Шпаргалки по уголовному праву (особенная часть)
280); 3) пр-е, посягающее на национальное и религиозное равноправие
граждан, — возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст.
282); 4) пр-е, посягающее на экономическую безопасность, — диверсия (ст.
281); 5) пр-я, посягающие на обороноспособность РФ, — разглашение
государственной тайны (ст. 283), утрата документов, содержащих
государственную тайну (ст. 284).
§ 2. Характеристика отдельных видов пр-й данной группы
Государственная измена (ст. 275)
Это деяние, умышленно совершаемое гражд.ом России в ущерб внешней
безопасности страны (ст. 275).
Формы совершения государственной измены: шпионаж, выдача государственной
тайны либо иное оказание помощи иностранному государству или иностранной
организации в проведении враждебной деятельности против РФ.
Государственная измена м.б. совершена только умышленно. Субъект при этом
сознает, что он совершает изменнические действия, понимает, что они
направлены на причинение ущерба внешней безопасности гос-ва, и желает
этого. Мотивы совершения пр-я м.б. самыми разнообразными и для квалификации
значения не имеют.
Статья 275 не содержит указания на цель совершения пр-я. Однако ряд форм
государственной измены м.б. совершен только с целью подрыва или ослабления
гос-ва (оказание помощи иностранному государству или иностранной
организации в проведении враждебной деятельности).
Субъектом государственной измены м.б. гражд. РФ, вменяемый, достигший 16
лет. Соучастниками пр-я могут выступать иностранные граждане и лица без
гражданства.
Примечание к ст. 275 содержит положение, согласно которому гражд. РФ,
совершивший данное пр-е, при добровольном и своевременном заявлении органам
власти об этом факте, а также если оно иным образом способствовало
предотвращению ущерба РФ, подлежит освобождению от уголовной
ответственности, если в содеянном не содержатся признаки другого пр-я.
Практически в этих случаях налицо особое основание освобождения от
уголовной ответственности, прямо предусмотренное уголовным законом.
Для применения примечания необходимо установить: добровольное и
своевременное сообщение лица органам власти о своей общественно опасной
деятельности либо факт поведения лица, направленного на иную форму
предотвращения ущерба интересам РФ.
Шпионаж (ст. 276)
Шпионаж — это передача, собирание, похищение или хранение с целью передачи
иностранному государству, иностранной организации или их представителям
сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или
собирание по заданию иностранной разведки иных
сведений для использования их в ущерб внешней безопасности гос-ва. Это м.б.
сведения, составляющие государственную или военную тайну, а также иные
сведения, кот. собираются для использования их в ущерб РФ.
Круг сведений, составляющих государственную тайну, регламентируется
Законом «О государственной тайне», а также Перечнем сведений, отнесенных к
государственной тайне, утвержденных Указом Президента от 30 ноября 1995
г.' Порядок определения степени секретности сведений регламентирован в
Правилах отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к
различным степеням секретности2.
К иным сведениям, кот. м.б. предметом шпионажа, относятся данные о
деятельности государственных и иных организаций и отдельных лиц, обобщение
материалов, а также др. сведения, кот. хотя и не составляют
государственную или военную тайну, но тем не менее м.б. использованы в
ущерб нашей стране. При этом д.б. установлено, что такие сведения
собирались по заданию иностранной разведки.
Передача предполагает, что виновный располагает сведениями, составляющими
государственную или военную тайну, т. е. собирал или получал их от другого
лица либо они стали известны ему по службе. Передача выражается в сообщении
сведений иностранному государству или его представителям. Форма сообщения
для квалификации значения не имеет.
Похищение предполагает, что виновный не имел к указанным сведениям
свободного доступа. Для того чтобы ознакомиться с ними, он тайно или
открыто (и при
том помимо воли ответственных за сохранность сведений лиц) завладевает
ими. Похищение сведений означает фактическое завладение чертежами,
приборами, образцами изделий и т. п. При открытом похищении сведений
действия виновного м.б. связаны с физическим насилием над лицами, хранящими
сведения либо работающими с ними.
Хранение сведений заключается в любых умышленных действиях, связанных с
нахождением подобных материалов во владении субъекта (в помещении, при себе
и т. п.).
Собирание сведений — наиболее распространенная форма шпионажа. Оно м.б.
осуществлено путем личных наблюдений, опроса, подслушивания,
фотографирования, систематизации и дру-гими-способами.
Оконченным шпионаж следует считать с момента собирания сведений. При
похищении шпионаж окончен в момент фактического изъятия материалов
(предметов), содержащих соответствующие сведения. Если преступные
действия выразились только в передаче сведений, момент окончания связан с
фактом передачи. При хранении сведений шпионаж окончен с момента, когда
материалы попали во владение субъекта.
Пр-е м.б. совершено только с прямым умыслом. Субъект сознает, что
передает, похищает, хранит или собирает для передачи сведения, кот.
представляют интерес для иностранной разведки, и желает этого. Мотивы м.б.
самыми разнообразными (антироссийские побуждения, малодушие, корысть и
др.) и для квалификации значения не имеют.
Субъектом пр-я м.б. только лица без гражданства либо ино-
странные граждане, вменяемые, достигшие 16 лет. Граждане РФ за шпионские
действия подлежат ответственности по ст. 275 за государственную измену.
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.
277)
К числу государственных деятелей относятся представители руководства гос-
ва, члены правительства, руководители др. ведомств, члены парламента и др.
Общественными деятелями являются руководители и активные члены различных
партий и общественных организаций.
Рассматриваемое пр-е охватывает убийство или покушение на него. Деяние
полагается оконченным с момента начала посягательства.
Пр-е м.б. совершено только с прямым умыслом, причем виновный преследует
цель — прекратить политическую деятельность потерпевшего или отомстить за
такую деятельность, т. е. субъект сознает, что убивает государственного
или общественного деятеля, понимает, что его действия направлены на
прекращение политической деятельности или месть, и желает этого.
Если преступные действия совершены виновным с иными целями (корыстными и
др.), содеянное следует квалифицировать по ст. 105 УК.
Насильственные захват или удержание власти (ст. 278)
Данное пр-е связано с неконституционной формой притязаний на законную
власть. Объективная сторона пр-я заключается в действиях, направленных к
насильственному захвату власти или насильственному удержанию
власти вопреки К. РФ. В соответствии с законом это пр-е м.б. выполнено и в
форме насильственного изменения конституционного строя РФ.
Включение данной статьи в УК РФ вполне оправданно, поскольку
существовавшая в УК РСФСР 1960 г. разновидность измены — заговор с целью
захвата власти — не позволяла надлежащим образом бороться с данным видом
опасных посягательств. Для иллюстрации можно сослаться на известное дело о
ГКЧП.
Пр-е м.б. совершено только с прямым умыслом. Субъект сознает, что он
совершает действия, направленные к насильственному захвату власти или
насильственному удержанию власти, а равно направленные на насильственное
'изменение конституционного строя,и желает этого.
Субъектом м.б. гражд. РФ, иностранный гражд., лицо без гражданства,
достигшее 16 лет.
Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст.
280)
Достоинство редакции ст. 280 заключается в том, что она предусм.
