бесплатные рефераты

Шпаргалки по Трудовому праву Украины

главляющего забастовку, и о прекращении его полномочий (ст. 20 Закона);

- законодательного запрета на проведение забастовки (ст. 24 Закона);

- объявления (проведения) забастовки во время осуществления

примирительных процедур.

38. В целях уменьшения вредных последствий забастовки Закон устанавливает

следующие правила:

- возлагает на собственника обязанность в кратчайший срок предупредить

поставщиков и потребителей, транспортные и другие заинтересованные

организации об объявлении забастовки;

- возлагает на стороны коллективного трудового спора (конфликта), местные

органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязанность

принять меры для обеспечения во время забастовки жизнеспособности

предприятия, сохранности его имущества, обеспечения общественного порядка и

законности, недопущения угрозы жизни или здоровью людей/окружающей

природной среде. .

39. Участие работников в забастовке не считается нарушением трудовой

дисциплины, кроме случаев участия в забастовке, признанной судом

незаконной.

40. За работниками, которые не участвовали в забастовке, но в связи с ее

проведением не имели возможности выполнять свои трудовые обязанности,

сохраняется заработная плата в размерах не ниже тех, которые установлены

законодательством и коллективными договорами за время простоя не по вине

работников. На собственника возлагается обязанность вести учет таких

работников.

Работники, участвовавшие в забастовке, права на сохранение заработка или

его части за время забастовки не имеют. Лишь в случае нарушения

собственником законов Украины, если это явилось причиной забастовки и

забастовка закончилась удовлетворением требований наемных работников, на

собственника возлагается обязанность "компенсировать убытки" участникам

забастовки. Законодатель, очевидно, колебался в выборе средств правового

воздействия. И выбрал в конечном счете среднее между средствами

гражданского и трудового права: убытки он взял из гражданского, а

"компенсировать" -из трудового. Да и размер "компенсируемых убытков"

законодатель уклонился определить, возложив эту обязанность на суд.

41. Участие в забастовке, признанной судом незаконной, является

нарушением трудовой дисциплины и может влечь применение дисциплинарного

взыскания вплоть до увольнения с работы, такие действия работника могут

быть квалифицированы как прогул. Применение при этом п. 4 ст. 40 КЗоТ

возможно, пока Кодекс законов о труде не дополнен специальным правилом,

которое будет признавать участие в незаконной забастовке самостоятельным

основанием расторжения трудового договора по инициативе собственника.

Причем, нарушением считается участие в такой забастовке как после принятия

судом решения о признании забастовки незаконной, так и до этого.

В соответствии с частью третьей ст. 28 Закона время участия в забастовке,

признанной судом незаконной, не засчитывается в общий стаж работы. Однако

механизм реализации этого правила пока законодательством о труде не

определен. На сегодня Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на

предприятиях, в учреждениях и организациях не предусматривает внесения в

трудовые книжки соответствующих записей, а иного способа фиксирования

времени участия работников в забастовках также не установлено.

42. Независимые посредники, члены примирительных комиссий и трудовых

арбитражей имеют право на сохранение места работы и средней заработной

платы за время работы в примирительных органах, а также на гарантии,

предусмотренные для выборных профсоюзных работников, членов советов

(правлений) предприятий и советов трудовых коллективов. Из части первой ст.

14 Закона можно сделать вывод о том, что средняя заработная плата

сохраняется за указанными лицами по месту работы. Кроме того, эти лица

имеют право на оплату труда в качестве независимых посредников, членов

примирительных комиссий и трудовых арбитражей в размере не менее (можно

более) средней заработной платы и возмещения затрат, связанных с участием в

примирительной процедуре. Часть вторая той же статьи предусматривает

выплату вознаграждения за участие в примирительных процедурах за счет

сторон коллективного трудового спора (конфликта) по соглашению, а если

стороны не достигли соглашения - в равных долях.

12. Понятие трудового договора.

В науке трудового права трудовой договор рассматривается как юридический

факт, выступающий основанием возникновения, изменения и прекращения

трудовых правоотношений; как элемент трудового правоотношения, раскрывающий

свое содержание во взаимных субъективных правах и обязанностях его сторон;

как правовой институт в системе трудового права.

