Государственный бюджет РФ. Проблема его дефицитности
Но вернемся к
теме нашего исследования. Отдельно мне хотелось бы рассмотреть подоходный
налог, поскольку именно этот налог в большей степени отвечает основным
принципам налогообложения. Сравнивая налоговое законодательство с развитой
рыночной экономикой в сфере подоходного налогообложения физических лиц, можно
выделить следующие общие черты:
ü подоходный налог с
физических лиц – один из важнейших источников государственных доходов. Так,
поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре
доходов федерального бюджета США (около 40%), Испании (38%), Великобритании
(35%), Дании (≈50%). Кроме того, подоходный налог с граждан имеет
приоритетное значение в доходах бюджета таких экономически развитых стран, как
Канада, Германия, Австрия, Япония, Норвегия.
ü во всех странах
подоходный налог взимается по прогрессивной шкале. Диапазон ставок налога
широк: от 0 до 56,8% во Франции, от 19 до 53% в Германии, от 10 до 50% в
Австрии и Италии. Предельная ставка подоходного налога в Дании составляла 61%.
Казалось бы, ставки налога очень высоки, но следует учесть, что во всех странах
установлены довольно значительные необлагаемые минимумы и предоставлены льготы
по различным основаниям. Например, физические лица в Японии уплачивают
государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей 5 ставок: 10,
20, 30, 40, 50%. Кроме этого, действует подоходный префектурный налог по трем
ставкам: 5, 10 и 15%, а также существуют местные подоходные налоги. Но кроме
необлагаемого минимума гражданин может исключить из годового дохода льготы,
учитывающие его семейное положение, а также сумму средств, затраченных на
лечение. Таким образом, у среднеоплачиваемого человека может освобождаться от
налогообложения более 30% его доходов.
ü во многих
странах в результате проведенных реформ произошло резкое сокращение
максимальных ставок налога и их количества. Так, до 1996 г. в США действовали
14 ставок подоходного налога, величина которых нарастала от 11 до 50%. В ходе
налоговой реформы 90-х гг. шкала ставок была упрощена: максимальная ставка
снижена до 39,6%, количество ставок до 5.
Итак, мы рассмотрели
налоговые доходы, каким образом они поступают в государственный бюджет, теперь
нам необходимо рассмотреть другой вид доходов бюджета. Второй вид доходов
бюджета – это неналоговые доходы. Большинство неналоговых доходов не
имеют твердо установленной ставки. В отличие от других доходов неналоговые
доходы бюджета не должны жестко планироваться, однако на практике они
планируются, как правило, на уровне поступлений предыдущего года. Одна из
причин – наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс. Перечень же
неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется
бюджетной классификацией. Структура неналоговых доходов следующая:
Рис. 6 Структура неналоговых доходов
Особое значение в системе неналоговых доходов
государственного бюджета занимают доходы от использования и продажи имущества.
В частности, структура и динамика поступления средств в федеральный бюджет от
приватизации и использования государственной собственности представлена в
следующей таблице (в представленном промежутке времени в России доходы от
приватизации были наиболее значительными):
Источники доходов
|
1996 г.
|
1997 г.
|
1998 г.
|
1999 г.
|
Приватизация
|
76,3
|
96,9
|
76,3
|
49,5
|
Доходы от аренды
гос. имущества
|
15,4
|
1,6
|
13,1
|
12,6
|
Дивиденды по акциям, находящимся в государственной собственности
|
8,3
|
1,5
|
10,6
|
37,9
|
ИТОГО
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Таблица 1. структура и динамика поступления средств в
федеральный бюджет, в %
В таблице приведены результаты приватизации и
использования государственной собственности за период 1996-1999 гг. Динамика
поступления средств от приватизации и использования государственной
(муниципальной) собственности позволяет судить об интенсивности сделок с этим
видом собственности. Как показывают данные по итогам 1999 г., основная часть неналоговых
доходов поступает от приватизации (49,5%), вторая по величине статья
поступления – дивиденды по акциям, находящимся в государственной собственности
(37,9%), и лишь 12,6% составляют доходы от аренды государственного имущества.
Да, так на самом деле происходило в России в конце XX века.
