Банки (курс лекций)
Наиболее
громким и болезненным стало банкротство крупнейшего латвийского банка Балтия
(с ежегодным оборотом в 5 млн долларов), в котором были сосредоточены 40 %
вкладов населения и каждый пятый житель Латвии имел вклады. Банк Балтия
привлекал депозиты под проценты значительно выше рыночных, а также предоставил
в свое время российскому банку Инте-рэк 150 млн руб. в обмен на низкопроцентные
российские гособлигации со сроком погашения в 2008 году, что и послужило одной
из главных причин банкротства. Примечательно, что самих облигаций никто не
видел, так как по соглашению они должны были храниться до погашения в
российском банке. Серьезность последствий банкротства банка Балтия подтверждает
тот факт, что совокупные убытки банка превосходили налоговые поступления в
бюджет Латвии за год.
Всего
к началу 1996 году свою деятельность прекратили банки, на долю которых
приходилось 40 % всех банковских активов и 41 % банковских вкладов, что
позволяет дать оценку этому процессу — «тяжелый кризис». Причины кризиса
простирались от рискового финансирования торговых операций и неудачных спекуляций
с национальной валютой до противозаконных действий. Не оправдала себя политика
латвийского центрального банка, рассматривавшего конкуренцию как наиболее
эффективное средство надзора за коммерческими банками. Слабый надзор
усугублялся несовершенством систем банковской отчетности и налогообложе
ния,
отсутствием необходимой правовой базы, коррупцией и нехваткой
квалифицированных управленческих кадров.
Правительство
Латвии не смогло остаться в стороне при решении вопроса о возмещении ущерба от
банкротства банков. Взяв на себя руководство банком Балтия, оно выплачивало
индивидуальным вкладчикам компенсацию в размере до 200 латов, юридические
лица и акционеры банка компенсации не получили.
Реакцией властей
Латвии для предупреждения в дальнейшем подобных кризисов явилось введение новой
жесткой системы банковского регулирования. Ее, действительно, нельзя назвать
либеральной. Латвийские банки должны резервировать в Банке Латвии средства,
эквивалентные 8 % среднего объема их депозитов, иметь уставный капитал по
меньшей мере в 2 млн лат (3,9 млн долл.), сохранять отношение акционерного
капитала к совокупным активам на уровне 10% — на 2 процентных пункта выше
установленной Базельским комитетом цифры и избегать дисбаланса в кредитовании
и владении акциями. Банк Латвии проводит регулярные инспекционные проверки
банков, а также обязал их проходить аудиторские проверки признанными независимыми
компаниями. Кроме того, банкам запрещено предоставление кредитов инсай-дерам на
общую сумму свыше 15 % от собственного капитала и кредитов на особых условиях.
Размер открытых валютных позиций ограничен 40 % от собственного капитала.
Установлен размер компенсации частным вкладчикам в пределах до 500 латов.
Многократно повышен минимальный размер собственного капитала банков до 3 млн
латов (5,6 млн долларов).
Процесс
совершенствования регулирования банковской системы сопровождался ее
концентрацией. Крупнейшим банком страны является Парекс Банк с активами, по
данным на 1997 год, в размере 173 млн лат, за ним следует Латвияс Унибанк (158
млн лат) и Ригас Коммерцбанк (106 млн лат).
Несмотря на
пережитое потрясение, банковская система Латвии имеет позитивную тенденцию
развития: только в 1996 году активы латвийских банков выросли на 36 %, их
акционерный капитал — на 42 %, общий объем предоставленных кредитов — на 16 %,
привлеченных вкладов — на 31 %.
Достаточно высокий
уровень оказания финансовых услуг в стране еще больше возрастет благодаря
подключению все большего числа банков к системе СВИФТ и другим электронным
платежным системам. Наряду с этим в Латвии действуют либеральные банковские
законы: латыши и иностранцы могут иметь счета в любой валюте, отсутствуют
ограничения по операциям с валю-
той,
имеется возможность открытия закодированных счетов, могут осуществляться
услуги, свойственные банкам оффшорных зон. Всё это создаёт условия для
привлечения внимания к Латвии иностранных бизнесменов. В Риге уже действуют
филиал французского Сосьете Женераль и представительство германского Дрезднер
Банка. Выгодное географическое положение, наличие трех портов, хорошей
коммуникационной сети и многочисленное русскоязычное население обуславливает
значительный приток свободных средств из республик бывшего СССР.
По данным Латвийской ассоциации коммерческих банков, 24%
совокупного капитала банковского сектора в размере 2,2 млрд долларов
принадлежит иностранцам, по большей части с Востока. По другим источникам, этот
показатель колеблется от 40 до 50 %. Десятки миллионов долларов ежемесячно
проходят через латвийские банки по пути на Запад. Оборотной стороной
высокодоходного бизнеса стали контрабанда и отмывание грязных денег, так как
законов по борьбе с последним пока не существует. Однако рано или поздно Латвии
придется ужесточить банковское законодательство, если она хочет войти в
Европейский союз.
Итак, банковская система в Латвии пережила кризис позже,
чем в Эстонии, он был намного более жестоким и длительным. Его причинами стали:
слабые банковское законодательство и надзор, рискованные кредитные вложения
латвийских банков, отсутствие эффективной системы защиты национальной валюты
от спекуляций и многое другое. Введение после кризиса жесткой системы
банковского регулирования быстро дало положительные результаты. Этому
способствовало: выгодное экономическое положение страны, развитая
инфраструктура для торговли, либеральное банковское законодательство в
отношении широких прав кли-. ентов банков и высокий уровень банковской тайны.
литва
К 1995 году в Литве после ряда банкротств функционировало лишь 19
банков (приблизительно 1 банк на 200 тыс. населения). К середине 1997 года в
стране осталось лишь 11 действующих банков. По
скольку
литовские банки слишком долго работали в условиях, не отвечавших международным
стандартам, государству пришлось предоставлять гарантии под активы четырех из
семи крупнейших банков с тем, чтобы предотвратить их крах с непредсказуемыми
для всей экономики последствиями. Около 20 % всех банковских активов Литвы
приходится на просроченные кредиты, поэтому даже для избежавших банкротства
литовских банков западными банками было приостано"влено большинство
кредитных линий.
Место временно ушедших с прибалтийских рынков частных банков западных
стран пока заняли их правительства и международные финансовые организации,
понимающие, что без их помощи Литве, как и другим странам Балтии, не удастся
построить современную банковскую систему и наладить тесные экономические связи
с Западом. Германия принимает участие в создании и финансировании Литовского
банка развития, который будет предоставлять местным компаниям производственные
кредиты сроком на 5—7 лет.
Усиление
влияния международных финансовых организаций благоприятно сказалось на
банковском секторе Литвы. В частности, под давлением МВФ и Всемирного банка
санация банковского сектора стала приоритетной задачей правительства и парламента
страны. Наметилась тенденция роста независимости Национального банка Литвы и
реализации его планов по ужесточению банковского надзора. Также в стране идет
реформа в области валютной политики: к ЦБ переходят функции валютного управления,
обсуждается вопрос об отмене привязки лита к доллару США и его переориентации
на корзину валют или на евро.
В 1997 году в Литве активизировалась деятельность зарубежных
инвестиционных фондов. Лидирующие позиции занимают английские инвестиционные
компании «Меркьюри» и «Флеминге», а также германская «ДИТ» и дочерняя компания
Дрезднер Банка. Ими заключен ряд соглашений с местными банками-депозитариями.
Иностранцев привлекают позитивные перспективы экономического развития страны,
наличие высококвалифицированной рабочей силы при относительно низком уровне
оплаты труда, тесные торговые связи со странами бывшего СЭВ и, прежде всего, с
Россией.
китай
Особенности
построения банковской системы Китая отражают общую ситуацию в стране, в
которой одновремен- ' но уживаются элементы административно-командной системы
и рыночной экономики, а
экономика является «социалистической рыночной». Во
главе банковской системы Китая стоит Народный банк Китая (НБК), отвечающий за
денежно-кредитную политику и выполняющий надзорные функции.
