бесплатные рефераты

Финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования, направления более эффективного использования (на примере Ермолаевской районной больницы)

За счет резкого роста расходной части значительно увеличился чистый операционный результат от внебюджетной деятельности: если в 2008 году он составил 82,672 тыс. руб., то в 2009 году уже 3056,065 тыс. руб.

Рентабельность — это относительный показатель, характеризующий уровень доходности бизнеса. Его используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Проанализируем рентабельность внебюджетной деятельности ЕРБ с помощью таблиц 1 и 2.


Таблица 1

Данные для расчета рентабельности

Показатель

усл. обозн.

2008

2009

темп роста, %

Операционный результат по внебюдж.деятельности

Рр

82,672

3056,065

3696,61

Объем оказанных платных услуг

V

1662,307

2602,597

156,57

Расходы

З

30538,584

90574,6

296,59

Чистый операционный результат по внебюджетной деятельности

Рч

82,672

3056,065

3696,61

Средняя величина валюты баланса

ВБср

187029,96

185827,15

99,36

Средняя величина внеоборотные активы

Fср

176829,01

177160,75

100,19


Таблица 2

Показатели рентабельности

Показатель

Формула для расчета

2008

2009

Темп роста, %

Комментарий

Рентабельность продаж (Rп)

Rп=Pp/V

0,045

1,174

2361,07

Показывает доходность реализации, т. Е. на сколько рублей нужно реализовать продукции, чтобы получить 1 руб. прибыли. Напрямую связан с динамикой цены реализации продукции, уровнем затрат на производство

Рентабельность основной деятельности (Rод)

Rод= Pp/З

0,003

0,034

1246,37

Показывает прибыль от понесенных затрат на производство продукции. Дополняет показатель рентабельности продаж (Rп). Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью реализованной продукции

Рентабельность всего капитала предприятия (Rк)

Rк=Рч/ВБср

0,0004

0,016

3720,54

Определяет эффективность всего имущества предприятия. При сравнении рентабельности капитала с рентабельностью продукции и величиной ставки по банковскому кредиту можно сделать вывод либо о неоправданном завышении кредитной ставки, либо о неудовлетворительном использовании капитала предприятия

Рентабельность внеоборотных активов (Rf)

Rf= Рч/Fср

0,0005

0,017

3689,69

Измеряет величину чистой прибыли, приходящейся на единицу стоимости внеоборотных активов


Анализ таблиц показывает повышение всех показателей рентабельности, а в целом – улучшение деятельности, что связано, прежде всего, с резким ростом доходов ЕРБ и, как следствием, финансового результата деятельности. Так, доходность реализации в целом за период увеличилась на 2261%: на рубль оказанных услуг в 2008 году приходится 0,05 рублей прибыли, в 2009 году – уже 1,17 рублей прибыли.

О благополучной ситуации свидетельствует также рост прибыли, приходящейся на рубль затрат. В целом она увеличилась на 1146%: так, если в 2008 году затраты не приносили прибыли, то в 2009 году отдача затраченных средств возрастает – на рубль затрат приходится уже 3 копейки прибыли.

Анализ рентабельности капитала предприятия указывает на эффективное использование его имущества: так, эффективность его использования выросла за анализируемый период на 3620%. Если в 2008 году капитал не приносил прибыли, то в 2009 приносит уже 2 копейки.

На 3589% выросла доходность внеоборотных активов: в 2009 году на рубль внеоборотных активов приходится 2 копейки прибыли.


Глава III. Выводы и предложения


Таким образом, на основе данных анализа финансовых результатов деятельности определим круг проблем, существующих у ЕРБ.

1. Низкая техническая оснащенность отделений ЕРБ.

Как показал анализ сметной документации, баланс исполнения смет за 2007 – 2009 годы, затраты учреждения на приобретение оборудования достаточно малы и составляют 1-9% от всех расходов. И хоты ЕРБ настроена на улучшение технических условий (приобретает оборудование за счет внебюджетных средств и средств ФОМС), перед ней встает иная проблема: фактический расход по этой статье превышает допустимые кассовые затраты, т.е. ЕРБ покупает его в кредит, что и объясняет рост кредиторской задолженности при анализе баланса, а в условиях дефицита финансирования это может повысить неплатежеспособность больницы в дальнейшем.

