бесплатные рефераты

Калуга

губернскому архитектору. Сей по освидетельствовании рапортовал, что по

случаю оказавшихся от отселости в землю столпов, поддерживающих своды в

церкви и в капитальных стенах трещин, ветхость сия угрожает падением”.

Гражданские власти воспретили служение, и “соборные

священноцерковнослужители производили служение вседневно в Покровской, а

праздничное в Предтеченской церквах”.

В 1800 г. дворянство и купечество предположили было разобрать выведенный

цоколь и на прежнем фундаменте соорудить храм во имя ап. Петра и Павла, на

что и пожертвовали 26 тыс. руб. Однако, это намерение, вероятно, не без

влияния прибывшего первого епископа в Калугу, не было приведено в

исполнение. Напротив, с 1804 г., на эти и вновь поступившие “из избытков

имущества Калужских граждан и калужского губернского дворянства” средства

“означенный собор с колокольнею снова начат строением, и строение его” в

1808 г. вчерне уже приходило к окончанию, ибо на будущее лето оставалось

только сделать купол и верх колокольни. В 1809 г. был разобран на

Семинарскую церковь старый собор, а новый еще строился два года и был

окончен только в конце 1811 г.

Задержка была, между прочим из-за купола. Губернский архитектор Ясныгин

решил возвести первый в России купол в 24 арш. в диаметре без всяких

побочных укреплений. Но эта смелая идея прежде осуществления, по новизне

ее, встретила сильное сопротивление со стороны проф. архитектуры известного

Захарова, который от Совета Академии Художеств получил поручение

рассмотреть план строящегося храма. Захаров доказывал, что в таком виде,

как был проектирован купол, он неминуемо должен обрушиться. Чем окончилась

эта переписка, нам неизвестно, но нужно думать, что, наконец, разрешено

было строить храм согласно предложению Ясныгина, так как купол сооружен в

этом именно виде.

Грозный 1812 г. остановил на время внутреннюю отделку храма. Только в 1815

г. выдано было на устроение иконостаса11, из суммы бывшей комиссии духовных

училищ, 8475 руб. асс. В 1818 г. отделка была кончена, и 10 апреля 1819 г.

в среду на Пасхе собор был освящен еп. Антонием. Вся постройка собора

обошлась в 200 тыс. руб. асс., не считая икон, утвари и ризницы,

пожертвованных разными лицами. Из пожертвований заслуживают упоминания:

Небольсина — стекло, Демидова — чугунный пол, Гончарова — 1.500 п. связного

железа, М.И. Чернова — колокол в 555 п., А.М. Чернова — часы для

колокольни, выписанные им из Англии.

Весь собор обнесен тесно примыкающей к стенам колоннадой из тосканских

колонн, а на углах пилястры. В промежутках между колоннами в верхней части

помещено по священному изображению небольших размеров; только на алтаре в

центре большое изображение св. Троицы, и с боков, где приделы, Калужской и

Тихвинской Божией Матери. Боковые входы с фронтонами на 6 колоннах

(портики), во фронтонах — по священной картине.

Купол круглый, полушарием, висячий, византийского стиля, увенчан крестом,

невольно привлекает к себе внимание. На нем окна с полукруглым верхом

чередуются с небольшими нишами, в которых изображены апостолы в рост, а над

ними небольшие квадратные изображения.

Колокольня связывается с храмом колоннадой по 3 колонны с каждой стороны;

здесь сделана неуклюжая паперть. Колокольня 4-ярусная; первый ярус с

портиками на четырех колоннах с каждой стороны, причем угловые

четырехугольные; второй ярус восьмиугольный, чтоб сделать переход к 3-му

круглому; в угловых углублениях стоит по колонне с ионической капителью. 3-

й ярус круглый с парой колонн на закруглениях, против углов первого яруса,

с ионической капителью. В четвертом, небольшом круглом ярусе часы с

циферблатом на 4 стороны; около циферблата с боков на каждой стороне

поставлено по ионической колонке. Покрытие круглое с длинным шпилем. В

соборе стены сделаны из искусственного мрамора.

Приделов два: 1)с северной стороны в честь Тихвинской иконы Божией Матери,

устроенный в 1859 г. усердием Чернова; 2) с южной — в честь Калужской иконы

Божией Матери, сооруженной г-жей Кавериной.

От XVII в. в соборе уцелело напрестольное евангелие москов. печ. 1681 г., в

богатом сребровызолоченном окладе, пожертвованное упомянутой А.П. Хитрово.

Внутри храма, близ южных дверей, погребены 3 калужские епископа: Евлампий

(† 1813 г.), Николай († 1851 г.) и Григорий († 1881 г.).

