бесплатные рефераты

Банки (курс лекций)

Вслед за национализацией последовала волна приватизации, начавшаяся в ноябре 1986 года и продолжавшаяся до марта 1988 года. Она затронула почти все банки, кроме группы CIC (Про­мышленный и коммерческий кредит), Марсельского кредитного товарищества. Банка Бретани и Сосьете Женераль. Приватизация проводилась без увеличения капитала, хотя он и был явно недо­статочным по всем критериям, и в ней был слишком велик идео­логический фактор.

Для французских банков характерно многообразие видов соб­ственников: капитал кредитного учреждения может находиться в руках акционеров, может быть разрознен между мелкими пайщи­ками, может принадлежать только государству. Кредитные учреж­дения во Франции организованы как акционерные общества, ко­оперативы, коммерческие учреждения или общественные пред­приятия.

В последние годы французские банки по доходам и рентабель­ности значительно отстают от конкурентов из стран, близких к Франции по уровню экономического развития. По оценке, выска­занной рейтинговым агентством Муди'з в отношении французс­ких банков, их кредитные рейтинги продолжают снижаться, боль­шинство банков относится к категории слабых. Одной из основ­ных причин такого положения называют перекосы, допущенные в процессе либерализации финансового сектора в 80-е годы. Ре­формы тех лет не привели к реструктуризации рынка, поскольку

не сопровождались отменой норм, гарантирующих занятость. В результате переход от банковского ландшафта, поделенного меж­ду отдельными институтами и управляемого государством, к кон­курентоспособному банковскому рынку так и не произошел. В 1984— 1995 годах во Франции возникло 330 новых банков, число отделе­ний осталось прежним, а занятость в отрасли сократилась лишь на 3 %. Банковская сеть в стране — одна из самых плотных в мире (на 1 млн жителей — 439 банковских отделений по сравнению с 310 — 320 в США, Великобритании и Нидерландах). Всего на терри­тории страны насчитывается более 26000 отделений банков. Ни одна из банковских групп не доминирует на рынке, который изо­билует множеством мелких учреждений, ослабленных кризисом

недвижимости.

В конце 80-х — начале 90-х годов со снижением маржи и, сле­довательно, прибыли по традиционным кредитным операциям банки обратились к более доходным операциям — с недвижимос­тью и производными финансовыми инструментами. На протяже­нии многих лет для французских банков, как и для частных лиц, недвижимость служила надежной формой инвестирования. После резкого скачка цен на недвижимость в конце 80-х годов и после­довавшего неожиданного их падения банки остались не только с огромными долгами, но и не знали, как решить эту проблему. Это обусловлено тем, что крупнейшие банки Франции, хотя и явля­ются одними из наиболее капитализированных в мире, но их ка­питал связан участием в промышленных компаниях. Следствием такой деятельности стали грандиозные убытки (около 250 млрд FF), последовавшие за крахом рынка недвижимости, и резкое снижение доходности капитала французских банков в 1991 — 1995 годах до 5% по сравнению с 18% в США и 15% в Великобритании. При этом следует учитывать, что сама прибыль была получена не за счет улучшения деятельности банков, а за счет сокращения резервов под сомнительные кредиты. В этой ситуации французские банки, в отличие от английских, слишком медленно реагировали на сложившуюся ситуацию в тщетной надежде на быстрое воз­рождение рынка и не приняли экстренных мер к частичному сни­жению безнадежных долгов.

Убыточная деятельность банков объясняется не только пря­мым списанием ипотечных долгов на 150 млрд франков за 1990— 1995 годы вследствие кризиса рынка недвижимости, но и непла­тежеспособностью средних и мелких предприятий-заемщиков, снижением объемов корпоративных кредитов, слишком поздним

переходом коммерческих банков к современным методам менед­жмента и оценке кредитных рисков. Еще одна причина финансо­вых трудностей банков кроется в диверсификации их деятельнос­ти на международных рынках акций и облигаций в качестве фи­нансовых консультантов и дилеров. Падение активности на этих рынках в 1994 году и в начале следующего года привело к сниже­нию прибыльности этих операций.

В связи с тем, что большая часть руководителей банков и выс­ших должностных лиц официальных властей являются выпускни­ками двух известных учебных заведений: Национальной школы администрации и Политехнической школы, они, как правило, всегда находят общий язык. Поэтому французские банки в боль­шей степени, чем в других странах, решают проблемы, которые обычно входят в компетенцию исполнительных органов власти. В частности, они обеспечивают декларирование и взимание различ­ного рода налогов для государства. Это приводит к росту расходов по управлению и общему снижению их рентабельности.

Вследствие неравномерного распределения промышленности по территории страны региональные французские банки (за ис­ключением банков Парижского района, Лион-Гренобле, Эльзаса и ещё нескольких) обычно испытывают сложности с полным раз­мещением свободных ресурсов.