уголовную ответ-ть не за политические взгляды людей, а за конкретные
общественно опасные действия, запрещенные уголовным законом.
Объект пр-я — конституционный строй РФ.
Объективная сторона состоит в публичных призывах к насильственному
захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному
изменению конституционного строя РФ. Более опасную форму совершения пр-я
образуют те же действия, совершенные с
использованием средств массовой информации (ч. 2).
Призывы реализуются в подстрекательских действиях, направленных на
достижение указанной цели. Форма подстрекательства — устная или иная —
для квалификации значения не имеет.
Обязательный признак состава — публичность, которая предполагает открытое
совершение действий в присутствии третьих лиц либо расчет на их
ознакомление с призывами впоследствии (плакаты на стенах, листовки,
магнитные записи и др.).
Квалифицированным видом состава являются те же деяния, совершенные с
использованием средств массовой информации (ч. 2). К средствам массовой
информации относятся печать, радио, телевидение и др.
Пр-е м.б. совершено только с прямым умыслом. Виновный сознает, что
осуществляет публичные призывы, и желает этого.
Субъект пр-я — лицо, достигшее 16 лет.
Диверсия (ст. 281)
Уг. ответ-ть за диверсию предусмотрена ст. 281 УК.
Объектом пр-я являются экономическая безопасность и обороноспособность
гос-ва.
Объективная сторона анализируемого пр-я реализуется в совершении взрыва,
поджога, иных действий, направленных на разрушение или повреждение
предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов
жизнеобеспечения населения. Все эти действия учиняются в целях подрыва
экономической безопасности и обороноспособности РФ.
Взрывы, поджоги и иные действия — это всегда действия, направленные на
уничтожение предприятий и др. объектов, перечисл. законом.
Под разрушением понимается приведение перечисл. в законе предметов
посягательства в полную негодность.
Повреждение в отличие от разрушения предполагает, что предмет частично
выведен из строя, но сохраняется возможность его восстановления.
Момент окончания пр-я связан с фактическим разрушением или повреждением
предприятий, сооружений, путей и средств сообщения и др.
С субъективной стороны диверсия м.б. совершена только с прямым умыслом,
причем во всех случаях виновный должен преследовать цель ослабить
экономическую безопасность и обороноспособность гос-ва. Если указанная
цель отсутствует, содеянное следует квалифицировать по иным статьям УК
(ст. 167 УК и др.).
Субъектом диверсии является лицо, достигшее 16 лет.
Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282)
Данное пр-е направлено против национального и религиозного равноправия
граждан, безопасности личности и гос-ва.
Объективная сторона пр-я связана с нарушением равноправия граждан в одной
из трех форм: возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды;
унижение национального достоинства; пропаганда исключительности,
превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к
религии, национальной или расовой принадлежности.
Закон ныне связывает преступность перечисл. действий с фактом их публич-
ного совершения или с использованием средств массовой информации.
Квалифицированными признаками является совершение перечисл. действий с
применением насилия или с угрозой его применения, лицом с использованием
своего служебного положения, организованной группой (ч.2).
Субъективная сторона пр-я предполагает прямой умысел.
Субъект — лицо, достигшее 16 лет.
Разглашение государственной тайны (ст. 283)
Пр-е посягает на обороноспособность и безопасность гос-ва.
Объективная сторона пр-я заключается в разглашении таких сведений лицом,
которое имеет допуск к государственной тайне и которому она была доверена
или стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков
государственной измены.
Под разглашением сведений, составляющих государственную тайну, понимается
несанкционированная передача таких сведений др. лицам в любой форме
(устно, в печати, в научном докладе, посредством ознакомления с
документами и т. п.).
Пр-е окончено с момента, когда посторонние лица получили информацию,
содержащую государственную тайну.
С субъективной стороны пр-е м.б. совершено как умышленно, так и по
неосторожности.
Субъект — только лицо, имеющее допуск к государственной тайне.
Квалифицированный вид состава связан с совершением действий, кот.
повлекли тяжкие последствия (ч. 2). Таковыми м.б. завладение
государственной тайной разведкой др. государств, крупные материальные
потери и т. п.
Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284)
Объектом пр-я являются интересы обороны и государственной безопасности.
Объективная сторона пр-я предполагает нарушение правил обращения с
документами, содержащими государственную тайну, а равно с предметами,
сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло их
утрату и наступление тяжких последствий. Особенность объективной стороны
состава заключается в том, что закон в качестве преступн. последствий
предусмотрел не только утрату документов и иных предметов, но и наступление
в результате этого тяжких последствий. Это предполагает установление
причинной связи между наступившими тяжкими последствиями, утратой
документов и предметов и нарушением правил обращения с ними.
Документом, содержащим государственную тайну, признается любой
материальный носитель информации, а не только письменные записи.
Носителями информации м.б. магнитная запись, фотокопии, схемы, расчеты и
т. д.
Предметами, сведения о которых относятся к государственной тайне, м.б.
образцы техники, приборы, детали, вооружение и т. д.
Утрата предполагает любой выход перечисл. предметов из владения лица,
который имел допуск к работе с ними. Срок, на который утрачен документ или
предмет, значения не имеет. Пр-е окончено с момента выхода документа или
предмета из-под контроля лица.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной. Субъектом
является лицо, имеющее допуск к государственной тайне.
Пр-я той и другой групп направлены против интересов службы, совершаются в
связи со служебными полномочиями и обязанностями субъектов.
Предшественницей обеих упомянутых глав была глава «Должностные пр-я» УК
РСФСР 1960 г.
Объектом пр-й, включенных в гл. 30, является нормальная, т. е.
соответствующая законам, иным нормативным актам и интересам службы,
деятельность государственного и муниципального аппарата управления, тогда
как объектом пр-й, включенных в гл. 23, является нормальная управленческая
деятельность лиц, наделенных определенными служебными полномочиями в
коммерческих и иных организациях.
Субъектами пр-й, включенных в гл. 30, за исключением субъектов дачи взятки
(ст. 291), м.б. только государственные служащие или служащие органа
местного самоуправления либо государственных или муниципальных
учреждений. При этом субъектами подавляющего большинства этих пр-й м.б.
только должностные лица.
Субъекты пр-й, включенных в гл. 23, за исключением субъекта деяния,
предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 204, являются лицами, состоящими на службе в
коммерческих или иных организациях и наделенными служебными полномочиями
управленческого характера. Все эти лица имеют также общий негативный
признак:
они не являются должностными лицами и вообще не являются государственными
служащими, служащими органов местного самоуправления и служащими
государственных или муниципальных учреждений.
Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в
качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме
хозяйственных товариществ и обществ, производственных
кооперативов,государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст.
50 ГК РФ). Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не
наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. В форме
унитарных могут создаваться только государственные и муниципальные
предприятия (ст. 113 ГК РФ).
Иные организации, о которых идет речь, являются некоммерческими. Они не
имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, не
распределяют полученную прибыль между участниками и могут создаваться в
форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных
организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений,
благотворительных или иных фондов, а также в др. формах, предусмотренных
законом (ст. 50 ГК РФ).
Должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному
полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие
организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в
государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и
муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской
Федерации, др. войсках и воинских формированиях Российской Федерации
(примечание 1 к ст. 285 УК).
В соответствии со ст. 120 ГК учреждением признается организация, созданная
собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и
иных функций некоммерческого характера и
финансируемая им полностью или частично. В данном случае примечание 1 к
ст. 285 УК имеет в виду только такие организации, кот.: а) созданы
государством или органом местного самоуправления; б) полностью или
частично ими финансируются; в) осуществляют функции некоммерческого
характера (образование, здравоохранение, культура и т. п.).
К представителям власти относятся представители всех трех властей:
законодательной, исполнительной и судебной. От др. граждан представители
власти отличаются наличием у них права в пределах своей компетенции
предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для
исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями
независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (см.
примечание к ст. 318 УК).
Законодательную власть осуществляют депутаты представительных органов
Российской Федерации и ее субъектов, судебную — судьи всех судов.
Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации,
администрация субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а
также наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры,
органов внутренних дел, ФСБ, налоговой полиции, налоговой службы,
таможенной службы и ряда др. государственных органов.
Функции представителя власти могут осуществляться не только в связи с
занятием соответствующей должности, но и по специальному полномочию
(напр., народный или присяжный заседатель).
Организационно-распорядительные функции заключаются прежде всего в
руководстве работой др. лиц. Поэтому их осуществляет всякое лицо, имеющее
подчиненных по службе. Полномочия организационно-распорядительного
характера м.б. предоставлены также лицам, не имеющим подчиненных:
ведомственный ревизор, нотариус, аудитор и др.
К лицам, осуществляющим данные функции, следует, по-видимому, относить
также служащих, кот. не наделены правом непосредственного принятия
решений управленческого характера, но выполняют служебные обязанности по
подготовке проектов таких решений (помощник, советник, консультант,
секретарь).
Вопрос об осуществлении организационно-распорядительных функций
преподавателями является дискуссионным. Пленум Верховного Суда СССР
признал осуществление таких функций преподавателем только при исполнении
им обязанностей члена квалификационной или экзаменационной комиссии (п. 4
постановления Пленума от 30 марта 1990 г.). Такая позиция является
преобладающей и в литературе1. Тем не менее судебная практика нередко
относит к организационно-распорядительной деятельности преподавателя
выставление им оценок на курсовых экзаменах и зачетах, поскольку такая
оценка с неизбежностью предрешает содержание последующих решений
руководителей учебного заведения о переводе на следующий курс, выплате
стипендии,отчислении из учебного заведения.
Деятельность учителя и воспитателя по обеспечению порядка и безопасности
детей во время занятий, игр, экскурсий, походов и т. п. также носит
организационно-распорядительный характер.
,г § 5. Признаки некоторых пр-й против
-[.государственной власти, интересов государственной службы ^: и
службы в органах местного самоуправления
Злоупотребление должностными полно мочиями (ст. 285).
Объективная сторона этого преступле ния складывается из использования
долж ностным лицом своих служебных полно мочий вопреки интересам
службы, наступ ления последствий в виде существенного нарушения прав и
законных интересов граждан или организаций либо охраняе мых законом
интересов общества или го сударства и причинной связи между ис
пользованием служебных полномочий и преступными последствиями.
Представляется, что объективная сторона данного состава пр-я аналогична
объективной стороне состава злоупотребления полномочиями (ч. 1 ст. 201).
Вряд ли есть основания вкладывать различный смысл в формулировки «вопреки
интересам службы» (ст. 285 УК) и «вопреки законным интересам этой
организации» (ст. 201 УК), если учесть тождество преступн. последствий.
Служебные полномочия должностных лиц определяются либо законом (напр.,
полномочия следователя установлены Уголовно-процессуальным кодексом), либо
иным нормативным актом вплоть до приказа руководителя учреждения.
В случаях использования должностным лицом для совершения неправомерных
действий не своих служебных полномочий, а возможностей, вытекающих из
авторитета занимаемой им должности и служебных связей с др. должностными
и иными лицами, не подчиненными и не подконтрольными ему по службе, состав
данного пр-я отсутствует. Состав злоупотребления должностными полномочиями
предполагает умышленную форму вины (прямой или косвенный умысел) и
специальный мотив — корыстную или иную личную заинтересованность.
Корыстная заинтересованность означает стремление виновного получить
материальную выгоду или избавиться от материальных затрат. Иная личная
заинтересованность включает в себя ряд др. мотивов личного характера:
карьеризм, протекционизм, месть, зависть, ревность, семейственность и т. п.
(п. 17 постановления Пленума от 30 марта 1990 г.).
Корыстное злоупотребление отличается от хищения тем, что материальная
выгода извлекается виновным в злоупотреблении без незаконного и
безвозмездного обращения чужого имущества в свою собственность или в
собственность др. лиц. Это правило относится и к корыстному злоупотреблению
полномочиями (ст. 201).
В соответствии с примечаниями 2 и 3 к ст. 285 УК квалифицирующим признаком
злоупотребления должностными полномочиями и квалифицирующим признаком др.
пр-й данной главы, а также др. глав Особ.Ч К. является занятие виновным не
всякой государственной должности, а только такой, какая установлена для
непосредственного исполнения полномочий государственных органов (депутат,
министр, судья и т. д.) Федеральный закон «Об основах государственной
службы Российской Федерации» от 5 июля 1995 г. относит должности такого
характера к категории «А». Занятие государственной должности категории
«Б», т. е. должности, учрежденной для непосредственного обеспечения
исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А» (напр.,
помощник минист
ра), не является упомянутым квалифицирующим признаком, как и занятие
государственной должности более низкой категории «В».
Признаки тяжких последствий в квалифицированных составах злоупотребления
должностными полномочиями (ст. 285), а равно превышения должностных
полномочий (ст. 286) и халатности (ст. 293) аналогичны признакам тяжких
последствий в квалифицированном составе злоупотребления полномочиями (ст.
201), о которых было сказано выше.
Превышение должностных полномочий (ст. 286)
Из сравнения диспозиции ч. 1 ст. 285 УК и ст. 286 УК следует, что
злоупотребление должностными полномочиями предполагает незаконное
использование должностным лицом своих прав и полномочий без очевидного
выхода за установл. их границы, а при превышении должностных полномочий
лицо явно выходит за пределы его служебной компетенции.
В теории уг-го права признано, что превышение должностных полномочий
возможно либо путем совершения действий, не дозволенных никаким лицам или
органам, либо путем совершения действий, входящих в компетенцию: а)
другого должностного лица; б) данного лица, но при наличии условий, кот.
отсутствуют;
в) коллегиального органа.
Насилие как признак квалифицированного состава превышения должностных
полномочий может выражаться в любом физическом воздействии на
потерпевшего: в нанесении ему побоев или причинении физической боли иным
способом, в ограничении его свободы, в причинении вреда его здоровью или
причинении ему смерти.
Умышленное причинение при превышении должностных полномочий легкого вреда
здоровью, побои, истязания, неосторожное причинение смерти или вреда
здоровью любой тяжести охватываются понятием насилия и не требуют
дополнительной квалификации.