В соборе хранится 11 знамен калужского ополчения, из которых замечательнее

других знамя 6-й стрелковой дружины, бывшее в ополчении 1812 г. под

Данцигом, а в 1855—1856 гг. в Крыму и, кроме того, знамя Азовского

пехотного полка, которое сначала хранилось в С.-Петербургском арсенале, но

в 1866 г. по ходатайству городского общества и по Высочайшему повелению

торжественно было поставлено в соборе в уважение геройского подвига

калужанина унт.-оф. С.А. Старичкова, спасшего это знамя в 1805 г. во время

сражения под Аустерлицем.

В соборе имеется еще Царское место, с образом Марии Магдалины. Оно устроено

в память того, что здесь 2 мая 1826 года стояла на литургии Имп. Мария

Феодоровна, бывшая в Калуге для встречи возвращавшейся из Крыма Имп.

Елизаветы Алексеевны.

От собора, по скверу12, к реке идет дорожка в Городской Сад. Это любимое

место гулянья калужан. В прежнее время площадь сада к губернаторскому дому

была более, так как из нее была уступлена значительная доля под дом. Но

противоположная восточная сторона не была приведена в культурный вид до

середины 90-х гг. XIX в., и там не было места для гулянья, как теперь.

Бульвар занимает около 3 десятин и засажен, главным образом, почти

столетними липами. Главная аллея тянется почти 100 саж. и заканчивается

асфальтовой площадкой на высоком берегу Оки.

Отсюда открывается чудесный вид на Оку и на 3 стороны на много верст вдаль.

Прежде всего попадают в поле зрения два села за рекой — Ромодановское и

Покровское13. В первом, полагают, старинная каменная церковь построена в

начале XVIII в. кн. Ромодановским, по имени которого называется село; в

церкви интересный иконостас с резьбой. Покровское импонирует своей большой

красивой церковью. С площадки виднеется плашкоутный мост14, пароходная

пристань, шоссе, длинной серой лентой уходящее ввысь, роскошный сосновый

бор, прекрасный сад Коншина в Ромоданове15 и в ясный день вдали в голубой

дымке — поезд М.-К.-В. железной дороги, идущий в Тихонову пустынь с Угры.

Близ площадки стоит царская беседка16, перенесенная сюда с площади от

вокзала, где государь напутствовал войска в Японскую войну. На месте

беседки еще не так давно стояла стена акаций, и скат не был еще

распланирован.

В саду имеется асфальтовая площадка для игр детей17, ресторан “Кукушка”18,

построенный в русском стиле, две эстрады для музыкантов19, фонтан20,

цветники и летний театр21. Последний стоит в той части сада, которая

разделана недавно. Года три до театра здесь помещался синематограф, а в

1911 г. был открыт театр. Сад обнесен лет десять назад железной решеткой и

освещается электричеством. Публика в дни гуляний фланирует исключительно

почти по главной аллее, которая бывает тогда запружена толпой, а остальные

аллеи почти пустуют. Наиболее привлекательным местечком в саду является с

правой стороны от входа круг22, обсаженный елочками и установленный

диванами, в центре которого стоит старина — раскидистый серебристый тополь,

увешанный электрическими лампочками.

Направляясь из сада вдоль его решетки на запад, мимо окружного суда23,

улица выходит к Березуйскому рву, имея с одной стороны дом губернатора24 и

дворянское собрание25, а с другой — железнодорожное управление. Здание

дворянского собрания массивно, с большим подъездом, на колоннах которого

сделан балкон. В среднем корпусе оно состоит из трех этажей, боковые

двухэтажные. Окна второго этажа центрального корпуса с фронтончиками, и на

всем корпусе во втором этаже стоят между окнами белые пилястры, на красном

кирпичном фоне, с красивым орнаментом капителей. Внутри здания прекрасные

большие залы с обычными для этих зданий портретами; есть бюсты некоторых

лиц и картина: “Шамиль приносит присягу на подданство государю”.

От дворянского собрания идет прелестная липовая аллея26, на 75 саж.,

которая тянется пред всем зданием железнодорожного управления27. Оно

построено в 1893 г. в три этажа.

Аллея выходит к обелиску и каменному мосту. На белом обелиске поставлен

герб г. Калуги. Он имеет на голубом поле горизонтально извитый серебряный

“переклад” с Императорскою вверху щита короною; “переклад” означает р. Оку,

а корона — преимущество города, в которое он возведен учреждением в нем

наместничества.

