бесплатные рефераты

Шпаргалки по уголовному праву (особенная часть)

содержатся нормы, направленные на предотвращение загрязнения атмосфер­ного

воздуха.

Причины загрязнения атмосферы: не­обеспечение дымовых труб пылеулавли-

вателями, несвоевременная очистка и ре­монт такого рода приспособлений и т.

д.

Пр-е окончено с момента, ког­да указанные действия повлекли загряз­нение

или иное изменение природных свойств воздуха. Загрязнение — это превы­шение

установленных нормативами коли­чества вредных веществ в атмосфере, в

результате чего мог быть причинен вред здоровью людей,

сельскохозяйственному производству, животноводству и расти­тельному миру.

Иное изменение природ­ных свойств воздуха — это длительное существование

тех или иных неблагопри­ятных условий окружающей среды. Не­обходимо

принимать во внимание и объ­ект затрат на восстановление нормальных условий

окружающей среды.

Рассматриваемое пр-е м.б. совершено умышленно или неосто­рожно. Виновный в

одних случаях созна­ет и желает осуществить указанные дей­ствия

(бездействие), безразлично относясь к наступлению последствий, в др. —

надеется, что этого не случится.

Совершение данного пр-я воз­можно и с преступной небрежностью.

Субъектом пр-я м.б. должностные лица (руководители пред­приятий,

учреждений), а также лица, кот. отвечали за установку и эксплуа­тацию

очистных сооружений либо осущест­вляли транспортировку отходов

производ­ства.

В качестве квалифицирующих обстоя­тельств (ч. 2) предусмотрены такие

по­следствия, кот. повлекли причинение вреда здоровью чел.. Это м.б. любой

по тяжести вред.

Вина в данном преступлении характе­ризуется умышленным отношением к де­янию

и неосторожным отношением к по­следствиям, либо возможна неосторож­ность

как к деянию, так и к последствиям.

Особо квалифицированным видом (ч. 3) являются деяния, вызвавшие по

неосто­рожности смерть чел. (одного или нескольких).

Порча земли (ст. 254)

Объектом данного пр-я высту­пают правила пользования землей. Тако­го рода

действия наносят ущерб органи­зациям и отдельным гражданам при

ис­пользовании земли, затрудняет сельско­хозяйственное производство.

Объективная сторона данного пр-я состоит в отравлении,загрязнении или иной

порче земли вредными продук­тами хозяйственной или иной деятельно­сти

вследствие нарушения правил обраще­ния с удобрениями, стимуляторами роста

растений, ядохимикатами и иными опас­ными химическими или биологическими

веществами при их хранении, использо­вании и транспортировке.

Отравление — это выведение из строя большого участка земли путем введения

внутрь отравляющих веществ.

Загрязнение — это перенасыщение уча­стка земли веществами, не опасными для

жизни людей, однако земля перестает вос­производить общественно полезные

про­дукты (напр., сожжение, затопление земли).

Иная порча земли вредными продук­тами — это приведение земли в негод­ность

на длительный срок, которое про­изошло при нарушении правил обраще­ния с

химическими и биологическими ве­ществами.

Для наличия состава пр-я до­статочно совершения хотя бы одного из перечисл.

действий. Данное пр-е считается совершенным, если эти действия повлекли

последствия в виде вреда здоровью людей или окружающей среде.

Вред здоровью людей подразумевает причинение вреда любой степени тяже­сти

одному и более лицам.

Вред окружающей среде — это причине­ние значительного вреда окружающей

при­роде (водоемам, воздуху, недрам и т. д.).

Вина в данном преступлении выража­ется, как правило, в форме

неосторожно­сти. Виновный или предвидит вышеука­занные последствия, но

рассчитывает лег­комысленно, что они не наступят, или не предвидит, хотя бы

должен и мог предви­деть их наступление. Не исключен здесь и косвенный

умысел.

Субъектом данного пр-я м.б. как должностные, так и частные лица, достигшие

16-летнего возраста.

В качестве квалифицирующих обстоя­тельств предусмотрены совершение этих

действий в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной

экологической ситуации (ч. 2) и причинение по неосто­рожности смерти одному

или нескольким людям (ч. 3).

Зона экологического бедствия — это территория, на которой по одному или

нескольким показателям, определяющим состояние окружающей природной среды

(вода, почва, воздух и т. п.), значительно превышены предельно допустимые

кон­центрации вредных веществ (ПДК), установл. соответствующими

организа­циями.

