бесплатные рефераты

Ценные бумаги в российской экономике

Лицензирование тех, кто торгует ценными бумагами или консуль­тирует инвесторов, необходимо для их деятельности. В ходе лицен­зирования выясняется: профессиональная пригодность фир­мы и ее сотрудников; ее финансовое положение, достаточ­ность собственных средств, устанавливаются нормативные показатели, ограничивающие рынки по операциям с ценными бумагами. Законом устанавливаются также условия ограничения профессиональной деятель­ности на рынке ценных бумаг, во многом базирующиеся на недопуще­нии ее монополизации. При искажении текущей отчетности, нарушении правил ведения операций с ценными бумагами соответствующая лицен­зия может быть изъята и инвестиционная деятельность фирмы приоста­новлена.

Внебиржевой оборот возникает как альтернатива бирже. Многие компании не могли выходить на биржу, так как их показатели не соответствовали требованиям, предъявляемым для их регистрации на бирже. В настоящее время во внебиржевом обороте обращается преоб­ладающая часть всех ценных бумаг. Это акции небольших фирм, дейст­вующих в традиционных отраслях, акции крупных компаний, учрежда­емых в новейших отраслях экономики, потенциально способных превра­титься в крупнейшие корпорации, ценные бумаги кредитных институтов, традиционно ограничивающих сферу обращения своих ценных бумаг внебиржевым оборотом, государственные и муниципальные ценные бу­маги, новые выпуски акций.

Торговлю на внебиржевом обороте ведут специалисты: брокерские и дилерские компании, часто совмещающие свои функции. Во внебир­жевом обороте отсутствует единый физический центр для выполнения операций, и сделки купли-продажи осуществляются через телефонные и компьютерные сети. Цены устанавливаются путем переговоров, по правилам, регулирующим внебиржевой оборот, которые всегда менее жестки по сравнению с правилами торговли, действующими на бирже.

Однако это не означает, что торговля ценными бумагами во вне­биржевом обороте носит стихийный характер. Внебиржевой оборот имеет свою организационную систему. В США основой внебиржевого оборота является НАСДАК, созданная национальной ассоциацией фондовых лидеров и представляющая коммуникационную систему, позволяющую пропускать по своим каналам сделки с миллиардами акций. Членство в НАСДАК требует обязательной регистрации ко­мпаниями своих ценных бумаг согласно действующему законодательству и их соответствия определенным требованиям по сумме активов, прибыли, количеству акционеров, количеству размещенных акций, их курсу и т.д.

В России организационным центром внебиржевого оборота служит Российская торговая система, объединяющая брокерско-дилерские ком­пании центрального региона и северо-запада.

Традиционной формой вторичного рынка ценных бумаг выступает фондовая биржа — организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг и других финансовых инструментов, один из регуляторов финансового рынка, обслуживающий движение денежных капиталов.

Роль фондовой биржи в экономике страны определяется прежде всего степенью разгосударствления собственности, точнее — долей акционер­ной собственности в производстве валового национального продукта. Кроме того, роль биржи зависит от уровня развития рынка ценных бумаг в целом.

К основным функциям фондовой биржи относятся:

- мобилизация и концентрация свободных денежных капиталов и на­коплений посредством организации продажи ценных бумаг;

- инвестирование государства и иных хозяйственных организаций посредством организации покупки их ценных бумаг;

- обеспечение высокого уровня ликвидности вложений в ценные бу­маги.

Фондовая биржа позволяет обеспечить концентрацию спроса и пред­ложения ценных бумаг, их сбалансированность путем биржевого ценооб­разования, реально отражающего уровень эффективности функциониро­вания акционерного капитала.

В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (1996 г.) организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:

- правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;

- правила допуска к торгам ценных бумаг;

- правила заключения и сверки сделок;

- правила регистрации сделок;

- порядок исполнения сделок;

- правила, организующие манипулирование ценами;

- расписание предоставления услуг;

- список ценных бумаг допущенных к торгам.

 

 

 

 

1.4 Значение рынка ценных бумаг

 

Рынок ценных бумаг отличается от других видов рынка прежде всего спецификой товара. Ценная бумага — товар особого рода. Она од­новременно и титул собственности, и долговое обязательство, право на получение дохода и обязательство выплачивать доход. Ценная бумага — товар, который, не имея собственной стоимости (стоимость ценной бумаги как таковой незначительна), может быть продан по высокой рыночной цене. Это объясняется тем, что ценная бумага, имея свой номинал, представляет определенную величину реального капитала, вложенного, например, в промышленное предприятие. Если рыночный спрос на ценную бумагу превысит предложение, то ее цена может превысить номинал (возможна и обратная ситуация). Поскольку рыночная цена ценной бумаги может существенно откло­няться от ее номинала, то она представляет собой «фиктивный капитал» (К. Маркс).

