бесплатные рефераты

Банки (курс лекций)

Наиболее громким и болезненным стало банкротство круп­нейшего латвийского банка Балтия (с ежегодным оборотом в 5 млн долларов), в котором были сосредоточены 40 % вкладов на­селения и каждый пятый житель Латвии имел вклады. Банк Бал­тия привлекал депозиты под проценты значительно выше рыноч­ных, а также предоставил в свое время российскому банку Инте-рэк 150 млн руб. в обмен на низкопроцентные российские гособ­лигации со сроком погашения в 2008 году, что и послужило од­ной из главных причин банкротства. Примечательно, что самих облигаций никто не видел, так как по соглашению они должны были храниться до погашения в российском банке. Серьезность последствий банкротства банка Балтия подтверждает тот факт, что совокупные убытки банка превосходили налоговые поступле­ния в бюджет Латвии за год.

Всего к началу 1996 году свою деятельность прекратили бан­ки, на долю которых приходилось 40 % всех банковских активов и 41 % банковских вкладов, что позволяет дать оценку этому про­цессу — «тяжелый кризис». Причины кризиса простирались от рис­кового финансирования торговых операций и неудачных спекуля­ций с национальной валютой до противозаконных действий. Не оправдала себя политика латвийского центрального банка, рас­сматривавшего конкуренцию как наиболее эффективное средство надзора за коммерческими банками. Слабый надзор усугублялся несовершенством систем банковской отчетности и налогообложе­

ния, отсутствием необходимой правовой базы, коррупцией и не­хваткой квалифицированных управленческих кадров.

Правительство Латвии не смогло остаться в стороне при реше­нии вопроса о возмещении ущерба от банкротства банков. Взяв на себя руководство банком Балтия, оно выплачивало индивидуаль­ным вкладчикам компенсацию в размере до 200 латов, юридичес­кие лица и акционеры банка компенсации не получили.

Реакцией властей Латвии для предупреждения в дальнейшем подобных кризисов явилось введение новой жесткой системы бан­ковского регулирования. Ее, действительно, нельзя назвать либе­ральной. Латвийские банки должны резервировать в Банке Латвии средства, эквивалентные 8 % среднего объема их депозитов, иметь уставный капитал по меньшей мере в 2 млн лат (3,9 млн долл.), сохранять отношение акционерного капитала к совокупным акти­вам на уровне 10% — на 2 процентных пункта выше установлен­ной Базельским комитетом цифры и избегать дисбаланса в креди­товании и владении акциями. Банк Латвии проводит регулярные инспекционные проверки банков, а также обязал их проходить аудиторские проверки признанными независимыми компаниями. Кроме того, банкам запрещено предоставление кредитов инсай-дерам на общую сумму свыше 15 % от собственного капитала и кредитов на особых условиях. Размер открытых валютных позиций ограничен 40 % от собственного капитала. Установлен размер ком­пенсации частным вкладчикам в пределах до 500 латов. Много­кратно повышен минимальный размер собственного капитала бан­ков до 3 млн латов (5,6 млн долларов).

Процесс совершенствования регулирования банковской сис­темы сопровождался ее концентрацией. Крупнейшим банком стра­ны является Парекс Банк с активами, по данным на 1997 год, в размере 173 млн лат, за ним следует Латвияс Унибанк (158 млн лат) и Ригас Коммерцбанк (106 млн лат).

Несмотря на пережитое потрясение, банковская система Лат­вии имеет позитивную тенденцию развития: только в 1996 году активы латвийских банков выросли на 36 %, их акционерный ка­питал — на 42 %, общий объем предоставленных кредитов — на 16 %, привлеченных вкладов — на 31 %.

Достаточно высокий уровень оказания финансовых услуг в стра­не еще больше возрастет благодаря подключению все большего числа банков к системе СВИФТ и другим электронным платеж­ным системам. Наряду с этим в Латвии действуют либеральные банковские законы: латыши и иностранцы могут иметь счета в любой валюте, отсутствуют ограничения по операциям с валю-

той, имеется возможность открытия закодированных счетов, мо­гут осуществляться услуги, свойственные банкам оффшорных зон. Всё это создаёт условия для привлечения внимания к Латвии ино­странных бизнесменов. В Риге уже действуют филиал французско­го Сосьете Женераль и представительство германского Дрезднер Банка. Выгодное географическое положение, наличие трех пор­тов, хорошей коммуникационной сети и многочисленное русско­язычное население обуславливает значительный приток свобод­ных средств из республик бывшего СССР.

По данным Латвийской ассоциации коммерческих банков, 24% совокупного капитала банковского сектора в размере 2,2 млрд долларов принадлежит иностранцам, по большей части с Востока. По другим источникам, этот показатель колеблется от 40 до 50 %. Десятки миллионов долларов ежемесячно проходят через латвий­ские банки по пути на Запад. Оборотной стороной высокодоход­ного бизнеса стали контрабанда и отмывание грязных денег, так как законов по борьбе с последним пока не существует. Однако рано или поздно Латвии придется ужесточить банковское законо­дательство, если она хочет войти в Европейский союз.

Итак, банковская система в Латвии пережила кризис позже, чем в Эстонии, он был намного более жестоким и длительным. Его причинами стали: слабые банковское законодательство и над­зор, рискованные кредитные вложения латвийских банков, от­сутствие эффективной системы защиты национальной валюты от спекуляций и многое другое. Введение после кризиса жесткой си­стемы банковского регулирования быстро дало положительные ре­зультаты. Этому способствовало: выгодное экономическое поло­жение страны, развитая инфраструктура для торговли, либераль­ное банковское законодательство в отношении широких прав кли-. ентов банков и высокий уровень банковской тайны.

литва

К 1995 году в Литве после ряда банкротств функциони­ровало лишь 19 банков (при­близительно 1 банк на 200 тыс. населения). К середине 1997 года в стране осталось лишь 11 действующих банков. По­

скольку литовские банки слишком долго работали в условиях, не отвечавших международным стандартам, государству пришлось пре­доставлять гарантии под активы четырех из семи крупнейших бан­ков с тем, чтобы предотвратить их крах с непредсказуемыми для всей экономики последствиями. Около 20 % всех банковских акти­вов Литвы приходится на просроченные кредиты, поэтому даже для избежавших банкротства литовских банков западными банка­ми было приостано"влено большинство кредитных линий.

Место временно ушедших с прибалтийских рынков частных банков западных стран пока заняли их правительства и междуна­родные финансовые организации, понимающие, что без их по­мощи Литве, как и другим странам Балтии, не удастся построить современную банковскую систему и наладить тесные экономичес­кие связи с Западом. Германия принимает участие в создании и финансировании Литовского банка развития, который будет пре­доставлять местным компаниям производственные кредиты сро­ком на 5—7 лет.

Усиление влияния международных финансовых организаций благоприятно сказалось на банковском секторе Литвы. В частно­сти, под давлением МВФ и Всемирного банка санация банковс­кого сектора стала приоритетной задачей правительства и парла­мента страны. Наметилась тенденция роста независимости Наци­онального банка Литвы и реализации его планов по ужесточению банковского надзора. Также в стране идет реформа в области ва­лютной политики: к ЦБ переходят функции валютного управле­ния, обсуждается вопрос об отмене привязки лита к доллару США и его переориентации на корзину валют или на евро.

В 1997 году в Литве активизировалась деятельность зарубежных инвестиционных фондов. Лидирующие позиции занимают англий­ские инвестиционные компании «Меркьюри» и «Флеминге», а также германская «ДИТ» и дочерняя компания Дрезднер Банка. Ими заключен ряд соглашений с местными банками-депозитари­ями. Иностранцев привлекают позитивные перспективы экономи­ческого развития страны, наличие высококвалифицированной рабочей силы при относительно низком уровне оплаты труда, тес­ные торговые связи со странами бывшего СЭВ и, прежде всего, с Россией.

китай

Особенности построения банковской системы Китая от­ражают общую ситуацию в стране, в которой одновремен- ' но уживаются элементы адми­нистративно-командной систе­мы и рыночной экономики, а

экономика является «социалистической рыночной». Во главе бан­ковской системы Китая стоит Народный банк Китая (НБК), от­вечающий за денежно-кредитную политику и выполняющий над­зорные функции.

