бесплатные рефераты

Банки (курс лекций)

На банковском рынке Чехии доминирует так называемая «боль­шая четвёрка» — Комерчни банка, «Ческа спорительна», Инвес-тични и Почтовни банка (ИПБ) и Ческословенска обходни банка (ЧСОБ), на которую приходится 60% банковских активов и 3/4 вкладов клиентов. Именно эти банки больше всего пострадали от девальвации кроны, что привело к падению прибылей по итогам первой половины 1997 года на 35—50% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Просроченные кредиты, предоставлен­ные ими, составляли до четверти кредитных портфелей, резервы на их покрытие явно недостаточны, хотя на формирование резер­вов направлялось 70—80% прибыли.

В целях санации, реструктуризации и модернизации крупных чешских банков правительство приняло решение продать принад­лежащие ему банковские акции иностранным инвесторам. Дос­тигнуто соглашение о приобретении японским инвестиционным банком «Номура» 36% акций ИПБ за 6 млрд крон (175 млн долл.) с условием увеличить собственный капитал ИПБ на такую же сумму. После этого «Номура» будет владеть почти половиной ка­питала ИПБ. Идёт поиск стратегического инвестора для избежав­шего банкротства только благодаря вмешательству ЦБ Агробанка. Планируется продать доли государства в капитале Комерчни бан­ка (50%), «Ческа спорительна» (45%) и ЧСОБ (65%).

\

Однако успех приватизации находится под вопросом из-за раз­горевшейся закулисной борьбы по поводу её методов. Нынешнее руководство банков стремится остаться у руля, воспользовавшись капиталом западных инвесторов. Для этого предлагается продавать государственные акции не одному инвестору, который в таком случае автоматически получает контроль над банком, а несколь­ким. (Осложняет приватизацию и то, что 15% акций Комерчни банка и 25% акций ЧСОБ принадлежит Словакии.

С целью частичного возврата утраченного в ходе кризиса дове­рия инвесторов Министерством финансов Чехии был разработан план, шэедусматривающий вывод нефинансовых компаний из-под контроля банков и их инвестиционных фондов, а также ряд дру­гих мер|

Вступившая в силу с 1 января 1998 года поправка к Закону о банках предусматривает проведение следующих мер:

• банкам запрещается контролировать свыше 50% акций не­финансовых компаний;

• участие в капитале любой отдельно взятой нефинансовой ком­пании ограничивается 15% собственного капитала банка; сум­ма всех пакетов акций, превышающих 10% капитала нефи­нансовых компаний, не должна превышать 60% собственно­го капитала банка;

• банкам запрещается назначать своих служащих в Советы ди­ректоров нефинансовых компаний;

• предписывается строгое разделение в банках инвестицион­ных и банковских операций, операций за свой счет и за счет клиентов.

Правительство подготовило также законопроект, по которому инвестиционные фонды, контролирующие, по некоторым оцен­кам, 18 из 60 крупнейших компаний страны, должны будут пони­зить своё предельное участие в капитале компаний с 20 до 11%. Вынуждая банки и инвестиционные фонды продавать принадле­жащие им пакеты акций, Правительство рассчитывает повысить ликвидность фондовых рынков и вывести их из состояния застоя.

Решением парламента создан новый надзорный орган, отве­чающий за финансовый сектор в целом, за исключением банков, надзор за которыми закреплён за ЦБ. Новая структура подчиняет­ся Министерству финансов. Иностранные инвесторы считают, что эта мера повысит прозрачность финансовых рынков и ограничит возможность злоупотреблений.

В отличие от Чехии, в которой стартовые условия для развития

банковского сектора были более чем благоприятными, Слоюкия после раздела ЧСФР столкнулась с серьезными финансовыми проблемами. В 1993 году инфляция приблизилась к 30% в год, де­фицит госбюджета за первую половину 1993 года достиг 50р млн долларов (около 10% ВВП), официальные резервы ЦБ составляли всего 200 млн долларов. Благодаря высокопрофессиональновй дея­тельности Национального банка Словакии, последовательной ре­ализации жесткой денежно-кредитной политики инфляция к 1996 году снизилась до 6 % в год (самый низкий показатель в регионе), а официальные резервы ЦБ превысили 3,3 млрд долларов. В ре­зультате кредитный рейтинг ЦБ повысился, по разным оценкам, до категории ВАА и ВВ+. Ведущие западные банки предоставляют словацким компаниям многомиллионные кредиты.