Фиктивный капитал — бумажный двойник реального капитала, пред­ставляющий собой промышленный капитал со всеми его обособившими­ся функциональными формами (торговым, ссудным). Цена фиктивного капитала определяется двумя обстоятельствами:

 а) соотношением спро­са и предложения на капитал;

 б) величиной капитализированного дохода по ценным бумагам.

Разница между размерами фиктивного и реального капиталов опре­деляет масштабы учредительной прибыли. Если размер реального капи­тала (номинал ценной бумаги) составляет, например, 200 долл., а ее рыночная стоимость равна 1000 долл., то учредительская прибыль равна 800 долл.

Цена фиктивного капитала — это стоимостная рыночная категория, подверженная частым колебаниям. Несовпадение реального и фиктив­ного капиталов, возможное их движение в противоположных направле­ниях — характерная особенность рынка ценных бумаг.

Из рассмотренного следует, что рынок ценных бумаг «представляет» реально существующий рынок капитала (денег и других материальных ценностей).

В США действует концепция «четырех рынков» ценных бумаг: «первый рынок» — это фондовая биржа, производящая сделки с зарегистрированными на ней ценными бумагами; «второй рынок» — внебиржевой, на котором производятся сделки с не зарегистрированными на бирже ценными бумагами; «третий рынок» — внебиржевой, на котором происходят сделки с ценными бумагами, зарегистрированными на фондо­вой бирже через посредников; «четвертый рынок» ориентирован на инсти­туциональных инвесторов (работает через компьютеризованную систему, без посредников). Три последних рынка дают внебиржевой оборот.[1]

Основными функциями рынка ценных бумаг являются:

• инвестиционная функция, т.е. образование и распределение инве­стиционных фондов, необходимых для расширенного воспроизводства и технического прогресса;

• передел собственности с помощью использования пакетов ценных бумаг (прежде всего акций);

• перераспределение рисков (хеджирование) путем купли-продажи фиктивного капитала, посредством «противоположных» сделок, участники которых поочередно принимают риск на себя;

• функция «притяжения венчурного капитала», дающая возможность субъектам рынка рискнуть своим капиталом для получения высокой прибыли;

• повышение ликвидности долга (в том числе государственного), покрытие его с помощью выпуска ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг — регулятор многих стихийно протекающих в рыночной экономике процессов. К ним относится и процесс инвестиро­вания капитала. Последний предполагает, что миграция капитала обес­печивает его прилив к местам необходимого приложения, одновременно она ведет к оттоку капитала из тех отраслей производства, где имеет место его излишек.

Механизм миграции известен: растет спрос на какие-нибудь товары (услуги) — растут их цены — растут прибыли от их производства, в которое и устремляются свободные капиталы, покидая те отрасли производства, спрос на продукцию которых сокращается (отрасль стано­вится менее прибыльной). Ценные бумаги являются тем средством, с помощью которого механизм миграции капитала работает. Они адсорбируют временно свободный капитал, где бы он ни находился, и через их куплю-продажу помогают его «перебросить» в нужном направлении.

На практике это ведет к тому, что в рыночной экономике капитал размещается главным образом в производствах, необходимых обществу. В результате возникает оптимальная структура общественного произ­водства: оно начинает соответствовать общественному спросу. В этом заключается важное преимущество развитой рыночной экономики.

Централизованно-плановая экономика, руководимая в России Гос­планом в течение 70 лет (1921—1991 гг.), так и не смогла преодолеть в стране товарный дефицит (особенно предметов потребления). Вос­становление рыночных отношений ведет к цивилизованному развитию экономики и общества. Потребность предприятий в дополнительном капитале может быть связана с различными обстоятельствами. Главные из них — создание новых и модернизация старых основных фондов, а также пополнение оборотных средств. Все эти потребности напрямую связаны с конъюнктурой рынка, изменения которой происходят в опре­деленных временных рамках. Поэтому необходимые средства предпри­ятия должны получать в течение определенного срока, т.е. пока суще­ствует благоприятная рыночная конъюнктура.

