Налоговая ответственность
Согласно статье 285 НК РФ налоговым периодом по налогу
признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый
квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 289 НК РФ
налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации
(налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания
соответствующего отчетного периода.
Арбитражным судом установлено и подтверждается
материалами дела, что общество, являясь плательщиком налога на прибыль,
представило в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль за первое
полугодие 2006 года 15.05.2007, те есть с нарушением срока, установленного
пунктом 3 статьи 289 НК РФ.
При таких обстоятельствах арбитражным судом сделан
правомерный вывод о наличии в действиях общества состава налогового
правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 119 НК РФ.
Довод кассационной жалобы о том, что вывод арбитражного
суда о наличии смягчающих ответственность обстоятельствах не основан на
доказательствах, заслушивает внимания.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 170
Арбитражного процессуального кодекса в мотивировочной части решения должны быть
указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела
и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные
доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований
и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд, делая вывод, об отсутствии задолженности
у общества и о привлечении к налоговой ответственности впервые и применение
данных обстоятельств как смягчающих ответственность за совершение налогового
правонарушения, не запрашивал и не исследовал какие либо документы,
подтверждающие данные факты.
Между тем общество в своем заявлении о признании
недействительным решения налогового органа указывало на отсутствие
задолженности по налогам перед бюджетом, на тяжелую ситуацию, сложившуюся в
обществе, на устранение самостоятельно допущенных нарушений, с которыми не
согласился налоговый орган, представивший свои доказательства неоднократного
нарушения обществом требований и норм налогового законодательства и наличием у
последнего задолженности по уплате налогов. Данные доказательства судом не
исследовались, что могло привести к принятию неправильного решения по делу.
Таким образом, решение суда как принятое по неполно
исследованным обстоятельствам дела подлежит отмене с направлением дела на новое
рассмотрение, при котором необходимо устранить отмеченные нарушения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа постановил:
решение от 07.11.2007 по делу А59-2808/07-С11
Арбитражного суда Сахалинской области отменить, дело направить на новое
рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его
принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 мая 2008 г. N Ф03-А73/08-2/1614
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по
Хабаровскому краю обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о
взыскании с Муниципального образовательного учреждения для детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей Детский дом N 1 села имени Полины Осипенко
Хабаровского края налоговой санкции в сумме 100 руб. 00 коп. за не
представление налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год в
установленный срок.
Решением суда от 28.12.2007 в удовлетворении заявления
отказано в связи с нарушением налоговым органом процедуры привлечения
налогоплательщика к налоговой ответственности.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационный жалобе налоговый орган просит принятый по
делу судебный акт отменить, заявление о взыскании налоговой санкции
удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального
права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
МОУ Детский дом N 1 села имени Полины Осипенко извещено в
надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако
его представитель в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Налоговым органом заявлено ходатайство о рассмотрении
дела в отсутствии его представителя.
Проверив обоснованность доводов жалобы, кассационная
инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, решением Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю от 16.05.2007 N
08/08-2815-134к, принятым по материалам камеральной налоговой проверки
налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год, представленной
Муниципальным образовательным учреждением для детей сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей Детский дом N 1 села имени Полины Осипенко Хабаровского
края, учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной
пунктом 1 статьи 119 НК РФ, за непредставление налоговой декларации по
земельному налогу в установленный срок в виде взыскания штрафа в сумме 100 руб.
Согласно пункту 3 статьи 398 НК РФ декларация должна быть представлена в
налоговый орган 01.02.2007, фактически представлена - 15.02.2007. Направленное
учреждению требование N 87 об уплате налоговой санкции в добровольном порядке
не исполнено, что явилось основанием для обращения налогового органа с
заявлением о взыскании налоговой санкции.
