Банки (курс лекций)
Основной
целью закона о банках является приспособление банковского права к требованиям
современной рыночной экономики и Европейского союза, а также повышение
надежности банковского сектора.
Законом
сокращена сумма инвестиций банка в отдельное предприятие с 25 до 15% его
собственных средств. Это ограничение не касается участия в капитале других
банков. Верхний лимит кредита одному заёмщику, напротив, поднят до 25% (10%).
Закон уже-сточает меры борьбы с отмыванием денег и уточняет процедуру санации,
банкротства и ликвидации финансовых институтов.
Наиболее
спорной проблемой обоих законов стала организация банковского надзора. По
этому вопросу был достигнут компромисс между левым правительством и
центральным банком. Вопреки планам правительства банковский надзор по-прежнему
остался одной из функций ЦБ. Однако его действия теперь подлежат контролю со
стороны Комиссии банковского надзора, состоящей из представителей ЦБ, Минфина и
Президента.
Новый
закон о центральном банке в основном укрепил независимость ЦБ, зафиксированную
в Конституции страны. В то же время закон предусматривает создание Совета по
денежно-кредитной политике, в функции которого входит определение таких
ключевых её элементов, как процентные ставки, обменные курсы и нормы
минимального резервирования. Совет возглавляется президентом ЦБ и состоит из
известных специалистов по экономическим вопросам, назначаемых обеими палатами
парламента и Пре-
зидентом. До принятия закона
решения по денежно-кредитной политике принимались руководством ЦБ.
Несколько
ранее, в декабре 1994 года, был принят закон о фонде страхования вкладов, в
котором в обязательном порядке должны участвовать все польские банки. Они
должны ежегодно отчислять в фонд сумму, равную 0,4% всех своих подверженных я •
риску активов. Фондом страхуются вклады только частных лиц в 1 размере до 1000
ЭКЮ на 100% и в размере до 3000 ЭКЮ на 90% на одного вкладчика в одном банке.
Результатом принятия законов и надлежащего их исполнения
стало признание Европейской комиссией состояния банковского надзора в Польше
удовлетворительным, поскольку многие банковские директивы ЕС уже включены в
законодательство Польши.
Всего за 7 лет рыночных преобразований активная деятельность
иностранных банков в Польше стала привычной и не вызывает у общественности
прежних отрицательных эмоций. Их преодолению способствовало стремление к
скорейшей интеграции в западноевропейские структуры политической элиты страны,
которая поняла, что без внешних финансовых вливаний укрепление отечественной
банковской системы невозможно. Достаточно сказать, что суммарный собственный
капитал всех польских банков меньше капитала любого из первой сотни крупнейших
банков мира. Государственный Сбербанк ПКО БП, доминирующий в секторе по
привлечению депозитов физических лиц, в 20 раз меньше английского банка
«Барклэйз». Банковские депозиты в Польше составляют лишь 30% ВВП по сравнению
с 45% в Греции. В связи с этим вопрос о необходимости открытия внутреннего
рынка для иностранных банков теряет смысл. Альтернативы их привлечению в рамках
реализуемой в Польше стратегии нет. Обсуждаться может лишь место и роль
иностранного банковского капитала.
В начальный период рыночных преобразований (1989—1992
годы) перед Национальным банком Польши встала задача преодолеть
психологические барьеры, стоящие перед иностранными инвесторами, опасавшимися
социально-экономической нестабильности в стране. Большое значение имело и
отсутствие инфраструктуры (систем связи, хороших офисных помещений и др.). В
этот период активно проявили себя американские и канадские предприниматели
польского происхождения. В 1989 году при их активном участии создан первый в
посткоммунистической Польше банк с иностранным участием — «Амербанк — Банк
Американский в Польше». Двумя годами позже при участии Польско-Американского
фонда предпринимательства открылись «Первый Польско-
Американский
банк в Кракове», «Польско-Американский ипотечный банк» и «Польско-Канадский
Банк Св. Станислава».
Среди
крупнейших иностранных кредитных учреждений первыми свои дочерние банки в это
же время открыли американский «Citibank Overseas Investment
Corporation», австрийские «Creditanstalt Bankverein» и «Raiffeisen Zentralbank». Группа инвесторов из
Италии , Франции и Германии (Committ Holding International, Credit
lyonnais Global Banking, BfG Bank) создала банк «IBP Bank
SA» — Международный банк в Польше. Свои филиалы открыли
нидерландский банк «ING Bank» и французский «Societe
Generale».
