бесплатные рефераты

Банки (курс лекций)

Основной целью закона о банках является приспособление банковского права к требованиям современной рыночной эконо­мики и Европейского союза, а также повышение надежности бан­ковского сектора.

Законом сокращена сумма инвестиций банка в отдельное пред­приятие с 25 до 15% его собственных средств. Это ограничение не касается участия в капитале других банков. Верхний лимит креди­та одному заёмщику, напротив, поднят до 25% (10%). Закон уже-сточает меры борьбы с отмыванием денег и уточняет процедуру санации, банкротства и ликвидации финансовых институтов.

Наиболее спорной проблемой обоих законов стала организа­ция банковского надзора. По этому вопросу был достигнут комп­ромисс между левым правительством и центральным банком. Воп­реки планам правительства банковский надзор по-прежнему ос­тался одной из функций ЦБ. Однако его действия теперь подлежат контролю со стороны Комиссии банковского надзора, состоящей из представителей ЦБ, Минфина и Президента.

Новый закон о центральном банке в основном укрепил неза­висимость ЦБ, зафиксированную в Конституции страны. В то же время закон предусматривает создание Совета по денежно-кре­дитной политике, в функции которого входит определение таких ключевых её элементов, как процентные ставки, обменные курсы и нормы минимального резервирования. Совет возглавляется прези­дентом ЦБ и состоит из известных специалистов по экономичес­ким вопросам, назначаемых обеими палатами парламента и Пре-

зидентом. До принятия закона решения по денежно-кредитной политике принимались руководством ЦБ.

Несколько ранее, в декабре 1994 года, был принят закон о фонде страхования вкладов, в котором в обязательном порядке должны участвовать все польские банки. Они должны ежегодно отчислять в фонд сумму, равную 0,4% всех своих подверженных я • риску активов. Фондом страхуются вклады только частных лиц в 1 размере до 1000 ЭКЮ на 100% и в размере до 3000 ЭКЮ на 90% на одного вкладчика в одном банке.

Результатом принятия законов и надлежащего их исполнения стало признание Европейской комиссией состояния банковского надзора в Польше удовлетворительным, поскольку многие бан­ковские директивы ЕС уже включены в законодательство Польши.

Всего за 7 лет рыночных преобразований активная деятель­ность иностранных банков в Польше стала привычной и не вызы­вает у общественности прежних отрицательных эмоций. Их пре­одолению способствовало стремление к скорейшей интеграции в западноевропейские структуры политической элиты страны, ко­торая поняла, что без внешних финансовых вливаний укрепление отечественной банковской системы невозможно. Достаточно ска­зать, что суммарный собственный капитал всех польских банков меньше капитала любого из первой сотни крупнейших банков мира. Государственный Сбербанк ПКО БП, доминирующий в секторе по привлечению депозитов физических лиц, в 20 раз меньше ан­глийского банка «Барклэйз». Банковские депозиты в Польше со­ставляют лишь 30% ВВП по сравнению с 45% в Греции. В связи с этим вопрос о необходимости открытия внутреннего рынка для иностранных банков теряет смысл. Альтернативы их привлечению в рамках реализуемой в Польше стратегии нет. Обсуждаться может лишь место и роль иностранного банковского капитала.

В начальный период рыночных преобразований (1989—1992 годы) перед Национальным банком Польши встала задача пре­одолеть психологические барьеры, стоящие перед иностранными инвесторами, опасавшимися социально-экономической нестабиль­ности в стране. Большое значение имело и отсутствие инфраструк­туры (систем связи, хороших офисных помещений и др.). В этот период активно проявили себя американские и канадские пред­приниматели польского происхождения. В 1989 году при их актив­ном участии создан первый в посткоммунистической Польше банк с иностранным участием — «Амербанк — Банк Американский в Польше». Двумя годами позже при участии Польско-Американс­кого фонда предпринимательства открылись «Первый Польско-

Американский банк в Кракове», «Польско-Американский ипо­течный банк» и «Польско-Канадский Банк Св. Станислава».

Среди крупнейших иностранных кредитных учреждений пер­выми свои дочерние банки в это же время открыли американский «Citibank Overseas Investment Corporation», австрийские «Creditanstalt Bankverein» и «Raiffeisen Zentralbank». Группа инвес­торов из Италии , Франции и Германии (Committ Holding International, Credit lyonnais Global Banking, BfG Bank) создала банк «IBP Bank SA» — Международный банк в Польше. Свои фи­лиалы открыли нидерландский банк «ING Bank» и французский «Societe Generale».

