бесплатные рефераты

Этикет руководителя как средство повышения эффективности руководства

   Наименее почетными считаются места на торцах стола (за исключением тех случаев, когда хозяин один возглавляет стол), поэтому сажать на эти места гостей, особенно женщин, не рекомендуется. Если возникают затруднения с рассадкой и есть необходимость использовать места на торцах стола, а приглашенные сочли бы для себя унижением сидеть на этих местах, хозяин и хозяйка могут сами занять их.

   Если завтрак или обед проводится во время двустороннего совещания или конференции, возможна рассадка одной делегации напротив другой. При этом главы делегаций будут сидеть в центре стола. При составлении плана рассадки обращается внимание на то, чтобы женщина не сидела рядом с женщиной, а муж – рядом с женой.

   Для того, чтобы гости не скучали, и за столом была создана атмосфера дружелюбия и хорошего настроения, важное значение приобретает рассадка не только по старшинству, но и в соответствии с особенностями их характера и темперамента. Гостей, склонных скорее послушать других, нежели рассказывать что-либо самим, следует посадить с человеком, умеющим вести интересную беседу. Однако вне зависимости от индивидуальных особенностей характера (излишняя стеснительность, боязнь сказать что-либо невпопад и т. д.), присутствующий на завтраке, обеде обязан поддерживать разговор, и особенно с теми гостями, которые сидят рядом с ним. Как бы ни был кто-либо из присутствующих чем-то расстроен или озабочен, он не должен демонстрировать свое плохое настроение.

   Важная роль отводится руководителю принимающей стороны, который должен направлять беседу, подключать к участию в ней всех присутствующих, способствовать тому, чтобы гости беседовали между собой на интересующие всех темы.

   Для дружеских встреч пословица: «Когда я ем, я глух и нем» не подходит. Когда за столом или в гостиной воцаряется неуклюжая тишина, сам хозяин должен попытаться наладить общую беседу. Недаром французы говорят, что молчание отдаляет больше, чем расстояние.

   Недостатком организации разговора за столом, однако, скорее бывает не отсутствие общей темы для него, а неумение найти подходящую тему. В «Лексиконе прописных истин» Гюстава Флобера записано, что политика и религия должны быть исключены из беседы.[41;167] Политика настолько вошла в жизнь современного человека, что обсуждения политических вопросов не избежать. Все же начинать беседу с вопроса: « А что вы думаете о шансах на предстоящих президентских выборах?», выпивая при этом бокал вина и закусывая салатом, в высшей степени нелепо.

   Если все собеседники заинтересованы в обсуждении серьезных вопросов, то в ходе беседы разговор естественным путем должен перейти к ним. При этом нельзя забывать: никогда не следует навязывать обществу свои темы.

   У гостей останется самое благоприятное воспоминание о встрече даже в том  случае, если по каким-либо причинам не понравилось угощение, но они имели возможность познакомиться с интересными людьми и провести  время за содержательным разговором.

   Цветы украшают стол и способствуют созданию торжественного, праздничного настроения. Однако большие букеты цветов, помещенные к тому же в высокие вазы, будут заслонять сидящих за столом друг от друга и препятствовать ведению беседы. Поэтому цветы с коротко обрезанными стеблями ставят на стол в низких вазах. Нарядно выглядит стол с красиво разложенными по центру вдоль него цветами. Для такого украшения подбирают цветы, способные сохранять свежесть долгое время при отсутствии воды.

   Приходить на обед необходимо точно в указанное в приглашении время. Опоздание считается нарушением этикета и может быть воспринято с обидой.

   Хозяева ждут опаздывающих не более пятнадцати минут, а затем приглашают собравшихся к столу. Хозяева не должны заставлять гостей ждать более этого срока, так как у них может создаться впечатление, что хозяева в ущерб их интересам по каким-то причинам отдают предпочтение опаздывающему гостю.

   Инициатива ухода с завтрака (обеда) принадлежит главному гостю. После того как главный гость попрощался с хозяевами и с присутствующими на приеме, начинают постепенно уходить и другие гости. Перед уходом благодарят хозяев за вкусное угощение и приятно проведенное время.

   Возможно равные виды приемов, в частности, «шведский стол». Он проводится в те же часы, в которые обычно устраиваются завтрак или обед. На такой обед можно пригласить больше гостей, чем на обычный завтрак или обед. Его проведение проще: оно не связано с размещением гостей за столом, да и вся организация менее сложна и затруднительна.