Вместе с тем экономика страны испытывает серьёзние про­блемы, и ЦБ весной 1997 года был вынужден повысить процент­ные ставки в стремлении защитить крону. Это вызвало у прави­тельства затруднения с финансированием дефицита бюджета. След­ствием стало одобрение в сентябре 1997 года правительством Сло­вакии поправки к Закону о национальном банке.       ;

Поправка предусматривает более активное участие ЦБ в фи­нансировании бюджетного дефицита, а именно — обязанность ЦБ покупать государственные казначейские обязательства в раз­мере 10% от государственных доходов по сравнению с ранее уста­новленными 5%. Состав ответственного за принятие решений Бан­ковского совета расширен с 8 до 10 человек. Пятеро из них — независимые эксперты, чьи кандидатуры будут предлагаться Ми­нистерством финансов по согласованию с управляющим ЦБ и утверждаться правительством. Согласно прежней редакции закона совет состоял из управляющего и двух его заместителей (по долж­ности), остальные члены (как правило, руководящие сотрудники ЦБ) назначались правительством по предложению главы ЦБ. Ещё одно нововведение касается бюджета ЦБ, который согласно по­правке подлежит утверждению парламентом, а не Банковским советом. Подобное наступление правительства на независимость ЦБ подверглось резкой критике со стороны экспертов и предста­вителей ЦБ, опасающихся негативных последствий для стабиль­ности национальной валюты.

Позиция ЦБ подкрепляется следующим серьёзным доводом:

банковский кризис 1996 года в Чехии не затронул словацкие бан­ки: многие словацкие мелкие и средние банки закончили год даже с хорошей прибылью. Секрет благополучия словацких бан­

ков следует искать в значительном притоке средств из-за рубежа, прежде всего из Австрии. Треть капитала банковской отрасли страны имеет иностранное происхождение. К тому же сыграло роль уме­ние учиться на чужих ошибках. Если в процессе приватизации до осени 1993 года в Чехии банковские лицензии выдавали чуть ли не всем желающим, то в Словакии сразу установили высокую норму достаточности собственного капитала, которая оказалась недоступ­ной для многих местных банков. Словацким банкам пришлось об­ращаться за деньгами к иностранным институциональным инвес­торам! Помимо денег словацкие власти интересовало еще и при­влечение в страну иностранных специалистов в области банков и финансов, так как после разделения Чехословакии отечественные кадры остались в основном в бывшей столице союзного государ­ства Праге. Тем самым, ведущую роль в банковском секторе изна­чально) занимали иностранные специалисты и местные кадры, не имеюц1ие опыта работы на руководящих постах в банке в условиях административно-хозяйственной экономики ЧСФР и приобрета­ющие Квалификацию в процессе обучения иностранными специ­алистами.

Национальный банк Словакии работает над укреплением за­конодательства в отношении неустойчивых комбанков. Это весьма актуально, так как половина всех кредитов словацких банков, около 3 млрд долларов, относится к просроченным. Большая часть этой суммы приходится на три банка, которые должны быть привати­зированы. Кроме того, Центробанк добивается от правительства предоставления гарантий банкам, находящимся в процессе пре­образования. В этих целях недавно принят закон о страховании депозитов физических лиц в размере до 30 среднемесячных зарп­лат в стране (около 7 тыс. долл. по текущему курсу). ЦБ также гото­вится повысить резервные требования.

И Чехия, и Словакия ввели в действие законы, в общих чертах отвечающие принципам конвенций ООН и ЕС и Базельского ко­митета, в целях противодействия отмыванию денег. Вместе с тем правовая и нормативная база в этих странах имеет некоторые от­личия. Так, в Чехии, в отличие от Словакии, предусмотрена иден­тификация личности клиента при совершении им операций на сумму, превышающую лимит в 500 тыс. крон. Идентификация тре­буется в каждом случае при открытии нового счёта и при совер­шении подозрительных операций, даже если их сумма ниже уста­новленного лимита. Сообщение о таких сделках адресуется специ­альному отделу в Минфине. Словацкое законодательство не пре-

дусматривает временных рамок для хранения документации, а так­же специальных санкций за несоблюдение правовых норм. В Чехии же установлен 10-летний срок хранения документации и предус­мотрен широкий спектр санкций за нарушение правил: от штра­фов до отзыва банковской лицензии. В соответствии с законода­тельством Словакии юристы освобождаются от обязанности сооб­щать о подозрительных сделках. Банкиры и другие частные лица — резиденты Чехии и Словакии обязаны это делать. Более того, за­коном не предусмотрена ответственность за нарушение конфи­денциальности, что стимулирует раскрытие информации вл, ютям. Дополнительным стимулом в Словакии служит положение р том, что лица, оказавшие помощь следствию, могут получить 20я& сто­имости конфискованного имущества.

