Шпаргалки по уголовному праву (особенная часть)
содержатся нормы, направленные на предотвращение загрязнения атмосферного
воздуха.
Причины загрязнения атмосферы: необеспечение дымовых труб пылеулавли-
вателями, несвоевременная очистка и ремонт такого рода приспособлений и т.
д.
Пр-е окончено с момента, когда указанные действия повлекли загрязнение
или иное изменение природных свойств воздуха. Загрязнение — это превышение
установленных нормативами количества вредных веществ в атмосфере, в
результате чего мог быть причинен вред здоровью людей,
сельскохозяйственному производству, животноводству и растительному миру.
Иное изменение природных свойств воздуха — это длительное существование
тех или иных неблагоприятных условий окружающей среды. Необходимо
принимать во внимание и объект затрат на восстановление нормальных условий
окружающей среды.
Рассматриваемое пр-е м.б. совершено умышленно или неосторожно. Виновный в
одних случаях сознает и желает осуществить указанные действия
(бездействие), безразлично относясь к наступлению последствий, в др. —
надеется, что этого не случится.
Совершение данного пр-я возможно и с преступной небрежностью.
Субъектом пр-я м.б. должностные лица (руководители предприятий,
учреждений), а также лица, кот. отвечали за установку и эксплуатацию
очистных сооружений либо осуществляли транспортировку отходов
производства.
В качестве квалифицирующих обстоятельств (ч. 2) предусмотрены такие
последствия, кот. повлекли причинение вреда здоровью чел.. Это м.б. любой
по тяжести вред.
Вина в данном преступлении характеризуется умышленным отношением к деянию
и неосторожным отношением к последствиям, либо возможна неосторожность
как к деянию, так и к последствиям.
Особо квалифицированным видом (ч. 3) являются деяния, вызвавшие по
неосторожности смерть чел. (одного или нескольких).
Порча земли (ст. 254)
Объектом данного пр-я выступают правила пользования землей. Такого рода
действия наносят ущерб организациям и отдельным гражданам при
использовании земли, затрудняет сельскохозяйственное производство.
Объективная сторона данного пр-я состоит в отравлении,загрязнении или иной
порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности
вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста
растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими
веществами при их хранении, использовании и транспортировке.
Отравление — это выведение из строя большого участка земли путем введения
внутрь отравляющих веществ.
Загрязнение — это перенасыщение участка земли веществами, не опасными для
жизни людей, однако земля перестает воспроизводить общественно полезные
продукты (напр., сожжение, затопление земли).
Иная порча земли вредными продуктами — это приведение земли в негодность
на длительный срок, которое произошло при нарушении правил обращения с
химическими и биологическими веществами.
Для наличия состава пр-я достаточно совершения хотя бы одного из перечисл.
действий. Данное пр-е считается совершенным, если эти действия повлекли
последствия в виде вреда здоровью людей или окружающей среде.
Вред здоровью людей подразумевает причинение вреда любой степени тяжести
одному и более лицам.
Вред окружающей среде — это причинение значительного вреда окружающей
природе (водоемам, воздуху, недрам и т. д.).
Вина в данном преступлении выражается, как правило, в форме
неосторожности. Виновный или предвидит вышеуказанные последствия, но
рассчитывает легкомысленно, что они не наступят, или не предвидит, хотя бы
должен и мог предвидеть их наступление. Не исключен здесь и косвенный
умысел.
Субъектом данного пр-я м.б. как должностные, так и частные лица, достигшие
16-летнего возраста.
В качестве квалифицирующих обстоятельств предусмотрены совершение этих
действий в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной
экологической ситуации (ч. 2) и причинение по неосторожности смерти одному
или нескольким людям (ч. 3).
Зона экологического бедствия — это территория, на которой по одному или
нескольким показателям, определяющим состояние окружающей природной среды
(вода, почва, воздух и т. п.), значительно превышены предельно допустимые
концентрации вредных веществ (ПДК), установл. соответствующими
организациями.