Однако в начале 90-х годов в польских финансовых кругах
стало нередко высказываться мнение, что иностранные банки лишь снимают сливки,
сосредоточившись на высокодоходных видах операций, особенно в области
внешнеторговых расчетов. Они перехватывают наиболее солидных и выгодных
клиентов, располагая доступом к новейшим банковским технологиям и прочными
тылами в лице материнских структур. В связи с этим Национальный банк Польши с
первой половины 1993 года стал проводить в отношении иностранных банков более
определенную и целенаправленную лицензионную политику, пытаясь задействовать
их в решении ряда насущных проблем (приватизация, санация банковских
учреждений и т.п.). Так, в 1993—1996 годах расширение присутствия иностранных
банков на польском рынке происходило за счет участия зарубежных инвесторов в
приватизации банковских учреждений, в основном госбанков: «ING Bank» приобрёл 25,92% акций «Банка Шленского» г. Катовице и 5,31% акций
«Банка Пше-мыслово-Хандлёвского» г. Краков. Европейский банк реконструкции и
развития приобрел 23,88% акций «Велькопольского Банка Кредытового» г. Познань,
а также 15,06% акций «Банка Пшемыс-лово-Хандлёвского». «The Bank of New
York» приобрел 25,14% акций «Банка Гданьского» г. Гданьск, а
ирландский «AIB European Investment» из группы
«Alied Irish Bank» — 16,26% акций «Велькопольского Банка
Кредытового».
Помимо государственных банков иностранцы также приобретали
и другие. В 1992 году был приватизирован крупный «Банк развития экспорта» г.
Варшава, созданный в 1987 году под эгидой польского МВЭС. Главным его
акционером стал австрийский «Commerzbank Aktiengesellschaft» (приобрел 21% акций, остальная часть ценных бумаг распределена среди
мелких инвесторов).
НБ Польши умело использовал стремление иностранных банков
закрепиться на польском рынке для решения проблем несо-
стоятельности
отечественных банков. В марте 1994 года НБП в целях санации приобрел основную
часть акций небольшого «Интербанка», который был вскоре с прибылью продан
нидерландскому «ABN-AMRO Bank (Polska)». Тогда же в конце
1994 года НБП принял решение выдавать лицензию на деятельность иностранных
банков только в случае, если они купят или будут участвовать в санации
какого-либо несостоятельного польского банка. С того времени с помощью
немецких банков удалось поправить дела или спасти четыре отечественных
коммерческих банка. Германские банки следуют в Польшу за своими клиентами, привлекаемыми
туда высокими прибылями в условиях быстрого экономического развития.
Среди
иностранных акционеров коммерческих банков, действующих в Польше, преобладают
американские инвесторы. В общей сумме активов польской банковской системы на
них приходится около 4% (почти 30% иностранных капиталов). Такой удельный вес
американцев объясняется прежде всего высоким рейтингом крупнейшего
иностранного банка в Польше — «Citibank (Poland) SA»,
развивающего масштабные операции с широкой клиентурой; активностью американских
инвесторов из Польско-Американского фонда предпринимательства, который имеет
значительные доли в трех банках; а также энергичностью «General
Electric Capital Corporation», приобретшей 90% акций гданьского
банка «Solidamosc Chase Bank», который стал называться
«GE Capital Bank SA» (42-e место). Второе место занимают
голландцы (3,5% — в польских активах, 25% — в иностранных капиталах). «Rabobank
Nederiaand» приобрел 51% акций банка «Банк Рольно-Пшемысловы» г.
Варшава, a ING выкупил контрольные пакеты акций
региональных банков с целью развития местных филиалов. Затем следуют
международные финансовые организации (в частности, ЕБРР имеет значительные
доли в капитале трех польских банков, Международная финансовая корпорация — в
одном). На третьем месте — немцы. Удельный вес немецкого капитала пока невелик
(2% общей суммы активов, 13% всех иностранных капиталов), однако он создал
хорошие стартовые условия для дальнейшей экспансии (четыре собственных банка,
значительные пакеты акций в трех крупных польских банках, не считая более мелких
пакетов). Крупнейшие германские банки Дойче Банк и Дрезд-нер Банк
сконцентрировали свое внимание на корпоративном секторе. На последующих местах
— австрийцы (8% иностранных капиталов) и французы (5%). Удельный вес представителей
других стран (Италии, Великобритании, Канады, Ирландии, Швейцарии, России) в
совокупности не превышает 6%.
В настоящее время
почти половина действующих в Польше коммерческих банков более или менее связана
с иностранным капиталом. Из них 12 банков (10 дочерних банков и 2 филиала
зарубежных банков) на 100% или почти на 100% принадлежат иностранному капиталу.
В 21 банке иностранные инвесторы располагают долей акций, в 7 банках имеют
большинство или контрольные пакеты акций. На долю этих 33 банков приходится
почти 40 % собственного .капитала всей банковской системы страны, а доля
иностранного участия составляет около 15%. Это немного, однако надо учесть, что
немало мировых банковских структур уже создали в Польше плацдармы для
дальнейшей экспансии. НБП, правда, намерен ограничивать совокупную долю
иностранных субъектов в активах банковской системы 20 %, но в отношении
западноевропейских банков такое ограничение может действовать лишь до
вступления Польши в ЕС в качестве полноправного члена, к чему она стремится.
