Финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования, направления более эффективного использования (на примере Ермолаевской районной больницы)
За счет резкого роста расходной части значительно
увеличился чистый операционный результат от внебюджетной деятельности: если в
2008 году он составил 82,672 тыс. руб., то в 2009 году уже 3056,065 тыс. руб.
Рентабельность — это относительный показатель,
характеризующий уровень доходности бизнеса. Его используют для оценки деятельности
предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Проанализируем рентабельность внебюджетной деятельности ЕРБ
с помощью таблиц 1 и 2.
Таблица 1
Данные для расчета рентабельности
Показатель
усл. обозн.
2008
2009
темп роста, %
Операционный результат по внебюдж.деятельности
Рр
82,672
3056,065
3696,61
Объем оказанных платных услуг
V
1662,307
2602,597
156,57
Расходы
З
30538,584
90574,6
296,59
Чистый операционный результат по внебюджетной
деятельности
Рч
82,672
3056,065
3696,61
Средняя величина валюты баланса
ВБср
187029,96
185827,15
99,36
Средняя величина внеоборотные активы
Fср
176829,01
177160,75
100,19
Таблица 2
Показатели рентабельности
Показатель
Формула для расчета
2008
2009
Темп роста, %
Комментарий
Рентабельность продаж (Rп)
Rп=Pp/V
0,045
1,174
2361,07
Показывает доходность реализации, т. Е. на сколько рублей
нужно реализовать продукции, чтобы получить 1 руб. прибыли. Напрямую связан с
динамикой цены реализации продукции, уровнем затрат на производство
Рентабельность основной деятельности (Rод)
Rод= Pp/З
0,003
0,034
1246,37
Показывает прибыль от понесенных затрат на производство
продукции. Дополняет показатель рентабельности продаж (Rп). Динамика
коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или
усиления контроля за себестоимостью реализованной продукции
Рентабельность всего капитала предприятия (Rк)
Rк=Рч/ВБср
0,0004
0,016
3720,54
Определяет эффективность всего имущества предприятия. При
сравнении рентабельности капитала с рентабельностью продукции и величиной
ставки по банковскому кредиту можно сделать вывод либо о неоправданном
завышении кредитной ставки, либо о неудовлетворительном использовании
капитала предприятия
Рентабельность внеоборотных активов (Rf)
Rf= Рч/Fср
0,0005
0,017
3689,69
Измеряет величину чистой прибыли, приходящейся на единицу
стоимости внеоборотных активов
Анализ таблиц показывает повышение всех показателей
рентабельности, а в целом – улучшение деятельности, что связано, прежде всего,
с резким ростом доходов ЕРБ и, как следствием, финансового результата
деятельности. Так, доходность реализации в целом за период увеличилась на
2261%: на рубль оказанных услуг в 2008 году приходится 0,05 рублей прибыли, в
2009 году – уже 1,17 рублей прибыли.
О благополучной ситуации свидетельствует также рост
прибыли, приходящейся на рубль затрат. В целом она увеличилась на 1146%: так,
если в 2008 году затраты не приносили прибыли, то в 2009 году отдача
затраченных средств возрастает – на рубль затрат приходится уже 3 копейки
прибыли.
Анализ рентабельности капитала предприятия указывает на
эффективное использование его имущества: так, эффективность его использования
выросла за анализируемый период на 3620%. Если в 2008 году капитал не приносил
прибыли, то в 2009 приносит уже 2 копейки.
На 3589% выросла доходность внеоборотных активов: в 2009
году на рубль внеоборотных активов приходится 2 копейки прибыли.
Глава III. Выводы и предложения
Таким образом, на основе данных анализа финансовых
результатов деятельности определим круг проблем, существующих у ЕРБ.
1. Низкая техническая оснащенность отделений ЕРБ.
Как показал анализ сметной документации, баланс
исполнения смет за 2007 – 2009 годы, затраты учреждения на приобретение
оборудования достаточно малы и составляют 1-9% от всех расходов. И хоты ЕРБ
настроена на улучшение технических условий (приобретает оборудование за счет
внебюджетных средств и средств ФОМС), перед ней встает иная проблема:
фактический расход по этой статье превышает допустимые кассовые затраты, т.е.