Через дорогу на Каменный мост стоит на самом берегу рва, утопая в зелени,

белая каменная часовня28, построенная в 1823 г. По преданию, здесь был

большой курган, в котором погребены пострадавшие в эпоху самозванцев,

вероятно, здесь было и кладбище Покровской церкви. В этой часовне раз в

год, на Семике в четверг на 7 неделе по Пасхе, служат панихиды по усопшим,

скончавшимся разными родами смерти. Часовня принадлежит Покровской

церкви29, которая стоит здесь же, против неё.

В описи 1626 г. эта церковь называется “Церковью Всемилостивейшаго Спаса да

Покрова Святей Богородицы”, “древян, клетцки”. “За городом в остроге, на

посаде”. В описи 1685 г. она названа церковью Покрова пресв. Богородицы с

приделом происхождения честных древ. Она стояла тогда сажени на 4 севернее,

где теперь на ее месте поставлен каменный столб. Существующая каменная

церковь с приделом Иоанна Воина построена в 1687 г.

Храм пятиглавый, одноэтажный, во внешности пострадал от пожаров, так что

пять глав его заложены новыми в духе XVIII ст. Они, за исключением средней,

поставлены уже не на прежних местах, а на самых углах церковного корпуса.

По северной и южной стороне церкви расположены по три оконца, а не по два,

как это обычно делалось в наших древних церквах. Отделка наличников окон

замечательно красива и сделана из лекального кирпича. Наличники состоят из

красивых колонок с перехватами, которые поддерживают маленькие фронтончики,

с украшениями в тимпане. Орнамент и наличники сохранились лучше с южной

стороны. Средние окна боковых фасадов появились, по-видимому, позднее

боковых, так как и размеры у них, иные, и детали различны. Полагают, что

вместо них ранее были киоты с образами. В настоящее время и боковые окна

немного растесаны. Над окнами орнамент, а над ним, под кровлей, кокошники,

по пяти со сторон, исключая западную, где их шесть. По углам храма, вверху,

по четыре связанных тонких колонки без капителей. Алтарь трехчастный.

Обращают внимание своей архитектурой боковые входы в церковь, образующим

род крытых папертей; отлогая арка, со свесом посредине, краями своими

опирается на невысокие колонны древней формы. Главного входа из-под

колокольни церковь не имеет, но видны следы того, что он существовал и

заложен с какою-нибудь строительною целью.

Колокольня красивая, восьмиугольная, но невысокая, из двух с половиной

ярусов, имеет с боковых сторон полуяруса древней формы и отделки красивые

оконца, имитация храмовым...

Иконостас и живопись в храме новейшей формы. Из икон есть древние: 1) в

иконостасе главного храма “Происхождение честных древ креста Господня” (1

ар. 6 1/2 в. дл.); перешла в нынешнюю церковь из придела прежней. Колорит,

рисунок и манера письма не позже XVII в. 2) В трапезе небольшая икона

Покрова пр. Богородицы, существующая с самого основания церкви. Эта икона

чтима, и о ней существует предание, что во время п. Никона, при исправлении

книг и начала раскола, покровский священник, не желая принимать новшеств,

оставил приход и удалился к раскольникам, взявши с собою и эту, уже тогда

чтимую, икону. Умирая, он завещал возвратить ее в прежнюю Покровскую

церковь. 3) В иконостасе главной церкви, у северных боковых дверей, икона

св. Николая, судя по манере, писана в XVII в. 4) Икона Иоанна Предтечи у

южных боковых дверей. 5) Икона Богоматери “Петровская”, до 1864 г. ода

находилась в доме калужского гражданина В.П. Сапожникова. Икона, первообраз

которой находится в Московском Успенском соборе с начала XIV в., древнего

греческого письма (8 Х 7 в.) и помещена в отдельном серебровызолоченном

изящном киоте; чтится чудотворной.

Рвом кончался старинный город и посад, и каменным мостом путь идет в

древнее Завершье. Каменный мост30 построен в XVIII в. при Кречетникове и

был к 1785 г. уже открыт. На нем было построено 28 каменных лавок. Мост

поставлен на 15 солидных каменных арках, 3 из которых, в центре, выведены в

два этажа. Длина его 75 саж., а вышина 11 с. В 1910 г. настилка сделана

железобетонная. Это почти единственный большой каменный виадук в России. С

каменного моста открывается прелестный вид на Оку. На дне оврага течет

ручей Березуйка. Насаждения же в овраге и по сторонам были произведены по

распоряжению губернатора Смирнова (1845—1851).

