бесплатные рефераты

Шпаргалки по уголовному праву (особенная часть)

280); 3) пр-е, посягающее на национальное и религиозное равноправие

граждан, — возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст.

282); 4) пр-е, посягающее на экономическую без­опасность, — диверсия (ст.

281); 5) пр-я, посягающие на обороноспособ­ность РФ, — разглашение

государственной тайны (ст. 283), утрата документов, содер­жащих

государственную тайну (ст. 284).

§ 2. Характеристика отдельных видов пр-й данной группы

Государственная измена (ст. 275)

Это деяние, умышленно совершаемое гражд.ом России в ущерб внешней

безопасности страны (ст. 275).

Формы совершения государственной измены: шпионаж, выдача государствен­ной

тайны либо иное оказание помощи иностранному государству или иностран­ной

организации в проведении враждеб­ной деятельности против РФ.

Государственная измена м.б. совершена только умышленно. Субъект при этом

сознает, что он совершает из­меннические действия, понимает, что они

направлены на причинение ущерба внеш­ней безопасности гос-ва, и желает

этого. Мотивы совершения пр-я м.б. самыми разнообразными и для квалификации

значения не имеют.

Статья 275 не содержит указания на цель совершения пр-я. Однако ряд форм

государственной измены м.б. совершен только с целью подрыва или ослабления

гос-ва (оказание помо­щи иностранному государству или ино­странной

организации в проведении враж­дебной деятельности).

Субъектом государственной измены м.б. гражд. РФ, вменяемый, достигший 16

лет. Соучастниками пр-я могут выступать иностранные граж­дане и лица без

гражданства.

Примечание к ст. 275 содержит положе­ние, согласно которому гражд. РФ,

совершивший данное пр-е, при добровольном и своевременном заявлении органам

власти об этом факте, а также если оно иным образом способствовало

предотвращению ущерба РФ, подлежит освобождению от уголовной

ответственно­сти, если в содеянном не содержатся при­знаки другого пр-я.

Практически в этих случаях налицо особое основание осво­бождения от

уголовной ответственности, прямо предусмотренное уголовным зако­ном.

Для применения примечания необходи­мо установить: добровольное и

своевре­менное сообщение лица органам власти о своей общественно опасной

деятельности либо факт поведения лица, направленно­го на иную форму

предотвращения ущерба интересам РФ.

Шпионаж (ст. 276)

Шпионаж — это передача, собирание, похищение или хранение с целью пере­дачи

иностранному государству, иностран­ной организации или их представителям

сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или

собирание по заданию иностранной разведки иных

сведений для использования их в ущерб внешней безопасности гос-ва. Это м.б.

сведения, составляющие госу­дарственную или военную тайну, а также иные

сведения, кот. собираются для использования их в ущерб РФ.

Круг сведений, составляющих государ­ственную тайну, регламентируется

Зако­ном «О государственной тайне», а также Перечнем сведений, отнесенных к

госу­дарственной тайне, утвержденных Указом Президента от 30 ноября 1995

г.' Порядок определения степени секретности сведе­ний регламентирован в

Правилах отнесе­ния сведений, составляющих государст­венную тайну, к

различным степеням сек­ретности2.

К иным сведениям, кот. м.б. предметом шпионажа, относятся данные о

деятельности государственных и иных организаций и отдельных лиц, обобщение

материалов, а также др. сведения, кот. хотя и не составляют

государ­ственную или военную тайну, но тем не менее м.б. использованы в

ущерб нашей стране. При этом д.б. ус­тановлено, что такие сведения

собирались по заданию иностранной разведки.

Передача предполагает, что виновный располагает сведениями, составляющими

государственную или военную тайну, т. е. собирал или получал их от другого

лица либо они стали известны ему по службе. Передача выражается в сообщении

све­дений иностранному государству или его представителям. Форма сообщения

для квалификации значения не имеет.

Похищение предполагает, что виновный не имел к указанным сведениям

свобод­ного доступа. Для того чтобы ознакомить­ся с ними, он тайно или

открыто (и при­

том помимо воли ответственных за сохран­ность сведений лиц) завладевает

ими. По­хищение сведений означает фактическое завладение чертежами,

приборами, образ­цами изделий и т. п. При открытом похи­щении сведений

действия виновного м.б. связаны с физическим насилием над лицами, хранящими

сведения либо работающими с ними.

Хранение сведений заключается в лю­бых умышленных действиях, связанных с

нахождением подобных материалов во владении субъекта (в помещении, при себе

и т. п.).

Собирание сведений — наиболее рас­пространенная форма шпионажа. Оно м.б.

осуществлено путем личных наблюдений, опроса, подслушивания,

фо­тографирования, систематизации и дру-гими-способами.

Оконченным шпионаж следует считать с момента собирания сведений. При

похи­щении шпионаж окончен в момент фак­тического изъятия материалов

(предме­тов), содержащих соответствующие све­дения. Если преступные

действия выра­зились только в передаче сведений, мо­мент окончания связан с

фактом переда­чи. При хранении сведений шпионаж окон­чен с момента, когда

материалы попали во владение субъекта.

Пр-е м.б. совершено только с прямым умыслом. Субъект со­знает, что

передает, похищает, хранит или собирает для передачи сведения, кот.

представляют интерес для иностранной разведки, и желает этого. Мотивы м.б.

самыми разнообразными (антирос­сийские побуждения, малодушие, корысть и

др.) и для квалификации значения не имеют.

Субъектом пр-я м.б. только лица без гражданства либо ино-

странные граждане, вменяемые, достиг­шие 16 лет. Граждане РФ за шпионские

действия подлежат ответственности по ст. 275 за государственную измену.

Посягательство на жизнь государ­ственного или общественного деятеля (ст.

277)

К числу государственных деятелей от­носятся представители руководства гос-

ва, члены правительства, руководи­тели др. ведомств, члены парламента и др.

Общественными деятелями являют­ся руководители и активные члены раз­личных

партий и общественных органи­заций.

Рассматриваемое пр-е охваты­вает убийство или покушение на него. Деяние

полагается оконченным с момента начала посягательства.

Пр-е м.б. совершено только с прямым умыслом, причем винов­ный преследует

цель — прекратить по­литическую деятельность потерпевшего или отомстить за

такую деятельность, т. е. субъект сознает, что убивает государ­ственного

или общественного деятеля, по­нимает, что его действия направлены на

прекращение политической деятельности или месть, и желает этого.

Если преступные действия совершены виновным с иными целями (корыстными и

др.), содеянное следует квалифициро­вать по ст. 105 УК.

Насильственные захват или удержа­ние власти (ст. 278)

Данное пр-е связано с некон­ституционной формой притязаний на за­конную

власть. Объективная сторона пр-я заключается в действиях, на­правленных к

насильственному захвату власти или насильственному удержанию

власти вопреки К. РФ. В соот­ветствии с законом это пр-е м.б. выполнено и в

форме насиль­ственного изменения конституционного строя РФ.

Включение данной статьи в УК РФ вполне оправданно, поскольку

существо­вавшая в УК РСФСР 1960 г. разновид­ность измены — заговор с целью

захвата власти — не позволяла надлежащим об­разом бороться с данным видом

опасных посягательств. Для иллюстрации можно сослаться на известное дело о

ГКЧП.

Пр-е м.б. совершено только с прямым умыслом. Субъект со­знает, что он

совершает действия, направ­ленные к насильственному захвату влас­ти или

насильственному удержанию влас­ти, а равно направленные на насильствен­ное

'изменение конституционного строя,и желает этого.

Субъектом м.б. гражд. РФ, иностранный гражд., лицо без граж­данства,

достигшее 16 лет.

Публичные призывы к насильственно­му изменению конституционного строя (ст.

280)

Достоинство редакции ст. 280 заключа­ется в том, что она предусм.

уго­ловную ответ-ть не за политичес­кие взгляды людей, а за конкретные

об­щественно опасные действия, запрещен­ные уголовным законом.

