Шпаргалки по уголовному праву (особенная часть)
из наиболее тяжких пр-й, предусмотренных уголовным законодательством.
Банда — разновидность преступного сообщества, ее составляет устойчивая
вооруженная группа из двух или более лиц.
Обязательными признаками банды являются: а) устойчивость, б) вооруженность
группы, в) сплоченность ее участников, г) нацеленность на совершение
нападений.
Устойчивость предполагает, что вооруженная группа (банда) создана
специально для занятия преступной деятельностью.
Сплоченность выражается в организационной монолитности, спаянности
участников, наличии главарей, активных участников, жесткой дисциплины и
т. п.
Цель банды — совершение нападений на организации либо на отдельных
граждан.
Вооруженность группы — обязательный показатель банды. Под оружием следует
понимать предметы, приобретенные, специально приспособленные или
изготовленные для поражения живой или иной цели и не имеющие другого
хозяйственного назначения. Это м.б. огнестрельное и холодное оружие — как
табельное, так и кустарного производства, различные
взрывные устройства, газовое и пневматическое оружие (см. ст. 1 Закона «Об
оружии). Вооруженность банды налицо, если оружие имеется хотя бы у одного
участника, но все остальные члены банды осведомлены об этом и достоверно
знают о том, что оно будет использовано в процессе налетов.
Статья 209 УК, относя вооруженность к признакам банды, не требует, чтобы
квалификация по этому основанию обязательно была связана с фактическим
применением оружия в процессе нападения.
Создание вооруженной группы (банды) предполагает совершение различных
действий, направленных на ее организацию. Конкретно создание банды проявл.
в вербовке участников, распределении ролей и направлении деятельности,
приобретении оружия, в планировании деятельности банды и т. п.
Оконченным данное пр-е считается с момента возникновения банды для
последующих вооруженных нападений. Если после предпринятых мер по
сколачиванию банды ее создать не удалось, содеянное квалифицируется как
покушение на бандитизм (п. 7 постановления Пленума от 17 января 1997 г.).
Участие в банде (ч. 2) реализуется в членстве в объединении, когда субъект
принимает на себя определенные обязательства по выполнению активных
действий, обеспечивающих деятельность банды, достижение поставленных
перед нею целей. Участие может заключаться в самых различных действиях: в
нападениях, приобретении оружия, в подыскании объектов для нападения,
сбыте похищенного имущества, содержании убежища. Участие в банде
признается оконченным с момента вступления в члены банды. Участие налицо
и в тех случаях, когда оно
фактически выразилось лишь в подготовительной деятельности объединения.
Участие в организуемых бандой нападениях предполагает, что лицо, даже не
являясь членом банды, присоединяется к бандитским налетам. Для
ответственности по этому основанию необходимо установить что субъект был
осведомлен о том, что участвует в нападении, выполняемом вооруженной
бандой. Окончено пр-е с момента фактического участия в нападении.
Содеянное в подобном случае квалифицируется непосредственно по ст. 209 УК
Часть 3 предусм. ответ-ть за действия, совершенные лицом с использованием
своего служебного положения. Законодатель тем самым обращает внимание на
более опасную разновидность пр-я, когда субъект в силу своих служебных
обязанностей может совершить действия, существенно облегчающие создание
или функционирование банды.
Бандитизм предполагает совершение пр-я только с прямым умыслом. Субъект
сознает, что он организует, участвует в банде или в совершаемых ею
нападениях и желает этого.
Мотивы пр-я м.б. самыми различными. Чаще всего практика сталкивается с
корыстными мотивами.
Состав предполагает наличие специальной цели — нападения на организации
либо на отдельных граждан.
Субъектом бандитизма м.б. гражд. РФ, иностранный гражд., лицо без
гражданства, достигшее 16 лет. Лица моложе этого возраста за фактически
содеянное могут нести ответ-ть только по статьям, предусматривающим ответ-
ть за пр-я против личности или собственности (п. 14 постановления Пленума
от 17 января 1997 г.).
Статья 210 УК предусм. ответ-ть за организацию преступного сообщества.
