Шпаргалки по Трудовому праву Украины
представительство трудовым коллективом органа (ст. 45);
5) перевод работника, с его согласия, на другое предприятие, в
учреждение, организацию или переход на выборную должность;
6) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с
предприятием, учреждением, организацией, а также отказ от продолжения
работы в связи с изменением существенных условий труда;
7) вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден
(кроме случаев условного осуждения и отсрочки исполнения приговора) к
лишению свободы, исправителыю-трудовым работам не по месту работы либо к
иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;
8) основания, предусмотренные контрактом.
Изменение подчиненности предприятия, учреждения, организации не
прекращает действие трудового договора.
При смене собственника предприятия, а также при его реорганизации
(слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) действие
трудового договора работника продолжается. Прекращение трудового договора
по инициативе собственника или уполномоченного им органа возможна только в
случае сокращения численности или штата работников (пункт 1 части первой
статьи 40).
2. Пункт 1 ст.36 КЗоТ предусматривает возможность прекращения договора по
соглашению сторон. Потребность в использовании п.1 ст.36 КЗоТ имеется
прежде всего для прекращения срочного трудового договора.
Когда ни у одной, ни у другой стороны нет права на досрочное расторжение
срочного трудового договора, они могут договориться о прекращении его по
п.1 ст.36 КЗоТ. Работник имеет право в любое время расторгнуть трудовой
договор, предупредив об этом собственника за две недели. Если работник
просит об увольнении до истечения указанного двухнедельного срока,
собственник может согласиться на это. Но в таком случае увольнение
производится по собственному желанию, а не по соглашению сторон (п.8
постановления Пленума Верховного Суда Украины "О практике рассмотрения
судами трудовых споров"). Да и для работников отделов кадров и
хозяйственных руководителей увольнение по инициативе работника гораздо
более привычно и знакомо, чем прекращение трудового договора по соглашению
сторон.
3. Пункт 2 ст.36 КЗоТ предусматривает возможность прекращения трудового
договора в связи с истечением его срока. По этому основанию может быть
прекращен только срочный трудовой договор, заключенный в соответствии с
законом. Если же срочный трудовой договор заключен вопреки правилам ст.23
КЗоТ, то условие о сроке является незаконным, трудовой договор считается
заключенным на неопределенный срок. И он не может быть прекращен в связи с
истечением срока. Прекращение трудового договора по истечению срока не
требует заявления или какого-либо волеизъявления работника. Свою волю на
заключение срочного трудового договора он уже выразил, когда писал
заявление о приеме на работу по срочному трудовому договору. Одновременно
он выразил и волю на прекращение такого трудового договора по истечению
срока, на который он был заключен. Собственник также не обязан
предупреждать или иным образом информировать работника о предстоящем
увольнении.
4. Призыв или поступление на военную или альтернативную (невоенную)
службу является основанием для прекращения трудового договора в
соответствии с п.З ст.36 КЗоТ. Для увольнения работник должен представить
собственнику или уполномоченному им органу повестку военкомата или иной
документ, подтверждающий призыв или принятие на военную службу. Работники,
направленные на альтернативную службу, для увольнения должны представить
направление для прохождения альтернативной службы (ст. 13 Закона "Об
альтернативной (невоенной) службе"). 5. Пункт 4 ст.36 КЗоТ предусматривает
возможность прекращения трудового договора путем расторжения его по
инициативе работника, собственника или уполномоченного им органа, а также
по требованию профсоюзного или иного уполномоченного на представительство
трудовым коллективом органа. При увольнении с работы на п. 4 ст. 36 КЗоТ
обычно не ссылаются, поскольку этот пункт не формулирует правила прямого
действия. Есть специальные нормы, дающие упомянутым субъектам расторгнуть
трудовой договор или требовать его расторжения (ст. 28, 38, 39, 40,41 КЗоТ
и др.).
6. Пункт 5 ст.36 КЗоТ предусматривает возможности прекращения трудового
договора в порядке перевода работника с его согласия на другое предприятие,
в учреждение, организацию или в связи с переходом на выборную должность.