В случае умышленного причинения а) смерти или б) тяжкого вреда здоровью
при превышении содеянное должно квалифицироваться по совокупности пр-й (п.
13 упомянутого постановления Пленума).
Представляется, что дополнительная квалификация необходима и в случаях
умышленного причинения вреда здоровью средней тяжести. Хотя закон
предусм. за это деяние менее строгое наказание, чем за превышение
должностных полномочий с применением насилия, отказ от квалификации по
совокупности предоставил бы виновному неоправданные льготы:
в случае совершения им новых пр-й, предусмотренных ст. 112 УК, такие пр-я
не считались бы неоднократными (п. «ж» ч. 2 ст. 112).
Применение оружия или специальных средств может выразиться либо в
причинении вреда путем их использования (напр., ранение), либо в попытке
причинить такой вред при помощи указанных предметов (напр., промах).
Демонстрация оружия или специальных средств не является их применением, но
м.б. расценена как угроза применения насилия (п. «а» ч. 3 ст. 286).
Должностная халатность (ст. 293)
Деяние при халатности заключается в неисполнении или ненадлежащем
исполнении виновным своих обязанностей вследствие недобросовестного или
небрежного к ним отношения. Это значит, во-первых, что халатность
совершается либо путем
бездействия, либо путем ненадлежащего действия. При бездействии виновный
вообще не исполняет определенные лежащие на нем должностные обязанности,
а при ненадлежащем действии исполняет их лишь частично. Это значит, во-
вторых, что причинами неисполнения и ненадлежащего исполнения обязанностей
являются не какие-то непреодолимые объективные обстоятельства, а
собственное недобросовестное или небрежное отношение к службе виновного,
не использовавшего реальную возможность выполнить свои обязанности
надлежащим образом.
Основное отличие халатности от злоупотребления должностными полномочиями
и от превышения должностных полномочий по субъективной стороне состава
заключается в форме вины. Халатность относится к числу неосторожных пр-й,
тогда как оба др. пр-я являются умышленными.
В диспозиции ч. 1 ст. 293, к сожалению, прямо не сказано, что описанные
здесь преступные последствия причиняются по неосторожности. Однако в ней
предусмотрено, что эти последствия наступают в результате
недобросовестного или небрежного отношения виновного к службе, что
характерно для неосторожной вины. Признаки халатности, предусмотренной
ст. 293, аналогичны признакам халатности, которая предусматривалась ст.
172 УК РСФСР 1960 г. и всегда понималась в теории и на практике как
неосторожное пр-е.
Служебный подлог (ст. 292)
С объективной стороны служебный подлог заключается в действии, посредством
которого в официальный документ вносятся заведомо ложные сведения либо в
такой документ осуществляется «внесение исправлений, искажающих их
действительное содержание», что следует пони-
мать как внесение изменений, искажающих действительное содержание
документа.
Предметом служебного подлога является официальный документ. Документ — это
письменный акт, предназначенный удостоверять факты, имеющие юридическое
значение. Официальным является документ, должным образом оформленный
(штамп, печать, дата, номер, подпись или несколько подписей). Использование
официального документа порождает определенные юридические последствия.
Ответ-ть по ст. 292 УК может наступить только в тех случаях, когда подлог
действительно является служебным, т. е. совершается с использованием
служебных полномочий виновного как должностного лица или как иного
государственного служащего или служащего органа местного самоуправления.
Состав служебного подлога является формальным: пр-е окончено с момента
совершения любого из двух названных выше действий. Если подлог
совершается путем изготовления официального документа, содержащего ложные
сведения, то пр-е окончено, когда такой документ подписан и имеет все
реквизиты (штамп, печать и т. п.), без которых он не м.б. использован.
Подлог путем внесения изменений в подлинный документ окончен, когда такие
изменения внесены. В обоих случаях не требуется доказывать наступление к.-
л. последствий. Однако малозначительные случаи служебного подлога в
соответствии с положениями ч. 2 ст. 14 УК влекут лишь дисциплинарную ответ-
ть.
Служебный подлог совершается с прямым определенным умыслом. Если лицо
достоверно не знает, что вносимые им в официальный документ сведения
являются ложными, а лишь считает возможным несоответствие этих сведений
действительности (неопределенный умысел), либо вносит в документ неверные
сведения по небрежности, состав служебного подлога отсутствует, но
должностное лицо при наличии соответствующих признаков может отвечать за
халатность.
Обязательным признаком служебного подлога является специальный мотив —
корыстная или иная личная заинтересованность, при отсутствии которого
может наступить только дисциплинарная ответ-ть.
Служебный подлог нередко совершается с целью-сокрытия или совершения др.
пр-й: злоупотребления полномочиями, халатности, хищения и др. В таких
случаях содеянное квалифицируется по совокупности — по ст. 292 УК и по
статьям об ответственности за соответствующие пр-я.
§ 6. Взяточничество
В отличие от ранее действовавшего законодательства в ч. 1 ст. 290 УК дан
перечень ценностей, могущих быть взяткой:
деньги, ценные бумаги, иное имущество, выгоды имущественного характера. К
выгодам имущественного характера относятся подлежащие оплате, но
оказываемые бесплатно услуги, как, напр., предоставление путевок или
проездных билетов, производство ремонтных, строительных и др. работ (п. 4
постановления Пленума Верховного Суда). Взяточничество имеет место и в тех
случаях, когда имущество или услуги оплачиваются взяткополучателем
частично.
В зависимости от характера действия (бездействие), за совершение которого
дается взятка, закон разделил взяточничество на два вида.
Часть 1 ст. 290 и ч. 1 ст. 291 предусматривают соответственно получение и
дачу взятки за служебные действия (бездействие) должностного лица, кот. не
м.б. признаны незаконными. Они либо входят в служебные полномочия данного
лица, либо совершаются вне этих полномочий, но с использованием авторитета
занимаемой этим лицом должности и возникших на этой основе служебных
связей. Взяточничество данного вида имеет место также в случаях, когда
взятка дается не за совершение конкретного действия, а за общее
покровительство или попустительство по службе. В дореволюционном
российском законодательстве этот вид взяточничества назывался мздоимством.
Часть 2 ст. 290 и ч. 2 ст. 291 УК предусматривают получение и дачу взятки
за незаконные действия (бездействие). Незаконным будет деяние, совершать
которое должностное лицо не имело права. Этот вид взяточничества назывался
лихоимством.
Закон не различает взятку-подкуп и взятку-благодарность. Ответ-ть за
взяточничество наступает независимо от того, когда вручена взятка — до или
после совершения должностным лицом действия или бездействия, и
безотносительно к тому, была ли взятка заранее обусловлена (п. 5
указанного постановления Пленума). Взятка-благодарность менее опасна, и при
небольшой ценности подарка, о котором не было предварительной
договоренности, ответ-ть за взяточничество не наступает. Предельная
стоимость такого подарка установлена в
ст. 575 ГК РФ. Запрещая делать подарки государственным служащим и служащим
органов муниципальных образований в 'связи с их должностным положением или
в связи с исполнением ими служебных 'обязанностей, эта статья делает
исключение для обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти
установленных законом минимальных размеров оплаты труда.
