Банки (курс лекций)
На банковском рынке
Чехии доминирует так называемая «большая четвёрка» — Комерчни банка, «Ческа спорительна»,
Инвес-тични и Почтовни банка (ИПБ) и Ческословенска обходни банка (ЧСОБ), на
которую приходится 60% банковских активов и 3/4 вкладов клиентов. Именно эти
банки больше всего пострадали от девальвации кроны, что привело к падению
прибылей по итогам первой половины 1997 года на 35—50% по сравнению с тем же
периодом прошлого года. Просроченные кредиты, предоставленные ими, составляли
до четверти кредитных портфелей, резервы на их покрытие явно недостаточны, хотя
на формирование резервов направлялось 70—80% прибыли.
В целях санации,
реструктуризации и модернизации крупных чешских банков правительство приняло
решение продать принадлежащие ему банковские акции иностранным инвесторам. Достигнуто
соглашение о приобретении японским инвестиционным банком «Номура» 36% акций ИПБ
за 6 млрд крон (175 млн долл.) с условием увеличить собственный капитал ИПБ на
такую же сумму. После этого «Номура» будет владеть почти половиной капитала
ИПБ. Идёт поиск стратегического инвестора для избежавшего банкротства только
благодаря вмешательству ЦБ Агробанка. Планируется продать доли государства в
капитале Комерчни банка (50%), «Ческа спорительна» (45%) и ЧСОБ (65%).
\
Однако
успех приватизации находится под вопросом из-за разгоревшейся закулисной борьбы
по поводу её методов. Нынешнее руководство банков стремится остаться у руля,
воспользовавшись капиталом западных инвесторов. Для этого предлагается
продавать государственные акции не одному инвестору, который в таком случае
автоматически получает контроль над банком, а нескольким. (Осложняет
приватизацию и то, что 15% акций Комерчни банка и 25% акций ЧСОБ принадлежит
Словакии.
С
целью частичного возврата утраченного в ходе кризиса доверия инвесторов
Министерством финансов Чехии был разработан план, шэедусматривающий вывод
нефинансовых компаний из-под контроля банков и их инвестиционных фондов, а
также ряд других мер|
Вступившая
в силу с 1 января 1998 года поправка к Закону о банках предусматривает
проведение следующих мер:
• банкам
запрещается контролировать свыше 50% акций нефинансовых компаний;
• участие в
капитале любой отдельно взятой нефинансовой компании ограничивается 15%
собственного капитала банка; сумма всех пакетов акций, превышающих 10%
капитала нефинансовых компаний, не должна превышать 60% собственного капитала
банка;
• банкам
запрещается назначать своих служащих в Советы директоров нефинансовых
компаний;
• предписывается
строгое разделение в банках инвестиционных и банковских операций, операций за
свой счет и за счет клиентов.
Правительство
подготовило также законопроект, по которому инвестиционные фонды,
контролирующие, по некоторым оценкам, 18 из 60 крупнейших компаний страны,
должны будут понизить своё предельное участие в капитале компаний с 20 до 11%.
Вынуждая банки и инвестиционные фонды продавать принадлежащие им пакеты акций,
Правительство рассчитывает повысить ликвидность фондовых рынков и вывести их из
состояния застоя.
Решением парламента
создан новый надзорный орган, отвечающий за финансовый сектор в целом, за
исключением банков, надзор за которыми закреплён за ЦБ. Новая структура
подчиняется Министерству финансов. Иностранные инвесторы считают, что эта мера
повысит прозрачность финансовых рынков и ограничит возможность злоупотреблений.
В отличие от Чехии,
в которой стартовые условия для развития
банковского
сектора были более чем благоприятными, Слоюкия после раздела ЧСФР столкнулась с
серьезными финансовыми проблемами. В 1993 году инфляция приблизилась к 30% в
год, дефицит госбюджета за первую половину 1993 года достиг 50р млн долларов
(около 10% ВВП), официальные резервы ЦБ составляли всего 200 млн долларов.
Благодаря высокопрофессиональновй деятельности Национального банка Словакии,
последовательной реализации жесткой денежно-кредитной политики инфляция к 1996
году снизилась до 6 % в год (самый низкий показатель в регионе), а официальные
резервы ЦБ превысили 3,3 млрд долларов. В результате кредитный рейтинг ЦБ
повысился, по разным оценкам, до категории ВАА и ВВ+. Ведущие западные банки
предоставляют словацким компаниям многомиллионные кредиты.