Иностранные банки и
сами проявляют крайнюю осторожность при разворачивании своей деятельности в
Польше: лишь один из них имеет три, другой — два, четыре — по одному отделению,
остальные работают с клиентами в центральном офисе. Зарубежные банки в Польше,
демонстрируя по многим показателям (набор услуг, скорость и качество
проведения операций и т.п.) высокую конкурентоспособность, отбирают наиболее
выгодных клиентов прежде всего в области внешнеэкономических расчетов. Они,
например, мало работают с ценными бумагами, операции с которыми отличаются
малыми рисками, но невысокой доходностью. Доля ценных бумаг в их активах —
10—12% (у польских банков в целом — до 26—27%). В то же время у иностранных
банков высок удельный вес межбанковских операций (за счет обслуживания
внешнеторговых расчетов многих польских банков). Доля межбанковских операций в
их активах достигает 30% (у польских банков — 16—17%). Более 50% всего оборота
рынка МБК, играющего очень большую роль в банковской системе страны, приходится
на 14 крупнейших банков. В пассивах иностранных банков в Польше доля вкладов
частных лиц сейчас не превышает 6%, тогда как у польских банков эта доля в
пассивах в целом — более 40%.
Изменению
сложившейся ситуации не способствует и уже упомянутое предпринятое польскими
властями по примеру других правительств ужесточение условий выдачи лицензий, а
также стремление центрального банка страны ввести контроль над иностранными
инвестициями в целях подавления инфляции путем уменьшения роста денежной массы
в обращении. Предложения
НБ
Польши сводятся к обязанности иностранных инвесторов, покупающих польские
гособлигации и долговые обязательства корпораций, депонировать часть своих
вложений на беспроцентные счета ЦБ. Такие обязательные депозиты должны
уменьшить доходы зарубежных инвесторов от вложений в польские долговые
обязательства и сделать их менее привлекательными, сократив приток иностранного
капитала в Польшу. Но эти ограничения не касаются прямых иностранных инвестиций
в акции, которыми открыто торгуют на бирже.
Ещё одной мерой, направленной на уменьшение инфляционного
давления, стало решение Национального банка Польши начиная с 15 сентября 1997
года привлекать депозиты от широкой клиентуры под высокие процентные ставки.
Тем самым центральный банк стимулирует коммерческие банки к повышению ставок
по кредитам и сокращению выдачи потребительских кредитов. По мнению НБ Польши,
лавина кредитов населению и чрезмерно высокий внутренний спрос сопровождаются
резким ростом импорта. Рост импорта, в свою очередь, ведет к перекосам во внешнеторговом
платежном балансе и в балансе по текущим операциям. Эта мера стала следствием
многократных неудачных попыток НБ Польши переменить ход событий, повышая
основные процентные ставки и нормы минимального резервирования, и вызвала
сильную критику со стороны Польского банковского союза. Последний считает
данную акцию проявлением недобросовестной конкуренции, противоречащей
принципам свободного рынка и ставящей в трудную ситуацию, прежде всего, мелкие
банки.
Как и в других странах Восточной Европы, в Польше отмечается
резкий рост преступности в банковской системе страны, эффективность борьбы с
которой остается низкой. За 1992—1995 годы банки уведомили ЦБ о 8500 случаях
взяточничества, неосмотрительного кредитования, подделки документов,
мошенничества и отмывания денег, из которых по 2200 делам следствие было
прекращено, а по 400 — отказано в судебном разбирательстве. Главная причина
роста преступности кроется в массовом общественном нгздании особенностей
функционирования современной банковской системы. По оценкам аналитиков,
основная угроза исходит от преступных группировок, занимающихся отмыванием денег:
национальные и зарубежные группировки легализовали в Польше порядка 3 млрд
долларов, полученных от наркобизнеса, торговли оружием, уклонения от налогов и
другой незаконной деятельности. В связи с этим ЦБ высказывается за ужесточение
не так давно принятого закона об отмывании денег, в частности,
предлагается
создать независимую организацию по мониторингу крупных финансовых операций.
Таким
образом, несмотря на рыночные преобразования, банковский сектор Польши развит
слабо. Такая оценка дана рейтин-говым агентством Стендард энд Пурз. Основными
проблемами остаются недостаточный уровень квалификации банковского персонала и
технической оснащенности кредитных институтов, а также очень маленькие, по
сравнению с банками развитых стран, размеры. Отсюда неизбежными становятся
дальнейшие поглощения и слияния в банковском секторе. По оценкам Всемирного
банка, относительно слабая конкуренция между банками привела к тому, что чистые
процентные маржи в 8 раз превышают аналогичные маржи в странах ЕС, в то время
как соотношение операционных затрат к активам у польских банков вдвое выше, чем
в ЕС.
