Банки (курс лекций)
Банки (курс лекций)
франция
Главный банк страны — Банк Франции — был учрежден еще 18 января 1800
года первым консулом Наполеоном Бонапартом с целью возрождения ослабшей в результате
революционного катаклизма экономической активности. Банк был организован как
частное акционерное общество с уставным капиталом 30 млн франков, на часть
которого подписался и сам Наполеон. Первоначально, согласно уставу от 13
февраля 1800 года, банк функционировал только в Париже, на конкурентной основе
с другими существующими учреждениями.
Из числа держателей 200 крупнейших пакетов акций банка
составлялась Генеральная Ассамблея. Члены Генеральной Ассамблеи назначали 15
регентов — Генеральный совет банка, которому поручалось осуществлять управление
им, и трех ревизоров, контролирующих финансовую деятельность. Генеральный
совет избирал Центральный комитет из трех человек. 14 февраля 1803 года это
новое учреждение было наделено первой официальной «хартией», предоставлявшей ему
эксклюзивное право эмиссии в Париже на 15 лет. В 1806 году вместо Центрального
комитета были введены должности управляющего и двух его заместителей, назначаемых
императором. Уставные документы Банка Франции регулировали его деятельность
вплоть до 1936 года.
Право эмиссии, предоставленное Банку в 1803 году и
подтвержденное в 1806 году, возобновлялось до 1945 года четырежды. Постепенно
охватив города, где размещались «учетные отделения», оно — в результате
поглощения эмиссионных банков департаментов страны — распространилось в 1848
году на всю территорию Франции.
До
1848 года банкноты Банка Франции имели «свободный курс», т.е. могли быть не
приняты в качестве платежного средства. Кроме того, объемы эмиссии не
подвергались никаким ограничениям, но Банк должен был обеспечить по первому
требованию обмен выпущенных им банкнот на металлические деньги. Кризис, ,
наступивший вследствие волнений 1848 года, повлек за собой
введение
«принудительного курса», который освобождал эмиссионный центр от обязанности
оплачивать предъявляемые ему банкноты. Он предполагал также замену «свободного
курса» «курсом законным», при котором частные лица и государственные кассы
обязывались принимать банкноты в качестве средства платежа. Для сбалансирования
введения «принудительного курса» эмиссия была ограничена. «Принудительный» и
«законный» курсы были отменены законом от 6 августа 1850 года, но потом вновь
введены на время войны 1870 года. Затем их пути разошлись. Действие «принудительного
курса» прекращалось или вновь восстанавливалось по мере эволюции финансовой
ситуации в стране. «Законный курс» (обязанность принимать банкноты в качестве
средства платежа), напротив, никогда после 1870 года не оспаривался.
Проникновение
Банка в провинцию, довольно ограниченное до 1848 года (к этому времени
существовало только 15 отделений), расширилось со второй половины XIX века,
число отделений достигло 160 в 1900 году и 259 в 1928 году. Параллельно с
географическим распространением деятельность Банка была отмечена значительным
увеличением объема операций:
• постоянно расширялось содействие экономике благодаря согласованному
проведению политики умеренных учетных ставок и смягчению условий учета ценных
бумаг;
• в 1834 году получили распространение банковские авансы
под ценные бумаги. Их действие сначала распространялось лишь на государственные
ценные бумаги, но постепенно охватило и другие их категории;
• благодаря увеличению видов операций по обслуживанию владельцев
счетов и вкладчиков в ценные бумаги расширялись связи с клиентами;
• Банк Франции принял участие в поддержании курса национальной
валюты путем покупки и продажи золота по фиксированной цене. Операции
продолжались в течение всего времени действия режима конвертируемости.
Восстановление в 1914 году «принудительного курса» приостановило эту деятельность
до 1926 года, когда эмиссионный центр вновь получил право проводить операции
на обменном рынке с целью стабилизации франка;
• наконец, в обмен на эмиссионную привилегию Банку было
поручено бесплатно оказывать кассовые услуги бухгалтерии Казначейства и
предоставлять государству кредиты, когда того требовала финансовая ситуация в
госсекторе.
В
период новейшей истории деятельность центрального банка страны находилась в
зависимости от других государственных властей: закон 1936 года допускал их
прямое вмешательство в управление банком (с этого года Банк Франции стал
подконтролен правительству и руководители основных подразделений Банка
назначались правительством). Так, 15 регентов были заменены 20 советниками, из
которых лишь 2 избирались Генеральной Ассамблеей. Для управляющего и его двух
заместителей была отменена обязанность быть держателями определенного
количества акций.