Для увольнения необходимо ходатайство собственника предприятия, учреждения,
организации, куда работник переводится. Работник должен представить
заявление собственнику предприятия (учреждения, организации), с которого он
увольняется, поскольку закон требует согласия собственника на прекращение
трудового договора в порядке перевода или в связи с переходом на выборную
должность.
Увольнение в связи с переходом на выборную должность возможно при
представлении решения соответствующего органа об избрании. Комментируемый
пункт не содержит никаких ограничений относительно того, какой орган
избирает. Важно, чтобы в законе было указание на избрание, выборы. Поэтому
н. 5 ст. 36 КЗоТ применяется как к лицам, избранным на должности в аппарате
государственной власти (секретарь городского (поселкового, сельского)
совета, председатель районного (областного) совета), так и к лицам,
избранным на должности на предприятиях разных организационно-правовых форм,
в объединениях граждан, в потребительских обществах и их союзах.
При назначении на должность увольнение на основании п. 5 ст. 36 КЗоТ
производиться не должно (кроме случаев наличия ходатайства о переводе). В
то же время должности судей следует признать выборными. Поэтому при
назначении судей впервые, осуществляемом Президентом Украины (ст. 128
Конституции Украины), лицо, назначенное на должность судьи, подлежит
увольнению с работы на основании п. 5 ст. 36 КЗоТ (при условии
представления соответствующего указа Президента).
7. Отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с
предприятием, учреждением, организацией, а также отказ от продолжения
работы в связи с изменением существенных условий труда являются основанием
для прекращения трудового договора по п.6 ст.36 КЗоТ. Перемещение
предприятия, учреждения, организации в другую местность - это крайне редкий
в нынешних условиях случай, хотя его нельзя исключить полностью. Зато отказ
от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда как
основание прекращения трудового договора становится повседневным явлением.
Собственник, разумеется, должен обладать доказательством отказа работника
от продолжения работы в связи с изменениями существенных условий труда.
Лучше всего, когда такими доказательствами будут письменное уведомление
собственника о предстоящем изменении существенных! условий труда с
распиской работника и письменное заявлений работника об отказе от
продолжения работы в связи с изменениями существенных условий труда. При
решении вопроса о применении п. 6 ст. 36 КЗоТ следует учитывать, что в
связи с запрещением применения принудительного труда суд может признать не
соответствующим закону увольнение по п. 6 ст. 36 КЗоТ в связи с отказом от
продолжения работы при изменении существенных условий труда, если только
право собственника на такое изменение не предусмотрено трудовым договором.
8. Пунктом 7 ст.36 КЗоТ предусмотрено такое основание для прекращения
трудового договора как вступление в законную силу приговора суда,
исключающего возможность продолжения данной работы. Исключают возможность
продолжения работы приговоры, которыми назначено наказание в виде лишения
свободы, исправительных работ без лишения свободы с отбыванием наказания не
по месту работы, увольнения от должности, запрещения занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью. Естественно, условное
осуждение не препятствует продолжению работы (кроме случаев, когда
судимость препятствует выполнению соответствующей работы, занятию
должности).
9. Пункт 8 ст. 36 КЗоТ указывается в качестве основания прекращения
трудового договора, если увольнение производится в связи с
обстоятельствами, указанными в контракте. Поэтому при увольнении по
основаниям, предусмотренным контрактом, ссылку следует делать на п. 8 ст.
36 КЗоТ, а в формулировке увольнения указывать и данную в этом пункте, и
предусмотренную контрактом.
30. основания прекращения трудового договора установленные в соответствии
со ст.7 КЗОТ.
6. Ст. 7 КЗоТ допускает возможность установления законодательством
дополнительных оснований (кроме предусмотренных Кодексом законов о труде)
прекращения трудового договора некоторых работников при определенных
условиях. Тем самым признается соответствие Кодексу законов о труде норм
Закона "О государственной службе", уставов и положений о дисциплине
работников отдельных отраслей народного хозяйства и других нормативных
актов, которыми установлены дополнительные основания для увольнения
работников.
7. Целый ряд дополнительных оснований для прекращения трудового договора
установлен ст. 30 Закона "О государственной службе". Употребление в части
первой названной статьи слов "государственная служба прекращается" дает
основание утверждать, что увольнение работников по основаниям,
перечисленным в этой части, является не только правом соответствующего
государственного органа или должностного лица перед работником
(государственным служащим), но и обязанностью перед государством,
исполнение которой контролируется органом, имеющим право требовать
исполнения законов.