Для преодоления перечисленных выше трудностей французс­кие банки обостряли конкуренцию между собой. Во второй поло­вине 90-х годов наблюдалось усиление рекламной кампании в по­пытках стимулировать спрос на заимствования. Частные банки так­же развернули кампанию против специальных финансовых учреж­дений, созданных под эгидой государства и пользующихся его поддержкой, а также против взаимных фондов и кооперативных обществ, которые неподотчетны акционерам и не всегда заботят­ся о прибыли, что негативно сказывается на функционировании финансового рынка.

Весьма интересной с точки зрения организации банковской системы является наблюдающаяся во Франции тенденция кон­центрации финансовых потоков (на долю 10 крупнейших банков приходится 80% совокупного баланса финансово-кредитных уч­реждений страны) одновременно с диверсификацией счетов кли­ентов (почти 95% общего количества счетов приходится на долю региональных учреждений).

Призывы коммерческих банков к ускорению реформы бан­ковского сектора вызваны стремлением к переделу рынка вкладов

населения. Наиболее популярный сберегательный инструмент, так называемый Ливре А («сберегательная книжка»), предлагается только сберкассами и почтой. Аналогичным продуктом (Ливре Б) располагают кооперативные банки. На такую сберкнижку каждый француз может положить до 100 тыс. фр. под установленную госу­дарством процентную ставку (3,5%). Доходы вкладчика не облага­ются налогом. Субсидии государства на эти вклады (общим чис­лом 48 млн) составляют 750 млрд фр. Представители коммерчес­ких банков считают, что наличие у сберкасс, почты и коопера­тивных банков льготных сберегательных инструментов мешает справедливой конкуренции французских кредитных институтов и является главной причиной их отставания от зарубежных банков. Почти триллион франков на депозитах Ливре А и Ливре Б нахо­дятся в институтах, не заинтересованных в получении прибыли. Для комбанков эти средства потеряны, поэтому они призывают дать право оперировать льготными сберкнижками всем французс­ким банкам, а сберкассы преобразовать в кооперативные банки.

Первая сберегательная касса во Франции была открыта в 1818 году в Париже по инициативе Бенжамена Делессера и герцога де Ларошфуко-Лианкур с целью принятия сбережений от эконом­ных и предприимчивых простых людей. Затем по её примеру были созданы другие кассы. А в 1835 году был принят первый закон, давший им статус частного общественно полезного учреждения. Сегодня их называют «публично-правовыми учреждениями, не преследующими цели извлечения прибыли», т.е. они могут в соот­ветствии с их изначальным назначением привлекать средства и выдавать кредиты — в определенных пределах, но не распределя­ют чистой прибыли, полученной от этой деятельности. Эти сред­ства должны ими использоваться либо для пополнения собствен­ных средств, либо для обеспечения клиентам особых льгот. В 1837 году был принят новый закон, по которому функция хранения и управления собранными средствами была передана Депозитно-сохранной кассе. В последние два десятилетия французские сбере­гательные кассы расширили круг выполняемых операций и функ­ций и постепенно превращаются в настоящие банки. В 1978 году они получили право открывать чековые счета и постепенно стали предлагать частным лицам все виды депозитных и сберегательных инструментов. В 1983 году сберкассы добились права направлять до 30% своих средств на предоставление ссуд предприятиям. К 1990 году они получили полную самостоятельность в использовании

средств при условии соблюдения правил предосторожности, зато потеряли право на налоговые льготы. В рамках проходящего про- цесса упрощения они теперь подчиняются нормам общего права, но сохраняют свою специфику, выражающуюся в отсутствии час-

тных акционеров.                                         

Сберегательные кассы, трансформирующиеся в коммерческие банки, чему неизбежно сопутствует усложнение обязанностей, возложенных на персонал, долгое время испытывали проблемы от недостаточной квалификации персонала, который до конца 70-х годов ограничивался лишь работой со сберкнижками и жи­лищными ссудами. Вследствие этого производительность труда работников была существенно ниже, чем в коммерческих банках, притом, что уровень зарплаты несколько даже превышал средний

показатель по данной профессии.

35% Сбербанка принадлежит государственной Депозитно-со-хранной кассе, остальными владеют 35 французских региональ­ных сберегательных касс, имеющих 4274 отделения. В Компании сберегательных касс занято 38 тыс. служащих. Она является пятой банковской группой в стране по величине баланса (1004 млрд фр.) и второй по сумме депозитов (1102 млрд фр.). На французские сберкассы приходится 10—15% национального денежного рынка (для сравнения германские сберкассы контролируют 40%, испан­ские — около 40%, итальянские — более 30% своих рынков).

