Банки (курс лекций)
Вслед за национализацией последовала волна приватизации,
начавшаяся в ноябре 1986 года и продолжавшаяся до марта 1988 года. Она
затронула почти все банки, кроме группы CIC (Промышленный
и коммерческий кредит), Марсельского кредитного товарищества. Банка Бретани и
Сосьете Женераль. Приватизация проводилась без увеличения капитала, хотя он и
был явно недостаточным по всем критериям, и в ней был слишком велик идеологический
фактор.
Для французских банков характерно многообразие видов собственников:
капитал кредитного учреждения может находиться в руках акционеров, может быть
разрознен между мелкими пайщиками, может принадлежать только государству.
Кредитные учреждения во Франции организованы как акционерные общества, кооперативы,
коммерческие учреждения или общественные предприятия.
В
последние годы французские банки по доходам и рентабельности значительно
отстают от конкурентов из стран, близких к Франции по уровню экономического
развития. По оценке, высказанной рейтинговым агентством Муди'з в отношении
французских банков, их кредитные рейтинги продолжают снижаться, большинство
банков относится к категории слабых. Одной из основных причин такого положения
называют перекосы, допущенные в процессе либерализации финансового сектора в
80-е годы. Реформы тех лет не привели к реструктуризации рынка, поскольку
не
сопровождались отменой норм, гарантирующих занятость. В результате переход от
банковского ландшафта, поделенного между отдельными институтами и управляемого
государством, к конкурентоспособному банковскому рынку так и не произошел. В
1984— 1995 годах во Франции возникло 330 новых банков, число отделений
осталось прежним, а занятость в отрасли сократилась лишь на 3 %. Банковская
сеть в стране — одна из самых плотных в мире (на 1 млн жителей — 439 банковских
отделений по сравнению с 310 — 320 в США, Великобритании и Нидерландах). Всего
на территории страны насчитывается более 26000 отделений банков. Ни одна из
банковских групп не доминирует на рынке, который изобилует множеством мелких
учреждений, ослабленных кризисом
недвижимости.
В
конце 80-х — начале 90-х годов со снижением маржи и, следовательно, прибыли по
традиционным кредитным операциям банки обратились к более доходным операциям —
с недвижимостью и производными финансовыми инструментами. На протяжении
многих лет для французских банков, как и для частных лиц, недвижимость служила
надежной формой инвестирования. После резкого скачка цен на недвижимость в
конце 80-х годов и последовавшего неожиданного их падения банки остались не
только с огромными долгами, но и не знали, как решить эту проблему. Это
обусловлено тем, что крупнейшие банки Франции, хотя и являются одними из
наиболее капитализированных в мире, но их капитал связан участием в
промышленных компаниях. Следствием такой деятельности стали грандиозные убытки
(около 250 млрд FF), последовавшие за крахом рынка
недвижимости, и резкое снижение доходности капитала французских банков в 1991 —
1995 годах до 5% по сравнению с 18% в США и 15% в Великобритании. При этом
следует учитывать, что сама прибыль была получена не за счет улучшения
деятельности банков, а за счет сокращения резервов под сомнительные кредиты. В
этой ситуации французские банки, в отличие от английских, слишком медленно
реагировали на сложившуюся ситуацию в тщетной надежде на быстрое возрождение
рынка и не приняли экстренных мер к частичному снижению безнадежных долгов.
Убыточная деятельность банков объясняется не только прямым
списанием ипотечных долгов на 150 млрд франков за 1990— 1995 годы вследствие
кризиса рынка недвижимости, но и неплатежеспособностью средних и мелких
предприятий-заемщиков, снижением объемов корпоративных кредитов, слишком
поздним
переходом
коммерческих банков к современным методам менеджмента и оценке кредитных
рисков. Еще одна причина финансовых трудностей банков кроется в диверсификации
их деятельности на международных рынках акций и облигаций в качестве финансовых
консультантов и дилеров. Падение активности на этих рынках в 1994 году и в
начале следующего года привело к снижению прибыльности этих операций.
В связи с тем, что
большая часть руководителей банков и высших должностных лиц официальных
властей являются выпускниками двух известных учебных заведений: Национальной
школы администрации и Политехнической школы, они, как правило, всегда находят
общий язык. Поэтому французские банки в большей степени, чем в других странах,
решают проблемы, которые обычно входят в компетенцию исполнительных органов
власти. В частности, они обеспечивают декларирование и взимание различного
рода налогов для государства. Это приводит к росту расходов по управлению и
общему снижению их рентабельности.
Вследствие
неравномерного распределения промышленности по территории страны региональные
французские банки (за исключением банков Парижского района, Лион-Гренобле,
Эльзаса и ещё нескольких) обычно испытывают сложности с полным размещением
свободных ресурсов.
