бесплатные рефераты

Шпаргалки по Трудовому праву Украины

собственника. Приказ об увольнении должен быть издан в последний день

продолжения действия срочного трудового договора или до этого. Но днем

увольнения в любом случае должен быть указан последний день работы. Кроме

того, следует обратить внимание на то, что законодательство не

устанавливает обязанности собственника предупреждать работника о

предстоящем увольнении в связи с окончанием срока трудового договора.

Основанием для увольнения работника является статья 36 КЗоТ.

Однако, как это предусмотрено ст. 184 КЗоТ, увольнение в "связи с

окончанием срока трудового договора женщин, имеющих детей в возрасте до

трех лет (до шести лет, если ребенок в ;' соответствии с медицинским

заключением нуждается в домашнем уходе), одиноких матерей, имеющих ребенка

в возрасте до 14 лет или ребенка инвалида, допускается только с

обязательным трудоустройством. При этом за указанными работницами на период

трудоустройства, но не более чем на три месяца, сохраняется средняя

заработная плата, естественно, за счет предприятия, с которым работница

состояла в трудовых отношениях.

Собственник сохраняет право по своей инициативе увольнять работников, с

которыми он заключил срочные трудовые договоры, при наличии оснований для

расторжения трудового договора, предусмотренных статьями 40 и 41 КЗоТ и в

других случаях. Что касается работников, заключивших срочные трудовые

договоры, то они, по общему правилу, лишены возможности расторгнуть

трудовой договор по своей инициативе. Исключение составляют случаи,

предусмотренные статьей 39' ,КЗоТ.

В остальном же правовое положение работников, заключивших срочные

трудовые договоры, не отличается от правового положения работников,

заключивших трудовые договоры на неопределенный срок. В частности,

работники, заключившие срочные трудовые договоры, пользуются правом на

отпуск или на получение денежной компенсации за неиспользованный отпуск

(неиспользованные дни отпуска.

18. Сфера заключения контрактов.

43. Часть третья статьи 21 Кодекса законов о труде Украины определяет

контракт как особую форму трудового договора, в котором срок его действия,

права, обязанности и ответственность сторон (в том числе и материальная),

условия материального обеспечения и организации труда работника, условия

расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться

соглашением сторон. От контрактов следует отличать письменные трудовые

договоры, хотя бы и предусматривающие права, обязанности и даже

ответственность сторон. В частности, не распространяется правовой режим

контракта на заключаемый в письменной форме трудовой договор с работниками,

деятельность которых связана с государственной тайной (заключение

письменного трудового договора с такими работниками предусмотрено

постановлением Кабинета Министров Украины от 16 ноября 1996 года № 779). Не

подпадает"

45. Сфера применения контракта определяется законодательством. Контракт

можно заключить только тогда, когда разрешение на заключение контракта

прямо предусмотрено законодательством. Подчеркнем, что именно

законодательством, то есть законами, а также подзаконными актами (при

условии, что издавшим такой акт органам исполнительной власти делегировано

право регулирования трудовых отношений по соответствующим вопросам).

Самовольное присвоение органами исполнительной власти права определения

сферы применения контрактов, определение ими содержания контрактов и

порядка их заключения является незаконным. Это в особенности касается актов

министерств.

47. В настоящее время контракты могут заключаться со следующими

работниками:

1) С руководителями предприятий (статья 16 Закона "О предприятиях в

Украине"). . Постановлением Кабинета Министров от 5 августа 1997 г. № 846

предусмотрено создание Генерального реестра контрактов с руководителями

государственных предприятий, учреждений, организаций и председателями

правлений акционерных обществ, контрольные пакеты которых принадлежат

государству. Ст. 16 Закона "О предприятиях в Украине" является основанием

для заключения трудовых контрактов и с руководителями предприятий

негосударственной формы собственности.

2) С руководителями учреждений и организаций, находящихся в

общегосударственной собственности. Правовым основанием для заключения

контрактов с ними является Декрет Кабинета Министров Украины "Об управлении

имуществом, находящимся в общегосударственной собственности" от 15 декабря

1992 года. Правда, из текста этого Декрета право на заключение контрактов с

руководителями учреждений и организаций, находящихся в общегосударственной

собственности, вытекает лишь косвенно. В Декрете сначала дана оговорка о

том, что термин "руководители предприятий" в Декрете означает и

"руководители учреждений, организаций", а в дальнейшем говорится о том, что

министерства заключают контракты с руководителями предприятий. Но поскольку

ранее была сделана оговорка, что под руководителями предприятий понимаются

и руководители учреждений и организаций, то, следовательно, можно сделать

вывод о возможности заключения контракта и с руководителями учреждений и

организаций, находящихся в общегосударственной собственности. Указанная

норма не является основанием для заключения контрактов с руководителями

учреждений, находящихся в коммунальной собственности.