Однако в начале 90-х годов в польских финансовых кругах ста­ло нередко высказываться мнение, что иностранные банки лишь снимают сливки, сосредоточившись на высокодоходных видах операций, особенно в области внешнеторговых расчетов. Они пе­рехватывают наиболее солидных и выгодных клиентов, распола­гая доступом к новейшим банковским технологиям и прочными тылами в лице материнских структур. В связи с этим Национальный банк Польши с первой половины 1993 года стал проводить в от­ношении иностранных банков более определенную и целенаправ­ленную лицензионную политику, пытаясь задействовать их в ре­шении ряда насущных проблем (приватизация, санация банковс­ких учреждений и т.п.). Так, в 1993—1996 годах расширение при­сутствия иностранных банков на польском рынке происходило за счет участия зарубежных инвесторов в приватизации банковских учреждений, в основном госбанков: «ING Bank» приобрёл 25,92% акций «Банка Шленского» г. Катовице и 5,31% акций «Банка Пше-мыслово-Хандлёвского» г. Краков. Европейский банк реконструк­ции и развития приобрел 23,88% акций «Велькопольского Банка Кредытового» г. Познань, а также 15,06% акций «Банка Пшемыс-лово-Хандлёвского». «The Bank of New York» приобрел 25,14% ак­ций «Банка Гданьского» г. Гданьск, а ирландский «AIB European Investment» из группы «Alied Irish Bank» — 16,26% акций «Велько­польского Банка Кредытового».

Помимо государственных банков иностранцы также приобре­тали и другие. В 1992 году был приватизирован крупный «Банк развития экспорта» г. Варшава, созданный в 1987 году под эгидой польского МВЭС. Главным его акционером стал австрийский «Commerzbank Aktiengesellschaft» (приобрел 21% акций, остальная часть ценных бумаг распределена среди мелких инвесторов).

НБ Польши умело использовал стремление иностранных бан­ков закрепиться на польском рынке для решения проблем несо-

стоятельности отечественных банков. В марте 1994 года НБП в це­лях санации приобрел основную часть акций небольшого «Интер­банка», который был вскоре с прибылью продан нидерландскому «ABN-AMRO Bank (Polska)». Тогда же в конце 1994 года НБП при­нял решение выдавать лицензию на деятельность иностранных банков только в случае, если они купят или будут участвовать в санации какого-либо несостоятельного польского банка. С того вре­мени с помощью немецких банков удалось поправить дела или спа­сти четыре отечественных коммерческих банка. Германские банки следуют в Польшу за своими клиентами, привлекаемыми туда вы­сокими прибылями в условиях быстрого экономического развития.

Среди иностранных акционеров коммерческих банков, дей­ствующих в Польше, преобладают американские инвесторы. В об­щей сумме активов польской банковской системы на них прихо­дится около 4% (почти 30% иностранных капиталов). Такой удель­ный вес американцев объясняется прежде всего высоким рейтин­гом крупнейшего иностранного банка в Польше — «Citibank (Poland) SA», развивающего масштабные операции с широкой клиентурой; активностью американских инвесторов из Польско-Американского фонда предпринимательства, который имеет зна­чительные доли в трех банках; а также энергичностью «General Electric Capital Corporation», приобретшей 90% акций гданьского банка «Solidamosc Chase Bank», который стал называться «GE Capital Bank SA» (42-e место). Второе место занимают голландцы (3,5% — в польских активах, 25% — в иностранных капиталах). «Rabobank Nederiaand» приобрел 51% акций банка «Банк Рольно-Пшемысловы» г. Варшава, a ING выкупил контрольные пакеты акций региональных банков с целью развития местных филиалов. Затем следуют международные финансовые организации (в част­ности, ЕБРР имеет значительные доли в капитале трех польских банков, Международная финансовая корпорация — в одном). На третьем месте — немцы. Удельный вес немецкого капитала пока невелик (2% общей суммы активов, 13% всех иностранных капи­талов), однако он создал хорошие стартовые условия для даль­нейшей экспансии (четыре собственных банка, значительные па­кеты акций в трех крупных польских банках, не считая более мел­ких пакетов). Крупнейшие германские банки Дойче Банк и Дрезд-нер Банк сконцентрировали свое внимание на корпоративном сек­торе. На последующих местах — австрийцы (8% иностранных ка­питалов) и французы (5%). Удельный вес представителей других стран (Италии, Великобритании, Канады, Ирландии, Швейца­рии, России) в совокупности не превышает 6%.

В настоящее время почти половина действующих в Польше коммерческих банков более или менее связана с иностранным капиталом. Из них 12 банков (10 дочерних банков и 2 филиала зарубежных банков) на 100% или почти на 100% принадлежат иностранному капиталу. В 21 банке иностранные инвесторы рас­полагают долей акций, в 7 банках имеют большинство или конт­рольные пакеты акций. На долю этих 33 банков приходится почти 40 % собственного .капитала всей банковской системы страны, а доля иностранного участия составляет около 15%. Это немного, однако надо учесть, что немало мировых банковских структур уже создали в Польше плацдармы для дальнейшей экспансии. НБП, правда, намерен ограничивать совокупную долю иностранных субъектов в активах банковской системы 20 %, но в отношении западноевропейских банков такое ограничение может действовать лишь до вступления Польши в ЕС в качестве полноправного чле­на, к чему она стремится.

