бесплатные рефераты

Ценные бумаги в российской экономике

Данные о курсах ценных бумаг на Санкт-петербургской бирже пуб­ликовались в биржевом бюллетене «Официальная вексельная и фондовая котировка на Санкт-петербургской бирже», который выходил на русском и французском языках.

Усиление государственного регулирования фондового рынка прояви­лось и в том, что 19 ноября 1907 г. министр финансов утвердил «Правила для сделок по покупке и продаже иностранной валюты, фондов и акций на Санкт-петербургской бирже». Эти правила повлияли на деятельность других бирж в России.

В годы промышленного подъема (1909—1913 гг.) Санкт-Петербургс-кая биржа превратилась в место торговли главным образом диви­дендными бумагами (акциями). Что касается остальных бирж — опе­рации с ценными бумагами имели ограниченное значение. На Мо­сковской бирже размещались разного рода облигации, на Варшавской, Киевской, Одесской и Рижской биржах — акции местных предприятий и т.д.

Российские биржи выполняли своеобразную функцию, обусловлен­ную отсутствием в стране торгово-промышленных палат. Благодаря ежегодно созывавшимся с 1906 г. съездам биржевой торговли и сельского хозяйства биржи получили возможность выявлять и отстаивать коммер­ческие интересы и нужды отечественных предпринимателей.

Следует учесть, что на биржах совершались отнюдь не все операции с ценными бумагами. Значительный по объему внебиржевой оборот формировался в результате операций с ценными бумагами, которые производили различные кредитные учреждения, прежде всего банки. Банки выдавали ссуды под ценные бумаги. Все бумаги должны были котироваться на бирже, т.е. по ним должна быть установлена рыночная цена. Такой кредит имел огромное значение. Он облегчал размещение ценных бумаг, давая возможность купить большое количество бумаг. Такой кредит задерживал падение курсов, так как давал возможность владельцам ценных бумаг не продавать их во время спада цен, а до­жидаться более благоприятной ситуации.

Создавался своеобразный тип «твердого держателя» — владеющих ценными бумагами с помощью банковского кредита. Прямым следстви­ем развития кредита под залог ценных бумаг, а также формирования собственных портфелей ценных бумаг была концентрация в банках ог­ромных пакетов акций.

Государственное регулирование фондовой деятельности было важно и целесообразно для эффективного развития фондовых бирж, особенно в стадии формирования рынка ценных бумаг.

 

 1.6.2 Ценные бумаги в условиях СССР

 

После октябрьских событий декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 23 декабря 1917 г. все операции с ценными бумагами на территории страны были запрещены. Были аннулированы и облига­ции внутренних и внешних государственных займов. Это, с одной сто­роны, освободило страну от платежей по государственному долгу; с дру­гой — привело к отказу от исторического опыта использования ценных бумаг, разрушило фундамент международного кредита и торговых от­ношений между Россией и западными державами. В процессе национали­зации прекратили существование акционерные общества. Их акции и об­лигации утратили юридическую силу. В результате корпоративные цен­ные бумаги также были выведены из экономического оборота. Рынок ценных бумаг прекратил свое существование на территории Советской России.

После окончания гражданской войны страна приступила к восстанов­лению народного хозяйства, проводя новую экономическую политику (нэп).

В целях максимального привлечения свободных средств для восстано­вления экономики правительство попыталось перейти к активному ис­пользованию ценных бумаг на новых политических и экономических условиях. В течение 1922—1927 гг. были выпущены самые разнообразные займы с различными сроками, доходностью, формами выплаты дохода, способами размещения и т.д.

Первые займы (три выпуска), выпущенные в 1922—1923 гг., носили натуральную форму — исчислялись в хлебной и сахарной единицах. Это было связано с отсутствием нормальной денежной системы, обес­ценением валюты и острой нехваткой жизненных средств в форме хлеба и сахара. Займы были выпущены беспроцентными и на короткий срок. По мере стабилизации денежного обращения после проведения денежной реформы (1922—1924 гг.) займы стали выпускаться в денежном ис­числении.

По срокам займы были краткосрочные (не более одного года), сред­несрочные (от двух до пяти лет) и долгосрочные (шесть, семь, десять лет). Основная тенденция заключалась в постепенном увеличении доли сред­несрочных и долгосрочных займов.