   Участники буфетного обеда не сидят за общим столом, а подходят к нему, берут левой рукой салфетку, на которую ставят тарелку с предварительно положенными на нее ножом и вилкой, а затем накладывают на тарелку кушанья. Правой рукой берут бокал с вином, соком или каким-либо другим напитком. Бокал оборачивают в бумажную салфетку, чтобы при запотевании от холодных напитков влага не попадала на руки.

   Наполнив тарелку, гости, давая возможность подойти к столу другим участникам приема, отходят от стола и располагаются на стульях, диванах, креслах. Хозяева, проводя подготовку к такому обеду, обращают внимание на то, чтобы все гости, отойдя от стола, имели возможность сесть либо в зале, где находится стол, либо в другой комнате.

   Может возникнуть немало затруднений, если в процессе еды тарелку держат на весу или поставив на колени. Поэтому устроители обеда подготавливают несколько небольших столиков, на которые гости могут поставить тарелку или бокал с напитком. Если позволяют размеры помещения, то в зале, где находится стол с угощениями, или же в другом зале ставят несколько столов, за каждым из которых могут одновременно разместиться 4-5 человек. Эти столики украшают цветами, а также сервируют столовыми приборами.

   Женщины, приглашенные на буфетный обед, как правило, сами подходят к столу и берут себе то, что им нравится. Однако предупредительный мужчина может поинтересоваться, что принести его спутнице, и выполняет ее пожелание.

   В настоящее время большое распространение получили приемы типа «коктейль» или типа «фуршет». Приемы типа «коктейль» до некоторой степени напоминают буфетный обед с той разницей, что число приглашенных на фуршет больше, угощение скромнее, и гости проводят все время, отведенное для приема, стоя. Продолжительность такого приема составляет не более двух часов. Эти приемы устраивают, как правило, в промежуток времени от 17 до 20 часов.

   В зависимости от числа приглашенных подготавливаются один или несколько столов, на которые выставляют холодные закуски, красиво оформленные маленькие бутерброды, кондитерские изделия, фрукты. Иногда подаются и холодные закуски. На столы кладутся тарелки, ножи и вилки. Спиртные и прохладительные напитки, разлитые по бокалам, разносят гостям официанты.

   Коктейли проходят в менее формальной и более непринужденной атмосфере, чем вышеописанные приемы. На коктейлях гости переходят от одной группы гостей к другой, имеют возможность познакомиться со многими людьми, побеседовать с ними.

   На коктейль можно прийти и уйти в любой час в пределах указанного в приглашении времени, то есть необязательно приходить к началу приема, так же как нет необходимости присутствовать на нем до его окончания. Тот, кто присутствует на коктейле в течение всего времени его проведения, тем самым выражает свое особое дружеское отношение к хозяину приема, а также тому лицу, в честь которого устраивается данный прием. Если кто-то продемонстрировать холодность или натянутость отношений, существующих между ним и устроителями приема, он проводит здесь не более десяти-пятнадцати минут.

   Многие бизнесмены предпочитают свои предложения делать в ходе приятельской беседы за ресторанным столиком. Таковы общепринятые правила игры. Отправляясь в ресторан после переговоров, учитывайте обращенные к вам реплики партнеров. Возможно, в них содержится истинное зерно переговоров.

   За столом также следует соблюдать правила поведения в данном регионе. Нельзя проявлять неприязнь к еде или обычаям других народов. Это может стоить вам важной сделки. Если вам действительно не хочется пить и есть, сошлитесь на аллергию, еще лучше – на запрещение врача. Если во время командировки вас приглашает к себе партнер, не забудьте ответить ему тем же. Ваша «забывчивость» серьезно обидит компаньона.

  Таким образом, все вышеизложенное – это не только правила хорошего тона, но и путь к установлению с партнером личных отношений, которые в бизнесе значат очень многое.

   Как бы вам ни понравилось на приеме, как бы вы ни были увлечены беседой, не следует задерживаться на нем дольше времени, указанного в приглашении, так как это может быть обременительно для хозяев и нарушит их дальнейшие планы.

   Каждый человек сам решает, какое платье или какой костюм следует надеть на прием. При этом он руководствуется собственным вкусом, сведениями, почерпнутыми из журнала мод, советами художников-модельеров. Но существуют определенные правила, следуя которым подбирают туалет для того или иного торжественного события.