Собственный капитал французской Компании сберкасс со­ставляет 62,1 млрд фр. В 1995 году ее прибыль составила 1,6 млрд фр. До этого она последовательно снижалась: в 1994 году до 1,32 млрд фр. против 1,77 млрд фр. в 1993 году и 2,07 млрд фр. в 1992 году. Однако сумма предоставляемых ею кредитов продолжала ра­сти: 51,4 млрд фр. в 1992 году, 59,9 млрд фр. в 1993 году и 75,1 млрд фр. в 1994 году. Эти кредиты весьма дешевые и позволяют финан­сировать строительство дешевого жилья. Поэтому преобразование Ливре А и Ливре Б в обычные, более доходные для банков депо­зиты, по мнению сберкасс, приведет к сокращению социально орие! чрованных кредитов. Кроме того, 10% своей прибыли Сбер­банк ежегод. о распределяет в качестве «социального дивиденда»

на общественные нужды.

Таким образом, счета типа Ливре А и Ливре Б за 30 лет их существования давно уже превратились из чисто экономического ;

в политико-экономический фактор, влияющий на отношения избирателей к властям. Не только их отмена, но и понижение про­центной ставки по этим счетам может привести к возникновению

угрозы спокойной работе правительства. Поэтому пока реформа французского сектора сбережений, начавшаяся в 1990 году, за­вершилась созданием Центрального фонда сберегательных и стра­ховых касс (ЦФССК), 60% акций которого принадлежит нацио­нальной Компании сберкасс, а 40% — Депозитной кассе. Одной из основных задач ЦФССК является оказание помощи региональ­ным кассам в финансировании крупных проектов.

Норма сбережений во Франции весьма велика. Ее уровень в течение 90-х годов практически не менялся и составлял 13—14%. Однако структура сбережений претерпела существенные измене­ния, следствием которых стало постепенное «снижение статуса» и сберкасс и других банков за счет превращения банков из управля­ющих капиталом вкладчиков в его хранителей. Это подтверждает­ся следующими данными: еще в 1980 году 75% всех денежных средств семейных бюджетов находились в управлении банков или сберкасс, в 1994 году эта цифра снизилась до 40%. Значительно выросла роль кредитных институтов в качестве «уполномоченных исполнителей поручений» клиентов. Доля банковских продуктов, соответствующих этой функции банков, увеличилась с 7,3% в 1980 году до 38,7% в 1994 году, что отражает быстрые темпы роста взаимных фондов и вкладов по страхованию жизни. Таким обра­зом, роль кредитных институтов в качестве «уполномоченных ис­полнителей поручений» все более вытесняет их собственную по­средническую деятельность.

Кроме того, бросается в глаза смещение центра тяжести в пользу долгосрочных инвестиционных инструментов, доля которых в де­нежных накоплениях из семейных бюджетов выросла с 4% в 1980 году до 24% в 1994 году. Доля краткосрочных вкладов за этот же период сократилась с 53% до 36%, а среднесрочных — с 23% до 11%. При этом поведение вкладчиков зависит от множества фак­торов, связанных с финансово-экономическим положением стра­ны, и от ориентации населения на сбережения или текущее по­требление.

Французское правительство предпринимает усилия к вырав­ниванию условий для всех участников банковского рынка, но ре­шение одних проблем подчас создает столько же других. Для ис­правления накопившихся за долгие годы искажений, связанных со специализацией учреждений и нарушением принципов конку­ренции, потребуются огромные затраты времени, денег и уси­лий.

Дальнейшим развитием событий во французском банковском секторе должна стать волна поглощений и слияний банков. Серь­езным препятствием на пути данного процесса стоят действую­щие законы о занятости. Они не позволяют провести необходи­мое для сокращения расходов крупномасштабное сокращение рабо­чих мест, и реструктуризация банковской системы потеряет смысл. Правительство же, осознавая необходимость реформы, при без­работице свыше 12% не готово изменить трудовое законодатель­ство. Однако, если барьеры на пути поглощений и слияний фран­цузских банков между собой или с учреждениями из континен­тальных европейских стран не будут сняты и стагнация будет затя­гиваться, то французский банковский сектор может стать легкой добычей англо-саксонских банков.

Такое развитие событий имело бы очень неблагоприятные по­следствия для развития французской промышленности, так как местные банки активно финансируют создание и функциониро­вание предприятий. На их долю приходится около 60% (1200 млрд фр.) всех кредитов, предоставленных членами Ассоциации фран­цузских банков. Причем 75% (900 млрд фр.) этой суммы прихо­дится на мелкие и средние предприятия, из которых 300 млрд фр. -- краткосрочные и 600 млрд фр. долгосрочные ссуды.