* * *
Несмотря на такую строгую оценку солидного рейтингового агентства, не
стоит забывать, что Польша ещё в недавнем прошлом ориентировалась на
строительство социализма (не будем вдаваться в методологические определения).
По сравнению с аналогичными странами состояние и динамика развития польской
банковской системы не так уж плохи. А оценка, данная рейтинго-вым агентством,
справедлива лишь, если сравнивать польские банки с банками развитых
капиталистических стран. В Польше заметно расширилось присутствие иностранных
финансовых институтов, хотя они и проявляют вполне объяснимую осторожность.
Вызывает
уважение последовательная позиция польских властей по вопросу приватизации
банков. Процесс приватизации осуществлялся в очередности от менее
привлекательных для инвесторов финансовых учреждений к более сильным. При
стагнации этого процесса применялись различные консолидационные схемы. К
сожалению, такой взвешенности не наблюдалось в России. Реструктуризация
польских банков осуществлялась при участии международных финансовых
организаций, что обеспечило внешний надзор над этим важным процессом.
Развитию
польских банков в период рыночных преобразований среди прочих способствовали
следующие факторы:
• в Польше не был окончательно истреблен частнопредпринимательский
дух у населения;
• еще до реформы разрешался мелкий частный бизнес;
• значительное количество этнических поляков проживает
за пределами страны.
Национальный банк
Польши сузил свои функции до входящих в исключительную компетенцию
эмиссионного банка, сохранив при этом за собой функции банковского надзора. В
целом его деятельность независима от правительства, что оправдано, особенно в
условиях переходного периода, когда «политический маятник» поднимает к власти
то левые, то правые силы. В этих условиях независимость ЦБ выступает демпфером
между политикой и экономикой.
Удачное положение
Польши на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком, быстрое
расширение иностранного присутствия в экономике страны резко повысило уровень
преступности, прежде всего в экономической сфере. Власти страны, в том числе и
ЦБ Польши, предпринимают меры по борьбе с преступностью в финансово-кредитной
сфере, но они пока недостаточно действенны.
венгрия
Действующие в Венгрии банки можно разделить на четыре группы.
Первая
— крупные универсальные банки с развитой филиальной сетью, обслуживающие
широкую клиентуру (ОТР, Будапешт-банк, МНВ, К&Н, Постабанк). Банки этой
группы отличаются высокими операционными расходами, составляющими по отношению
к доходу около 70%.
Вторая —
иностранные и местные банки, в основном предлагающие оптовые услуги и
проводящие наступательную региональную стратегию. У них показатель отношения
издержек к доходу находится в пределах 20—40%.
Третья — банки,
предлагающие наиболее высококачественные услуги в каком-либо сегменте
банковской сферы (МКВ, Цен-тральноевропейский международный банк (CIB), Уникбанк, Сити-банк, «Кредитанштальт», Ингбанк, Коммерцбанк).
Четвертая
— мелкие учреждения, не занимающие на рынке какой-либо специфической ниши. У
банков этой группы недостаточно капитала, опыта, и со временем их число,
видимо, будет сокращаться.
Всего
в Венгрии действуют около 40 банков, что, по мнению рейтингового агентства
«Стэндард энд Пурз», слишком много для страны с населением 10,5 млн человек.
Все они испытывают трудности с капитализацией, расширением набора услуг,
созданием сети отделений и подбором квалифицированного персонала. С конца 80-х
годов число банковских служащих увеличилось в 10 раз и к 1996 году достигло
почти 200 тысяч. Однако наблюдается нехватка отделений банков и ограниченность
предлагаемых продуктов и услуг.
До
середины 90-х годов в банковской системе Венгрии доминировали госбанки.
Поэтому кампания по их приватизации, развернувшаяся в 1994 году, стала главным
событием последнего десятилетия XX века. Результатом приватизации госсектора,
появления новых участников на банковском рынке, среди которых много крупных,
хорошо капитализированных иностранных банков, развития конкуренции неизбежно
станет интенсивная консолидация банковского сектора Венгрии и повышение уровня
банковского обслуживания до общепринятых западных стандартов. По масштабам
приватизации банковского сектора Венгрия уже обогнала практически все государства
Восточной и ряд стран Западной Европы.
До
1995 года Венгрия последовательно проводила рекапитали-зацию крупных банков.