Объективная сторона пр-я выражается в создании преступного сообщества для
совершения тяжких или особо тяжких пр-й, а также в руководстве сообществом
либо входящими в него структурными подразделениями; она может выражаться
также в создании объединения организаторов, руководителей или иных
представителей организованных групп (ч. 1).
Преступное сообщество (преступную организацию) образует сплоченная
организованная группа, созданная для совершения тяжких или особо тяжких
пр-й, либо объединение организованных групп, созданное в тех же целях (ст.
35 УК).
Руководство сообществом или его структурными объединениями заключается в
сплочении усилий соучастников на совершение пр-й, в планировании и
координации деятельности, подборе соучастников, распределении функций
между ними и т. п.
Сплоченность предполагает общность целей деятельности, намерений,
определенную корпоративную общность членов объединения. Устойчивость
проявл. в прочных, длительных, стойких связях между участниками
организации. В силу того что сам факт объединения в сообщество представляет
серьезную общественную опасность, пр-е признается оконченным с момента
организации сообщества.
В зависимости от характера участия в преступной организации закон предусм.
различную ответ-ть организаторов, руководителей (ч. 1) и участников (ч.
2).
Часть 3 предусм. квалифицированный состав создания, руководства,
участия в сообществе, совершенные лицом с использованием своего служебного
положения.
Для сообщества не характерны такие признаки, как вооруженность и цель
совершения нападений.
С субъективной стороны пр-е совершается только с прямым умыслом.
К пр-ям против общественного порядка относятся массовые беспорядки (ст.
212), хулиганство (ст. 213), вандализм (ст. 214).
Наиболее часто на практике применяется ст. 213 УК. Непосредственным
объектом хулиганства является общественный порядок. Грубое нарушение
общественного порядка сопровождается проявлением явного неуважения к
членам общества, их собственности, поэтому личность и собственность
выступают в качестве дополнительных объектов хулиганства: последнее
сочетается с насилием над личностью (или угрозой насилия) либо с
уничтожением или повреждением чужого имущества (ч. 1).
Объективная сторона всегда характеризуется активным поведением, грубо
нарушающим общественный порядок и выражающим явное неуважение к обществу.
Под грубым нарушением общественного порядка следует понимать нарушение,
причиняющее значительный, существенный вред нормальному функционированию
социально значимых общественных отношений, т. е. возможности людей
нормально реализовывать свои законные права и обязанности: спокойно,
нормально жить, работать, проводить свой досуг и т. п.
Проявлением явного неуважения к обществу следует считать открытое,
очевидное для всех пренебрежительное отноше
ние к общепризнанным в обществе стандартам поведения,закрепленным
господствующей моралью, обычаями и т. п.
Явное неуважение к обществу всегда открыто подчеркивается виновным,
является нарочитым, демонстративным, поэтому оно характеризует как
объективную, так и субъективную сторону хулиганства.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, т. е. виновный
сознает, что его действия общественно опасны, грубо нарушают общественный
порядок и демонстрируют явное неуважение к обществу, и желает совершить
эти действия. Хулиганство сопровождается своеобразной мотивацией
поведения. Мотив хулиганства — противопоставить себя обществу, проявить
осуждаемое озорство, ухарство, пьяную удаль, грубую силу, беспредел.
Субъектом хулиганства является лицо в возрасте 16 лет (ч. 1 ст. 213) или 14
лет (ч. 2, 3 ст. 213).
К квалифицированным видам хулиганства относятся: совершение его группой
лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
хулиганство, связанное с сопротивлением представителю власти либо иному
лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или
пресекающему нарушение общественного порядка; совершенное лицом, ранее
судимым за хулиганство (ч. 2).
Хулиганство, связанное с сопротивлением, полностью охватывается
диспозицией ч. 2 и дополнительной квалификации по др. статьям УК не
требует (п. 9 постановления Пленума от 24 декабря 1991 г.).
Часть 3 предусм. ответ-ть за наиболее опасную форму хули-
ганства, совершенную с применением оружия или предметов, используемых в
качестве оружия.
Уг. кодекс выделил в отдельный состав такую близкую к хулиганству форму
опасного поведения, как вандализм, проявляющийся в осквернении зданий или
иных сооружений, порче имущества на общественном транспорте или в иных
общественных местах (ст. 214). Ответ-ть за это пр-е наступает для лиц,
достигших 14-летнего возраста.