3) С научно-педагогическими и педагогическими работниками дошкольных,

средних учреждений образования, учреждений образования для граждан,

нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, учреждений внешкольного

образования, профессионально-технических учреждений образования, высших

заведений образования, учреждений последипломного образования. Правовым

основанием для заключения контракта с педагогическими работниками является

ст.54 Закона "Об образовании". Ст.20 Закона "Об образовании" специально

оговаривает возможность заключения контрактов с руководителями заведений

образования, находящихся в общегосударственной собственности. 4) С

работниками товарной биржи (статья 12 Закона Украины "О товарной бирже").

На товарной бирже работают только наемные работники. Следовательно, со

всеми работниками товарной биржи могут заключаться трудовые контракты.

5) С наемными работниками коллективного сельскохозяйственного предприятия

(статья 19 Закона Украины "О коллективном сельскохозяйственном

предприятии").

6) С наемными работниками крестьянского (фермерского) хозяйства (статья

22 Закона Украины "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").

7) С научными работниками, выполняющими научно-ис

следовательские работы (статья 25 Закона Украины "Об основах

государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности").

8) С работниками предприятий, учреждений и организаций в специальных

(свободных) экономических зонах (статья 17 Закона Украины "Об общих

принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических

зон").

9) С работниками учреждений и организаций Академии наук Украины (ст.7

Постановления Верховного Совета Украины "О статусе Академии наук Украинской

ССР" от 17 января 1991 года).

10) С работниками потребительских обществ, союзов потребительских обществ

и подчиненных им предприятий (ст. 14 Закона "О потребительской

кооперации").

11) С работниками, осуществляющими медицинское обслуживание (за

исключением работников специальных заведений здравоохранения,, постоянно

занятых оказанием медицинской помощи лицам, пострадавшим вследствие

Чернобыльской катастрофы) или работающими в заведениях народного

образования и культуры на территориях, загрязненных в результате

Чернобыльской катастрофы (ст. 42 Закона "О статусе и социальной защите

граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы ").

12) С помощниками адвокатов (ст. 8 Закона "Об адвокатуре"). Контракт

заключается между адвокатским объединением (адвокатом) и помощником

адвоката.

13) С сотрудниками Украинского независимого Информационного агентства

новостей (УНИАН) (ст. 2 Постановления Президиума Верховного Совета Украины

от 30 августа 1991 года).

14) С работниками, выполняющими временные работы по подготовке проектов

нормативных актов, консультированию, проведению экспертизы в аппарате

органов государственной исполнительной власти (ст.1 Указа Президента

Украины "О мерах, касающихся повышения уровня работы органов

государственной исполнительной власти" от 15 ноября 1993 года).

15) С работниками национальных заведений, признаваемых таковыми в

соответствии с действующим законодательством (ст. 13 Положения о

национальном заведении Украины, утвержденного Указом Президента Украины от

16 июля 1995 года).

16) С молодыми специалистами, которые были приняты на учебу в пределах

квоты приема сельской молодежи (п.5 Положения о квоте приема сельской

молодежи в высшие учебные заведения, утвержденного постановлением Кабинета

Министров Украины от 21 июля 1992 года №408).

17) С лицами, осуществляющими профессиональную деятельность в спорте

(ст.23 Закона "О физической культуре и спорте"). С такими лицами названным

Законом предусмотрено заключение контрактов "как правило". Формулировка

"осуществляющие профессиональную деятельность в спорте" не относится к

категории достаточно отработанных. Бесспорно, под нее подпадают

профессиональные спортсмены, тренеры и другие специалисты, непосредственно

обслуживающие процессы подготовки и выступления спортсменов. Другие

работники спортивных организаций вряд ли подпадают под категорию тех, с

которыми могут заключаться контракты.