Кстати, во Франции иностранными считаются такие банки, абсолютное большинство капиталов которых принадлежит иност­ранцам, в частности иностранным банкам. К концу 1998 года здесь насчитывалось 165 иностранных банков (отделений и филиалов), из которых 61 из стран Европейского сообщества и 104 из других стран мира. Что касается банков из стран Сообщества, то они распределялись следующим образом:

• Германия — 5;

• Италия — 13;

• Великобритания — 12;

• Испания — 9;

• Португалия — 6;

• Бенилюкс — 7;

• другие — 9.

Таким образом, во Франции наблюдается значительное, но вполне традиционное присутствие британских банков и расшире­ние сети итальянских банков. Напротив, количество германских банков относительно небольшое. Иностранные банки во Франции в основном специализируются на обслуживании внешнеэконо­

мической деятельности и на операциях на рынке ссудных капита­лов. Присутствие на внутреннем розничном рынке перенасыщен­ного банковского сектора Франции иностранных банков факти­чески задерживает реструктуризацию рынка.

Серьезным шагом на пути стабилизации банковской системы Франции стало ее присоединение в мае 1994 года к директиве ЕС по системам страхования депозитов. Ранее во Франции руковод­ствовались национальным банковским законом, согласно которо­му при критическом финансовом положении кредитного учреж­дения управляющий Банком Франции имел право «призвать» его акционеров к предоставлению необходимой помощи. Необязатель­ный характер данной статьи явился одной из причин того, что ряд французских банков оказался неплатежеспособным несмотря на то, что держателями их акций являлись первоклассные компа­нии.

Действующая же система страхования депозитов является обя­зательной для всех кредитных учреждений, имеющих офис во Франции, а также для всех их отделений, зарегистрированных за пределами Европейской экономической зоны. Кроме того, в слу­чае менее благоприятных, по сравнению с французскими, усло­вий страхования депозитов в странах регистрации кредитного уч­реждения отделения последних во Франции дополнительно при­соединяются к местной системе страхования. Система страхова­ния охватывает как депозиты в форме ценных бумаг, так и депо­зиты наличными, связанные с операциями с ценными бумагами. В то же время она не распространяется на депозиты самих кредит­ных учреждений, страховых компаний, взаимных и пенсионных фондов, а также на обращающиеся долговые инструменты. Дирек­тива ЕС оговаривает предельную сумму возмещения — 26 тыс. долл., во Франции же этот предел установлен на уровне 83 тыс. долл. Возмещению подлежат все депозиты каждого вкладчика, имею­щиеся в данном кредитном учреждении. Выплата обычно произ­водится, как правило, в течение двух месяцев после соответству­ющего решения банковской комиссии или суда.

Не совсем благоприятные текущие тенденции французского банковского сектора выдвигают все более строгие требования к контролю над рисками. Для лучшего удовлетворения интересов инвесторов, вкладчиков и других пользователей прозрачной фи­нансовой информацией во французских банках, как и в большин­стве других, используется система внутреннего контроля. Она

включает в себя всю совокупность средств, позволяющих банку убедиться в том, что его деятельность направлена на достижение целей, поставленных исполнительным органом в полном соответ­ствии с регламентом, имеющимися людскими ресурсами и нор­мативами управления. Система внутреннего контроля является га­рантом четкого функционирования информационных систем, не­которые из которых прямо влияют на качество финансовой ин­формации.

Кроме того, значение внутреннего контроля возрастает с гло­бализацией банковской деятельности, финансовыми инновация­ми и расширением возможностей учреждений, что существенно изменило типы рисков. В одних областях появились новые риски, в других они стали более масштабными и сложными. Все это потре­бовало упорядочить процедуру и методы внутреннего контроля. Поэтому 1 октября 1997 года вступило в силу Положение Комите­та банковской и финансовой регламентации Франции о внутрен­нем контроле в кредитных учреждениях. Этот документ уточняет и дополняет действующие принципы с учетом французского и за­рубежного опыта. Данный документ призван повысить междуна­родный авторитет французской банковской системы.

Жесткая конкуренция на французском банковском рынке предъявляет особые требования к качеству обслуживания клиен­тов, так как оно позволяет сохранять и преумножать клиентуру. При этом среди слагаемых качества рассматриваются: прием по­сетителей, обработка документации, соблюдение сроков, уважи­тельное отношение к клиенту, индивидуальный подход, отсут­ствие ошибок в работе, ясность изложения в разговоре, учет по­желаний клиентов. Во многих французских банках созданы под­разделения, занимающиеся вопросами качества.