В России это сделать трудно — банковский кредит дорог и ограни­чен, а рынок ценных бумаг развит недостаточно. В странах с развитой рыночной экономикой получение дополнительного капитала происхо­дит значительно легче, прежде всего с помощью ценных бумаг. В обычных условиях эмитент может за полтора-два месяца мобилизо­вать необходимый ему капитал и получить право распоряжаться им. Рынок ценных бумаг во многих отношениях представляет собой луч­ший и наиболее доступный источник финансирования экономического роста.

Вторичное обращение ценных бумаг имеет небольшие обороты в свя­зи с их невысокой ликвидностью и низкой доходностью. Отдельные, во многом случайные, сделки купли-продажи ценных бумаг не отражают их реальных курсов. Отрицательно влияет на развитие регионального рынка и нехватка высокопрофессиональных посредников, способных оживить этот рынок и придать ему цивилизованный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Профессиональные участники рынка ценных бумаг

 

Важнейшими структурами рынка ценных бумаг как финансовой категории являются участники рынка ценных бумаг, осуществляющие свою профессиональную деятельность[2,3]. Профессиональная деятельность - это специализированная деятельность на рынке ценных бумаг по перераспределению денежных ресурсов на основе ценных бумаг, по организационно-техническому и информационному обслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг.

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг подразделяется на следующие виды:

§  брокерская деятельность,

§  дилерская деятельность,

§  деятельность по управлению ценными бумагами

§  деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг)

§  деятельность по организации торговли ценными бумагами,

§  депозитарная деятельность,

§  деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг

На основании Указа Президента РФ от 4.11.1994 г. N 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" (в ред. Указов Президента РФ от 22.03.1996 N 413, от 25.07.2000 N 1358, от 18.01.2002 N 60) и закона "О рынке ценных бумаг" можно дать следующие определения каждого вида деятельности и указать основные типы профессиональных участников, которые ей соответствуют:

Брокерская деятельность - совершение гражданско - правовых сделок с ценными бумагами на основании договоров комиссии и / или поручения, от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером.

Дилерская деятельность - совершение сделок купли - продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, именуется дилером. Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией.

Депозитарная деятельность - признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Депозитарием может быть только юридическое лицо. Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги, именуется депонентом.

Деятельность по управлению ценными бумагами - осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами. [4]

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим. Наличие лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами не требуется в случае, если доверительное управление связано только с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам.

Деятельность по ведению и хранению реестра акционеров - деятельность, которую осуществляет держатель реестра акционеров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.  Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица. Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами).

Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг) - деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Расчетно - клиринговая деятельность по ценным бумагам - деятельность по определению взаимных обязательств по поставке (переводу) ценных бумаг участников операций с ценными бумагами;

Расчетно - клиринговая деятельность по денежным средствам - деятельность по определению взаимных обязательств и / или по поставке (переводу) денежных средств в связи с операциями с ценными бумагами.

Деятельность по организации торговли ценными бумагами - предоставление услуг, способствующих заключению сделок с ценными бумагами между профессиональными участниками рынка ценных бумаг, включая деятельность фондовых бирж.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг.

Функции единоличного исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг не могут осуществлять лица, которые осуществляли такие функции или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированного депозитария акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда в момент аннулирования (отзыва) у этих организаций лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности за нарушение лицензионных требований или в момент вынесения решения о применении процедур банкротства, если с момента такого аннулирования либо момента завершения процедур банкротства прошло менее трех лет, а так же лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.

Указанные лица не могут также входить в состав совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг, а также осуществлять функции руководителя контрольного подразделения (контролера) профессионального участника рынка ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6 История рынка ценных бумаг в России

 

1.6.1 Формирование рынка ценных бумаг в царской России

 

Рынок ценных бумаг в царской России формировался и развивался около 150 лет (1769—1913 гг.) в тесной связи с эволюцией экономики и полити­кой страны. Здесь можно выделить три периода.

Первый период — с 1769 г. до конца 50-х гг. XIX в. — время возникновения и начала становления рынка ценных бумаг, когда проис­ходило преимущественно обращение государственных ценных бумаг.

Второй период — с 60-х гг. XIX в. по 1897 г. — совпал с завершением денежной реформы (введением «золотой валюты»). Этот период считает­ся важнейшим, так как охватывает интенсивное развитие рынка ценных бумаг.