Вместе
с тем экономика страны испытывает серьёзние проблемы, и ЦБ весной 1997 года
был вынужден повысить процентные ставки в стремлении защитить крону. Это
вызвало у правительства затруднения с финансированием дефицита бюджета. Следствием
стало одобрение в сентябре 1997 года правительством Словакии поправки к Закону
о национальном банке. ;
Поправка
предусматривает более активное участие ЦБ в финансировании бюджетного
дефицита, а именно — обязанность ЦБ покупать государственные казначейские
обязательства в размере 10% от государственных доходов по сравнению с ранее
установленными 5%. Состав ответственного за принятие решений Банковского
совета расширен с 8 до 10 человек. Пятеро из них — независимые эксперты, чьи
кандидатуры будут предлагаться Министерством финансов по согласованию с
управляющим ЦБ и утверждаться правительством. Согласно прежней редакции закона
совет состоял из управляющего и двух его заместителей (по должности),
остальные члены (как правило, руководящие сотрудники ЦБ) назначались
правительством по предложению главы ЦБ. Ещё одно нововведение касается бюджета
ЦБ, который согласно поправке подлежит утверждению парламентом, а не
Банковским советом. Подобное наступление правительства на независимость ЦБ
подверглось резкой критике со стороны экспертов и представителей ЦБ,
опасающихся негативных последствий для стабильности национальной валюты.
Позиция ЦБ подкрепляется следующим серьёзным
доводом:
банковский
кризис 1996 года в Чехии не затронул словацкие банки: многие словацкие мелкие
и средние банки закончили год даже с хорошей прибылью. Секрет благополучия
словацких бан
ков
следует искать в значительном притоке средств из-за рубежа, прежде всего из
Австрии. Треть капитала банковской отрасли страны имеет иностранное
происхождение. К тому же сыграло роль умение учиться на чужих ошибках. Если в
процессе приватизации до осени 1993 года в Чехии банковские лицензии выдавали
чуть ли не всем желающим, то в Словакии сразу установили высокую норму
достаточности собственного капитала, которая оказалась недоступной для многих
местных банков. Словацким банкам пришлось обращаться за деньгами к иностранным
институциональным инвесторам! Помимо денег словацкие власти интересовало еще и
привлечение в страну иностранных специалистов в области банков и финансов, так
как после разделения Чехословакии отечественные кадры остались в основном в
бывшей столице союзного государства Праге. Тем самым, ведущую роль в
банковском секторе изначально) занимали иностранные специалисты и местные
кадры, не имеюц1ие опыта работы на руководящих постах в банке в условиях
административно-хозяйственной экономики ЧСФР и приобретающие Квалификацию в
процессе обучения иностранными специалистами.
Национальный
банк Словакии работает над укреплением законодательства в отношении
неустойчивых комбанков. Это весьма актуально, так как половина всех кредитов
словацких банков, около 3 млрд долларов, относится к просроченным. Большая
часть этой суммы приходится на три банка, которые должны быть приватизированы.
Кроме того, Центробанк добивается от правительства предоставления гарантий
банкам, находящимся в процессе преобразования. В этих целях недавно принят
закон о страховании депозитов физических лиц в размере до 30 среднемесячных
зарплат в стране (около 7 тыс. долл. по текущему курсу). ЦБ также готовится
повысить резервные требования.
И
Чехия, и Словакия ввели в действие законы, в общих чертах отвечающие принципам
конвенций ООН и ЕС и Базельского комитета, в целях противодействия отмыванию
денег. Вместе с тем правовая и нормативная база в этих странах имеет некоторые
отличия. Так, в Чехии, в отличие от Словакии, предусмотрена идентификация
личности клиента при совершении им операций на сумму, превышающую лимит в 500
тыс. крон. Идентификация требуется в каждом случае при открытии нового счёта и
при совершении подозрительных операций, даже если их сумма ниже установленного
лимита. Сообщение о таких сделках адресуется специальному отделу в Минфине.
Словацкое законодательство не пре-
дусматривает
временных рамок для хранения документации, а также специальных санкций за
несоблюдение правовых норм. В Чехии же установлен 10-летний срок хранения
документации и предусмотрен широкий спектр санкций за нарушение правил: от
штрафов до отзыва банковской лицензии. В соответствии с законодательством
Словакии юристы освобождаются от обязанности сообщать о подозрительных
сделках. Банкиры и другие частные лица — резиденты Чехии и Словакии обязаны это
делать. Более того, законом не предусмотрена ответственность за нарушение
конфиденциальности, что стимулирует раскрытие информации вл, ютям.
Дополнительным стимулом в Словакии служит положение р том, что лица, оказавшие
помощь следствию, могут получить 20я& стоимости конфискованного имущества.
Широкомасштабная
компания за чистоту чешских банковских рядов развернулась в первой половине
1997 года. В апрел( были арестованы председатель третьего по величине банка
страны Ин-вестични и Постовни банка (ИПБ) и его заместитель по обвинению в
растрате и совершении незаконных сделок на основе конфиденциальной информации.