Статья 222 УК предусм. уголовную ответ-ть за незаконное приобретение,
передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, боеприпасов,
взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Применяя закон, важно иметь четкое представление о предмете данного пр-я.
К огнестрельному относятся все виды оружия, вредоносность которого
обусловлена пулями, снарядами, получающими ускорение и поражающие свойства
в силу сгорания пороховых газов. Это карабины, винтовки, пистолеты-
пулеметы, автоматы, нарезные охотничьи ружья, пистолеты, малокалиберные
виды спортивного оружия, минометы, артиллерийские орудия и др.
К боевым припасам относятся патроны, мины, боевые ракеты, гранаты,
снаряды, а также иные снаряженные приспособления, предназначенные для
поражения цели.
Взрывчатые вещества — это различные химические соединения: порох, тротил,
динамит, нитроглицерин и др., — способные создавать разрушающее
избыточное давление в результате возгорания,
детонации или иного процесса. Взрывные устройства — это различные механизмы
для производства взрыва.
К холодному оружию относятся кинжалы, финские ножи, иные предметы,
предназначенные или приспособленные для поражения цели. По способу
применения холодное оружие м.б. колющим (штык, кортик), колюще-рубящим
(кинжалы), разящим (сабли, тесаки), ударным (кастеты, кистени),
метательным и др. Закон (ст. 1) отнес к предмету данного пр-я и газовое
оружие, поражающая способность которого основана на применении различных
химических соединений, распыляемых в воздухе. Принадлежность конкретного
предмета к перечисленным видам оружия может определяться
криминалистической экспертизой (п. 1 постановления Пленума от 25 июня
1996 г.).
Ответ-ть по ст. 222 УК наступает независимо от того, стандартные ли
оружие, боевые припасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства либо они
изготовлены кустарным способом.
Верховный Суд указал, что ответ-ть наступает за незаконный оборот как
годного к употреблению оружия, так и неисправного, которое м.б. приведено
в пригодное для стрельбы состояние (п. 8 постановления Пленума от 25 июня
1996 г.). Однако в подобных случаях требуется установить намерение лица
отремонтировать оружие.
Объективная сторона пр-я выражается в одном из следующих действий:
1. Ношение оружия (иных указанных в ст. 222 предметов), т. е. перемещение
его на себе, сохранение его при себе, вне пределов дома, хранилища и т. п.
2. Хранение оружия, т. е. обладание оружием, не находящимся
непосредственно при виновном. Место хранения оружия (квартира, сарай,
тайник вне пределов дома и т. п.) для квалификации значения не имеет.
3. Приобретение оружия — его получение для себя любым способом (покупка,
принятие в дар от др. и т. п.).
4. Передача. Она связана с действиями по снабжению оружием др. лиц.
5. Сбыт заключается в продаже, обмене, дарении или иной передаче оружия
для длительного либо временного использования. Если оружие передано для
совершения конкретного пр-я, содеянное квалифицируется как пособничество
этому преступлению.
6. Перевозка заключается в перемещении (транспортировке) предмета
анализируемого пр-я.
Общим признаком незаконного ношения, хранения, перевозки, приобретения,
передачи или сбыта оружия, боевых припасов, взрывных устройств или
взрывчатых веществ является совершение указанных действий без надлежаще
оформленного разрешения.
Хранение, передача и перевозка газового, а равно холодного оружия (в том
числе метательного) не являются пр-ем.
Добровольная сдача указанных в ст. 222 УК предметов и веществ, находившихся
у лица без соответствующего разрешения, освобождает его от уголовной
ответственности.
Статья 223 УК предусм. уголовную ответ-ть за незаконные изготовление или
ремонт огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему,
а равно незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или
взрывных устройств. Под этим понимается создание названных предметов или
восстановление утраченных ими поражающих свойств, а также переделка к.-л.
предметов (в том числе бытового или спортивного назначения), в результате
которых они приобретают свойства оружия, боеприпасов или взрывчатых
веществ.
По ст. 226 УК установлена ответ-ть за хищение либо вымогательство
огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов,
взрывчатых веществ или взрывных устройств.
