бесплатные рефераты

Ценные бумаги в российской экономике

Рисковый арбитраж. Существуют два типа рискового арбитража. Первый возникает в случае продажи акций компании, объявленной банкротом.

Второй тип рискового арбитража возникает при слиянии и поглоще­нии компаний.

Спекуляция. Спекулятивная торговля является торговлей, в которой торговая позиция капитала инвестиционного банка имеет преимущества специфического, независимого движения цен или скорости изменения двух цен. Это преимущество значительных капитальных ресурсов дает воз­можность получения более высокой прибыли или риск больших убытков в результате непропорциональной зависимости двух факторов.

Самые большие комиссионные зарабатываются инвестиционными банками исполнением торговых сделок для оптовых продавцов и ин­ституциональных инвесторов. Это называется «торговля крупными пар­тиями акций» и «программная торговля» (покупка всех акций, входящих в определенный список — программу или в индекс, на котором базиру­ются фьючерсные и опционные контракты).

В дополнение к гарантированию размещения ценных бумаг ин­вестиционные банки занимаются также продажей вновь выпущенных ценных бумаг ограниченному числу институциональных инвесторов, таких как страховые компании, инвестиционные компании и пенсионные фонды. Подобное частное размещение отличается от публичного выпус­ка ценных бумаг прежде всего тем, что цена выпуска оговаривается заранее.

Инвестиционные банки занимаются частным размещением ценных бумаг несколькими путями. Они работают с эмитентом и потенциаль­ным инвестором по созданию ценных бумаг и процедуре их ценооб­разования. Часто случается, что инвестиционный банк создает новую структуру ценных бумаг на рынке частного размещения. Примером такой деятельности служит секьютеризация, или процедура повышения роли ценных бумаг как формы заимствования капитала под обеспече­ние.

Секьютеризация создает два основных типа бумаг. Первый тип — ценные бумаги, выпущенные на базе неделимого пула ипотек. Данные ценные бумаги обеспечиваются недвижимостью или связаны с ипоте­кой. Второй тип — ценные бумаги, обеспеченные активами или цен­ными бумагами на основе пула кредитов. Секьютеризация капитала позволяет получать доход из двух источников. Первый источник — когда инвестиционный банк производит секьютеризацию за клиента и в случае гарантии секьютеризированного выпуска. Второй источ­ник — когда инвестиционные банки покупают активы с заниженной рыночной стоимостью, выпускают под них акции, затем реализуют их. Прибыль составляет разницу между ценой акций и стоимостью ак­тивов.

Вся деятельность инвестиционного банка подвержена коммерческим и макроэкономическим рискам. Коммерческие риски связаны с ко­нъюнктурой посреднических услуг, динамикой курса ценных бумаг, платежеспособностью и надежностью клиентов; макроэкономические риски — с инфляционными тенденциями на внутреннем и внешнем рынках. Для уменьшения риска инвестиционный банк проводит ре­гулярный анализ кредитоспособности клиентов, рынка посреднических услуг, финансовой устойчивости фондовых посредников. В современных условиях функционирование инвестиционного банка предполагает по­литику наступательного маркетинга, что ведет к развитию рынка услуг и внедрению новых банковских операций.

 

2.2.2 Инвестиционные банки в России

Официально в России нет понятия «инвестиционный банк». Эти функции выполняют много Российских компании, и крупнейшая из них "Тройка  Диалог". Остальные не такие крупные и их очень много (десятки), например “Финам”, "КИТ Финанс", "Траст" и т.д. Т.е. их можно назвать инвестиционными банками   в европейском понимании этого слова, но юридически называться так в России  они не имеют права.

Российское законодательство делает равнодоступным участие всех инвестиционных институтов на рынке ценных бумаг. В частности, нет ограничений и на подобную деятельность коммерческих банков. Следует отметить, что уже сейчас не менее половины иностранных банков, заре­гистрированных в России, работает по принципу инвестиционных. Если учесть, что в мире инвестиционные банки составляют лишь небольшой процент всей массы банков различной специализации, то их активная экспансия в России становится очень примечательным явлением.

Возникающие сейчас российские инвестиционные банки, активизируя деятельность на рынке ценных бумаг, одновременно стремятся получить лицензию на все обычные банковские операции. Это понятно, поскольку традиционные услуги гарантируют получение определенного дохода, а операции на фондовом рынке пока недостаточно освоены. Однако, как следует из анализа, сделанного специалистами Межрегионального ин­вестиционного банка (Москва), уже определилась несовместимость неко­торых инвестиционных и обычных банковских видов деятельности.

