бесплатные рефераты

Калуга

низменное пространство почти до Монастыря. В саду летом открывается буфет в

ветхом здании. Сад пустеет; гуляний в нем теперь не устраивается; публика

сюда заходит по дороге в бор, а в дни платных гуляний в Городском саду сюда

заглядывают жители окраин победней и попроще.

С 1899 г., когда в саду было устроено юбилейное шествие учащихся.

Загородный сад по постановлению Городской Думы называется Пушкинским, хотя

в нем жил Н.В. Гоголь. И поныне стоит рядом с бывшей губернаторской дачей

покосившийся небольшой флигель47, в котором переживал муки творчества

великий писатель, творивший здесь часть своих “Мертвых душ”. Гоголь бывал в

Калуге не один раз, но долее всего жил в 1849 г. “Он приехал к Смирновым

(А.О. Россет) сперва в с. Бегичево, Медынского уезда. Его возили по

окрестным деревням, и ему очень понравился дом и сад на полотняной фабрике

Гончарова. Он часто выходил на сенокос любоваться костюмами бегичевских

крестьянок и заставлял гостившего тогда у Смирновых живописца Алексеева

рисовать их со всеми узорами на рубашках. Он был в восхищении от

физиономий, костюмов и грациозности бегичанок и находил в них сходство с

итальянками”. (П. Кулиш).

По приезде в Калугу, Гоголь занял в упомянутом флигеле 3, ближайшие к даче,

комнаты, из которых одна в два света служила приемной, другая, обращенная

окнами на запад, к бору, была его рабочим кабинетом, а третья, самая

маленькая, служила спальней. Гоголь ежедневно вставал очень рано, когда в

большом доме все спало еще крепким сном. Один или с помощью мальчика Гоголь

умывался и некоторое время гулял в саду; потом пил молоко или чай и садился

за работу. Он в это время отделывал второй том “Мертвых душ”. Гоголь

работал до обеда. Иногда он в эти часы прогуливался и по городу, заходя в

книжные лавки Грудакова или Антипина, бывшие на Никитской, где просматривал

вновь вышедшие журналы и книги. Нередко он заглядывал в Никольский собор. К

обеду в губернаторский дом приглашались местные чиновники, с которыми

Гоголь был любезен, но они под разными предлогами избегали его, опасаясь,

что он “опишет их”. Он посещал только врачебного инспектора Быковского.

После обеда до вечера Гоголь проводил время или в доме Смирновых, читая

иногда губернаторше отрывки из “Мертвых душ”, или в загородных прогулках по

окрестностям, иногда переправляясь через Оку в Ромоданово. Бывал он и в

Лаврентьевском монастыре.

В настоящее время Гоголевский домик ветх и плох, в борьбе со временем и

непогодой неуклонно приближается к гибели. В день Гоголевского юбилея —

1909 года — Калужская Дума постановила устроить над домиком каменный навес

и поставить в самом домике бюст писателя. Но в 1911 году, за отсутствием

средств, Дума отказалась от своей мысли и предложила местной Ученой

Архивной Комиссии, годовой бюджет коей около 400 руб., взять эту священную

храмину на свое попечение. Согласие последовало, и тяжесть была снята с

Думы. Архивная Комиссия наметила некоторый ремонт, создание Гоголевского

музея... А домик продолжает разрушаться.

За Пушкинским садом с крутого берега Яченки открывается роскошный вид на

окрестности, о чем упоминалось уже при речи о губернаторской даче. На

берегу Яченки, недалеко от монастыря, где виднеется кирпичный завод,

находится Симеоново Городище48, где была Калуга в начале XVI в., до

переселения жителей на настоящее место. Акад. Зуев в XVIII в. описывает его

так: “Городище сие окружено высоким земляным валом с воротами или проездом

и глубоким рвом с одной только восточной стороны; с двух же противоположных

сторон окружено глубокими буераками и не столь высоким валом, а с четвертой

подошел крутой яр, составляющий берег реки Яченки, на котором, также виден

небольшой вал. В середине оного находятся некоторые ямины, довольно

глубокие, но ныне заросшие, которые положением своим одна подле другой

кажутся оставшиеся после погребов. Фигура сего городища продолговато-

четырехугольная; в длину оно имеет 310 больших шагов, а поперек 150; от

валу видны были раскаты, по углам башни, и с трех сторон проезды или

ворота. Из ям одна тройная, глубокая, расположена поперек городища, и

недалеко от оной имеется другая о четырех ямах и расположена по длине

городища”. Зуев прилагает и план с рисунком городища. Нечего говорить, что

время и кирпичный завод за XIX ст. потрудились над разрушением того места,

где жил, по преданию, единственный Калужский князь Симеон Иванович... (Еще

в XVIII в. здесь были печи и кирпичные сараи; а с 1815 г. деревянный

магазин для поставки вина). Близ Городища поместились пивоваренный и

мыловаренный заводы Фишера.