Под хищением в анализируемом составе понимается противоправное завладе-ние
этими предметами любым способом с намерением их присвоить, передать др.
лицам или распорядиться ими по своему усмотрению. В отличие от
посягательств на собственность, предусмотренных др. статьями УК, данное
пр-е м.б. совершено и без корыстных мотивов и целей.
По смыслу закона, хищение иных видов оружия (холодного, метательного,
газового и т.д.) квалифицируется по статьям УК, предусматривающим
уголовную ответ-ть за пр-я против собственности.
Хищение либо вымогательство ядерного, химического, биологического и др.
видов оружия массового поражения, а равно материалов или оборудования,
кот. м.б. использованы при создании оружия массового поражения,
предусмотрено в качестве самостоятельного состава в ч. 2 ст. 226.
Глава 25 содержит нормы, предусматривающие ответ-ть за незаконное
изготовление, приобретение, хранение,перевозку, пересылку либо сбыт
наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228);
хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ
(ст. 229); склонение к потреблению наркотических средств или психотропных
веществ (ст. 230); незаконное культивирование запрещенных к возделыванию
растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231); организацию или
содержание притонов для потребления наркотических средств или
психотропных веществ (ст. 232) и за ряд др. пр-й.
Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или
сбыт наркотических средств и психотропных веществ относятся к числу пр-й
повышенной опасности. Подобные действия способны причинить существенный
ущерб здоровью населения, способствовать распространению наркомании,
создавать условия для совершения ряда корыстных и насильственных пр-й с
целью добычи средств для приобретения наркотиков.
Россия — участница Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.'
Совместно с др. гос-вами мирового сообщества она ведет борьбу с
наркоманией и наркобизнесом.
Для точной квалификации данного пр-я необходимо усвоить ряд содержащихся в
законе понятий.
Под наркотическими средствами понимаются вещества растительного или
синтетического происхождения, вызывающие у чел. при их приеме одурманиваю
щее действие либо состояние эйфории и включенные в Перечень наркотических
средств, психотропных веществ и их пре-курсоров, подлежащих контролю в
Российской Федерации (Списки I, II). Всемирной организацией
здравоохранения наркотики оцениваются как средства, кот., попадая в живой
организм, меняют одну или несколько его функций. Пленум Верховного Суда
отметил в п. 2, что для определения вида средств и веществ
(наркотическое, сильнодействующее или ядовитое), их названий и свойств, а
также установление, относятся ли растения к культурам, содержащим
наркотические средства, требуются специальные познания, и суды при
рассмотрении дел должны располагать заключением экспертов'.
Психотропные вещества — вещества, препараты, природные материалы,
включенные в качестве таковых в упомянутый Перечень (Списки I, II). Это
вещества депрессивного и стимулирующего характера, не влекущие нарушения
сознания лиц.
Изготовление наркотических средств и психотропных веществ образуется
любыми действиями по их производству. Это получение готовых для
применения средств, их переработка, рафинирование. Важно, что эти активные
действия предпринимаются без соответствующего разрешения, незаконно.
Согласно ст. 17 Закона «О наркотических средствах и психотропных
веществах» изготовление может осуществляться лишь государственными или
муниципальными унитарными предприятиями при наличии у них лицензий на
изготовление конкретных наркотических средств и психотропных веществ.
Изготовление как форму совершения пр-я следует отличать от медицинского
аптечного производства лекарств, в том числе и с применением наркотиков.
Приобретение предполагает покупку, обмен, дарение, принятие в счет долга и
т.п.
В данном случае субъект получает готовые наркотики от др. лиц.
Приобретением признается также присвоение найденного, сбор
наркотикосодержащих веществ.
Хранение реализуется в тайном или открытом владении наркотическими
средствами. Чаще оно связано с нахождением наркотиков в помещениях,
тайниках, иных приспособленных местах. Хранение налицо и в тех случаях,
когда субъект имеет наркотические средства при себе. Является ли субъект
собственником наркотиков, значения не имеет.
Перевозка и пересылка связаны с перемещением наркотических средств по
почте, в ручной клади, в багаже, контейнерах, тайниках и т. п.
