бесплатные рефераты

Калуга

1685 г. она называется “происхождения честных древ на Воробьевке”

деревянная, с колокольнею в 5 колоколов. 21 апр. 1703 г. эта церковь на

праздник преполовения сгорела. Прихожане купили старую деревянную церковь

Покрова в Кожевниках (под горой) и перенесли ее на Воробьевку, где она и

стояла 5 лет. В 1710 г. была заложена новая каменная одноглавая церковь во

имя Воздвижения Животворящего Креста и закончена к 1719 г. Церковь стоит на

крутом взгорье от Оки и имеет Георгиевский придел.

Храм устроен четырехугольником, над которым возвышается восьмигранник.

Наличники окон восьмигранника орнаментированы колонками; такие же колонки

стоят по углам восьмигранника; под кровлей легкий фриз. Купол круглый;

трибун с небольшими углублениями и легким орнаментом; на главе звезды.

Колокольня в готическом стиле, имеет три яруса, которые украшены с боков

тремя рядами дорических колонн, поставленных одна над другими, по паре с

каждого бока или по 3 на углу. Ни портиков, ни фронтонов нет. Трапеза

невелика, имеет только по 3 окна со стороны. Колокольня и трапеза соединены

папертью. Рядом с колокольней сооружена часовня.

В церкви имеется икона Симеона Богоприимца, писанная в 1507 г., и особенно

чтится икона св. мч. Антипы, к которому жители прибегают при зубной боли.

Замечательно евангелие, напечатанное в 1574 г. в Вильне; в послесловии

сказано: “начася печататися в лето 7082 (1574) в пресловущем граде Вильне,

месяца мая в 14 день, на память мученика Исидора. При державе Государя

нашего милостивого Генриха, Божиею милостию короля Польского и великого

князя Литовского. И при преосвященном архиепископе нашем Ионе митрополите

Киевском и Галицком и всея России. Умышленном и произволением его милости

пана Скарбнаго старосты Уницкого Ивана Семеновича Зарецкаго и брата его

пана Зеновия бурмистра места Виленскаго: Свершена бысть книга сия евангелие

в лето от Рождества Христова 1575 года марта 30 дня”.

По спуску вниз, на первом пересечении Воробьевской улицы, с левой стороны

выделяется златоглавая Казанская церковь54. Она стоит близ Оки, которая в

половодье доходит иногда до входа в церковь. Этот храм упоминается в описи

1626 г. “преображение Спасово на “Подоле” с приделом Рождества Пречистыя

Богородицы “древян, клетцки”, “в старом остроге на Подоле”. Строение

нынешнего храма с приделам во имя Казанской Божией Матери начато в 1709 г.,

а окончено в 1717 г. Главною вкладчицею была царевна Наталья Алексеевна,

пожертвовавшая от себя на строение 1.000 руб.; были и другие жертвователи:

“стольник Данило Алексеев сын Мансуров, на каменное строение в церкви

Богородицы Казанския, что в г. Калуге, что под горой, дал сто рублев”,

“Боярин Борис Петров Шереметьев дал на церковь на строенье два рубля”,

“1720 г. марта в 3 день по обещанию на церковное строенье каменное

Казанския, Богородицы светлейший кн. Александр Данилович Меньшиков подал 11

червонцев золотых молить Бога о здравии кн. Александра, княгиню Дарию, кн.

Александра, кн. Марию, кн. Александру, кн. Екатерину, девицу Варвару” и пр.

В 1802 г. пристроены другой придел в честь положения ризы Господней и

колокольня.

В 1844 г., во время всенощного бдения, накануне храмового праздника

Преображения, молния ударила в шпиц колокольни и зажгла его и дерево на

колокольне; при этом два больших колокола упали и разбились. Главным

вкладчиком на исправление повреждений и на перелитие разбитых колоколов, с

прибавлением веса, был митрополит Иона, служивший при Казанской церкви

протоиереем (Иоанн Васильевский 1797—1806).

Храм имеет 5 глав и трапезу. В трапезе снаружи, с обеих сторон фронтоны на

четырех дорических колоннах (портики); два окна на закруглениях трапезного

фасада к настоящей и колокольне имеют с обоих боков храма в оконных нишах

по колонне с боков. Боковые входы в настоящую устроены галереями, каждая из

коих держится на трех готических арках. Наружный верх храма украшен

полукружиями, вероятно, намекая на старинные кокошники, и легким узором. На

углах верха выведено по паре ионических колонн. Над окнами, верхней части

маленький орнамент с крестом в середине. Алтарь трехабсидный с фризом и

оконным орнаментом. Глав 5, все они круглые, на трибунах небольшой, простой

рисунок; главная глава выше других; двойная, трибун у нее восьмиугольный.