Закон о народном банке Китая был принят 18 марта 1995 года и вступил в
силу в тот же день. Этим документом НБК объявляется Центробанком КНР, банком
всех других банков и правительства, а также запрещается любое вмешательство в
его деятельность.
Для обеспечения экономического роста страны и поддержания стабильного
курса национальной валюты перед Центробанком поставлены следующие задачи:
• разработка и реализация
денежно-кредитной политики;
• выпуск денег и управление
денежным обращением;
• контроль над деятельностью
банковских и финансовых учреждений в соответствии с нормативными актами;
• принятие декретов
и постановлений о финансовых операциях;
• хранение валютных
и золотых резервов государства и управление ими;
• сбор статистических данных,
проведение опросов и анализов, составление прогнозов по финансовым вопросам.
Закон дает Центробанку право:
• требовать, чтобы
финансовые учреждения депонировали резервы по ставкам ЦБ;
• устанавливать базовую
процентную ставку;
• переучитывать
векселя финансовых учреждений, имеющих счет в ЦБ;
• предоставлять кредиты
коммерческим банкам;
• покупать и продавать на
открытом рынке облигации государственных займов или другие государственные
облигации, а также валюту.
В качестве эмиссионного института
Народный банк Китая несет полную ответственность за печатание и выпуск в
обращение юаней.
ЦБ ежегодно составляет общий кредитный
план, регулирующий поступление денег в народное хозяйство. Государственные
коммерческие банки исходят из общего плана при составлении собственных
кредитных планов, содержащих контрольные цифры по кредитованию, оБъему вкладов
и рефинансированию центральным банком. Ставки по кредитам и вкладам
устанавливаются ЦБ. Коммерческие банки проводят самостоятельную кредитную политику
только в рамках средств, полученных от сверхплановых вкладов. Рефинансирование
банков осуществляется НБК по варьируемым ставкам, которые не отражают реальной
стоимости кредита. В связи с этим возможности комбанков по регулированию
собственной ликвидности при помощи этого инструмента весьма ограниченные.
Из традиционных инструментов
денежно-кредитной политики используются названный выше переучет векселей и
резервные требования. Резервные требования применяются к пассивам баланса, и
ставки разнятся в зависимости от принадлежности вкладов юридическим или
физическим лицам. Названные инструменты регулирования денежной массы
недостаточно эффективны, так как переучет векселей малораспространен, а
резервные требования перекрываются большими сверхнормативными резервами.
Что касается процентных ставок,
традиционного в других странах инструмента денежно-кредитной политики, то они
не могут применительно к условиям Китая пока рассматриваться как основной
инструмент ввиду неразвитости денежного рынка и невозможности сводного их
установления. Однако вместе с сокращением доли госсектора в экономике
процентные ставки постепенно будут выходить в ряд основных инструментов
денежно-кредитной политики. В этом процессе велика роль НБК, политика которого
во многом определяет ставки по краткосрочным кредитам на зарождающемся
межбанковском рынке.
НБК жестко подчинен Госсовету Китая и
все наиболее важные решения в области денежно-кредитной политики принимает
лишь с его одобрения. НБК формирует денежную политику и представляет на
одобрение Госсовета предложения в области регулирования денежной массы,
валютного курса и процентных ставок, которые, как правило, принимаются. По
заявлению председателя
Народного
банка Китая, решения по установлению процентных ставок принимаются им
единолично, и обычно только один или два человека в центральном банке, кроме
него, заранее осведомлены. В этих решениях отражаются не только потребности
финансового рынка, но и положение в различных секторах экономики, прежде всего
в государственном. Так, например, в 1996 году НБК дважды прибегал к снижению
процентных ставок, облегчая положение испытывающих кризис госпредприятий и
одновременно уменьшая прибыли госбанков. Теоретически государство устанавливает
значительные маржи между ставками по кредитам и вкладам, что в принципе должно
обеспечивать банкам солидную прибыль и невозникновение процентных рисков.
Однако разграничение кредитов по целям и срокам, а также отсутствие у государственных
предприятий стимулов к получению прибыли ведут к ухудшению качества кредитных
портфелей банков и быстрому росту дебиторской задолженности. В результате
Центробанк был даже вынужден создать специальный компенсационный фонд для оказания
помощи госбанкам, предоставлявшим госпредприятиям льготные кредиты. В будущем
выделение льготных кредитов планируется прекратить.
Имея
столь неэффективную, на первый взгляд, финансовую систему, ЦБ Китая , тем не
менее, достиг замечательных успехов в сдерживании инфляции в условиях бурного
экономического роста. ВВП в 1992—1997 годах рос на 12% в год при среднегодовой
инфляции в 13%. Теоретически следующим этапом реформы финансовой системы Китая
должно было бы стать введение полной конвертации юаня. Но этому помешал
разразившийся мировой финансовый кризис.
Однако
ЦБ ещё далеко не полностью наделен полномочиями самостоятельного учреждения, а
банковская система слишком слаба, чтобы справиться с потоком иностранных
инвестиций, который должен резко увеличиться в случае перехода к полной
конвертации национальной валюты. Крупные китайские банки все ещё остаются, в
основном, каналами финансирования убыточного госсектора, и ЦБ не располагает
адекватной системой надзора, которая могла бы обеспечить контроль за потоками
капитала. Кроме того, даже в нынешних условиях многие китайские фирмы занимаются
по фиктивным экспортным документам контрабандой капитала, который потом
используется для спекулятивных операций на фондовых и фьючерсных рынках. В
связи с этим, несмотря на неуклонное укрепление национальной валюты, Китай пока
не
вводит
полную конвертацию юаня. Китайское руководство планирует предпринять этот шаг
только после реализации серии мер, направленных на уменьшение зависимости
госпредприятий от государственных субсидий, перевод банковского сектора на коммерческую
основу и более совершенное регулирование фондового рынка. Эти реформы,
известные как «переход к социалистической рыночной экономике», должны
завершиться к 2010 году.
Вместе
с тем в политике НБ Китая всё же прослеживается последовательное стремление к
постепенному введению конвертируемости юаня. С марта 1996 года национальная
валюта начала конвертироваться в четырех экспериментальных центрах: Шанхайе,
Шэньгжене, Даляне и провинции Ченьсу. С 1 июля 1996 года иностранные компании
могут покупать твердо конвертируемую валюту в любом китайском банке, в то
время как до этого они могли купить валюту на так называемых «обменных рынках»,
где всегда ощущался дефицит то долларов, то юаней. Кроме того, иностранные
инвесторы получили возможность репатриировать прибыль при условии предъявления
справки о полученных дивидендах. Но пока ограничения сняты лишь в области
совершения текущих операций.
Серьезные
проблемы возникли у Китая в 1997 году в связи с девальвацией валют соседних
азиатских стран. Опасность укрепления собственной валюты для Китая заключалась
в том, что оно подрывало конкурентоспособность китайских товаров и, следовательно,
замедляло экономический рост (свыше 11% экспорта Китая приходится именно на
эти страны, которые к тому же являются его прямыми конкурентами на нескольких
рынках). На фоне девальвации валют соседних стран китайский юань, связанный с
гонконгским долларом, курс которого искусственно защищен привязкой к доллару
США и завышенными процентными ставками, медленно, но верно рос из-за высокого
спроса на него на внутреннем рынке. Вследствие противоречия этой тенденции с
интересами национальной экономики НБК ежедневно был вынужден скупать на
валютных рынках до 100 млн долларов. Вместе с тем девальвация юаня неизбежно
должна была привести к дальнейшему увеличению положительного сальдо
внешнеторгового баланса по отношению к США (а в 1997 году оно достигло 44 млрд
долларов). Вследствие этого могла начаться торговая война между Вашингтоном и
Пекином. Но неблагоприятные события финансового кризиса, затронувшего и Китай,
привели к тому, что юань все-таки был девальвирован.