Что касается согласия профсоюзного органа, то оно не требуется во всех
случаях, кроме увольнения по п. 1 (кроме случаев ликвидации предприятия,
учреждения, организации), 2, 3, 4, 5, 7 ст. 40 и п. 2 и З ст. 41 КЗоТ.
Следовательно, увольнение по основаниям, предусмотренным ст. 30 Закона "О
государственной службе" всегда производится без согласия профсоюзного
органа. 8. Государственная служба прекращается, а работник должен быть
уволен с работы при несоблюдении связанных с прохождением государственной
службы требований, предусмотренных ст. 16 Закона "О государственной
службе". С учетом этого работник подлежит увольнению в следующих случаях:
1) совершение коррупционных действий, указанных в ст. 1 Закона "О борьбе с
коррупцией". В ст. 7 этого Закона прямо указывается на то, что совершение
государственным служащим коррупционных действий влечет увольнение с
должности. 2) несоблюдение специальных ограничений, установленных ст. 5
Закона "О государственной службе".
- способствовать, используя свое служебное положение, физическим или
юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности, а
равно в получении субсидий, субвенций, дотаций, кредитов либо льгот с целью
незаконного получения за это материальных благ, услуг, льгот или иных
преимуществ;
- входить самостоятельно, через представителя или подставных лиц в состав
правления либо других исполнительных органов предприятий, кредитно-
финансовых учреждений, хозяйственных обществ и т.п., организаций, союзов,
объединений, кооперативов, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
- отказывать физическим и юридическим лицам в информации, предоставление
которой предусмотрено правовыми актами, умышленно задерживать ее,
предоставлять недостоверную или неполную информацию;
- способствовать, используя свое должностное положение, физическим и
юридическим лицам в осуществлении ими внешнеэкономической, кредитно-
банковской и иной деятельности с целью незаконного получения за это
материальных благ, услуг, льгот или иных преимуществ;
- неправомерно вмешиваться, используя свое должностное положение, в
деятельность других государственных органов либо должностных лиц с целью
воспрепятствовать исполнению ими своих полномочий;
9. Основанием для прекращения государственной службы и увольнения
государственного служащего с работы является достижение предельного
возраста прохождения государственной службы (п. 3 части первой ст. 30
Закона "О государственной службе"). В соответствии со ст. 23 Закона "О
государственной службе" предельный возраст пребывания на государственной
службе составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. В случае
необходимости руководитель государственного органа по согласованию с
начальником Главного управления государственной службы при Кабинете
Министров Украины может продолжить срок пребывания на государственной
службе, но не более чем на пять лет. В исключительных случаях после
окончания этого срока государственные служащие могут быть оставлены на
государственной службе только на должностях советников или консультантов по
желанию руководителя соответствующего государственного органа. 11. П. 5
части первой ст. 30 Закона "О государственной службе" предусматривает
возможность прекращения государственной службы в случаях возникновения
обстоятельств, препятствующих нахождению государственного служащего на
государственной службе. Такие обстоятельства предусмотрены ст. 12 Закона "О
государственной службе" (признание недееспособным, появление судимости,
нарушение правил об ограничении совместной службы родственников и т. п.)
12. П. 6 части первой ст. 30 Закона "О государственной службе"
предусматривает прекращение государственной службы в случае отказа
государственного служащего от принятия присяги или нарушения присяги.
Присяга государственных служащих предполагает дачу им обязательств не
только чисто юридического содержания (строго соблюдать Конституцию и законы
Украины и т. п.), но и морального содержания (высоко нести звание
государственного служащего, добросовестно исполнять свои обязанности).