По способу размещения займы делились на добровольные, доброволь­но-принудительные и принудительные. Например, второй крестьянский выигрышный займ 1925 г. реализовался через сеть персональной аген­туры, руководимой волостными и уездными уполномоченными. В горо­де его размещение осуществлялось открытой продажей. Часть об­лигаций продавались органам Наркомфина по биржевому курсу. Оста­льные были реализованы в рассрочку через сберкассы. В принудительном порядке размещалось несколько займов: первый и второй шестипроцентные выигрышные займы 1922 и 1924 гг., первый трехпроцентный внутренний займ 1924 г. Это объяснялось неблагопри­ятными экономическими условиями в стране и недоверием населения к советским займам.

По выплате дохода облигации займов можно подразделить на про­центный, беспроцентный, выигрышный и процентно-выигрышный.

Облигации займов этого периода характеризовались низким курсом и высокой доходностью. Например, по первому крестьянскому выиг­рышному займу 1924 г. доходность составляла 85 коп. на один рубль облигации. Процентный доход облигаций определялся на уровне 5, 6, 8 и даже 12%. Иногда, кроме процентного дохода, облигации выпуска­лись с выигрышами в тиражах. Вероятность выигрышей была высока. Например, по шести процентному займу укрепления крестьянского хозяй­ства 1928 г. один выигрыш приходился на 30 облигаций (в шести тира­жах). Все это было выгодно для покупателей. Для государства же рен­табельность займов была слишком низкой.

Держатели облигаций займов имели ряд дополнительных льгот: мож­но было получать ссуды банков под залог облигаций, использовать облигации при уплате налогов. Это обеспечивало высокую ликвидность государственных ценных бумаг.

Что касается внешних займов, то иностранные державы соглашались предоставить финансовую помощь только при признании дореволюци­онных долгов. Правительство вело переговоры в этом отношении, но положительных результатов не было.

Выпуск ГЦБ имел существенное значение для преодоления бюджет­ного дефицита. К концу восстановительного периода государственный бюджет сводился к положительным сальдо.

Значение ГЦБ не ограничивалось покрытием бюджетного дефицита. Они были использованы при проведении денежной реформы в 1922— 1924 гг. Например, в 1923 г. был выпущен гарантированный правитель­ством краткосрочный займ Наркомата путей сообщения в форме транс­портных сертификатов на сумму 24 млн. руб. золотом сроком от девяти месяцев до одного года. Номинал облигаций определялся в 5 руб. золотом. Сертификаты были предназначены для покрытия расходов железных дорог и для оплаты транспортных услуг. Они стали играть заметную роль в денежном обращении, так как в то же время параллель­но были введены две валюты — советские знаки и твердые червонцы большого достоинства. Мелкий же хозяйственный оборот остро нуждал­ся в твердой денежной единицы — купюре меньше червонца. Как раз такой потребности соответствовал пятирублевый сертификат, застрахо­ванный от обесценения; он представлял собой казначейские денежные знаки особого рода.

Новая экономическая политика открыла дорогу развитию других элементов рынка ценных бумаг. Восстанавливается вексельное обраще­ние и акционирование.

В первые годы советской власти вексельное обращение во время «военного коммунизма» прекратилось. С возвращением страны к мир­ной жизни, с переходом к нэпу вексель возродился. Вексельное обраще­ние регулировалось «Положением о векселях», которое было утверждено в 1922 г. При разработке векселей за основу был взят Российский вексельный устав 1902 г.

1 января 1926 г. Народным комиссариатом финансов была принята Инструкция учреждения Государственного банка по операциям учета векселей и специальным текущим счетам, обеспеченным векселями. При­нимались меры повышения вексельной дисциплины.

Появились акционерные общества. Они стали создаваться в 20-х гг. и представляли тогда одну из форм управления промышленностью, торговлей и банками при совместном участии в управлении нескольких хозяйственных организаций.

Возрождение различных инструментов рынка ценных бумаг объектив­но привело к формированию в новых экономических условиях бирж. В июле 1921 г. открылась первая советская биржа. В 1922 г. СНК были установлены правила фондовых биржевых операций. Фондовые отделы при товарных биржах могли заниматься торговлей: инвалютой (налич­ностью, траттами, чеками), банкнотами, советскими государственными ценными бумагами, акциями и паями, металлическими слитками.