Зона чрезвычайной экологической ситуации — это участок местности, на
котором произошло внезапное резкое ухудшение состояния окружающей среды,
потребовавшее принятия экстренных мер по его устранению.
Незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256)
. Незаконная добыча водных животных и растений посягает на охраняемые
федеральным законодательством и др. нормативными актами отношения,
обеспечивающие сохранность, рациональное использование и воспроизводство
животного и растительного мира водоемов РФ.
Предметом рассматриваемого пр-я м.б. рыбы различных видов, водные животные
и морские звери. К водным пресноводным животным относятся раки, различные
моллюски, байкальский тюлень и др.
Морские животные — это водные млекопитающие (моржи, сивучи, морские львы,
дельфины, тюлени), а также беспозвоночные и иглокожие (крабы, др.
ракообразные, кальмары, трепанги, др. моллюски).
Для квалификации содеянного по ст. 256 необходимо, чтобы рыбы и иные водные
животные находились в природе в их естественном состоянии. Человек в этом
случае не прилагает никаких иных усилий для их выращивания, сохранения
поголовья, воспроизводства потомства, кроме принятия законов и нормативных
актов.
Рыбы или водные животные, выращиваемые рыбозаводами или рыбхозами в
специально предназначенных водоемах, являются предметом хищения чужого
имущества.
Водоплавающие пушные звери — бобр, ондатра, выдра, выхухоль — относятся к
категории пушных зверей, незаконная добыча которых квалифицируется как
незаконная охота.
Водные растения — это представители флоры, средой обитания и
жизнедеятельности которых являются пресноводные водоемы или моря.
Под добычей водных животных и растений закон имеет в виду процесс
извлечения (убоя, вылова) рыб и иных водных животных, связанный с
установкой сетей, капканов я-др. устройств и приспособлений, охватывающий
как единичные, так и неоднократные действия такого рода, включая
любительское и спортивное рыболовство. Добыча водных растений
предполагает совершение действий по извлечению их из естественной
природной среды.
Добыча считается незаконной, когда она производится с нарушениями Закона РФ
«О животном мире» и др. нормативных актов, принятых Комитетом РФ по
рыболовству и др. уполномоченными органами РФ в области охраны окружающей
среды.
Право на добычу рыб и водных животных, а также растений российским и
иностранным физическим или юридическим лицам предоставляется Комитетом РФ
по рыболовству или соответствующим уполномоченным органом субъекта РФ.
Долгосрочная лицензия выдается юридическим лицам на указанный в ней срок и
должна содержать условия добычи, усло-
вия пользования (границы и площадь акваторий), необходимые для
осуществления лицом своих прав, перечень разрешенных к добыче видов рыб и
животных, а также цели их добычи.
Граждане могут осуществлять добычу рыбы на основании краткосрочной именной
разовой лицензии.
Лицензия на добычу водных растений выдается ГК по рыболовству или их
территориальными представителями.
Исполнительные органы субъектов Федерации устанавливают самостоятельные
правила ведения рыбного промысла на основании федеральных нормативных
актов и типового Положения о любительском и спортивном рыболовстве.
Добыча рыбы, водных животных и растений может осуществляться в
промышленных, научных, контрольных и иных целях. Добычей рыбы считается
также лов рыбы осетровых и лососевых пород с целью заготовления икры.
Незаконной будет добыча с просроченным разрешением либо без надлежащего
разрешения, совершенная не тем лицом, которому она была выдана, не в том
водоеме или участке, на который была выдана лицензия, орудиями лова, не
указанными в документе, либо сверх количества, указанного в лицензии, в
запретное время или в запрещенных местах и т. д.