Кресты у всех — прорезные. Особенностью храма является подцерковье, под

трапезою, со стороны реки. С этой стороны и упомянутые 4 колонны трапезного

фасада стоят на 3 арках. Колокольня храма примыкает к трапезе и имеет три

яруса. Второй и третий ярусы круглые и имеют на закруглениях вместо углов

по две колонны с коринфскими капителями, поддерживающие небольшой фронтон.

Вход в храм через колокольню украшен портиком с парными колоннами

коринфского стиля; на капителях в листья аканфа прибавлено по маленькому

лепному ангелу. Между колонн перед входом висит по иконе. Паперть

расписана.

Внутри храм великолепен и является богатейшим в городе. Главной его

достопримечательностью считается чудотворная икона Казанской Божией Матери.

Этот образ — копия Вязниковской чудотворной иконы и дан в дар во храм

семейством Смирных в начале второй четв. XVII в. Рукописное сказание

повествует, что в 7135 г.— 1627 г.— (в Вязниковской записи, в 7137 г.)

“купец Тимофей Никитин Судовщиков, третьяк, гость Московский”, имея жену

Евфимию, которая впала в расслабление. Она пожелала отправиться в Казань

помолиться Казанской Божией Матери. И на дороге, в Вязниках, она узнала,

что есть в соборной церкви копия с Казанской иконы, перед которой и

отслужила молебен Евфимия, “воста от одра своего здрава”. Она заказала

иконописцу списать копию иконы, обложила ее серебром, жемчугом “и камением

драгим” и поставила в Калуге “в церкви преображения Господня, что под

горою”. “Учредися же на праздник ея (22 октября) крестное хождение из

соборныя церкви”.

Летопись чудес начинается с XVII в. Эти чудеса изображены на стенах храма,

и ими любовался в свое время Гоголь. Весьма вероятны, что они написаны были

в XVIII в. и, может быть, одновременно с построением храма. Риза на иконе

стоит несколько десятков тысяч рублей.

Другими достопримечательностями храма являются: 1) икона Богородицы и

Иоанна Предтечи, в которую вставлен небольшой серебряный ковчежец с частью

ризы Господней. Во вкладной книге записано: 9 июля 1751 г. (по друг.

данным, .1716 г.) “боярина Николая Григорьевича Строганова, житель ево

Семен Дмитриев сын Истомин привесил к чудотворному образу Казанския

пресвятыя Богородицы в ковчеге часть ризы Спасовой, которая осталась после

родителев коево; и по просьбе моей у о. Архимандрита Киприяна сего месяца в

19 день ис соборной церкви учинено кресное хождение”; 2) напрестольный

крест с частицею мощей, пожертвованный Смирным; 3) серебряный большого

размера подсвечник, привезенный в половине XIX в. с Московской выставки;

колокол в 620 пудов — дар митр. Ионы.

В 50 саж. от храма, налево от входа на горке, стоит часовенка. В ней две

гробницы, к которым бывает 8 июля и 22 октября крестный ход, и служится

панихида. На гробницах надписи по камню: “лета 7141 г., августа в 29 день

преставися раб Божий Тимофей, прозвищем Третьяк Судовщиков”. На другой:

“лета 7140 г. сентября 24 на память стые первомучнцы и равныя апстлм Феклы

прехвальные преставися раб Божий Московский гость Констентин Никитин сын

Судовщиков, просвищем Смирной во иноцех схиник Кирилл”. А при входе в

часовню налево в нише, на листе железа, сделана картина: семейство Смирных

несет икону; около Евфимии мальчик-сын, а около мужа его брат-инок Кирилл в

молитвенном положении. Под картиною надпись: “Надпися надгробная: “Здесь

покоится прах Московского гостя третьяка Тимофея Никитича Смирнова и

супруги его Евфимии Симеоновны, принесших чудотворную икону Казанская

Богоматери из города Везников в город Калугу, и брата его Константина, с

монашестве схимника Кирила, и младенца Василия”... Далее известный уже

рассказ об исцелении. Под этою же надписью на стене остатки старой подобной

картины и надписи, писанной на штукатурке. Надпись не ранее половины XVIII

в. По стилю часовня XVIII в., но надгробные камни XVII в.

От Казанской церкви к реке идет подъезд к пароходной пристани г.