Для преодоления
перечисленных выше трудностей французские банки обостряли конкуренцию между
собой. Во второй половине 90-х годов наблюдалось усиление рекламной кампании в
попытках стимулировать спрос на заимствования. Частные банки также развернули
кампанию против специальных финансовых учреждений, созданных под эгидой
государства и пользующихся его поддержкой, а также против взаимных фондов и
кооперативных обществ, которые неподотчетны акционерам и не всегда заботятся о
прибыли, что негативно сказывается на функционировании финансового рынка.
Весьма интересной с
точки зрения организации банковской системы является наблюдающаяся во Франции
тенденция концентрации финансовых потоков (на долю 10 крупнейших банков
приходится 80% совокупного баланса финансово-кредитных учреждений страны)
одновременно с диверсификацией счетов клиентов (почти 95% общего количества
счетов приходится на долю региональных учреждений).
Призывы коммерческих
банков к ускорению реформы банковского сектора вызваны стремлением к переделу
рынка вкладов
населения.
Наиболее популярный сберегательный инструмент, так называемый Ливре А
(«сберегательная книжка»), предлагается только сберкассами и почтой.
Аналогичным продуктом (Ливре Б) располагают кооперативные банки. На такую
сберкнижку каждый француз может положить до 100 тыс. фр. под установленную государством
процентную ставку (3,5%). Доходы вкладчика не облагаются налогом. Субсидии государства
на эти вклады (общим числом 48 млн) составляют 750 млрд фр. Представители
коммерческих банков считают, что наличие у сберкасс, почты и кооперативных
банков льготных сберегательных инструментов мешает справедливой конкуренции
французских кредитных институтов и является главной причиной их
отставания от зарубежных банков. Почти триллион франков на депозитах Ливре А и
Ливре Б находятся в институтах, не заинтересованных в получении прибыли. Для
комбанков эти средства потеряны, поэтому они призывают дать право оперировать
льготными сберкнижками всем французским банкам, а сберкассы преобразовать в
кооперативные банки.
Первая
сберегательная касса во Франции была открыта в 1818 году в Париже по инициативе
Бенжамена Делессера и герцога де Ларошфуко-Лианкур с целью принятия сбережений
от экономных и предприимчивых простых людей. Затем по её примеру были созданы
другие кассы. А в 1835 году был принят первый закон, давший им статус частного
общественно полезного учреждения. Сегодня их называют «публично-правовыми
учреждениями, не преследующими цели извлечения прибыли», т.е. они могут в соответствии
с их изначальным назначением привлекать средства и выдавать кредиты — в
определенных пределах, но не распределяют чистой прибыли, полученной от этой
деятельности. Эти средства должны ими использоваться либо для пополнения
собственных средств, либо для обеспечения клиентам особых льгот. В 1837 году
был принят новый закон, по которому функция хранения и управления собранными
средствами была передана Депозитно-сохранной кассе. В последние два десятилетия
французские сберегательные кассы расширили круг выполняемых операций и функций
и постепенно превращаются в настоящие банки. В 1978 году они получили право
открывать чековые счета и постепенно стали предлагать частным лицам все виды
депозитных и сберегательных инструментов. В 1983 году сберкассы добились права
направлять до 30% своих средств на предоставление ссуд предприятиям. К 1990
году они получили полную самостоятельность в использовании
средств
при условии соблюдения правил предосторожности, зато потеряли право на
налоговые льготы. В рамках проходящего про- цесса упрощения они теперь
подчиняются нормам общего права, но сохраняют свою специфику, выражающуюся в
отсутствии час-
тных акционеров.
Сберегательные
кассы, трансформирующиеся в коммерческие банки, чему неизбежно сопутствует
усложнение обязанностей, возложенных на персонал, долгое время испытывали
проблемы от недостаточной квалификации персонала, который до конца 70-х годов
ограничивался лишь работой со сберкнижками и жилищными ссудами. Вследствие
этого производительность труда работников была существенно ниже, чем в
коммерческих банках, притом, что уровень зарплаты несколько даже превышал средний
показатель по данной
профессии.
35% Сбербанка принадлежит государственной
Депозитно-со-хранной кассе, остальными владеют 35 французских региональных
сберегательных касс, имеющих 4274 отделения. В Компании сберегательных касс
занято 38 тыс. служащих. Она является пятой банковской группой в стране по
величине баланса (1004 млрд фр.) и второй по сумме депозитов (1102 млрд фр.).
На французские сберкассы приходится 10—15% национального денежного рынка (для
сравнения германские сберкассы контролируют 40%, испанские — около 40%,
итальянские — более 30% своих рынков).