Широкомасштабная компания за чистоту чешских банковских рядов развернулась в первой половине 1997 года. В апрел( были арестованы председатель третьего по величине банка страны Ин-вестични и Постовни банка (ИПБ) и его заместитель по обвине­нию в растрате и совершении незаконных сделок на основе кон­фиденциальной информации. Они являлись не только одними из наиболее влиятельных фигур в деловых кругах, но и поддержива­ли тесные связи с Президентом страны и его партией. Обвинение касалось покупки банком государственной недвижимости по це­нам, вдвое превышающим рыночные. ИПБ и его инвестицион­ный фонд занимались подобной деятельностью в течение двух лет, расходуя огромные суммы наличными на покупку различных ком­паний, начиная от пивоваренных заводов и кончая телевизион­ной станцией. Подозрительное приобретение недвижимости при­влекло внимание властей, когда деньги на покупку, поступившие от неназванной группы из Люксембурга, были переведены на счёт частного лица в Бельгии. По законам Чехии растрата классифици­руется в том случае, если банк или инвестиционный фонд расхо­дует деньги клиентов на подозрительные сделки. За март — апрель 1997 года были арестованы ещё восемь ведущих банкиров и управ­ляющих инвестиционными фондами, 6 других вызваны в поли­цию на допрос. 11 высокопоставленных чиновников инвестицион­ной группы «Мотоинвест» и Агробанка были задержаны полици­ей по обвинению в манипуляциях активами стоимостью 1,9 млрд крон и присвоении 137 млн крон. В марте 4 брокера были обвине­ны в краже 1 млрд крон из инвестиционных фондов Trend и Mercia.

Длительное время президент Чехии и министр финансов не особенно обращали внимание на ход рыночных реформ, ссылаясь

на то, что свободный рынок сам решит проблемы. Но после краха ряда банков в 1996 году и закрытия инвестиционных фондов в результате крупных краж и присвоения средств, правительство вынуждено было пойти на принятие жёстких мер. Помимо них правительство решило создать независимую Комиссию по цен-нымюумагам и биржам США. Также Чехия начала разграничивать банковскую деятельность и деятельность по торговле ценными бума: 'ами.

* * *

С] >авнение банковских систем Чехии и Словакии представляет больи :ой интерес, так как их автономное развитие началось после разделения ЧСФР от одной отправной точки. Разный уровень эко­номического развития стран, становление словацкой банковской системы практически заново, разные подходы к вопросам регули­рования деятельности банков привели к тому, что сейчас это уже две абсолютно разные банковские системы.

Чехия, имея более выгодные стартовые позиции, не испыты­вала в( первой половине 90-х годов инфляционных потрясений, процесс приватизации банков шел планомерно и продуманно. Однако чешские банки управлялись старыми кадрами, хотя и имеющими большой опыт работы в дореформенном банковском секторе ЧСФР, но недостаточно адаптированными для работы в новых условиях. В результате постепенно в чешских банках, конт­ролировавших значительную долю промышленных предприятий, стали преобладать негативные тенденции, связанные с превыше­нием допустимых норм кредитования и низким качеством кре­дитного портфеля. Наряду с низким уровнем банковского надзо­ра, все это привело к серьезному банковскому кризису. Таким об­разом, Чехия не смогла в полной мере воспользоваться отличны­ми стартовыми позициями.

В отличие от Чехии Словакия, оставшись практически без кад­рового потенциала, менее промышленно развитая, изначально столкнулась с серьезными экономическими трудностями и была вынуждена реализовать жесткую денежно-кредитную политику. Для этого Национальный банк Словакии был наделен высокой степе­нью самостоятельности. Большое влияние на положительные ре­зультаты деятельности словацких банков оказало привлечение иностранных специалистов, обеспечивших создание современно­го механизма управления отдельными банками и банковской сис­темой в целом.

В противоположность Чехии, уже прошедшей кризис и иду­щей по пути усиления роли Центрального банка и ужесточения норм банковского регулирования и надзора, Словакия не сделала правильных выводов из ошибок соседей и пошла по пути сокра­щения рамок самостоятельности национального банка. Наиролее опасным представляется увеличение обязательств банка п® фи­нансированию дефицита государственного бюджета. Тем самым, словацкое правительство не смогло удержаться от опасного со­блазна использовать ЦБ как источник недостающих ему средств.

Обе страны проводят работу по борьбе с отмыванием денег, что свидетельствует об их стремлении к европейской интег )ации, создают систему страхования вкладов. В целом развитие их б ihkob-ских систем следует оценить как поступательное.

болгария

\

В 1991 году в Болгарии было 60 государственных банков, к 1995 году их чис­ло сократилось до 11. Одно­временно с сокращением госбанков появлялись новые частные банки. К 1996 году их количество увеличилось

до 35. В таком составе банковская система страны вошла в полосу тяжёлого кризиса. Проблемы в банковском секторе возникли из-за недействующих ссуд, накопившихся с 1991 года. Общая сумма долгов болгарским коммерческим банкам достигла 372 млрд ле­вов, из которых 174 млрд приходится на госсектор, остальные — на частные компании. Центробанк, оставаясь акционером госбан­ков, чтобы не нанести ущерба репутации страны, принял меры по предотвращению их банкротства.