Юридическое окончание дачи взятки и получения взятки наступает
одновременно. Моментом окончания этих пр-й является момент принятия
должностным лицом хотя бы части взятки.
Неоднократность получения (ч. 4 ст. 290) и неоднократность дачи взятки (ч.
2 ст. 291) предполагает совершение одного и того же пр-я более одного раза.
Неоднократным является также одновременное получение должностным лицом
взяток от двух или более лиц, если в интересах каждого из них совершается
отдельное служебное действие (бездействие). Не образует неоднократности
получение (и дача) в несколько приемов взятки за одно служебное действие
(бездействие).
Не всякое требование должностным лицом взятки является ее вымогательством,
а только такое, какое сопровождается реальной угрозой законным интересам
взяткодателя или представляемых им лиц, вынуждает его защищать взяткой
свои или др. лиц законные интересы от произвола должностного лица и
поэтому является основанием для освобождения взяткодателя от уголовной
ответственности.
Сообщение взяткодателя органу, имеющему право возбудить уг. дело, о даче
им взятки признается добровольным и влечет обязательное освобождение его от
уголовной ответственности независимо от мотивов, какими руководствовался за-
явитель, сознающий, что упомянутому органу и др. таким органам об этом
преступлении неизвестно.
Представляют сложность случаи, когда взяткодатель, изобличенный в одном
факте дачи взятки, добровольно сообщает следователю о др. таких фактах.
Высказано мнение, что в этих случаях лицо должно нести ответ-ть за все
факты дачи им взяток'. Такая позиция небесспорна, особенно если сообщается
о даче взяток др. должностным лицам.
Пленум Верховного Суда СССР предложил квалифицировать деяние как
мошенничество в случаях, когда лицо получает от взяткодателя деньги якобы
для передачи должностному лицу, но без намерения это сделать, и
присваивает их. Когда же в целях завладения ценностями взяткодатель
склоняется им к даче взятки, то действия виновного помимо мошенничества
должны дополнительно квалифицироваться как подстрекательство к даче взятки
(п. 18).
Наличие объекта мошенничества в случаях, когда «потерпевший» пытается
использовать свое имущество для дачи взятки или для совершения любого
другого пр-я, сомнительно.
Пр-я против правосудия — это умышленные противоправные деяния, посягающие
на нормальную деятельность суда и содействующих ему в осуществлении
правосудия органов.
Основной объект данных пр-й — нормальная деятельность судов и органов,
содействующих судам в осуществлении правосудия. В качестве доп-го объекта
выступают права и свободы граждан, напр. их безопасность, жизнь, здоровье,
свобода, достоинство, собственность.
Пр-я против правосудия принято классифицировать по признакам субъекта пр-я
на следующие группы:
1. Пр-я, совершаемые должностными лицами органов правосудия — судьями,
прокурорами, работниками органов дознания и предварительного следствия:
привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299);
незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300); незаконные
задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301);
принуждение к даче показаний (ст. 302); фальсификация доказательств по
уголовному делу лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или
защитником (ч. 2 и 3 ст. 303); вынесение заведомо неправосудных приговора,
решения или иного судебного акта (ст. 305).
2. Пр-я, совершаемые лицами, призванными по закону содействовать
осуществлению правосудия: заведомо ложные показания, заключение эксперта
или неправильный перевод (ст. 307); отказ свидетеля или потерпевшего от
дачи показаний (ст. 308); разглашение данных предварительного
расследования (ст. 310); разглашение сведений о мерах безопасности,
применяемых в отношении судьи и участников уг-го процесса (ст. 311);
незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту
либо подлежащего конфискации (ст. 312).
3. Пр-я, совершаемые осужденными и лицами, подлежащими уголов-но-правовому
воздействию: побег из места ЛС, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313);
уклонение от отбывания ЛС (ст. 314).
4. Пр-я, совершаемые так называемыми иными лицами: воспрепят-ствование
осуществлению правосудия и производству предварительного расследования
(ст. 294); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или
предварительное расследование (ст. 295);
угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или
производством предварительного расследования (ст. 296); неуважение к суду
(ст. 297);
клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя,
лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя
(ст. 298);
фальсификация доказательств (ч. 1 ст. 303);
провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304); заведомо ложный
донос (ст. 306); подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от
дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309);
неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст.
315);
укрывательство пр-й (ст. 316).
§ 8. Характеристика отдельных видов пр-й против правосудия
Пр-я, совершаемые должностными лицами органов правосудия
юнимается под Применительно к составу пр-я, довностью
предусмотренного ст. 299, невиновность в ст. 299 УК? лица означает, что
отсутствуют доказательства, свидетельствующие о виновности лица, либо в
действиях лица отсутствует состав вменяемого ему пр-я.
В ст. 301 УК имеется в виду только уго-ловно-процессуальное задержание (а
не в административном порядке и не лица, находящегося в состоянии
опьянения) и заключение под стражу в качестве меры пресечения, а не меры,
напр., дисциплинарного воздействия. Под незаконностью понимается
применение данных мер в отношении заведомо невиновного лица или с грубым
нарушением процессуальных правил.
В ст. 302 УК имеется в виду любая угроза в отношении прав и законных
интересов допрашиваемого или его близких:
применить физическое насилие, лишить пищи, воды, ухудшить условия
содержания под стражей, изменить меру пресечения на более строгую и т. д.
Иные незаконные действия, о которых говорится в ст. 302, могут состоять в
осуществлении упомянутых выше угроз в действиях, сходных с шантажом, в
предъявлении ложных доказательств, предоставлении незаконных льгот
(изменение меры пресечения и т. п.) или в обещании освободить от
ответственности, изменить квалификацию или смягчить наказание и т.д.
Под насилием как квалифицирующим признаком принуждения понимается как
физическое (удары, побои, легкий, средней тяжести вред здоровью), так и
психическое насилие, в том числе специально оговоренное в диспозиции
издевательство над личностью допрашиваемого. Упомянутая в ч. 2 пытка
относится к физическому насилию. Частью второй не охватывается насилие,
повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерти. В этом случае
содеянное подлежит квалификации по совокупности со ст. 111 или 105 УК.
Лицо, производящее дознание или предварительное следствие, не вправе
принуждать допрашиваемых к даче любых показаний — как правдивых, так и
ложных. Наказуем сам способ добывания показаний — принуждение, ввиду его
опасности.
Неправосудным в ст. 305 считается судебный акт, противоречащий
фактическим обстоятельствам дела либо вынесенный с существенным
нарушением материального или процессуального права.
Под тяжкими последствиями (ч. 2) понимается самоубийство невиновно
осужденного, его психическое заболевание, отбытие значительного срока ЛС,
осуждение многих лиц, а также др. сходные с ними по тяжести последствия.
Судья и следователь, совершившие описанные в ст. 299, 300 и 305 УК деяния
по неосторожности, напр. ввиду недостаточной профессиональной подготовки,
не могут нести ответ-ть по этим статьям, поскольку обязательный признак
данных составов — прямой умысел и, более того, в ст. 299 и 305 УК указано
на заведомое знание о неправильности постановления или судебного акта.