Сбыт наркотических средств заключается в продаже, дарении, обмене либо в
другой форме их передачи др. лицам, в распространении наркотиков.
Часть 1 предусм. уголовную ответ-ть за незаконные приобретение или хранение
(без цели сбыта) наркотических средств или психотропных веществ, причем
только в крупном размере. Признается более опасным видом то же деяние,
совершенное в целях сбыта, а равно изготовление, переработка, пересылка
либо сбыт упомянутых предметов пр-я (ч. 2).
Квалифицирующими признаками являются: совершение предусмотренных по ч. 2
действий по предварительному сговору группой лиц; неоднократно; в отношении
наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере (ч. 3).
Особо опасную форму образует совершение пр-я организованной группой и в
особо крупном размере наркотических средств или психотропных веществ (ч. 4
ст. 228).
Пленум Верховного Суда в п. 12 относительно крупных размеров разъяснил,
что следует исходить не только из количества (объема, веса и т. д.), но и
свойств различных видов наркотических средств по степени их воздействия на
организм чел.; при этом необходимо учитывать рекомендации, разработанные
Постоянным комитетом по контролю наркотиков. Если незаконные действия
виновного связаны с наркотиками разных видов, их размер должен
определяться исходя как из общего количества, так и их суммарной
эффективности'.
Цель сбыта — обязательный признак состава, предусмотренного ч. 2 ст. 228.
Пр-е, предусмотренное ч. 1, цели сбыта не предусм..
Часть 5 ст. 228 предусм. ответ-ть за нарушение установленных правил
производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска,
реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения,
использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или
психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования,
используемых для изготовления наркотических средств или психотропных
веществ, находящихся под специальным контролем, если это деяние совершено
лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил.
Субъектом этого пр-я м.б. должностные и иные лица, имеющие какой-либо
доступ к наркотическим средствам и их производству либо имеющие право
решать вопросы выдачи разрешений на их отпуск, организующие их учет,
хранение, перевозку, пересылку и т. п., виновные в нарушении установленных
правил обращения с наркотиками.
Примечание к ст. 228 предусм., что лицо, добровольно сдавшее наркотические
средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию
или пресечению пр-й, связанных с незаконным оборотом таких средств,
изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого
преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное пр-
е.
4. Общая характеристика экологических пр-й
В новом уголовном законодательстве, в отличие от ранее действовавшего уг-го
закона, предусмотрена самостоятельная глава «Экологические пр-я».
Необходимость особой охраны природной среды назрела давно. Природа —
растительный и животный мир, земля, воздух, водные ресурсы, недра —
необходимое и незаменимое условие существования человечества, которое
никак нельзя рассматривать только в качестве одной из предпосылок
нормального функционирования экономики гос-ва (как это было в ранее
действовавшем УК). Поэтому в России разработан и частично принят целый
комплекс законов, охраняющих природную среду. Понятие экологических пр-й
отсутствует в уголовном законе, но дается в Законе РФ «Об охране
окружающей природной среды»'. Статья 85 определяет их как общественно
опасные деяния, посягающие на установленный в РФ экологический
правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющие вред
окружающей природной среде и здоровью чел..
По поводу(объекта)анализируемых пр-й российские юристы не имеют единой
позиции. Так, одни авторы считают, что им являются рациональное исполь
ВВС РФ. 1992. № 10. Ст. 457.
зование, восстановление и улучшение природной среды в интересах народного
хозяйства и обеспечения настоящего и будущего поколения людей; объект
включает и поддержание этих природных условий, кот. обеспечили бы
нормальную жизнь, а также здоровье людей, плодотворную их деятельность.
По мнению др., непосредственным объектом этих пр-й выступают общественные
отношения, обеспечивающие рациональное использование и охрану того или
иного природного блага — земли, воды, атмосферного воздуха и т. д.
Профессор Жевлаков называет родовым объектом экологических пр-й
комплексные общественные отношения по рациональному использованию
природных ресурсов, сохранению качественно благоприятной для чел. и иных
живых существ среды и обеспечению экологической безопасности населения'.
Однако нам представляется, что под объектом экологических пр-й следует
понимать регламентируемые законодательством РФ и др. нормативными актами
отношения по рациональному, способствующему сохранению биологического
разнообразия обращению с природными ресурсами и поддержанию
экологического равновесия, а также экологическую безопасность общества.
