бесплатные рефераты

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и исследование мероприятий по снижению себестоимости продукции (на примере ЗАО "Кольчугцветмет")


Используя таблицу 17 можно проследить изменение уровня затрат предприятия на выпуск продукции и сделать следующие выводы. В 2006 году затраты предприятия возросли на 169,622 млн. руб. по сравнению с 2005 годом. Это произошло вследствие снижения доли материальных затрат с 64,1 % до 63,9 %, затрат на оплату труда с 7,3 % до 8,4 %. Доля энергозатрат снизилась с 16,1 % до 14,8 %. Доля амортизации основных средств снизилась на 0,5 %.

Для полного анализа себестоимости необходимо рассмотреть данные таблицы 18, которые дают возможность установить динамику изменения себестоимости товарного выпуска продукции по отдельным статьям затрат калькуляции за два анализируемых года.


Таблица 18

Динамика изменения себестоимости товарного выпуска  продукции по отдельным статьям затрат калькуляции

 

2005 г.

2006 г.

Отклонение

Статьи затрат

 

уд.вес

 

уд.вес

2006г. от 2005г.

 

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

1. Основные

 

 

 

 

 

 

сырье и материалы

2311,931

47,5

2327,022

46,2

15,091

0,65

2. Транспортно-

 

 

 

 

 

 

заготовительные

355,307

7,3

382,8

7,6

27,493

7,74

расходы

 

 

 

 

 

 

3. ИТОГО

 

 

 

 

 

 

основные сырье и

2667,238

54,8

2709,823

53,8

42,585

1,60

материалы

 

 

 

 

 

 

4. Потери от брака

99,291

2,04

80,59

1,60

-18,701

-18,83

5. Энергоносители

652,208

13,4

634,642

12,6

-17,566

-2,69

6. Основная зарплата

 

 

 

 

 

 

производственных

296,901

6,1

327,395

6,5

30,494

10,27

рабочих

 

 

 

 

 

 

7. Дополнительная

 

 

 

 

 

 

зарплата производ

87,61

1,8

115,847

2,3

28,237

32,23

ственных рабочих

 

 

 

 

 

 

8. Начисления на

 

 

 

 

 

 

заработную плату

136,886

2,81

157,794

3,13

20,908

15,27

9. Общепроизвод

 

 

 

 

 

 

ственные расходы

333,405

6,85

342,505

6,8

9,1

2,73

10. Общехозяйст

 

 

 

 

 

 

венные расходы

360,175

7,4

372,727

7,4

12,552

3,48

11. Производствен-

 

 

 

 

 

 

ная себестоимость

4633,714

95,2

4741,323

94,13

107,609

2,32

12. Внепроизводст

 

 

 

 

 

 

венные расходы

233,509

4,80

295,522

5,87

62,013

26,56

13. Полная

 

 

 

 

 

 

себестоимость

4867,223

100

5036,845

100

169,622

3,48

общего объема

 

 

 

 

 

 

производства

 

 

 

 

 

 


Исходя из данных таблицы 18, можно отметить, что наибольший удельный вес в себестоимости продукции занимает статья «основные сырье и материалы» » около 54 % , в которую входят стоимость материалов и расходы, связанные с их доставкой. В 2006 году началась закупка уже более качественных материалов, но и более дорогостоящих. В результате уровень брака и уменьшился, доля энергоресурсов в общем объеме затрат сократилась, но произошел рост их стоимости. Также произошел значительный рост заработной платы на 10,27 %. Все эти изменения повлекли увеличение себестоимости на 3,48 %.


1.8 Анализ прибыли


Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, регионального, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.

На величину прибыли организации оказывают влияние разные факторы. По сути, это все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа. А другие оказывают косвенное влияние, через какие-либо показатели.

В таблице 19 собраны данные о прибыли полученной ЗАО «Кольчугцветмет» в 2005, 2006 годах.


Таблица 19

Анализ структуры и динамики прибыли ЗАО «Кольчугцветмет»

 

 

 

 

Отклонен.

Наименование показателя

Код

2005 г.

2006 г.

2006 г.

 

стр.

млн. руб.

млн. руб.

от 2005г.