Однако следователь или судья м.б. привлечены в этих случаях к
ответственности по ст. 293 УК за халатность, предусматривающую
неосторожную вину, в случае, если их действия повлекли существенное
нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо
охраняемых законом интересов общества или гос-ва.
Пр-я считаются оконченными:
предусмотренные ст. 299 — с момента вынесения постановления о привлечении
в качестве обвиняемого; ст. 300 — с момента вынесения постановления об
освобождении от уголовной ответственности; ст. 305 — с
г"
^^
'у
'}• ,Ь.
е'"-
момента подписания приговора, решения или иного судебного акта; ст. 305 ч.
2 — с момента наступления тяжких последствий или с момента вынесения
приговора к ЛС; ст. 301 — с момента фактического взятия под стражу или
задержания (а не с момента вынесения решения по данному вопросу); ст. 302
— с момента принуждения (независимо от того, подействовало ли на
допрашиваемого это принуждение и наступили ли последствия); ст. 303 — с
момента окончания действия по фальсификации доказательств или же (ч. 3)
наступления тяжких последствий.
Пр-я, совершаемые лицами, призванными по закону содействовать осуществлению
правосудия
Субъектами описанного в ст. 307 УК пр-я м.б. свидетель, потерпевший,
эксперт и переводчик. Обвиняемый не может привлекаться к ответственности
по данной статье, даже если до предъявления обвинения он допрашивался в
качестве свидетеля и предупреждался об ответственности за дачу ложных
показаний. Если лицо является соучастником или укрывателем пр-я, оно не
м.б. признано свидетелем по данному делу. Не несет ответственности также
обвиняемый, допрошенный в качестве свидетеля по иному делу, но связанному
с делом, по которому ему предъявлено обвинение, если его ложные показания
являются способом защиты от предъявленного ему обвинения.
Квалифицированным видом рассматриваемого пр-я (ч. 2) выступает деяние,
описанное в ч. 1 ст. 307, соединенное с обвинением лица в совершении
тяжкого или особо тяжкого пр-я (см. ч. 4 и ч. 5 ст. 15 УК).
Субъектами наказуемого по ст. 308 УК пр-я — отказа от дачи показаний —
являются лица, вызванные в качестве свидетелей или потерпевших. Равно как
и по ст. 307, не подлежат ответственности обвиняемые, соучастники и лица,
прикосновенные к преступлению.
В соответствии с примечанием к ст. 308 не обязаны давать свидетельские
показания и, следовательно, не подлежат ответственности за отказ от дачи
показаний супруг и близкие родственники обвиняемого. К близким
родственникам относятся: родители, дети, усыновители, усыновленные,
родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка и внуки. Данное положение
имеет базу в К., ч. 1 ст. 51 которой гласит, что никто не обязан
свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких
родственников, круг которых определяется федеральным законом.
Различие между пр-ями, названными в ст. 307 и 308, состоит в объективной
стороне. Отказ от дачи показаний означает открытое заявление о нежелании
давать показания. Давая заведомо ложные показания, виновный действует
активно, вводя в заблуждение относительно обстоятельств дела. Если при
даче показаний лицо уклоняется от освещения каких-то обстоятельств,
искажая таким образом реальные факты, то ответ-ть наступает за дачу ложных
показаний (ст. 307), а не за уклонение от дачи показаний.
Субъектами пр-я, предусмотренного ст. 310, м.б. участники процесса, а
также посторонние лица (студенты-практиканты, конвоиры), кот. знакомились
с материалами дела или присутствовали при выполнении следственных
действий. Субъектом не м.б. признан обвиняемый, а равно следователь
и прокурор. Если обвиняемый мешает следствию, в отношении него м.б. избрана
или изменена мера пресечения. Если действия по разглашению данных следствия
совершены следователем или прокурором умышленно из корыстной или иной
личной заинтересованности, они м.б. квалифицированы как злоупотребление
должностными полномочиями по ст. 285 УК.
Субъект пр-я, предусмотренного ст. 312, — частное, не должностное лицо, а
также служащий кредитной организации. Должностное лицо, которому имущество
вверено для хранения, несет ответ-ть не по этой статье, а за
злоупотребление должностными полномочиями.
Оконченными пр-я полагаются: предусмотренные ст. 307 — с момента дачи
ложных показаний, заключения или перевода, независимо от того, приняты ли
они в качестве доказательств; ст. 310, 311 — с момента сообщения сведений
постороннему лицу, независимо от наступления последствий; ст. 312 — с
момента фактической растраты, отчуждения, сокрытия или передачи имущества,
а равно фактического осуществления банковской операции или фактического
уклонения от исполнения приговора суда о конфискации имущества.
Пр-я, совершаемые осужденными и лицами, подлежащими уголов-но-правовому
воздействию
Побег из-под стражи (ст. 313) предполагает самовольное оставление места,
где лицо находится под стражей в предварительном заключении. Лицо
считается находящимся под стражей с момента объявления ему
правоприменительного акта, на основании которого его заключают под
стражу, и фактического взятия под стражу. Уклонение от взятия под стражу в
период после объявления документа и до фактического взятия под стражу может
расцениваться лишь как пр-е против порядка управления.
По ст. 313 м.б. осуждено лицо, отбывающее уг. наказание в виде ЛС или
ареста или находящееся под стражей в предварительном заключении в связи с
совершенным пр-ем. Поэтому эта норма не подлежит применению, если арест
выполняет функцию административного или дисциплинарного воздействия.
Под насилием в п. «б» ч. 2 статьи следует понимать физическое воздействие
на третьих лиц (охрану, заложников), опасное для жизни или здоровья в
момент причинения, исключая тяжкий вред здоровью и смерть, причинение
которых квалифицируется по п. «а» ч. 2 ст. 111 или п. «б» ч. 2 ст. 105 в
совокупности со ст. 313 УК.
Пр-я, совершаемые иными лицами
Состав, описанный в ч. 1 ст. 294 УК, предусм. вмешательство в деятельность
суда с целью воспрепятство-вания осуществлению правосудия. Следовательно,
воздействие на суд с целью добиться правосудного (объективного) решения не
образует состава данного пр-я, если способ воздействия не представляет
самостоятельного пр-я (дача взятки, насилие). Таким образом, если, напр.,
коллеги советуют судье разрешить дело определенным образом, уверенные в
правильности такого решения (хотя объективно это не так), состава пр-я не
будет ввиду отсутствия умысла и цели, предусмотренных составом. Аналогично
решается вопрос
квалификации и по ч. 2 ст. 294: цель вос-препятствования всестороннему,
полному и объективному расследованию дела — необходимое условие
привлечения к уголовной ответственности по этой части статьи.
Посягательство на жизнь лиц, осуществляющих правосудие или
предварительное расследование (ст. 295), включает в себя как лишение
жизни, так и покушение на жизнь. Между тем убийство в связи с
осуществлением служебной деятельности (п. «б» ч. 2 ст. 105) является
материальным составом и считается оконченным лишь при реальном наступлении
смерти;
покушение на такое убийство должно квалифицироваться со ссылкой на ст. 30
УК, что влечет в соответствии с ч. 3 ст. 66 понижение рамок санкции.