Они являлись не только одними из наиболее влиятельных фигур в деловых кругах,
но и поддерживали тесные связи с Президентом страны и его партией. Обвинение
касалось покупки банком государственной недвижимости по ценам, вдвое
превышающим рыночные. ИПБ и его инвестиционный фонд занимались подобной
деятельностью в течение двух лет, расходуя огромные суммы наличными на покупку
различных компаний, начиная от пивоваренных заводов и кончая телевизионной
станцией. Подозрительное приобретение недвижимости привлекло внимание властей,
когда деньги на покупку, поступившие от неназванной группы из Люксембурга, были
переведены на счёт частного лица в Бельгии. По законам Чехии растрата
классифицируется в том случае, если банк или инвестиционный фонд расходует
деньги клиентов на подозрительные сделки. За март — апрель 1997 года были
арестованы ещё восемь ведущих банкиров и управляющих инвестиционными фондами,
6 других вызваны в полицию на допрос. 11 высокопоставленных чиновников
инвестиционной группы «Мотоинвест» и Агробанка были задержаны полицией по
обвинению в манипуляциях активами стоимостью 1,9 млрд крон и присвоении 137 млн
крон. В марте 4 брокера были обвинены в краже 1 млрд крон из инвестиционных
фондов Trend и Mercia.
Длительное
время президент Чехии и министр финансов не особенно обращали внимание на ход
рыночных реформ, ссылаясь
на
то, что свободный рынок сам решит проблемы. Но после краха ряда банков в 1996
году и закрытия инвестиционных фондов в результате крупных краж и присвоения
средств, правительство вынуждено было пойти на принятие жёстких мер. Помимо них
правительство решило создать независимую Комиссию по цен-нымюумагам и биржам
США. Также Чехия начала разграничивать банковскую деятельность и деятельность
по торговле ценными бума: 'ами.
* * *
С]
>авнение банковских систем Чехии и Словакии представляет больи :ой интерес,
так как их автономное развитие началось после разделения ЧСФР от одной
отправной точки. Разный уровень экономического развития стран, становление
словацкой банковской системы практически заново, разные подходы к вопросам
регулирования деятельности банков привели к тому, что сейчас это уже две
абсолютно разные банковские системы.
Чехия, имея более
выгодные стартовые позиции, не испытывала в( первой половине 90-х годов
инфляционных потрясений, процесс приватизации банков шел планомерно и
продуманно. Однако чешские банки управлялись старыми кадрами, хотя и имеющими
большой опыт работы в дореформенном банковском секторе ЧСФР, но недостаточно
адаптированными для работы в новых условиях. В результате постепенно в чешских
банках, контролировавших значительную долю промышленных предприятий, стали
преобладать негативные тенденции, связанные с превышением допустимых норм
кредитования и низким качеством кредитного портфеля. Наряду с низким уровнем
банковского надзора, все это привело к серьезному банковскому кризису. Таким
образом, Чехия не смогла в полной мере воспользоваться отличными стартовыми
позициями.
В отличие от Чехии
Словакия, оставшись практически без кадрового потенциала, менее промышленно
развитая, изначально столкнулась с серьезными экономическими трудностями и была
вынуждена реализовать жесткую денежно-кредитную политику. Для этого
Национальный банк Словакии был наделен высокой степенью самостоятельности.
Большое влияние на положительные результаты деятельности словацких банков
оказало привлечение иностранных специалистов, обеспечивших создание современного
механизма управления отдельными банками и банковской системой в целом.
В противоположность
Чехии, уже прошедшей кризис и идущей по пути усиления роли Центрального банка
и ужесточения норм банковского регулирования и надзора, Словакия не сделала
правильных выводов из ошибок соседей и пошла по пути сокращения рамок
самостоятельности национального банка. Наиролее опасным представляется
увеличение обязательств банка п® финансированию дефицита государственного
бюджета. Тем самым, словацкое правительство не смогло удержаться от опасного соблазна
использовать ЦБ как источник недостающих ему средств.
Обе страны проводят
работу по борьбе с отмыванием денег, что свидетельствует об их стремлении к
европейской интег )ации, создают систему страхования вкладов. В целом развитие
их б ihkob-ских систем следует оценить как поступательное.
болгария
\
В 1991 году в Болгарии было 60 государственных банков, к
1995 году их число сократилось до 11. Одновременно с сокращением госбанков
появлялись новые частные банки. К 1996 году их количество увеличилось
до
35. В таком составе банковская система страны вошла в полосу тяжёлого кризиса.
Проблемы в банковском секторе возникли из-за недействующих ссуд, накопившихся с
1991 года. Общая сумма долгов болгарским коммерческим банкам достигла 372 млрд
левов, из которых 174 млрд приходится на госсектор, остальные — на частные
компании. Центробанк, оставаясь акционером госбанков, чтобы не нанести ущерба
репутации страны, принял меры по предотвращению их банкротства.