Отказывая налоговому органу в удовлетворении заявления,
суд руководствовался нормами статей 100, 101 НК РФ и пришел к выводу о
нарушении налоговым органом процедуры привлечения учреждения к налоговой
ответственности. Акт камеральной налоговой проверки учреждению не направлялся,
уведомления о получении акта камеральной налоговой проверки и рассмотрении акта
камеральной налоговой проверки, направлено руководителю Отдела образования
администрации муниципального района имени Полины Осипенко, в связи с чем
налогоплательщик был лишен права представить возражения по акту камеральной
налоговой проверки и права на участие в рассмотрении материалов камеральной
налоговой проверки. Данные нарушения признаны судом существенными, решение
налогового органа незаконным, что явилось основанием для отказа во взыскании
спорной суммы.
Налоговый орган не оспаривает установленные судом
обстоятельства, однако полагает, что Отдел образования является представителем
учреждения в налоговых правоотношениях, поскольку осуществляет бухгалтерское
обслуживание финансово-хозяйственной деятельности учреждения, начальник отдела
по доверенности учреждения имеет право подписи финансовых документов
учреждения.
Между тем, как обоснованно указал суд, на основании
пункта 2 статьи 101 НК РФ руководитель налогового органа извещает о времени и
месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого
проводилась проверка. Данное требование налоговым органом не соблюдено. Суд
также пришел к обоснованному выводу о том, что руководитель Отдела образования
не имел полномочий получения акта камеральной налоговой проверки, решения
налогового органа, и полномочий на участие в рассмотрении материалов
камеральной налоговой проверки в связи с отсутствием доверенности на выполнение
указанных полномочий.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного
акта не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа постановил:
решение от 28.12.2007 по делу N А73-12406/2007-85
Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу
- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 мая 2008 г. N Ф03-А59/08-2/629
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по
Сахалинской области обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с
заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным
решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской
области о привлечении его к налоговой ответственности и требования об уплате
налоговой санкции.
Решением суда первой инстанции от 27.09.2007,
дополнительным решением от 28.09.2007 заявление удовлетворено. Суд пришел к
выводу о том, что денежные средства в сумме 846 164 руб., полученные
учреждением, являются целевыми, и согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ не
учитываются для целей налогообложения прибылью.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.12.2007
решение и дополнительное решение оставлены без изменения по тем же основаниям.
В кассационной жалобе налоговый орган просит принятые по
делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать.
По мнению налогового органа, доказательства,
подтверждающие получение учреждением спорной суммы в рамках целевого
финансирования отсутствуют. Кроме того, налоговый орган полагает, что вывод
судов о нарушении порядка привлечения учреждения к налоговой ответственности
неоснователен, поскольку в соответствии с пунктом 14 статьи 7 Федерального
закона от 27.07.2006 N 137 - ФЗ "О внесении изменений в часть первую и в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по
совершенствованию налогового администрирования" налоговая проверка,
оформление ее результатов в рассматриваемом случае должна проводиться в порядке,
действовавшем до 01.01.2007.
В кассационной жалобе налоговый орган также указывает на
то, что отсутствие у налогоплательщика по итогам соответствующего налогового
периода суммы налога к уплате, не освобождает его от обязанности представления
налоговой декларации и уплаты штрафа, если иное не установлено
законодательством о налогах и сборах.
УФСИН России по Сахалинской области и МИФНС России N 1 по
Сахалинской области извещены в надлежащем порядке о времени и месте
рассмотрения дела, однако их представители в заседание суда кассационной
инстанции не явились.
УФСИН России по Сахалинской области отзыв на кассационную
жалобу не представило, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без его
представителя.
Проверив обоснованность доводов жалобы, кассационная
инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, при камеральной налоговой проверке
налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 год (в которой отражен
внереализационный доход в сумме 846 164 руб. и исчислен налог на прибыль - 203
079 руб.), представленной УФСИН России по Сахалинской области, установлено
нарушение срока представления учреждением указанной декларации. Срок
представления налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 год 28.03.2005,
фактически декларация представлена 17.11.2006. Данный факт послужил основанием
для принятия решения от 08.02.2007 N 15-07/9985 о привлечении учреждения к
налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа
в сумме 365 542, 20 руб.
Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения налогом на
прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях главы 25 НК РФ для российских
организаций признается полученные организацией доходы, уменьшенные на величину
произведенных расходов.