Экологические пр-я можно условно подразделить на следующие(группь^
1. Пр-я, посягающие на экологическую безопасность (ст. 246—249).
2. Пр-я, посягающие на рациональное использование и охрану воды и воздуха
(ст. 250—252).
3. Пр-я, посягающие на рациональное использование и охрану недр,
континентального шельфа и земли (ст. 253— 255).
4. Пр-я, посягающие на рациональное использование, сохранение и
воспроизводство животного мира (ст. 256— 258).
5. Пр-я, посягающие на рациональное использование и охрану растительного
мира (ст. 260, 261).
6. Пр-я, посягающие на биологическое разнообразие видов в природе (ст.
259, 262).
Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или др.
биологическими агентами или токсинами (ст. 248)
О&ьектофданного пр-я выступают экологическая безопасность и экологическое
равновесие в природе.
Однако помимо основного непосредственного объекта этим пр-ем могут
нарушаться отношения, охраняющие биологические основы жизни, здоровья и
развития чел., биологическое многообразие видов в природе, имущественные
интересы гос-ва, физических и юридических лиц.
(Т[редмето1Й)рассматриваемого преступного деяния выступают
микробиологические агенты, др. биологические агенты и токсины.
Биологически? ягрнтт.т — это любые представители живого мира (животные,
растения), в том числе микробиологические агенты.
Микробиологические агенты — это природные или созданные в лабораторных
условиях микроорганизмы, простейшие и вирусы.
Токсины — это соединения, часто «белковой природы», бактериального,
растительного или животного^пэоисхождения, способные при попадании в
организм че
человека или животных вызывать их заболевание или гибель.
С Объективной стороны) пр-е заключается в нарушении правил безопасности
при обращении с биологическими агентами и токсинами, повлекшем эпидемии,
эпизоотии, иные тяжкие последствия или причинение вреда здоровью чел..
Нарушения правил м.б. совершены как путем действия (выдача разрешения на
производство опытов с вирусами инфекционных болезней в необорудованных
специально для этого помещениях), так и путем бездействия (невыполнение
профилактических мероприятий, непринятие мер по уничтожению зараженных
животных и т. д.).
Диспозиция нормы носит^бланкетньп^) характер. Это означает, что правилгГбёз-
опасности при обращении с биологическими агентами и токсинами изложены в
международных конвенциях по борьбе с заразными болезнями чел. и животных,
о транзите животных, в международных соглашениях и ведомственных актах.
Эти правила регламентируют изготовление, перевозку, хранение, сбыт и
манипулирование, в том числе с научными целями, с названными агентами и
токсинами.
(бдйДЁшЕ^ — это массовые, быстро переходящие от одного лица к другому_за_-
болевания.^подей, вызванные бактериями и вирусами инфекционных болезней,
быстро распространяющиеся на значительной территории.
(Эпизоотии/'— массовое заражение и за-болевание_жиайтдь}х инфекционными
болезнями, способные охватить в течение определенного времени значительные
территории (район, область и т. д.). К таким болезням относят ящур,
бруцеллез, бешенство, сибирскую язву и т. д.
Причинение вреда здоровью чел. — это причинение тяжкого или средней
тяжести вреда здоровью хотя бы одному человеку.
Иные тяжкие последствия — массовый падеж скота или птицы, не имеющий
характера эпизоотии, попадание микробов в источники водоснабжения,
массовое распространение болезней растений на значительной территории
(эпифитотия), гибель или порча семенного или элитного фонда, уничтожение
или гибель большого количества сельскохозяйственных культур, крупный
имущественный ущерб (более 500 минимальных размеров оплаты труда на момент
совершения пр-я) и т. д.
Субъектом рассматриваемого пр-я м.б. лицо, вменяемое, достигшее 16 лет,
обязанное соблюдать правила безопасности при обращении с
микробиологическими или др. биологическими агентами или токсинами, в силу
служебных обязанностей или выполнения отдельных поручений. Если указанные
правила нарушает должностное лицо, его действия следует квалифицировать
по ст. 248 УК, а при наличии к тому оснований — и по нормам,
предусматривающим ответ-ть за должностное пр-е.