1. Торговля ценными бумагами связана с большим риском, чем простое предоставление ссуды. Инвестиционный банк, совмещающий оба вида деятельности, становится высокорисковым предприятием по двум причинам: во-первых, его вкладчики рискуют не получить собствен­ных средств по первому требованию, так как деньги могут быть вложены в высокодоходные ценные бумаги с невысокой ликвидностью; во-вторых, в случае кратковременных, но значительных убытков на рынке ценных бумаг банк подвергается риску обанкротиться вследствие быстрого отто­ка клиентов. Поэтому для инвестиционного банка должны быть введены определенные ограничения на привлечение депозитных вкладов, и прежде всего вкладов населения.

2. Брокерские и дилерские операции с определенными видами ценных бумаг не должны совмещаться с ведением по поручению эмитента реест­ра владельцев этих ценных бумаг. В противном случае инвестиционный банк неизбежно превратится в своего рода монополиста и может выну­дить других брокеров платить ему комиссионные при совершении любых операций с этими бумагами, активно манипулировать составом акци­онеров по сговору как с эмитентом, так и с владельцем контрольного пакета акций, а также совершать на рынке незаконные операции с чужи­ми акциями от собственного лица (поскольку любое лицо, выполняющее функции держателя реестра, может взять акции под свой контроль без получения каких-либо специальных разрешений). Кроме того, по прави­лам Центрального банка РФ деятельность в качестве держателя реестра не отражается в бухгалтерской отчетности. Таким образом, в случае, если инвестиционный банк будет вести реестры многих компаний, реаль­ный объем капиталов, доступных банку, окажется вне контроля.

3. Общий размер выдаваемых инвестиционным банком кредитов под обеспечение в виде ценных бумаг должен быть ограничен. Разрушитель­ное воздействие экономического кризиса 1929 г. в США резко усилилось вследствие широкого использования такого рода кредитов. При невозвратности кредита убытки банка компенсируются путем реализации зало­га. Вследствие того что во время биржевого краха в США заложенные ценные бумаги резко упали в цене, полный возврат кредитов стал невоз­можен. Ценные бумаги покупались в кредит и использовались как обес­печение нового кредита, и в результате образовался порочный круг невыполнения кредитных обязательств, что и привело к одному из самых сильных в истории финансовых крахов.

Из всех видов услуг, традиционно предоставляемых в мире инвести­ционными банкирами, в России наиболее активно осваиваются следу­ющие:

1. Технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов, включающее оценку потенциальной эффективности и реализуемости про­ектов, разработку инвестиционных программ и подготовку проектной документации в соответствии с международными стандартами.

2. Формирование оптимальных эмиссионных портфелей (разработка программ привлечения инвестиций предприятиями, выбор инструментов привлечения денежных ресурсов, разработка планов-графиков эмиссии долговых и долевых ценных бумаг с обоснованием оптимального соот­ношения между ними, оценка возможности привлечения денежных средств в различных регионах и обоснование рационального уровня доходности по эмитируемым ценным бумагам).

3. Формирование оптимальных индивидуальных портфелей ценных бумаг для крупных инвесторов на основе анализа текущего состояния финансового рынка и построение целевых функций инвестирования на заданную дату. Иногда этот вид услуг дополняется трастом (текущим управлением инвестиционными портфелями по договоренности).

4. Андеррайтинг (размещение ценных бумаг эмитентов на рынке). В российском варианте андеррайтинг, как правило, осуществляется по принципу комиссионной торговли акциями, при котором андеррашер обязывается приложить максимум усилий для продажи акций, но не берет на себя твердых обязательств по размещению.

5. Консультирование по вопросам инвестирования - подбор предпри­ятиям зарубежного инвестора, подбор инвесторам объектов инвестиро­вания.

6.                Брокерские услуги (совершение гражданско-правовых сделок с цен­ными бумагами в качестве поверенного или комиссионера), а также дилерские услуги (совершение сделок с ценными бумагами от своего имени и за свой счет путем котировки ценных бумаг).

Однако уже сегодня существуют две сложные проблемы, решение которых было бы наиболее эффективным с участием инвестиционных банков.