Профессиональным объединением французских банков явля­ется Ассоциация французских банков, в состав которой входят Французская ассоциация банков, представляющая банки в соб­ственном смысле этого слова по Франции, а также центральные органы банковских сетей — Национальная федерация сельскохо­зяйственного кредита, Профсоюзная палата народных банков, Национальная конфедерация взаимного кредита, Национальный центр сберегательных и страховых касс, Центральная касса коо­перативного кредита и Центральная федерация взаимного сельс­кохозяйственного и сельского кредита. Каждое банковское учреж­дение должно быть членом одного из профессиональных объеди­нений.

* * *

2000 год для французской банковской системы не только ру­беж столетий, но и год двухсотлетия Банка Франции. За прошед­шие годы мало что осталось от Банка, учрежденного Наполеоном Бонапартом. Вместе с тем банковское дело достаточно консерва­тивно и длительная история банка, как правило, располагает к доверию. И такое доверие к Банку Франции — заслуженное. Банк Франции постепенно органично расширил самостоятельность, не утратив при этом своих функций. Деятельность Банка прозрачна для органов государственной власти, в то же время это не мешает ему эффективно проводить денежно-кредитную политику в целях обеспечения стабильности цен. Эта деятельность находится в рам­ках общей экономической политики правительства. Налицо сис­тема противовесов, ограждающая правительство от соблазна вме­шаться в оперативную работу Банка и обеспечивающая согла­сованность действий Банка с общеэкономическим курсом страны.

Следует признать, что такая система является очень разум­ной, так как ни один центральный банк не в состоянии коренным образом изменить направление финансовой политики. Он в состо­янии лишь выступить демпфером для ошибок людей, проводящих в стране экономическую политику. Несогласованность или, еще хуже, разнонаправленность действий центрального банка и пра­вительства не может дать положительного результата, а приведет к переходу конструктивных споров в политическую борьбу, и, в конце концов, если политический вес руководства Центробанка окажется очень весомым, — к хаосу управленческих решений, фи­нансовым потрясениям и всеобщим отставкам. Поэтому разум­ным видится система отношений центрального банка и прави­тельства, в которой центральный банк независим в своей опера­тивной деятельности, но ориентируется на долгосрочную эконо­мическую профамму правительства, если такая, конечно, имеет­ся. Таким образом, необходимо признать приоритет правительства над центральным банком при его широкой автономии.

Во Франции согласованность действий центрального банка и правительства достигается через широкое участие первых прави­тельственных лиц в работе руководящих органов Банка Франции.

Сфера деятельности Банка Франции, пожалуй, одна из самых широких в мире. Помимо практически всех функций, совпадаю­щих, например, с функциями Банка России, Банк Франции

выполняет операции и оказывает услуги, ныне традиционно от­носящиеся к деятельности коммерческих банков. Кроме того, чрез­вычайно важным и интересным видится опыт Банка Франции в создании и организации информационных служб. Помимо обще­экономической пользы такие центры и картотеки позволяют Бан­ку Франции располагать самыми обширными и точными сведени­ями об участниках финансового рынка, реального сектора и сфе­ры услуг. Это позволяет Банку удерживать свои выгодные позиции на стыке государственного и частного секторов экономики.

Разветвленная финансовая сеть Банка Франции, сопостави­мая по плотности с расчетной сетью Банка России, выгодно от­личается от нее. Помимо функций расчетного и кассового обслу­живания клиентов, французские филиалы эффективно и грамот­но осуществляют сбор информации, а также оказывают консал­тинговые услуги предприятиям, что создает встречный интерес с их стороны к Банку Франции. Как и в России, наблюдается тен­денция к сокращению филиальной сети центрального банка и штатной численности.

Работа в Банке Франции — не столько престижна, сколько надежна. Она не дает сверхдоходов, но обеспечивает достойный уровень жизни, средний для Франции, но высокий по сравнению с другими странами. Кроме денежных выплат, система оплаты труда предусматривает ряд крупных и мелких материальных и соци­альных льгот. В вопросах пенсионного обеспечения работники при­равнены к служащим госсектора, имеющим лучшие по сравне­нию с работниками частного сектора условия страхования. Все это делает службу в Банке Франции привлекательной, и лишь де­сятые доли процента служащих решают расстаться с такой рабо­той по собственной воле.

Структура второго уровня банковской системы страны имеет традиционный вид. Вместе с тем это одна из самых разветвленных сетей в мире с низким уровнем рентабельности, недостаточно высокими кредитными рейтингами. Причиной такого положения является нерешительность и половинчатость мер, предпринятых государством в период либерализации. Переход от управляемого государством к конкурентоспособному банковскому рынку пока во Франции не завершен. Процесс реструктуризации банковской системы путем слияний и поглощений еще только набирает свой хсц

Как и в Германии, во Франции частные кредитные учрежде­ния ведут кампанию против специальных финансовых институ­

тов, не рассматривающих получение прибыли как главную цель. Такими самыми крупными и значимыми институтами являются сберегательные кассы, представляющие собой не только эконо­мический, но и политический фактор жизни страны.