Незаконная добыча рыбы и водных животных содержит признаки состава пр-я,
предусмотренного ч. 1 ст. 256, при наличии следующих условий:
1) причинение крупного ущерба. Крупным признается ущерб на сумму, в 200 и
более раз превышающий минимальный размер оплаты труда. При решении вопроса
о признании ущерба крупным следует исходить не только из стоимости, но
и из экологической ценности, количества добытой или уничтоженной рыбы, а
также размера вреда, нанесенного животному миру, и величины расходов,
понесенных на его возмещение;
2) применение самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых и
химических веществ, электротока или иных способов массового истребления
рыбы, водных животных и растений. Выделение в уголовном законе указанных
орудий и способов обусловлено повышенной опасностью их использования для
сохранности водных ресурсов и окружающей природный среды;
3) добыча в местах нереста или на миграционных путях к ним. Недозволенные
места для добычи рыбы устанавливаются Правилами рыболовства и нормативными
актами 'субъектов Федерации. Они в одних случаях исключают всякое
рыболовство в течение года в определенном водоеме, в др. — запрещают
водный промысел в определенных местах водоемов в конкретное время. Запрет
на лов рыбы в местах нереста или на миграционных путях распространяется на
все водоемы и не зависит от ценности рыбных пород. Он обусловлен опасностью
такого промысла для воспроизводства рыбных запасов.
Места нереста (нерестилища) — это природные акватории выметывания икры и
выведения мальков рыб. Миграционные пути — традиционные пути перемещения
рыб к нерестилищам;
4) добыча на территории заповедника, заказника, или в зоне экологического
бедствия, или в зоне чрезвычайной экологической ситуации создает угрозу
для воспроизводства и сохранения их популяций.
Состав пр-я, предусмотренного ч. 1 ст. 256, формально-материальный.
Действия виновного квалифицируются по
п. «а» ч. 1 в случае фактического причинения виновным крупного ущерба. Во
всех остальных случаях пр-е имеет формальный состав и считается оконченным
с момента начала добычи водных животных и растений, независимо от того,
были ли фактически добыты рыба или водные животные. Если умысел виновного
был направлен на незаконную добычу в крупном размере, но достичь желаемого
результата ему не удалось по не зависящим от воли субъекта причинам,
содеянное содержит покушение на незаконную добычу водных животных,
сопряженную с причинением крупного ущерба.
Местом совершения пр-я являются только воды, входящие в территорию РФ.
Промысел рыбы и морских животных в открытом море регулируется нормами
международного права.
Пр-е, предусмотренное ст.256 УК, совершается с прямым умыслом. Виновный
осознает, что его действия противозаконны в силу применения недозволенных
способов и орудий лова или совершения их в не разрешенных для промысла
местах, и желает совершить их.
В случае причинения крупного ущерба субъект осознает противозаконность
своих действий, предвидит причинение крупного ущерба и желает наступления
таких последствий либо сознательно их допускает. Чаще всего это пр-е
совершается по корыстным мотивам, однако мотивы не влияют на квалификацию
содеянного.
Ответственности подлежат как частные, так и должностные лица. В случае
когда лицо отдает подчиненным по службе работникам незаконное
распоряжение, выполнение которого связано с нарушением законодательства о
ведении добычи вод
ных животных, действия такого лица квалифицируются по ст. 256. При этом
ответ-ть лиц, кот. выполняли распоряжения вышестоящего руководителя,
наступает лишь в случаях, когда они осознавали незаконный характер
отданного им распоряжения.
Предметом пр-я, предусмотренного ч. 2 статьи, являются морские котики,
морские бобры и др. морские млекопитающие (калан, морж, сивуч, белуха,
дельфины, кольчатоперка). Промысел морских млекопитающих разрешается
только по лицензиям, выдаваемым органами Роскомрыболовства и только в
отведенных местах.
Незаконная добыча этих животных проявл. в их лове, убое и преследовании с
этой целью в открытом море (т. е. за пределами 12-мильной зоны в районах
российского зверобойного промысла и районах действия международных
соглашений), а также в запрещенных местах (заповедниках, лежбищах),
отведенных для размножения животных (напр., на Курильских островах и
лежбищах на Командорских островах). Добыча калана (промысловая) запрещена
повсеместно.
Часть 3 ст. 256 УК содержит квалифицированный вид пр-я. Законодатель
предусмотрел усиление ответственности за незаконный лов рыбы и добычу
водных животных, совершенные: а) лицом с использованием своего служебного
положения; б) группой лиц по предварительному сговору; в) организованной
группой.
