бесплатные рефераты

Финансы, денежное обращение и кредит

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень % ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость.

Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует  росту % ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство.  За счет займов,  размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.

Классификация государственных займов:

1. По субъектам  заемных отношений различают:

·       займы, размещаемые центральными органами управления;

·       займы, размещаемы территориальными  органами управления.

2. По месту размещения:

·       внутренние;

·       внешние.

3.   По возможности обращения на рынке:

·       рыночные;

·       нерыночные (выпускаются с целью мобилизации средств крупных инвесторов, например, страховых компаний, банков).

4.   По сроку:

·       краткосрочные (до года) (векселя);

·       среднесрочные (от 1 до 5 ) (облигации);

·       долгосрочные (> 5 лет, но не более 30).

5.   По обеспеченности долговых обязательств:

·       закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием администрации);

·       беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления.

6.   По способу выплаты дохода различают :

·       выигрышные облигации;

·       процентные;

·       с нулевым  купоном (т.е. продажа со скидкой  (дисконтом)).

7.   В зависимости от метода определения дохода:

·       долговые обязательства с твердым доходом:

·       с плавающим доходом.

8.   В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают:

·       обязательства  с правом долгосрочного погашения;

·       без права долгосрочного погашения.

9.   В зависимости от варианта погашения задолженности различают:

·       погашение единовременным платежом;

·       частями :

в том числе     равными долями;

возрастающими;

снижающимися долями.

3.10.2 Российская Федерация  как заемщик

 

В соответствии с Законом РФ "О государственном  внутреннем долге РФ" под государственным внутренним долгом понимают долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами.

По договору Государственного займа заемщиком выступают РФ и субъекты РФ.

В связи с этим различают:

·       государственный долг—это долговые обязательства Правительства РФ;

·       общегосударственный долг—это долговые обязательства Правительства РФ и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

РФ не несет ответственности  по каким- бы то ни было долговым обязательствам, если они не были гарантированы Правительством РФ.

 

Структура государственного внутреннего долга

Инструмент  заимствования

Годы

 

1995, %

1996, %

1997, %

1. Задолженность Правительства РФ

98

 

 

–в т.ч. ЦБ по кредитам на покрытие бюджетного дефицита

67,6

 

 

–предприятиям  и населению

30,4

 

 

из них по ГКО (на 3, 6, 12 мес.)

12,4

 

 

КО

6,2

 

 

2. Задолженность Центрального банка РФ

1,6

 

 

в т.ч. внутренний долг ЦБ РФ принятый от бывшего СССР

1,1

 

 

3. Прочая задолженность

0,4

 

 

Итого государственный внутренний долг, млрд. руб.

88400

100%

 

 

В % к ВВП

14-15%

 

 

в т.ч. по обязательствам бывшего СССР

4%

 

 

Государственный внешний долг, млрд. долл.

119,9

 

 

в т.ч. долг СССР, млрд. долл.

»9

 

 

долг членам Парижского клуба

40

 

 

членам Лондонского клуба

32

 

 

остальным

35-37

 

 

 

3.10.3 Российская Федерация  как гарант

1.   В законе “О восстановлении и защите сбережений граждан РФ”, принятом Государственной Думой 24.02.95г. №68-Ф3, говорится, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных вкладов в Сбербанке РФ, сделанных  в период до 20 июня 1991г. Гарантированные сбережения являются государственным внутренним долгом РФ.

2.   Государственные гарантии выдаются:

·       при привлечении инвестиционных ресурсов финансово-промышленными группами;

·       государственные гарантии предоставлены РАО ВСМ (высокоскоростная пассажирская железнодорожная магистраль) по  выпускаемому этим обществом в 1994-99гг. облигационному займу;

·       государственные гарантии предоставлены под кредитные ресурсы, привлекаемые для обеспечения экспорта;

·       государственные гарантии на сумму не менее 200 млн. долл.  предоставлены иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку мелкого предпринимательства.

3.10.4 Российская Федерация  как кредитор

 

Внутренние ссуды. Предоставление суд осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ “О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств Федерального бюджета” от 8 июля 1994г.   №1484.  Ссуды имеют целевой характер и предоставлялись на проведение структурной перестройки,, расчетов  по целевым кредитам, на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий,  оборудования и материалов.

Контроль за использованием ссуд возлагается на Министерство финансов РФ и  его органы—Казначейство и Контрольно-ревизионное управление.

Внешние ссуды.  Ежегодно утверждается размер государственных кредитов, предоставляемых РФ.  В 1995г. он составил 600 млн. долл. США.

Кредиты государствам, членам СНГ ограничиваются суммой % и суммами в погашение основного, ранее выданного долга.

 По состоянию на март 1996г. государственные долги составляют (млн. долл.):

Армения

92,6

Украина

2703,9

Белоруссия

470,2

Киргизия

134,3

Таджикистан

254,3

Казахстан

1318

Узбекистан

486,8

Грузия

147,4

Молдова

122,3

Азербайджан

81,5

 

4. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

 

Внебюджетные фонды государства — совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение, которое обычно указывается в названии фонда.

Внебюджетные фонды  создаются 2-мя  путями:

1)    выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

2)    формированием  внебюджетного фонда с собственным источником доходов для определенных целей.

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы  в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР (от 17.10.91г.)

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы   субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными и имеют строго целевое назначение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 РЕФЕРАТЫ