В овраге, по направлению к Оке, стоит часовня над ключом, который

называется “Здоровец”31. Академик В. Зуев (1781 г.) писал о нем следующее:

“В городской части есть глубокий буерак, из известкового камня состоящий,

по которому течет небольшой ручей, называемый Березуйка, в коей вода хотя

берется не издалека, по большей части из его же сторон скопляется, однако,

по причине отменной прозрачности и холодности от прочих буерачных вод

отменно уважается. Сверх того у ней на устье сделан небольшой водоем, к

которому вода из находящегося в яру родника проведена деревянными желобами,

оная по вышеописанным своим качествам от жителей едва целительною не

почитается, И хотя по химическим опытам ничего она в себе не содержит, чтоб

в каком-нибудь целении делало ее употребительной, а содержит, так как и

другие воды по здешним буеракам из известковых берегов просякающие, только

тонкую известь, однако от обывателей пред всеми прочими носит почетное имя

“Здоровец”.

При устье ручья, на берегу Оки действует лесопильный завод32 с небольшим

числом рабочих.

От Каменного моста вверх идет Золотаревская (она же и Одигитриевская)

улица. На левой стороне ее третьим33 домом от моста является дом г.

Кологривовой34. Это — целая усадьба, лучшее украшение Калуги. Дом был

предназначен для остановок имп. Екатерины II и служил местопребыванием имп.

Николая I. Проект дома-дворца был составлен знаменитым архитектором М.Ф.

Казаковым (1733—1812), влияние которого так чувствуется и в некоторых

других калужских сооружениях. Общий план дома, богатые лестницы, широкие

ворота двора, подъезды — все это носит следы вкуса Казакова и делает этот

дом вполне достойным помещением для высоких особ. Двое ворот дома

триумфального характера с великолепными медальонами и решетками, ведущие к

двум парадным подъездам с навесами и прекрасного рисунка фонарями,

укрепленными на гранитных пьедесталах; конюшни с колоннами и медальонами и,

наконец, колоннада, отделяющая двор от сада — все это полно одного

выражения, одного изысканно задуманного проекта. Фасад дома прост; выдается

лишь тимпан фронтона, венчающий здание, в котором заключены лепные фигуры.

Но зато внутри роспись потолка, лестницы, боскетная и другие комнаты

обработаны с большим вниманием. Особенно хорош зал, в котором имеется

мраморная доска с надписью: “дом сей был осчастливлен Е. И. В. в. кн.

Николай Павлович в 1816 г. с 29 июля по 1 августа; Е. И. В. Государь Импер.

Александр Павлович в 1816 г. с 2 по 3 сентября, Е. И. В. в. кн. Михаил

Павлович в 1817 г. с 4 по 7 ноября”.

К дому примыкает обширный тенистый сад, в котором устроен летний театр35,

где в некоторые сезоны давались постоянные спектакли. Ныне в саду

поместились калужские “Соколы”36.

За углом, на первом пересечении вверх от дома Кологривовой, идет Проломная

улица37, на которой приютился исторический Музей. Он помещается в старинных

каменных палатах Коробовых. Эти палаты в конце XVII в., как это явствует из

раздельной записи детей и внуков К.И. Коробова (1697 г.), уже были. Кирилл

Иванович Коробов (1691 г.) и его сын Иван были богатыми торговыми людьми и

земскими старостами, в качестве каковых деятельно стояли за городские

интересы. Последний из рода Коробовых вел уединенный образ жизни и в

середине XIX в. умер, будучи найден мертвым уже через несколько дней после

смерти. Дом подвергся полному разорению от посторонних, искавших

драгоценностей и денег; портили печи, ломали полы и потолки, даже в стенах

искали спрятанного богатства. Дом имел запущенный вид. Он перешел в

собственность жены военного министра Е.В. Сухозанет и в 80-х гг. XIX в.

возобновлен. Е.В. Сухозанет подарила его дворянству, которому он

принадлежит и ныне.

Дом называют “домом Марины Мнишек”, которая будто бы жила в нем вместе с

Тушинским вором, так что здание должно быть отнесено к концу XVI или самому

началу XVII в. Но вряд ли можно согласиться с таким преданием, так как 1) в

описях каменные здания в Калуге упоминаются только с половины XVII в.; 2)

самозванец помещался в городе (крепости), в доме Скотницкого, а не “за

верхом”, где крепости не было; 3) по архитектуре, стиля барокко, он может

быть отнесен только ко второй половине XVII в. Вероятно, он был выстроен К.

Коробовым незадолго до своей смерти.