Собственный капитал французской Компании сберкасс составляет
62,1 млрд фр. В 1995 году ее прибыль составила 1,6 млрд фр. До этого она
последовательно снижалась: в 1994 году до 1,32 млрд фр. против 1,77 млрд фр. в
1993 году и 2,07 млрд фр. в 1992 году. Однако сумма предоставляемых ею кредитов
продолжала расти: 51,4 млрд фр. в 1992 году, 59,9 млрд фр. в 1993 году и 75,1
млрд фр. в 1994 году. Эти кредиты весьма дешевые и позволяют финансировать строительство
дешевого жилья. Поэтому преобразование Ливре А и Ливре Б в обычные, более
доходные для банков депозиты, по мнению сберкасс, приведет к сокращению
социально орие! чрованных кредитов. Кроме того, 10% своей прибыли Сбербанк
ежегод. о распределяет в качестве «социального дивиденда»
на общественные нужды.
Таким образом, счета типа
Ливре А и Ливре Б за 30 лет их существования давно уже превратились из чисто
экономического ;
в политико-экономический фактор, влияющий на отношения избирателей к
властям. Не только их отмена, но и понижение процентной ставки по этим
счетам может привести к возникновению
угрозы
спокойной работе правительства. Поэтому пока реформа французского сектора
сбережений, начавшаяся в 1990 году, завершилась созданием Центрального фонда
сберегательных и страховых касс (ЦФССК), 60% акций которого принадлежит национальной
Компании сберкасс, а 40% — Депозитной кассе. Одной из основных задач ЦФССК
является оказание помощи региональным кассам в финансировании крупных
проектов.
Норма сбережений во Франции весьма велика. Ее уровень в
течение 90-х годов практически не менялся и составлял 13—14%. Однако структура
сбережений претерпела существенные изменения, следствием которых стало
постепенное «снижение статуса» и сберкасс и других банков за счет превращения
банков из управляющих капиталом вкладчиков в его хранителей. Это подтверждается
следующими данными: еще в 1980 году 75% всех денежных средств семейных бюджетов
находились в управлении банков или сберкасс, в 1994 году эта цифра снизилась до
40%. Значительно выросла роль кредитных институтов в качестве «уполномоченных
исполнителей поручений» клиентов. Доля банковских продуктов, соответствующих
этой функции банков, увеличилась с 7,3% в 1980 году до 38,7% в 1994 году, что
отражает быстрые темпы роста взаимных фондов и вкладов по страхованию жизни.
Таким образом, роль кредитных институтов в качестве «уполномоченных исполнителей
поручений» все более вытесняет их собственную посредническую деятельность.
Кроме того, бросается в глаза смещение центра тяжести в
пользу долгосрочных инвестиционных инструментов, доля которых в денежных
накоплениях из семейных бюджетов выросла с 4% в 1980 году до 24% в 1994 году.
Доля краткосрочных вкладов за этот же период сократилась с 53% до 36%, а
среднесрочных — с 23% до 11%. При этом поведение вкладчиков зависит от
множества факторов, связанных с финансово-экономическим положением страны, и
от ориентации населения на сбережения или текущее потребление.
Французское правительство предпринимает усилия к выравниванию
условий для всех участников банковского рынка, но решение одних проблем подчас
создает столько же других. Для исправления накопившихся за долгие годы
искажений, связанных со специализацией учреждений и нарушением принципов конкуренции,
потребуются огромные затраты времени, денег и усилий.
Дальнейшим
развитием событий во французском банковском секторе должна стать волна
поглощений и слияний банков. Серьезным препятствием на пути данного процесса
стоят действующие законы о занятости. Они не позволяют провести необходимое
для сокращения расходов крупномасштабное сокращение рабочих мест, и
реструктуризация банковской системы потеряет смысл. Правительство же, осознавая
необходимость реформы, при безработице свыше 12% не готово изменить трудовое
законодательство. Однако, если барьеры на пути поглощений и слияний французских
банков между собой или с учреждениями из континентальных европейских стран не
будут сняты и стагнация будет затягиваться, то французский банковский сектор
может стать легкой добычей англо-саксонских банков.
Такое развитие
событий имело бы очень неблагоприятные последствия для развития французской
промышленности, так как местные банки активно финансируют создание и
функционирование предприятий. На их долю приходится около 60% (1200 млрд фр.)
всех кредитов, предоставленных членами Ассоциации французских банков. Причем
75% (900 млрд фр.) этой суммы приходится на мелкие и средние предприятия, из
которых 300 млрд фр. -- краткосрочные и 600 млрд фр. долгосрочные ссуды.