Цыпулина55. В настоящее время нет и малейшего намека на то, чем была на Оке

Калужская пристань в первой четверти XIX в. Она тянулась на 3 в., начинаясь

от устья р. Яченки, до устья Киевки, и была почти сплошь уставлена судами и

завалена лесом. От Яченки вниз по Оке на 260 с. шел склад дровяного леса,

казенного и частного. Когда дрова и лес прибирались, здесь бывала выгрузка

соли; зимою — судам зимовка; весною — к речке Яченке вешняя чалка. Против

этого места за Смоленскою заставою были открыты мелочные лавки для

удовлетворения главнейших нужд судорабочих. Отсюда до Березуя шла лесная, а

от Березуя до ключей с рыбными садками — судовая пристани. Против нее, для

склада хлеба, который нагружался на суда с помощью подмостков, ежегодно

устраивались лабазы, где торговали мукой до самой весны. От садков до

старого перевоза через Оку по низменному положению и болотистому грунту

земли — был интервал. От перевоза до Зеленого крупца была пристань и

зимовка ссудам, приходившим с железом, камнем, алебастром, рыбою, дегтем,

деревянною и глиняною посудой и др. товарами. От Зеленого крупца до Дудиных

Быков по неудобности места шел второй интервал. От Дудиных Быков до

Жировского ручья тянулась другая лесная пристань и тут же была зимовка

судов. Наконец, от Жировского ручья до кожевенных заводов был причал лесу и

судов, принадлежавших калужским фабрикантам и заводчикам; склад пеньки,

пакли, щетины и сала.

В настоящее время движение грузовых судов очень незначительно. Теперь по

Оке, начиная от Калуги, вниз курсируют пароходы. Пароходное сообщение между

Калугой и Серпуховым открылось с 1872 г., когда начали ходить два парохода

полковника Щербачева: “Ока” и “Проворный”. Ныне ходят также обычно два

парохода: “Цыпулин II” и “Димитрий Донской” до Серпухова, а от последнего

до Каширы тоже два: “Екатерина” и “Владимир”. В половодье один пароход

курсирует вверх через Перемышль и Лихвин до Белева. Навигация летом

прерывается мелководьем. Владельцем пароходства является г. Цыпулин.

Пристань расположилась почти у самого плашкоутного моста через Оку, за

которой идет шоссе в г. Перемышль. До 1825 г. в Калуге был плавучий мост,

заведенный с 1783 г., на содержание которого, по причине частых разрывов от

прибылой воды, отпускалось ежегодно из городской думы от 5 до 8 тыс. руб.

Несмотря на такие значительные издержки, он не только не служил к украшению

города, но еще безобразил его. Вследствие сего по составленному в корпусе

путей сообщения плану построен новый мост на судах, который стоил с лишком

100 тыс. руб. Чтобы вознаградить город за этот расход, на основании Высоч.

утв. 17 мая 1832 г. мнения Государственного Совета положено: с судов,

проходящих по Оке и требующих разводки устроенного там на плашкоутах моста,

взимать по 30 коп. с каждой сажени в длину судна, а с судов, которые

остаются зимовать под городом около дамб, устроенных на счет его,

взыскивать с каждой сажени в длину судна 1 руб.