Следовательно, пр-е, предусмотренное ст. 295 УК, наказывается строже.
Угроза убийством, насилием или уничтожением имущества по отношению к
судьям и их близким наказуема по ст. 296 УК вне зависимости от того,
правильного или неправильного разрешения дела добивается угрожающий.
Данный способ воздействия на судью — угроза — является уголовно наказуемым
сам по себе, независимо от правомерности преследуемой цели.
Оскорбление судьи (ст. 297) наказуемо как в случае нанесения его в связи с
рассмотрением конкретного дела, так и в связи с деятельностью судьи по
осуществлению правосудия вообще. Таким образом, высказанные в
оскорбительной форме отзывы, напр., об уровне квалификации судьи наказуемы
по данной статье.
Если в отношении участника судебного разбирательства выражены в
оскорбительной форме клеветнические измышления, содеянное следует
оценивать как идеальную совокупность пр-й и квалифицировать по ч. 2 ст.
297 и ч. 1 ст. 298
(как оскорбление и клевета). Данные составы пр-я являются
самостоятельными и не поглощают друг друга.
Заведомо ложный донос (ст. 306) — это не соответствующее действительности
сообщение о готовящемся или совершенном преступлении (факте пр-я или
виновном лице), направленное в органы, имеющие право возбудить уг. дело.
Заведомо ложное показание (ст. 307) относительно обстоятельств дела дается
лицами, привлеченными в качестве свидетеля или потерпевшего.
Ложный донос в отличие от ложного показания совершается любым лицом и
преследует специальную цель — возбудить уг. дело. Свидетель или
потерпевший, во время допроса давшие показания о совершении пр-я
невиновным лицом, несут ответ-ть по ст. 307 УК. Лицо, совершившее ложный
донос, будучи впоследствии допрошенным в качестве свидетеля, и давшее
ложные показания в подтверждение своего доноса, несет ответ-ть только по
ст. 306 УК.
Ложный донос отличается от клеветы по объекту (правосудие и личность), по
адресату (орган, имеющий право возбудить уг. дело), по цели, по предмету
доноса (связь с пр-ем). Клевета посягает на интересы личности, может
касаться любых заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство, а
равно подрывающих репутацию лица; такие сведения могут передаваться любому
третьему лицу.
Принуждением в ч. 2 ст. 309 УК охватываются лишь такие способы, как
угроза наиболее значимым интересам потерпевшего или его близких (шантаж,
угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением
иму
щества). Иные действия, напр. просьбы, уговоры, угрозы лишить к.-л. льгот,
с целью понудить свидетеля к даче ложного показания или эксперта к даче
ложного заключения, не содержат состава пр-я, описанного в ч. 2, и должны
квалифицироваться как подстрекательство к даче ложных показаний (ч. 4 ст.
33 и ст. 307).
Состав, предусмотренный ст. 309, предполагает понуждение к даче ложных
показаний. Понуждение к даче правдивых показаний не образует состава
данного пр-я, однако такой способ, как, напр., угроза убийством,
квалифицируется как самостоятельное пр-е (ст. 119).
Субъектом пр-я, предусмотренного ст.,.,315, являются должностные лица, а
также служащие коммерческих и иных организаций, обязанные исполнить
судебное решение. Не являющиеся таковыми лица не м.б. признаны субъектами
данного пр-я; в случае соответствующего способа действия они привлекаются
к ответственности за неповиновение или сопротивление представителям
власти. Осужденные, уклоняющиеся от отбывания наказания, несут ответ-ть по
ст. 313, 314 УК.
В соответствии с примечанием к ст. 316, субъектом укрывательства м.б. любое
лицо, кроме супруга и близких родственников лица, пр-е которого они
укрывали.
Укрывательство пр-й со стороны должностных лиц квалифицируется по
совокупности со ст. 285 УК.
Считаются оконченными: пр-я, квалифицируемые по ст. 306, — с момента
получения ложного доноса соответствующим органом, независимо от факта
возбуждения дела; по ст. 309 ч. 2 — с момен-
та высказывания угрозы; по ст. 316 (пр-е длящееся) — при выполнении
действий по укрывательству.
Под судьями в составах пр-й гл. 31 следует понимать судей всех звеньев
судов по уголовным, гражданским и административным делам, в том числе
судей Верховного Суда, Верховных Судов республик в составе Федерации,
судей Высшего Арбитражного Суда и нижестоящих арбитражных судов, а равно
судей Конституционного Суда РФ.
нятие и виды пр-й |тпв порядка управления
Пр-я против порядка управления посягают на полезную организующую и
регулирующую роль и деятельность государственных органов, ослабляют
авторитет всех ветвей власти, мешают лицам, занимающим государственные и
иные должности, выполнять возложенные на них обязанности, что в конечном
счете приводит к нарушениям прав граждан.
Родовой объект этих пр-й — порядок управления, управленческая деятельность
органов власти, исполнительных органов др. организаций.
Рассматриваемые пр-я реализуются в действиях, напр. в применении насилия
в отношении представителя власти, в самоуправстве и др. Путем бездействия
совершается уклонение от прохождения военной или альтернативной
гражданской службы (ст. 328).
Пр-я считаются оконченными с момента совершения общественно опасного
действия или установления факта бездействия. Ряд пр-й — самоуправство и
др. — сопряжен с наступле
нием вредных последствий, поэтому момент их окончания связан с причинением
соответствующих последствий.
С субъективной стороны пр-я данной группы совершаются умышленно.
Субъектом пр-й против порядка управления м.б. частные лица, вменяемые,
достигшие 16 лет.
§ 10. Характеристика отдельных видов пр-й данной группы
Статья 317 УК предусм. уголовную ответ-ть за посягательство на жизнь
сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего (а равно их
близких). Пр-е связано с реальным посягательством на жизнь — убийством
или покушением на убийство. Цель такого поведения — воспрепятствование
законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка или
общественной безопасности, а также месть за указанную деятельность. Пр-е
признается оконченным с момента начала посягательства, независимо от
наступления результата.
Статья 318 УК устанавливает ответ-ть за применение насилия в отношении
представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих
должностных обязанностей в любой сфере управленческой деятельности.
Исключение из этого правила предусмотрено ст. 296 УК.
Представителем власти в соответствии с примечанием к данной статье
признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего
органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом
порядке распорядительными полномочиями в отношении граждан, не
находящихся от него в служебной зависимости. По смыслу закона, уголов-
но-правовой защите подлежит только законная деятельность представителя
власти.
Часть 1 ст. 318 предусм. ответ-ть за применение насилия, не опасного для
жизни или здоровья, либо за угрозу применения насилия в отношении
представителя власти или его близких.
Угроза предполагает психическое воздействие, применяемое в качестве
средства влияния на волю потерпевшего, с тем чтобы вынудить его изменить
или вовсе прекратить свою служебную деятельность. Иногда угроза преследует
цель запугать лицо, выполняющее свой служебный долг, или свести с ним счеты
за выполнение долга. Характер угрозы — учинить насилие, нанести побои и
др. — значения не имеет. Однако угроза должна быть реальной, т. е. имеются
серьезные основания опасаться ее реализации.