Объект пр-я — конституцион­ный строй РФ.

Объективная сторона состоит в публич­ных призывах к насильственному

захва­ту власти, насильственному удержанию власти или насильственному

изменению конституционного строя РФ. Более опас­ную форму совершения пр-я

об­разуют те же действия, совершенные с

использованием средств массовой инфор­мации (ч. 2).

Призывы реализуются в подстрекатель­ских действиях, направленных на

дости­жение указанной цели. Форма подстрека­тельства — устная или иная —

для ква­лификации значения не имеет.

Обязательный признак состава — пуб­личность, которая предполагает открытое

совершение действий в присутствии треть­их лиц либо расчет на их

ознакомление с призывами впоследствии (плакаты на сте­нах, листовки,

магнитные записи и др.).

Квалифицированным видом состава являются те же деяния, совершенные с

использованием средств массовой инфор­мации (ч. 2). К средствам массовой

инфор­мации относятся печать, радио, телевиде­ние и др.

Пр-е м.б. совершено только с прямым умыслом. Виновный со­знает, что

осуществляет публичные при­зывы, и желает этого.

Субъект пр-я — лицо, достиг­шее 16 лет.

Диверсия (ст. 281)

Уг. ответ-ть за диверсию предусмотрена ст. 281 УК.

Объектом пр-я являются эко­номическая безопасность и обороноспособ­ность

гос-ва.

Объективная сторона анализируемого пр-я реализуется в совершении взрыва,

поджога, иных действий, направ­ленных на разрушение или повреждение

предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов

жиз­необеспечения населения. Все эти дейст­вия учиняются в целях подрыва

эконо­мической безопасности и обороноспособ­ности РФ.

Взрывы, поджоги и иные действия — это всегда действия, направленные на

уничтожение предприятий и др. объ­ектов, перечисл. законом.

Под разрушением понимается приведе­ние перечисл. в законе предметов

посягательства в полную негодность.

Повреждение в отличие от разрушения предполагает, что предмет частично

вы­веден из строя, но сохраняется возмож­ность его восстановления.

Момент окончания пр-я свя­зан с фактическим разрушением или по­вреждением

предприятий, сооружений, путей и средств сообщения и др.

С субъективной стороны диверсия м.б. совершена только с прямым умыслом,

причем во всех случаях винов­ный должен преследовать цель ослабить

экономическую безопасность и обороно­способность гос-ва. Если указанная

цель отсутствует, содеянное следует ква­лифицировать по иным статьям УК

(ст. 167 УК и др.).

Субъектом диверсии является лицо, до­стигшее 16 лет.

Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282)

Данное пр-е направлено про­тив национального и религиозного равно­правия

граждан, безопасности личности и гос-ва.

Объективная сторона пр-я свя­зана с нарушением равноправия граждан в одной

из трех форм: возбуждение наци­ональной, расовой или религиозной враж­ды;

унижение национального достоинст­ва; пропаганда исключительности,

превос­ходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к

религии, наци­ональной или расовой принадлежности.

Закон ныне связывает преступность перечисл. действий с фактом их публич-

ного совершения или с использованием средств массовой информации.

Квалифицированными признаками яв­ляется совершение перечисл. дейст­вий с

применением насилия или с угро­зой его применения, лицом с использова­нием

своего служебного положения, орга­низованной группой (ч.2).

Субъективная сторона пр-я предполагает прямой умысел.

Субъект — лицо, достигшее 16 лет.

Разглашение государственной тайны (ст. 283)

Пр-е посягает на обороноспо­собность и безопасность гос-ва.

Объективная сторона пр-я за­ключается в разглашении таких сведений лицом,

которое имеет допуск к государ­ственной тайне и которому она была до­верена

или стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков

госу­дарственной измены.

Под разглашением сведений, составляю­щих государственную тайну, понимается

несанкционированная передача таких све­дений др. лицам в любой форме

(уст­но, в печати, в научном докладе, посредст­вом ознакомления с

документами и т. п.).

Пр-е окончено с момента, ког­да посторонние лица получили информа­цию,

содержащую государственную тайну.

С субъективной стороны пр-е м.б. совершено как умышленно, так и по

неосторожности.

Субъект — только лицо, имеющее до­пуск к государственной тайне.

Квалифицированный вид состава свя­зан с совершением действий, кот.

по­влекли тяжкие последствия (ч. 2). Таковы­ми м.б. завладение

государствен­ной тайной разведкой др. государств, крупные материальные

потери и т. п.

Утрата документов, содержащих го­сударственную тайну (ст. 284)

Объектом пр-я являются ин­тересы обороны и государственной без­опасности.

Объективная сторона пр-я пред­полагает нарушение правил обращения с

документами, содержащими государствен­ную тайну, а равно с предметами,

сведе­ния о которых составляют государствен­ную тайну, если это повлекло их

утрату и наступление тяжких последствий. Особен­ность объективной стороны

состава заключа­ется в том, что закон в качестве преступн. последствий

предусмотрел не только утрату документов и иных предметов, но и наступление

в результате этого тяжких последствий. Это предполагает установ­ление

причинной связи между наступив­шими тяжкими последствиями, утратой

документов и предметов и нарушением правил обращения с ними.

Документом, содержащим государствен­ную тайну, признается любой

материаль­ный носитель информации, а не только письменные записи.

Носителями инфор­мации м.б. магнитная запись, фо­токопии, схемы, расчеты и

т. д.

Предметами, сведения о которых отно­сятся к государственной тайне, м.б.

образцы техники, приборы, детали, воору­жение и т. д.

Утрата предполагает любой выход перечисл. предметов из владения лица,

который имел допуск к работе с ними. Срок, на который утрачен документ или

предмет, значения не имеет. Пр-е окончено с момента выхода докумен­та или

предмета из-под контроля лица.

Субъективная сторона характеризует­ся неосторожной виной. Субъектом

явля­ется лицо, имеющее допуск к государ­ственной тайне.

Пр-я той и другой групп на­правлены против интересов службы, со­вершаются в

связи со служебными полно­мочиями и обязанностями субъектов.

Пред­шественницей обеих упомянутых глав была глава «Должностные пр-я» УК

РСФСР 1960 г.

Объектом пр-й, включенных в гл. 30, является нормальная, т. е.

соответ­ствующая законам, иным нормативным актам и интересам службы,

деятельность государственного и муниципального аппа­рата управления, тогда

как объектом пр-й, включенных в гл. 23, является нормальная управленческая

деятельность лиц, наделенных определенными служеб­ными полномочиями в

коммерческих и иных организациях.

Субъектами пр-й, включенных в гл. 30, за исключением субъектов дачи взятки

(ст. 291), м.б. только госу­дарственные служащие или служащие органа

местного самоуправления либо го­сударственных или муниципальных

уч­реждений. При этом субъектами подав­ляющего большинства этих пр-й м.б.

только должностные лица.

Субъекты пр-й, включенных в гл. 23, за исключением субъекта деяния,

предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 204, являют­ся лицами, состоящими на службе в

ком­мерческих или иных организациях и наде­ленными служебными полномочиями

уп­равленческого характера. Все эти лица имеют также общий негативный

признак:

они не являются должностными лицами и вообще не являются государственными

служащими, служащими органов местно­го самоуправления и служащими

госу­дарственных или муниципальных учреж­дений.

Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в

ка­честве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме

хозяй­ственных товариществ и обществ, произ­водственных

кооперативов,государствен­ных и муниципальных унитарных пред­приятий (ст.

50 ГК РФ). Унитарным пред­приятием признается коммерческая орга­низация, не

наделенная правом собствен­ности на закрепленное за ней имущество. В форме

унитарных могут создаваться только государственные и муниципальные

предприятия (ст. 113 ГК РФ).