|[pic] |

|1. Плац-парадная площадь, на которой в 1923 г. разбит сквер, названный в 1925|

|г Ленинским, в том же году был сооружен памятник В.И. Ленину по проекту |

|скульптора В. Козлова. |

|2. Теперь, улицы Королева — Пушкина, Баженова — площадь Ленина — Кутузова — |

|Салтыкова-Щедрина. |

|3. Присутственные места — учреждения, служебные помещения, здесь размещались |

|Губернское правление, Палаты гражданского и уголовного суда, Казенная палата,|

|Сиротский суд и пр. (Пл. Ленина, 5 и ул. Баженова). |

|4. 1787 г.? |

|5. Духовная семинария (пл. Ленина, 4) — среднее учебное заведение для |

|подготовки священноцерковнослужителей. |

|6. Казенная палата — губернское учреждение по налогам. С 1944 года в здании |

|работал обком партии. |

|7. Казначейство — губернское учреждение, занимавшееся финансами. |

|8. Для окружного суда в 1863 г. было выстроено специальное здание, |

|примыкавшее к Казенной палате с южной стороны перпендикулярно. |

|9. Полагают, что собор стоял ранее ближе к Семинарии, и могилу вора |

|указывают недалеко от входа в Семинарию. |

|10. Один из Шемякиных (м б., этот?) был ревностным исполнителем распоряжений|

|Потемкина по хозяйственной части. |

|11. В 1912 г. Малинин мог еще не знать всех обстоятельств устройства |

|иконостаса. В 1924 г., когда закрыли Собор и возникла необходимость |

|освободить здание от предметов культа, Малинин изучил этот вопрос и вступил в|

|переписку с Главнаукой о необходимости сохранить иконостас как единственный |

|образец осуществленного по рисунку М.Ф. Казакова иконостаса. Из архивных |

|источников выясняется, что в 1811 г. М.Ф. Казакову была сделано предложение |

|иметь наблюдение за изготовлением иконостаса московским мастером Дмитриевым. |

|К осени 1812 г. иконостас был готов, но не был перевезен в Калугу, а |

|начавшаяся война, пожар Москвы, во время которого сгорел и иконостас, и, |

|наконец, кончина М.Ф. Казакова отодвинули оборудование Собора. После |

|окончания войны мастер Дмитриев сам предложил возобновить работу над |

|иконостасом по знакомому образцу и производил ее уже в Калуге, на месте. В |

|1814 г. иконостас был готов и установлен в Соборе. В послереволюционное время|

|в Соборе устраивался и зверинец, и Дом Обороны, и кинотеатр, и выставки |

|цветов или технического творчества, и спортивный зал. В 1991 г. Собор передан|

|Калужской епархии. |

|12. Сейчас трудно зримо представить, какой сквер имеет в виду Малинин и |

|почему дорожка ведет от Собора в Городской сад. И разве не вся центральная |

|аллея парка является традиционным и любимым местом прогулок? До 1888 г. |

|Городской сад, или бульвар, как раньше назывался парк, был почти наполовину |

|меньше и начинался от поперечной аллеи на уровне торцов зданий присутственных|

|мест, а все пространство между корпусами было свободно от деревьев и построек|

|и называлось Соборной площадью. В конце века на площади был разбит сквер, |

|названный Владимирским в честь посещения Калуги великим князем Владимиром, |

|заложены лиственничные аллеи, спланированы газоны, посажен кустарник. |

|Центральная аллея, ведущая к смотровой площадке и в старину шла слева от |

|Собора. |

|13. Село Покровское (второе название Игумново) — теперь Некрасово. |

|14. “Плашкоутный мост” (на судах) устроен в 1825 г., а до того года с 1783 |

|существовал плавучий на плотах, до 1965 г. был единственным средством |

|сообщения с правым берегом Оки, если не считать перевоз на лодках и пароме в |

|период разлива. В связи с сооружением на ул. Гагарина в с. Ромоданово нового |

|постоянного железобетонного моста плашкоутный мост упразднен. В этом месте |

|против улицы Революции (бывшая Воробьевка) действует перевоз на малых речных |

|судах. Мост восстановлен в 1989 г. на время ремонта большого моста. |

|15. Сад Коншина в Ромоданове находился напротив городского сада за рекой. В |

|начале XIX века, когда Ромоданово и другие селения Гамаюнщины принадлежали |

|Олонкиным, этот сад назывался “Олонкин сад” и был третьим после Городского и |