По состоянию на
конец 1997 года, валютные резервы составляли свыше 130 млрд долларов (20 млрд
в 1991 году). Более 70% этих резервов были номинированы в долларах США и
помещены в казначейские облигации США. Однако правительство страны уже
неоднократно рассматривало возможность диверсифицировать состав национальных
резервов с целью уменьшить «чрезмерную зависимость» от одной валюты. Даже
упоминание этой темы второстепенными китайскими правительственными чиновниками
приводит власти США в волнение и делает позицию США более гибкой по многим
экономическим вопросам.
В рамках проводимой
в Китае реформы финансового сектора экономики предусматривается реорганизовать
и НБК — перестроить его по образцу Федеральной резервной системы США. До 2000
года ЦБ предполагает закрыть большинство из своих более чем 30 провинциальных
отделений и организовать 10—15 межрегиональных филиалов, пытаясь таким образом
ограничить влияние местных властей на банковский сектор.
Закон о
коммерческих банках был принят 10 мая 1995 года и вступил в силу 1 июля. Его
целью является защита интересов коммерческих банков, их вкладчиков и клиентов,
регулирование и контроль их деятельности, обеспечение стабильности банковских
операций и финансового сектора. Действие этого документа распространяется на
все китайские государственные, частные банки и банки со смешанной формой
собственности, кредитные кооперативные компании, совместные
китайско-иностранные банки, а также дочерние компании иностранных банков. Закон
устанавливает, что коммерческий банк является юридическим лицом с правом
принимать вклады клиентов, предоставлять кредиты и полный набор банковских
услуг, в частности таких, как размещение и продажа государственных облигаций,
выдача документарных аккредитивов, аренда сейфов и т.н.
Для учреждения
коммерческого банка требуется наличие минимального капитала в размере 1 млрд
юаней, а для создания городского и сельского кооперативного банка —
соответственно 100 млн и 50 млн юаней. Нарушение закона и нормативных актов
кредитными учреждениями наказывается штрафом в сумме от 10000 до 50000 юаней, а
в особо серьезных случаях НБК может закрыть допустившее нарушения учреждение и
отозвать выданную ему лицензию.
Действующие в Китае
банки можно разделить на 3 группы:
• первая —
специализированные государственные коммерчес
кие банки, выделившиеся из системы НБК. Это Промыш-ленно-коммерческий
банк Китая, Банк народного строительства, Сельскохозяйственный банк Китая и
Банк Китая;
• вторая группа —
местные частные коммерческие банки;
• третья группа —
иностранные банки.
Специализированные
банки занимают доминирующее положение в банковской системе Китая. На них
приходится 72% всех банковских активов. Каждый из них имеет собственную нишу:
•
Промышленно-коммерческий банк, обладающий самой большой сетью отделений,
работает как универсальный банк, обслуживает городских вкладчиков,
обеспечивает платежный оборот в городах, кредитует преимущественно
госпредприятия в промышленности и торговле. Основной источник ресурсов —
вклады физических и юридических лиц.
• Банк народного
строительства занимается инвестиционной деятельностью, предоставляя
долговременные кредиты на цели экономического развития. Это направление стало
центральным в деятельности банка с тех пор, как прямое бюджетное финансирование
было заменено в Китае долгосрочным кредитованием.
•
Сельскохозяйственный банк обслуживает сельские районы, но в последнее время
стал распространять свою деятельность и на городские территории.
•
Банк Китая занимается финансированием внешней торговли и операциями на
международных финансовых рынках. Его активы оцениваются в 240 млрд долларов, и
по их объему он входит в десятку крупнейших банков мира.
Несмотря
на то, что эти банки являются специализированными, они идут по пути
универсализации, вторгаясь в сферы деятельности друг друга. Одним из основных
источников капитала для коммерческих госбанков служат выпускаемые за границей
казначейские векселя.
Управление
банковской системой в значительной степени носит директивный характер. Так,
например, в 1995 году циркуляром НБК специализированным госбанкам было
запрещено совершать трастовые и инвестиционные операции, а также поддерживать
связи с взаимными и инвестиционными фондами, заниматься торговлей ценными
бумагами. Вместе с тем им было разрешено выпускать собственные облигации и
проводить подписку на государственные.
Государственными
спецбанками осуществляется интенсивная
программа
компьютеризации. Банк Китая, например, тратит на модернизацию информационных
технологий порядка 200 млн долларов в год, а Народный строительный банк (НСБ)
израсходовал на эти цели 1,8 млрд юаней.
Одной
из наиболее актуальных задач, стоящих перед спецбанками, является усиление контроля
за деятельностью отделений, которые находятся под влиянием местных органов
власти и не желают расставаться с избыточной ликвидностью.
Особого
внимания заслуживает ситуация в вопросах кредитования. Государственные органы
страны оказывали прямое вмешательство в оперативную деятельность банков с
целью кредитования госпредприятий и приоритетных, с точки зрения правительства,
проектов. По существу правительство прибегало к этому виду финансирования для
предотвращения краха убыточных предприятий. Вмешательство осуществлялось путем
распределения кредитных квот среди банков.
Кредитные
квоты были введены более 40 лет назад в качестве инструмента контроля
центрального правительства за кредитованием госпредприятий. В 1997 году квота
была установлена в размере 800 млрд юаней (97 млрд долл.). Выделенная
госбанкам квота традиционно использовалась ими на поддержку госпредприятий, в
то время как кооперативные и частные предприятия, а также фирмы с участием
иностранного капитала испытывали трудности с получением коммерческих и
инвестиционных кредитов. Результатом такого волюнтаристского подхода стал
огромный процент сомнительной задолженности: по данным НБК 20—25% кредитов
четырех государственных банков, контролирующих 80% рынка, являются проблемными
по западным стандартам, 5—6% подлежат списанию.
Таким
образом, государственные спецбанки находятся в плачевном состоянии и
технически являются неплатежеспособными. В целом, по оценкам банковских
аналитиков, от 25 до 40% кредитов, выданных всеми китайскими банками,
относится к разряду недействующих. По данным рейтингового агентства «Стэндард
энд Пурз», эта величина составляет около 25%, или 200 млрд долларов. При этом
около трёх четвертей из них вряд ли когда будут погашены.
Для списания
безнадежных долгов и постепенного достижения этими банками 8%-ного уровня
достаточности собственного капитала Китай намерен эмитировать специальные
облигации на 270 млрд юаней (32,6 млрд долларов). В случае удачной рекапита-
лизации
банки смогут получить лицензию на расширение операций за рубежом. Относительно
небольшой внутренний облигационный долг — порядка 490 млрд юаней, или всего 7%
ВВП, — может обеспечить успех специального выпуска облигаций, которые
будут, видимо, покупаться мелкими банками, небанковскими финансовыми
учреждениями и госпредприятиями.
В связи с необходимостью санации балансов госбанков в
1997 году Минфин разрешил банкам списывать ежегодно безнадежные долги в размере
3% от совокупных активов, вместо ранее предусмотренного 1%. В 1997 году было
списано кредитов на 30 млрд юаней. В 1998 году списанию подлежали кредиты на 50
млрд юаней (6,04 млрд долл.), в следующие два года — на 60—70 млрд (около 8
млрд долл.). В рамках реформы финансового рынка вводится классификация
проблемных кредитов согласно международным стандартам.
Однако наиболее важным для китайской банковской системы
является решение отменить антирыночные кредитные квоты для государственных
коммерческих банков, что должно стимулировать развитие частных коммерческих
банков, облегчить доступ к кредитам со стороны частных компаний. По мнению
аналитиков, отказ от квот может в скором времени привести к сокращению общих
объемов кредитования госпредприятий. Китайские госбанки, обремененные
безнадежными долгами, в последнее время уже и сами неохотно предоставляли
кредиты госпредприятиям, многие из которых с трудом входят в рыночную
экономику. Доля госбанков в общем объеме новых кредитов постоянно снижается по
мере роста числа новых банков и других финансовых учреждений.
Кроме внутренней конкуренции в группе специализированных
банков, ее угроза идет и от частных коммерческих банков. Так, например.