Первая проблема — реструктурирование долгов предприятий. В ми­ровой практике давно используется приемлемая для всех схема, важней­шим участником которой является инвестиционный банк. Он скупает у банков-кредиторов долговые обязательства предприятия с большой скидкой, выпускает под них новые акции предприятия и размещает их на рынке. Благодаря реструктурированию долгов стоимость предприятия повышается, и оно получает возможность развиваться дальше. Одновре­менно растет и курс его акций, за счет чего получает свою прибыль инвестиционный банк. В данном случае государству не нужно отвлекать бюджетные средства на санацию предприятий, ему достаточно принять специальные меры фискальной политики для стимулирования описан­ного выше процесса.

Вторая проблема — создание региональных рынков ценных бумаг, в частности муниципальных. Основой для этого является муниципальная собственность, которой передаются жилой и нежилой фонды, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, городской транспорт, торговля, складские помещения и др. Содержание, обслужи­вание и развитие объектов собственности требует значительных матери­альных и финансовых средств. Эти проблемы могут быть решены только с помощью новой инвестиционно-банковской системы — муниципаль­ных банков, наделенных специальными правами и полномочиями.

Муниципальный банк как новый инвестиционный институт способен осуществлять:

• эмиссию облигаций городского займа, обеспеченного муниципаль­ной собственностью;

• реализацию городских программ через банк, которые гарантиру­ются муниципальными властями;

• предоставление акционерам и вкладчикам банка определенных льгот (снижение муниципальных налогов, приоритетные права на прива­тизацию муниципального имущества, на получение земли под застройки и т.п.);

• ипотечные операции (предоставление кредитов под залог земли и другой недвижимости).

Самые объемные по количеству и наиболее качественные операции инвестиционного банка выполняет в настоящее время Банк России. Этот банк не только осуществляет основные функции по государственному регулированию рынка ценных бумаг, но и одновременно служит профес­сиональным участником рынка, активно ведущим операции с разными видами ценных бумаг.

Банк России является агентом правительства по размещению госуда­рственных займов, т.е. по обслуживанию первичного рынка ценных бумаг. Банк, вкладывая в государственные фондовые ценности собствен­ные ресурсы, в то же время становится их дилером. Он же создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая на нем в ка­честве финансового брокера, работающего по поручению правительства. Будучи специализированной организацией по учету, хранению и рас­четам по операциям с фондовыми ценностями. Банк России выполняет функции крупнейшего в стране депозитария, клирингового и расчетного центров. Он осуществляет расчеты по выплате процентов и погашению государственных долговых обязательств. Все операции банка с ценными бумагами можно рассматривать как инструменты определенной государ­ственной кредитно-финансовой политики, связанной, например, с необ­ходимостью сокращения бюджетного дефицита.

Центральный банк РФ впервые ввел в практику операции на вторич­ном рынке ценных бумаг. Скупая на рынке ценные бумаги, он эмитирует в обращение дополнительные денежные средства, и, наоборот, выбрасы­вая на рынок ранее приобретенные им ценные бумаги, пытается сократить объем денежной массы. Основным объектом операций Банка России на открытом рынке являются государственные ценные бумаги. Ключевую роль на данном рынке играет сегмент государственных крат­косрочных бескупонных облигаций. Рынок таких облигаций возник в 1993 г. как совместный пилотный проект Центрального банка РФ Министерства финансов РФ, Московской межбанковской валютной бир­жи. В 1994 г. этот рынок перешел к становлению своего нового секто­ра — рынка государственных ценных бумаг, т.е. к обслуживанию внут­реннего долга государства.

 

3 Регулирование рынка ценных бумаг

 

3.1 Саморегулирование рынка

 

В функционировании рынка ценных бумаг важное значение имеет его саморегулирование, в котором особую роль играет фондовая биржа как наиболее развитая форма организации рынка и контроля за деятель­ностью всех участников биржевой торговли.

Саморегулируемой организацией профессиональных участников рын­ка ценных бумаг называется их добровольное объединение, действующее в соответствии с федеральными законами и на принципах некоммерчес­кой организации.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий их деятель­ности, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты инте­ресов владельцев ценных бумаг, установления правил и стандартов про­ведения операций с ценными бумагами.