“План дома ничем не отличается от типа деревянных построек. Это те же два

сруба на подклетях, с сенями и крыльцом. Оба этажа покрыты сомкнутыми

сводами и имеют одинаковое расположение, причем крайняя комната с правой

стороны в нижнем этаже шире верхней, вследствие чего внутренняя стенка в

верхнем этаже стоит на своде. Эти две комнаты сообщались между собою

каменной лестницей; так как нижняя комната, служившая отдельной кладовой,

не имела двери в соседнюю комнату” (теперь лестница заделана). “Левый

боковой фасад имеет по три окна, в подклетном и верхнем этажах, а правый —

ни одного, и нет даже карниза; по-видимому, с этой стороны к дому примыкали

какие-нибудь постройки к задней стороне фасада, на всей длине которого

карниза тоже не сохранилось, вероятно, была пристроена галерея, и, быть

может, даже с каменными столбами, так как в стене заметны концы обрубленных

железных связей. Дом сложен из крупного кирпича (7 X 3 1/4 X 17/8 в.). Для

укрепления фасада употреблялся лекальный кирпич, колонки же в оконных

наличниках сделаны из белого известкового камня”... “Дом был крыт тесом;

крыльцо имело между кубышками открытое место; сход был”, по-видимому,

такой, как в реставрированном виде, ибо окна внизу не соответствуют верхним

(Преображенский).

Музей открыт в доме 20 апреля 1897 г. местной ученой архивной комиссией. В

настоящее время 3 комнаты в верхнем этаже и одна в нижнем почти сплошь

заняты предметами и документами.

При входе налево помещается религиозный отдел, где есть царские врата XVI и

начала XVII в., иконы, складни, резные изображения, венцы, кресты и пр.

Вторая витрина деляновская38. Над ней на стене и окне древнее оружие: меч,

сабли, стрелы, бердыши, огнестрельное оружие, кольчуга и пр. В углу, где

стоит вооруженный воин, поставлены 11 значков головы и старшин ремесленных

цехов: 1) портновского, 2) серебряного, 3) сапожного, 4) картузного, 5)

булочного, 6) столярного, 7) живописно-малярного, 8) кафельного, 9)

прядильного, 10) кузнечного. Третья витрина этнографическая – головные

уборы, серьги, гребенки, туфли, кисеты и пр., игральные карты с лицами

императорских фамилий. На окнах расположены находки раскопок, относящиеся к

различным эпохам. В четвертой витрине также предметы, добытые раскопками:

черепа, орудий, предметы домашнего обихода и пр. каменного и железного

века. В V-ой — медали и жетоны. VI и VII витрины нумизматические, внизу, в

подвеске, кредитные билеты. На стене над нумизматической витриной царские

врата Архангельской церкви с обильной резьбой XVII в. На окне стоят кубышки

и монеты, найденные в кладах. VIII — стоячая высокая картина — содержит

уборы и украшения поволжских инородцев. IХ-Х — Указы Государей, расписка

Шамиля и пр. Кругом поставлено 16 цеховых знамен. Посредине комнаты стоит

одна витрина с фарфором, стеклом и майоликой; обращают внимание два

майоликовых кувшина. Рядом с этой стоит маленькая витрина с разными мелкими

предметами (чернильницы дьяков, модель саркофага Наполеона из мрамора,

дагерротип и пр.). Наконец, около задней стены разные кафли, сундучки,

трубки, ручная пушка и разные предметы домашней утвари. Обращает внимание

инструмент г. Гурьева, представляющий из себя соединение арфы со скрипкой.

(Г. Гурьев был помещиком с-ца Бабаева в 25 в. от Калуги). Предметов в

комнате не особенно много и, кроме того, они скучены.

Лучше других отделов нумизматический, в котором имеются монеты Боровского

удельного князя (известны монеты: 1) на одной стороне воин с мечом;

надписи: “Василий Ярославич”, на другой стороне также надпись в три строки;

2) на одной стороне князь в кресле, с надписью кругом “Василий Ярославич”,

на обороте всадник, поражающий копьем змеиную голову, у локтя руки “К. И.”,

кругом надпись “Василий Ярославич”; 3) на обеих сторонах всадники с

надписью; 4) на одной стороне всадник с копьем и собакою, на др. надпись и

др.).

Во второй комнате повешены картины, рисунки, снимки, витрина со старинными

книгами и витрина с письмами Пушкина. Представляют некоторый интерес: 1)

перо Н.В. Гоголя; 2) 2 снимка путешественника с нарядов калужских купчих

конца XVIII и нач. XIX в.; 3) картина неизвестного художника “Петр Великий

под Полтавой”; 4) портреты еп. Феофилакта и Григория; 5) триумф 1813 г.,

где Наполеон составлен из символических изображений; 6) 2 литограф.

Мюнстера “группа русских писателей”. Портрет городского головы И.В.

Торубаева (1812 г.) и портреты Золотаревых.

В третьей комнате находятся документы воеводских канцелярий XVIII в. и в

особом сундуке несколько столбцов и грамот XVII в.

В нижнем этаже — документы уездных учреждений и др. XIX в. и витрина с

костями доисторических животных и окаменелостями.