|Загородного садов местом отдыха калужан. |

|16. “Царская беседка” долгие годы восстанавливалась на своем первоначальном |

|месте, пока в 70-е гг. не была заменена небольшой асфальтированной площадкой,|

|обнесенной железобетонной оградой справа от главной смотровой площадки. |

|Малинин пишет “На месте беседки еще не так давно стояла стена акаций…” Сейчас|

|здесь стена тополей и ясеней, что делает бессмысленной наличие этой площадки.|

| |

|17. Площадка для игр детей находилась на том месте, где сейчас размещаются |

|аттракционы (карусель, колесо обозрения, центрифуга и т. п.) В довоенное |

|время это место называлось “Детский парк” и те немудреные спортивные снаряды |

|и аттракционы, которые там имелись, давали больше возможностей для проявления|

|активности и физического развития. |

|18. Ресторан “Кукушка” располагался слева от смотровой площадки на месте |

|карусели. |

|19. В летний сезон на эстраде играли военные духовые оркестры 9-го и 10-го |

|Ингерманландских полков под управлением Бёма, Миница и Крейна. После |

|революции популярным был оркестр под руководством Якова Григорьевича Гутмана.|

| |

|20. Фонтан в городской сад перенесен с площади, где он находился до |

|устройства в городе водопровода в 1886 г. Вначале он был украшен изваянием |

|взлетающей птицы, которую в начале XX века сменила прибывшая из Италии |

|девушка под зонтиком. Вальсирующая фигурка привлекала к себе всеобщее |

|внимание. |

|21. Летний театр неоднократно возникал в юго-восточной части парка и каждый |

|раз уничтожался пожаром. Впоследствии на этом месте функционировал |

|цирк-шапито. В последний раз постройка деревянного летнего театра, где |

|проходили фестивали, концерты художественной самодеятельности, киносеансы, |

|была разобрана, и на ее месте устроено кафе “Мечта”. |

|22. Круг справа от входа в парк многим памятен как каток, другие помнят, что |

|здесь перед войной стояла парашютная вышка и была “комната смеха”. Сейчас это|

|место занято детской площадкой с каруселью и автодромом. |

|23. Здесь Малинин еще не воспринимает Владимирский сквер, разбитый на |

|Соборной площади как единое целое с городским садом и “по старой памяти” идет|

|из сада мимо здания окружного суда, где еще в довоенные годы был проезд и |

|ходили автомобили мимо бывшего обкома партии. С 1944 г. проезд был закрыт и |

|даже загорожен капитальным забором. |

|24. Упоминая дом губернатора и дворянское собрание, Малинин обращает внимание|

|на последнее и обходит молчанием первый. Может быть, это мотивировано его |

|принципом не отвлекаться на частные дома. Дом губернатора построен в 1811 г. |

|по проекту И.Д. Ясныгина под его непосредственным руководством, с колоннами |

|по фасаду, обращенными в сторону Оки. По проекту архитектора Н.Ф. Соколова |

|губернаторский дом в 1841 г. был значительно перестроен и изменен. Нельзя |

|умолчать о тех людях, жизнь и деятельность которых связана с этим домом: |

|губернаторах П.Н. Каверине, умело организовавшем Калужское ополчение в 1812 |

|г., Н.М. Смирнове, гостями которого были актеры П.С. Мочалов, М.С. Щепкин, |

|В.Г. Белинский, И.С. Аксаков, Н.В. Гоголь, А.К. Толстой и другие, кого |

|привлекала в дом губернатора яркая личность его супруги А.О. Россет; об В.А. |

|Арцимовиче, провидевшем крестьянскую реформу 1861 г., близком к передовой |

|интеллигенции, родственнике братьев Жемчужниковых, друге декабристов |

|Батенькова, Оболенского, Свистунова, петрашевца Н.С. Кашкина. |

|В годы революции дом губернатора стал называться Дворцом Свободы, в нем |

|работал Губисполком. В 30—70-е гг. дом занимал народный суд, а теперь Дворец |

|пионеров. |

|25. Дворянское собрание в первые годы советской власти принадлежало |

|профсоюзам и называлось Дворцом Труда. Одновременно в нем размещались части |

|особого назначения (ЧОН), казармы 241-го стрелкового полка 81-й стрелковой |

|дивизии. С 1936 г.— Дворец Пионеров. |

|26. Липовая аллея на улице Карла Маркса своим осенним одеянием позволяла |