Предпринятые в 1992—1994 годах усилия по консолидации банковской системы страны
сопровождались вливанием в нее 3,5 млрд долларов (ежегодно до 7% ВВП), но не
дали весомых результатов. Вкупе с процентными платежами по госдолгу эти
значительные расходы стали основной причиной крупных бюджетных дефицитов
страны. Причина неэффективности бюджетных вливаний заключается в допущенных серьезных
ошибках: не было разработано четкой стратегии развития банковского сектора, не
менялось руководство банков, в особенности государственных, которое продолжало
работать по старинке, отсутствовали должный надзор и регулирование банковской
деятельности, которыми одновременно занимались сразу 4 разных государственных
ведомства. В условиях быстрого ухудшения состояния экономики Венгрия была
вынуждена взять курс на ускорение приватизации в целях обеспечения
долгосрочной надежности банковской
системы.
Консолидация банков и последующая их реструктуризация привели к тому, что,
если в 1994 году государство контролировало 66,8 % капитала банковского
сектора, то в конце 1995 года он на 56,8 % находился в частных руках, причем
большая часть капитала принадлежала крупным иностранным инвесторам.
К
июлю 1997 года из 43 местных банков 27 являлись частными, причем контрольным
пакетом 22 из них владели иностранцы, и они были капитализированы намного
лучше, чем государственные банки. Однако 3 стратегических финансовых
учреждения остаются в руках государства: Венгерский банк развития, кредитующий
промышленность; Эксимбанк, в задачи которого входит поддержка экспорта; и
крупнейший в стране коммерческий банк ОТР, имеющий 378 отделений.
В
1995 году в банке ОТР было аккумулировано около 60% сбережений населения и 90%
счетов правительства, доля государства в его капитале составляла 80%, активы
составляли 31% совокупных активов национальной банковской системы. К середине
1996 года 23% его акций были переданы иностранным институциональным
инвесторам, причем на каждого из них приходится не более 2,5% капитала банка.
5% акций было передано служащим и управленческому аппарату банка; 24% — прочим
местным инвесторам. Около 20% акций банка владели страховые и пенсионные фонды.
Государство сохраняло за собой 25% акций плюс один голос, однако участие
государства в капитале банка ОТР планировалось сократить до 10%.
Советником
в организации продажи банка выступили английский торговый банк «Шредере» и
австрийская компания «Креди-танштальт секьюритиз Будапешт», сумевшие оттеснить
17 других претендентов, среди которых фигурировали английский банк «Н.М.
Ротшильд» и швейцарский инвестиционный банк «Креди свисс ферст Бостон». В конце
1996 года голландский банк ABN Amro почти за 90 млн
долларов приобрел 89% акций пятого по величине коммерческого банка в стране —
Венгерского кредитного банка МНВ.
Несколько
сложнее обстояло дело с приватизацией торгово-кредитного банка
«KeresKedelmi es Hitelbank» (K&H), занимающего 2-е место по
числу филиалов (154) и 3-е — по величине совокупных активов (2,25 млрд
долларов). Однако в январе 1998 года государственное агентство по приватизации
объявило о продаже оставшейся части (44%) акций банка. После этого процесс
приватизации банковской системы страны можно считать прак
тически
полностью завершенным: на долю частных владельцев приходится 93% местных
банков.
Вместе
с разгосударствлением банковского сектора Венгрии резко обострилась
конкуренция, существенно повысилось количество и качество услуг, особенно в
корпоративном банковском секторе. Электронные банковские услуги получили такое
же распространение, что и в любой западной стране, как на межбанковском
рынке, так и среди банков, обслуживающих широкую клиентуру. К середине 1997
года в Венгрии насчитывалось уже около полутора миллионов владельцев
пластиковых карт.
Венгрия
является одной из немногих восточноевропейских стран, широко открывших доступ
иностранному капиталу к своей программе приватизации, и не только в банковском
секторе. Около половины приватизированных в 90-х годах крупных венгерских
предприятий контролируется иностранцами. Поскольку банки не могут устойчиво
функционировать, если их клиенты испытывают трудности, то донорские вливания
иностранного капитала в отечественную промышленность благоприятно сказываются
и на состоянии банковской системы.
Иностранные
банки проявляют к Венгрии растущий интерес. В 1995 году фирма «Дженерэл
Электрик Кэпитэл Сервисиз» и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)
выкупили у венгерского правительства 60%-ную долю в Будапештском банке за 87
млн долларов. «Дженерэл Электрик» приобрела 27,5% акций банка, а ЕБРР — 32,5%.
Это была первая в Венгрии сделка, при которой большая доля госбанка была
продана инвесторам, к тому же иностранным. В результате Будапештский банк с
активами более чем 215 млрд форинтов (1,54 млрд долларов) и 74 филиалами стал
крупнейшим коммерческим банком Венгрии.
В
мае 1996 года государство продало свою 25%-ную долю в капитале Внешторгбанка
(МКБ), который стал на 50,8 % принадлежать немецкому Байерише Ландесбанк, на
16,7 % — ЕБРР и на 8,3 % — германскому DEG.