Включение моральных обязательств в содержание присяги придает им
юридическое значение. Нарушение таких обязательств является нарушением
присяги и влечет прекращение государственной службы. 13. На основании п. 7
части первой ст. 30 Закона "О государственной службе" государственная
служба подлежит прекращению в случае неподачи сведений о доходах и
обязательствах финансового характера или подачи неправдивых сведений на
этот счет. 15. Должностные лица таможенных органов, имеющие персональные
звания, имеют право выхода на пенсию: женщины — по достижению возраста 50
лет, мужчины — 55 лет. Достижение этого возраста является основанием для
увольнения с работы (п. 45 Положения о порядке и условиях прохождения
службы в таможенных органах Украины). Такое увольнение, на наш взгляд, не
следует квалифицировать как увольнение по инициативе собственника. Однако
необходимо иметь в виду, что названное Положение не дает какой-либо
квалификации прекращению трудового договора по рассматриваемому основанию.
И нет никакой гарантии в том, что судьи согласятся с указанной выше
квалификацией. Поэтому целесообразно избегать увольнения работников по
рассматриваемому основанию при стечении обстоятельств, указанных в части
третьей ст. 40, части третьей ст. 184 КЗоТ. 17. Специфичное правило
установлено частью второй ст. 128 Исправительно-трудового кодекса Украины,
которая предусматривает, что работник исправительно-трудового учреждения
подлежит увольнению из органов внутренних дел в случае наложения на него
повторно в течение года взыскания за жестокое обращение к осужденным или
унижение их человеческого достоинства. 18. Устав о дисциплине работников
морского транспорта (п. 20) устанавливает такие дополнительные условия для
-увольнения работника по инициативе собственника: 1) грубое нарушение
дисциплины, угрожающее безопасности мореплавания или создающее опасность
для жизни и здоровья людей; 2) нарушение таможенных правил.
19. Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта
предусмотрена возможность увольнения в порядке применения дисциплинарного
взыскания за такие нарушения, последствия которых угрожают безопасности
движения поездов, жизни и здоровью граждан. В приложении к названному
Положению дан перечень нарушений, дающих основание для увольнения, а также
перечень категорий работников, которые могут быть уволены на основании п.
12 этого Положения.
22. Норма ст. 7 КЗоТ, допускающая возможность установления
законодательством дополнительных оснований для прекращения трудового
договора, в частности, в связи с нарушением установленных правил приема на
работу, реализована в ст. 30 Закона "О государственной службе". П. 1 этой
статьи допускает возможность прекращения государственной службы в случае
нарушения условий реализации права на государственную службу. При этом
дается ссылка на ст. 4 Закона "О государственной службе". Учитывая
содержание ст. 4, следует сделать вывод о том, что основанием для
прекращения государственной службы и увольнения государственного служащего
с работы являются: 1) нарушение требования о проведении конкурса при приеме
на государственную службу или порядка проведения конкурса; 2) нарушение
иных процедур приема на государственную службу, установленных Кабинетом
Министров Украины; 3) нарушение при приеме на государственную службу
положения о праве граждан Украины, которые получили соответствующее
образование и профессиональную подготовку, на государственную службу
независимо от происхождения, социального и имущественного- положения,
расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов и
религиозных убеждений, места жительства. Если будет обнаружено, что на
государственную службу был принят гражданин с нарушением названного права,
других граждан, это будет основанием для прекращения государственной
службы, увольнения работника;
4) нарушение положения о том, что право на государственную службу имеют
только граждане Украины.
23. Нарушением установленных правил приема на государственную службу
является и принятие на государственную службу лиц, имеющих непогашенную или
неснятую судимость, а также нарушение норм об ограничении совместной службы
близких родственников и свойственников (ст. 12 Закона "О государственной
службе", ст. 25 ' КЗоТ).
31. Расторжение трудового договора по инициативе работника.
Статья 38. Расторжение трудового договора, заключенного на неопределенный
срок, по инициативе работника
Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, заключенный на
неопределенный срок, предупредив об этом собственника или уполномоченный им
орган письменно за две недели. В случае, когда заявление работника об
увольнении с работы по собственному желанию обусловлено невозможность
продолжать работу (переезд на новое место жительства; перевод мужа или жены
на работу в другую местность; поступление в учебное заведение;
невозможность проживания в данной местности, подтвержденная медицинским
заключением; беременность; уход за ребенком до достижения им
четырнадцатилетнего возраста или ребенком-инвалидом; уход за больным членом
семьи в соответствии с медицинским заключением или инвалидом 1 группы;
выход на пенсию;прием на работу по конкурсу, а также по другим уважительным
причинам), собственник или уполномоченный им орган должен расторгнуть
трудовой договор в срок, о котором просит работник.