1.3.2 РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые
на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного
самоуправления. Предоставление бюджетных средств осуществляется в виде:
ü ассигнований на содержание бюджетных
учреждений;
ü средств на оплату товаров, работ и услуг,
выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или
муниципальным контрактам;
ü трансфертов населению, включающих в себя
ассигнования на реализацию выплат населению, установленных законодательством РФ
и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного
самоуправления;
ü ассигнований на осуществление отдельных
государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
ü ассигнований на компенсацию дополнительных
расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной
власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных
доходов;
ü бюджетных кредитов юридическим лицам (включая
налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей);
ü субвенций и субсидий физическим и юридическим
лицам;
ü инвестиций в уставные капиталы действующих или
вновь создаваемых юридических лиц;
ü бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий
бюджета других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным
фондам;
ü кредитов иностранным государствам;
ü средств на обслуживание и погашение долговых
обязательств, в том числе государственных и муниципальных гарантий.
Новые виды расходов бюджетов финансируются только с
начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий
бюджет. При определении источников финансирования исключается увеличение
дефицитов бюджетов.
Формирование расходов бюджетов всех уровней базируется
на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной
обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг. Как я уже
отмечал в начале главы, в России в настоящее время идет реформа межбюджетных
отношений. Так вот, ключевая задача этой реформы – предоставление региональным
и местным органам власти реальных расходных полномочий, сбалансированных
с имеющимися финансовыми ресурсами. В РФ в соответствии с Бюджетным кодексом в
настоящее время за каждым уровнем власти закреплены определенные расходы. Сама
же структура расходов государственного бюджета (берется пример Федерального
бюджета) выглядит следующим образом:
Рис. 7 Структура расходов федерального бюджета
Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ» от
05.08.1996 № 115-ФЗ (ред. 08.08.2001) предлагает три вида классификации
расходов бюджета: функциональную, экономическую, ведомственную. Функциональная
классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов
бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение
основных функций государства. Первый уровень функциональной классификации
расходов бюджетов РФ разделы, второй уровень – подразделы, конкретизирующие
направления бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах
разделов, третий уровень – целевые статьи расходов федерального бюджета,
отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности
главных распорядителей средств в пределах подразделов функциональной классификации
расходов бюджетов, четвертый уровень – виды расходов федерального бюджета,
детализирующие направления финансирования расходов по целевым статьям.
Классификация заключается в том, что каждому направлению расходов присваивается
свой код. Например, разделы обозначаются следующим образом:
01 – Государственное управление 14 - Образование
06 – Наука 15
- Культура
Подразделы конкретизируют направление расходов,
например:
Раздел 14 – Образование
01 – дошкольное образование (код – 1401)
|
05 – Переподготовка и повышение квалификации
(код – 1404)
|
04 – Среднее профессиональное
Образование (код – 1403)
|
06 – Высшее профессиональное образование
(код – 1406)
|
Примеры целевых статей:
400 – Ведомственные расходы на дошкольное образование
401 – Ведомственные расходы на общее образование
405 – Ведомственные расходы на высшее профессиональное образование
Виды расходов еще более детализируют направление
расходов в пределах целевой статьи:
260 – Школы – детские сады, школы начальные,
неполные средние и средние
|
265 – Детские дома
|
261 – Специальные школы
|
271 – Высшие
учебные заведения
|
Соответственно, если в бюджете существует строка,
которая согласно функциональной классификации выглядит следующим образом: 1406
405 271, можно сказать, что по этой строке отражены расходы на высшие
учебные заведения, финансируемые из данного бюджета.
Экономическая классификация – это группировка расходов бюджетов всех уровней
по их экономическому содержанию. Она включает в себя текущие и капитальные
статьи расходов, а также предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд). На
ее основе составляют сметы бюджетных учреждений. Капитальные расходы, предназначенные
для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают статьи
расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые
юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой,
средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели
юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного)
ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при
осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в
собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Текущие
расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования
органов власти соответствующего уровня, бюджетных учреждений, а также оказания
государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в
форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы
бюджетов, не включенные в капитальные расходы.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет
собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств по
главным распорядителям средств федерального бюджета (органам государственной
власти). Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является
группировкой расходов бюджетов субъектов и отражает распределение бюджетных
ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов РФ по
разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной
классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям,
подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов8.