По международным стандартам, все госбанки Болгарии имели отрицательную величину чистых активов. Согласно докладу МВФ, распространённому в 1996 году, на рекапитализацию государствен­ных и частных банков пришлось бы направить около 30% всех

государственных расходов. На конец 1995 года убытки болгарских банков составили 230 млн долларов. Огромные бюджетные расхо­ды на санацию банковской системы воздействовали подрываюше на процесс преобразований в стране и не дали ожидаемого эф­фекта.

В 1996 году МВФ и Болгария подписали программу реоргани­зации банковского сектора страны. В рамках этой программы 16 мая 1996 года был. принят Закон о банкротстве банков, которым ЦБ Болгарии было предоставлено право открывать через суды процедуру банкротства банков. Ещё в конце 1995 года только по­явление слуха о предстоящем закрытии банков и намерение пра­вительства обсудить данный законопроект вызвали серьёзные про­блемы с ликвидностью у некоторых болгарских банков из-за круп­ных изъятий депозитов. Принятие же закона вызвало волну пани­ческих изъятий вкладов. Этому разрушительному воздействию под­верглись практически все банки, поскольку инвесторы не знали, какие из них будут закрыты. В результате банки были вынуждены установить строгие квоты на ежедневные выплаты денег по вкла­дам. Остановить процесс изъятия депозитов не смогло и принятие Закона о гарантировании государством банковских депозитов (100% — для физических и 50% — для юридических лиц).

Первым результатом принятия Закона о банкротстве стало зак­рытие Национальным банком Болгарии и обращение в городской суд Софии с заявлением об объявлении банкротства двух круп­нейших банков страны — Первого частного банка и Минералбан-ка. Созданный в 1981 году Минералбанк понёс в 1995 году убытки на сумму 121 млн долларов, а его долг иностранным кредиторам составил 240 млн долларов. Кроме того, ЦБ Болгарии заявил о том, что будет поощрять слияние банков с целью концентрации банковского сектора. В результате к маю 1997 года разорились 14 банков страны, в том числе 5 из 11 госбанков. Это привело к паде­нию курса лева с 70 до 3000 за доллар, прежде чем ЦБ смог стаби­лизировать в феврале 1997 года курс на отметке 1500 за доллар. В ходе этого разрушительного процесса улетучились инвалютные резервы страны, так как болгарские компании перевели твёрдую валюту за рубеж, а местные вкладчики, потеряв доверие к бан­кам, хранят наличную валюту дома. Хотя мелкие вкладчики бол­гарских банков, благодаря системе страхования депозитов, и смогли вернуть замороженные средства в полном объёме, многие из них предпочли сразу получить свои валютные вклады в левах по фик­сированному курсу и не ждать их возврата в долларах и немецких

марках в рассрочку. Но это не смогло восстановить доверие к банковской системе, и размер наличной валюты, находящейся в Болгарии на руках населения, по различным оценкам эквивален­тен 600—1000 млн долларов. Сокращению валютных резервов так­же способствовали выплаты западным кредиторам, связанные с обслуживанием внешнего долга (11,5 млрд долларов).

Выход из сложившейся тяжёлой ситуации правительство стра­ны усмотрело в реформировании банковского сектора путём при­ватизации оставшихся госбанков — Балабанка, Экспресс банка, Хеброс банка, Объединённого болгарского банка и Постбанка. В середине 1998 года они были выставлены на продажу иностран­ным учреждениям. Быстрая реструктуризация госбанков была не­обходима для успешного функционирования системы валютного управления. По мнению правительства, госбанки должны играть ведущую роль в проведении ограничительной денежно-кредитной политики, которая привязывает денежную массу к уровню инва­лютных резервов. Система валютного управления предусматривает также ужесточение надзора за банками, в том числе проведение ежегодных аудиторских проверок в соответствии с международ­ными стандартами и повышение нормы достаточности собствен­ного капитала (до 6% в 1997 году и 12% в 1999 году). Допуск ино­странных партнёров к участию в приватизации национальной бан­ковской системы направлен на укрепление финансовых рынков, стимулирование инвестиций и искоренение коррупции.

Хотя правительство и одобрительно относится к идее привле­чения зарубежных инвесторов, однако всё-таки есть опасения, что банки попадут в «ненадёжные» руки и новые их владельцы смогут объявить банкротами неплатёжеспособные предприятия-должни­ки, а целые отрасли национальной промышленности за бесценок перейдут в руки иностранцев.

Но несмотря на любые опасения, альтернативы участию в приватизации национальной экономики иностранных инвесторов, видимо, нет. И первым приватизируемым крупным государствен­ным коммерческим банком стал Объединённый болгарский банк. Согласно подписанному ЕБРР, местным государственным Бул-банком и американской фондовой компанией «Оппенгейнер энд Ко» соглашению инвесторы приобретают 99,6% акций банка. Они планируют потратить на приобретение акций, рекапитализацию и модернизацию банка до 48 млн долларов. ЕБРР и Булбанк получат по 35% акций, Оппенгейнер — 30%.