|[pic] |

|1. Подъезд к Калуге осуществлялся по Брянскому мосту, возвышавшемуся над |

|нынешними улицами Ленина, Каляева и Московской. Мост разобран в 60-е гг., и о|

|его существовании напоминают лишь сохранившиеся опоры. |

|2. Ямская улица — теперь улица Ленина от вокзала до стадиона. |

|3. Железнодорожное училище — областная станция юных техников (Ленива, 9). |

|Училище замечательно тем, что в нем учился революционер Н. В. Вилонов. |

|4. Здание приюта долго использовалось в качестве детского сада, а затем |

|снесено в связи со строительством многоэтажных жилых домов. |

|5. Строительство винного склада (винзавод) началось в 1895 г. |

|6. “Особнячки” — постройки кон. XVIII — нач. XIX века, возводившиеся в |

|спланированных П. Р. Никитиным кварталах, существовали вплоть до 50-х гг. |

|нашего века и уступили место многоэтажным домам к концу 70-х гг. |

|7. Церковь Алексея Митрополита находилась на пересечении нынешних улиц |

|Каляева и Карла Либкнехта. |

|8. Крестовский монастырь располагался на месте нынешних 2-й и 17-й школ и |

|прилегающих построек. Поле Свободы раньше называлось Крестовским полем. |

|Кладбище при Крестовском монастыре, подобно некрополю Лаврентьевского |

|монастыря, было привилегированным: здесь покоились генерал-майор А.Я. |

|Миркович, участник воины 1812 г. и член тайного общества, Унковские, |

|Цуриковы, Лучшевы (близкие люди декабриста Г.С. Батенькова). |

|9. Московские ворота разобраны в 1932 г., т. к. якобы мешали движению |

|транспорта. Из двух обелисков, которые оставались еще и в 60-е гг., уцелел |

|только один, рядом с Концертным залом. |

|10. Народный дом старым калужанам известен как клуб имени Андреева (так он |

|назывался до 1945 г.) или драмтеатр (до 1957 г.). Постройка 1911 г. разрушена|

|в конце 60-х гг., и на ее месте в 1971 г. возведен Концертный зал областной |

|филармонии. |

|11. Юрилка — точнее Ярилка, по имени языческого бога Ярилы. |

|12. Московская улица в 1918 г. получила название Советской и так называлась |

|до 1961 г., теперь — часть улицы Ленина, от филармонии до пединститута. |

|13. Имеются в виду дома Толстых и Польман (№ 65а и 70), сохранившиеся до сих |

|пор и находящиеся под охраной государства как памятники архитектуры. |

|14. На улице Суворова. |

|15. На улице Кутузова. |

|16. Магазин Ракова — “Детский мир”. |

|17. Адрес библиотеки г-жи Савельевой не указан точно и сейчас уже не может |

|быть восстановлен, т. к. все дома в этом квартале новые, за исключением |

|магазина Ракова. |

|18. Саловская гимназия (Ленина, 79) размещалась в здании ХVIII века. В |

|настоящее время здание является памятником архитектуры, истории и культуры. |

|19. Гимназия — Ленина, 83 — постройка 1782 г. В настоящее время здесь |

|размещаются гуманитарные факультеты Калужского государственного института |

|имени К. Э. Циолковского. |

|20. Никольская улица — ул. Луначарского. |

|21. Никитская — ул. Ленина. |

|22. Оставшийся фонд Публичной библиотеки был передан в Фундаментальную |

|библиотеку губернской гимназии, на базе которой Публичная библиотека |

|возродилась в 1834 г. |

|23. Здесь снова возникает дата — 1804 г. и соответственно превратное мнение, |

|что и здание выстроено в 1804 г. Утверждение, что “Калужское дворянство |

|выстроило здание для Приказа общественного призрения в благодарность за |

|открытие наместничества” звучит тенденциозно. Приказ общественного призрения |

|возник в результате реформы 1775 г. и сразу стал выполнять роль банка. |

|Средства складывались из отпускавшихся правительством ассигнований и |

|пожертвований населения на благотворительные цели. Что касается |

|взаимоотношений дворянства и приказа общественного призрения, то, наоборот, |

|последний часто ссужал помещикам крупные суммы под залог их имений. |

|24. Среди питомцев гимназии Д.И. Малинин называет художника Лукомского. Здесь|

|он объединил братьев Лукомских, из которых старший — Владислав Кресцентьевич |

|— действительно, окончил гимназию, но стал не художником, а крупным |

|ученым-гербоведом и геральдистом, а младший — Георгий Кресцентьевич, художник|

|и историк архитектуры, учился в реальном училище. |

|25. Кроме учительских курсов, в доме против гимназии (Луначарского, 1) |

|помещалось высшее начальное училище, где преподавал К.Э. Циолковский. |

|26. Благовещенская церковь находилась на месте сквера имени А. Карпова, |

|разобрана в 30-е гг. Материал использован на строительство детского сада и |

|хлебозавода. |

|27. Можно согласиться с Малининым в его досаде, по поводу того, что здание |

|семинарии загородило и тем “изуродовало” дом Дворянского пансиона, постройку |

|классицизма XIX века. Но само по себе здание школы не так уж и плохо. |

|28. Этот дом принадлежал ранее купцу И.А. Зюзину, а не Щукину (неправильно |