В течение 1922—1924 гг. фондовые отделы главным образом заклю­чали сделки с валютой — червонцами — в связи с денежной реформой. К котировке на официальных фондовых отделах были допущены только платежные обязательства, выпущенные Наркомфином в 1923 г., и об­лигации первого шестипроцентного выигрышного займа. Операции с ни­ми были неудачны в связи с завышенной ценой. На внебиржевом рынке курс облигаций был значительно ниже.

После завершения денежной реформы прекратились операции с банк­нотами, и центр тяжести финансовой политики правительства перешел на оздоровление системы государственного кредита.

К концу 1924 г. вместо официальной неизменной цены государствен­ные ценные бумаги стали размещаться по рыночному курсу. Все банки, кредитная кооперация, сберкассы свободно участвовали в операциях. Чтобы соответствовать состоянию фондового рынка, масштаб выпуска займов сокращался. В 1925—1926 финансовом году было выпущено только два новых займа: второй крестьянский выигрышный займ и вто­рой восьмипроцентный внутренний займ 1926 г. (на общую сумму 200 млн. руб.).

Фондовые отделы при товарных биржах активно действовали в те­чение 1924—1927 гг. На 1924—1925 финансовый год насчитывалось 10 фондовых отделов при крупнейших товарных биржах.

Начиная с 1927 г. страна вступила в стадию индустриализации. Пра­вительство изменило курс на развитие рынка ценных бумаг. Главной формой размещения ГЦБ стала «подписка в рассрочку» (после 1930 г. она стала единственной). Она заключалась в добровольно-принудительных размещении и оплате облигаций. Подписка в рассрочку проводилась следующим образом: сберкассы выдавали инструкции о порядке раз­мещения займа, бланки для его учета и оформления и авансовую сумму облигаций предприятиям, учреждениям и сельским Советам. Последние выдавали подписчикам подписной лист, содержащий фамилию подпис­чика и сумму, на которую приобретались облигации. Затем подписные листы передавались в бухгалтерию для удержания взносов из заработной платы рабочих и служащих. Крестьяне первый взнос выплачивали в де­сятидневный срок после подписки, рабочие и служащие — в течение срока рассрочки — 10 месяцев. Все взносы перечислялись через Госбанк в государственный бюджет.

Начиная с 1927 г. государственные предприятия были обязаны по­мещать все запасные и резервные средства в ГЦБ. Кооперативные и акционерные (паевые) общества в приобретаемые ГЦБ должны были вкладывать 60% резервных средств. Состав кредиторов государства расширился до всех юридических лиц. В это время были организованы комиссии содействия государственному кредиту и сберегательному делу (комсоды) на всех предприятиях и в организациях под общим ру­ководством Центральной комиссий при Президиуме ЦИК СССР. Их задача состояла в том, чтобы контролировать работу по размещению займов, проводить массовые соревнования по подписке между цехами, предприятиями и т.д., в целом способствовать распространению го­сударственных займов.

Изменяется структура облигаций государственных займов по срокам. Более 94% государственных займов приходилось на долю долгосрочных облигаций.

По мере «укрепления» планового управления экономикой в 1930 г. были закрыты фондовые отделы бирж. Операции с ценными бумагами проводились снова по твердому официальному курсу, без учета реаль­ного состояния рынка. Обращение облигаций — покупка, продажа и за­лог — было запрещено. В результате ликвидность облигаций была серьезно ограничена. Подобным способом обеспечивалась долгосрочность хранения облигаций займов у их держателей. В 1930 г. правитель­ство с учетом огосударствления экономики приняло решение о лик­видации резервных капиталов трестов и запрещении государственным учреждениям, акционерным обществам и кооперативным предприятиям иметь облигации займов.

В течение 1930—1941 гг. правительство проводило реформу в сфере государственного кредита, которая выражалась в унификации облигации государственных займов путем их конверсии. Был выпущен ряд новых займов (под названием внутреннего займа пятилетки) для обмена облигаций ранее выпущенных займов. Конверсия привела все займы к единому стандарту — двадцатилетнему сроку. Погашение займов было отложено на 10—19 лет. Их доходность снизилась с 8—10% до 3—4% годовых.

Отказ от принципов новой экономической политики повлиял на использование ценных бумаг предприятий — векселей и акций. С 1929— 1930 гг. акционерные общества стали заменяться формами государствен­ных предприятий. Только после окончания второй мировой войны в некоторых странах народной демократии Советским Союзом и правитель­ствами этих стран совместно на паритетных началах были организованы акционерные общества с целью развития важных промышленных отрас­лей. С достижением цели совместные акционерные общества были лик­видированы, а доля собственности СССР была передана на льготных условиях заинтересованным правительствам.