В 1992—1996 гг. в России (в Центральном районе и в других регионах) по инициативе участников рынка пенных бумаг возникли многие виды саморегулируемых организаций. К их числу относятся объединения бро­керов при крупных эмитентах, территориальные объединения професси­оналов фондово-эмиссионных синдикатов и т.п. Саморегулируемая организация устанавливает обязательные для сво­их членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведе­ния операций с ценными бумагами и контролирует их соблюдение.

Закон «О рынке ценных бумаг» наделяет эти организации широкими правами в области получения информации по результатам проверок деятельности их членов, в операциях с ценными бумагами, при соблюде­нии принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов, а также разработке программ подготовки профессионалов рынка ценных бумаг.

Саморегулируемая организация учреждается не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Организация приобретает статус саморегулируемой на основе разрешения, выдавае­мого Федеральной службой по рынку ценных бумаг. Условием функци­онирования организации служит выполнение ею и ее членами всех феде­ральных законов. Саморегулируемая организация обязана регулярно представлять в Федеральную службу отчеты о своей деятельности и другую информацию.

Все доходы саморегулируемой организации используются ею исклю­чительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

Саморегулируемая организация в соответствии с требованиями Федеральной службы по рынку ценных бумаг устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятель­ности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществ­ляет контроль за их соблюдением. Она вправе получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, контролировать со­блюдение ими принятых саморегулируемой организацией правил и стан­дартов профессиональной деятельности и операции с ценными бумагами, разрабатывать учебные программы и планы подготовки специалистов рынка ценных бумаг.

К саморегулируемой организации предъявляются требования по со­блюдению правил, ограничивающих манипулирование ценами, ведению документации, учету и отчетности в соответствии с принятыми стандар­тами выполнению всех обязательств по отношению к клиентам.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» предусматривает отзыв разрешения на деятельность саморегулируемой организации в случае установления Федеральной службой нарушений законодательства Рос­сийской Федерации о ценных бумагах, требований и стандартов, установ­ленных Федеральной службой, правил и положений саморегулируемой организации, предоставления недостоверной или неполной информации.

В России роль саморегулируемых организаций менялась на разных этапах развития рынка ценных бумаг. На этапе зарождения рынка они занимались профессиональным образованием, обменом опытом работы, лоббированием на разных уровнях власти. Решения их носили рекомен­дательный характер. Когда саморегулируемые организации получили официальный статус, они стали заниматься защитой своих членов, кли­ентов, вопросами этики. Решения их приобрели обязательный характер (отказ от их выполнения означал исключение из организации).

Саморегулируемые организации призваны сделать российский рынок ценных бумаг цивилизованным, укрепить доверие к нему российских и иностранных инвесторов. Разобраться в сложных условиях рынка ценных бумаг могут только профессионалы. Там,  где контроль над рынком ценных бумаг находится только в руках государства, он недостаточно эффективен и почти всегда опаздывает с принятием решений.

Саморегулируемые организации свои предписания дают на основе соглашения со своими членами, а не на законодательной базе. Санкции их более строгие и действенные, чем санкции государства (в частности, бойкот фирмы-нарушителя, который ведет к ее разорению).

Однако появление саморегулируемых организаций не всегда оказыва­ет позитивное воздействие на рынок ценных бумаг. Разные группы профессионалов стремятся создать собственные саморегулируемые ор­ганизации. Цель — усилить группу за счет дополнительного арсенала средств общественной организации (предоставляемых ей льгот), расши­рить возможности в получении информации. Существуют и недостатки создания большого количества некоммерческих организаций: конкурен­ция между ними, ослабляющая самоорганизацию рынка: борьба лоб­бистов; появление сепаратистских тенденций на национальном рынке ценных бумаг.

 

 

 

3.2 Государственное регулирование

Функционирование рынка ценных бумаг должно регулироваться государ­ством. Цель государственного регулирования заключается в обеспечении надежности и роста ценных бумаг, выработке его национальной модели, которая с учетом существующих в стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту.

Задачи государства в развитии системы регулирования рынка ценных бумаг сводится в основном к следующему:

• разработке идеологии и законодательной базы работы рынка;

• концентрации финансовых ресурсов (государственных и частных) для достижения определенных (в основном макроэкономических) целей;

• установлению «правил игры» для участников рынка;

• контролю за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка для его профессионалов и их клиентов;

• созданию системы информации о состоянии рынка и обеспечению ее открытости для инвесторов;

• формированию системы страхования инвесторов от возможных потерь;

• предотвращению негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, ва­лютного);

• недопущению чрезмерного развития рынка государственных цен­ных бумаг.