Иные организации, о которых идет речь, являются некоммерческими. Они не

име­ют извлечение прибыли в качестве основ­ной цели своей деятельности, не

распре­деляют полученную прибыль между участ­никами и могут создаваться в

форме по­требительских кооперативов, обществен­ных или религиозных

организаций (объ­единений), финансируемых собственником учреждений,

благотворительных или иных фондов, а также в др. формах, преду­смотренных

законом (ст. 50 ГК РФ).

Должностными признаются лица, по­стоянно, временно или по специальному

полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие

организационно-распорядительные, адми­нистративно-хозяйственные функции в

государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и

муни­ципальных учреждениях, а также в Воору­женных Силах Российской

Федерации, др. войсках и воинских формировани­ях Российской Федерации

(примечание 1 к ст. 285 УК).

В соответствии со ст. 120 ГК учрежде­нием признается организация, созданная

собственником для осуществления управ­ленческих, социально-культурных и

иных функций некоммерческого характера и

финансируемая им полностью или частич­но. В данном случае примечание 1 к

ст. 285 УК имеет в виду только такие организа­ции, кот.: а) созданы

государством или органом местного самоуправления; б) пол­ностью или

частично ими финансируют­ся; в) осуществляют функции некоммер­ческого

характера (образование, здраво­охранение, культура и т. п.).

К представителям власти относятся пред­ставители всех трех властей:

законодатель­ной, исполнительной и судебной. От др. граждан представители

власти отли­чаются наличием у них права в пределах своей компетенции

предъявлять требо­вания, а также принимать решения, обя­зательные для

исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, ор­ганизациями

независимо от их ведомствен­ной принадлежности и подчиненности (см.

примечание к ст. 318 УК).

Законодательную власть осуществляют депутаты представительных органов

Рос­сийской Федерации и ее субъектов, су­дебную — судьи всех судов.

Исполнитель­ную власть осуществляет Правительство Российской Федерации,

администрация субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а

также наделенные со­ответствующими полномочиями работни­ки прокуратуры,

органов внутренних дел, ФСБ, налоговой полиции, налоговой служ­бы,

таможенной службы и ряда др. государственных органов.

Функции представителя власти могут осуществляться не только в связи с

заняти­ем соответствующей должности, но и по специальному полномочию

(напр., на­родный или присяжный заседатель).

Организационно-распорядительные функции заключаются прежде всего в

руководстве работой др. лиц. Поэто­му их осуществляет всякое лицо, имею­щее

подчиненных по службе. Полномочия организационно-распорядительного

харак­тера м.б. предоставлены также лицам, не имеющим подчиненных:

ведом­ственный ревизор, нотариус, аудитор и др.

К лицам, осуществляющим данные фун­кции, следует, по-видимому, относить

так­же служащих, кот. не наделены пра­вом непосредственного принятия

решений управленческого характера, но выполня­ют служебные обязанности по

подготовке проектов таких решений (помощник, со­ветник, консультант,

секретарь).

Вопрос об осуществлении организаци­онно-распорядительных функций

препо­давателями является дискуссионным. Пле­нум Верховного Суда СССР

признал осу­ществление таких функций преподавате­лем только при исполнении

им обязанно­стей члена квалификационной или экза­менационной комиссии (п. 4

постановле­ния Пленума от 30 марта 1990 г.). Такая позиция является

преобладающей и в литературе1. Тем не менее судебная прак­тика нередко

относит к организационно-распорядительной деятельности препода­вателя

выставление им оценок на курсовых экзаменах и зачетах, поскольку такая

оцен­ка с неизбежностью предрешает содержа­ние последующих решений

руководите­лей учебного заведения о переводе на сле­дующий курс, выплате

стипендии,отчис­лении из учебного заведения.

Деятельность учителя и воспитателя по обеспечению порядка и безопасности

де­тей во время занятий, игр, экскурсий, по­ходов и т. п. также носит

организационно-распорядительный характер.

,г § 5. Признаки некоторых пр-й против

-[.государственной власти, интересов государственной службы ^: и

службы в органах местного самоуправления

Злоупотребление должностными полно­ мочиями (ст. 285).

Объективная сторона этого преступле­ ния складывается из использования

долж­ ностным лицом своих служебных полно­ мочий вопреки интересам

службы, наступ­ ления последствий в виде существенного нарушения прав и

законных интересов граждан или организаций либо охраняе­ мых законом

интересов общества или го­ сударства и причинной связи между ис­

пользованием служебных полномочий и преступными последствиями.

Представляется, что объективная сто­рона данного состава пр-я ана­логична

объективной стороне состава зло­употребления полномочиями (ч. 1 ст. 201).

Вряд ли есть основания вкладывать раз­личный смысл в формулировки «вопреки

интересам службы» (ст. 285 УК) и «вопреки законным интересам этой

организации» (ст. 201 УК), если учесть тождество преступн. последствий.

Служебные полномочия должностных лиц определяются либо законом (напр.,

полномочия следователя установле­ны Уголовно-процессуальным кодексом), либо

иным нормативным актом вплоть до приказа руководителя учреждения.

В случаях использования должностным лицом для совершения неправомерных

действий не своих служебных полномо­чий, а возможностей, вытекающих из

ав­торитета занимаемой им должности и слу­жебных связей с др. должностными

и иными лицами, не подчиненными и не подконтрольными ему по службе, состав

данного пр-я отсутствует. Состав злоупотребления должностны­ми полномочиями

предполагает умышлен­ную форму вины (прямой или косвенный умысел) и

специальный мотив — корыст­ную или иную личную заинтересованность.

Корыстная заинтересованность означает стремление виновного получить

матери­альную выгоду или избавиться от мате­риальных затрат. Иная личная

заинтере­сованность включает в себя ряд др. мотивов личного характера:

карьеризм, протекционизм, месть, зависть, ревность, семейственность и т. п.

(п. 17 постановле­ния Пленума от 30 марта 1990 г.).

Корыстное злоупотребление отличает­ся от хищения тем, что материальная

выгода извлекается виновным в злоупо­треблении без незаконного и

безвозмезд­ного обращения чужого имущества в свою собственность или в

собственность др. лиц. Это правило относится и к корыстному злоупотреблению

полномочиями (ст. 201).

В соответствии с примечаниями 2 и 3 к ст. 285 УК квалифицирующим признаком

злоупотребления должностными полномо­чиями и квалифицирующим признаком др.

пр-й данной главы, а так­же др. глав Особ.Ч К. является занятие виновным не

всякой го­сударственной должности, а только такой, какая установлена для

непосредственного исполнения полномочий государственных органов (депутат,

министр, судья и т. д.) Федеральный закон «Об основах государ­ственной

службы Российской Федерации» от 5 июля 1995 г. относит должности такого

характера к категории «А». Занятие го­сударственной должности категории

«Б», т. е. должности, учрежденной для непосред­ственного обеспечения

исполнения полно­мочий лиц, замещающих должности ка­тегории «А» (напр.,

помощник минист­

ра), не является упомянутым квалифици­рующим признаком, как и занятие

госу­дарственной должности более низкой ка­тегории «В».

Признаки тяжких последствий в ква­лифицированных составах злоупотребле­ния

должностными полномочиями (ст. 285), а равно превышения должностных

пол­номочий (ст. 286) и халатности (ст. 293) аналогичны признакам тяжких

последст­вий в квалифицированном составе зло­употребления полномочиями (ст.

201), о которых было сказано выше.

Превышение должностных полномочий (ст. 286)

Из сравнения диспозиции ч. 1 ст. 285 УК и ст. 286 УК следует, что

злоупотреб­ление должностными полномочиями пред­полагает незаконное

использование долж­ностным лицом своих прав и полномочий без очевидного

выхода за установл. их границы, а при превышении должност­ных полномочий

лицо явно выходит за пределы его служебной компетенции.

В теории уг-го права признано, что превышение должностных полномочий

возможно либо путем совершения дейст­вий, не дозволенных никаким лицам или

органам, либо путем совершения дейст­вий, входящих в компетенцию: а)

другого должностного лица; б) данного лица, но при наличии условий, кот.