Недолго просуществовало и вексельное обращение. В 1937 г. на территории СССР было введено в действие основанное на Женевских вексельных конвенциях 1930 г. Положение о простом и переводном векселе. Однако вексель использовался только в расчетных и кредитных отношени­ях, возникших в сфере экономического сотрудничества СССР с капитали­стическими странами. Во внутреннем же обороте СССР вексельное обра­щение было ликвидировано еще в 1930 г. в связи с переходом к системе прямого целевого банковского кредитования народного хозяйства.

Великая Отечественная война потребовала огромных финансовых ресурсов. Государственные займы служили одним из существенных ис­точников средств для финансирования военных расходов. В течение 1942—1945 гг. было выпущено четыре «военных займа» на общую сумму 72 млрд. руб. сроком на 20 лет исходя из 4% годовых.

После окончания войны был утвержден четвертый пятилетний план — план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945— 1950 гг. Была необходима конверсия всех займов.

В 1948 г. выпущен новый конверсионный займ — государственный двухпроцентный займ для обмена облигаций займов, выпущенных до 1947 г. (кроме выигрышного займа 1938 г., часть которого обменивалась на наличность, часть — на облигации трехпроцентного внутреннего выигрышного займа 1947 г.).

Обмен облигаций займов проводился сберегательными кассами на предприятиях, в учреждениях и колхозах в пределах определенного пери­ода. После конверсии объем долга сократился в несколько раз, умень­шились платежи по займам.

С 1946 по 1957 г. было выпущено пять займов восстановления и раз­вития народного хозяйства СССР и семь займов развития народного хозяйства (выпуска 1951—1957 гг.). Все они были выпущены сроком на 20 лет. Доход выплачивался только в виде выигрышей. Кроме того, еще два займа были выпущены сроком на 25 лет: внутренний выигрышный займ 1947 г. и четырехпроцентный внутренний выигрышный займ 1947 г.

Возникла ситуация, когда текущие расходы по обслуживанию госу­дарственных займов стали превышать поступления от размещения новых облигаций. Поэтому в 1957г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза», согласно которому в основном прекратился дальнейший выпуск новых займов, было отсрочено погашение ранее выпущенных займов на 20 лет и перестали проводиться выигрышные тиражи.

В дальнейшем ценные бумаги почти вышли из народнохозяйствен­ного оборота СССР. С этого практически нулевого состояния начинается возрождение рынка ценных бумаг.

 

1.6.3 Возрождение рынка ценных бумаг в Российской Федерации

 

В 90-х гг. Россия стала на путь возрождения рынка ценных бумаг, учитывающего как исторические российские традиции, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой.

Для существования в стране развитого рынка ценных бумаг необ­ходимы такие его компоненты, как спрос, предложение, посредники, участники, рыночная инфраструктура (коммерческие банки, фондовые биржи, инвестиционные институты и т.п.), а также системы его регулиро­вания и саморегулирования. Все компоненты были в основном созданы к 1994 г. Решающую роль в воссоздании рынка ценных бумаг сыграли приватизация и акционирование государственных предприятий — акци­онерные общества стали главными субъектами этого рынка.

Российский фондовый рынок характеризуется следующим:

·        небольшими объемами и неликвидностью;

·        "неоформленностью" в макроэкономическом смысле (неизвестно соотношение сил на фондовом рынке и т.п.);

·        неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной и      информационной инфраструктуры;

·        раздробленной системой государственного регулирования;

·        отсутствием государственной долгосрочной политики формирования рынка       ценных бумаг;

·        высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;

·        значительными масштабами грюндерства, т.е. агрессивной политикой   учреждения нежизнеспособных компаний;

·        крайней нестабильностью в движениях курсов акций и низкими инвестиционными   качествами ценных бумаг;

·        отсутствием открытого доступа к макро- и микроэкономической информации о       состоянии фондового рынка;

·        инвестиционным кризисом;

·        отсутствием обученного персонала и крупных, заслуживших общественное       доверие инвестиционных институтов;

·        агрессивностью и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой       этики;

·        высокой долей спекулятивного оборота;

·        расширением рынка государственных долговых обязательств и спроса       государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные       бумаги.