С
продажей остальных банков ввиду их малых размеров и незавидного финансового
положения возникают серьезные трудности, в связи с чем они призывают
государство объявить мораторий на предоставление новых лицензий иностранным
банкам. По их мнению, такая мера должна стимулировать зарубежные банки покупать
местные с целью проникновения на венгерский рынок.
Однако
ведущие международные банки уже серьезно заявили о себе на местном рынке и во
многом способствовали быстрому
развитию
финансового сектора страны в последние годы. Около половины из 40 коммерческих
банков Венгрии являются иностранными или созданы с участием иностранного
капитала. Еще 20 зарубежных банков и финансовых учреждений имеют представительства.
Наращивает объем операций Сити-банк, австрийский «Кредитанштальт». Возникают
новые специализированные банки, такие, как Деу, Парше, Ханхва. Иностранные банки
вкладывают немалые средства в расширение сети своих отделений, инвестируют в
многообещающие прибыльные проекты, создавая таким образом дополнительные
трудности для пока не совсем окрепших местных банков. Россия также представлена
в Венгерском банковском секторе: в 1996 году российский концерн Газпром
приобрел 50 % акций мелкого местного банка «Altalanos Ertekforgalmi», имеющего семь отделений.
Анализируя
результаты реформы банковского сектора Венгрии, можно сделать вывод, что он
несомненно выиграл как от присутствия иностранного капитала и опыта, так и в
плане достоверности информации о собственности. Все банки были приватизированы
или реформированы под неусыпным оком общественности, и поэтому не возникает
сомнений относительно владельцев банка и связей между ними. Кроме того,
благодаря внедрению в банковскую систему Венгрии западных подходов и
менеджмента наблюдается постоянное снижение процента недействующих кредитов
при постоянном увеличении объема выданных кредитов.
Однако с
завершением процесса приватизации банковской системы правительство стало больше
ориентироваться на внутренних инвесторов. Это связано с недостаточным объемом
прямых иностранных инвестиций в экономику Венгрии. Поэтому в условиях
ограниченного притока средств в экономику Венгрии в ее банковском секторе,
видимо, будет превалировать процесс слияний.
Правительством
страны и национальным банком Венгрии в связи с планируемым в 2002 году
вступлением Венгрии в Европейский союз проводится последовательная политика на
поэтапное открытие рынка страны. В рамках этой политики в 1997 году был принят
новый закон о ценных бумагах, вступивший в действие с 1 января 1998 года. В
нем содержится положение о дальнейшей либерализации движения капитала, но
сохранены ограничения на движение краткосрочного капитала. В соответствии с
этим законом иностранцы могут инвестировать только в государственные ценные
бумаги со сроком погашения более года, в то
время
как максимальный срок погашения дисконтных казначейских векселей составляет
только 12 месяцев. Альтернативный доступ к краткосрочным инструментам рынка
капиталов предлагают ценные бумаги местных инвестиционных фондов. С января 1998
года НБ Венгрии разрешил иностранцам покупать краткосрочные и среднесрочные
ценные бумаги инвестиционного фонда CAIB на сумму до 4
млрд форинтов.
Любая страна,
.имеющая желание интегрироваться в мировую финансовую систему, должна
придерживаться принципов конвенций ООН, ЕС и Базельского комитета в отношении
усиления борьбы с отмыванием денег. По мере развития этого процесса на Западе
преступники ищут пути проникновения на Восток. Поэтому Венгрия, проводящая
политику, ориентированную на страны Западной Европы, уделяет в своей правовой и
нормативной базе большое внимание надлежащему исполнению своих обязанностей
операторами финансового рынка. Так, в Венгрии предусмотрена идентификация
личности клиента при совершении операций на сумму, превышающую 2 млн форинтов,
или даже операций на меньшую сумму, вызывающих особое подозрение. Идентификация
также требуется в каждом случае при открытии нового счета. Временные рамки для
хранения документации определены сроком 10 лет. За их нарушение предусмотрены
специальные санкции, вплоть до отзыва банковских лицензий и штрафов. Кроме
того, за банками законодательно закреплена обязанность сообщать о
подозрительных сделках подразделению по борьбе с отмыванием денег.
* * *
Таким образом, по результатам рассмотрения венгерской банковской
системы можно сделать следующие выводы:
• Венгерское
правительство произвело неудачную попытку сохранить национальный банковский
сектор, повысив его конкурентоспособность по сравнению с иностранными
финансово-кредитными учреждениями, присутствующими на местном рынке, за счет
огромных для Венгрии бюджетных вливаний. Эти расходы, давшие крупный бюджетный
дефицит, нельзя назвать обоснованными, так как при слабом внешнем надзоре за
банковской системой они не сопровождались процессом реформирования систем
внутреннего управления в банках.