По
международным стандартам, все госбанки Болгарии имели отрицательную величину
чистых активов. Согласно докладу МВФ, распространённому в 1996 году, на
рекапитализацию государственных и частных банков пришлось бы направить около
30% всех
государственных
расходов. На конец 1995 года убытки болгарских банков составили 230 млн
долларов. Огромные бюджетные расходы на санацию банковской системы
воздействовали подрываюше на процесс преобразований в стране и не дали
ожидаемого эффекта.
В
1996 году МВФ и Болгария подписали программу реорганизации банковского сектора
страны. В рамках этой программы 16 мая 1996 года был. принят Закон о
банкротстве банков, которым ЦБ Болгарии было предоставлено право открывать
через суды процедуру банкротства банков. Ещё в конце 1995 года только появление
слуха о предстоящем закрытии банков и намерение правительства обсудить данный
законопроект вызвали серьёзные проблемы с ликвидностью у некоторых болгарских
банков из-за крупных изъятий депозитов. Принятие же закона вызвало волну панических
изъятий вкладов. Этому разрушительному воздействию подверглись практически все
банки, поскольку инвесторы не знали, какие из них будут закрыты. В результате
банки были вынуждены установить строгие квоты на ежедневные выплаты денег по
вкладам. Остановить процесс изъятия депозитов не смогло и принятие Закона о
гарантировании государством банковских депозитов (100% — для физических и 50% —
для юридических лиц).
Первым
результатом принятия Закона о банкротстве стало закрытие Национальным банком
Болгарии и обращение в городской суд Софии с заявлением об объявлении
банкротства двух крупнейших банков страны — Первого частного банка и
Минералбан-ка. Созданный в 1981 году Минералбанк понёс в 1995 году убытки на
сумму 121 млн долларов, а его долг иностранным кредиторам составил 240 млн
долларов. Кроме того, ЦБ Болгарии заявил о том, что будет поощрять слияние
банков с целью концентрации банковского сектора. В результате к маю 1997 года
разорились 14 банков страны, в том числе 5 из 11 госбанков. Это привело к падению
курса лева с 70 до 3000 за доллар, прежде чем ЦБ смог стабилизировать в
феврале 1997 года курс на отметке 1500 за доллар. В ходе этого разрушительного
процесса улетучились инвалютные резервы страны, так как болгарские компании
перевели твёрдую валюту за рубеж, а местные вкладчики, потеряв доверие к банкам,
хранят наличную валюту дома. Хотя мелкие вкладчики болгарских банков,
благодаря системе страхования депозитов, и смогли вернуть замороженные средства
в полном объёме, многие из них предпочли сразу получить свои валютные вклады в
левах по фиксированному курсу и не ждать их возврата в долларах и немецких
марках
в рассрочку. Но это не смогло восстановить доверие к банковской системе, и размер
наличной валюты, находящейся в Болгарии на руках населения, по различным
оценкам эквивалентен 600—1000 млн долларов. Сокращению валютных резервов также
способствовали выплаты западным кредиторам, связанные с обслуживанием внешнего
долга (11,5 млрд долларов).
Выход
из сложившейся тяжёлой ситуации правительство страны усмотрело в
реформировании банковского сектора путём приватизации оставшихся госбанков —
Балабанка, Экспресс банка, Хеброс банка, Объединённого болгарского банка и
Постбанка. В середине 1998 года они были выставлены на продажу иностранным
учреждениям. Быстрая реструктуризация госбанков была необходима для успешного
функционирования системы валютного управления. По мнению правительства,
госбанки должны играть ведущую роль в проведении ограничительной
денежно-кредитной политики, которая привязывает денежную массу к уровню инвалютных
резервов. Система валютного управления предусматривает также ужесточение
надзора за банками, в том числе проведение ежегодных аудиторских проверок в
соответствии с международными стандартами и повышение нормы достаточности
собственного капитала (до 6% в 1997 году и 12% в 1999 году). Допуск иностранных
партнёров к участию в приватизации национальной банковской системы направлен
на укрепление финансовых рынков, стимулирование инвестиций и искоренение
коррупции.
Хотя
правительство и одобрительно относится к идее привлечения зарубежных
инвесторов, однако всё-таки есть опасения, что банки попадут в «ненадёжные»
руки и новые их владельцы смогут объявить банкротами неплатёжеспособные
предприятия-должники, а целые отрасли национальной промышленности за бесценок
перейдут в руки иностранцев.
Но
несмотря на любые опасения, альтернативы участию в приватизации национальной
экономики иностранных инвесторов, видимо, нет. И первым приватизируемым крупным
государственным коммерческим банком стал Объединённый болгарский банк.
Согласно подписанному ЕБРР, местным государственным Бул-банком и американской
фондовой компанией «Оппенгейнер энд Ко» соглашению инвесторы приобретают 99,6%
акций банка. Они планируют потратить на приобретение акций, рекапитализацию и
модернизацию банка до 48 млн долларов. ЕБРР и Булбанк получат по 35% акций,
Оппенгейнер — 30%.