Если работник по истечении срока предупреждения об увольнении не оставил
работы и не требует расторжения трудового договора, собственник или
уполномоченный им орган не вправе уволить его по поданному ранее заявлению,
кроме случаев, когда на его место приглашен другой работник, которому в
соответствии с законодательством не может быть отказано в заключении
трудового договора.
Работник имеет право в определенный им срок расторгнуть трудовой договор
по собственному желанию, если собственник или уполномоченный им орган не
исполняет законодательство об охране труда, условия коллективного договора
по этим вопросам.
Статья 39. Расторжение срочного трудового договора по инициативе
работника
Срочный трудовой договор (пункты 2 и 3 статьи 23) подлежит расторжению
досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности,
препятствующих выполнению работы по договору, нарушения собственником или
уполномоченным им органом законодательства о труде, коллективного или
трудового договора и в случаях, предусмотренных частью первой статьи 38
настоящего Кодекса.
Споры о досрочном расторжения трудового договора разрешаются в общем
порядке, установленном для рассмотрения трудовых споров.
Прекращением трудового договора по инициативе работника можно считать и
перевод работника с его согласия на другое предприятие, в учреждение,
организацию или переход на выборную должность, который производится путем
увольнения. Порядок перевода предусматривает соблюдение следующих условий:
1) заявление работника с просьбой о переводе на другое предприятие; 2)
согласие на такой перевод собственника предприятия, на котором работает
работник;
3) согласие на перевод собственника предприятия, на которое переводится
работник
32. Прекращение срочного трудового договора. Последствия прекращения
работы по окончанию срока трудового договора.
Срочные трудовые договоры заключаются с гражданами, которые желают
принять участие в оплачиваемых общественных работах. Государственная служба
занятости направляет граждан для выполнения таких работ на предприятия, а
трудовой договор работник заключает непосредственно с предприятиями (п. 14,
15 Положения о порядке организации и проведения оплачиваемых общественных
работ);
6) при заключении трудового договора в порядке организованного набора
рабочих (п. 6 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по
дальнейшему совершенствованию организованного набора рабочих и
общественного молодежи" от 27 сентября 1984г.).
10. С согласия сторон трудового договора заключение срочного трудового
договора возможно и в порядке перевода на другую работу в пределах
предприятия. Без согласия работника такой перевод не возможен.
11. Правовое положение работников, заключивших срочные трудовые договоры,
в основном не отличается от правового положения работников, заключивших
трудовые договоры на неопределенный срок. В то же время определенные
особенности в правовом положении работников, заключивших срочные трудовые
договоры, имеются. Первая особенность заключается в том, что работник,
заключивший срочный трудовой договор, по окончании обусловленного срока
подлежит увольнению. Увольнение производится без его заявления, по приказу
собственника. Приказ об увольнении должен быть издан в последний день
продолжения действия срочного трудового договора или до этого. Но днем
увольнения в любом случае должен быть указан последний день работы. Кроме
того, следует обратить внимание на то, что законодательство не
устанавливает обязанности собственника предупреждать работника о
предстоящем увольнении в связи с окончанием срока трудового договора.
Основанием для увольнения работника является статья 36 КЗоТ.
Однако, как это предусмотрено ст. 184 КЗоТ, увольнение в "связи с
окончанием срока трудового договора женщин, имеющих детей в возрасте до
трех лет (до шести лет, если ребенок в ;' соответствии с медицинским
заключением нуждается в домашнем уходе), одиноких матерей, имеющих ребенка
в возрасте до 14 лет или ребенка инвалида, допускается только с
обязательным трудоустройством. При этом за указанными работницами на период
трудоустройства, но не более чем на три месяца, сохраняется средняя
заработная плата, естественно, за счет предприятия, с которым работница
состояла в трудовых отношениях.