Иностранные банки и сами проявляют крайнюю осторожность при разворачивании своей деятельности в Польше: лишь один из них имеет три, другой — два, четыре — по одному отделению, остальные работают с клиентами в центральном офисе. Зарубеж­ные банки в Польше, демонстрируя по многим показателям (на­бор услуг, скорость и качество проведения операций и т.п.) высо­кую конкурентоспособность, отбирают наиболее выгодных кли­ентов прежде всего в области внешнеэкономических расчетов. Они, например, мало работают с ценными бумагами, операции с ко­торыми отличаются малыми рисками, но невысокой доходностью. Доля ценных бумаг в их активах — 10—12% (у польских банков в целом — до 26—27%). В то же время у иностранных банков высок удельный вес межбанковских операций (за счет обслуживания внешнеторговых расчетов многих польских банков). Доля межбан­ковских операций в их активах достигает 30% (у польских банков — 16—17%). Более 50% всего оборота рынка МБК, играющего очень большую роль в банковской системе страны, приходится на 14 крупнейших банков. В пассивах иностранных банков в Польше доля вкладов частных лиц сейчас не превышает 6%, тогда как у польских банков эта доля в пассивах в целом — более 40%.

Изменению сложившейся ситуации не способствует и уже упо­мянутое предпринятое польскими властями по примеру других правительств ужесточение условий выдачи лицензий, а также стремление центрального банка страны ввести контроль над ино­странными инвестициями в целях подавления инфляции путем уменьшения роста денежной массы в обращении. Предложения

НБ Польши сводятся к обязанности иностранных инвесторов, покупающих польские гособлигации и долговые обязательства корпораций, депонировать часть своих вложений на беспроцент­ные счета ЦБ. Такие обязательные депозиты должны уменьшить доходы зарубежных инвесторов от вложений в польские долговые обязательства и сделать их менее привлекательными, сократив приток иностранного капитала в Польшу. Но эти ограничения не касаются прямых иностранных инвестиций в акции, которыми открыто торгуют на бирже.

Ещё одной мерой, направленной на уменьшение инфляцион­ного давления, стало решение Национального банка Польши на­чиная с 15 сентября 1997 года привлекать депозиты от широкой клиентуры под высокие процентные ставки. Тем самым централь­ный банк стимулирует коммерческие банки к повышению ставок по кредитам и сокращению выдачи потребительских кредитов. По мнению НБ Польши, лавина кредитов населению и чрезмерно высокий внутренний спрос сопровождаются резким ростом им­порта. Рост импорта, в свою очередь, ведет к перекосам во внеш­неторговом платежном балансе и в балансе по текущим операци­ям. Эта мера стала следствием многократных неудачных попыток НБ Польши переменить ход событий, повышая основные про­центные ставки и нормы минимального резервирования, и выз­вала сильную критику со стороны Польского банковского союза. Последний считает данную акцию проявлением недобросовест­ной конкуренции, противоречащей принципам свободного рын­ка и ставящей в трудную ситуацию, прежде всего, мелкие банки.

Как и в других странах Восточной Европы, в Польше отмеча­ется резкий рост преступности в банковской системе страны, эф­фективность борьбы с которой остается низкой. За 1992—1995 го­ды банки уведомили ЦБ о 8500 случаях взяточничества, неосмот­рительного кредитования, подделки документов, мошенничества и отмывания денег, из которых по 2200 делам следствие было прекращено, а по 400 — отказано в судебном разбирательстве. Глав­ная причина роста преступности кроется в массовом обществен­ном нгздании особенностей функционирования современной бан­ковской системы. По оценкам аналитиков, основная угроза исхо­дит от преступных группировок, занимающихся отмыванием де­нег: национальные и зарубежные группировки легализовали в Польше порядка 3 млрд долларов, полученных от наркобизнеса, торговли оружием, уклонения от налогов и другой незаконной деятельности. В связи с этим ЦБ высказывается за ужесточение не так давно принятого закона об отмывании денег, в частности,

предлагается создать независимую организацию по мониторингу крупных финансовых операций.

Таким образом, несмотря на рыночные преобразования, бан­ковский сектор Польши развит слабо. Такая оценка дана рейтин-говым агентством Стендард энд Пурз. Основными проблемами остаются недостаточный уровень квалификации банковского пер­сонала и технической оснащенности кредитных институтов, а также очень маленькие, по сравнению с банками развитых стран, раз­меры. Отсюда неизбежными становятся дальнейшие поглощения и слияния в банковском секторе. По оценкам Всемирного банка, относительно слабая конкуренция между банками привела к тому, что чистые процентные маржи в 8 раз превышают аналогичные маржи в странах ЕС, в то время как соотношение операционных затрат к активам у польских банков вдвое выше, чем в ЕС.