Кстати, во Франции
иностранными считаются такие банки, абсолютное большинство капиталов которых
принадлежит иностранцам, в частности иностранным банкам. К концу 1998 года
здесь насчитывалось 165 иностранных банков (отделений и филиалов), из которых
61 из стран Европейского сообщества и 104 из других стран мира. Что касается
банков из стран Сообщества, то они распределялись следующим образом:
• Германия — 5;
• Италия — 13;
• Великобритания — 12;
• Испания — 9;
• Португалия — 6;
• Бенилюкс — 7;
• другие — 9.
Таким образом, во Франции наблюдается значительное, но
вполне традиционное присутствие британских банков и расширение сети
итальянских банков. Напротив, количество германских банков относительно
небольшое. Иностранные банки во Франции в основном специализируются на
обслуживании внешнеэконо
мической
деятельности и на операциях на рынке ссудных капиталов. Присутствие на
внутреннем розничном рынке перенасыщенного банковского сектора Франции
иностранных банков фактически задерживает реструктуризацию рынка.
Серьезным шагом на пути стабилизации банковской системы
Франции стало ее присоединение в мае 1994 года к директиве ЕС по системам
страхования депозитов. Ранее во Франции руководствовались национальным банковским
законом, согласно которому при критическом финансовом положении кредитного
учреждения управляющий Банком Франции имел право «призвать» его акционеров к
предоставлению необходимой помощи. Необязательный характер данной статьи
явился одной из причин того, что ряд французских банков оказался
неплатежеспособным несмотря на то, что держателями их акций являлись
первоклассные компании.
Действующая же система страхования депозитов является обязательной
для всех кредитных учреждений, имеющих офис во Франции, а также для всех их
отделений, зарегистрированных за пределами Европейской экономической зоны.
Кроме того, в случае менее благоприятных, по сравнению с французскими, условий
страхования депозитов в странах регистрации кредитного учреждения отделения
последних во Франции дополнительно присоединяются к местной системе
страхования. Система страхования охватывает как депозиты в форме ценных бумаг,
так и депозиты наличными, связанные с операциями с ценными бумагами. В то же
время она не распространяется на депозиты самих кредитных учреждений,
страховых компаний, взаимных и пенсионных фондов, а также на обращающиеся
долговые инструменты. Директива ЕС оговаривает предельную сумму возмещения —
26 тыс. долл., во Франции же этот предел установлен на уровне 83 тыс. долл.
Возмещению подлежат все депозиты каждого вкладчика, имеющиеся в данном
кредитном учреждении. Выплата обычно производится, как правило, в течение двух
месяцев после соответствующего решения банковской комиссии или суда.
Не совсем благоприятные текущие тенденции французского
банковского сектора выдвигают все более строгие требования к контролю над
рисками. Для лучшего удовлетворения интересов инвесторов, вкладчиков и других
пользователей прозрачной финансовой информацией во французских банках, как и в
большинстве других, используется система внутреннего контроля. Она
включает
в себя всю совокупность средств, позволяющих банку убедиться в том, что его
деятельность направлена на достижение целей, поставленных исполнительным
органом в полном соответствии с регламентом, имеющимися людскими ресурсами и
нормативами управления. Система внутреннего контроля является гарантом
четкого функционирования информационных систем, некоторые из которых прямо
влияют на качество финансовой информации.
Кроме того,
значение внутреннего контроля возрастает с глобализацией банковской
деятельности, финансовыми инновациями и расширением возможностей учреждений,
что существенно изменило типы рисков. В одних областях появились новые риски, в
других они стали более масштабными и сложными. Все это потребовало упорядочить
процедуру и методы внутреннего контроля. Поэтому 1 октября 1997 года вступило в
силу Положение Комитета банковской и финансовой регламентации Франции о
внутреннем контроле в кредитных учреждениях. Этот документ уточняет и
дополняет действующие принципы с учетом французского и зарубежного опыта.
Данный документ призван повысить международный авторитет французской
банковской системы.
Жесткая конкуренция
на французском банковском рынке предъявляет особые требования к качеству
обслуживания клиентов, так как оно позволяет сохранять и преумножать
клиентуру. При этом среди слагаемых качества рассматриваются: прием посетителей,
обработка документации, соблюдение сроков, уважительное отношение к клиенту,
индивидуальный подход, отсутствие ошибок в работе, ясность изложения в
разговоре, учет пожеланий клиентов. Во многих французских банках созданы подразделения,
занимающиеся вопросами качества.