1.4. Составление
проекта государственного бюджета
В проекте закона (решения) о бюджете должны
содержаться:
·
Основные характеристики
бюджета (общий объем доходов и расходов бюджета, дефицит бюджета), а также прогнозируемые
доходы бюджетов по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов
и нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам
других уровней бюджетной системы;
·
Расходы бюджета по
разделам, подразделам функциональной классификации расходов бюджетов, общий
объем текущих и капитальных расходов бюджетов, расходы и доходы целевых
бюджетных фондов. Объем финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной
системы, предоставляемой в форме дотаций и субвенций, в разрезе бюджетов,
получающих указанную финансовую помощь;
·
Распределение бюджетных
ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с
ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;
·
Источники финансирования
дефицита бюджета за счет государственных или муниципальных внутренних
заимствований;
·
Верхний предел
государственного или муниципального долга по состоянию на 1 января года,
следующего за очередным финансовым годом;
·
Предел предоставления
государственных или муниципальных гарантий;
Кроме того, существуют параметры. Которые должны
соблюдаться при составлении проекта бюджета:
·
Текущие расходы бюджета не
могут превышать объем доходов бюджета;
·
Размер дефицита бюджета не
может превышать для федерального бюджета суммарный объем бюджетных инвестиций и
расходов на обслуживание государственного долга; для бюджета субъекта – 15%
объема доходов бюджета субъекта без учета финансовой помощи; для местного
бюджета – 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи.
В расходной части бюджетов предусматривается создание
резервных фондов органов исполнительной власти. Запрещается создание резервных
фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных
(представительных) органов.
В федеральном бюджете предусматривается создание
резервного фонда президента РФ в размере 1% утвержденных расходов.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ порядок
составления и рассмотрение проектов бюджетов, утверждения и исполнения
бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об
исполнении бюджетов находится в компетенции органов власти соответствующего
уровня и определяется для федерального бюджета – Бюджетным кодексом РФ, для
регионального бюджета – законом субъекта, для местного бюджета – правовыми
актами местного самоуправления. Однако нормативно-правовые акты субъектов РФ и
представительных органов местного самоуправления не должны противоречить
Бюджетному кодексу РФ. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка
прогнозов социально-экономического развития территорий и отраслей экономики, а
также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы
исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
На основании прогноза развития, сводного финансового
баланса финансовых ресурсов определяются основные направления бюджетной и
налоговой политики на очередной финансовый год. На федеральном уровне бюджетная
политика составляет суть Бюджетного послания Президента РФ Федеральному
собранию, которое направляется не позднее марта года, предшествующего
очередному финансовому году. С бюджетного послания и начинается
непосредственная работа над составлением проекта бюджета. Таким образом,
составление бюджета основывается на:
·
Бюджетном послании
Президента РФ;
·
Прогнозе
социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной
финансовый год;
·
Основных направлений
бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной
финансовый год;
·
Прогнозе сводного
финансового баланса;
·
Плане развития
государственного или муниципального сектора экономики соответствующей
территории на очередной финансовый год;
В прогнозе социально-экономического развития территории приводятся
следующие основные индикаторы:
·
Валовой внутренний продукт
(объем промышленной продукции, инвестиции в основной капитал, продукция
сельского хозяйства, грузооборот предприятий транспорта, розничный
товарооборот, объем платных услуг населению, внешнеторговый оборот, в том числе
экспорт товаров, импорт товаров);
·
Реальные располагаемые
денежные доходы населения (начисленная среднемесячная заработная плата одного
работника, в том числе номинальная, реальная; численность населения с денежными
доходами ниже прожиточного минимума; общая численность безработных);
·
Индекс потребительских
цен;
·
Индекс цен производителей;
Выработка и согласование проекта федерального бюджета
на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля года,
предшествующего планируемому году.
Одновременно с проектом бюджета на очередной
финансовый год составляются:
·
прогноз консолидированного
бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год;
·
адресная инвестиционная
программа на очередной финансовый год;
·
структура государственного
или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований,
предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;
·
программа предоставления
государственных или муниципальных гарантий на очередной финансовый год;
·
оценка потерь бюджета от
предоставления налоговых льгот и ожидаемого исполнения бюджета за текущий
финансовый год.
После того, как Государственной думой был принят
федеральный закон «О федеральном бюджете на ... год» в соответствии со ст.105
Конституции РФ в течение пяти дней со дня его принятия передается Совету
Федерации, где рассматривается в порядке, предусмотренном Конституцией РФ.
Рассмотрение федерального закона «О федеральном бюджете на … год» Президентом
РФ осуществляется в соответствии со ст.107 Конституции РФ.
Сам же Закон вступает в силу после подписания
Президентом РФ и со дня его официального опубликования в средствах массовой
информации. В случае если федеральный закон «О федеральном бюджете на … год» не
вступил в силу до 1 января планируемого года, Правительство РФ имеет право
производить расходование бюджетных средств по соответствующим разделам, подразделам,
видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации
расходов федерального бюджета ежемесячно в размере одной двенадцатой от сумм
фактически произведенных текущих расходов за предшествующий год.