Шанхайский Банк связи, первый из таковых, образованный ещё в 1987 году и
открывший с тех пор филиалы в Нью-Йорке, Лондоне и Токио, нарушил монополию
Банка Китая в области международных финансовых операций.
Ещё в январе 1995 года ЦБ разрешил Банку связи самостоятельно
определять объемы кредитования исходя из размеров привлеченных депозитов, а не
на основе спущенных сверху квот, что существенно повысило эффективность его
деятельности по сравнению с госбанками. В 1994 году банк объявил об увеличении
на 44% активов, стоимость которых достигла 25,2 млрд долл., вклады в
национальной валюте возросли на 45%, а займы — на 30%. Ин-
тенсивное
обучение кадров и контакты с зарубежными банками позволили банку расширить
спектр оказываемых услуг и улучшить качество управления.
Располагая 3%
банковских активов страны, Банк связи обеспечил среднюю доходность своих
активов в 1993 году на уровне 2,37% по сравнению с 0,52% в целом по отрасли.
Банк связи в наименьшей степени нуждается в государственной поддержке и имеет
меньше всех претензий к центру. Государство владеет лишь 21% его акций,
остальное принадлежит местному правительству и госпредприятиям. Банк связи
лидирует среди коммерческих банков, в том числе и с участием государства в
капитале. Но с каждым днем стремительно расширяется деятельность новых и менее
крупных коммерческих банков. Планируется объединить несколько городских
кредитных кооперативов в банки с полным набором услуг.
На
негосударственный сектор Китая приходится 20% ВВП, однако до ноября 1995 года
он не имел своего банка и игнорировался государственными банками. Первым
частным банком стал Миншенг, открытый в ноябре 1995 года с уставным капиталом 3
млрд юаней (около 360 млн долларов США). Его учредителями стали 50 фирм,
большинство из которых являются членами китайской Промышленной и коммерческой
ассоциации негосударственных компаний. Ранее эти компании были вынуждены
занимать средства частным путем под 30% годовых на черном рынке.
Традиционное для
Китая администрирование распространяется и на регламентацию внутренних
механизмов принятия решений в банках. С целью создания банковской системы по
западному образцу в Китае еще в июле 1995 года были введены стандартизированные
правила кредитования, которые, по мнению их разработчиков, должны обеспечить
защиту банков в условиях роста банкротств и помочь банкам стать настоящими
коммерческими учреждениями, а не просто органами кредитования государства.
Согласно этим правилам банки должны проводить предварительное изучение фирмы
на предмет её кредитоспособности. Окончательное решение принимается другим
подразделением банка, а не отделом, проводившим исследование. Банк и заёмщик
подписывают соглашение с указанием суммы, сроков, процентных ставок и
целевого назначения. Банковские ссуды нельзя использовать для инвестирования в
ценные бумаги или спекулятивных операций с акциями, фьючерсами или
недвижимостью. Если заёмщик
вовремя
не погашает ссуду, он обязан будет выплатить дополнительный процент. Правила
также запрещают любым государственным ведомствам и фирмам предоставлять ссуды,
а также предусматривают защиту интересов банков в случае банкротств фирм.
Последние должны заранее информировать об этом банки, задействовать их в
процесс ликвидации и обеспечить им компенсацию в виде залога или других
гарантированных возмещений.
Кроме
банковских организаций в Китае, как и во многих других странах, широкое распространение
получили небанковские финансовые компании, которые помимо разрешенных им биржевых,
инвестиционных и фидуциарных операций, операций с недвижимостью, вторгаются и
в сугубо банковскую сферу — прием вкладов и предоставление кредитов.
Причиной
нарушения финансовыми институтами законодательно установленных границ своей
деятельности является нехватка кредитных средств в экономике. Избыточный спрос
на заемные средства отвечает интересам потенциальных кредиторов, ищущих
возможности для вложения средств в условиях небольших или даже отрицательных
официальных депозитных ставок. Небанковские финансовые компании предлагают свои
услуги обеим сторонам. Результатом тысяч непрофессиональных, во многих случаях
мошеннических, сделок на этом «сером» рынке являются миллионные убытки и
растущая взаимозадолженность различных финансовых компаний. Даже обращение
пострадавших в суд часто не позволяет им получить обратно свои вклады или
кредиты.
НБ
Китая в 1996 году начал активную борьбу с небанковскими финансовыми
компаниями, осуществляющими неразрешенные им операции; кульминацией борьбы
стало закрытие 133 из 570 действующих в стране таких структур. Среди закрытых
институтов — дочерние компании четырех крупнейших государственных банков
(Банка Китая, Банка народного строительства , Сельскохозяйственного банка,
Промышленно-коммерческого банка), мелкие городские и сельские кредитные
кооперативы, дочерние предприятия страховых, фидуциарных и инвестиционных компаний.
Применяются
в Китае и более радикальные меры в области надзора за деятельностью кредитных
учреждений. Например, в 1996 году суд г.Чжоншаня провинции Гуадун вынес
смертные приговоры двум менеджерам Банка Китая за злоупотребления с резервным
фондом в размере 710 млн юаней (86 млн долл.), созданным для проведения
операций с кредитными карточками «Великая
стена».
До ареста приговоренные занимали должности начальника и заместителя начальника
отдела в филиале банка в Чжоншане. Два других сотрудника банка получили по пять
лет тюремного заключения за невыполнение надзорных функций.
Немного
ранее, в 1995 году, китайский суд приговорил девять высокопоставленных
госслужащих, включая трёх банкиров, к различным срокам заключения от 8 лет, в
том числе к высшей мере наказания, по обвинению в коррупции, охватившей более
400 тысяч чиновников. Вице-президенту Жухайского международного траста и
инвестиционной компании был вынесен смертный приговор за получение взятки в
размере 450000 юаней (55300 долл.) и пары наручных часов. Директор отдела
национальных кредитов также приговорен к смертной казни за злоупотребление
служебным положением и растрату 1,15 млн юаней.
Таким
образом в Китае пытаются подавить криминальную активность на нарождающихся
финансовых рынках: в 1996 году количество преступлений с акциями, облигациями
и коммерческими бумагами увеличилось на 87,8% по сравнению с предыдущим годом,
а споры по финансовым контрактам — на 32%, что свидетельствует о том, что
финансовые нарушения стали серьезной проблемой в Китае.
Недавно
в Уголовный кодекс страны были внесены поправки, трактующие отмывание денег и
операции с ценными бумагами на основе конфиденциальной информации как уголовные
преступления. Однако до сих пор законодательное собрание не приняло
пересмотренные основополагающие законы о торговле ценными бумагами и
фьючерсами. В 1995 году после большого скандала в Шанхае был введен запрет на
облигационные фьючерсы, что затормозило развитие рынка производных финансовых
инструментов.
В
период с 1978-го по 1994 год количество денег населения Китая, находящихся на
банковских вкладах, увеличилось в 101 раз, достигнув рекордной цифры в 235 млрд
долл. В таких условиях неслучаен интерес, проявляемый к этой стране
иностранными банками.
До
1985 года иностранные банки имели право открывать в Китае только
представительства. Их число в настоящее время составляет около 300. С 1985 года
инобанкам было предоставлено право открывать в 12 специальных экономических
зонах (24 городах) отделения и филиалы. Для образования филиала головной банк
должен обладать валютой баланса в размере 20 млрд долл. и предста
вить
35 млн долл. дотационного капитала, а также иметь представительство,
работающее на китайском рынке не менее двух лет. Народный банк Китая выдает
разрешение на открытие филиалов банкам из стран с эффективной системой
банковского надзора при наличии благоприятных политических отношений с данной
страной и при условии соблюдения принципа взаимности. Создание совместных
банков с участием иностранного капитала не получило широкого .распространения
ввиду множества проблем, с которыми сталкиваются участники СП в процессе
согласования с китайской стороной.