* * *

Несмотря на такую строгую оценку солидного рейтингового агентства, не стоит забывать, что Польша ещё в недавнем про­шлом ориентировалась на строительство социализма (не будем вдаваться в методологические определения). По сравнению с ана­логичными странами состояние и динамика развития польской банковской системы не так уж плохи. А оценка, данная рейтинго-вым агентством, справедлива лишь, если сравнивать польские банки с банками развитых капиталистических стран. В Польше за­метно расширилось присутствие иностранных финансовых инсти­тутов, хотя они и проявляют вполне объяснимую осторожность.

Вызывает уважение последовательная позиция польских влас­тей по вопросу приватизации банков. Процесс приватизации осу­ществлялся в очередности от менее привлекательных для инвесто­ров финансовых учреждений к более сильным. При стагнации это­го процесса применялись различные консолидационные схемы. К сожалению, такой взвешенности не наблюдалось в России. Рест­руктуризация польских банков осуществлялась при участии меж­дународных финансовых организаций, что обеспечило внешний надзор над этим важным процессом.

Развитию польских банков в период рыночных преобразова­ний среди прочих способствовали следующие факторы:

• в Польше не был окончательно истреблен частнопредпри­нимательский дух у населения;

• еще до реформы разрешался мелкий частный бизнес;

• значительное количество этнических поляков проживает за пределами страны.

Национальный банк Польши сузил свои функции до входя­щих в исключительную компетенцию эмиссионного банка, со­хранив при этом за собой функции банковского надзора. В целом его деятельность независима от правительства, что оправдано, особенно в условиях переходного периода, когда «политический маятник» поднимает к власти то левые, то правые силы. В этих условиях независимость ЦБ выступает демпфером между полити­кой и экономикой.

Удачное положение Польши на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком, быстрое расширение иностранного присутствия в экономике страны резко повысило уровень пре­ступности, прежде всего в экономической сфере. Власти страны, в том числе и ЦБ Польши, предпринимают меры по борьбе с преступностью в финансово-кредитной сфере, но они пока недо­статочно действенны.

венгрия

Действующие в Венгрии банки можно разделить на четыре группы.

Первая — крупные уни­версальные банки с разви­той филиальной сетью, об­служивающие широкую клиентуру (ОТР, Будапешт-банк, МНВ, К&Н, Постабанк). Банки этой группы отличаются высокими операционными расходами, составляющими по отно­шению к доходу около 70%.

Вторая — иностранные и местные банки, в основном предла­гающие оптовые услуги и проводящие наступательную региональ­ную стратегию. У них показатель отношения издержек к доходу находится в пределах 20—40%.

Третья — банки, предлагающие наиболее высококачествен­ные услуги в каком-либо сегменте банковской сферы (МКВ, Цен-тральноевропейский международный банк (CIB), Уникбанк, Сити-банк, «Кредитанштальт», Ингбанк, Коммерцбанк).

Четвертая — мелкие учреждения, не занимающие на рынке какой-либо специфической ниши. У банков этой группы недоста­точно капитала, опыта, и со временем их число, видимо, будет сокращаться.

Всего в Венгрии действуют около 40 банков, что, по мнению рейтингового агентства «Стэндард энд Пурз», слишком много для страны с населением 10,5 млн человек. Все они испытывают труд­ности с капитализацией, расширением набора услуг, созданием сети отделений и подбором квалифицированного персонала. С конца 80-х годов число банковских служащих увеличилось в 10 раз и к 1996 году достигло почти 200 тысяч. Однако наблюдается нехватка отделений банков и ограниченность предлагаемых продуктов и услуг.

До середины 90-х годов в банковской системе Венгрии доми­нировали госбанки. Поэтому кампания по их приватизации, раз­вернувшаяся в 1994 году, стала главным событием последнего де­сятилетия XX века. Результатом приватизации госсектора, появле­ния новых участников на банковском рынке, среди которых мно­го крупных, хорошо капитализированных иностранных банков, развития конкуренции неизбежно станет интенсивная консолида­ция банковского сектора Венгрии и повышение уровня банковс­кого обслуживания до общепринятых западных стандартов. По масштабам приватизации банковского сектора Венгрия уже обо­гнала практически все государства Восточной и ряд стран Запад­ной Европы.