|думать, что название ее — “Золотая аллея” — происходило именно от этого. |

|Однако название это было присвоено после проведенных работ по благоустройству|

|Березуйского оврага в 40-е гг. XIX века. Другой склон оврага должен был |

|называться Серебряным бульваром. |

|27. Здание управления Сызрано-Вяземской железной дороги — затем управление |

|Московско-Киевской железной дороги. С 50-х гг.— один из Корпусов КНИИТМУ. |

|28. Часовня Покровской церкви не сохранилась. |

|29. Церковь Покрова на рву (ул. Марата, 12) 50 лет служила инкубатором. В |

|1989 г. передана Калужскому отделению Всероссийского музыкального общества. |

|30. Каменный мост начат строительством в 1777 г. и закончен в 1780 г. |

|31. Часовня “Здоровец” ликвидирована в 70-е гг., мощная струя воды из |

|источника заключена в трубу. |

|32. Лесопильный завод Станкевича не существует. |

|33. Палаты Макаровых (Пушкина, 16) еще не осознавались как памятник |

|архитектуры. |

|34. Дом Кологривовой-усадьба Золотаревых-областной краеведческий музей. |

|Малинин определенно называет архитектора и связывает строительство дома с |

|эпохой Екатерины II. Позднейший исследователь С.В. Бессонов называет дату |

|постройки 1806—1808 гг. без малейшего документального подтверждения. К |

|сожалению, ее некритично используют все, кто когда-либо писал об этом |

|памятнике. |

|35. Театр Томского. |

|36. “Соколы” — гимнастическое общество для элиты молодежи типа “бойскаутов”. |

|37. Проломная улица – ул. Плеханова проложена в 60-х гг. XIX века. |

|38. Деляновы — калужские помещики. Один из Деляновых — герой войны 1812 г., |

|другой — министр просвещения. |

|39. С Одигитриевской улицы, теперь Баумана. |

|40. “Дом Шамиля” построен в 80-е годы XVIII века для купца Вас. Ив. Билибина,|

|прапрадеда известного художника Ивана Яковлевича Билибина. |

|41. В 30-е гг. XX века Одигитриевская церковь перестроена в общежитие. Теперь|

|жилой дом, который находится на углу улиц Баумана и Пушкина (№ 28) за |

|оградой. Церковь Одигитрии была приходом семьи К.Э. Циолковского, а священник|

|этой церкви И. Сперанский — его другом. |

|42. “Вниз к реке” вела улица Одигитриевская (Баумана), которая на уровне дома|

|№ 48 разветвляется и переходит направо в Смоленскую. |

|43. Сведения любезно сообщил о. Макаров. |

|44. Церковь Георгия за Верхом на улице Баумана — действующая. |

|45. Продолжение улицы Пушкина теперь называется именем Королева (до революции|

|Одигитриевская же или Малая Садовая). |

|46. Загородный сад спланирован и насажен в 1782 г. Губернаторская дача |

|находилась на западной окраине сада, напротив Музея истории космонавтики |

|(разобрана в 1922 г.). |

|47. “Домик Гоголя” — флигель, построенный в 1826 г. для тестя губернатора |

|Оболенского, поэта и сенатора Ю.А. Нелединского-Мелецкого — стоял |

|приблизительно на месте обелиска Гоголя, ближе к дороге. Сгорел в 1920 г. |

|48. Оно же Мироносицкое, так как принадлежит Мироносицкой церкви. |

|[pic] |

|ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ |

|[pic] |

Театр.— Успенская и Мироносицкая церкви.— Васильевская церковь.—

Кладбищенская церковь.— Малютинские богоугодные заведения.— Предтеченская

церковь.— Женская городская гимназия

Городской театр1 находится на бывшей Сенной площади, которой заканчивается

Большая Садовая улица. Эта улица отличается своей широтой и прямизной от

других, нередко кривых и узких. Объясняется это тем, что она распланирована

только в конце ХVIII в. по обдуманному плану. Калужский театр обязан своим

возникновением первому калужскому наместнику М.Н. Кречетникову и открыт с

января 1777 г. Театр помещался первоначально на Тульской улице, близ самого

Жировского ручья, в здании, пожертвованном купцом Т.И. Шемякиным. Первых

четырех актеров полков. кн. Херхеулизов пригласил из С.-Петербурга. С 1783

г. руководил театром советник гражд. пал., подполк. П.С. Батурин, который

сам сочинил несколько комических опер и оставил интересные записки (еще не

изданы; известен только III-й рукописный том). В начале 90-х гг. XVIII в.