Длительное время
иностранные банки не имели доступа к операциям в национальной валюте и в
основном работали с корпоративными клиентами, финансировали их внешнеторговые
сделки и приобретали ценные бумаги. Сторонники постепенных преобразований в
экономике возражали против либерализации политики в отношении инобанков в
связи с тем, что в стране пока ещё нет достаточно развитого рынка и системы
регулирования, которые позволяли бы осуществлять полный контроль за деятельностью
инобанков в случае отмены ограничений. Кроме того, они критиковали низкие
налоговые ставки для инобанков (15%). На это приверженцы курса быстрых реформ,
в том числе и НБК, возражали тем, что установленные для инобанков налоговые
ставки обычно консолидируются в книгах материнских компаний как прибыль и с
этой прибыли взимается налог в стране, где находится головная контора этой
компании. В Японии, например, этот налог может достигать 60%. По мнению
сторонников открытия внутреннего рынка для зарубежных банков, расширение
допуска в страну инобанков обеспечивает столь необходимую конкуренцию и
способствует внедрению и распространению современных методов управления.
В результате
правительство Китая всё-таки приняло в 1996 году компромиссное решение о
доступе ряда иностранных банков к осуществлению в Шанхае операций в местной
валюте на экспериментальной основе. Несколько отобранных для этой цели банков
получили доступ к привлечению вкладов и предоставлению кредитов в юанях.
В декабре 1996 года
НБК выдал лицензии на совершение операций по привлечению депозитов и
кредитованию в местной валюте четырём иностранным банкам — Сити-банк, Гонконг
Шанхай Бэнкинг Корп., Бэнк оф Токио-Мицубиси и Промышленный банк Японии. В
январе 1997 года к ним присоединились ещё
четыре
— английский Стэндард Чартеред Бэнк, японские Санва Бэнк и Дайичи Кангье Бэнк,
и Шанхай-Пэрис Интернэшнл Бэнк (СП, созданное французским Банк Насьональ де
Пари и Промышленным и коммерческим банком Китая). Следует также отметить, что
из 8 банков, получивших лицензии, 4 японские, что, по мнению местных
аналитиков, свидетельствует о политической подоплёке данного решения (в
последние годы Япония неоднократно предоставляла Китаю кредиты на льготных
условиях). Одним из условий получения лицензии является открытие иностранными
банками своих учреждений в Пудонге, который, по замыслу правительства, должен
стать финансовой и коммерческой столицей Китая.
Важным условием
реализации реформ в финансовом секторе Китая, по мнению руководителей Народного
банка Китая, является ужесточение контроля за использованием инвалютных кредитов,
которые китайские государственные предприятия берут в Гонконге. С января 1998
года они должны получать на это разрешение ЦБ. Кроме того, главой НБК обращено
внимание иностранных банков на то, что государство не несет ответственности за
кредиты, предоставленные совместным предприятиям (объем таких кредитов
составляет 20 млрд долл. США из общего 120-миллиардного долга КНР). Также
Председатель НБК Дай Сянлун призвал иностранных коммерсантов внимательно
изучать положение китайских финансовых институтов, с которыми они собираются
сотрудничать. Центробанк предоставляет гарантии на кредиты только
государственным специализированным комбанкам. Кредиты государственных
инвестиционных компаний обеспечиваются провинциальными администрациями.
Центробанк не намерен помогать этим компаниям, а также промышленным и торговым
фирмам, если они не смогут выполнить свои обязательства.
В январе 1997 года
правительство Китая предписало ЦБ быть главным администратором компаний по
управлению взаимными фондами, создаваемых с участием иностранного капитала и
предназначенных только для осуществления внутренних инвестиций. Фондам
разрешено покупать акции компаний с листингом на фондовых биржах Китая и
китайские казначейские облигации, но запрещено заключать фьючерсные товарные
сделки. Помимо ЦБ в управлении фондами предписано принимать участие и комиссии
по регулированию рынков ценных бумаг. В предписании правительства также
отмечается, что зарубежные партнеры совместных фондов должны иметь не менее чем
10-летний опыт работы по управлению взаимными фондами, средства которых
эквивалент
ны,
по крайней мере, 1 млрд юаней. У иностранного партнера должно быть
представительство в Китае. Направляемые в ЦБ документы должны включать
соглашение о технологии перевода средств. В состав руководства фондом должен
входить хотя бы один китаец. Уставный капитал каждого фонда должен составлять
не менее 30 млн юаней, иностранное участие — минимум 25%. Максимальная доля
иностранного участия не оговаривается, но предполагается, что колтрольный
пакет будет составлен китайской стороной.
В
настоящее время в Китае действует около 30 иностранных банков, имеющих свыше
ста отделений. Основными проблемами, стоящими на пути дальнейшего развития
иностранного присутствия в банковском секторе Китая являются:
• высокий страновой риск;
• языковой барьер;
• разность менталитетов;
• ограниченная конвертируемость юаня;
• чрезмерное и сложно прогнозируемое налогообложение;
• низкое качество отчетности потенциального заемщика, невозможность
проведения его независимого аудита;
• низкий уровень правовой обеспеченности банковской деятельности
в Китае, сложность использования судебной системы для решения споров;
• большие проблемы, возникающие у кредиторов госпредприятий,
по кредитам которых гарантом выступает НБ Китая или правительственные
ведомства. При этом орган, выступающий в качестве гаранта, практически никогда
не производит выплату по первому требованию, а вступает в длительные
переговоры о реструктуризации долга основного заемщика. Лишь при полной
неплатежеспособности последнего гарантодатель соглашается выполнить свои
обязательства;
• высокая коррумпированность чиновников, осуществляющих
надзор за деятельностью инобанков;
• необходимость получения государственного разрешения на
предоставление китайским компаниям кредитов в иностранной валюте;
• высокие издержки на учреждения и функционирование филиала
иностранного банка, так как цены на товары и услуги часто превышают мировые;
• тенденция к затовариванию рынка;
• сознательные действия китайских властей
наофаничениеопе-
раций инобанков, несравненно более мощных, чем собственные банки, на
внутреннем рынке с целью снизить их конкурентные возможности. Иностранные
банки интересуют китайцев, прежде всего, как носители передовых технологий,
услуг и менеджмента.
Раздражение
потенциальных инвесторов подтверждается динамикой американских инвестиций в
Китае, совокупная величина которых в период с 1979-го по 1996 год составила
35,2 млрд долл., из которых 85% были сделаны после 1992 года. Однако в 1996
году прямые инвестиции снизились до 6,9 млрд долларов по сравнению с 7,5 млрд в
1995 году.
* * *
Результаты рассмотрения банковской системы Китая позволяют
сделать следующие выводы:
• На структуру и
особенности функционирования китайского банковского сектора наложил отпечаток
особый путь развития экономики Китая, отличный от всех других стран.
• В основе
становления современной банковской системы Китая лежит принцип подчинения её
интересов общей задаче строительства государственного капитализма,
определяемого местными идеологами как «социалистическая рыночная экономика».
• Вся деятельность
Народного банка Китая подчинена четким экономическим критериям , задаваемым
руководством страны. При этом главной задачей является обеспечение высоких
темпов экономического роста и быстрое развитие промышленности и сельского
хозяйства. В пределах этих строгих рамок НБК обладает широкими правами и
полномочиями. Вместе с тем в наиболее важных вопросах денежно-кредитной
политики НБК жестко подчинен Госсовету Китая, что, в принципе, соответствует
существующей в Китае жесткой административной системе управления экономическими
процессами.
• Используемая в
Китае система денежно-кредитного регулирования характеризуется высокой
степенью несовершенства: используется директивное кредитное планирование с
установлением коммерческим банкам контрольных цифр по кредитованию, объему
привлеченных средств и финансированию НБК. Используемые инструменты
денежно-кредитной политики неэффективны, а традиционное в других странах
денежное регулирование путем изменения процентных ставок не используется ввиду
множественности ставок рефинансирования в зависимости от направлений
кредитования и из-за неразвитости денежного рынка.
• Задачи, стоящие перед НБК, и выполняемые им функции в целом
характерны для центрального банка. Его внутренняя структура находится в
процессе реорганизации — в направлении укрупнения его территориальных
учреждений. Целью этого процесса является централизация управления банковской
системой путем ограничения влияния на неё местных органов власти.