До 1995 года Венгрия последовательно проводила рекапитали-зацию крупных банков. Предпринятые в 1992—1994 годах усилия по консолидации банковской системы страны сопровождались вливанием в нее 3,5 млрд долларов (ежегодно до 7% ВВП), но не дали весомых результатов. Вкупе с процентными платежами по госдолгу эти значительные расходы стали основной причиной круп­ных бюджетных дефицитов страны. Причина неэффективности бюджетных вливаний заключается в допущенных серьезных ошиб­ках: не было разработано четкой стратегии развития банковского сектора, не менялось руководство банков, в особенности государ­ственных, которое продолжало работать по старинке, отсутство­вали должный надзор и регулирование банковской деятельности, которыми одновременно занимались сразу 4 разных государствен­ных ведомства. В условиях быстрого ухудшения состояния эконо­мики Венгрия была вынуждена взять курс на ускорение привати­зации в целях обеспечения долгосрочной надежности банковской

системы. Консолидация банков и последующая их реструктуриза­ция привели к тому, что, если в 1994 году государство контроли­ровало 66,8 % капитала банковского сектора, то в конце 1995 года он на 56,8 % находился в частных руках, причем большая часть капитала принадлежала крупным иностранным инвесторам.

К июлю 1997 года из 43 местных банков 27 являлись частны­ми, причем контрольным пакетом 22 из них владели иностранцы, и они были капитализированы намного лучше, чем государствен­ные банки. Однако 3 стратегических финансовых учреждения ос­таются в руках государства: Венгерский банк развития, кредитую­щий промышленность; Эксимбанк, в задачи которого входит под­держка экспорта; и крупнейший в стране коммерческий банк ОТР, имеющий 378 отделений.

В 1995 году в банке ОТР было аккумулировано около 60% сбе­режений населения и 90% счетов правительства, доля государства в его капитале составляла 80%, активы составляли 31% совокуп­ных активов национальной банковской системы. К середине 1996 года 23% его акций были переданы иностранным институциональ­ным инвесторам, причем на каждого из них приходится не более 2,5% капитала банка. 5% акций было передано служащим и управ­ленческому аппарату банка; 24% — прочим местным инвесторам. Около 20% акций банка владели страховые и пенсионные фонды. Государство сохраняло за собой 25% акций плюс один голос, од­нако участие государства в капитале банка ОТР планировалось сократить до 10%.

Советником в организации продажи банка выступили англий­ский торговый банк «Шредере» и австрийская компания «Креди-танштальт секьюритиз Будапешт», сумевшие оттеснить 17 других претендентов, среди которых фигурировали английский банк «Н.М. Ротшильд» и швейцарский инвестиционный банк «Креди свисс ферст Бостон». В конце 1996 года голландский банк ABN Amro почти за 90 млн долларов приобрел 89% акций пятого по величи­не коммерческого банка в стране — Венгерского кредитного бан­ка МНВ.

Несколько сложнее обстояло дело с приватизацией торгово-кредитного банка «KeresKedelmi es Hitelbank» (K&H), занимаю­щего 2-е место по числу филиалов (154) и 3-е — по величине совокупных активов (2,25 млрд долларов). Однако в январе 1998 года государственное агентство по приватизации объявило о про­даже оставшейся части (44%) акций банка. После этого процесс приватизации банковской системы страны можно считать прак­

тически полностью завершенным: на долю частных владельцев приходится 93% местных банков.

Вместе с разгосударствлением банковского сектора Венгрии резко обострилась конкуренция, существенно повысилось коли­чество и качество услуг, особенно в корпоративном банковском секторе. Электронные банковские услуги получили такое же рас­пространение, что и в любой западной стране, как на межбан­ковском рынке, так и среди банков, обслуживающих широкую клиентуру. К середине 1997 года в Венгрии насчитывалось уже около полутора миллионов владельцев пластиковых карт.

Венгрия является одной из немногих восточноевропейских стран, широко открывших доступ иностранному капиталу к своей программе приватизации, и не только в банковском секторе. Око­ло половины приватизированных в 90-х годах крупных венгерских предприятий контролируется иностранцами. Поскольку банки не могут устойчиво функционировать, если их клиенты испытывают трудности, то донорские вливания иностранного капитала в оте­чественную промышленность благоприятно сказываются и на со­стоянии банковской системы.

Иностранные банки проявляют к Венгрии растущий интерес. В 1995 году фирма «Дженерэл Электрик Кэпитэл Сервисиз» и Евро­пейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) выкупили у вен­герского правительства 60%-ную долю в Будапештском банке за 87 млн долларов. «Дженерэл Электрик» приобрела 27,5% акций банка, а ЕБРР — 32,5%. Это была первая в Венгрии сделка, при которой большая доля госбанка была продана инвесторам, к тому же иностранным. В результате Будапештский банк с активами бо­лее чем 215 млрд форинтов (1,54 млрд долларов) и 74 филиалами стал крупнейшим коммерческим банком Венгрии.

В мае 1996 года государство продало свою 25%-ную долю в капитале Внешторгбанка (МКБ), который стал на 50,8 % принад­лежать немецкому Байерише Ландесбанк, на 16,7 % — ЕБРР и на 8,3 % — германскому DEG.