Третий период — с 1897 по 1913 г. (начало первой мировой войны) — соответствует чертам становления «зрелого» рынка ценных бумаг.

В России, как и в других европейских странах, первыми фондовыми ценностями на вырождающемся финансовом рынке выступали государ­ственные ценные бумаги (ГЦБ). До возникновения ГЦБ главными источ­никами покрытия чрезвычайных расходов государства служили заимст­вование средств у государственных кредитных учреждений и эмиссия бумажных денег. Непрерывные войны заставляли правительства искать новые источники финансирования. В 1769 г. впервые появились государственные ценные бумаги в форме облигационного внешнего займа России, который был размещен на голландском рынке через посредника-банкира, исходя из 5% годовых сроком на 10 лет. Затем правительство уже от своего имени выпустило ряд внешних займов путем заключения соглашения с посредниками-банкирами, как правило, голландскими; на их имя были оформлены облигации займов. Это делалось по той причине, что в то время отсутствовали взаимосвязи российского и зарубежного рынков и доверие иностранных инвесторов к России.

Однако основным источником покрытия бюджетного дефицита оста­вался выпуск бумажных денег. Чрезмерная эмиссия ассигнаций приводи­ла к развитию инфляционного процесса. Обесценение ассигнаций изменяло реальную величину доходов казны. Неустойчивое денежное обраще­ние вредило торговле и кредиту. Внутренний государственный кредит в подобной форме не способствовал стабилизации экономики. Правите­льство по «Плану финансов», предложенному Сперанским, при­ступило к выпуску внутренних процентных долговых обязательств — об­лигаций долгосрочного государственного займа для трансформации ча­сти текущего беспроцентного долга в форме ассигнаций.

В манифесте от 2 февраля 1810 г. заявлялось о прекращении эмиссии ассигнаций и выпуске внутреннего государственного займа для погаше­ния бумажно-денежного долга. В мае того же года был выпущен 6%-ный семилетний займ на 100 млн руб. ассигнациями — первый внутренний государственный займ России. Займ был реализован лишь на 3,2 млн руб.[5] Причины неудачи заключались в дефиците долгосрочных свобод­ных капиталов и недоверии имущих слоев населения к новой форме государственного кредита.

После войны с Наполеоном вновь была поставлена цель сократить текущий долг по выпущенным ассигнациям. Эта задача была возложена на Комиссию погашения долга. Последняя для достижения цели выпустила ряд облигационных займов — бессрочных и долгосрочных, внешних и внутренних[6]

До проведения первой денежной реформы (1839—1841 гг.) правите­льство выпустило также долговые процентные бумаги другого вида: «краткосрочные казначейские обязательства» (первый выпуск — в 1812г.) и четырехлетние билеты Государственного казначейства (первый выпуск в 1831 г.). Обоим был придан характер бумажных денежных знаков. Они принимались во все казенные платежи. Их выпуск способствовал сокращению сферы применения обесценивающих­ся ассигнаций.

В результате реформы 1839—1843 гг. была установлена система сере­бряного монометаллизма с обращением кредитных билетов — новых бумажных денежных знаков, разменных на серебро и заменивших ассиг­нации.

Однако при хроническом дефиците бюджета использование эмиссии бумажных денег не было прекращено. Правительство непрерывно выпу­скало кредитные билеты и билеты казначейства. В 1858 г. размен кредитных билетов на серебро был прекращен. «Серебряное обращение» перестало существовать.

Отменив крепостное право, Россия поднялась на новую ступень раз­вития. С учетом улучшения состояния государственного бюджета и уве­личения золотого запаса появилась возможность провести новую денеж­ную реформу. Это увенчалось успехом. В 1897 г. была введена «Золотая валюта». Предел эмиссии кредитных билетов определился в сумме 600 млн руб., которая на 50% покрывалась золотом, на 50% — коммерчес­кими векселями.

В период подготовки и проведения денежной реформы был выпущен ряд новых облигационных займов. В частности, банковские билеты и казначейские билеты (первый выпуск — в 1860 г.). Они были подобны предыдущим билетам казначейства. Но их эмитентом был Государственный банк, а не Министерство финансов.

В то время выпускались государственные 4%-ные бессрочные ренты в крупном масштабе, что превратило их в основную форму Государст­венных займов. В 1895 г. купоны 4%-ных рент начали свободно об­ращаться в качестве денежных знаков.