18) С начальниками отделений железных дорог (п. 4 Положения о

государственной администрации железнодорожного транспорта, утвержденного

постановлением Кабинета Министров Украины от 3 июля 1993 года). Законом "О

железнодорожном транспорте" предусмотрена возможность значительного

расширения применения контрактной формы трудового договора в этой отрасли.

Статьей 15 названного Закона устанавливается, что работники

железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляющие обслуживание

пассажиров, трудоустраиваются на предприятиях пассажирского

железнодорожного транспорта общего пользования по контрактной форме

трудового договора. Перечень категорий и должностей работников

железнодорожного транспорта, которые трудоустраиваются по контрактной форме

трудового до

говора, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 15 июля

1997г. № 764. В Перечень включены руководители (начальники вокзалов,

начальники объединенных бюро железных дорог по распределению мест в

поездах, заведующие билетными кассами), специалисты (инструкторы резерва

проводников, ревизоры, ревизоры-инструкторы по контролю i пассажирских

поездов), технические служащие (кассиры билетные) и рабочие (проводники

пассажирских вагонов).

19) С работниками Национальной кинематики "УКРАИНА" (п. 4 постановления

Кабинета Министров Украины "О разработке государственной программы

внедрения экранных технологий в просвещение и просветительское дело и

создании Национальной кинематики "УКРАИНА" от 21 июля 1992 года №544 с

изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины "О

внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых

решений Правительства Украины, касающихся контрактной формы трудового

договора" от 11 ноября 1994 года № 768).

20) С работниками, непосредственно занятыми на строительстве и

реконструкции объектов атомной энергетической промышленности, а также

разработкой новых видов оборудования для них на предприятиях и в

организациях, входящих в функциональное управление Госкоматома Украины (п.4

постановления Кабинета Министров Украины "Вопросы Государственного комитета

по использованию ядерной энергии" от 17 января 1993 года № 22). Указом

Президента Украины от 6 мая 1997г. названный Госкомитет ликвидирован и

одновременно создан Государственный департамент Украины по вопросам ядерной

энергетики в составе Министерства энергетики.

21) С работниками центров сертификатных аукционов (п. 23 Положения о

центрах сертификатных аукционов, утвержденного постановлением Кабинета

Министров Украины от 24 февраля 1995 года № 144).

22) Со специалистами в области карантина растений (ст. 17 Закона "О

карантине растений"; п.14 Устава Государственной службы по карантину

растений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28

октября 1993 года №892).

23) С лицами судового экипажа торговых судов. .Хотя Кодекс торгового

мореплавания Украины и не предусматривает прямо заключения контрактов с

указанными работниками, ст. 54 КТМ устанавливает, что контрактами наряду с

законодательством, соглашениями и коллективными договорами регулируются

порядок приема на работу лиц судового экипажа, их права и обязанности,

условия работы на судне и оплаты труда, социально-бытового обслуживания в

море и в порту, а также порядок и основания увольнения.

24) С помощниками-консультантами народных депутатов Украины (ст. 2.1

Положения о помощнике-консультанте народного депутата Украины,

утвержденного Постановлением Верховного Совета Украины от 13 октября 1995

года).

25) С консультантами депутатских групп (фракций) Верховной Рады Украины

(ст. 2.1. Положения о консультанте депутатской группы (фракции) Верховного

Совета Украины, утвержденного Постановлением Верховного Совета Украины от

13 октября 1995 года).

26) Постановлением Кабинета Министров Украины "О контрактной форме

трудового договора с руководящими и творческими работниками государственных

театральных и кон-цертно-зрелищных учреждений, предприятий и организаций

культуры" от 30 мая 1997г. № 511 предусмотрено заключение контрактов с

руководящими и творческими работниками государственных театральных и

концертно-зрелищных учреждений, предприятий и организаций культуры.

27) С наемными работниками, поступающими на работу в сельскохозяйственные

кооперативы (п. 2 ст. 35 Закона "О сельскохозяйственной кооперации"). С

этой категорией работников трудовой договор в форме контракта заключается

только по согласию сторон. Буквально толкуя закон, следует сделать вывод о

том, что отказ работнику в приеме на работу по мотиву отказа заключить

контракт будет необоснованным, поскольку контракт заключается только с

согласия сторон. Однако следует учитывать, что запрет необоснованного

отказа в приеме на работу вообще контролируется недостаточно строго.