Закон о народном банке Китая был принят 18 марта 1995 года и вступил в силу в тот же день. Этим документом НБК объявляет­ся Центробанком КНР, банком всех других банков и правитель­ства, а также запрещается любое вмешательство в его деятель­ность.

Для обеспечения экономического роста страны и поддержа­ния стабильного курса национальной валюты перед Центробан­ком поставлены следующие задачи:

• разработка и реализация денежно-кредитной политики;

• выпуск денег и управление денежным обращением;

• контроль над деятельностью банковских и финансовых уч­реждений в соответствии с нормативными актами;

• принятие декретов и постановлений о финансовых опера­циях;

• хранение валютных и золотых резервов государства и управ­ление ими;

• сбор статистических данных, проведение опросов и анали­зов, составление прогнозов по финансовым вопросам. Закон дает Центробанку право:

• требовать, чтобы финансовые учреждения депонировали ре­зервы по ставкам ЦБ;

• устанавливать базовую процентную ставку;

• переучитывать векселя финансовых учреждений, имеющих счет в ЦБ;

• предоставлять кредиты коммерческим банкам;

• покупать и продавать на открытом рынке облигации государ­ственных займов или другие государственные облигации, а также валюту.

В качестве эмиссионного института Народный банк Китая не­сет полную ответственность за печатание и выпуск в обращение юаней.

ЦБ ежегодно составляет общий кредитный план, регулирую­щий поступление денег в народное хозяйство. Государственные коммерческие банки исходят из общего плана при составлении собственных кредитных планов, содержащих контрольные цифры по кредитованию, оБъему вкладов и рефинансированию централь­ным банком. Ставки по кредитам и вкладам устанавливаются ЦБ. Коммерческие банки проводят самостоятельную кредитную по­литику только в рамках средств, полученных от сверхплановых вкладов. Рефинансирование банков осуществляется НБК по варь­ируемым ставкам, которые не отражают реальной стоимости кре­дита. В связи с этим возможности комбанков по регулированию собственной ликвидности при помощи этого инструмента весьма ограниченные.

Из традиционных инструментов денежно-кредитной полити­ки используются названный выше переучет векселей и резервные требования. Резервные требования применяются к пассивам ба­ланса, и ставки разнятся в зависимости от принадлежности вкла­дов юридическим или физическим лицам. Названные инструмен­ты регулирования денежной массы недостаточно эффективны, так как переучет векселей малораспространен, а резервные требова­ния перекрываются большими сверхнормативными резер­вами.

Что касается процентных ставок, традиционного в других стра­нах инструмента денежно-кредитной политики, то они не могут применительно к условиям Китая пока рассматриваться как ос­новной инструмент ввиду неразвитости денежного рынка и не­возможности сводного их установления. Однако вместе с сокра­щением доли госсектора в экономике процентные ставки посте­пенно будут выходить в ряд основных инструментов денежно-кре­дитной политики. В этом процессе велика роль НБК, политика которого во многом определяет ставки по краткосрочным креди­там на зарождающемся межбанковском рынке.

НБК жестко подчинен Госсовету Китая и все наиболее важ­ные решения в области денежно-кредитной политики принимает лишь с его одобрения. НБК формирует денежную политику и пред­ставляет на одобрение Госсовета предложения в области регули­рования денежной массы, валютного курса и процентных ставок, которые, как правило, принимаются. По заявлению председателя

Народного банка Китая, решения по установлению процентных ставок принимаются им единолично, и обычно только один или два человека в центральном банке, кроме него, заранее осведом­лены. В этих решениях отражаются не только потребности финан­сового рынка, но и положение в различных секторах экономики, прежде всего в государственном. Так, например, в 1996 году НБК дважды прибегал к снижению процентных ставок, облегчая поло­жение испытывающих кризис госпредприятий и одновременно уменьшая прибыли госбанков. Теоретически государство устанав­ливает значительные маржи между ставками по кредитам и вкла­дам, что в принципе должно обеспечивать банкам солидную при­быль и невозникновение процентных рисков. Однако разграниче­ние кредитов по целям и срокам, а также отсутствие у государ­ственных предприятий стимулов к получению прибыли ведут к ухудшению качества кредитных портфелей банков и быстрому росту дебиторской задолженности. В результате Центробанк был даже вынужден создать специальный компенсационный фонд для ока­зания помощи госбанкам, предоставлявшим госпредприятиям льготные кредиты. В будущем выделение льготных кредитов пла­нируется прекратить.

Имея столь неэффективную, на первый взгляд, финансовую систему, ЦБ Китая , тем не менее, достиг замечательных успехов в сдерживании инфляции в условиях бурного экономического ро­ста. ВВП в 1992—1997 годах рос на 12% в год при среднегодовой инфляции в 13%. Теоретически следующим этапом реформы фи­нансовой системы Китая должно было бы стать введение полной конвертации юаня. Но этому помешал разразившийся мировой финансовый кризис.

Однако ЦБ ещё далеко не полностью наделен полномочиями самостоятельного учреждения, а банковская система слишком слаба, чтобы справиться с потоком иностранных инвестиций, который должен резко увеличиться в случае перехода к полной конвертации национальной валюты. Крупные китайские банки все ещё остаются, в основном, каналами финансирования убыточно­го госсектора, и ЦБ не располагает адекватной системой надзора, которая могла бы обеспечить контроль за потоками капитала. Кро­ме того, даже в нынешних условиях многие китайские фирмы за­нимаются по фиктивным экспортным документам контрабандой капитала, который потом используется для спекулятивных опера­ций на фондовых и фьючерсных рынках. В связи с этим, несмотря на неуклонное укрепление национальной валюты, Китай пока не

вводит полную конвертацию юаня. Китайское руководство плани­рует предпринять этот шаг только после реализации серии мер, направленных на уменьшение зависимости госпредприятий от го­сударственных субсидий, перевод банковского сектора на ком­мерческую основу и более совершенное регулирование фондового рынка. Эти реформы, известные как «переход к социалистической рыночной экономике», должны завершиться к 2010 году.

Вместе с тем в политике НБ Китая всё же прослеживается последовательное стремление к постепенному введению конвер­тируемости юаня. С марта 1996 года национальная валюта начала конвертироваться в четырех экспериментальных центрах: Шанхайе, Шэньгжене, Даляне и провинции Ченьсу. С 1 июля 1996 года ино­странные компании могут покупать твердо конвертируемую валю­ту в любом китайском банке, в то время как до этого они могли купить валюту на так называемых «обменных рынках», где всегда ощущался дефицит то долларов, то юаней. Кроме того, иностран­ные инвесторы получили возможность репатриировать прибыль при условии предъявления справки о полученных дивидендах. Но пока ограничения сняты лишь в области совершения текущих опе­раций.

Серьезные проблемы возникли у Китая в 1997 году в связи с девальвацией валют соседних азиатских стран. Опасность укрепле­ния собственной валюты для Китая заключалась в том, что оно подрывало конкурентоспособность китайских товаров и, следова­тельно, замедляло экономический рост (свыше 11% экспорта Ки­тая приходится именно на эти страны, которые к тому же являют­ся его прямыми конкурентами на нескольких рынках). На фоне девальвации валют соседних стран китайский юань, связанный с гонконгским долларом, курс которого искусственно защищен привязкой к доллару США и завышенными процентными ставка­ми, медленно, но верно рос из-за высокого спроса на него на внутреннем рынке. Вследствие противоречия этой тенденции с интересами национальной экономики НБК ежедневно был вы­нужден скупать на валютных рынках до 100 млн долларов. Вместе с тем девальвация юаня неизбежно должна была привести к даль­нейшему увеличению положительного сальдо внешнеторгового баланса по отношению к США (а в 1997 году оно достигло 44 млрд долларов). Вследствие этого могла начаться торговая война между Вашингтоном и Пекином. Но неблагоприятные события финансового кризиса, затронувшего и Китай, привели к тому, что юань все-таки был девальвирован.