Следует учитывать, что трудовой договор как таковой, как документ под таким

заглавием, подписанный его сторонами, заключается в настоящее время далеко

не всегда, точнее будет сказать, что такие договоры в письменном виде

заключаются крайне редко. Законодательство о труде весьма не строго в

определении формы трудового договора, поэтому трудовой договор может быть

оформлен и документом под таким заглавием ("трудовой договор"), и изданием

собственником или уполномоченным им органом приказа о приеме на работу в

соответствии с заявлением работника. Трудовой договор считается заключенным

также и тогда, когда работник был фактически допущен к работе, хотя никакие

документы о приеме на работу не оформлялись.

Правовое определение трудового договора содержится в ст. 21 КЗоТ, — это

соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения,

организации или уполномоченным им органом, либо с физическим лицом, по

которому работник обязывается выполнять работу, определенную этим

соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник

либо физическое лицо обязывается выплачивать работнику заработную плату и

обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы,

предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и

соглашением сторон.

Трудовая деятельность, которая протекает в рамках трудового договора,

обладает следующими правовыми признаками. Это:

— труд юридически несамостоятельный, а протекающий в рамках определенного

предприятия, учреждения, организации (юридического лица) либо у отдельного

гражданина (физического лица);

— не на основе собственных средств производства, а на средства (капитал)

собственника;

— не на свой страх и предпринимательский риск, а путем выполнения в

работе указаний и распоряжений собственника либо уполномоченного им органа

и под гарантированную оплату;

— выполнение работы определенного вида (трудовой функции);

— трудовой договор, как правило, заключается на неопределенное время и

лишь в случаях, установленных в законе, — на определенный срок;

— осуществление трудовой деятельности происходит, как правило, в

коллективе работников (трудовом коллективе);

— выполнение в течение установленного рабочего времени определенной меры

труда (норм труда);

— получение от работодателя в установленные сроки денежного

вознаграждения за выполняемую работу;

. обеспечение работодателем гарантий в установленных случаях

. участие работодателя в финансировании социального страхования

работника.

13. Трудовые договоры о работе по совместительству.

Согласно ч. 2 ст. 21 КЗоТ работник имеет право реализовать свои

способности к производительному и творческому труду путем заключения

трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях, в

учреждениях, организациях, если иное не предусмотрено законодательством,

коллективным договором или соглашением сторон.

Совместительством считается выполнение работником, кроме своей основной

работы, другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора

в свободное от основной работы время на том же или на другом предприятии, в

учреждении, организации либо у гражданина (предпринимателя, частного лица)

по найму.

Правовое регулирование работы по совместительству на государственных

предприятиях осуществляется постановлением Кабинета Министров Украины от 3

апреля 1993 года № 245 «О работе по совместительству работников

государственных предприятий, учреждений и организаций» (ЗП Украми. — 1993.

— № 9. — Cm. 184), а также Положением об условиях работы по

совместительству работников государственных предприятий, учреждений и

организаций, утвержденным приказом Министерства труда Украины, Министерства

юстиции Украины, Министерства финансов Украины от 28 июня 1996 года Новый

правовой режим работы по совместительству больше отвечает рыночным

отношениям и значительно расширяет права участников трудовых отношений.

Для работы по совместительству согласия собственника по основному месту

работы теперь не требуется. Вместе с тем руководители государственных

предприятий, учреждений и организаций совместно с профсоюзным комитетом

могут устанавливать ограничения на совместительство для работников

отдельных профессий и должностей, занятых на тяжелых, вредных и опасных

работах, дополнительная работа которых может привести к неблагоприятным

последствиям для состояния их здоровья и безопасности производства.

Ограничения распространяются также на лиц до 18 лет и беременных женщин. Не

имеют права работать по совместительству руководители государственных

предприятий, их заместители, руководители структурных подразделений

государственных предприятий, их заместители, за исключением научной,

преподавательской и творческой деятельности.

При найме на работу по совместительству на другое предприятие, в

учреждение, организацию работник обязан предъявить собственнику или

уполномоченному им органу паспорт. При приеме на работу, требующую

специальных знаний, собственник или уполномоченный им орган имеет право

требовать от работника предъявления диплома или иного документа о

полученном образовании или профессиональной подготовке.