28) Министерство внешнеэкономических связей и торговли Украины вправе

заключать контракты с отечественными и иностранными учеными, специалистами

и экспертами для консультаций, изучения проблем в сфере внешнеэкономичес

ких связей и торговли (подпункт 5 п. 6 Положения о Министерстве

внешнеэкономических связей и торговли Украины).

30) Подпункт 6 п.5 Положения о Национальном агентстве Украины по

управлению корпоративными правами предусматривает возможность привлечения

на контрактной основе отечественных и иностранных ученых, специалистов и

экспертов для консультаций по вопросам, связанным с деятельностью Агентства

.

31) П. 9 Положения о Национальном агентстве Украины по вопросам развития

и европейской интеграции предусмотрено заключение контрактов с

отечественными и иностранными учеными, специалистами и экспертами для

консультаций по вопросам, связанным с деятельностью этого Агентства.

32) Подпункт 7 п. 5 Положения о Национальном космическом агентстве

Украины предусматривает возможность привлечения на контрактной основе

отечественных и зарубежных ученых, специалистов и экспертов международных

организаций и иностранных предприятий для работы в экспертных комиссиях и

проведения комплексной экспертизы программ и проектов в сфере космической

деятельности.

33) Пункт 5 Положения о Лицензионной палате Украины предоставляет право

Лицензионной палате привлекать на контрактной основе отечественных и

иностранных ученых, специалистов и экспертов для консультаций, связанных с

деятельностью Лицензионной палаты.

34) Пункт 5 Положения о Государственном Инвестиционно-клиринговом

комитете дает право этому Комитету привлекать на контрактной основе

отечественных и зарубежных экспертов, специалистов и ученых для

консультаций по вопросам, связанных с деятельностью этого Комитета.

35) Стажер нотариуса заключает трудовой контракт с частным нотариусом или

государственной нотариальной конторой. При этом ст. 13 Закона "О нотариате"

дает основание для вывода о том, что трудовой договор со стажером должен

быть заключен именно в форме контракта.

19.Содержание трудовых контрактов.

53. Особенностью контракта является то, что в нем может определяться срок

его действия. Поскольку статья 21 Кодекса законов о труде Украины говорит о

том, что срок действия может устанавливаться контрактом, но не обязательно

устанавливается, контракт, получается, может быть заключен и без указания

срока его действия.

Положение о порядке заключения контрактов при приеме (найме) на работу

работников не затрагивает вопроса о сроке, на который заключается контракт,

оставляя это полностью на усмотрение сторон трудового договора, что

соответствует ст. 23 КЗоТ. Однако при утверждении Положения о порядке

заклки чения контракта с руководителем предприятия, находящегося в

общегосударственной собственности, при найме на работу Кабинет Министров

Украины счел необходимым установить,» что контракт может быть заключен на

срок от одного до пяти лет.

54. Еще одна особенность контракта заключается в том, что в нем

определяются права, обязанности и ответственность сторон, а также условия

материального обеспечения и условия труда работников.

Кабинет Министров Украины в Положении о порядке заключения контрактов при

приеме (найме) на работу работников предусмотрел, что полная материальная

ответственность при заключении контракта может быть возложена на работников

только в случаях, предусмотренных статьей 134 КЗоТ, то есть

предусматривается, что установление контрактом полной материальной

ответственности, если этого не допускает Кодекс законов о труде Украины,

является незаконным.

56. Контракт сегодня не может ухудшать положение работника по сравнению с

законодательством, а раз положение работника не может быть ухудшено

контрактом, то собственник считает нелогичным, чтобы его положение по

сравнению с законодательством также было ухудшено. Между тем, использование

контракта имело бы очень большое значение для работников в первую очередь.

Скажем, если собственник принимает на себя обязанность предоставить

работнику жилье на льготных условиях, то очевидно, что собственник вправе

ожидать, что работник также возьмет на себя дополнительные обременения.

Поскольку же законодатель не позволяет, чтобы работник принимал на себя по

контракту дополнительные обременения, то и собственники на это не идут.

Такова ситуация, которая сложилась на сегодняшний день.

Содержанием контракта являются взаимные обязательства сторон. Контракт не

должен повторять обязанности должностных инструкций. Тут должны быть

выделены основные обязанности, основные результаты, необходимые для

предприятия и за которые будет выплачено определенное вознаграждение. В

контракте должны обуславливаться режим рабочего времени, в частности,

использование гибкого режима труда, продолжительность отпуска работника.