• Второй уровень банковской системы Китая в целом является
малоэффективным, его деятельность подвергается жесткому административному'регулированию,
которое, однако, постепенно ослабляется. Быстрое развитие частного сектора
экономики страны, имеющего несравненно большую эффективность по сравнению с
доминирующим пока государственным, приводит к тому, что прагматичное китайское
руководство постепенно осуществляет переориентацию приоритетов с
государственного на частный сектор. Альтернативы этому, видимо, нет, так как
процесс стагнации экономики Китая приведет к неизбежному обострению
последствий несовершенства принципов политического устройства государственной
власти и приведет к напряженности в фактически уже расслоившемся китайском
обществе.
• Неэффективность финансовой системы Китая не является пока
препятствием экономическому росту при приемлемых темпах инфляции. Вместе с тем
огромная доля безнадежных и проблемных кредитов госпредприятиям в кредитных
портфелях китайских банков при слабой системе банковского надзора является
весомой потенциальной угрозой устойчивости финансовой системы Китая и,
следовательно, всей экономики страны.
• Удачность китайских реформ во многом, видимо, объясняется их
осторожностью, последовательностью и продуманностью. Так, например, китайский
Минфин не стал дожидаться системного банковского кризиса из-за низкого
качества активов и ускорил темпы списания китайским госбанком безнадежной
задолженности. Эти меры сопровождаются внедрением современных стандартов
классификации кредитного портфеля по риску невозврата и административным
введением регламента принятия внутренних решений в банках по вопросам
предоставления кредитов.
• Неразвитость финансового рынка и сохраняющиеся многочисленные
кредитные ограничения способствуют нехватке кредитных ресурсов в экономике и
неэффективному использованию имеющихся средств. Нехватка денег, прежде всего в
частном секторе экономики, имеет место при наличии множества потенциальных
кредиторов, испытывающих избыточную ликвидность и ищущих
объекты
кредитования, альтернативные установленному невыгодному размещению средств. Их
взаимные потребности удовлетворяются посредством заключения незаконных сделок
с небанковскими финансовыми организациями, с которыми активно борется НБК.
Это неизбежные издержки административного регулирования финансовой системы,
допускающей элементы частного предпринимательства.
• Борьба с
криминальной деятельностью в финансовой сфере носит в Китае характер, далеко
отличный от европейских стандартов. В Китае предусмотрена смертная казнь за
экономические преступления.
•
Неконкурентоспособный национальный банковский сектор в Китае длительное время
был огражден от борьбы с иностранными банками за внутренний рынок. Роль
иностранных банков фактически сводилась к работе с корпоративными клиентами по
счетам в иностранной валюте, их инвалютному кредитованию и приобретению ценных
бумаг. Впоследствии в связи с необходимостью постепенного открытия внутреннего
рынка для иностранных банков, отдельным из них стали выдаваться соответствующие
лицензии.
Итак, банковский
сектор Китая находится в процессе постоянного развития, но его организация и
система управления пока отстают от уровня экономических отношений в конкретных
секторах экономики. Поэтому он во многом является сдерживающим фактором
перехода Китая к новому этапу экономического развития. Вместе с тем следует
признать, что его структура и система управления соответствовали особенностям
китайского переходного периода, а сама банковская система успешно справилась с
задачей обслуживания плавного перехода от «китайского социализма» к новому
экономическому устройству страны.
. Монголия
В банковском секторе Монголии всё ещё сохраняются многие
черты жёсткой централизованной системы. Поэтому ему необходимы серьёзные
преобразования. Новое банковское законодательство 1990 года способствует
созданию инфраструктуры для
обеспечения
роста банковского сектора, и он постепенно эволюционирует. Ведущие банки
страны пытаются завоевать доверие на нестабильном рынке, где, несмотря на
прекращение с 1 июля 1996 года Центробанком хождения иностранной валюты и
запрет на совершение сделок в ней, продолжает доминировать американский
доллар, а не местный тугрик.
При наличии низких
ставок по депозитам (на уровне 3%) и жёстких ограничений на их изъятие многие
компании и частные лица стараются не прибегать к услугам банков и сразу
конвертируют тугрики в твёрдую валюту.
В банковской
системе выделяются 5 ведущих банков с генеральной лицензией:
Банк торговли и
развития. Создан в 1991 году. Полностью является
государственным, специализируется на экспорте — импорте и управлении активами
правительства. Является третьим по величине среди местных банков.
Сельскохозяйственный
банк. Учреждён в 1991 году. Доля государства
составляет всего 3%. Банк занимается финансированием сельского хозяйства и
смежных отраслей.
Банк
нововведений, технологий и инвестиций. Образован в
1991 году. На 85% является собственностью государства. Банк обслуживает в
основном промышленность и строительство.
Народный банк. Является на 75% государственным Сбербанком. Работает преимущественно с
вкладами населения.
Страховой банк. Создан в 1990 году. Специализируется на страховой деятельности.
Всего в Монголии
действует 13 коммерческих банков. Из них 4 находится в частных руках полностью.
Банков с совместным капиталом не существует, но у Голомт-банка есть небольшая
часть португальского капитала.
Первым полностью
коммерческим банком Монголии был Цен-тральноазиатский банк. Он был создан в
1992 году и просуществовал до июня 1996 года, когда у него была отозвана
лицензия за невыплату процентов по депозитам. Причина неплатёжеспособности
банка кроется в плохом управлении активами и пассивами, невозврате кредитов и
низком их качестве. После проверок, выявивших административные нарушения и
коррупцию, Централь-ноазиатский банк попал под контроль ЦБ Монголии, который
приостановил выдачу ему кредитов, отказал в открытии новых филиалов и наложил
штрафы на руководящих лиц.
Крах потерпели
всего 3 банка, в том числе Русско-Монгольс-
кий
банк. Характерной чертой банковской практики в Монголии является то, что
неплатёжеспособные банки не становятся банкротами, они, как правило,
поглощаются более крупными банками по указанию ЦБ. Хотя в Монголии пока нет
иностранных банков, но в связи с открытием в стране крупных месторождений
золота и угля возрос интерес к ней банков Канады, Кувейта и других стран.
По
мнению Всемирного банка и Азиатского банка развития, первоочередной задачей
банковской системы страны является реструктуризация безнадёжных долгов. Кроме
того, не менее важна приватизация (после неудачной приватизации госпредприятий
финансовые учреждения, как и международные организации, заняли выжидательную
позицию). Если приватизация пойдёт по польскому образцу, западные банки охотно
купят часть акций. Среди проблем банковского сектора называют относительную
либеральность по сравнению с международными стандартами положений,
регулирующих деятельность монгольских коммерческих банков.
* * *
Таким образом, в Монголии функционирует слабая, в значительной мере
государственная банковская система, соответствующая общему низкому уровню
экономического развития страны.
вьетнам
Банковский сектор Вьетнама находится в стадии
становления. Первым шагом на пути к двухуровневой банковской системе стало
создание новых государственных банков — Промышленного и коммерческого банка
Вьетнама и Сельскохозяйственного банка развития (Агрибанк). В ноябре 1990
года
эти два банка, а также бывшие специализированные банки — Банк внешней торговли
Вьетнама (Вьеткомбанк) и Банк инвестиций и развития Вьетнама — получили статус
самостоятельных
коммерческих
банков. Одновременно на Государственный банк Вьетнама (ГБВ) было возложено
исполнение классических функций центрального банка, а именно: проведение
денежной и валютной политики, надзор за финансовой системой и эмиссия национальной
валюты.
Центробанк Вьетнама
имеет статус министерства и управляет банковской системой. Деятельностью ГБВ
руководит Центральный банковский совет из 8 членов с участием представителей
ряда министерств и ведомств. Вмешательство правительства в важнейшие вопросы
денежно-кредитной политики свидетельствует о том, что ГБВ не имеет реальной
независимости и несёт ответственность за финансирование бюджетного дефицита.