Зона чрезвычайной экологической си­туации — это участок местности, на

ко­тором произошло внезапное резкое ухуд­шение состояния окружающей среды,

по­требовавшее принятия экстренных мер по его устранению.

Незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256)

. Незаконная добыча водных животных и растений посягает на охраняемые

фе­деральным законодательством и др. нормативными актами отношения,

обес­печивающие сохранность, рациональное использование и воспроизводство

живот­ного и растительного мира водоемов РФ.

Предметом рассматриваемого пр-я м.б. рыбы различных видов, водные животные

и морские звери. К вод­ным пресноводным животным относятся раки, различные

моллюски, байкальский тюлень и др.

Морские животные — это водные млеко­питающие (моржи, сивучи, морские львы,

дельфины, тюлени), а также беспозвоноч­ные и иглокожие (крабы, др.

ракооб­разные, кальмары, трепанги, др. мол­люски).

Для квалификации содеянного по ст. 256 необходимо, чтобы рыбы и иные водные

животные находились в природе в их ес­тественном состоянии. Человек в этом

слу­чае не прилагает никаких иных усилий для их выращивания, сохранения

пого­ловья, воспроизводства потомства, кроме принятия законов и нормативных

актов.

Рыбы или водные животные, выращи­ваемые рыбозаводами или рыбхозами в

специально предназначенных водоемах, яв­ляются предметом хищения чужого

иму­щества.

Водоплавающие пушные звери — бобр, ондатра, выдра, выхухоль — относятся к

категории пушных зверей, незаконная добыча которых квалифицируется как

не­законная охота.

Водные растения — это представители флоры, средой обитания и

жизнедеятель­ности которых являются пресноводные водоемы или моря.

Под добычей водных животных и рас­тений закон имеет в виду процесс

извле­чения (убоя, вылова) рыб и иных водных животных, связанный с

установкой сетей, капканов я-др. устройств и приспо­соблений, охватывающий

как единичные, так и неоднократные действия такого рода, включая

любительское и спортивное ры­боловство. Добыча водных растений

пред­полагает совершение действий по извле­чению их из естественной

природной сре­ды.

Добыча считается незаконной, когда она производится с нарушениями Закона РФ

«О животном мире» и др. норматив­ных актов, принятых Комитетом РФ по

рыболовству и др. уполномоченны­ми органами РФ в области охраны окру­жающей

среды.

Право на добычу рыб и водных живот­ных, а также растений российским и

ино­странным физическим или юридическим лицам предоставляется Комитетом РФ

по рыболовству или соответствующим упол­номоченным органом субъекта РФ.

Долгосрочная лицензия выдается юриди­ческим лицам на указанный в ней срок и

должна содержать условия добычи, усло-

вия пользования (границы и площадь ак­ваторий), необходимые для

осуществле­ния лицом своих прав, перечень разре­шенных к добыче видов рыб и

животных, а также цели их добычи.

Граждане могут осуществлять добычу рыбы на основании краткосрочной имен­ной

разовой лицензии.

Лицензия на добычу водных растений выдается ГК по рыболовству или их

тер­риториальными представителями.

Исполнительные органы субъектов Фе­дерации устанавливают самостоятельные

правила ведения рыбного промысла на основании федеральных нормативных

ак­тов и типового Положения о любитель­ском и спортивном рыболовстве.

Добыча рыбы, водных животных и расте­ний может осуществляться в

промышлен­ных, научных, контрольных и иных це­лях. Добычей рыбы считается

также лов ры­бы осетровых и лососевых пород с целью за­готовления икры.

Незаконной будет добыча с просрочен­ным разрешением либо без надлежащего

разрешения, совершенная не тем лицом, которому она была выдана, не в том

водо­еме или участке, на который была выда­на лицензия, орудиями лова, не

указан­ными в документе, либо сверх количест­ва, указанного в лицензии, в

запретное время или в запрещенных местах и т. д.

Незаконная добыча рыбы и водных жи­вотных содержит признаки состава пр-я,

предусмотренного ч. 1 ст. 256, при наличии следующих условий:

1) причинение крупного ущерба. Круп­ным признается ущерб на сумму, в 200 и

более раз превышающий минимальный размер оплаты труда. При решении во­проса

о признании ущерба крупным сле­дует исходить не только из стоимости, но

и из экологической ценности, количества добытой или уничтоженной рыбы, а

так­же размера вреда, нанесенного животно­му миру, и величины расходов,

понесен­ных на его возмещение;