1

2

3

4

5

1. Доходы и расходы по

 

 

 

 

обычным видам деятельности

 

 

 

 

Выручка (нетто) от продажи товаров,

010

5776,381

5926,333

149,952

продукции, работ, услуг (за минусом НДС,

 

 

 

 

акцизов и аналогич. обязательных платежей (В)

 

 

 

 

Себестоимость проданных товаров

 

 

 

 

работ, услуг (С)

020

3892,533

3989,896

97,363

Валовая прибыль

029

1883,848

1936,437

52,589

Коммерческие расходы (КР)

030

0,586

0,588

0,002

Управленческие расходы (УР)

040

 

 

 

Прибыль(убыток) от продаж

 

 

 

 

(строки 010 - 020 - 030 - 040) (Пп)

050

1883,262

1935,849

52,587

2. Операционные доходы и расходы

 

 

 

 

Проценты к получению (%пол)

060

 

 

 

Проценты к уплате (%упл)

070

 

 

 

Доходы от участия в

 

 

 

 

других организациях (ДрД)

080

56,235

45,682

-10,553

Прочие операционные доходы (ПрОД)

090

 

 

 

Прочие операционные расходы (ПрОР)

100

 

 

 

3. Внереализационные

 

 

 

 

доходы и расходы

 

 

 

 

Прочие внереализационные доходы (ВнД)

120

3,652

4,568

0,916

Прочие внереализационные расходы (ВнР)

130

0,631

0,624

-0,007

Прибыль (убыток) до налогообложения (Пб)

 

 

 

 

(стр. 050 + 060 - 070 + 080 + 090 - 100 + 120 - 130)

140

1942,518

1985,475

42,957

Налог на прибыль и другие анало-

 

 

 

 

гичные обязательные платежи (Н/П)

150

407,929

416,95

9,021

Прибыль(убыток) от обычной

 

 

 

 

деятельности (ПОД)

160

1534,589

1568,525

33,936

Чистая прибыль (нераспределенная

 

 

 

 

прибыль(убыток) отчетного периода)

190

1534,589

1568,525

33,936

строки 160 + 170 - 180 (Пч)

 

 

 

 


По данным таблицы 19 можно сделать следующие выводы: большую долю балансовой прибыли занимает прибыль от реализации произведенной продукции (около 93 %), имеют место внереализационный доходы и расходы.

В 2006 году удалось увеличить балансовую прибыль на 33,936 млн. руб. благодаря увеличению прибыли от реализации основной продукции на 149,952 млн. руб. Полученные суммы от вложения средств в уставные капиталы других хозяйствующих субъектов в 2006 году снизились на 10,553 млн. руб. В то же время внереализационные расходы уменьшались на протяжении всего анализируемого периода, то есть предприятием было уплачено меньше штрафов, пенни и прочих выплат.


1.9 Анализ рентабельности


Если предприятие получает прибыль, то оно считается рентабельным. Показатели, характеризующие рентабельность, характеризуют относительную прибыльность. Для объективной оценки эффективности хозяйственной деятельности необходимо охарактеризовать динамику уровня рентабельности.

По данным «Отчета о прибылях и убытках» (ф. № 2) можно проанализировать динамику рентабельности.

Показатели, характеризующие рентабельность, порядок расчета и их динамика представлены в таблице 20.

 

Таблица 20

Динамика уровня рентабельности за 2005 – 2006 г.г.

 

 

 

Отклонен.

Наименование показателя

2005 г.

2006 г.

2005 г.

 

млн. руб.

млн. руб.

от 2004г.

1

2

3

4

Рентабельность продаж, %

 

 

 

с.050(ф.№2) / с.010(ф№2) * 100

32,6

32,7

0,07

Бухглатерская рентабельность от

 

 

 

обычной деятельности, %

 

 

 

с.160(ф.№2) / с.010(ф№2) * 100

26,57

26,47

-0,1

Чистая рентабельность, %

 

 

 

с.190(ф.№2) / с.010(ф№2) * 100

26,57

26,47

-0,1

Экономическая рентабельность (активов), %

 

 

 

с.190(ф.№2) / с.300(ф№1) * 100

80,97

81,63

0,66

Рентабельность собственного капитала, %

 

 

 

с.190(ф.№2) / с.490(ф№1) * 100

93,16

93,22

0,06

Валовая рентабельность, %

 

 

 

с.029(ф.№2) / с.010(ф№2) * 100

32,61

32,68

0,07

Затратоотдача, %

 

 

 

с.050(ф.№2) / с.020+030+040(ф№2) * 100

48,37

48,51

0,14


Рентабельность продаж показывает, какую прибыль фирма получает от единицы реализованной продукции. В 2006 году рентабельность продаж увеличилась (с 32,6 % до 32,7 %) по сравнению с 2005 годом, но выручка от реализации увеличилась на 149,952 млн. руб., а себестоимость реализованной продукции увеличилась на 97,363 млн. руб., что обусловлено использованием более дорогостоящих материалов.

Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности показывает уровень прибыли после выплаты налога. Чистая рентабельность показывает сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки. В нашем случае значение этих показателей совпадают, что обусловлено отсутствием чрезвычайных доходов и расходов. Снижение чистой рентабельности в 2005 и в 2006 годах на 0,1 % произошло под влиянием не пропорционального уменьшения чистой прибыли и выручки от реализации.

Экономическая рентабельность (рентабельность активов) – это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли получает предприятие в расчете на 1 рубль своего имущества. От его уровня, в частности, зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах. В 2006 году наблюдается увеличение рентабельности активов предприятия, что является положительной тенденцией.

Показатель рентабельности собственного капитала позволяет установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования. В анализируемом периоде наблюдается некоторое колебание значения показателя рентабельности собственного капитала в сторону уменьшения. Коэффициент чистой рентабельности, влияющий на рентабельность собственного капитала, определяется результативностью работы отчетного периода, а будущий эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Если организация планирует переход на новые технологии или другую деятельность, требующую больших инвестиций, то рентабельность капитала может снижаться. Однако если расходы в дальнейшем окупятся, то снижение рентабельности нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности.

Особый интерес для внешней оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия представляет анализ показателя затратоотдачи (или как его еще называют рентабельность продукции). Он показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 млн. руб. затрат. Низкорентабельные виды продукции могут продаваться в больших количествах и приносить большую массу прибыли. Высокорентабельная продукция может продаваться в ограниченных объемах.

1.10 Основные технико-экономические показатели


Составим сводную таблицу основных показателей комплексно характеризующих хозяйственную деятельность завода в 2005–2006г.г.


Таблица 21

Основные технико-экономические показатели

Наименование

Ед.

 

 

Отклонение

показателя

изм.

2005г.

2006г.

2006г. от 2005г.

 

 

 

 

+ (-)

%

1

2

3

4

5

6

Объем товарной продукции

млн.руб.

7222,787

7481,403

258,616

3,6

Объем валовой продукции

млн.руб.

7916,175

8379,171

462,996

5,8

Производительность труда:

 

 

 

 

 

 - на 1 работающего

млн.руб.

1,860

1,930

0,07

3,8

 - на 1 рабочего

чел.

2,410

2,490

0,08

3,3

Численность персонала:

чел.

4259

4351

92

2,2

-  рабочих

 

3284

3362

78

2,4

 - руководителей

 

356

364

8

2,2

-  специалистов

 

560

565

5

0,9

-  служащих

 

59

60

1

1,7

Общий фонд зарплаты:

млн.руб.

375,766

423,095

47,329

12,6

- рабочих

 

292,053

330,74

38,687

13,2

- руководителей

 

52,55

57,374

4,824

9,2

- специалистов

 

29,561

32,747

3,186

10,8

- служащих

 

1,602

2,234

0,632

39,5

Выручка от реализации

млн.руб.

5776,381

5926,333

149,952

2,6

Себестоимость товарного выпуска

млн.руб.

4867,223

5036,845

169,622

3,5

Показатель качества про-дукции (отношение потерь от брака к себестоимости)

%

2,04

1,62

-0,42

-20,6

Себестоимость реализованной продукции

млн.руб.

3892,533

3989,896

97,363

2,5

Валовая прибыль от реализации

млн.руб.

1883,848

1936,437

52,589

2,8

Среднегодовая стоимость активов

млн.руб.

1895,152

1921,557

26,405

1,4

- основных

 

991,298

992,382

1,084

0,1

- оборотных

 

903,854

929,175

25,321

2,8

Сумма чистой прибыли

млн.руб.

1534,589

1568,525

33,936

2,2

Рентабельность активов предприятия

%

80,97

81,6

0,7

 

Рентабельность продаж

%

32,61

32,68

0,1

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 РЕФЕРАТЫ