По состоянию на конец 1997 года, валютные резервы состав­ляли свыше 130 млрд долларов (20 млрд в 1991 году). Более 70% этих резервов были номинированы в долларах США и помещены в казначейские облигации США. Однако правительство страны уже неоднократно рассматривало возможность диверсифицировать со­став национальных резервов с целью уменьшить «чрезмерную за­висимость» от одной валюты. Даже упоминание этой темы второ­степенными китайскими правительственными чиновниками при­водит власти США в волнение и делает позицию США более гиб­кой по многим экономическим вопросам.

В рамках проводимой в Китае реформы финансового сектора экономики предусматривается реорганизовать и НБК — перестро­ить его по образцу Федеральной резервной системы США. До 2000 года ЦБ предполагает закрыть большинство из своих более чем 30 провинциальных отделений и организовать 10—15 межрегиональ­ных филиалов, пытаясь таким образом ограничить влияние мест­ных властей на банковский сектор.

Закон о коммерческих банках был принят 10 мая 1995 года и вступил в силу 1 июля. Его целью является защита интересов ком­мерческих банков, их вкладчиков и клиентов, регулирование и контроль их деятельности, обеспечение стабильности банковских операций и финансового сектора. Действие этого документа рас­пространяется на все китайские государственные, частные банки и банки со смешанной формой собственности, кредитные коопе­ративные компании, совместные китайско-иностранные банки, а также дочерние компании иностранных банков. Закон устанавли­вает, что коммерческий банк является юридическим лицом с пра­вом принимать вклады клиентов, предоставлять кредиты и пол­ный набор банковских услуг, в частности таких, как размещение и продажа государственных облигаций, выдача документарных аккредитивов, аренда сейфов и т.н.

Для учреждения коммерческого банка требуется наличие ми­нимального капитала в размере 1 млрд юаней, а для создания городского и сельского кооперативного банка — соответственно 100 млн и 50 млн юаней. Нарушение закона и нормативных актов кредитными учреждениями наказывается штрафом в сумме от 10000 до 50000 юаней, а в особо серьезных случаях НБК может закрыть допустившее нарушения учреждение и отозвать выданную ему лицензию.

Действующие в Китае банки можно разделить на 3 группы:

• первая — специализированные государственные коммерчес­

кие банки, выделившиеся из системы НБК. Это Промыш-ленно-коммерческий банк Китая, Банк народного строитель­ства, Сельскохозяйственный банк Китая и Банк Китая;

• вторая группа — местные частные коммерческие банки;

• третья группа — иностранные банки.

Специализированные банки занимают доминирующее поло­жение в банковской системе Китая. На них приходится 72% всех банковских активов. Каждый из них имеет собственную нишу:

• Промышленно-коммерческий банк, обладающий самой боль­шой сетью отделений, работает как универсальный банк, обслу­живает городских вкладчиков, обеспечивает платежный оборот в городах, кредитует преимущественно госпредприятия в промыш­ленности и торговле. Основной источник ресурсов — вклады фи­зических и юридических лиц.

• Банк народного строительства занимается инвестиционной деятельностью, предоставляя долговременные кредиты на цели экономического развития. Это направление стало центральным в деятельности банка с тех пор, как прямое бюджетное финансиро­вание было заменено в Китае долгосрочным кредитованием.

• Сельскохозяйственный банк обслуживает сельские районы, но в последнее время стал распространять свою деятельность и на городские территории.

• Банк Китая занимается финансированием внешней торгов­ли и операциями на международных финансовых рынках. Его ак­тивы оцениваются в 240 млрд долларов, и по их объему он входит в десятку крупнейших банков мира.

Несмотря на то, что эти банки являются специализированны­ми, они идут по пути универсализации, вторгаясь в сферы дея­тельности друг друга. Одним из основных источников капитала для коммерческих госбанков служат выпускаемые за границей каз­начейские векселя.

Управление банковской системой в значительной степени но­сит директивный характер. Так, например, в 1995 году циркуля­ром НБК специализированным госбанкам было запрещено со­вершать трастовые и инвестиционные операции, а также поддер­живать связи с взаимными и инвестиционными фондами, зани­маться торговлей ценными бумагами. Вместе с тем им было разре­шено выпускать собственные облигации и проводить подписку на государственные.

Государственными спецбанками осуществляется интенсивная

программа компьютеризации. Банк Китая, например, тратит на модернизацию информационных технологий порядка 200 млн дол­ларов в год, а Народный строительный банк (НСБ) израсходовал на эти цели 1,8 млрд юаней.

Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед спецбан­ками, является усиление контроля за деятельностью отделений, которые находятся под влиянием местных органов власти и не желают расставаться с избыточной ликвидностью.

Особого внимания заслуживает ситуация в вопросах кредито­вания. Государственные органы страны оказывали прямое вмеша­тельство в оперативную деятельность банков с целью кредитова­ния госпредприятий и приоритетных, с точки зрения правитель­ства, проектов. По существу правительство прибегало к этому виду финансирования для предотвращения краха убыточных предпри­ятий. Вмешательство осуществлялось путем распределения кредит­ных квот среди банков.

Кредитные квоты были введены более 40 лет назад в качестве инструмента контроля центрального правительства за кредитова­нием госпредприятий. В 1997 году квота была установлена в разме­ре 800 млрд юаней (97 млрд долл.). Выделенная госбанкам квота традиционно использовалась ими на поддержку госпредприятий, в то время как кооперативные и частные предприятия, а также фирмы с участием иностранного капитала испытывали трудности с получением коммерческих и инвестиционных кредитов. Резуль­татом такого волюнтаристского подхода стал огромный процент сомнительной задолженности: по данным НБК 20—25% кредитов четырех государственных банков, контролирующих 80% рынка, являются проблемными по западным стандартам, 5—6% подле­жат списанию.

Таким образом, государственные спецбанки находятся в пла­чевном состоянии и технически являются неплатежеспособными. В целом, по оценкам банковских аналитиков, от 25 до 40% креди­тов, выданных всеми китайскими банками, относится к разряду недействующих. По данным рейтингового агентства «Стэндард энд Пурз», эта величина составляет около 25%, или 200 млрд долла­ров. При этом около трёх четвертей из них вряд ли когда будут погашены.

Для списания безнадежных долгов и постепенного достиже­ния этими банками 8%-ного уровня достаточности собственного капитала Китай намерен эмитировать специальные облигации на 270 млрд юаней (32,6 млрд долларов). В случае удачной рекапита-

лизации банки смогут получить лицензию на расширение опера­ций за рубежом. Относительно небольшой внутренний облигаци­онный долг — порядка 490 млрд юаней, или всего 7% ВВП, — может обеспечить успех специального выпуска облигаций, кото­рые будут, видимо, покупаться мелкими банками, небанковски­ми финансовыми учреждениями и госпредприятиями.

В связи с необходимостью санации балансов госбанков в 1997 году Минфин разрешил банкам списывать ежегодно безнадежные долги в размере 3% от совокупных активов, вместо ранее предус­мотренного 1%. В 1997 году было списано кредитов на 30 млрд юаней. В 1998 году списанию подлежали кредиты на 50 млрд юаней (6,04 млрд долл.), в следующие два года — на 60—70 млрд (около 8 млрд долл.). В рамках реформы финансового рынка вводится клас­сификация проблемных кредитов согласно международным стан­дартам.

Однако наиболее важным для китайской банковской системы является решение отменить антирыночные кредитные квоты для государственных коммерческих банков, что должно стимулиро­вать развитие частных коммерческих банков, облегчить доступ к кредитам со стороны частных компаний. По мнению аналитиков, отказ от квот может в скором времени привести к сокращению общих объемов кредитования госпредприятий. Китайские госбан­ки, обремененные безнадежными долгами, в последнее время уже и сами неохотно предоставляли кредиты госпредприятиям, мно­гие из которых с трудом входят в рыночную экономику. Доля гос­банков в общем объеме новых кредитов постоянно снижается по мере роста числа новых банков и других финансовых учреж­дений.