2) применение самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых и

хими­ческих веществ, электротока или иных спо­собов массового истребления

рыбы, вод­ных животных и растений. Выделение в уго­ловном законе указанных

орудий и спо­собов обусловлено повышенной опасностью их использования для

сохранности водных ресурсов и окружающей природный сре­ды;

3) добыча в местах нереста или на миг­рационных путях к ним. Недозволенные

места для добычи рыбы устанавливаются Правилами рыболовства и нормативными

актами 'субъектов Федерации. Они в од­них случаях исключают всякое

рыболов­ство в течение года в определенном водо­еме, в др. — запрещают

водный про­мысел в определенных местах водоемов в конкретное время. Запрет

на лов рыбы в местах нереста или на миграционных пу­тях распространяется на

все водоемы и не зависит от ценности рыбных пород. Он обусловлен опасностью

такого промысла для воспроизводства рыбных запасов.

Места нереста (нерестилища) — это при­родные акватории выметывания икры и

выведения мальков рыб. Миграционные пути — традиционные пути перемещения

рыб к нерестилищам;

4) добыча на территории заповедника, заказника, или в зоне экологического

бед­ствия, или в зоне чрезвычайной экологи­ческой ситуации создает угрозу

для вос­производства и сохранения их популяций.

Состав пр-я, предусмотренного ч. 1 ст. 256, формально-материальный.

Действия виновного квалифицируются по

п. «а» ч. 1 в случае фактического причи­нения виновным крупного ущерба. Во

всех остальных случаях пр-е имеет формальный состав и считается окончен­ным

с момента начала добычи водных животных и растений, независимо от того,

были ли фактически добыты рыба или вод­ные животные. Если умысел виновного

был направлен на незаконную добычу в круп­ном размере, но достичь желаемого

резуль­тата ему не удалось по не зависящим от во­ли субъекта причинам,

содеянное содер­жит покушение на незаконную добычу вод­ных животных,

сопряженную с причине­нием крупного ущерба.

Местом совершения пр-я яв­ляются только воды, входящие в терри­торию РФ.

Промысел рыбы и морских жи­вотных в открытом море регулируется нормами

международного права.

Пр-е, предусмотренное ст.256 УК, совершается с прямым умыслом. Ви­новный

осознает, что его действия проти­возаконны в силу применения недозволен­ных

способов и орудий лова или соверше­ния их в не разрешенных для промысла

местах, и желает совершить их.

В случае причинения крупного ущерба субъект осознает противозаконность

сво­их действий, предвидит причинение круп­ного ущерба и желает наступления

таких последствий либо сознательно их допус­кает. Чаще всего это пр-е

совер­шается по корыстным мотивам, однако мотивы не влияют на квалификацию

со­деянного.

Ответственности подлежат как частные, так и должностные лица. В случае

когда лицо отдает подчиненным по службе ра­ботникам незаконное

распоряжение, вы­полнение которого связано с нарушением законодательства о

ведении добычи вод­

ных животных, действия такого лица ква­лифицируются по ст. 256. При этом

ответ-ть лиц, кот. выполняли распоряжения вышестоящего руководите­ля,

наступает лишь в случаях, когда они осознавали незаконный характер

отдан­ного им распоряжения.

Предметом пр-я, предусмот­ренного ч. 2 статьи, являются морские котики,

морские бобры и др. морские млекопитающие (калан, морж, сивуч, бе­луха,

дельфины, кольчатоперка). Промы­сел морских млекопитающих разрешает­ся

только по лицензиям, выдаваемым ор­ганами Роскомрыболовства и только в

от­веденных местах.

Незаконная добыча этих животных проявл. в их лове, убое и преследовании с

этой целью в открытом море (т. е. за пределами 12-мильной зоны в районах

российского зверобойного промысла и рай­онах действия международных

соглаше­ний), а также в запрещенных местах (за­поведниках, лежбищах),

отведенных для размножения животных (напр., на Курильских островах и

лежбищах на Коман­дорских островах). Добыча калана (промыс­ловая) запрещена

повсеместно.

Часть 3 ст. 256 УК содержит квалифи­цированный вид пр-я. Законода­тель

предусмотрел усиление ответствен­ности за незаконный лов рыбы и добычу

водных животных, совершенные: а) лицом с использованием своего служебного

поло­жения; б) группой лиц по предваритель­ному сговору; в) организованной

группой.

При использовании своего служебного положения виновный совершает действия,

кот. формально находятся в пределах его служебной компетенции, однако

осу­ществляются с нарушением законов и иных юридических актов, регулирующих

добычу и воспроизводство водных живот­ных и растений. Субъектом этого пр-я

м.б. не только должностные лица, но и др. работники предприятий или

организаций, связанных с добычей, охраной, изучением, воспроизводством

рыб­ных ресурсов либо охраной окружающей среды.