Профессиональным
объединением французских банков является Ассоциация французских банков, в
состав которой входят Французская ассоциация банков, представляющая банки в собственном
смысле этого слова по Франции, а также центральные органы банковских сетей —
Национальная федерация сельскохозяйственного кредита, Профсоюзная палата
народных банков, Национальная конфедерация взаимного кредита, Национальный
центр сберегательных и страховых касс, Центральная касса кооперативного
кредита и Центральная федерация взаимного сельскохозяйственного и сельского
кредита. Каждое банковское учреждение должно быть членом одного из
профессиональных объединений.
* * *
2000
год для французской банковской системы не только рубеж столетий, но и год
двухсотлетия Банка Франции. За прошедшие годы мало что осталось от Банка,
учрежденного Наполеоном Бонапартом. Вместе с тем банковское дело достаточно
консервативно и длительная история банка, как правило, располагает к доверию.
И такое доверие к Банку Франции — заслуженное. Банк Франции постепенно органично
расширил самостоятельность, не утратив при этом своих функций. Деятельность
Банка прозрачна для органов государственной власти, в то же время это не мешает
ему эффективно проводить денежно-кредитную политику в целях обеспечения
стабильности цен. Эта деятельность находится в рамках общей экономической
политики правительства. Налицо система противовесов, ограждающая правительство
от соблазна вмешаться в оперативную работу Банка и обеспечивающая согласованность
действий Банка с общеэкономическим курсом страны.
Следует признать,
что такая система является очень разумной, так как ни один центральный банк не
в состоянии коренным образом изменить направление финансовой политики. Он в
состоянии лишь выступить демпфером для ошибок людей, проводящих в стране
экономическую политику. Несогласованность или, еще хуже, разнонаправленность
действий центрального банка и правительства не может дать положительного
результата, а приведет к переходу конструктивных споров в политическую борьбу,
и, в конце концов, если политический вес руководства Центробанка окажется очень
весомым, — к хаосу управленческих решений, финансовым потрясениям и всеобщим
отставкам. Поэтому разумным видится система отношений центрального банка и
правительства, в которой центральный банк независим в своей оперативной
деятельности, но ориентируется на долгосрочную экономическую профамму
правительства, если такая, конечно, имеется. Таким образом, необходимо
признать приоритет правительства над центральным банком при его широкой
автономии.
Во Франции
согласованность действий центрального банка и правительства достигается через
широкое участие первых правительственных лиц в работе руководящих органов
Банка Франции.
Сфера деятельности
Банка Франции, пожалуй, одна из самых широких в мире. Помимо практически всех
функций, совпадающих, например, с функциями Банка России, Банк Франции
выполняет
операции и оказывает услуги, ныне традиционно относящиеся к деятельности
коммерческих банков. Кроме того, чрезвычайно важным и интересным видится опыт
Банка Франции в создании и организации информационных служб. Помимо общеэкономической
пользы такие центры и картотеки позволяют Банку Франции располагать самыми
обширными и точными сведениями об участниках финансового рынка, реального
сектора и сферы услуг. Это позволяет Банку удерживать свои выгодные позиции на
стыке государственного и частного секторов экономики.
Разветвленная
финансовая сеть Банка Франции, сопоставимая по плотности с расчетной сетью
Банка России, выгодно отличается от нее. Помимо функций расчетного и кассового
обслуживания клиентов, французские филиалы эффективно и грамотно осуществляют
сбор информации, а также оказывают консалтинговые услуги предприятиям, что
создает встречный интерес с их стороны к Банку Франции. Как и в России,
наблюдается тенденция к сокращению филиальной сети центрального банка и
штатной численности.
Работа в Банке
Франции — не столько престижна, сколько надежна. Она не дает сверхдоходов, но
обеспечивает достойный уровень жизни, средний для Франции, но высокий по
сравнению с другими странами. Кроме денежных выплат, система оплаты труда
предусматривает ряд крупных и мелких материальных и социальных льгот. В
вопросах пенсионного обеспечения работники приравнены к служащим госсектора,
имеющим лучшие по сравнению с работниками частного сектора условия
страхования. Все это делает службу в Банке Франции привлекательной, и лишь десятые
доли процента служащих решают расстаться с такой работой по собственной воле.
Структура второго
уровня банковской системы страны имеет традиционный вид. Вместе с тем это одна
из самых разветвленных сетей в мире с низким уровнем рентабельности,
недостаточно высокими кредитными рейтингами. Причиной такого положения является
нерешительность и половинчатость мер, предпринятых государством в период
либерализации. Переход от управляемого государством к конкурентоспособному
банковскому рынку пока во Франции не завершен. Процесс реструктуризации
банковской системы путем слияний и поглощений еще только набирает свой хсц
Как и в Германии,
во Франции частные кредитные учреждения ведут кампанию против специальных
финансовых институ
тов,
не рассматривающих получение прибыли как главную цель. Такими самыми крупными и
значимыми институтами являются сберегательные кассы, представляющие собой не
только экономический, но и политический фактор жизни страны.