Собственник сохраняет право по своей инициативе увольнять работников, с
которыми он заключил срочные трудовые договоры, при наличии оснований для
расторжения трудового договора, предусмотренных статьями 40 и 41 КЗоТ и в
других случаях. Что касается работников, заключивших срочные трудовые
договоры, то они, по общему правилу, лишены возможности расторгнуть
трудовой договор по своей инициативе. Исключение составляют случаи,
предусмотренные статьей 39' ,КЗоТ.
В остальном же правовое положение работников, заключивших срочные
трудовые договоры, не отличается от правового положения работников,
заключивших трудовые договоры на неопределенный срок. В частности,
работники, заключившие срочные трудовые договоры, пользуются правом на
отпуск или на получение денежной компенсации за неиспользованный отпуск
(неиспользованные дни отпуска.
Статья 39. Расторжение срочного трудового договора по инициативе
работника
Срочный трудовой договор (пункты 2 и 3 статьи 23) подлежит расторжению
досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности,
препятствующих выполнению работы по договору, нарушения собственником или
уполномоченным им органом законодательства о труде, коллективного или
трудового договора и в случаях, предусмотренных частью первой статьи 38
настоящего Кодекса.
Споры о досрочном расторжения трудового договора разрешаются в общем
порядке, установленном для рассмотрения трудовых споров.
33. Высвобождение работников: основание и порядок.
Статья 40. Расторжение трудового договора по инициативе владельца или
уполномоченного им органа
Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный
трудовой договор до окончания срока его действия может быть разорван
владельцем или уполномоченным им органом только в случаях:
1) изменений в организации производства и труда, в том числе
ликвидации, реорганизации, банкротства или перепрофилирования предприятия,
учреждения, организации сокращения численности или штата работников;
Статья 49-2. Порядок высвобождения работников
О следующем высвобождении работников персонально предупреждают
не позже чем за два месяца.
При высвобождении работников в случаях изменений в организации
производства и труда учитывается подавляющее право на оставление на работе,
предусмотренное законодательством.
Одновременно с предупреждением об освобождении в связи с изменениями в
организации производства и труда владелец или уполномоченный им орган
предлагает работнику другую работу на том же предприятии, в учреждении,
организации. При отсутствии работы по соответствующей профессии или
специальности, а также в случае отказа работника от перевода на другую
работу на том же предприятии, в учреждении, организации работник, по
своему усмотрению, обращается за помощью в государственную службу
занятости или трудоустраивается самостоятельно. В то же время владелец или
уполномоченный им орган доводит до ведома государственной службы
занятости о следующем высвобождении работника с указанием его профессии,
специальности, квалификации и размера оплаты труда.
Государственная служба занятости предлагает работнику работу в той же
или другой местности по его профессии, специальности, квалификации, а при
ее отсутствии - осуществляет подбор другой работы с учетом
индивидуальных пожеланий и общественных потребностей. При необходимости
работник может быть направлен, по его согласию, на обучение по новой
профессии (специальности) со следующим предоставлением ему работы.
34. Преимущественное право на оставление на работе и его соотношение с
преимущественным правом на трудоустройство.
Статья 42. Преобладающее право на оставление на работе при высвобождении
работников в связи с изменениями в организации производства и труда
При сокращении численности или штата работников в связи с изменениями в
организации производства и труда подавляющее право на оставление на работе
предоставляется работникам с более высокой квалификацией и
производительностью труда.
При равных условиях производительности труда и квалификации
преимущество в оставление на работе предоставляется:
1) семейным - при наличии двух и больше иждивенцев;
2) лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным
заработком;
3) работникам с длительным непрерывным стажем работы на данном
предприятии, в учреждении, организации;
4) работникам, которые учатся в высших и средних специальных учебных
заведениях без отрыва от производства;
5) участникам боевых действий, инвалидам войны и лицам, на которых
распространяется действие Закона Украины "О статусе ветеранов войны,
гарантии их социальной защиты" ( 3551-12 );
6) авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и
рационализаторских предложений;
7) работникам, которые получили на этом предприятии, в учреждении,
организации трудовое увечье или профессиональное заболевание;
8) лицам из числа депортированных с Украины, в течение пяти лет, со
времени возвращения на постоянное место проживания к Украины;
9) работникам из числа бывших военнослужащих срочной службы и лиц,
которые проходили альтернативную (невоенную) службу, - в течение двух лет с
дня увольнения их со службы.