   Отправляясь на прием, на выставку, в театр, на вечер отдыха, обычно подбирают туалет понаряднее. Первое впечатление отнюдь не безразлично. Зачастую одного взгляда на тот или иной наряд достаточно, чтобы сделать заключение об отсутствии или наличии вкуса или даже иногда определить общий уровень духовной культуры и воспитания человека.

   Правила этикета, соблюдаемые при выборе туалета на приемы, помогают одеваться и выглядеть нарядными и элегантными во всех торжественных случаях. Если в приглашении на завтрак, коктейль, а также на другие приемы, начинающиеся до 20 часов, форма одежды не оговаривается, то в большинстве случаев можно приходить в повседневном костюме любого неяркого цвета. Например, темно-серого, темно-синего, темно-коричневого. В последнее время мода, а вместе с ней и правила этикета в одежде стали более демократичны. Повседневная одежда, тщательно отглаженная, дополненная свежей сорочкой и красивым галстуком, давно уже успешно конкурирует с парадным туалетом и служит для посещения самых различных мероприятий. В особых случаях, а также на приемы, начинающиеся в вечернее время, рекомендуется  надевать костюм темного цвета.

   На все виды приемов рекомендуется надевать белую сорочку. В настоящее время модны мужские сорочки различных расцветок. Но цветные сорочки можно надевать на цветные приемы и приемы, не носящие строго официального характера.

   Галстук может быть любой, но желательно не очень яркой расцветки. Черный галстук надевается только в знак траура. Следует обращать внимание на то, чтобы цвета рубашки и галстука гармонировали с цветом ткани костюма. Галстук должен быть не слишком длинным, но и не коротким. Оптимальная длина галстука – чуть выше пояса брюк.

   Обувь на прием рекомендуется надевать темных тонов, предпочтительнее черного цвета. К темному костюму нельзя надевать светлую обувь. Одежда должна быть чистой, выглаженной, обувь хорошо начищена.

   Женщины при выборе туалета руководствуются собственным вкусом. Задача облегчается тем, что основное требование этикета, которого следует придерживаться, довольно простое: чем более торжественный и официальный характер носит прием и чем в более позднее время он проводится, тем наряднее должна быть одежда женщины.

   На приемы, начинающиеся в дневное время, а также на коктейль рекомендуется надевать обычной длины платье, платье-костюм или костюм. Желательно, чтобы одежда была простого, строгого фасона. Платье может быть закрытым или с небольшим вырезом, с рукавами средней длины или длинными.

   Не существует каких-либо ограничений в выборе материала для платья. Однако в летнее и весеннее время предпочтение следует отдавать легким тканям светлых тонов, а зимой – более плотным, темных тонов.

   Туалет могут дополнять небольшая шляпка, шелковые, матерчатые или лайковые перчатки, а также кожаная или замшевая сумочка. Шляпка во время приема не снимается. Ее можно не снимать в кафе, ресторане, в гостях, на торжественном собрании. Перчатки следует подбирать в тон платью или же остановиться на нейтральном спокойном цвете. Перчатки до начала еды не снимаются. Здороваясь за руку, женщина перчатки не снимает. Поверх длинной перчатки можно надеть браслет, но ни в коем случае не кольца.

   Туфли могут быть из кожи или замши на любом удобном каблуке. Платье может быть обычной длины или длинным. Короткое вечернее платье должно быть скромнее длинного. Шляпку с вечерним платьем не надевают. Перчатки к вечернему платью подбирают шелковые или кружевные, а сумочку – небольшую по размерам, из парчи, бархата, шелка, атласа.

   Туфли к вечернему платью подбирают из цветной кожи, но неяркого цвета. Принято считать, что туфли красные, ярко-синие, светло-коричневые и других ярких цветов не подходят к тем тканям, которые не используются для вечерних платьев.

   Выбирая туалет, необходимо обращать внимание на цветовую гамму туалета, на то, чтобы и платье, и аксессуары естественно дополняли друг друга, а фасон одежды соответствовал особенностям фигуры.

   При выборе туалета решающее слово остается за индивидуальным вкусом. К сожалению, иногда решающими факторами при этом становятся такие, как стремление во всем следовать моде или тщеславное желание ни в чем не уступать кому-либо.

   Если женщина слепо следует за мельчайшими изменениями моды, не обращая внимание на то, соответствуют ли нововведения особенностям ее фигуры и даже в какой-то степени характера, ее туалет будет выглядеть в лучшем случае   экстравагантно, а в худшем – вульгарно.