 

 Несмотря на все отрицательные характеристики, современный российский       фондовый рынок - это динамичный рынок, развивающийся на основе: масштабной       приватизации и связанного с ней массового выпуска ценных бумаг; быстро  расширяющейся практики покрытия дефицитов федерального и местного бюджетов  за счет выпуска долговых ценных бумаг; объявления первых крупных инвестиционных проектов производственного характера; расширяющегося выпуска предприятиями и регионами облигационных займов; быстрого улучшения  технологической базы рынка; открывшегося доступа на международные рынки капитала; быстрого становления масштабной сети институтов - профессиональных участников рынка ценных бумаг и других факторов.

 Основными событиями на российском рынке капиталов во второй половине      1996-1997 гг. явились:

·        падение процентных ставок (в том числе - по внутренним государственным облигациям), явившееся естественным следствием жесткой денежной политики

·        правительства и снижения инфляции;

·        получение Россией международного кредитного рейтинга, выход России и российских регионов на международный рынок долговых обязательств;

·        резкий рост российского рынка акций, сделавший Россию в последние полтора года самым быстрорастущим развивающимся рынком капиталов в мире;

·        массированный выход российских компаний на международный рынок ценных бумаг; создание успешного прецедента первичного публичного предложения акций российской компании на международном фондовом рынке;

·        развитие инфраструктуры фондового рынка, появление на внутрироссийском рынке механизмов коллективных инвестиций, быстрое развитие биржевой торговли и депозитарной инфраструктуры;

·        существенное увеличение потока зарубежных портфельных инвестиций в российские ценные бумаги; снижение интереса иностранных инвесторов к инвестициям в ГКО при огромном интересе к рынку российских акций и еврооблигаций. Как уже отмечалось выше, 1996-97 гг. стали периодами резкого падения инфляции в России. Одним из инструментов, с помощью которого правительству удалось контролировать прирост денежной массы и снизить инфляционные ожидания, стало последовательное снижение ставки рефинансирования Центрального банка РФ и снижение доходности государственных ценных бумаг.

 

Государственные бескупонные облигации Минфина России (ГКО) на протяжении      более трех лет были одним из самых привлекательных объектов портфельных      инвестиций в России как для российских, так и для зарубежных инвесторов.  Их привлекательность объяснялась высокой ликвидностью, очень высокими  процентными ставками (ставшими особенно привлекательными для иностранцев  после фиксации курса рубля в "валютном коридоре") и относительной  легкостью доступа на рынок для зарубежных покупателей. Однако в 1996 г. их  доходность стала резко снижаться - за период с декабря 1995 г. по декабрь 1996 г. средняя номинальная доходность трехмесячных ГКО упала со 135% до  32 % годовых. Эта тенденция получила продолжение и в 1997 г.

Одновременно со снижением стоимости обслуживания внутреннего долга Россия       добилась больших успехов и на рынке внешних заимствований. Получение РФ в октябре 1996 г. достаточно высокого кредитного рейтинга от международных  рейтинговых агентств Moody's /Ва2/ и Standard & Poor's /BB-/ позволило  федеральному правительству уже в ноябре выпустить первый с 1917 г.  международный облигационный займ объемом 1 млрд. долларов в виде т.н. еврооблигаций. Размещение еврооблигаций прошло на очень выгодных для  России условиях - купонная ставка по ним составила лишь 9,25% годовых в долларах США. В течение 1997 г. Россия выпустила еще два еврозайма - на 2  млрд. немецких марок и 2 млрд. долларов на не менее выгодных условиях. [7]

Интерес инвесторов к этим облигациям был огромен, и сейчас уже можно  говорить о том, что Россия завоевала свое место на рынке международных  облигаций.

Вслед за федеральным правительством к заимствованию средств на зарубежных   рынках перешли и регионы-субъекты Российской Федерации. В мае 1997 г. еврозайм объемом 500 млн. долларов разместила Москва; в начале июня состоялось размещение 300-миллионного займа Санкт-Петербурга, а в сентябре - еврозайма Нижегородской области объемом 100 миллионов долларов. Спрос на эти облигационные выпуски превысил все ожидания (так, объем заявок на  приобретение еврооблигаций Санкт-Петербурга составил более 1,4 млрд. долларов).