Преимущество в оставлении на работе может предоставляться и другим
категориям работников, если это предусмотрено законодательством
Украины.
12. Приведенный перечень лиц, имеющих преимущества на оставление на
работе при увольнении по п. 1 ст. 40 КЗоТ, не является исчерпывающим.
Допускается возможность установления законодательством таких преимуществ и
другим категориям работников. В частности, такое преимущество
предоставляется лицам, имеющим особые трудовые заслуги перед Родиной, -
Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы (п.
20 ст. 9 Закона "Об основных началах социальной защиты ветеранов труда и
других граждан преклонного возраста в Украине"), Героям Советского Союза и
Полным кавалерам ордена Славы, а также лицам, награжденным четырьмя и более
медалями "За отвагу" (ст. 11 Закона "О статусе ветеранов войны, гарантиях
их социальной защиты"), гражданам, отнесенным к 1-4 категориям пострадавшим
вследствие Чернобыльской катастрофы (п. 7 ст. 20, ст. 21, 22, 23 Закона "О
статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской
катастрофы"), ветеранам военной службы (п. 14 ст. 6 Закона "О статусе
ветеранов военной службы и их социальной защите"). Ветераны военной службы
имеют преимущественное право на оставление на той работе, на которую они
были зачислены впервые после увольнения с военной службы.
Статья 42-1. Подавляющее право на заключение трудового
договора в случае обратного принятия на работу
Работник, с которым разорван трудовой договор по причинам,
предусмотренным пунктом 1 статьи 40 этого Кодекса
(((((((( 1) изменений в организации производства и труда, в том числе
ликвидации, реорганизации, банкротства или перепрофилирования предприятия,
учреждения, организации сокращения численности или штата
работников;)))))))))
(кроме случая ликвидации предприятия, учреждения, организации), в
течение одного года имеет право на заключение трудового договора в случае
обратного принятия на работу, если владелец или уполномоченный им орган
проводит принятие на работу работников аналогичной квалификации.
Подавляющее право на заключение трудового договора в случае обратного
принятия на работу предоставляется лицам, отмеченным в статье 42 этого
Кодекса, и в других случаях, предусмотренных коллективным договором.
Условия восстановления социально-бытовых льгот, которые работники
имели до высвобождения, определяются коллективным договором.
В.Г. Ротань полагает, что при наличии обстоятельств, указанных в ст. 421
КЗоТ, закон предоставляет работнику субъективное право на заключение
трудового договора. Поскольку субъективному праву всегда корреспондирует
обязанность, собственника следует признать обязанным в подобных случаях
заключить трудовой договор. Такая обязанность может считаться выполненной
только при условии, что собственник своевременно информировал работника о
появлении вакансии и предложил заключить трудовой договор. Очевидно, если
работник должен в связи с этим уволиться с работы, собственник должен не
замещать вакантное рабочее место до истечения времени, необходимого для
расторжения трудового договора по инициативе работника.
35. Увольнение работников в связи с несоответствием занимаемой должности.
Статья 40. Расторжение трудового договора по инициативе владельца или
уполномоченного им органа
Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный
трудовой договор до окончания срока его действия может быть разорван
владельцем или уполномоченным им органом только в случаях:
2) проявленного несоответствия работника занимаемой должности или
выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации или состояния
здоровья, которые препятствуют продолжению данной работы;
20. Пункт 2 ст. 40 КЗоТ предусматривает возможность увольнения в связи с
обнаружившимся несоответствием работника выполняемой работе или занимаемой
должности вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья,
препятствующих продолжению этой работы. Подчеркнем, что основанием
расторжения трудового договора является несоответствие именно
обнаружившееся. Если же работник, не имеющий документа об образовании или
опыта трудовой деятельности, предусмотренных квалификационными
характеристиками, был принят на работу, впоследствии он не может быть, по
общему правилу, уволен с работы по причине только отсутствия документа об
образовании или опыта трудовой деятельности, ибо о таком несоответствии
работника было известно и ранее. Обнаружившимся несоответствием в подобных
случаях может быть некачественное выполнение работ, ненадлежащее исполнение
трудовых обязанностей по причине недостаточной квалификации.