Оплата труда совместителей осуществляется за фактически выполненную

работу. По общему правилу полученная за работу по совместительству

заработная плата не учитывается при исчислении среднего заработка по

основной работе. Однако из этого правила есть исключения. Так заработная

плата на всех местах работы учитывается при исчислении среднего заработка

учителям и преподавателям всех учебно-образовательных и высших учебных

заведений, педагогическим работникам учебно-воспитательных заведений;

медицинским и фармацевтическим работникам; сестрам милосердия обществ

Красного Креста и Красного Полумесяца Украины.

До недавнего времени в законодательстве не было ограничений в отношении

норм рабочего времени при работе по совместительству. Однако постановлением

Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины от 31 августа 1996

года № 1033 «О мерах по привлечению дополнительных поступлений в бюджет и

повышению эффективности расходования бюджетных средств для обеспечения

финансирования социальных выплат населению» изложен в новой редакции п. 2

постановления Кабинета Министров Украины от 3 апреля 1993 года «О работе по

совместительству работников государственных предприятий, учреждений и

организаций». Предусмотрено, что продолжительность работы по

совместительству не может превышать четырех часов в день и полного рабочего

дня в выходной день. Общая продолжительность работы по совместительству в

течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего

времени.

Отпуск на работе по совместительству предоставляется одновременно с

отпуском по основному месту работы на общих основаниях. В соответствии со

ст. 10

Закона Украины «Об отпусках» ежегодные отпуска полной продолжительности до

окончания шестимесячного срока непрерывной работы в первый год работы на

данном предприятии по желанию работника предоставляются в том числе

совместителям одновременно с отпуском по основному месту работы. Отпуск на

работе по совместительству также оплачивается.

Увольнение с работы по совместительству производится по основаниям,

предусмотренным КЗоТ Украины, а также в случае принятия работника, не

являющегося совместителем, или установления ограничения совместительства в

связи с особыми условиями и режимом труда без выплаты выходного пособия (п.

8 Положения об условиях работы по совместительству работников

государственных предприятий, учреждений, организаций).

Запись в трудовую книжку сведений о работе по совместительству может

осуществляться по желанию работника по месту основной работы.

Согласно действующему законодательству основной работой считается та

работа, где хранится трудовая книжка работника. На лиц, работающих по

совместительству, трудовые книжки ведутся только по месту основной работы

(п. 1. 1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в

учреждениях и организациях, утвержденной приказом Минтруда Украины, Минюста

Украины, Минсоцзащиты Украины от 29 июля 1993 года № 58 (с изменениями,

внесенными приказом от 26 марта 1996 года № 29).

В Приложении к Положению об условиях работы по совместительству работников

государственных предприятий, учреждений, организаций содержится Перечень

работ, которые не считаются совместительством. К ним относятся литературная

работа, которая оплачивается из фонда авторского гонорара; техническая,

медицинская, бухгалтерская и иная экспертиза с разовой оплатой труда;

педагогическая работа с почасовой оплатой труда в объеме не более 240 часов

в год; работа без занятия штатной должности на том же предприятии; другая

работа, которая выполняется в том случае, когда на основной работе работник

работает неполный рабочий день и в соответствии с этим получает неполный

оклад (ставку), если оплата его труда по основной и другой работе не

превышает полного оклада (ставки) по основному месту работы и другие.

Не является совместительством работа, выполняемая по гражданско-правовым

договорам поручения, подряда и т.д.

Трудовые споры совместителей рассматриваются в порядке, предусмотренном

законодательством о трудовых спорах.

14. Ограничение на заключение трудовых договоров о совместительстве.

В соответствии с частью второй ст.21 КЗоТ ограничения на совместительство

могут вводиться законодательством и коллективным договором. Они могут

устанавливаться также трудовым договором, являющимся для работника

основным. Нарушение ограничений на совместительство, установленных

законодательством, коллективным или трудовым договором, является основанием

для привлечения работника к дисциплинарной ответственности. "*

Несмотря на предусмотренную частью второй ст.21 КЗоТ возможность

законодательного установления ограничений на совместительство, сегодня нет

общих ограничений такого рода, которые распространялись бы на работников

предприятий всех форм собственности. Законодательные акты СССР,

ограничивавшие совместительство, в Украине не действуют как противоречащие

ст.21 КЗоТ. В Украине нормативные акты об ограничении совместительства,

распространяющиеся на работников предприятий всех форм собственности, не

принимались.