   Одежда играет важную, но неединственную роль в том, что создает внешний облик человека. Существенное значение имеет также красивая прическа, умелое использование косметических средств, простые и скромные манеры поведения.

   Особым вопросом является этикет представителей сильного пола. На мужчин этикет накладывает некоторые особые обязанности. На улице он, как правило, должен идти слева от женщины, так как место справа принято считать более  почетным. Распространено мнение, что, сопровождая двух женщин, мужчина должен занимать место в центре и тем самым оказывать равное внимание обеим спутницам. С этим согласиться нельзя. Во-первых, место в центре наиболее почетно, и его всегда уступают матери. Во-вторых, заняв место в центре,  мужчина попадает в крайне неловкое положение именно по той причине, что он должен оказывать равное внимание обеим спутницам. Действительно, обращаясь к одной из них, он неизбежно будет отворачиваться от другой, что выглядит невежливо. Поэтому мужчине следует занимать крайнее место, предпочтительнее с левой стороны.

   Находясь в помещении или вне его, мужчина идет впереди женщины лишь в исключительных случаях. Например, если на пути встречается какое-либо препятствие, то мужчина преодолевает его первым, а затем помогает пройти женщине. В подобном же случае, то есть когда мужчина чувствует, что женщина нуждается в его поддержке, он может предложить ей опереться на его руку.

   Мужчина первым выходит из автомашины, автобуса, троллейбуса, вагона поезда и, помогая сойти женщине, подает ей руку, с тем, чтобы она могла на нее опереться. Сопровождая женщину, мужчина не должен курить.

   Отправляясь на такси в театр, ресторан, на встречу с друзьями, мужчина подходит  к автомашине и открывает правую заднюю дверцу. Женщина садится первой. Мужчине не следует садиться рядом с водителем, так как это будет выглядеть невежливо по отношению к его спутнице. В соответствии с правилами этикета в автомашине наиболее почетным считается место на заднем сиденье с правой стороны по направлению движения, а не рядом с водителем, так как это будет выглядеть невежливо по отношению к его спутнице. В соответствии с правилами этикета в автомашине наиболее почетным считается место на заднем сиденье с правой стороны по направлению движения, а не рядом с водителем, как считают многие. Однако в связи с тем, что садиться в автомашину со стороны проезжей части улицы опасно, левая задняя дверца такси, как правило, не открывается. Поэтому женщина, первая садясь в такси, занимает место рядом с левой дверцей, позади водителя. Мужчина в данном случае вынужден допустить некоторое отступление от правил, так как не может воспользоваться левой задней дверцей, чтобы сесть на менее почетное место.

   Если же посадка в автомашину, но не в такси осуществляется во внутреннем дворике, на специальной стоянке и в местах, где нет интенсивного движения, мужчина садится в машину через левую заднюю дверцу и занимает место позади водителя.

   Когда мужчина сам управляет автомашиной, он сначала помогает сесть своей спутнице на переднее сиденье, а затем занимает место за рулем. Во всех случаях, когда на своей машине вас подвозит коллега или знакомый, садиться нужно рядом с ним на переднее сиденье, так как оставлять его одного впереди невежливо.

   Мужчина несколько опережает женщину, когда открывает дверь для нее. Входит в помещение вслед за женщиной. Спускаясь по лестнице, мужчина идет на одну-две ступеньки сзади. Этикет предусматривает такой порядок следования на основе правила – мужчина должен быть готов прийти на помощь женщине в любой момент. Женщина может оступиться или поскользнуться, и тогда мужчина поддержит ее.

   Прибыв в театр, кино, мужчина, держа билеты в руке таким образом, чтобы контролер мог их видеть, пропускает женщину вперед. Входя в вестибюль, мужчина снимает головной убор. При выходе он может надеть его только в дверях. В гардеробе мужчина помогает женщине снять пальто, плащ и лишь после этого раздевается сам.

   Если билетер не показывает путь к местам, указанным в билетах, мужчина идет чуть впереди, показывая дорогу. Проходить на свои места между рядами в зрительном зале следует только лицом к сидящим. При этом женщина проходит первой, а мужчина следует за ней. Если в театр, кино вместе приходят несколько мужчин и женщин, то первым между рядами проходит мужчина, за ним женщины. Последним проходит также мужчина. Во время спектакля или киносеанса женщина не будет сидеть рядом с незнакомыми людьми.