Правительство
и Национальный банк Болгарии предпринима
ют
активные и достаточно жёсткие меры по предотвращению в дальнейшем банковских
кризисов, подобных кризису первой половины 90-х годов. Помимо введения системы
валютного управления и установления жёстких требований достаточности собственного
капитала банков, введён запрет на рефинансирование коммерческих банков
Центральным банком. Кроме того, новый закон о банковской деятельности запрещает
директорам потерпевших крах банков входить в состав правления финансовых
учреждений, поскольку именно они проводили неосмотрительную кредитную политику,
в результате которой банки превратились в финансовые пирамиды, которые
перекачивали средства вкладчиков на счета фирм, возглавляемых партнёрами по
бизнесу. Также планируется законодательно отменить банковскую тайну, что
позволит привлечь к суду «кредитных миллионеров».
* * *
Итак, банковский сектор страны, пройдя пик
кризиса, находится в стадии реформирования в направлении денационализации,
привлечения иностранных инвесторов, повышения требований банковского надзора с
целью возврата доверия к национальной банковской системе.
Румыния
Нарождающийся финансовый
сектор Румынии переживает переломный момент. Доверие к нему подорвано в
результате банкротства нескольких банков и взаимных фондов. Сектор не отвечает
потребностям быстро растущей и остро нуждающейся в средствах экономики страны.
Среди факторов, приведших к возникновению трудностей, следует отметить, прежде
всего, следующие: влияние
правительства
на госбанки, неадекватное регулирование и несовершенство законодательной базы.
В
1996 году в Румынии насчитывалось порядка 30 коммерческих банков, однако
финансовый сектор страны на 67% его совокупных активов контролировался 4
крупными государственными банками — Банкорес (банк внешней торговли). Банка
Агриола, Румынский коммерческий банк и Румынский банк развития.
В
марте 1996 года ЦБ был вынужден закрыть в стране валютный рынок. Это стало
следствием валютного кризиса, одной из причин которого было резкое сокращение
валютных резервов у госбанков в результате крупных закупок по импорту
энергоносителей.
Весьма
неудачными были действия Национального банка Румынии и в области надзора за
деятельностью коммерческих банков страны, и в выборе механизма санации банков,
столкнувшихся с серьёзными проблемами. Реакция ЦБ запаздывала. Между тем
своевременное вмешательство ЦБ помогло бы избежать крупнейшего кризиса
банковского сектора, связанного с техническими банкротствами некогда ведущего
частного банка Дасия Феликс и Кредит Бэнк.
Банк
Дасия Феликс, понёсший значительные убытки, с ноября 1995 года находился под
особым надзором ЦБ, который оказывал ему большую финансовую поддержку. Всего
банк получил от ЦБ около одного триллиона лей (330 млн долларов). Банк Дасия
Феликс не был единственным банком, получавшим от национального банка помощь. В
1995—1996 годах ЦБ, прибегая к чрезвычайным фондам, неоднократно оказывал
поддержку испытывающим трудности банкам. К маю 1996 года объёмы его специальных
займов проблемным банкам подскочили на 29%, что явилось попыткой избежать
банковского кризиса в стране, не имевшей системы страхования депозитов.
В
1996 году в Румынии произошла смена правительства и реформирование банковской
системы пришло в движение. В сентябре 1996 года Сенат одобрил предложение
правительства, предусматривающее следующие меры: Фонд частной собственности передаёт
находящиеся у него 30% акций госбанков Фонду государственной собственности в
обмен на акции других компаний; капитал банков наращивается за счёт эмиссий
новых акций, но государство пока не теряет контрольного пакета;
государственный пакет акций продаётся частным инвесторам. Кроме того, парламент
преобразовал государственный сберегательный банк СЕС в акционерное общество в
полном владении государства, но подпа
дающее
под нормативы Закона о банках 1991 года и под надзор Национального банка
Румынии. СЕС остался по преимуществу сберегательным банком, но ему разрешили
также заниматься и другими видами банковского бизнеса. Вклады клиентов банка
обеспечены 100-процентной государственной гарантией, поэтому СЕС по-прежнему
рассматривается населением как наиболее надёжное место хранения сбережений.
Ещё
одним, хотя и запоздавшим, но всё равно актуальным шагом стало создание Фонда
страхования вкладов. Все банки, принимающие вклады, обязаны сделать в него
взнос в размере 1% от уставного капитала. Фонд гарантирует выплату вкладов до
10 млн лей (3 тыс. долларов). Одновременно с созданием Фонда ЦБ прекратил
всякую поддержку неплатёжеспособных банков. Шаткая и сотрясаемая скандалами
банковская отрасль Румынии привлекает, тем не менее, иностранных инвесторов: в
1996 году лицензию получил RoBank с участием английского и
турецкого капитала.