Незаконная охота (ст. 258)

Объектом данного пр-я явля­ется воспроизводство зверей и птиц. Пр-е имеет и

предмет, которым вы­ступают дикие звери и птицы, обитающие в охотничьих

угодьях, а также выпущен­ные туда в целях разведения, независимо от того, в

чьем ведении эти угодья нахо­дятся. При этом ответ-ть по ст. 258 наступает

при условии, что эти живот­ные находятся в состоянии естественной свободы

(т. е. не находятся под контролем чел. либо в условиях, требующих затрат

общественно полезного труда на их содержание).

Охота — это выслеживание с целью добычи и добыча диких зверей и птиц,

находящихся в состоянии естественной свободы, а также нахождение в

охотничь­их угодьях с ружьем, собаками, капканом. Под охотничьими угодьями

понимаются все земельные, лесные, покрытые водой площади, служащие местом

обитания ди­ких зверей (ст. 4 Типовых правил охоты в РСФСР). Закон РСФСР

«Об охране и ис­пользовании животного мира» от 14 июля 1982 г.'

устанавливает, что промысловая добыча диких зверей и птиц, а также

любительская охота осуществляются в установленном порядке с соблюдением

соответствующих правил. Порядок произ­водства охоты регулируется рядом

нор­мативных актов.

Охота с нарушением установленных пра­вил признается незаконной и влечет за

со­бой уголовную или административную ответ-ть.

Незаконная охота признается пр-ем, если она:

1) причинила крупный ущерб. Крупным ущербом признается ущерб, причиненный

на сумму, превышающую 500 минималь­ных размеров оплаты труда. Кроме того,

при решении вопроса о том, является ли ущерб крупным, необходимо исходить

из стоимости животных, которая исчисляет­ся по специальным таксам, данным в

при­ложении к Типовым правилам охоты;

2) с применением механических тран­спортных средств или воздушного судна,

взрывчатых веществ, газов или иных спо­собов массового уничтожения птиц и

зве­рей. Любые транспортные средства зна­чительно облегчают преследование,

до­бычу, напр. стрельба по ослепленным светом фар животным. Охота с

примене­нием взрывчатых веществ, газов ведет к массовому уничтожению особей

на отдель­ной территории;

3) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена.

Перечень этих животных приводится в п. 16 Типо­вых правил охоты. На всей

территории России запрещена охота на зубра, тигра, леопарда, снежного

барса, белого медве­дя, красного волка, азиатского лесного бобра, лебедей,

гуся-белошея, горного гуся и др. животных, занесенных в Крас­ную книгу;

4) на территории заповедника, заказ­ника, или в зоне экологического

бедствия, или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. На этих

территориях охраня­ется весь природный комплекс, ибо эко-

логическая обстановка является ослаблен­ной и звери не могут оказывать

такого сопротивления, которое оказывают в сво­бодных местах. Кроме того, в

заповедни­ках и заказниках обитают животные, под­лежащие особой охране.

Незаконная охота совершается с пря­мым умыслом.

Субъект — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Квалифицирующими обстоятельства­ми (ч. 2) является совершение действий с

использованием своего служебного поло­жения, группой лиц по

предварительно­му сговору или организованной группой.

Незаконная охота с использованием сво­его служебного положения упрощает

по­рядок проведения охоты, что повышает степень общ.опасн..

Незаконная порубка деревьев и кустар­ников (ст. 260)

Незаконная порубка деревьев и кустар­ников посягает на регламентируемые

фе­деральным законодательством РФ и др. нормативными документами

отноше­ния, обеспечивающие сохранность, раци­ональное использование и

воспроизводство лесов.

Предметом этого пр-я высту­пает лес (деревья и кустарники) на кор­ню, т. е.

лес в естественном состоянии. В соответствии с народнохозяйственным и

экологическим значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми

функциями лесной фонд относится к пер­вой, второй и третьей группам лесов

(ст. 55 Лесного К. РФ).