При использовании своего служебного положения виновный совершает действия,
кот. формально находятся в пределах его служебной компетенции, однако
осуществляются с нарушением законов и иных юридических актов, регулирующих
добычу и воспроизводство водных животных и растений. Субъектом этого пр-я
м.б. не только должностные лица, но и др. работники предприятий или
организаций, связанных с добычей, охраной, изучением, воспроизводством
рыбных ресурсов либо охраной окружающей среды.
Незаконная охота (ст. 258)
Объектом данного пр-я является воспроизводство зверей и птиц. Пр-е имеет и
предмет, которым выступают дикие звери и птицы, обитающие в охотничьих
угодьях, а также выпущенные туда в целях разведения, независимо от того, в
чьем ведении эти угодья находятся. При этом ответ-ть по ст. 258 наступает
при условии, что эти животные находятся в состоянии естественной свободы
(т. е. не находятся под контролем чел. либо в условиях, требующих затрат
общественно полезного труда на их содержание).
Охота — это выслеживание с целью добычи и добыча диких зверей и птиц,
находящихся в состоянии естественной свободы, а также нахождение в
охотничьих угодьях с ружьем, собаками, капканом. Под охотничьими угодьями
понимаются все земельные, лесные, покрытые водой площади, служащие местом
обитания диких зверей (ст. 4 Типовых правил охоты в РСФСР). Закон РСФСР
«Об охране и использовании животного мира» от 14 июля 1982 г.'
устанавливает, что промысловая добыча диких зверей и птиц, а также
любительская охота осуществляются в установленном порядке с соблюдением
соответствующих правил. Порядок производства охоты регулируется рядом
нормативных актов.
Охота с нарушением установленных правил признается незаконной и влечет за
собой уголовную или административную ответ-ть.
Незаконная охота признается пр-ем, если она:
1) причинила крупный ущерб. Крупным ущербом признается ущерб, причиненный
на сумму, превышающую 500 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того,
при решении вопроса о том, является ли ущерб крупным, необходимо исходить
из стоимости животных, которая исчисляется по специальным таксам, данным в
приложении к Типовым правилам охоты;
2) с применением механических транспортных средств или воздушного судна,
взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и
зверей. Любые транспортные средства значительно облегчают преследование,
добычу, напр. стрельба по ослепленным светом фар животным. Охота с
применением взрывчатых веществ, газов ведет к массовому уничтожению особей
на отдельной территории;
3) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена.
Перечень этих животных приводится в п. 16 Типовых правил охоты. На всей
территории России запрещена охота на зубра, тигра, леопарда, снежного
барса, белого медведя, красного волка, азиатского лесного бобра, лебедей,
гуся-белошея, горного гуся и др. животных, занесенных в Красную книгу;
4) на территории заповедника, заказника, или в зоне экологического
бедствия, или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. На этих
территориях охраняется весь природный комплекс, ибо эко-
логическая обстановка является ослабленной и звери не могут оказывать
такого сопротивления, которое оказывают в свободных местах. Кроме того, в
заповедниках и заказниках обитают животные, подлежащие особой охране.
Незаконная охота совершается с прямым умыслом.
Субъект — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Квалифицирующими обстоятельствами (ч. 2) является совершение действий с
использованием своего служебного положения, группой лиц по
предварительному сговору или организованной группой.
Незаконная охота с использованием своего служебного положения упрощает
порядок проведения охоты, что повышает степень общ.опасн..
Незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260)
Незаконная порубка деревьев и кустарников посягает на регламентируемые
федеральным законодательством РФ и др. нормативными документами
отношения, обеспечивающие сохранность, рациональное использование и
воспроизводство лесов.
Предметом этого пр-я выступает лес (деревья и кустарники) на корню, т. е.
лес в естественном состоянии. В соответствии с народнохозяйственным и
экологическим значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми
функциями лесной фонд относится к первой, второй и третьей группам лесов
(ст. 55 Лесного К. РФ).