2. Нарушение принципа целевого использования бюджетных ассигнований, средств ФОМС и внебюджетных средств, выраженное в недорасходе средств на приобретение продуктов питания, лекарственных средств с одной стороны и перерасходе средств на приобретение вспомогательных материалов (горюче-смазочных, строительных, тары и т.д.).

За этим могут скрываться различные нарушения. Например, приобретение излишних или дорогостоящих материальных ценностей, завышение плана по объему строительно-монтажных работ или выполнение работ на сверхплановых объектах при капитальном ремонте зданий и сооружений и др. Выявление фактов нецелевого использования средств как в виде экономии, так и их перерасхода в разрезе отдельных статей имеет важное значение для соблюдения финансовой дисциплины в больнице и успешного выполнения им возложенных задач по оказанию услуг по охране здоровья населения.

Деятельность ЕРБ не является эффективной и по другим показателям, но они не являются предметом изучения данной курсовой работы.

Для решения имеющихся проблем необходим дополнительный поиск резервов финансовых ресурсов.

Ими могут быть:

доходы от платных услуг. При этом любая услуга может быть платной, если она осуществляется сверх Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;

формирование цен на медицинские услуги, которые могли бы компенсировать все затраты на услугу и содержать прибыль ЕРБ как дополнительный источник финансирования. Сегодня тариф в системе ОМС – цена ниже себестоимости объективно дорогой медицинской услуги;

развитие сети дневных стационаров, что также является резервом экономии средств на содержание больных;

освобождение отрасли здравоохранения, ее учреждений от налога на прибыль от платных медицинских услуг, т.к. коммерциализация медицины в условиях России – явление вынужденное;

более широкое внедрение и развитие медицинского лизинга как способа финансирования без кредитования. Создание и поощрение развития медицинских лизинговых компаний;

использование факторинга как механизма продажи долгов лечебного учреждения государству. Поскольку муниципалитет на основании ст. 120 п. 2 ГК РФ несет субсидиарную ответственность за долги ЛПУ на основании того, что муниципалитет реализует права собственника (65% ЛПУ Российской Федерации – муниципальные);

- формирование предпринимательской среды. Основные средства ее решения – разгосударствление и приватизация учреждений здравоохранения. Результатом будет снижение нагрузки на госбюджет и высокий уровень управления учреждением здравоохранения, обеспечивающий его финансовую устойчивость и способность выполнять уставные требования и обязательства по договорам;

- организации учреждения здравоохранения в форме некоммерческого учреждения, которое работает по договорам с органами местной власти и самостоятельно определяет основные параметры своей деятельности. Органы государственного управления не несут жестких обязательств по содержанию некоммерческих лечебных учреждений. Их финансирование осуществляется в форме субсидий, предоставляемых на основе анализа показателей работы;

развитие ДМС как разновидности платной медицинской помощи. ДМС больше формирует ответственность пациента за свое здоровье, чем в условиях «платной медицинской помощи»;

возможность более широко пользоваться арендной платой, несмотря на то, что в учреждения здравоохранения Российской Федерации это, в основном, субаренда. Арендная плата – дополнительный внутренний источник финансирования;

разрешение накопления и формирования фонда амортизации, несмотря на то, что оборудование не приобреталось лечебными учреждениями за свой счет. Если государство не финансирует покупку оборудования, то учреждение здравоохранения должно иметь выход для решения этой проблемы;

прорывные медицинские научные разработки с хорошо продуманным организационно–экономическим механизмом внедрения в учреждение здравоохранения. Реализация проектов позволит, во-первых, более эффективно решать задачи, для которых и созданы учреждения здравоохранения – лечение больных. Во-вторых, позволит заработать прибыль для организации для модернизации и развития больницы, повысить оплату труда, осуществлять научные разработки [14, с.18].


Заключение


В курсовой работе была поставлена цель рассмотреть и проанализировать финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования и направления более эффективного использования.

Данная цель была достигнута решением следующих задач:

- рассмотрены понятие, источники и механизмы формирования финансовых ресурсов медицинских учреждений;

- проанализировано финансовое состояние медицинского учреждения (Ермолаевская районная больница), определены проблемы финансирования и пути их решения.