К первой группе относятся леса, выполня­ющие преимущественно следующие

функ­

ции и включающие следующие категории защитности:

— водоохранные — запретные полосы лесов по берегам водных объектов,

запрет­ные полосы лесов, защищающие нерес­тилища ценных рыб;

— защитные — противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных

до­рог, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного

значения, государственные защитные лесные поло­сы, др. леса в пустынях и

полупусты­нях, степных, лесостепных районах, име­ющие важное значение для

охраны окру­жающей среды; ленточные боры;

— леса природно-заповедного фонда:

заповедники, заповедные лесные участ­ки, национальные природные парки; леса

особо охраняемых территорий: особо цен­ные лесные массивы, леса, имеющие

науч­ное или историческое значение, памятни­ки природы, орехово-промысловые

зоны, лесоплодовые насаждения и притундро-вые леса; санитарно-гигиенические

и оз­доровительные: городские леса, лесопар­ки, леса зеленых зон вокруг

городов, др. населенных пунктов и промышлен­ных предприятий; леса первого и

второго поясов зон санитарной охраны источни­ков водоснабжения; леса

первой, второй и третьей зон округов санитарной охра­ны курортов.

Ко второй группе относятся леса в рай­онах с высокой плотностью населения и

развитой сетью транспортных путей, име­ющие средообразующие, защитные и

ог­раниченные эксплуатационные функции, а также леса в регионах с

недостаточны­ми лесными ресурсами.

Третью группу составляют леса много­лесных районов, имеющие

эксплуатаци­онное значение. Леса этой группы подраз­деляются на освоенные и

резервные, т. е. не вовлеченные в эксплуатацию вследст-

вие их удаленности от транспортных пу­тей (ст. 58 Лесного К.).

В лесной фонд не входят: леса, распо­ложенные на землях: а) обороны и б)

город­ских поселений, — городские леса (ст. 10 Лесного К.).

Не является предметом анализируемо­го пр-я валежник, буреломный либо

поваленный ветром лес.

Срубленные, заготовленные для спла­ва, складированные на лесосеках деревья

выступают в качестве предмета хищения.

Предметом хищения являются также вырубленные с целью обращения в свою

собственность деревья с приусадебных, дачных и садовых участков,

декоратив­ные и редкие породы деревьев из ботани­ческих садов, парков,

дендрариев.

Из всех видов лесопользования (заго­товка живицы, сосновой и еловой лапки,

грибов, ягод, соков) только незаконная заготовка древесины образует состав

пр-я, предусмотренного ст. 260 У К.

Объективная сторона этого пр-я заключается в незаконной порубке леса,

охватывающей все случаи отделе­ния от корня деревьев независимо от

ис­пользования их виновным, а равно в по­вреждении до степени прекращения

ро­ста деревьев и кустарников.

Незаконной признается порубка, осу­ществляемая юридическими лицами или

гражданами без специального разрешения.

По существующим правилам участки лесного фонда предоставляются в

поль­зование юридическим или физическим лицам на основании лицензии,

лесорубоч­ного билета (ордера), лесного билета.

Лицензия удостоверяет право их вла­дельцев на долгосрочное пользование

участками лесного фонда (аренду). Лесо­рубочный билет (ордер) и лесной

билет

удостоверяют право их владельцев на краткосрочное пользование лесным

участ­ком и только на установленный в разре­шении вид пользования лесным

фондом. При долгосрочном пользовании (аренде) ордер и лесной билет выдаются

ежегодно владельцу лицензии на осуществление разрешенного вида пользования

в кон­кретных объемах и месте работ (ст. 42 Лесного К.).

Незаконной будет порубка леса лицом, имеющим специальное разрешение, но

осуществляемая на участках, не отведен­ных для рубки, по истечении срока

раз­решения или не в том количестве и не тех пород деревьев, на порубку

которых дано разрешение.

Незаконная порубка признается уголов-но наказуемой, если деяние совершено в

значительном размере. Это исчисленный по установленным таксам ущерб, в

двадцать раз превышающий минимальный размер оплаты труда.

Повреждение деревьев — это сниже­ние качества насаждений, связанное с

прекращением их роста и требующее зна­чительных усилий для восстановления

их нормального состояния.

Повреждение деревьев возможно лю­бым способом, за исключением указанных в

ст. 261 УК. Обычно повреждение имеет место при заготовке живицы,

второстепен­ных лесных материалов (пней, коры), вы­пасе скота, пользовании

лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства.

Повреждение деревьев, так же как и незаконная порубка, содержит состав пр-я

лишь в случае причинения зна­чительного ущерба.

Субъектом незаконной порубки м.б. любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Вина при порубке м.б. только в виде прямого умысла. Виновный сознает, что

производит порубку без соответству­ющего разрешения, либо в ненадлежащем

месте, либо с нарушением норм и вида отпущенного ему леса, предвидит

причи­нение ущерба лесному фонду и желает его.