Наконец, в сарае коляска преосв. Феофилакта, купленная в Москве в начале

XIX в., принадлежавшая ранее двору. Коляска раззолоченная и относится к так

называемым “берлинам”.

На углу следующего пересечения Золотаревской улицы39, против Одигитриевской

церкви, находится дом Шамиля40, где ныне помещается городское

четырехклассное училище. Шамилю (родился в 1797 г. в Дагестане)

местожительством была назначена Калуга 11 сентября 1859 г., когда он ехал

уже в Россию. Для него подыскали дом — особняк подполковника Сухотина за

900 руб. в год. Это трехэтажное здание простого казенного типа, с

интересными, впрочем, по замыслу барельефами, только боковой стороной

выходит на улицу; фасад же и надворные постройки находятся внутри двора,

обнесенного невысокой каменной оградой; только один лишь флигель,

представляющий собой одноэтажное каменное здание, лицевым фасадом выходит

на улицу. В трех этажах дома, соединявшихся один с другим каменной

лестницей, было 13 комнат, расположенных коридорной системой. Лучшие

комнаты бельэтажа предназначены были для самого Шамиля; одна из них –

диванная палатка — была с наружной дверью, выходившей на балкон с восточной

стороны дома, к которой прилегал довольно большой тенистый сад. (Теперь дом

подвергнут переделке).

Шамиль прибыл 10 октября 1859 г. с сопровождавшим его полков. Богуславским

на 3 экипажах с конвоем. Его встретили комендант и губернская

администрация. Но дом не был еще готов, почему Шамиль остановился в

гостинице “Coulon?a”. Интерес жителей к нему был велик, и литографированные

портреты Шамиля и членов его семьи были раскуплены нарасхват. Народ

толпился перед гостиницей. Переезд в дом совершился 12 ноября. Шамиль

остался доволен помещением и вниманием калужан, приславших ему на новоселье

хлеб-соль. В январе 1860 г. прибыла семья Шамиля; всего с прислугой 22

человека (2 жены, 2 сына, 4 дочери, 2 зятя и 2 невестки — 12 человек). Жены

имама жили в верхнем этаже и держались в затворничестве. На содержание

пленников отпускалось 15 тыс. руб. в год, не считая найма, ремонта и

обстановки дома. Кроме того, государь подарил Шамилю прекрасную коляску и

четверку лошадей. Шамиля развлекали. Его знакомили с семейными домами

высшего общества, возили на балы, концерты, в цирк, театр. Он посещал

школы, больницы. Театр он любил, а его присутствие очень занимало публику.

Но долее 10 часов Шамиль не засиживался. В гимназии имама более всего

интересовали естественный и физический кабинеты, а в последнем особенно

магнит. Шамиль любил детей; добрым кунаком его был предвод. дворянства А.С.

Щукин. В своей жизни грозный кавказец был прост, в пище умерен; вставал

очень рано; обычно занимался чтением арабских рукописей или Корана. 26

августа 1866 г. Шамиль в дворянском собрании в торжественной обстановке

принес присягу на подданство и верность императору, а осенью ездил в С.-

Петербург на свадьбу Александра III.

Климат дурно влиял на здоровье женщин, и они болели, почему 25 ноября 1868

г. Шамиль оставил Калугу и поселился в Киеве, а 4 февраля 1871 г. умер в

Мекке.

Одигитриевская церковь во имя Смоленской иконы Богоматери41 впервые

упоминается в описи 1685 г., где названа деревянная церковь Одигитрии “на

песку с 4 колоколами”. Нынешняя каменная церковь с приделами во имя Софии

Премудрости Божией и Трех Святителей построена в 1750—1751 гг. на месте

деревянной. Трапеза и колокольня перестроены в 1831—1832 гг., (по клировым

ведомостям; в другом источнике дата 1834 г.). Храм пятиглавый, имеет форму

куба (без трапезы). Боковые входы имеют портики на 4 дорических колоннах,

над портиками по одному полукруглому окну, над коим на стене написаны по

одной иконе московского письма. Трапеза имеет с обеих сторон небольшие

фронтоны. Кругом алтаря поставлена колоннада из 4 дорических колонн.

Колокольня трехъярусная, первые два четырехугольные, а третий круглый. Во

втором ярусе вместо прорезной арки сделаны нищи, по углам которых

поставлено по одной дорической колонне; прорез сделан только в верхней

части арки — полукружии.