Кроме внутренней конкуренции в группе специализирован­ных банков, ее угроза идет и от частных коммерческих банков. Так, например. Шанхайский Банк связи, первый из таковых, образованный ещё в 1987 году и открывший с тех пор филиалы в Нью-Йорке, Лондоне и Токио, нарушил монополию Банка Ки­тая в области международных финансовых операций.

Ещё в январе 1995 года ЦБ разрешил Банку связи самостоя­тельно определять объемы кредитования исходя из размеров при­влеченных депозитов, а не на основе спущенных сверху квот, что существенно повысило эффективность его деятельности по срав­нению с госбанками. В 1994 году банк объявил об увеличении на 44% активов, стоимость которых достигла 25,2 млрд долл., вклады в национальной валюте возросли на 45%, а займы — на 30%. Ин-

тенсивное обучение кадров и контакты с зарубежными банками позволили банку расширить спектр оказываемых услуг и улучшить качество управления.

Располагая 3% банковских активов страны, Банк связи обес­печил среднюю доходность своих активов в 1993 году на уровне 2,37% по сравнению с 0,52% в целом по отрасли. Банк связи в наименьшей степени нуждается в государственной поддержке и имеет меньше всех претензий к центру. Государство владеет лишь 21% его акций, остальное принадлежит местному правительству и госпредприятиям. Банк связи лидирует среди коммерческих бан­ков, в том числе и с участием государства в капитале. Но с каж­дым днем стремительно расширяется деятельность новых и менее крупных коммерческих банков. Планируется объединить несколь­ко городских кредитных кооперативов в банки с полным набором услуг.

На негосударственный сектор Китая приходится 20% ВВП, однако до ноября 1995 года он не имел своего банка и игнориро­вался государственными банками. Первым частным банком стал Миншенг, открытый в ноябре 1995 года с уставным капиталом 3 млрд юаней (около 360 млн долларов США). Его учредителями стали 50 фирм, большинство из которых являются членами китайской Промышленной и коммерческой ассоциации него­сударственных компаний. Ранее эти компании были вынуждены занимать средства частным путем под 30% годовых на черном рынке.

Традиционное для Китая администрирование распространя­ется и на регламентацию внутренних механизмов принятия реше­ний в банках. С целью создания банковской системы по западному образцу в Китае еще в июле 1995 года были введены стандартизи­рованные правила кредитования, которые, по мнению их разра­ботчиков, должны обеспечить защиту банков в условиях роста банкротств и помочь банкам стать настоящими коммерческими учреждениями, а не просто органами кредитования государства. Согласно этим правилам банки должны проводить предваритель­ное изучение фирмы на предмет её кредитоспособности. Оконча­тельное решение принимается другим подразделением банка, а не отделом, проводившим исследование. Банк и заёмщик подпи­сывают соглашение с указанием суммы, сроков, процентных ста­вок и целевого назначения. Банковские ссуды нельзя использовать для инвестирования в ценные бумаги или спекулятивных опера­ций с акциями, фьючерсами или недвижимостью. Если заёмщик

вовремя не погашает ссуду, он обязан будет выплатить дополни­тельный процент. Правила также запрещают любым государствен­ным ведомствам и фирмам предоставлять ссуды, а также предус­матривают защиту интересов банков в случае банкротств фирм. Последние должны заранее информировать об этом банки, задей­ствовать их в процесс ликвидации и обеспечить им компенсацию в виде залога или других гарантированных возмещений.

Кроме банковских организаций в Китае, как и во многих дру­гих странах, широкое распространение получили небанковские финансовые компании, которые помимо разрешенных им бирже­вых, инвестиционных и фидуциарных операций, операций с не­движимостью, вторгаются и в сугубо банковскую сферу — прием вкладов и предоставление кредитов.

Причиной нарушения финансовыми институтами законода­тельно установленных границ своей деятельности является нехватка кредитных средств в экономике. Избыточный спрос на заемные средства отвечает интересам потенциальных кредиторов, ищущих возможности для вложения средств в условиях небольших или даже отрицательных официальных депозитных ставок. Небанковские финансовые компании предлагают свои услуги обеим сторонам. Результатом тысяч непрофессиональных, во многих случаях мо­шеннических, сделок на этом «сером» рынке являются миллион­ные убытки и растущая взаимозадолженность различных финан­совых компаний. Даже обращение пострадавших в суд часто не позволяет им получить обратно свои вклады или кредиты.

НБ Китая в 1996 году начал активную борьбу с небанковски­ми финансовыми компаниями, осуществляющими неразрешен­ные им операции; кульминацией борьбы стало закрытие 133 из 570 действующих в стране таких структур. Среди закрытых инсти­тутов — дочерние компании четырех крупнейших государствен­ных банков (Банка Китая, Банка народного строительства , Сель­скохозяйственного банка, Промышленно-коммерческого банка), мелкие городские и сельские кредитные кооперативы, дочерние предприятия страховых, фидуциарных и инвестиционных компа­ний.

Применяются в Китае и более радикальные меры в области надзора за деятельностью кредитных учреждений. Например, в 1996 году суд г.Чжоншаня провинции Гуадун вынес смертные приго­воры двум менеджерам Банка Китая за злоупотребления с резер­вным фондом в размере 710 млн юаней (86 млн долл.), созданным для проведения операций с кредитными карточками «Великая

стена». До ареста приговоренные занимали должности начальника и заместителя начальника отдела в филиале банка в Чжоншане. Два других сотрудника банка получили по пять лет тюремного зак­лючения за невыполнение надзорных функций.

Немного ранее, в 1995 году, китайский суд приговорил девять высокопоставленных госслужащих, включая трёх банкиров, к раз­личным срокам заключения от 8 лет, в том числе к высшей мере наказания, по обвинению в коррупции, охватившей более 400 тысяч чиновников. Вице-президенту Жухайского международного траста и инвестиционной компании был вынесен смертный при­говор за получение взятки в размере 450000 юаней (55300 долл.) и пары наручных часов. Директор отдела национальных кредитов также приговорен к смертной казни за злоупотребление служеб­ным положением и растрату 1,15 млн юаней.

Таким образом в Китае пытаются подавить криминальную ак­тивность на нарождающихся финансовых рынках: в 1996 году ко­личество преступлений с акциями, облигациями и коммерчески­ми бумагами увеличилось на 87,8% по сравнению с предыдущим годом, а споры по финансовым контрактам — на 32%, что свиде­тельствует о том, что финансовые нарушения стали серьезной проблемой в Китае.

Недавно в Уголовный кодекс страны были внесены поправки, трактующие отмывание денег и операции с ценными бумагами на основе конфиденциальной информации как уголовные преступ­ления. Однако до сих пор законодательное собрание не приняло пересмотренные основополагающие законы о торговле ценными бумагами и фьючерсами. В 1995 году после большого скандала в Шанхае был введен запрет на облигационные фьючерсы, что за­тормозило развитие рынка производных финансовых инструмен­тов.

В период с 1978-го по 1994 год количество денег населения Китая, находящихся на банковских вкладах, увеличилось в 101 раз, достигнув рекордной цифры в 235 млрд долл. В таких условиях неслучаен интерес, проявляемый к этой стране иностранными банками.

До 1985 года иностранные банки имели право открывать в Китае только представительства. Их число в настоящее время составляет около 300. С 1985 года инобанкам было предоставлено право от­крывать в 12 специальных экономических зонах (24 городах) от­деления и филиалы. Для образования филиала головной банк дол­жен обладать валютой баланса в размере 20 млрд долл. и предста­

вить 35 млн долл. дотационного капитала, а также иметь предста­вительство, работающее на китайском рынке не менее двух лет. Народный банк Китая выдает разрешение на открытие филиалов банкам из стран с эффективной системой банковского надзора при наличии благоприятных политических отношений с данной страной и при условии соблюдения принципа взаимности. Созда­ние совместных банков с участием иностранного капитала не по­лучило широкого .распространения ввиду множества проблем, с которыми сталкиваются участники СП в процессе согласования с китайской стороной.