• Такая политика
правительства дала обратный результат. Сейчас в количественном выражении
более половины банков при-
надлежит
нерезидентам, причем уровень их капитализации и рентабельности намного
выше, чем отечественных, что позволяет прогнозировать их более успешное
развитие и расширение присутствия на внутреннем рынке.
• Пришедшие на
местный рынок иностранные банки привнесли современные банковские технологии,
принятые на западе подходы к вопросам управления.
• В последние годы
в Венгрии последовательно проводится политика на дальнейшее открытие рынка,
приведение законодательства и нормативной базы к европейским стандартам с
целью обеспечения условий полной интеграции со странами Западной Европы.
• Значительное
присутствие в Венгрии иностранных финансовых институтов, а также относительно
высокий средний уровень жизни, не обещающий скорых политических потрясений,
позволяют прогнозировать успешное развитие банковского сектора страны.
чехия,
словакия
Чехия, как и другие бывшие государства социалистического
блока, осуществляет переход от административной к рыночной экономике. При этом
большое внимание уделяется приватизации государственной банковской системы.
До 1990 года
банковское обслуживание клиентов осуществляли Государственный банк и четыре
спецбанка (инвестиционный, торговый, промысловый и сберегательные кассы).
Капитал и активы этих банков полностью принадлежали ЧСФР. Как и во
многих других странах, названные спецбанки предоставляли некоммерческие
кредиты на льготных условиях. Доля таких необоснованных с финансовой точки
зрения кредитов составляла до 30% от общей суммы.
Новая двухуровневая банковская система,
состоящая из Цент
рального
банка и коммерческих банков, начала формироваться еще в бывшей ЧСФР в начале
1990 года. В дальнейшем реформирование банковской системы происходило в
условиях более благоприятных, нежели, например, в России; не возникало значительных
сложностей, связанных с дефицитом госбюджета, опустошением товарного рынка,
высокими темпами инфляции и необходимостью обслуживать внутренний и внешний
долг.
В 1993 году при
разделении ЧСФР на два самостоятельных государства (Чешскую и Словацкую
республики) все федеральное имущество, которое было признано совместным,
включая и имущество ряда банков, было разделено на три части, две из которых
отошли Чехии, а одна — Словакии. Раздел произошел мирно и практически не
отразился на стабильности финансовой ситуации — на протяжении 1991—1995 годов
валютный курс сохранялся на уровне 27—28 крон за доллар США.
С 1 октября 1995
года конвертируемость чешской кроны значительно расширилась: были сняты
ограничения с международных расчетов и движения капитала. В результате чешские
граждане не обязаны продавать свою валюту Центральному банку и получили
возможность оплачивать заграничные счета (например, за лечение или обучение)
без предварительного разрешения ЦБ, а также вывозить за рубеж неограниченное
количество национальной валюты. В последнем случае осталось в действии лишь
уведомительное правило о вывозе за границу более 200 тыс. крон.
Было отменено
лицензирование со стороны Чешского национального банка следующих операций:
•
открытие за границей чешскими физическими или юридическими лицами собственного
предприятия;
•
приобретение чешскими физическими или юридическими лицами более 10% капитала
зарубежного предприятия;
•
предоставление кредита для финансирования заграничного дочернего предприятия
чешской фирмы;
•
предоставление чешскими банками кредита иностранным юридическим или физическим
лицам на срок более 5 лет;
• приобретение за
границей недвижимости чешскими юридическими или физическими лицами.
Однако иностранцы
по-прежнему не получили права прямой покупки недвижимости в Чехии; для этого им
необходимо прежде открыть здесь своё предприятие. Чешское правительство опасается,
что неограниченная скупка иностранцами недвижимости взвинтит цены на жильё,
что вызовет серьёзные социальные послед -
ствия.
Приняв новый закон, Чехия выполнила положения статьи 8 устава МВФ относительно
либерализации международны^ расчётов, что, в свою очередь, является
предпосылкой для вступления страны в ОЭСР.
Чешские предприятия
и раньше активно обращались за кредитами к иностранным источникам, испросив
для этого Лицензию ЦБ, что, впрочем, являлось чистой формальностью, рейчас
отменена и она. Интерес к внешним источникам финансирования объясняется более
выгодными условиями на международных финансовых рынках: в Чехии процентная
ставка колеблется между 11 и 15%.
Проводившаяся в
Чехословакии приватизация в банковском секторе началась со специализированных
банков, как наименее адаптированных к обслуживанию новой клиентуры и не способствовавших
развитию рыночной конкуренции. Приватизация проводилась одновременно со
значительной консолидацией их дебиторских кредитов, а также с мерами по
увеличению собственного капитала и резервов за счет государственных средств.
