Финансы, денежное обращение и кредит
n
прибыль.
Эффективность использования оборотных средств характеризуется:
n
коэффициентом оборачиваемости
____ ___
Ко =
Выручка/ОБС ОБС = (ОБСн + ОБСк) /
2;
n
скоростью оборачиваемости в днях
tоб = 360 / Ко;
n
показателями ликвидности;
n
показателями платежеспособности.
Чистая прибыль, т.е. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия,
распределяется двумя способами:
1. Посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда
потребления и резервных фондов;
2. Путем непосредственного распределения чистой прибыли по отдельным
направлениям.
Во втором случае распределение прибыли отражается в финансовом плане.
В первом случае дополнительно к финансовому плану составляются сметы
расходования фондов накопления и потребления.
Фонд накопления используется на НИР, проектные, конструкторские и т.п.
работы, освоение новых технологий и выпуск новой продукции, техническое
перевооружение и реконструкцию, погашение долгосрочных ссуд, прирост оборотных
средств, на природоохранные мероприятия, на учредительские взносы.
Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные
нужды.
Государственный бюджет — как экономическая категория выражает систему
экономических отношений между государством, предприятиями и населением по
поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и
национального дохода и формирования централизованного общегосударственного
фонда денежных средств. Другими словами — это основной финансовый план
образования и расходования государственного фонда денежных средств.
Его основное назначение — создание условий для эффективного развития
экономики и решения общегосударственных и социальных задач.
ГБ характеризуется следующими чертами:
1) носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над
доходами составляет дефицит бюджета.
2) Формирование и использование бюджета базируется на сочетании
централизованных начал с инициативой местных органов.
Основные
функции бюджета:
·
перераспределение национального дохода и примерно
50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами
населения;
·
государственное регулирование и стимулирование
экономики;
·
финансовое обеспечение финансовой политики;
·
контроль за образованием и использованием
централизованного фонда денежных средств.
Бюджетное устройство — это организация бюджетной системы, принципы ее
построения, совокупность бюджетов государства.
Организационная структура (см. схему
Финансовой системы РФ) включает республиканский бюджет, 21 бюджет республик в
составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт
Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной
Еврейской области и около 29 тыс. местных бюджетов.
Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и Закон
“Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и
расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность,
гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную
бюджетную систему.
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют
понятие “Консолидированный бюджет” РФ.
Наиболее сложная проблема в БУ- бюджетный федерализм, т.е.
взаимоотношения центра и регионов.
В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных
бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и
субвенций, кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы —
доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты (например, налог на
имущество предприятий для бюджетов РФ и налоги на имущество физических лиц для
местных бюджетов.
Регулирующие доходы —
средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему
бюджету. Например, в 1996 г. 90% подоходного налога с физических лиц
передавалось в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; 25% НДС — в
бюджеты субъектов РФ; около 63% налога на прибыль предприятий — в
бюджеты субъектов РФ (22+13=25%).
Дотации — средства,
передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования
нижестоящего бюджета при его дефиците.
Субвенции — средства
на возмещение текущих расходов и на финансирование инвестиционной деятельности.
Запросы органов представительной власти предоставляются до 15 августа.
Текущие и инвестиционные субвенции из республиканского бюджета включаются в
бюджеты соответствующих республик, краев, областей, округов и т.д.
Доля субвенций из внебюджетного фонда по конкретному проекту не может
превышать 80% капвложений, направляемых на реализацию этого проекта.
Субвенции г.Москве — предназначены для возмещению дополнительных
расходов и потерь городского бюджета, связанных с выполнением городом функций
столицы.
Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик,
краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий стихийных бедствий, катастроф
и других ЧП предоставляются по решению правительства РФ за счет резервных
фондов правительства, а также целевых отчислений из федерального бюджета,
выделяемых по предложению Правительства.
Субвенция, не использованная в срок или использованная не по
назначению полежит возврату. Возврат осуществляется в бесспорном порядке за
счет средств получателя субвенций в трехмесячный срок после решения органа,
выдавшего субвенцию.
Кредитные ресурсы — средства, предоставляемые на кредитной основе, т.е.
на основе платности и возвратности.
В 1994 г. введен механизм межбюджетных отношений, в которых основным
регулятором стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов.
В 1994 г. этот фонд формировался в размере 22% НДС, в 1995г. — 27%
НДС, в 1996 г. — 15% от общего размера налоговых доходов за исключением
подоходного налога с физических лиц и ввозных таможенных пошлин.
На финансовую помощь из этого фонда могут рассчитывать те регионы, у
которых сумма федеральных налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и
подоходного налога с физических лиц), собираемых на их территории и подлежащих
исчислению в региональный бюджет в расчете на 1 жителя < 95% от средней величины по РФ в целом и условная сумма расходов
окажется < 100 % плановых расходов
регионального бюджета.
Трансферты регионам перечисляются ежемесячно. В 1996г. трансферты
предоставлялись 60 регионам из 89.