К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно следующие
функ
ции и включающие следующие категории защитности:
— водоохранные — запретные полосы лесов по берегам водных объектов,
запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных рыб;
— защитные — противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных
дорог, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного
значения, государственные защитные лесные полосы, др. леса в пустынях и
полупустынях, степных, лесостепных районах, имеющие важное значение для
охраны окружающей среды; ленточные боры;
— леса природно-заповедного фонда:
заповедники, заповедные лесные участки, национальные природные парки; леса
особо охраняемых территорий: особо ценные лесные массивы, леса, имеющие
научное или историческое значение, памятники природы, орехово-промысловые
зоны, лесоплодовые насаждения и притундро-вые леса; санитарно-гигиенические
и оздоровительные: городские леса, лесопарки, леса зеленых зон вокруг
городов, др. населенных пунктов и промышленных предприятий; леса первого и
второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; леса
первой, второй и третьей зон округов санитарной охраны курортов.
Ко второй группе относятся леса в районах с высокой плотностью населения и
развитой сетью транспортных путей, имеющие средообразующие, защитные и
ограниченные эксплуатационные функции, а также леса в регионах с
недостаточными лесными ресурсами.
Третью группу составляют леса многолесных районов, имеющие
эксплуатационное значение. Леса этой группы подразделяются на освоенные и
резервные, т. е. не вовлеченные в эксплуатацию вследст-
вие их удаленности от транспортных путей (ст. 58 Лесного К.).
В лесной фонд не входят: леса, расположенные на землях: а) обороны и б)
городских поселений, — городские леса (ст. 10 Лесного К.).
Не является предметом анализируемого пр-я валежник, буреломный либо
поваленный ветром лес.
Срубленные, заготовленные для сплава, складированные на лесосеках деревья
выступают в качестве предмета хищения.
Предметом хищения являются также вырубленные с целью обращения в свою
собственность деревья с приусадебных, дачных и садовых участков,
декоративные и редкие породы деревьев из ботанических садов, парков,
дендрариев.
Из всех видов лесопользования (заготовка живицы, сосновой и еловой лапки,
грибов, ягод, соков) только незаконная заготовка древесины образует состав
пр-я, предусмотренного ст. 260 У К.
Объективная сторона этого пр-я заключается в незаконной порубке леса,
охватывающей все случаи отделения от корня деревьев независимо от
использования их виновным, а равно в повреждении до степени прекращения
роста деревьев и кустарников.
Незаконной признается порубка, осуществляемая юридическими лицами или
гражданами без специального разрешения.
По существующим правилам участки лесного фонда предоставляются в
пользование юридическим или физическим лицам на основании лицензии,
лесорубочного билета (ордера), лесного билета.
Лицензия удостоверяет право их владельцев на долгосрочное пользование
участками лесного фонда (аренду). Лесорубочный билет (ордер) и лесной
билет
удостоверяют право их владельцев на краткосрочное пользование лесным
участком и только на установленный в разрешении вид пользования лесным
фондом. При долгосрочном пользовании (аренде) ордер и лесной билет выдаются
ежегодно владельцу лицензии на осуществление разрешенного вида пользования
в конкретных объемах и месте работ (ст. 42 Лесного К.).
Незаконной будет порубка леса лицом, имеющим специальное разрешение, но
осуществляемая на участках, не отведенных для рубки, по истечении срока
разрешения или не в том количестве и не тех пород деревьев, на порубку
которых дано разрешение.
Незаконная порубка признается уголов-но наказуемой, если деяние совершено в
значительном размере. Это исчисленный по установленным таксам ущерб, в
двадцать раз превышающий минимальный размер оплаты труда.
Повреждение деревьев — это снижение качества насаждений, связанное с
прекращением их роста и требующее значительных усилий для восстановления
их нормального состояния.
Повреждение деревьев возможно любым способом, за исключением указанных в
ст. 261 УК. Обычно повреждение имеет место при заготовке живицы,
второстепенных лесных материалов (пней, коры), выпасе скота, пользовании
лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства.