Правительство и Национальный банк Болгарии предпринима­

ют активные и достаточно жёсткие меры по предотвращению в дальнейшем банковских кризисов, подобных кризису первой по­ловины 90-х годов. Помимо введения системы валютного управле­ния и установления жёстких требований достаточности собствен­ного капитала банков, введён запрет на рефинансирование ком­мерческих банков Центральным банком. Кроме того, новый закон о банковской деятельности запрещает директорам потерпевших крах банков входить в состав правления финансовых учреждений, поскольку именно они проводили неосмотрительную кредитную политику, в результате которой банки превратились в финансо­вые пирамиды, которые перекачивали средства вкладчиков на счета фирм, возглавляемых партнёрами по бизнесу. Также планируется законодательно отменить банковскую тайну, что позволит при­влечь к суду «кредитных миллионеров».

* * *

Итак, банковский сектор страны, пройдя пик кризиса, нахо­дится в стадии реформирования в направлении денационализа­ции, привлечения иностранных инвесторов, повышения требова­ний банковского надзора с целью возврата доверия к националь­ной банковской системе.

Румыния

Нарождающийся фи­нансовый сектор Румынии переживает переломный момент. Доверие к нему подорвано в результате банкротства нескольких банков и взаимных фон­дов. Сектор не отвечает по­требностям быстро растущей и остро нуждающейся в средствах экономики страны. Среди факторов, приведших к возникновению трудностей, следует отметить, прежде всего, следующие: влияние

правительства на госбанки, неадекватное регулирование и несо­вершенство законодательной базы.

В 1996 году в Румынии насчитывалось порядка 30 коммерчес­ких банков, однако финансовый сектор страны на 67% его сово­купных активов контролировался 4 крупными государственными банками — Банкорес (банк внешней торговли). Банка Агриола, Румынский коммерческий банк и Румынский банк развития.

В марте 1996 года ЦБ был вынужден закрыть в стране валют­ный рынок. Это стало следствием валютного кризиса, одной из причин которого было резкое сокращение валютных резервов у госбанков в результате крупных закупок по импорту энергоноси­телей.

Весьма неудачными были действия Национального банка Ру­мынии и в области надзора за деятельностью коммерческих бан­ков страны, и в выборе механизма санации банков, столкнув­шихся с серьёзными проблемами. Реакция ЦБ запаздывала. Меж­ду тем своевременное вмешательство ЦБ помогло бы избежать крупнейшего кризиса банковского сектора, связанного с техни­ческими банкротствами некогда ведущего частного банка Дасия Феликс и Кредит Бэнк.

Банк Дасия Феликс, понёсший значительные убытки, с нояб­ря 1995 года находился под особым надзором ЦБ, который оказы­вал ему большую финансовую поддержку. Всего банк получил от ЦБ около одного триллиона лей (330 млн долларов). Банк Дасия Феликс не был единственным банком, получавшим от нацио­нального банка помощь. В 1995—1996 годах ЦБ, прибегая к чрез­вычайным фондам, неоднократно оказывал поддержку испыты­вающим трудности банкам. К маю 1996 года объёмы его специаль­ных займов проблемным банкам подскочили на 29%, что явилось попыткой избежать банковского кризиса в стране, не имевшей системы страхования депозитов.

В 1996 году в Румынии произошла смена правительства и ре­формирование банковской системы пришло в движение. В сентяб­ре 1996 года Сенат одобрил предложение правительства, предус­матривающее следующие меры: Фонд частной собственности пе­редаёт находящиеся у него 30% акций госбанков Фонду государ­ственной собственности в обмен на акции других компаний; ка­питал банков наращивается за счёт эмиссий новых акций, но го­сударство пока не теряет контрольного пакета; государственный пакет акций продаётся частным инвесторам. Кроме того, парла­мент преобразовал государственный сберегательный банк СЕС в акционерное общество в полном владении государства, но подпа­

дающее под нормативы Закона о банках 1991 года и под надзор Национального банка Румынии. СЕС остался по преимуществу сбе­регательным банком, но ему разрешили также заниматься и дру­гими видами банковского бизнеса. Вклады клиентов банка обес­печены 100-процентной государственной гарантией, поэтому СЕС по-прежнему рассматривается населением как наиболее надёжное место хранения сбережений.

Ещё одним, хотя и запоздавшим, но всё равно актуальным шагом стало создание Фонда страхования вкладов. Все банки, при­нимающие вклады, обязаны сделать в него взнос в размере 1% от уставного капитала. Фонд гарантирует выплату вкладов до 10 млн лей (3 тыс. долларов). Одновременно с созданием Фонда ЦБ пре­кратил всякую поддержку неплатёжеспособных банков. Шаткая и сотрясаемая скандалами банковская отрасль Румынии привлека­ет, тем не менее, иностранных инвесторов: в 1996 году лицензию получил RoBank с участием английского и турецкого капитала.