В истории накоплен большой опыт государственного регулирования рынка ценных бумаг. В мировой практике существует три основные модели его регулирования:

• путем прямого правительственного контроля (Ирландия, Нидер­ланды, Португалия);

• путем контроля с помощью финансово-банковских органов (ФРГ, Бельгия, Дания);

• через специально созданные учреждения (США, Франция, Италия, Испания, Великобритания).

В Российской Федерации к органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

Федеральная служба по финансовым рынкам,

 Министерство финансов РФ,

Центральный банк РФ,

Комитет по управлению государственным имуществом РФ,

Антимонопольный комитет РФ,

Государственная налоговая инспекция,

Министерство юстиции РФ.

Государственный комитет по надзору за деятельностью страховых организаций и др.

Основными функциями регулирующих органов, направленными на защиту инвесторов от финансовых потерь, являются: во-первых, регист­рация всех участников рынка ценных бумаг; во-вторых, обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией о выпуске и обращении ценных бумаг; в-третьих, контроль и поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок.

К направлениям прямого вмешательства относятся:

·        законотворческая деятельность представительных органов власти по вопросам рынка ценных бумаг с целью создания единой правовой ос­новы (Федеральное Собрание);

·        постановления и распоряжения органов исполнительной власти по этим же вопросам (Правительство РФ);

·        меры, принимаемые другими государственными органами, по введению норм, касающихся функционирования рынка ценных бумаг (Федеральной службой по финансовым рынкам, Министерством финансов РФ, Цент­ральным банком РФ, Государственным комитетом по имуществу РФ и др.).

Государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФ осуществ­ляется в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по государст­венному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» (от 4 ноября 1994 г.) и Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», а также Федеральным законом "О внесении изменений в федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и  федеральный закон "Об инвестиционных фондах" ( от 7апреля 2006г).Ими регламентируются основные виды предпринимательской деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ос­новные виды ценных бумаг, допускаемых к публичному размещению.

Руководитель Федеральной службы по должности соответствует федеральному министру. Коллегия комиссии состоит из 15 членов, в том числе представителей Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ.

Функции Федеральной службы обширны. Главными из них являются:

  • разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной вла­сти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
  • разработка и утверждение единых требований к профессиональной деятельности с ценными бумагами;
  • определение обязательных требований к порядку ведения реестра;
  • установление порядка лицензирования разных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • определение стандартов деятельности инвестиционных, негосудар­ственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
  • контроль за соблюдением требований законодательства Российс­кой Федерации всеми субъектами рынка ценных бумаг;
  • создание общедоступной системы раскрытия информации о рынке ценных бумаг, в том числе о выпуске ценных бумаг;
  • проведение квалификационной и научно-методической работы с профессионалами рынка ценных бумаг.

Свои функции Федеральная служба выполняет в соответствии с ре­альным положением дел на рынке ценных бумаг и претворяет в практику в форме постановлений. Ее главные постановления согласуются с Мини­стерством финансов РФ и Центральным банком РФ. Принятые постанов­ления предварительно проходят рассмотрение на Экспертном совете при Федеральной службе. Постановления Федеральной службы могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в судебном порядке.

Федеральная служба имеет право: квалифицировать ценные бу­маги и определять их вид в соответствии с законодательством; проверять деятельность всех участников рынка ценных бумаг. Таким образом. Федеральная служба является центром государственного регулирования, контроля и стимулирования всех видов деятельности субъектов рынка ценных бумаг.

Немаловажное значение для рынка ценных бумаг могут иметь секьютеризация внутреннего государственного долга, изменение установлен­ных правил взимания налога на добавленную стоимость, а также меры кредитных учреждений по развитию безналичных расчетов и совершенст­вованию организации управления потоком наличных денег.

Так же огромную роль в государственном регулировании рынка ценных бумаг играет налогообложение, благодаря которому государство может как стимулировать так и замедлять развитие рынка ценных бумаг.

Согласованное управление рынком ценных бумаг со стороны государ­ственных органов невозможно без постоянно действующей, публичной и оперативной системы анализа макроэкономических компонентов этого рынка в увязке с динамикой общественного производства, изменением цен и т.д. В связи с этим необходима систематическая публикация интегрированных данных о рынке ценных бумаг, оценок складывающей­ся конъюнктуры и прогнозов развития рынка во взаимосвязи с рынком кредита, состоянием бюджета и другими макроэкономическими фак­торами, на них воздействующими.