отсутствуют;

в) коллегиального органа.

Насилие как признак квалифицирован­ного состава превышения должностных

полномочий может выражаться в любом физическом воздействии на

потерпевше­го: в нанесении ему побоев или причине­нии физической боли иным

способом, в ограничении его свободы, в причинении вреда его здоровью или

причинении ему смерти.

Умышленное причинение при превыше­нии должностных полномочий легкого вре­да

здоровью, побои, истязания, неосторож­ное причинение смерти или вреда

здо­ровью любой тяжести охватываются по­нятием насилия и не требуют

дополни­тельной квалификации.

В случае умышленного причинения а) смер­ти или б) тяжкого вреда здоровью

при превышении содеянное должно квалифи­цироваться по совокупности пр-й (п.

13 упомянутого постановления Плену­ма).

Представляется, что дополнительная ква­лификация необходима и в случаях

умыш­ленного причинения вреда здоровью сред­ней тяжести. Хотя закон

предусм. за это деяние менее строгое наказание, чем за превышение

должностных полно­мочий с применением насилия, отказ от квалификации по

совокупности предоста­вил бы виновному неоправданные льготы:

в случае совершения им новых пр-й, предусмотренных ст. 112 УК, та­кие пр-я

не считались бы неодно­кратными (п. «ж» ч. 2 ст. 112).

Применение оружия или специальных средств может выразиться либо в

причи­нении вреда путем их использования (напр., ранение), либо в попытке

причи­нить такой вред при помощи указанных предметов (напр., промах).

Демонстра­ция оружия или специальных средств не является их применением, но

м.б. расценена как угроза применения наси­лия (п. «а» ч. 3 ст. 286).

Должностная халатность (ст. 293)

Деяние при халатности заключается в неисполнении или ненадлежащем

исполне­нии виновным своих обязанностей вслед­ствие недобросовестного или

небрежного к ним отношения. Это значит, во-первых, что халатность

совершается либо путем

бездействия, либо путем ненадлежащего действия. При бездействии виновный

во­обще не исполняет определенные лежа­щие на нем должностные обязанности,

а при ненадлежащем действии исполняет их лишь частично. Это значит, во-

вторых, что причинами неисполнения и ненадлежаще­го исполнения обязанностей

являются не какие-то непреодолимые объективные об­стоятельства, а

собственное недобросове­стное или небрежное отношение к служ­бе виновного,

не использовавшего реаль­ную возможность выполнить свои обязан­ности

надлежащим образом.

Основное отличие халатности от зло­употребления должностными полномочи­ями

и от превышения должностных пол­номочий по субъективной стороне состава

заключается в форме вины. Халатность относится к числу неосторожных пр-й,

тогда как оба др. пр-я являются умышленными.

В диспозиции ч. 1 ст. 293, к сожале­нию, прямо не сказано, что описанные

здесь преступные последствия причиня­ются по неосторожности. Однако в ней

предусмотрено, что эти последствия на­ступают в результате

недобросовестного или небрежного отношения виновного к службе, что

характерно для неосторож­ной вины. Признаки халатности, преду­смотренной

ст. 293, аналогичны призна­кам халатности, которая предусматрива­лась ст.

172 УК РСФСР 1960 г. и всегда понималась в теории и на практике как

неосторожное пр-е.

Служебный подлог (ст. 292)

С объективной стороны служебный под­лог заключается в действии, посредством

которого в официальный документ вносят­ся заведомо ложные сведения либо в

та­кой документ осуществляется «внесение исправлений, искажающих их

действи­тельное содержание», что следует пони-

мать как внесение изменений, искажаю­щих действительное содержание

докумен­та.

Предметом служебного подлога явля­ется официальный документ. Документ — это

письменный акт, предназначенный удо­стоверять факты, имеющие юридическое

значение. Официальным является документ, должным образом оформленный

(штамп, печать, дата, номер, подпись или несколько подписей). Использование

официального документа порождает определенные юри­дические последствия.

Ответ-ть по ст. 292 УК может наступить только в тех случаях, когда под­лог

действительно является служебным, т. е. совершается с использованием

слу­жебных полномочий виновного как долж­ностного лица или как иного

государст­венного служащего или служащего орга­на местного самоуправления.

Состав служебного подлога является формальным: пр-е окончено с момента

совершения любого из двух на­званных выше действий. Если подлог

со­вершается путем изготовления официаль­ного документа, содержащего ложные

све­дения, то пр-е окончено, когда такой документ подписан и имеет все

рек­визиты (штамп, печать и т. п.), без кото­рых он не м.б. использован.

Под­лог путем внесения изменений в подлин­ный документ окончен, когда такие

изме­нения внесены. В обоих случаях не тре­буется доказывать наступление к.-

л. последствий. Однако малозначитель­ные случаи служебного подлога в

соот­ветствии с положениями ч. 2 ст. 14 УК влекут лишь дисциплинарную ответ-

ть.

Служебный подлог совершается с пря­мым определенным умыслом. Если лицо

достоверно не знает, что вносимые им в официальный документ сведения

являют­ся ложными, а лишь считает возможным несоответствие этих сведений

действи­тельности (неопределенный умысел), либо вносит в документ неверные

сведения по небрежности, состав служебного подлога отсутствует, но

должностное лицо при наличии соответствующих признаков мо­жет отвечать за

халатность.

Обязательным признаком служебного подлога является специальный мотив —

корыстная или иная личная заинтересо­ванность, при отсутствии которого

может наступить только дисциплинарная ответ-ть.

Служебный подлог нередко совершает­ся с целью-сокрытия или совершения др.

пр-й: злоупотребления пол­номочиями, халатности, хищения и др. В таких

случаях содеянное квалифициру­ется по совокупности — по ст. 292 УК и по

статьям об ответственности за соответ­ствующие пр-я.

§ 6. Взяточничество

В отличие от ранее действовавшего за­конодательства в ч. 1 ст. 290 УК дан

пере­чень ценностей, могущих быть взяткой:

деньги, ценные бумаги, иное имущество, выгоды имущественного характера. К

вы­годам имущественного характера относят­ся подлежащие оплате, но

оказываемые бесплатно услуги, как, напр., предо­ставление путевок или

проездных биле­тов, производство ремонтных, строитель­ных и др. работ (п. 4

постановления Пленума Верховного Суда). Взяточничест­во имеет место и в тех

случаях, когда иму­щество или услуги оплачиваются взятко­получателем

частично.

В зависимости от характера действия (бездействие), за совершение которого

дается взятка, закон разделил взяточни­чество на два вида.

Часть 1 ст. 290 и ч. 1 ст. 291 предусмат­ривают соответственно получение и

дачу взятки за служебные действия (бездейст­вие) должностного лица, кот. не

м.б. признаны незаконными. Они либо входят в служебные полномочия данного

лица, либо совершаются вне этих полно­мочий, но с использованием авторитета

занимаемой этим лицом должности и воз­никших на этой основе служебных

свя­зей. Взяточничество данного вида имеет место также в случаях, когда

взятка да­ется не за совершение конкретного дей­ствия, а за общее

покровительство или попустительство по службе. В дореволю­ционном

российском законодательстве этот вид взяточничества назывался мздоимст­вом.

Часть 2 ст. 290 и ч. 2 ст. 291 УК преду­сматривают получение и дачу взятки

за незаконные действия (бездействие). Неза­конным будет деяние, совершать

которое должностное лицо не имело права. Этот вид взяточничества назывался

лихоимст­вом.

Закон не различает взятку-подкуп и взятку-благодарность. Ответ-ть за

взяточничество наступает независимо от того, когда вручена взятка — до или

пос­ле совершения должностным лицом дей­ствия или бездействия, и

безотноситель­но к тому, была ли взятка заранее обус­ловлена (п. 5

указанного постановления Пленума). Взятка-благодарность менее опасна, и при

небольшой ценности подар­ка, о котором не было предварительной

договоренности, ответ-ть за взя­точничество не наступает. Предельная

стоимость такого подарка установлена в

ст. 575 ГК РФ. Запрещая делать подарки государственным служащим и служащим

органов муниципальных образований в 'связи с их должностным положением или

в связи с исполнением ими служебных 'обязанностей, эта статья делает

исклю­чение для обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти

установлен­ных законом минимальных размеров оп­латы труда.