Согласно
закону от 2 декабря 1945 года капитал Банка Франции был передан 1 января 1946
года государству, вследствие чего Банк Франции до сих пор сохраняет статус
государственного учреждения. Реформы 1936-го и 1945 года вывели из сферы
частных интересов всякое участие в управлении эмиссионным центром и упрочили
государственный контроль, однако не урезали независимость управляющего по
отношению к органам государственной власти и не сократили признанную за банком
управленческую автономию.
В
1973 году в уставные документы были внесены очередные поправки. Состав
Генерального совета претерпел серьезные изменения: советники стали назначаться
не как представители определенных экономических и финансовых кругов, а исходя
из их личной компетентности. Существенно возросли полномочия Генерального
совета. Число ревизоров, представляющих государство, было сокращено с 2 человек
до 1, но полномочия оставшегося ревизора существенно возросли. За
Министерством экономики и финансов было оставлено право одобрять распределение
прибыли и размер дивидендов.
Лишь
в 1993 году с принятием Закона об Уставе Банка Франции он стал в определенной
мере независимым. Независимость Банка Франции обеспечивается тем, что на него
возложена ответственность за определение и проведение денежно-кредитной политики
для обеспечения стабильности цен в рамках общей экономической политики
правительства, а также коллегиальностью его руководства.
Закон
провозглашает принцип гласности и определяет условия, на которых Банк Франции
должен отчитываться за свою деятельность перед органами государственной
власти. Предусмотрено, что управляющий Банком Франции должен не реже раза в
год направлять Президенту Республики и Парламенту отчет об операциях Банка,
денежно-кредитной политике и ее перспективах. Кроме
того,
информация о счетах Банка Франции доводится до сведения Комиссий по финансам
Национального собрания и Сената. Управляющий Банком Франции может заслушиваться
Комиссиями по финансам обеих палат по их запросу и сам может попросить эти
комиссии заслушать его.
Основным
инструментом денежно-кредитной политики является регулирование процентных
ставок, чья динамика непосредственно влияет на динамику валютного курса франка
и на количество денег в обращении. Кроме того, уровень процентных ставок,
разница между краткосрочной и долгосрочной процентными ставками оказывают
прямое воздействие на спрос субъектов экономики на кредиты и регулирует
направление финансовых потоков между денежными вложениями и неденежными
финансовыми активами. Механизм регулирования процентных ставок основан на
осуществлении кредитных интервенций на межбанковском рынке через кредитные
аукционы или под залог векселей на срок 5—10 дней. Бывшим, более «грубым»
инструментом денежно-кредитной политики являются обязательные резервные
требования.
Режим
обменного курса и паритет франка устанавливаются Правительством, а Банк Франции
от имени государства и в рамках общих направлений валютной политики,
формируемых министром экономики и финансов, регулирует соотношение франка и
иностранных валют.
Все
упомянутые функции Банка Франции имеют в большей или меньшей степени
непосредственно экономическую направленность. Когда банк осуществляет выпуск
банкнот для облегчения обращения ценностей малыми количествами; когда он держит
под контролем валютные курсы и проводит интервенции с целью поддержания в
требуемых пределах той или иной валюты;
или
же, в ещё большей степени, когда он вмешивается в работу денежного рынка с
целью изменения в ту или иную сторону про- ;
центных
ставок, банк одновременно осуществляет и экономическую функцию. Но в некоторые
периоды центральный банк выполнял экономическую функцию ещё более явно. Так,
восстановление хозяйства во Франции во многом было основано на сочетании
среднесрочных кредитов с несколькими следовавшими один за другим
перепоручительствами или переучётами. Притом на вершине этой конструкции было
задействовано рефинансирование со стороны центрального банка.
Основными руководящими органами Банка Франции являются:
1. Совет по
денежно-кредитной политике. В его задачу входит:
разработка
денежно-кредитной политики, контроль над динамикой агрегатов денежной массы,
определение круга операций, осуществляемых центральным банком, и обязательств,
которые денежно-кредитная политика налагает на кредитные учреждения. В рамках
этих задач Совет устанавливает порядок проведения Банком Франции ссудных,
учетных, залоговых, валютных операций, сделок с обратным выкупом и
предоставления гарантий по данным видам операций; устанавливает параметры
политики обязательных резервов (базу исчисления, нормы отчислений).
Совет возглавляется
управляющим Банка Франции, помимо которого в него также входят: два его
заместителя и шесть членов из числа специалистов в области экономики и
финансов. Члены Совета назначаются Советом министров по представлению глав
палат парламента Франции и руководителя экономического и социального совета.
Причем срок полномочий шести рядовых его членов определяется жребием: для двух
человек он составляет 3 года, еще для двух — 6 лет, для остальных — 9 лет.