Хотя многими во Франции и признается, что местные банки недостаточно эффективны, но они «свои» и зачастую жертвуют своей рентабельностью для развития французской промышленно­сти. Так как Франция традиционно выбирала особый путь, уделя­ла больше внимания собственному промышленному развитию, то поглощение французских банков иностранными привело бы к вынужденной корректировке общего экономического курса раз­вития страны.

БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ БЫВШИХ СТРАН СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ


польша

Царство Польское, до Октябрьской революции вхо­дившее в состав Российской империи, отличалось весьма высокой степенью развития банковского дела. Первый в Польше центральный эмис­сионный банк был основан

в 1828 году. До 1870 года Польский банк весьма активно выполнял функцию основного кредитора польского промышленного и аг­рарного секторов. В 1870 году он стал отделением Российского го­сударственного банка и был лишен права эмиссионной деятель­ности, в связи с этим основную роль на польском финансовом рынке стали играть местные акционерные банки. В конце XIX века в Царстве Польском были открыты первые филиалы российских банков — Азовско-Донского и Рижского. Иностранные банки и их филиалы на территории Польши не действовали, так как их от­крытие на территории Российской империи было запрещено за­конами.

Первым в Царстве Польском в 1870 году был основан Ком­мерческий банк в Варшаве. В 1871 году был открыт еще один круп­ный банк — Варшавский учетный банк. В 1872 году был создан коммерческий банк вЛодзи. После финансового кризиса 1873 года и первого банковского краха в России в 1875 году царское прави­тельство ввело меры по ограничению открытия новых банков,

215


которые распространились и на Польшу. Поэтому лишь в 1897 году был создан следующий польский банк — Лодзинский купеческий. Ограничения Министерства финансов России на учреждение но­вых банков на территории Царства Польского были полностью отменены лишь к 1908 году. За отменой ограничений последовал значительный рост количества банков и суммарного объема опе­раций: если в 1873—1895 годах в Польше существовало только 3 банка, то в 1900—1906 годах их стало 4, в 1910-м — 6 а в 1914-м - 9.

Однако большинство активных операций польских коммерчес­ких банков вплоть до конца первого десятилетия XX века носило краткосрочный характер. Из-за ограничений в своих уставах они не имели права вести ипотечные операции, основывать и финан­сировать промышленные предприятия, принимать в собственность не полностью оплаченные акции и облигации, посредничать в размещении этих ценных бумаг на денежном рынке. Это значи­тельно сужало возможности сотрудничества банков с промыш­ленностью, причем по мере роста такого сотрудничества банки старались тем или иным образом обходить указанные ограниче­ния. Многие польские коммерческие банки тесно сотрудничали с российским банковским капиталом. Например, Варшавский ком­мерческий банк имел весьма разветвленную сеть своих отделе­ний, в том числе в Санкт-Петербурге и Киеве.

К концу 90-х годов XX века в Польше насчитывалось более 1600 банков, в их числе:

• 81 частный банк (в том числе с долей государственного уча­стия);

• 6 чисто государственных банков;

• 9 дочерних банков иностранных кредитных институтов;

• 4 совместных банка;

• 1510 небольших кооперативных банков.

Всего на территории Польши действовало 1843 банковских отделения, или одно отделение на 21700 жителей. В банковской отрасли занято 240000 человек.

До 1989 года в польской банковской системе доминировал Национальный банк Польши (НБП). Кроме того, значительную роль традиционно играли кооперативные банки (КБ). Подавляю­щее большинство из них входило в систему государственно-коо­перативного банка продовольственного хозяйства (БПХ). Эти бан­ки выполняли и продолжают выполнять важные функции, ориен­тируясь на розничный и мелкооптовый банковский продукт для

большого числа мелких и средних клиентов, удаленных от круп­ных городских центров. Среди клиентов КБ — сельские жители, крестьянские и ремесленные хозяйства, предприниматели, бюд­жетные учреждения и организации. Кооперативные банки ведут также кассовое исполнение бюджетов гмин (орган власти в низ­шей административно-территориальной единице Польши). Если проводить аналогию с Россией, то можно сказать, что в Польше они во многом играют роль муниципальных банков. БПХ и КБ были учреждены как единая система в 1975 году на базе уже суще­ствовавших ссудо-сберегательных кооперативов. Собственность на капитал в Банке продовольственного хозяйства делилась поровну государством и кооперативными банками. КБ учреждались и фун­кционировали на кооперативных началах и до 1990 года обязыва­лись объединяться в систему БПХ.