3.3 Государственная концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации

Значение рынка ценных бумаг как одного из важных секторов российской макроэкономики растет. Поэтому очевидна необходимость создания стратегии его развития на ближайшую и более отдаленную перспективу (далее – стратегия). 1 июня 2006 г. Федеральная служба по рынку ценных бумаг завершила ее разработку и опубликовала. Эта стратегия определяет ключевые направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка Российской Федерации (далее - финансовый рынок) на 2006 - 2008 годы.[14]

3.3.1 Цели и задачи развития финансового рынка в 2006 - 2008 годах

Целью стратегии является превращение финансового рынка в один из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора с одновременным созданием условий для эффективного инвестирования частных накоплений и средств обязательных накопительных систем.

В 2006 - 2008 годах необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка:

  • обеспечение существенного снижения на финансовом рынке транзакционных издержек привлечения капитала путем развития конкурентоспособных институтов инфраструктуры фондового рынка;
  • обеспечение снижения уровня нерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке путем обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов;
  • содействие формированию российских розничных инвесторов путем развития коллективных форм сбережений и обеспечения должных принципов их инвестирования;
  • осуществление реформы правового регулирования финансирования, направленной на ликвидацию экономически не обоснованных регулятивных препятствий в сфере развития рынка и создание условий для учета интересов профессиональных участников рынка, инвесторов и эмитентов при формировании политики регулирования финансового рынка.

Важнейшим условием достижения поставленной цели является формирование благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации, включая установление стабильных правил ведения бизнеса и предсказуемость нормативного регулирования и правоприменения. Создание благоприятного инвестиционного климата является комплексной задачей,    в    решении    которой    должны    участвовать    все    органы государственной власти.

 

3.3.2  Ожидаемые результаты развития финансового рынка в 2006 - 2008 годах

Финансовый рынок в результате реализации мероприятий, предусмотренных стратегией, претерпит качественные изменения.

Доступ к рынку капитала получат большинство российских компаний, ведущих цивилизованный бизнес. Значительно увеличится количество первичных размещений акций этих компаний на финансовом рынке.

Существенно расширится ассортимент инструментов финансового рынка и услуг, предоставляемых финансовыми организациями гражданам и нефинансовым предприятиям.

Будут обеспечены конкурентные условия для проведения сделок с ценными бумагами и их надежный учет и хранение. Торговля основной долей российских активов будет осуществляться в Российской Федерации.

Предусматривается ускорение развития институтов коллективных инвестиций. Среди инвесторов на финансовом рынке существенно вырастет доля консервативных фондов, настроенных на долгосрочные вложения.

Значительно сократятся совокупные потери инвесторов, возникающие в связи с нарушением их прав и законных интересов.

Предполагается, что предусмотренные стратегией мероприятия позволят обеспечить условия для опережающего развития финансового рынка по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта. Повышение уровня развития финансового рынка в 2006 -2008 годах будет характеризоваться следующими показателями:

  • отношение стоимости имущества, составляющего совокупные чистые активы инвестиционных фондов, а также пенсионных накоплений и пенсионных резервов, к валовому внутреннему продукту удвоится и по итогам 2008 года составит 6 процентов;
  • стоимость корпоративных облигаций в обращении по отношению к валовому внутреннему продукту также удвоится (с 2,2 процента в 2005 году до 4,5 процента в 2008 году);
  • соотношение страховых премий и валового внутреннего продукта повысится (с 3 процентов в 2005 году до 5 процентов в 2008 году);
  • капитализация рынка акций по отношению к валовому внутреннему продукту достигнет к началу 2009 года 70 процентов;
  • доля операций с российскими акциями на российских торговых площадках составит в 2008 году не менее 70 процентов.

Ожидается, что в 2008 году привлечение финансовых средств посредством размещения российскими компаниями акций и облигаций на внутреннем финансовом рынке составит не менее 20 процентов инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий. С учетом привлечения кредитов и займов у российских банков и на международном рынке капитала этот показатель достигнет 35-40 процентов.