В истории ценных бумаг России видное место заняли государственные ценные бумаги железнодорожных займов, представившие собой инст­румент инвестиционной политики правительства.

Первоначально в железнодорожном деле в качестве инвестора высту­пало казначейство, используя выпуск правительственных железнодорож­ных облигаций.

Чтобы облегчить финансовое бремя государства, по инициативе Але­ксандра II началось применение системы железнодорожных гарантий. Ее сущность заключалась в обеспечении правительством доходности капи­тала, вложенного в железнодорожные предприятия в виде ценных бумаг. Появившиеся в России гарантированные правительством железнодорож­ные ценные бумаги частных акционерных обществ знаменовали наступ­ление эпохи интенсивного строительства железных дорог в Российской империи.

До начала 80-х гг. частные предприятия, особенно иностранные, владели половиной акций и 3/4 облигаций российских железных дорог. Почти все железнодорожные ценные бумаги — правительственные и гарантированные правительством — выпускались и обращались на иностранных фондовых рынках. Это демонстрировало высокий экономи­ческий потенциал и престиж России после отмены крепостного права и имело большое значение для формирования национального фондового рынка.

По мере развития экономики, расширения сети железных дорог и в связи с понижением ставок на рынках Европы правительство пред­приняло новый шаг: выкуп частных железных дорог в свою собствен­ность. Масштабная национализация железных дорог происходила в 1889—1909 гг. через конверсию и консолидацию всех ценных бумаг (железнодорожных и др.).

С 1889 по 1894 г. были конвертированы внутренние и внешние займы на нарицательную стоимость 2644 млн руб., в частности путем выпуска новых правительственных облигаций на сумму 294 млн руб.[6] В резуль­тате государственный долг сократился. Разнообразные облигации были объединены на более выгодных государству условиях. Подавляющая часть железнодорожных облигаций была конвертирована в 4%-ные рен­ты (несколько серий).

В России благодаря использованию ценных бумаг за несколько деся­тилетий свершилось «железнодорожное чудо» (протяженность рельсовых путей России достигла 70,9 тыс. км. В этом отношении Россия уступала только США).

Параллельно с обращением государственных ценных бумаг развива­лись ценные бумаги во взаимосвязи с деятельностью хозяйственных субъектов. В первую очередь это относится к векселям и акциям.

В России первый Вексельный устав был составлен при Петре I по образцу Лейпцигского Вексельного устава. В XVIII—XIX вв. он неоднок­ратно подвергался переработке. В 1902 г. был утвержден новый вексель­ный устав. Он представлял собой значительное достижение по сравнению с предшествующими вексельными уставами, созданными по иностран­ным образцам. По мере развития банковской системы России расширя­лось кредитование хозяйства под залог векселей и в форме их учета.

Активизация обращения векселей в начале XX в. объяснялась утвер­ждением капиталистических отношений как в промышленности, сель­ском хозяйстве, так и в торговле.

После отмены крепостного права шел ускоренный процесс создания акционерных обществ, что обусловило рост значения акций на рынке.

Акционерные общества в России возникли еще в дореформенное время. К 1861 г. в России было 120 акционерных обществ с капиталами в размере 100 млн руб.; в том числе 35 млн руб. — в промышленности. К 1881 г. число акционерных обществ увеличилось до 635, а капиталы до 840 млн руб. Крупные акционерные капиталы и облигационные займы железнодорожных акционерных обществ имели правительствен­ную гарантию и относились к сфере производительного государст­венного кредита.

Во время экономического подъема 90-х гг. XIX в. число акционерных обществ удвоилось. Их капиталы достигли 2,4 млрд руб., в том числе капиталы акционерных обществ в промышленности увеличились в 3 раза и составили 1,5 млрд руб. К 1914 г. 2235 акционерных обществ имели капиталы в сумме 4,7 млрд руб. Из них на долю 1621 промышленного акционерного общества приходилось 3,2 млрд руб.

Акционерные общества дореволюционной России занимали ведущее положение в фабрично-заводской промышленности. На них производи­лось 60% промышленной продукции.

Для ограждения интересов мелких капиталистов и населения в Рос­сии, в отличие от Запада, устанавливалось предельное число голосов, которые мог иметь один акционер на общем собрании акционерного общества. Акционерные общества формировались в России на принципах более демократичных, чем в других странах.

С 1810 г., когда Россия выпустила первый внутренний государствен­ный займ, началась история формирования ее фондового рынка. Это проявилось прежде всего в возникновении бирж, на которых обращались ценные бумаги.