Юридическое окончание дачи взятки и получения взятки наступает

одновремен­но. Моментом окончания этих пр-й является момент принятия

должност­ным лицом хотя бы части взятки.

Неоднократность получения (ч. 4 ст. 290) и неоднократность дачи взятки (ч.

2 ст. 291) предполагает совершение одного и того же пр-я более одного раза.

Неоднок­ратным является также одновременное по­лучение должностным лицом

взяток от двух или более лиц, если в интересах каж­дого из них совершается

отдельное слу­жебное действие (бездействие). Не обра­зует неоднократности

получение (и дача) в несколько приемов взятки за одно слу­жебное действие

(бездействие).

Не всякое требование должностным ли­цом взятки является ее вымогательством,

а только такое, какое сопровождается ре­альной угрозой законным интересам

взят­кодателя или представляемых им лиц, вынуждает его защищать взяткой

свои или др. лиц законные интересы от про­извола должностного лица и

поэтому яв­ляется основанием для освобождения взяткодателя от уголовной

ответственности.

Сообщение взяткодателя органу, имею­щему право возбудить уг. дело, о даче

им взятки признается добровольным и влечет обязательное освобождение его от

уголовной ответственности независимо от мотивов, какими руководствовался за-

явитель, сознающий, что упомянутому ор­гану и др. таким органам об этом

пре­ступлении неизвестно.

Представляют сложность случаи, ког­да взяткодатель, изобличенный в одном

факте дачи взятки, добровольно сообща­ет следователю о др. таких фактах.

Высказано мнение, что в этих случаях лицо должно нести ответ-ть за все

факты дачи им взяток'. Такая позиция небесспорна, особенно если сообщается

о даче взяток др. должностным лицам.

Пленум Верховного Суда СССР пред­ложил квалифицировать деяние как

мо­шенничество в случаях, когда лицо полу­чает от взяткодателя деньги якобы

для передачи должностному лицу, но без на­мерения это сделать, и

присваивает их. Когда же в целях завладения ценностями взяткодатель

склоняется им к даче взят­ки, то действия виновного помимо мошен­ничества

должны дополнительно квали­фицироваться как подстрекательство к даче взятки

(п. 18).

Наличие объекта мошенничества в слу­чаях, когда «потерпевший» пытается

ис­пользовать свое имущество для дачи взят­ки или для совершения любого

другого пр-я, сомнительно.

Пр-я против правосудия — это умышленные противоправные деяния, по­сягающие

на нормальную деятельность суда и содействующих ему в осуществле­нии

правосудия органов.

Основной объект данных пр-й — нормальная деятельность судов и орга­нов,

содействующих судам в осуществ­лении правосудия. В качестве доп-го объекта

выступают права и сво­боды граждан, напр. их безопасность, жизнь, здоровье,

свобода, достоинство, соб­ственность.

Пр-я против правосудия при­нято классифицировать по признакам субъекта пр-я

на следующие группы:

1. Пр-я, совершаемые долж­ностными лицами органов правосудия — судьями,

прокурорами, работниками ор­ганов дознания и предварительного след­ствия:

привлечение заведомо невиновно­го к уголовной ответственности (ст. 299);

незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300); незаконные

за­держание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301);

при­нуждение к даче показаний (ст. 302); фаль­сификация доказательств по

уголовному делу лицом, производящим дознание, сле­дователем, прокурором или

защитником (ч. 2 и 3 ст. 303); вынесение заведомо не­правосудных приговора,

решения или ино­го судебного акта (ст. 305).

2. Пр-я, совершаемые лицами, призванными по закону содействовать

осу­ществлению правосудия: заведомо лож­ные показания, заключение эксперта

или неправильный перевод (ст. 307); отказ сви­детеля или потерпевшего от

дачи показа­ний (ст. 308); разглашение данных пред­варительного

расследования (ст. 310); раз­глашение сведений о мерах безопасности,

применяемых в отношении судьи и участ­ников уг-го процесса (ст. 311);

неза­конные действия в отношении имущест­ва, подвергнутого описи или аресту

либо подлежащего конфискации (ст. 312).

3. Пр-я, совершаемые осуж­денными и лицами, подлежащими уголов-но-правовому

воздействию: побег из мес­та ЛС, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313);

уклонение от от­бывания ЛС (ст. 314).

4. Пр-я, совершаемые так на­зываемыми иными лицами: воспрепят-ствование

осуществлению правосудия и производству предварительного расследо­вания

(ст. 294); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или

предварительное расследование (ст. 295);

угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или

производством предварительного рассле­дования (ст. 296); неуважение к суду

(ст. 297);

клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя,

лица, производящего дознание, судебного при­става, судебного исполнителя

(ст. 298);

фальсификация доказательств (ч. 1 ст. 303);

провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304); заведомо ложный

донос (ст. 306); подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от

дачи показа­ний либо к неправильному переводу (ст. 309);

неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст.

315);

укрывательство пр-й (ст. 316).

§ 8. Характеристика отдельных видов пр-й против правосудия

Пр-я, совершаемые должност­ными лицами органов правосудия

юнимается под Применительно к составу пр-я, довностью

предусмотренного ст. 299, невиновность в ст. 299 УК? лица означает, что

отсутствуют доказа­тельства, свидетельствующие о виновно­сти лица, либо в

действиях лица отсутст­вует состав вменяемого ему пр-я.

В ст. 301 УК имеется в виду только уго-ловно-процессуальное задержание (а

не в административном порядке и не лица, находящегося в состоянии

опьянения) и заключение под стражу в качестве меры пресечения, а не меры,

напр., дисцип­линарного воздействия. Под незаконностью понимается

применение данных мер в отно­шении заведомо невиновного лица или с грубым

нарушением процессуальных пра­вил.

В ст. 302 УК имеется в виду любая уг­роза в отношении прав и законных

инте­ресов допрашиваемого или его близких:

применить физическое насилие, лишить пищи, воды, ухудшить условия

содержа­ния под стражей, изменить меру пресе­чения на более строгую и т. д.

Иные незаконные действия, о которых говорится в ст. 302, могут состоять в

осуще­ствлении упомянутых выше угроз в дей­ствиях, сходных с шантажом, в

предъяв­лении ложных доказательств, предостав­лении незаконных льгот

(изменение меры пресечения и т. п.) или в обещании осво­бодить от

ответственности, изменить ква­лификацию или смягчить наказание и т.д.

Под насилием как квалифицирующим признаком принуждения понимается как

физическое (удары, побои, легкий, сред­ней тяжести вред здоровью), так и

пси­хическое насилие, в том числе специаль­но оговоренное в диспозиции

издеватель­ство над личностью допрашиваемого. Упо­мянутая в ч. 2 пытка

относится к физи­ческому насилию. Частью второй не охва­тывается насилие,

повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерти. В этом случае

содеянное подлежит квали­фикации по совокупности со ст. 111 или 105 УК.

Лицо, производящее дознание или пред­варительное следствие, не вправе

принуж­дать допрашиваемых к даче любых пока­заний — как правдивых, так и

ложных. Наказуем сам способ добывания показа­ний — принуждение, ввиду его

опасности.

Неправосудным в ст. 305 считается су­дебный акт, противоречащий

фактичес­ким обстоятельствам дела либо вынесен­ный с существенным

нарушением мате­риального или процессуального права.

Под тяжкими последствиями (ч. 2) пони­мается самоубийство невиновно

осужден­ного, его психическое заболевание, отбы­тие значительного срока ЛС,

осуждение многих лиц, а также др. сходные с ними по тяжести последствия.

