Калуга
присутственные места — все были наполнены замерзавшими и голодными,
больными и ранеными иноплеменниками, просившими хлеба. Незавидно было
положение и русских раненых, для которых не хватало ни соломы, ни одежды.
Да и бедные калужане, ввиду нарушения правильного течения жизни, пошли было
по миру. Поддержало последних правительственное распоряжение — отдать
Калуге подряд на поставку платья для армии. Правительство оказало городу и
другую поддержку. По его распоряжению, было роздано в губернии и городе на
280 тыс. руб. ржи и овса и безвозвратное денежное пособие 145 тыс. руб.;
кроме того, выдавалось строевого леса по 30 бревен на семью. Роздано было
духовенству и на обновление церквей 77 тыс. руб.
В память избавления Калуги от грозившей ей опасности ежегодно совершается
по почину еп. Евлампия крестный ход с образом Калужской Божией Матери 12
октября в день Малоярославецкой битвы. В связи же с этим событием была
попытка оставить икону навсегда в Калуге, но закончилась неудачей,
благодаря противодействию г. Хитрово, родовой собственностью которого была
икона.
В крестном ходу носится также хоругвь Калужского ополчения, которая, по
возвращении ополченцев в 1815 г. была поставлена в соборе.
|[pic] |
|1. В июле в Калуге велено заготовить хлеба 69.777 чт. ценою на 1.124 mыс. |
|руб. и столько же доставить из Тулы. |
|2. 2.V.1812 г. дворянство пожертвовало лошадей на 159 тыс. руб., провиант |
|стоил 1.125 тыс. руб. |
|3. Хоругвь народного ополчения с изображением Калужской Божией Матери и прав.|
|Лаврентия экспонируется в Калужском областном краеведческом музее. КЛ — 4777.|
| |
|4. Корпия — перевязочный материал, выделанная пушистая ткань для перевязки |
|ран и язв. |
|[pic] |
|КАЛУГА В XIX ВЕКЕ |
|[pic] |
Сыграв свою роль в деле снабжения армии всем необходимым, Калуга сходит со
сцены в истории войны, но сама еще долго занимается ликвидацией ее
последствий. В 1813 г., напр., вспыхивает сильная эпидемия тифа в городе,
благодаря массе больных им воинов. С трудом после полугодовой напряженно-
тревожной жизни, город входит в колею, с таким напряжением налаженную в
XVIII в., и начинает восстанавливать нарушенные торгово-промышленные связи.
В последующее время город хоть и медленно, но продолжает расти вширь и
повышать количество своего населения. В 1804 году в Калуге было 3929
строений, из них 441 каменное; жителей было 19 148. В 1823 г. в ней было 25
333 человека; в 1857 г. 4167 деревянных и 607 каменных зданий; жителей было
32 703 человека. Следовательно, Калуга за полстолетия возросла только около
1 1/2 раза. В 1897 году в городе было 49 тыс. жителей. Таким образом, за
сто лет возрастание было в 2 1/2 раза; в XIX в. рост Калуги шел намного
слабее, нежели в XVIII веке.
Но если в приросте населения виден все-таки прогресс, хотя и медленный,— в
торгово-промышленном отношении замечается полная противоположность. XIX век
в истории Калуги являет эволюцию постепенного упадка промышленности и
медленного экономического умирания города. Началось это не сразу. Еще в
первой четверти, до 30-х гг. XIX в., Калуга во многих отношениях не только
могла сравниться с торговлею известнейших русских коммерческих городов, но
в некоторых отношениях даже превосходила их. Многие из калужского
купечества “имели обширные сведения о торговле и мануфактурах и бывали
сведущи в самых политических переворотах”. Некоторые содержали
корреспондентов и поверенных в лучших торговых городах иностранных и
русских. Внутренняя торговля калужан состояла в закупке произведений
калужской почвы на местах и по ярмаркам и развозе по ним мелочных товаров.
Лавок в Калуге было 654; в них распродавалось разных товаров на сумму до
530 тыс. руб. ежегодно. Товары эти получались из С.-Петербурга, Риги,
Якутска, Охотска, Одессы и пр. и даже прямо из-за границы. Богатейшие купцы
и фабриканты производили торг с иностранцами и отпускали в С.-Петербург,
Ригу и Одессу сала, конопляного масла, полотен, пеньки и других товаров на
12 млн. руб. Некоторые фабрики заготовляли канаты для черноморского флота.
Довольно значительна была торговля рыбой, которую калужские купцы закупали
в Астрахани, Царицыне, на Дону и привозили в Калугу на 226 тыс. руб. и
отсюда продавали специально приезжавшим покупателям из Москвы, Витебской,
Орловской и др. губерний. Торговля скотом велась на сумму 235 тыс. руб.;
скот отправляли и Москву, С.-Петербург, Ригу, в Пруссию и даже в Силезию.