Длительное время иностранные банки не имели доступа к опе­рациям в национальной валюте и в основном работали с корпо­ративными клиентами, финансировали их внешнеторговые сдел­ки и приобретали ценные бумаги. Сторонники постепенных пре­образований в экономике возражали против либерализации поли­тики в отношении инобанков в связи с тем, что в стране пока ещё нет достаточно развитого рынка и системы регулирования, кото­рые позволяли бы осуществлять полный контроль за деятельнос­тью инобанков в случае отмены ограничений. Кроме того, они критиковали низкие налоговые ставки для инобанков (15%). На это приверженцы курса быстрых реформ, в том числе и НБК, возражали тем, что установленные для инобанков налоговые ставки обычно консолидируются в книгах материнских компаний как прибыль и с этой прибыли взимается налог в стране, где находит­ся головная контора этой компании. В Японии, например, этот налог может достигать 60%. По мнению сторонников открытия внутреннего рынка для зарубежных банков, расширение допуска в страну инобанков обеспечивает столь необходимую конкурен­цию и способствует внедрению и распространению современных методов управления.

В результате правительство Китая всё-таки приняло в 1996 году компромиссное решение о доступе ряда иностранных банков к осуществлению в Шанхае операций в местной валюте на экспери­ментальной основе. Несколько отобранных для этой цели банков получили доступ к привлечению вкладов и предоставлению кре­дитов в юанях.

В декабре 1996 года НБК выдал лицензии на совершение опе­раций по привлечению депозитов и кредитованию в местной ва­люте четырём иностранным банкам — Сити-банк, Гонконг Шан­хай Бэнкинг Корп., Бэнк оф Токио-Мицубиси и Промышлен­ный банк Японии. В январе 1997 года к ним присоединились ещё

четыре — английский Стэндард Чартеред Бэнк, японские Санва Бэнк и Дайичи Кангье Бэнк, и Шанхай-Пэрис Интернэшнл Бэнк (СП, созданное французским Банк Насьональ де Пари и Про­мышленным и коммерческим банком Китая). Следует также отме­тить, что из 8 банков, получивших лицензии, 4 японские, что, по мнению местных аналитиков, свидетельствует о политической подоплёке данного решения (в последние годы Япония неоднок­ратно предоставляла Китаю кредиты на льготных условиях). Од­ним из условий получения лицензии является открытие иност­ранными банками своих учреждений в Пудонге, который, по за­мыслу правительства, должен стать финансовой и коммерческой столицей Китая.

Важным условием реализации реформ в финансовом секторе Китая, по мнению руководителей Народного банка Китая, явля­ется ужесточение контроля за использованием инвалютных кре­дитов, которые китайские государственные предприятия берут в Гонконге. С января 1998 года они должны получать на это разре­шение ЦБ. Кроме того, главой НБК обращено внимание иност­ранных банков на то, что государство не несет ответственности за кредиты, предоставленные совместным предприятиям (объем та­ких кредитов составляет 20 млрд долл. США из общего 120-милли­ардного долга КНР). Также Председатель НБК Дай Сянлун при­звал иностранных коммерсантов внимательно изучать положение китайских финансовых институтов, с которыми они собираются сотрудничать. Центробанк предоставляет гарантии на кредиты толь­ко государственным специализированным комбанкам. Кредиты государственных инвестиционных компаний обеспечиваются про­винциальными администрациями. Центробанк не намерен помо­гать этим компаниям, а также промышленным и торговым фир­мам, если они не смогут выполнить свои обязательства.

В январе 1997 года правительство Китая предписало ЦБ быть главным администратором компаний по управлению взаимными фондами, создаваемых с участием иностранного капитала и пред­назначенных только для осуществления внутренних инвестиций. Фондам разрешено покупать акции компаний с листингом на фондовых биржах Китая и китайские казначейские облигации, но запрещено заключать фьючерсные товарные сделки. Помимо ЦБ в управлении фондами предписано принимать участие и комиссии по регулированию рынков ценных бумаг. В предписании прави­тельства также отмечается, что зарубежные партнеры совместных фондов должны иметь не менее чем 10-летний опыт работы по управлению взаимными фондами, средства которых эквивалент­

ны, по крайней мере, 1 млрд юаней. У иностранного партнера должно быть представительство в Китае. Направляемые в ЦБ до­кументы должны включать соглашение о технологии перевода средств. В состав руководства фондом должен входить хотя бы один китаец. Уставный капитал каждого фонда должен составлять не менее 30 млн юаней, иностранное участие — минимум 25%. Мак­симальная доля иностранного участия не оговаривается, но пред­полагается, что колтрольный пакет будет составлен китайской стороной.

В настоящее время в Китае действует около 30 иностранных банков, имеющих свыше ста отделений. Основными проблемами, стоящими на пути дальнейшего развития иностранного присут­ствия в банковском секторе Китая являются:

• высокий страновой риск;

• языковой барьер;

• разность менталитетов;

• ограниченная конвертируемость юаня;

• чрезмерное и сложно прогнозируемое налогообложение;

• низкое качество отчетности потенциального заемщика, не­возможность проведения его независимого аудита;

• низкий уровень правовой обеспеченности банковской дея­тельности в Китае, сложность использования судебной сис­темы для решения споров;

• большие проблемы, возникающие у кредиторов госпредп­риятий, по кредитам которых гарантом выступает НБ Китая или правительственные ведомства. При этом орган, выступа­ющий в качестве гаранта, практически никогда не произво­дит выплату по первому требованию, а вступает в длитель­ные переговоры о реструктуризации долга основного заем­щика. Лишь при полной неплатежеспособности последнего гарантодатель соглашается выполнить свои обязательства;

• высокая коррумпированность чиновников, осуществляющих надзор за деятельностью инобанков;

• необходимость получения государственного разрешения на предоставление китайским компаниям кредитов в иностран­ной валюте;

• высокие издержки на учреждения и функционирование фи­лиала иностранного банка, так как цены на товары и услуги часто превышают мировые;

• тенденция к затовариванию рынка;

• сознательные действия китайских властей наофаничениеопе-

раций инобанков, несравненно более мощных, чем собствен­ные банки, на внутреннем рынке с целью снизить их конку­рентные возможности. Иностранные банки интересуют ки­тайцев, прежде всего, как носители передовых технологий, услуг и менеджмента.

Раздражение потенциальных инвесторов подтверждается ди­намикой американских инвестиций в Китае, совокупная величи­на которых в период с 1979-го по 1996 год составила 35,2 млрд долл., из которых 85% были сделаны после 1992 года. Однако в 1996 году прямые инвестиции снизились до 6,9 млрд долларов по сравнению с 7,5 млрд в 1995 году.

* * *

Результаты рассмотрения банковской системы Китая позволя­ют сделать следующие выводы:

• На структуру и особенности функционирования китайского банковского сектора наложил отпечаток особый путь развития экономики Китая, отличный от всех других стран.

• В основе становления современной банковской системы Ки­тая лежит принцип подчинения её интересов общей задаче строи­тельства государственного капитализма, определяемого местны­ми идеологами как «социалистическая рыночная экономика».

• Вся деятельность Народного банка Китая подчинена четким экономическим критериям , задаваемым руководством страны. При этом главной задачей является обеспечение высоких темпов эко­номического роста и быстрое развитие промышленности и сельс­кого хозяйства. В пределах этих строгих рамок НБК обладает ши­рокими правами и полномочиями. Вместе с тем в наиболее важ­ных вопросах денежно-кредитной политики НБК жестко подчи­нен Госсовету Китая, что, в принципе, соответствует существую­щей в Китае жесткой административной системе управления эко­номическими процессами.

• Используемая в Китае система денежно-кредитного регули­рования характеризуется высокой степенью несовершенства: ис­пользуется директивное кредитное планирование с установлени­ем коммерческим банкам контрольных цифр по кредитованию, объему привлеченных средств и финансированию НБК. Использу­емые инструменты денежно-кредитной политики неэффективны, а традиционное в других странах денежное регулирование путем изменения процентных ставок не используется ввиду множествен­ности ставок рефинансирования в зависимости от направлений кредитования и из-за неразвитости денежного рынка.

• Задачи, стоящие перед НБК, и выполняемые им функции в целом характерны для центрального банка. Его внутренняя струк­тура находится в процессе реорганизации — в направлении ук­рупнения его территориальных учреждений. Целью этого процесса является централизация управления банковской системой путем ограничения влияния на неё местных органов власти.