|прочитан документ) в 1825 г., иногда Дворянское собрание снимало помещение |

|под депутатские собрания и балы. До начала строительства дома для Дворянского|

|собрания стоял вопрос о приобретении дома Зюзина для этих целей. |

|29. Оставшийся фонд Публичной библиотеки был передан в Фундаментальную |

|библиотеку губернской гимназии, на базе которой Публичная библиотека |

|возродилась в 1834 г. |

|30. В 1834 г. губернатором был не Оболенский, а И.М. Бибиков. |

|31. Частная библиотека купца Грудакова открылась в 1841 г., а в 1846 г.— |

|Татаринова. |

|32. Вслед за П.С. Щепетовым-Самгиным (см. “Памятную книжку Калужской губернии|

|на 1861 год”) Малинин утверждает, что с 1854 г. книги Публичной библиотеки |

|“находились в доме Дворянского собрания без всякого употребления”. В 1863 г. |

|был образован Губернский статистический комитет. Комплектованием библиотеки и|

|приведением в порядок “оставшегося без употребления” фонда занимался |

|секретарь Губернского статистического комитета (он же учитель уездного |

|училища, краевед и этнограф) П.А. Ляметтри. Впоследствии этот фонд вошел в |

|состав библиотеки Калужской ученой архивной комиссии, которая перешла по |

|наследству областному краеведческому музею. |

|33. Владелицей библиотеки, проданной городу, была Александра Александровна |

|Мантейфель. |

|34. В Библиотеке, купленной для общественной публичной библиотеки, было не 3 |

|тысячи томов, а 5 тысяч, приобретенных за 3 тыс. руб. |

|35. Мешковский проулок — ул. Достоевского. Госбанк — теперь Центральный |

|сберегательный банк. |

|36. Церковь Михаила Архангела разобрана в 1935 г., и на ее месте построен дом|

|для инженерно-технических работников железной дороги. (Ленина, 100). |

|37. Архангельский проулок — теперь ул. Дарвина. |

|38. Черновский переулок — ул. Вилонова. |

|39. Лютеранская церковь (кирха) — Вилонова, 9. |

|40. Техникум железнодорожного транспорта — Вилонова, 11. |

|41. Дом Трудолюбия — ныне Институт усовершенствования учителей на улице |

|Чебышева, которая да революции называлась Сорокинским переулком. |

|42. Церковь при Доме Трудолюбия во имя Равноапостольного князя Владимира |

|построена в 1903 г. по проекту архитектора Григорьева и инженера Кулаевского.|

| |

|43. Духовное училище (Дарвина, 13) до недавнего времени занимала |

|школа-интернат № 2. |

|44. Соединенный банк помещался в доме купчихи Игнатовой, построенном в 1903 |

|г. В наше время второй этаж занимает Дом работников просвещения, а на первом |

|— ресторан “Ока”. |

|45. Удивительно, что Малинин опустил очень важный эпизод в истории дома 109. |

|С 1869 по 1873 г. здесь размещалось кооперативное товарищество “Подспорье”, |

|объединившее прогрессивно настроенных чиновников Калуги, к которым примыкал |

|революционный демократ Н.В. Шелгунов, отбывавший в Калуге ссылку. Д.И. |

|Малинин писал об этом позднее — в. 1915 г. в журнале “Голос минувшего”. |

|46. В этом же флигеле, где показана библиотека Корчагина, еще в 1846 г. |

|открылась библиотека Татаринова, а в 20-е гг. нашего века функционировала |

|библиотека Кооператива учащихся. |

|47. В период строительства Кафедрального собора (с 1799 по 1819 г.) Никитская|

|церковь выполняла роль кафедрального собора. В связи с переоборудованием |

|здания под детский кинотеатр памятник архитектуры снят с государственной |

|охраны. |

|48. На вопрос Малинина, кто автор проекта Гостиного двора, ответила Т.М. |

|Сытина в 1960 г. Это — архитектор Петр Романович Никитин, работавший в Калуге|

|с 1776 по 1784 г. |

|49. Городская дума существовала в этом даме с 1810 г. До этого года Дом |

|принадлежал заводчику П.Е. Демидову, где он, по преданию, принимал царицу |

|Екатерину II. С 1930 г. в здании находился Горсовет. В 1941 г. оно было |

|сожжено фашистами при отступлении. Восстановлено в 1951 г. как жилой дом для |

|рабочих и ИТР Калужского турбинного завода. |

|50. Ильинская улица — ул. Кутузова до перекрестка с ул. Софьи Перовской. |

|51. Служба сборов больше известна читателям как Дом Носовых, построенный в |

|1782 г Управление Ряжско-Вяземской железной дороги арендовало этот дом с 1874|

|г. |

|52. Воробьевка — улица Революции. |

|53. Церковь Георгия на Воробьевке находилась на левой стороне улицы, напротив|

|здания областного Совета. |

|54. Казанская церковь находится на ул. Подвойского, с предвоенных лет до |

|настоящего времени в ней работает скульптурная фабрика. |

|55. В настоящее время здесь находится пароходная пристань, от которой в |

|летний период ходят быстроходные суда. |

|[pic] |

|ЧАСТЬ ВТОРАЯ |

|[pic] |

Семинария. – Собор.— Городской сад. — Покровская церковь на рву.— Палаты

Коробовых. — Музей. — Дом Шамиля.— Одигитриевская, Спасская за верхом и

Георгиевская за верхом церкви.— Загородный сад и домик Гоголя.— Симеоново

Городище.