На второй ступени
банковской системы расположились коммерческие банки, инвестиционные банки и
банки развития (контролируются государством), финансовые компании и кредитные
кооперативы. Коммерческие банки подразделяются на госбанки, банки со смешанным
и иностранным капиталом, филиалы и представительства инобанков. Частные и
государственные финансовые компании занимаются краткосрочным кредитованием
торговых операций. Банк инвестиций и развития Вьетнама привлекает средне- и
долгосрочные займы внутри страны и за рубежом и предоставляет долгосрочные
кредиты промышленности.
Слабым местом
государственных комбанков является недостаток собственного капитала и тесная
связь с Центробанком. Крупнейший финансовый институт Вьетнама — Вьеткомбанк,
финансирующий 60—70% всех импортно-экспортных операций, в последнее время
активизировал свою деятельность на внутреннем кредитном рынке и рынке кредитных
карт. Агрибанк кредитует аграрный сектор и располагает самой большой сетью
филиалов. Промышленный и коммерческий банк занимается краткосрочным
кредитованием промышленных и торговых компаний.
С введением в 1990
году во Вьетнаме нового законодательства количество банков в стране увеличилось
почти до 100. Однако на долю четырёх крупных государственных комбанков
приходится 87% активов всех коммерческих банков, и спрос на кредиты со стороны
частного сектора продолжает расти.
Вьетнамские
госбанки выдали много кредитов госпредприятиям, некоторые из которых оказались
неплатёжеспособными. И эти безнадёжные долги представляют серьёзную
потенциальную угрозу стабильности банковской системы. Хотя некоторые банки
подвер-
гались
проверке международными аудиторскими фирмами, у ревизоров мало возможностей
для оценки платёжеспособности заёмщиков.
Первые банки со
смешанным капиталом появились в 1989 году Крупнейшим из них считаются
Вьетнамский экспортно-импортный банк. Морской коммерческий банк и Сайгонский
банк промышленности и торговли. Контрольный пакет акций может находиться в
руках как государства, так и частных лиц. Не отягощённые доставшимися от
прошлого «плохими» кредитами, эти банки проводят агрессивную и рискованную
политику, более восприимчивы к нововведениям. Как правило, они занимаются
операциями, к которым не проявляют интереса инобанки. Имеются четыре банка,
представляющие собой совместные предприятия, созданные госбанками на
паритетных началах с банками из Южной Кореи, Индонезии, Таиланда и Малайзии.
Начиная с 1992 года
во Вьетнаме было создано всего 54 мелких акционерных банков. Для многих из них
характерны недока-питализация и чрезмерное кредитование фирм, специализирующихся
на операциях с недвижимостью. Они также нашли способ обходить введённые ЦБ
предельные размеры кредитов, гарантируя отсроченные аккредитивы, выдаваемые
импортёрами, многие из которых не торопились с перечислением банкам выручки от
продажи импортных товаров. Поэтому теперь ЦБ требует предоплаты 80% стоимости
новых аккредитивов.
Именно развитие
местных банков является основной целью правительства в сфере банковского дела.
Для этого необходимо, прежде всего, повышение к ним доверия со стороны
населения. Вьетнамцы традиционно предпочитают хранить свои сбережения дома в
твёрдой иностранной валюте или золоте, а не депонировать сбережения в банках.
По разным оценкам, накопления в золоте составляют 10 млрд долларов или порядка
140 долл. на душу населения. Это довольно крупная сумма для страны, ВВП которой
в расчёте на человека равен всего 250 долл. По некоторым оценкам, в наличном
обращении находится 1,5—2 млрд долл., что усложняет задачи ГБВ по контролю над
денежной массой, инфляцией и стабильностью национальной валюты. В октябре 1994
года был принят закон, согласно которому все денежные операции внутри страны
могут осуществляться только во вьетнамских донгах. Частично из-за
несовершенства банковской системы норма сбережений во Вьетнаме едва достигает
15% ВВП, что значительно ниже аналогичного показателя в большинстве стран
Юго-Восточной Азии.
Во
Вьетнаме действуют также филиалы 14 и представительства около 30 инобанков.
Инобанки занимаются финансированием экспортно-импортных операций совместных
или зарубежных компаний и редко имеют дело с резидентами. Присутствие
инобанков оказало значительное положительное влияние на банковский сектор
страны. В марте 1995 года многие вьетнамские банки подключились к системе
СВИФТ. Приход на вьетнамский рынок иностранных банков обеспечил постепенный
рост спектра банковских услуг. Крупные компании и многие частные клиенты
обзавелись кредитными карточками.
С
начала 90-х годов темпы роста вьетнамской экономики составляют примерно 10% в
год. Во многом это достигнуто благодаря значительным объёмам иностранных
инвестиций, которые заметно активизировали такие области, как промышленность и
сфера услуг. Совокупные долги местных компаний иностранным учреждениям
составляют около 540 млн долларов США, из которых около 300 млн принадлежат
южнокорейским торговым домам\. Общая сумма задолженности Вьетнама в
конвертируемой валюте достигла в 1996 году суммы в 5,4 млрд долларов, что
составляет 23% ВВП.
Валютный
кризис в Азии затронул и финансовую систему Вьетнама. В связи с этим
вьетнамские финансовые власти были вынуждены ввести регулирование объёма
внешних заимствований. Теперь для получения займов у зарубежных банков
вьетнамским фирмам приходится обращаться за разрешением в ГБВ. ЦБ может таким
образом отслеживать непогашенную часть займов компаний с тем, чтобы она не
превышала запланированный на год лимит, и обеспечивать рациональное
соотношение капитала, мобилизованного из иностранных и национальных
источников. По соглашению с Международным валютным фондом суверенные заимствования
Вьетнама не должны превышать 100 млн долларов в квартал, включая задолженность
госпредприятий, составляющих большую часть компаний страны.
В
целях защиты национальной валюты Госбанк Вьетнама разработал программу,
предусматривающую:
• развитие сотрудничества между производителями промышленной
продукции и экспортёрами с целью сократить число посредников и повысить
эффективность экономики;
• сокращение государственных расходов;
• принятие мер по оказанию помощи коммерческим банкам в
избавлении от сомнительных долгов;
• усиление борьбы с
коррупцией.
В банковских кругах
Вьетнама отмечается немало случаев коррупции. Так, в 1996 году выяснилось, что
торговая фирма «Тамек-со» получила от одного из госбанков крупный кредит под
недвижимость непомерно завышенной стоимости, что нанесло ущерб в 27 млн
долларов. Четырём мошенникам были вынесены смертные приговоры.
Кроме того, в целях
ограничения спекуляций с национальной валютой в конце 1997 года ГБВ ввёл новое
положение, устанавливающее инобанкам жёсткие лимиты на форвардные контракты в
донгах. Банки обычно прибегают к этим операциям с тем, чтобы иметь достаточно
наличности для удовлетворения потребностей клиентов в финансировании. Введённое
ограничение должно помешать накоплению долларов инобанками и оказанию давления
на донг, так как в результате азиатского финансового кризиса резко снизился
приток твёрдой валюты во Вьетнам, инвалютные резервы которого не превышают 2
млрд долларов. Новое положение вызвало озабоченность у иностранных банкиров,
уже работавших в условиях ограничения на валютные операции. Поскольку донг
является неконвертируемой валютой, принятое решение привело к возникновению у
многих фирм проблем с обменом выручки в донгах на доллары, например для
импорта сырья. Но национальная банковская система оказалась в выигрыше, так
как местные банки смогли расширить диапазон своей деятельности. В то же время,
с целью получения валюты от иностранных банков и оказания помощи местным
банкам в погашении краткосрочных долгов иностранным компаниям, Госбанк
Вьетнама принял решение о проведении операций своп между долларом и донгом.
Предполагается заключение сделок на две недели, один, два и три месяца.