Часть безнадежных долгов клиентов списана с банков за счет средств госбюджета
или переоформлена в задолженность государства. В 1991 году был учрежден
специальный Государственный консолидационный банк с функциями агентства по
управлению долгами предприятий, принятыми от коммерческих банков государством.
Благодаря принятым мерам, финансовое положение коммерческих банков с
преобладающей долей государства было существенно улучшено.
В Чехии решение о
приватизации не было спонтанным и волюнтаристским. Ей предшествовала
тщательная проверка баланса и финансового состояния банков престижными
иностранными аудиторскими фирмами или с их участием по обычным международным
правилам, новая оценка имущества, привлечение иностранных консультантов и
поиск иностранных инвесторов. Была утверждена Ассоциация по гарантиям
сбережений и вкладов, финансируемая за счет средств государства и самих
банков, существенно подкрепившая их надежность и доверие к ним со стороны
клиентуры.
В результате
приватизации большая часть акций Промыслового банка была продана иностранному
банку, другие распределены по ваучерам. Остальные спецбанки были
приватизированы путем распределения акций между широким кругом мелких
собственников. Результат такой неудачной приватизации тормозит процессы
формирования высокого качества менеджмента, выработку надежной долгосрочной их
стратегии.
k середине 1993
года доля государственной собственности составляла: в Чешской сберкассе — 43%,
в коммерческом банке «Права» — 44%, в Инвестиционном банке — 45%, в Торговом
банке|— 50,5%. На эти 4 банка приходилось около 70% активов всей банковской
системы. Их акции активно продаются на фондовой бирже в Праге. В целом чешские
коммерческие банки неплохо удовлетворяют потребности рыночной экономики. Объемы
банковских кредитов достигают 70 % ВВП (в Венгрии — около 50%, Польше — 30%,
ФРГ — 110%). До 80 % кредитов направляется в негосу! арственный сектор.
Осенью 1993 года с
целью предоставления быстро развивающейся банковской отрасли возможности для
консолидации был введен мораторий на выдачу банковских лицензий резидентам и
нерезидентам. Лишь весной 1996 года Совет Чешского национального банка после
длительной паузы принял решение о предоставлении ^цензий на создание
универсальных банков. Лицензии на учреждение местных дочерних банков получили
британский Мид-лэнд Бэ(нк и германский Вестдойче Ландесбанк.
К середине 1996
года в Чехии действовало 53 банка, причем рынок контролировался четырьмя
крупными государственными и одним частным банком. На четыре госбанка
приходилось более 70% всех банковских операций в Чехии. Из остальных банков 21
являлся полными дочерними компаниями иностранных банков и еще в 19 присутствовал
иностранный капитал.
В 1996 году в Чехии
разразился банковский кризис. В числе банков, испытывавших трудности с
ликвидностью, оказался и самый крупный банк страны — Агробанк, имеющий капитал
в 4 млрд крон и располагающий 5% всех депозитов страны, в том числе
значительными средствами государственного фонда здравоохранения. В результате
ЦБ был вынужден выступить гарантом всех его депозитов и в сотрудничестве с
коммерческими банками произвести вливание 6 млрд крон.
Кризис привёл к
банкротству двух крупных банков и прекращению существования около десяти
мелких (совокупная валюта баланса последних составляет всего 3,75% от общей
суммы баланса чешской банковской системы). В результате кризиса структура
банковской системы изменилась: число функционирующих в стране банковских
институтов снизилось до 48, в том числе 23 — с иностранным капиталом. Основной
причиной кризиса стало непоследовательное воплощение в жизнь банковского
законодательства, неудачная ваучерная приватизация и отсутствие эффективной
сис-
темы
надзора за фондовым рынком. Несмотря на настойчивые предупреждения иностранных
банков, правительство Чехии не приняло необходимых мер по предотвращению
разграбленця возникших в ходе приватизации инвестиционных фондов, значительная
часть средств в которых принадлежала иностранным винадчи-кам. Это вызвало
резкое падение доверия к Праге на международных рынках капитала. Сложилась
непостижимая для иностранцев ситуация, когда крупные чешские банки через
инвестиц юнные фонды контролируют промышленные предприятия, явля эщиеся
неплатежеспособными должниками этих же банков, и пр •должают предоставлять им
кредиты, за счёт которых те обслуживают предыдущие займы. Низкая
конкурентоспособность экономики привела к дефициту торгового и платёжного
балансов и д вальвации кроны и вместе с высоким уровнем проблемных кредитов
затормозила развитие банковского и фондового рынков.
Таким образом,
либерализм в экономической госуд фствен-ной политике многими банкирами был
распространён в кредитную систему. Кроме того, полицейские расследования,
судебные процессы и приговоры по первым банкротствам не служили делу
поддержания банковской системы на должном уровне.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|