Повреждение же деревьев и кустарни­ков может совершаться как с прямым, так

и с косвенным умыслом. Мотивы и цели совершения пр-я не влияют на его

квалификацию.

Часть 2 определяет в качестве квали­фицирующих признаков неоднократность,

крупный размер и использование винов­ным своего служебного положения.

Деяние признается совершенным неод­нократно, если виновный ранее совершил

два и более пр-й,предусмотрен­ных данной статьей.

Причиненный незаконной порубкой де­ревьев ущерб признается крупным, если он

в двести и более раз превышает мини­мальный размер оплаты труда.

Незаконная порубка деревьев призна­ется совершенной с использованием

слу­жебного положения, если виновный для совершения этого деяния

воспользовался правами и обязанностями, которыми был наделен в силу

занимаемой должности или выполняемой работы. Ответ-ть по ч. 2 ст. 260

помимо должностных лиц мо­гут нести также и др. работники пред­приятий и

организаций независимо от фор­мы собственности, чья деятельность свя­зана с

учетом, контролем, охраной, вос­производством лесных фондов и заготов­кой

древесины. Действия должностного лица, образующие данный состав,

допол­нительной квалификации по нормам, преду­сматривающим ответ-ть за

долж­ностное злоупотребление, не требуют.

Уничтожение или повреждение лесов (ст.261)

Данное пр-е посягает на со­хранность и воспроизводство лесов, а так­же на

биологические основы жизнедея-телэности и развития животного мира этих

леов, являющихся средой его обитания.

Предметом пр-я являются леса, входящие и не входящие в лесной фовд.

Объективная сторона состоит в унич­тожении или повреждении лесов или

на­саждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными

источни­ками повышенной опасности.

Под уничтожением лесов понимают пол­ное сгорание лесного массива или

приве­дете его в такое состояние, когда он пол­ностью утрачивает свою

хозяйственную ил! природоохранную ценность и не мо-же" быть использован по

своему обычно­му назначению. Повреждение лесов име­ет место в случае, когда

был причинен ущэрб, значительно снижающий качест­во 1асаждений и требующий

длительного времени и больших затрат на их восста-ноьление.

Хотя в норме не указывается на раз­меры уничтоженных или поврежденных

лесов, тем не менее можно предположить, что законодатель имел в виду

значитель­ны? площади (от 1 га и более), достаточно плстно покрытые

растущим или сухостой-ныя лесом. На практике неосторожное уничтожение или

повреждение лесов на участке меньших размеров рассматрива­ется как пр-е в

случае особого эстетического, хозяйственного, почвоза­щитного,

природооздоровительного значе­ние этого леса.

Законодатель сконструировал ч. 1 ст. 261 татам образом, что уг. ответ-ть за

уничтожение или повреждение лесов наступает при условии неосторож-

ного обращения с огнем или иными ис­точниками повышенной опасности, к

ко­торым относятся машины, механизмы, электрооборудование, горюче-смазочные

материалы, взрывчатые вещества, пиро­технические изделия и т. д.

Как неосторожное обращение с огнем следует понимать непринятие мер

проти­вопожарной безопасности при нахождении в лесу или проведении в нем

либо рядом с ним работ. Указанные в законе последст­вия могут наступить от

непогашенного кос­тра, выжигания травы, корчевания пней с помощью

взрывчатых веществ и т. д.

Состав рассматриваемого пр-я — материальный. Деяние признается окон­ченным

с момента уничтожения или по­вреждения лесов. Между действием и

без­действием виновных и наступившими по­следствиями следует установить

причин­ную связь.

Субъектом анализируемого пр-я является любое лицо, достигшее 16-лет­него

возраста.

Если виновным является должностное лицо и наступившие последствия явились

результатом невыполнения или недобро­совестного выполнения им своих

служеб­ных обязанностей, содеянное следует квали­фицировать как халатность.

В случае когда уничтожение или повреждение лесов на­ступило в результате

нарушения правил пожарной безопасности лицом, на которое была возложена

обязанность соблюдать их или контролировать их соблюдение, дей­ствия

виновного содержат признаки на­рушения правил пожарной безопасности,

повлекшего тяжкие последствия (ст 219 УК).

Уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с

огнем может совершаться как по небреж­ности, так и по легкомыслию.

В ч. 2 ст. 261 специально выделен такой способ, как поджог, т. е.

совершение дей­ствий, целью которых является возникно­вение пожара, указано

и на иные обще­опасные способы (путем взрыва, затопле­ния и т. д.).