Хотя многими во
Франции и признается, что местные банки недостаточно эффективны, но они «свои»
и зачастую жертвуют своей рентабельностью для развития французской промышленности.
Так как Франция традиционно выбирала особый путь, уделяла больше внимания
собственному промышленному развитию, то поглощение французских банков
иностранными привело бы к вынужденной корректировке общего экономического курса
развития страны.
БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ БЫВШИХ
СТРАН СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ
польша
Царство Польское, до Октябрьской революции входившее в
состав Российской империи, отличалось весьма высокой степенью развития
банковского дела. Первый в Польше центральный эмиссионный банк был основан
в
1828 году. До 1870 года Польский банк весьма активно выполнял функцию основного
кредитора польского промышленного и аграрного секторов. В 1870 году он стал
отделением Российского государственного банка и был лишен права эмиссионной
деятельности, в связи с этим основную роль на польском финансовом рынке стали
играть местные акционерные банки. В конце XIX века в Царстве Польском были
открыты первые филиалы российских банков — Азовско-Донского и Рижского.
Иностранные банки и их филиалы на территории Польши не действовали, так как их
открытие на территории Российской империи было запрещено законами.
Первым
в Царстве Польском в 1870 году был основан Коммерческий банк в Варшаве. В 1871
году был открыт еще один крупный банк — Варшавский учетный банк. В 1872 году
был создан коммерческий банк вЛодзи. После финансового кризиса 1873 года и
первого банковского краха в России в 1875 году царское правительство ввело
меры по ограничению открытия новых банков,
215
которые
распространились и на Польшу. Поэтому лишь в 1897 году был создан следующий
польский банк — Лодзинский купеческий. Ограничения Министерства финансов России
на учреждение новых банков на территории Царства Польского были полностью
отменены лишь к 1908 году. За отменой ограничений последовал значительный рост
количества банков и суммарного объема операций: если в 1873—1895 годах в
Польше существовало только 3 банка, то в 1900—1906 годах их стало 4, в
1910-м — 6 а в 1914-м - 9.
Однако
большинство активных операций польских коммерческих банков вплоть до конца
первого десятилетия XX века носило краткосрочный характер. Из-за
ограничений в своих уставах они не имели права вести ипотечные операции,
основывать и финансировать промышленные предприятия, принимать в собственность
не полностью оплаченные акции и облигации, посредничать в размещении этих
ценных бумаг на денежном рынке. Это значительно сужало возможности
сотрудничества банков с промышленностью, причем по мере роста такого сотрудничества
банки старались тем или иным образом обходить указанные ограничения. Многие
польские коммерческие банки тесно сотрудничали с российским банковским
капиталом. Например, Варшавский коммерческий банк имел весьма разветвленную
сеть своих отделений, в том числе в Санкт-Петербурге и Киеве.
К
концу 90-х годов XX века в Польше насчитывалось более 1600 банков, в их числе:
•
81 частный банк (в том числе с долей государственного участия);
•
6 чисто государственных банков;
•
9 дочерних банков иностранных кредитных институтов;
•
4 совместных банка;
• 1510 небольших
кооперативных банков.
Всего на территории
Польши действовало 1843 банковских отделения, или одно отделение на 21700
жителей. В банковской отрасли занято 240000 человек.
До 1989 года в
польской банковской системе доминировал Национальный банк Польши (НБП). Кроме
того, значительную роль традиционно играли кооперативные банки (КБ). Подавляющее
большинство из них входило в систему государственно-кооперативного банка
продовольственного хозяйства (БПХ). Эти банки выполняли и продолжают выполнять
важные функции, ориентируясь на розничный и мелкооптовый банковский продукт
для
большого
числа мелких и средних клиентов, удаленных от крупных городских центров. Среди
клиентов КБ — сельские жители, крестьянские и ремесленные хозяйства,
предприниматели, бюджетные учреждения и организации. Кооперативные банки ведут
также кассовое исполнение бюджетов гмин (орган власти в низшей
административно-территориальной единице Польши). Если проводить аналогию с
Россией, то можно сказать, что в Польше они во многом играют роль муниципальных
банков. БПХ и КБ были учреждены как единая система в 1975 году на базе
уже существовавших ссудо-сберегательных кооперативов. Собственность на капитал
в Банке продовольственного хозяйства делилась поровну государством и
кооперативными банками. КБ учреждались и функционировали на кооперативных
началах и до 1990 года обязывались объединяться в систему БПХ.