Вина характеризуется неосторожностью. Игнорируя указанные в правилах
положения, субъект либо не предвидит наступления последствий, указанных в
законе, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности мог и
должен был их предвидеть; либо предвидит возможность возникновения эпидемий
и эпизоотии, причинения крупного ущерба, иных тяжких последствий, но без
достаточных к тому оснований рассчитывает на их предотвращение.
Если отношение виновного к наступившим последствиям проявл. в безразличии
или их допущении, он должен нести ответ-ть за умышленное пр-е против
личности (за причинение среднего или тяжкого вреда), собственности
(умышленное уничтожение чужого имущества).
В соответствии с ч. 2 ст. 248 УК, квалифицированным видом этого пр-я
являются последствия в виде неосторожного причинения смерти человеку.
арушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с бо-
\Л^езнял^ии вредителями растении(ст. 249^
(Объектов этого пр-я является воспроизводство сельскохозяйственных
культур, домашних животных, что замедляет развитие сельского хозяйства.
Предметом данного пр-я выступают разнообразные сельскохозяйственные
культуры, домашние животные. При этом не имеет значения, кто обладает ими
на правах собственности.
Ветеринарные правила установлены «Правилами оказания ветеринарных услуг»1.
Пр-е, предусмотренное ч. 1, м.б. совершено как путем действия
(несвоевременное проведение прививок домашним животным), так и бездействия
(неизоляция больного животного от стада).
Состав предусм. наступление последствий в виде эпизоотии или иных тяжких
последствий.
Понятие эпизоотии дано при характеристике. ст. 248 УК.
Иные тяжкие последствия — это массовый падеж скота, резкое снижение роста
поголовья скота и т. п.
Рассматриваемое пр-е может совершаться с косвенным умыслом и пи
неосторожности.
Виновный сознает, что нарушает ветеринарные правила, предвидит, что могут
наступить такие последствия, как эпизоотия и иные тяжкие последствия, и
сознательно допускает их наступление, либо виновный предвидит наступление
тяжких последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение,
либо же виновный не предвидит возможность наступления указанных в законе
последствий, хотя в силу своих профессиональных знаний, жизненного опыта
должен и мог предвидеть.
Субъектом данного пр-я м.б. как должностные, так и частные лица, на которых
законом возложено соблюдение ветеринарных правил, достигшие 16-летнего
возраста.
Для привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 249 необходимо, чтобы были
нарушены правила, установл. для борьбы с болезнями и вредителями
растений, повлекшие тяжкие последствия.
Растениеводство — одна из важнейших отраслей сельскохозяйственного
производства. Правила, установл. для борьбы с вредителями и болезнями
растений, имеют задачей охрану от уничтожения и повреждения
сельскохозяйственных культур. Этими правилами охраняются также семенной
фонд и посевы'.
Болезни растений — это отклонение от их нормального физиологического
состояния и развития. Болезни могут вызываться абиотическими факторами
(недостаток или переизбыток воды, нарушение температурного воздействия и
т. д.), вирусами, бактериями.
Объективная сторона пр-я выражается в нарушении правил, установленных для
борьбы с вредителями и болезнями растений: несоблюдение карантинных
правил, ненадлежащее хранение зерновых запасов.
Под тяжкими последствиями, наступившими в результате нарушения указанных
правил, следует понимать массовое распространение вредителей и болезней,
повлекшее за собой вырубку большого количества фруктовых деревьев и
ягодных кустов, гибель значительных площадей посевов, заражение семенного
фонда и т. д.
Субъектом пр-я м.б. должностные и частные лица, на обязанности которых
лежит соблюдение правил по борьбе с вредителями и болезнями растений.
Загрязнение вод (ст. 250)
Основным объектом загрязнения вод выступает экологическая безопасность, а
также отношения по сохранению качественно благоприятной для чел.,
животного и растительного мира природной среды.
В некоторых случаях вред причиняется здоровью и жизни чел., имущественным
интересам физических и юридических лиц.
Предметом этого пр-я выступают воды (водоемы) как совокупность всех водных
объектов, находящихся в пределах границ России (реки, озера, во-
дохранилища, подземные воды, ледники источники питьевого водоснабжения).