Иконостас в храме новый, сооруженный в 1911 г. в стиле empire. Из икон

заслуживают внимания Одигитрии и Тихвинская. На последней имеется надпись:

“Сей св. образ пречистыя Девы Владычицы Богородицы переписася с опасным

изследованием мерою и подобием со всечестныя чудотворныя иконы Тихвинския,

сущия во св. ея обители на Тихвине, по обещанию многогрешного Варсонофия

тоя же св. обители архимандрита; поставлен же во граде Калуге во всечестнем

Богоматере храме Одигитрии, сущем на песках, лета 7188 году (1680)”.

Вниз к реке42, от Одигитриевской церкви, улица ведет на Смоленскую заставу.

Там находится церковь Спаса за Верхом. По-видимому, этот храм в начале XVII

в. стоял в городе, т. е. в крепости. Вероятно, это та самая церковь, про

которую в описи 1626 г. сказано: храм Преображение Спасово “пуст, строенья

нет ничего”, “в городе ж”.

В описи 1685 г. этого храма в крепости уже нет; но зато появляется новая

церковь “Спаса на глубоком”, деревянная; вероятно, за этот 60-летний

промежуток она была перенесена на настоящее место. Нынешний храм — с

приделами Никольским и во имя пр. Нила Столобенского; он построен в 1700

г.; приделы за время 1804—1810 гг. при содействии купца Сорокина.

Колокольня сооружена в 1776—1778 гг. Настоящая в форме вытянутого куба

имеет пять глав, посаженных близко друг от друга (не на углах). Вместо

обычных кокошников под кровлей такие же полукруглые изображения святых с 3-

х сторон. С боков трапезы слабые фронтоны, тоже со священными изображениями

внутри; над окнами, в полукружиях изображены св. лики. Колокольня

трехъярусная, готического стиля, почти скопированная с колокольни

Воробьевской церкви. Такие же колонны, поставленные по три по углам каждого

яруса одни над другими; такие же оконца-голосники; такой же прорезной

трибун-шпиль.

Иконостас настоящей церкви, стенопись алтаря и большинство икон в храме

относятся к XVIII в. Иконостасы приделов и стенопись XIX в.

К достопримечательностям храма относятся: 1) Икона св. Иоанна Воина,

написанная, как видно из надписи, в 1699 г. Письмо сохранилось хорошо.

Серебровызолоченные венчики и подбородень иконы, судя по работе, могут быть

отнесены ко времени написания иконы. 2) иконы св.-мч. Власия и вмч.

Параскевы с чудесами могут относиться к XVII в. Однако первоначальная

живопись икон испорчена позднейшими неумелыми подновлениями. 3) Икона

Богоматери “Печорская”. С 1877 г. чтится прихожанами чудотворной. Письмо

новое. 4) Напрестольное евангелие москов. печ. 1640 г. Размер в лист;

обложено красным бархатом с серебровызолоченным средником и угольниками на

верхней доске. На средине изображен “деисус”, на угольниках — евангелисты.

Средник и верхние два угольника, судя по работе, относятся к XVII в.,

остальные два позднейшей работы, вероятно, XVIII в. Сосуды и богослужебные

книги XVIII в.43

Недалеко от Одигитриевской церкви находится храм во имя св. Георгия “за

верхом”44. Первое упоминание о нем находим в описи 1685 г., где он

обозначен: церковь Георгия на песку с 6 колоколами. (Летописец церкви и

некоторые исследователи находят храм и в описи 1626 г.; однако, на

основании работы П.А. Трейтера, мы убедились, что они смешивают, не

задаваясь вопросом о топографии, заверхский храм с тем, что на Воробьевке а

последний с храмом “за лавками”, почему храм на Воробьевке фигурирует два

раза). Храм первоначально был деревянный, но к 1701 г. он был уже каменный

двухэтажный. Он сооружен, по преданию, купцом Коробовым, во вкусе построек

времен Алексея Михайловича.

В верхнем этаже один придел во имя Воздвижения, а в нижнем 3: 1) во имя св.

Георгия, 2) во имя особо чтимой иконы “Утоли печали” и 3) во имя Иоанна

Предтечи.

Корпус храма и наружная отделка сохранены в том почти виде, как выстроен

храм пятиглавый; по бокам верхнего этажа — галереи, покоящиеся на четырех

романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи

сначала были открыты, но в конце XVIII в. сделана кровля, которая держится

на 5 четырехугольных колоннах. На галереи и во храм 2-го этажа ведут с

обеих сторон лестницы, перила которых покрывают балюстраду из балясин с

кубиками. Особенное внимание в художественном отношении привлекает к себе

отделка дверей как в нижней, так и в верхней церкви, сделанная из

“мячковского камня” в русском стиле. Двери остаются в неприкосновенности

раскрашенными, как были. Церковь формою полукорабль высотою 20 с., длиною

15 с. Наружные стены верхней церкви украшены крестами; кругом церковь

обведена зубчатым поясом и 5 кирпичей на угол. Особенно интересны карниз

церкви и алтаря и наличники окон. На окнах витые колонки, а над ними резные

кресты; в верхних окнах ставни. В стенах верхней церкви есть голосники.