ЕРБ покупает его в кредит, что и объясняет рост кредиторской задолженности при
анализе баланса, а в условиях дефицита финансирования это может повысить
неплатежеспособность больницы в дальнейшем.
2. Нарушение принципа целевого использования бюджетных
ассигнований, средств ФОМС и внебюджетных средств, выраженное в недорасходе
средств на приобретение продуктов питания, лекарственных средств с одной
стороны и перерасходе средств на приобретение вспомогательных материалов
(горюче-смазочных, строительных, тары и т.д.).
За этим могут скрываться различные нарушения. Например,
приобретение излишних или дорогостоящих материальных ценностей, завышение плана
по объему строительно-монтажных работ или выполнение работ на сверхплановых
объектах при капитальном ремонте зданий и сооружений и др. Выявление фактов
нецелевого использования средств как в виде экономии, так и их перерасхода в
разрезе отдельных статей имеет важное значение для соблюдения финансовой
дисциплины в больнице и успешного выполнения им возложенных задач по оказанию
услуг по охране здоровья населения.
Деятельность ЕРБ не является эффективной и по другим
показателям, но они не являются предметом изучения данной курсовой работы.
Для решения имеющихся проблем необходим дополнительный
поиск резервов финансовых ресурсов.
Ими могут быть:
доходы от платных услуг. При этом любая услуга может быть
платной, если она осуществляется сверх Программы государственных гарантий
бесплатной медицинской помощи;
формирование цен на медицинские услуги, которые могли бы
компенсировать все затраты на услугу и содержать прибыль ЕРБ как дополнительный
источник финансирования. Сегодня тариф в системе ОМС – цена ниже себестоимости
объективно дорогой медицинской услуги;
развитие сети дневных стационаров, что также является
резервом экономии средств на содержание больных;
освобождение отрасли здравоохранения, ее учреждений от
налога на прибыль от платных медицинских услуг, т.к. коммерциализация медицины
в условиях России – явление вынужденное;
более широкое внедрение и развитие медицинского лизинга
как способа финансирования без кредитования. Создание и поощрение развития
медицинских лизинговых компаний;
использование факторинга как механизма продажи долгов
лечебного учреждения государству. Поскольку муниципалитет на основании ст. 120
п. 2 ГК РФ несет субсидиарную ответственность за долги ЛПУ на основании того,
что муниципалитет реализует права собственника (65% ЛПУ Российской Федерации –
муниципальные);
- формирование предпринимательской среды. Основные
средства ее решения – разгосударствление и приватизация учреждений
здравоохранения. Результатом будет снижение нагрузки на госбюджет и высокий
уровень управления учреждением здравоохранения, обеспечивающий его финансовую
устойчивость и способность выполнять уставные требования и обязательства по
договорам;
- организации учреждения здравоохранения в форме
некоммерческого учреждения, которое работает по договорам с органами местной
власти и самостоятельно определяет основные параметры своей деятельности.
Органы государственного управления не несут жестких обязательств по содержанию
некоммерческих лечебных учреждений. Их финансирование осуществляется в форме
субсидий, предоставляемых на основе анализа показателей работы;
развитие ДМС как разновидности платной медицинской
помощи. ДМС больше формирует ответственность пациента за свое здоровье, чем в
условиях «платной медицинской помощи»;
возможность более широко пользоваться арендной платой,
несмотря на то, что в учреждения здравоохранения Российской Федерации это, в
основном, субаренда. Арендная плата – дополнительный внутренний источник
финансирования;
разрешение накопления и формирования фонда амортизации,
несмотря на то, что оборудование не приобреталось лечебными учреждениями за
свой счет. Если государство не финансирует покупку оборудования, то учреждение
здравоохранения должно иметь выход для решения этой проблемы;
прорывные медицинские научные разработки с хорошо
продуманным организационно–экономическим механизмом внедрения в учреждение
здравоохранения. Реализация проектов позволит, во-первых, более эффективно
решать задачи, для которых и созданы учреждения здравоохранения – лечение
больных. Во-вторых, позволит заработать прибыль для организации для
модернизации и развития больницы, повысить оплату труда, осуществлять научные
разработки [14, с.18].