Румыния в числе большинства других стран Восточной Евро­пы присоединилась к процессу противодействия отмыванию де­нег. В стране предусмотрена обязательная идентификация личнос­ти клиента при совершении операций на сумму свыше 15 тыс. экю. Финансовая документация должна храниться в течение 5 лет. За­конодательство Румынии обязывает финансово-кредитные учреж­дения, а также юристов и других частных лиц-резидентов сооб­щать специальному Управлению по обработке финансовой ин­формации о всех подозрительных сделках.

Босния и герцеговина^ хорватия, словения

Центральный банк Бос­нии начал свою работу в 1997 году. Его валютные резервы составляют 150 млн немецких марок. Банк имеет штаб-квар­тиру в Сараево и 2 филиала в городах Мостар и Пале. По-оло

скольку Хорватско-мусульманская федерация и сербская часть Бос­нии до сих пор не могут прийти к согласию относительно дизайна единых денежных знаков, ЦБ пока работает только с безналич­ными деньгами. Главной задачей ЦБ является введение единой национальной валюты, обменный курс которой к марке планиру­ется установить в соотношении 1:1. Однако пока в Боснии обра­щаются четыре валюты: югославский динар, боснийский динар (принимается на севере страны), хорватская куна (на юге), не­мецкая марка — единственное платёжное средство, которое имеет повсеместное хождение.

Национальный банк Хорватии учреждён 25 июня 1991 года, в день провозглашения независимости страны. В декабре 1991 года введён хорватский динар, а в октябре 1993 года — куна. Закон о Национальном банке Хорватии был принят в 1993 году, а его дополненное издание — в мае 1995 года.

Одной из главных целей своей политики НБ Хорватии объя­вил сокращение норматива минимального резервирования. Вы­полнению этой задачи способствует быстрое развитие рынка го­сударственных казначейских облигаций, которое позволило нейт­рализовать давление излишней денежной массы. Инфляционное давление минимально как со стороны денежно-кредитного, так и реального секторов экономики, темпы инфляции (3—4% в 1996 году) остаются одними из самых низких среди стран, находящих­ся на переходном этапе. МВФ объявил о том, что Хорватия вы­полнила все достигнутые с ним договорённости, за исключением мер по модернизации банковского сектора.

В Хорватии насчитывается 63 банка, основными из которых владеют их должники и клиенты. На долю двух банков — Загре-бакс Банка (ЗБ) и Привредна Банка Загреб (ПБЗ) — приходится около 80% банковского бизнеса в стране. Следующие по размеру и значимости семь банков региональные , остальные — небольшие частные банки с недостаточной капитализацией и появившиеся совсем недавно шесть новых иностранных банков.

Открытие филиалов иностранных банков, последним из кото­рых стал Банк Австрия, подтверждает растущую надёжность хор­ватской куны и укрепляющиеся торговые связи с Австрией и дру­гими соседними странами. Переводы эмигрантов в объёме более 500 млн долл. в год, большая диаспора в Германии и других стра­нах обусловили традицию хранения сбережений на иностранных счетах либо в иностранных банках соседних стран. Этому способ­ствовали и гиперинфляция в бывшей Югославии, и политичес­

кий риск владения валютными счетами в стране. В 1991 году Цен­тральный банк Федеративной Югославии заморозил валютные счета по всей стране и нанёс ощутимый удар по надёжности всех коммерческих банков, появившихся в новых независимых респуб­ликах. Правительство Хорватии пошло на урегулирование этой проблемы путём перерегистрации заблокированных счетов на 3,5 млрд долларов как части государственного долга. Оно эмитиро­вало две серии процентных облигаций с 10-летним сроком пога­шения, которыми торгуют на Загребской фондовой бирже. Разре­шено также частично использовать средства на замороженных счетах на приобретение квартир и приватизацию активов.

Правительство и НБ Хорватии предпринимают большие уси­лия по повышению эффективности и прозрачности деятельности лучших хорватских банков. Финансируемая государством программа реструктуризации решает проблему безнадёжных долгов. Реструк­туризация началась в 1994 году, когда Национальный банк Хорва­тии решил передать ПБЗ и три региональных банка новому госу­дарственному агентству страхования депозитов и санации банков.

Макроэкономическая стабильность и реструктуризация повы­сили привлекательность хорватских банков и Позволили иност­ранным банкам расширить своё присутствие в Хорватии. Почти ежемесячно выдаются банковские лицензии иностранным кредит­ным институтам, что стимулирует конкуренцию. В условиях насы­щения финансово-кредитного рынка выживут лишь те местные банки, которые смогут использовать свои преимущества и расши­рить спектр предоставляемых услуг.

Хорватская экономика дорого платила за свои неэффектив­ные банки из-за наличия больших банковских маржей, что при­водило к установлению недоступно высоких процентных ставок. Однако и в этой области ситуация постепенно стабилизируется. Летом 1996 года ставки краткосрочного денежного рынка резко понизились, в течение же следующего года превышение ставки ссудного процента над стоимостью иностранных займов упало с 5—7% до 1—2%. Это создало условия для роста инвестиций, но одновременно и большую угрозу выживанию мелких банков. От­сюда неизбежно актуализировался вопрос консолидации банков­ского сектора.