театр за ветхостью был продан. Новый театр помещался уже на Сенной площади,

на нынешнем месте, но в 1820 г., а потом в 1836 г. сгорел. После этого

временно, до 1842 г., он нашел приют в загородном саду в губернаторской

даче. В 1842 г. был выстроен новый прекрасный театр, в котором давали

несколько спектаклей Мочалов, Живокини и Щепкин. Этот театр тоже сгорел в

1851 г. Затем театр действовал до 1875 г. в приспособленном для него

манеже. В одной из трупп здесь подвизалась и М.Г. Савина. Только после

проведения железной дороги, когда строитель ее А.И. Горвиц пожертвовал на

нужды города 6 тыс. руб., губернатор Шевич решил построить снова театр на

Сенной площади, каковой и существует доселе. В недавнее время он расширен,

и внешность его скомпонована на подобие русского стиля... Театральная

площадь с 1911 г. приводится в культурный вид; вместо возов с сеном и

контаря теперь разбит сквер, который обещает быть красивым и приятным

местом для прогулок.

На Садовой улице, через 3 дома от начала ее, находится квартира Литературно-

художественного кружка2. Он открыт в 1909 г. и успел создать себе

небольшую, но прочную интеллигентную аудиторию. В кружке читаются доклады

на литературные темы; устраиваются лекции Столичных лекторов (Г. Петров,

Айхенвальд, Е. Кузьмин, И. Новиков, гр. Дела Барт, С. Глаголь и др.); в

1911 г. была выставка “Московского Салона” и в 1912 г. выставка разных

художественных кружков столиц. Драматический отдел дает иногда спектакли.

На первом пересечении улицы виднеется синеглавая Успенская церковь “за

верхом”3, на правой стороне Березуйского оврага. В первый раз она

упоминается в описи 1685 г. и значится деревянной с шестью колоколами в

Ямской слободе. С 1754 года начата строением каменная и, как видно из

надписи на горнем месте главного престола, освящена 4 мая 1762 г. Приделы

во имя Николая Чудотворца и Пр. Аввакума перестроены — первый в 1836 г., а

второй—в 1844 г. (по сообщению о. Беляева, оба в 1834 г.). Колокольня в 3

яруса надстроена в 1799 г. Храм пятиглавый, 4 главы на углах церкви, на

трех сторонах верхи выдались полукругом, наподобие закомар; в каждом

полукружии изображена храмовая икона — (Успения, св. Николая и пр.

Аввакума). Главы луковичнообразные; пятая глава более других и посажена на

двойном трибуне, который внизу имеет вид восьмигранника с ликом святого на

каждой грани, а потом после покрытия круглым “обломом” становится круглым с

желобками и перехватом перед главой. Колокольня скомпонована

четырехугольной, с преобладанием угловатых и четырехугольных форм во всем

корпусе, так что обработка ее кажется вычурной. На втором ярусе с каждой

стороны поставлено по портику, сильно выдавшемуся вперед, а в

образовавшихся от этого глубоких углах поставлено по тосканской колонне. В

третьем ярусе четырехугольные колонны (пилястры), но уже без фронтонов; они

искусно связаны вырезом кровли, украшенным зубчиками; на углах колонн не

поставлено, но симметрия достигнута рядом продольных складок.

Исторических достопримечательностей в храме нет; внутри он благолепен,

расписан хорошей живописью и имеет богатые иконостасы. Из икон почитается

две: 1) св. пр. Аввакума, на которой повешен привесок в виде сердца с

надписью: “сие сердце принесено в дар за исцеление”; к этой иконе прибегают

многие из простого народа летом с младенцами и молятся об исцелении от

“младенческой болезни”; 2) икона Корсунской Божией Матери.

В пристройке ж храму помещается церковноприходская школа на 50 учеников.

На углу следующего пересечения в доме с великолепной колоннадой с

капителями колонн коринфского стиля (empire) помещается частная женская

гимназия г-жи М.И. Шалаевой4. Первоначально г-жа А. Шалаева с 1889 г.

содержала подготовительную школу, которая в 1905 г. была преобразована в

прогимназию с правами для учащихся в составе двух классов. В 1908 г. она

была преобразована в частную гимназию с правами для учащихся. В 1910 г.