В силу пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении
налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления из
бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих
организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от
других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными
получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных
целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевых поступлений.
Проверяя законность оспариваемого решения налогового
органа, судом установлено и не оспаривается налоговым органом, что денежные
средства в сумме 846 164 руб., включенные учреждением в налоговую декларацию по
налогу на прибыль за 2004 год, получены учреждением от государственных
унитарных предприятий учреждения ЮО 171/1, ЮО 171/2 после уплаты обязательных
платежей.
Положением об управлении исполнения наказаний
Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области от 25.01.99 N
33 определено, что управление является некоммерческой организацией в форме
государственного учреждения и финансируется за счет средств федерального
бюджета, а также иных источников, предусмотренных законом и названным
Положением.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 21.07.93
N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде
лишения свободы" такими источниками являются специальные внебюджетные
фонды для оказания финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания,
и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, в размере не более 30
процентов после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты.
Поскольку судами установлено, что спорные денежные
средства, от которых исчислен налог на прибыль и рассчитан штраф за нарушение
срока предоставления декларации, получены учреждением для зачисления в
специальный фонд учреждения на основании статьи 9 Закона РФ от 21.07.93 N
5473-1 и Положения о специальных внебюджетных фондах Главного управления
исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и
территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ
от 03.02.2003 N 26, израсходованы в соответствии с утвержденной сметой, суды
пришли к обоснованному выводу о том, что спорные денежные средства относятся к
целевым поступлениям, которые в силу пункта 2 статьи 251 НК РФ не учитываются
для целей налогообложения прибыли.
Следовательно, включение в налоговую декларацию по налогу
на прибыль 846 164 руб., исчисление налога на прибыль за 2004 год противоречит
вышеуказанным нормам.
Довод налогового органа о правомерности оспариваемого
решения, так как обязанность налогоплательщика представить налоговую декларацию
в установленный законодательством о налогах и сборах срок независимо от наличия
обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, закреплена
пунктом 1 статьи 289 НК РФ, кассационной инстанцией отклоняется. Санкция,
предусмотренная пунктом 2 статьи 119 НК РФ за нарушение срока представления
налоговой декларации, предусматривает исчисление штрафа только от суммы налога,
подлежащего уплате на основе этой декларации.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из
положений, изложенных в Определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N
267-О, пришли также к обоснованному выводу о нарушении налоговым органом
порядка привлечения к налоговой ответственности.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.09.2007, дополнительное решение от
28.09.2007, постановление от 06.12.2007 по делу N А59-2614/07-С15 Арбитражного
суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Возвратить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой
службы N 1 по Сахалинской области из федерального бюджета излишне уплаченную
госпошлину в сумме 1 000 руб. Справку на возврат выдать Арбитражному суду
Сахалинской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его
принятия.
4.3 Нарушение налогоплательщиком обязанности постановки
на учёт
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 апреля 2008 г. N КА-А40/2751-08
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08 октября 2007
года удовлетворены требования ООО "Южный Двор-162". Признано
недействительным решение ИФНС РФ по Луховицкому району Московской области от
18.04.2007 N 9872.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда
от 26 декабря 2007 года решение суда оставлено без изменения.
На судебные акты МИ ФНС России N 8 подана кассационная
жалоба, в которой просит их отменить.
В обоснование своих требований в жалобе ссылается на то,
что суд нарушил нормы материального права - ст. 11, ст. 83 НК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителя
ответчика, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований
для отмены судебных актов.
Суд, исследовав все доказательства по делу в их
совокупности, дав им надлежащую оценку, обоснованно пришел к выводу об
удовлетворении требований.
Как усматривается из материалов дела, решением ИФНС РФ по
Луховицкому району Московской области от 18.04.2007 года заявитель привлечен к
налоговой ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ за нарушение установленного ст.
83 НК РФ срока подачи заявления о постановки на учет в налоговом органе.
Как указал суд, в соответствии со ст. 11 НК РФ
обособленным подразделении организации признается любое территориально
обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы
стационарные рабочие места.