   В кафе или ресторане мужчина, показывая дорогу к столику, если он заранее выбран или заказан, идет вперед. Во всех других случаях порядок следования будет следующим: метрдотель, женщина, мужчина. Подойдя к столу, мужчина помогает женщине сесть, отодвигая стул от стола и в то время, когда она садится, придвигая его мужчина садится слева от женщины, а если стол небольшой, то напротив ее. Сев за стол, мужчина подает женщине меню, предлагая ей выбрать блюдо. Если мужчина хорошо знаком с кухней ресторана, он может порекомендовать несколько кушаний. Нередко женщина предоставляет право выбора блюд для себя мужчине. Заказывает блюда официанту всегда мужчина.

   Теперь приведем девять основных правил, рекомендуемых путешественникам Генеральным европейским управлением по туризму[41;173]:

· Не забывайте, что в своей стране вы всего лишь один обыкновенный гражданин среди миллионов сограждан, в то время как за границей вы «русский» или «француз». От ваших поступков зависит мнение о вашей стране.

· Если вам покажется, что за границей все хуже, чем на родине, всегда оставайтесь дома. А если покажется, что все лучше, не возвращайтесь на родину, у вас ее нет.

· За границей не шумите, ведите себя спокойно.

· Не привлекайте внимания своей одеждой. Одеваться надо скромно, согласно общепринятым стандартам.

· Петь можно лишь тогда, когда вас об этом просят.

· Не старайтесь отличиться там, где заведомо известно, что проиграете. А выиграв, не слишком бурно выражайте свою радость.

· Помните о том, что красочные выражения вашего языка не всегда совпадают с иностранными в прямом переводе.

· Старайтесь разобраться в том, что вам не знакомо, что видите впервые.

· Не пытайтесь поучать, лучше учитесь сами.

   Определенный порядок делового этикета должен поддерживаться не только в контакте с деловыми партнерами, но в каждодневном общении со своими сотрудниками. Вот некоторые основные подходы в этой области, разработанные А. М. Омаровым[41;174]:

· Руководитель действует по плану, упорядочивающему его отношения с подчиненными, при этом выделяется время на обдумывание перспективных вопросов и повышение своей квалификации. Руководитель, работающий по принципу «открытых дверей»: в кабинет идет кто хочет, когда хочет и по любому поводу, - не может рассчитывать на рациональное использование своего времени.

· Основой подлинного авторитет руководителя являются знания и умения, принципиальность и человечность.

· Кто хочет приказывать, тот должен уметь подчиняться – только тогда он научится управлять.

· Руководитель, слабо разбирающийся в специальных вопросах, подобен слепому, взявшемуся быть проводником.

· Следует быть смелым и решительным; ничто так не компрометирует руководителя, как безынициативность и трусость, боязнь брать на себя ответственность, постоянное ожидание указаний свыше: что и как делать.

· Без веских причин незачем откладывать решение вопроса; бремя нерешенных вопросов давит на психику и делает человека раздражительным.

· Не торопитесь вносить изменения в уже принятые решения, пока не уясните, что именно нужно скорректировать. Торопливые, а значит, и недостаточно продуманные действия часто не приносят пользы.

· Не спешите с заключениями по вопросам, в отношении которых необходимо высказать свои соображения. Прежде изучите всю информацию, посоветуйтесь с опытными людьми и внимательно выслушайте любые мнения по этим вопросам. Загружайте подчиненных работой таким образом, чтобы они научились ценить время: нет ничего хуже, чем вынужденное безделье.

· При неудачах не сетуйте на внешние обстоятельства, ищите корень их в себе, памятуя, что мастер находить оправдания всегда и всему редко бывает специалистом еще в чем-нибудь.

· С непредвиденными обстоятельствами сталкиваются, как правило, руководители, неспособные предугадать их, почувствовать их приближение, и подготовиться к ним.

· Распределяйте задания соответственно опыту и способностям каждого подчиненного. Нельзя давать поручения, явно превышающие способности работника: задание должно быть в достаточной мере трудным, но выполнимым. Давая задание, надо объяснить его цель и смысл, чтобы он мог действовать сознательно и проявлять инициативу. Нельзя поручать одновременно несколько важных срочных заданий: это распыляет внимание исполнителя. Рекомендуется определить приоритетность заданий и выделить из них самые важные и срочные.

· Неразумно рассчитывать только на себя, считая себя все знающим и все умеющим. Никогда сами не делайте того, что могут выполнить ваши подчиненные, за исключением случаев, когда надо показать пример. Участвовать во всех делах и заниматься деталями, принимать посетителей, держа в одной руке телефонную трубку, а другой подписывать письмо и одновременно переговариваться со стоящим у письменного стола сотрудником – далеко не лучший стиль работы.