была открыта полноправная прогимназия М.И. Шалаевой в составе 6 классов, а

в 1911 г. она сделалась гимназией со всеми правами правительственных

гимназий. В 1912 г. в ней было 7 классов, с 267 ученицами.

Против Мироносицкой церкви расположились Мясные ряды5. Они перенесены сюда

в конце XVIII в., когда они находились на Ильинской улице, рядом c

кузницами. На настоящем же месте, близ рядов, а равно и близь Мироносицкой

церкви был Березуйский овраг и протекал ручей.

Церковь св. Жен-Мироносиц6 построена в 1698 г. в Ямской слободе иждивением

приходских людей и была первоначально деревянной. Она посвящена св.

Мироносицам потому, что, по преданию, строители ее, прихожане-ямщики,

совершали в этот день молебен по случаю выгона скота на пастьбу, а равно в

этот день была здесь же и ярмарка, гл. обр. конская. Это подтверждается

фактом нахождения в церкви двух старых икон местных: св. Власия и Флора и

Лавра, которых особенно чтут скотоводы. Да и ярмарка от церкви перенесена к

Крестовскому монастырю только в 30-х гг. XIX ст. В 1767 г. церковь со всею

утварью сгорела. На ее месте была построена на пожертвования небольшая

каменная церковь со сводом, однопрестольная, простой архитектуры, в виде

одноэтажного продолговатого дома, округленного с восточной стороны. При ней

была маленькая каменная колокольня в виде остроконечной башенки сажен в 10

вышины, красивой архитектуры древнего стиля. Эта церковь стояла между

нынешними церковью и колокольней, несколько ближе к дороге. Близ колокольни

с сев.-вост. на юг протекала Березуйка, а с востока, близ северной

церковной стены тек безымянный ручей, впадающий в Березуйку. Приходская

Ямская слобода была по обе стороны верховья Березуйки, а ямские земли

окружали со всех сторон и церковь, и усадьбы священноцерковнослужителей.

Когда начал проводиться на практике Высочайше апробованный план (1778 г.),

Мироносицкая церковь, бывшая за северной чертою города, к полю, вошла

внутрь города и по переселении от нее Ямской слободы на вновь положенную

Московскую дорогу, где она находится и ныне, около этой церкви стали

селиться разночинцы и посадские люди.. Церковь оказалась непрочной в

фундаменте, отчего сделались в стенах и своде ее трещины. Поэтому, по

прошению священноцерковнослужителей Успенской церкви, предписано было из

Московской Духовной Консистории перенести в 1796 г. обветшавшую

Мироносицкую церковь на Успенское кладбище, находившееся на краю западной

части города с тем, чтобы приписать к ней приход Успенский, а Мироносицкий

к Успенской, которая до построения Мироносицкой церкви была приходской

Ямской слободы. Но это определение было отменено, потому что по упомянутому

плану церковь Мироносицкая должна быть на своем месте соответственно церкви

Предтеченской, занимающей другой конец площади.– Но теперь с 16 марта 1798

г. начата была постройкой от алтаря прежней церкви нынешняя церковь,

трапеза которой была готова уже в 1799 г. и покрыта тесом. К июлю 1800 г.

перенесли иконостас и утварь из прежней церкви и устроили придел во имя

Казанской иконы Божией Матери, которая была спасена при пожаре 1767 г.

Прежняя же церковь, кроме колокольни, была разобрана и употреблена в

качестве материала для новопостроенной церкви. Церковь была выстроена по

плану губерн. архитектора Ясныгина, строителя собора, и окончена внешней

отделкой в 1804 г. Другой придел во имя Сретения устроен и освящен в 1809

г. Храмовая же икона этого придела написана по усердию граждан во время

чумы в 1771 г. и поставлена в Мироносицкую церковь, потому что это была

крайняя по направлению к Москве. С этого года был установлен крестный ход 2

февраля из других городских церквей в Мироносицкую, но потом был отменен.

Он возобновился еще однажды в 1813 г. опять на 2 февраля по просьбе жителей

для общего молебствия по случаю “заразной горячки” (тиф?), бывшей

эпидемической в городе от излечивавшихся раненых 1812 г. русских и

французов. Настоящая церковь была освящена в 1815 г. 15 апр. еп. Евгением.