1996 г. стал также переломным для российского рынка акций. Победа Ельцина на президентских выборах в июне и получение Россией  кредитного рейтинга привели к резкому росту портфельных инвестиций в российские акции, и, как следствие, - к резкому росту рынка во второй половине года. MT-индекс, рассчитываемый информационным агентством "Скейт-Пресс" на основании цен пятидесяти наиболее ликвидных российских   акций и являющийся показателем общей тенденции на рынке, вырос в 1996 г.  на 137% в долларовом выражении, что сделало Россию самым быстрорастущим  фондовым рынком мира по итогам года. Тенденция к быстрому росту, определяемому прежде всего огромным зарубежным спросом, сохранилась и в  1997 г. - с 1 января по 15 сентября МТ-индекс вырос в долларовом выражении   уже на 146%.

Наряду с ростом рынка 1996 год ознаменовался возникновением еще одной      важнейшей тенденции - российские компании впервые приступили к привлечению капиталов и долгосрочных заемных ресурсов на международном финансовом рынке. Российские компании и банки в 1997 г. приступили и к международным заимствованиям через облигационные займы. Активно начало развиваться и  финансирование крупных российских компаний через привлечение синдицированных кредитов.

Существенные изменения происходили и в области инфраструктуры российского    фондового рынка. Была заложена законодательная основа создания единой депозитарной системы, после долгого затишья вновь стремительно стала развиваться биржевая торговля корпоративными ценными бумагами. Началось формирование внутрироссийской системы коллективных инвестиций, что очень важно для устойчивого развития рынка капиталов - в России появились паевые   инвестиционные фонды и т.н. общие фонды банковского управления.

Перемены на рынке капиталов сопровождались значительными изменениями в      поведении зарубежных портфельных инвесторов на российском фондовом рынке.

      Основные из этих изменений включают в себя:

 

·        резкое увеличение объема портфельных инвестиций в российские ценные бумаги;

·        быстрый рост числа фондов, инвестирующих в Россию, выход на российский рынок все большего числа западных институциональных инвесторов, брокеров и инвестиционных банков;

·        снижение интереса к рынку ГКО при постоянном повышении инвестиционной привлекательности акций и еврооблигаций российских эмитентов;

·        все более активное участие западных финансовых структур в проектах по корпоративному финансированию российских компаний и субъектов Российской Федерации.

 

В середине 1996 г., после победы Ельцина началось резкое увеличение потока       иностранных инвестиций в Россию. По оценке американской аналитической  компании PlanEcon, общий объем иностранных инвестиций в Россию в 1996 г. составил около 7 млрд. долларов (втрое больше, чем в 1995 г.), из которых около 2,5 млрд. долларов пришлось на прямые и около 4,5 млрд. - на  портфельные инвестиции. По оценке той же компании, накопленный объем иностранных инвестиций в РФ к концу 1996 г. составил около 24 млрд.  долларов.

 В 1997 году тенденция к росту потока явно продолжилась - общий объем активов оффшорных инвестиционных фондов, инвестирующих в Россию, более чем  удвоился за первые шесть месяцев года с 1,2 до 2,5 млрд. долларов. [7]

Портфельные инвестиции на российском рынке ценных бумаг во второй половине      1996-1997 г. можно разделить на несколько основных типов:

·        приобретение крупных пакетов акций приватизируемых компаний на       инвестиционных конкурсах и аукционах;

·        инвестиции в обращающиеся на вторичном рынке ликвидные акции;

·        инвестиции в еврооблигации России, субъектов РФ, российских компаний и       банков;

·        инвестиции в ГКО/ОФЗ на внутрироссийском рынке.

