполнение
законодательства о труде);
-нарушения порядка формирования, утверждения и оформления требований
наемных работников, профсоюзов (ст. 4 Закона);
- наличия основания для начала коллективного трудового спора (конфликта)
и направления сообщения о возникновении спора (ст.6 Закона);
- отказа наемных работников (органа, который их представляет) от участия
в работе трудового арбитража или от выполнения его решения, если стороны
предварительно об этом договорились (части первая и пятая ст. 12 Закона);
- нарушения порядка принятия решения о проведении забастовки или
предупреждения о начале забастовки (части первая, третья, шестая ст. 19
Закона);
- нарушения правил о порядке формирования органа, воз
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|