Члены Совета, назначенные на 6 и 9 лет, могут быть выбраны для исполнения этих
функций повторно. Работа в Совете ведется на постоянной основе и исключает
любую другую государственную или частную профессиональную деятельность (за
исключением традиционно разрешенной преподавательской деятельности, работы в
международных организациях и т.п.).
Совет собирается не
реже 1 раза в месяц, но фактически — раз в две недели. Решения принимаются
Советом в присутствии не менее двух третей его членов. В случае равного
распределения голосов «за» и «против» голос председателя Совета является решающим.
В случае отсутствия кворума Совет собирается повторно, и решения принимаются
простым большинством голосов. В работе Совета по денежно-кредитной политике с
совещательным правом голоса могут принимать участие премьер-министр республики
и министр экономики и финансов.
2.
Генеральный совет. В его функции входит, прежде всего, принятие решений по
вопросам оперативной деятельности Банка Франции, не связанных с осуществлением
денежно-кредитной политики. Генеральный совет принимает решения по кадровым
вопросам, о расходовании собственных средств банка, составлении и утверждении
балансового отчета, проекта использования прибыли, определении размера
дивидендов государства, перечисляемых в бюджет, и т.п. В Генеральный совет
входят все члены
Совета
по денежно-кредитной политике, представитель Государственного казначейства,
назначаемый Советом министров Франции, и представитель служащих Банка Франции,
избираемый на 6 лет. Решения Совета принимаются в присутствии не менее 7 его
членов простым большинством голосов. Голос председателя имеет решающее значение
при разделении голосов поровну.
На
решения Генерального Совета весьма большое влияние оказывает финансовый
инспектор, представляющий правительство в Банке Франции. Он, участвуя в
заседаниях Генерального совета, может оспаривать его решения или настаивать на
их повторном обсуждении. Кроме того, на заседаниях Совета присутствует
аудитор, осуществляющий проверку финансовых отчетов Банка Франции.
Повседневное
руководство деятельностью банка осуществляется управляющим банка, его первым и
вторым заместителями. Они назначаются декретом Совета министров Франции сроком
на 6 лет без права отзыва и не могут занимать эти должности более двух сроков.
Такой порядок назначения — своего рода гарантия независимости центрального
банка. Управляющий, возраст которого не должен превышать 65 лет, приносит
присягу Президенту республики.
Председатель
осуществляет руководство Банком Франции, определяет общее направление
деятельности всех его подразделений, имеет право назначать служащих на все
должности, за исключением должности директора филиала. На эту должность служащие
назначаются министром экономики и финансов по предложению председателя Банка
Франции. Кроме того, председатель может самостоятельно устанавливать порядок
интервенционных операций и величину процентных ставок. В случае отсутствия председателя
его заменяет один из двух заместителей, функции которых четко разграничены
между собой: один отвечает за вопросы денежной политики, другой — за
административные.
Работа
Банка Франции ведется через его структурные подразделения, осуществляющие
следующие виды деятельности (по данным 1995 года):
• изготовление банкнот — 2025 сотрудников;
• управление денежным обращением, сортировка банкнот —
2013;
• управление безналичными платежами — чеки, переводы и
др. операции — 1965;
• управление иностранными операциями — 370;
•
разработка денежно-кредитной политики, составление и распространение статистических
данных, монетарные и финансово-экономические исследования — 573;
•
реализация денежно-кредитной политики — 69;
•
участие в управлении государственным долгом, операции с ценными бумагами — 226;
•
банковский и валютный контроль — 56;
•
пруденциальная регламентация и надзор за банковской системой - 238;
•
сбор, анализ и передача информации о предприятиях — картотека Фибан, центр
диагностики Жеод — 1615;
•
управление банковской сетью — 1867;
•
бухгалтерский учет — 589;
•
управление персоналом — 817;
•
управление административно-финансовыми службами — 1696;
•
управление информатикой — 656;
•
контроль на местах — 154;
• связи с
общественностью, прессой, партнерами и подготовка персонала — 251 сотрудник.
Деятельность 26
управлений и отделов Банка, большинство из которых объединено в главные
управления, координируется Генеральным секретариатом, являющимся своего рода
штабом текущей деятельности Банка Франции.