Кровля — шатровая; алтарь — трехчастный.

Колокольня трехъярусная, с пирамидальным стройным шатровым верхом. На крыше

колокольни симметрично расположены красивые двойные, четырехугольные и

круглые пролеты слуховых окон. Во 2 и 3-ем ярусах есть оконца: два оконца

во втором и одно в третьем. Наличники их с колонками, как в окнах церкви

Покрова на рву. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом; по бокам его

вырезано по кресту, заключенному в четырехугольник, по углам которого по

круглому диску, так что кресты окружены четырьмя дисками.

Верхняя церковь расписана, как показывает надпись в алтаре и на стенах ее,

в 1766—1767 гг. Над престолом устроена деревянная резная сень,

вызолоченная; это древнее алтарное украшение. Иконы в нижнем храме писаны

на полотне, наклеенном на углубление доски, что свидетельствует о их

старине. Из них в нижней церкви выделяются: иконы Спасителя, вмч. Георгия,

св. Николая, Иоанна Предтечи и др. В верхней церкви икона Иерусалимская

Богоматери, писанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым; она более

человеческого роста; над царскими дверьми икона св. Троицы писана на

жестяных ребрах. Наиболее чтимой, как указано, является икона “Утоли

печали”, находящаяся в нижней церкви. Она сооружена купцом Сысоевым, на

подобие и по мере с иконы в церкви св. Николы на Пупышах, по случаю

чудесного избавления от болезни за границей в Кенигсберге. Размер иконы 26

Х 18 в.

Из других предметов старины выделяются: 1) напрестольный крест с частицами

мощей 9 святых печерских с надписью: “лета 7194 (1686) году марта во 2 день

построен сей крест калужанами в Калугу на посад к церкви страстотерпцу

Христову мученику Георгию, что на песку”; 2) другой крест 1767 года очень

фигурной работы с подобной же надписью; 3) евангелие 1759 года в 16 X 11

вершков, весом 1 пуд 23 1/2 фунт.

В верхнем этаже имеется археологический шкафчик, в котором сохраняются: 1)

Символ веры в лицах — икона глубокой древности 8х6 вер. Над первым рядом

изображений вырезаны на рамке слова символа с “Верую” до “От духа свята”, а

под словами: а) Адам и Ева в раю; b) Преображение; с) Благовещение. Во

втором ряду под словами, написанными на иконе, до “и вочеловечшася”: а)

Рождество Христово, b) Распятие, с) Воскресение. В третьем ряду: а)

Вознесение, b) Сошествие во ад, с) Страшный суд. В четвертом ряду: а) храм

с прововедующими священниками, b) воскресение мертвых, с) царство

блаженных. В том же шкафчике: 2) деревянный крест, сломанный и вделанный в

доску. Он состоит из пяти кругов со священными изображениями; 3) оловянные

сосуды XVI века; 4) медное древнее кадило; 5) черепочки в виде крестов из

глины, найденные в нижней церкви под полом.

Из других предметов и вещей отметим: 1) древнюю пелену в один аршин и 2)

Коробовские ризы. Последние, по преданию, пожертвованы Коробовым,

надеваются в неделю всех святых. Оплечье их расшито изображениями

Спасителя, Богоматери, Апостолов и др. Ризы старинные, тяжелые, редкие по

нарядности и дорогие.

От Одигитриевской церкви до Загородного сада идет Пушкинская45 (ее называли

также Гоголевской) улица с асфальтовыми тротуарами. Загородный сад46 очень

тенист и привлекает своими старыми великанами-липами и сельской тишиной. В

30-х гг. XIX в. он был любимым местом гуляний калужан. В нем были одно

время деревянный театр и эстрада для музыкантов. Здесь была и

губернаторская дача, обычно обсаженная цветниками. Сад был значительно

больше, так как он занимал и то место, которое теперь находится под

казармами. Сад раскинулся на 3 дес. с лишним и густо засажен липами, только

площадка в центре окружена купами старых красивых елей. В саду с западной

стороны примыкает прежняя губернаторская дача, близ которой растут два

дерева шелковицы. С балкона дачи открывается живописный вид на Оку, на

зеленеющий бор, на извивающуюся лентой Яченку, на далекие деревни крутого

берега Оки и на Лаврентьевский монастырь, утопающий в зелени. Особенно

красив бывает вид в пору большого разлива, которым затопляется все

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 РЕФЕРАТЫ