Судья и следователь, совершившие опи­санные в ст. 299, 300 и 305 УК деяния

по неосторожности, напр. ввиду недоста­точной профессиональной подготовки,

не могут нести ответ-ть по этим стать­ям, поскольку обязательный признак

дан­ных составов — прямой умысел и, более того, в ст. 299 и 305 УК указано

на заве­домое знание о неправильности постанов­ления или судебного акта.

Однако следо­ватель или судья м.б. привлечены в этих случаях к

ответственности по ст. 293 УК за халатность, предусматривающую

не­осторожную вину, в случае, если их дейст­вия повлекли существенное

нарушение прав и законных интересов граждан или органи­заций либо

охраняемых законом интересов общества или гос-ва.

Пр-я считаются оконченными:

предусмотренные ст. 299 — с момента вы­несения постановления о привлечении

в качестве обвиняемого; ст. 300 — с момента вынесения постановления об

освобождении от уголовной ответственности; ст. 305 — с

г"

^^

'}• ,Ь.

е'"-

момента подписания приговора, решения или иного судебного акта; ст. 305 ч.

2 — с момента наступления тяжких последст­вий или с момента вынесения

приговора к ЛС; ст. 301 — с момента фактического взятия под стражу или

за­держания (а не с момента вынесения ре­шения по данному вопросу); ст. 302

— с момента принуждения (независимо от того, подействовало ли на

допрашиваемого это принуждение и наступили ли последст­вия); ст. 303 — с

момента окончания дей­ствия по фальсификации доказательств или же (ч. 3)

наступления тяжких по­следствий.

Пр-я, совершаемые лицами, призванными по закону содействовать осуществлению

правосудия

Субъектами описанного в ст. 307 УК пр-я м.б. свидетель, по­терпевший,

эксперт и переводчик. Обви­няемый не может привлекаться к ответ­ственности

по данной статье, даже если до предъявления обвинения он допраши­вался в

качестве свидетеля и предупреж­дался об ответственности за дачу ложных

показаний. Если лицо является соучастни­ком или укрывателем пр-я, оно не

м.б. признано свидетелем по данному делу. Не несет ответственности также

обвиняемый, допрошенный в качест­ве свидетеля по иному делу, но связанно­му

с делом, по которому ему предъявлено обвинение, если его ложные показания

являются способом защиты от предъяв­ленного ему обвинения.

Квалифицированным видом рассматри­ваемого пр-я (ч. 2) выступает деяние,

описанное в ч. 1 ст. 307, соеди­ненное с обвинением лица в совершении

тяжкого или особо тяжкого пр-я (см. ч. 4 и ч. 5 ст. 15 УК).

Субъектами наказуемого по ст. 308 УК пр-я — отказа от дачи показа­ний —

являются лица, вызванные в ка­честве свидетелей или потерпевших. Равно как

и по ст. 307, не подлежат ответствен­ности обвиняемые, соучастники и лица,

прикосновенные к преступлению.

В соответствии с примечанием к ст. 308 не обязаны давать свидетельские

показа­ния и, следовательно, не подлежат ответ­ственности за отказ от дачи

показаний супруг и близкие родственники обвиняе­мого. К близким

родственникам относят­ся: родители, дети, усыновители, усынов­ленные,

родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка и внуки. Данное по­ложение

имеет базу в К., ч. 1 ст. 51 которой гласит, что никто не обязан

свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких

родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Различие между пр-ями, на­званными в ст. 307 и 308, состоит в объек­тивной

стороне. Отказ от дачи показаний означает открытое заявление о нежелании

давать показания. Давая заведомо лож­ные показания, виновный действует

ак­тивно, вводя в заблуждение относительно обстоятельств дела. Если при

даче пока­заний лицо уклоняется от освещения ка­ких-то обстоятельств,

искажая таким об­разом реальные факты, то ответ-ть наступает за дачу ложных

показаний (ст. 307), а не за уклонение от дачи показаний.

Субъектами пр-я, предусмот­ренного ст. 310, м.б. участники про­цесса, а

также посторонние лица (студен­ты-практиканты, конвоиры), кот. зна­комились

с материалами дела или при­сутствовали при выполнении следствен­ных

действий. Субъектом не м.б. признан обвиняемый, а равно следователь

и прокурор. Если обвиняемый мешает следствию, в отношении него м.б. избрана

или изменена мера пресечения. Если действия по разглашению данных следствия

совершены следователем или прокурором умышленно из корыстной или иной

личной заинтересованности, они м.б. квалифицированы как злоупо­требление

должностными полномочиями по ст. 285 УК.

Субъект пр-я, предусмотрен­ного ст. 312, — частное, не должностное лицо, а

также служащий кредитной орга­низации. Должностное лицо, которому имущество

вверено для хранения, несет ответ-ть не по этой статье, а за

злоупотребление должностными полномо­чиями.

Оконченными пр-я полагают­ся: предусмотренные ст. 307 — с момента дачи

ложных показаний, заключения или перевода, независимо от того, приняты ли

они в качестве доказательств; ст. 310, 311 — с момента сообщения сведений

посторон­нему лицу, независимо от наступления последствий; ст. 312 — с

момента факти­ческой растраты, отчуждения, сокрытия или передачи имущества,

а равно факти­ческого осуществления банковской опера­ции или фактического

уклонения от ис­полнения приговора суда о конфискации имущества.

Пр-я, совершаемые осужден­ными и лицами, подлежащими уголов-но-правовому

воздействию

Побег из-под стражи (ст. 313) предпола­гает самовольное оставление места,

где лицо находится под стражей в предвари­тельном заключении. Лицо

считается на­ходящимся под стражей с момента объ­явления ему

правоприменительного акта, на основании которого его заключают под

стражу, и фактического взятия под стра­жу. Уклонение от взятия под стражу в

период после объявления документа и до фактического взятия под стражу может

расцениваться лишь как пр-е против порядка управления.

По ст. 313 м.б. осуждено лицо, отбывающее уг. наказание в виде ЛС или

ареста или находя­щееся под стражей в предварительном заключении в связи с

совершенным пр-ем. Поэтому эта норма не подле­жит применению, если арест

выполняет функцию административного или дисцип­линарного воздействия.

Под насилием в п. «б» ч. 2 статьи сле­дует понимать физическое воздействие

на третьих лиц (охрану, заложников), опас­ное для жизни или здоровья в

момент при­чинения, исключая тяжкий вред здоровью и смерть, причинение

которых квалифици­руется по п. «а» ч. 2 ст. 111 или п. «б» ч. 2 ст. 105 в

совокупности со ст. 313 УК.

Пр-я, совершаемые иными лицами

Состав, описанный в ч. 1 ст. 294 УК, предусм. вмешательство в дея­тельность

суда с целью воспрепятство-вания осуществлению правосудия. Сле­довательно,

воздействие на суд с целью добиться правосудного (объективного) ре­шения не

образует состава данного пр-я, если способ воздействия не представляет

самостоятельного пр-я (дача взятки, насилие). Таким об­разом, если, напр.,

коллеги советуют судье разрешить дело определенным об­разом, уверенные в

правильности такого решения (хотя объективно это не так), со­става пр-я не

будет ввиду отсут­ствия умысла и цели, предусмотренных составом. Аналогично

решается вопрос

квалификации и по ч. 2 ст. 294: цель вос-препятствования всестороннему,

полному и объективному расследованию дела — не­обходимое условие

привлечения к уголов­ной ответственности по этой части статьи.

Посягательство на жизнь лиц, осущест­вляющих правосудие или

предваритель­ное расследование (ст. 295), включает в себя как лишение

жизни, так и покуше­ние на жизнь. Между тем убийство в свя­зи с

осуществлением служебной деятель­ности (п. «б» ч. 2 ст. 105) является

матери­альным составом и считается оконченным лишь при реальном наступлении

смерти;

покушение на такое убийство должно ква­лифицироваться со ссылкой на ст. 30

УК, что влечет в соответствии с ч. 3 ст. 66 по­нижение рамок санкции.