Банк Франции имеет
211 филиалов, расположенных по всей стране. Раньше он имел более разветвленную
филиальную сеть. В 1928 году их было 260, и это количество сохранялось почти 40
лет. Начиная с 1967 года в связи с происходящими изменениями в экономической
деятельности и в роли эмиссионного центра филиальная сеть банка неоднократно
подвергалась реорганизации. Последнее крупное сокращение сети относится к
1989—1992 годам, когда было закрыто 22 филиала. Каждый филиал возглавляет
директор, назначаемый министром экономики и финансов по предложению
управляющего Банком Франции. При каждом филиале имеется консультативный орган
— совет, в котором количество советников (из числа известных предпринимателей)
составляет от 6 до 17 человек в зависимости от размера филиала. Назначение
советников сроком на 3 года производит Генеральный совет по рекомендации управляющего
Банком Франции. Советники обязаны предоставлять директору филиала информацию о
состоянии и перспективах экономической деятельности в данном регионе (районе)
и давать соответствующие рекомендации. В функции филиалов входит:
• выпуск банкнот в
обращение;
• обслуживание клиентуры,
например по операциям с ценными бумагами;
• организация клиринговых
расчетов через расчетные палаты;
• сбор информации о
деятельности кредитных учреждений;
• оценка банковских
рисков;
• консультирование предприятий
по вопросам финансового анализа и экспертизы;
• сбор и анализ
экономической информации на региональном уровне, в частности с помощью
конъюнктурных обследований в различных отраслях экономики. Сложившаяся
организационная структура Банка Франции в целом достаточно хорошо обеспечивает
выполнение возложенных на него задач.
Для определения
целей денежно-кредитной политики и ее проведения в течение года путем
интервенций на денежном рынке и через обязательные резервы Банк Франции
использует помимо имеющихся в стране и за рубежом данных информацию, которая
поступает от его собственной системы статистических, экономических, финансовых
и денежно-кредитных исследований. Солидная информационно-исследовательская
структура Банка Франции через сеть своих филиалов и учреждений более чем в
двухстах провинциальных центрах собирает статистические данные, проводит
внутренний монетарный мониторинг, собственные аналитические исследования по
вопросам экономического и финансового разв.чтия других стран.
Банк
Франции ведет счета коммерческих банков, с которых они снимают необходимые для
обслуживания клиентуры наличные средства и на которые сдают для зачисления
излишки кассовой наличности. По этим счетам также отражаются операции между
клиентами банков и Казначейством, центрами почтовых переводов, а также сальдо
ежедневных клиринговых операций между банками и т.п. Кроме того, Банк Франции
ведет текущий счет Казначейства.
Банк
Франции не может непосредственно предоставлять кредиты государству, не будучи
на то уполномоченным законом. Займы и авансы являются предметом соглашений,
заключенных между министром финансов и бюджета и управляющим Банком Франции.
Эти соглашения должны быть одобрены парламентом. Договор, который в настоящее
время лежит в основе отношений между Банком Франции и государством, был
подписан 17 сентября
1973
года и одобрен законом от 21 декабря 1973 года. Изначально предел кредитования
государства был определен в 20,5 млрд франков. 10,5 млрд франков этого кредита
предоставлялись на беспроцентной основе. По остальным 10 млрд франков оплата
шла по самым низким процентным ставкам, применявшимся Банком Франции в ходе
последних краткосрочных операций на рынке капиталов. Однако для того чтобы
свести к минимуму возможные потери Казначейства по результатам деятельности
Стабилизационного обменного фонда договор предусматривает, что максимальная
сумма кредита возрастает или уменьшается пропорционально понесенным фондом
убыткам или полученным им излишкам соответственно. При дефиците увеличение
кредита идет за счет беспроцентной его части; при излишках — его снижение осуществляется
прежде всего за счет процентной части.
Банк
Франции с начала XIX века традиционно обслуживает, помимо коммерческих банков,
и других частных клиентов (предприятия, ассоциации, страховые компании и
компании по взаимному страхованию, пенсионные фонды). Этот сектор деятельности
рентабелен, но весьма незначителен и не является доминирующим. Клиенты
обращаются в Банк Франции в основном в поисках надежности и безопасности.
Среди услуг, оказываемых Банком Франции своим клиентам:
•
аренда сейфов;
•
ведение и обслуживание наличных счетов;
•
ведение счетов по ценным бумагам;
• услуги по обмену
валюты, переводу ее на иностранные счета и др.
Выгодная позиция
Банка Франции на стыке государственного и частного секторов экономики открывает
ему доступ к информации в этих сферах. Большое внимание, уделяемое Банком Франции
поддержанию нейтральной позиции, соблюдению коммерческой тайны, тщательной
проверке собранной информации позволило создать развитые банковскую картотеку
предприятий, картотеку неуплат по векселям, национальный центр приема сообщений
о потерянных и украденных чековых книжках (НЦ), национальную картотеку
недействительных чеков (НКНЧ), национальную картотеку невозвращенных кредитов.