Хлеба Калуга закупала на хлебных рынках до 2 млн. чт. и часть его сплавляла
в Гжатск, Зубцов и др. места. Вообще торговля Калуги простиралась до 20
млн. руб.
Естественно, поэтому, что Калуга играла важную роль, и в экономическо-
финансовых расчетах правительства. В начале столетия, по распоряжению
департамента водяных коммуникаций, производились исследования местности
между р. Жиздрой и Болвою для прорытия канала с целью соединения волжской
системы с днепровскою. Предположено было соединить каналом речку Птичную,
впадающую в Болву, и ручей Грамотинь, впадающий в Жиздру. Длина канала
составила бы не более 5 в. Предположение, однако, не осуществилось.
Резкий и заметный упадок Калуги начинается после 35 г. XIX в. Еще с 1834 г.
было в Калуге 47 купцов I гильдии, 95 — II и 2154 — III с капиталами на
8.127 тыс. руб.; обороты Калуги оценивались в 75 млн. руб.; а в 1857 г.
купцов было только 5 — I, 43 — II и 993 – III с капиталом в 2.176 тыс. руб.
В 1840 г. калужская дума объясняла это явление упадком курса, последовавшим
по случаю бывших, в начале столетия войн, и потерю чрез то кредита и самих
капиталов, а также изменением в 1810 г. тарифа в поощрение русских
мануфактур и понижением цен на хлеб; все торговавшие зерном понесли на
столько большие убытки, что не могли уже потом поправить дела. Однако,
несомненно к этим причинам замирания торговой деятельности города следует
прибавить и другие — более общего характера. К ним принадлежат: образование
новых крупных пунктов торговли и появление иных торговых путей в связи с
общими переменами в ходе русской торговли и народного хозяйства,
появившимися к половине столетия.
С проведением железной дороги торговля и промышленность Калуги еще более
пала. Участок Сызр.-Вяз. железной дороги, соединяющий Калугу с Тулой и
Вязьмой, открыт 15 декабря 1874 г. Всего пути по губернии дорога делает 165
верст. От станции “Калуга” была проведена ветвь к Оке протяжением 8 в., но
она оставалась без работы и была разрушена временем, а потом разобрана.
Железная дорога вызвала в сердцах калужского торгового мира грандиозные
надежды, свидетельствовавшие о большой наивности их и скудных познаниях.
Калужане полагали, что дорога на Смоленск имеет ни более, ни менее, как
“поколебать англоиндийскую торговлю”! Они возлагали широкие надежды и на
местный каменный уголь, который, по словам уполномоченных, тем важнее, что
“копи Великобритании истощаются и многие из них закрыты”... Калужане
обещали железной дороге грузов до 11 млн. п. В действительности же, в
начале 80-х гг. из губернии отправляли груза только около 3 млн. пудов и
вместо обещанного ценного — наиболее дешевый — лес и дрова. Калуга же в
1885 г. отправила 1 млн. п., а ввезла 1.700 тыс. п. Каменного угля в 1886
г. было перевезено из Тульских копий только 1.236 тыс. пуд.
Но зато железная дорога вместе с обмелением реки подорвала в корень водяное
движение грузов по Оке. В первой половине века, когда Ока была под Калугой
шириной 100—150 с., в город приходило такое множество барок, что они
занимали оба берега на 3 в. За 20 лет, с 1838 по 1857 г. в Калугу пришло
8.432 судна и отправлено 9.743, по 421 и 487 ежегодно в среднем. Ценность
отправленных с пристани товаров за 10 лет (1848–1857) была в 3 1/2 млн.
руб., а прибывших в 15 1/2 млн. руб. Еще в 1873 г. пришло и разгрузилось в
Калуге 203 судна с грузом в 2.544.834 п. (дров 20.625 п.) на сумму 988.253
руб. и лесу в плотах 41.099 бревен на 13.234 руб., а всего на 1.001.487
руб.; грузилось и отправлено 194 судна в 2.081.030 п. (дров 1.737.300 п.)