Судом установлено, что по месту нахождения магазина
заявителя (г. Луховицы, ул. Тимирязева, д. 66) на 22 января обособленное
подразделение еще не было создано, не были оборудованы стационарные рабочие
места. На тот момент ООО "Южный Двор-162" не имело сотрудников,
которые работали по трудовым договорам с заявителем.
Суд пришел к выводу о том, что на спорный момент само
обособленное подразделение создано не было и в регистрации не нуждалось.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу об
отсутствии у ответчика оснований для привлечения заявителя к налоговой
ответственности по п. 2 с. 116 НК РФ.
Кроме того, налоговым органом при принятии обжалуемого
решения была нарушена процедура привлечения заявителя к налоговой ответственности.
Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ налоговый орган, проводящий
камеральную проверку, при обнаружении налоговых правонарушений обязан требовать
от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих
правильность исчисления и своевременности уплаты налогов, уведомлять его о дате
и месте рассмотрения материалов проверки руководителем налогового органа.
Указанных действий при привлечении заявителя к налоговой
ответственности ответчиком предпринято не было, поэтому заявитель был лишен
возможности предоставления возражений, заявитель о времени и месте рассмотрения
результатов проверки не извещался, пояснения и возражения у него не
истребовались.
Доводы жалобы о том, что на спорный период обособленное
подразделение приступило к работе, признаются несостоятельными, поскольку
опровергаются доказательствами исследованными судом.
Кроме того, в решении ответчика указывается о том, что
приказ о создании обособленного подразделения принят 14 февраля 2007 года, и
довод ответчика о том, что заявитель приступил к работе 22 января 2007 года не
может быть принят.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 284
- 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 октября 2007 года
по делу N А40-26565/07-112-171 и постановление Девятого арбитражного
апелляционного суда от 26 декабря 2007 года оставить без изменения,
кассационную жалобу МИФНС России N 8 по Московской области - без
удовлетворения.
Взыскать с МИФНС России N 8 по Московской области
госпошлину в размере 1.000 руб. в доход бюджета за подачу кассационной жалобы.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 февраля 2008 г. N КА-А40/342-08
Закрытое акционерное общество "Юкос-Сервис"
обратилось с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы к Межрегиональной ИФНС
России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании частично
недействительным решения от 28 декабря 2006 года N 52/2301 по периоду
"2005 год" (том 1, л.д. 100).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 2 июля 2007 года
заявленные требования Общества удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда
от 29 октября 2007 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным
арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьями 284, 286
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с
кассационной жалобой налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит об отмене судебных
актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы
жалобы поддержал.
Представитель Общества в суд кассационной инстанции не
явился. Согласно имеющемуся в материалах дела уведомлению Почты России Общество
извещено 4 февраля 2008 года. С учетом, что представитель налогового органа не
возражал рассмотреть дело без участия Общества, суд, совещаясь на месте,
определил рассмотреть дело без представителя Общества.
Отзыв не представлен Обществом на кассационную жалобу
Инспекции.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон,
обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к
отмене или изменению обжалуемых решения и постановления.
Основными вопросами налогового спора являются вопросы о
привлечении к ответственности в порядке статьи 117 Налогового кодекса
Российской Федерации за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом
органе применительно к пункту 4.1 решения Инспекции; о выплатах по договорам
гражданско-правового характера с учетом договоров с ООО "Юкос-ФБЦ"
применительно к пункту 1.6 решения Инспекции и о вознаграждениях применительно
к пункту 2.1 решения Инспекции. Доводы кассационной жалобы повторяют доводы
апелляционной жалобы от 2 августа 2007 года (том 8, л.д. 88 - 92) и направлены на переоценку выводов судебных инстанций.
Нормы статей 117, 252, 255, 162, 167, 83, 11 Налогового
кодекса Российской Федерации применены правильно с учетом конкретной правовой
ситуации и с учетом норм Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
N 5 от 28 февраля 2001 года (стр. 7 решения суда).