· Отсутствие указаний «сверху» - не основание для бездействия. Входящие в компетенцию руководителя вопросы должны решаться им самостоятельно, без специального на то разрешения высшей инстанции.

· Выполнение каждого задания обязательно контролируйте: отсутствие контроля может навести работника на мысль о ненужности выполняемой работы; в то же время следует избегать мелочной опеки над подчиненными.

· Если среди ваших подчиненных есть хотя бы один бездельник, сделайте все необходимое, чтобы заставить его работать, иначе он может подорвать дисциплину во всем коллективе.

· Когда предлагаемое сотрудником решение не противоречит в принципе вашему мнению, предоставьте ему максимум свободы: нет нужды вести дискуссию по мелочам и мешать проявлению его инициативы. Каждое достижение работника и его инициативу  надо непременно отмечать. Не забывайте поблагодарить подчиненного, желательно в присутствии дру-гих работников, за хорошую работу. Человека ободряет положительная оценка его действий и огорчает, если не замечают успеха.

· Каждый раз отмечайте положительные сдвиги в поведении неподатливого сотрудника, которых ему удается добиться. Убедите его, что вы за разумные компромиссы и вовсе не разделяете лозунга «все или ничего».

· Не бойтесь, если ваш подчиненный окажется более сведущим  в каком-либо вопросе; радуйтесь такой опоре и поддерживайте его. Хорошая репутация подчиненного – это похвала руководителя, она ставится ему в заслугу.

· Не давайте обещаний если не уверены, что они обязательно будут выполнены. Настоящий руководитель не бросает слов на ветер, взвешивает каждое свое обещание и, если оно дано, исполняет его со всей энергией и настойчивостью.

· Создавайте и постоянно поддерживайте материальную и моральную заинтересованность подчиненных в результатах труда. Лучше не увлекаться наказанием; если вы не полностью уверены в виновности подчиненного, то предпочтительнее от наказания воздержаться.

· Шутите сами и позволяйте шутить окружающим. Добрая шутка создает обстановку доверия, делает труд более привлекательным и производительным.

· Держите себя с людьми ровно, не теряйте самообладания ни при каких обстоятельствах. Кто не может управлять собой, тот не может управлять вообще.

· Не старайтесь приобрести репутацию «доброго» руководителя, фамильярничая с подчиненными.

· Не говорите в споре что-то резкое и тем более оскорбительное. Подумайте о том, что у каждого человека есть чувство собственного достоинства. Чтобы разобраться в точке зрения оппонента, попытайтесь поставить себя на его место.

· Не прикрывайте грубость ссылками на необходимость усиления требовательности – это далеко не одно и то же.

· Помните: искра уважения и тем более любви, зароненная руководителем в сердце подчиненного, способна зарядить его на творческую самоотверженную работу, не считаясь со временем.

· Никогда не используйте власть до тех пор, пока не убедитесь, что все остальные средства воздействия исчерпаны; действуйте методом убеждения, находите индивидуальный подход к каждому работнику с максимально возможным учетом особенностей его характера, знаний, опыта и отношения к делу.

· Не злоупотребляйте терпением подчиненных, будьте кратки в деловом разговоре с ними.

· Всегда предварительно выясняйте, насколько уместными могут оказаться ваши критические замечания в адрес подчиненных в каждом конкретном случае, имея в виду, что их ошибки могут быть вызваны уважительными причинами.

· Без особой надобности не делайте подчиненным замечания в присутствии третьего лица, чтобы не унизить его. Не отзывайтесь о подчиненных недоброжелательно и тем более заочно, высказывайте свои претензии к ним открыто. Помните афоризм: похвала, высказанная заочно, рано или поздно дойдет до ушей того, к кому она относится, недоброжелательные слова доходят сразу.

· Оценивая поведение подчиненного, не придавайте случайным и второстепенным деталям слишком большое значение.

· Умейте трезво оценить результаты своей деятельности, признавать свои ошибки и отменять неправильные решения.

· Скромность – это не только украшение: можно быть скромным, не будучи умным, но нельзя быть мудрым не обладая скромностью.

· Внимательно и благожелательно выслушивайте любую критику и любое предложение подчиненных, даже если они не существенны. Иначе в другом случае они промолчат и по более существенному поводу. Руководитель, пренебрегающий справедливыми критическими замечаниями, неизбежно противопоставляет себя коллективу и в конечном счете теряет возможность эффективно управлять.