3.3.3  Главные направления государственной политики по развитию финансового рынка в 2006 - 2008 годах

Главными направлениями государственной политики по развитию финансового рынка в среднесрочной перспективе являются:

  • создание необходимых предпосылок для формирования конкурентоспособных институтов финансового рынка;
  • снижение регулятивных барьеров для обеспечения выхода российских компаний на рынок капитала и создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка;
  • укрепление законодательной базы в сфере защиты прав инвесторов и снижение нерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке;
  • реформа системы регулирования на финансовом рынке.

Создание конкурентоспособных институтов финансового рынка предполагает реализацию следующих мероприятий:

  • совершенствование учетно-расчетной инфраструктуры фондового рынка, внедрение новых технологий;
  • повышение конкурентоспособности бирж и торговых систем;
  • внедрение систем управления рисками профессиональных участников рынка;
  • развитие накопительных пенсионных систем и институтов коллективных инвестиций;
  • развитие страховых институтов.

 

 

Снижение регулятивных барьеров для обеспечения выхода российских компаний на рынок капитала и создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка предполагают реализацию следующих мероприятий:

  • развитие рынка производных финансовых инструментов;
  • развитие инструментов секьюритизации финансовых активов и рынка ипотечных ценных бумаг;
  • ликвидация излишних правовых барьеров для снижения транзакционных издержек выхода российских компаний на национальный рынок капитала.

Укрепление законодательной базы в сфере защиты прав инвесторов и снижение нерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке предполагают реализацию следующих мероприятий:

  • повышение эффективности системы раскрытия информации о фактах, существенно влияющих на рыночную стоимость инвестиционных продуктов, предлагаемых на финансовом рынке;
  • решение проблемы использования инсайдерской информации и инсайдерской торговли;
  • защита прав акционеров при присоединениях, слияниях и иных формах реорганизации акционерных обществ;
  • совершенствование корпоративного законодательства и развитие принципов корпоративного управления;
  • развитие компенсационных механизмов на финансовом рынке.

Реформа системы регулирования на финансовом рынке предполагает реализацию следующих мероприятий:

  • разработка нормативной правовой базы для создания и функционирования коллегиального органа по регулированию на финансовом рынке;
  • вовлечение в процесс принятия решений по регулированию финансового рынка профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвесторов и эмитентов, в том числе путем развития саморегулирования.

 

Также в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации освещаются такие вопросы как:

1.      Создание конкурентоспособных институтов финансового рынка.

2. Создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка.

3. Совершенствование законодательной базы в сфере защиты прав инвесторов Снижение нерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке.

4.  Реформа системы регулирования на финансовом рынке.

Был разработан конкретный план мероприятий по реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 

 

Известная свобода в области движения ценных бумаг на международном рынке представляет собой важное условие функционирования мировой капиталистической экономики.

Практика показывает, что стремление к изоляции национальных рынков в       современных условиях не приносит желаемых результатов, так как вступает в       противоречие с процессом интернационализации мирового капиталистического      хозяйства. Подводя итоги всего вышесказанного можно сделать вывод, что       быстрорастущий международный фондовый рынок стал важным фактором       международных экономических отношений капитализма.

      Несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время       российский фондовый рынок, следует отметить, что это молодой, динамичный и       перспективный рынок, который развивается на основе позитивных процессов,      происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с      приватизацией государственных предприятий, быстрого создания новых       коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на       акционерной основе и т.п. Кроме того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством, для решения которой необходимо принятие долгосрочной государственной программы развития и  регулирования фондового рынка и строгий контроль за ее исполнением.

Российский рынок капиталов претерпел существенные перемены. Сейчас уже можно говорить о том, что в стране сложилась основа для долгосрочного стабильного развития финансового рынка и достигнуты первые значительные успехи.  Основными чертами этих перемен, ставящих Россию на одно из первых мест среди стран с так называемыми "возникающими рынками" капиталов, являются:

·        резкий рост объемов иностранных портфельных инвестиций в российские ценные  бумаги;

·        получение Россией международного кредитного рейтинга и выход страны на       рынок международных коммерческих заимствований;

·        выход российских компаний и регионов на финансовые рынки с целью привлечения долгосрочных финансовых ресурсов;

·        формирование механизмов внутренних коллективных инвестиций.

Все эти перемены позволяют, опираясь на опыт других стран, надеяться на       устойчивое развитие российского рынка капиталов и на высокую активность на нем иностранных инвесторов, что, безусловно, должно существенно помочь  экономике России.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 РЕФЕРАТЫ