Может быть обусловлено испытание и иные формы и последствия оценки трудовой

деятельности работника. Обязанностям работника должны соответствовать

обязанности собственника, в частности, по материальному обеспечению

работника: размеру должностного оклада, соблюдению условий повышения оплаты

труда, показателей премирования, показателей и условий вознаграждения по

итогам работы за год.

В контракте могут быть определены дополнительные, по сравнению с

действующим законодательством, льготы и компенсации за счет предприятия.

Это может быть дополнительное вознаграждение к ежегодному отпуску; при

перезаключении контракта на новый срок; в связи с выходом на пенсию или

получением трудового увечья. Могут быть предусмотрены материальные санкции

при досрочном прекращении контракта по инициативе работника без

уважительных причин.

Контракт может содержать обязательства работодателя по компенсации

морального и материального ущерба, причиненного работнику в случае

досрочного расторжения контракта: работником — по причине невыполнения или

ненадлежащего исполнения работодателем своих обязательств по контракту;

работодателем — по основаниям, не предусмотренным действующим

законодательством и контрактом (п. 18 Положения).

20. Ограничения установленные для приёма на работу.

При заключении трудового договора гражданин обязан предъявить паспорт или

другой документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, а в случаях,

предусмотренных законодательством, также документ об образовании

(специальности, квалификации), о состоя--нии здоровья.

Закон запрещает заключение трудового договора с гражданином, которому по

медицинскому заключению предложенная работа противопоказана по состоянию

здоровья (ст. 24 КЗоТ).

Законодательством предусмотрен перечень работ, прием на которые

разрешается только после обязательного медицинского осмотра работника. Все

лица моложе 18 лет принимаются на работу после медицинского осмотра и в

дальнейшем, до достижения 21 года, ежегодно подлежат медицинскому осмотру

(cm. 191 КЗоТ). Работники предприятий пищевой промышленности, общественного

питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических,

дошкольных и учебных воспитательных учреждений, объектов коммунально-

бытового обслуживания, других предприятий, учреждений, организаций,

профессиональная или иная деятельность которых связана с обслуживанием

населения и может причинить распространение инфекционных заболеваний,

возникновение пищевых отравлений, а также работники, занятые на тяжелых

работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, либо таких,

где есть потребность в профессиональном отборе, должны проходить

обязательные предварительные (до принятия на работу) и периодические

медицинские осмотры (ст. 26 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и

эпидемиологического благополучия населения» Cm. 218; Cm. 169 K3oT Причем

расходы по организации медицинского осмотра несет собственник или

уполномоченный им орган.

21. Ограничение совместной работы родственников

Статья 25'. Ограничения совместной работы родственников на предприятии, в

учреждении, организации

Собственник вправе вводить ограничения относительно совместной работы на

одном и том же предприятии, в учреждении, организации лиц, являющихся

близкими родственниками или свояками (родители, супруги, братья, сестры,

дети, а также родители, братья, Сестры и дети супругов), если в связи с

исполнением трудовых обязанностей они непосредственно подчинены или

подконтрольны друг другу.

На предприятиях, в учреждениях , организациях государственной формы

собственности порядок введения таких ограничений устанавливается

законодательством.

1. Постановлением Совета Народных Комиссаров УССР "О совмещении должностей

и службе родственников в учреждениях, предприятиях и организациях

общественного сектора" от 4 июня 1933 года (действует с изменениями от 3

ноября 1980 года) была ограничена совместная служба родственников. 19

января 1995 года в Кодекс законов о труде Украины включена статья 25',

которая предусмотрела возможность законодательного ограничения совместной

работы родственников только на государственных предприятиях, в учреждениях

и организациях. Тем самым действие (юридическая сила) указанного

постановления СНК УССР было подтверждено, а сфера его действия была

ограничена государственным сектором.

2. Прямое запрещение совместной службы близких родственников, связанной с

непосредственной подчиненностью или подконтрольностью, содержится в ст. 12

Закона "О государственной службе".

3. Буквально толкуя часть вторую комментируемой статьи, можно было бы

сделать вывод, что она не распространяется на предприятия коммунальной

собственности. Однако на основе исторического толкования (КЗоТ дополнен ст.