С 1818 г. начата постройка взамен разобранной старой, новой колокольни по

плану губ. архит. Соколова. В основание ее, по слабости грунта, вбито около

700 свай и положено 50 саж. камня. В 1820 г. был окончен нижний ярус

колокольни (21 1/2 тыс. руб.). Второй ярус построен в 1830 г., а закончена

она вчерне в 1833 г., что стоило еще 28 1/2 тыс. руб. Купол же и железный

шпиль с вызолоченными украшениями поставлены в 1842 г., на что истрачено 14

1/2 тыс. руб. В этом же году были сделаны архитектурные украшения трапезы,

карнизы и фронтоны — все из белого камня. В 1851 г. была сооружена западная

паперть, на месте которой был проезд. Тогда же была поставлена и каменная

ограда с железными решетками. Храм имеет в длину с алтарем 17 с.,

колокольня 7 с. Вышина же колокольни с куполом 35 с.

Одновременно с внешними работами шла внутренняя отделка храма. В 1823 г.

был вызолочен иконостас, в который перешло несколько икон из старой церкви.

В 1828 г. была расписана трапеза; в 1836 г. был устроен новый иконостас в

Казанском приделе, а старый иконостас 1800 г. поставлен в часовню.

Настоящая устроена ротондой, увенчанной круглым куполом, над которым

возвышается глава на украшенном ликами святых трибуне с окнами. Боковые

входы в храм с портиками, колонны коих подходят к дорическому стилю. Такой

же портик над главным окном алтарной абсиды; в его фронтоне небольшая

священная картина, содержание которой вследствие порчи разобрать трудно;

пониже, над окном, другое изображение. Трапеза с обеих сторон имеет

колоннады из четырех раздельных колонн с парапетом, в середине которого

выделано полукружие. Парапет декорирован мелким красивым рисунком. Между

колоннами находятся окна; а на парапете, ниже фриза, в полукружиях три

священных картины. Храм соединяется с колокольней парой лавок, служащих для

склада товаров и портящих все сооружение.

Колокольня в 3 яруса, первый четырехугольный с портиками с каждой стороны;

колонны ионийские с приближением к коринфским в капителях. Переход от

четырехугольника ко второму круглому ярусу сделан незаметно, во втором

ярусе по краям сквозных арок поставлены колонны, параллельно нижним, по

одной со стороны, с ионической капителью. Третий ярус такой же, что и

второй.

В храме (настоящей) выделяется художественно исполненный иконостас; это

лучшее украшение храма. Тайная вечеря в нем изображена в больших размерах.

В этот иконостас перешли из старой церкви иконы: 1) Спасителя, 2) св. Жен-

Мироносиц, 3) Иверская (не в иконостасе) в хорошей бисерной ризе. Эти иконы

хорошего письма и вряд ли позже половины XVIII в. Считают старинной икону

Успения над царскими вратами, осыпанную жемчугом. Живопись в настоящей

хорошая и бережется от поновлений.

В Казанском приделе иконы: 1) Казанской Б. Матери с навешенным на нее

крестом-мощевиком; 2) Спасителя; 3) св. Николая Чудотворца — все из старой

церкви, не позже половины XVIII в., 4) Флора и Лавра (при входе в

настоящую) XVII в.

В Сретенском приделе: 1) Икона Сретения 1771 г. и 2) св. Власия XVII в.

В алтаре некоторый интерес имеет “ковчег” (дарохранительница). Есть еще

икона св. Бориса и Глеба (XVII в.).

Против Мироносицкой церкви, отделенная небольшим сквером, находится

Губернская Земская Управа7, при которой имеются домовая церковь и

богадельня.

Вдали по этой же Мироносицкой улице видна церковь Василия Блаженного8, она

же и Троицкая. В описи 1626 г. она значится: “Церковь Василия Великого в

остроге ж на посаде”. В описи 1685 г. она названа с 4 колоколами,

деревянная. В 1742 г. после пожара она выстроена приходскими людьми и

вкладчиками каменной и находилась на площади около Никитской церкви с

северной ее стороны, на месте, известном под именем Никитского кладбища.

Отсюда в 1801 г. по обветшалости и по расселении по новому плану города она

была разобрана и перенесена на теперешнее место в северную часть города, в

Солдатскую слободу. На этом месте в XVIII в. было кладбище — в поле; и еще

в половине XIX в. за алтарем были находимы надгробные каменные памятники.

Здесь стояла каменная часовня во имя Казанской Божией Матери,

принадлежавшая Мироносицкой церкви. Главный престол в церкви во имя св.

Троицы, правый придел во имя св. Василия блаженнаго, а левый во имя свмч.