С
переходом к рыночной экономике стала преобразовываться и система кооперации —
кооперативы были подвергнуты процедуре «люстрации», их деятельность была
приостановлена. С конца 1990 года была отменена обязательность вхождения
кооперативных банков в БПХ. Кооперативным банкам было предписано обязательное
проведение общих собраний членов кооперативов на предмет добровольного
определения дальнейшей судьбы кооператива. Вследствие этого к 1993 году вне
системы БПХ числилось уже 390 кооперативных банков.
До
начала перехода к рыночной экономике БПХ, а через него и кооперативные банки
получили значительную финансовую помощь от государства и действовали далеко не
всегда по строго коммерческим принципам. С переходом к рыночной экономике эта
помощь резко сократилась. В результате у БПХ и многих КБ выявились значительные
проблемные активы и прямые убытки. С января 1994 года была приостановлена
деятельность 11 КБ. Два из них ликвидированы путем продажи другим банкам, в
восьми введено внешнее управление. Положение более чем 800 банков было
признано проблемным, от них потребовали разработки программ улучшения. По 657
банкам такие программы впоследствии были одобрены Национальным банком Польши, а
по 250 — успешно реализованы. В отношении 299 кооперативных банков сохранялась
угроза ликвидации или банкротства.
Таким
образом, в целом положение БПХ и входящих в него КБ оказалось далеко не
благополучным, и возникла потребность в существенных преобразованиях. Больших
затрат требовали ликвидация и реструктуризация системы БПХ и КБ в целом. В
итоге
появился
новый закон от 24 июня 1994 года «О реструктуризации кооперативных банков и
Банка продовольственного хозяйства», предусматривающий три звена системы КБ:
1. Кооперативные банки. Учредителями КБ могут
быть не менее 10 физических лиц или не менее 3 юридических лиц. Банк
учреждается (с согласия НБП) и действует (управляется) по правилам
кооператива. Основные решения принимаются по принципу: один пай — один голос.
КБ вправе выполнять почти все функции обычного коммерческого банка, но только
в пределах своей гмины.
2. Региональный банк (РБ) или региональное договорное объединение
(центр) КБ. Банки добровольно входят в состав РБ, но
обязываются оформлять вхождение типовым договором как его акционеры. Они вправе
быть акционером только одного РБ (за некоторым исключением) своего региона,
который учреждается и функционирует только в форме акционерного общества. Решения
в РБ принимаются по принципу: один член (акционер) — один голос, т.е.
независимо от количества акций, находящихся в собственности акционера.
Акционерами РБ с согласия председателя НБП могут быть не только кооперативные
банки, но акционеры, не являющиеся КБ, не имеют права голоса.
РБ
вправе выполнять широкий спектр банковских функций, но только в пределах своего
региона, границы которого определяются и изменяются самими РБ по согласованию
с председателем НБП и министром финансов. Первоначально РБ были учреждены в
городах Быдгощ, Кошалин, Краков, Люблин, Олштын, По-знань, Жешув, Варшава,
Вроцлав.
Территориальная
сфера деятельности РБ и КБ ограничивается законом с целью обеспечить
предложение банковского продукта на селе и в местах, удаленных от крупных
городских центров, предотвратив перелив банковского капитала в другие места его
приложения.
По
отношению к кооперативным банкам своего региона РБ выполняет функции
банковского центра (представляет интересы, ведет текущие счета, счета
обязательных резервов, межбанковские расчеты, кредиты в порядке
рефинансирования, осуществляет надзорные функции и т.д.). Перед вышестоящим
банком РБ представляет свое региональное объединение кооперативных банков как
единое целое (например, представляет два финансовых отчета — отчет РБ как
центра регионального объединения кооперативных банков и консолидированный
отчет за все региональное объединение КБ).
3. Вышестоящий банк, функции которого
возлагаются на преобразованный и реструктурированный БПХ. Банк организован и
функционирует как АО. Его акционеры — РБ и Госказна (Министерство финансов). В
число акционеров без права голоса допускаются и другие польские и международные
фининституты, иностранные юридические лица. Решения в банке принимаются по
принципу: одна акция — один голос. РБ входят в краевой банк по договору
объединения.
Функции
краевого банка сводятся в основном к координации деятельности входящих в него
РБ и КБ. Он ведет текущие счета и счета обязательных резервов РБ, расчеты между
ними, осуществляет вложения и поиск источников финансовых средств на польских
и зарубежных финансовых рынках, проводит международные финансовые операции и
т.д. Краевой банк также контролирует финансовое положение входящих в него
региональных банков, отчисляет обязательные резервы в НБП за краевое
объединение РБ, получает кредиты в порядке рефинансирования от НБП для РБ,
осуществляет надзор за ними, выполняет другие функции краевого финансового и
организационного центра.