С объективной стороны рассматриваемое пр-е состоит в загрязнении вод, их
засорении, истощении вод либо ином изменении их природных свойств.
Загрязнение и засорение водоемов представляет собой ухудшение
биологических и физико-химических свойств воды, приведшее ее в непригодное
или ограниченно пригодное состояние для использования в бытовых либо
сельскохозяйственных целях или проживания в ней живых организмов. При
загрязнении воды предельно допустимые концентрации вредных веществ
превышаются, создавая угрозу здоровью людей и живых организмов. Способы
загрязнения воды м.б. самыми различными: прямой сброс неочищенных отходов в
водоемы, сброс вредных отходов без их полной очистки либо необезвреженных
сточных вод промышленных предприятий, учреждений и организаций, попадание
нефти и нефтепродуктов и т. п.
Истощение вод представляет собой уменьшение объема водных ресурсов в
пределах конкретного территориального образования. Истощение вод м.б.
результатом необоснованного проведения мелиоративных мероприятий, вырубки
лесов в водоохранной зоне, завышенных объемов извлечения вод из
артезианских скважин и т. д.
Иное изменение природных свойств — это все изменения теплового^зежима воды
(выше допустимой нормы подогрева) вследствие деятельности тепловых или
атомных электростанций, вредные для ряда организмов (рыбы, водных
растений и животных).
Состав пр-я, предусматривающего ответ-ть за загрязнение вод, является
материальным. Для его окончания необходимо, чтобы в результате
загрязнения был причинен существенный вред животному или растительному
миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.
Существенным признается такой вред, как гибель посевов на значительных
площадях, падеж скота, усыхание лесов и значительное изменение их
качественных характеристик, гибель рыбы на больших площадях либо
невозможность ее употребления без опасности для здоровья, гибель
животных, причинение имущественного ущерба на сумму в 200 и более
минимальных размеров оплаты труда.
Оценка тяжести производится судом;
при этом,-как правило, учитываются длительность существования
неблагоприятных условий в окружающей среде, а также объем затрат,
необходимых для восстановления ее нормального состояния.
Ответственности за загрязнение вод подлежат как частные, так и должностные
лица. Однако, если загрязнение вод произошло в результате невыполнения или
недобросовестного выполнения должностным лицом своих служебных
обязанностей либо злоупотребления им служебным положением, содеянное
должно квалифицироваться по совокупности норм, предусматривающих ответ-ть
за загрязнение вод и соответствующее должностное пр-е.
Обстоятельствами, повышающими опасность анализируемого деяния (ч. 2 ст.
250), являются:
1. Причинение вреда здоровью чел. или массовая гибель животных, в
частности причинение в результате загрязне-
ния вод тяжкого или средней тяжести вреда здоровью хотя бы одного чел..
2. Загрязнение вод на территории заповедника или заказника, либо в зоне
экологического бедствия, или в чрезвычайной экологической ситуации. Оно
повышает степень общ.опасн. деяния, поскольку может либо нарушить
существующее экологическое равновесие на особо охраняемых природных
территориях, либо усугубить опасную экологическую ситуацию в зоне
бедствия.
Часть 3 ст. 246 УК применяется, если в результате загрязнения вод наступила
по неосторожности смерть хотя бы одного чел..
Субъективная сторона загрязнения вод характеризуется тем, что виновный
осознает, что его действия загрязняют воды, предвидит наступление
установленных законом последствий, но относится к этому безразлично.
Загрязнение вод, повлекшее смерть чел., совершается чаще всего по
небрежности, т. е. субъект не предвидит причинение кому-либо смерти в
результате загрязнения вод, хотя мог и должен был это предвидеть.
Загрязнение атмосферы (ст. 251)
Объектом данного пр-я является установленный порядок выброса в атмосферу
вредных веществ, что влияет на экологическую обстановку в стране и
отражается на здоровье большой части населения.
Объективная сторона данного состава выражается в нарушении правил выброса
в атмосферу загрязняющих веществ путем действия или бездействия.
В Законе СССР об охране атмосферного воздуха' и др. нормативных актах
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|