31. В то же время для работников государственных предприятий, учреждений,

организаций установлены следующие ограничения на работу по

совместительству:

1) для государственных служащих. Им совместительство вообще запрещено

(ст. 16 Закона "О государственной службе"). Исключением является выполнение

по совместительству научной, преподавательской, творческой работы, а также

занятие медицинской практикой. Последнее, очевидно, касается

государственных служащих системы государственного управления

здравоохранением;

2) для руководителей государственных предприятий, учреждений,

организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений

государственных предприятий, учреждений, организаций и их заместителей (п.4

постановления Кабинета Министров Украины "О работе по совместительству

работников государственных предприятий, учреждений, организаций от 3 апреля

1993 года). Исключение составляет занятие работниками, относящимися к

категории перечисленных выше, на условиях совместительства научной,

преподавательской, творческой деятельностью или медицинской практикой;

3) для служащих органов прокуратуры (ст. 46 Закона "О прокуратуре").

Однако заниматься на условиях совместительства научной и педагогической

деятельностью имеют право и эти работники;

4) для государственных и частных нотариусов (ст.4 Закона

"О нотариате"). Для них также установлено исключение из общего правила о

недопустимости работы по совместительству, дающее право на занятие научной

и преподавательской деятельностью. »

32. Часть вторая ст. 21 Кодекса законов о труде не ограничивает

совместительство ни по количеству трудовых договоров о работе по

совместительству, которые может заключить работник, ни по продолжительности

рабочего времени по совмещаемой работе. Лишь в отношении работников

государственных предприятий, учреждений, организаций установлены

ограничения продолжительности работы по совместительству (четыре часа в

рабочие дни и полный рабочий день в выходные дни). При этом общая

продолжительность работы по совместительству в месяц не должна превышать

половины месячной нормы рабочего времени (п. 10 постановления Кабинета

Министров Украины "О мерах по привлечению дополнительных поступлений в

бюджет и повышению эффективности расходования бюджетных средств в целях

обеспечения финансирования социальных выплат населению" от 31 августа 1996

года). Подчеркнем, что это ограничение касается работников, для которых

государственное предприятие является либо основным местом работы, либо

местом работы по совместительству.

33. Помимо прямого запрещения заключать трудовые договоры о работе по

совместительству, постановлением Кабинета Министров Украины "О работе по

совместительству работников государственных предприятий, учреждений и

организаций" установлен еще один механизм ограничения совместительства.

Пункт 1 указанного постановления дает право руководителям государственных

предприятий, учреждений, и организаций совместно с профсоюзными комитетами

вводить ограничения на совместительство. Обратим внимание, что часть 2

ст.21 КЗоТ такое право дает только законодателю, кроме того, ограничение

совместительства может вводиться коллективным договором и соглашением

сторон. Упомянутое постановление Кабинета Министров Украины право

ограничивать совместительство предоставило руководителям государственных

предприятий, учреждений и организаций совместно с профсоюзными комитетами.

Постановлением Кабинета Министров Украины "О работе по совместительству

работников государственных предприятий, учреждений и организаций"

предусмотрено, что ограничение на совместительство может вводиться только

для работников отдельных профессий и должностей, занятых на тяжелых работах

или работах с вредными или опасными условиями труда, дополнительная работа

которых по совместительству может привести к последствиям, которые

негативно сказываются на состоянии здоровья работников и безопасности

производства. Этим постановлением предусмотрено также ограничение

совместительства лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста и

беременных женщин.

Следует подчеркнуть, что действие указанного постановления Кабинета

Министров Украины распространяется только на государственные предприятия,

учреждения, организации. Работа на негосударственных предприятиях, в

учреждениях, организациях по совместительству законодательно не

ограничивается даже для несовершеннолетних, беременных женщин, работников,

занятых на тяжелых работах с вредными и опасными условиями труда. Здесь

целесообразно вводить ограничения на работу по совместительству

коллективными договорами как это предусмотрено частью второй ст.21КЗоТ.

15. Трудовые договоры о временной работе.