Теперь рассмотрим ситуацию в нашей стране. В феврале
текущего года в средствах массовой информации было озвучено, что бюджетную
комиссию в 2005 году возглавит премьер-министр РФ Михаил Фрадков. По мнению министра
финансов А.Кудрина, участие премьер-министра в работе этой комиссии
означает, что решения, которые будут приняты на заседаниях правительства
"уже обсуждаться не будут, обжалованью подлежать тоже не будут".
"Решения на заседании правительства пойдут с высокой долей их утверждения. В этой связи я вижу плюс", -
отметил министр финансов. А.Кудрин считает, что М.Фрадкову придется работать
в оперативном режиме и более подробно вникать во все детали бюджета.
"Это тоже плюс для министерства финансов, но это займет больше времени у
председателя правительства. В данном случае он такой выбор сделал сам", -
подчеркнул глава Минфина. Решение Фрадкова бесспорно правильное. Другое дело,
сможет ли премьер-министр отследить весь ход исполнения бюджета. Но сам факт
того, что за бюджетом будет следить второе лицо в государстве дает некоторую
уверенность в том, что государственный бюджет на 2005 год будет полностью исполнен,
поэтому я думаю, что это решение Фрадкова носит принципиальный характер. Делая
резюме первой главы курсовой работы, мне хотелось бы отметить некоторые важные
моменты, на которых основана первая часть моей работы:
·
государственный бюджет
должен быть утвержден до начала финансового года, так как именно он является
документом, на основании которого заключаются договоры и производится
финансирование расходов.
·
определяющие параметры
бюджета формируются на основе принципиальных положений социально-экономической
и финансовой политики на следующий год.
·
основные параметры,
которые должен содержать закон о бюджете и финансовые нормативы, которые
необходимо соблюдать, закреплены в Бюджетном кодексе РФ и являются
обязательными для бюджетов всех уровней бюджетной системы.
II.
Бюджетное устройство РФ
2.1 Основные черты бюджетного устройства и
бюджетной системы РФ
Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы
ее построения. Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджетное устройство – это
построение и организация бюджетов и межбюджетных отношений. Бюджетное
устройство определяется государственным устройством. По форме государственного устройства
страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (федерация).
В современном мире большинство государств являются унитарными, например
Великобритания, Франция, Италия, Китай, Япония и другие. Как правило, крупные
страны являются федерациями – Российская Федерация, США, Германия, Бразилия,
Индия, Пакистан. В унитарных государствах существует два уровня бюджета –
государственный и местные бюджеты; в федеративных – три уровня и более:
государственный бюджет, региональные и местные бюджеты (причем здесь
присутствует несколько уровней местных бюджетов). Бюджетные полномочия местных
бюджетов в унитарных государствах ограничены рамками, которые устанавливает
центральное правительство, налоговые полномочия незначительны и также находятся
под контролем центра. В федерации каждый уровень власти имеет собственные права
и полномочия, органы управления являются выборными. Региональные власти имеют
право устанавливать налоги и их ставки и распределять свои бюджетные средства в
зависимости от выбранных приоритетов. Что же качается России, то в настоящее
время у нас в стране реализуются реформы системы организации местного
самоуправления и бюджетного устройства РФ, нашедшие свое отражение в
Федеральных законах от 60.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» и от 04.07.2003 № 95-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти
субъектов РФ», а также законопроектов «О внесении изменений и дополнений в
Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» и «О внесении
изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ и признании утратившим силу Закона
РФ «Об основах налоговой системы в РФ».
Теперь подробнее выясним, что представляет собой
бюджетная система в России. В Бюджетном кодексе РФ дается следующее определение
бюджетной системы РФ: бюджетная система1
РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ,
регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ, местных бюджетов государственных внебюджетных фондов. В основе
устройства бюджетной системы РФ лежит административно-территориальное
деление. Звеньями же бюджетной системы являются: федеральных бюджет;
региональные бюджеты субъектов РФ – республиканские бюджеты республик в составе
РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов
Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты местных административно-территориальных
образований - районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме
Москвы и Санкт-Петербурга), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ на соответствующий год. Этот бюджет используется для
свода статистических данных и анализа показателей бюджетной системы, а
также при установлении нормативов отчислений от налогов в нижестоящие бюджеты.
Консолидированный бюджет не утверждается законодательным органом власти.
Структура консолидированного бюджета РФ представлена ниже.
Рис. 8 Структура консолидированного бюджета РФ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|