25' Законом от 19 января 1995 г., когда коммунальная собственность

считалась разновидностью государственной формы собственности) следует

сделать вывод о том, что часть вторая ст. 25* КЗоТ распространяется и на

предприятия коммунальной собственности.

4. На предприятиях, основанных на негосударственной и некоммунальной формах

собственности, право ограничения совместной работы родственников при

условиях, указанных в части первой комментируемой статьи, принадлежит

собственнику. Собственник не вправе ограничивать совместную работу

родственников при отсутствии названных условий. О введении ограничений

совместной работы родственников должен быть издан приказ. Включение в

коллективный договор условий об ограничении совместной работы родственников

не вполне соответствовало бы части первой комментируемой статьи.

6. Существо указанных ограничений на предприятиях, в учреждениях,

организациях государственной формы сводится к следующему: 1) ограничение

касается только близких родственников или свойственников (родители,

супруги, братья, сестры, а также родители, братья, сестры и дети супруга);

2) ограничения действуют только тогда, когда близкие родственники в связи с

исполнением трудовых обязанностей непосредственно подчинены или

подконтрольны друг другу. Обратим внимание на то, что речь идет только о

непосредственном подчинении или подконтрольности. Например, начальник

планово-экономического бюро цеха непосредственно директору завода не

подчинен, а поэтому в этой должности может работать жена директора завода.

7. На государственных предприятиях, в учреждениях, организациях указанные

ограничения, как это установлено упомянутым выше постановлением СНК УССР,

не могут распространяться на специалистов сельского хозяйства; работников

линейных предприятий железнодорожного транспорта (кроме главных бухгалтеров

и кассиров); работников плавсостава и эксплуатационных предприятий морского

и речного флота (за исключением главных бухгалтеров и кассиров); работников

дорож-но-эксплуатационных предприятий (за теми же исключениями);

работников по обслуживанию линейных и станционных сооружений связи, радио,

телевидения; работников передвижных строительных формирований (кроме

главных бухгалтеров и кассиров); врачей учреждений здравоохранения; научных

и педагогических работников, лекторов и библиотекарей всех научных, учебных

и воспитательных учреждений; артистов, художников и музыкантов; работников

полевых геологических экспедиций, партий, отрядов и т.п.; специалистов

лесного и водного хозяйства, просвещения, медицинских работников,

работников культурно-просветительских учреждений, работников предприятий

розничной торговли и общественного питания, работающих в сельской

местности, а также работников прудовых и озерных рыбоводных хозяйств.

22. Соотношение понятий совместительства и совмещение профессий.

Согласно ч. 2 ст. 21 КЗоТ работник имеет право реализовать свои

способности к производительному и творческому труду путем заключения

трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях, в

учреждениях, организациях, если иное не предусмотрено законодательством,

коллективным договором или соглашением сторон.

Совместительством считается выполнение работником, кроме своей основной

работы, другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора

в свободное от основной работы время на том же или на другом предприятии, в

учреждении, организации либо у гражданина (предпринимателя, частного лица)

по найму. Правовое регулирование работы по совместительству на

государственных предприятиях осуществляется постановлением Кабинета

Министров Украины от 3 апреля 1993 года № 245 «О работе по совместительству

работников государственных предприятий, учреждений и организаций» (ЗП

Украми. — 1993. — № 9. — Cm. 184), а также Положением об условиях работы по

совместительству работников государственных предприятий, учреждений и

организаций, утвержденным приказом Министерства труда Украины, Министерства

юстиции Украины, Министерства финансов Украины от 28 июня 1996 года Новый

правовой режим работы по совместительству больше отвечает рыночным

отношениям и значительно расширяет права участников трудовых отношений. Для

работы по совместительству согласия собственника по основному месту работы

теперь не требуется. Вместе с тем руководители государственных предприятий,

учреждений и организаций совместно с профсоюзным комитетом могут

устанавливать ограничения на совместительство для работников отдельных

профессий и должностей, занятых на тяжелых, вредных и опасных работах,

дополнительная работа которых может привести к неблагоприятным последствиям

для состояния их здоровья и безопасности производства. Ограничения

распространяются также на лиц до 18 лет и беременных женщин. Не имеют права

работать по совместительству руководители государственных предприятий, их

заместители, руководители структурных подразделений государственных

предприятий, их заместители, за исключением научной, преподавательской и

творческой деятельности.