на 251.970 руб. и лесу 39.397 бревен на сумму 17.066 руб.; всего на 269.036
руб. В 1882 г. на Калужскую пристань пришло и разгрузилось 70 судов с
646.193 пуд. груза (дров 81 тыс. п.) на сумму 297.227 руб. и лесу 28.168
бревен на 4.400 руб.; всего на 301.627 руб. Грузилось и отправлено только
13 судов в 108.250 пуд. ценностью на 26.908 руб. Почти такое же количество
груза, несмотря на открытие пароходного движения, остается и в 1899 г.:
прибыло товаров на 316 тыс. руб., а отправлено на 31 тыс. руб. Эти цифры
наглядно рисуют картину запустения навигационного движения грузов в Калугу,
а вместе с тем и пустынности самой Оки в Калуге. Аналогичную картину
постепенного падения промышленности в Калуге рисуют нам цифровые данные за
последнюю 1/4 века. В 1883 г. в Калуге было фабрик и заводов 103 при 1478
рабочих с производством на 690.075 руб. Особенно было развито кожевенное
дело, которым было занято 15 заводов; из них на 9 при 75 рабочих
производилось на 240 тыс. руб. Имена Грибановых, Коробкова, Посникова,
Слобоженинова, Перекалина, Кадминой и Ларина тесно были связаны с
процветанием этого дела. Не менее видным было рогожное производство, коим
было занято тогда 7 фабрик; на трех из них было 585 рабочих с производством
на 56 тыс. руб. Фалеев, Машошин, Вереитинова вкладывали свои капиталы в это
дело. Золотарев и Борисов занимались щетинным делом, и два их завода (из 3
всего) при 90 рабочих производили на 60 тыс. руб. Чугунолитейным дедом
занимались два завода при 93 рабочих на 35 тыс. руб. Было еще 5 меховых, 6
маслобойных, 22 веревочных и много других заведений. В 1892 г. фабрик и
заводов было почти вдвое меньше, чем в 1883 г. Их было только 62 с.
производством на 1/2 млн. руб. при 1337 рабочих. Уменьшение числа заведений
и рабочих — первых на 1/3 и последних на 1/10 — можно бы еще с натяжкой
рассматривать как намек на концентрацию местного производства; в
действительности, шло его падение. Кожевенные заводы, которых теперь стало
только 7, производят всего на 50 тыс. руб.; щетинный завод остался только
один с производством на 39 тыс. руб.; маслобойных два, чугунолитейный с
производством в 4 тыс. руб. Растет только рогожное дело – теперь уже 8
фабрик, производящих на 65 тыс. руб. Открывается новое дело — мыловаренное
— 1 завод с производством на 24 1/2 тыс. руб. Зато много производств
совершенно исчезает: войлочное, сально-свечное, солодовое, шерстобитное и
др. Львиная доля суммы производства — 188 тыс. руб.— падает на 3
восковосвечных завода. В 1896 г. уже только 55 фабрик и заводов с 2060
рабочими и производством в 523 тыс. руб. Процесс почти тот же. Маслобойное
дело погибает совсем; рогожное продолжает расти: на 8 фабриках 1529 рабочих
с производством в 136 тыс. руб. Остальные предприятия дают небольшие
колебания. Данные 1910 г. совершенно ясно показывают, куда шел процесс,
наметившийся в городской промышленности: фабрик и заводов в этом году
только 29 при 665 рабочих с суммою производства в 300 тыс. руб. Кожевенных
заводов уже только 4 с 56 рабочими и производством в 64 тыс. руб.
Веревочных заведений, которых в 1896 г. было 14 с производством в 15 тыс.
руб. при 192 рабочих, теперь только 6 при 43 рабочих с производством на 7
тыс. руб., рогожных уцелело только 2 при 302 рабочих с производством на 37
тыс. руб. Восковой завод один — 43 рабочих, сумма выработки 51 тыс. руб.
Щетинное дело прекратилось совсем. Прибавился только один чугунолитейный
завод, и производство снова поднялось до 35 тыс. руб. Таким образом, можно
сказать, что промышленность почти исчезла из Калуги. Объясняется это тем,
что произведения местной обрабатывающей промышленности не в состоянии
больше выдерживать конкуренции с произведениями более совершенной обработки
тех же продуктов. Подведем итоги: обрабатывающая промышленность почти не
существует теперь в Калуге; торговля хлебом и лесом перешла в другие
пункты, удобнее расположенные для сбыта; транзит товаров и прогон скота из
восточных и южных губерний прекратился. В результате город затих, сделался
безденежным и обеднел.
Предметами вывоза в конце века служили лишь рогожи, щетина и кожа, да и то
в ограниченном количестве. Главным занятием жителей Калуги теперь является
розничная и мелочная торговля, а также ремесла и отчасти огородничество.
Не улучшилось экономическое положение города и от проведения Московско-
Брянской железной дороги, открытой в 1899 г. Эта дорога обошла город в 17
в. и сообщается с ним ветвью. Думается, этим обходом Калуге нанесен
жестокий удар, и вряд ли город скоро приобретет какое-либо торгово-
промышленное значение.
