Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и исследование мероприятий по снижению себестоимости продукции (на примере ЗАО "Кольчугцветмет")
Используя таблицу 17
можно проследить изменение уровня затрат предприятия на выпуск продукции и
сделать следующие выводы. В 2006 году затраты предприятия возросли на 169,622
млн. руб. по сравнению с 2005 годом. Это произошло вследствие снижения доли
материальных затрат с 64,1 % до 63,9 %, затрат на оплату труда с 7,3 % до 8,4
%. Доля энергозатрат снизилась с 16,1 % до 14,8 %. Доля амортизации основных
средств снизилась на 0,5 %.
Для полного анализа
себестоимости необходимо рассмотреть данные таблицы 18, которые дают
возможность установить динамику изменения себестоимости товарного выпуска
продукции по отдельным статьям затрат калькуляции за два анализируемых года.
Таблица 18
Динамика изменения
себестоимости товарного выпуска продукции по отдельным статьям затрат
калькуляции
2005 г.
2006 г.
Отклонение
Статьи затрат
уд.вес
уд.вес
2006г. от 2005г.
млн.руб.
%
млн.руб.
%
млн.руб.
%
1
2
3
4
5
6
7
1. Основные
сырье и материалы
2311,931
47,5
2327,022
46,2
15,091
0,65
2. Транспортно-
заготовительные
355,307
7,3
382,8
7,6
27,493
7,74
расходы
3. ИТОГО
основные сырье и
2667,238
54,8
2709,823
53,8
42,585
1,60
материалы
4. Потери от брака
99,291
2,04
80,59
1,60
-18,701
-18,83
5. Энергоносители
652,208
13,4
634,642
12,6
-17,566
-2,69
6. Основная зарплата
производственных
296,901
6,1
327,395
6,5
30,494
10,27
рабочих
7. Дополнительная
зарплата производ
87,61
1,8
115,847
2,3
28,237
32,23
ственных рабочих
8. Начисления на
заработную плату
136,886
2,81
157,794
3,13
20,908
15,27
9. Общепроизвод
ственные расходы
333,405
6,85
342,505
6,8
9,1
2,73
10. Общехозяйст
венные расходы
360,175
7,4
372,727
7,4
12,552
3,48
11. Производствен-
ная себестоимость
4633,714
95,2
4741,323
94,13
107,609
2,32
12. Внепроизводст
венные расходы
233,509
4,80
295,522
5,87
62,013
26,56
13. Полная
себестоимость
4867,223
100
5036,845
100
169,622
3,48
общего объема
производства
Исходя из данных таблицы
18, можно отметить, что наибольший удельный вес в себестоимости продукции
занимает статья «основные сырье и материалы» » около 54 % , в которую входят
стоимость материалов и расходы, связанные с их доставкой. В 2006 году началась
закупка уже более качественных материалов, но и более дорогостоящих. В
результате уровень брака и уменьшился, доля энергоресурсов в общем объеме
затрат сократилась, но произошел рост их стоимости. Также произошел
значительный рост заработной платы на 10,27 %. Все эти изменения повлекли
увеличение себестоимости на 3,48 %.
1.8 Анализ прибыли
Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют
абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его
деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и
инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и
укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования,
расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального
поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования
доходов бюджета (федерального, регионального, местного) и погашения долговых
обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами.
Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки
результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и
финансового благополучия как партнера.
На величину прибыли организации оказывают влияние разные факторы.
По сути, это все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни
из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно
определить с помощью методов факторного анализа. А другие оказывают косвенное
влияние, через какие-либо показатели.
В таблице 19 собраны
данные о прибыли полученной ЗАО «Кольчугцветмет» в
2005, 2006 годах.
Таблица 19
Анализ структуры и динамики прибыли ЗАО «Кольчугцветмет»
По данным таблицы 19
можно сделать следующие выводы: большую долю балансовой прибыли занимает
прибыль от реализации произведенной продукции (около 93 %), имеют место
внереализационный доходы и расходы.
В 2006 году удалось
увеличить балансовую прибыль на 33,936 млн. руб. благодаря увеличению прибыли
от реализации основной продукции на 149,952 млн. руб. Полученные суммы от
вложения средств в уставные капиталы других хозяйствующих субъектов в 2006 году
снизились на 10,553 млн. руб. В то же время внереализационные расходы уменьшались
на протяжении всего анализируемого периода, то есть предприятием было уплачено
меньше штрафов, пенни и прочих выплат.
1.9 Анализ рентабельности
Если предприятие получает
прибыль, то оно
считается рентабельным. Показатели, характеризующие рентабельность, характеризуют
относительную прибыльность. Для объективной оценки эффективности хозяйственной
деятельности необходимо охарактеризовать динамику уровня рентабельности.
По данным «Отчета о
прибылях и убытках» (ф. № 2) можно проанализировать динамику рентабельности.
Показатели,
характеризующие рентабельность, порядок расчета и их динамика представлены в
таблице 20.