Заключение
В курсовой работе была поставлена цель рассмотреть и
проанализировать финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их
формирования и направления более эффективного использования.
Данная цель была достигнута решением следующих задач:
- рассмотрены понятие, источники и механизмы формирования
финансовых ресурсов медицинских учреждений;
- проанализировано финансовое состояние медицинского
учреждения (Ермолаевская районная больница), определены проблемы финансирования
и пути их решения.
В процессе исследования было выявлено, что недостаточное
финансирование здравоохранения в целом по стране совмещается с низкой
эффективностью использования ресурсов. На основе анализа финансовых показателей
ЕРБ были выявлены ряд проблем, такие, как низкая техническая оснащенность
больницы, нарушение принципа целевого использования бюджетных ассигнований,
средств ФОМС и внебюджетных средств.
Для решения данных проблем в условиях ограниченности
государственных средств финансирования можно рекомендовать мероприятия по дополнительному
поиску резервов финансовых ресурсов. К таким мероприятиям можно отнести: получение
доходов от платных услуг; формирование цен на медицинские услуги, которые могли
бы компенсировать все затраты на услугу и содержать прибыль ЕРБ как дополнительный
источник финансирования; развитие сети дневных стационаров; освобождение
отрасли здравоохранения и ее учреждений от налога на прибыль от платных
медицинских услуг; более широкое внедрение и развитие медицинского лизинга; формирование
предпринимательской среды; использование факторинга; развитие ДМС; организации
учреждения здравоохранения в форме некоммерческого учреждения; возможность
более широко использования арендной платой; разрешение накопления и
формирования фонда амортизации; перспективные медицинские научные разработки с
хорошо продуманным организационно–экономическим механизмом внедрения в
учреждение здравоохранения. Внедрению в практику деятельности лечебного
учреждения данных мероприятий позволит повысить эффективность использования
финансовых ресурсов.
Список литературы
1.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред.от 27.12.2009)
// КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.,
2010].
2.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (в ред.от
29 декабря 2009 г.). - Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2010. –
656 с.
3.
Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 (ред. от 23.07.2008) «О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный
ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010].
4.
Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской
Федерации от 13.01.1995 № 6 «Об утверждении положений о республиканской
(краевой, областной, окружной) больнице и о медицинском диагностическом центре»
// КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.,
2010].
5.
Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент / под ред. Ковалева В.В. –
СПб.: Экономическая школа, 2006. – 244 с.
6.
Данилов Е.Н. и др. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и
научных учреждениях: Учебное пособие – Минск: Книжный дом; Экоперспектива, 2005.
– 336 с.
7.
Наумова С. А. Экономика и предпринимательство в социально- культурном
сервисе и туризме: Учеб. пособие – Томск: Изд. ТПУ, 2005. – 127 с.
8.
Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации: изд.
«Бухгалтерский учет», 2008. – 21 с.
9.
Русак Н. А., Русак В. А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. -
Мн.: Высшая школа, 2005. – 222 с.
10.
Самборский В.И., Грищенко А.А. Анализ хозяйственной деятельности в
бюджетных и научных учреждениях. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 277 с.
11.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. -
М.: ИНФРА-М, 2007. – 166 с.
12.
Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под
ред.проф.Н.Ф.Самсонова. – М.: Инфра-М, 2006. – с. 448.
13.
Финансы, деньги, кредит: учеб.пособие / Под ред. Е.Г.Черновой. – М.:
Проспект, 2005. – с. 208.
14.
Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 178 с.
15.
Кучеренко В.З. Основные направления реформирования российского
здравоохранения на современном этапе//Экономика здравоохранения, 2005, №8. – С.11-19.
Приложение 1
Вертикальный анализ баланса ЕРБ
Показатель
2007 год
Итого, тыс. руб.