Не менее жалостная картина вырисовывается и на фоне общественной жизни.
Публичная жизнь в Калуге вообще никогда не била ключом. В XIX в. она и
совсем ослабла и замерла. Можно отметить только два-три момента за XIX в.
некоторого оживления. Первый из них совпадает с пребыванием в Калуге
губернатора Н.М. Смирнова (1845—1851 гг.), супругой которого была известная
А.О. Россет. Просвещенная губернаторша пытается оживить провинциальную
тишину и внести в затхлую обыденную атмосферу свежие струи общечеловеческих
интересов. Калуга видит у себя в это время Гоголя, И.С. Аксакова, С.Т.
Аксакова и др.; появляется даже свой доморощенный поэт, некий Козьма
Тимошурин (стихи 1848 г.). Гоголь посетил Калугу в 1849 г.1 Жил гениальный
писатель в Загородном саду, рядом с губернаторской дачей, в скромном,
разрушающемся ныне флигеле. Город Гоголю очень понравился: из Ромоданова,
из-за реки, своим видом он напомнил ему Константинополь. И.С. Аксаков попал
в Калугу в 1845 г. в качестве товарища председателя Уголовной Палаты и
пробыл в ней 2 года. Здесь он написал “Присутственный день Уголовной
Палаты”2.
Другим, более действенным моментом оживления общественной жизни, были
достопамятные шестидесятые годы, когда губернатором был видный деятель
эмансипации В.А. Арцимович (сент. 1858—10.XII.1862 г.; назн. 27.VII.1858
г.). В Калуге в это время жили декабристы: Г.С. Батеньков3, П.Н. Свистунов4
и кн. Е.П. Оболенский5; был и петрашевец Н.С. Кашкин6; из других известных
лиц находились здесь тогда Н.С. Серно-Соловьевич и будущий этнограф
путешественник Г. Потанин; сама по себе бурная и интересная эпоха
освободительных реформ пробудила спячку калужского общества и повысила темп
местной жизни. Он возрос при опытном водительстве Арцимовича. При нем было
положено начало серьезного общественно-исторического изучения губернии.
“Калужские губернские ведомости” при нем имели неузнаваемый вид. По словам
А.А. Корнилова, это была “не только весьма содержательная и интересная
газета, но и честный боевой орган вполне определенного прогрессивного
направления”. Кроме весьма интересных статистических и исторических статей,
жизнеописаний выдающихся граждан Калуги былых времен, в “Ведомостях”
печатались очень хорошие статьи и на злободневные темы, почему в газете
вполне отражалось движение местной жизни того времени. Местные деятели,
врачи, учителя, духовные лица, чиновники, техники — все спешили поделиться
путем газеты своими мыслями, наблюдениями, и она сделалась органом для
бодрой умственной работы, закипевшей тогда в губернии... Проснулся от
своего многогодового летаргического сна “Статистический комитет” и издал
прекрасные, богатые материалом “Памятные книжки” за 1861 и 1862—1863 гг.
Сельскохозяйственное общество стало издавать с 1859 г. журнал “Практический
сельский хозяин” по 6 кн. в год. Словом, “кто помнит Калугу до и после
управления В.А. губерниею, тот может засвидетельствовать, до чего скучен и
пуст был наш губернский город в эти два окольные периоды и каким
оживлением,— вернее сказать одушевлением, отметилось это промежуточное,
светлое и короткое время”,— говорит современник эпохи П.Н. Обнинский.
“Сонный город проснулся, оживился; он стал думать, говорить, действовать,
спорить и совещаться в той области человеческого общения, которая живет
высшими и чужими интересами, общественными идеалами и нуждами, в которой
работают умы и бьются сердца в приподнятом настроении, в которой нет ничего
пошлого, злободневного, своекорыстного и узкого, в которой растет и
очищается душа человеческая. Сколько новых интеллигентных сил появилось в
городе на поприще государственной и общественной службы, как содержательна
и интересна сделалась “неофициальная часть губернских ведомостей”, какие
жизненные темы завладели беседами в свободный вечерний час! Все ожило и
работало вокруг, и воскрешенный обыватель уже не мог оставаться
изолированным в этом бодрящем, заразительном и обновляющем движении. Какой-
то облагораживающий отпечаток лег на всех и на всем”...
После ухода Арцимовича биение пульса общественных интересов снова ослабло,
и мало-помалу вернулась прежняя летаргия. Калуга ненадолго пробудилась в 90-
х гг. века, когда губернатором был кн. Голицын. Оживление последнего
десятилетия XIX в. докатилось и до Калуги. В 1896 г. стала выходить частная
умеренно-прогрессивная газета “Калужский Вестник”, но несмотря на поддержку
губернатора, в 1897 г. должна была прекратить свое существование.