В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры
дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились
доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов — это
пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 % ежемесячно по
всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищенными
статьями являются зарплата, стипендии, государственные пособия. Покрытие
дефицита осуществляется также за счет выпуска государственных займов и
кредитов международных финансовых организаций.
Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной
классификации, представляющую собой группировку доходов и расходов бюджетов
всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Это
обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. В Федеральном
законе “О бюджетной классификации” №115-Ф3 от 15.08.96г. отмечается, что БК
включает:
·
классификацию доходов бюджетов РФ;
·
функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
·
экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
·
классификацию источников внутреннего
финансирования дефицитов бюджетов РФ;
·
классификацию источников внешнего
финансирования дефицита федерального бюджета;
·
классификацию видов государственного внутреннего
долга РФ и субъектов РФ;
·
классификацию видов государственного внешнего долга
и внешних активов РФ;
·
ведомственную классификацию расходов федерального
бюджета.
Бюджетный процесс — это регламентированная
законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению,
утверждению и исполнению бюджета. Эта деятельность регулируется Законом РФ
“Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР (10.10.91г.).
Принципы организации бюджетного процесса: единство,
самостоятельность, балансовый метод.
Этапы бюджетного процесса. БП
должен начинаться за 1.5 года (реально за 0.5 года).
1.
Приблизительно
15 августа выходит распоряжение правительства о разработке бюджета.
2.
В
течение 2-х месяцев Министерство экономики разрабатывает прогноз экономического
и социального развития России. Министерство финансов рассылает классификации
расходов и доходов бюджета и нормативы по сферам деятельности, которых следует
придерживаться при разработке смет.
Министерство
финансов взаимодействует с министерствами и республиками по поводу дотаций из
бюджета. Эти органы представляют свои предложения в виде росписи доходов и
расходов и свои бюджеты.
3.
15
октября Министр финансов представляет в правительство проект бюджета.
4.
Правительство
вносит проект федерального бюджета на рассмотрение Государственной Думы.
Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы:
·
предварительные итоги социально-экономического
развития РФ за истекший период;
·
прогноз социально-экономического развития на
предстоящий год;
·
прогноз Сводного финансового баланса по территории
РФ на предстоящий год;
·
прогноз консолидированного бюджета на предстоящий
год;
·
основные направления бюджетной и налоговой
политики;
·
основные принципы и расчеты по взаимоотношениям
федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;
·
федеральные целевые программы и программы развития
регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета ;
·
федеральная инвестиционная программа;
·
оценка ожидаемого исполнения ФБ за текущий год;
·
поквартальное распределение доходов и расходов ФБ
на предшествующий год .
Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются
в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.
Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.
Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий
год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет
Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более
половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был рассмотрен. В
случае отклонения Закона Советом Федерации создается согласительная комиссия.
В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается
принятым, если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3
общего числа членов Думы.
Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись
президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование
закона — 7 дней.
Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то
ГД принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из
федерального бюджета в 1 квартале текущего года.
Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов
и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также
финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение
финансового года.
Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу,
Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах.
Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов и
расходов — основному оперативному плану распределения доходов–расходов по
подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки
поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.
Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство
РФ (ФК) — структуру МФ, которое осуществляет с единого (главного) счета
Федерального казначейства все операции со всеми государственными федеральными
ресурсами. Все остальные счета, открытые казначейством в учреждениях
банковской системы служат для транзитного перемещения бюджетных средств на
счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета. Казначейство
информирует о результатах исполнения ФБ министра финансов – ежедневно, а высшие
органы государственной власти — ежемесячно.
Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:
·
организует бюджетное и финансовое исполнение ФБ и
государственных внебюджетных фондов;
·
доводит до территориальных органов ФК размеры бюджетных
ассигнований;
·
ведет сводный реестр распорядителей средств ФБ;
·
организует распределение в установленных размерах
доходов между ФБ и бюджетами субъектов РФ;
·
осуществляют управление доходами и расходами ФБ и
иными централизованными ресурсами;
·
регулируют финансовые отношения между ФБ и
государственными внебюджетными фондами;
·
организует и осуществляет ведение операций по учету
государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению ФБ.
На уровне бюджетной единицы прослеживаются следующие этапы процесса
исполнения бюджета :
·
доведение объема бюджетных ассигнований;
·
доведение гарантированных лимитов финансирования, в
пределах которых распорядитель бюджетных средств может принимать на себя
финансовые обязательства;
·
объем фактически заключенных соглашений;
·
сумма счетов, предъявленных к оплате;
·
сумма фактического перечисления бюджетных средств
со счетов.
Правительство ежемесячно предоставляет в ГД информацию о ходе
исполнения ФБ и ежеквартально — отчет.
Составлением отчета занимается Министерство финансов, Государственная
налоговая служба и Государственный таможенный комитет. Отчет докладывается
Федеральному собранию, которое его утверждает.
Контроль за исполнением ФБ осуществляет Счетная палата.
|