С переходом к рыночной экономике стала преобразовываться и система кооперации — кооперативы были подвергнуты проце­дуре «люстрации», их деятельность была приостановлена. С конца 1990 года была отменена обязательность вхождения кооператив­ных банков в БПХ. Кооперативным банкам было предписано обязательное проведение общих собраний членов кооперативов на предмет добровольного определения дальнейшей судьбы коо­ператива. Вследствие этого к 1993 году вне системы БПХ числи­лось уже 390 кооперативных банков.

До начала перехода к рыночной экономике БПХ, а через него и кооперативные банки получили значительную финансовую по­мощь от государства и действовали далеко не всегда по строго коммерческим принципам. С переходом к рыночной экономике эта помощь резко сократилась. В результате у БПХ и многих КБ выявились значительные проблемные активы и прямые убытки. С января 1994 года была приостановлена деятельность 11 КБ. Два из них ликвидированы путем продажи другим банкам, в восьми вве­дено внешнее управление. Положение более чем 800 банков было признано проблемным, от них потребовали разработки программ улучшения. По 657 банкам такие программы впоследствии были одобрены Национальным банком Польши, а по 250 — успешно реализованы. В отношении 299 кооперативных банков сохранялась угроза ликвидации или банкротства.

Таким образом, в целом положение БПХ и входящих в него КБ оказалось далеко не благополучным, и возникла потребность в существенных преобразованиях. Больших затрат требовали ликви­дация и реструктуризация системы БПХ и КБ в целом. В итоге

появился новый закон от 24 июня 1994 года «О реструктуризации кооперативных банков и Банка продовольственного хозяйства», предусматривающий три звена системы КБ:

1. Кооперативные банки. Учредителями КБ могут быть не ме­нее 10 физических лиц или не менее 3 юридических лиц. Банк учреждается (с согласия НБП) и действует (управляется) по пра­вилам кооператива. Основные решения принимаются по принци­пу: один пай — один голос. КБ вправе выполнять почти все функ­ции обычного коммерческого банка, но только в пределах своей гмины.

2. Региональный банк (РБ) или региональное договорное объе­динение (центр) КБ. Банки добровольно входят в состав РБ, но обязываются оформлять вхождение типовым договором как его акционеры. Они вправе быть акционером только одного РБ (за некоторым исключением) своего региона, который учреждается и функционирует только в форме акционерного общества. Реше­ния в РБ принимаются по принципу: один член (акционер) — один голос, т.е. независимо от количества акций, находящихся в собственности акционера. Акционерами РБ с согласия председа­теля НБП могут быть не только кооперативные банки, но акцио­неры, не являющиеся КБ, не имеют права голоса.

РБ вправе выполнять широкий спектр банковских функций, но только в пределах своего региона, границы которого определя­ются и изменяются самими РБ по согласованию с председателем НБП и министром финансов. Первоначально РБ были учреждены в городах Быдгощ, Кошалин, Краков, Люблин, Олштын, По-знань, Жешув, Варшава, Вроцлав.

Территориальная сфера деятельности РБ и КБ ограничивается законом с целью обеспечить предложение банковского продукта на селе и в местах, удаленных от крупных городских центров, предотвратив перелив банковского капитала в другие места его приложения.

По отношению к кооперативным банкам своего региона РБ выполняет функции банковского центра (представляет интересы, ведет текущие счета, счета обязательных резервов, межбанковс­кие расчеты, кредиты в порядке рефинансирования, осуществля­ет надзорные функции и т.д.). Перед вышестоящим банком РБ представляет свое региональное объединение кооперативных бан­ков как единое целое (например, представляет два финансовых отчета — отчет РБ как центра регионального объединения коопе­ративных банков и консолидированный отчет за все региональное объединение КБ).

3. Вышестоящий банк, функции которого возлагаются на пре­образованный и реструктурированный БПХ. Банк организован и функционирует как АО. Его акционеры — РБ и Госказна (Мини­стерство финансов). В число акционеров без права голоса допуска­ются и другие польские и международные фининституты, иност­ранные юридические лица. Решения в банке принимаются по прин­ципу: одна акция — один голос. РБ входят в краевой банк по дого­вору объединения.

Функции краевого банка сводятся в основном к координации деятельности входящих в него РБ и КБ. Он ведет текущие счета и счета обязательных резервов РБ, расчеты между ними, осуществ­ляет вложения и поиск источников финансовых средств на польских и зарубежных финансовых рынках, проводит международные фи­нансовые операции и т.д. Краевой банк также контролирует фи­нансовое положение входящих в него региональных банков, от­числяет обязательные резервы в НБП за краевое объединение РБ, получает кредиты в порядке рефинансирования от НБП для РБ, осуществляет надзор за ними, выполняет другие функции краево­го финансового и организационного центра.