Загрязнение вредными веществами или отходами предполагает нарушение правил

обращения с создающими угрозу здоровью людей, животным или окружающей

сре­де химическими, бактериологическими, радиоактивными веществами (напр.,

химическая обработка лесных массивов).

При загрязнении выбросами происхо­дит такое превышение предельно

допусти­мой концентрации вредных веществ в воз­духе, грунтовых водах или

лесных водо­емах, которое приводит к изменению ка­чества лесных насаждений

или их гибели.

Загрязнение отходами или отбросами — это использование лесных массивов в

ка­честве несанкционированной свалки про­мышленных или бытовых отходов.

Пр-е, предусмотренное ч. 2 ст. 261, м.б. совершено как умыш­ленно, так и по

неосторожности.

Естественно, что уничтожение или по­вреждение лесов путем поджога и иным

общеопасным способом м.б. совер­шено только умышленно (с прямым или

косвенным умыслом). Совершение же этого пр-я путем загрязнения вредны­ми

веществами, отходами, выбросами или отбросами возможно и по неосторожности.

Субъектом данного пр-я м.б. любое лицо, достигшее возраста уго­ловной

ответственности (16 лет).

Нарушение режима особо охраняемых территорий и природных объектов (ст. 262)

Нарушение режима особо охраняемых территорий и природных объектов пося­гает

на регулируемые федеральным за­конодательством и иными нормативными

актами отношения в области организации, охраны и использования этих

территорий в целях сохранения уникальных и типич­ных природных комплексов и

объектов, достопримечательных природных образо­ваний, объектов

растительного и живот­ного мира, их генетического фонда, изу­чение

естественных процессов в биосфе­ре и контроля за изменением ее состоя­ния,

экологического воспитания населения.

Особо охраняемые природные террито­рии — участки земли, водной поверхно­сти

и воздушного пространства под ними, где располагаются природные комплексы и

объекты, имеющие особое природоохран­ное, научное, культурное,

эстетическое, ре­креационное и оздоровительное значение, кот. изъяты

решением органов влас­ти полностью или частично из хозяйствен­ного

использования и для которых уста­новлен режим особой охраны.

С учетом особенностей режима природ­ных территорий и статуса находящихся на

них природоохранных учреждений раз­личают следующие категории указанных

территорий: 1) государственные природ­ные заповедники, в том числе

биосфер­ные; 2) национальные парки; 3) природные парки; 4) государственные

природные за­казники; 5) памятники природы; 6) ден­дрологические парки и

ботанические сады;

7) лечебно-оздоровительные местности и курорты (ст. 2 Закона РФ «Об особо

охра­няемых природных территориях» от 14 мар­та 1995 г.)'.

Особо охраняемые территории подраз­деляются на территории федерального,

регионального и местного значения. При этом природные заповедники и

националь­ные парки относятся к особо охраняемым природным территориям

федерального зна­

чения. Территории государственных заказ­ников, памятников природы,

дендрологи­ческих парков и ботанических садов, ле­чебно-оздоровительных

местностей и ку­рортов м.б. отнесены к территори­ям федерального или

регионального зна­чения.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо

охра­няемыми природными территориями мест­ного значения.

Национальные парки — это природо­охранные, эколого-просветительские и

научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых

включа­ют в себя природные комплексы и объек­ты, имеющие особую

экологическую, ис­торическую и эстетическую ценность.

Государственные природные заповедни­ки являются природоохранными научно-

исследовательскими и эколого-просвети-тельскими учреждениями, сохраняющи­ми

и изучающими естественный ход при­родных процессов и явлений,

генетическо­го фонда растительного и животного мира, отдельных видов и

сообществ растений и животных, типичных и уникальных эко­логических систем.

Природные парки — это природоохран­ные рекреационные учреждения,

включа­ющие в себя природные комплексы и объ­екты, имеющие значительную

экологичес­кую и эстетическую ценность и предна­значенные для использования

в природо­охранных и рекреационных целях.

Природные заказники — это террито­рии, имеющие особое значение для

сохра­нения или восстановления природных ком­плексов или их компонентов и

поддержа­ния экологического баланса.

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом,

научном, культурном и эстетическом от-

ношении природные комплексы, а также объекты естественного или

искусственно­го происхождения.

Дендрологические парки и ботаничес­кие сады — это учреждения, в задачи

которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения и

обогащения растительного мира, а так­же осуществление научной, учебной и

про­светительской деятельности.