Таким образом, обычным фоном, на котором протекает общественная жизнь в
Калуге, как в XVIII, так и в XIX в. была мертвая тишина и будничные
обывательские интересы. Естественно, что “тишь и гладь” калужской жизни
делали из города удобный ссылочный пункт. И, действительно, с конца XVIII
в. и по конец XIX в. Калуга перевидала у себя немало людей разных
общественных положений и различных профессий. Еще в 1768 г. в Калугу
Екатерина II сослала еп. Краковского Солтыка с товарищами, которые пробыли
здесь до 1772 г. На смену им в 1786 г. был прислан, на житье последний хан
крымский Шагин-Гирей, живший с 1784 г. в Воронеже. Он получал на содержание
от казны до 200 тыс. руб. и жил для губернского города великолепно в
выстроенном для него близ нынешнего загородного сада большом деревянном
доме. Шагин-Гирей был отпущен из Калуги в Молдавию, откуда, по повелению
турецкого султана, увезен был на о. Родос и там удавлен.
31 мая 1823 г. был привезен на жительство в Калугу султан Малой киргизской7
орды Арунгиз Абулгазиев (Аригази-Абдул-Азис). С ним были: султан Ильджан,
старшина Бей-Юсуф, переводчик Рахметулла-Муртазин и татарин Рахметуллин. На
содержание Арунгиза со свитой отпускалось ежемесячно из казначейства по
1.500 руб. асс., да Рахметуллину по 100 руб. асс. Сверх того, единовременно
на первое заведение ему была выдана значительная сумма. Султан прожил в
Калуге 10 лет. Он часто бывал в театре, ездил на охоту, катался зимой по
городу. В 1824 г. Муртазин, по просьбе своей жены, оставил Калугу и
отправился в Оренбург, а в 1829 году уехал на родину Юсуф. В мае 1829 г.
Арунгиз женился на 16-летней дочери московского купца Мангушева, на что ему
выдано от казны 2 тыс. руб. У него было еще три жены в орде. Под 24 августа
1833 г. Арунгиз умер от простудной горячки, сначала простудившись в июле, а
потом в августе выпивши две полоскательных чашки и графин квасу прямо из
погреба. Похоронен султан за старообрядческим кладбищем. Вдова его уехала в
Москву, Ильджан — в орду, а Рахметуллин в Оренбург.
С 11 октября 1834 г. по 6 мая 1835 г. в Калуге жила грузинская царевна
Фекла Ираклиевна с детьми, дочь последнего грузинского царя. Квартира ее
помещалась в д. купца Теренина на Теренинской площади, том самом, который
теперь под пожарным обозом 3-й части. Царевне было разрешено вернуться в
Тифлис; но двое сыновей ее оставались еще года три-четыре.
10 октября 1859 г. в Калугу приехал на жительство имам Шамиль вместе с
сыном Кази Магометом; в следующем году прибыла его семья. Шамиль с месяц
жил сначала в гостинице “Кулона”, до отделки дома, а потом в купленном для
него доме Сухотина, где ныне городское училище, против Одигитриевской
церкви. 25 ноября 1868 г. Шамиль оставил Калугу и переселился в Киев, а 4
февраля 1871 г. он умер в Мекке.
Из других невольных калужских гостей отметим писателей. В 70-х годах здесь
жил известный публицист Н.В. Шелгунов. В начале XX столетия (1899—1902) в
Калуге проживали: критик-философ А.В. Луначарский, публицист В.А. Базаров
(пс.), экономист И.В. Степанов (пс.). И.И. Горбунов-Посадов и др. В
середине 90-х гг. в Калуге работал статистик, ныне известный публицист А.В.
Пешехонов (1896–1898).
В XIX в. Калуга не раз была осчастливлена посещением высоких особ. В
сентябре 1816 г. по случаю маневров войск здесь был император Александр I,
который приезжал вторично в следующем 1817 г. (с 25 по 27 сентября); в 1834
г. Калугу посетил император Николай Павлович; будучи наследником, был здесь
император Александр II. В начале XX в., во время русско-японской войны
Калуга имела счастье принимать у себя ныне благополучно царствующего
Государя Николая II.