Следовательно, пр-е, предусмотренное ст. 295 УК, наказывается строже.

Угроза убийством, насилием или унич­тожением имущества по отношению к

судьям и их близким наказуема по ст. 296 УК вне зависимости от того,

правильного или неправильного разрешения дела до­бивается угрожающий.

Данный способ воз­действия на судью — угроза — является уголовно наказуемым

сам по себе, неза­висимо от правомерности преследуемой цели.

Оскорбление судьи (ст. 297) наказуемо как в случае нанесения его в связи с

рас­смотрением конкретного дела, так и в свя­зи с деятельностью судьи по

осуществле­нию правосудия вообще. Таким образом, высказанные в

оскорбительной форме от­зывы, напр., об уровне квалификации судьи наказуемы

по данной статье.

Если в отношении участника судебного разбирательства выражены в

оскорби­тельной форме клеветнические измышле­ния, содеянное следует

оценивать как иде­альную совокупность пр-й и ква­лифицировать по ч. 2 ст.

297 и ч. 1 ст. 298

(как оскорбление и клевета). Данные со­ставы пр-я являются

самостоя­тельными и не поглощают друг друга.

Заведомо ложный донос (ст. 306) — это не соответствующее действительности

со­общение о готовящемся или совершенном преступлении (факте пр-я или

виновном лице), направленное в органы, имеющие право возбудить уг. дело.

Заведомо ложное показание (ст. 307) отно­сительно обстоятельств дела дается

ли­цами, привлеченными в качестве свиде­теля или потерпевшего.

Ложный донос в отличие от ложного показания совершается любым лицом и

преследует специальную цель — возбу­дить уг. дело. Свидетель или

по­терпевший, во время допроса давшие по­казания о совершении пр-я

не­виновным лицом, несут ответ-ть по ст. 307 УК. Лицо, совершившее ложный

донос, будучи впоследствии допрошенным в качестве свидетеля, и давшее

ложные показания в подтверждение своего доно­са, несет ответ-ть только по

ст. 306 УК.

Ложный донос отличается от клеветы по объекту (правосудие и личность), по

адресату (орган, имеющий право возбу­дить уг. дело), по цели, по предме­ту

доноса (связь с пр-ем). Кле­вета посягает на интересы личности, мо­жет

касаться любых заведомо ложных све­дений, порочащих честь и достоинство, а

равно подрывающих репутацию лица; та­кие сведения могут передаваться любому

третьему лицу.

Принуждением в ч. 2 ст. 309 УК охва­тываются лишь такие способы, как

угро­за наиболее значимым интересам потер­певшего или его близких (шантаж,

угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением

иму­

щества). Иные действия, напр. прось­бы, уговоры, угрозы лишить к.-л. льгот,

с целью понудить свидетеля к даче ложного показания или эксперта к даче

ложного заключения, не содержат состава пр-я, описанного в ч. 2, и долж­ны

квалифицироваться как подстрека­тельство к даче ложных показаний (ч. 4 ст.

33 и ст. 307).

Состав, предусмотренный ст. 309, пред­полагает понуждение к даче ложных

по­казаний. Понуждение к даче правдивых показаний не образует состава

данного пр-я, однако такой способ, как, напр., угроза убийством,

квалифици­руется как самостоятельное пр-е (ст. 119).

Субъектом пр-я, предусмот­ренного ст.,.,315, являются должностные лица, а

также служащие коммерческих и иных организаций, обязанные исполнить

судебное решение. Не являющиеся тако­выми лица не м.б. признаны субъ­ектами

данного пр-я; в случае со­ответствующего способа действия они при­влекаются

к ответственности за непови­новение или сопротивление представите­лям

власти. Осужденные, уклоняющиеся от отбывания наказания, несут ответ-ть по

ст. 313, 314 УК.

В соответствии с примечанием к ст. 316, субъектом укрывательства м.б. любое

лицо, кроме супруга и близких род­ственников лица, пр-е которого они

укрывали.

Укрывательство пр-й со сто­роны должностных лиц квалифицирует­ся по

совокупности со ст. 285 УК.

Считаются оконченными: пр-я, квалифицируемые по ст. 306, — с момен­та

получения ложного доноса соответству­ющим органом, независимо от факта

воз­буждения дела; по ст. 309 ч. 2 — с момен-

та высказывания угрозы; по ст. 316 (пр-е длящееся) — при выполнении

действий по укрывательству.

Под судьями в составах пр-й гл. 31 следует понимать судей всех звень­ев

судов по уголовным, гражданским и ад­министративным делам, в том числе

су­дей Верховного Суда, Верховных Судов республик в составе Федерации,

судей Высшего Арбитражного Суда и нижесто­ящих арбитражных судов, а равно

судей Конституционного Суда РФ.

нятие и виды пр-й |тпв порядка управления

Пр-я против порядка управ­ления посягают на полезную организую­щую и

регулирующую роль и деятель­ность государственных органов, ослабля­ют

авторитет всех ветвей власти, меша­ют лицам, занимающим государственные и

иные должности, выполнять возложен­ные на них обязанности, что в конечном

счете приводит к нарушениям прав граж­дан.

Родовой объект этих пр-й — порядок управления, управленческая де­ятельность

органов власти, исполнитель­ных органов др. организаций.

Рассматриваемые пр-я реали­зуются в действиях, напр. в приме­нении насилия

в отношении представите­ля власти, в самоуправстве и др. Путем бездействия

совершается уклонение от прохождения военной или альтернатив­ной

гражданской службы (ст. 328).

Пр-я считаются оконченными с момента совершения общественно опас­ного

действия или установления факта бездействия. Ряд пр-й — само­управство и

др. — сопряжен с наступле­

нием вредных последствий, поэтому мо­мент их окончания связан с причинением

соответствующих последствий.

С субъективной стороны пр-я данной группы совершаются умышленно.

Субъектом пр-й против поряд­ка управления м.б. частные лица, вменяемые,

достигшие 16 лет.

§ 10. Характеристика отдельных видов пр-й данной группы

Статья 317 УК предусм. уголов­ную ответ-ть за посягательство на жизнь

сотрудника правоохранитель­ного органа, военнослужащего (а равно их

близких). Пр-е связано с реаль­ным посягательством на жизнь — убий­ством

или покушением на убийство. Цель такого поведения — воспрепятствование

законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка или

общест­венной безопасности, а также месть за ука­занную деятельность. Пр-е

при­знается оконченным с момента начала по­сягательства, независимо от

наступления результата.

Статья 318 УК устанавливает ответ-ть за применение насилия в от­ношении

представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих

должностных обязанностей в любой сфере управленческой деятельности.

Исключение из этого правила предусмотрено ст. 296 УК.

Представителем власти в соответствии с примечанием к данной статье

признает­ся должностное лицо правоохранительного или контролирующего

органа, а также иное должностное лицо, наделенное в уста­новленном законом

порядке распорядитель­ными полномочиями в отношении граж­дан, не

находящихся от него в служебной зависимости. По смыслу закона, уголов-

но-правовой защите подлежит только за­конная деятельность представителя

влас­ти.

Часть 1 ст. 318 предусм. ответ-ть за применение насилия, не опас­ного для

жизни или здоровья, либо за угро­зу применения насилия в отношении

пред­ставителя власти или его близких.

Угроза предполагает психическое воз­действие, применяемое в качестве

сред­ства влияния на волю потерпевшего, с тем чтобы вынудить его изменить

или вовсе прекратить свою служебную деятельность. Иногда угроза преследует

цель запугать лицо, выполняющее свой служебный долг, или свести с ним счеты

за выполнение долга. Характер угрозы — учинить наси­лие, нанести побои и

др. — значения не имеет. Однако угроза должна быть реаль­ной, т. е. имеются

серьезные основания опасаться ее реализации.