Для российского фондового рынка 1998 год  стал  годом тяжелых  испытаний. Мировой финансовый кризис, начавшийся еще в 1997 году, наиболее сильно ударил по развивающимся рынкам, к которым относится и Россия. В то же время драматическое                   падение российского рынка ценных бумаг в 1998 году было вызвано не столько «азиатским кризисом» и снижением мировых цен на нефть, сколько внутренними причинами — валютным  кризисом, кризисом банковской системы и, прежде всего,                   кризисом государственного долга (особенно внутреннего). Быстрое нарастание внутреннего государственного долга началось с 1995 года, в первую очередь, за счет заимствований на рынке государственных ценных бумаг — заимствований по сверхвысоким  ценам и на короткий срок. В это время система регулирования                   государственного долга практически отсутствовала. К началу  1998 года внутренний долг увеличился до 19,4% ВВП, а к  середине 1998 года — до 25,6% (в годовом исчислении).                   Увеличение внутреннего долга вызвало соответствующий рост расходов на его обслуживание. Так, средства, необходимые ежемесячно только для погашения ранее выпущенных облигаций  (без учета купонных выплат по двух-,   трехлетним купонным                  бумагам, ОФЗ), достигли в первой половине 1998 года 10—15%  месячного ВВП, или были больше, чем все месячные доходы федерального бюджета. Ситуация на рынке государственного долга усугублялась длительной задержкой в проведении необходимой девальвации  рубля: в результате инвесторы «закладывали» риск девальвации в                  цену государственных  бумаг,  что,  в  свою  очередь,  через рост их доходности вело к падению рынка акций. Большая доля нерезидентов на рынке государственных и                   корпоративных ценных бумаг требовала проведения взвешенной политики управления золотовалютными резервами страны и регулирования    валютного   курса   в   соответствии  с реальным  экономическим  развитием. В 1997 году и на протяжении большей части 1998 года этого практически не было. Не регулировались и высокие риски банковской системы, чрезвычайная слабость которой в полной мере проявилась в                  августе 1998 года.

 Развитие финансового кризиса 1997—1998 гг. в России прошло в              несколько этапов:

На первом этапе финансового кризиса (октябрь 1997 — январь 1998 года) под влиянием общемирового кризиса нерезиденты стали частично выводить свои средства с рынка государственных и корпоративных ценных бумаг. Сброс государственных ценных бумаг для репатриации прибыли заметно увеличил спрос на доллары и снизил цены на корпоративные ценные бумаги. Снижение золотовалютных резервов Банка России в условиях падения мировых цен на сырье поставило на повестку дня вопрос о                девальвации рубля уже в конце 1997 года. Однако вместо этого было заявлено о введении стабильного валютного коридора на  1999—2000 гг. и  об отказе от девальвации, что кроме прочих негативных последствий дало российским банкам и другим             участникам рынка неверные ориентиры. Все эти события неизбежно повлияли на дальнейшее падение цен на акции. В итоге уже в январе 1998 года произошло два серьезных падения котировок российских ценных бумаг, составивших около 30%. Общее падение  индекса РТС с начала октября 1997 года до конца января 1998  года превысило 50,9%. Временная стабилизация ситуации на рынке ГКО-ОФЗ и валютном рынке, произошедшая в феврале – марте 1998 года, оказала благоприятное воздействие и на российский рынок  корпоративных ценных бумаг. На протяжении февраля индекс РТС-1                  обнаружил определенные тенденции к повышению и вырос на 8,87%, а в марте — на  7,02%.

Второй этап финансового кризиса  в России пришелся на конец марта – май 1998 года. Весенний правительственный кризис и явное ухудшение состояния платежного баланса явились толчком к углубленному изучению инвесторами экономического положения России. Ситуация требовала проведения ряда неотложных мер:

  • девальвации рубля (поскольку в I квартале 1998 года был зафиксирован существенный дефицит платежного баланса на фоне низких цен на сырье и низкого уровня золотовалютных резервов Банка России);
  • реструктурирования государственного долга путем  замены дорогих и коротких ГКО-ОФЗ на более дешевые и длинные бумаги  (или, в крайнем случае, перехода к инфляционному погашению   задолженности).

Отсутствие действий в этих направлениях обусловило рост                 пессимистических настроений инвесторов, которые в мае 1998 года вновь начали рассматривать Россию как зону повышенного риска, что и привело к быстрому росту  уровня доходности на рынке государственных ценных бумаг. В него, в частности, были                   включены  риски неисполнения Минфином России своих обязательств по государственному долгу и риск  девальвации  рубля. Резкое повышение доходности ГКО стало для многих инвесторов серьезным сигналом к уходу с рынка. В июне после снижения кредитных рейтингов России, ряда российских банков и компаний начались массовый вывод средств инвесторов с финансовых рынков и, соответственно, новое                 повышение процентной ставки по ГКО, которая превысила 50%. Соответственно и цены на акции упали на 20%. Это резко повысило давление на обменный курс рубля и потребовало новых масштабных интервенций на валютном рынке со стороны Банка                   России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 РЕФЕРАТЫ