· В манере говорить проявляются и профессиональная грамотность, и общая культура, и нравственный облик руководителя. Благоприятное впечатление производят простота речи, удачно выбранные интонации, выражение лица и поза, метко и к месту высказанное слово.

· Желательно, чтобы в ваших действиях не было никакого формализма: они должны быть продиктованы целесообразностью.

· Иногда полезнее высказать замечание в виде вопроса: «Не считаете ли вы, что здесь допущена ошибка?» или «Не думаете ли вы, что здесь следует что-нибудь изменить?», чем сказать подчиненному то же самое в приказной форме. Вообще старайтесь давать указания в стиле доверительного общения: «прошу», «будьте добры» и т. д. Если вы имеете в коллективе авторитет, то каждый поймет обращенную к нему просьбу как указание, обязательное к исполнению.

· Назначение любого работника на должность нужно согласовать с тем руководителем, в подчинении которого он будет находиться. Тогда этот руководитель проникнется большим чувством ответственности за деятельность нового сотрудника и постарается ему помочь, особенно на первых порах.

· Будьте оптимистом и в сложных ситуациях не теряйте бодрость духа: это вселяет в подчиненных уверенность в успехе дела.

· Нужно уметь хорошо разбираться в людях, в первую очередь в своем непосредственном окружении. Подхалимство и неумеренные восхваления часто кружат головы незрелым руководителям, мешают им правильно оценивать обстановку и результаты своей деятельности. Нет лучшего способа усыпить бдительность руководителя, чем лесть, тем более, что ему зачастую трудно отличить ее от искреннего уважения и признания заслуг. Однако постоянное напоминание даже о действительных заслугах тоже есть форма лести.

· Не пытайтесь создавать вокруг себя группу «надежных лиц», чтобы обеспечить себе поддержку в коллективе: это неизбежно повредит вашему престижу.

· Руководитель сам никогда и никуда не должен опаздывать и обязан того же требовать от подчиненных.

· Надо быть принципиальным не только с подчиненными, но и в обращении со своими вышестоящими руководителями, правильно информировать их о положении дел в управляемой вами системе, отстаивать интересы дела.

   Итак, каждый руководитель должен научиться управлять собой, своим поведением в любых условиях. Будьте приветливым, вежливым. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддерживать хорошее настроение и у себя, и у окружающих.       

   Придя на работу, приветствуйте своих коллег. Дайте им понять, что вы рады начать с ними новый рабочий день, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку.

  Научитесь терпеливо слушать других, не допускайте в их адрес реплик, не отвергайте высказанные предложения только потому, что вы с ними не согласны, дайте высказаться другим, поощряйте активность своих подчиненных.

   В любых ситуациях сохраняйте самообладание; будьте вежливы, отдавая поручения подчиненным; помните, что подчиненные лучше воспринимают поручения в форме просьбы, чем приказа.

   Будьте внимательны к своим подчиненным, замечайте каждый их успех в работе и поощряйте за это. Простое «спасибо», высказанное вовремя, может оказаться не менее эффективным, чем денежная премия; если возникла необходимость наказать кого-то за служебные упущения, будьте справедливы и тактичны. При выборе форм выражения и меры наказания учитывайте возраст, пол и темперамент работника.

   Критика – могучее средство воздействия на людей, которым надо пользоваться умело и осторожно. Не злоупотребляйте им, не унижайте достоинства людей грубыми критическими придирками, не допускайте перерастания критики в элементарную ссору. Не преследуйте за конструктивную критику снизу. Она избавит вас от ошибок и упущений в работе, укрепит связи с коллективом; будьте самокритичным – это только укрепит ваш авторитет.

   Цените самостоятельных людей, избегайте навязчивых услуг подхалимов. Этим вы будете содействовать укреплению здорового психологического микроклимата в коллективе и повышению общей эффективности руководства. Не злоупотребляйте правом единоначалия, советуйтесь с общественными органами самоуправления по принципиально важным вопросам неоперативного управления.