Доводы Инспекции в кассационной жалобе не опровергают
выводов судов по фактически установленным обстоятельствам с учетом конкретного
налогового спора по определенному периоду.
В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом
Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те
обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и
возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в
арбитражный суд с заявлением о признании незаконным ненормативного акта государственных
органов, если полагает, что он не соответствует закону или иному нормативному
правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на
них какие-либо обязанности, создает препятствия для осуществления
предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных
правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку
оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие
закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у
органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли
оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку налогоплательщик подтвердил свои доводы
документально, суд, исследовав и оценив доводы обеих сторон, удовлетворил
заявление Общества.
Нормы материального права при разрешении спора применены
правильно, требования процессуального закона соблюдены. Оснований,
предусмотренных ст. 288 АПК РФ для отмены судебных актов, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 июля
2007 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31
октября 2007 года по делу N А41-К2-22388/06 оставить без изменения, а
кассационную жалобу Межрегиональной ИФНС России N 5 по Московской области - без
удовлетворения.
Взыскать с Межрегиональной ИФНС России N 5 по Московской
области в доход федерального бюджета 1000 руб. (одна тысяча рублей) госпошлины
по кассационной жалобе.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 февраля 2008 г. N КА-А40/237-08
ИФНС России по г. Мытищи Московской области (далее -
налоговый орган) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о
взыскании с ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО
"РЖД", общество) штрафных санкций, предусмотренных п. 1 ст. 122, п. 2
ст. 119, п. 1 ст. 117 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в
размере 2 481 092 руб. по решению от 27.12.2006 N 12-151.
Определением от 22.08.2007 судом принято к производству
для совместного рассмотрения с первоначальным встречное заявление ОАО
"РЖД" о признании недействительным решения налогового органа от
27.12.2006 N 12-151.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2007
признано недействительным решение налогового органа от 27.12.2006 N 12-151
"О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение
налогового правонарушения" и отказано в удовлетворении требования
налогового органа о взыскании с ОАО "РЖД" штрафных санкций в размере
2 481 092 руб.
Удовлетворяя встречное требование общества, суд первой
инстанции исходил из того, что оспариваемое решение налогового органа не
соответствуют налоговому законодательству и нарушает права налогоплательщика,
следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения требования налогового
органа о взыскании штрафных санкций на основании этого решения.
Решение суда первой инстанции не обжаловалось в
апелляционном порядке.
Не согласившись с принятым по делу решением, налоговый
орган обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной
жалобой, в которой просит об отмене принятого по делу решения и направлении
дела на новое рассмотрения в связи с неполным выяснением судом обстоятельств,
имеющих значение для дела, полагая, что фактические данные о площади залов
обслуживания посетителей, используемое ОАО "РЖД" для
предпринимательской деятельности, не соответствует документальным данным об
указанных объектах, представленным налогоплательщиком, в то время как, решение
налогового органа основано на обмерах торговых площадей, произведенных
сотрудниками налогового органа в ходе выездной проверки, в присутствии
должностных лиц ОАО "РЖД".
Дело по кассационной жалобе рассматривается в отсутствие
ОАО "РЖД" на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Законность решения проверяется в порядке статей 284 и 286
АПК РФ.
Проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не
находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ по результатам
рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе
отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда
апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое
рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства,
имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной
инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле
доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
В соответствии с п. 2 статьи 346.26 НК РФ система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности по решению субъекта Российской Федерации может применяться в
отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с
площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150
квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том
числе не имеющие стационарной торговой площади и оказания услуг общественного
питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных
метров.
Учитывая, что на систему налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход переводится не каждый объект организации торговли, а
вид предпринимательской деятельности в целом, налогоплательщики, превысившие
данные ограничения хотя бы по одному объекту организации торговли, не подлежат
переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
Судом первой инстанции на основании полного и
всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов, с учетом
доводов и возражений, приводимых сторонами, установлены имеющие значение для
дела обстоятельства, правильно применены ст. ст. 346.26, 117, 119, 122 НК РФ, с
учетом письма МНС России от 09.04.2004 N 22-1-119/6 в ответ на обращение ОАО
"РЖД".