Трудовой договор о временной работе

— заключается с работниками, которые приняты на работу на срок до двух

месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника — до четырех

месяцев. В приказе о приеме на работу собственник обязан указать о

временном характере работы. Условия труда временных работников определены

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 года «Об

условиях труда временных рабочих и служащих» (Ведомости Верховного Совета

СССР. — 1974. — № 40. — Cm. 662) в части, не противоречащей

законодательству Украины о труде. Для временных работников не предусмотрен

испытательный срок, однако они имеют право на отпуск согласно Закону

Украины «Об отпусках» (ст. 2). В случае, если работник продолжает работать

и после истечения срока временной работы, временный трудовой договор

автоматически трансформируется в трудовой договор на неопределенный срок.

Временные работники имеют право расторгнуть трудовой договор, предупредив

об этом собственника за три дня.

Для временных работников установлены дополнительные основания прекращения

трудового договора:

а) в случае приостановки работы на предприятии, в учреждении, организации

на срок более одной недели по причинам производственного характера, а также

сокращения работы в них;

б) в случае неявки на работу в течение более двух недель подряд

вследствие временной нетрудоспособности.

В случаях утраты трудоспособности вследствие трудового увечья или

профессионального заболевания, а также когда законодательством установлен

более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном

заболевании, за временными работниками место работы (должность) сохраняется

до восстановления трудоспособности или установления инвалидности, но не

более чем до окончания срока работы по договору;

в) в случае неисполнения работником без уважительных причин обязанностей,

возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового

распорядка (п. 6 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября

1974 года).

Временные работники, заключившие трудовой договор на срок не свыше шести

дней, могут быть в пределах этого срока привлечены к работе в выходные дни

без разрешения профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации,

а также к работе в праздничные дни. За работу в эти дни другие дни отдыха

не предоставляются, а работа оплачивается в одинарном размере.

16. Трудовые договоры о сезонной работе.

Правовое положение сезонных работников определяется в настоящее время

Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 24 сентября 1974 года "Об

условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах". То

обстоятельство, что названный Указ сохранил юридическую силу в Украине

подтверждается статьей 7 КЗоТ, которая предусматривает установление

законодательством особенностей правового регулирования труда временных и

сезонных работников. Кроме того, следует учитывать, что в силу

Постановления Верховного Совета Украины "О порядке временного действия на

территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР" от 12

сентября 1991 года в Украине продолжают действовать акты законодательства

Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, если

они не противоречат Конституции и законам Украины.

13. Сезонные трудовые договоры могут заключаться только на работы,

обладающие следующими двумя признаками: 1) материальным признаком: в связи

с природными и климатическими условиями сезонные работы могут выполняться

только в течение определенного периода, не превышающего шести месяцев

(сезона); 2) формальным признаком: сезонными признаются только такие

работы, которые указаны в специальном перечне. Сезонной может быть признана

только такая работа, которая одновременно обладает обоими названными

признаками. Поэтому не может быть признана сезонной такая работа, которая в

связи с природными и климатическими условиями продолжается в течение

сезона, не превышающего шести месяцев, если такая работа не предусмотрена в

специальном перечне. С другой стороны, включение в Список сезонных работ и

сезонных отраслей, например, работ, связанных с санаторно-курортным

обслуживанием больных и отдыхающих в санаторно-курортных заведениях и

заведениях отдыха, отнюдь не означает, что все такие работы являются

сезонными. Сезонными являются только те из них, которые в силу природных и

климатических условий продолжаются сезон, продолжительность которого не

должна превышать 6 месяцев.-

Действующий в настоящее время Список сезонных работ и сезонных отраслей

утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 28 марта 1997г. №

278. Он включает следующие работы и отрасли:

1. Лесная промышленность и лесное хозяйство.

Добыча живицы', бараса. и елочной серы.

Заготовка пенькового осмола.

Заготовка лыка.

Лесокультурные работы - подготовка грунта, посев и посадка леса, уход за

лесными культурами, работа в лесорассад-никах.

Лесозащитные и противопожарные работы - борьба с вредителями и болезнями

леса, прокладывание минерализиро-ванных полос, дежурство на пожарных

вышках, наземное пожарное патрулирование лесов.

Заготовка семян.

Сбор и переработка пищевых продуктов леса.

Полевке лесоустроительные работы.