При найме на работу по совместительству на другое предприятие, в

учреждение, организацию работник обязан предъявить собственнику или

уполномоченному им органу паспорт. При приеме на работу, требующую

специальных знаний, собственник или уполномоченный им орган имеет право

требовать от работника предъявления диплома или иного документа о

полученном образовании или профессиональной подготовке.

От совместительства следует отличать совмещение профессий и должностей,

под которым понимается форма организации труда, при которой работник с его

согласия в течение рабочего дня или рабочей смены наряду со своей основной

работой, обусловленной-трудовым договором, выполняет дополнительную работу

по другой профессии или должности на том же предприятии, в учреждении,

организации, за что получает соответствующую оплату. К совмещению

приравнивается выполнение обязанностей временно отсутствующего работника

(отпуск, временная нетрудоспособность, служебная командировка) без

увольнения от своей основной работы.

Совмещение отличается от совместительства тем, что совмещаемая работа

выполняется в рамках одного трудового договора, в пределах рабочего

времени, отведенного для этого, и на том же самом предприятии, в

учреждении, организации. Имеются отличия и в оплате. Согласно ч. 2 ст. 105

КЗоТ размер доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение

обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается на условиях,

предусмотренных в коллективном договоре. Вместе с тем в п. 5 постановления

Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины от 31 августа 1996

года № 1033 «О мерах по привлечению дополнительных поступлений в бюджет и

повышению эффективности расходования бюджетных средств для обеспечения

финансирования социальных выплат населению» установлено, что на период

погашения задолженности по заработной плате работникам бюджетных

учреждений, которым условия оплаты труда утверждены постановлением Кабинета

Министров Украины от 29 мая 1996 года № 565 «Об упорядочении условий оплаты

труда работников отдельных отраслей бюджетной сферы»,'доплаты за выполнение

обязанностей временно отсутствующих работников и совмещение профессий

осуществляется в размере до 30 процентов должностного оклада (тарифной

ставки).

23. Порядок заключения трудового договора.

Трудовой договор заключается, как правило, в письменной форме. В

определенных случаях соблюдение письменной формы является обязательным: при

организованном наборе работников; при заключении трудового договора о

работе в районах с особыми природными географическими и геологическими

условиями и условиями повышенного риска для здоровья; при заключении

контракта; в случаях, когда работник настаивает на заключении трудового

договора в письменной форме; при заключении трудового договора с

несовершеннолетними и в других случаях, предусмотренных законодательством.

В письменной форме также заключается трудовой договор с работниками,

деятельность которых связана с государственной тайной (постановление

Кабинета . Министров Украины от 16 ноября 1994 года № 779

Об установлении письменной формы трудовых договоров с работниками,

деятельность которых связана с государственной тайной» / /ЗП Украти. —

1995. — №2. — Cm. 30; Типовая форма трудового договора с работником,

деятельность которого связана с государственной тайной, утвержденная

приказом Госкомсек-ретов Украины, от 8 декабря 1994 года .

В письменной форме заключаются трудовой договор на участие в оплачиваемых

общественных работах (Приложение 4 к Положению о порядке организации и

проведении оплачиваемых общественных работ, утвержденному постановлением

Кабинета Министров Украины от 27 апреля 1998 года Л°

Трудовой договор, содержащий обязательства по неразглашению коммерческой

тайны, также заключается в письменной форме.

Следует отметить, что письменная форма трудового договора в современных

условиях экономической нестабильности является наиболее оптимальной.

Особенно ее значение возрастает с возрастанием договорного регулирования

труда, с расширением прав предприятий как в регулировании собственно

трудовых отношений, так и отношений по дополнительному социальному

обеспечению своих работников.

Письменная форма предусматривает детальное изложение обязанностей как

работника, так и работодателя по обеспечению трудового договора. Сюда могут

включаться кроме условий, установленных по соглашению сторон, также и

условия, предусмотренные законодательством .

Письменный трудовой договор составляется в двух экземплярах и

подписывается сторонами. Он может быть заверен печатью предприятия.

Правильное оформление трудового договора следует определить как внесение

собственником или уполномоченным им органом в соответствующие документы,

имеющие правовое значение для работника, точных сведений о нем и его работе

в соответствии с действующим законодательством и достигнутым соглашением, а

также в установленные сроки. Выделяются следующие этапы оформления

трудового договора:

1) подача работником заявления о приеме на работу с представлением всех

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 РЕФЕРАТЫ