Если угроза носит личный характер, не связана с выполнением потерпевшим

долж­ностных функций, содеянное при наличии иных признаков состава может

квалифи­цироваться по ст. 119 УК.

Насилие, не опасное для жизни или здоровья, предполагает насилие,

направ­ленное на причинение легкого вреда здо­ровью, побоев или совершение

иных на­сильственных действий в отношении ука­занных лиц.

Применение насилия, опасного для жиз­ни или здоровья, в отношении лиц,

перечисл. в данной статье, образует квали­фицированный состав пр-я (ч. 2

ст. 318).

Пр-е окончено с момента при­менения физического или психического насилия к

потерпевшим.

Фактическое причинение в результате насилия с умыслом смерти, тяжкого или

средней тяжести вреда здоровью должно квалифицироваться по п. «б» ч. 2 ст.

105 либо п. «а» ч. 2 ст. 111, либо п. «б» ч. 2 ст. 112 УК.

Противодействие законной деятельнос­ти представителя власти, если оно не

было связано с применением насилия или уг­роз, влечет административную

ответ-ть.

В отличие от состава оскорбления (ст. 130) оскорбление представителя власти

(ст. 319) более опасно. Оно реализуется в публич­ном оскорблении

представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в

связи с их исполнением.

Оскорбление признается публичным тогда, когда оно нанесено в присутствии

др. граждан либо совершено в таких формах и в таком месте, что об этом

не­избежно ставятся в известность др. лица (учинение надписей на стенах в

уч­реждении, общественном месте и т. п.).

Не следует квалифицировать по дан­ной статье объективно оскорбительные

жесты и иные действия, если субъект убежден, что они не могут унизить честь

и достоинство представителя власти.

Оскорбление представителей власти, не связанное с их должностными

обязанно­стями и не в связи с их исполнением, не дает основания

квалифицировать содеян­ное по данной статье.

Данная норма не распространяется на несколько категорий потерпевших (судьи,

прокуроры и др. лица, обеспечиваю­щие правосудие). Содеянное в этом слу­чае

квалифицируется по ст. 297 УК.

К новым видам пр-й относит­ся деяние, описанное в ст. 320 УК. Она предусм.

уголовную ответ-ть за разглашение сведений о мерах безопасности,

применяемых в отношении

должностного лица правоохранительного или контролирующего органа.

Этот состав преследует цель обеспечить нормальную деятельность

правоохрани­тельных и контролирующих органов в сфере борьбы с преступностью

и право­нарушениями.

Объективная сторона пр-я пред­полагает разглашение сведений о мерах

безопасности, когда это деяние соверше­но в целях воспрепятствования

служеб­ной деятельности должностного лица пра­воохранительного или

контролирующего органа. Факт разглашения таких сведе­ний (информация о

домашних адресах, телефонах и т. п.) нередко существенно затрудняет

деятельность правоохрани­тельных органов и по этой причине пред­ставляет

общественную опасность.

Разглашение налицо, если сведения со­общены постороннему лицу, в печати,

иным путем. Пр-е признается оконченным с момента разглашения све­дений.

Статья 320 УК предусм. ква­лифицированный состав: те же действия, влекущие

тяжкие последствия, — серь­езные затруднения в работе правоохра­нительного

органа, причинение значитель­ного ущерба служебной деятельности

по­терпевшего и т. п.

Пр-е предполагает прямой умы­сел и специальную цель — воспрепятство­вать

служебной деятельности потерпев­шего.

Статья 321 УК предусм. ответ-ть за дезорганизацию нормальной деятельности

учреждений, обеспечиваю­щих изоляцию от общества.

Объектом данного пр-я явля­ется порядок управления в сфере испол­нения уг-

го наказания. Дополнитель­

ным объектом выступает личность сотруд­ника места ЛС или содер­жания под

стражей либо личность осуж­денного.

Часть 1 предусм. ответ-ть: а) за угрозу применения насилия в отношении

сотрудника места ЛС или содержания под стражей либо б) за такую же угрозу в

отношении осуж­денного с целью воспрепятствовать его ис­правлению или из

мести за выполнение им общественных обязанностей. Это м.б. угроза

убийством, др. на­сильственными действиями.

Важен сам факт угрозы в адрес лица, действующего в пределах своих прав и

обязанностей. Явно незаконная деятель­ность потерпевшего исключает

возмож­ность квалификации содеянного по ст. 321 УК. Содеянное может

квалифицировать­ся по соответствующей статье о пр-х против жизни и

здоровья.

Квалифицированным видом является фактическое применение насилия, не

опас­ного для жизни и здоровья (ч. 2). Деяния, предусмотренные ч. 1 и 2,

совершенные с применением насилия, опасного для жиз­ни и здоровья, либо

организованной груп­пой, квалифицируются по ч. 3 ст. 321.

С субъективной стороны пр-е совершается с прямым умыслом. Для на­личия

состава требуется установить спе­циальную цель — воспрепятствовать

ис­правлению осужденного либо мотив — месть за выполнение им общественных

обязанностей.

Статья 328 УК предусм. ответ-ть за уклонение от прохождения военной или

альтернативной службы. Обязанность такой службы возлагается на граждан ст.

59 К..

Объектом этого пр-я являют­ся интересы комплектования Вооружен-

ных Сил, общегосударственные интересы обороны страны.

Объективная сторона пр-я ре­ализуется в уклонении от прохождения военной и

альтернативной службы без уважительных причин. Уклонение выра­жается в

неявке призывника в установ­ленный срок на призывной пункт. Срок

определяется приказом военного комис­сара. Неявка признается уважительной,

если она вызвана болезнью призывника, подтвержденной медицинским

свидетель­ством, или препятствиями стихийного ха­рактера (наводнение,

стихийное бедствие и т.п.), удостоверенными местными орга­нами власти или

органом внутренних дел. Судебная практика относит к уважитель­ным причинам

также факт задержания призывника органами власти, смерть близ­кого

родственника.

Статья 59 К. дает гражд.у право на замену военной службы аль­тернативной

гражданской службой, если несение военной службы противоречит его

убеждениям или вероисповеданию.

Момент окончания пр-я свя­зан с неявкой на призывной пункт.

Субъект — гражд. РФ, достигший призывного возраста, подлежащий при­зыву на

действительную военную служ­бу в мирное время.

Субъективная сторона характеризует­ся прямым умыслом и целью уклонения от

военной службы.

Надругательство над Государствен­ным гербом, или Государственным фла­гом РФ

(ст. 329) предполагает неуважи­тельное отношение к государственной

сим­волике, олицетворяющей государственную власть, его суверенитет.

Надругательство реализуется в актив­ной форме поведения, свидетельствующей

о проявлении явного неуважения к Госу­

дарственному гербу или Государственно­му флагу, глумлению над ними.

Конкрет­но оно находит выражение в уничтоже­нии или повреждении, нанесении

цинич­ных или оскорбительных надписей, рисун­ков, заливании красящими и

иными аг­рессивно действующими веществами, сры­вании или использовании

государственных символов такими способами, кот. сви­детельствуют о явном

издевательстве над ценностями, ими олицетворяемыми.

Пр-е окончено с начала над­ругательства.

Субъективная сторона характеризует­ся только прямым умыслом.

Если надругательство совершено с целью призыва к насильственному изменению

конституционного строя, содеянное квали­фицируется по ст. 280.

При совершении надругательства из хулиганских побуждений содеянное

ква­лифицируется по совокупности ст. 329 и 213 УК.

Статья 330 УК предусм. ответ-ть за самоуправство. Им призна­ется

самовольное, вопреки установленно­му законом или иным нормативным пра­вовым

актом порядку, совершение к.-л. действий, правомерность которых

оспаривается организацией или гражд.ом, если такими действиями причинен

существенный вред.

Квалифицированным видом самоуправ­ства признается его совершение с

приме­нением насилия или с угрозой его приме­нения (ч. 2).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