Картотека Фибан,
содержащая сведения о 2,3 млн предприятий и учреждений, была сформирована еще
в те годы, когда Банк Франции занимался переучетом ценных бумаг. В 1981 году
она была официально зарегистрирована и стала доступна всей националь-
ной банковской сети, помогая ее структурам избегать участия в
сомнительных проектах. Все кредитные учреждения сообщают БФ о каждой задержке
платежей, на основании чего составляется информация для банков или для банковской
комиссии, когда речь идет об особо серьезных нарушениях.
По данным французского центра по изучению сбережений и
собственности, чеки во Франции остаются основным и наиболее надежным платежным
средством в стране. Ими регулярно пользуются 96% населения. Это объясняется
простотой использования, бесплатностью и многочисленностью областей их
применения. В год выписывается более 4,6 млрд чеков. Несмотря на быстрое внедрение
кредитных карточек, 67% французов предпочитают чек для оплаты покупок
стоимостью свыше 2000 франков. В то же время число неоплаченных чеков в связи с
экономическими трудностями и мошенничеством весьма значительное (около 10 млн
в год на сумму более 5 млрд фр.). Относительная доля чеков в совокупности
средств платежа составляет более 50%, а в стоимостном выражении — около 20%.
Стоимость обработки одного чека в среднем составляет 3 франка.
В связи с этим большое значение в хозяйственной жизни страны имеет
открытый в Банке Франции и работающий круглосуточно и без выходных
национальный центр приема сообщений о потерянных и украденных чековых книжках.
Эта служба напрямую связана с НКНЧ, созданной 18 января 1991 года в рамках
экономического сотрудничества с Национальным советом по торговле и
предоставляющей платные справки более 30000 абонированных банков и другим
учреждениям.
Обращение в НЦ позволяет, прежде всего, повысить безопасность чеков в
качестве средства платежа. Даже в нерабочие для банков дни коммерсанты
незамедлительно информируются о недействительности чека. В случае же, если
пострадавший клиент предупредит только свой банк, то тот в течение не более
двух суток подтверждает недействительность чека. По данным Банка Франции, сумма
таких чеков достигает порядка 2 млрд фр. в год. На начало 1996 года в НКНЧ
значилось 4,6 млн закрытых счетов, а также 4,9 млн случаев утери или кражи
чеков.
До
сих пор Национальная картотека пополнялась за счет сведений, предоставляемых
банками, жандармерией и полицией. С открытием нового центра количество
обращений увеличилось с 5000 в день до более чем 10000, и число пользователей
картотекой продолжает расти. Ее абонентами уже являются Национальная
е\ »
компания
железных дорог, Управление общественного транспорта Парижа, большинство
крупных магазинов и 20% ювелирных. К 2000 году к ней получат доступ все
супермаркеты. Альтернативой описанным структурам Банка Франции являются
гарантийные компании, которые взимают с торговых предприятий страховые сборы в
размере примерно 2% стоимости чеков и гарантируют их 100% оплату.
Второе
место в иерархии средств платежа занимает кредитная карточка. Ее используют
более 20 млн французов при совершении как коммерческих, так и розничных
операций. Терминалы установлены в большинстве торговых точек (более 50000),
имеется широкая сеть банкоматов (около 14500). Благодаря этому Франция входит в
число стран мира, лидирующих в данной области как с точки зрения технической
оснащенности, так и по числу совершаемых операций.
Специалистами
Банка Франции уделяется серьезное внимание развитию расчетной сети. В 1997
году закончены работы по наладке новой системы расчетов в режиме реального
времени. Эта система вместе с защищенной нетто-системой и системой скоростной
доставки составляют основу механизма обработки крупных сумм.
Внедренные
новые технологии и меняющиеся методы работы привело руководство Банка Франции к
выводу о необходимости сокращения штатов служащих. Особое недовольство служащих
вызвала попытка закрыть в 90 (из 211) отделениях Центробанка кассовые центры,
обеспечивающие местные банки денежной наличностью. Она была сорвана
профсоюзами, членами которых являются 40—50% штатных работников Банка.
Профсоюзы провели в декабре 1997 года летучие забастовки, сорвав доставку наличности
в Марселе и других городах страны. Кроме профсоюзов в оппозиции планам сокращения
кассовой сети Банка Франции и мэры городов, в которых кассовые центры ЦБ могут
быть закрыты.