Согласно закону БПХ и РБ обязаны создавать общий гаран­тийный фонд для оказания возвратной финансовой помощи коо­перативным и региональным банкам своей системы (фонд фор­мируется из их ежегодных взносов в размере до 5% от суммы на-логооблагаемого дохода), а также ипотечный фонд для предостав­ления ипотечных кредитов в размере до 60% стоимости залога.

Принятый закон, предусматривающий административно-эко­номическое давление на КБ, в целом необходимое для их выжи­вания, в сочетании с финансовой помощью государства позволя­ет надеяться, что система КБ, РБ и БПХ в рыночных условиях не только выживет, но и укрепится, расширит свое присутствие и роль на финансовом рынке страны.

В первой половине 90-х годов в банковской системе Польши активно шел процесс приватизации госбанков. Национальный банк Польши постепенно свел свою роль к функциям эмиссионного института, децентрализовал кредитование и передал свои учреж­дения девяти региональным госбанкам.

Процессу приватизации госбанков предшествовала их реструк­туризация и капитализация. Затраты на рекапитализацию, соста­вившие 1,9 млрд долларов, легли на правительство и Польский фонд приватизации банков. Фонд был создан в 1992 году на базе соглашения с МВФ и Всемирным банком, предоставившими на эти цели 600 млн долларов. Позднее Всемирный банк выделил

ещё 450 млн долларов. В марте 1993 года был принят закон о фи­нансовой реструктуризации. До марта 1994 года были реструкту­рированы проблемные кредиты на сумму в 15,6 млрд злотых. В середине 1995 года процесс приватизации замедлился, за 1993— 1994 годы удалось передать только 3 из 9 госбанков (Bank Kreditowy, Bank Slaski и Bank Przemislovo-Handlowy). Эллайд Айриш Бэнкс, Европейский банк реконструкции и развития и голландский Ай-Эн-Джи Бэнк Эн-Ви выкупили меньшую долю их капитала. Без продажи остальных нельзя было приватизировать более привлека­тельные польские банки. После этого была принята «смешанная концепция приватизации», согласно которой часть государствен­ных банков должна была консолидироваться в финансовые груп­пы и лишь затем поэтапно приватизироваться.

Решение о слиянии было принято с целью усилить отечествен­ную банковскую систему в преддверии открытия банковского сек­тора для иностранных институтов в связи с присоединением Польши к Европейскому союзу в качестве ассоциированного члена.

Предусматривалось, что группы возглавят два крупнейших бан­ка — Банк Хандлови (Торговый банк) и банк ПКО СА, которые еще при социализме обладали значительной степенью самостоя­тельности и специализировались на валютных и торговых опера­циях. Целью консолидации было названо повышение конкурен­тоспособности национального банковского сектора по отноше­нию к иностранным кредитным институтам.

В рамках принятого Польским сеймом в апреле 1996 года зако­на и соглашения, подписанного между банками, банк ПКО полу­чил от государства 100% акций 3 банков: Банк Депозитови-Кре-дитови (Люблин), Поморски Банк Кредитови (Щецин) и По-вшечни Банк Господарчи (Лодзь). При этом банки сохраняли са­мостоятельность, но проводили общую финансовую политику. Новая группа по сумме баланса и по размерам собственного ка­питала заняла среди банковских институтов Польши первое мес­то, по размерам прибыли — третье место, по доле на рынке кли­ентских вкладов (22%) — второе место. В 1998 году эта банковская группа подлежала приватизации, причем в рамках реформы сис­темы социального обеспечения 51% акций предназначался пенси­онному фонду. От создания по такому же образцу второй банков­ской группы правительство отказалось. А Банк Хландеви был ус­пешно продан за более чем 1 млрд долларов.

В начале 1995 года решением Варшавского суда Агробанк, одно из крупнейших на тот момент частных кредитных учреждений Польши, был объявлен банкротом. Главной причиной банкрот­

ства явились накопившиеся безвозвратные кредиты. Банк не обес­печил себя вовремя резервами и после введения в законодатель­ном порядке положения о минимальных резервах оказался не в состоянии его выполнить. В результате банкротства пострадали мелкие хозяйства, имевшие счета в Агробанке, 20 сельскохозяй­ственных кооперативных банков, Государственный фонд поддер­жки инвалидов, государственная нефтехимическая промышлен­ность — всего 1900 вкладчиков с суммарными требованиями в размере 160 млн злотых. Банкротство Агробанка также поставило в тяжелое положение созданный незадолго до банкротства Гаран­тийный фонд польских банков, через который удовлетворяются требования большинства вкладчиков.

Описанный случай и многие другие, менее масштабные, сде­лали необходимым пересмотр рыночных условий для националь­ного банковского сектора. Эта работа была в целом завершена с принятием в июле 1997 года законов о банках и о центральном банке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