В России первая товарная и вексельная биржа была официально открыта в 1703 г. по инициативе Петра I. Большинство бирж было организовано во второй половине XIX в. В 1914 г. их было 115. Главной была Санкт-Петербургская биржа, которая имела товарный и фондовый отделы. На ней котировались 312 различных видов акций на 2 млрд руб., а также облигации государственных и гарантированных государством займов. Главную роль на бирже играли крупнейшие петербургские банки.

К 1820 г. облигации государственных займов стали обращаться вме­сте с товарами на официальных товарных биржах (в Петербурге, Москве. Одессе, Варшаве, Киеве, Риге, Харькове и др.). Что касается акций и облигаций корпораций, торговля ими на биржах (с 1827 г.) была незначительна. В связи с неразвитостью капиталистических отношений и ограниченностью спроса на капиталы до 60-х гг. XIX в. большая часть государственных займов обращалась на иностранных биржах. Фон­довые операции в России не имели большого масштаба и строгой организации.

Рынок ценных бумаг быстро развивался после отмены крепостного права, благодаря преобразованию экономической системы и развитию производительных сил. До начала войны центр тяжести ценных бумаг постепенно переходил с иностранных бирж на российский рынок. Одновременно ГЦБ постепенно уступали место акциям и облигациям корпораций. Тем не менее ГЦБ все еще играли основную роль на российском фондовом рынке. На всех биржах 2/3 и более объемов купли-продажи составляли облигации государственных займов (включая железнодорожные). Русские биржи по существу выступали как рынок государственного кредита. Это отражало неразвитость капитализма и государственную экономическую монополию. Однако управление деятельностью бирж происходило с участием представительных ор­ганов.

В качестве представительных постоянных выборных органов при биржах стали создаваться биржевые комитеты. Первый биржевой коми­тет возник при Петербургской бирже в 1816 г. Московский биржевой комитет возник в 1832 г. В 1831 г. было утверждено Положение о бир­жевых комитетах и биржевых маклерах.

Крупные купцы, фабриканты, банкиры получили право выбирать членов биржевых комитетов на несколько лет. Компетенция биржевых комитетов ограничивалась в основном обсуждением экономических вопросов. В 1905 г. биржевым комитетам было разрешено направлять представителей от торговли и промышленности в Государственный Совет.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг началось в XVIII в. В 1769 г. в России был образован комитет, уполномоченный для проведения денежных негоциации в иностранных землях, который отвечал за ведение всех дел по внешним займам.

В 1810 г. была утверждена Комиссия погашения государственного долга. На основе ее Устава (1817 г.) была учреждена Государственная долговая книга. Это явилось важным шагом в документации государст­венного долга. Почти все выпущенные в России и за границей государст­венные займы были занесены в долговую книгу.

Усиление государственного регулирования фондового рынка осущест­влялось в течение 1900—1914 гг., т.е. в период наивысшего подъема биржевого дела в стране.

К началу XX в. уже сложился биржевой механизм и проводились довольно крупные операции с ценными бумагами. Особое место на фондовом рынке России занимал Фондовый отдел Санкт-Петербургской биржи. Отдел был образован как акционерное общество закрытого типа и подчинялся канцелярии по кредитной части Министерства финансов.

В 1901 г. правительство приняло «Правила для Фондового отдела при Санкт-Петербургской бирже». Эти правила знаменовали собой начало проведения крупной биржевой реформы. Предполагалось, что в последу­ющие годы аналогичные отделы будут созданы и на других биржах, где активно развивалась торговля ценными бумагами.

Биржевая реформа включала создание Совета Фондового отдела Санкт-Петербургской биржи. Этот орган управления избирался на три года из числа действительных членов Фондового отдела. Совет осущест­влял надзор за деятельностью Фондового отдела, охрану юридической силы биржевых сделок, контроль за правильностью составления бир­жевого бюллетеня, принимал решения о допуске ценных бумаг к обраще­нию на бирже, рассматривал другие вопросы.

При допуске облигаций и акций к обращению на бирже Совет фондового отдела руководствовался «Правилами о допущении бумаг к ко­тировке на Фондовом отделе Санкт-петербургской биржи», утвержден­ными Министерством финансов 5 сентября 1902 г. Российские законы предусматривали ответственность лиц, выпускающих в обращение цен­ные бумаги на бирже.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 РЕФЕРАТЫ