|[pic] |
|1. Н.В. Гоголь посещал Калугу и в 1850, 1851 гг. проездом в Малороссию. |
|2. Подобную информацию о пребывании писателей в Калужском крае см. в книге: |
|А. Пехтерев “Невольно к этим берегам”.— Тула, 1983. |
|3. Г.С. Батеньков (1793—1863), член Северного общества, с 1856 г. жил в |
|Калуге в доме на Дворянской улице (ныне улица Суворова, 42). |
|4. П.Н. Свистунов (1803—1889), член Северного общества, поселился в Калуге в |
|1856 г. В 1859 г. был избран членом дворянского комитета по устройству быта |
|помещичьих крестьян. |
|5. Е.П. Оболенский (1786—1865), член Союза Спасения и Союза Благоденствия, |
|основатель Северного общества, с 1856 г. жил в Калуге. Умер 26 февр. 1865 г. |
|и похоронен в Калуге на Пятницком кладбище. |
|6. С.Н. Кашкин (1799—1868), член Северного общества. С 1827 г. жил в родовом |
|имении с. Нижние Прыски Козельского уезда Калужской губ. Н.С. Кашкин |
|(1829—1914), петрашевец, активный участник подготовки крестьянской реформы в |
|губернии. Оба похоронены в родовом некрополе с. Нижние Прыски. |
|7. Букеевской. |
|[pic] |
|КАЛУГА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ |
|[pic] |
Калуга лежит под 54°30/ с. ш. и 6° в. д. на высоком левом берегу Оки при
впадении в нее р. Яченки, подымаясь над Окой до 11 с. Площадь города более
7 кв. в. и по плану представляет равнобедренный треугольник с вершиной близ
вокзала и основанием по Оке. Площадь с запада ограничена устьем Яченки, а с
востока р. Киевкой. Берег Яченки высок — от 14 до 20 с.; берега Киевки
низки и отлоги. Большая и главная часть города занимает местность довольно
ровную, но пересеченную двумя оврагами: Березуйским и Жировским, которые
частично засыпаны. Южная часть города лежит по косогору и по низменной
части берега Оки. Правый же берег Оки еще выше левого, крут и изрезан
лощинами. Против города на правом берегу Оки лежат села Ромоданово и
Покровское, а по Перемышльскому шоссе, за плашкоутным мостом (“живым”) дер.
Гамаюнка. Окрестности города совершенно открыты, за исключением
пространства за Яченкой, где за лугом растет великолепный сосновый бор;
небольшая рощица лежит и около Лаврентиева монастыря1.
В Калуге насчитывается до 55 тыс. чел. жителей2. 3 Улиц в ней 125,
протяжение мощеных 33 в. 195 с.; площадей — 6, городских садов — 2,
бульваров, обсаженных деревьями – 4. Жилых строений в городе — 6515,
каменных — 800, смешанных — 358, деревянных — 5357. Церквей православных и
единоверческих — 40, в том числе 8 домовых и 2 монастыря; один костел, одна
лютеранская церковь, иудейская синагога и 2 старообрядческих церкви
(домовые).
Фабрик и заводов — 29, на которых 665 рабочих, с производством на 300 тыс.
руб. Из них по обработке льна и пеньки — 6 с 43 рабочими и суммой
производства на 6.700 руб.; механическая обработка дерева велась двумя
заведениями с 16 рабочими, на 30.100 руб.; обработка металлов и
производство машин ведется 3 заведениями с 65 рабочими на 43.100 руб.;
обработкой минеральных веществ заняты 6 заведений с 80 рабочими на 162.300
руб.; обработка животных продуктов была на 8 заведениях со 125 рабочими на
89.800 руб.; пивоваренных заводов было 2 с 36 рабочими на 30.200 руб.
Ярмарок бывает две: 1) Мироносицкая — в течение недели и 2) Крестовская с 8
по 15 сентября; привоз на ярмарки 30 тыс. руб., продажа — 24 тыс. руб.
В городе 4 банка: Отделение Государственного, городской, соединенный и
земельный; 1 общество взаимного кредита; 6 ссудо-сберегательных касс, 3
ломбарда, из коих два частных. Городские доходы за 3 года 1.396.387 руб.,
по 465 1/2 тыс. руб. в среднем на год; в 1909 г. 483.224 тыс. руб.; расходы
за то же время 1.505.014 руб., по 501.671 руб. на год в среднем; в 1909 г.
504.144 руб. Долгов к 1 янв. 1910 г. было 714.383 руб. Городских гласных —
40, обывателей с правом голоса — 555.
Учебные заведения в Калуге: Отделение Московского Археологического
Института; мужская гимназия с 346 учащимися, два реальных училища, из них
одно частное, с 535 + 216 учащимися, духовная семинария с 439 учащимися, 3
женских гимназии, из них две частные, с 682 + 298 + 267 ученицами (1247),
епархиальное училище с 562 ученицами, женская учительская семинария с 69
ученицами, учительские курсы, фельдшерская школа, техническое училище и
духовное училище, 2 городских училища и женское профессиональное училище.
Учащих в средних учебных заведениях (1910 г.) 130 мужчин и 31 женщина.