В процессе исследования было выявлено, что недостаточное финансирование здравоохранения в целом по стране совмещается с низкой эффективностью использования ресурсов. На основе анализа финансовых показателей ЕРБ были выявлены ряд проблем, такие, как низкая техническая оснащенность больницы, нарушение принципа целевого использования бюджетных ассигнований, средств ФОМС и внебюджетных средств.

Для решения данных проблем в условиях ограниченности государственных средств финансирования можно рекомендовать мероприятия по дополнительному поиску резервов финансовых ресурсов. К таким мероприятиям можно отнести: получение доходов от платных услуг; формирование цен на медицинские услуги, которые могли бы компенсировать все затраты на услугу и содержать прибыль ЕРБ как дополнительный источник финансирования; развитие сети дневных стационаров; освобождение отрасли здравоохранения и ее учреждений от налога на прибыль от платных медицинских услуг; более широкое внедрение и развитие медицинского лизинга; формирование предпринимательской среды; использование факторинга; развитие ДМС; организации учреждения здравоохранения в форме некоммерческого учреждения; возможность более широко использования арендной платой; разрешение накопления и формирования фонда амортизации; перспективные медицинские научные разработки с хорошо продуманным организационно–экономическим механизмом внедрения в учреждение здравоохранения. Внедрению в практику деятельности лечебного учреждения данных мероприятий позволит повысить эффективность использования финансовых ресурсов.


Список литературы


1.                Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред.от 27.12.2009) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010].

2.                Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (в ред.от 29 декабря 2009 г.). - Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2010. – 656 с.

3.                Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 (ред. от 23.07.2008) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010].

4.                Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 13.01.1995 № 6 «Об утверждении положений о республиканской (краевой, областной, окружной) больнице и о медицинском диагностическом центре» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010].

5.                Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент / под ред. Ковалева В.В. – СПб.: Экономическая школа, 2006. – 244 с.

6.                Данилов Е.Н. и др. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: Учебное пособие – Минск: Книжный дом; Экоперспектива, 2005. – 336 с.

7.                Наумова С. А. Экономика и предпринимательство в социально- культурном сервисе и туризме: Учеб. пособие – Томск: Изд. ТПУ, 2005. – 127 с.

8.                Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации: изд. «Бухгалтерский учет», 2008. – 21 с.

9.                Русак Н. А., Русак В. А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. - Мн.: Высшая школа, 2005. – 222 с.

10.           Самборский В.И., Грищенко А.А. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 277 с.

11.           Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 166 с.

12.           Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред.проф.Н.Ф.Самсонова. – М.: Инфра-М, 2006. – с. 448.

13.           Финансы, деньги, кредит: учеб.пособие / Под ред. Е.Г.Черновой. – М.: Проспект, 2005. – с. 208.

14.           Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 178 с.

15.           Кучеренко В.З. Основные направления реформирования российского здравоохранения на современном этапе//Экономика здравоохранения, 2005, №8. – С.11-19.


Приложение 1

Вертикальный анализ баланса ЕРБ


Показатель

2007 год

Итого, тыс. руб.

2008 год

итого

темп роста, %

бюджетная деятельность

внебюджетная деятельность

бюджетная деятельность

внебюджетная деятельность

Бюджетная деятельность

Внебюджетная деятельность

всего

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

АКТИВ




1. Нефинансовые активы







Основные средства(первонач.ст-ть)

236766,761

99,89

253,803

0,11

237020,564

238683,301

94,32

14364,084

5,68

253047,385

100,81

5659,54

106,76

Амортизация осн.средств

60069,045

99,80

122,509

0,20

60191,554

64975,852

85,62

10910,786

14,38

75886,638

108,17

8906,11

126,08

Основные средства(остаточ.ст-ть)

176697,715

99,93

131,293

0,07

176829,008

173707,449

98,05

3453,297

1,95

177160,746

98,31

2630,22

100,19

Материальные запасы

4053,363

99,76

9,879

0,24

4063,242

1647,328

32,08

3488,142

67,92

5135,470

40,64

35308,65

126,39

ИТОГО по разделу 1

180751,078

99,92

141,172

0,08

180892,250

175354,777

96,19

6941,439

3,81

182296,216

97,01

4917,01

100,78

2. Финансовые активы

Денежные средства учреждения

0,009

0,08

11,559

99,92

11,568

3,890

0,23

1663,906

99,77

1667,796

43222,22

14394,90

14417,32

Расчеты с дебиторами по доходам








89,863

100,00

89,863




Расчеты по выданным авансам, в т.ч.