При этом судом установлено, что территория обслуживания
посетителей по каждому отдельному объекту общества превышает 150 кв. м, а поэтому данные объекты не подпадают под систему налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход; согласно п. 6.5.2. учетной политики ОАО "РЖД" на
2004 год единый налог на вмененный доход не применяется по тем видам
деятельности, по которым налоговым законодательством установлены ограничения;
Московским ДЦРС - филиалом ОАО "РЖД" в 2004 году производились
начисления и перечисления налогов и других обязательных платежей согласно
утвержденной ОАО "РЖД" учетной политике.
Поскольку, как установил суд, по объектам розничной
торговли и общественного питания, а также по автотранспортным услугам по
перевозке пассажиров и грузов установленные НК РФ ограничения в целом по ОАО
"РЖД" превышаются, данная система налогообложения в ОАО
"РЖД" по указанным видам деятельности в 2004 году не применялась.
Суд кассационной инстанции не вправе пересматривать
фактические обстоятельства дела, установленные судом, оценку им доказательств,
так как противоречит ст. 286 АПК РФ, устанавливающей пределы рассмотрения дела
судом кассационной инстанции.
Довод кассационной жалобы о том, что фактические данные о
площади залов обслуживания посетителей, используемое ОАО "РЖД" для
предпринимательской деятельности, не соответствует документальным данным об
указанных объектах, представленным налогоплательщиком, в то время как, решение
налогового органа основано на обмерах торговых площадей, произведенных
сотрудниками налогового органа в ходе выездной проверки, в присутствии
должностных лиц ОАО "РЖД", отклоняется судом кассационной инстанции
как не основанный на материалах дела, поскольку суд, руководствуясь ст. 71 АПК
РФ, принял в качестве надлежащих доказательств технические паспорта на
помещения, в которых расположены спорные объекты налогообложения, поэтажные
планы, экспликации к поэтажному плану (л.д. 60 - 75 т. 1).
Как следует из материалов дела, налоговый орган не
заявлял суду о фальсификации доказательств.
В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на
протокол обмера, составленный в ходе выездной налоговой проверки, но данный
протокол в материалах дела отсутствует, также отсутствуют доказательства того,
что налоговый орган заявлял суду о приобщении данного протокола к материалам
дела, а суд его не принял.
В силу ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность
доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого
решения, лежит на налоговом органе.
Согласно ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле,
несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими
процессуальных действий.
Иная оценка налоговым органом установленных судом
фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
При проверке принятого по делу решения Федеральный
арбитражный суд Московского округа не установил наличие оснований для отмены
судебного акта, предусмотренных ст. 288 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 284 - 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 октября 2007
года по делу N А40-22691/07-127-144 оставить без изменения, кассационную жалобу
ИФНС России по г. Мытищи Московской области - без удовлетворения.
4.4 Нарушение срока представления сведений об открытии и
закрытии счёта в банке
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 мая 2008 г. N Ф03-А51/08-2/1536
Общество с ограниченной ответственностью
"Дальневосточная Компания "Новотранс" (далее - общество)
обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании
недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому
району г.Владивостока (далее - инспекция, налоговый орган) от 23.07.2007 N 134,
которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной
пунктом 1 статьи 118 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), за нарушение
налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в
налоговый орган информации об открытии счета в банке.
Решением суда от 23.10.2007 решение налогового органа
признано недействительным как противоречащее Налоговому кодексу РФ. Суд счел,
что открытый обществом целевой счет не подпадает под признаки счета,
определенного пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ),
следовательно, отсутствовала обязанность извещать налоговый орган об его
открытии.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2008
решение суда отменено, обществу в удовлетворении заявления отказано. Судебный
акт мотивирован тем, что целевой счет открыт на основании дополнительного
соглашения от 11.05.2007 к договору банковского счета от 22.03.2007, которое
являясь дополнением к договору, отвечает признакам договора банковского счета;
денежные средства могут переводиться на другие счета, что относится к
расходованию денежных средств; ОАО "Дальневосточный банк" сообщил
налоговому органу об открытии обществу именно расчетного счета. На этом
основании суд пришел к выводу о том, что общество в соответствии со статьей 23
НК РФ обязано было сообщить в налоговый орган об открытии счета.