Гостиный двор, как уже сказано выше, выходит одной своей стороной на плац-

парадную площадь1, от которой в оба конца города идет непрерывно одна улица

с разными названиями в частях2, прорезывая весь город поперек. На плац-

парадную площадь выходят частью своих корпусов присутственные места3. Здесь

же находится почтово-телеграфная контора, сельскохозяйственный склад

губернского земства и пр.; на площадь же выступает и боковая часть

семинарского корпуса, в которой во втором этаже помещается Семинарская

церковь, а в нижнем Никольский собор. Оба эти храма примыкают к корпусу

присутственных мест посредством крытой галереи, внизу которой выведены две

арки для проезда. Это огромное здание из 3 корпусов, имеющее форму буквы П,

внутри которой возвышается Собор.

Присутственные места построены при первом наместнике М.Н. Кречетникове

(1777—1790—3). Здание обошлось вчерне4 свыше 200 тыс. руб. Это сооружение

уже занесено в “описание Калужского наместничества” (1785 г.). “Каменный

корпус (паралл. Оке) в два жилья длиною на 64 с., шириною на 6 с. В нем

помещены Наместническое правление, приказ общественного призрения,

совестной суд, зала для Общаго собрания. Чертежная и Городническое

правление. По обеим сторонам сего здания находятся по одному корпусу в два

жилья, длиною каждый на 103 саженях, соединяющиеся с первым каменными

галереями, из коих каждая простирается на 20 с.”. Здесь уместилась вся

сложная масса екатерининских губернских учреждений, а с начала XIX в. и

часть духовно-епархиальных органов. В настоящее время один корпус занимает

Духовная Семинария5, а в двух других помещаются казенная палата6,

казначейство7, окружной суд8, типография и др. учреждения.

В нижнем этаже, с плац-парадной площади, в семинарском здании, как сказано,

находится Никольский Собор. Он устроен в 1831 г. из часовни на сумму 1 тыс.

руб., пожертвованную унт.-офицером Мякошиным, и на собранные в Калуге на

сооружение 424 руб. асс. Храм был возобновлен в 1901 г., причем прежнее

стенное письмо уничтожено и заменено новым. Икон в храме очень много. На

южной его стороне заставлено стенное изображение византийского стиля

“Перенесение мощей св. Николая в Бар-град”. На этой стороне обращает

внимание копия Репинской картины “Избавление св. Николаем от рук палача

невинноосужденных”.

Главною святынею собора является икона св. Николая чудотворца, к которой

население прибегало и прибегает во время общественных бедствий. Св. Николай

изображен в большом поясном размере; вверху же на иконе написана копия

Калужской Казанской иконы Божией Матери, а по сторонам ее св. Сергий

Радонежский и Пафнутий Боровский на правой стороне, а на левой св. Тихон и

Лаврентий Калужские. По преданию, эта икона сооружена иждивением Калужского

общества и стояла прежде среди торгово-промышленных заведений, находившихся

на восточной стороне Калуги, “на посаде”, точнее там, где были ранее

кузницы, около Ильинской церкви. В собор она поступила после пожара, так

как торгово-промышленные заведения были перенесены на другое место. И

теперь при открытии торгово-промышленных заведений совершаются молебствия

пред этой иконой. Другим чтимым образом храма является икона Каплуновской

Божией Матери.

Над собором, во втором этаже, сооружена семинарская церковь во имя ап.