На
конец 1996 года персонал Банка Франции, включая региональные отделения и
производственные предприятия, насчитывал 16782 человека, или на 1,51% меньше,
чем в предыдущем году. Большинство сотрудников — женщины. Составляя 74% всех
работающих, они, однако, слабо представлены в руководстве — 18%. Отмечается
некоторое старение контингента. Лица моложе 25 лет составляли в конце 1996 года
0,44% против 3,2% в 1992 году. Планка возрастной категории 25—34 лет опустилась
в 1996 году до
18,6% против 27,8% в 1992 году. Служащие от 35 до 44 лет представляли
48,9% против 44,8% в 1992 году. Значительно увеличилась доля сотрудников
старше 45 лет. Средний стаж работы в банке — 17 лет 6 мес. против 15 лет 1 мес.
в конце 1995 года.
Ежегодно
более 5000 человек интересуются условиями конкурса, дающего право поступить на
работу в Банк Франции. К участию в конкурсе допускаются 3000 человек, из них в
1996 году было принято на работу 136 человек против 278 в 1995 году. 406
сотрудников освобождены от занимаемой должности, в том числе: 80,1% — в связи
с достижением пенсионного возраста, 6,4% — по собственному желанию, 5,4% — по
инвалидности и 4,4% — уволены.
В
1996 году средний месячный заработок сотрудников Банка (до вычета налогов)
составил 18381 франк, увеличившись на 3% по сравнению с предшествующим годом.
10 наиболее высокооплачиваемых получают 1 млн фр. в год каждый. Бухгалтер
начинает с 108468 фр. в год и заканчивает карьеру с годовым окладом 162969 фр.
Жалованье руководителя среднего звена поднимается с течением времени с 134840
до 244770 фр. в год. Кроме заработной платы каждому сотруднику выдаются
«квартирные» в размере 9000 фр. в год. Это не относится к генеральным
директорам, пользующимся служебной квартирой в Париже, и директорам территориальных
отделений, обязанным жить непосредственно в учреждении.
Среди
преимуществ работы в Банке Франции следует отметить очень гибкий график
рабочего времени (менее продолжительного, чем в других учреждениях),
пятинедельный оплачиваемый отпуск с предоставлением пяти дополнительных дней,
уменьшающий подверженность сотрудников характерным для нашего времени
стрессам. Большинство служащих (72,3%) пользуются гибким графиком работы. Доля
лиц, занятых неполный рабочий день, увеличивается (в частности, с 24,5% в 1995
году до 25% в 1996 году). Число отгулов в 19% году составило 2384 против 1741 в
1995 году.
Служащим
Банка Франции, как и работникам национальной железнодорожной компании,
городского транспорта и других отраслей, предоставлены некоторые льготы. Они
платят взносы в пенсионный фонд в течение 37,5 лет вместо 40, как в частном
секторе. Как и у служащих госсектора, их пенсия рассчитывается исходя из заработной
платы последних 6 месяцев, тогда как в частном секторе учитываются годы с
наивысшей зарплатой за
25-летний
период. Сотрудники Банка Франции имеют право выхода на пенсию в возрасте 60
лет. Наряду со своими коллегами из других банков они могут получать кредиты по
ставкам на 30% ниже рыночных. Оплаченный отпуск по беременности и родам
составляет 33 недели против общепринятых минимальных 16, больничные листы
оплачиваются до 3 месяцев в год.
Столовая Банка
Франции отпускает в среднем 3 тыс. обедов в день. В 1996 году средняя стоимость
одного обеда была 96,18 фр., из которых лишь 17,37 фр. оплачивалось клиентом.
Четко налажено
медицинское обслуживание и, в частности, профилактика профзаболеваний. При
продолжительности заболевания более трех месяцев врач может потребовать, чтобы
работник был временно переведен на работу в полсмены с полной оплатой. С 1946
года проводится ежегодный осмотр всех сотрудников с регистрацией и исправлением
малейших отклонений зрения. Особое внимание уделяется соблюдению режима работы
с компьютерами (установка, защищенность, время пользования, оборудование
рабочих мест, их соответствие существующим нормам
и т.д.).
При
продвижении по службе сотрудники БФ предпочитают переездам из города в город
повышение квалификации в системе профессиональной подготовки, на которое
тратится 6,8% фонда заработной платы. Каждый служащий проводит в среднем шесть
дней в году в центрах подготовки персонала в Марн-ла-Валле или
Пуатье.
Последним
законом, регламентирующим банковскую деятельность во Франции, является закон
1984 года. Он охватывает практически всю финансовую систему, но его действие
не распространяется на сам Банк Франции, Казначейство, финансовые службы
почтового ведомства, эмиссионные банки заморских территорий и депозитно-сохранную
кассу, а также предприятия, чья деятельность регламентируется кодексом
страховых компаний, бирж и учреждений, занимающихся сбором средств наймодателей
по проведению операций, предусмотренных кодексом строительства и жилищ.
Предыдущие законы 1941-го и 1945 годов касались только так называемых
«зарегистрированных» банков и финансовых учреждений; половина финансовой
системы не подпадала под действие этих законов.