Румыния
в числе большинства других стран Восточной Европы присоединилась к процессу
противодействия отмыванию денег. В стране предусмотрена обязательная
идентификация личности клиента при совершении операций на сумму свыше 15 тыс.
экю. Финансовая документация должна храниться в течение 5 лет. Законодательство
Румынии обязывает финансово-кредитные учреждения, а также юристов и других
частных лиц-резидентов сообщать специальному Управлению по обработке
финансовой информации о всех подозрительных сделках.
Босния и герцеговина^
хорватия, словения
Центральный банк Боснии
начал свою работу в 1997 году. Его валютные резервы составляют 150 млн немецких
марок. Банк имеет штаб-квартиру в Сараево и 2 филиала в городах Мостар и Пале.
По-оло
скольку
Хорватско-мусульманская федерация и сербская часть Боснии до сих пор не могут
прийти к согласию относительно дизайна единых денежных знаков, ЦБ пока работает
только с безналичными деньгами. Главной задачей ЦБ является введение единой
национальной валюты, обменный курс которой к марке планируется установить в
соотношении 1:1. Однако пока в Боснии обращаются четыре валюты: югославский
динар, боснийский динар (принимается на севере страны), хорватская куна (на
юге), немецкая марка — единственное платёжное средство, которое имеет
повсеместное хождение.
Национальный
банк Хорватии учреждён 25 июня 1991 года, в день провозглашения
независимости страны. В декабре 1991 года введён хорватский динар, а в октябре
1993 года — куна. Закон о Национальном банке Хорватии был принят в 1993 году, а
его дополненное издание — в мае 1995 года.
Одной
из главных целей своей политики НБ Хорватии объявил сокращение норматива
минимального резервирования. Выполнению этой задачи способствует быстрое
развитие рынка государственных казначейских облигаций, которое позволило нейтрализовать
давление излишней денежной массы. Инфляционное давление минимально как со
стороны денежно-кредитного, так и реального секторов экономики, темпы инфляции
(3—4% в 1996 году) остаются одними из самых низких среди стран, находящихся на
переходном этапе. МВФ объявил о том, что Хорватия выполнила все достигнутые с
ним договорённости, за исключением мер по модернизации банковского сектора.
В
Хорватии насчитывается 63 банка, основными из которых владеют их должники и
клиенты. На долю двух банков — Загре-бакс Банка (ЗБ) и Привредна Банка Загреб
(ПБЗ) — приходится около 80% банковского бизнеса в стране. Следующие по размеру
и значимости семь банков региональные , остальные — небольшие частные банки с
недостаточной капитализацией и появившиеся совсем недавно шесть новых
иностранных банков.
Открытие
филиалов иностранных банков, последним из которых стал Банк Австрия,
подтверждает растущую надёжность хорватской куны и укрепляющиеся торговые
связи с Австрией и другими соседними странами. Переводы эмигрантов в объёме
более 500 млн долл. в год, большая диаспора в Германии и других странах
обусловили традицию хранения сбережений на иностранных счетах либо в
иностранных банках соседних стран. Этому способствовали и гиперинфляция в
бывшей Югославии, и политичес
кий
риск владения валютными счетами в стране. В 1991 году Центральный банк
Федеративной Югославии заморозил валютные счета по всей стране и нанёс ощутимый
удар по надёжности всех коммерческих банков, появившихся в новых независимых
республиках. Правительство Хорватии пошло на урегулирование этой проблемы
путём перерегистрации заблокированных счетов на 3,5 млрд долларов как части
государственного долга. Оно эмитировало две серии процентных облигаций с
10-летним сроком погашения, которыми торгуют на Загребской фондовой бирже.
Разрешено также частично использовать средства на замороженных счетах на
приобретение квартир и приватизацию активов.
Правительство и НБ
Хорватии предпринимают большие усилия по повышению эффективности и
прозрачности деятельности лучших хорватских банков. Финансируемая государством
программа реструктуризации решает проблему безнадёжных долгов. Реструктуризация
началась в 1994 году, когда Национальный банк Хорватии решил передать ПБЗ и
три региональных банка новому государственному агентству страхования депозитов
и санации банков.
Макроэкономическая
стабильность и реструктуризация повысили привлекательность хорватских банков и
Позволили иностранным банкам расширить своё присутствие в Хорватии. Почти
ежемесячно выдаются банковские лицензии иностранным кредитным институтам, что
стимулирует конкуренцию. В условиях насыщения финансово-кредитного рынка
выживут лишь те местные банки, которые смогут использовать свои преимущества и
расширить спектр предоставляемых услуг.
Хорватская
экономика дорого платила за свои неэффективные банки из-за наличия больших
банковских маржей, что приводило к установлению недоступно высоких процентных
ставок. Однако и в этой области ситуация постепенно стабилизируется. Летом 1996
года ставки краткосрочного денежного рынка резко понизились, в течение же
следующего года превышение ставки ссудного процента над стоимостью иностранных
займов упало с 5—7% до 1—2%. Это создало условия для роста инвестиций, но
одновременно и большую угрозу выживанию мелких банков. Отсюда неизбежно
актуализировался вопрос консолидации банковского сектора.