2. Торфяная промышленность. , Болотно-подготовитёльные работы. Добыча,

сушка и сбор торфа.

Ремонт и обслуживание технологического оборудования в полевых условиях.

3. Сельское хозяйство.

Работа в овощеводстве, садоводстве, виноградарстве, свекловодстве,

хмелеводстве, на выращивании и уборке картофеля, табака, кормов, бахчевых

культур.

Работа на инкубаторно-птицеводческих и межхозяйственных инкубаторных

станциях. 4. Перерабатывающие отрасли промышленности. Работа на

предприятиях переработки плодоовощной продукции. -

Работа на предприятиях сахарной отрасли промышленности.

Первичное винодельчество.

5. Санаторно-курортные заведения и заведения отдыха.

Работы, связанные с санаторно-курортным обслуживанием больных и

отдыхающих в санаторно-курортных заведениях и заведениях отдыха.

15. В связи с введением в действие Списка сезонных работ и сезонных

отраслей, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28

марта 1997 года № 278, в Украине утратили юридическую силу Перечень

сезонных работ, утвержденный постановлением Народного Комиссариата труда

СССР от 11 ноября 1932 года № 185 (с последующими дополнения), Перечень

сезонных работ по коммунальному и сельскому хозяйству, утвержденный

Наркоматом труда СССР 4 мая 1928 года (с последующими изменениями) и

Перечень сезонных работ в лесной промышленности и лесном хозяйстве,

утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29 октября 1980

года № ЗЗО/п-12.

Заключение сезонного трудового договора на работах, не указанных в

названном Списке, на наш взгляд, не допускается, даже_если это

предусмотрено нормативно-правовыми актами.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 октября 1992 года №583

утвержден Список сезонных работ, занятость на которых в течение полного

сезона засчитывается в стаж при назначении пенсии за год работы. Приведем

этот список полностью.

1. Работа на торфоразработках:

болотно-подготовительные работы;

добыча, сушка и уборка торфа;

ремонт и обслуживание технологического оборудования в полевых условиях.

2. Работа на лесозаготовке и лесосплаве:

сброс древесины в воду, первичный и плотовый лесосплав, сортировка на

воде, соединение плотов и выкатывание древесины из воды, погрузка древесины

на суда и разгрузка ее судов; добыча живицы, барасса и елочной серы;

заготовка пеньевой смолы; подготовка почвы, посев и сажание леса, уход за

лесными Культурами, работа в лесорассадниках;

полевые лесоупорядочные работы.

3. Работа на предприятиях сезонных отраслей рыбного хозяйства.

4. Работа на предприятиях сезонных отраслей мясной и молоч--ной

промышленности.

5. Работа на предприятиях сахарной и консервной отраслей промышленности.

Этот Список не может применяться при определении круга работ, на которых

могут заключаться сезонные трудовые договоры. Он применяется только при

исчислении продолжительности общего трудового стажа для назначения пенсии.

17. При заключения сезонного трудового договора работник должен быть

предупрежден об этом. В приказе о приеме на работу должно быть указано на

сезонный характер трудового договора (ст. 3 Указа "Об условиях труда

рабочих и служащих, занятых на сезонных работах"). Нарушение этого

требования означает, что работником заключен трудовой договор на

неопределенный срок.

18. Испытание при приеме на сезонную работу не устанавливается. Это

правило ст. 4 Указа "Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на

сезонных работах" соответствует части третьей ст. 26 КЗоТ, в соответствии с

которой законодательством могут устанавливаться случаи, когда испытание при

приеме на работу не допускается.

19. Правило ст. 10 Указа, в соответствии с которым сезонные работники не

пользуются правом на отпуск или на денежную компенсацию взамен

неиспользованных дней отпуска, противоречит части девятой ст. 6 Закона "Об

отпусках" и не приме21. Сезонный трудовой договор является разновидностью

срочного трудового договора. Он заключается на срок, не превышающий

продолжительность сезона. В свою очередь продолжительность сезона не может

превышать шесть месяцев. По окончании срока сезонного трудового договора он

прекращается по п. 2 ст. 36 КЗоТ с формулировкой "истечение срока". f 22.