С продажей остальных банков ввиду их малых размеров и неза­видного финансового положения возникают серьезные трудно­сти, в связи с чем они призывают государство объявить морато­рий на предоставление новых лицензий иностранным банкам. По их мнению, такая мера должна стимулировать зарубежные банки покупать местные с целью проникновения на венгерский рынок.

Однако ведущие международные банки уже серьезно заявили о себе на местном рынке и во многом способствовали быстрому

развитию финансового сектора страны в последние годы. Около половины из 40 коммерческих банков Венгрии являются иност­ранными или созданы с участием иностранного капитала. Еще 20 зарубежных банков и финансовых учреждений имеют представи­тельства. Наращивает объем операций Сити-банк, австрийский «Кредитанштальт». Возникают новые специализированные банки, такие, как Деу, Парше, Ханхва. Иностранные банки вкладывают немалые средства в расширение сети своих отделений, инвести­руют в многообещающие прибыльные проекты, создавая таким образом дополнительные трудности для пока не совсем окрепших местных банков. Россия также представлена в Венгерском банков­ском секторе: в 1996 году российский концерн Газпром приобрел 50 % акций мелкого местного банка «Altalanos Ertekforgalmi», имеющего семь отделений.

Анализируя результаты реформы банковского сектора Венг­рии, можно сделать вывод, что он несомненно выиграл как от присутствия иностранного капитала и опыта, так и в плане досто­верности информации о собственности. Все банки были привати­зированы или реформированы под неусыпным оком обществен­ности, и поэтому не возникает сомнений относительно владель­цев банка и связей между ними. Кроме того, благодаря внедрению в банковскую систему Венгрии западных подходов и менеджмента наблюдается постоянное снижение процента недействующих кре­дитов при постоянном увеличении объема выданных кредитов.

Однако с завершением процесса приватизации банковской системы правительство стало больше ориентироваться на внут­ренних инвесторов. Это связано с недостаточным объемом пря­мых иностранных инвестиций в экономику Венгрии. Поэтому в условиях ограниченного притока средств в экономику Венгрии в ее банковском секторе, видимо, будет превалировать процесс сли­яний.

Правительством страны и национальным банком Венгрии в связи с планируемым в 2002 году вступлением Венгрии в Евро­пейский союз проводится последовательная политика на поэтап­ное открытие рынка страны. В рамках этой политики в 1997 году был принят новый закон о ценных бумагах, вступивший в дей­ствие с 1 января 1998 года. В нем содержится положение о даль­нейшей либерализации движения капитала, но сохранены огра­ничения на движение краткосрочного капитала. В соответствии с этим законом иностранцы могут инвестировать только в государ­ственные ценные бумаги со сроком погашения более года, в то

время как максимальный срок погашения дисконтных казначейс­ких векселей составляет только 12 месяцев. Альтернативный дос­туп к краткосрочным инструментам рынка капиталов предлагают ценные бумаги местных инвестиционных фондов. С января 1998 года НБ Венгрии разрешил иностранцам покупать краткосрочные и среднесрочные ценные бумаги инвестиционного фонда CAIB на сумму до 4 млрд форинтов.

Любая страна, .имеющая желание интегрироваться в мировую финансовую систему, должна придерживаться принципов кон­венций ООН, ЕС и Базельского комитета в отношении усиления борьбы с отмыванием денег. По мере развития этого процесса на Западе преступники ищут пути проникновения на Восток. Поэто­му Венгрия, проводящая политику, ориентированную на страны Западной Европы, уделяет в своей правовой и нормативной базе большое внимание надлежащему исполнению своих обязанностей операторами финансового рынка. Так, в Венгрии предусмотрена идентификация личности клиента при совершении операций на сумму, превышающую 2 млн форинтов, или даже операций на меньшую сумму, вызывающих особое подозрение. Идентифика­ция также требуется в каждом случае при открытии нового счета. Временные рамки для хранения документации определены сро­ком 10 лет. За их нарушение предусмотрены специальные санк­ции, вплоть до отзыва банковских лицензий и штрафов. Кроме того, за банками законодательно закреплена обязанность сооб­щать о подозрительных сделках подразделению по борьбе с отмы­ванием денег.

* * *

Таким образом, по результатам рассмотрения венгерской бан­ковской системы можно сделать следующие выводы:

• Венгерское правительство произвело неудачную попытку со­хранить национальный банковский сектор, повысив его конку­рентоспособность по сравнению с иностранными финансово-кре­дитными учреждениями, присутствующими на местном рынке, за счет огромных для Венгрии бюджетных вливаний. Эти расходы, давшие крупный бюджетный дефицит, нельзя назвать обоснован­ными, так как при слабом внешнем надзоре за банковской систе­мой они не сопровождались процессом реформирования систем внутреннего управления в банках.