В то же время выполнение отдельных видов работ предполагает обязательное
наличие документа об образовании, о присвоении квалификации, о прохождении
проверки знаний, о допуске к работе. В ряде случаев работник вообще не
может быть допущен к работе при отсутствии у него при себе соответствующего
документа. Так, водитель автотранспортного средства, который в порядке
административного взыскания лишен права управления транспортным средством,
подлежит увольнению с работы по п. 2 ст. 40 КЗоТ (разумеется, с соблюдением
установленного порядка, допускающего увольнение только при отсутствии
возможности перевести работника на другую работу).
21. Законодательство о труде предусматривает обязанность работников
проходить обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда и пожарной
безопасности. Если работник уклоняется от исполнения указанных обязанностей
или не может получить удовлетворительную оценку при проверке знаний, он
может быть уволен по п. 2 ст. 40 Кодекса законов о труде.
23. Особенно широкие возможности для увольнения работников в связи с
несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе вследствие
недостаточной квалификации получает собственник при проведении аттестации.
Следует, однако, учитывать, что если решение о проведении аттестации
принято без законодательного основания, то ее результаты основанием для
увольнения с работы быть не могут. Работник имеет право оспаривать в суде и
само заключение аттестационной комиссии и увольнение с работы по
результатам аттестации.
Основным нормативным актом, устанавливающим порядок проведения
аттестации, продолжает оставаться постановление Совета Министров СССР "О
введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других
специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства,
сельского хозяйства, транспорта и связи" от 26 июля 1973 года № 531.
25. Типовой перечень должностей соответствующих категорий работников,
подлежащих аттестации в соответствии с постановлением Совета Министров СССР
от 26 июля 1973 г., утвержден постановлением Госкомитета СССР по науке и
технике и Госкомтруда СССР от 22 октября 1979 г. по согласованию с ВЦСПС.
Исходя из Типового перечня, государственные органы и органы местного
самоуправления, которым предоставлено право принимать решения о проведении
аттестации, иные собственники по согласованию с соответствующими
профсоюзными органами утверждают перечни должностей, по которым проводится
аттестация руководящих, инженерно-технических работников и других
специалистов.
26. Аттестация проводится один раз в три-пять лет. В пределах одного
ведомства периодичность проведения аттестации должна быть одинаковой.
Конкретные сроки, а также график проведения аттестации определяются
руководителем предприятия (организации) по согласованию с профсоюзным
органом и доводятся до сведения аттестуемых работников. При этом в
очередную аттестацию не включаются лица, проработавшие в занимаемой
должности менее одного года; молодые специалисты в период срока
обязательной работы по назначению после окончания учебных заведений;
беременные женщины, а также, на наш взгляд, женщины, указанные в части
третьей ст. 184 КЗоТ.
27. Аттестационная комиссия образуется приказом руководителя предприятия
в составе председателя, секретаря и членов комиссии из числа руководящих
работников и высококвалифицированных специалистов. В состав комиссии
включается представитель профсоюзной организации.
30. Оценка аттестуемого работника производится с учетом личного вклада в
производственную деятельность предприятия, в выполнение мероприятий по
внедрению новой техники и технологий, совершенствовании организации труда и
производства; дисциплины труда; квалификации работника; качества исполнения
трудовых обязанностей.
31. На основе представленных материалов, устной информации,
представленной в аттестационную комиссию, по итогам обсуждения результатов
работы и трудовых качеств работника аттестационная комиссия дает одну из
следующих оценок работнику:
1) соответствует занимаемой должности;
2) соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и
выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год;
3) не соответствует занимаемой должности. Одновременно аттестационная
комиссия может давать рекомендации о продвижении отдельных работников по
работе, применении поощрений за достигнутые работниками успехи, о переводе
на другую работу (с согласия работника), об увольнении работников,
признанных не соответствующими занимаемой должности.
34. Если работник по результатам аттестации признан не соответствующим
занимаемой должности, собственник имеет право уволить его с соблюдением
установленного порядка на основании п. 2 ст. 40 КЗоТ не позднее
двухмесячного срока со дня аттестации. Увольнение по истечении этого срока
должно квалифицироваться как произведённое без правового основания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|