Установлены существенные особенности досрочного расторжения сезонного

трудового договора. Если по общим правилам, касающимся срочного трудового

договора, работник вправе досрочно расторгнуть срочный трудовой договор

только при наличии соответствующих причин (ст. 39 КЗоТ), то сезонным

работникам предоставляются еще более благоприятные возможности увольнения

по собственному желанию, чем работникам, заключившим трудовой договор на

неопределенный срок. Сезонный работник вправе досрочно расторгнуть трудовой

договор, предупредив об этом собственника за три дня

Для собственника возможности досрочного расторжения сезонного трудового

договора, с одной стороны, ограничены. Он имеет право уволить сезонного

работника до истечения срока трудового договора по основаниям,

установленным законодательством, кроме увольнения по п. 5 ст. 40 КЗоТ,

которое в отношении сезонных работников не допускается. В то же время

установлены дополнительные основания для досрочного расторжения сезонного

трудового договора по инициативе собственника. Трудовой договор с сезонными

работниками, помимо общих оснований, может быть также расторгнут:

а) при приостановке работ на предприятии на срок более двух недель по

причинам производственного характера или сокращения работ на предприятии;

б) при неявке работника на работу непрерывно в течение более одного

месяца вследствие временной нетрудоспособности. Однако в случае временной

утраты трудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального

заболевания (а также, когда при определенном заболевании предусмотрен более

длительный, чем установлено пунктом 5 ст. 40 КЗоТ, срок сохранения за

работником рабочего места) за сезонными работниками рабочее место

сохраняется (то есть они не могут быть уволены) до восстановления

трудоспособности или установления инвалидности, а если восстановление

трудоспособности не наступило до истечения срока сезонного трудового

договора - до этого последнего срока.

17. Срочные трудовые договоры.

8. В силу части второй ст. 23 КЗоТ возможность установления

законодательными актами случаев, когда допускается заключение срочных

трудовых договоров, не ограничена. Поскольку под законодательными актами

понимаются не только законы, но и подзаконные акты, установление последними

случаев, когда допускается заключение срочных трудовых договоров, возможно

в пределах их компетенции.

9. Возможность заключения срочных трудовых договоров предусмотрена

действующими законодательными актами в следующих случаях:

1) поскольку в силу части третьей ст. 21 КЗоТ в контракте может

определяться срок его действия, разрешение заключать трудовой договор в

форме контракта косвенно означает установление соответствующими

законодательными актами возможности заключения срочного трудового договора;

2) ст. 7 КЗоТ допускает возможность заключения срочного трудового

договора с временными и сезонными работниками;

3) п. 29 Порядка трудоустройства выпускников высших учебных заведений,

подготовка которых осуществлялась по государственному заказу, прямо

предусматривает, что должности по штатному расписанию, на которые в текущем

году должны быть приняты молодые специалисты в соответствии с соглашениями,

которые они заключили с руководителями учебных заведений, не подлежат

замещению другими работниками. При наличии признаков производственной

необходимости на эти должности могут быть приняты другие работники на срок

до назначения на них молодых специалистов;

4) с работниками, заключившими трудовые договоры с гражданами (п. 3

Положения об условиях труда лиц, работающих у граждан по договорам);

5) срочные трудовые договоры заключаются с гражданами, которые желают

принять участие в оплачиваемых общественных работах. Государственная служба

занятости направляет граждан для выполнения таких работ на предприятия, а

трудовой договор работник заключает непосредственно с предприятиями (п. 14,

15 Положения о порядке организации и проведения оплачиваемых общественных

работ);

6) при заключении трудового договора в порядке организованного набора

рабочих (п. 6 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по

дальнейшему совер-шенствованию организованного набора рабочих и обществен-

-ного молодежи" от 27 сентября 1984г.).

10. С согласия сторон трудового договора заключение срочного трудового

договора возможно и в порядке перевода на другую работу в пределах

предприятия. Без согласия работника такой перевод не возможен.

11. Правовое положение работников, заключивших срочные трудовые договоры,

в основном не отличается от правового положения работников, заключивших

трудовые договоры на неопределенный срок. В то же время определенные

особенности в правовом положении работников, заключивших срочные трудовые

договоры, имеются. Первая особенность заключается в том, что работник,

заключивший срочный трудовой договор, по окончании обусловленного срока

подлежит увольнению. Увольнение производится без его заявления, по приказу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 РЕФЕРАТЫ