• Такая политика правительства дала обратный результат. Сей­час в количественном выражении более половины банков при-

надлежит нерезидентам, причем уровень их капитализации и рен­табельности намного выше, чем отечественных, что позволяет прогнозировать их более успешное развитие и расширение при­сутствия на внутреннем рынке.

• Пришедшие на местный рынок иностранные банки привнесли современные банковские технологии, принятые на западе подхо­ды к вопросам управления.

• В последние годы в Венгрии последовательно проводится политика на дальнейшее открытие рынка, приведение законода­тельства и нормативной базы к европейским стандартам с целью обеспечения условий полной интеграции со странами Западной Европы.

• Значительное присутствие в Венгрии иностранных финансо­вых институтов, а также относительно высокий средний уровень жизни, не обещающий скорых политических потрясений, позволя­ют прогнозировать успешное развитие банковского сектора страны.

чехия, словакия

Чехия, как и другие быв­шие государства социалисти­ческого блока, осуществляет переход от административной к рыночной экономике. При этом большое внимание уде­ляется приватизации государ­ственной банковской системы.

До 1990 года банковское обслуживание клиентов осуществля­ли Государственный банк и четыре спецбанка (инвестиционный, торговый, промысловый и сберегательные кассы). Капитал и акти­вы этих банков полностью принадлежали ЧСФР. Как и во многих других странах, названные спецбанки предоставляли некоммер­ческие кредиты на льготных условиях. Доля таких необоснованных с финансовой точки зрения кредитов составляла до 30% от общей суммы.

Новая двухуровневая банковская система, состоящая из Цент­

рального банка и коммерческих банков, начала формироваться еще в бывшей ЧСФР в начале 1990 года. В дальнейшем реформи­рование банковской системы происходило в условиях более бла­гоприятных, нежели, например, в России; не возникало значи­тельных сложностей, связанных с дефицитом госбюджета, опус­тошением товарного рынка, высокими темпами инфляции и не­обходимостью обслуживать внутренний и внешний долг.

В 1993 году при разделении ЧСФР на два самостоятельных го­сударства (Чешскую и Словацкую республики) все федеральное имущество, которое было признано совместным, включая и иму­щество ряда банков, было разделено на три части, две из которых отошли Чехии, а одна — Словакии. Раздел произошел мирно и практически не отразился на стабильности финансовой ситуации — на протяжении 1991—1995 годов валютный курс сохранялся на уровне 27—28 крон за доллар США.

С 1 октября 1995 года конвертируемость чешской кроны значи­тельно расширилась: были сняты ограничения с международных расчетов и движения капитала. В результате чешские граждане не обязаны продавать свою валюту Центральному банку и получили возможность оплачивать заграничные счета (например, за лече­ние или обучение) без предварительного разрешения ЦБ, а также вывозить за рубеж неограниченное количество национальной ва­люты. В последнем случае осталось в действии лишь уведомитель­ное правило о вывозе за границу более 200 тыс. крон.

Было отменено лицензирование со стороны Чешского нацио­нального банка следующих операций:

• открытие за границей чешскими физическими или юриди­ческими лицами собственного предприятия;

• приобретение чешскими физическими или юридическими ли­цами более 10% капитала зарубежного предприятия;

• предоставление кредита для финансирования заграничного дочернего предприятия чешской фирмы;

• предоставление чешскими банками кредита иностранным юридическим или физическим лицам на срок более 5 лет;

• приобретение за границей недвижимости чешскими юриди­ческими или физическими лицами.

Однако иностранцы по-прежнему не получили права прямой покупки недвижимости в Чехии; для этого им необходимо прежде открыть здесь своё предприятие. Чешское правительство опасает­ся, что неограниченная скупка иностранцами недвижимости взвин­тит цены на жильё, что вызовет серьёзные социальные послед -

ствия. Приняв новый закон, Чехия выполнила положения статьи 8 устава МВФ относительно либерализации международны^ рас­чётов, что, в свою очередь, является предпосылкой для вступле­ния страны в ОЭСР.                                

Чешские предприятия и раньше активно обращались за кре­дитами к иностранным источникам, испросив для этого Лицен­зию ЦБ, что, впрочем, являлось чистой формальностью, рейчас отменена и она. Интерес к внешним источникам финансирования объясняется более выгодными условиями на международных фи­нансовых рынках: в Чехии процентная ставка колеблется между 11 и 15%.