Обязанности
по контролю над осуществлением банковской деятельности распределены между тремя
различными коллегиальными органами: Комитетом по банковской регламентации, Ко-
митетом кредитных учреждений и Банковской комиссией. Совещательные и
исследовательские функции предоставлены Национальному совету по кредиту. Банк
Франции играет, в этих учреждениях важную роль благодаря полномочиям,
предоставленным управляющему и его представителю, а также благодаря возложенным
на него обязанностям ведения их секретариатов.
Комитет
по банковской регламентации располагает широкими полномочиями, направленными
на обеспечение нормальных условий функционирования, безопасности и наблюдения
за банковской системой. В его компетенцию входят, в частности:
•
условия осуществления банковской деятельности. Комитет устанавливает минимальную
сумму капитала, которым в любой момент должны располагать кредитные
учреждения, условия приобретения капитала кредитных учреждений, общие правила
предоставления услуг;
•
характеристики операций, осуществляемых кредитными учреждениями и их филиалами;
•
правила бухгалтерского учета и управления. Комитет, в частности, определяет
порядок ведения кредитными учреждениями счетов;
•
инструменты и правила осуществления кредитной политики (не вступая в
противоречие с полномочиями, предоставленными Банку Франции).
Принимаемые
Комитетом распоряжения публикуются в «Официальном вестнике» после одобрения их
министром экономики, финансов и бюджета. Банк Франции обеспечивает их
осуществление. Подготовкой работы Комитета занимается главным образом Дирекция
кредитных учреждений согласно указаниям высшего должностного лица Министерства
финансов, прикомандированного к Банку Франции в качестве Генерального
секретаря упомянутого Комитета. Другие службы Банка Франции также содействуют ;
подготовке
и осуществлению принимаемых Комитетом распоряжений. Ежегодный доклад,
представляемый Национальным сове- , том по кредиту, сопровождаемый сборником
законов, касающихся банковской деятельности, содержит отчет с комментариями за
каждый календарный год деятельности Комитета и о состоянии ] действующего
законодательства.
В
состав Комитета по банковской регламентации входят ми-нистр экономики, финансов
и бюджета (председатель), управляющий Банком Франции (вице-председатель) и
четыре других члена, назначаемых постановлением министра экономики, финан
сов
и бюджета на срок 3 года, представитель французской ассоциации банковских
учреждений и два других лица, выбранных по признаку их высокой компетентности.
Министр и управляющий могут представлять друг друга, четыре других члена могут
быть замещены заместителями, назначаемыми на тех же условиях, что и они сами.
Комитет
кредитных учреждений уполномочен принимать решения и предоставлять разрешения
или индивидуальные отсрочки, предусмотренные законами и подзаконными актами,
банковским учреждениям, за исключением тех из них, которые подведомственны
Банковской комиссии. К компетенции Комитета также относятся:
•
выдача лицензий (и их изъятие) на осуществление банковских операций и
операций с ценными бумагами;
•
выдача разрешений вносить изменения в положения банковских учреждений, в
частности касающиеся передачи пакетов
акций другим владельцам.
Комитет
работает под председательством управляющего или его представителя и включает,
помимо директора Казначейства, четырех других членов, назначаемых
постановлением министра экономики, финансов и бюджета сроком на 3 года:
представителя французской ассоциации кредитных учреждений, представителя
профсоюзных организаций персонала кредитных учреждений и еще двух компетентных
специалистов. Каждого действительного члена Комитета может заменить замещающее
его лицо. В Комитет может входить также с правом совещательного голоса один
представитель профессиональной организации. Рассмотрение дел, переданных в
Комитет, ведение секретариата обеспечиваются Дирекцией кредитных учреждений
Банка Франции. Ежегодно Комитет кредитных учреждений представляет
Национальному Совету по кредиту отчет, в котором фиксируется и комментируется
деятельность Комитета и изменения, происшедшие в банковской системе Франции.
Контрольные и надзорные функции за деятельностью банков
во Франции осуществляет Банковская комиссия. Она заменила созданную в 1941 году
Комиссию по банковскому контролю. Хотя комиссия согласно действующему
законодательству независима от Банка Франции, но фактически возглавляется
управляющим Банком Франции и получает от БФ необходимые средства и кадровое
пополнение. Рабочим органом Банковской комиссии является его секретариат,
состоящий в основном из чиновников БФ. В состав
Банковской комиссии помимо управляющего БФ входит представитель
Казначейства, три высокопоставленных госслужащих и два высококвалифицированных
специалиста.