   Для успешной работы любой организации очень важны отношения руководителя и подчиненных. Конечно, не все бывает так гладко, как нам бы хотелось, в том числе и в общении с работниками. Директору Горной основной школы Морозкиной М. Г. был предложен тест «Определение причин трудностей в общении с подчиненными». В результате чего выяснилось, что в общем отношения в коллективе сложились неплохие, хотя существуют некоторые «шершавые» грани характера руководителя, которые весьма болезненно воспринимаются окружающими. Например, потребность спорить или в некоторых случаях критиковать своих подчиненных, что вызывает у последних негативную реакцию. Но когда руководитель умело пользуется критикой и не вступает в спор, если в этом нет необходимости, умеет контролировать себя, то у него могут сложиться хорошие отношения с окружающими. Такую ситуацию можно наблюдать в коллективе Горной основной школы. Описание данного теста вы сможете просмотреть в приложении.

Данной организации был предложен еще один тест «Как расставить стулья к совещанию?», т. к. организуя совещания, руководитель должен быть не только общительным, иметь организаторские способности, но и не упускать из виду мелочи, которые могут повлиять на результаты. Выяснилось, что Марина Геннадьевна может неплохо организовать совещание. Например, руководитель для совещания расставляет мягкие стулья, поэтому участники совещания не устают (как на жестких стульях) и излишне не расслабляются (как на мягких креслах). Марина Геннадьевна, учитывая количество участников совещания, продумывает за каким столом будет удобнее вести беседы, дискуссии (за круглым столом, за Т-образным или П-образным столами), как лучше рассадить коллег. Благодаря такой подготовке совещания коллеги меньше устают, идет более оживленный обмен мнениями, совещания проходят более результативно.











                     Глава II. Технология общения делового человека.

        В главе предполагается рассмотреть технологии общения делового         человека, понятие «коммуникация», приемы эффективного общения, основы вербального этикета и правила деловой переписки, показать влияние владения технологией общения на успешную деятельность организации.

2.1 Коммуникации в работе менеджера: деятельность и общение.


        Управление в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления  в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена. Многие менеджеры понимают важность этой проблемы и уделяют этому большое внимание.                

  В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции.

   Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей. 

   Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников управленческого взаимодействия. Так, каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания.

    Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающее «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов. Коммуникация является коллективным действием, взаимодействием и уже поэтому в ней возникают свои сложности. Коммуникация – это организованное, управляемое общение, отрегулированное в соответствии с определенными правилами, нормами, стереотипами.[4;380] Поэтому важной задачей в процессе коммуникации является контроль. Он включает в себя контроль подготовки, формулирования, отправки и получения сообщения. Если такого рода контроль не осуществляется, то коммуникация превращается в неуправляемый процесс.

    Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей ( начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом ) в рамках различных событий. Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью.

      Углубленное изучение межличностной коммуникации предполагает рассмотрение ее как процесса, состоящего из этапов и стадий. Знание роли и содержания каждого из этапов позволяет более эффективно управлять процессом в целом.

Этап отправления включает в себя следующие шаги.

Тот, кто передает информацию, называется отправителем. Это ключевая роль, которая заключается в проектировании и кодировании информации, предназначенной другим участникам процесса. Выполнение данной роли начинается с идентификации индивидом себя в рамках коммуникационного процесса и формулирование значения. За этим следует кодирование.

Кодирование – это трансформирование предназначенного для передачи значения в послание или сигнал, который может быть передан. Вначале выбирается система кодовых знаков – носителей информации, которые далее организуются в определенную форму ( речь, жест, рисунок и т. д.)

В результате проведенных исследований формируется послание, содержащее данные с определенным значением.

Послание посредством передатчика поступает в передающий канал, доводящий его до заданного адресата. Отправленное послание вернуть уже нельзя. В этот момент заканчивается этап отправления и начинается этап получения передаваемой информации и понимание ее значения.

Канал выводит послание на приемник, который фиксирует получение данного послания по другую сторону канала. Если в ходе движения по каналу в послании меняются его носители или формы, то прием считается не состоявшимся.

Тот, кого достигло и кому было адресовано послание, называется получателем, его роль в большей степени заключается в раскодировании этого послания в понятное и приемлемое для получателя значение.

Раскодирование включает восприятие послания получателем, его интерпретацию и оценку. Получить – еще не означает понять, а понять – это еще не означает принять. Эффективная коммуникация устраняет причины для непринятия послания.

Последним важным элементом коммуникационного процесса является обратная связь, появляющаяся в результате обмена участников процесса ролями. Получатель становиться отправителем, и наоборот, отправитель – получателем. Таким образом, весь цикл повторяется вновь, но уже в другом направлении. Обратная связь – это ответ получателя на послание. Она дает возможность отправителю узнать, дошло ли послание до адресата и в каком значении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