• Второй уровень банковской системы Китая в целом является малоэффективным, его деятельность подвергается жесткому ад­министративному'регулированию, которое, однако, постепенно ослабляется. Быстрое развитие частного сектора экономики стра­ны, имеющего несравненно большую эффективность по сравне­нию с доминирующим пока государственным, приводит к тому, что прагматичное китайское руководство постепенно осуществля­ет переориентацию приоритетов с государственного на частный сектор. Альтернативы этому, видимо, нет, так как процесс стаг­нации экономики Китая приведет к неизбежному обострению последствий несовершенства принципов политического устрой­ства государственной власти и приведет к напряженности в фак­тически уже расслоившемся китайском обществе.

• Неэффективность финансовой системы Китая не является пока препятствием экономическому росту при приемлемых тем­пах инфляции. Вместе с тем огромная доля безнадежных и про­блемных кредитов госпредприятиям в кредитных портфелях ки­тайских банков при слабой системе банковского надзора является весомой потенциальной угрозой устойчивости финансовой систе­мы Китая и, следовательно, всей экономики страны.

• Удачность китайских реформ во многом, видимо, объясня­ется их осторожностью, последовательностью и продуманностью. Так, например, китайский Минфин не стал дожидаться систем­ного банковского кризиса из-за низкого качества активов и уско­рил темпы списания китайским госбанком безнадежной задол­женности. Эти меры сопровождаются внедрением современных стандартов классификации кредитного портфеля по риску невоз­врата и административным введением регламента принятия внут­ренних решений в банках по вопросам предоставления кредитов.

• Неразвитость финансового рынка и сохраняющиеся много­численные кредитные ограничения способствуют нехватке кре­дитных ресурсов в экономике и неэффективному использованию имеющихся средств. Нехватка денег, прежде всего в частном секторе экономики, имеет место при наличии множества потенциальных кредиторов, испытывающих избыточную ликвидность и ищущих

объекты кредитования, альтернативные установленному невыгод­ному размещению средств. Их взаимные потребности удовлетво­ряются посредством заключения незаконных сделок с небанковс­кими финансовыми организациями, с которыми активно борется НБК. Это неизбежные издержки административного регулирова­ния финансовой системы, допускающей элементы частного пред­принимательства.

• Борьба с криминальной деятельностью в финансовой сфере носит в Китае характер, далеко отличный от европейских стан­дартов. В Китае предусмотрена смертная казнь за экономические преступления.

• Неконкурентоспособный национальный банковский сектор в Китае длительное время был огражден от борьбы с иностран­ными банками за внутренний рынок. Роль иностранных банков фактически сводилась к работе с корпоративными клиентами по счетам в иностранной валюте, их инвалютному кредитованию и приобретению ценных бумаг. Впоследствии в связи с необходимо­стью постепенного открытия внутреннего рынка для иностранных банков, отдельным из них стали выдаваться соответствующие ли­цензии.

Итак, банковский сектор Китая находится в процессе посто­янного развития, но его организация и система управления пока отстают от уровня экономических отношений в конкретных сек­торах экономики. Поэтому он во многом является сдерживающим фактором перехода Китая к новому этапу экономического разви­тия. Вместе с тем следует признать, что его структура и система управления соответствовали особенностям китайского переходного периода, а сама банковская система успешно справилась с зада­чей обслуживания плавного перехода от «китайского социализма» к новому экономическому устройству страны.

. Монголия

В банковском секторе Монголии всё ещё сохраняются многие черты жёсткой цент­рализованной системы. Поэтому ему необ­ходимы серьёзные преобразования. Новое банковское законодательство 1990 года спо­собствует созданию инфраструктуры для

обеспечения роста банковского сектора, и он постепенно эволю­ционирует. Ведущие банки страны пытаются завоевать доверие на нестабильном рынке, где, несмотря на прекращение с 1 июля 1996 года Центробанком хождения иностранной валюты и запрет на совершение сделок в ней, продолжает доминировать амери­канский доллар, а не местный тугрик.

При наличии низких ставок по депозитам (на уровне 3%) и жёстких ограничений на их изъятие многие компании и частные лица стараются не прибегать к услугам банков и сразу конверти­руют тугрики в твёрдую валюту.

В банковской системе выделяются 5 ведущих банков с гене­ральной лицензией:

Банк торговли и развития. Создан в 1991 году. Полностью явля­ется государственным, специализируется на экспорте — импорте и управлении активами правительства. Является третьим по вели­чине среди местных банков.

Сельскохозяйственный банк. Учреждён в 1991 году. Доля госу­дарства составляет всего 3%. Банк занимается финансированием сельского хозяйства и смежных отраслей.

Банк нововведений, технологий и инвестиций. Образован в 1991 году. На 85% является собственностью государства. Банк обслужи­вает в основном промышленность и строительство.

Народный банк. Является на 75% государственным Сбербанком. Работает преимущественно с вкладами населения.

Страховой банк. Создан в 1990 году. Специализируется на стра­ховой деятельности.

Всего в Монголии действует 13 коммерческих банков. Из них 4 находится в частных руках полностью. Банков с совместным капи­талом не существует, но у Голомт-банка есть небольшая часть португальского капитала.

Первым полностью коммерческим банком Монголии был Цен-тральноазиатский банк. Он был создан в 1992 году и просущество­вал до июня 1996 года, когда у него была отозвана лицензия за невыплату процентов по депозитам. Причина неплатёжеспособно­сти банка кроется в плохом управлении активами и пассивами, невозврате кредитов и низком их качестве. После проверок, вы­явивших административные нарушения и коррупцию, Централь-ноазиатский банк попал под контроль ЦБ Монголии, который приостановил выдачу ему кредитов, отказал в открытии новых филиалов и наложил штрафы на руководящих лиц.

Крах потерпели всего 3 банка, в том числе Русско-Монгольс-

кий банк. Характерной чертой банковской практики в Монголии является то, что неплатёжеспособные банки не становятся банк­ротами, они, как правило, поглощаются более крупными банка­ми по указанию ЦБ. Хотя в Монголии пока нет иностранных бан­ков, но в связи с открытием в стране крупных месторождений золота и угля возрос интерес к ней банков Канады, Кувейта и других стран.

По мнению Всемирного банка и Азиатского банка развития, первоочередной задачей банковской системы страны является ре­структуризация безнадёжных долгов. Кроме того, не менее важна приватизация (после неудачной приватизации госпредприятий финансовые учреждения, как и международные организации, за­няли выжидательную позицию). Если приватизация пойдёт по польскому образцу, западные банки охотно купят часть акций. Среди проблем банковского сектора называют относительную либеральность по сравнению с международными стандартами по­ложений, регулирующих деятельность монгольских коммерческих банков.

* * *

Таким образом, в Монголии функционирует слабая, в значи­тельной мере государственная банковская система, соответствую­щая общему низкому уровню экономического развития страны.

вьетнам

Банковский сектор Вьетнама находится в стадии становления. Первым шагом на пути к двухуровневой банковской системе стало создание новых государственных бан­ков — Промышленного и коммерческого банка Вьетнама и Сельскохозяйственного банка развития (Агрибанк). В ноябре 1990

года эти два банка, а также бывшие специализированные банки — Банк внешней торговли Вьетнама (Вьеткомбанк) и Банк инве­стиций и развития Вьетнама — получили статус самостоятельных

коммерческих банков. Одновременно на Государственный банк Вьетнама (ГБВ) было возложено исполнение классических функ­ций центрального банка, а именно: проведение денежной и ва­лютной политики, надзор за финансовой системой и эмиссия на­циональной валюты.

Центробанк Вьетнама имеет статус министерства и управляет банковской системой. Деятельностью ГБВ руководит Центральный банковский совет из 8 членов с участием представителей ряда министерств и ведомств. Вмешательство правительства в важней­шие вопросы денежно-кредитной политики свидетельствует о том, что ГБВ не имеет реальной независимости и несёт ответственность за финансирование бюджетного дефицита.