Одновременно с НБ Хорватии 25 июня 1991 года, в день про­возглашения независимости Словении, был основан Банк Слове­нии. В октябре 1991 года введена национальная валюта — толар. Закон о Банке Словении был принят 25 июня 1991 года, а его устав — 15 декабря 1992 года.

В 1991 году после распада Югославской Федерации прекратила существование группа Люблянска Банка из-за серьёзных проблем с ликвидностью. Тогда правительство приняло меры по её спасе­нию, а также вызволению из трудностей двух коммерческих бан­ков Кредитив Банка Марибор и Комерчиальна Банка Нова Гори-ка (в последующем произошло их слияние).

Валютные вклады банков в бывшем Центральном банке Юго­славии были конфискованы Белградом в то время, когда в резуль­тате экономического спада банки испытывали проблемы с безна­дёжными кредитами. Три года спустя правительство приняло обя­зательства по депозитам и безнадёжным ссудам, провело рекапи-тализацию банков путём эмиссии казначейских процентных обли­гаций с 30-летним сроком погашения и учредило Агентство по санации банков с целью поглощения, реструктуризации и после­дующей приватизации.

В результате распада группы Люблянска Банка и учреждения новых местных банков в стране образовалось 34 банка, что слиш­ком много для страны с 2-миллионным населением. С целью сти­мулирования слияний и поглощений в сентябре 1995 года ЦБ уве­личил минимальные требования к собственному капиталу банков для получения генеральной банковской лицензии на совершение банковских операций до 60 млн марок (44,4 млн долларов), но процесс консолидации осложняется тем, что многие банки рев­ностно отстаивают свою независимость. Отрицательной стороной этого решения стало непроизвольное ограничение присутствия на местном банковском рынке иностранных банков. Так, например, Сосьете Женераль открыл банк лишь с лицензией на ограничен­ный перечень операций. Выходом из этой ситуации является раз­решение иностранным банкам открывать, кроме дочерних фирм, ещё и отделения. Это позволит усилить на местном рынке банков­ских услуг конкуренцию, что будет способствовать консолидации банковского сектора.

* * *

Таким образом, для банков Хорватии и Словении характерны проблемы, практически одинаковые для стран на переходном этапе. Правительства рассматриваемых стран предприняли серьезные усилия и произвели значительные финансовые вливания для ком­пенсации владельцам средств на валютных счетах, замороженных Центральным банком СФРЮ при распаде государства, а также

для рекапитализации испытывающих трудности банков и рест­руктуризации всей банковской системы. Ценовая стабильность в этих странах делает их банковские системы привлекательными для иностранных банков, но процесс финансово-экономического раз­вития и интеграции молодых государств с высоким потенциалом в западноевропейскую финансовую систему сдерживается поли­тической нестабильностью в регионе.

Эстония

В банковской сфере Эс­тония может стать примером для других стран на переход­ном этапе. В 1992—1993 годах треть банков страны разори­лась, а центральный банк и правительство отказались прийти им на помощь. Жес­ткая позиция властей, постепенное совершенствование законода­тельства по аудиту и надзору сделали свое дело. Теперь эстонские банки считаются наиболее надежными в регионе, их число сокра­тилось с 42 в 1992 году до 15 в 1996 году. Благодаря слияниям будет происходить и дальнейшее снижение количества банков.

В 1994 году Банк Эстонии (ЦБ) предписал 11 банкам не вып­лачивать дивиденды, а направлять всю прибыль на наращивание собственного капитала. Постепенно повышался минимальный раз­мер уставного капитала для эстонских банков. С января 1998 года этот показатель составляет 75 млн крон (6,7 млн долларов).

В результате продуманных, четких, а иногда и жестких мер в Эстонии созданы благоприятные условия для развития банковс­кой системы: ежегодный 11-процентный экономический рост, хорошо отлаженная прозрачная экономика с устоявшейся макро­экономической средой и незначительная конкуренция со сторо­ны иностранных банков. В последнее время отмечается значи­тельный рост банковских активов, прибыли и цен на акции. Эстонские банки, в отличие от российских и других восточноев-

ропейских, смогли вырасти без помощи рынка казначейских долго­вых обязательств, что, как показали события на российском фи­нансовом рынке 1998 года, весьма немаловажно. Совокупные бан­ковские активы на душу населения в Эстонии составляют 1403 долл., что значительно больше, чем в Латвии (951 долл.) и Литве (443 долл.).