Повреждение деревьев, так же как и незаконная порубка, содержит состав пр-я
лишь в случае причинения значительного ущерба.
Субъектом незаконной порубки м.б. любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.
Вина при порубке м.б. только в виде прямого умысла. Виновный сознает, что
производит порубку без соответствующего разрешения, либо в ненадлежащем
месте, либо с нарушением норм и вида отпущенного ему леса, предвидит
причинение ущерба лесному фонду и желает его.
Повреждение же деревьев и кустарников может совершаться как с прямым, так
и с косвенным умыслом. Мотивы и цели совершения пр-я не влияют на его
квалификацию.
Часть 2 определяет в качестве квалифицирующих признаков неоднократность,
крупный размер и использование виновным своего служебного положения.
Деяние признается совершенным неоднократно, если виновный ранее совершил
два и более пр-й,предусмотренных данной статьей.
Причиненный незаконной порубкой деревьев ущерб признается крупным, если он
в двести и более раз превышает минимальный размер оплаты труда.
Незаконная порубка деревьев признается совершенной с использованием
служебного положения, если виновный для совершения этого деяния
воспользовался правами и обязанностями, которыми был наделен в силу
занимаемой должности или выполняемой работы. Ответ-ть по ч. 2 ст. 260
помимо должностных лиц могут нести также и др. работники предприятий и
организаций независимо от формы собственности, чья деятельность связана с
учетом, контролем, охраной, воспроизводством лесных фондов и заготовкой
древесины. Действия должностного лица, образующие данный состав,
дополнительной квалификации по нормам, предусматривающим ответ-ть за
должностное злоупотребление, не требуют.
Уничтожение или повреждение лесов (ст.261)
Данное пр-е посягает на сохранность и воспроизводство лесов, а также на
биологические основы жизнедея-телэности и развития животного мира этих
леов, являющихся средой его обитания.
Предметом пр-я являются леса, входящие и не входящие в лесной фовд.
Объективная сторона состоит в уничтожении или повреждении лесов или
насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными
источниками повышенной опасности.
Под уничтожением лесов понимают полное сгорание лесного массива или
приведете его в такое состояние, когда он полностью утрачивает свою
хозяйственную ил! природоохранную ценность и не мо-же" быть использован по
своему обычному назначению. Повреждение лесов имеет место в случае, когда
был причинен ущэрб, значительно снижающий качество 1асаждений и требующий
длительного времени и больших затрат на их восста-ноьление.
Хотя в норме не указывается на размеры уничтоженных или поврежденных
лесов, тем не менее можно предположить, что законодатель имел в виду
значительны? площади (от 1 га и более), достаточно плстно покрытые
растущим или сухостой-ныя лесом. На практике неосторожное уничтожение или
повреждение лесов на участке меньших размеров рассматривается как пр-е в
случае особого эстетического, хозяйственного, почвозащитного,
природооздоровительного значение этого леса.
Законодатель сконструировал ч. 1 ст. 261 татам образом, что уг. ответ-ть за
уничтожение или повреждение лесов наступает при условии неосторож-
ного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, к
которым относятся машины, механизмы, электрооборудование, горюче-смазочные
материалы, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия и т. д.
Как неосторожное обращение с огнем следует понимать непринятие мер
противопожарной безопасности при нахождении в лесу или проведении в нем
либо рядом с ним работ. Указанные в законе последствия могут наступить от
непогашенного костра, выжигания травы, корчевания пней с помощью
взрывчатых веществ и т. д.
Состав рассматриваемого пр-я — материальный. Деяние признается оконченным
с момента уничтожения или повреждения лесов. Между действием и
бездействием виновных и наступившими последствиями следует установить
причинную связь.
Субъектом анализируемого пр-я является любое лицо, достигшее 16-летнего
возраста.
Если виновным является должностное лицо и наступившие последствия явились
результатом невыполнения или недобросовестного выполнения им своих
служебных обязанностей, содеянное следует квалифицировать как халатность.