На второй ступени банковской системы расположились ком­мерческие банки, инвестиционные банки и банки развития (контролируются государством), финансовые компании и кредит­ные кооперативы. Коммерческие банки подразделяются на гос­банки, банки со смешанным и иностранным капиталом, филиа­лы и представительства инобанков. Частные и государственные финансовые компании занимаются краткосрочным кредитовани­ем торговых операций. Банк инвестиций и развития Вьетнама при­влекает средне- и долгосрочные займы внутри страны и за рубе­жом и предоставляет долгосрочные кредиты промышлен­ности.

Слабым местом государственных комбанков является недоста­ток собственного капитала и тесная связь с Центробанком. Круп­нейший финансовый институт Вьетнама — Вьеткомбанк, финан­сирующий 60—70% всех импортно-экспортных операций, в пос­леднее время активизировал свою деятельность на внутреннем кредитном рынке и рынке кредитных карт. Агрибанк кредитует аграрный сектор и располагает самой большой сетью филиалов. Промышленный и коммерческий банк занимается краткосрочным кредитованием промышленных и торговых компаний.

С введением в 1990 году во Вьетнаме нового законодательства количество банков в стране увеличилось почти до 100. Однако на долю четырёх крупных государственных комбанков приходится 87% активов всех коммерческих банков, и спрос на кредиты со сторо­ны частного сектора продолжает расти.

Вьетнамские госбанки выдали много кредитов госпредприяти­ям, некоторые из которых оказались неплатёжеспособными. И эти безнадёжные долги представляют серьёзную потенциальную угро­зу стабильности банковской системы. Хотя некоторые банки подвер-

гались проверке международными аудиторскими фирмами, у ре­визоров мало возможностей для оценки платёжеспособности за­ёмщиков.

Первые банки со смешанным капиталом появились в 1989 году Крупнейшим из них считаются Вьетнамский экспортно-импорт­ный банк. Морской коммерческий банк и Сайгонский банк про­мышленности и торговли. Контрольный пакет акций может нахо­диться в руках как государства, так и частных лиц. Не отягощён­ные доставшимися от прошлого «плохими» кредитами, эти банки проводят агрессивную и рискованную политику, более восприим­чивы к нововведениям. Как правило, они занимаются операция­ми, к которым не проявляют интереса инобанки. Имеются четыре банка, представляющие собой совместные предприятия, создан­ные госбанками на паритетных началах с банками из Южной Ко­реи, Индонезии, Таиланда и Малайзии.

Начиная с 1992 года во Вьетнаме было создано всего 54 мел­ких акционерных банков. Для многих из них характерны недока-питализация и чрезмерное кредитование фирм, специализирую­щихся на операциях с недвижимостью. Они также нашли способ обходить введённые ЦБ предельные размеры кредитов, гаранти­руя отсроченные аккредитивы, выдаваемые импортёрами, мно­гие из которых не торопились с перечислением банкам выручки от продажи импортных товаров. Поэтому теперь ЦБ требует пре­доплаты 80% стоимости новых аккредитивов.

Именно развитие местных банков является основной целью правительства в сфере банковского дела. Для этого необходимо, прежде всего, повышение к ним доверия со стороны населения. Вьетнамцы традиционно предпочитают хранить свои сбережения дома в твёрдой иностранной валюте или золоте, а не депониро­вать сбережения в банках. По разным оценкам, накопления в зо­лоте составляют 10 млрд долларов или порядка 140 долл. на душу населения. Это довольно крупная сумма для страны, ВВП которой в расчёте на человека равен всего 250 долл. По некоторым оцен­кам, в наличном обращении находится 1,5—2 млрд долл., что ус­ложняет задачи ГБВ по контролю над денежной массой, инфля­цией и стабильностью национальной валюты. В октябре 1994 года был принят закон, согласно которому все денежные операции внутри страны могут осуществляться только во вьетнамских дон­гах. Частично из-за несовершенства банковской системы норма сбережений во Вьетнаме едва достигает 15% ВВП, что значитель­но ниже аналогичного показателя в большинстве стран Юго-Вос­точной Азии.

Во Вьетнаме действуют также филиалы 14 и представительства около 30 инобанков. Инобанки занимаются финансированием экс­портно-импортных операций совместных или зарубежных компа­ний и редко имеют дело с резидентами. Присутствие инобанков оказало значительное положительное влияние на банковский сек­тор страны. В марте 1995 года многие вьетнамские банки подклю­чились к системе СВИФТ. Приход на вьетнамский рынок иност­ранных банков обеспечил постепенный рост спектра банковских услуг. Крупные компании и многие частные клиенты обзавелись кредитными карточками.

С начала 90-х годов темпы роста вьетнамской экономики со­ставляют примерно 10% в год. Во многом это достигнуто благода­ря значительным объёмам иностранных инвестиций, которые за­метно активизировали такие области, как промышленность и сфера услуг. Совокупные долги местных компаний иностранным учреж­дениям составляют около 540 млн долларов США, из которых около 300 млн принадлежат южнокорейским торговым домам\. Общая сумма задолженности Вьетнама в конвертируемой валюте достигла в 1996 году суммы в 5,4 млрд долларов, что составляет 23% ВВП.

Валютный кризис в Азии затронул и финансовую систему Вьетнама. В связи с этим вьетнамские финансовые власти были вынуждены ввести регулирование объёма внешних заимствований. Теперь для получения займов у зарубежных банков вьетнамским фирмам приходится обращаться за разрешением в ГБВ. ЦБ может таким образом отслеживать непогашенную часть займов компа­ний с тем, чтобы она не превышала запланированный на год ли­мит, и обеспечивать рациональное соотношение капитала, моби­лизованного из иностранных и национальных источников. По со­глашению с Международным валютным фондом суверенные за­имствования Вьетнама не должны превышать 100 млн долларов в квартал, включая задолженность госпредприятий, составляющих большую часть компаний страны.

В целях защиты национальной валюты Госбанк Вьетнама раз­работал программу, предусматривающую:

• развитие сотрудничества между производителями промыш­ленной продукции и экспортёрами с целью сократить число посредников и повысить эффективность экономики;

• сокращение государственных расходов;

• принятие мер по оказанию помощи коммерческим банкам в избавлении от сомнительных долгов;

• усиление борьбы с коррупцией.

В банковских кругах Вьетнама отмечается немало случаев кор­рупции. Так, в 1996 году выяснилось, что торговая фирма «Тамек-со» получила от одного из госбанков крупный кредит под недви­жимость непомерно завышенной стоимости, что нанесло ущерб в 27 млн долларов. Четырём мошенникам были вынесены смертные приговоры.

Кроме того, в целях ограничения спекуляций с национальной валютой в конце 1997 года ГБВ ввёл новое положение, устанавли­вающее инобанкам жёсткие лимиты на форвардные контракты в донгах. Банки обычно прибегают к этим операциям с тем, чтобы иметь достаточно наличности для удовлетворения потребностей клиентов в финансировании. Введённое ограничение должно по­мешать накоплению долларов инобанками и оказанию давления на донг, так как в результате азиатского финансового кризиса резко снизился приток твёрдой валюты во Вьетнам, инвалютные резервы которого не превышают 2 млрд долларов. Новое положе­ние вызвало озабоченность у иностранных банкиров, уже рабо­тавших в условиях ограничения на валютные операции. Поскольку донг является неконвертируемой валютой, принятое решение при­вело к возникновению у многих фирм проблем с обменом выруч­ки в донгах на доллары, например для импорта сырья. Но нацио­нальная банковская система оказалась в выигрыше, так как мест­ные банки смогли расширить диапазон своей деятельности. В то же время, с целью получения валюты от иностранных банков и ока­зания помощи местным банкам в погашении краткосрочных дол­гов иностранным компаниям, Госбанк Вьетнама принял решение о проведении операций своп между долларом и донгом. Предпола­гается заключение сделок на две недели, один, два и три месяца.