102,825

100,00

102,825




за услуги связи








0,753

100,00

0,753




за коммунальные услуги














за услуги по содержанию имущества








3,834

100,00

3,834




за прочие услуги








2,107

100,00

2,107




на приобретение матер.запасов








96,13

100,00

96,130




Расчеты с подотчетными лицами








-0,03

100,00

-0,030




Расчеты по недостачам, в т.ч.

4,164

40,47

6,126

59,53

10,29

4,164

68,09

1,951

31,91

6,115

100,00

31,85

59,43

основных средств

4,164

100,00



4,164



1,951

100,00

1,951



46,85

финансовых активов



6,126

100,00

6,126









Расчеты с прочими дебиторами, в т.ч.



-5,582

100,00

-5,582



33,324

100,00

33,324


-596,99

-596,99

по НДС по приобретенным матер. ценностям, работам, услугам



-5,582

100,00

-5,582



33,324

100,00

33,324


-596,99

-596,99

ИТОГО по разделу 2

4,173

25,64

12,103

74,36

16,276

8,054

0,42

1891,84

99,58

1899,894

193,00

15631,17

11672,98

БАЛАНС (1+2)

180755,251

99,92

153,276

0,08

180908,527

175362,831

95,20

8833,280

4,80

184196,111

97,02

5762,99

101,82

ПАССИВ

3. Обязательства

Расчеты с поставщиками и подрядчиками, в т.ч.

1246,294

97,42

32,942

2,58

1279,236

758,838

16,55

3826,654

83,45

4585,492

60,89

11616,34

358,46

по оплате труда



29,618

100,00

29,618

11,029

99,99

0,00096

0,01

11,030



37,24

с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг связи








0,754

100,00

0,754




с поставщиками и подрядчиками по оплате коммун. услуг

7,402

100,00



7,402









с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг по содержанию имущества

509,423

100,00

0,001


509,424

326,392

87,07

48,45

12,93

374,842

64,07

4845000,00

73,58

 с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг

506,126

99,92

0,4

0,08

506,526

407,214

80,67

97,561

19,33

504,775

80,46

24390,25

99,65

 с поставщиками и подрядчиками по приобретению осн. средств

161,632

100,00



161,632

14,202

4,40

308,816

95,60

323,018

8,79


199,85

 с поставщиками и подрядчиками по приобретению материальных запасов

61,71

95,48

2,924

4,52

64,634



3371,071

100,00

3371,071


115289,71

5215,63

Расчеты по платежам в бюджеты

-121,161

103,30

3,867

-3,30

-117,294

-33,675

-13,10

290,664

113,10

256,989

27,79

7516,52

-219,10

Прочие расходы с кредиторами, в т.ч.

0,216

30,86

0,484

69,14

0,7

1,857

10,07

16,591

89,93

18,448

859,72

3427,89

2635,43

 расчеты с депонентами






0,575

10,32

4,999

89,68

5,574




 расчеты по удержаниям из оплаты труда

0,216

30,86

0,484

69,14

0,7

1,282

9,96

11,592

90,04

12,874

593,52

2395,04

1839,14

ИТОГО по разделу 3

1125,348

96,79

37,294

3,21

1162,643

727,020

14,96

4133,909

85,04

4860,929

64,60

11084,65

418,09

4. Финансовый результат

Финансовый результат учреждения

179629,902

60,77

115981

39,23

295610,902

174635,810

97,38

4699,371

2,62

179335,181

97,22

4,05

60,67

БАЛАНС (3+4)

180755,251

99,92

153,276

0,08

180908,527

175362,830

95,20

8833,28

4,80

184196,111

97,02

5762,99

101,82

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 РЕФЕРАТЫ