Таблица 20
Динамика уровня
рентабельности за 2005 – 2006 г.г.
Отклонен.
Наименование показателя
2005 г.
2006 г.
2005 г.
млн. руб.
млн. руб.
от 2004г.
1
2
3
4
Рентабельность продаж, %
с.050(ф.№2) / с.010(ф№2) * 100
32,6
32,7
0,07
Бухглатерская рентабельность от
обычной деятельности, %
с.160(ф.№2) / с.010(ф№2) * 100
26,57
26,47
-0,1
Чистая рентабельность, %
с.190(ф.№2) / с.010(ф№2) * 100
26,57
26,47
-0,1
Экономическая рентабельность (активов), %
с.190(ф.№2) / с.300(ф№1) * 100
80,97
81,63
0,66
Рентабельность собственного капитала, %
с.190(ф.№2) / с.490(ф№1) * 100
93,16
93,22
0,06
Валовая рентабельность, %
с.029(ф.№2) / с.010(ф№2) * 100
32,61
32,68
0,07
Затратоотдача, %
с.050(ф.№2) / с.020+030+040(ф№2) * 100
48,37
48,51
0,14
Рентабельность продаж
показывает, какую прибыль фирма получает от единицы реализованной продукции. В
2006 году рентабельность продаж увеличилась (с 32,6 % до 32,7 %) по сравнению с
2005 годом, но выручка от реализации увеличилась на 149,952 млн. руб., а
себестоимость реализованной продукции увеличилась на 97,363 млн. руб., что
обусловлено использованием более дорогостоящих материалов.
Бухгалтерская
рентабельность от обычной деятельности показывает уровень прибыли после выплаты
налога. Чистая рентабельность показывает сколько чистой прибыли приходится на
единицу выручки. В нашем случае значение этих показателей совпадают, что
обусловлено отсутствием чрезвычайных доходов и расходов. Снижение чистой
рентабельности в 2005 и в 2006 годах на 0,1 % произошло под влиянием не
пропорционального уменьшения чистой прибыли и выручки от реализации.
Экономическая
рентабельность (рентабельность активов) – это самый общий показатель,
отвечающий на вопрос, сколько прибыли получает предприятие в расчете на 1 рубль
своего имущества. От его уровня, в частности, зависит размер дивидендов на
акции в акционерных обществах. В 2006 году наблюдается увеличение
рентабельности активов предприятия, что является положительной тенденцией.
Показатель
рентабельности собственного капитала позволяет установить зависимость между
величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от
их использования. В анализируемом периоде наблюдается некоторое колебание
значения показателя рентабельности собственного капитала в сторону уменьшения. Коэффициент чистой рентабельности, влияющий на
рентабельность собственного капитала, определяется результативностью работы
отчетного периода, а будущий эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Если
организация планирует переход на новые технологии или другую деятельность,
требующую больших инвестиций, то рентабельность капитала может снижаться.
Однако если расходы в дальнейшем окупятся, то снижение рентабельности нельзя
рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности.
Особый интерес для внешней оценки результативности
финансово-хозяйственной деятельности предприятия представляет анализ показателя
затратоотдачи (или как его еще называют рентабельность продукции). Он
показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 млн. руб. затрат.
Низкорентабельные виды продукции могут продаваться в больших количествах и
приносить большую массу прибыли. Высокорентабельная продукция может продаваться
в ограниченных объемах.
1.10 Основные технико-экономические показатели
Составим сводную таблицу основных показателей комплексно
характеризующих хозяйственную деятельность завода в 2005–2006г.г.
Таблица 21
Основные
технико-экономические показатели
Наименование
Ед.
Отклонение
показателя
изм.
2005г.
2006г.
2006г. от 2005г.
+ (-)
%
1
2
3
4
5
6
Объем товарной продукции
млн.руб.
7222,787
7481,403
258,616
3,6
Объем валовой продукции
млн.руб.
7916,175
8379,171
462,996
5,8
Производительность труда:
- на 1 работающего
млн.руб.
1,860
1,930
0,07
3,8
- на 1 рабочего
чел.
2,410
2,490
0,08
3,3
Численность персонала:
чел.
4259
4351
92
2,2
- рабочих
3284
3362
78
2,4
- руководителей
356
364
8
2,2
- специалистов
560
565
5
0,9
- служащих
59
60
1
1,7
Общий фонд зарплаты:
млн.руб.
375,766
423,095
47,329
12,6
- рабочих
292,053
330,74
38,687
13,2
- руководителей
52,55
57,374
4,824
9,2
- специалистов
29,561
32,747
3,186
10,8
- служащих
1,602
2,234
0,632
39,5
Выручка от реализации
млн.руб.
5776,381
5926,333
149,952
2,6
Себестоимость товарного выпуска
млн.руб.
4867,223
5036,845
169,622
3,5
Показатель качества про-дукции (отношение потерь от брака к
себестоимости)