* * *
Несмотря на достигнутые успехи, банковская система Вьетнама остаётся
отсталой и неэффективной. О неразвитости местного банковского сектора
свидетельствует низкое соотношение объёма банковских депозитов к размеру ВВП,
которое намного меньше, чем в других странах на переходном этапе. Основным
платёжным средством во Вьетнаме продолжают оставаться наличные деньги. Объём
денежной массы в обращении здесь вчетверо больше, чем в странах АСЕАН. Помимо
уже названных причин следует упомянуть: отсутствие системы обработки банками
основных платежей
и
услуг по сделкам, отсутствие эффективного рынка капитала, недостаточное
правовое обеспечение банковской системы (в частности банковского надзора),
низкая квалификация служащих, плохой менеджмент, слабое ведение учёта, засилье
бюрократии. Все перечисленные негативные факторы осознаются руководством
правительства и Госбанка Вьетнама, и это позволяет надеяться на их постепенное
устранение. Однако для этого требуется: расширение независимости'Госбанка,
приватизация государственных ком-банков, их санация и повышение уровня доверия
населения к банковской системе. Во многом решение этих вопросов связано с
необходимостью корректировки государственной экономической политики.
КубА
Правительство Кубы в 90-е
годы активно занималось реализацией программы модернизации национального
банковского и финансового сектора. В 1995 году на Кубе насчитывалось ЗОЮ
сельскохозяйственных кооперативов, 212 инвестиционных проектов с иностранным
участием, 635 представительств зарубежных компаний и около 200 тыс.
самостоятельно работающих частников. Возвращение в страну иностранных представителей
и постепенное развитие частного сектора вызвали повышенный спрос на кредиты и
услуги, что потребовало определённых изменений в банковском секторе.
Осуществляемые преобразования имеют целью поощрять приток зарубежных инвестиций,
легализовать деятельность частного сектора и предоставить большую
самостоятельность госпредприятиям и сельскохозяйственным кооперативам.
Руководители страны рассматривают банковскую реформу в качестве одного из
важных компонентов медленных и осторожных экономических преобразований,
направленных на внедрение элементов рыночной экономики.
Реформа преследует также цель расширить внутренний сектор
предоставления финансовых услуг, включая открытие пунктов обмена валюты,
подготовку финансистов и учреждение кубинского инвестиционного банка.
Банковская система получит разветвлённую компьютерную сеть, что позволит
органам надзора оперативно собирать необходимую информацию.
В 1997 году Правительство Кубы создало новый центральный
банк — Банко Сентраль де Куба, который стал преемником Банка Насьональ де
Куба. Последний был создан в 1948 году, имел около 200 отделений и с 1960 года
сочетал роль центрального с государственным коммерческим банком. Теперь эти две
функции разделены. Новый центральный банк является самостоятельным юридическим
лицом. Он будет осуществлять надзор и регулировать расширяющийся банковский
сектор, который представлен 7 новыми банками и группой финансовых компаний и
учреждений, созданных преимущественно за последние два года. Функции ЦБ также
предусматривают эмиссию национальной валюты, выработку и осуществление
денежно-кредитной и валютной политики.
Специальный указ предусматривает регистрацию и правила,
регулирующие деятельность всех банков и финансовых учреждений, имеющих
лицензию на совершение операций на Кубе. Иностранным банкам разрешено
открывать только представительства, а не отделения. Лицензии-получили уже 13
зарубежных банков. Однако не исключена возможность появления оффшорных банков
в свободных торговых зонах, создание которых разрешено законом страны об
иностранных инвестициях. В рамках проводимой реформы Народному Сбербанку,
имеющему около 500 отделений, разрешено постепенно предлагать коммерческие
банковские услуги компаниям и другим клиентам. Банко Насьональ де Куба продолжит
функционировать как коммерческий банк, который будет обслуживать внешний долг
страны, достигший 10,4 млрд долларов США.
В отличие от банковских систем, рассмотренных в
предыдущих главах, банковские системы, описанные в третьей главе, принадлежат
странам, имеющим более слабый уровень экономического развития, менее высокие
средние доходы населения, множество проблем, связанных с переходом от
административно-командной системы управления экономикой к ориентированной на
свободные рыночные отношения. Современное состояние банковских
систем
стран постсоциалистического периода существенно различается. Оно складывалось
под воздействием различных политико-экономических факторов. Но несмотря на всю
внешнюю несхожесть местных условий, в основе развития банковских систем лежат
единые закономерности, общие причинно-следственные связи, среди которых
отметим следующие:
•
Страны с более высоким изначальным уровнем экономического развития имели
больше простора для маневрирования между необходимостью проведения жёсткой
денежно-кредитной политики и потребностью поддерживать в переходный период государственный
сектор экономики и стратегически важные отрасли производства. Они также имели
больше возможностей сгладить допускаемые ошибки в управлении
финансово-кредитной сферой и экономикой в целом без возникновения опасной
социальной напряжённости и угрозы смены политического курса.
•
Почти все рассмотренные страны стремятся повысить конкурентоспособность
отечественных банков и осторожно подходят к вопросу открытия внутреннего рынка
для банков-нерезидентов. Но и сами иностранные финансово-кредитные институты
осторожно подходят к вопросу расширения своего присутствия в таких
недостаточно ещё стабильных, по западным меркам, странах, какими являются
бывшие страны социалистического блока.
•
Масштабное проникновение на местные банковские рынки, как правило, происходило
после системных банковских кризисов, когда правительства стран-реципиентов
вынужденно шли на снятие ограничений на деятельность иностранных банков и выставляли
на продажу требующие санации, но более привлекательные с точки зрения инвестирования
средств крупные государственные или коммерческие банки.
•
Молодые государства, в которых правительства последовательно принимали
решительные и порой непопулярные меры в области денежно-кредитной политики по
реформированию банковского сектора, не дожидаясь повторения кризиса, быстро
достигли определенной стабилизации финансовой сферы.
•
Практически все рассмотренные страны прошли этап системного банковского
кризиса или ещё находятся в этом состоянии. Общими причинами возникновения
нестабильности в финансово-кредитной сфере являются: несбалансированная бюджетная
политика правительств, доминирование в банковском секторе государственных
банков, неудовлетворительный кредитный портфель государственных банков,
финансировавших неэффек-
тивный
государственный сектор экономики, низкий уровень менеджмента, слабая система
банковского надзора и другие.
•
Привлечение на местные рынки хотя бы в ограниченных масштабах иностранных
банков стимулирует конкуренцию, привносит современные банковские технологии и
расширяет применение западных норм финансового анализа и управления. Несмотря
на несомненную полезность такой интеграции, следует отметить, что более
высокая надежность западных банков по сравнению с местными и более высокая
культура обслуживания позволяют иностранным финансовым учреждениям занимать
самые привлекательные сегменты рынка клиентуры.
•
Наиболее эффективным в плане совершенствования процесса управления
национальной банковской системой видится опыт Словакии, осуществлявшей
масштабное привлечение к управлению банками иностранных
специалистов-консультантов. В результате в стране образовался слой
национальных кадров, а банки изначально строили свою работу на базе западных
стандартов, часто при более жестких, чем в странах Западной Европы, требованиях
со стороны центрального банка к минимальному уровню надежности.
•
В странах, ищущих интеграции с более сильными соседями, под влиянием
международных финансовых организаций проводится жесткая денежно-кредитная политика,
а уровень независимости центрального банка часто даже выше, чем в некоторых
западноевропейских странах с более развитой банковской системой.
•
Путь приоритетного развития конкретного сектора экономики в ущерб
сбалансированности финансовой сферы, выбранный в ряде развивающихся стран,
оправдан лишь до определенного этапа и при условии постепенной, медленной
делиберализа-ции денежно-кредитной политики. В ином случае накопленный
негативный потенциал в финансовой сфере в конце концов обрушивается и на
конкретный сектор экономики. Мягкая денежно-кредитная политика требует более
тонких расчетов, так как создавая лучшие возможности для развития экономики,
она в то же время заставляет государство балансировать на наклонной плоскости
у обрыва в финансовую пропасть неуправляемой инфляции. Еще одним требованием
для временного отказа от жесткой денежно-кредитной политики является большой
экономический потенциал, который бы противопоставил дополнительной инфляции
сопоставимый прирост ВВП.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|