Если угроза носит личный характер, не связана с выполнением потерпевшим
должностных функций, содеянное при наличии иных признаков состава может
квалифицироваться по ст. 119 УК.
Насилие, не опасное для жизни или здоровья, предполагает насилие,
направленное на причинение легкого вреда здоровью, побоев или совершение
иных насильственных действий в отношении указанных лиц.
Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц,
перечисл. в данной статье, образует квалифицированный состав пр-я (ч. 2
ст. 318).
Пр-е окончено с момента применения физического или психического насилия к
потерпевшим.
Фактическое причинение в результате насилия с умыслом смерти, тяжкого или
средней тяжести вреда здоровью должно квалифицироваться по п. «б» ч. 2 ст.
105 либо п. «а» ч. 2 ст. 111, либо п. «б» ч. 2 ст. 112 УК.
Противодействие законной деятельности представителя власти, если оно не
было связано с применением насилия или угроз, влечет административную
ответ-ть.
В отличие от состава оскорбления (ст. 130) оскорбление представителя власти
(ст. 319) более опасно. Оно реализуется в публичном оскорблении
представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в
связи с их исполнением.
Оскорбление признается публичным тогда, когда оно нанесено в присутствии
др. граждан либо совершено в таких формах и в таком месте, что об этом
неизбежно ставятся в известность др. лица (учинение надписей на стенах в
учреждении, общественном месте и т. п.).
Не следует квалифицировать по данной статье объективно оскорбительные
жесты и иные действия, если субъект убежден, что они не могут унизить честь
и достоинство представителя власти.
Оскорбление представителей власти, не связанное с их должностными
обязанностями и не в связи с их исполнением, не дает основания
квалифицировать содеянное по данной статье.
Данная норма не распространяется на несколько категорий потерпевших (судьи,
прокуроры и др. лица, обеспечивающие правосудие). Содеянное в этом случае
квалифицируется по ст. 297 УК.
К новым видам пр-й относится деяние, описанное в ст. 320 УК. Она предусм.
уголовную ответ-ть за разглашение сведений о мерах безопасности,
применяемых в отношении
должностного лица правоохранительного или контролирующего органа.
Этот состав преследует цель обеспечить нормальную деятельность
правоохранительных и контролирующих органов в сфере борьбы с преступностью
и правонарушениями.
Объективная сторона пр-я предполагает разглашение сведений о мерах
безопасности, когда это деяние совершено в целях воспрепятствования
служебной деятельности должностного лица правоохранительного или
контролирующего органа. Факт разглашения таких сведений (информация о
домашних адресах, телефонах и т. п.) нередко существенно затрудняет
деятельность правоохранительных органов и по этой причине представляет
общественную опасность.
Разглашение налицо, если сведения сообщены постороннему лицу, в печати,
иным путем. Пр-е признается оконченным с момента разглашения сведений.
Статья 320 УК предусм. квалифицированный состав: те же действия, влекущие
тяжкие последствия, — серьезные затруднения в работе правоохранительного
органа, причинение значительного ущерба служебной деятельности
потерпевшего и т. п.
Пр-е предполагает прямой умысел и специальную цель — воспрепятствовать
служебной деятельности потерпевшего.
Статья 321 УК предусм. ответ-ть за дезорганизацию нормальной деятельности
учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
Объектом данного пр-я является порядок управления в сфере исполнения уг-
го наказания. Дополнитель
ным объектом выступает личность сотрудника места ЛС или содержания под
стражей либо личность осужденного.
Часть 1 предусм. ответ-ть: а) за угрозу применения насилия в отношении
сотрудника места ЛС или содержания под стражей либо б) за такую же угрозу в
отношении осужденного с целью воспрепятствовать его исправлению или из
мести за выполнение им общественных обязанностей. Это м.б. угроза
убийством, др. насильственными действиями.
Важен сам факт угрозы в адрес лица, действующего в пределах своих прав и
обязанностей. Явно незаконная деятельность потерпевшего исключает
возможность квалификации содеянного по ст. 321 УК. Содеянное может
квалифицироваться по соответствующей статье о пр-х против жизни и
здоровья.
Квалифицированным видом является фактическое применение насилия, не
опасного для жизни и здоровья (ч. 2). Деяния, предусмотренные ч. 1 и 2,
совершенные с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо
организованной группой, квалифицируются по ч. 3 ст. 321.
С субъективной стороны пр-е совершается с прямым умыслом. Для наличия
состава требуется установить специальную цель — воспрепятствовать
исправлению осужденного либо мотив — месть за выполнение им общественных
обязанностей.
Статья 328 УК предусм. ответ-ть за уклонение от прохождения военной или
альтернативной службы. Обязанность такой службы возлагается на граждан ст.
59 К..
Объектом этого пр-я являются интересы комплектования Вооружен-
ных Сил, общегосударственные интересы обороны страны.
Объективная сторона пр-я реализуется в уклонении от прохождения военной и
альтернативной службы без уважительных причин. Уклонение выражается в
неявке призывника в установленный срок на призывной пункт. Срок
определяется приказом военного комиссара. Неявка признается уважительной,
если она вызвана болезнью призывника, подтвержденной медицинским
свидетельством, или препятствиями стихийного характера (наводнение,
стихийное бедствие и т.п.), удостоверенными местными органами власти или
органом внутренних дел. Судебная практика относит к уважительным причинам
также факт задержания призывника органами власти, смерть близкого
родственника.
Статья 59 К. дает гражд.у право на замену военной службы альтернативной
гражданской службой, если несение военной службы противоречит его
убеждениям или вероисповеданию.
Момент окончания пр-я связан с неявкой на призывной пункт.
Субъект — гражд. РФ, достигший призывного возраста, подлежащий призыву на
действительную военную службу в мирное время.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и целью уклонения от
военной службы.
Надругательство над Государственным гербом, или Государственным флагом РФ
(ст. 329) предполагает неуважительное отношение к государственной
символике, олицетворяющей государственную власть, его суверенитет.
Надругательство реализуется в активной форме поведения, свидетельствующей
о проявлении явного неуважения к Госу
дарственному гербу или Государственному флагу, глумлению над ними.
Конкретно оно находит выражение в уничтожении или повреждении, нанесении
циничных или оскорбительных надписей, рисунков, заливании красящими и
иными агрессивно действующими веществами, срывании или использовании
государственных символов такими способами, кот. свидетельствуют о явном
издевательстве над ценностями, ими олицетворяемыми.
Пр-е окончено с начала надругательства.
Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом.
Если надругательство совершено с целью призыва к насильственному изменению
конституционного строя, содеянное квалифицируется по ст. 280.
При совершении надругательства из хулиганских побуждений содеянное
квалифицируется по совокупности ст. 329 и 213 УК.
Статья 330 УК предусм. ответ-ть за самоуправство. Им признается
самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым
актом порядку, совершение к.-л. действий, правомерность которых
оспаривается организацией или гражд.ом, если такими действиями причинен
существенный вред.
Квалифицированным видом самоуправства признается его совершение с
применением насилия или с угрозой его применения (ч. 2).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|