Лечебно-оздоровительные местности — территории, обладающие природными

ле­чебными ресурсами и пригодные для ор­ганизации лечения и профилактики

забо­леваний, а также для отдыха населения.

Курорт — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях

терри­тория, располагающая природными лечеб­ными ресурсами и необходимыми

для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты

инфраструктуры.

Диспозиция статьи является бланкет­ной. В каждом конкретном случае

привле­чения к ответственности за нарушение ре­жима особо охраняемых

природных тер­риторий следует установить, какие кон­кретно положения

нарушены и какими нормативными актами они предусмотрены.

Режим особо охраняемых природных территорий определяется в общем виде в

Законах РФ «Об особо охраняемых при­родных территориях»; «О природных

ле­чебных ресурсах, лечебно-оздоровитель­ных местностях и курортах» (от 23

фев­раля 1995 г.). Более подробно конкретные особенности зонирования и

режим каж­дой категории охраняемых природных объектов определяются

Правительством РФ и органами государственной власти субъектов Федерации в

соответствии с фе­деральным законодательством.

Нарушение режима природных объек­тов может выражаться в невыполнении

специальных требований, предъявляемых к юридическим или физическим лицам,

напр. в несоблюдении лимитов посе­щения гражданами национальных парков,

установленньк администрациями этих тер­риторий. Однако чаще всего это пр-е

совершается путем действия: винов­ные, несмотря на запрет, проводят

геоло­горазведочные работы и разработку полез­ных ископаемых, проводят

массовые спор­тивные и зрелищные мероприятия, строят дороги, трубопроводы и

др. коммуни­кации, не связанные с функционировани­ем природных объектов,

занимаются рыб­ным и др. промыслом в промышлен­ных масштабах и т. д.

Поскольку состав ст. 262 УК сконстру­ирован как материальный, для

привлече­ния виновного к уголовной ответственности необходимо, чтобы

наступили указанные в норме последствия — причинение зна­чительного ущерба.

При решении вопроса о признании ущер­ба значительным следует учитывать как

ко­личество поврежденных или уничтожен­ных природных объектов и их

стоимость, так и снижение, в результате совершеннь1х нарушений,

экологической, научной, эсте­тической, культурной,рекреационной цен­ности

территории, а также размер вреда, нанесенного растительному и животному

миру. Размер ущерба определяется на день совершения пр-я и исчис­ляется по

типовым методикам с учетом всех вынужденных расходов по восстанов­лению

ценности природного объекта, а при отсутствии рекомендаций для определе­ния

ущерба — по фактическим затратам. Однако во всех случаях вопрос о том,

яв­ляется ли причиненный ущерб значитель­ным, разрешается судом с учетом

всех конкретных обстоятельств дела.

§ 7. Виды компьютерных пр-й

Уг. кодекс содержит специаль­ную главу «Пр-я в сфере компь­ютерной

информации» (гл. 28).

К пр-ям этой группы отнесе­ны: неправомерный доступ к компьютер­ной

информации (ст. 272); создание, ис­пользование и распространение

вредонос­ных программ для ЭВМ (ст. 273); наруше­ние правил эксплуатации

ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).

Компьютерная преступность в послед­ние годы имеет тенденцию к возрастанию,

причем она причиняет стране огромный ущерб. Нередко ЭВМ используются для

совершения др., не менее опасных, чем названные в ст. 272 — 274 УК, видов

пр-й. Так, в 1995 г. в России выяв­лено 185 хищений с использованием

элек­тронных средств доступа, ущерб от кото­рых составил 250 млрд. руб. В

подобных случаях требуется квалификация содеян­ного по совокупности ст. 272

(когда спосо­бом совершения пр-я явился не­правомерный доступ к

компьютерной ин­формации) и норм гл. 21 УК.

Пр-я рассматриваемой груп­пы предусмотрены ст. 275 — 284 УК. Ими признаются

действия или бездействие, на­правленные на подрыв или ослабление

конституционного строя РФ, ее экономи­ческой безопасности и

обороноспособнос­ти.

В соответствии с содержанием непо­средственных объектов пр-я про­тив основ

конституционного строя и без­опасности гос-ва можно разбить на несколько

групп: 1) пр-я, пося­гающие на внешнюю безопасность РФ, —

государственная измена (ст. 275), шпио­наж (ст. 276); 2) пр-я, посягаю­щие

на политическую систему РФ, — по­сягательство на жизнь государственного или

общественного деятеля (ст. 277), на­сильственный захват власти или

насиль­ственное удержание власти (ст. 278), во­оруженный мятеж (ст. 279),

публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