В случае когда уничтожение или повреждение лесов наступило в результате
нарушения правил пожарной безопасности лицом, на которое была возложена
обязанность соблюдать их или контролировать их соблюдение, действия
виновного содержат признаки нарушения правил пожарной безопасности,
повлекшего тяжкие последствия (ст 219 УК).
Уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с
огнем может совершаться как по небрежности, так и по легкомыслию.
В ч. 2 ст. 261 специально выделен такой способ, как поджог, т. е.
совершение действий, целью которых является возникновение пожара, указано
и на иные общеопасные способы (путем взрыва, затопления и т. д.).
Загрязнение вредными веществами или отходами предполагает нарушение правил
обращения с создающими угрозу здоровью людей, животным или окружающей
среде химическими, бактериологическими, радиоактивными веществами (напр.,
химическая обработка лесных массивов).
При загрязнении выбросами происходит такое превышение предельно
допустимой концентрации вредных веществ в воздухе, грунтовых водах или
лесных водоемах, которое приводит к изменению качества лесных насаждений
или их гибели.
Загрязнение отходами или отбросами — это использование лесных массивов в
качестве несанкционированной свалки промышленных или бытовых отходов.
Пр-е, предусмотренное ч. 2 ст. 261, м.б. совершено как умышленно, так и по
неосторожности.
Естественно, что уничтожение или повреждение лесов путем поджога и иным
общеопасным способом м.б. совершено только умышленно (с прямым или
косвенным умыслом). Совершение же этого пр-я путем загрязнения вредными
веществами, отходами, выбросами или отбросами возможно и по неосторожности.
Субъектом данного пр-я м.б. любое лицо, достигшее возраста уголовной
ответственности (16 лет).
Нарушение режима особо охраняемых территорий и природных объектов (ст. 262)
Нарушение режима особо охраняемых территорий и природных объектов посягает
на регулируемые федеральным законодательством и иными нормативными
актами отношения в области организации, охраны и использования этих
территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и
объектов, достопримечательных природных образований, объектов
растительного и животного мира, их генетического фонда, изучение
естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния,
экологического воспитания населения.
Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности
и воздушного пространства под ними, где располагаются природные комплексы и
объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное,
эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, кот. изъяты
решением органов власти полностью или частично из хозяйственного
использования и для которых установлен режим особой охраны.
С учетом особенностей режима природных территорий и статуса находящихся на
них природоохранных учреждений различают следующие категории указанных
территорий: 1) государственные природные заповедники, в том числе
биосферные; 2) национальные парки; 3) природные парки; 4) государственные
природные заказники; 5) памятники природы; 6) дендрологические парки и
ботанические сады;
7) лечебно-оздоровительные местности и курорты (ст. 2 Закона РФ «Об особо
охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г.)'.
Особо охраняемые территории подразделяются на территории федерального,
регионального и местного значения. При этом природные заповедники и
национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям
федерального зна
чения. Территории государственных заказников, памятников природы,
дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных
местностей и курортов м.б. отнесены к территориям федерального или
регионального значения.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо
охраняемыми природными территориями местного значения.
Национальные парки — это природоохранные, эколого-просветительские и
научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых
включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую
экологическую, историческую и эстетическую ценность.
Государственные природные заповедники являются природоохранными научно-
исследовательскими и эколого-просвети-тельскими учреждениями, сохраняющими
и изучающими естественный ход природных процессов и явлений,
генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и
сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Природные парки — это природоохранные рекреационные учреждения,
включающие в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную
экологическую и эстетическую ценность и предназначенные для использования
в природоохранных и рекреационных целях.
Природные заказники — это территории, имеющие особое значение для
сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и
поддержания экологического баланса.
Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом,
научном, культурном и эстетическом от-
ношении природные комплексы, а также объекты естественного или
искусственного происхождения.
Дендрологические парки и ботанические сады — это учреждения, в задачи
которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения и
обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и
просветительской деятельности.