Согласно
закону БПХ и РБ обязаны создавать общий гарантийный фонд для оказания
возвратной финансовой помощи кооперативным и региональным банкам своей системы
(фонд формируется из их ежегодных взносов в размере до 5% от суммы
на-логооблагаемого дохода), а также ипотечный фонд для предоставления
ипотечных кредитов в размере до 60% стоимости залога.
Принятый
закон, предусматривающий административно-экономическое давление на КБ, в целом
необходимое для их выживания, в сочетании с финансовой помощью государства
позволяет надеяться, что система КБ, РБ и БПХ в рыночных условиях не только
выживет, но и укрепится, расширит свое присутствие и роль на финансовом рынке
страны.
В
первой половине 90-х годов в банковской системе Польши активно шел процесс
приватизации госбанков. Национальный банк Польши постепенно свел свою роль к
функциям эмиссионного института, децентрализовал кредитование и передал свои
учреждения девяти региональным госбанкам.
Процессу
приватизации госбанков предшествовала их реструктуризация и капитализация.
Затраты на рекапитализацию, составившие 1,9 млрд долларов, легли на
правительство и Польский фонд приватизации банков. Фонд был создан в 1992 году
на базе соглашения с МВФ и Всемирным банком, предоставившими на эти цели 600
млн долларов. Позднее Всемирный банк выделил
ещё
450 млн долларов. В марте 1993 года был принят закон о финансовой
реструктуризации. До марта 1994 года были реструктурированы проблемные кредиты
на сумму в 15,6 млрд злотых. В середине 1995 года процесс приватизации
замедлился, за 1993— 1994 годы удалось передать только 3 из 9 госбанков (Bank
Kreditowy, Bank Slaski и Bank Przemislovo-Handlowy). Эллайд Айриш Бэнкс, Европейский банк
реконструкции и развития и голландский Ай-Эн-Джи Бэнк Эн-Ви выкупили меньшую
долю их капитала. Без продажи остальных нельзя было приватизировать более
привлекательные польские банки. После этого была принята «смешанная концепция
приватизации», согласно которой часть государственных банков должна была
консолидироваться в финансовые группы и лишь затем поэтапно приватизироваться.
Решение
о слиянии было принято с целью усилить отечественную банковскую систему в
преддверии открытия банковского сектора для иностранных институтов в связи с
присоединением Польши к Европейскому союзу в качестве ассоциированного члена.
Предусматривалось,
что группы возглавят два крупнейших банка — Банк Хандлови (Торговый банк) и
банк ПКО СА, которые еще при социализме обладали значительной степенью самостоятельности
и специализировались на валютных и торговых операциях. Целью консолидации было
названо повышение конкурентоспособности национального банковского сектора по
отношению к иностранным кредитным институтам.
В
рамках принятого Польским сеймом в апреле 1996 года закона и соглашения,
подписанного между банками, банк ПКО получил от государства 100% акций 3
банков: Банк Депозитови-Кре-дитови (Люблин), Поморски Банк Кредитови (Щецин) и
По-вшечни Банк Господарчи (Лодзь). При этом банки сохраняли самостоятельность,
но проводили общую финансовую политику. Новая группа по сумме баланса и по
размерам собственного капитала заняла среди банковских институтов Польши
первое место, по размерам прибыли — третье место, по доле на рынке клиентских
вкладов (22%) — второе место. В 1998 году эта банковская группа подлежала
приватизации, причем в рамках реформы системы социального обеспечения 51%
акций предназначался пенсионному фонду. От создания по такому же образцу
второй банковской группы правительство отказалось. А Банк Хландеви был успешно
продан за более чем 1 млрд долларов.
В
начале 1995 года решением Варшавского суда Агробанк, одно из крупнейших на тот
момент частных кредитных учреждений Польши, был объявлен банкротом. Главной
причиной банкрот
ства
явились накопившиеся безвозвратные кредиты. Банк не обеспечил себя вовремя
резервами и после введения в законодательном порядке положения о минимальных
резервах оказался не в состоянии его выполнить. В результате банкротства пострадали
мелкие хозяйства, имевшие счета в Агробанке, 20 сельскохозяйственных
кооперативных банков, Государственный фонд поддержки инвалидов,
государственная нефтехимическая промышленность — всего 1900 вкладчиков с
суммарными требованиями в размере 160 млн злотых. Банкротство Агробанка также
поставило в тяжелое положение созданный незадолго до банкротства Гарантийный
фонд польских банков, через который удовлетворяются требования большинства
вкладчиков.
Описанный
случай и многие другие, менее масштабные, сделали необходимым пересмотр
рыночных условий для национального банковского сектора. Эта работа была в
целом завершена с принятием в июле 1997 года законов о банках и о центральном
банке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|