В банковском секторе доминируют 3 банка — Ханзабанк, Объе­диненный банк Эстонии и Эстонский сберегательный банк, на долю которых приходится около трех четвертей всего рынка бан­ковских услуг. Крупнейшим банком в Эстонии, да и во всей При­балтике, является Ханзабанк. После банковского кризиса 1992— 1993 года Ханзабанку, не обремененному безнадежными долга­ми, удалось создать эффективную структуру, внедрить новейшую технологию и трансформироваться в современный универсальный банк с 40-процентным охватом корпоративного банковского рынка страны. Затем он начал развивать операции с широкой клиенту­рой, открыл 24 филиала, внедрил 90 банковских автоматов и ус­луги по телефону. Его капитал к концу 1996 года возрос до 121 млн долларов, совокупная стоимость активов до 17 млрд крон.

В области привлечения депозитов лидирующее положение за­нимает Эстонский сберегательный банк с 220 филиалами и боль­шей частью банковских автоматов. Он расширил диапазон пред­лагаемых широкой клиентуре услуг, купил Эстонскую страховую компанию.

Эстонские банки активно переносят свою деятельность на Лат­вию и Литву и восстанавливают связи с Россией. Это обусловлено тем, что национальный рынок невелик. Так, Ханзабанк открыл филиалы в Санкт-Петербурге и Риге, приобрел 9-й по величине банк Латвии Дойче Леттинге Банк, именуемый теперь Ханзабанк — Латвия. Дочерняя инвестиционная компания Ханзабанка «Хан-за Инвестнент Менеджмент» планирует учредить в Финляндии пер­вый европейский инвестиционный фонд, который будет разме­щать привлеченные средства исключительно в странах Балтии. «Ханза Инвестнент Менеджмент» выступает в качестве главного консультанта Сосьете Женераль Балтик Республике Фонд, зак­рытого инвестиционного трастового фонда, учрежденного в 1994 году в оффшорной зоне острова Гернси. И появление такой ком­пании в Эстонии не является случайным, так как в ней очень быстрыми темпами развивается и отечественная инвестиционная отрасль. С 1995 года в Эстонии было основано 23 инвестиционных фонда, управлявших к концу 1997 года активами в 1,4 млрд крон (175 млн немецких марок). Их деятельность регулируется вступив­

шим в апреле 1997 года новым законом об инвестиционных фон­дах, отвечающим нормативам ЕС.

Эстонская финансовая система интегрирует в мировой финан­совый рынок и благодаря доступу эстонских банков к средне- и долгосрочным займам международных финансовых учреждений. В результате доля среднесрочных кредитов в их портфелях постоян­но растет. Кроме положительных моментов, прямой доступ на меж­дународные рынки капитала, по мнению ряда экспертов, может привести к"повышению количества кредитов, выдаваемых риско­ванным секторам экономики, в частности, — компаниям, осуще­ствляющим операции с недвижимостью. Незначительный объем безнадежных кредитов (около 2 % совокупного кредитного порт­феля) свидетельствует скорее о благоприятном экономическом климате, нем о качестве кредитов. Банк Эстонии, осознавая воз­можную опасность в случае ухудшения общеэкономической ситу­ации в стране, потребовал от коммерческих банков повысить ко­эффициент достаточности собственного капитала с 8 до 10% и одновременно увеличить резервы на покрытие безнадежных долгов.

Серьезной проблемой в развитии отношений между Россией и Эстонией стала продажа Банком Эстонии предположительно в Чечню 1,46 млрд рублей, собранных в ходе денежной реформы 1992 года. Этими действиями Эстония нарушила соглашение меж­ду ЦБ РФ и Банком Эстонии. Российская сторона в лице МИД РФ требовала компенсировать нанесенный ущерб в валюте по курсу на момент денежной реформы, однако это требование не было удовлетворено, так как Государственный суд Эстонии не нашел состава преступления в действиях лиц, совершивших данную сделку.

* * *

Таким образом, банковская система Эстонии является наибо­лее благополучной среди банковских систем бывших прибалтий­ских республик СССР. Быстро преодолев последствия серьезного кризиса начала 90-х годов, власти Эстонии создали эффективную систему банковского надзора, обеспечили консолидацию банков­ского сектора, защитив его на переходном этапе от иностранных конкурентов. Кроме того, быстрому развитию эстонских банков, расширению их присутствия в соседних странах в значительной мере способствовала благоприятная общеэкономическая ситуация в стране.

латвия

В Латвии в 1989—1992 го­дах появилось 67 финансово-кредитных учреждений, мно­гие из которых не располага­ли ни достаточным собствен­ным капиталом, ни квалифи­цированными специалистами. К 1995 году количество бан­ков сократилось до 45, а к сентябрю 1996 года — до 35. У боль­шинства из прекративших свое существование банков были ото­званы лицензии, ряд из них объявлен неплатежеспособными. В 1995 году из 45 банков лишь 16 имели лицензии на прием депозитов, к 1996 году число таких банков сократилось до 11. Приведенная ди­намика свидетельствует о том, что 1993—1996 годы стали для бан­ковского сектора тяжелым периодом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