В кассационной жалобе общество просит отменить
постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой
инстанции. Заявитель жалобы считает, что судом неправильно применен пункт 2
статьи 11 НК РФ и сделан ошибочный вывод о том, что открытый налогоплательщиком
целевой счет подпадает под понятие счета об открытии которого необходимо
уведомлять налоговый орган.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит
постановление апелляционной инстанции оставить без изменения как
соответствующее законодательству и обстоятельствам дела.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав
представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах статей
284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами
первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права,
суд кассационной инстанции считает постановление апелляционной инстанции
подлежащим отмене.
Как установлено судами обеих инстанций, решением от
23.07.2007 N 134 общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1
статьи 118 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.
Общество, не согласившись с указанным решением налогового
органа, оспорило его в арбитражном суде.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 23 НК РФ
налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по
месту нахождения организации об открытии или закрытии счетов в течение семи
дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.
Согласно статье 11 НК РФ для целей настоящего Кодекса
понятие счета распространяется на расчетные (текущие) и иные счета в банках,
открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с
которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных
предпринимателей.
За нарушение установленного срока представления в
налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в банке предусмотрена
ответственность в виде штрафа в размере 5000 руб. (пункт 1 статьи 118 НК РФ).
При разрешении спора судами установлено, что 22.03.2007 в
соответствии с заключенным договором банковского счета N 378 ООО
"Дальневосточная Компания "Новотранс" (г.Владивосток) открыт
расчетный счет N 40702810200060000378 в ОАО "Дальневосточный Банк".
На основании дополнения к договору банковского счета от
11.05.2007 N 353 открыт целевой счет N 40702810201000000353 в г. Уссурийске,
назначением которого является зачисление денежных средств (поступающей
безналичной выручки за реализованный товар) с последующим переводом их на
начало операционного дня на расчетный счет клиента.
Оценив условия дополнительного соглашения от 11.05.2007 N
353 применительно к статье 11 НК РФ, суд первой инстанции пришел к
обоснованному выводу о том, что данный счет не отвечает признакам счета, за
несообщение сведений о котором налагается штраф в соответствии со статьей 118
НК РФ.
Выводы суда апелляционной инстанции об обоснованном
привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 118 НК РФ, не основан
на нормах законодательства о налогах и сборах. При таких обстоятельствах,
постановление апелляционной инстанции на основании пункта 5 части 1 статьи 287
Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит отмене с оставлением в силе
решения суда первой инстанции.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального
кодекса РФ с инспекции подлежат взысканию в пользу общества расходы по уплате
государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289, 110 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 30.01.2008
Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-10479/2007-31-55 отменить,
решение Арбитражного суда Приморского края от 23.10.2007 по этому же делу
оставить в силе.
Поворот исполнения постановления Арбитражного суда
Приморского края о взыскании с ООО "Дальневосточная Компания
"Новотранс" государственной пошлины за рассмотрение апелляционной
жалобы в сумме 1000 руб. произвести Арбитражному суду Приморского края.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по
Фрунзенскому району г.Владивостока в пользу ООО "Дальневосточная Компания
"Новотранс" расходы по госпошлине по кассационной жалобе в сумме 1000
руб.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Приморского
края.
Постановление вступает в законную силу со дня его
принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 мая 2008 г. N Ф04-2605/2008(4126-А45-3)
Открытое акционерное общество Научно-производственное
объединение "ЭЛСИБ" (далее - ОАО НПО "ЭЛСИБ", Общество)
обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к инспекции
Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска (далее -
Инспекция ФНС РФ, налоговый орган) о признании недействительным решения от
28.09.2007 N 129 "О привлечении лица к ответственности за нарушение
законодательства о налогах и сборах".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|