Власия. Трапеза была распространена в 1830 г.; второй придел построен в

1855 г. Колокольня построена в 1830 г. Благотворителем этой церкви был

митр. Иона, который был сыном причетника этой церкви и жил в детстве

сиротой в церковной сторожке со слепой бабкой. Впоследствии, в

благодарность за приют, он и жертвовал более 20 тыс. руб. сер. На его

средства построена колокольня, расписан храм, приобретены многие вещи из

утвари и пр.

Далее за Васильевской церковью, на самом конце улицы, помещается Работный

дом9. Инициатива его открытия принадлежит о. Иоанну Кронштадтскому, который

пожертвовал для сего 500 руб. Открытие дома состоялось 22 января 1894 г.;

первоначально он помещался на квартире, но в 1895 г. заложено было

собственное здание, в котором он и находится. При доме открыт ночлежный

приют, в котором ночует до 5 тыс. чел. в год. С 1896 г. начато разведение

сада при доме, между деревьями сажали овощи, между прочим спаржу, артишоки,

цветную капусту и пр. В саду теперь ежегодно устраивается осенью

сельскохозяйственная выставка, почему в нем построено несколько павильонов

и зданий для выставки и два фонтана.

Недалеко от Работного дома, за углом, стоит кладбищенская “Пятницкая”, она

же и Петропавловская церковь. Первоначально церковь была не здесь. Она уже

известна в описи 1626 г., где она называется церковью “Верховных апостолов

Петра и Павла” с двумя приделами: а) Борисоглебским и в) Георгиевским.

“Древяная, клетцки, о трех верхах”. Находилась она “за острогом в старом

остроге”. В описи 1685 г. этой церкви мы не находим, но зато есть церковь

Параскевы Пятницы о дву верхах, что на площади; церковь была деревянная и

стояла близ старых рядов, т. е. около Георгиевской за лавками церкви, на

месте Петропавловской церкви. В 1745 г. вкладчик, калужский посадский

человек, вместо деревянного храма соорудил каменный храм, который простоял

на старом месте до 1780 г. По “апробованному плану” он предназначен был к

перенесению.

Место для этого храма было найдено в связи с образованием общего кладбища

для Калуги, за северною чертою города, к Лаврентьеву монастырю. До этого

времени, как и всюду, сначала прихожане погребались на приходских

кладбищах, а потом были отведены только четыре места; 1) за Никитским рвом,

близ Козьей слободки; 2) в поле у нынешней Васильевской церкви; 3) к речке

Яченке, близ Загородного сада; 4) старообрядческое у Тульской дороги,

недалеко от Жировского ручья. Общее же кладбище было отведено около 1780 г.

Пятницкая церковь и была перенесена сюда общественным коштом. Оконченная

строением в 1781 г., кладбищенская церковь по благословлению Московского

митр. Платона в том же году была освящена. Главный храм посвящен св. ап.

Петру и Павлу; придел же сооружен в честь вмч. Параскевы Пятницы, икона

которой перенесена из прежней церкви. Храм каменный, одноглавый, сооружен в

“Итальянском” стиле; такая же и колокольня10.

К редким священным предметам храма относятся: 1) Образ Богоматери “всех

скорбящих радости”, находящийся в иконостасе главного храма, против левого

клироса. На этом образе по краям изображены святые, среди них изображен

прав. Лаврентий Калужский и Калужский князь Симеон; глава последнего

окружена нимбом. 2) Храмовый образ ап. Петра и Павла — перенесен из прежней

церкви, не позже XVII в. 3) Таковой же образ влмч. Параскевы Пятницы. 4)

Большое напрестольное евангелие — дар калужского общества церкви при

сооружении ее в 1781 г. На угольниках обратной доски евангелия вычеканена

надпись, излагающая историю перенесения Пятницкой церкви из города и

сооружения ее калужским обществом на городском кладбище.

При церкви находится Пятницкая богадельня. Она основана в 1793 г. В 1842 г.

она была переделана, пристроен второй этаж и надворные службы. Число

призреваемых в 1850 г. было 120 чел. Теперь это двухэтажное каменное

прочное здание. Нижний этаж его был занят 26 мужчинами (в 1896 г.), а

верхний 54 женщинами. В 1910 г. призреваемых было 90. Содержится богадельня

на доходы купеческого общества с принадлежащих ему недвижимых имуществ. До

1896 г. расходы были очень скромны, всего 1.700 руб. Теперь много более.

Содержание выдавалось призреваемым провиантом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 РЕФЕРАТЫ