Низших школ (1910 г.) 15 мужских и 8 женских, 2 смешанных, учащих в них 59
м. п. и 25 ж. п.; учащихся 2000 мальчиков, 800 девочек. Город содержит 7
мужских и 4 женских с 31 учащим лицом и 770 м. п. и 485 ж. п. учащихся;
библиотек 5, из коих одна духовно-нравственная, 2 городских и 2 частных; из
последних в одной периодических изданий не выписывается, одна бесплатная
городская библиотека.
Учено-литературные общества: 1) архивная комиссия, 2) церковно-
археологическое об-во, 3) об-во изучения природы местного края, 4)
литературно-художественный кружок, 5) об-во врачей, 6) об-во сельского
хозяйства, 7) отдел И. Р. об-ва садоводства и 8) теософическое об-во.
Периодических изданий выходит 3: 1) “Калужские Губернские Ведомости” — 2
раза в неделю; 2) “Калужский Курьер” — 3 раза в неделю; 3) “Калужский
Церковнообщественный Вестник” — 3 раза в месяц. Непериодических изданий 2:
1) “Известия Калужской Ученой Архивной Комиссии” — вышел с 1891 г. XXI
выпуск, приблизительно по выпуску в год; 2) “Калужская Старина”, издаваемая
Церковно-Археологическим обществом, вышло с 1901 г. 6 томов.
Типографий — 6 и 2 литографии, театр, народный дом, телефон с 240
абонентами, 2 потребительных об-ва.
Благотворительные учреждения: 1 дом трудолюбия, 2 ночлежных дома, 1
городской приют для детей, 1 детский приют общественносословных организаций
с 40 детьми, 4 благотворительных приюта со 159 призреваемыми детьми, 2
городских богадельни со 131 призреваемым, 3 приюта сословных со 130
призреваемыми и 2 частных благотворителей с 21 призреваемым.
В городе имеется скотобойня, водопровод, 2 пожарных команды, с 1912 г.
предположено устройство электрического освещения. Калуга славится
производством “Калужского теста”.
Из калужских достопримечательностей заслуживают обозрения: 1) Московские
триумфальные ворота (1775 г.); 2) Космодамианская церковь – архитектура
(1794 г.); 3) Гостинный двор (конец ХVIII в.); 4) дома: Чистоклетова
(empire – купеческий), Кологривова (план Казакова)4 и Государств. банка
(empire); 5) Собор; 6) Городской сад; 7) Каменный мост; 8) Музей (середины
XVII в.)5; 9) Дом, где жил Шамиль (городское училище близ Одигитриевской
церкви); 10) церковь Георгия за верхом — (архитектура 1700 г.) и 11) домик
Гоголя6.
|[pic] |
|1. В 1928 г. здания монастыря были разобраны по решению Губисполкома. В |
|настоящее время сохранился двухэтажный корпус бывшей семинарии. |
|2. Данные 1910 г. любезно сообщены нам секретарем Стат. К. Ф.Ф. Кадобновым. |
|3. По данным 1987 г., в Калуге ныне проживает 306,9 тыс. чел. |
|4. Автор имел в виду здание усадьбы П.М. Золотарева, памятник архитектуры |
|нач. XIX века. С 1922 г. в здания размещается краеведческий музей. |
|5. Здание — палаты купца Коробова, памятник архитектуры XVII века. С 1891 г. |
|в нем располагалась Калужская Ученая архивная комиссия, а в 1897 г. был |
|открыт музей. |
|6. Так Называемый домик Гоголя — флигель дачи губернатора в Загородном парке |
|— сгорел в 1920 г. В 1928 г. в парке поставлен обелиск с барельефом Н.В. |
|Гоголя. Скульптор Е.Д. Никифорова-Кирпичникова. |
|[pic] |
|ЧАСТЬ ПЕРВАЯ |
|[pic] |
Ямская улица.— Алексеевская церковь.— Крестовский монастырь.— Московские
ворота.— Космодамианская церковь.— Гимназия.— Благовещенская церковь.—
Никитская улица.— Архангельская и Никитская церкви.— Гостиный двор.—
Воробьевская церковь.— Казанская церковь.— Пристань.
