Финансы, денежное обращение и кредит
2. Распределительный
характер этих отношений.
3. Место возникновения
- вторая стадия воспроизводственного процесса.
Деньги первичны - финансы
вторичны.
Примерами финансовых отношений являются:
n
- отношения между предприятиями и работниками
(выплата заработной платы, выдача дивидендов, материальные санкции);
n
- отношения между предприятиями и его филиалами,
подразделениями (наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов
для обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;
n
- отношения между предприятиями (оплата счетов,
выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов,
взыскание санкций за нарушение договоров);
n
- отношения между предприятием и государством
(платежи налогов, финансирование из бюджета отдельных затрат);
n
- отношения между предприятиями и банками (хранение
собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и
долгосрочное кредитование);
n
- отношения между государством и населением (уплата
налогов о сборов, финансирование государством части социально - культурных
потребностей населения, приобретение облигаций государственных займов);
n
- отношения между банками и населением (вклады
населения в сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов,
выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам;
n
- отношения между вышеуказанными и теневой
экономикой.
3.2.
МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы - это совокупность доходов и поступлений, находящихся в
распоряжении субъекта хозяйствования.
Финансовые ресурсы предназначены для:
n
- выполнения финансовых обязательств;
n
- покрытия затрат по расширенному воспроизводству;
n
- материальному поощрению работников.
Главным материальным источников денежных фондов выступает национальный
доход страны - вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость
необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть прибавочного
- это фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное - это фонд накопления. У
хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются фонд накопления,
фонд потребления и фонд финансовых резервов.
Финансовые ресурсы складываются из трех источников:
1) средства,
аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
2) средства
внебюджетных фондов;
3) ресурсы, получаемые
самими предприятиями (прибыль, амортизация).
Исходя из этого финансы могут быть централизованными (государственными)
и децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов).
Децентрализованные ресурсы классифицируются на:
n
- собственные и привлеченные (прибыль, амортизация,
денежные средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от
выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности);
n
- заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты
банков, средства различных финансовых структур;
n
- ресурсы, получаемые в порядке перераспределения
(страховые возмещения, субсидии государства, субвенции).
Выделяют две основные функции -распределительную и контрольную.
Распределительная функция финансов заключается:
1) в создании так
называемых основных или первичных доходов путем распределения национального
дохода среди участников материального производства;
2) в создании вторичных
или производных доходов путем перераспределения национального дохода между
производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального
производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами
населения.
Схема
распределения национального дохода
(C+V+M) - совокупный общественный продукт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заработная пла-
та работников
материального
производства
|
|
|
|
|
и т.д.
Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по
соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению посредством
регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного
воспроизводства.
Одной из задач финансового контроля является проверка точного
соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты
выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой,
банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и
платежам.
Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования
, при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы.
Помимо распределительной и контрольной функций финансы выполняют
регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через
государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс
воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также финансовое
и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.
Функция содержания государства
Функции финансов осуществляются:
n
- на всех уровнях управления экономической системой
(Федеральном, территориальном, местном);
n
- во всех сферах общественной жизни (материальное
производства, сфера обращения, сфера потребления);
n
- на всех уровнях экономической системы
(внутрихозяйственном - финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы
комплексов, межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные
фонды).
Понятие финансовой системы является развитием более общего понятия -
финансы. Если финансы - это экономические отношения по
поводу.................., то финансовая система - это совокупность органов и
учреждений, форм и методов, сфер финансовых отношений, связанных с образованием
и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Централизованные финансы используются для регулирования экономики и
социальных отношений на макроуровне.
Децентрализованные - на микроуровне, а сегодня уже и на макроуровне.
Государственная бюджетная система построена в соответствии с законом
РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10
октября 1991 г.
В 1993 г. внебюджетных специальных фондов было 20: 4 социальных и
остальные производственного назначения. Они имеют строго целевое назначение:
социальные услуги населению, развитие отсталых и приоритетных направлений
науки, техники, производства .
Государственный кредит служит для покрытия дефицита госбюджета. Этой
цели служат :
госзаймы
n
в 1993 г. государственный внутренний долг составил
16,1 трлн руб.;
n
в 1995 г. - 159,3 трлн. руб.;
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ
Децентрализованные
Централизованные финансы
финансы
(государственные)
Финансы предприятий,
Фонды Бюджетная Специальные
внебюд- Государственные
учреждений,
организаций страхования
система жетные фонды займы
Федера- Бюджеты Местные Специальные Социальные Внутренние
Финансы
То же - Финансы Социальное льный
субъектов бюджеты
предприя- на не-
общест- бюджет
Федерации
Внешние
тий, функ-
коммер- венных Личное
циониру- ческой органи-
ющих на
основе заций Имущественное
коммер-
Бюджеты Бюджеты Бюджеты Муници- Бюджеты
ческой
ос- Ответственности
городов респуб- областей, пальные районных
нове
Москвы и блик в сос- краев, ав- бюджеты и сельских
Риска Санкт-Пе- таве РФ тономий населен-
тербурга ных
пунк-
ктов
АО ОО
ЧП
Пенсионный Фонд со- Государствен-
Федеральный
фонд циально- ный фонд за- и территориаль-
го стра- нятости насе- ный фонды обя-
хования ления зательного меди-
цинского
страх.
n
на 1.01.1997 г. - 316 трлн. руб.,
ценные бумаги
n
государственные краткосрочные облигации (ГКО) со
сроком обращения три месяца;
n
золотые сертификаты МФ со сроком обращения один
год;
n
шестимесячные и годовые государственные облигации;
n
облигации федерального займа (ОФЗ);
n
облигации государственного сберегательного займа
(ОГСЗ).
Методы организации финансов определяются степенью (силой)
государственного вмешательства в экономику, хозяйственную жизнь.
Методы
организации
финансов
Государство непосредственно Государственное
вмешательство
руководит финансами
(незначительное) дозированное
Баланс Баланс
Плановая Рыночная
брутто нетто
экономика экономика
Хозрасчет Бюджетное Коммерчес-
финанси
- кий расчет
рование
непроиз-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|