Одновременно с НБ
Хорватии 25 июня 1991 года, в день провозглашения независимости Словении,
был основан Банк Словении. В октябре 1991 года введена национальная валюта —
толар. Закон о Банке Словении был принят 25 июня 1991 года, а его устав — 15
декабря 1992 года.
В 1991 году после распада Югославской
Федерации прекратила существование группа Люблянска Банка из-за серьёзных
проблем с ликвидностью. Тогда правительство приняло меры по её спасению, а
также вызволению из трудностей двух коммерческих банков Кредитив Банка Марибор
и Комерчиальна Банка Нова Гори-ка (в последующем произошло их слияние).
Валютные вклады банков в бывшем
Центральном банке Югославии были конфискованы Белградом в то время, когда в
результате экономического спада банки испытывали проблемы с безнадёжными
кредитами. Три года спустя правительство приняло обязательства по депозитам и
безнадёжным ссудам, провело рекапи-тализацию банков путём эмиссии казначейских
процентных облигаций с 30-летним сроком погашения и учредило Агентство по
санации банков с целью поглощения, реструктуризации и последующей
приватизации.
В результате распада группы Люблянска
Банка и учреждения новых местных банков в стране образовалось 34 банка, что
слишком много для страны с 2-миллионным населением. С целью стимулирования
слияний и поглощений в сентябре 1995 года ЦБ увеличил минимальные требования к
собственному капиталу банков для получения генеральной банковской лицензии на
совершение банковских операций до 60 млн марок (44,4 млн долларов), но процесс
консолидации осложняется тем, что многие банки ревностно отстаивают свою
независимость. Отрицательной стороной этого решения стало непроизвольное
ограничение присутствия на местном банковском рынке иностранных банков. Так,
например, Сосьете Женераль открыл банк лишь с лицензией на ограниченный
перечень операций. Выходом из этой ситуации является разрешение иностранным
банкам открывать, кроме дочерних фирм, ещё и отделения. Это позволит усилить на
местном рынке банковских услуг конкуренцию, что будет способствовать
консолидации банковского сектора.
* * *
Таким образом, для банков Хорватии и
Словении характерны проблемы, практически одинаковые для стран на переходном
этапе. Правительства рассматриваемых стран предприняли серьезные усилия и
произвели значительные финансовые вливания для компенсации владельцам средств
на валютных счетах, замороженных Центральным банком СФРЮ при распаде
государства, а также
для
рекапитализации испытывающих трудности банков и реструктуризации всей
банковской системы. Ценовая стабильность в этих странах делает их банковские
системы привлекательными для иностранных банков, но процесс
финансово-экономического развития и интеграции молодых государств с высоким
потенциалом в западноевропейскую финансовую систему сдерживается политической
нестабильностью в регионе.
•
Эстония
В банковской сфере Эстония может стать примером для других стран на
переходном этапе. В 1992—1993 годах треть банков страны разорилась, а
центральный банк и правительство отказались прийти им на помощь. Жесткая
позиция властей, постепенное совершенствование законодательства по аудиту и
надзору сделали свое дело. Теперь эстонские банки считаются наиболее надежными
в регионе, их число сократилось с 42 в 1992 году до 15 в 1996 году. Благодаря
слияниям будет происходить и дальнейшее снижение количества банков.
В 1994 году Банк Эстонии (ЦБ) предписал 11 банкам не выплачивать
дивиденды, а направлять всю прибыль на наращивание собственного капитала.
Постепенно повышался минимальный размер уставного капитала для эстонских
банков. С января 1998 года этот показатель составляет 75 млн крон (6,7 млн
долларов).
В результате продуманных, четких, а иногда и жестких мер
в Эстонии созданы благоприятные условия для развития банковской системы:
ежегодный 11-процентный экономический рост, хорошо отлаженная прозрачная
экономика с устоявшейся макроэкономической средой и незначительная конкуренция
со стороны иностранных банков. В последнее время отмечается значительный рост
банковских активов, прибыли и цен на акции. Эстонские банки, в отличие от
российских и других восточноев-
ропейских,
смогли вырасти без помощи рынка казначейских долговых обязательств, что, как
показали события на российском финансовом рынке 1998 года, весьма немаловажно.
Совокупные банковские активы на душу населения в Эстонии составляют 1403
долл., что значительно больше, чем в Латвии (951 долл.) и Литве (443 долл.).