Приближаясь к Калуге из Москвы по М.— К.— В. жел. дор., уже со ст. Калуга-
товарная можно видеть городские строения. Но Калуга с этой стороны лежит на
ровной местности, почему и не производит никакого впечатления. Картина
совершенно меняется, когда поезд идет с товарной станции к пассажирскому
вокзалу по возвышенной насыпи, пересекая три улицы1. Тогда виднеется
значительная часть Калуги, раскинувшейся на далекое пространство, пестрым
узором посредине которого там и здесь мелькают высокие шпили красивых
колоколен церквей. Но не успел еще зритель достаточно всмотреться в
живописную картину, как уже мелькают вокзальные здания, и поезд
останавливается у обширного двухэтажного вокзала. Это новый Калужский
вокзал, построенный в начале XX в., с проведением М.— К.— В. жел. дороги,
когда он должен был обслуживать обе дороги — и М.— К.— В. и Сызр.— Вяз.
Прежний же, небольшой вокзал, лежит за путями, против нового вокзала, и
теперь в нем помещается несколько отделений железнодорожного училища. Новый
вокзал представляет собою большое, обширное, каменное на высоком фундаменте
здание, со стороны подъезда скомпонованное в трех корпусах, расположенных в
известной симметрии. Построен он в смешанном стиле, столь характерном для
modern'a, и бросается в глаза некоторой вычурностью. Вокзал очень
поместителен и вполне обслуживает надобности пассажиров обеих дорог.
От вокзала начинается широкая Ямская улица2, которая ведет в город и по
прямому направлению, своими продолжениями, прорезывает вдоль весь город,
доходя до моста через Оку. Называется улица Ямской потому, что в XVIII веке
неподалеку от нее была Ямская слобода, где жили ямщики. По левой стороне
улицы, начиная от вокзала, тянутся железнодорожные постройки, из коих
обращает на себя внимание большое каменное железнодорожное училище3 и
находящийся рядом с ним, обнесенный высоким забором, железнодорожный приют
для детей4. В железнодорожном училище 5 отделений, в которых занимаются 12
учителей, 2 законоучителя и 3 практикантки; учащихся в главном здании около
300 человек и 192 в старом вокзале; всего около 500 человек. В приюте
призревается 25 детей, которые учатся в училище против приюта; на правой
стороне улицы высится громадное красное трехэтажное здание казенного
винного склада5. В нем работают 50 служащих лиц и 180 рабочих. Склад
обслуживает большой район, охватывая, впрочем, не всю губернию, но в то же
время отправляя часть вина и в соседние губернии. Производство склада в
1910 г. было 560 тыс. ведер.
От склада начинаются поселения городских жителей, маленькие особнячки6,
сельского типа, в которых чаще всего живут железнодорожные рабочие.
Дальнейший путь по улице пересекает железнодорожная насыпь ветви М.— К.— В.
ж. дороги, по которой шел путь в Калугу. В данном месте построен висячий
железнодорожный мост, опирающийся на четыре каменных столба-устоя. Мост
сооружен тремя пролетами; езда экипажами идет под центральным пролетом, а
под боковыми — проход прохожих. В нескольких шагах от моста улицу
перерезывает ветка железной дороги, проведенная от товарной станции на
берег Оки к лесопильным заводам. Движение по ней довольно редкое, не чаще
одного раза в сутки, а иногда и раз в несколько дней.
На первом пересечении улицы поперечным переулком виднеется с правой стороны
церковь св. Алексея митрополита7, а за нею стена ограды Крестовского
монастыря. Сведения о церкви Алексея митрополита восходят к началу XVII в.
Тогда она была не здесь. По описи 1626 г., она стояла в крепости, именно,
значится: “храм древян, клетцки (построен клетью), в городе”. В описи 1685
г. она уже показана с приделом м. Филиппа. В один из пожаров, вероятно, она
сгорела, и новая, по клировым ведомостям, значится построенной в 1730 г.
(по др. данным в 1733 г.). Каменная церковь, построенная на месте
деревянной, закончена в 1740 г. Когда же Калугу стали планировать по
“Высочайше апробованному плану”, церковь в 1785 г. была на прежнем месте
разобрана и перенесена на настоящее место, в бывшую тогда Ямскую слободу,
на счет купца А.М. Масленникова. По внешнему своему виду церковь выделяется
из среды других церквей простотой архитектуры и высоким шатровым покрытием,
которое увенчано одной главой. Колокольня в “италианском стиле”.
В храме три престола: 1) главный, во имя всех святых, 2) придел
Алексеевский и 3) Кирика и Иулиты.
В храме икона Кирика и Иулиты XVII в., чтится прихожанами. Об иконе
Казанской Божией Матери существует предание, что одна болящая во время
постройки церкви имела видение, будто она обрела эту икону в щепках на
трапезе и получила исцеление.
На месте нынешнего Крестовского монастыря8 в древности стояла сперва
деревянная, потом каменная часовня, именуемая “часовнею на Боровской
дороге”. Рассказывают, что после большого Калужского пожара (1622 г.),
истребившего город, в числе спасенных святынь был большой чтимый крест. При
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|