Иоанна Богослова. Возникновением своим она обязана преосв. Феофилакту,

который имел архиерейское помещение при Семинарии. В Кафедральном соборе,

ввиду его ветхости, с 1799 г. службы не производилось, и он даже вышел из

городового плана. Поэтому еп. Феофилакт предложил его разобрать, а

материалы, равно как иконостас и прочую, для нового собора ненужную, утварь

обратить на устройство теплой церкви в семинарском каменном корпусе. В

предложении об этом св. Синоду епископ утверждал, что “от сего для общества

последует польза такова: когда теплая церковь при семинарии устроится,

тогда в зимнее время кафедрального собора священноцерковнослужители могут в

ней отправлять священнослужение, а начальствующие семинарии и учители

обязаны будут изъяснять в воскресные дни для пользы учащихся в семинарии и

посторонних лиц катихизис и св. писание, а студенты богословия говорить

проповеди”. 27/29 января 1808 г. состоялось разрешение Синода на

осуществление плана еп. Феофилакта, а в 1811 г. церковь была уже готова. До

1852 г. в ней зимою совершали богослужение архиереи, так как до этого года

Кафедральный собор был холодным...

Как память пребывания архиереев в Семинарии, в помещении VI класса по

стенам развешаны их портреты. Семинария в Калуге появилась ранее

образования Калужской епархии. В виде духовного училища она была открыта в

1775 г., когда Калуга входила еще в состав Московской епархии, и обязана

своим возникновением митр. Платону. Семинария помещалась первоначально на

Жировке в казенном доме. В 1776 г. она уже была в Лаврентьевском монастыре.

На содержание Семинарии отпускалось только 300 руб. в год с добавлением

некоторого пособия. Главный надзор над Семинарией вверялся настоятелю

монастыря, которому платили “за присмотр” 12 руб. в год, а в 1786 г. только

6 руб. Управление учебным заведением руководствовалось особой инструкцией,

которой, между прочим, предписывалось “иметь смотрение, чтобы учение

происходило по учрежденному порядку... 2) надзирать над учителями, дабы в

должности своей были рачительны и в школах в назначенные часы и также и в

церкви, когда должно, неотменно были... 3) ему же, архимандриту, наблюдать,

чтобы бурсаки пристойно назначенной суммы содержаны были... 7) ему же,

архимандриту, каждую треть экзаменовать семинаристов, никаким кто окажется,

присылать рапорты”.

В Калужской Семинарии до 1799 г. было только два класса — высший и низший

грамматические. Учитель первого получал 60 руб., а второго – 45 руб. в год.

Учителя были из Московской Академии. Ученики поступали в Семинарию от 8 до

14 лет, а оканчивали 15-19 лет. В 1796 г. было уже 293 ученика. Любопытна

их аттестация и судьба: выключены “за непонятием” — 26, учения

“средственнаго” — 38, “не худого” — 108, “хорошаго”” — 69, “к учению

надежных” — 12, за нехождением в школу выключено 15, на месте выбыли 15,

трое умерло, 3 ушли в светское звание, 3 перешли в Московскую Академию.

Поведения все “добраго”, только один “самаго буянскаго”.

В июне 1800 г. Семинария была переведена из Лаврентьевского монастыря в

город. Ей отвели каменный двухэтажный корпус, устроенный “по апробованному

плану” для верхнего земского суда, уездного и нижнего земских судов,

верхней и нижней расправы, дворянской опеки, губернского и городового

магистрата. Это тот самый корпус, что Семинария занимает ныне. По

упразднении средних судебных мест (1796 г.) нижний этаж в 1798 г. был

переделан для поставки казенного вина и поклажи соли, не умещавшихся в

магазинах. Корпус был передан и принят духовным ведомством в 1802 г. В 1806

г. были освобождены от казенного вина и соли подвалы. При Семинарии

помещался архиерейский дом до 80-х гг. XIX в. В 1811 г. была устроена при

архиерейском доме церковь во имя Иоанна Богослова. Учащихся к этому времени

в Семинарии было до 900 человек, так как и Семинария и училище помещались в

одном здании. В 1800 г. уже были открыты риторический и философский классы,

а в 1802 г. богословский. Преподавателей в 1809 г. в Семинарии было 9. В

это же время в Семинарии было общежитие — бурса (при еп. Евлампии), но

пансионеров в ней в 1809 г. было только 20 человек.

В 1812 г. в семинарском корпусе помещался военный лазарет. С 1810 же года

началась подготовка к реформе 1814 г., когда училища были отделены от

семинарий. Было постановлено открыть 3 духовных училища. Весною 1810 г.

было открыто Боровское для четырех классов в корпусе, где помещалось в

Боровске ранее духовное правление. В 1867 г. оно было переведено в Калугу.

Другое училище было намечено в Мещовске, но дело затормозилось до 1815 г.,

когда, наконец, оно было основано. Намечалось было училище в Козельске или

в Добром монастыре (Лихв. у.), но не было открыто. Духовное же калужское

училище, несмотря на отделение от семинарии, пребывало в ее здании до 1840

г. Это здание приспособлялось к потребностям заведения и переделывалось

почти в течение всего столетия, вплоть до 1896 г., когда оно, наконец, было

приведено в надлежащий культурно-просветительному питомнику вид.