Банковская
комиссия изучает деятельность кредитных организаций путем анализа их финансовой
документации, организации инспекционных проверок с выходом в кредитные
организации. Комиссия обеспечивается достоверной информацией благодаря тому,
что в обязанности Банка Франции вменен постоянный контроль на местах в
кредитных учреждениях. Под надзором Банковской комиссии находятся все
кредитные учреждения страны, их филиалы на территории Франции и за рубежом.
В
случае установления Банковской комиссией нарушений в деятельности кредитных
организаций к ним могут быть применены различные санкции, в том числе:
• предупреждение;
• предписание по
восстановлению или укреплению финансового положения;
• ограничение видов
деятельности;
• отстранение (полное или
на время) руководителей банка;
• денежные штрафы;
• введение временной
администрации;
• другие дисциплинарные
санкции вплоть до отзыва лицензии
с возможным назначением
председателя ликвидационной комиссии.
Однако доминирующей задачей комиссии является выявление на раннем этапе
негативных тенденций в деятельности банков.
Национальный совет по кредиту — это консультативный орган
по вопросам денежно-кредитной политики. Он изучает условия функционирования
банковской и финансовой системы и дает по этим вопросам свои заключения. В
Совет также могут направляться для заключения законопроекты и нормативные
акты. Совет подчиняется министру экономики, финансов и бюджета. Его
вице-председателем является управляющий Банком Франции. В состав Совета входит
51 член, назначаемый правительством. Это — представители государства,
парламентских ассамблей, экономического и социального совета, регионов,
экономических организаций, профсоюзных организаций и кредитных учреждений, а
также 6 признанных специалистов в области экономики и финансов. Функции
секретариата Совета выполняет Дирекция исследований и статистики Банка Франции,
которая, в частности, составляет го- i довой план Совета
по указанию его Генерального секретаря.
Банковское
законодательство Франции предусматривает создание консультативного комитета, в
обязанности которого входит рассмотрение проблем, связанных с отношениями между
кредитными учреждениями и их клиентами. По результатам рассмотрения Комитет
дает заключения и рекомендации общего характера. Комитет возглавляет
специалист, авторитетный в финансово-банковской области. В его состав входят
20 членов — представители кредитных учреждений и клиентов, назначаемые в равной
пропорции.
Второй
уровень финансово-кредитной системы Французской Республики представлен
коммерческими банками, специализированными кредитно-финансовыми учреждениями
(ипотечные, внешнеторговые банки, страховые и финансовые компании, пенсионные
фонды и др.).
Среди
2,2 тысячи кредитных учреждений Франции можно условно выделить
следующие их виды:
• универсальные банки — около 400;
• банки взаимного кредита или кооперативные банки —
около
200;
• сберегательные и пенсионные кассы — более 300;
• учреждения муниципального
кредита — более 20.
Кроме
кредитных учреждений, французское законодательство выделяет финансовые общества
(более 1000) и специализированные финансовые институты (более 30). Одни из них
специализируются на кредитовании и финансировании капиталовложений. Например,
Креди Фонсье кредитует землевладельцев и строительные организации, Креди
Насьональ за счет государственных субсидий предоставляет кредиты на срок 7—15
лет и гарантии. Другие специализируются на кредитовании мелких и средних
предприятий, испытывающих трудности при получении кредитов. В их числе
кредитные кооперативы, созданные в 1917 году при поддержке государства. Третья
группа специализируется на обслуживании внешнеэкономической деятельности
(Французский банк для внешней торговли).
На
долю французских банков приходится около 4% валового национального продукта,
что соответствует примерно объему производства таких отраслей национальной
экономики, как транспорт, энергетика или сельское хозяйство. В банковской
системе занято 425 тысяч человек. Велико присутствие французских банков и за
рубежом: по количеству филиалов и отделений за границей Франция опережает
многие развитые страны. Но, несмотря на
высокий уровень развития, общее состояние второго уровня банковской
системы Франции можно охарактеризовать как весьма проблематичное.
Процессы,
происходящие во французской банковской системе, в значительной степени
являются отражением общенациональной экономической политики. В ней циклически
преобладают • стремления то к национализации, то к приватизации. На государственный
сектор традиционно приходится значительное число коммерческих банков. С 1946
года были подвергнуты национализации Креди Лионе, Национальный банк для
торговли и промышленности и Национальный Парижский банк учета ценных бумаг, в
инвестиционных банках появились правительственные комиссары. В 1982 году с
целью спасения ряда крупных банков (в том числе Банка Ротшильда, Вормса, Креди
дю Нор) были дополнительно национализированы ещё 39 банков. В результате этого
под прямым контролем государства оказалось около 90% депозитов и 84% кредитов
местных банков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|