В
банковском секторе доминируют 3 банка — Ханзабанк, Объединенный банк Эстонии и
Эстонский сберегательный банк, на долю которых приходится около трех четвертей
всего рынка банковских услуг. Крупнейшим банком в Эстонии, да и во всей Прибалтике,
является Ханзабанк. После банковского кризиса 1992— 1993 года Ханзабанку, не
обремененному безнадежными долгами, удалось создать эффективную структуру,
внедрить новейшую технологию и трансформироваться в современный универсальный
банк с 40-процентным охватом корпоративного банковского рынка страны. Затем он
начал развивать операции с широкой клиентурой, открыл 24 филиала, внедрил 90
банковских автоматов и услуги по телефону. Его капитал к концу 1996 года
возрос до 121 млн долларов, совокупная стоимость активов до 17 млрд крон.
В
области привлечения депозитов лидирующее положение занимает Эстонский
сберегательный банк с 220 филиалами и большей частью банковских автоматов. Он
расширил диапазон предлагаемых широкой клиентуре услуг, купил Эстонскую
страховую компанию.
Эстонские
банки активно переносят свою деятельность на Латвию и Литву и восстанавливают
связи с Россией. Это обусловлено тем, что национальный рынок невелик. Так,
Ханзабанк открыл филиалы в Санкт-Петербурге и Риге, приобрел 9-й по величине
банк Латвии Дойче Леттинге Банк, именуемый теперь Ханзабанк — Латвия. Дочерняя
инвестиционная компания Ханзабанка «Хан-за Инвестнент Менеджмент» планирует
учредить в Финляндии первый европейский инвестиционный фонд, который будет
размещать привлеченные средства исключительно в странах Балтии. «Ханза
Инвестнент Менеджмент» выступает в качестве главного консультанта Сосьете
Женераль Балтик Республике Фонд, закрытого инвестиционного трастового фонда,
учрежденного в 1994 году в оффшорной зоне острова Гернси. И появление такой компании
в Эстонии не является случайным, так как в ней очень быстрыми темпами
развивается и отечественная инвестиционная отрасль. С 1995 года в Эстонии было
основано 23 инвестиционных фонда, управлявших к концу 1997 года активами в 1,4
млрд крон (175 млн немецких марок). Их деятельность регулируется вступив
шим
в апреле 1997 года новым законом об инвестиционных фондах, отвечающим
нормативам ЕС.
Эстонская
финансовая система интегрирует в мировой финансовый рынок и благодаря доступу
эстонских банков к средне- и долгосрочным займам международных финансовых
учреждений. В результате доля среднесрочных кредитов в их портфелях постоянно
растет. Кроме положительных моментов, прямой доступ на международные рынки
капитала, по мнению ряда экспертов, может привести к"повышению количества
кредитов, выдаваемых рискованным секторам экономики, в частности, — компаниям,
осуществляющим операции с недвижимостью. Незначительный объем безнадежных
кредитов (около 2 % совокупного кредитного портфеля) свидетельствует скорее о
благоприятном экономическом климате, нем о качестве кредитов. Банк Эстонии,
осознавая возможную опасность в случае ухудшения общеэкономической ситуации в
стране, потребовал от коммерческих банков повысить коэффициент достаточности
собственного капитала с 8 до 10% и одновременно увеличить резервы на покрытие
безнадежных долгов.
Серьезной
проблемой в развитии отношений между Россией и Эстонией стала продажа Банком
Эстонии предположительно в Чечню 1,46 млрд рублей, собранных в ходе денежной
реформы 1992 года. Этими действиями Эстония нарушила соглашение между ЦБ РФ и
Банком Эстонии. Российская сторона в лице МИД РФ требовала компенсировать
нанесенный ущерб в валюте по курсу на момент денежной реформы, однако это
требование не было удовлетворено, так как Государственный суд Эстонии не нашел
состава преступления в действиях лиц, совершивших данную сделку.
* * *
Таким образом, банковская система Эстонии является наиболее
благополучной среди банковских систем бывших прибалтийских республик СССР.
Быстро преодолев последствия серьезного кризиса начала 90-х годов, власти
Эстонии создали эффективную систему банковского надзора, обеспечили
консолидацию банковского сектора, защитив его на переходном этапе от
иностранных конкурентов. Кроме того, быстрому развитию эстонских банков,
расширению их присутствия в соседних странах в значительной мере способствовала
благоприятная общеэкономическая ситуация в стране.
латвия
В Латвии в 1989—1992 годах появилось 67 финансово-кредитных
учреждений, многие из которых не располагали ни достаточным собственным
капиталом, ни квалифицированными специалистами. К 1995 году количество банков
сократилось до 45, а к сентябрю 1996 года — до 35. У большинства из
прекративших свое существование банков были отозваны лицензии, ряд из них
объявлен неплатежеспособными. В 1995 году из 45 банков лишь 16 имели лицензии
на прием депозитов, к 1996 году число таких банков сократилось до 11.
Приведенная динамика свидетельствует о том, что 1993—1996 годы стали для банковского
сектора тяжелым периодом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|