Проводившаяся в Чехословакии приватизация в банковском секторе началась со специализированных банков, как наименее адаптированных к обслуживанию новой клиентуры и не способ­ствовавших развитию рыночной конкуренции. Приватизация про­водилась одновременно со значительной консолидацией их деби­торских кредитов, а также с мерами по увеличению собственного капитала и резервов за счет государственных средств. Часть безна­дежных долгов клиентов списана с банков за счет средств госбюд­жета или переоформлена в задолженность государства. В 1991 году был учрежден специальный Государственный консолидационный банк с функциями агентства по управлению долгами предприя­тий, принятыми от коммерческих банков государством. Благодаря принятым мерам, финансовое положение коммерческих банков с преобладающей долей государства было существенно улучшено.

В Чехии решение о приватизации не было спонтанным и во­люнтаристским. Ей предшествовала тщательная проверка баланса и финансового состояния банков престижными иностранными аудиторскими фирмами или с их участием по обычным междуна­родным правилам, новая оценка имущества, привлечение иност­ранных консультантов и поиск иностранных инвесторов. Была ут­верждена Ассоциация по гарантиям сбережений и вкладов, фи­нансируемая за счет средств государства и самих банков, суще­ственно подкрепившая их надежность и доверие к ним со стороны клиентуры.

В результате приватизации большая часть акций Промыслово­го банка была продана иностранному банку, другие распределены по ваучерам. Остальные спецбанки были приватизированы путем распределения акций между широким кругом мелких собственни­ков. Результат такой неудачной приватизации тормозит процессы формирования высокого качества менеджмента, выработку надеж­ной долгосрочной их стратегии.

k середине 1993 года доля государственной собственности со­ставляла: в Чешской сберкассе — 43%, в коммерческом банке «Права» — 44%, в Инвестиционном банке — 45%, в Торговом банке|— 50,5%. На эти 4 банка приходилось около 70% активов всей банковской системы. Их акции активно продаются на фондо­вой бирже в Праге. В целом чешские коммерческие банки неплохо удовлетворяют потребности рыночной экономики. Объемы бан­ковских кредитов достигают 70 % ВВП (в Венгрии — около 50%, Польше — 30%, ФРГ — 110%). До 80 % кредитов направляется в негосу! арственный сектор.

Осенью 1993 года с целью предоставления быстро развиваю­щейся банковской отрасли возможности для консолидации был введен мораторий на выдачу банковских лицензий резидентам и нерезидентам. Лишь весной 1996 года Совет Чешского националь­ного банка после длительной паузы принял решение о предостав­лении ^цензий на создание универсальных банков. Лицензии на учреждение местных дочерних банков получили британский Мид-лэнд Бэ(нк и германский Вестдойче Ландесбанк.

К середине 1996 года в Чехии действовало 53 банка, причем рынок контролировался четырьмя крупными государственными и одним частным банком. На четыре госбанка приходилось более 70% всех банковских операций в Чехии. Из остальных банков 21 являлся полными дочерними компаниями иностранных банков и еще в 19 присутствовал иностранный капитал.

В 1996 году в Чехии разразился банковский кризис. В числе банков, испытывавших трудности с ликвидностью, оказался и самый крупный банк страны — Агробанк, имеющий капитал в 4 млрд крон и располагающий 5% всех депозитов страны, в том числе значительными средствами государственного фонда здраво­охранения. В результате ЦБ был вынужден выступить гарантом всех его депозитов и в сотрудничестве с коммерческими банками про­извести вливание 6 млрд крон.

Кризис привёл к банкротству двух крупных банков и прекра­щению существования около десяти мелких (совокупная валюта баланса последних составляет всего 3,75% от общей суммы балан­са чешской банковской системы). В результате кризиса структура банковской системы изменилась: число функционирующих в стране банковских институтов снизилось до 48, в том числе 23 — с ино­странным капиталом. Основной причиной кризиса стало непосле­довательное воплощение в жизнь банковского законодательства, неудачная ваучерная приватизация и отсутствие эффективной сис-

темы надзора за фондовым рынком. Несмотря на настойчивые предупреждения иностранных банков, правительство Чехии не приняло необходимых мер по предотвращению разграбленця воз­никших в ходе приватизации инвестиционных фондов, значитель­ная часть средств в которых принадлежала иностранным винадчи-кам. Это вызвало резкое падение доверия к Праге на международ­ных рынках капитала. Сложилась непостижимая для иностранцев ситуация, когда крупные чешские банки через инвестиц юнные фонды контролируют промышленные предприятия, явля эщиеся неплатежеспособными должниками этих же банков, и пр •должа­ют предоставлять им кредиты, за счёт которых те обслуживают предыдущие займы. Низкая конкурентоспособность экономики привела к дефициту торгового и платёжного балансов и д вальва­ции кроны и вместе с высоким уровнем проблемных кредитов затормозила развитие банковского и фондового рынков.

Таким образом, либерализм в экономической госуд фствен-ной политике многими банкирами был распространён в кредит­ную систему. Кроме того, полицейские расследования, судебные процессы и приговоры по первым банкротствам не служили делу поддержания банковской системы на должном уровне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