2008 год
итого
темп роста, %
бюджетная деятельность
внебюджетная деятельность
бюджетная деятельность
внебюджетная деятельность
Бюджетная деятельность
Внебюджетная деятельность
всего
тыс. руб.
уд. вес, %
тыс. руб.
уд. вес, %
тыс. руб.
уд. вес, %
тыс. руб.
уд. вес, %
тыс. руб.
АКТИВ
1. Нефинансовые активы
Основные средства(первонач.ст-ть)
236766,761
99,89
253,803
0,11
237020,564
238683,301
94,32
14364,084
5,68
253047,385
100,81
5659,54
106,76
Амортизация осн.средств
60069,045
99,80
122,509
0,20
60191,554
64975,852
85,62
10910,786
14,38
75886,638
108,17
8906,11
126,08
Основные средства(остаточ.ст-ть)
176697,715
99,93
131,293
0,07
176829,008
173707,449
98,05
3453,297
1,95
177160,746
98,31
2630,22
100,19
Материальные запасы
4053,363
99,76
9,879
0,24
4063,242
1647,328
32,08
3488,142
67,92
5135,470
40,64
35308,65
126,39
ИТОГО по разделу 1
180751,078
99,92
141,172
0,08
180892,250
175354,777
96,19
6941,439
3,81
182296,216
97,01
4917,01
100,78
2. Финансовые активы
Денежные средства учреждения
0,009
0,08
11,559
99,92
11,568
3,890
0,23
1663,906
99,77
1667,796
43222,22
14394,90
14417,32
Расчеты с дебиторами по доходам
89,863
100,00
89,863
Расчеты по выданным авансам, в т.ч.
102,825
100,00
102,825
за услуги связи
0,753
100,00
0,753
за коммунальные услуги
за услуги по содержанию имущества
3,834
100,00
3,834
за прочие услуги
2,107
100,00
2,107
на приобретение матер.запасов
96,13
100,00
96,130
Расчеты с подотчетными лицами
-0,03
100,00
-0,030
Расчеты по недостачам, в т.ч.
4,164
40,47
6,126
59,53
10,29
4,164
68,09
1,951
31,91
6,115
100,00
31,85
59,43
основных средств
4,164
100,00
4,164
1,951
100,00
1,951
46,85
финансовых активов
6,126
100,00
6,126
Расчеты с прочими дебиторами, в т.ч.
-5,582
100,00
-5,582
33,324
100,00
33,324
-596,99
-596,99
по НДС по приобретенным матер. ценностям, работам,
услугам
-5,582
100,00
-5,582
33,324
100,00
33,324
-596,99
-596,99
ИТОГО по разделу 2
4,173
25,64
12,103
74,36
16,276
8,054
0,42
1891,84
99,58
1899,894
193,00
15631,17
11672,98
БАЛАНС (1+2)
180755,251
99,92
153,276
0,08
180908,527
175362,831
95,20
8833,280
4,80
184196,111
97,02
5762,99
101,82
ПАССИВ
3. Обязательства
Расчеты с поставщиками и подрядчиками, в т.ч.
1246,294
97,42
32,942
2,58
1279,236
758,838
16,55
3826,654
83,45
4585,492
60,89
11616,34
358,46
по оплате труда
29,618
100,00
29,618
11,029
99,99
0,00096
0,01
11,030
37,24
с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг связи
0,754
100,00
0,754
с поставщиками и подрядчиками по оплате коммун. услуг
7,402
100,00
7,402
с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг по
содержанию имущества
509,423
100,00
0,001
509,424
326,392
87,07
48,45
12,93
374,842
64,07
4845000,00
73,58
с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг
506,126
99,92
0,4
0,08
506,526
407,214
80,67
97,561
19,33
504,775
80,46
24390,25
99,65
с поставщиками и подрядчиками по приобретению осн. средств
161,632
100,00
161,632
14,202
4,40
308,816
95,60
323,018
8,79
199,85
с поставщиками и подрядчиками по приобретению
материальных запасов