Лечебно-оздоровительные местности — территории, обладающие природными
лечебными ресурсами и пригодные для организации лечения и профилактики
заболеваний, а также для отдыха населения.
Курорт — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях
территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми
для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты
инфраструктуры.
Диспозиция статьи является бланкетной. В каждом конкретном случае
привлечения к ответственности за нарушение режима особо охраняемых
природных территорий следует установить, какие конкретно положения
нарушены и какими нормативными актами они предусмотрены.
Режим особо охраняемых природных территорий определяется в общем виде в
Законах РФ «Об особо охраняемых природных территориях»; «О природных
лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (от 23
февраля 1995 г.). Более подробно конкретные особенности зонирования и
режим каждой категории охраняемых природных объектов определяются
Правительством РФ и органами государственной власти субъектов Федерации в
соответствии с федеральным законодательством.
Нарушение режима природных объектов может выражаться в невыполнении
специальных требований, предъявляемых к юридическим или физическим лицам,
напр. в несоблюдении лимитов посещения гражданами национальных парков,
установленньк администрациями этих территорий. Однако чаще всего это пр-е
совершается путем действия: виновные, несмотря на запрет, проводят
геологоразведочные работы и разработку полезных ископаемых, проводят
массовые спортивные и зрелищные мероприятия, строят дороги, трубопроводы и
др. коммуникации, не связанные с функционированием природных объектов,
занимаются рыбным и др. промыслом в промышленных масштабах и т. д.
Поскольку состав ст. 262 УК сконструирован как материальный, для
привлечения виновного к уголовной ответственности необходимо, чтобы
наступили указанные в норме последствия — причинение значительного ущерба.
При решении вопроса о признании ущерба значительным следует учитывать как
количество поврежденных или уничтоженных природных объектов и их
стоимость, так и снижение, в результате совершеннь1х нарушений,
экологической, научной, эстетической, культурной,рекреационной ценности
территории, а также размер вреда, нанесенного растительному и животному
миру. Размер ущерба определяется на день совершения пр-я и исчисляется по
типовым методикам с учетом всех вынужденных расходов по восстановлению
ценности природного объекта, а при отсутствии рекомендаций для определения
ущерба — по фактическим затратам. Однако во всех случаях вопрос о том,
является ли причиненный ущерб значительным, разрешается судом с учетом
всех конкретных обстоятельств дела.
§ 7. Виды компьютерных пр-й
Уг. кодекс содержит специальную главу «Пр-я в сфере компьютерной
информации» (гл. 28).
К пр-ям этой группы отнесены: неправомерный доступ к компьютерной
информации (ст. 272); создание, использование и распространение
вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273); нарушение правил эксплуатации
ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).
Компьютерная преступность в последние годы имеет тенденцию к возрастанию,
причем она причиняет стране огромный ущерб. Нередко ЭВМ используются для
совершения др., не менее опасных, чем названные в ст. 272 — 274 УК, видов
пр-й. Так, в 1995 г. в России выявлено 185 хищений с использованием
электронных средств доступа, ущерб от которых составил 250 млрд. руб. В
подобных случаях требуется квалификация содеянного по совокупности ст. 272
(когда способом совершения пр-я явился неправомерный доступ к
компьютерной информации) и норм гл. 21 УК.
Пр-я рассматриваемой группы предусмотрены ст. 275 — 284 УК. Ими признаются
действия или бездействие, направленные на подрыв или ослабление
конституционного строя РФ, ее экономической безопасности и
обороноспособности.
В соответствии с содержанием непосредственных объектов пр-я против основ
конституционного строя и безопасности гос-ва можно разбить на несколько
групп: 1) пр-я, посягающие на внешнюю безопасность РФ, —
государственная измена (ст. 275), шпионаж (ст. 276); 2) пр-я, посягающие
на политическую систему РФ, — посягательство на жизнь государственного или
общественного деятеля (ст. 277), насильственный захват власти или
насильственное удержание власти (ст. 278), вооруженный мятеж (ст. 279),
публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|