Из питомцев семинарии было 16 епископов, протопресвитер И.Л. Янышев, проф.

И.А. Чистович (дух. акад.), Я.А. Чистович (мед.-хир. акад.), проф. Ц.И.

Соколов (мед.-хир. акад.), проф. М.М. Троицкий (психолог) проф. А.И. Чупров

(экономист), В.Т. Покровский, писатель Г. Недетовский (О. Забытый) и мн.

др.

В 1911 г. в Семинарии было 439 учеников с бюджетом заведения в 70.814 руб.

Перед семинарией и присутственными местами кругом собора, разбит красивый

сквер, среди которого особенно рельефно выделяется величественный соборный

храм. Первое известие о Калужском соборе восходит к 1610 г., под каковой

датой упоминается соборный храм во имя Живоначальныя Троицы в Никоновской

летописи. В этой церкви был похоронен Тушинский вор9. По некоторым данным,

этот деревянный собор был сожжен запорожцами в 1618 г. и второй был

выстроен боярином Романовым. В описи 1626 г. он описывается так: “древян,

клетцки и о дву шатрах, в придела апостола Иоанна Богослова, а в церкве

строенье все сполна: деисус с праздники и пророки, месной образ

Живоначальныя Троицы, обложен серебром, да в приделе Иоанна Богослова

деисус да у Троицы свеча поставлена большая, да у Троицы же шесть колокол:

четыре колокола Троецкие, а два колокола поставил на время гость Смирной

Судовщиков. Да у Троицы же церковных книг: евангилье запрестольное

печатное, да евангилье толковое, полууставье письменное, да два охтая

печатных, да минея печатная, да апостол печатный, да два трефолоя

письменные, да два прелого, во весь год, да псалтырь, да чесовник, да две

треоди цветных, да посная печатные, да служебник печатной; да ризы

отласные, стихарь да патрахель, кадило, сосуды церковные”.

Со временем этот храм пришел в ветхость, и около 1687 г. был построен новый

каменный. Высеченная на камне в стене церкви около западных дверей надпись

гласила: “лета 7195 (1686 г.) ноября в 1 день на память святых чудотворцев

безсребренников Космы и Дамиана построена сия святая соборная и

апостольская церковь во имя Живоначальныя Троицы. А строила сию святую

соборную церковь по обещанию своему Степанова жена Тарасовича Хитрово,

вдова боярыня Анна Петровна”, бывшая мамка царя Федора Алексеевича, для

вечного поминовения сего царя.

Чрез сто лет и этот храм обветшал, и с 1786 г. начато построение

теперешнего собора. Именно в этом году “г-губ. М.Н. Кречетников в отношении

к бывшему тогда преосв. Платону, арх. Московскому и Калужскому...

прописывая, что Ея Имп-му В-ву благоугодно было в бытность его,

Кречетникова, в С.-Петербурге изъявить Высочайшую волю о построении в г.

Калуге соборной церкви на месте нынешняго Калужского собора и что для сего

Всемилостивейше повелеть соизволила отпустить в течение трех лет 30 тыс.

руб., и он, г. Кречетников, к исполнению таковой Ея В-ва воли располагается

приступить неукоснительно,— просил Его Преосвященство дозволить, разобрав

настоящую (от 1686 г.) собора колокольню с находящейся под нею церковью,

употребить материал из оных на пользу нового собора”. По сему отношению

резолюциею преосв. Платона дозволено выполнить просимое, и тогда же

колокольня с упомянутой церковью были разобраны. В том же 1786 г. заложен

новый собор, строение которого было сдано купцу Шемякину10. За два года

“сверх выбученнаго фундамента выведено было из белого мячковскаго камня

(цоколь) в длину 26 1/2 с. с колокольнею, в ширину 10 с. 1 арш., а в вышину

2 арш.” и после сего оставалось строение без действия до 1804 г., так как

Шемякин умер в 1788 г., а средств, очевидно, не было для продолжения работ.

Между тем службы продолжались в неразобранной части старого собора до 1799

г. 5 апр. этого года “в день коронации… имп. Павла, быв в том соборе,

гражданский губернатор Мих. Аф. Камынин усмотрел около столпов,

поддерживающих своды, разселины, и велел оные освидетельствовать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 РЕФЕРАТЫ