* * *

Несмотря на достигнутые успехи, банковская система Вьетна­ма остаётся отсталой и неэффективной. О неразвитости местного банковского сектора свидетельствует низкое соотношение объёма банковских депозитов к размеру ВВП, которое намного меньше, чем в других странах на переходном этапе. Основным платёжным средством во Вьетнаме продолжают оставаться наличные деньги. Объём денежной массы в обращении здесь вчетверо больше, чем в странах АСЕАН. Помимо уже названных причин следует упомя­нуть: отсутствие системы обработки банками основных платежей

и услуг по сделкам, отсутствие эффективного рынка капитала, недостаточное правовое обеспечение банковской системы (в час­тности банковского надзора), низкая квалификация служащих, плохой менеджмент, слабое ведение учёта, засилье бюрократии. Все перечисленные негативные факторы осознаются руководством правительства и Госбанка Вьетнама, и это позволяет надеяться на их постепенное устранение. Однако для этого требуется: расшире­ние независимости'Госбанка, приватизация государственных ком-банков, их санация и повышение уровня доверия населения к банковской системе. Во многом решение этих вопросов связано с необходимостью корректировки государственной экономической политики.

КубА

Правительство Кубы в 90-е годы активно занималось реализацией программы модернизации нацио­нального банковского и финансо­вого сектора. В 1995 году на Кубе на­считывалось ЗОЮ сельскохозяй­ственных кооперативов, 212 инве­стиционных проектов с иностранным участием, 635 представи­тельств зарубежных компаний и около 200 тыс. самостоятельно работающих частников. Возвращение в страну иностранных пред­ставителей и постепенное развитие частного сектора вызвали по­вышенный спрос на кредиты и услуги, что потребовало опреде­лённых изменений в банковском секторе. Осуществляемые преоб­разования имеют целью поощрять приток зарубежных инвести­ций, легализовать деятельность частного сектора и предоставить большую самостоятельность госпредприятиям и сельскохозяйствен­ным кооперативам. Руководители страны рассматривают банковс­кую реформу в качестве одного из важных компонентов медлен­ных и осторожных экономических преобразований, направлен­ных на внедрение элементов рыночной экономики.

Реформа преследует также цель расширить внутренний сектор предоставления финансовых услуг, включая открытие пунктов обмена валюты, подготовку финансистов и учреждение кубинс­кого инвестиционного банка. Банковская система получит развет­влённую компьютерную сеть, что позволит органам надзора опе­ративно собирать необходимую информацию.

В 1997 году Правительство Кубы создало новый центральный банк — Банко Сентраль де Куба, который стал преемником Бан­ка Насьональ де Куба. Последний был создан в 1948 году, имел около 200 отделений и с 1960 года сочетал роль центрального с государственным коммерческим банком. Теперь эти две функции разделены. Новый центральный банк является самостоятельным юридическим лицом. Он будет осуществлять надзор и регулиро­вать расширяющийся банковский сектор, который представлен 7 новыми банками и группой финансовых компаний и учреждений, созданных преимущественно за последние два года. Функции ЦБ также предусматривают эмиссию национальной валюты, выработку и осуществление денежно-кредитной и валютной политики.

Специальный указ предусматривает регистрацию и правила, регулирующие деятельность всех банков и финансовых учрежде­ний, имеющих лицензию на совершение операций на Кубе. Ино­странным банкам разрешено открывать только представительства, а не отделения. Лицензии-получили уже 13 зарубежных банков. Однако не исключена возможность появления оффшорных бан­ков в свободных торговых зонах, создание которых разрешено за­коном страны об иностранных инвестициях. В рамках проводимой реформы Народному Сбербанку, имеющему около 500 отделений, разрешено постепенно предлагать коммерческие банковские ус­луги компаниям и другим клиентам. Банко Насьональ де Куба про­должит функционировать как коммерческий банк, который будет обслуживать внешний долг страны, достигший 10,4 млрд долла­ров США.

В отличие от банковских систем, рассмотренных в предыдущих главах, банковские системы, описанные в третьей главе, принад­лежат странам, имеющим более слабый уровень экономического развития, менее высокие средние доходы населения, множество проблем, связанных с переходом от административно-командной системы управления экономикой к ориентированной на свобод­ные рыночные отношения. Современное состояние банковских

систем стран постсоциалистического периода существенно разли­чается. Оно складывалось под воздействием различных политико-экономических факторов. Но несмотря на всю внешнюю несхо­жесть местных условий, в основе развития банковских систем ле­жат единые закономерности, общие причинно-следственные свя­зи, среди которых отметим следующие:

• Страны с более высоким изначальным уровнем экономи­ческого развития имели больше простора для маневрирования между необходимостью проведения жёсткой денежно-кредитной политики и потребностью поддерживать в переходный период го­сударственный сектор экономики и стратегически важные отрас­ли производства. Они также имели больше возможностей сгладить допускаемые ошибки в управлении финансово-кредитной сферой и экономикой в целом без возникновения опасной социальной напряжённости и угрозы смены политического курса.

• Почти все рассмотренные страны стремятся повысить кон­курентоспособность отечественных банков и осторожно подходят к вопросу открытия внутреннего рынка для банков-нерезидентов. Но и сами иностранные финансово-кредитные институты осто­рожно подходят к вопросу расширения своего присутствия в та­ких недостаточно ещё стабильных, по западным меркам, странах, какими являются бывшие страны социалистического блока.

• Масштабное проникновение на местные банковские рын­ки, как правило, происходило после системных банковских кри­зисов, когда правительства стран-реципиентов вынужденно шли на снятие ограничений на деятельность иностранных банков и вы­ставляли на продажу требующие санации, но более привлекатель­ные с точки зрения инвестирования средств крупные государствен­ные или коммерческие банки.

• Молодые государства, в которых правительства последова­тельно принимали решительные и порой непопулярные меры в области денежно-кредитной политики по реформированию бан­ковского сектора, не дожидаясь повторения кризиса, быстро дос­тигли определенной стабилизации финансовой сферы.

• Практически все рассмотренные страны прошли этап сис­темного банковского кризиса или ещё находятся в этом состоя­нии. Общими причинами возникновения нестабильности в фи­нансово-кредитной сфере являются: несбалансированная бюджет­ная политика правительств, доминирование в банковском секто­ре государственных банков, неудовлетворительный кредитный портфель государственных банков, финансировавших неэффек-

тивный государственный сектор экономики, низкий уровень ме­неджмента, слабая система банковского надзора и другие.

• Привлечение на местные рынки хотя бы в ограниченных масштабах иностранных банков стимулирует конкуренцию, при­вносит современные банковские технологии и расширяет приме­нение западных норм финансового анализа и управления. Несмот­ря на несомненную полезность такой интеграции, следует отме­тить, что более высокая надежность западных банков по сравне­нию с местными и более высокая культура обслуживания позво­ляют иностранным финансовым учреждениям занимать самые при­влекательные сегменты рынка клиентуры.

• Наиболее эффективным в плане совершенствования про­цесса управления национальной банковской системой видится опыт Словакии, осуществлявшей масштабное привлечение к управле­нию банками иностранных специалистов-консультантов. В резуль­тате в стране образовался слой национальных кадров, а банки изначально строили свою работу на базе западных стандартов, часто при более жестких, чем в странах Западной Европы, требо­ваниях со стороны центрального банка к минимальному уровню надежности.

• В странах, ищущих интеграции с более сильными соседя­ми, под влиянием международных финансовых организаций про­водится жесткая денежно-кредитная политика, а уровень неза­висимости центрального банка часто даже выше, чем в некоторых западноевропейских странах с более развитой банковской систе­мой.

• Путь приоритетного развития конкретного сектора эконо­мики в ущерб сбалансированности финансовой сферы, выбран­ный в ряде развивающихся стран, оправдан лишь до определен­ного этапа и при условии постепенной, медленной делиберализа-ции денежно-кредитной политики. В ином случае накопленный негативный потенциал в финансовой сфере в конце концов обру­шивается и на конкретный сектор экономики. Мягкая денежно-кредитная политика требует более тонких расчетов, так как созда­вая лучшие возможности для развития экономики, она в то же время заставляет государство балансировать на наклонной плос­кости у обрыва в финансовую пропасть неуправляемой инфляции. Еще одним требованием для временного отказа от жесткой де­нежно-кредитной политики является большой экономический по­тенциал, который бы противопоставил дополнительной инфля­ции сопоставимый прирост ВВП.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